26.02.2021

Основания и способы прекращения действия международного договора. Прекращение, приостановление и изменение международных договоров Внутренние основания прекращения международного договора


Действие международного договора прекращается толь­ко в соответствии с нормами международного права.

Прекращение договора или выход из него участника могут иметь место:

а) в соответствии с положениями договора;

б) в любое время с согласия всех участников по кон­
сультации с прочими договаривающимися государствами
(ст. 54 Венской конвенции о праве международных догово­
ров 1969 г.).

Наиболее распространенными основаниями прекраще­ния действия договора являются истечение срока его ис­полнения. Многие договоры предусматривают возможность денонсации.

Денонсация означает правомерное одностороннее пре­кращение договора на условиях, в нем предусмотренных. Договор, не содержащий таких условий, денонсирован бытьне может, за исключением случаев, когда установлено, что участники намеревались допустить возможность денонсации, или когда характер договора подразумевает право денонса­ции. В последнем случае уведомление о намерении денонси­ровать договор направляется не менее чем за 12 месяцев. Аннулирование - это одностороннее правомерное прекра­щение действия договора на условиях, в нем не предусмот­ренных. Основанием могут являться:

Нарушение договора другими участниками;

Невозможность исполнения;

Коренное изменение обстоятельств;

Создание новой императивной нормы.
Основанием для аннулирования может быть не всякое,

а лишь существенное нарушение договора. Невозможность исполнения понимается лишь как исчезновение объекта, необходимого для выполнения договора.

Прекращение договора освобождает участников от обя­занности выполнять его постановления, но не влияет на их права и обязанности, возникшие в результате выпол­нения договора.

Приостановление действия договора есть временное пре­кращение его действия.

Оно возможно в соответствии с постановлениями дого­вора, с согласия всех участников по консультации с прочи­ми договаривающимися государствами, на основе общих норм международного права. В последнем случае основанием могут служить существенное нарушение договора и времен­ная невозможность его выполнения. Кроме того, два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение о приостановлении его действия только между собой. Такое приостановление допустимо, если оно не окажет влияния на пользование вытекающими из договора правами другими участниками, не противоречит целям и принципам договора. Приостановление действия договора"временно освобождает участников от обязанности выполнять его постановления, но не влияет на их права и обязанности, возникшие в результате выполнения дого­вора. Участники должны воздерживаться от действий, кото­рые бы сделали возобновление договора невозможным

32.Понятие международного спора.

Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения разногласий между государствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.

Международные споры классифицируются по различ­ным основаниям: по объекту или предмету спора, по сте­пени опасности для международного мира и безопасности, по географии распространения (локальные, региональные или глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние).

Устав ООН предусматривает определенные процедуры урегулирования следующих разновидностей международных споров:

Спор, продолжение которого могло бы угрожать поддер­
жанию международного мира и безопасности (ст. 33 Устава);

«любой спор», т. е. спор, который может и не представ­
лять прямой угрозы поддержанию международного мира
и безопасности (ст. 38 Устава);

«местные споры» - (пп. 2 и 3 ст. 52 Устава);

Споры юридического характера (п. 3 ст. 36 Устава).

33.Международно-правовые средства разрешения споров

Мирные способы урегулирования международных споров -

это международно-правовые способы и средства урегули­рования разногласий между субъектами международного права в соответствии с основными принципами междуна­родного права, без применения принуждения в какой-либо форме, в целях поддержания и упрочения мира, развития мирных отношений.

Современное международное право включает в себя как обычные, так и договорные нормы, которые определяют средства, способы и процедуру мирного урегулирования международных споров. Средства и способы мирного урегулирования международных споров существовали до утверж­дения принципа мирного урегулирования споров между государствами. К таким способам прежде всего относятся «добрые услуги», посредничество, переговоры, арбитраж, но эти средства не имели эффективного воздействия на спо­рящие стороны, т. к. обращение к ним зависело от доброй воли государств - участников спора, а не составляло их обя­занность с точки зрения международного права.

Все эти способы не имели должного значения и пото­му, что существовало признание правомерности войны как способа разрешения международных споров. Конвенции 1899 и 1907 гг. хотя и установили процедуру мирного урегу­лирования споров, но обращение к ней государств имело факультативный характер. Гаагские конвенции не запре­щали войну как средство решения международных споров. И только после Второй мировой войны принцип мирного урегулирования международных споров нашел отражение в Уставе ООН и приобрел официальный статус.

К мирным средствам урегулирования международных спо­ров п. 1 ст. 33 Устава ООН относит:

Переговоры;

Обследования;

Посредничество;

Примирение, арбитраж;

Судебное разбирательство;

Обращение к региональным органам или соглашениям.

Устав также оставляет за сторонами - участницами спо­ра право выбрать любой другой мирный способ разреше­ния спора. Мирные средства урегулирования международ­ных споров, перечисленные в ст. 33 Устава, не являются исчерпывающими.

Особое значение в деле мирного урегулирования между­народных споров имеют переговоры, т. е. двустороннее об­суждение спорных проблем (многосторонние встречи име­нуются конференциями и совещаниями). Их первоочеред­ность признана во многих международно-правовых актах (Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг., Декларации о принци­пах международного права ООН 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе 1975 г.). Они могут вестись как на официальном уровне, вплоть до глав государств, так и неофициально.

Переговоры являются главным и самым гибким сред­ством решения международных споров. Переговоры применяются на международных конференциях при участии третьей стороны («добрые услуги», посредничество). Ис­пользование консультационных органов (согласительных и следственных комиссий), судебное разбирательство -Международный и третейский суд - также невозможно без непосредственных переговоров. Одной из разновидно­стей переговоров являются взаимные консультации. Если проведение консультаций предусмотрено международны­ми договорами, то в этом случае они обязательны для стран - участниц договора.

«Добрые услуги» оказывает третье, не участвующее в спо­ре, государство. Задача «добрых услуг» состоит в том, чтобы склонить спорящие стороны к непосредственным перегово­рам или другим мирным способам урегулирования спора. Государство, которое оказывает такие услуги, не должно предлагать условий решения спора. «Добрые услуги» могут оказываться несколькими государствами, а также междуна­родными организациями. Государства - участники спора вправе отклонить предложения третьих государств об оказа­нии «добрых услуг».

Посредничество как способ мирного урегулирования спора характеризуется тем, что посредник принимает активное участие в разрешении спора, предлагая пути решения конф­ликта, участвуя в переговорах. В отличие от «добрых услуг» назначение посредника происходит с согласия обеих сто­рон спора. Советы посредника не являются обязательными для стран - участниц спора.

Выделяют также:

испрашиваемое посредничество: осуществляется по прось­бе спорящих сторон;

предлагаемое посредничество: проводится по просьбе третьей стороны.

Посредничество, как и оказание «добрых услуг», может быть коллективным, а также осуществляться международ­ными организациями. В истории международных отношений бывали случаи, когда «добрые услуги» перерастали в посред­ничество (участие Советского Союза сначала как оказываю­щего «добрые услуги», а потом как посредника при разреше­нии спора между Индией и Пакистаном в 1965-1966 гг.).

Существенную роль в мирном урегулировании споров играют следственные и согласительные комиссии. Статья 33 Устава ООН определяет задачу следственных комиссий -установить факты, относящиеся к предмету спора, выявитьфактические данные. Задача согласительных комиссий го­раздо шире - подготовка проекта мирного соглашения, примирение сторон. Комиссии создаются из граждан госу­дарств - участников спора на паритетных началах, хотя в них могут входить и граждане государств, которые не уча­ствуют в споре.

Следствие производится в состязательном порядке. Сто­роны представляют все документы, списки свидетелей и экс­пертов, которые могут способствовать установлению ис­тины. Стороны обязаны всесторонне помогать следственной комиссии. Совещания комиссии проходят при закрытых дверях и остаются секретными. Работа следственной комис­сии завершается составлением доклада, который зачиты­вается на открытом заседании. За сторонами остается сво­бода использования по своему усмотрению сделанных ко­миссией выводов.

Согласительные комиссии рассматривают дела по заяв­лению либо обоих спорящих государств, либо одного из них. В заявлении указываются предмет спора, а также прось­ба к комиссии предпринять все необходимые меры для разрешения спора. Спорящие государства рекомендуют по два члена комиссии, причем один из них должен быть гражданином этого государства, а второй - представите­лем третьего государства. Эти четыре члена комиссии на совместном заседании выбирают пятого члена из числа гра­ждан третьего государства, который в дальнейшем будет главой этой комиссии.

Следующим средством мирного разрешения международ­ных споров является обращение в Меледународный Суд (ООН, Экономический суд СНГ, Европейский суд по нравам челове­ка, Суд ЕС и др.).

В частности, Уставом Содружества Независимых Госу­дарств был создан Экономический суд СНГ (1993 г.), кото­рый призван был разрешать экономические, а также дру­гие споры, которые будут отнесены к его ведению госу­дарствами-членами. Суд вправе толковать соглашения и акты Содружества по экономическим вопросам. Высшим коллегиальным органом является Пленум. Он рассматривает жалобы на решения Экономического суда, а также вносит на рассмотрение государств-участников предложения об устранении коллизий в законодательстве. Решения Плену­ма являются окончательными Международный арбитраж - особая процедура рассмот­рения международных споров, которая предусматривает согласие обеих сторон и определение ими процедуры рас­смотрения спора, назначение арбитра. Решения являются обязательными. Например, Постоянная палата третейско­го суда может рассматривать любые споры между государ­ствами.

34.Процедура разрешения споров в ООН.

Согласно Уставу ООН все государства разрешают свои между­народные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость. В этих целях Устав ООН закрепляет основные средства и необходимые рамки для мирного разрешения международных споров, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

С момента создания Организация Объединенных Наций игра­ет ведущую роль в международно-правовой системе мирного раз- . решения международных споров и поддержании международного мира и безопасности. Мирное разрешение споров в ООН осуще­ствляется в основном четырьмя главными органами: Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Международным судом и Секретариатом.

Устав ООН возлагает на Генеральную Ассамблею важную роль в области мирного разрешения споров, и она в целом эффективно осуществляет свои функции в этой области. Генеральная Ассамб­лея может обсуждать любую ситуацию независимо от ее происхо­ждения, которая, по мнению Ассамблеи, может нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями, и рекомендовать меры для ее мирного улаживания (ст. 12 Устава). Государства - члены ООН, когда они сочтут это уместным, могут довести до сведения Генеральной Ассамблеи информацию о лю­бом споре или ситуации, которая может привести к международ­ным трениям или вызвать спор. Генеральная Ассамблея может быть форумом для консультаций с целью содействия скорейшему разрешению спора или учредить соответствующие вспомогатель­ные органы.

Центральная роль в системе органов, занимающихся пробле-мами мирного разрешения споров, принадлежит Совету Безопас­ности. Согласно ст. 33 (2) Совет Безопасности, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при по­мощи средств, перечисленных в Уставе ООН (переговоры, обсле­дование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разби­рательство, обращение к региональным органам или соглашениям и т. д.). Он уполномочен расследовать любой спор или любую си­туацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Более того, Совет Безопасности уполномо­чивается в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, или в ситуации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования. При этом он принимает во внимание любую процедуру для разрешения спора, которая уже выбрана сторонами. Давая рекомендации по выбору процедуры или метода урегулирования спора, Совет Безопасности принимает также во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд в соответствии с положениями Статута Суда.

Если стороны в споре не разрешат его при помощи указанных в п. 1 ст. 33 Устава ООН средств, они передают его в Совет Безо­пасности. В случае если Совет Безопасности найдет, что продол­жение данного спора в действительности могло бы угрожать под­держанию международного мира и безопасности, он либо реко­мендует сторонам прибегнуть к надлежащей процедуре или методам урегулирования такого спора, либо рекомендует такие ус­ловия разрешения спора, какие он найдет подходящими.

Генеральная Ассамблея ООН на своей XXXVII сессии 15 нояб­ря 1982 г. одобрила Манильскую декларацию о мирном разреше­нии международных споров. В ней признается необходимым по­вышение эффективности ООН в мирном разрешении междуна­родных споров и поддержании международного мира и безопасности согласно принципам справедливости и междуна­родного права.

Согласно этой Декларации государствам - членам ООН сле­дует укреплять центральную роль Совета Безопасности, с тем что­бы юн мог в полной мере и эффективно.выполнять свои обязанно­сти в соответствии с Уставом ООН в области разрешения споров или любой ситуации, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности. С этой це­лью государствам следует:

а) полностью сознавать свою обязанность передавать в Совет Безопасности такой спор, сторонами в котором они являются, если они не решили его при помощи средств, указанных в ст. 33 Устава; б) более широко использовать возможность доведения до све­
дения Совета Безопасности о любом споре или любой ситуации,
которая может привести к международным трениям или вызвать
спор;

в) поощрять Совет Безопасности более широко использовать
возможности, предусматриваемые Уставом, с целью рассмотрения
споров или ситуаций, продолжение которых могло бы угрожать
поддержанию международного мира и безопасности;

г) рассматривать вопрос о более широком использовании воз­
можностей Совета Безопасности для расследования фактов в со­
ответствии с Уставом;

д) поощрять Совет Безопасности в качестве средства содейст­
вия мирному разрешению споров шире использовать вспомога­
тельные органы, учрежденные им в осуществление его функций
по Уставу ООН;

е) учитывать, что Совет Безопасности уполномочивается на
любой стадии спора, имеющего характер, указанный в ст. 33 Уста­
ва, или в ситуации подобного же характера рекомендовать надле­
жащую процедуру или методы урегулирования;

ж) поощрять Совет Безопасности действовать без промедления
в соответствии со своими функциями и полномочиями, особенно
в случаях, когда международные споры перерастают в вооруженные
конфликты.

Международный суд является главным судебным органом ООН (подробнее см. § 2 настоящей главы). Манильская декларация ре­комендует государствам:

а) рассмотреть возможность включения в договоры, когда это
уместно, положений, предусматривающих передачу в Междуна­
родный суд споров, которые могут возникнуть при толковании
или применении таких договоров;

б) изучить возможность, в порядке свободного осуществления
своего суверенитета, признания юрисдикции Международного
суда обязательной в соответствии со ст. 36 его Статута;

в) рассмотреть возможность определения дел, для решения
которых может быть использован Международный суд.

Важная роль в урегулировании споров и конфликтных ситуа­ций принадлежит Генеральному секретарю ООН. Согласно ст. 99 Устава ООН он имеет право доводить до сведения Совета Безо­пасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угро­жать поддержанию международного мира и безопасности. Гене­ральный секретарь по поручению Совета Безопасности или Гене­ральной Ассамблеи осуществляет посреднические полномочия или оказывает добрые услуги государствам - участникам спора. Как правило, он подписывает соглашения с государствами по уре­гулированию конфликта. Например, в марте 1998 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подписал соглашение между ООН и Правительством Ирака о допуске международных наблюдателей ООН для инспектирования военных объектов с целью выявления в них оружия массового поражения. Эта акция помогла ликвиди­ровать возможный вооруженный конфликт между Ираком и США. Однако в марте 2003 г. США совершили вооруженное на­падение на Ирак.

В Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуа­ций, которые могут угрожать международному миру и безопас­ности, и о роли ООН в этой области, одобренной Генеральной Ас­самблеей ООН 5 декабря 1988 г., уделяется значительное внима­ние роли Генерального секретаря в разрешении споров и конфликтных ситуаций. В частности, в этом документе отмеча­ется, что Генеральному секретарю, если к нему обратились госу­дарство или государства, непосредственно затронутые спором или ситуацией, следует в ответ незамедлительно призвать эти государ­ства искать пути решения или урегулирования мирными средства­ми по своему выбору в соответствии с Уставом ООН и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, которые он считает подходящими.

Ему следует рассматривать возможность обращения к государ­ствам, непосредственно затронутым спором или ситуацией, с тем чтобы не допустить их перерастания в угрозу для поддержания ме­ждународного мира и безопасности. Генеральному секретарю сле­дует, когда это целесообразно, рассматривать возможность полно­го использования возможностей по установлению фактов, вклю­чая направление представителя или миссий по установлению фактов с согласия принимающего государства в районы, в кото­рых существует спор или ситуация. Генеральному секретарю сле­дует поощрять, когда это целесообразно, усилия, предпринимае­мые на региональном уровне для предотвращения или устранения спора или ситуации в соответствующем регионе.

35.Разрешение споров в рамках ОБСЕ.

Приверженность государств - участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) урегулированию споров между ними мирными средствами является одним из крае­угольных камней деятельности ОБСЕ. Эта приверженность под­тверждается в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1989 г., в Парижской хартии для новой Европы 1990 г.

В соответствии с Хельсинкским Заключительным актом все десять принципов Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, будут применяться одинаково и неукоснительно при интерпретации каждого из них с учетом других.

В Итоговом документе Венской встречи государства-участни­ки подтвердили свою приверженность принципу мирного урегу­лирования споров, будучи убеждены в том, что он является суще­ственным дополнением к обязанности государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения, причем оба эти фактора яв­ляются существенными для поддержания и укрепления мира и безопасности.

В Парижской хартии для новой Европы государства-участники торжественно провозгласили свою полную приверженность десяти принципам, закрепленным в Хельсинкском Заключительном акте с целью поддержания и укрепления демократии, мира и единства в Европе.

Для осуществления принципа, согласно которому все споры должны решаться исключительно мирными средствами, требуют­ся соответствующие процедуры урегулирования споров. Такие процедуры в рамках ОБСЕ разработаны и закреплены, в частно­сти, в следующих документах: Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию спо­ров (Валлетта, 8 февраля 1991 г.); Результаты Совещания СБСЕ по мирному урегулированию споров (Женева, 12-23 октября 1992 г.). В случае возникновения спора участники ОБСЕ обраща­ют особое внимание на то, чтобы не допускать такого развития любого спора между ними, которое будет представлять угрозу ме­ждународному миру и безопасности. Они предпринимают соот­ветствующие шаги для надлежащего доведения своих споров до урегулирования. В этих целях государства-участники: а) рассмат­ривают споры на раннем этапе; б) воздерживаются в течение спо­ра от любых действий, которые могут ухудшить положение и сде­лать более трудным мирное урегулирование спора или воспрепят­ствовать ему; в) стремятся, используя все соответствующие средства, достичь договоренностей, позволяющих сохранить меж­ду ними добрые отношения, в том числе принимать временные меры, которые не наносят ущерба их юридическим позициям в споре. В целях согласования соответствующей процедуры урегу­лирования спора заинтересованные государства - участники ОБСЕ, в частности, консультируются друг с другом на как можно более раннем этапе. В случае невозможности урегулирования спо­ра между собой государства - члены ОБСЕ прилагают усилия к тому, чтобы согласовать процедуру урегулирования, соответст­вующую характеру и особенностям конкретного спора. Если спор подлежит передаче на согласованную сторонами процедуру урегу­лирования спора, то государства разрешают данный спор посред­ством этой процедурыГосударства - члены ОБСЕ впервые в практике разрешения споров на региональном уровне приняли на себя более твердые обязательства, чем они установлены общими нормами междуна­родного права. В частности, они прилагают усилия к включению в свои будущие договоры положений, предусматривающих урегу­лирование споров, которые возникают в связи с толкованием или применением этих договоров, и к рассмотрению возможности вы­полнения третьей стороной соответствующей роли обязательного или необязательного характера. Государства взяли обязательство воздерживаться, насколько это возможно, от оговорок к процеду­рам урегулирования спора. Государства рассматривают возмож­ность принятия обязательной юрисдикции Международного суда посредством либо договора, либо одностороннего заявления в со­ответствии с п. 2 ст. 36 Статута Суда и сведения к минимуму, где это возможно, любых оговорок в связи с таким заявлением. Члены ОБСЕ рассматривают возможность на основе специального согла­шения передачи в Международный суд или в Арбитраж, используя в случае необходимости Постоянную палату третейского суда, та­ких споров, которые подпадают под разрешение посредством по­добных процедур. Наконец, государства рассматривают возмож­ность признания юрисдикции международных органов по мирно­му урегулированию споров или контрольных механизмов, созданных в соответствии с многосторонними договорами, касаю­щимися среди прочего защиты прав человека, или снятия сущест­вующих оговорок (если они имеются) в отношении подобных ме­ханизмов.

Участники Совещания стран СБСЕ в октябре 1992 г. одобрили изменения к Валлеттским положениям о процедуре СБСЕ по мир­ному урегулированию споров и Конвенцию по примирению и ар­битражу в рамках СБСЕ.

Согласно этим документам механизм ОБСЕ по урегулирова­нию споров состоит из одного или более членов, выбираемых при общем согласии сторон в споре из списка квалифицированных кандидатов, который ведется назначающим институтом. В список включаются до четырех фамилий лиц, назначаемых каждым госу­дарством-участником, изъявившим желание стать участником ме­ханизма. Ни один из членов механизма не может быть граждани­ном какого-либо вовлеченного в спор государства или постоянно проживать на его территории. По соглашению между сторонами в число членов могут включаться лица, чьи фамилии не значатся в списке.

Если стороны в споре не достигли соглашения о составе меха­низма в течение двух месяцев со времени первоначального обра­щения одной из сторон с просьбой о создании механизма, старшее должностное лицо назначающего института в консультации со сторонами в споре выбирает из списка семь человек.

Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ от 23 октября 1992 г. регламентирует создание Суда, Примиритель­ной комиссии и Арбитражного трибунала.

Суд ОБСЕ по примирению и арбитражу создается для урегули­рования путем примирения и в соответствующих случаях арбитра­жа споров, переданных ему на рассмотрение государствами - чле­нами ОБСЕ. Решения Суда принимаются большинством голосов членов, участвующих в голосовании. Местом пребывания Суда яв­ляется Женева. Расходы Суда покрываются государствами - уча­стниками Конвенции 1992 г. Стороны в споре и любая вступив­шая в дело сторона несут свои собственные судебные издержки.

Любое государство - участник Конвенции 1992 г. может пере­дать на рассмотрение Примирительной комиссии любой спор с дру­гим государством-участником, который не был урегулирован в ра­зумный период времени путем переговоров. Любое государство - участник Конвенции 1992 г. может подать Секретарю ОБСЕ заяв­ление с просьбой о создании Примирительной комиссии для спо­ра между ним и другим государством-участником или нескольки­ми государствами-участниками. Просьба о создании Примири­тельной комиссии может быть также представлена по соглашению между двумя или несколькими государствами-участниками либо между одним или несколькими государствами - участниками Конвенции и одним или несколькими другими государствами - участниками ОБСЕ. Такое соглашение доводится до сведения сек­ретаря ОБСЕ.

Каждая сторона в споре назначает из списка мировых посред­ников одного посредника в состав Примирительной комиссии. Президиум Суда назначает еще трех мировых посредников.

Примирительное разбирательство осуществляется конфиден­циально, и все стороны в споре имеют право быть заслушанными. Если в ходе разбирательства стороны в споре придут с помощью Примирительной комиссии к взаимоприемлемому урегулирова­нию, то они включают условия этого урегулирования в резюме выводов. С подписанием этого документа разбирательство завер­шается. В случае, когда Примирительная комиссия считает, что изучены все аспекты спора и все возможности поиска решения, она составляет заключительный доклад. В нем излагаются предло­жения Комиссии по мирному урегулированию споров (см. о ней далее).

Просьба о создании Арбитражного трибунала может быть пред­ставлена в любой момент по соглашению между двумя или не­сколькими государствами - участниками Конвенции 1992 г. или между одним или несколькими государствами - участникамиэтой Конвенции и одним или несколькими другими государства­ми - участниками ОБСЕ.

Арбитражный трибунал обладает по отношению к сторонам в споре полномочиями по установлению фактов и проведению расследований, необходимыми ему для выполнения своих задач. Слушание в Трибунале проходят т сатега, если Трибунал не при­нимает иное решение по просьбе сторон в споре.

Функции Арбитражного трибунала состоят в том, чтобы ре­шать переданные ему споры в соответствии с международным правом. Данное положение не ограничивает права Трибунала раз­решать дело ех ае§ио е1 Ьопо при согласии на это сторон в споре.

Решение Арбитражного трибунала является окончательным и обжалованию не подлежит. Вместе с тем стороны в споре или одна из сторон могут обратиться в Трибунал с просьбой дать тол­кование своего решения в том, что касается его смысла или сферы применения. При получении замечаний сторон в споре Трибунал в кратчайшие сроки дает свое толкование по вынесенному им ре­шению.

Спор между двумя государствами - участниками ОБСЕ может быть передан на рассмотрение Комиссии по примирению, если об этом договорятся стороны в споре. Они назначают одного миро­вого посредника из списка, который ведется для целей Валлетт-ской процедуры мирного урегулирования споров (Валлеттский список). Комиссия стремится прояснить спорные вопросы между сторонами и попытаться достичь разрешения спора на взаимопри­емлемых условиях. Если Комиссия сочтет, что это может облег­чить достижение дружественного урегулирования спора, она мо­жет предложить возможные условия урегулирования и установить срок, в который стороны должны проинформировать Комиссию о том, согласны ли они с такими рекомендациями. Если обе сто­роны не уведомят о таком согласии в срок, секретарь Комиссии направляет доклад Комиссии Комитету старших должностных лиц ОБСЕ.

Совет министров или Комитет старших должностных лиц мо­гут предписать двум любым государствам-участникам прибегнуть к процедуре примирения (так называемое директивное примире­ние) и передать спор на рассмотрение Примирительной комиссии

36.Понятие международно-правовой ответственности.

Международно-правовая ответственность - это сово­купность правовых отношений, возникающих в современ­ном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъек­том международного права, или в связи с ущербом, при­чиненным одним государством другим в результате право­мерной деятельности.

В одних случаях эти правоотношения могут касаться не­посредственно только государства-правонарушителя и по­страдавшего государства, в других - могут затрагивать права и интересы всего международного сообщества. В науке меж­дународного права под международно-правовой ответствен­ностью понимают отрицательные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в резуль­тате нарушения им международного обязательства. Комиссия международного права ООН определила содержание международной ответственности как «те последствия, ко­торые то или иное международно-противоправное деяние может иметь согласно нормам международного права в раз­личных случаях, например, последствия деяния в плане возмещения ущерба и ответных санкций».

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. исходят из презумпции действительности международных договоров, поскольку действительность договора или согласие участника на обязательность для него договора может оспариваться лишь на основе международного права. Только действительный договор создает права и обязанности, которые в нем предусматриваются.

В литературе принято различать прекращение и приостановление действия договора. Прекращение действия означает утрату договором с определенной даты юридической силы. Под приостановлением понимается временное прекращение действия договора.

Можно выделить внутренние и внешние основания прекращения действия договоров. Ко внутренним основаниям, предусмотренным в самом договоре, относятся:

1) истечение срока действия договора;

2) исполнение договора;

3) денонсация договора;

4) наступление предусмотренных в договоре событий или условий (например, сокращение числа участников договора, в результате которого оно становится меньше числа, установленного договором).

Внешние основания прекращения договоров, не предусмотренные договором, следующие: согласие на прекращение договора его участников; аннулирование договора; существенное нарушение условий договора одним или несколькими участниками; прекращение существования субъекта договора; возникновение новой императивной нормы международного права; коренное изменение обстоятельств; война.

Денонсация - это правомерный односторонний отказ государства от договора. Правовые отношения, возникшие до момента денонсации, признаются законными. Право государства на денонсацию может быть предусмотрено в самом договоре либо быть "подразумеваемым" (т.е. вытекать из общей правосубъектности государств). Денонсация договора, как правило, осуществляется в том же порядке и теми же органами, что и согласие на его обязательность (ратификация).

Аннулирование договора означает признание его недействующим, ничтожным с момента заключения.

Каковы же основания и последствия недействительности договоров? В международном праве действует презумпция действительности договоров. Однако при определенных обстоятельствах договоры могут быть признаны недействительными, не имеющими юридической силы.

Прекращение международного договора означает, что он утрачивает свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестает порождать для них права и обязательства. Прекращение международного договора само по себе не противоречит принципу их добросовестного выполнения.

Правомерное прекращение международного договора основывается на положениях самого договора и нормах международного права. Неправомерное прекращение международного договора представляет собой международный деликт и влечет международно-правовую ответственность.

В теории международного права действует презумпция действительности договоров. Однако при определенных обстоятельствах договоры могут быть признаны недействительными, не имеющими юридической силы.

В зависимости от последствий различают абсолютную и относительную недействительность договоров.

Абсолютная недействительность (т.е. недействительность договора с самого начала) влечет устранение всего совершенного по договору. Основаниями абсолютной недействительности могут быть: обманные действия другого государства; подкуп представителя государства; принуждение представителя государства; принуждение государства в результате угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН.

При относительной недействительности (т.е. недействительности с момента оспаривания) договора действия, совершенные добросовестно до ссылки на недействительность, не считаются незаконными лишь по причине недействительности договора.

Основаниями относительной недействительности являются:

1) нарушение нормы внутреннего права (государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность договора было выражено в нарушение положений его внутреннего права, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения);

2) превышение представителем государства правомочий на выражение согласия на обязательность договора;

3) ошибка, которая касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора, если они представляли существенную основу для согласия на обязательность. Возникновение новой императивной нормы международного права также влечет недействительность противоречащих ей договоров или отдельных положений.

В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. прекращение договора или выход из него могут иметь место:

2) в любое время с согласия всех участников по консультации с договаривающимися государствами и договаривающимися организациями;

3) в случае сокращения числа участников многостороннего договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу;

4) в порядке денонсации договора или выхода из договора, не содержащего положений о его прекращении, денонсации или выходе из него.

От прекращения международного договора следует отличать приостановление действия международного договора. Последнее представляет собой перерыв в действии договора на какой-то период времени. Приостановление действия международного договора возможно в соответствии с положениями самого договора и нормами международного права.

В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. приостановление действия договора в отношении всех участников или в отношении какого-либо отдельного участника возможно:

1) в соответствии с положениями договора или

2) в любое время с согласия всех участников по консультации с договаривающимися государствами и договаривающимися организациями.

Также возможно приостановление действия многостороннего договора по соглашению только между некоторыми участниками, если возможность такого приостановления предусматривается договором или указанное приостановление не запрещается договором и не влияет ни на пользование другими участниками своими правами, вытекающими из данного договора, ни на выполнение ими своих обязательств, а также не является несовместимым с объектом и целями договора.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. устанавливает следующие основания прекращения международного договора или приостановления его действия:

1) существенное нарушение как двустороннего договора, так и многостороннего договора одним из его участников. В первом случае другой участник имеет право ссылаться на это нарушение как на основание для прекращения договора или приостановления его действия в целом или в части. Во втором - другие участники договора, согласно соглашению, достигнутому единогласно, имеют право приостановить действие договора в целом или в части или прекратить его. Под существенным нарушением договора следует понимать:

a) такой отказ от договора, который не допускается настоящей Конвенцией, или

b) нарушение положения, имеющего существенное значение для осуществления объекта и целей договора;

2) последующая невозможность выполнения, означающая, что участник договора вправе ссылаться на невозможность выполнения договора как на основание для прекращения договора или выхода из него, если эта невозможность является следствием безвозвратного исчезновения или уничтожения объекта, необходимого для выполнения договора. Если такая невозможность является временной, на нее можно ссылаться как на основание лишь для приостановления действия договора. Тем не менее участник не вправе ссылаться на невозможность выполнения как на основание для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, если эта невозможность является результатом нарушения этим участником либо обязательства по договору, либо иного международного обязательства, взятого им на себя по отношению к любому другому участнику договора;

3) коренное изменение обстоятельств, т.е. такое изменение, которое произошло в отношении обстоятельств, существовавших при заключении договора, и которое не предвиделось участниками. Нельзя ссылаться на коренное изменение обстоятельств как на основание для прекращения договора или выхода из него, за исключением тех случаев, когда:

a) наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора, и

b) последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору. Причем на коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из договора между двумя или более государствами и одной или несколькими международными организациями, если договор устанавливает границу. Также на коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него, если такое коренное изменение, на которое ссылается участник договора, является результатом нарушения этим участником либо обязательств по договору, либо иного международного обязательства, взятого им на себя по отношению к любому другому участнику договора;

4) разрыв дипломатических или консульских отношений между государствами - участниками договора между двумя или более государствами и одной или несколькими международными организациями по общему правилу не влияет на правовые отношения, установленные между этими государствами договором, за исключением случаев, когда наличие дипломатических или консульских отношений необходимо для выполнения договора;

5) возникновение новой императивной нормы общего международного права (jus cogens), последствием чего может быть прекращение любого существующего договора, который оказывается в противоречии с этой нормой.

Прекращение договора означает прекращение существования созданных им норм, несмотря на тот факт, что многие договоры влекут за собой определенные юридические последствия. Так, по общему правилу, если обратное не предусмотрено конкретным международным договором или законом, возникшие в результате выполнения договора права, обязанности или юридическое положение участников сохраняют свою силу.

С момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы государства. Если государство денонсирует многосторонний договор, то он прекращает свое действие для него в соответствии с договорными постановлениями о денонсации. Между остальными участниками международный договор продолжает действовать вплоть до момента его прекращения или приостановления действия договора.

В самом договоре или в другом соглашении участников могут быть установлены и несколько иные по сравнению с общими последствия прекращения. В торговые договоры часто включаются статьи, согласно которым положения прекратившего действие договора сохраняют свою силу в отношении совершенных в период его действия сделок физических и юридических лиц.

Таким образом, положения прекратившего действие договора не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или другом соглашении данной страны.

От прекращения международного договора следует отличать приостановление, т.е. временное прекращение действия договора, которое допускается при наличии соответствующих положений в договоре или по соглашению участников. Независимо от наличия этих моментов действие договора может быть приостановлено участником в случае существенного нарушения договора другим участником. В отличие от прекращения, приостановление договора может иметь место в отношении одного из участников многостороннего договора при сохранении его в полной силе между остальными.

Принято считать, что на время приостановления действия договора участники не могут пользоваться вытекающими из него правами и не обязаны выполнять соответствующие обязательства, если иное не установлено в самом договоре или другом соглашении государства. В остальном установленные договором правовые отношения сохраняют свою силу. По общему правилу нормы приостановленного договора не исключаются из национальной правовой системы, но приостанавливают свое действие и не подлежат применению. Возможно и частичное приостановление международного договора в зависимости от пожеланий его сторон.

Приостановление, как это указывается в литературе, не должно использоваться для прекращения договора. Поэтому в период приостановления действия договора органы государственной власти обязаны не совершать действий, способных помешать возобновлению действия договора, иначе это, безусловно, способно повлиять на добросовестность выполнения взятого на себя государством международного обязательства.

Что касается влияния войны на заключенные или находящиеся в процессе заключения международные договоры, то в международном праве практически отсутствуют договорные нормы, регламентирующие порядок действия международных договоров в период вооруженных конфликтов. Эти вопросы традиционно регулируются обычными нормами.

С началом военных действий, как правило, между воюющими государствами прекращаются двусторонние мирные договоры и договоры о ненападении, соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, о торговле и т.д. Приостанавливается также действие большинства положений конвенций о дипломатических и консульских сношениях (нормы о привилегиях и иммунитетах представительств и их сотрудников остаются в силе), транспортном сообщении и связи, правовой помощи и др. В то же время вступают в действие и применяются до окончания состояния войны соглашения о защите индивида в период вооруженных конфликтов, о запрещении определенных средств и методов ведения войны, о мерах коллективной безопасности и т.п.

После окончания войны восстанавливается действие между участниками конфликта многосторонних договоров, а двусторонние, как правило, пересматриваются и в большинстве случаев перезаключаются.

Обеспечение выполнения международно-правовых норм, в том числе договорных, осуществляется самими субъектами международного права. Выполнение договоров может обеспечиваться с помощью международных гарантий, международного контроля, при поддержке международных организаций и т.д.

Под международными гарантиями понимается международно-правовой акт, предусматривающий поручительство или заверение государства или группы государств выполнять заключенный договор. Международные организации играют значительную роль в обеспечении выполнения договоров, поскольку их органы, согласно уставам, часто уполномочиваются рассматривать вопросы соблюдения их членами своих договорных обязательств.

Обеспечению выполнения договоров содействует также существование института международной ответственности за правонарушения.

В Российской Федерации в соответствии со ст. 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" уполномоченными лицами, занимающимися обеспечением исполнения договоров, являются Президент РФ как глава государства и Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть РФ. Они принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации.

Принимаемые для обеспечения компетентными органами меры могут включать в себя: создание предусматриваемых договорами органов и организаций, выделение необходимых финансовых и материальных ресурсов; производство определенных работ; осуществление иных действий.

Президент, в соответствии с Конституцией РФ, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке им принимаются меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Из этих и иных конституционных положений исходят акты Президента, направленные на обеспечение выполнения международных обязательств. Так, для вступления РФ в одну из крупнейших региональных международных организаций - Совет Европы потребовалось провести ряд первоочередных мероприятий, предусмотренных распоряжением Президента РФ от 13 февраля 1996 г. № 66-рп, которые включили в себя, в частности, подписание Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейской конвенции о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 г., Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., а также поручение Правительству принять необходимые меры по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, включая финансовые, связанных с ее членством в Совете Европы.

У федеральных органов исполнительной власти страны также существуют обязанности по обеспечению выполнения обязательств этой страны. Так, выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам и осуществление прав Российской Федерации, вытекающих из таких договоров, а также наблюдение за выполнением другими участниками договоров их обязательств обеспечиваются федеральными органами исполнительной власти РФ, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами.

Обязанности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению выполнения международных договоров регламентируются положениями об этих органах и иными актами законодательства РФ.

Что касается субъектов РФ, то Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает, что органы государственной власти соответствующих субъектов РФ обеспечивают выполнение международных договоров в пределах своих полномочий. Конституцией РФ (п. «о» ч. 1 ст. 72) выполнение международных договоров отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Принимаемые в связи с этим нормативные правовые акты субъектов РФ должны отвечать требованиям ст. 76 Конституции РФ, определяющей механизм взаимодействия РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения.

Общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ осуществляет Министерство иностранных дел России, являющееся федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное управление в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями.

Предыдущая

Прекращение действия международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать права и обязанности между ними. Прекращение договора или выход из него могут иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия всех участников по консультации с другими договаривающимися сторонами.

1. Истечение срока, на который был заключен договор . В этом случае договор автоматически утрачивает силу. Например, Соглашение между Правительством Республики Беларусь об условиях размещения Посольства РФ в Республике Беларусь и Генерального консульства РФ в г. Бресте от 17 ноября 1997 г. заключено на 99 лет.

2. Исполнение международного договора. По ряду договоров (например, о торговле, оказании техпомощи, о товарообороте) исполнение предусмотренных мероприятий исчерпывает обязательства, вытекающие из таких договоров, и они прекращают свое действие.

3. Денонсация договора означает правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре. Не подлежит денонсации договор, не содержащий положений о прекращении действия или выходе из него. Уведомление о намерении денонсировать договор направляется не менее чем за 12 месяцев. В РФ таким правом наделены Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания (ст. 106 Конституции).

4. Аннулирование международного договора - односторонний отказ Г от заключенного Д. Правомерными основаниями аннулирования международного договора являются: существенное нарушение контрагентом обязательств по договору, недействительность договора, коренное изменение обстоятельств, прекращение существования контрагента и т. д. Как будто его и не было.

5. Наступление отменительного условия. Договоры, которые заключены под отменительным условием. В них содержатся условия, при наступлении которых прекращается действие договора. Например, ст. ХХП Соглашения между Правительством РФ и ООН об учреждении в РФ объединенного представительства ООН от 15 июня 1993 г. гласит, что это Соглашение остается в силе на такой дополнительный период, который может быть необходим для упорядоченного прекращения деятельности ООН и разрешения каких-либо споров между сторонами.

6. Прекращение существования государства или изменение его статуса. Договоры могут прекратить свое действие автоматически или в силу специального заявления. Как гласит ст. 16 ВК о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.: «Новое независимое Г не обязано сохранять в силе какой-либо Д или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства Г этот Д был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств».

7. Сокращение числа участников многостороннего договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу. Так, в соответствии со ст. XV Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г. Конвенция прекратит действие, если число участников станет менее шестнадцати государств.

8. Возникновение новой императивной нормы общего МП (jus cogens). При ее возникновении любые противоречащие ей нормы подлежат отмене, а сам договор - пересмотру или аннулированию.

9. Коренное изменение обстоятельств. а) если наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора; б) если последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору. На клаузулу rebus sic stantibus нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него, если: а) договор устанавливает границу; б) такое коренное изменение, на которое ссылается участник договора, является результатом нарушения этим участником либо обязательства по договору, либо иного международного обязательства, взятого на себя по отношению к любому другому участнику договора.

10. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ действия договора. Приостановление действия договора есть временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств. Приостановление международного договора может быть возобновлено автоматически , без подписания дополнительного соглашения, но после устранения обстоятельств , вызвавших приостановку договора.

Приостановление действия договора в отношении всех участников или в отношении какого-либо отдельного участника возможно в соответствии с положениями самого договора или в любое время с согласия всех участников , если возможность такого приостановления предусматривается или не запрещается договором; приостановление не влияет ни на пользование другими участниками своими правами , вытекающими из данного договора, ни на выполнение ими своих обязательств; приостановление не противоречит объекту и целям договора .

Приостановление действия договора имеет следующие последствия (если участники не согласились об ином): а) освобождает участников, во взаимоотношениях которых приостанавливается действие договора, от обязательства выполнять его в течение периода приостановления; б) не влияет на другие установленные договором правовые отношения между участниками (ст. 72 Венской конвенции 1969 г.).

Г, заявляющее о своем желании приостановить действие договора, должно придерживаться определенной процедуры, изложенной в самом договоре или в ст. 65 Венской конвенции 1969 г. и в ст. 65 ВК 1986 г.

Прекращение международного договора означает, что он утратил свою силу в отношениях между участниками и перестал порождать для них права и обязанности. Все результаты договора сохраняются и после его прекращения (если они не отменены другим договором или новой когентной нормой). Если прекращение касается какого-либо участника многостороннего договора, это представляет собой выход из договора. В отношениях между остальными участниками договор остается в силе. Некоторые договоры предусматривают минимум участников, отсутствие которого ведет к полному прекращению договора (Конвенция о борьбе с геноцидом 1948 г. – 16 участников).

Способы прекращения международного договора делятся на волевые и автоматические. Волевые способы – это денонсация, отмена, новация и аннулирование. Денонсация представляет собой отказ государства от договора с предварительным предупреждением других его участников, если такой отказ прямо предусмотрен положениями договора. Основа денонсации – соглашение сторон договора. Например, после принятия Правительством РФ постановления от 30.08.2000 № 641 "О выходе Российской Федерации из Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников" МИД России направил ноту-уведомление в Исполнительный комитет СНГ, и через 90 дней указанное Соглашение прекратило свое действие для России.

В договоре может быть определены: срок, когда государство вправе заявить о денонсации; срок, когда государство утрачивает право для заявления о денонсации; условия и обстоятельства, при которых возможна денонсация. Иногда право государства на денонсацию ограничено – денонсация Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. запрещена во время военных действий.

Отмена договора возможна в любой момент с общего согласия его участников (1991 г. – государства – участники Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи 1955 г. подписали Протокол о прекращении действия этого договора). Новация – это пересмотр или ревизия положений договора. Осуществляется в соответствии с процедурой, предусмотренной в договоре.

Аннулирование является односторонним отказом государства от договора. Основания аннулирования определены Венской конвенцией 1969 г. Существенное нарушение договора другим его участником (ст. 65) – в двусторонних договорах потерпевшее от нарушения государство обязано уведомить государство-нарушителя о своем намерении аннулировать договор. Многосторонний договор прекращает свое действие (ст. 60), если существенное нарушение договора одним из его участников изменяет положение других участников.

Прекращение договора имеет место и в случае невозможности его исполнения вследствие коренного изменения обстоятельств (исчезновение государства, слияние двух государств в одно). Однако коренное изменение обстоятельств (лат. clausula rebus sic stantibus – оговорка о вещах, остающихся в том же положении) не применимо к аннулированию договоров, касающихся делимитации границ (ст. 62).

Автоматические способы прекращения: истечение срока действия договора; наступление отменительного условия; исчезновение субъекта договора; гибель объекта договора; появление новой императивной нормы международного права; военный конфликт между государствами-контрагентами. Состояние войны презюмирует прекращение действия большинства двусторонних международных соглашений между воюющими государствами. Многосторонние договоры приостанавливаются. Продолжают свое действие договоры, специально заключенные на случай войны, и договоры о границах.

Приостановление действия договора – это временный перерыв в действии и применении международного договора. Действие приостановленного договора может быть возобновлено. В международном праве существует понятие "забытые или угасшие договоры", – формально не прекращены и не приостановлены, но фактически не применяются. Например, англо-португальский Договор о торгово-политическом союзе 1353 г. был заключен на 50 лет и пролонгирован на неопределенный срок; в 1943 г. Великобритания, ссылаясь на положения этого Договора, получила право военного вторжения на португальские Азорские острова. В 1953 г. Международный Суд ООН, рассматривая территориальный спор между Великобританией и Францией о некоторых островах в Ла-Манше, ссылался на положения англо-французских договоров 1259, 1360 и 1420 г. Международное право не знает понятия давности международных договоров.

Прекращение договора, то есть утрата им юридической силы, или выход из него участника могут иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия его участников.

Прекращение договора может происходить в результате истечения срока его действия, исполнения договора, возникновения новой нормы денонсации на условиях, предусмотренных договором, и т.д.

Исполнение договора также является основанием его прекращения.

Последующий договор может отменить предшествующий, если они заключены по одному и тому же вопросу, а также в том случае, когда оба договора несовместимы друг с другом, либо участники намерены регулировать свои отношения этим последующим договором.

Если произошло существенное нарушение двустороннего договора одним из его участников, другой участник имеет право прекратить или приостановить действие этого договора. Существенное нарушение многостороннего договора одним из его участников дает право другим участникам приостановить действие договора в отношениях с государством, нарушившим договор, либо со всеми участниками.

Для прекращения договора чаще всего используется денонсация, то есть уведомление о расторжении договора. Денонсация может осуществляться лишь на условиях, предусмотренных самим договором. Если договор не предусматривает денонсации и не установлено намерение его участников допустить такую возможность, то договор не может быть денонсирован.

Известны и такие способы прекращения договоров, как их отмена и аннулирование. Под отменой понимают утрату договором юридической силы по соглашению участников. Аннулирование означает односторонний отказ государства от договора, например, в случае существенного нарушения договора другим участником. Аннулирование осуществляется путем денонсации или выхода из договора.

Государство может также прекратить действие договора, если произошло коренное изменение обстоятельств. На коренные изменения обстоятельств можно ссылаться, когда наличие таких обстоятельств составляло существенное основание соглашения участников и когда изменение обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств.

Однако клаузула о неизменности обстоятельств не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу, а также в случаях, когда коренное изменение обстоятельств произошло в результате нарушения своих обязательств государством, которое ссылается на эту клаузулу.

Разрыв дипломатических или консульских отношений не влияет на правовые отношения, установленные международным договором между его участниками. Однако если дипломатические или консульские отношения являются необходимым условием для выполнения договора, то такой договор может создавать права и обязанности для участников лишь при наличии указанных отношений.

Венские конвенции 1969 и 1986 годов предусматривают возможность приостановления действия договора. Это означает, что действие договора может прекращаться на какой-то промежуток времени. Юридическими последствиями такого приостановления действия договора является освобождение его участников от обязательств выполнения договора в своих взаимоотношениях в течение этого промежутка времени. В то же время приостановление действия договора не влияет на правовые отношения, установленные договором.

Приостановление действия договора возможно лишь в соответствии с положениями самого договора либо с согласия его участников. Два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение о временном приостановлении действия его положений только в отношениях между собой, если такая возможность предусмотрена самим договором либо им не запрещается. При этом такое приостановление не должно влиять на пользование другими участниками своими правами, вытекающими из данного договора, и не должно быть несовместимым с объектом и целями договора.

Во время приостановления действия договора стороны должны воздерживаться от действий, которые могли бы помешать возобновлению действия такого договора.

Российский закон о международных договорах 1995 года содержит положения, касающиеся порядка прекращения и приостановления действий договора (ст. 35--40). Закон, в частности, предусматривает, что прекращение и приостановление действия международного договора осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права тем органом государственной власти, который принимал решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации. Если решение о согласии на обязательность договора принималось в форме федерального закона, то и прекращение, либо приостановление действия договора также осуществляется в форме федерального закона.

В соответствии с Венскими конвенциями 1969 и 1986 годов международный договор может быть изменен по соглашению между его участниками. Если договором не предусмотрено иное, то его изменение осуществляется в соответствии с процедурой, которая применяется при заключении международных договоров.

При внесении поправок к многосторонним договорам все договаривающиеся государства должны уведомляться о любом предложении, касающемся поправок к таким договорам. При этом каждое из договаривающихся государств имеет право участвовать в принятии решения в отношении такого предложения, а также в переговорах и заключении любого соглашения о внесении поправок в договор. Вступление в силу соглашения о внесении поправок в договор создает следующие юридические последствия. Любое государство становится в таком случае участником многостороннего договора, в который были внесены поправки. В то же время такое государство считается участником договора, в который не были внесены поправки, в отношении других участников договора, которые не являются участниками соглашения о внесении поправок в договор. Примером может служить Соглашение об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которое внесло изменения в названную часть Конвенции. Согласно ст. 4 Соглашения, любой документ об участии в Конвенции 1982 года означает и выражение согласия на обязательность Соглашения.

Два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение об изменении договора только во взаимоотношениях между собой, если возможность такого изменения предусматривается либо не запрещается договором. При этом данное соглашение не влияет на пользование другими участниками своими правами и на выполнение ими своих обязательств, вытекающих из многостороннего договора. Кроме того, оно не должно затрагивать положения многостороннего договора, отступление от которых является несовместимым с эффективным осуществлением объекта и целей договора в целом.

От внесения изменений в договор отличается процедура исправления ошибок в тексте договора. Если обнаружена ошибка в тексте договора после установления его аутентичности, то, как правило, она исправляется путем внесения соответствующего исправления в текст и парафирования этого исправления уполномоченными лицами. Может быть составлен документ, в котором содержится соответствующее исправление, или же стороны обменяются такими документами. Стороны вправе составить исправленный текст всего договора, используя те же процедуры, что при оформлении подлинного текста.

В том случае, если договор сдается на хранение депозитарию и в нем обнаруживается ошибка, депозитарий, если не последует возражений, вносит исправление в текст и парафирует это исправление. Депозитарий составляет протокол об исправлении ошибки и направляет копию его участникам договора, а также государствам, имеющим право стать участниками договора. Исправленный текст заменяет собой текст договора, содержащий ошибку с момента его заключения, если только стороны договора не решат иначе. Исправление текста зарегистрированного договора доводится до сведения Секретариата ООН.

Как уже отмечалось, обеспечение выполнения международно-правовых норм, в том числе договорных, осуществляется самими субъектами международного права. Выполнение договоров может обеспечиваться с помощью международных гарантий, международного контроля, при поддержке международных организаций и т.д.

Под международными гарантиями понимается международно-правовой акт, предусматривающий поручительство или заверение государства или группы государств принять все необходимые меры, чтобы побудить участника либо участников выполнить заключенный договор.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав