05.12.2021

Отличия между экологическим мониторингом и экологическим контролем. Каково соотношение экологического контроля и мониторинга? Вопросы и задания


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Экологический контроль -- одно из важных звеньев организационно-правового механизма охраны ОС, предусмотренное разделом XI Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС». Его целью является проверка:

* исполнения требований экологического законодательства;

* соблюдения нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Выполнение этих задач возложено на систему экологического контроля, состоящую из государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.

Функция экологического контроля попутно осуществляется и при иных правовых мерах регламентации воздействия на ОС, а именно при нормировании, экспертизе, лицензировании и сертификации.

Посредством экологического контроля обеспечивается принуждение природопользователей (субъектов права окружающей среды) к исполнению экологических требований.

Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций -- предупредительную, информационную и карательную.

Государственный экологический контроль. Данный контроль проводится от имени государства, а не какого-либо ведомства, имеющего свои интересы, что дает независимые и более объективные результаты. Это -- наиболее влиятельный вид контроля, в частности, потому, что для осуществления своих функций может прибегать к поддержке правоохранительных органов -- прокуратуры и суда. Кроме этого, в процессе такого контроля государственные инспекторы могут использовать следующие действенные меры:

Предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений;

Приостанавливать хозяйственную и иную деятельность нарушителей;

Привлекать нарушителей к административной ответственности (предупреждение или штраф).

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные инспекторы в области охраны ОС (должностные лица органов государственной власти, осуществляющих государственный экологический контроль) при осуществлении должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право:

Посещать объекты в целях проверки организации независимо от форм собственности, включая объекты, подлежащие государственной охране и оборонные объекты;

Знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей;

Проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны ОС, выполнение природоохранных планов и мероприятий;

Проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, а также средств их контроля;

Привлекать виновных к административной ответственности.

Производственный экологический контроль. Производственный контроль проводится самим предприятием природопользователем на своих объектах с целью обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований природоохранного законодательства и соблюдения установленных нормативов в области охраны ОС, а также самопроверки рациональности природопользования на своих объектах и выполнения планов и мероприятий по ограничению и уменьшению воздействия на ОС. Содержание такого контроля прежде всего зависит от специфики деятельности предприятия.

Проводить производственный экологический контроль в соответствии с требованием ст. 64 и 71 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» обязана экологическая служба, которая в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 04.05.99 № 96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» должна быть организована соответствующим юридическим лицом. Сведения об организации производственного экологического контроля предприятия обязаны представлять в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Поскольку для обеспечения необходимого уровня качества работ на ряд видов экологической деятельности требуется особое разрешение (например, на проведение инструментальных измерений), то предприятия (прежде всего небольшие) часть производственного контроля выполняют, привлекая специализированные организации. Однако недооценивая важность природоохранной деятельности и стремясь уменьшить затраты, предприятия часто экономят на содержании собственной экологической службы и сводят производственный контроль к минимальному объему, выполняемому организациями-подрядчиками, что снижает эффективность самого действенного вида экологического контроля. Тем не менее по законодательству ответственность за все несвоевременно выявленные нарушения несут руководитель предприятия, лицо, ответственное за природоохранную деятельность, и руководители соответствующих структурных подразделений.

Муниципальный экологический контроль. Данный контроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями. Это новый вид экологического контроля, появившийся в соответствии с пп. 1, 2 ст. 68 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС».

Общественный экологический контроль. В соответствии с пп. 3, 4 ст. 68 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС». Этот контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами. Его задача -- проверка выполнения требований природоохранного законодательства как всеми юридическими лицами от министерства до предприятия, учреждения или организации независимо от формы их собственности и подчиненности, так и всеми должностными лицами и гражданами.

Общественные контрольные функции реализуются, в частности, при участии общественных объединений в оценке воздействия планируемой деятельности на ОС (в рамках ОВОС). Общественный контроль осуществляется и за принятием экологически значимых решений в рамках общественной экологической экспертизы. Важной формой общественного экологического контроля деятельности предприятий и государственных органов является предусмотренное Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» право граждан и общественных объединений затребовать информацию о состоянии ОС и принимаемых мерах по ее охране, а также право граждан предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Тем не менее концепция общественного экологического контроля реализована пока не полностью. В ее развитие с 2002 г. в нашей стране законодательно введено требование проведения экологического контроля в области охраны ОС на муниципальном уровне.

Мониторинг. Мониторинг (от лат. monitor -- напоминающий, надзирающий) -- система выполняемых по заданной про- грамме регулярных комплексных долгосрочных наблюдений за состоянием ОС, ее загрязнением, происходящими природными явлениями, а также оценка и прогноз последующих изменений (рис. 1). Один из главных принципов мониторинга -- непрерывность слежения. Экомониторинг является начальным этапом системы обеспечения экологической безопасности.

Мировое сообщество пришло к осознанию необходимости координации усилий по сбору, хранению и переработке данных о состоянии ОС в конце 60-х годов XX в. накануне Стокгольмской конференции, где впервые договорились об определении понятия «мониторинг».

Мониторинг за состоянием ОС в нашей стране осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ.

Рис. 1. Схема мониторинга состояния природной среды (по В.В. Петрову).

«О создании Единой государственной системы экологического мониторинга» от 24.11.93 г., а санитарно-гигиенический мониторинг проводится органами Госсанэпиднадзора на основании Постановления Правительства РФ от 06.10.94 г.

Различают три уровня территориального охвата современного мониторинга:

* локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический);

* региональный (геосистемный, природно-хозяйственный);

* глобальный (биосферный, фоновый), включающий в себя наблюдения за состоянием ОС из космоса -- космический мониторинг.

В основных структурных элементах ОС ведутся постоянные наблюдения за присутствием следующих наиболее опасных для природных экосистем и человека загрязняющих веществ:

* в атмосферном воздухе -- оксидов углерода, азота, серы, взвешенных веществ (аэрозолей), углеводородов, радионуклидов, бенз(а)пирена;

* в поверхностных водах -- нефтепродуктов, фенолов, соединений фосфора и азота, тяжелых металлов, пестицидов, минеральных солей, а также контролируется комплексный показатель рН;

* в биоте -- тяжелых металлов, радионуклидов, пестицидов.

Проводится мониторинг воздействия вредных физических факторов, таких, как радиация, шум, электромагнитные поля и излучения. Контролируются прежде всего зоны влияния соответствующих крупных источников, а именно АЭС, аэропортов, крупных промышленных и транспортных центров, электростанций и линий электропередачи, телерадиоцентров и ретрансляторов.

В настоящее время в рамках деятельности Всемирной Метеорологической организации создана мировая сеть станций фонового мониторинга, осуществляющая слежение за определенными параметрами состояния ОС. Работа проводится под эгидой Программы ООН по окружающей среде и координируется ЮНЕСКО. Наблюдениями охвачены все типы экосистем.

В России станции комплексного фонового мониторинга расположены в шести биосферных заповедниках, они являются частью глобальной международной сети наблюдений. Основными направлениями для изучения глобального мониторинга в нашей стране является изучение:

* глобальных изменений (вследствие загрязнений), проявляющихся повсеместно, например, изменений климата;

* эффектов, связанных с распространением загрязнений на большие расстояния, включая трансграничный перенос, например, закисление почв под влиянием выбросов в атмосферу соединений серы;

* результатов антропогенных воздействий, которым свойственна большая инерционность эффекта, например эффект накопления хлорорганических пестицидов.

Выделяют две составные части мониторинга -- абиотическую (геофизическую) и биотическую. Биотический мониторинг (наблюдения за биотой экосистем) в качестве одного из методов использует биоиндикацию -- определение биологически значимых нагрузок по реакции на них живых организмов и их сообществ. В качестве индикатора выбирается тот вид, который имеет узкую амплитуду экологической толерантности по отношению к какому-либо фактору среды. Преимущественно это растения, ибо они не способны к активному перемещению.

Мониторинг ОС -- самостоятельная пассивная (не преследующая цель принуждения) функция государственного управления. В 90-е годы XX в. мониторинг и экологический контроль частично смешивались. Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» содержал ст. 69 о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды в разделе X «Экологический контроль»). Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» включает отдельную главу X, посвященную государственному мониторингу ОС, в которой отмечается, что этот мониторинг осуществляется для наблюдения за состоянием ОС, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия, и за воздействием антропогенных источников на ОС.

Государственный экологический мониторинг ведется в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации об истинном состоянии ОС в нашей стране, необходимой для:

* разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений; целевых программ в области охраны ОС и соответствующих мероприятий;

* предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния ОС.

В настоящее время информация общего назначения, полученная в процессе экомониторинга, представляется:

* бесплатно -- органам государственной власти и органам единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

* за плату (возмещающую расходы на ее подготовку, копирование и передачу по действующим системам связи) всем другим пользователям.

Результаты экомониторинга природной среды включают в содержание отраслевых кадастров природных ресурсов и используют их для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.

Список используемой литературы :

производственный муниципальный экологический контроль

1. Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. -- 3-е изд., стереотип. -- М.: Дрофа, 2004. -- 624 с: ил.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, цели и задачи экологического контроля в области окружающей среды, его значение и основные виды. Правила осуществления государственного мониторинга. Проблема совершенствования законодательства в области проведения экологической проверки.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2011

    Анализ норм Конституции Российской Федерации в области регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды. Государственный экологический контроль за состоянием окружающей среды. Проведение государственной экологической экспертизы.

    реферат , добавлен 10.02.2011

    Основные задачи и этапы экологического контроля, его законодательное регулирование и виды (государственный, производственный, муниципальный, общественный). Сущность общественного экологического контроля, особенности его осуществления в Забайкальском крае.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Изучение глобальных проблем современности, охватывающих население всего земного шара, относящихся ко всем государствам. Проблемы обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Особенности государственного экологического контроля.

    реферат , добавлен 10.05.2010

    Экологический контроль и экологическая экспертиза. Государственный экологический мониторинг. Задачи Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Производственный, муниципальный и общественный экологический контроль. Эколого-просветительская работа.

    презентация , добавлен 20.10.2013

    Основные периоды становления и развития экологического законодательства. Понятие и особенности источников экологического права. Технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды. Экологические требования к хозяйственной деятельности.

    презентация , добавлен 20.04.2016

    Государство и контроль за использованием и охраной окружающей природной среды. Функции экологического контроля: государственного, общего, специального. Материальная ответственность за экологические проступки. Правовая охрана атмосферного воздуха.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2007

    Стратегическая роль государственной политики в области экологического развития. Регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования и инструменты "зеленой" экономики. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности России.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2015

    Оценка экологической безопасности, ее правовое обеспечение в Беларуси. Зоны чрезвычайной ситуации, экологического кризиса, экологического бедствия, их виды. Государственный контроль за использованием и охраной лесов. Анализ сложившихся ситуаций.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2009

    Предмет экологического права. Принципы регулирования взаимодействия общества и природы. Этапы экологического контроля: сбор и обработка необходимых исходных данных; осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений.

  • Органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды
  • Законодательство
  • Новости
  • Административные правонарушения и Ответственность в области охраны окружающей среды
  • Часто задаваемые вопросы
  • Вопросы и ответы
  • Отзывы и Благодарности
  • Полезные ссылки
  • разработка природоохранной документации,паспартов отходов,ПНООЛР

    Наши контакты:

    Наш адрес:

    194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская,

    д.10, Бизнес-центр «Технопарк Литовская 10»,

    [email protected]

    В чем различие понятий «Экологический мониторинг» и «Экологический контроль»?

    В осуществлении экологического мониторинга и экологического контроля общим функциональным элементом являются проведение наблюдений и оценка полученных данных о параметрах (характеристиках) наблюдаемого объекта. Однако в рамках этих двух понятий существенно различаются объекты, за которыми проводятся наблюдения, а также последующие функции, реализуемые на основе полученной информации.

    В экологическом контроле объектами наблюдения являются антропогенные объекты (источники выбросов и сбросов вредных веществ) или хозяйственная деятельность в целом. В ходе экологического контроля осуществляется управляющее воздействие на наблюдаемый объект, направленное на приведение его в соответствие с заранее заданными параметрами. Так, инспектор контролирующего органа, осуществляя замеры концентраций загрязняющих веществ в источнике выбросов или сбросов предприятия, выявляет превышение установленных нормативов ПДВ или НДС. По данному факту он выдает предписание руководству предприятия об устранении нарушения путем приведения параметров выбросов (сбросов) в соответствие с нормативами (совершенствование очистного оборудования, технологических процессов производства и т.д.).

    В мониторинге окружающей среды (экологическом мониторинге) объектами наблюдений являются атмосферный воздух, поверхностные воды и почвы и пр. Цель наблюдений - получение объективных данных о состоянии этих компонентов природной среды, прогнозирование возможных их изменений во времени и пространстве под воздействием природных и антропогенных факторов. Задачи наблюдении - слежение за состоянием окружающей среды, выявление ипрогнозирование негативных изменений и своевременное представление информации в установленном порядке. В данном случае выявление каких-либо отклонений в состоянии атмосферного воздуха, поверхностных вод, почвы (например, превышение ПДК загрязняющих веществ) является сигналом для принятия управляющих воздействий по минимизации последствий негативных изменений в состоянии окружающей среды для здоровья человека и состояния экосистем (особенно при аварийном загрязнении).

    Таким образом, в отличие от экологического контроля, в экологическом мониторинге на наблюдаемые объекты невозможно оказать непосредственное (прямое) управляющее воз-действие. Поэтому в мониторинге вместо этой функции реализуются задачи по прогнози-рованию изменений состояния наблюдаемых объектов.

    Несмотря на то что экологический контроль и экологический мониторинг - разные по-нятия, в конечном счёте обе системы направлены на предотвращение загрязнения окру-жаюшей среды.

    Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспе­чения рационального природопользования и охраны окружаю­щей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Основы­ваясь на роли экологического контроля в механизме охраны ок­ружающей среды, его можно оценивать как важнейшую право­вую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъек­тов права окружающей среды к исполнению экологических тре­бований. Весьма часто меры юридической ответственности за эко­логические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.

    Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической эксперти­зы, экологического лицензирования, экологической сертифика­ции. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологичес­кий контроль, т.е. обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представля­ет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специ­ально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной процедуры, на основе специальных право­вых норм и направленную на решение своих задач.

    Российское административное право выделяет два вида кон­трольной деятельности - контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологическо­го законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, об­щественных формирований и граждан.



    Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций -- предупредительную, информационную и каратель­ную.

    Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоя­тельно проявляют активность в исполнении требований законода­тельства и предупреждении нарушений. Информационная функ­ция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природо­охранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к на­рушителям правовых экологических требований предусмотрен­ных законодательством санкций.

    В природоохранительной практике России выделяются сле­дующие виды экологического контроля: государственный, ведом­ственный, производственный, муниципальный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

    Мониторинг окружающей среды - это система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогно­за изменений ее состояния под воздействием природных и антро­погенных факторов. В соответствии с законодательством прово­дится мониторинг как окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов - земли, вод, атмосферного воздуха и других природных объектов.

    Организация и проведение мониторинга окружающей среды регулируется многими актами экологического законодательства на уровне Российской Федерации и ее субъектов, включая Зако­ны об охране окружающей среды (ст. 63), о гидрометеослужбе, о недрах (ст. 36.1), об охране атмосферного воздуха (ст. 23), о жи­вотном мире (ст. 15), о внутренних морских водах, территориаль­ном море и прилежащей зоне Российской Федерации (ст. 36), Зе­мельный кодекс РФ (ст. 67), Водный кодекс РФ (ст. 78), Лесной кодекс РФ (ст. 69). Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусматривается проведение социаль­но-гигиенического мониторинга (ст. 45), содержащего элементы мониторинга окружающей среды.

    Законодательство устанавливает обязательность проведения государственного и негосударственного мониторинга окружаю­щей среды. Так, Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Рос­сийской Федерации обязывает юридические лица и граждан-предпринимателей разрабатывать предложения по программе экологического мониторинга на всех этапах реализации намечае­мой хозяйственной и иной деятельности.

    Некоторые общие и основные положения о мониторинге окру­жающей среды сформулированы в Законе об охране окружающей среды. Согласно ст. 63 государственный мониторинг окружаю­щей среды осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружаю­щей среды, а также обеспечения потребностей государства, юри­дических и физических лиц в достоверной информации, необхо­димой для предотвращения и (или) уменьшения неблагопри­ятных последствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного монито­ринга окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, по­лученная при осуществлении государственного мониторинга ок­ружающей среды, используется органами государственной влас­ти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и при­нятия соответствующих решений, разработки федеральных про­грамм в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприя­тий по охране окружающей среды.

    С целью повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей среды постановлением Пра­вительства РФ от 24 ноября 1993 г. создана Единая государствен­ная система экологического мониторинга. В ней участвуют все специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и использования природных ре­сурсов.

    Наиболее солидной базой мониторинга обладает Росгидромет, являющийся специально уполномоченным государственным ор­ганом в данной сфере. Так, в 1998 г. наблюдения за состоянием атмосферы проводились регулярно на 602 стационарных постах в 238 городах и поселках России. В большинстве городов измеря­ются концентрации от 5 до 25 веществ.

    Отбор проб почвы производился в 176 хозяйствах, располо­женных на территории 36 субъектов РФ. В отобранных пробах определяется 21 наименование пестицидов.

    Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачено более 120 водных объек­тов, на которых расположено 156 пунктов контроля. Программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей 1 .

    Получает развитие производственный экологический монито­ринг, т.е. мониторинг, осуществляемый предприятиями. К при­меру, с октября 1995 г. создана система мониторинга в АО «Газпром». При ее проектировании предусматривается мониторинг источников загрязнения, объемов выбросов загрязняющих ве­ществ в атмосферу и сброса сточных вод; информационное взаи­модействие с территориальными службами Росгидромета, МПР России и другими органами.

    Одним из основных результатов проведения мониторинга ок­ружающей среды является получение данных о ее состоянии. За­коном о гидрометеослужбе предусмотрено создание единого госу­дарственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (ст. 15). Единый государственный фонд данных представляет собой упорядоченную, постоянно пополняе­мую совокупность документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, получаемой в ре­зультате деятельности Федеральной службы России по гидроме­теорологии и мониторингу окружающей среды, других заинтере­сованных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъ­ектов РФ, физических и юридических лиц (независимо от их ор­ганизационно-правовой формы) в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агромете­орологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), монито­ринга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения. Он формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Создание и веде­ние единого государственного фонда данных о состоянии окру­жающей природной среды, ее загрязнении регулируется поста­новлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г.

    В соответствии с Законом о гидрометеослужбе информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении предо­ставляется пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров (ст. 17). Положением об информационных услу­гах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения ок­ружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г., конкретизированы усло­вия предоставления информации. Бесплатно информация в об­ласти гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государствен­ной власти РФ и ее субъектов, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций. Другим пользователям (потребителям) информация в облас­ти гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной

    среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи.

    Данные мониторинга природной среды служат основой для ве­дения государственных кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных ре­шений.

    1. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг) имеет своими задачами:

    · наблюдение за состоянием окружающей природной среды и отдельных природных объектов, за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, здоровье человека;

    · обобщение и оценку полученной информации о состоянии окружающей природной среды;

    · прогнозирование изменений состояния окружающей природной среды с целью предупреждения его отрицательных экологических последствий;

    · обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

    В зависимости от объектов экологического мониторинга он подразделяется на общий - мониторинг окружающей природной среды, и отраслевой - мониторинг природных объектов.

    Организационной основой государственного экологического мониторинга является Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

    Хранение информации в рамках единой системы экологического мониторинга осуществляется в установленном порядке Государственным фондом данных государственного экологического мониторинга.

    2. Государственный экологический контроль представляет собой один из видов административно-управленческой деятельности и предполагает в отличие от мониторинга не только сбор и анализ необходимой информации, но и проверку соблюдения экологических требований и нормативов субъектами природопользования, выявление нарушений экологического законодательства. Он носит надведомственный характер и включает в свою систему органы общей и специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Особое место среди них занимают специальные природоохранительные инспекции - государственная лесная охрана, охотничья инспекция, рыбоохрана, государственная санитарно-эпидемиологическая служба и др.

    Организация и проведение государственного экологического контроля и обеспечение межотраслевой координации деятельности государственных органов в этой сфере возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования – подразделение Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Главными задачами государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются выявление, пресечение и профилактика правонарушений, связанных с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов, с негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении всех видов природопользования, в том числе экологически опасных.

    3. Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, организаций и учреждений (должностными лицами, лабораториями, отделами и т. д. по охране окружающей среды), деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или оказывает влияние на окружающую природную среду. Задача производственного экологического контроля - проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований экологического законодательства на конкретном предприятии, в организации, учреждении. Он может выражаться в контроле за выбросами загрязняющих веществ, за выделением и освоением средств на природоохранные мероприятия, за работой очистных сооружений и т. д.

    В рамкахобщественного контроля граждане и их организации, общественные объединения и экологические движения могут самостоятельно или совместно с государственными органами участвовать в реализации экологических мероприятий, проверке выполнения требований экологического законодательства предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами, выявлении и пресечении экологических правонарушений.

    В охране окружающей природной среды принимают участие различные массовые общественные организации (профсоюзные, молодежные и др.), а также специализированные экологические формирования (общества охраны природы, экологические партии и др.). Расширяется деятельность экологических движений, объединяющих граждан в защиту отдельных природных объектов и комплексов, в связи с решением зональных экологических проблем (охраной озера Байкал, реки Волги и др.).

    4. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. Она организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации хозяйственной и другой деятельности.

    Результатом проведения ОВОС является вывод о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. Обосновывающая документация по реализации видов и объектов хозяйственной деятельности, содержащая результаты проведения ОВОС, представляется на государственную экологическую экспертизу.

    5. Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспер­тизы (Федеральный Закон «Об экологической экспертизе»).

    Сущность экологической экспертизы заключается в предварительной (на стадии принятия решения и разработки проекта) проверке соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям, а ее цель - предупреждение вредных экологических и иных последствий такой деятельности.

    В зависимости от порядка организации и проведения экологическая экспертиза делится на два вида: государственная и общественная.

    Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами. Исключительное право на ее проведение и соответствующие функции принадлежат Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а именно Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Стратегическая цель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - обеспечение экологической и экономической безопасности РФ, соблюдение рационального, непрерывного, неистощительного, экологически безопасного природопользования, сохранение всех компонентов окружающей среды от деградации и уничтожения. Она наделена правом назначения экологической экспертизы и контроля выполнения ее требований. Государственная экологическая экспертиза может проводиться на двух уровнях - федеральном и субъектов РФ.

    Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе проведение экологической экспертизы.

    Проведение государственной экологической экспертизы является обязательным в установленных законом случаях, а общественная экологическая экспертиза осуществляется в инициативном порядке. При этом общественная экологическая экспертиза может проводиться до государственной или одновременно с ней.

    6. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.

    В условиях формирования рыночной экономики при осуществлении функций государственного экологического управления наряду с использованием административных методов все большее значение приобретают экономические средства обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. В связи с этим Закон РФ «Об охране окружающей среды» вводит понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды и определяет его задачи и основные элементы. К числу последних Закон относит рассмотренные выше экономические аспекты учета природных ресурсов, финансирование экологических мероприятий, создание и расходование экологических фондов, экологическое страхование, платность природопользования, а также экологическое стимулирование, которое может выражаться в льготном кредитовании и налогообложении предприятий и организаций при осуществлении ими деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект (внедрение малоотходных и безотходных технологий, использование вторичного сырья и т. д.), в применении поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию и др.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Экология

    Федеральное агентство по образованию.. государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Экология
    Утверждено в качестве учебного пособия Ученым советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Аму

    Развитие экологических представлений
    История возникновения и развития экологических представлений людей уходит корнями в глубокую древность. Знания об окружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение

    Определение экологии, система экологических наук
    Изучение столь масштабных комплексных образований требовало объединения исследовательских усилий представителей разных «специальных» экологий. Это было бы невозможно без выработки общих подходов к

    Всеобщие методы
    Известно две группы всеобщих методов – метафизические и диалектические методы. Естественные науки используют диалектические методы: анализ, синтез, абстрагирование, аналогию, классификацию, обобщен

    Общенаучные методы
    Известно также две группы общенаучных методов – эмпирические и теоретические. Эмпирические методы – наблюдение, описание, измерение и эксперимент – явились решающими в истории развития естествознан

    Частнонаучные методы
    Частнонаучные методы используются только в рамках конкретного раздела науки или конкретного явления. Экология, как и каждая частная наука, имеет свои специфические методы исследования. Частнонаучны

    Понятие экологических факторов
    В основе проявления жизни на всех уровнях ее организации лежит деятельность отдельных организмов, их обмен со средой, а также адаптация к средовым факторам . В экологии широко применяются ме

    Температура
    Температурные условия – один из важнейших, постоянно действующих экологических факторов, влияющий на интенсивность обменных процессов организмов. Колебания температуры бывают географическими, сезон

    Влажность
    Вода – это основная среда биохимических реакций в организмах, она составляет основную массу организмов растений и животных (от 50 до 95 %). Весь внутриклеточный и межклеточный обмен происходит поср

    Соотношение Основных понятий популяционной экологии
    Необходимо ознакомиться также с некоторыми внутривидовыми структурами. Подвид –совокупность особей, населяющих географически однородную часть видового ареала и отличающихся

    Статические показатели популяции
    Численность– число особей в популяции, зависит от биологического потенциала вида и внешних условий, может значительно изменяться во времени. Плотность

    Динамические показатели популяций
    Основные динамические показатели – рождаемость (скорость рождаемости), смертность (скорость смертности) и скорость роста популяции.

    Понятие и структура биоценозов
    Чтобы избежать путаницы в определениях, необходимо объективировать различия в терминах «экосистема» (А. Тенсли, 1935), «биоценоз» (К. Мебиус, 1877) и «биогеоценоз» (В.Н. Сукачев, 1942). В общем, вс

    Важнейшие экосистемы
    Классификация экосистем представлена на рисунке 8. Экосистемы океана: Биологическая продукция в экосистемах лимитируется недостатком некоторых жизненно важных био

    Структура биосферы
    Биосфера – «область жизни», пространство на поверхности земного шара, в котором распространены живые существа. Термин был введен в 1875 году австрийцем Эдуардом Зюсс

    Литосфера
    Основную роль в исследовании внутреннего строения Земли играют сейсмические методы, основанные на исследовании распространения в ее толще упругих волн (как продольных, так и поперечных), возникающи

    Атмосфера
    На атмосферу действует сила земного притяжения, которая удерживает воздушную оболочку у поверхности Земли. Атмосферные газы сжимаются под действием собственного веса. Это сжатие максимально у нижне

    Гидросфера
    Гидросфера - это водная оболочка Земли. Средняя глубина океана составляет 3800 м, максимальная (Марианская впадина Тихого океана) - 11 022 метра . Около 97 % массы гидросферы с

    Обмен веществ в биосфере
    Все три оболочки (атмосфера, гидросфера и литосфера) тесно связанны друг с другом, образую единую функциональную систему, обеспечивающую глобальный круговорот веществ, и за счет этого саморегулирую

    Круговорот биогенных элементов в биосфере
    Живые организмы построены из большого количества химических элементов (рис. 11). Круговорот веществ – многократное участие веществ в процессах, протекающих в атмосфере, гидро- и литосфер

    Круговорот углерода
    Основные этапы круговоротауглерода: 1) СО2 поглощается при фотосинтезе зелеными растениями и фотосинтезирующими водорослями; 2) углерод проходит по цепям питания в сост

    Круговорот кислорода
    Круговорот кислорода – планетарный процесс, связывающий атмосферу, гидро- и литосферу через совокупную деятельность живых организмов. Основные этапы круговорота:

    Круговорот азота
    Основные этапы круговоротаазота: 1) растения и животные содержат азот в составе аминокислот и нуклеиновых кислот; 2) продукты жизнедеятельности организмов (аммиак, мочевина и пр.)

    Круговорот серы
    Сера – биогенный элемент, который почти не бывает в дефиците. В живых организмах сера – основной компонент некоторых аминокислот (цистеин, метионин). Основные звенья круговорота серы: 1) с

    Круговорот фосфора
    Фосфор – один из наиболее важных биогенных элементов. Он входит в состав нуклеиновых кислот, фосфолипидов клеточных мембран, АТФ, ферментов, костной ткани, дентина. Основные звенья круговорота ф

    Круговорот микроэлементов в биосфере
    Микроэлементы – необходимые живым организмам вещества, содержание которых в них очень мало. Большинство микроэлементов биологически активно, поэтому входит в состав ферментов. Недостаток или избыто

    Учение В.И. Вернадского о биосфере
    Автором термина «биосфера» является французский ученный Жан Батист Ламарк, который употребил его в 1803 году. У Ламарка биосфера обозначала совокупность организмов, которые обитают

    Идея ноосферы в современном мире
    На современном этапе развития человечества в научном мире возникает насущная проблема целостности человека как феномена. Люди на протяжении многих столетий больше задумывались о природе, космосе, б

    Человек как биологический вид
    Биологически человек относится к классу млекопитающих, отряду приматов, семейству человекообразных обезьян, роду Homo (Человек), виду Homo sapiens (Человек разумный), подвиду Homo sapiens sapiens (

    Понятие природопользования
    На современном этапе можно уверенно говорить о целостной, охватывающей все сферы человеческой деятельности системе природопользования. Природопользование как наука тесным образом связана с экономич

    Естественные и антропогенные факторы, воздействующие на биосферу
    Загрязнитель– это любое химическое вещество, энергетическое воздействие, отходы и прочее, выходящие за рамки безопасного уровня для человека и вызывающие нежелательные изменения в

    Загрязнение атмосферы
    Регионы техносферы и природные зоны, примыкающие к очагам техносферы, постоянно подвергаются активному загрязнению различными веществами и их соединениями. Наиболее благоприятен для дыхани

    Антропогенные проблемы, возникающие при загрязнении атмосферы
    В результате антропогенного воздействия на атмосферу возможны следующие негативные последствия: 1) превышение ПДК многих токсичных веществ (СО, NО2, SО2

    Загрязнение земель
    Нарушение верхних слоев земной коры происходит при добыче полезных ископаемых и их обогащении; захоронении бытовых и промышленных отходов; проведении военных учений и испытаний и т. п. Почвенный по

    Энергетическое загрязнение техносферы
    Промышленные предприятия, объекты энергетики, связи и транспорт являются основными источниками энергетического загрязнения промышленных регионов, городской среды, жилищ и природных зон. Кл

    Загрязнение водоемов и качество питьевой воды
    Первой и основной причиной загрязнения водоемов является слишком большое водопотребление (и, соответст

    Аспекты социальной экологии
    Научно-технический прогресс и освоение углеводородной энергии способствовали повышению комфортности деятельности и быта, увеличению продолжительности жизни на Земле и как следствие росту населения


    Научно-методологической основой экологического права являются современные теоретические представления о взаимодействии человека, общества и природы. Взаимодействие общества и природы как е

    Государственное экологическое управление
    Управление природопользованием и охраной окружающей среды - это проявление экологической функции государства. Оно представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленную

    Наиболее важные функции государственного экологического управления
    1. Учет и ведение кадастров природных ресурсов. Учет и регистрация при­родных ресурсов - необходимая предпосылка реализации всех остальных функций государственного экологического у

    Цель и задачи экологической безопасности
    В решении экологических проблем социальная политика адекватна экологической политике. Главные цели социально-экологической политики, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и э

    Социально-экологические проблемы как политический фактор
    На современном этапе прослеживается прямая связь политических проблем, рационального использования природных ресурсов и охраны природных ресурсов. На сегодняшний день, когда нежелательные

    Формирование экологической культуры
    Когда мы говорим об экологической культуре, то имеем в виду отношения человека и общества не только к природе: воде, почве, атмосфере, но и к самому себе, животному

    Экологическое воспитание и образование
    Экологический кризис – это кризис мировоззренческий, напрямую связанный с совокупностью представлений индивидуума или группы о системе «человек – природа», с его отношением к природе и с

    Структура экологического образования в России
    Теперь уже стал фактом непрерывный процесс углубления и совершенствования экологического образования в средних общеобразовательных школах. Во многих из них действует базисный учебный план с набором

    Экологическая идеология как средство повышения гражданской активности населения
    Идеология - система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социа

    Международное сотрудничество в области экологии
    Экологические проблемы, вставшие перед человечеством во второй половине XX века, стали предметом озабоченности всего мирового сообщества. Глобальные проблемы, которые в настоящее время встают все б

    Международная конференция по окружающей среде в стокгольме
    Цельность мировой цивилизации требует единства действий в создании международного механизма технологического сотрудничества по охране природы, экологического мониторинга и контроля, центра срочной

    Международная экологическая конференция в рио-де-жанейро
    По инициативе ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро проходила конференция экологов мира по окружающей среде и развитию. Конференция продолжила дело, начатое в Стокгольме 20 лет назад. Далеко не все о

    Археологические сведения о заселении бассейна Амура
    Одно из центральных мест в изучении истории того или иного региона занимает проблема его первоначального заселения человеком . Активные археологические изыскания в бассейне Амура в 60-70-х годах

    Открытие и присоединение к России хабаровского Охотоморья и Приамурья
    В конце XV - начале ХVI веков объединением русских земель вокруг Москвы в единое государство завершилась длительная борьба русского народа за свое государственное единство и национальную независимо

    Заселение края
    Формирование населенческого потенциала края всегда было связано с решением внешнеполитических и стратегических интересов государства. Закрепляясь на вновь присоединенных окраинных землях, правитель

    Климат Приамурья
    Радиационные процессы: Климат Хабаровского края формируется в результате взаимодействия радиационных и циркуляционных процессов. Радиационные процессы определяют ус

    Рельеф, почвы, ландшафты
    Геологическое строение территории Хабаровского края исключительно сложно. Самые древние отложения (архей, 4000-2500 млн. лет назад) выходят на поверхность на Сибирской платформе Аяно–Майского район

    Водные ресурсы Приамурья
    На территории Хабаровского края и ЕАО, площадь которых составляет 824,6 тысяч км2, насчитывается около 210 тысяч рек общей длиной в 584 тысячи км . Из этого количества рек о

    Земельные ресурсы Приамурья
    Луговые ландшафты: Амур создал огромные равнины, на которых поселилась луговая растительность. На открытых пространствах равнин сформировались луга. Различаются луг

    Минерально-сырьевые ресурсы Приамурья
    В Хабаровском крае выявлены и разведаны 118 видов полезных ископаемых, которые подразделяются на различные природные ресурсы: Топливно-энергетические горючие полезные ископаемые (доб

    Особо охраняемые природные территории хабаровского края
    Особо охраняемые природные территории являются национальным достоянием и природным наследием страны. Система ООПТ России включает 101 государственный природный заповедник, 38 национальных парков, 6

    Природные парки
    Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и об

    Экологические коридоры
    На территории Хабаровского края образовано четыре экологических коридора, их общая площадь составляет 156 580 га. Экологические коридоры организуются, как правило, между особо охраняемыми

    Памятники природы
    Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождени

    Дендрологические парки и ботанические сады
    Статус дендрологического парка имеет один природный объект - Хабаровский дендрологический парк, расположенный в с. Сосновка Хабаровского муниципального района при селекционно-семеноводческом лесохо

    Лечебно-оздоровительные местности и курорты
    «Мухенские минеральные воды» являются месторождением природных лечебных ресурсов федерального значения, которое расположено в бассейне реки Мухен Нанайского района. Занимает площадь 8,8 тыс. га. Ре

    Оопт местного значения
    Перечень особо охраняемых природных территорий местного значения насчитывает 165 объектов различного профиля, он представлен в Постановлении главы Хабаровского края от 20 января 1997 г. № 7.

    Кадастр особо охраняемых природных территорий
    Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий представляет собой свод регулярно обновляемых систематизированных данных о статусе особо охраняемых природных территорий, их географиче

    Ведение Красной книги Хабаровского края
    В соответствии с Положением о порядке ведения Красной книги Хабаровского края (постановление Правительства Хабаровского края от 13 октября 2006 г. № 157-пр) Красная книга Хабаровского края является

    Физико-географическая характеристика дендрария
    Дендрарий расположен в Ленинском районе города Комсомольска-на-Амуре в пойме нижнего течения реки Силинка, на левом ее берегу, в сохраненном участке Силинского леса. Территория дендрария представля

    Вопросы к экзамену
    1. Экологические представления античного периода. 2. Экологические представления эпохи возрождения. 3. Экологические представления в 18 веке. 4. Экологические представлен

    Экологический контроль (надзор) – система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области .

    Виды экологического контроля

    1. Государственный экологический контроль – осуществляют федеральные органы исполнительной власти (росприроднадзор) и органы исполнительной власти субъектов РФ. (Виды государственного экологического контроля: государственный земельный контроль, в области охраны атмосферного воздуха и др.);
    2. Производственный экологический контроль – осуществляется самими субъектами хозяйственной деятельности (самоконтроль). С целью проведения производственного экологического контроля на предприятиях предусматриваются специальные структурные подразделения или должности;
    3. Общественный экологический контроль – является одной из гарантий обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии. Граждане имеют право осуществлять общественный экологический контроль как единолично, так и совместно.

    Экологический мониторинг

    – комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, оценка и прогноз изменения состояния окружающей среды.

    Задачи экологического мониторинга

    • Регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды;
    • Хранение и обработка информации о состоянии окружающей среды;
    • Анализ полученной информации;
    • Обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав