15.03.2022

Таможенное законодательство краткий курс. Юлия Марочкина. Таможенное право. Шпаргалка. Таможенное право: понятие и сущность


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Таможенное право как комплексная отрасль российского права. Предмет таможенного права

Таможенное право – комплексная отрасль российского права, регулирующая отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Помимо правовых норм таможенного законодательства, таможенные правоотношения регулируются нормами конституционного, международного, административного, налогового, финансового права.

Таможенное право подразделяется на Общую и Особенную части.

Общая часть включает в себя такие правовые институты, как понятие и источники таможенного права, основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, понятие таможенного органа и др.

К Особенной части относятся такие подотрасли таможенного права, как таможенные режимы, таможенное оформление, таможенные платежи и др.

Предметом таможенного права являются таможенные правоотношения. Таможенное правоотношение – это общественное отношение, возникающее в связи с реализацией субъектами таможенного права своих прав и обязанностей в сфере таможенного дела.

Предметом таможенных правоотношений является:

транспортное средство.

Товар – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Товары Таможенного союза – находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары:

полностью произведенные на территориях государств – членов Таможенного союза;

ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза;

изготовленные на территориях государств – членов Таможенного союза из полностью произведенных на территориях государств – членов Таможенного союза и ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и (или) иностранных товаров.

Транспортные средства – категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

Транспортные средства международной перевозки – транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

Субъектами таможенных правоотношений являются таможенные органы, должностные лица таможенных органов, юридические и физические лица, декларант, таможенный перевозчик, таможенный брокер, специалист по таможенному оформлению, владелец таможенного склада, владелец склада временного хранения, заинтересованные лица.

Объектом таможенных правоотношений является деятельность субъектов таможенного права по реализации прав и обязанностей в сфере таможенного дела.

1.2. Понятие и правовой режим таможенной территории Таможенного союза и таможенной границы Таможенного союза

Таможенный союз – форма торгово-экономической интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом члены Таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

С момента создания единой таможенной территории члены Таможенного союза не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры. Члены Таможенного союза могут применять во взаимной торговле специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также запреты и ограничения импорта или экспорта, необходимые для защиты общественной морали, жизни или здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды и защиты культурных ценностей, при условии, что такие запреты и ограничения не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли.

С момента создания единой таможенной территории режим в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых в связи с импортом или экспортом товаров, методов взимания таких пошлин и сборов, правил и административных процедур, применяемых в связи с импортом или экспортом товаров, который каждый из членов Таможенного союза предоставляет любой третьей стране на основе международного договора или фактически, не может быть более благоприятным, чем режим, который члены Таможенного союза предоставляют другим членам Таможенного союза.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

В соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств – членов Таможенного союза.

1.3. Таможенное регулирование и таможенное дело

Таможенное регулирование в Таможенном союзе – правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, – в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

Правовое регулирование таможенных отношений имеет комплексный характер и включает международные акты. Одним из основных источников таможенного права являются международные договоры. В настоящее время Российская Федерация является участницей нескольких десятков международных таможенных конвенций и договоров.

Международные таможенные конвенции и договоры в области таможенного дела могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Прежде всего, по сфере их распространения договоры бывают:

  • универсальными , объединяющими большинство стран мира и выражающими интересы в области таможенного дела большей части мирового сообщества (например, Киотская конвенция);
  • региональными , объединяющими несколько стран- соседей и выражающими интересы определенного региона земного шара (например, Договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007, Соглашения о едином таможенном тарифе и общем Таможенном кодексе от 27.11.2009).

По числу участников договоры принято подразделять:

  • на двусторонние , связывающие только два государства и выражающие только их волю (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27.01.1994, Меморандум о взаимопонимании между ГТК России и ее Величества Таможенной и акцизной службой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, касающийся сотрудничества и взаимной помощи 1994 г.; Финансовый протокол, касающийся вопросов компьютеризации таможен Калининградского таможенного управления 1995 г. (подписан между Россией и Францией), Меморандум между ГТК России и ГТУ Швеции о правилах по координации мер таможенного контроля в паромном и воздушном сообщении между Россией и Швецией 1995 г., Соглашение между Правительством РФ и Правительством Румынии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13.11.2003);
  • многосторонние , связывающие несколько государств и выражающие их совместную волю (например, Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г.).

По объекту правового регулирования международные договоры в области таможенного дела можно подразделить:

  • на непосредственно посвященные таможенному делу и не затрагивающие иных вопросов. В качестве примера таких договоров можно привести Киотскую конвенцию;
  • фрагментарно касающиеся международных таможенных отношений (например, Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.).

Рассмотрим подробнее международные договоры, непосредственно посвященные таможенному делу. Особого внимания заслуживает международный документ, посвященный описанию и кодированию товаров. 14 июня 1983 г. в Брюсселе была заключена Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее – ГС) . Данная конвенция была призвана заменить несколько устаревшую Конвенцию о номенклатуре Совета таможенного сотрудничества (НСТС). Гармонизированная система была введена с 01.01.1988 и состояла из 5000 наименований товаров, снабженных шестизначным кодом, а также необходимыми пояснениями и правилами пользования. Новая система сразу же стала популярной и получила широкое распространение. За четыре года ГС была принята в более чем в 100 государствах, на которые приходилось 90% всего мирового торгового оборота. Таким образом, ГС стала основным правовым документом в международной торговле.

Отметим, что для того чтобы тот или иной товар получил в ГС самостоятельное описание (отдельную базисную позицию), необходимо соблюдение одновременно двух условий, а именно: товар должен обладать отличительным признаком, позволяющим выделить его в отдельный класс, и должен представлять интерес минимум для двух государств.

Другой не менее важный документ был посвящен таможенной оценке товаров. Конвенция по таможенной оценке товаров, называемая Брюссельским определением таможенной стоимости, вступила в силу с 28.07.1953.

Поскольку эта конвенция не получила всеобщего признания, ее заменило Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, известное как Кодекс по таможенной оценке ГАТТ. Соглашение ГАТТ вступило в силу 01.01.1981. На страны, применяющие Соглашение, приходится около 70% мирового торгового оборота.

Принцип таможенной оценки, являющийся основой этого соглашения, предусматривает оценку товаров при взимании таможенных платежей на основе суммы, реально уплаченной за импортируемый товар.

Таможенная оценка товаров является основным фактором современной системы таможенных тарифов. Она важна для определения таможенных пошлин как с целью их сбора в доход государства, так и для защиты внутреннего рынка. По своей значимости таможенная оценка стоит в одном ряду с такими аспектами международной торговой деятельности, как статистика международной торговли, квоты и лицензирование, налоги и другие элементы, применяемые при импорте товаров, а также при использовании систем преференций.

В идеальном варианте посредством универсального применения системы таможенной оценки импортируемые товары должны одинаково оформляться во всех таможенных организациях мира.

Одним из важнейших достижений работы постоянного технического комитета стало заключение Киотской конвенции , разработанной в целях упрощения таможенных процедур и содействия развитию международной торговли. В свое время соблюдение норм, содержащихся в Киотской конвенции, представлялось неотъемлемым условием для вступления России в ВТО. Включение положений Киотской конвенции в правовую систему нашей страны повлекло за собой необходимость переработки всего массива российского таможенного законодательства, а также внесения изменений в иные законодательные акты. Киотская конвенция состоит из Протокола об изменении этой Конвенции, текста Конвенции, Генерального и Специальных приложений. Генеральное приложение состоит из Стандартных правил и Стандартных правил с переходным сроком. В Генеральном приложении содержатся базовые принципы и подходы к таможенному регулированию. Его положения относятся ко всем институтам таможенного дела. В целом, действующий ТК ТС, как было отмечено выше, базируется на принципах Киотской конвенции, хотя в законодательстве по-прежнему сохраняются некоторые несоответствия.

Киотская конвенция включает в себя несколько основополагающих принципов современного таможенного права, таких как: прозрачность и предсказуемость операций по таможенному контролю; стандартизация и упрощение товарных деклараций и сопровождающих документов; упрощенные процедуры для уполномоченных операторов; максимальное использование информационных технологий; минимально необходимый таможенный контроль при соблюдении таможенных правил; применение процедур таможенного контроля, основанных на анализе рисков и аудите; проведение совместных операций с участием других пограничных служб; партнерство с частным сектором.

Кроме того, Конвенция предусматривает действенные меры по упрощению процедур торговли и эффективному контролю, а также содержит новые обязательные требования по их внедрению.

Необходимо отметить, однако, что безусловное и скороспешное включение норм Киотской конвенции в действующую систему, как российского законодательства, так и законодательства Таможенного союза, может привести к возникновению труднопреодолимых коллизий. Так, в рамках Киотской конвенции допускается урегулирование таможенных отношений посредством административного способа, построенного на "основе компромисса". Этот способ, как известно, применяется при условии согласия заинтересованного лица. Важно отметить, что подобного рода согласия не требует в качестве предварительного условия признания вины таким лицом. Однако действующее в России административное, уголовное законодательство не допускает возможности урегулирования таможенного правонарушения па компромиссной основе.

Хочется надеяться, что предусмотренный Киотской конвенцией значительный срок, в течение которого стране-участнице необходимо будет внести изменения в национальное законодательство , будет использован Российской Федерацией и другими государствами – участниками Таможенного союза по назначению.

Унификации в рамках международного таможенного права была подвергнута наиболее часто применяемая процедура – международный транзит товаров.

С этой целью была принята Конвенция МДП 1975 г. (с поправками 1997 г.) , главными целями которой являются: содействие облегчению международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами; улучшение условий перевозок; упрощение и гармонизация административных, в частности, пограничных формальностей в области международных перевозок.

Конвенция регулирует процесс перевозки грузов от таможни места отправления до таможни места назначения ее государств-участников. При этом обязательным требованием является то, чтобы какая-то часть перевозок осуществлялась автомобильным транспортом.

В промежуточных таможнях грузы, перевозимые с соблюдением особой процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных таможенных пошлин и, как правило, от таможенного досмотра. Наличие одного сопроводительного документа – книжки МДП – упрощает пограничные операции, что существенно снижает транспортные расходы, главным образом, за счет задержек в пути.

Временный ввоз товаров и транспортных средств – другая часто применяемая процедура – также была подвергнута унификации. Таможенная конвенция АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА) была принята 06.12.1961 г. Данная Конвенция является ведущей среди других конвенций, посвященных вопросам временного ввоза. В ней нашли отражение такие важные моменты, как порядок взыскания таможенных пошлин специфическое документационное оформление временного ввоза. В целом, функционирование системы АТА обеспечивается с помощью международных гарантий.

Карнет АТА представляет собой таможенный документ установленного образца для временного ввоза товаров. Конвенцией АТА установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров. Например, в Российской Федерации функции такой управомоченной ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ. Ее гарантом перед Международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России. Общий контроль за выполнением условий Конвенции АТА осуществляет ФТС России (см. приказ ФТС России от 28.12.2012 № 2675 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА").

Назначение Конвенции АТА состоит в том, что она позволяет использовать Карнет АТА как универсальный таможенный документ вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных таможенных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно или транспортируются транзитом в связи с их временным вывозом.

Аналогичная Конвенции АТА – Конвенция о временном ввозе товаров (Стамбульская конвенция) была принята 26.06.1990 с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства, о которых речь идет в приложениях к этому документу. Временный ввоз разрешен при полном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения ограничительных мер.

Как Конвенция о карнете АТА, гак и Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) являются инструментами Всемирной таможенной организации по временному ввозу товаров. Наличие только одного документа – карнета АТА – позволяет свободно перемещать товары через таможенные границы и осуществлять временный ввоз товаров на таможенную территорию, освобождая при этом товары от уплаты налогов и пошлин.

Стамбульская конвенция унифицировала все существующие положения по временному ввозу товаров и тем самым заложила прочную основу для осуществления тех направлений ВЭД, которые непосредственно связаны с такой таможенной процедурой, как временный ввоз.

Следует упомянуть еще две конвенции, связанные с таможенной сферой: Женевскую Таможенную конвенцию, касающуюся контейнеров от 02.12.1972 г. и подписанную с целью повышения эффективности борьба с таможенными правонарушениями, координации усилий таможенных и правоохранительных органов разных стран в этой сфере Конвенцию о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенцию Найроби) от 09.06.1977. Благодаря Конвенции Найроби, у ее государств-участников появилась возможность как на многосторонней, так и на двусторонней основах сотрудничать в деле защиты национальной экономики, культурных и нравственных ценностей. В этих целях государства-участники поддерживают прямые контакты между таможенными службами.

Представляется, что к источникам таможенного права следует отнести, так называемые, нормы "мягкого права" , которые имеют рекомендательный характер и отличаются повышенной гибкостью. Такие нормы могут приспосабливаться как к особенностям регулируемых отношений, так и к субъектам, участвующим в этих отношениях. Примером нормы "мягкого права" является Декларация Аруша о профессиональной этике (другое название – Арушская декларация о честности в таможне), принятая в 1993 г. и пересмотренная в 2003 г. Данный документ носит необязательный характер и представляет собой ряд основных положений, направленных на борьбу с коррупцией в таможенной сфере. Для предотвращения указанного негативного явления и повышения уровня честности в таможенных органах предлагается придерживаться следующих стандартов деятельности: минимальное административное регулирование, прозрачность действий и принимаемых решений, автоматизация таможенного дела, стратегическое разделение, ротация и перемещение персонала, персональная ответственность и подотчетность, специальные процедуры по набору персонала, высокий моральный дух и организационная культура, развитие аудита и систем внутреннего расследования, принятие специального Кодекса поведения, перманентное профессиональное обучение, адекватное вознаграждение за труд, формирование специальных отношений с брокерами и отраслевыми представителями.

В 2003 г. Декларация Аруша была обновлена в ходе 101/102 Сессии Совета по таможенному сотрудничеству. Следует отметить, что в соответствии с обновленной Декларацией Аруша основная ответственность за предотвращение коррупции должна лежать на главе и исполнительном руководстве Таможенной администрации. В Декларации специально подчеркивается необходимость борьбы против коррупции на самом высоком государственном уровне, отмечается также, что борьба с коррупцией не должна носить кратковременного и спорадического характера, а должна быть системной и долговременной.

К нормам "мягкого права" следует также отнести Декларацию ООН против коррупции и взяток в международных коммерческих сделках, принятая резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003.

Коррупция является одной из злободневных проблем современной России. Большинство россиян вынуждено давать взятки проверяющим или регистрирующим органам. При этом многие нормативные правовые документы, принимаемые Правительством РФ и местными органами самоуправления, только способствуют развитию коррупции. Несмотря на все заявления высших должностных лиц, органов внутренних дел, таможенных органов эффективность борьбы с коррупцией в Российской Федерации остается на очень низком уровне. В этой связи указанные выше нормы "мягкого права" заслуживают пристального исследования и изучения.

  • Конвенция вступила в силу 21.05.1980. В ней участвуют около 40 государств. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации с 13.03.1995.
  • Перемещение любого груза через таможню Российской Федерации - это сложный процесс, сопровождаемый рядом сложных действий, включая декларирование товара, который вывозится или ввозится на ее территорию. Этот процесс может сопровождаться большим количеством проблем, не знание тонкостей которых, требует привлечения юристов по таможенным вопросам.

    Каждый шаг по оформлению перемещения груза через таможню - это отдельная процедура, тщательно прописанная в основном законодательном акте, регулирующем данную отрасль - Таможенном кодексе РФ от 28.06.2003 № 61-ФЗ, а также других нормативных документах.

    В свою очередь, все вопросы, связанные с пересечением грузом российской границы, как раз и охватываются сферой действия таможенного права. По причине сложности данных норм и неоднозначности их толкования, в нашей стране на этапе их реализации проблемы у частных лиц возникают практически на каждом шагу. Вот лишь некоторые из них, с которыми чаще всего обращаются к нашим юристам по таможенному праву:

    • Необоснованная корректировка таможенной стоимости со стороны субъекта властных полномочий
    • Незаконные требования по уплате таможенных платежей
    • Возбуждение уголовных тел в таможенной сфере
    • Необоснованные требования внести изменения в таможенные декларации
    • Административные правонарушения в таможенной сфере

    Почему лучше обратиться к юристам

    Все, кто хоть раз сталкивался с перемещением товаров через границу Российской Федерации, хорошо знают, к чему может привести задержка, связанная с растаможиванием груза. Более того, законодательство по данному вопросу очень запутанное и часто меняется. Поэтому для того, чтобы быстро и эффективно справляться со всеми ситуациями, возникающими на таможне, лучше всего привлекать юриста по таможенному праву, который каждый день имеет дело с данными вопросами и отслеживает все изменения в этой отрасли права.

    Например, для некоторых видов товаров, в зависимости от кода ТН ВЭД, необходимо подтверждать их целевое назначение согласно Таможенному тарифу РФ. Его можно получить, в частности, в Россельхознадзоре, Минтрансе, Минпромэнерго и других органах путем подачи необходимой документации в установленном порядке. Чтобы разобраться в таких сложных таможенных вопросах, человеку, не занимающемуся активно юридической практикой, придется потратить много времени. Кроме того, вряд ли он сможет завершить всю процедуру без ошибок, которые обернутся ему лишь массой ненужных дополнительных трудностей.

    Поэтому обращение за бесплатной юридической консультацией может сэкономить массу времени, усилий и денег, ведь квалифицированный юрист по таможенным вопросам сразу сориентирует вас в нужном направлении деятельности и подскажет, каких подводных камней следует избегать в первую очередь.

    Юристы по таможенному праву обладают высокой компетенцией и многолетним практическим опытом, чтобы защитить ваши права и законные интересы и предоставить необходимую помощь с таможенным оформлением того или иного груза, а также предупредить расторжение соглашений и споры в судах, связанные невыполнением или просрочкой выполнения условий договора.

    Услуги компании «Юрист-эксперт 24»:

    • Бесплатные юридические консультации юристов по таможенным вопросам.
    • Представление интересов клиента в делах об административных правонарушениях, в частности, согласно статьей 16.1, 16.2 и прочих статьей главы 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях
    • Обжалование требований таможенного органа об уплате платежей
    • Обжалование решений таможенного органа о классификации
    • Проведение мероприятий по досудебному порядку урегулирования таможенных споров
    • Помощь юриста по таможенному праву с возвратом уплаченных таможенных платежей в судебном порядке
    • Защита интересов клиентов по уголовным делам, связанных с нарушением таможенных норм
    • Обжалование решений таможенного органа о корректировке таможенной стоимости

    Юристы по таможенным вопросам - профессионалы своего дела и готовы помочь вам решить проблему любой сложности. Для этого вам следует лишь набрать наш номер и получить бесплатную профессиональную консультацию практикующего юриста по таможенным вопросам - будьте уверены, решение ситуации будет именно в вашу пользу.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    1. Дать сравнительную характеристику правового положения таможенного брокера и декларанта

    Одним из главных действующих лиц в таможенных правоотношениях является декларант. Действующее таможенное законодательство определяет декларанта как лицо, перемещающее товары, и таможенного брокера (посредника), декларирующего, представляющего и предъявляющего товары и транспортные средства от собственного имени. Декларирование (в таможенном праве) - это заявление таможенному органу по установленной законодательством форме о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах.

    Таким образом, в качестве декларанта, в общем случае, могут выступать два лица - лицо, перемещающее товары и самостоятельно их декларирующее, и таможенные брокер, являющийся декларантом товаров, которые непосредственно перемещались через границу другим лицом.

    В отношении таможенного брокера (представителя) идентификационными признаками выступают:

    а) наличие статуса российского юридического лица, но не казенного предприятия;

    б) включение в Реестр таможенных брокеров;

    в) совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению на договорной основе (оказание услуг или выполнение работ), представление интересов во взаимоотношениях с таможенными органами в силу обязанности, вытекающей из закона или договора;

    г) возможность ограничения сферы своей деятельности по совершению таможенных операций;

    д) наличие в штате не менее двух работников - специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат.

    Даже поверхностное исследование действующего таможенного законодательства показывает, что в настоящее время законодатель в принципе стремится отделить статус таможенного брокера от статуса представляемых лиц - декларанта и лиц, несущих обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров: таможенный брокер (представитель) не приобретает статус представляемого лица. Однако при ближайшем рассмотрении такая позиция законодателя оказывается недопустимо противоречивой, так как в таможенных правоотношениях декларант отделяется от таможенного брокера не более чем представляемое лицо от своего представителя в любых правоотношениях. Противоречие объясняется недостаточно четкими определениями, содержащимися в таможенном законодательстве, а именно - декларантом выступает не лицо, осуществляющее декларирование товаров, что было бы наиболее логичным, а лица, имеющие обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством России распоряжаться товарами на таможенной территории.

    Различие статусов таможенного брокера и декларанта приходится искать в основном в области их обязанностей и ответственности, поскольку при совершении таможенных операций таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

    Обязанности таможенного брокера при таможенном оформлении, точнее, в его части, связанной с таможенными режимами и иными таможенными процедурами обусловлены требованиями и условиями, установленными в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Совершение таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанности по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иные обязанности, которые возлагаются только на лицо, обязанное к совершению операций по выпуску товаров, перевозчика или иное лицо. Таким образом, обязанности таможенного брокера определяются законодателем на стадии помещения товаров под таможенные режимы.

    Декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения, по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары, уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату. В отношении последней обязанности таможенный брокер уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей при декларировании товаров таможенный брокер несет такую же ответственность, как и декларант.

    Приведенные положения дают возможность утверждать, что, во-первых, различие статуса таможенного брокера и декларанта сводится к ограничению обязанностей таможенного брокера. Во-вторых, на стадии помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру отсутствуют основания отличать права и обязанности рассматриваемых субъектов.

    Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного брокера (представителя) от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается. Соответственно, отношения брокера и декларанта строятся на основе заключенного договора комиссии.

    Деятельность брокера по отношению к декларанту носит посреднических характер, экономический статус таможенного брокера как посредника установлен в рамках регулирования таможенного дела и не носит абсолютный характер, а относится исключительно к правоотношениям, возникающим в рамках таможенного дела, а не в рамках имущественного оборота, регулируемого гражданским законодательством.

    2. Рассчитайте таможенную стоимость партии текстильных изделий, поставляемых по договору купли-продажи из Копенгагена в Москву. Базисные условия - ФОБ аэропорт Копенгагена, размер партии - 1000 кг., цена товара - 9 долларов на кг. Транспортные издержки: упаковка 10 долларов, доставка в аэропорт отправления - 25 долларов, перевозка от аэропорта отправления до порта назначения 725 долларов, вывоз из аэропорта назначения 100 долларов, страхование 14 долларов

    Для определения таможенной стоимости импортируемых в Российскую Федерацию товаров используются в заданном порядке шесть методов:

    1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

    2) по цене сделки с идентичными товарами;

    3) по цене сделки с однородными товарами;

    4) вычитания стоимости;

    5) сложения стоимости;

    6) резервный метод.

    Основным методом определения таможенной стоимости для сделок купли-продажи (т.е. сделок на стоимостной основе) является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Поэтому осуществим оценку таможенной стоимости товара исходя из указанного метода.

    Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию

    Размер партии - 1000 кг.* 9 = 9000 долларов

    При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены:

    1) расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

    на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

    на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;

    на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

    2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

    сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;

    инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;

    материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;

    проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров;

    3) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам;

    4) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;

    5) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

    6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

    7) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

    Соответственно, в цену включается:

    Упаковка - 10 долларов

    Доставка в аэропорт отправления - 25 долларов

    Перевозка от аэропорта до порта - 725 долларов

    Вывоз из аэропорта - 100 долларов

    Страхование - 14 долларов

    Таким образом, таможенная стоимость товара составляет: 9000+10+725+100+25+14=9874 долларов. Подлежит перерасчету в рубли.

    3. Определите код товара согласно товарной номенклатуре ВЭД: шины для грузовых автомашин индексом нагрузки более 121:9:00Р200 -4 0

    таможенный брокер декларант законодательство

    Определение кода искомого товара осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

    Искомый товар состоит в группе 40. «Каучук, резина и изделия из них», подгруппе 4011 - шины резиновые новые.

    Имеет код 4011 20 900

    4. Нарядом пограничных войск был задержан гражданин России Шапошников в районе села Кудряевка Исилькульского р-на Омской области, который двигался на автомобиле ГАЗ - 3 110 в направлении села Карагандинское р. Казахстан. При досмотре в багажнике автомобиля был обнаружены запасные части к автомобилям и средства ухода за автомобилем. Материалы по делу об административном правонарушении были переданы на Исилькульский таможенный пост для разрешения по существу. Квалифицируйте деяние. Правомерны ли действия наряда?

    Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС.

    В соответствии с ТК ТС перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом.

    При этом под ввозом понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК ТС действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами, а под вывозом - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории, а также все последующие предусмотренные ТК ТС действия с товарами и транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

    Можно предположить, что Шапошников проезжал не через пункт пропуска через границу. Соответственно, действия Шапошникова можно классифицировать как совершение правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 КоАП РФ - Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. В соответствии с ч. 1 ст. 23.8 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16.1 Кодекса, рассматривают таможенные органы.

    В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

    1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;

    2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;

    3) начальники таможен, их заместители;

    4) начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

    Соответственно, данное правонарушение правомерно может быть рассмотрено начальником Исилькульского таможенного поста. Протокол в соответствии с ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ также составляют указанные органы. В соответствии с действующим законодательством пограничные войска не вправе составлять протокол о совершении рассматриваемого правонарушения. Поэтому в этой части (составление материалов дела, протокола) их действия нельзя признать правомерными.

    С писок использованных источников

    1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17))

    4. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2015.

    5. Моисеев В.Н. Таможенная пошлина в системе обязательных платежей М., 2010

    6. Сорокина М.Н. Таможенная пошлина как основной таможенный платеж: основы правового регулирования М., 2011.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Особенности, формы и порядок таможенного декларирования. Анализ проблемных аспектов правового обеспечения таможенного оформления. Правонарушения, связанные с недостоверным декларированием товаров. Развитие электронного таможенного декларирования в России.

      дипломная работа , добавлен 28.09.2015

      Нормативно-правовое регулирование таможенной процедуры таможенного транзита. Схемы информационного взаимодействия при контроле транзита товаров. Практика применения таможенной процедуры таможенного транзита и совершенствование правового регулирования.

      курсовая работа , добавлен 11.02.2013

      Предмет, понятие и сущность таможенного права. Место таможенного права в системе правовых наук. Соотношение предмета таможенного права с предметом таможенного дела. Установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования.

      реферат , добавлен 04.12.2010

      Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Положения процедуры таможенного оформления, правовая регламентация декларирования товаров. Понятие и виды таможенного режима, его использование во внешнеторговой деятельности.

      дипломная работа , добавлен 27.01.2011

      Путь развития таможенного законодательства. Становление правового регулирования таможенного дела независимого Казахстана. Формирование таможенной инфраструктуры, связанной с безопасностью страны. Создание благоприятных условий для развития торговли.

      курсовая работа , добавлен 22.07.2015

      Особенности правового обеспечения таможенного дела. Источники таможенного права России как совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права, основные критерии их классификации.

      контрольная работа , добавлен 23.12.2010

      реферат , добавлен 01.10.2013

      Таможенное право как комплексная отрасль российского права, его предмет и соотношение с другими отраслями права. Правовое регулирование таможенного дела, источники таможенного права, международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству.

      курсовая работа , добавлен 03.02.2011

      Характеристика Таможенного кодекса Таможенного союза; положения, регулируемые на наднациональном уровне: основные процедуры - транзит, платежи, контроль, временное хранение товаров. Сравнительный анализ ТК ТС и Таможенного кодекса Республики Беларусь.

    Таможенное право – отрасль юридических отношений, которая регулирует отношения в сфере:
    перемещения грузов и товаров через таможенную границу;
    расчета и взимания таможенных пошлин и платежей;
    таможенного контроля и операций таможенной очистки грузов.

    Таможенное право считается одной из наиболее запутанных сфер отраслевого права, которое помогает урегулировать споры между гражданами РФ, коммерческими и государственными организациями.

    Возникающие в рамках таможенного права споры регламентируются Таможенным кодексом РФ и их можно урегулировать в досудебном и судебном порядке. Однако в таких спорах желательна помощь профессионального юриста по таможенному праву.

    Важно понимать, что решить таможенный спор в вашу пользу будет сложно. Нередко таможенные инструкции противоречат сами себе, другим инструкциям и положениям ТК РФ, а таможенные специалисты не всегда имеют надлежащую квалификацию. Поэтому оказаться жертвой нарушения таможенного права, потерять массу времени и денег – обычное дело для таможни. Последующие же разбирательства очень сложны, громоздки и трудоемки.

    Таможня может задержать груз, отказать в его очистке и пропуске на территорию РФ (или вывозе из РФ), незаконно доначислить платежи, штрафы и пени, неграмотно оформить документы либо отказать в рассмотрении некорректно оформленных документов заявителя и т.д. Причин для возникновения спора множество, и доказать свою правоту всегда будет сложно.

    Получите результат всего
    за 4 шага

    Создайте
    заявку

    Ведете диалог
    с нашим юристом

    Формируем
    Ваши документы

    Получаете
    результат

    Юридическая помощь в таможенных спорах в Москве

    Если вы оказались участником спора по таможенному праву и считаете, что ваши гражданские и имущественные права нарушены, вам срочно необходима профессиональная юридическая помощь, которую вам готовы оказать в Москве и других регионах России опытные таможенные юристы Всероссийской правовой сети «Органавт».

    Наши специалисты готовы:

    • проконсультировать онлайн по любым вопросам таможенных споров;
    • провести аудит имеющихся таможенных документов;
    • провести правовую экспертизу вашего груза, документов, действий таможни;
    • помочь подготовить корректные таможенные документы на груз;
    • обеспечить юридическое сопровождение таможенного прохождения грузов;
    • проконтролировать соблюдение стандартов таможенной стоимости и классификаций ТН ВЭД;
    • снять незаконный или ошибочный арест с груза;
    • подать претензии в таможенную службу или иски в суд/арбитраж;
    • обеспечить представительство в судах любой инстанции;
    • проследить за законностью и своевременностью исполнения судебных решений.

    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав