20.06.2020

Московский государственный университет печати. Миграция рабочей силы: типы и причины Миграция рабочей силы приводит к


  • ? Понятие и виды миграции рабочей силы
  • ? Причины миграции рабочей силы
  • ? Последствия миграции рабочей силы для страны-экспортера и страны- импортера
  • ? Территориальный аспект миграции
  • ? Проблема утечки умов
  • ? Регулирование миграции рабочей силы
  • ? Международная организация труда (МОТ)

Понятие миграции рабочей силы

Под миграцией рабочей силы понимается организованное или стихийное ее перемещение внутри страны и через государственные границы к месту постоянного проживания или работы. Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени- служащие, специалисты и ученые.

Миграцию можно разделить на окончательную (безвозвратную), временную (возвратную), сезонную (в определенный период времени или на определенный срок), маятниковую (например, приграничную). Выделяют также внутреннюю и внешнюю (международную) миграцию. Внутренняя - предполагает перемещение рабочей силы между населенными пунктами внутри страны, например из одного региона в другой. Внешняя миграция связана с движением людей через государственные границы из одной страны в другую. Она влияет на численность населения, изменяя его на величину миграционного сальдо (разность между числом эмигрантов и иммигрантов).

По данным ООН, например с 1990 по 2005 г., мигрантов в мире стало больше на 36 млн, тогда как за предыдущие полтора десятилетия их число выросло на 41 млн. Впрочем, по признанию экспертов ООН, снижение числа мигрантов происходит за счет развивающихся стран, где показатель ежегодного прироста сократился с 2,5% в год в 1975-1990 гг. до 0,6%. Это, однако, означает не падение интенсивности миграционных потоков, а рост числа тех, кто возвращается из чужих стран домой: например, за 1990-2004 гг. развивающиеся страны репатриировали 21 млн беженцев. В развитые же страны приток мигрантов не ослабевает: как и прежде, их их число растет в среднем на 2,9% в год.

Сегодня в развивающихся странах живет 61 % всех мигрантов в мире (в 1990 г. - 53%), каждый третий мигрант проживает в Европе, каждый четвертый - в Северной Америке. Общее число мигрантов в 2006 г. ООН оценило в 191 млн, из них 12,1 млн, т.е. больше 6%, проживали в России. По этому показателю наша страна отстает только от США, где проживают 38,4 млн мигрантов (20% от общемирового числа). За Россией следуют Германия - 10,1 млн и Украина - 6,8 млн беженцев.

Большим числом проживающих мигрантов Россия обязана не только своим расположением на перекрестке миграционных потоков из Азии в Европу, но также «правильной адекватной работой», которую проводит в этой области российское руководство.

Особенности современной международной миграции рабочей силы:

  • преобладание трудовой миграции в общих миграционных потоках;
  • расширение географии, масштабов миграции;
  • усиление роли демографического фактора (избыток рабочих рук в одних странах и недостаток - в других);
  • рост числа нелегальных переселенцев.

Активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 1960-х гг. в рамках построения моделей экономического роста. Ее основная цель состояла в доказательстве того, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста. По данным МОТ, в 2013 г. общее число мигрантов превысило 240 млн человек.

Международную миграцию определяют следующие нижеперечисленные группы факторов.

1. Экономические обусловливают переселение работников (и их семей) в страны с наиболее высоким уровнем благосостояния населения. Этот процесс облегчается развитием транспорта.

Основными экономическими факторами, определяющими миграцию рабочей силы, являются:

  • быстрый рост населения планеты и высокая безработица, прежде всего в слаборазвитых странах;
  • вывоз капитала и создание крупных предприятий, где в значительном количестве требуются рабочие руки;
  • более благоприятные условия труда и его оплаты в тех или иных странах, в том числе вследствие их успехов в экономическом развитии;
  • возможности более полной реализации своих способностей.
  • 2. Культурно-национальные и религиозные факторы определяют перемещение мигрантов в страны проживания коренной национальности и определенного вероисповедания, например немцев Поволжья - в Германию, евреев - в Израиль и т.п.
  • 3. Прочие факторы связаны с влиянием на миграцию трудовых ресурсов и населения чрезвычайных ситуаций: войн, землетрясений, наводнений и пр. Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно становится объектом государственного регулирования.

Согласно разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификации, мигранты подразделяется на пять основных типов:

  • 1) лица, работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном это сезонные сельскохозяйственные рабочие, а также неквалифицированные или малоквалифицированные лица, занятые на подсобных работах;
  • 2) профессионалы с высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта. К этой группе относят, например, представителей профессорско-преподавательского состава вузов;
  • 3) нелегальные мигранты, в том числе иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью. Миллионы представителей этой группы постоянно пребывают в США, Японии, странах Европы, Южной Америки и Африки;
  • 4) переселенцы, т.е. лица, переезжающие на постоянное место жительства (прежде всего в промышленно развитые страны);
  • 5) беженцы, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы для их жизни и деятельности.

Выделяют следующие виды миграции:

  • 1) семейная - предполагает существование лиц, которые могут дать поручительство за въезжающих (супругов, родителей, детей, братьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты и др.);
  • 2) экономическая - требует наличия квалификации, особых способностей, опыта частной предпринимательской деятельности, которые могут оказаться полезными в экономическом развитии страны. Существуют четыре вида такой иммиграции:
    • частнопредпринимательская (лицо имеет опыт и намерения основать предприятие, а также достаточный для этого капитал);
    • миграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и способностью найти работу;
    • миграция по приглашению работодателя;
    • миграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта и др.;
  • 3) гуманитарная, связанная с получением статуса беженца, и др. В результате развития процессов трудовой миграции во многих

развитых странах складываются два рынка труда: на одном идет продажа национальной рабочей силы, на другом - иностранной.

Привлечение в страну рабочей силы из-за рубежа имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным относятся:

1) повышение конкурентоспособности продукции вследствие уменьшения издержек производства, обусловленного более низкой ценой иностранной рабочей силы.

Большинство иммигрантов заняты на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ, имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие;

2) заполнение вакансий в непрестижных сферах экономики, в том числе в военизированных (мигранты могут призываться на военную службу), обеспечивающее нормальный ход процесса воспроизводства.

Во Франции иностранцы составляют 25% занятых в строительстве, 35% - в автомобилестроении, в Бельгии - 50% горняков, Швеции - 40% всех строительных рабочих;

  • 3) создание возможности структурной перестройки экономики и ее динамичного развития за счет перемещения высококвалифицированной национальной рабочей силы в новые перспективные отрасли с дальнейшим повышением ее квалификации;
  • 4) сохранение требуемых народно-хозяйственных пропорций путем поддержания существующих отраслей;
  • 5) использование иностранной рабочей силы в качестве амортизатора в случае роста безработицы (ее увольняют в первую очередь);
  • 6) увеличение налоговых поступлений. Иммигранты обычно приезжают в раннем трудоспособном возрасте, вступая в период активной выплаты налогов. Принимающая страна получает доход даже от нелегальных иммигрантов, которые, не платя прямых налогов, при покупках вносят в казну такие косвенные налоги, как акцизы;
  • 7) экономия затрат на первичное образование и получение квалификации, которые в основном несут государства, откуда осуществляется миграция, на оказание социальных услуг (нелегалы их не могут получить);
  • 8) улучшение демографической ситуации в принимающей стране с низким уровнем рождаемости. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии - 24%, а в Люксембурге - 38%.

В целом считается, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны.

Отрицательные последствия иммиграции:

1) постепенное попадание многих отраслей экономики принимающих стран в зависимость от иностранных рабочих, особенно в строительстве, угледобыче и пр.

Исследования, проводившиеся в Дюссельдорфе в связи с возможным отъездом иностранцев, показали, что результатом может быть резкое уменьшение объема строительных работ, закрытие многих детских садов, школ, прекращение уборки мусора;

2) создание дополнительной нагрузки на экономику, связанной с необходимостью принимать меры общественной безопасности, расширять предоставление некоторых видов социальных услуг, развивать транспорт и пр.

Рассматривая безвозвратную трудовую миграцию как негативное следствие либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности.

Страны - экспортеры рабочей силы, наряду с потерями от миграции, имеют от нее и некоторые выгоды. Прежде всего это многомиллиардные доходы, источниками которых являются:

  • налоги с прибыли фирм-посредников;
  • налоги с переводов мигрантов на родину;
  • личное инвестирование мигрантов.

Возвращаясь домой, мигранты, проработавшие за границей, как правило, в течение двух-трех лет, привозят с собой немалые ценности и сбережения. Кроме того, они приобретают новые профессиональные знания, опыт, квалификацию, готовность к активному участию в новых формах экономической жизни.

  • 4.Показатели, характеризующие состояние и развитие национальной и мировой экономики, участие страны в мировой экономике
  • 5.Система потенциала мировой экономики. Использование потенциала мировой экономики
  • 6.Развитые страны рыночной экономики: основные признаки и особенности.
  • 7.Модели экономического развития развитых стран рыночной экономики.
  • 8.Общие черты и особенности экономик развивающихся стран
  • 9.Формирование группы новых индустриальных стран
  • 10.Особенности развития 1)ближневосточных стран-экспортеров нефти и 2)среднеразвитых стран развивающегося мира
  • 11.Развитие наименее развитых стран Тропической Африки
  • 12.Образование группы стран с переходной экономикой. Варианты перехода к рыночной экономике
  • 13.Особенности экономического развития стран Центральной и Восточной Европы
  • 14.Специфика экономического развития стран снг
  • 15.Россия в современной 1)мировой экономике и 2)международном разделении труда
  • 16.Международные экономические отношения: признаки, формы
  • 17.Современные тенденции в развитии междунар. Экономических отношений
  • 18.Сущность и эволюция мирового рынка. Этапы развития мирового рынка
  • 19.Функции и структура мирового рынка
  • 20.Мировые цены и их функции. Множественность мировых цен. Методы образования мировых цен
  • 21. Особенности современного мирового рынка и тенденции его развития
  • 22.Международная торговля. Показатели, характеризующие состояние и развитие международной торговли
  • 23.Динамикаи структура международной торговли товарами
  • 24.Внешнеторговая политика государства
  • 25.Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговлей
  • 26.Динамика и структура международной торговли услугами
  • 27.Роль гатт и вто в регулировании международной торговли
  • 28.Понятие и причины международной миграции капитала
  • Причины международной миграции капитала
  • 29.Формы международного движения капиталов
  • 30.Современные тенденции развития международной миграции капитала
  • 31.Государственное и международное регулирование миграции капиталов
  • 32.Свободные экономические зоны (сэз) в мировой экономике
  • 33.Внешний долг страны: сущность и причины возникновения. Основные показатели и масштабы международной задолженности
  • 34.Механизм урегулирования внешней задолженности
  • 35.Международная миграция рабочей силы: понятие, причины, виды, последствия
  • 36.Направления и центры международной миграции рабочей силы
  • 37.Регулирование международной миграции рабочей силы. Миграционная политика
  • 38.Мировая валютная система и ее развитие в современных условиях
  • 39.Платежный баланс и его регулирование
  • 41.Интеграционные процессы в западной европе и на американском континенте
  • 35.Международная миграция рабочей силы: понятие, причины, виды, последствия

    Миграция рабочей силы  переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Иммиграция  въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов. Эмиграция  выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы. Миграционное сальдо  разность иммиграции из страны и эмиграции в страну. «Утечка мозгов»  международная миграция высококвалифицированных кадров. Реэмиграция  возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

    Основная причина миграции – различия в заработной плате. Другие причины: война, стихийные бедствия, религиозные преследования, политические неурядицы и т.п. В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, классифицируются по трем статьям:  трудовой доход, выплаты занятым  зарплата и прочие выплаты, полученные частными лицами – нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими;  перемещение мигрантов  оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну;  переводы работников  пересылка денег и товаров мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине.

    Также выделяются следующие виды международной миграции населения :

      постоянная миграция, имеющая целью окончательного переселения в принимающую страну;

      сезонная миграция, связанная с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях экономики принимающей страны, которые испытывают существенные колебания в занятости по сезонам, главным образом в сельском хозяйстве;

      маятниковая миграция, включающая временную (трудовую и туризм) и политическую (беженцы).

      Главные причины международной миграции трудовых ресурсов :

      Разница в уровнях оплата труда в странах-донорах и странах-рецепторах,

      Безработица в развивающихся странах,

      Нехватка дешевой рабочей силы в не престижных сферах экономики развитых стран.

    36.Направления и центры международной миграции рабочей силы

    В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:

    1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

    2) миграция в рамках промышленно развитых стран;

    3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

    4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся стран в промышленно развитые);

    5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны

    Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа. Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране используется до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов. Одним из мировых центров притяжения рабочей силы является Южная Африка.

    37.Регулирование международной миграции рабочей силы. Миграционная политика

    Международная миграция рабочей силы осуществлялась стихийно, но со временем масштабы и последствия миграции приобрели такое значение, что возникла потребность в регулировании этого процесса. Каждая страна самостоятельно, на основе соответствующего национального законодательства определяет свою миграционную политику. Однако сегодня существует множество международных соглашений, правовых актов, присоединяясь к которым, страны берут на себя обязательства следовать нормам международного права. В частности, Конвенция Международной организации труда (МОТ) обязывает страны, ратифицировавшие этот документ, организовывать бесплатные службы для информации мигрантов, содействовать перемещению, отъезду-приезду мигрантов, оказывать им медицинские услуги, разрешать перевод на родину заработка и сбережений.

    Существует целый ряд международных организаций, занимающихся проблемами миграции рабочей силы: Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM). Последняя занимается упорядочением международной миграции, ее организацией, информацией по разным вопросам миграционного процесса.

    Миграционная политика – это комплекс законодательных, организационных, экономических мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны населения, и в частности рабочей силы. Политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов включает два направления: иммиграционную, регулирующую принятие иностранных граждан и эмиграционную, регулирующую порядок выезда граждан из страны и обеспечивающую защиту прав эмигрантов за рубежом.

    Нормативно-правовая основа регулирования миграции представлена многочисленными законами и подзаконными актами.

    Иммиграционная политика. Иммиграционное законодательство предусматривает определенные требования к уровню образования, стажу работы, к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику иммигранта. Принимающая страна, как правило, ограничивает продолжительность пребывания иностранных рабочих в стране; требует прохождения процедуры признания документов об образовании и т.п. В зависимости от национального состава принимающей страны может учитываться и национальность иммигранта.

    Для регулирования процесса иммиграции используется иммиграционная квота – число иностранных работников, которые могут въехать в страну в течение определенного срока. Квота может устанавливаться для всей страны в целом, дифференцироваться по отраслям, по, предприятиям, по странам-донорам, распределяться по различным категориям иммигрантов. (Так, в США в 1995 г. 71% иммиграционной квоты предназначалось для родственников граждан США, 20% – для специалистов, в которых нуждается США, 9% – прочие.) Ограничение на въезд иностранцев может достигаться и за счет законов о профессиях, которыми не могут заниматься иностранцы.

    Помимо административных используются экономические методы регулирования. Например, в соответствии с требованиями некоторых стран фирмы имеют право принимать иностранцев по достижении определенного объема продаж или после внесения определенной суммы в бюджет; частные лица могут въехать в страну, если они могут инвестировать в экономику принимающей страны определенную сумму и т.п.

    Эмиграционная политика предполагает:

    Поощрение эмиграции в случае напряженности на рынке труда (избыточного предложения) и сдерживание эмиграции в случае нехватки рабочей силы;

    Принятие нормативных актов, способствующих поступлению валютных средств от эмигрантов;

    Контроль за обеспечением для эмигрантов за рубежом соответствующего уровня жизни;

    Обеспечение возвращения эмигрантов на родину;

    Стимулирование приобретения или повышения профессиональной или образовательной подготовки эмигрантов за рубежом.

    В современных условиях на международном рынке трудовых ресурсов растет роль стран-экспортеров рабочей силы. Последние, проводя соответствующую эмиграционную политику, регулируют масштабы и качественный состав эмигрантов; заключают двусторонние соглашения, предусматривающие определенные экономические и социальные гарантии для эмигрантов; организуют за рубежом представительства для осуществления контроля за выполнением международных соглашений по трудовой миграции; проводят государственное лицензирование фирм, занимающихся наймом граждан для работы за границей и др.

    Международная миграция рабочей силы - процесс перемещения трудовых ресурсов через границы стран с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране места жительства. Основой миграции являются различия в стоимости рабочей силы, соотношение спроса и предложения ее в различных странах, неравномерность экономического развития стран.

    Эмиграция - выезд из страны на постоянное место жительства и работы. Отток рабочей силы уменьшает размер безработицы. Возвращение эмигрантов обеспечивает реализацию зарубежного опыта на родине, создает приток в страну иностранной валюты, заработанной за рубежом.

    Иммиграция - въезд в страну на постоянное место жительства и работы. Мигранты замещают самые непривлекательные рабочие места, получают заработную плату ниже, чем отечественные рабочие (снижаются производственные затраты), не участвуют в забастовках, не обеспечиваются пенсиями. Однако увеличивается безработица, социальная незащищенность и неуверенность, а с ней - наркомания и преступность.

    Основные центры притяжения иностранной рабочей силы - США, Германия, Франция, Великобритания. Локальными региональными центрами притяжения мигрантов являются Австралия и Россия.

    На мировую миграцию груда воздействуют следующие факторы:

    • - разрыв в уровне заработной платы и экономических возможностей в различных странах;
    • - региональные конфликты и политическая нестабильность в некоторых развивающихся странах;
    • - доля молодых людей в населении посылающих и принимающих стран;
    • - число мигрантов, проживающих в принимающих странах;
    • - снижение издержек и неудобств миграции.

    Для различных принимающих стран существуют различные источники миграционных потоков. Это обусловлено ролью принимающей страны в современном мире и се возможностями, а также конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами.

    Каждое государство проводит протекционистскую политику в регулировании миграции рабочей силы, включающую законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта, установление квот для прибывающих в поисках места работы, разработку и реализацию программ стимулирования репатриации. Миграционная политика проводится через национальные службы миграции. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля въезда в страну. Они выдают въездные визы, согласуют их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, контролируют время пребывания иностранной рабочей силы в стране.

    Социально-экономические последствия грудовой миграции можно рассматривать с позиции мигранта, принимающей страны и страны выбытия. На них невозможно дать однозначный ответ. Интересы всех трех субъектов могут совпадать или противоречить друг другу. Экономический интерес мигрантов состоит в повышении жизненного уровня в стране прибытия. Эмиграционный интерес, как правило, имеют развивающиеся страны, где сложная демографическая ситуация и низкий уровень жизни.

    Специфика современной миграции рабочей силы состоит в том, что значительную часть иммигрантов составляют высококвалифицированные специалисты. Происходит «утечка умов» из многих стран в центры притяжения, что экономит им огромные средства на образование и подготовку собственных научных и высококвалифицированных кадров. Отдача от таких мигрантов высокая для принимающих государств.

    Иммиграция является источником покрытия дефицита как квалифицированной, гак и неквалифицированной рабочей силы. Во Франции иностранные рабочие составляют 25% занятых в строительстве, 33% - в автомобилестроении, в Бельгии - 50% всех горняков, в Швейцарии - 40% всех строительных работ выполняются иностранцами. В странах иммиграции растет объем национального продукта и доход предпринимателей, повышается эластичность (гибкость) национального рынка груда.

    Иммиграция оказывает давление на рынок труда, усугубляется безработица, снижается уровень заработной платы для коренного населения, ведет к разжиганию национальных конфликтов и росту преступности.

    В стране-эмиграции уменьшается давление на рынок труда, объем национального продукта, доходы предпринимателей. Для стран, где относительно высокий уровень образования, работники, выезжающие за рубеж, обычно заняты на работах, требующих более низкого уровня образования, чем тот, которым они обладают.

    Многие ученые из развивающихся стран, поработав в развитых странах, вернулись на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Повысив квалификацию и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий, изменяя качественный состав и структуру рабочей силы. Все они принесли в свои страны новые знания, достаток своим семьям. Это происходит тогда, когда родные страны создают условия для реализации их потенциала.

    Положительным эффектом экспорта товара «рабочая сила» является рост валютных доходов стран-экспортсров. Согласно оценкам эффективность экспорта рабочей силы выше валютной эффективности товарного экспорта. У государств, которые специализировались на экспорте трудовых ресурсов (например, Турция), доля валютных переводов удерживается на высоком уровне. Этот источник валютных поступлений существенно улучшает положение национальных валют стран-экспортсров рабочей силы. Турция смогла сделать свою валюту конвертируемой.

    Мир в целом выигрывает от свободы передвижения рабочей силы, поскольку свобода миграции позволяет рабочей силе использоваться с большей отдачей и вносить больший чистый вклад в мировое производство.

    Отношение местного населения к иностранным работникам неоднозначно. Работодатели охотно используют дешевый труд, а обычные жители ропщут, жалуясь на криминогенную обстановку. Такую картину можно увидеть по всему миру – и в Европе, и в России. Но, независимо от наших желаний, миграция рабочей силы продолжает набирать обороты и потихоньку изменять облик мира, о чем свидетельствует статистика эмиграции людей из России в Европу за 2020 год.

    Основные понятия

    Миграция рабочей силы или трудовая перемещение людей по стране или за ее пределы в поисках работы. При этом работники могут менять свое постоянное место жительства или постоянно к нему возвращаться. Если такое перемещение происходит внутри государства, это называется внутренней миграцией, а если для того, чтобы устроиться на работу, нужно пересекать границу, имеет место внешняя или международная трудовая миграция.

    Последняя, в свою очередь, делится на эмиграцию и иммиграцию. . Эмигрантами не считаются коммерсанты, постоянно пересекающие границу в целях закупки товара, а также командированные сотрудники, не имеющие трудовых договоров с иностранными работодателями.

    Иммиграция рабочей силы – это, напротив, въезд в государство иностранных граждан с целью дальнейшего трудоустройства.

    Соответственно, трудовые мигранты – это лица, занимающиеся оплачиваемой трудовой деятельностью в стране, гражданами которой они не являются.

    Характеристики

    Современные миграционные процессы имеют характерные черты, отличающие их от более ранних миграций. Прежде всего это увеличение количества переезжающих квалифицированных рабочих и специалистов, «утечка мозгов». Кроме того, если раньше массовые миграции были вызваны различными политическими или природными катаклизмами и носили стихийный характер, то сегодня это постоянный процесс, имеющий тенденцию к росту. Он охватывает практически все регионы мира, как богатые, так и бедные.

    И, наконец, отличительной чертой современного великого переселения можно назвать появление огромного количества нелегальных мигрантов. Это не только практически дармовой трудовой ресурс, но и фактор, повышающий уровень преступности, провоцирующий массовые беспорядки, социальную напряженность.

    Виды трудовой миграции

    В зависимости от количества времени, проведенного мигрантом за рубежом, выделяются следующие виды миграции рабочей силы:

    • безвозвратной, когда работник остается в принимающей стране на постоянной основе;
    • временно-постоянной, когда с работником подписывается временный контракт на несколько лет;
    • сезонной, когда работы ограничены определенным периодом от нескольких месяцев до одного года;
    • маятниковая, если работник ежедневно едет на работу, а вечером возвращается обратно;
    • нелегальная, когда мигрант прибывает в качестве гостя или туриста, а сам незаконно трудоустраивается.

    Причины миграции

    Основные причины международной – экономические. Это нехватка трудовых ресурсов в одних странах, и их переизбыток в других. Также стимулирует поток миграции большая разница в уровне заработных плат и уровне жизни. Специалисты с большим опытом и простые рабочие не заинтересованы в вакансиях у себя на родине, если в соседнем государстве их работа оплачивается лучше.

    просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

    Следующая по значимости причина миграции – воссоединение семей. За квалифицированными кадрами тянутся их домочадцы. Они также составляют немалый процент в общем потоке мигрантов.

    К другим распространенным причинам миграции можно отнести политические, расовые, национальные (репатриация по имеющимся корням на родину предков).

    Люди стремятся улучшить не только финансовую сторону жизни, но и получить иные права и свободы, которых они были лишены в стране гражданства. Довольно популярным направлением еще несколько лет назад был так называемый дауншифтинг, когда люди из вполне благополучных в экономическом плане государств уезжали в менее развитые, но более дешевые для проживания. Одним из обязательных условий такого переезда является наличие источника пассивного дохода или удаленной работы. Однако это скорее исключение, чем тенденция. Немногие могут надолго отказаться от благ цивилизации ради свободного времяпровождения.

    Современные центры миграции

    Основные направления международной миграции рабочей силы расположены между развивающимися странами-экспортерами трудовых ресурсов и развитыми. – это, как и прежде, экономически сильные страны, такие, как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.

    В борьбе с нелегалами и терроризмом США за последние десятилетия ужесточили миграционную политику, но и теперь поток мигрантов в эту страну велик. Его условно можно разделить на две составляющие. Первая – это «мировые мозги», люди с образованием, их поставляют Западная Европа, Россия, Индия. Низкоквалифицированный персонал едет из Латинской Америки, Азии.

    К концу XX века новым центром притяжения трудовых ресурсов стала Западная Европа, принимающая мигрантов из развивающихся стран. Во Франции, Швейцарии, Швеции, Германии на трудоемких производствах сплошь трудились иностранцы. Сейчас «мода на Европу» постепенно проходит: рынок труда перенасыщен, а мигранты представляют серьезную проблему.

    Большое количество мигрантов привлекают и быстрорастущие экономики некоторых южноамериканских стран, например, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы.

    Относительно новые направления трудовой миграции – Израиль, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, некоторые быстроразвивающиеся страны Азии. Подработать в ОАЭ, например, с удовольствием едут и благополучные американцы. Однако приоритеты в этих регионах расставлены четко: там нуждаются исключительно в трудовых ресурсах на контрактной основе, а не в новых жителях.

    По количеству иностранных работников одно из первых мест в мире занимает Россия. Она является естественным центром притяжения трудовых ресурсов из Средней Азии, Белоруссии и Украины.

    Наряду с официально трудоустроенными гражданами на российских просторах трудятся и толпы нелегалов. Чтобы процесс стал более контролируемым, прием мигрантов на работу в 2017-2018 году начал проводиться по новым, более жестким правилам.

    Итак, основные миграционные потоки направлены с развивающегося Юга на благополучный Север, и из Восточной Европы и СНГ – на Запад.

    Структура мигрирующей рабочей силы

    Поток мигрантов, следующих из страны в страну, неоднороден. Среди переселяющихся можно выделить следующие группы:

    • поселенцы – люди, которые едут в страну с намерением поселиться в ней на постоянной основе;
    • контрактные работники – приезжают в страну на несколько лет в рамках одного или нескольких трудовых контрактов;
    • профессионалы – люди с высоким уровнем квалификации, научно-технические работники;
    • нелегалы – лица, у которых не нашлось легальных оснований для переезда, и они пересекли границу под видом туристов, или чьи документы давно просрочены;
    • беженцы – люди, вынужденно покинувшие свою территорию, потому что на родине их жизни угрожала опасность.

    Последствия

    Если подсчитать общее количество мигрирующего населения, получится, что в этом процессе участвует около трех процентов всего населения земли. Процессы таких масштабов не могут не влиять на экономику отдельных стран и даже целых регионов. У миграции рабочей силы последствия имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

    Отток ученых и квалифицированных работников из менее развитых стран ослабляет их экономику, задерживает ее развитие, зато укрепляет позиции и без того сильных конкурентов. Это приводит к дальнейшей поляризации, увеличивая разрыв между богатыми и бедными странами.

    Что получает страна, из которой население уезжает на заработки? Работники, получающие зарплату за границей, не платят налоги в бюджет, страна-экспортер рабочей силы становится зависимой от миграционной политики государств, в которых большей частью трудоустроены ее граждане. Но поскольку большая часть населения решает свои экономические проблемы за границей, а полученные средства тратит у себя на родине, это уменьшает социальную напряженность. Для развития и создания собственных рабочих мест нет ни ресурсов, ни предпосылок.

    Страны, принимающие большое количество мигрантов, увеличивают конкуренцию на рынке труда, что ведет к некоторому падению заработных плат, росту безработицы. Как следствие – возрастающее недовольство местного населения.

    Приток квалифицированных кадров из-за рубежа позволяет «двигать» экономику и научно-технический прогресс без затрат на образование специалистов. Товары, произведенные с помощью недорогой рабочей силы, более конкурентоспособны на мировом рынке. Кроме того, приехавшие иностранцы становятся потребителями, покупая местные товары.

    Кроме экономических последствий миграции имеется множество других, затрагивающих практически все аспекты жизни. Например, миграция меняет демографическую картину, омолаживая стареющие государства Европы. Рост преступности, связанный с высокой концентрацией мигрантов в отдельных регионах, приводит к разжиганию межнациональных конфликтов. Но в целом трудовая миграция выгодна всем ее участникам: и отдельно взятому работнику, и государствам.

    Миграция проблемы и решения: Видео

    И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2020 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

    1. Причины и последствия международной миграции рабочей силы.

    3. Миграционная политика

    1. Рынок труда, как и любой рынок, развивается на основе взаимодействия спроса и предложения. Их динамика меняет распределение рабочей силы по секторам, отраслям, уровень безработицы и заработной платы. Поиск работы или более выгодных условий делают трудовые ресурсы мобильными. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран.

    Миграция рабочей силы - переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год.

    Мировой рынок труда – механизм взаимодействия спроса на труд и предложения его на мировой арене.

    Иммиграция - въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

    Эмиграция - выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.

    Миграционное сальдо - разность эмиграции из страны и иммиграции в страну.

    "Утечка мозгов" - международная миграция высококвалифицированных кадров.

    Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

    Различают легальную и нелегальную миграцию.

    Причины, которые заставляют рабочую силу перемещаться можно разделить на внеэкономические и экономические.

    Внеэкономические причины:

    Войны, которые заставляют людей бежать от военных действий (беженцы);

    Политические и религиозные преследования;

    Стремление открыть и освоить новые пространства (великие географические открытия);

    Желание воссоединения семей;

    Природные (стихийные) бедствия.

    Экономические причины:

    Поиск новой работы при отсутствии возможности трудоустроиться в собственной стране;

    Поиск более оплачиваемой работы;

    Поиск более творческой работы.

    Причины экономического характера, связаны с неравномерным развитием отдельных стран. Более развитая страна создает больше рабочих мест, поэтому в ней легче найти работу. В развитой стране выше жизненный уровень и выше уровень оплаты труда. Такая страна обладает высоким научно-техническим потенциалом и предъявляет спрос на квалифицированную рабочую силу. Поэтому квалифицированные кадры перетекают на более развитый рынок.

    Перемещение рабочей силы ведет к изменениям в предложении труда. В принимающей стране будет наблюдаться рост объёма предложения. Считается, что если страна уже отягощена безработицей, то приток мигрантов будет способствовать её росту. Некоторые аналитики это оспаривают. Исследования показывают, что мигранты обычно заполняют вакансии, которые не пользуются спросом коренного населения. Безработица может гнездиться в одних секторах рынка труда, а мигранты – направляться в другие.


    В стране-доноре приток мигрантов приведет к уменьшению предложения рабочей силы. Если в стране наблюдается безработица, то отток рабочей силы сократит её уровень.

    2. Существуют следующие направления миграционных потоков:

    Из развивающихся стран в высокоразвитые страны;

    Между развитыми странами, вызванные неравномерным развитием отраслей по странам;

    Внутри Западной Европы из стран с относительно меньшим уровнем доходов в более богатые страны, например, из Португалии, Италии и Испании в Германию, Англию.

    В последнее время образовались новые миграционные потоки из стран Восточной Европы и СНГ.

    Экономический эффект международной миграции кадров

    Для страны-реципиента Для страны-донора

    Положительные эффекты:

    Снижение издержек и повышение конкурентоспособности товаров;

    Увеличение ёмкости национального рынка;

    Облегчение структурных перестроек;

    Содействие сбалансированию экономики;

    Приток квалифицированной рабочей силы;

    Принимающая сторона использует готовую рабочую силу, не вкладывая средств на её обучение;

    Возможность использования достижений чужой культуры. Положительные эффекты:

    Снижение безработицы и соответственно уровня социального напряжения;

    Расширение ёмкости внутреннего рынка за счет валютной помощи эмигрантов своим родственникам;

    Бывшие мигранты по окончании контракта, вернувшись на родину, становятся проводниками новых знаний и навыков.

    Отрицательные эффекты:

    Увеличение предложения труда и снижение его оплаты;

    Возрастают дифференциация доходов населения и социальная напряженность, появляется основа для национальных и религиозных противоречий;

    Особенно высоки издержки нелегальной миграции из-за её неконтролируемости, укрепления ею криминальных структур, социальной нестабильности;

    Возможны угрозы образования замкнутых сфер этнической экономики;

    Возможны всплески расизма и ксенофобии Отрицательные эффекты:

    - «утечка интеллекта» и квалифицированных кадров;

    Ухудшение возрастного состава занятой рабочей силы, поскольку эмигрантами становятся преимущественно молодые и здоровые

    Массовые миграционные потоки могут создать серьезные проблемы как для принимающей страны, так и для страны-донора. Принимающая страна боится ущемить интересы местного населения, а страна-донор боится утечки квалифицированных кадров, оттока молодой рабочей силы. Для того, чтобы избежать негативные эффекты и получения наибольшей выгоды за счет миграции рабочей силы страны проводят специальную миграционную политику.

    Миграционная политика – государственное регулирование миграционных потоков в стране, условий занятости и социальной защиты иностранной рабочей силы на отечественном рынке.

    Государство-реципиент осуществляет селективную политику, направленную на привлечение исключительно выгодной для себя рабочей силы, отсекая остальные притоки. Принимающая страна выдвигает требования к мигрантам по квалификации, полу, возрасту, законопослушности, устанавливает квоты на въезд в страну.

    Государство-донор стремиться, в своей политике ослабить помощью мигрантов давление безработицы и дефицит валютных ресурсов.

    Миграционная квота – ежегодно устанавливаемый допустимый размерпритока мигрантов в страну.

    Инструменты миграционной политики принимающих стран.

    Определение миграционных квот;

    Использование льгот для отдельных мигрантов (для бизнесменов, предполагающих открыть свое дело, дефицитной квалифицированной рабочей силы);

    Определение перечня запретных отраслей и специальностей для иностранцев;

    Определение географических и национальных приоритетов для принимаемых миграционных потоков;

    Введение ограничений личностного характера по состоянию здоровья, возраста, законопослушности;

    Стимулирование процесса реэмиграции.

    Инструменты миграционной политики для страны-донора:

    Определение режима эмиграционной политики (либерального, либо ограниченного).

    Выдвижение требований к эмигрантам вернуться на родину по мере получения ими зарубежного образования;

    Стимулирование или административное требование перевода валютных средств эмигрантов на родину.

    Взаимосвязь миграционных политик стала причиной их международного регулирования. Оно осуществляется как на двухсторонней основе, так и на основе правовых норм и стандартов, отработанных международными организациями. Международное право предусмотрело разделение ответственности между странами. Страна-реципиент отвечает за прибытие и использование мигрантов, а страна-донор – за регулирование оттока рабочей силы и защиту интересов своих граждан за рубежом.

    МОТ, действующая в рамках ООН, отрабатывает режим использования труда мигрантов.

    МОМ (Международная организация по миграции) – балансирует межстрановую миграцию и является одновременно информационным центром по данным вопросам.

    Темы семинарских занятий:

    3. Россия в мировом рынке труда.


    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав