03.07.2022

Конвертируемость валюты, характеристика ее видов. Внутренняя и внешняя конвертируемость Роль и условия конвертируемости национальной валюты


Цель: способствовать интеграции в валютной сфере, противодействовать влиянию доллара, обеспечить предпосылки формирования единого валютного рынка ЕЭС.

Внутренняя и внешняя конвертируемость.

Понятия "обратимость", "конвертабильность", "конвертируемость" - абсолютно синонимичны.

Итак, что же такое обратимость валют в ее нынешнем понимании? Типичным можно считать следующее определение профессора Гарвардского университета Хабера: " То, что сейчас подразумевается под полной обратимостью, относится к ситуации, когда любой владелец любой национальной валюты располагает свободой обменять ее на любую другую валюту по преобладающему валютному курсу - постоянному или меняющему зависимости от допускаемой свободы выбора и действий для участников внешнеэкономического оборота существует множество разновидностей и вариантов режима обратимости. В научной литературе и международной практике сложилась достаточно четкая классификация этих форм".

При режиме полной обратимости все юридические и физические лица, как отечественные, так и зарубежные, располагая той или иной суммой денег данной страны, независимо от источников и времени их происхождения, имеют возможность совершенно свободно, по своему выбору и усмотрению использовать эти средства на любые нужды и цели дома или за границей, в том числе путем беспрепятственного обмена (купли - продажи) на любые иностранные денежные единицы. Другими словами, полная обратимость охватывает все виды внешнеэкономических операций, действует в равной степени в отношении всех категорий юридических и физических лиц, распространяется на все регионы и валюты мира.

Частичная обратимость - это те случаи, когда на какие-то отрасли внешнеэкономической деятельности или на некоторые категории владельцев валюты режим конвертабильности не распространяется. Обратимость может также не охватывать операции со всеми странами, а ограничиваться отдельными регионами, группами стран, валютно-экономическими группировками.

В свою очередь, в зависимости от места постоянного проживания и деятельности владельца валюты, обратимость может быть внешней или внутренней. При внешней обратимости полная свобода обмена заработанных в данной стране денег для расчетов с заграницей предоставляется только иностранцам (нерезидентам), тогда как граждане и юридические лица этой страны (резиденты) подобной свободой не обладают.

Как показывает мировой опыт, переход к конвертируемости обычно начинается с внешней обратимости. Потому что, как правило, внешняя обратимость стимулирует активность иностранных инвесторов, снимая проблему репатриации ввезенных капиталов и вывоза полученных прибылей; складывается более или менее устойчивый спрос на данную валюту с соответствующим благоприятным воздействием на валютный курс и валютное положение страны; создается и укрепляется престиж валюты в глазах деловой мировой общественности. Вместе с тем установление и поддержание подобной ограниченной формы обратимости требует значительно меньших экономических и финансовых преобразований и валютных издержек, поскольку контингент нерезидентов обычно невелик по сравнению с отечественными собственниками валюты.

При режиме внутренней обратимости свободой обмена национальных денежных единиц на иностранные валюты пользуются лишь резиденты данной страны, тогда как нерезиденты этим правом не обладают.

Имеются и другие модели частичной обратимости, обусловленные тем или иным сочетанием свобод и ограничений в отношении различных видов внешнеэкономической деятельности и ее участников. В каждом отдельном случае они определяются местом страны в системе международных хозяйственных связей, ее конкретными экономическими и валютно-финансовыми возможностями.

Роль и условия конвертируемости национальной валюты.

Конвертируемость, или обратимость, национальной денежной единицы - это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений. под ограничениями понимаются любые действия официальных инстанций, непосредственно ведущие к сужению возможностей, повышению издержек и появлению неоправданных затяжек в осуществлении валютного обмена и платежей по валютным сделкам.

Обратимость валюты не есть чисто техническая категория возможности ее обмена. По сути, это особый характер связи между национальным и мировым хозяйствами, глубокое интегрирование первого во второе. Обратимость национальной денежной единицы обеспечивает стране долгосрочные выгоды от участия в многосторонней мировой системе торговли и расчетов такие, как:

1) Свободный выбор производителями и потребителями наиболее выгодных рынков сбыта и закупок внутри страны и за рубежом.

2) Расширение возможности привлекать иностранные инвестиции и осуществлять инвестиционную политику за рубежом.

3)Стимулирующее воздействие иностранной конкуренции на эффективность, гибкость и приспособляемость производства к меняющимся условиям.

4) Подтягивание национального производства до международных стандартов по ценам, издержкам и качеству.

5) Возможность осуществления расчетов в национальных деньгах.

6) Возможность ограниченной денежной эмиссии национальной валюты в мировой финансовый оборот без каких-либо значительных последствий для данной страны.

7) На уровне народного хозяйства в целом - специализация с учетом относительных преимуществ, наиболее оптимальное и экономное расходование материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Конвертируемость национальной валюты требует рыночного типа экономики, так как она основана на свободном волеизъявлении всех владельцев денежных средств. Кроме того, рыночная экономика должна быть достаточно зрелой для противостояния иностранной конкуренции, полноправного участия в международном разделении труда.

В современном мире лишь ограниченное число стран имеют полностью конвертируемые валюты: США, ФРГ, Великобритания, Япония, Канада, Дания, Нидерланды, Австрия, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Малайзия, Сингапур, Гонконг, Бахрейн, Сейшельские Острова. Это преимущественно либо крупнейшие индустриальные страны, либо основные нефтеэкспортеры, либо страны с развитой и очень открытой экономикой. Даже Франция и Италия не достигли еще полной конвертируемости, сохраняя некоторые ограничения по движению капиталов и кредитов и требования о сдаче экспортных поступлений.

Если российское руководство хочет всерьез добиться реального прогресса в проведении экономических реформ и стабилизации экономики, ему необходимо, помимо всего прочего, уделить должное внимание своей национальной валюте. Обратимость национальных денег есть своеобразный показатель развитости и стабильности данной страны.

Однако очевидно, что при подходах к проблеме конвертируемости мы сталкиваемся с серьезным противоречием: экономическая реформа в полной мере невозможна без обратимости национальной валюты, но в то же время и обратимость рубля в полной мере невозможна без успешного развертывания реформы. Решение этого противоречия, очевидно, заключается в постепенном, частичном и взаимно согласованном продвижении к цели с “обоих концов”: осторожном принятии ограниченных форм конвертируемости для стимулирования желаемых изменений в экономике, с одной стороны, и постепенном накоплении экономико-политических предпосылок для введения более развернутых форм обратимости, с другой стороны.

зависимости от места нахождения субъекта конвертируемость может быть внутренней и внешней

При режиме внутренней конвертируемости свободой обмена национальных денег на иностранные валюты пользуются лишь резиденты

Введение внутренней конвертируемости требует от страны больших усилий, в частности накопления валютных резервов, сближение структуры цен на внутреннем и мировом рынках и т.п.. Поэтому после ее запр ровадження создаются необходимые условия для перехода к частичной и полной конвертируемостиі.

Итак, путь к введению полной конверсии национальной валюты лежит от внешней к внутренней, каждая из которых является особой формой частичной конвертируемости национальной валюты

За внешней конвертируемости (обратимости) полная свобода обмена заработанных в этой стране денег для иностранных расчетов предоставляется только иностранным физическим и юридическим лицам (нерезидентам), тогда как к граждане и юридические лица этой страны (резиденты) такой свободой не обладают. Мировой опыт показывает, что переход к конвертируемости, как правило, начинается с внешней обратимости. Дело в том, что именно внешняя конвертируемость стимулирует активность иностранного капитала, формирует более или менее устойчивый международный спрос на валюту этой страны, укрепляет мировой престиж национальной валюты, наносит менее е хлопот государству относительно правонарушений, поскольку количество нерезидентов, по сравнению с контингентом отечественных владельцев валюты, незначительноена.

Конвертируемость валюты - это особый характер взаимосвязи национального и мирового хозяйства осуществляется через денежно-валютные каналы, предоставляет возможности свободного выбора производителям и ел вачам этой страны наиболее выгодных рынков сбыта и закупки продукции и услуг; стимулирующее воздействие иностранной конкуренции на эффективность, гибкость национальных предприятий и их приспособленность к скорости козминних мирохозяйственных условий, способствует"подтягиванию"национального производства до международных стандартов по ценам, финансовыми затратами и трудовыми ресурсам ресурсами.

Во времена классического золотого стандарта проблемы конвертируемости не существовало, ведь свободный размен денег на золото осуществлялся беспрепятственно. Так же свободно осуществлялись международные расчеты с вспом мощью разменных на золото платежных документов. Золотой стандарт имел встроенный механизм обратимости валют и свободная и беспрепятственная конвертируемость сама собой подразумеваласьзі.

Ситуация кардинально изменилась после прекращения свободного обмена банкнот и других финансовых документов на золото. Современные деньги имеют кредитный характер и сегодня проблема конвертируемости - это проблема а свободного обмена одних кредитных обязательств на другие. Она не является и не может быть чисто технической категорией обмена, поскольку требует существования рыночного типа экономики, основанного на свободном волевиявл энные всех владельцев денежных средств. Для беспрепятственного осуществления полной конвертируемости рыночная экономика должна бутути

достаточно зрелой для активного противостояния иностранной конкуренции, полноправного участия в международном разделении труда. Схему классификации конвертируемости валюты представлен на рис 121

. Рис 121. Классификация конвертируемости валюты

Мировая практика подтверждает, что потребность в конвертируемости национальных валют возникает как закономерное следствие интенсивного развития внешнеэкономических связей, когда принимаются решения о открыт ття национальной экономики мировом рынке для более активного использования такого важного фактора, как международное разделение труда. Получив статус конвертируемой, некоторые национальные валюты могут приобретать и функции общего международного платежного и покупательного средства. Но этим свойством обладают не просто конвертируемые валюты, а лишь резервные - денежные единицы экономически сильных стран с мощным ф инансовим потенциалом, с развитой и разветвленной по всему миру банковской системой, где резервная валюта может быть обращено на любой товар. Другие же страны в этих валютах создают свои резервы. Нин и конвертируемых валют насчитывается около 70, а резервных - несколько: доллар. США, марка. ФРГ, японская иена, английский фунт стерлингов, швейцарский франк и некоторые другие время роль мировых денег значительно й степени выполняет только одна валюта - доллар. СШр. США.

Конвертируемость валюты не может быть сведена лишь к актов купли-продажи (обмена) валют, иногда создает впечатление о возможности существования так называемой плановой конвертируемости, которая существовала, наприкл порядок, в бывшем. СССР. Конверсия одной валюты в другую в пределах плана, различных нормативов и квот - это лишь конкретная банковская практика, часто очень далека от конвертируемости в экономическом смысле. Конвертируемость равнозначна свободе и многосторонности внешнеэкономического обмена, при котором совсем не обязательно, чтобы эта валюта достаточно широко использовалась за пределами национальных границ или чтобы в ней выражалась мировая цена. Для этого достаточно легальной возможности использовать эту валюту в международных платежах как резидентами, так и нерезидентами, а также относительной свободы приобретения за не й иностранной валюты на внешних рынках и обмена на любую другую валюту по рыночному курсусом.

касается конкретного вопроса о конвертируемость украинской гривны, то все указанные объективные закономерности в полной мере присущи и этой денежной единице

полная конвертируемость -отсутствие ограничений на свободный обмен национальной валюты на иностранные и, наоборот, иностранных валют на национальную

частичная конвертируемость- конвертируемость валюты только для отдельных категорий экономических агентов или видов внешнеэкономических операций.

внешняя конвертируемость - свобода обмена национальной валюты для использования в любых международных платежах (включая расчеты между нерезидентами через иностранные банки);
внутренняя конвертируемость - свобода обмена национальной валюты внутри страны для обеспечения внешнеэкономических расчетов резидентов страны с нерезидентами;
Под полной конвертируемостью денежной единицы понимается свободный двусторонний обмен ее на иностранные валюты без ограничений. Конвертируемость только для отдельных категорий экономических агентов и/или видов внешнеэкономических операций является частичной. Частичная конвертируемость рубля введена в России с 1992 года. Это внутренняя конвертируемость - по экспортно-импортным операциям для резидентов. Обмен рублей на иностранные валюты (и наоборот) для других целей осуществлялся с ограничениями. Они постепенно ослаблялись, в первую очередь по текущим операциям.
В 1996 году Россия приняла на себя обязательства по статье VIII Соглашения МВФ, включая раздел 2(а), согласно которому "ни одно государство - член МВФ не налагает ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения Фондом". Статью VIII подписали уже около 160 стран. Тем не менее многие из них сохраняют валютные ограничения по операциям движения капитала и отдельным видам текущих операций. В России часть экспортной выручки подлежит обязательной продаже, хотя ее норматив снижен с 75 процентов уже до 10 процентов, а с 2007 года она отменена.
В 2004 году с принятием нового Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" введен уведомительный порядок осуществления операций движения капитала в иностранной валюте вместо разрешительного. Уже все резиденты получили с 2005 года право открывать без ограничений счета в иностранной валюте в зарубежных банках. С 2007 года отменилось регулирование валютных операций движения капитала. Однако рубль не станет внешнеконвертируемым, так как сохранятся ограничения на валютные операции с рублями для нерезидентов.
В отличие от Западной Европы Россия сначала ввела внутреннюю конвертируемость рубля в ходе либерализации внешней торговли. Внешняя конвертируемость не вводилась, чтобы иностранцы не скупили "по дешевке" российские предприятия в ходе приватизации. Но многие государства начинали именно с внешней конвертируемости своей валюты. Она необходима для придания иностранным инвесторам уверенности в возможности вывоза вложенного капитала и прибылей из страны, конвертировав полученные рубли на валютном рынке. Таким образом, внешняя конвертируемость - это первый шаг на пути к полной конвертируемости, а внутренняя конвертируемость - второй.



Де-факто полностью конвертируемый рубль нескоро станет СКВ для широкого использования в международных текущих и капитальных операциях. Для этого должны существовать ликвидный мировой рынок данной валюты и эффективная система расчетов и платежей в рублях. Пока ликвидным является лишь внутренний валютный рынок России, среднедневной оборот которого - миллиарды долларов.
Но поскольку от неполной конвертируемости национальной валюты российские предприятия несут существенные убытки (главным образом в отношениях со странами СНГ и "третьего мира"), можно нацелить активность экономических агентов на создание международной системы платежей в рублях.

Предпосылки и сущность международной экономической интеграции.

М/н экономическая интеграция (МЭИ) – процесс экономического взаимодействия страны, приводящий к сближению хозяйствующих механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Предпосылки МЭИ:

Близость экономически развитых стран и степени зрелости: интеграция между развитыми, развивающимися и странами с переходной экономикой

Географическая близость, сложившихся экономических связей

Общность экономических и иных проблем

Демонстрационный эффект

Эффект «домино»

Основные цели интеграционных объединений:

1. Использование преимущественно экономики масштаба

2. Создание благоприятной внешней экономической среды

3. Решение задач торговой политики

4. Содействие структурной перестройке экономик

Основные этапы экономической интеграции:

I. Заключение преференциальных торговых соглашений, соглашений об ассоциации и торговом сотрудничестве

II. Создание зоны свободной торговли. Предусматривается:

· Несокращение, отмена таможенных тарифов во взаимной торговле, но сохранение национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран

· Полная свобода действий в экономической связи с третьими странами

· Сохранение таможенных границ и барьеров

III. Таможенный союз

· Введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли по отношению к третьим странам

· Упразднение внутренних таможенных границ

· Полная свобода перемещения товаров и услуг

· Создание систем межгосударственных органов

IV. Общий рынок:

· Свобода перемещения товаров, услуг и факторов производства (капитал и рабочая сила)

· Межгосударственные перемещения

· Высокий уровень межгосударственной системы координации экономической политики

V. Экономический союз:

· Координационная макроэкономическая политика, унификация законодательства в банковской, страховой, бюджетной сферах

· Образование надгосударственных органов, способных принимать решения от всего экономического союза

VI. Валютный политический союз:

· Проведение единой экономической политики

· Использование единой валюты

· Наднациональные органы урегулирования

· Подготовка к образованию м/н конфедерации

Примеры интеграционных объединений

L ЕС - Европейский союз (27 государств)

L НАФТА – Северо-Американская зона свободной торговли (США, Мексика, Канада)

L МЕРКОСУР – Общий рынок стран Южного конуса (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай)

L АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Сингапур, Малайзия, Индонезия, Тайланд, Бруней, Филиппины)

L Союз Арабского Магриса (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис)

Экспорт и импорт интеграционных объединений (млн. долл.) Евро зона (с 2002 г.):

L Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания

Основные виды современных интеграционных объединений и их влияние на развитие МЭ.

Количество торговых объединений по регионам

Виды интеграционных объединений

Формальная интеграция

- зона свободной торговли

- таможенный союз

Реальная интеграция

l - экономический союз

l - полная интеграция с общей валютой и органами наднационального регулирования (валютный союз)

ЕС - Европейский союз (27 государств)

НАФТА – Северо-Американская зона свободной торговли (США, Мексика, Канада)

МЕРКОСУР – Общий рынок стран Южного конуса (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай)

АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Сингапур, Малайзия, Индонезия, Тайланд, Бруней, Филиппины)

Союз Арабского Магриса (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис)

Евро зона (с 2002 г.)- Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания

Европе́йский сою́з (Евросою́з , ЕС ) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально он не является ни тем, ни другим. Союз является субъектом международного публичного права, имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Главным новшеством, связанным с созданием Европейского союза, по сравнению с другими международными образованиями, является то, что члены Союза отказались от определённой части национального Основные события в истории углубления интеграции ЕС

  • 1951 - Парижский договор и создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).
  • 1957 - Римский договор и создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евратома.
  • 1965 - договор о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трёх европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома.
  • 1973 - первое расширение ЕЭС (присоединились Дания, Ирландия, Великобритания).
  • 1978 - создание Европейской Валютной Системы.
  • 1979 - первые всенародные выборы в Европейский парламент.
  • 1981 - второе расширение ЕЭС (присоединилась Греция).
  • 1985 - подписание Шенгенского соглашения.
  • 1986 - третье расширение ЕЭС (присоединились Испания и Португалия).
  • 1986 - Единый европейский акт - первое существенное изменение учредительных договоров ЕС.
  • 1992 - Маастрихтский договор и создание на основе Европейского Экономического Сообщества Европейского союза.
  • 1995 - четвёртое расширение (присоединение Австрии, Финляндии и Швеции к ЕС).
  • 1999 - введение единой европейской валюты - евро (в наличном обращении с 2002).
  • 2004 - пятое расширение (присоединение Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты).
  • 2004 - подписание Конституции ЕС (в силу не вступила).
  • 2007 - подписание Договора о реформировании в Лиссабоне.
  • 2007 - шестое расширение ЕС (присоединение Болгарии и Румынии. Отмечается 50-летний юбилей создания ЕЭС.
  • 19 ноября 2009 - избран первый постоянный председатель Европейского совета.
  • 1 декабря 2009 - вступление в силу Лиссабонского договора, согласно которому Евросоюз становится правосубъектным.

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:

  • Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.
  • Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.
  • Норвегия, Исландия и Швейцария не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.
  • Черногория и Республика Косово не являются ни членами ЕС, ни участниками Шенгенского соглашения, однако евро является официальным платежным средством в этих странах.

суверенитета ради создания политического объединения с единой структурой.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли (“North American Free Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.
Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:

o географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;

o тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США;

o усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет.

Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.

В отличие от Европейского союза, НАФТА не ставила своей целью создание межгосударственных административных органов или разработку нового законодательства. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.

Цели НАФТА:

  • устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;
  • создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
  • привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
  • обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;
  • создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
  • создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;
  • создание единого континентального рынка.

Структура

  • Комиссия по свободной торговле
  • Секретариат:

МЕРКОСУР - общий рынок стран Южной Америки. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента.

В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006 начата процедура вступления, между тем до настоящего времени парламенты не всех членов союза дали свое согласие на принятие Венесуэлы в члены) а в качестве ассоциированных членов - Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

В нынешним виде блок был создан 26 марта 1991 года в ходе первой встречи президентов Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, состоявшейся в Асунсьоне. По окончании встречи был подписан Асунсьонский договор - основной документ, который определил механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырёх государств и его задачи.

Основными административными органами объединения являются Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат. В первых четырёх работа ведётся на межправительственном уровне. Также под эгидой Центрального банка Бразилии действует Подгруппа по финансовым соглашениям, в рамках которой согласовываются вопросы банковского надзора, унификации банковского и фондового законодательства, борьбы с отмыванием нелегальных доходов и т.д.

Основной принцип деятельности высших органов Меркосур - консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского союза не получила поддержки.

С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994, Меркосур перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %).

Первая встреча Россия-МЕРКОСУР состоялась в декабре 2000 года. В апреле 2004 года в Буэнос-Айресе состоялся первый раунд двусторонних консультаций.

ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЕАСТ) - региональная экономическая группировка из шести западно-европейских стран (Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция). Образована в 1960 г. на основе Стокгольмской конвенции, состав стран-участниц меняется. Основу ЕАСТ составляет зона свободной торговли: во взаимной торговле отменены таможенные пошлины и количественные ограничения, однако единый внешний тариф отсутствует; каждое государство проводит самостоятельную торговую политику по отношению к третьим странам, и товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ (кроме промышленных товаров из ЕС, так как ЕС имеет со всеми членами ЕАСТ соглашениях о создании зоны свободной торговли промышленными товарами). Высший руководящий консультационный орган - Совет, в котором каждая страна имеет один голос.

Страны-члены

Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор .

Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км 2 , их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.

Цели АСЕАН

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: «(I) ускорение экономического развития стран, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления… в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (II) установление мира и стабильности в регионе… через… приверженность принципам Устава ООН».

Союз арабского Магриба - Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г. Соглашение о создании союза было заключено в 1989 г. Председателем совета поочередно становится каждая страна.

Все государства являются членами Лиги арабских государств, и, за исключением Марокко, Африканского союза. С точки зрения экономической интеграции договор о создании предусматривал создание зоны свободной торговли, затем таможенного союза. Доля взаимной торговли в общем объеме внешней торговли менее 10 %.

Еврозо́на - понятие, обозначающее 16 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.

Валюта евро в 1999 году была введена в безналичное обращение как параллельная валюта в странах экономического и валютного союза ЕС. В 1999 году 11 из 15 стран Европейского союза удовлетворили маастрихтским критериям и образовали еврозону с официальным запуском евро в безналичное обращение 1 января 1999 года. Греция стала соответствовать этим критериям в 2000 году и была принята 1 января 2001 года. Реальные монеты и банкноты были введены в обращение 1 января 2002 года. Словения стала соответствовать критериям в 2006 и вошла в еврозону 1 января 2007 года. Кипр и Мальта прошли процедуру согласования в 2007 и вступили в еврозону 1 января 2008 года. Словакия вступила в еврозону 1 января 2009 года. На данный момент в её состав входят 16 стран-членов с более чем 320 миллионами жителей.

Еврогруппа

Министры финансов стран-членов ЕС, использующих евро, встречаются за день до заседания Совета по экономическим и финансовым вопросам Совета Европейского содружества. По закону, эта группа, в просторечии именуемой «Еврогруппой», не является официальной структурой Совета Евросоюза. В сентябре 2004 г. Еврогруппа решила, она должна иметь постоянного президента, назначаемого на двухлетний срок (с принятием Лиссабонского договора - на срок 2,5 года). Жан-Клод Жанкер - премьер-министр и министр финансов Люксембурга - был назначен первым президентом Еврогруппы, получив мандат 1 января 2005 года по 31 декабря 2006, и был назначен на второй срок в сентябре 2006 года.

Экономика

Сравнение еврозоны с другими экономиками, все данные по состоянию на 2006 год.

Тест 44. Внешняя конвертируемость валюты

А. Свободный размен валюты на операции движения капиталов;

Б. Установление обратимости национальной валюты в иностранную валюту;

В. Предполагает официально разрешенный валютный обмен;

Г. Означает узаконенный выход национальной валюты на мировую арену.

Тест 45. Главной причиной возникновения параллельного обращения валют на внутреннем рынке является

А. Низкая инфляция;

Б. Трансферты;

В. Высокая инфляция;

Г. Купля-продажа ценных бумаг.

Тест 46. Выделяют этапы установления внешней конвертируемости валюты

В. Четыре;

Тест 47. Долларизация параллельного обращения валют

А. Использование иностранной валюты только в качестве средства обращения;

Б. Использование иностранной валюты в качестве единицы расчета;

В. Использование иностранной валюты на внешнем рынке страны;

Г. Использование иностранной валюты в качестве средства обращения, единицы расчета и средства сбережения.

Тест 48. Свободно конвертируемые валюты – это

А. Валюты тех стран, где полностью отменены валютные ограничения как для резидентов, так и для нерезидентов;

Б. Валюта стран, где валютные ограничения отменены не по всем валютным операциям;

В. Валюта стран, где для резидентов сохраняются валютные ограничения;

Является разновидностью режима обратимости валют. По своей сути, внешняя конвертируемость – это ограничения, касающиеся осуществления некоторых операций с валютой, которые действуют на территории конкретного государства.

Немного из истории внешней конвертируемости

Валютные ограничения впервые активно использовались во времена Первой мировой войны именно в тех странах, которые принимали в ней участие. В целях концентрации валюты в руках государства, поддержания валютного курса, выравнивания платежного баланса вводились данные ограничения.

В период с 1924 до 1928 гг. валютные ограничения были отменены во многих западных странах, поскольку в это время в их экономике наблюдался процесс временной стабилизации. Вновь ограничения, которые касались операций с валютой, были введены в период Второй мировой войны практически во всех государствах мира.

В послевоенный период МВФ занялся проблемой регулирования валютных ограничений между государствами. Именно с внешней оборачиваемости начинается переход к конвертируемости нацденег. В послевоенные годы большинство западных государств свой путь к внедрению полной конверсии нацденег начинали именно с введения внешней конвертируемости.

Внешняя конвертируемость – что это?

Термин «внешняя конвертируемость» или, другими словами «внешняя обратимость» имеет несколько обозначений. Итак, внешняя конвертируемость – это:

  • возможность свободного применения нацвалюты в системе международных расчетов, беспроблемного обмена иностранных денег на национальные, и наоборот;
  • право иностранных граждан и юридических лиц конкретного государства свободно переводить за его приделы свои денежные , которые сделаны в нацвалюте.

Особенности внешней обратимости валюты

Внешняя конвертируемость нацденег достаточно хорошо стимулирует активность иностранных инвесторов, поскольку отпадает проблема репатриации ввезенных финансов и вывоза полученного доходного капитала. Благодаря внешней обратимости нацвалюты складывается более устойчивый спрос на данные средства на международной арене, который сопровождается следующими благоприятными явлениями в экономике страны:

  • стабилизуется ;
  • нормализуется валютное положение государства в мире.

Ведь нерезиденты государства без преград могут свободно распоряжаться нацвалютой, то есть вывести ее за границу, купить на нее необходимую продукцию.

Установление и поддержание на нужном уровне такого режима конвертируемости валют, как внешняя обратимость не требует больших валютных издержек и экономических преобразований, поскольку обычно контингент нерезидентов, осуществляющих деятельность в определенной стране, невелик по сравнению с отечественными собственниками нацденег.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав