07.02.2021

Принципы судебной системы Российской Федерации. Принцип единства судебной системы. Нарушение единообразия судебной практики Понятие судебной инстанции


ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
Рубрика (тематическая категория) Юриспунденкция

ФКЗ ʼʼО судебной системеʼʼ

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

2) соблюдения всœеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всœеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

4) признания обязательности исполнения на всœей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

2) Судоустройство и судопроизводство отнесены к ведению федерации (УПК, АПК, ГПК и т.д. в ведении РФ).

Но есть одно изъятие: конституционные (уставные) суды субъектов федерации. Не существует ФЗ, который хотя бы рамочным образом определял порядок судопроизводства в этих судах. Порядок рассмотрения дел в этих судах каждый субъект федерации устанавливает самостоятельно. Эта область судопроизводства единому регулированию не подчинœена. Это единственное изъятие из 2 элемента.

3) Единство нормативной основы правосудия. Все суды применяют одни и те же законы. (проблема!)

Верховный Суд и Высший арбитражный Суд пытаются решить эту проблему путем издания так называемых совместных постановлений пленума ВС и ВАС. (выработка единых подходов к применению закона)

4) Означает, что не существует судов важных и неважных, главных и неглавных. В случае если судебный акт вступил в законную силу он является обязательным на всœей территории РФ. Эта обязательность едина, независимо от того, о каком суде идет речь.

5) Статус судьи устанавливается законом ʼʼО статусе судейʼʼ. Проблема: статус судей субъектов федерации (уставных, конституционных судов субъектов федерации), который устанавливается субъектами (разный порядок отбора, квалификационных требований и назначения). Единство не во всœех элементах.

5) В первую очередь это относится к судьям субъектов федерации.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

ФЗ № 30-ФЗ от 10 февраля 1999 года ʼʼО финансировании судов РФʼʼ (расходы на финансирование судебной власти могут сокращаться только с согласия органов судейского сообщества).

Постановление КС № 23-П от 17.07.1998 года. (законодатель не вправе сокращать расходы на содержание судебной системы иначе как с согласия органов судейского сообщества, а именно Совета судей или Всероссийского съезда судей)

Финансирование в следующем году не должна быть меньше финансирования в предыдущем году.

Зарплата мирового судьи и всœе, что касается его собственных гарантий (отпуск, лечение) финансируется федеральным бюджетом. Но аппарат мирового судьи и материально-техническое обеспечение его деятельности обеспечиваются за счёт бюджета субъекта федеорации. à Двойное финансирование (параллельное финансирование).

Конституционные (уставные) судьи субъектов федерации полностью финансируются из бюджета субъекта федерации!

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ" 2017, 2018.

Правосудие - это особый вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. Правосудие осуществляется в устанавливаемых законами особых процессуальных формах, гарантирующих соблюдение всеми участниками судебного разбирательства уголовных, гражданских и иных дел, конституционных принципов правосудия: равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, независимости судей и др.

Неизменными принципами правосудия в Российской Федерации являются следующие принципы, закрепленные в Конституции РФ: законности – правосудие осуществляется только в соответствии с законом и подчиняется только закону; осуществления правосудия только судом (ст. 118 К); независимости судей – судьи подчиняются только закону и в своей деятельности никому не подотчетны (ст. 120 К); осуществления правосудия на основе равенства всех перед законом и судом (ст. 19 К); обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов (ст. 46 К); презумпция невиновности (ст. 49 К); обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на квалифицированную защиту (ст. 48 К); гласность судебного разбирательства (ст. 123 К); участия граждан в осуществлении правосудия – любой гражданин может осуществлять правосудие в качестве присяжного заседателя (ст. 32К); охраны чести и достоинства личности – никто не может подвергаться пыткам и унижающему человеческое достоинство обращению (ст. 21 Конституции); непосредственность и устность судебного разбирательства – в основу судебного решения ложатся только те доказательства, которые исследованы в судебном заседании. Данное положение закреплено во всех процессуальных кодексах.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" Статья 3. Единство судебной системы.

1) Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем˸ 1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом; 2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; 3) применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; 4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; 5) законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

2) Судоустройство и судопроизводство отнесены к ведению федерации (УПК, АПК, ГПК и т.д. в ведении РФ).

Но есть одно изъятие˸ конституционные (уставные) суды субъектов федерации. Не существует ФЗ, который хотя бы рамочным образом определял порядок судопроизводства в этих судах. Порядок рассмотрения дел в этих судах каждый субъект федерации устанавливает самостоятельно. Эта область судопроизводства единому регулированию не подчинена. Это единственное изъятие из 2 элемента.

3) Единство нормативной основы правосудия. Все суды применяют одни и те же законы. Верховный Суд и Высший арбитражный Суд пытаются решить эту проблему путем издания так называемых совместных постановлений пленума ВС и ВАС. (выработка единых подходов к применению закона).

4) Означает, что не существует судов важных и неважных, главных и неглавных. В случае если судебный акт вступил в законную силу он является обязательным на всей территории РФ. Эта обязательность едина, независимо от того, о каком суде идет речь.

5) Статус судьи устанавливается законом “О статусе судей”. Проблема˸ статус судей субъектов федерации (уставных, конституционных судов субъектов федерации), который устанавливается субъектами (разный порядок отбора, квалификационных требований и назначения). Единство не во всех элементах.

5) В первую очередь это относится к судьям субъектов федерации.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

ФЗ № 30-ФЗ от 10 февраля 1999 года “О финансировании судов РФ” (расходы на финансирование судебной власти могут сокращаться только с согласия органов судейского сообщества).

Постановление КС № 23-П от 17.07.1998 года. (законодатель не вправе сокращать расходы на содержание судебной системы иначе как с согласия органов судейского сообщества, а именно Совета судей или Всероссийского съезда судей)

Финансирование в следующем году не должна быть меньше финансирования в предыдущем году.

Зарплата мирового судьи и все, что касается его собственных гарантий (отпуск, лечение) финансируется федеральным бюджетом. Но аппарат мирового судьи и материально-техническое обеспечение его деятельности обеспечиваются за счёт бюджета субъекта федерации. à Двойное финансирование (параллельное финансирование).

Конституционные (уставные) судьи субъектов федерации полностью финансируются из бюджета субъекта федерации.

2.Геополитический статус Российской Федерации в мире. Основные направления и приоритеты внешней политики России.

В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности - защитой интересов личности, общества и государства - главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

обеспечение безопасности страны; создание благоприятных внешних условий для модернизации России; воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка; формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами; поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями; всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом; содействие объективному восприятию РФ в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой; поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России.

На смену блоковым подходам к решению международных проблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях коллективного поиска решений общих задач.

Российская Федерация располагает реальным потенциалом для того, чтобы занять достойное место в мире. Определяющее значение при этом имеют укрепление российской государственности, устойчивый экономической рост, дальнейшие политические и экономические преобразования, решение социальных проблем, преодоление ресурсно-сырьевой ориентации экономики и ее перевод на инновационный путь развития, улучшение демографической ситуации. Важными факторами являются также укрепление институтов гражданского общества и государственная поддержка национальных неправительственных организаций, заинтересованных в обеспечении российских внешнеполитических интересов.

Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся на международное право. Такая система призвана обеспечить надежную и равную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, информационной, гуманитарной и иных областях. Ее главный инструмент - многосторонняя дипломатия.

Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН.

Главным приоритетом политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей.

Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности полной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, о процессах и планах ее внутреннего социально-экономического развития, о достижениях российской культуры и науки.

Приоритетным направлением внешней политики России является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ. Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств - участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества.

Президент Российской Федерации в соответствии со своими конституционными полномочиями осуществляет руководство внешней политикой страны и как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в рамках своих конституционных полномочий ведут работу по законодательному обеспечению внешнеполитического курса страны и выполнению ее международных обязательств, а также способствуют повышению эффективности парламентской дипломатии.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики страны.

Совет Безопасности Российской Федерации ведет работу по оценке вызовов и угроз национальным интересам и безопасности России в международной сфере, осуществляет подготовку предложений Президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности, а также по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности, дает оценку эффективности этих решений. Министерство иностранных дел Российской Федерации разрабатывает общую стратегию внешней политики Российской Федерации, представляет соответствующие предложения Президенту Российской Федерации и ведет работу по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с настоящей Концепцией, а также осуществляет координацию внешнеполитической деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Важнейшим принципом, регламентирующим порядок организации судебной власти в РФ, яв­ляется принцип единства судебной системы. В основе данно­го принципа лежат положения главы 7 Конституции РФ, ус­танавливающей судебную систему Российской Федерации, и ст. 3 ФКЗ "О судебной си­стеме Российской Федерации".

Единство судебной системы предполагает такую ее организацию, при которой функция осуществления право­судия принадлежит только судам, созданным в предусмот­ренном законом порядке, в лице судей, имеющих единый статус, действующих в рамках единого правового простран­ства, единообразно применяющих нормативно-правовые акты, составляющие единую правовую систему Российс­кой Федерации.

Единство судебной системы Российской Федерации обес­печивается путем:

Установления судебной системы Российской Федера­ции Конституцией Российской Федерации и ФКЗ "О судебной системе Российской федерации";

Соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил су­допроизводства;

Применения всеми судами Конституции Российской федерации, федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, общепризнанных принципов и норм меж­дународного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

Признания обязательности исполнения на всей терри­тории Российской Федерации судебных постановлений, всту­пивших в законную силу;

Законодательного закрепления единства статуса судей;

Финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Значение данного принципа заключается в том, что он создает реальные гарантии функционирования единой судеб­ной власти - сильной, самостоятельной и независимой.

Единство судебной системы не означает установления еди­ного шаблона в вопросе об осуществлении правосудия по от­дельным категориям дел. Единство выступает лишь в качестве наиболее общего принципа организации судебной власти в Рос­сийской Федерации, характеризующего лишь наиболее важ­ную, принципиальную сторону деятельности различных судов.

Гибкость данного принципа заключается в том, что он предполагает дифференциацию форм судопроизводства, необходимую для разрешения по существу различных категорий дел. Такая дифференциация заключается в существовании различных видов судопроиз­водства, посредством которых и реализуется судебная власть: КС, ГР, АДМ, УГ.

Конституционные принципы правосудия.

Правосудие – это конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, выражающаяся в процессуальной деятельности судов по рассмотрению гр., уг., адм. дел с применением гос. принуждения, основанного на законе.

Конституция, закрепив основные принципы правосудия, Обеспечивает гарантии законности и справедливости правосудия.

Конституционные принципы правосудия - закрепленные в Конституции положения по организации и функционированию органов судебной власти, Отражающие демократический характер правосудия.

Все принципы находятся во взаимной связи и обусловленности, составляя систему конституционных принципов правосудия. В эту систему входят следующие принципы :

Принцип законности

Соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных ПА всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории РФ. К законам относятся ФЗ и ФКЗ, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол.

Единство судебной системы РФ находит свое выражение в том, что: 1.) она устанавливается только федеральными конституционными законами; 2.) существует единый статус судей на всей территории РФ; 3.) все суды применяют федеральное право, общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицированные международные договоры РФ, законодательство субъектов РФ при условии верховенства федерального права; 4.) все суды действуют по единым правилам судопроизводства; 5) исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, обязательно на всей территории РФ; 6) федеральные суды и мировые судьи финансируются из федерального бюджета (конституционные (уставные) суды субъектов РФ - из их бюджетов).

При единстве судебной системы в России действуют несколько видов различных судов: конституционные (уставные), суды общей юрисдикции, арбитражные суды и др11 Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004.

Суды конституционной юстиции - это Конституционный Суд РФ, а также конституцион-ные и уставные суды субъектов РФ. Конституционные суды действуют в республиках, имеющих конституции, уставные - в других субъектах РФ. Судьи Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ назначаются парламентами. Конституционная юстиция не составляет единой системы. Конституционные и уставные суды субъектов РФ автономны, они выносят решения только по вопросам соответствия конституции, уставу субъекта РФ правовых актов данного субъекта и правовых актов его местных органов самоуправления. Поскольку в соответствии с законами субъектов РФ о конституционных и уставных судах их решения окончательны и обжалованию не подлежат, считается, что Конституционный Суд РФ не вправе рассматривать жалобы на такие решения. Однако в своих решениях конституционные и уставные суды субъектов РФ могут касаться толкования федеральной Конституции. Решения конституционных, уставных судов могут касаться предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Суды общей юрисдикции - Верховный Суд РФ, верховные суд республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, федеральные районные суды, мировые судьи, военные суды. Председатели и судьи Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации, председатели судов общей юрисдикции, кроме мировых судей, назнача-ются Президентом РФ по рекомендации Верховного Суда РФ или Высшей квалификационной коллегии. Мировые судьи избираются гражданами судебных участков или на-значаются законодательными собраниями субъектов РФ.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из адми-нистративных правоотношений. Они рассматривают дело по первой и по второй инстанции; удостоверяют некоторые важные юридические факты, вправе признавать недействующими норматив-ные акты органов и должностных лиц исполнительной власти соответ-ствующей ступени.

Возглавляет суды общей юрисдикции Верховный Суд РФ - выс-ший судебный орган по уголовным, гражданским, административ-ным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В его ве-дение не входят конституционная и арбитражная юстиция. Верхов-ный Суд РФ иногда выступает в качестве суда первой инстанции. В установленных законом про-цессуальных формах он осуществляет надзор за деятельностью других судов. Верховный Суд РФ дает разъясне-ния по вопросам судебной практики; рассматривает также вопросы о соответствии за-конам актов центральных органов исполнительной власти. Признан-ные недействующими акты или положения утрачивают юридиче-скую силу со дня вступления в силу решения Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, трех судебных коллегий. Пленум - весь состав Суда, созываемый не реже одного раза в четыре месяца. В его заседаниях в обязательном по-рядке участвуют Генеральный прокурор и министр юстиции. Пленум обобщает судебную практику, рассматривает представления Генерального прокурора и министра юстиции, заслушивает сообщения председателей судов субъектов РФ, военных судов о практике применения законодательства, утверждает составы названных выше трех судебных коллегий.

В состав президиума Верховного Суда РФ входят Председатель, его заместители и несколько судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Президиум рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, оказывает помощь судам, координирует их деятельность с Министерством юстиции РФ, анализирует судебную практику, судебную статистику, рассматривает организационные вопросы работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии рассматривают дела, относящиеся к их ведению, в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, обобщают судебную практику.

Высшие суды субъектов РФ, районные суды действуют в пределах своей территории.

Военные суды - разновидность судов общей юрисдикции. Они создаются в местах дислокации воинских частей и учреждений. Им подсудны уголовные, гражданские, административные дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. Существуют окружные, флотские и гарнизонные военные суды. В окружном военном суде рассматриваются дела по первой инстанции по гражданским и административным делам единолично судьей или в составе коллегии из трех судей, уголовные дела - в составе коллегии, одного судьи, трех судей, или судами присяжных. Окружной суд рассматривает также дела по второй инстанции. В гарнизонном суде рассматриваются дела только по первой инстанции44 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2000.

Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают суды с участием присяжных заседателей. Они рассматривают только уголовные дела, по которым обвиняемым грозит суровое наказание. Обвиняемые могут выбирать: будут рассматривать их дело профессиональные судьи или суд присяжных.

Суд присяжных заседателей образуется при суде общей юрисдикции, субъекта РФ в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Главные условия - российское гражданство, возраст 25-70 лет, не иметь судимости. Список присяжных заседателей составляется судом, они привлекаются к рассмотрению дела путем слепой выборки из списка. Присяжные заседатели решают лишь вопросы факта, а вопросы права решает судья. Присяжные совещаются и принимают решение отдельно, судья - также самостоятельно. Присяжные должны стремиться прийти к единому решению. Если это не достигнуто после трех часов их совещания, решение ими принимается по большинству голосов. Приговоры, вынесенные судом присяжных, обжалуются или опротестовываются в Верховный Суд РФ.

В систему судов общей юрисдикции входят также мировые судьи.

Мировые судьи - суды общей юрисдикции субъектов РФ, но входящие в единую судебную систему России. Поэтому существует и Федеральный Закон о мировых судьях (1998 г.), и принятые в соответствии с ним законы субъектов РФ о мировых судьях, но количество мировых судей и судебных участков в субъектах РФ устанавливается Федеральным законом 1999 г. (с изменениями в 2000-2004 гг.). Мировые судьи могут быть назначены законодательными собраниями субъектов РФ или избраны населением судебного участка на срок, который установлен законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. Повторное назначение или избрание осуществляется на срок не менее пяти лет, В большинстве законов субъектов РФ о мировых судьях закреплен принцип назначения мировых судей. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями определяется федеральными законами, по административным делам - законами субъектов РФ. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение - соответствующим субъектом РФ.

Мировые судьи рассматривают (единолично) по первой инстанции ограниченную категорию дел. Они вправе: 1) рассматривать уголовные дела, связанные с преступлениями, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок, не превышающий трех лет; 2) издавать судебные приказы; 3) расторгать браки, если отсутствует спор о детях, и рассматривать другие дела, вытекающие из брачно-семейных отношений; 4) рассматривать имущественные споры, если цена иска не превыше 500 МРОТ; 5) рассматривать административные правонарушения; 6) разрешать трудовые споры.

Участки мировых судей создаются законами субъектов РФ, при этом численность их населения должна составлять 15-30 тыс. человек.

Суды общей юрисдикции не разрешают дела о соответствии Конституции РФ федеральных нормативных актов и нормативных актов субъектов РФ. Если же при рассмотрении конкретного дела суд приходит к выводу о неконституционности закона, иного правового акта, он не вправе применять его и должен обратиться с запросом по этому случаю в конституционный (уставный) суд. Вне рассмотрения конкретного дела суды общей юрисдикции могут проверять соответствие нормативных актов нижестоящих органов исполнительной власти нормативным актам вышестоящих органов и закону и принимать постановления, объявляя не соответствующие акты недействующими.

Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела. В арбитражных судах могут быть арбитражные заседатели. Арбитражными заседателями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие профессиональное, экономическое, финансовое, юридическое образование и стаж работы по этой специальности или в предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

В систему арбитражных судов входят Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. На территории одного субъекта может быть несколько арбитражных судов, и один арбитражный суд может быть создан для нескольких субъектов. Окружные арбитражные суды создаются для нескольких субъектов РФ. Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела по первой инстанции, а иногда и в качестве апелляционной инстанции. Суды особых апелляционных округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи арбитражных судов округов в субъектах РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судья не может быть назначен на должность без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи также возможно только по решению такой коллегии.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Полномочия этих органов похожи на полномочия соответствующих органов в Верховном Суде РФ.

Закон о судебной системе РФ допускает создание специализированных судов по рассмотрению гражданских дел.

Для рассмотрения споров, вытекающих из некоторых гражданско-правовых отношений, Законом 2002 г. созданы третейские суды. Постоянные третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами и действуют при них. Временные суды создаются для разрешения конкретного спора соглашениями сторон. Если решение третейского суда не выполняется добровольно, сторона может обратиться в государственный суд, который выдает исполнительный лист или отказываете нем.

Создание чрезвычайных судов, т.е. судов, образованных вне общей системы и осуществляющих судебный процесс вне правил, установленных законом, запрещено. Такие суды не могут создаваться и в условиях экстремальных ситуаций55 Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации. Издание 2-е. Серия «Сдаем экзамены». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судебным органам и осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и законом, не допускается.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Таким образом, судебную власть можно определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы .

Каждый суд осуществляет данную ему власть в пределах той компетенции, которой он наделен, а все вместе суды образуют единую судебную систему России.

Судебная система Российской Федерации - это закрепленная Конституцией России 1993 г. совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства нашей страны, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия . Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции.

В настоящее время судебная система устанавливается в соответствии с Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996 г. На основании пункта "о" статьи 71 Конституции РФ установление основ построения судоустройства относится исключительно к ведению Российской Федерации, а не ее субъектов. Единство судебной системы имеет важное значение, которое приобретает особую роль в федеративном государстве.

В нашей стране единство судебной системы обеспечивается путем:

1) установления судебной системы Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов России;

4) признания обязательности исполнения на всей российской территории судебных актов, вступивших в законную силу;



5) законодательного закрепления единого статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета .

В судебную систему России входят следующие виды судебных органов:

Федеральные суды;

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

Мировые судьи субъектов РФ .

К слову сказать, судебная система США включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и Верховного Суда США. Все судьи данной системы назначаются персонально президентом страны с согласия и одобрения Сената. Верховный Суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее важными делами. Осуществляет надзорные функции. Верховный Суд США одновременно исполняет функции и полномочия конституционного суда.

В Италии судебная система другая и включает в себя Высший Кассационный суд, суды по гражданским делам, суды по уголовным делам, а также апелляционные суды. Обособленное место в Италии занимает Конституционный суд. Он состоит из пятнадцати судей, назначаемых президентом, совместным заседанием палат парламента и Высшими общей и административной магистратурами, включающими высших должностных лиц судебного ведомства (семь человек).

В Англии все судьи назначаются монархом.

В целом, во многих странах действует правило, согласно которому судьи не избираются, а назначаются пожизненно, что гарантирует стабильность правосудия и независимость судей от других органов и должностных лиц .

К федеральным судам РФ относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд России, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;



Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов России, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства . Не подчиняется никаким органам, его решения носят обязательный характер.

Создание данного суда стало беспрецедентным явлением для России. Советские суды никогда не имели полномочий по проверке законов или подзаконных актов на соответствие их содержания Конституции страны, из-за чего конституционные права граждан советского государства оставались пустой формальностью и существовали только в письменном виде. Разработанный по европейским образцам закон предусмотрел несменяемость судей Конституционного Суда, их неподотчетность никому, запрет заниматься политической деятельностью и работать по совместительству. Их главная и основная задача - определять конституционность международных договоров России, федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и правоприменительной практики.

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых (областных) судов, судов автономных округов и автономной области, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции также входят военные суды. Система судов общей юрисдикции является централизованной и возглавляется Верховным судом России, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам.

Система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов России.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов России, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ .

Необходимо отметить, что Конституционный Суд РФ существует без связи с конституционными (уставными) судами, не образует подсистемы судов конституционной юрисдикции, не пересматривает решения иных судебных органов. Кроме того, законность некоторых нормативных актов проверяют конституционные (уставные) суды и суды общей юрисдикции.

Следовательно, судебная власть в Российской Федерации представляет собой соединение трех структур: Конституционного Суда РФ и не связанных с ним конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов; Верховного суда РФ и системы судов общей юрисдикции.

Таким образом, и Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга частей общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан .

Все вышеперечисленные судебные органы имеют следующие общие признаки, отличающие их от других органов государства:

· правосудие осуществляется только судом (в государстве ни один другой орган или общественная организация не осуществляет разбирательства судебных дел);

· правосудие реализуется только при помощи способов, указанных в законе;

· правосудие основано на точном соблюдении закона;

· правосудие производится только в процессуальной форме;

· суду предоставлено право применять государственное принуждение.

Одной из главных характеристик судебной системы является понятие "судебное звено". Оно лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

К примеру, мировые судьи и районные (городские) суды образуют первое звено судов общей юрисдикции. Но районный суд является вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Областные и соответствующим им суды - второе звено, Верховный суд РФ - третье и самое высшее звено. Суды первого звена рассматривают основной объем судебных дел. Суды второго и третьего звеньев (вышестоящие) правомочны проверять законность и обоснованность решений судов первого звена (нижестоящего). Таким образом, любое судебное дело может быть рассмотрено в двух инстанциях - первой и второй. Пересмотр дел в порядке надзора не является третьей инстанцией, поскольку допускается в исключительных случаях.

Военные суды также состоят и трех звеньев:

основное (первое) звено - военные суды гарнизонов и им равные;

среднее (второе) звено - военные суды Вооруженных сил, военных округов, флотов, групп войск;

судебная система судья статус

высшее (третье) звено - Военная коллегия Верховного Суда РФ .

По трехзвенной системе построена и система арбитражных судов.

Понятие "судебная инстанция" относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

Понятие звена и инстанции очень близкие, но не тождественные. Звено - понятие судоустройства, им определяется место именно данного суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории. Инстанция - понятие судопроизводства, разновидность судебной деятельности.

Все термины "вышестоящий суд", "вышестоящая инстанция", "нижестоящая" не означают подчинение одних судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции вправе отменить приговор нижестоящего суда, но никак не может давать ему указания о квалификации содеянного, о мере наказания и пр.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав