23.02.2022

Правила питания Пророка Мухаммада (мир ему). Хадисы пророка мухаммада, мир ему, в которых говорится о пользе для здоровья Рождение и детство


Пророк ислама (мир ему и благословение) сформулировал принципы питания, которые оказали огромное влияние на развитие арабской и исламской медицины.

Именно ему принадлежат слова: «Желудок - это колодец тела, и из него напитываются кровеносные сосуды. Если он здоров, то по сосудам разносится здоровье, если он болен, то по сосудам разносится по телу яд».

Питание и связанные с ним меры предосторожности обозначались словом «химья». Ибн Харис, которого называли «лекарем арабов», сказал: «Химья - это источник всякого исцеления, а желудок - дом всякой болезни».

Чтобы лучше понять смысл, который арабы вкладывали в слово «химья», необходимо рассказать об одном случае, когда Пророка и его двоюродного брата Али пригласили на трапезу в дом Умм аль-Мандари.

Начав есть, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) остановился и сказал Али: «Ты недавно болел» и пододвинул к нему блюдо из перловой крупы с листовой свеклой со словами: «Это тебе полезнее».

Перловая крупа (ячмень) издавна была важной частью арабской кухни и использовалась в арабской традиционной медицине. Естественно, она часто была на столе у Посланника Аллаhа и сподвижников.

Таким образом, слово «химья» имеет три значения:

1) это то, что едят как лекарство;

2) это то, что едят для поддержания здоровья;

3) это то, что едят помимо лекарств как вспомогательное средство для скорейшего выздоровления.

Сбалансированное питание

Одним из основных понятий мусульманской медицины было понятие «мизадж», или равновесие, отсутствие которого считалось причиной болезни. Соответственно, врачи назначали лекарство с учетом того, какого рода дисбаланс наблюдается в организме. Определенные продукты питания относили к «влажным», а другие к «сухим», считалось, что сочетание этих противоположных качеств устраняет болезнь.

Самый простой пример применения этого принципа находим в рекомендации Пророка (мир ему и благословение): «Лихорадка происходит от огня, гасите его водой».

Другой пример - втирание в сухую кожу оливкового масла. Можно даже сказать, что эти идеи подсказаны просто здравым смыслом, а не собственно медицинскими знаниями.

Но, с другой стороны, именно такие простые принципы со временем сформировались в систему знаний и навыков, ставшую фундаментом современной врачебной науки. Наследниками «медицины Пророка» были такие выдающиеся средневековые хирурги и лекари, как Ибн Сина, Ибн Рушд и многие другие.

Похоже, что с быстрым развитием медицинской науки медики забыли эти несложные правила, продиктованные элементарным здравомыслием. А теперь мы снова обращаемся к идее сбалансированного питания.

Баланс

Обычно, говоря о питательном составе продуктов, выделяют три основных вида микроэлементов, это белки, жиры и углеводы.

Клетки организма строятся из белков. Поступление в организм белков предотвращает разрушение клеток и обеспечивает их нормальное функционирование. Любой белок представляет собой цепочку альфа-аминокислот, соединённых между собой пептидной связью.

Для выработки необходимых белков человеческому организму требуется примерно 22 вида аминокислот, из которых 14 могут вырабатываться самим организмом. Остальное организм получает из пищи. Согласно рекомендациям Национальной академии наук США, человеку необходимо употреблять 0,8 г белка на 1 кг массы тела.

Хотелось бы отметить, насколько в питании важен баланс. Например, до недавнего времени среди диетологов преобладало мнение, что идеальный источник высококачественного белка - это красное мясо.

Однако последние открытия британских ученых указывают на то, что вегетарианская диета, на самом деле, может быть оптимальной для здоровья. Дело в том, что употребление больших количеств «первоклассного» белка из мяса неизбежно связано с повышенным употреблением вредных животных жиров.

Это понимали сподвижники Пророка, которые говорили: «Мясо - господин всей пищи человека в этой и следующей жизни» (хадис передал Ибн Маджа).

Но при этом Умар предостерегал: «Будьте осторожны с мясом, ибо в нем есть вред, подобный вреду, которые есть в вине».

Другой сподвижник Пророка сказал: «Не делайте вашу утробу кладбищем животных».

Главное - равновесие. Белки «второго порядка» находятся в злаках и бобовых, и их употребление в сочетании с белками мяса приносит организму пользу, сопоставимую с пользой от самых высококачественных животных белков, но без побочных эффектов.

Второй из основных микроэлементов - это жиры. Жиры представляют собой жирные кислоты, которые состоят из атомов углерода, водорода и кислорода. Жиры отвечают за выработку в два раза большего количества энергии, чем белки и углеводы; содержат витамины A, D, E и K.

Жиры необходимы для роста и восстановления клеток, а также поддержания постоянной температуры тела, т.к. имеют низкую теплопроводность и обволакивают внутренние органы. Жиры бывают насыщенными и ненасыщенными.

Насыщенные жиры стимулируют выработку холестерина, а злоупотребление ими приводит к повышению уровня холестерина в крови. Холестерин является сложным воскоподобным веществом, необходимым для прочности стенок клеток, выработки витамина D, гормонов, желчной кислоты, строительства нервной ткани. Синтез холестерина печенью является естественным процессом, и поступление холестерина в организм извне не требуется.

Таким образом, холестерин, попадающий в организм с пищей, является лишним и ведет к нарушению равновесия. Высокий уровень холестерина в крови связывают с повышенным риском сердечного приступа. Простой способ снизить содержание холестерина - ограничить употребление яиц и повысить употребление субпродуктов, таких как печень.

Углеводы - это третий вид важнейших микроэлементов. Они снабжают организм энергией, помогают контролировать распад белка и защищают организм от токсинов. Углеводы бывают двух типов. Моносахариды - это простейшие углеводы, например, глюкоза.

Полисахариды имеют более сложную молекулу и могут расщепляться на более простые углеводы. К ним относится, например, крахмал. Углеводы содержатся во фруктах, овощах и злаках - эти продукты обладают высокой питательной ценностью и, кроме того, являются источником витаминов, минералов, белков и клетчатки. На усвоение полисахаридов требуется больше времени, поэтому они более эффективно утоляют голод.

Таким образом, мы убеждаемся, что все советы Пророка направлены на достижение не только физического, но и духовного блага и связаны с постоянным напоминанием об их Источнике.

По материалам: http://www.islam.com.ua/

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Хадисы о продуктах

Наш Пророк ﷺ сказал: «Милостью Того, в чьих руках душа моя, ешьте мед. Потому что нет дома, за который не ходатайствовали бы о милости ангелы, если в нем употребляют мед. Если человек ест мед, тысяча лекарств входит в его желудок и миллион болезней выходят. И если внутри умершего будет мед, то его не коснется огонь Ада».

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Будьте особенно внимательны к двум лекарствам: меду и Корану» (Ибн Масуд)


Финики

Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто начинает свой день с семи прессованных (аджва) фиников, не грозит отравление и колдовство в этот день»

Посланник Аллаха ﷺ сообщил: «Финики являются плодами Рая. Они имеют целебное свойство против отравления» (ат-Тирмизи)

Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что иногда проходил месяц и огонь не зажигался в доме Пророка ﷺ. «Мы выживали только за счет фиников и воды» (Бухари)

Аиша, да будет доволен ею Аллах, передает, что Пророк ﷺ сказал: «В доме, где есть финики, никогда не будут голодать» (Муслим). Он также сказал: «Дом, в котором нет фиников, подобен дому, в котором нет еды» (Ибн Маджа)

«Давайте финики роженице. Если не можете дать ей свежих фиников, то дайте сушеных, потому что нет более полезного дерева для женщины, чем финиковая пальма» («Умдат аль-Кари», 21:68)

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк ﷺ разделил между своими сподвижниками финики, дав каждому по семь штук. Он дал и мне семь фиников, один из которых оказался сухим и незрелым, однако не было среди них более дорогого для меня, чем он, так как мне было трудно жевать его» (Бухари)


Арбуз

«Наш Пророк ﷺ ел молодые финики с арбузом» (Абу Давуд). Как рассказывает мать верующих Айша, да будет доволен ею Аллах: «Наш Пророк ﷺ ел арбузы и дыни с финиками и говорил: "Сухость одного мы уравновешиваем влажностью другого, холод одного уравновешиваем жаром другого"» (Абу Давуд, ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Любая из ваших женщин, которая употребляет арбуз, будучи беременной, обязательно родит ребенка, красивого внешне и с хорошим характером»


Огурцы

От Абдуллаха ибн Джафара, да будет доволен им Аллах, передают: «Я видел, как Посланник Аллахаﷺ ел свежие финики с огурцами» (Бухари, Абу Давуд, ат-Тирмизи)


Виноград

Однажды к Пророку Мухаммаду ﷺ пришел бедный мужчина и принес чашу с виноградом в подарок. Пророк Мухаммад ﷺ принял подарок, взял виноградину, и, съев её, улыбнулся. Потом вторую, третью, и каждый раз он улыбался, в то время как мужчина будто был готов взлететь от радости. А сподвижники смотрели. Они были удивлены, ведь Посланник Аллаха ﷺ всегда делился с ними, а в этот раз – нет… Пророк Мухаммад ﷺ съел весь виноград и вернул чашу мужчине, и тот ушел с огромной радостью на лице. Тогда кто-то из сподвижников, да будет доволен ими Аллах, спросил: «О Посланник Аллаха! Почему ты не поделился с нами?». Пророк ﷺ улыбнулся и ответил: «Вы видели радость на его лице? Когда я попробовал виноград, он оказался кислым. И я побоялся, что, если бы я поделился с вами, кто-нибудь из вас сказал бы это и расстроил бы его»


Хлеб

Наш Пророк ﷺ всегда ел хлеб из ячменной муки с отрубями. От Абу Хазма передают: «Я спросил у Сахля ибн Сада: "Ел ли Посланник Аллаха ﷺ хлеб из очищенной муки?" Он ответил: "С того времени, как он был послан пророком до самой своей смерти он не видел очищенной муки". Я спросил: "А были ли у вас сита?". Он ответил: "С того времени, как он был послан пророком до самой своей смерти он не видел сита". Я спросил: "Как же вы ели непросеянный ячмень?" Он поведал: "Мы его мололи, потом дули на него, собирали то, что разлеталось, смешивали с водой и замешивали тесто"» (Бухари)

Сообщается, что однажды (какие-то) люди, перед которыми лежала жареная баранина, пригласили (поесть с ними) проходившего мимо Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, однако он отказался от еды, сказав: «Посланник Аллаха ﷺ покинул мир этот, так и не наевшись досыта (даже) ячменного хлеба».

От Юсуфа ибн Абдуллах ибн Саляма передают: «Я видел, как Посланник Аллаха ﷺ взял кусок хлеба, положил на него финики и сказал: "Это приправа к этому"» (Абу Давуд)


Молоко

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что во время ночного путешествия Пророку ﷺ принесли две чаши, одна из которых была наполнена вином, а другая – молоком. После того как он посмотрел на них и взял молоко, Джибриль, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Хвала Аллаху, Который направил тебя: если бы ты взял вино, твоя община сбилась бы с пути!» (Муслим)


Сливочное масло

Абдуллах ибн Буср и его братья сообщили следующее: «Однажды к нам заглянул Пророк ﷺ, и мы предложили ему сливочное масло и финики. Пророк ﷺ очень любил сливочное масло» (Абу Дауд)


Гранат

Анас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет ни одного граната в ваших садах, который не был бы оплодотворен семенем граната Рая».

От Али, да будет доволен им Аллах, передают: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Ешьте и мякоть граната, потому что она очищает желудок"» (Ахмад ибн Ханбал)


Айва

От Ибн Аббаса (р.а) передают: «Джабир ибн Абдуллах, да будет доволен им Аллах, передал нашему Пророку ﷺ плод айвы, привезенный им из Таифа. Пророк ﷺ сказал: "Айва прогоняет печали, придает сияние сердцу"» (Табарани)

Тальха, да будет доволен им Аллах, передает: «Однажды я пришел навестить Посланника Аллаха ﷺ. Когда я вошел к нему, у него в руках был плод айвы. Он сказал мне: "О, Тальха, угощайся. Ибо айва укрепляет сердце, поддерживает хорошее настроение"» (Шамаил ан-Наби)


Саранча

Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины – это рыба и саранча, а два вида крови – это печень и селезёнка» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа)

Ибн Аби Авфа, да будет доволен им Аллах, когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил: «Я участвовал вместе с Посланником Аллаха ﷺ в шести или семи битвах, и мы вместе ели её (саранчу)» (Абу Дауд)


Уксус

Передают со слов Умм Хани, да будет доволен ею Аллах: Пророк ﷺ пришел ко мне и спросил: «Что у вас есть из еды?» Я посетовала: «У нас есть лишь кусочек хлеба и уксус». Пророк ﷺ сказал: «Насколько же уникальный продукт - уксус!»

Пророк Мухаммад ﷺ также сказал: «Несите его (уксус). Дом, в котором есть уксус не может считаться бедным» (ат-Тирмизи)

Адабы (правила) употребления пищи

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Еды двоих хватит и на троих, а еды троих хватит и на четверых»

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, он оставлял её» (Бухари)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Благодать ниспосылается на середину еды, поэтому вы ешьте, начиная с края»

Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В детстве я находился на попечении Посланника Аллаха ﷺ. Обычно я протягивал руку к разным концам общего блюда, но (однажды) Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!” - и с тех пор я ем только так» (Муслим)

Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха Всевышнего, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: «С именем Аллаха в начале и конце её!» (Би-сми-Ллахи фи аввали-хи ва ахыри-хи!) (Абу Дауд, ат-Тирмизи)

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе (в дом) и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же он вошёл (в дом), не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», - а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, шайтан говорит: «Вы получили и приют, и ужин» (Муслим)

Сообщается, что сподвижник Умаййа бин Махши, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз один человек ел в присутствии сидевшего (рядом с ним) Посланника Аллаха ﷺ и он не поминал Аллаха до тех пор, пока от его еды не остался (только один) кусок. Поднеся его ко рту, (этот человек) сказал: «С именем Аллаха в начале и конце её!» (Би-сми-Ллахи фи аввали-хи ва ахыри-хи!), - и тогда Пророк ﷺ рассмеялся и сказал: «Шайтан (всё время) ел вместе с ним, когда же он помянул имя Аллаха, шайтан изверг из себя всё то, что было у него в чреве» (Абу Дауд; ан-Наса’и)

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Как-то раз, когда) Посланник Аллаха ﷺ ел вместе с шестью своими сподвижниками, пришёл один бедуин и доел (всю еду, взяв сразу) два куска, а Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, если бы он помянул имя Аллаха(, еды) обязательно хватило бы вам (всем)!» (ат-Тирмизи)

Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что, закончив есть, Пророк ﷺ обычно говорил: «Хвала Аллаху, (хвала) многая, благая и благословенная, (хвала, которой никогда) не будет достаточно, (хвала, которую) не следует прерывать, хвала, (без которой нам) не обойтись! (Он -) Господь наш!» (Аль-хамду ли-Ллахи хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи, гайра макфийин, ва ля мувадда’ин ва ля мустагнан ‘ан-ху! Рабба-на!)» (Аль-Бухари)

Передают со слов Му’аза бин Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто после еды будет говорить: «Хвала Аллаху, накормившему меня этим и наделившему меня этим, тогда как сам я не прибегал ни к ухищрениям, ни к силе!» (Аль-хамду ли-Ллахи аллязи ат’ама-ни хаза ва раззака-ни-хи мин гайри хаулин минни ва ля кувватин!), - простятся его прежние прегрешения» (Абу Дауд, ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Воистину, Аллах бывает доволен таким рабом, который восхваляет Аллаха за каждый съеденный им кусок пищи» (Муслим)

Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда кто-либо из вас ест или пьет, то пусть ест и пьет правой рукой. Так как левой рукой ест и пьет шайтан» (Муслим)

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Пророк ﷺ сказал: “Не носите (одежду из) шёлка и дибаджа*, не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте из золотой и серебряной посуды, ибо, поистине, всё это предназначено для них (неверных) в мире этом, а для нас - в мире вечном”» [*Дибадж - название дорогой материи на шёлковой основе. Запрет на ношение таких тканей касается только мужчин]

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пейте воду потихоньку, не набирая полный рот» (Джамиус-Сагыр, 1/392)

Пророк Мухаммад (мир ему) был лучшим из людей. Его жизнеописание и привычки, изложенные в сунне, являются образцом для подражания и эталоном правильного образа жизни. В наше время очень популярна тема зож, правильного питания, диет. Сунна пророка Мухаммада (мир ему) относительно питания, несмотря на то, что он жил много веков назад, является актуальным руководством для современного человека. Сегодня многие сторонники здорового образа жизни проповедуют советы, о которых говорил сам Посланник Аллаха (мир ему). Правильное питание – залог , силы и красоты человека, и его основы были заложены еще много веков назад нашим любимым пророком (мир ему):

  1. Количество употребляемой пищи.

Золотым правилом , согласно сунне, является умеренное употребление пищи – не переедать . Количество и качество потребляемой пищи имеет непосредственное влияние на наше физическое, эмоциональное и духовное состояние. Чрезмерное потребление пищи – это прямой путь к ожирению, что может привести к бесчисленным проблемам со здоровьем, включая болезни сердца, инсульт, диабет и даже рак. И главной профилактикой перечисленных болезней является правильный подход к приему пищи.

Сунной является ограничивать порцию еды так, чтобы ее было просто достаточно для пополнения сил и хорошего состояния. Пророк (мир ему) не говорил о необходимости голодания, а скорее подчеркивал важность не переедания: «Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть – для лёгкости дыхания».

  1. Соблюдение поста.

Пост был неотъемлемой частью жизни Посланника Аллаха (мир ему). Он держал пост каждый понедельник и четверг. Он постился 13, 14, 15 дни каждого месяца. Если сложить все это вместе, получится, что примерно треть каждого месяца Пророк (мир ему) держал пост.

Пророк Мухаммад (мир ему) принимал пищу один раз в день. Если он ел утром, он не принимал пищу до следующего утра. Если он принимал пищу ночью, то он не ел до следующей ночи. Безусловно, это не совсем предоставляется возможным при современных темпах жизни, но в этой практике посланника Аллаха (мир ему) заключается главный принцип приема пищи. Он (мир ему) сказал: «Верующий ест в один желудок, а неверующий в семь». Ученые на основе многочисленных исследований убедились в том, что глубоко и полноценно дышать намного легче, если желудок человека не наполнен.

Кроме духовной пользы, соблюдение поста имеет множество преимуществ для здоровья человека: снижение кровяного давления, уменьшение риска развития рака, уменьшение предрасположенности к стрессу, сжигание жира, улучшение контроль уровня сахара в крови и контроль аппетита.

  1. Ты – это то, что ты ешь.

Посланник Аллаха (мир ему) избирательно относился к выбору своей пищи. Его рацион состоял из простых и полезных продуктов, таких как финики, арбуз, ячменный хлеб, молоко, мед, огурцы, оливковое масло, тыква и иногда мясо. Безусловно, посланник Аллаха (мир ему) не употреблял запретную Всевышним пищу.

Стоит отметить, что рацион пророка (мир ему) не был сконцентрирован на мясе. Согласно современной медицине, чрезмерное потребление мяса может привести к серьезным физическим и духовным последствиям.

  1. Этикет приема пищи.

В приеме пищи важно не только то, что употребляет в себя человек, но и то, как он это делает. Согласно сунне трапеза приема пищи, прием пищи нужно начинать с намерения, например, забота о теле, намерение получить достаточно сил для выполнения религиозных обязанностей и совершения благих поступков. Начинать прием пищи следует именем Всевышнего. Следует разжевывать еду хорошо, полностью проглатывать то, что во рту, прежде чем брать следующую порцию, есть не спеша и соблюдать этикет трапезы, даже если вы голодны. Есть нужно правой рукой, хвалить вкусную еду и не критиковать невкусную, проявлять сдержанность в еде, заканчивать трапезу раньше всех, прославлять Аллаха после еды.

Современная практическая медицина утверждает, что питание – это ключ к хорошему здоровью, и тот, кто прислушивается к советам диетологов, в итоге, экономит на лечении.

Правильное питание всегда было универсальным принципом традиционной медицины практически повсеместно от Европы до Китая.

Пророк ислама (мир ему и благословение) сформулировал принципы питания, которые оказали огромное влияние на развитие арабской и исламской медицины.

Именно ему принадлежат слова:

«Желудок – это колодец тела, и из него напитываются кровеносные сосуды. Если он здоров, то по сосудам разносится здоровье, если он болен, то по сосудам разносится по телу яд».

Питание и связанные с ним меры предосторожности обозначались словом «химья». Ибн Харис, которого называли «лекарем арабов», сказал:

«Химья – это источник всякого исцеления, а желудок – дом всякой болезни».

Чтобы лучше понять смысл, который арабы вкладывали в слово «химья», необходимо рассказать об одном случае, когда Пророка и его двоюродного брата Али пригласили на трапезу в дом Умм аль-Мандари.

Начав есть, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) остановился и сказал Али: «Ты недавно болел» и пододвинул к нему блюдо из перловой крупы с листовой свеклой со словами: «Это тебе полезнее» .

Перловая крупа (ячмень) издавна была важной частью арабской кухни и использовалась в арабской традиционной медицине. Естественно, она часто была на столе у Посланника Аллаха и сподвижников.

Таким образом, слово «химья» имеет три значения:

  1. это то, что едят как лекарство;
  2. это то, что едят для поддержания здоровья;
  3. это то, что едят помимо лекарств как вспомогательное средство для скорейшего выздоровления.

Сбалансированное питание

Одним из основных понятий мусульманской медицины было понятие «мизадж», или равновесие, отсутствие которого считалось причиной болезни. Соответственно, врачи назначали лекарство с учетом того, какого рода дисбаланс наблюдается в организме. Определенные продукты питания относили к «влажным», а другие к «сухим», считалось, что сочетание этих противоположных качеств устраняет болезнь.

Самый простой пример применения этого принципа находим в рекомендации Пророка (мир ему и благословение):

«Лихорадка происходит от огня, гасите его водой».

Другой пример – втирание в сухую кожу оливкового масла. Можно даже сказать, что эти идеи подсказаны просто здравым смыслом, а не собственно медицинскими знаниями.

Но, с другой стороны, именно такие простые принципы со временем сформировались в систему знаний и навыков, ставшую фундаментом современной врачебной науки. Наследниками «медицины Пророка» были такие выдающиеся средневековые хирурги и лекари, как Ибн Сина, Ибн Рушд и многие другие.

Похоже, что с быстрым развитием медицинской науки медики забыли эти несложные правила, продиктованные элементарным здравомыслием. А теперь мы снова обращаемся к идее сбалансированного питания.

Баланс

Обычно, говоря о питательном составе продуктов, выделяют три основных вида микроэлементов, это белки, жиры и углеводы.

Клетки организма строятся из белков. Поступление в организм белков предотвращает разрушение клеток и обеспечивает их нормальное функционирование. Любой белок представляет собой цепочку альфа-аминокислот, соединённых между собой пептидной связью.

Для выработки необходимых белков человеческому организму требуется примерно 22 вида аминокислот, из которых 14 могут вырабатываться самим организмом. Остальное организм получает из пищи. Согласно рекомендациям Национальной академии наук США, человеку необходимо употреблять 0,8 г белка на 1 кг массы тела.

Хотелось бы отметить, насколько в питании важен баланс. Например, до недавнего времени среди диетологов преобладало мнение, что идеальный источник высококачественного белка – это красное мясо.

Однако последние открытия британских ученых указывают на то, что вегетарианская диета, на самом деле, может быть оптимальной для здоровья. Дело в том, что употребление больших количеств «первоклассного» белка из мяса неизбежно связано с повышенным употреблением вредных животных жиров.

Это понимали сподвижники Пророка, которые говорили:

«Мясо – господин всей пищи человека в этой и следующей жизни» (хадис передал Ибн Маджа).

Но при этом Умар предостерегал:

«Будьте осторожны с мясом, ибо в нем есть вред, подобный вреду, которые есть в вине».

Другой сподвижник Пророка сказал:

«Не делайте вашу утробу кладбищем животных».

Главное – равновесие. Белки «второго порядка» находятся в злаках и бобовых, и их употребление в сочетании с белками мяса приносит организму пользу, сопоставимую с пользой от самых высококачественных животных белков, но без побочных эффектов.

О разных видах мяса и их роли в соблюдении баланса (мизадж) писал Ибн аль-Кайим в своем сочинении «Ат-Тибб ан-Набави» (Медицина Пророка). Он же сообщал об исключительной пользе красного мяса в сочетании с овощами и мясом птицы.

Второй из основных микроэлементов – это жиры. Жиры представляют собой жирные кислоты, которые состоят из атомов углерода, водорода и кислорода. Жиры отвечают за выработку в два раза большего количества энергии, чем белки и углеводы; содержат витамины A, D, E и K.

Жиры необходимы для роста и восстановления клеток, а также поддержания постоянной температуры тела, т.к. имеют низкую теплопроводность и обволакивают внутренние органы. Жиры бывают насыщенными и ненасыщенными.

Насыщенные жиры стимулируют выработку холестерина, а злоупотребление ими приводит к повышению уровня холестерина в крови. Холестерин является сложным воскоподобным веществом, необходимым для прочности стенок клеток, выработки витамина D, гормонов, желчной кислоты, строительства нервной ткани. Синтез холестерина печенью является естественным процессом, и поступление холестерина в организм извне не требуется.

Таким образом, холестерин, попадающий в организм с пищей, является лишним и ведет к нарушению равновесия. Высокий уровень холестерина в крови связывают с повышенным риском сердечного приступа. Простой способ снизить содержание холестерина – ограничить употребление яиц и повысить употребление субпродуктов, таких как печень.

Углеводы – это третий вид важнейших микроэлементов. Они снабжают организм энергией, помогают контролировать распад белка и защищают организм от токсинов. Углеводы бывают двух типов. Моносахариды – это простейшие углеводы, например, глюкоза.

Полисахариды имеют более сложную молекулу и могут расщепляться на более простые углеводы. К ним относится, например, крахмал. Углеводы содержатся во фруктах, овощах и злаках – эти продукты обладают высокой питательной ценностью и, кроме того, являются источником витаминов, минералов, белков и клетчатки. На усвоение полисахаридов требуется больше времени, поэтому они более эффективно утоляют голод.

Особая роль пищеварения

Один из принципов «Ат-Тибб ан-Набави» заключается в том, что болезнь может быть связана с питанием и пищеварением. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не раз говорил о том, в каком положении следует принимать пищу и опорожнять желудок. В то же время, он указывал на важность соблюдения гигиены ротовой полости и физических упражнений.

Под «желудком», упомянутым в процитированном высказывании Пророка, обычно подразумевается вся пищеварительная система. Рекомендуется поддерживать в порядке весь организм. Необходимо следить за питанием и пищеварением, чтобы обеспечить свое телесное, а в итоге и душевное здоровье.

Оптимальное пищеварение означает оптимальное здоровье. Пищеварение начинается со рта и зубов. В ротовой полости пища измельчается, смачивается слюной и только потом проглатывается, этот этап является первым шагом всего процесса пищеварения и должен занимать несколько минут.

На этот первый этап негативно влияет наличие в ротовой полости бактерий, злоупотребление пищей с повышенным содержанием сахара и других углеводов. Все это факторы, ведущие к разрушению эмали зубов и возникновению кариеса. Во избежание этих проблем Пророк рекомендует во время ритуального омовения пользоваться сиваком – палочкой для чистки зубов и языка.

Согласно «Ат-Тибб ан-Набави», соблюдение правил гигиены полости рта не только обеспечивает здоровье, но и является элементом поклонения.

Далее пережеванная пища движется по пищеводу к желудку. Попадание кислоты желудочного сока на слизистую оболочку пищевода вызывает изжогу. Этого можно избежать, если принимать пищу сидя, гласит «Ат-Тибб ан-Набави».

Посланник сказал:

«Не ешь, развалившись»;

«Я сижу, как раб, и ем, как раб».

Во время приема пищи он сидел на полу, подогнув под себя ноги, с должным уважением к Господу и сотрапезникам.

Важную роль в процессе пищеварения играет желчный пузырь. В нем накапливается вырабатываемая печенью желчь, которая затем выбрасывается в двенадцатиперстную кишку. Желчнокаменная болезнь – одна из самых распространенных проблем пищеварительного тракта. Предотвратить ее можно, соблюдая «химью», т.е. правильным и сбалансированным питанием. Диета с низким содержанием животных жиров снижает риск возникновения камней в желчном пузыре.

В процессе пищеварения пища попадает в желудок, который представляет собой мышечный мешок. В нем пища подвергается воздействию кислоты желудочного сока, а затем попадает в кишечник.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) называл желудок «колодцем тела». Очень важно держать этот «колодец» в чистоте. Современные диетологи постоянно указывают на вред, причиняемый желудку курением, алкоголем и пищей, вызывающей раздражение его стенок.

Воздержание от пищи ради того, чтобы «дать отдых желудку», сегодня является распространенным способом лечения. Хорошо известно, какую роль в исламе играет пост. Обязанность соблюдать пост раз в год в течение месяца приносит пользу душе и телу мусульманина. В остальные месяцы года мусульманам рекомендуется соблюдать пост в течение трех дней в середине месяца либо по понедельникам и четвергам.

Кишечник делится на два отдела. Первый – это тонкая кишка; попавшая в нее пища подвергается действию кишечного сока, желчи, сока поджелудочной железы, благодаря чему происходит расщепление жиров и нейтрализация желудочного сока. Именно в этом отделе происходит всасывание питательных веществ. Самая распространенная болезнь тонкой кишки – язва двенадцатиперстной кишки.

Общеизвестно, что язву двенадцатиперстной кишки провоцируют алкоголь, курение и стресс. Прохождение пищи через желудок занимает четыре часа, еще четыре с половиной она находится в тонкой кишке и примерно 12 часов – в толстой кишке. В толстой кишке происходит всасывание воды, окончательное расщепление белков и синтез некоторых витаминов. Непереваренные остатки пищи превращаются в каловые массы.

Последний этап пищеварения – это их выведение. Этот этап не менее важен, чем первый. Пророк рекомендовал во избежание запора испражняться, сидя на корточках. Он неоднократно говорил о необходимости соблюдения интимной гигиены и выполнения процедуры омовения. Вообще, омовение в исламе неразрывно связано с поклонением.

Справив нужду, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:

«Хвала Аллаху, отдалившему от меня вредное и оставившему полезное для меня».

Таким образом, мы убеждаемся, что все советы Пророка, касающиеся здоровья и гигиены, направлены на достижение не только физического, но и духовного блага и связаны с постоянным напоминанием об их Источнике.

Источник

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Чаще всего посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сидел на коленях, поджав под себя обе ноги (Муслим, Иман, 1, 5; Бухари, Иман, 37 ). Однако помимо этой, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сидел и в других позах. Одной из этих поз является сидение по-турецки. Джабир ибн Самура (радыйаллаху анху) передает, что после совершения утреннего намаза, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) продолжал сидеть по-турецки, до тех пор, пока солнце не поднималось над горизонтом (Абу Давуд, Адаб, 26 ).

Сидение по-турецки, является одной из самых любимых поз сидения посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Так как эта поза очень удобна, и в то же время препятствует раскрытию мест аурата и соответствует правилам адаба. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сидел так не только в мечети, но и в различных собраниях.

Другой позой, в которой часто сидел посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), являлась «курфуса» или «ихтиба». Ибн Умар (радыйаллаху анху) сказал: «Я видел как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сидел во дворе Каабы, обхватив руками колени», после чего он сел, прижав колени к груди и обхватив голени руками (Бухари, Истизан, 34 ).

Кайля бинт Махрама (радыйаллаху анха) сказала: «Когда я пришла к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), чтобы принять Ислам, то увидела, что он сидел, прижав колени к животу и обхватив ноги руками. Увидев, как он спокойно и скромно сидит, я вздрогнула от страха» (Абу Давуд, Адаб, 22 ).

Однако сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) запрещал так сидеть во время пятничной молитвы, когда имам читает хутбу (Абу Давуд, Салят, 228 ). Так как эта поза способствует засыпанию, и может стать причиной невнимательного слушания хутбы. И может даже стать причиной нарушения тахарата.

Также известно, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) часто сидел на корточках. Однако в большинстве случаев посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) садился так, когда ел что-то. Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) сказал: «Я видел, как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ел финики, сидя на корточках» (Муслим, Ашриба, 148-149 ).

«Права дороги»

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) запрещал садиться в неподобающих местах. Одним из таких мест является улица и обочины дорог. В связи с этим посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал своим сподвижникам:

«Не сидите на дорогах». Они ответили: «Но нам это необходимо. Мы встречаемся и обсуждаем разные вопросы». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если вы не можете отказаться от этого, то тогда дайте права дороге». Они спросили: «А что такое права дороги?». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Не смотреть на запретное, не причинять неудобств прохожим, давать салям, а также повелевать одобряемое и удерживать от порицаемого» (Бухари, Мазалим, 22; Муслим, Либас, 114 ).


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав