24.09.2019

Знаменитый мореплаватель совершивший первое кругосветное путешествие. Знаменитые путешественники - кругосветные путешествия по странам мира


Знакомством с героями, что первыми отважились кинуть вызов стихии, я обязан своему деду. Он больше тридцати лет провел в море, но предпочитал рассказывать не про свою работу, а про храбрых первооткрывателей, что бороздили бескрайние просторы задолго до его рождения.

Корни великих географических открытий

Почему необходимо было искать этот путь в Индию? Зачем было нужно плавать непонятно куда? Чтобы понять, откуда возникла подобная надобность, необходимо вернуться в далекое прошлое и рассмотреть маршруты сообщения древних цивилизаций Евразии .

В первую очередь, я говорю о тех оконечностях:

  • Европейская цивилизация ();
  • Ханьский ;

Сообщение двух первых, насколько мне известно, началось посредством Шелкового пути во втором веке до нашей эры. Второй значимый торговый путь - дорога специй , соединяющая Индию и Европу.

Читатель, который не пропускал уроки истории в школе, возможно, уже догадался, к чему я веду. В седьмом-восьмом веке нашей эры арабские завоевания отрезают европейскую цивилизацию от описанных выше маршрутов , что приводит Европу в так называемые темные века . Спустя несколько столетий арабы из агрессивных завоевателей превращаются в оседлых торговцев и, кажется, жизнь налаживается. Или не налаживается, в 15 веке начинает свой захват пост-монгольских государственных образований империя Тимуридов , примерно в то же время турки-османы захватывают Константинополь, Европа снова начинает задыхаться .


Однако в этот раз Европейская цивилизация хорошо информирована о внешнем мире, а также имеет доступ к арабской астрономии и компасу. Появляется идея найти обходной путь сначала в Черную Африку , а если повезет, то и в столь желанную Индию .

Мотивация Магеллана и первое кругосветное путешествие

Из всех деятелей данной эпохи меня больше всего поразил подвиг одного человека, речь идет о Фернане Магеллане , чья экспедиция обогнула земной шар, совершив первое в истории человечества кругосветное путешествие .


Магеллан состоял на португальской службе , однако попал в опалу и принял решение предложить свои услуги Католическим королям (название правительства унии Арагона и Кастилии). Фернан предлагает приплыть в Индию с запада и тем самым наколоть систему (лазейка в том, что действительно находится на западе от демаркационной линии). Руководство Испании одобряет экспедицию и даже соглашается назначить амбициозного мореплавателя губернатором крупнейшего из открытых островов.

Полезно1 Не очень

Комментарии0

В детстве у меня была интересная книга - «Энциклопедия географических открытий». Именно там я прочитал все подробности первого кругосветного путешествия и возьмусь добавить несколько фактов.


Первое кругосветное путешествие

Почти 500 лет назад в порт Испании прибыло судно, на борту которого находилось всего 18 человек . Эти люди изменили ход истории, проделав немыслимое на то время - кругосветное путешествие . В ходе морского похода было пересечено 3 океана , появились новые торговые пути, а главное - получены сведения о фактических размерах нашей планеты . Несмотря на осведомленность о ходе экспедиции, все же существуют и неизвестные факты.

Коммерческие цели

В августе 1519 года , руководствуясь лишь своей интуицией, Магеллан возглавил экспедицию из 5 кораблей. Цель - отнюдь не желание обогнуть земной шар. Как и в большинстве экспедиций того времени, основная цель - жажда наживы . Как и путешествие Колумба, экспедиция предполагала достижение заветных берегов Азии . Открытый до этого континент был мало изучен и не приносил существенной прибыли, чего не скажешь о португальских колониях в Индии. Было понятно, что - не Азия, а заветная страна пряностей лежит чуть-чуть далее. Именно для этих целей и было снаряжено 5 кораблей:

  • Виктория;
  • Консепсьон;
  • Сантьяго.

Выдуманное имя

На самом деле Магеллан - выдуманное имя. Настоящее имя - Фернан де Магальяйнш , и было изменено при поступлении на королевскую службу.

Тяготы кругосветного плавания

Помимо скудного рациона и психологического напряжения, члены команды испытывали чувство страха. Даже небо над их головами выглядело иначе, и набожные моряки удивлялись Южному Кресту и скоплению нескольких ярких звезд в окружении странных облаков. В наши дни эти скопления известны как ближайшие галактики, а туманности - Магеллановы облака .


Разочарование

Незадолго до своей смерти, Магеллан испытал разочарование: такие желанные берега пряностей оказались в полушарии португальцев . Все дело в договоре между Испанией и Португалией , согласно которому мир был поделен на два полушария. Все, что простиралось западнее 49 меридиана, попадало во владычество Испании, восточная часть отходила вечному противнику - Португалии .


Фернан прекрасно понимал, что это в конечном итоге означает. Ведь все ценности оказались на испанской стороне , а значит, вся затея была предпринята зря, и фактически он обманул короля. Намного больший, чем он предполагал, размер земного шара, не смог остановить его, однако сыграл злую шутку.

Полезно1 Не очень

Комментарии0

Первое кругосветное путешествие было совершено Фернаном Магелланом. Стартовало путешествие 20 сентября 1519 , закончилось 6 сентября 1522 года. В ней участвовало пять кораблей с экипажем около 280 человек. Но в результате междоусобиц, конфликтов и стычек обратно в Испанию вернулось всего лишь в 18 человек на борту одного корабля - "Виктории".

Полезно1 Не очень

Комментарии0

Все, наверное, смотрели или читали Жюля Верна и его бессмертное “Вокруг света за 80 дней”? Кому как, а мне до жжения в пятках хотелось догнать и перегнать этот рекорд! При современной транспортной системе с этой задачей можно справиться за пару-тройку дней. А каково приходилось первым путешественникам? Как проходило самое первое кругосветное путешествие ? В учебнике об этом было скучно и мало, потому пришлось положиться на собственные силы.


Кто стал пионером кругосветного путешествия

Пионером в этом начинании был испанец Фернан Магеллан со своей флотилией. Из пяти кораблей, вышедших 20.09.1519 года из Санлукар-де-Баррамеды только “Виктория” вернулась в Испанию 6.09.1522 года. Сам Магеллан также не вернулся, погибнув в стычке возле острова Себу . Завершал маршрут к апитан “Виктории” Хуан Себастьян Элькано, поэтому лавры первой кругосветки можно смело разделить на двоих.

Состав флотилии :

  • Тринидад;
  • Сантьяго;
  • Сан-Антонио;
  • Консепсьон;
  • Виктория.

Зачем это было нужно

Как и Колумбу, многим хотелось найти западный путь к Азии . Кроме того, через Панамский перешеек было видно, что Америка не край света и перспектив для поисков предостаточно. Да и экономический стимул обойтись без посредников в торговле специями – не последняя причина. Поэтому к упцы Европы приняли самое активное участие в подготовке экспедиции. Королем Магеллану и Фалеру (компаньону-астроному) были посулены и доли в доходах от экспедиции , и наместничество в новых землях, и даже владения частью новых островов.


Маршрут

Флотилия прошла вдоль западного побережья Африки , перезимовав в б ухте Сан-Хулиан (Аргентина), пережив несколько мятежей из-за недоверия, усталости и нехватки продовольствия, потеряв “Сантьяго”, нашла-таки п ролив в южной части Южноамериканского материка , получивший название в честь Магеллана. Уже в составе 3 кораблей (мятежный “Сан-Антонио” ушел обратно в Испанию) за 38 дней экспедиция преодолела пролив.

Почти 4 месяца занял их путь до Марианских островов . Такой размер океана оказался неожиданно большим даже для бывалых моряков.

На одном из Висайских островов, Мактане , в конфликте с местными силами, Магеллан был убит .

Через несколько месяцев обветшалые корабли, уже без “Консепсьона”, оставленного и сожженного экипажем, добрались до Моллукских островов , где “Тринидад” был арестован по приказу португальского корол я .

Только команде “Виктории” , обогнув Африку, удалось завершить начатое.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Помню, в школьные годы был довольно начитанным ребенком, интересовался историей и географией (и где я свернул не туда?). Особо никогда не строил из себя всезнайку, но споры с географичкой по поводу различных точек зрения у меня периодически возникали, и как-то уж она категорически отказывалась серьезно воспринимать гипотезы именитых ученых из уст семиклассника…

Увидев вопрос про первое кругосветное путешествие , я вытер скупую ностальгическую слезу и полез освежать свои знания в гугл. Что ж, теперь я могу поведать вам, кто же на самом деле был этим отважным мореплавателем.


Первая кругосветная экспедиция

Считается, что первую кругосветку (1519-1522 г.) совершил Фернан Магеллан , португальский мореход, который собирался достичь Азии, плывя на запад и заодно разыскать новый путь к Островам Пряностей для испанцев.

Само путешествие можно разделить на несколько этапов:


И именно Элькано испанский король признал человеком, совершившим первую кругосветку , а не Магеллана . Почему? Потому что он просто не дожил до окончания экспедиции . Это был суровый 16 век: за Магелланом на запад последовало почти 300 человек на пяти судах , но возвратилось лишь 18 .

"Раб-путешественник"

Энрике де Малака родился на острове Суматра , но вскоре был взят в плен португальцами, а затем выкуплен Фернаном Магелланом . Во время путешествия он был на корабле кем-то вроде переводчика, а после гибели хозяина, когда корабли остановились на одном из Филиппинских островов , сбежал и вскоре вернулся на Суматру. Возможно, он и был тем самым первым человеком в истории, обогнувшим Земной шар.


Путешествия Чжэн Хэ

Также я хочу упомянуть одно любопытное предположение писателя и бывшего подводника Гевина Мензиса . Он утверждает, что еще в 15 веке первую кругосветку совершил китайский адмирал Чжэн Хэ , и в качестве аргумента приводит старинные карты, найденные в Китае, на которые помимо всего прочего нанесены

КРУГОСВЕТНЫЕ ПЛАВАНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ, экспедиции вокруг Земли, во время которых пересекаются все меридианы или параллели Земли. Кругосветные плавания проходили (в разной последовательности) через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, совершались первоначально в поисках новых земель и торговых путей, что привело к Великим географическим открытиям. Первое в истории кругосветное плавание совершено испанской экспедицией в 1519-22 во главе с Ф. Магелланом в поисках прямого западного пути из Европы в Вест-Индию (куда испанцы направлялись за пряностями) под командованием шести сменявшихся капитанов (последний - Х. С. Элькано). В результате этого важнейшего в истории географических открытий плавания была выявлена гигантская акватория, названная Тихим океаном, доказано единство Мирового океана, поставлена под сомнение гипотеза о преобладании суши над водами, подтверждена теория шарообразности Земли, появились неопровержимые данные для определения её истинных размеров, возникла мысль о необходимости введения линии перемены дат. Несмотря на гибель Магеллана в этом плавании, именно его следует считать первым кругосветным мореходом. Второе кругосветное плавание осуществил английский пират Ф. Дрейк (1577-80), а третье - английский пират Т. Кавендиш (1586-88); они проникли через Магелланов пролив в Тихий океан для грабежа испано-американских портовых городов и захвата испанских судов. Дрейк стал первым капитаном, полностью совершившим кругосветное плавание. Четвёртое кругосветное плавание (вновь через Магелланов пролив) осуществила нидерландская экспедиция О. ван Норта (1598-1601). Нидерландская экспедиция Я. Лемера - В. Схаутена (1615-17), снаряжённая конкурирующими купцами-соотечественниками для устранения монополии Нидерландской Ост-Индской компании, проложила новый путь вокруг открытого ею мыса Горн, но агенты компании захватили их корабль у Молуккских островов, а уцелевшие моряки (в том числе Схаутен) окончили кругосветное плавание уже как арестанты на её судах. Из трёх кругосветных плаваний английского мореплавателя У. Дампира наиболее значительное - первое, которое он выполнил на разных судах с большими перерывами в 1679-91, собрав материалы, позволившие считать его одним из основоположников океанографии.

Во 2-й половине 18 века, когда обострилась борьба за захват новых земель, Великобритания и Франция направили в Тихий океан ряд экспедиций, в числе которых первая французская кругосветная экспедиция под началом Л. А. де Бугенвиля (1766-69), открывшая в Океании ряд островов; среди участников этой экспедиции была Ж. Баре - первая женщина, совершившая кругосветное плавание. Эти плавания доказали, хотя и не полно, что в Тихом океане, между параллелями 50° северной широты и 60° южной широты, к востоку от азиатских архипелагов, Новой Гвинеи и Австралии нет больших массивов суши, кроме Новой Зеландии. Английский мореплаватель С. Уоллис в кругосветном плавании 1766-68 годов впервые с применением нового способа счисления долгот довольно точно определил положение острова Таити, нескольких островов и атоллов в западной и центральной частях Тихого океана. Крупнейших географических результатов добился английский мореплаватель Дж. Кук в трёх кругосветных плаваниях.

В 19 веке состоялись сотни кругосветных плаваний с торговыми, промысловыми и чисто научными целями, продолжены открытия в Южном полушарии. В 1-й половине 19 века выдающуюся роль сыграл российский парусный флот; во время первого кругосветного плавания, совершённого на шлюпах «Надежда» и «Нева» И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским (1803-06), выявлены межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, объяснены причины свечения моря. Последовавшие десятки других российских кругосветных плаваний связали сравнительно дешёвым морским путём Санкт-Петербург с Дальним Востоком и российскими владениями в Северной Америке, укрепили российские позиции в северной части Тихого океана. Российские экспедиции внесли крупный вклад в развитие океанографии и открыли много островов; О. Е. Коцебу во время своего второго кругосветного плавания (1815-18) впервые высказал верное предположение о происхождении коралловых островов. Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819-21) на шлюпах «Восток» и «Мирный» 16 января, 5 и 6 февраля 1820 года почти вплотную подошла к побережью мифической до этого Южной Земли - Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты и Берег Принцессы Астрид), выявила дугообразный подводный хребет длиной 4800 км, нанесла на карту 29 островов.

Во 2-й половине 19 века, когда парусные суда были вытеснены пароходами и завершены основные открытия новых земель, состоялись три кругосветных плавания, внёсшие большой вклад в изучение рельефа дна Мирового океана. Британская экспедиция 1872-76 годов на корвете «Челленджер» (капитаны Дж. С. Нэрс и сменивший его в 1874 Ф. Т. Томсон) в Атлантическом океане обнаружила ряд котловин, жёлоб Пуэрто-Рико, подводные хребты вокруг Антарктиды; в Тихом океане выполнены первые определения глубин в ряде подводных котловин, выявлены подводные поднятия и возвышенности, Марианский жёлоб. Германская экспедиция 1874-76 на военном корвете «Газель» (командир Г. фон Шлейниц) продолжила открытия элементов рельефа дна и промеры глубин в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Российская экспедиция 1886-89 на корвете «Витязь» (командир С. О. Макаров) впервые выявила главные законы общей циркуляции поверхностных вод Северного полушария и обнаружила существование «холодного промежуточного слоя», сохраняющего в водах морей и океанов остатки зимнего охлаждения.

В 20 веке крупные открытия сделаны во время кругосветных плаваний в основном антарктическими экспедициями, установившими в общих чертах контуры Антарктиды, в том числе британской экспедицией на теплоходе «Дискавери-Н» под командованием Д. Джона и У. Кэри, которая в 1931-33 годах в южной части Тихого океана обнаружила поднятие Чатем, проследила на протяжении почти 2000 км Южно-Тихоокеанский хребет и провела океанографическую съёмку антарктических вод.

В конце 19 - начале 20 века стали проводиться кругосветные плавания с учебными и спортивно-туристическими целями, в том числе одиночные. Первое одиночное кругосветное плавание осуществил американский путешественник Дж. Слоукум (1895-98), второе - его соотечественник Г. Пиджен (1921-1925), третье - французский путешественник А. Жербо (1923-29). В 1960 году прошло первое кругосветное плавание на подводной лодке «Тритон» (США) под командованием капитана Э. Бича. В 1966 отряд советских атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала А. И. Сорокина совершил первое кругосветное плавание без всплытия в надводное положение. В 1968-69 первое одиночное безостановочное кругосветное плавание осуществил на парусной яхте «Сухаили» английский капитан Р. Нокс-Джонстон. Первой из женщин одиночное кругосветное плавание совершила в 1976-78 польская путешественница К. Хойновская-Лискевич на яхте «Мазурек». Великобритания первой ввела кругосветные гонки одиночек и сделала их регулярными (с 1982). Российский мореплаватель и путешественник Ф. Ф. Конюхов (родился в 1951) совершил 4 одиночных кругосветных плавания: 1-е (1990-91) - на яхте «Караана», 2-е (1993-94) - на яхте «Формоза», 3-е (1998-99) - на яхте «Современный гуманитарный университет», участвуя в международной парусной гонке «Вокруг света - в одиночку», 4-е (2004-05) - на яхте «Алые Паруса». Первое кругосветное плавание российского учебного парусника «Крузенштерн» в 1995-1996 было приурочено к 300-летию российского флота.

Первое кругосветное путешествие с запада на восток осуществил П. Тейшейра (Португалия) в 1586-1601 годах, обогнув Землю на судах и пешком. Второе в 1785-1788 - совершил французский путешественник Ж. Б. Лессепс, единственный оставшийся в живых участник экспедиции Ж. Лаперуза. В последней трети 19 века, после опубликования романа Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней» (1872), получили распространение кругосветные путешествия за рекордное время. В 1889-90 американская журналистка Н. Блай обогнула Землю за 72 дня, в конце 19 - начале 20 века этот рекорд неоднократно улучшался. Во 2-й половине 20 века кругосветные плавания и путешествия уже не представлялись чем-то экзотическим, к ним добавились широтные. В 1979-82 годах впервые в истории человечества Р. Файнс и Ч. Бертон (Великобритания) совершили кругосветное путешествие по Гринвичскому меридиану со сравнительно короткими отклонениями к востоку и западу через оба полюса планеты (на судах, автомашинах, мотонартах, моторных лодках и пешком). Путешественники внесли вклад в географическое изучение Антарктиды. В 1911-13 российский спортсмен А. Панкратов осуществил первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде. Первый кругосветный перелёт в истории воздухоплавания принадлежит германскому дирижаблю «Граф Цеппелин» под командованием Г. Эккенера: в 1929 за 21 сутки он преодолел с тремя промежуточными посадками около 31,4 тысяч км. В 1949 американский бомбардировщик В-50 (командир - капитан Дж. Галлахер) совершил первый беспосадочный кругосветный перелёт (с дозаправкой в воздухе). Первый в истории человечества космический полёт вокруг Земли в 1961 выполнил советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток». В 1986 британский экипаж произвёл первый в истории авиации кругосветный перелёт на самолёте без дозаправки (Д. Рутан и Дж. Йигер). Супруги Кейт и Дейвид Грант (Великобритания) с тремя детьми осуществили кругосветное путешествие в фургоне, запряжённом парой лошадей. Они выехали с Оркнейских островов (Великобритания) в 1990, пересекли океаны, страны Европы, Азии и Северной Америки и в 1997 вернулись на родину. Конное кругосветное путешествие в 1992-98 совершили российские путешественники П. Ф. Плонин и Н. К. Давидовский. В 1999-2002 годах В. А. Шанин (Россия) проехал вокруг света на попутных машинах, самолётах, грузовых судах. На воздушном шаре в одиночку впервые облетел Землю в 2002 С. Фоссетт (США), он же в 2005 совершил первый в истории авиации одиночный кругосветный беспосадочный перелёт на самолёте без дозаправки.

Лит.: Ивашинцов Н. А. Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 г. СПб., 1872; Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. М., 1950; Русские мореплаватели. [Сб. ст.]. М., 1953; Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов. М., 1954; Урбанчик А. В одиночку через океан: Сто лет одиночного мореплавания. М., 1974; Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. 3-е изд. М., 1983-1986. Т. 2-5; Файнес Р. Вокруг света по меридиану. М., 1992; Блон Ж. Великий час океанов. М., 1993. Т. 1-2; Слокам Дж. Один под парусами вокруг света. М., 2002; Пигафетта А. Путешествие Магеллана. М., 2009.


7 января 1887 года Томас Стивенс из Сан-Франциско завершил первое кругосветное путешествие на велосипеде. За три года путешественнику удалось преодолеть 13500 миль и открыть новую страницу в истории кругосветных путешествий. Сегодня о самых необычных кругосветках.

Кругосветное путешествие Томаса Стивенса на велосипеде


В 1884 году «человек среднего роста, одетый в синюю разношенную фланелевую рубашку и синий комбинезон… загорелый, как орех… с торчащими усами», именно так описывали Томаса Стивенса журналисты того времени, купил велосипед пенни-фартинг, захватил минимальный запас вещей и Smith & Wesson 38-го калибра и отправился в путь. Стивенс пересёк весь североамериканский континент, преодолев 3700 миль, и очутился в Бостоне. Там ему и пришла в голову мысль о кругосветном путешествии. В Ливерпуль он переплыл на пароходе, проехал через Англию, на пароме в переправился во французский Дьепп, пересёк Германию, Австрию, Венгрию, Словению, Сербию, Болгарию, Румынию и Турцию. Далее его путь пролегал через Армению, Ирак и Иран, где он провёл зиму как гость шаха. В проезде через Сибирь ему отказали. Путешественник переправился через Каспийское море в Баку, добрался до Батуми по железной дороге, а потом на пароходе поплыл в Константинополь и в Индию. Затем Гонконг и Китай. А конечной точкой маршрута стала , где Стивенс, по его же признанию, наконец-то смог расслабиться.

Кругосветное путешествие на джипе-амфибии


В 1950 году австралиец Бен Карлин принял решение совершить кругосветное путешествие на своем модернизированном джипе-амфибии. Три четверти маршрута с ним прошла его жена. В Индии она сошла на берег, а сам Бен Карлин завершил своё путешествие в 1958 году, преодолев 17 тыс. км по воде и 62 тыс. км по суше.

Кругосветное путешествие на воздушном шаре


В 2002 году американец Стив Фоссетт,совладелец фирмы Scaled Composites, который к тому времени уже успел заслужить славу лётчика-авантюриста, облетел вокруг Земли на воздушном шаре. Сделать он это стремился не один год и добился цели с шестой попытки. Полёт Фоссетта стал первым в истории кругосветным одиночным перелётом без дозаправки и остановки.

Кругосветное путешествие на такси


Как-то британцы Джон Эллисон, Пол Арчер и Ли Пернелл на утро после пьянки подсчитали связанные с ней расходы и выяснили, что такси до дома обойдётся им гораздо дороже, чем сама выпивка. Вероятно, кто-то решил бы выпивать дома, но англичане поступили радикально – они приобрели в складчину лондонский кэб 1992 года выпуска и отправились в кругосветное путешествие. В результате за 15 месяцев они преодолели 70 тыс. км и вошли в историю как участники самой длинной поездки на такси. История умалчивает, правда, об их активности в пабах по дороге.

Кругосветное путешествие на древнеегипетской камышовой лодке


Норвежец Тур Хейердал совершил трансатлантический переход на легкой камышовой лодке, построенной макету древних египтян. На своей лодке «Ра» ему удалось достичь берега Барбадоса, доказав, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы. Стоит отметить, что это была вторая попытка Хейердала. За год до этого он и его команда чуть не утонули, поскольку судно из-за конструктивных недостатков по прошествии нескольких дней после старта начало сгибаться и разломилось на части. В команде норвежца был и известный советский тележурналист и путешественник Юрий Сенкевич.

Кругосветное путешествие на розовой яхте


Сегодня титул самой юной мореплавательницы, которая сумела совершить одиночное кругосветное плавание, принадлежит австралийке Джессике Уотсон. Её было всего 16 лет, когда 15 мая 2010 года она завершила свою кругосветку, длившуюся 7 месяцев. Розовая яхта девушки пересекла Южный океан, пересекла экватор, обогнула мыс Горн, преодолела Атлантический океан, подошла к берегам Южной Америки, а потом через Индийский океан вернулась в Австралию.

Кругосветное путешествие миллионера на велосипеде


75-летний миллионер, бывший продюсер эстрадных звезд и футбольных команд Януш Ривер повторил опыт Томаса Стивенса. Он круто изменил свою жизнь, когда в 2000 году купил за $50 долларов горный велосипед и отправился в путь. С того времени Ривер, который, кстати, являясь русским по матери, прекрасно говорит на русском языке, побывал в 135 странах и проехал более 145 тыс.км. Он выучил десяток иностранных языков и успел 20 раз побывать в плену у боевиков. Не жизнь, а сплошное приключение.

Кругосветное путешествие трусцой


Британец Роберт Гарсайд носит титул «Бегущий Человек». Он первый, кто совершил кругосветное путешествие бегом. Его рекорд попал в Книгу рекордов Гиннеса. У Роберта было несколько неудачных попыток совершить забег-кругосветку. А 20 октября 1997 года он успешно стартовал из Нью-Дели (Индия) и закончил свой забег, протяжённость которого составила 56 тыс.км, на том же месте 13 июня 2003 года, почти через 5 лет. Представители Книги рекордов скрупулёзно и долго проверяли его рекорд, и свидетельство Роберт смог получить только через несколько лет. В пути он описывал всё происходящее с ним при помощи своего карманного компьютера, а все неравнодушные могли познакомиться с информацией на его персональном сайте.

Кругосветное путешествие на мотоцикле


В марте 2013 году два британца - эксперт путешествий Belfast Telegraph Джефф Хилл и бывший автогонщик Гери Волкер – выехали из Лондона, чтобы воссоздать кругосветное путешествие, которое 100 лет назад совершил на мотоцикле Henderson американец Карл Клэнси. В октябре 1912 года Клэнси выехал из Дублина с попутчиком, которого оставил в Париже, а сам продолжил путь юг Испании, через Северную Африку, Азию, а в заключении тура проехал через всю Америку. Путешествие Карла Клэнси длилось 10 месяцев и современники называли эту кругосветку «самым длинным, самым трудным и самым опасным путешествием на мотоцикле».

Одиночное кругосветное плавание нон-стоп


Федор Конюхов – человек, совершивший первое в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп. На яхте «Караана» длиной 36 фунтов он прошёл по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор – Сидней. На это ему потребовалось 224 дня. Началась кругосветка Конюхова осенью 1990 года, а закончилась весной 1991 года.


Фёдор Филиппович Конюхов – российский путешественник, художник, писатель, священник РПЦ, заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму. Он стал первым в мире человеком, побывавшим на пяти полюсах нашей планеты: Северном географическом (три раза), Южном географическом, Полюсе относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвересте (полюс высоты) и на Мысе Горн (полюс яхтсменов).

Россиянин пересекает Тихий океан на весельной лодке
Российский путешественник Федор Конюхов, у которого за спиной пять кругосветных путешествий, в настоящее время пересекает Тихий океан на весельной лодке «Тургояк». На этот раз он решил совершить переход от Чили до Австралии. На 3 сентября Конюхову уже удалось преодолеть 1148 км, до Австралии остается еще более 12 тысяч километров пути по океану.

Прекрасным примером для начинающих путешественником может стать опыт Нины и Грэмпа, семейной пары, прожившей в браке 61 год. Они упаковали чемоданы и создали .

Первое кругосветное плавание - испанская морская экспедиция под руководством Фернана Магеллана, началась 20 сентября 1519 года и завершилась 6 сентября 1522 года. Экспедиция была укомплектована большой командой (по разным оценкам 265-280 человек) на 5 судах. В результате мятежей, тяжелейшего пересечения Тихого океана и стычек с населением Филиппин и Островов пряностей команда сильно сократилась. Только одному судну - «Виктория» - удалось вернуться в Испанию, имея 18 человек на борту. Ещё 18 человек, попавших в плен к португальцам, вернулись в Европу позднее. Экспедиция также оказалась весьма успешной в коммерческом отношении, принеся организаторам большую прибыль.

В августе 1519 года из севильской гавани отправилась в путь первая кругосветная экспедиция из пяти кораблей. Одобрил и снарядил ее в путь испанский король Карл I (на родине, в Португалии, план Магеллана был отклонен). В случае удачи Испания могла заявить права на открытые новые земли. Путь экспедиции лежал на юго-запад через Америку в направлении Молуккских островов.

Путешествие оказалось нелегким. Не раз подчиненные Магеллана пытались устроить мятеж, чтобы вернуться в Испанию.

Флотилия долго двигалась вдоль восточного побережья южноамериканского континента в поисках выхода в «Южное море» Добравшись до южной оконечности материка, флотилия обнаружила глубокую бухту. Корабли осторожно двинулись вперед, прокладывая путь среди лабиринта извилистых протоков. Берега казались совсем пустынными, но в ночной темноте на южном берегу пролива неожиданно засветились огни костров. Именно поэтому Магеллан назвал эту страну Огненной землей, став ее первооткрывателем.

Пройдя между Патагонией и Огненной Землей по проливу, который сейчас называется Магеллановым, мореплаватели вышли в Тихий океан.

В течение трех месяцев путешественники не видели земли, запасы провианта и питьевой воды закончились. На кораблях начался голод и цинга. Морякам приходилось есть корабельных крыс и жевать бычью кожу, из которой была сделана обшивка парусов, чтобы хоть как-то утолить голод. Экипаж потерял 21 человека, умерших от истощения. Экспедицию преследовали несчастья. Когда, наконец, путешественники добрались до суши (это были Филиппинские острова) и смогли запастись продовольствием и водой, Магеллан, на свою беду, ввязался с междоусобные распри местных властителей и был убит в бою туземцами 27 апреля 1521 года.

Только один корабль спустя три года вернулся из плавания — «Виктория». Под командой Х. С. Элькано он завершил плавание в 1522 году. Оставшиеся в живых члены экипажа были встречены с почестями и триумфом как участники первого в мире кругосветного плавания.

Значение плавания Магеллана трудно переоценить.

Во-первых, своим кругосветным плаванием он доказал шарообразность Земли.

Во-вторых, экспедиция Магеллана дала представления об относительных размерах суши и моря на земном шаре.

В-третих, Магеллан доказал, что между Америкой и Азией простирается величайший океан. Именно он дал этому океану название Тихий, которое мы используем до сих пор. А название такое он выбрал, потому что в продолжение четырех месяцев плавания по океану ему посчастливилось ни разу не встретить бури.

Кроме того, он доказал наличие на нашей планете единого Мирового океана.

Ферна́н (Ферна́ндо) Магелла́н (Ма­галь­яйнш) (порт. Fernão de Magalhães, исп. Fernando (Hernando) de Magallanes [(f)eɾ’nando ðe maɣa’ʎanes], лат. Ferdinandus Magellanus; 1480 г., Саброза, область Траз-уж-Монтиш, Королевство Португалия - 27 апреля1521, остров Мактан, Филиппины) - португальский и испанский мореплаватель с титулом аделантадо. Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим по морю из Атлантического океана в Тихий.

Вокруг света

Завоеватели открытого моря — первый человек, проплывший вокруг земли

Век открытий
Век открытий был полон морских путешествий и желания найти дорогу к пряностям Дальнего Востока, тогда как восточное средиземноморье было блокировано мощными конкурентами. Когда Васко да Гама проплыл вокруг мыса Доброй Надежды, чтобы достигнуть Индии в 1488 году, португальцы сконцентрировали свои усилия на юге и востоке. Испанцы, которые согласились разделить с португальцами мир пополам в Договоре Тордесиллас от 7 июня 1494 года, поплыли на запад. Они не имели ни малейшего понятия об Американском континенте и никто не знал о том, что есть Тихий океан.

Христофор Колумб (1451-1506), итальянец, переехавший в Испанию, исходя из теории, что земля круглая, решил, что можно достигнуть Дальнего Востока с другой стороны. Он убедил монархов финансировать свою экспедицию и выплыл в 1492 году. После 10 недель плавания, он достиг острова на Багамах, который он назвал Сан Сальвадор. Думая, что он нашел острова возле Японии, он продолжил плавание до тех пор, пока не доплыл до Кубы (которую он посчитал Китаем) и Гаити. Он встретил там темнокожих людей, которых он назвал "Индийцами", поскольку он был уверен, что плыл через Индийский океан.

Колумб совершил еще 3 морских путешествия в Новый Свет, который был, как он полагал, Востоком, в 1493, 1497 и 1502 годах, исследовав Пуэрто-Рико, Вирджинские острова, Ямайку и Тринидад. Он никогда не доплывал до Северной Америки, и пока был жив, думал, что он достиг Азии.

Северная Америка уже была открыта

Корабли викингов достигли Северной Америки почти за 500 лет до того как Колумб отправился в плавание. Отплыв от Исландии в средине 990-х, Биарни Хериолфссон сошел с курса и прибыл на неизвестную землю. Он не исследовал и не называл ее. В 1002 году, Лейфр Эйрикссон последовал курсу Биарни и прибыл на побережье современной Канады. Затем он отправился южнее, и открыл остров, который он назвал Винланд (сегодняшний Ньюфаундленд), где он основал колонию и торговал с местным населением, известным как Скраэлинги 3 года. В конечном счете, Скраэлинги принудили их убраться, но викинги продолжали плавать в Канаду за лесом.

«Новая Найденная Земля»

В 1497 году, король Генри VII жаловал Джона Кабота (1450-1498) правом исследовать. 2 Мая, Кабот и команда из еще 18 человек собрались на маленьком корабле под названием Мэттью в Бристоле, Англия. Он проплыл на север дальше, чем Колумб, чтобы выйти из испанских территорий. 24 июня команда заметила землю. Кабот полагал, что он нашел остров у берегов Азии и назвал его "новой найденной землей". Это было первой документированной высадкой на Ньюфаундленде со времен плаваний викингов. Кабот вернулся в Англию 6 августа 1497 года, и хотя он не привез никаких сокровищ и пряностей, он стал первым, который отметил на карте североамериканское побережье.

Название "Америка"

Линия, которой португальцы и испанцы разделили мир между собой, проходила через Атлантику, вследствие чего Испания заполучила западные земли, включая Америки. Бразилия досталась португальцам, которые кроме того имели восточную Африку и Индию. Но, поскольку не возможно было определить четкое расположение линии, возник вопрос о точном местонахождении линии. В 1501 году, португальский король Мануэль I отправил свой флот в Бразилию. Одним из членов флотилии был итальянец Америго Веспучи . Он был одним из тех первых исследователей, которые сказали, что Южная Америка вовсе не остров, а целый континент, назвав его "Новым Миром". Веспучи — прекрасный картограф, продал копии своих карт немецкому картографу Мартину Вальдсемюллер, который, перерисовывая их в 1507 году, оказал честь Веспучи и написал его имя на Южно-американском континенте. Так вот и стал называться южный континент "Америкой".


Америго Веспучи, в честь которого и назван Американский континент в 1507 году.

Первое путешествие вокруг света

Первым обплыл земной шар Фердинанд Магеллан . Он родился в Опорто, в Португалии в 1480 году. В 1505 году он был зачислен во флот, где он и выучил все тонкости управления кораблем и военное дело во время боя в Индии у португальского королевского наместника. В 1509 году он принимал участие в Бою за Смерть, которое дало португальцем огромное превосходство в Индийском океане.

7 лет он торговал кохинхинками, фарфором и тростями.

Как и Колумб, Мегеллан верил, что Дальний восток достижим через запад. После того, как португальский король отнесся к его словам с пренебрежением, он убедил короля Испании Чарльза I в том, что по меньшей мере половина всех "пряных" островов находятся в испанской части неисследованного мира. В сентябре же 1519 года, Магеллан отправился на 5 кораблях ("Сан-Антонио", "Сантьяго", "Тринидад", "Виктория" и "Концепцион"), в составе 280 человек команды, преисполнимый желания путешествовать, не смотря на невзгоды и мятежи, возникавшие на судне.

Итальянский дворянин, Антонио Пигафетта, вел дневник во время всего путешествия.

20 ноября 1519 года они пересекли экватор, и увидели Бразилию 6 декабря. Магеллан полагал, что будет неразумно проплывать около португальской территории, поскольку он плыл под испанским флагом, и 13 декабря он бросил якорь близ сегодняшнего Рио-де-Жанейро. Их встретили индейцы гуарани, которые верили в то, что белые люди — боги и одарили их подарками. После того, как они пополнили свои запасы, они отправились на юг, достигнув Патагонии (Аргентина) в марте 1520. Сантьяго был послан, чтобы исследовать юг дальше, но был потерян в шторме.

В Августе, Магеллан решил, что время проплыть на юг, чтобы найти дорогу к востоку. В октябре они увидели пролив. Во время их плавания, капитан Сан-Антонии повернул назад в Испанию, забрав большую часть всей провизии.

В тихоокеанские просторы

К концу ноября 3 корабля вышли из залива в воды Тихого океана. Магеллан думал, что "пряные" острова были уже недалеко, но они проплыли еще 96 дней, не видев и края земли. Состояние команды на кораблях было ужасным. Они выживали за счет опилок, кожаных полосок и крыс. Наконец, в январе 1521 года, они увидели остров и остановились, чтобы отпраздновать это событие. В марте они подплыли к острову Гуам. Они продолжили свое плавание и отправились на Филиппины, прибыв туда 28 Марта.

После поддержки островным королем, Магеллан по глупости был втянут в племенную войну и погиб в бою 27 апреля 1521 года. Себастьян дель Кано взял на себя командование суднами и 115 выжившими. Из-за недостачи команды для третьего судна, корабль "Концепцион" был сожжен.

Они доплыли до Молуккских островов ("пряные" острова) в ноябре и загрузились ценными пряностями. Чтобы гарантировать прибытие в Испанию хоть одного корабля, "Тринидад" поплыл назад на восток через Тихий океан, в то время как "Виктория" продолжила свой путь на запад. "Тринидад" был схвачен португальцами, и большая часть команды была убита. "Виктории" удалось избежать нападения португальцев в водах Индийского океана, и они обошли мыс Доброй Надежды. 6 сентября 1522 года, спустя почти три года после начала исторического путешествия, "Виктория" и 18 человек команды (среди которых был и Пигафетта) прибыли в Испанию. Они были первыми , кто совершил кругосветное путешествие вокруг земного шара .


Репродукция корабля, на котором Фердинанд Магеллан возглавил первое кругосветное плавание.

Второе кругосветное путешествие

Второе кругосветное плавание было совершенно исследвателем-бывшим пиратом англичанином Фрэнсисом Дрейком (1540-1596). Увидев, что испанцы собирают новую большую империю, королева Елизавета I тайком отправила Дрейка на запад, с добавленной целью обеспокоить испанцев. 13 декабря 1577 года, Дрейк отплыл из Плимута в Англии, с 6 судами под своим командованием.

В сентябре 1578 года, 5 кораблей вернулись назад в Магелланов пролив, но Дрейк плыл дальше на своей "Золотой Лане". К июню 1579 года, он достиг берегов сегодняшней Калифорнии и продолжил плавание к северу до сегодняшней границы Канады и США. Затем, он развернулся на юго-запад и пересек Тихий океан за 2 месяца. Он проплывал через Индийский океан и вокруг мыс Доброй Надежды. Он вернулся на "Золотой Лане", загруженной золотом и пряностями, обратно в Плимут 26 Сентября 1580 года. Он стал первым капитаном , совершившим кругосветное плавание.

Капитан Кук

Еще одним известным кругосветным плаванием было плавание Джеймса Кука . Он отплыл из Англии 25 Августа 1768 года на корабле "Индивэ" с 94 человеками команды и ученых на борту. 11 апреля 1769 года они достигли острова Таити. По правительственному приказу они продвинулись южнее, прибыв в Новую Зеландию 6 Октября. К апрелю 1770 года, Кук изучил и записал заметки об Австралии. Затем, "Индева" отправился на Яву, к концу проплыв через мыс Доброй Надежды. 13 Июля 1771 года, Кук причалил в Дувр. За его историческое 3-летнее плавание он был назначен капитаном морского судна королем Джорджем III.

Первое одиночное кругосветное плавание

Джошуа Слокум . Родился в Нова Скотии в 1844 году, но стал американским гражданином и капитаном Слокумом уже в возрасте 25 лет. 24 Апреля 1895 года, 51-летний Слокум отправился в дальнее плавание из Бостона в своем 11 метровом шлюпе "Спрэй", ветхом судне для ловли устриц, которое он перестроил сам.

Слокум пересек Атлантический океан и подошел к Суэцкому каналу. В Гибралтаре, он встретился со средиземноморскими пиратами, и отправился обратно через Атлантику и прошел вниз по бразильскому побережью через ужасный Магелланов пролив. Он сталкивался со смертельными течениями, скалистыми побережьями и бурными водами неспокойного моря, когда он проплывал около Австралии, через мыс Доброй Надежды и Атлантику.

27 июня 1898 года, спустя более 3 лет и 74000км, Джошуа Слокум вошел в Ньюпорт, в Род-Айленде, как первый человек, совершивший первое одиночное кругосветное плавание . Он описывает свое выдающееся морское путешествие в своей книге «Плавание Вокруг Света».


Джошуа Слокум — первый человек, проплывший один вокруг света (1895-1898). Планируя начать свое плавание от Амазонки, Слокум отправился из Винйард Хэвен 14 ноября 1909 года, но он пропал вместе со своим короблем


Джошуа Слокум стал первым человеком, совершивший кругосветное на своем шлюпе "Спрэй"

Первый вокруг света с одной остановкой

Честь проплыть вокруг света всего лишь с одной остановкой досталась Фрэнсису Чичестеру (1902-1972). В 1966 году, 64-летний Чичестер отплыл на своем 16-метровом кече "Джипси Мот IV" из Англии. Рулевой механизм сломался на расстоянии 3,700км от Австралии. Скоро, после отплытия из Сиднея, "Джипси" перекинулся, но выровнялся сам. Около мыса Горн, Чичестер столкнулся с 15-метровыми волнами. Но он не человек, отступающий от своих планов. В 1960 году он был победителем в первом трансатлантической гонке для одного. Он совершил также и самый далекий одиночный перелет на гидросамолете (из Англии в Австралию). 28 Мая 1967 года, после 226 дней в море, его приветствовало полмиллиона человек в Плимуте, Англия.


Фрэнсис Чичестер на корабле "Джипси Мот IV" совершил первое кругосветное плавание с одной остановкой.

Вокруг света в одиночку

Сегодняшние одиночные безостановочные плавания вокруг света до сих пор захватывают воображение. Чэй Блит , по кличке "стальной человек", был одним из немногих, путешествовавших против ветра вокруг света с востока на запад на кече "Бритиш Стил" в 1971 году. Он завершил свое плавание за 302 дня. Двумя годами позже, француз Ален Кола на своем тримаране "Манурева" проплыл вокруг света через три великих мыса, что заняло у него всего 129 дней плавания.

Первой женщиной , проплывшей вокруг света, стала англичанка Лиза Клэйтон . Он отплыла на 11-метровом, обитом жестью "Спирит оф Бирмингэм" из Дартмута, Англия 17 сентября 1994 года, закончив свое суровое плавание через 285 дней.

Джонатан Сандерс 5 раз в одиночку путешествовал вокруг света. Ему также удалось совершить выдающееся безостановочное плавание вокруг света в период между Маем 1986 года и Мартом 1988, преодолев 128,000км.

Кругосветное плавание стало страстью, как это произошло с гонкой Уитбред. Потом, француз Филипп Жанто предложил идею кругосветной гонки без остановки.

Состязания

В 1982 году, британская компания предложила соревнование BOC — вокруг света в одиночку. Сейчас оно переименовалось в AroundAlone , главная цель которого, как она гласит: «Один человек, Одна лодка, Вокруг света». Это самая длинная дистанция в индивидуальном спорте. Трудный путь, расстояние которого 43,000км состоит в основном из далеких океанов. Финиш находится буквально за краем мира. (Следующая гонка состоится 26 Сентября).

А еще есть The Race — безостановочная гонка вокруг света без правил и без границ, которая начинается от Гиблартарского пролива в полуночный бой часов 31 декабря 2000 года. Без правил означает только то, что единственное ограничение — это воображение и технологии.

В 120 году н.э. египетский математик Птолемей (Клавдий Птолемеус) изобрел несколько планов, посредством которых, участки на неровных поверхностях Земли могут быть отображены на плоских поверхностях.

Его география появилась в Европе в 1406 году, и с изобретением печатной машины в 1450 году, его планы были опубликованы и повсеместно приняты.

Корабельная компания Кунард Лакония предложила первый кругосветный круиз на Лаконии в 1922 году.

Черный Генри.

Имя, не известное практически никому. Энрике де Малака был рабом и переводчиком Фердинанда Магеллана.

Сам Магеллан свое кругосветное путешествие так и не завершил. В 1521 году он был убит на Филиппинах, когда находился всего лишь на полпути к цели.

Магеллан впервые посетил Восточную Азию в 1511 году, приплыв туда из Португалии через Индийский океан. Там-то он и нашел Черного Генри. Магеллан купил его в Малайзии на рынке рабов, а потом забрал с собой в Лиссабон, вернувшись обратно тем же самым путем.

Во всех последующих путешествиях Генри неизменно сопровождал своего хозяина - включая попытку кругосветного плавания, в которое Магеллан отправился в 1519 году. На этот раз каравеллы шли в противоположную сторону - через Атлантический и Тихий океаны, - так что, когда экспедиция достигла Восточной Азии в 1521 году, Генри стал первым в истории человеком, полностью обогнувшим земной шар.

Никто не знает, откуда Черный Генри родом, - вероятно, его захватили и продали в рабство еще ребенком пираты с Суматры, - но когда он прибыл на Филиппины, то с удивлением обнаружил, что местные жители говорят на его родном языке.

После гибели командира экспедиция продолжила путь, с успехом завершив кругосветный поход под командованием заместителя Магеллана - Хуана Себастьяна Элькано, баска по происхождению.

Правда, Черного Генри на корабле уже не было. Элькано отказался выполнить обещание своего патрона, изложенное в его последней воле, - освободить Генри из рабства, - так что Генри решил бежать, и больше его никто никогда не видел.

Таким образом, Хуан Себастьян Элькано стал первым в истории человеком, обогнувшим земной шар за одно плавание.

Он вернулся в Севилью в сентябре 1522-го. Четырьмя годами ранее в море отправилось пять каравелл, но добраться до дома смогла лишь одна «Виктория». Судно ломилось от специй, однако из 264 человек, первоначально ушедших в кругосветное путешествие с Фердинандом Магелланом, в живых осталось лишь восемнадцать: цинга, недоедание и стычки с туземцами расправились с остальными.

Испанский король пожаловал Элькано герб с изображением земного шара и девизом: «Ты первый проплыл вокруг меня».

В наше время Черный Генри считается национальным героем у нескольких юго-восточных народов.

: достичь Азии, следуя на запад. Колонизация Америки еще не успела принести существенных прибылей в отличие от колоний португальцев в Индии, и испанцам хотелось самим плавать к Островам Пряностей и получать выгоду. К тому времени стало ясно, что Америка - это не Азия , но предполагалось, что Азия лежит сравнительно недалеко от Нового Света . В 1513 году Васко Нуньес де Бальбоа , пройдя Панамский перешеек , увидел Тихий океан , названный им Южным морем. С тех пор пролив в новое море искало несколько экспедиций. Примерно в те годы португальские капитаны Жуан Лишбоа и Иштебан Фроиш дошли примерно до 35°ю.ш. и открыли устье реки Ла-Платы. Они не могли его серьёзно исследовать и приняли огромный затопленный эстуарий Ла-Платы за пролив .

Магеллан, судя по всему, имел подробные сведения о поисках португальцами пролива и, в частности, о Ла-Плате, которую он считал проливом в Южное море. Эта уверенность сыграла важную роль в планировании им экспедиции, однако он был готов к поискам других путей в Индию, если этот окажется ложным .

Ещё в Португалии важную роль в подготовке экспедиции играл компаньон Магеллана астроном Руй Фалеру. Он создал способ исчисления долготы и произвел вычисления, из которых следовало, что Молуккских островов легче достичь, отправляясь на запад, и что эти острова лежат в полушарии, «принадлежащем» Испании по Тордесильясскому договору . Все его расчёты, как и способ исчисления долготы, впоследствии оказались неверными. Какое-то время Фалеру числился в документах по организации плавания перед Магелланом, но в дальнейшем он всё больше оттесняется на второй план, и командующим экспедиции назначается Магеллан. Фалеру составил гороскоп , из которого следовало, что ему нельзя отправляться в экспедицию, и остался на берегу .

Подготовка

В снаряжении экспедиции большую роль сыграли европейские купцы, не имевшие возможности поучаствовать в прибыльной торговле с Ост-Индией из-за монополии португальцев. Хуана де Аранду, которому по договору с Магелланом полагалась восьмая часть прибыли, оттесняют от кормушки, объявив, что это соглашение «не соответствует интересам нации» .

По договору с королем от 22 марта 1518 года Магеллан и Фалеру получали одну пятую часть чистых доходов от плавания, права наместничества на открытых землях, двадцатую часть прибыли, получаемой от новых земель, и право на два острова, если будет открыто более шести островов .

Португальцы пытались противодействовать организации экспедиции, но на прямое убийство не решились. Они старались очернить Магеллана в глазах испанцев и заставить их отказаться от плавания. В то же время факт, что экспедицией будет командовать португалец, вызывал недовольство многих испанцев. В октябре 1518 года произошло столкновение между участниками экспедиции и толпой севильцев. Когда Магеллан поднял на кораблях свой штандарт , испанцы приняли его за португальский и потребовали снять. К счастью для Магеллана конфликт удалось погасить без особых жертв . Чтобы приглушить противоречия, Магеллану было предписано ограничить число португальцев в экспедиции пятью участниками, однако из за недостатка моряков в ней оказалось около 40 португальцев .

Состав и снаряжение экспедиции

В экспедицию готовилось пять кораблей с запасом продовольствия на два года. Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения. В качестве провизии были взяты на борт сухари, вино, оливковое масло, уксус , солёная рыба, вяленая свинина, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль , анчоусы , изюм, чернослив , сахар, айвовое варенье, каперсы , горчица, говядина и рис. На случай столкновений имелось около 70 пушек, 50 аркебуз , 60 арбалетов , 100 комплектов лат и другое вооружение. Для торговли взяли материю, металлические изделия, женские украшения, зеркала, колокольчики и (ее использовали в качестве лекарства). Экспедиция обошлась более чем в 8 миллионов мараведи .

Экспедиция Магеллана
Корабль Тоннаж Капитан
Тринидад 110 (266) Фернан де Магеллан
Сан-Антонио 120 (290) Хуан де Картахена
Консепсьон 90 (218) Гаспар де Кассада
Виктория 85 (206) Луис де Мендоса
Сантьяго 75 (182) Жуан Серран

По штатному расписанию на судах полагалось находиться более, чем 230 морякам, но кроме них в экспедиции было немало сверхштатных участников, среди которых был родосский рыцарь Антонио Пигафетта , составивший подробное описание путешествия. А также прислуга и рабы вплоть до негров и азиатов, среди которых стоит упомянуть раба Магеллана Энрике, родившегося на Суматре и взятого Магелланом в качестве переводчика. Именно он станет человеком, первым вернувшимся на родину, обогнув земной шар. Несмотря на запрет в экспедиции нелегально оказалось несколько женщин-рабынь (вероятно индианок). Вербовка моряков продолжалась и на Канарских островах . Всё это затрудняет подсчёт точного количества участников. Разные авторы исчисляют количество участников от 265 до не менее чем 280 .

Магеллан лично командовал Тринидадом. Сантьяго командовал Жуан Серран - брат Франсишка Серрана, спасенного Магелланом в Малакке. Тремя другими кораблями командовали представители испанской знати, с которыми у Магеллана сразу начались конфликты. Испанцам не нравилось, что экспедицией командует португалец. Кроме того, Магеллан скрывал предполагаемый маршрут плавания, и это вызывало недовольство капитанов. Противостояние было довольно серьёзным. Капитану Мендосе даже было передано специальное требование короля прекратить препирательства и подчиниться Магеллану. Но уже на Канарских островах Магеллан получил сведения что испанские капитаны договорились между собой убрать его с поста, если посчитают, что он им мешает .

Атлантический океан

Капитан Сан-Антонио Картахена, являвшийся представителем короны в плавании, во время одного из рапортов демонстративно нарушил субординацию и стал называть Магеллана не «капитан-генерал» (адмирал), а просто «капитан». Картахена был вторым лицом в экспедиции, по статусу почти равным командиру. В течение нескольких дней он продолжал это делать несмотря на замечания Магеллана. Тому пришлось терпеть это, пока капитаны всех кораблей не были созваны на Тринидад для решения вопроса о судьбе матроса-преступника. Забывшись, Картахена снова нарушил дисциплину, но на этот раз он был не на своем судне. Магеллан лично схватил его за шиворот и объявил арестованным. Картахене разрешили находится не на флагманском корабле, а на кораблях сочувствующих ему капитанов. Командиром Сан-Антонио стал родственник Магеллана Алвару Мишкита .

29 ноября флотилия достигла побережья Бразилии , а 26 декабря 1519 года - Ла-Платы , где проводились поиски предполагаемого пролива. Сантьяго был послан на запад, но вскоре вернулся с сообщением, что это не пролив, а устье гигантской реки. Эскадра начала медленно продвигаться на юг, исследуя берег. На этом пути европейцы впервые увидели пингвинов .

Продвижение на юг шло медленно, кораблям мешали штормы, близилась зима, а пролива все не было. 31 марта 1520 года , дойдя до 49°ю.ш. флотилия встает на зимовку в бухте, названной Сан-Хулиан .

Мятеж

Семья Магеллановых пингвинов в Патагонии

Встав на зимовку, капитан распорядился урезать нормы выдачи продовольствия, что вызвало ропот среди моряков, уже измотанных длительным сложным плаванием. Этим попыталась воспользоваться группа офицеров недовольных Магелланом.

Магеллан узнает про мятеж только утром. В его распоряжении остается два корабля Тринидад и Сантьяго, почти не имевший боевой ценности. В руках же заговорщиков три крупных корабля Сан-Антонио, Консепсьон и Виктория . Но мятежники не желали дальнейшего кровопролития, опасаясь, что им за это придется отвечать по прибытии в Испанию . К Магеллану была послана шлюпка с письмом в котором говорилось, что их цель всего лишь заставить Магеллана правильно выполнить приказы короля. Они согласны считать Магеллана капитаном, но он должен советоваться с ними по всем своим решениям и не действовать без их согласия. Для дальнейших переговоров они приглашают Магеллана прибыть к ним для переговоров. Магеллан в ответ приглашает их на свой корабль. Те отказываются .

Усыпив бдительность противника, Магеллан захватывает шлюпку перевозившую письма и сажает гребцов в трюм. Мятежники больше всего опасались удара по Сан-Антонио, но Магеллан решил напасть на Викторию, где находилось много португальцев. Шлюпка, в которой находится альгвасил Гонсало Гомес де Эспиноза и пять надежных людей, отправляется к Виктории. Поднявшись на корабль, Эспиноза вручает капитану Мендосе новое приглашение от Магеллана прибыть на переговоры. Капитан начинает читать его с ухмылкой, но дочитать не успевает. Эспиноза наносит ему удар ножом в шею, один из прибывших матросов добивает мятежника. Пока команда Виктории пребывала в полной растерянности на борт вскакивает еще одна, на этот раз хорошо вооруженная, группа сторонников Магеллана во главе с Дуэрте Барбозой , незаметно подошедшая на другой шлюпке. Экипаж Виктории сдается без сопротивления. Три корабля Магеллана: Тринидад, Виктория и Сантьяго - встают у выхода из бухты, перекрывая мятежникам путь к бегству .

После того, как у них отняли корабль, мятежники не решились вступить в открытое столкновение и, дождавшись ночи, попытались проскользнуть мимо кораблей Магеллана в открытый океан. Это не удалось. Сан-Антонио был обстрелян и взят на абордаж . Сопротивления не было, жертв тоже. Вслед за ним сдался и Консепсьон .

Для суда над мятежниками был создан трибунал . 40 участников мятежа были приговорены к смерти, но тут же помилованы, поскольку экспедиция не могла терять такое количество матросов. Был казнён только совершивший убийство Кесадо. Представителя короля Картахену и одного из священников, активно участвовавшего в мятеже, Магеллан казнить не решился, и они были оставлены на берегу после ухода флотилии. Больше про них ничего не известно .

Через несколько десятилетий, в эту же бухту зайдет Френсис Дрейк , которому также придется совершить кругосветное плавание. На его флотилии будет раскрыт заговор и в бухте состоится суд. Он предложит мятежнику выбор: казнь, или его оставят на берегу, как Магеллан Картахену. Подсудимый выберет казнь .

Пролив

В мае Магеллан послал Сантьяго во главе с Жуаном Серраном на юг для разведки местности. В 60 милях к югу была найдена бухта Санта-Крус . Ещё через несколько дней в бурю корабль потерял управление и разбился. Моряки, кроме одного человека, спаслись и оказались на берегу без пищи и припасов. Они пытались вернуться к месту зимовки, но из-за усталости и истощения соединились с основным отрядом только через несколько недель. Потеря судна, специально предназначенного для разведки, а также припасов, находящихся на нём, нанесла большой ущерб экспедиции.

Магеллан сделал Жуана Серрана капитаном Консепсьона. В результате все четыре корабля оказались в руках сторонников Магеллана. Сан-Антонио командовал Мишкита, Викторией Барбоза .

Пролив Магеллана

Во время зимовки моряки вступили в контакт с местными жителями. Они были высокого роста. Для защиты от холода они обматывали ноги большим количеством сена, поэтому были названы патагонцами (большеногими, рождёнными с лапами) . Сама страна по их имени была названа Патагония . По приказу короля было необходимо привезти в Испанию представителей встретившихся экспедиции народов. Поскольку матросы опасались схватки с высокими и сильными индейцами, они пошли на хитрость: давали им в руки множество подарков, а когда те уже не могли больше ничего удержать в руках, предлагали им в подарок ножные кандалы, назначение которых индейцы не понимали. Так как руки были заняты, патагонцы соглашались чтобы кандалы цепляли к их ногам, пользуясь этим матросы их сковывали. Так удалось захватить двух индейцев, но это привело к столкновению с местными жителями с жертвами с обеих сторон. Ни один из пленников не дожил до возвращения в Европу .

24 августа 1520 года флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан. За время зимовки она лишилась 30 человек. Уже через два дня экспедиция вынуждена была остановиться в бухте Санта-Крус из-за непогоды и повреждений. В путь флотилия вышла только 18 октября. Перед выходом Магеллан объявил, что будет искать пролив вплоть до 75°ю.ш., если же пролив не обнаружится, то флотилия пойдет к Молуккским островам вокруг мыса Доброй Надежды .

21 октября под 52°ю.ш. корабли оказались у узкого пролива ведущего в глубь материка. Сан-Антонио и Консепсьон посылаются на разведку. Вскоре налетает буря длившаяся два дня. Моряки опасались, что посланные на разведку корабли погибли. И они действительно чуть не погибли, но когда их понесло к берегу, перед ними открылся узкий проход, в который они вошли. Они оказались в широкой бухте, за которой последовали еще проливы и бухты. Вода все время оставалась соленой, а лот очень часто не доставал дна. Оба судна вернулись с радостной вестью о возможном проливе .

Флотилия вошла в пролив и много дней шла по настоящему лабиринту скал и узких проходов. Пролив впоследствии был назван Магеллановым . Южную землю, на которой ночами часто виделись огни, назвали Огненной Землей . У «реки Сардин» был созван совет. Кормчий Сан-Антонио Эстебан Гомиш высказался за возвращение домой из-за малого количества провианта и полной неизвестности впереди. Другие офицеры не поддержали его. Магеллан хорошо помнил судьбу Бартоломео Диаша , открывшего мыс Доброй Надежды, но уступившего команде и вернувшегося домой. Диаш был отстранён от руководства будущими экспедициями и так никогда и не попал в Индию. Магеллан объявил, что корабли пойдут вперёд .

У острова Доусон пролив делится на два канала, и Магеллан снова разделяет флотилию. Сан-Антонио и Консепсьон идут на юго-восток, два других корабля остаются для отдыха, а на юго-запад отправляется лодка. Через три дня лодка возвращается и моряки сообщают, что видели открытое море. Вскоре возвращается Конспесьон, но от Сан-Антонио нет известий. Пропавший корабль ищут несколько дней, но всё бесполезно. Позже выяснилось, что кормчий Сан-Антонио Эстебан Гомеш поднял мятеж, заковал в цепи капитана Мишкиту и ушёл домой в Испанию. В марте он вернулся в Севилью, где обвинил Магеллана в измене. Началось следствие, всю команду посадили в тюрьму. Над женой Магеллана установили надзор. Впоследствии бунтовщиков выпустили, а Мишкита оставался в тюрьме вплоть до возвращения экспедиции .

28 ноября 1520 года корабли Магеллана выходят в океан. Путь по проливу занял 38 дней. На долгие годы Магеллан останется единственным капитаном, прошедшим пролив и не потерявшим ни одного корабля.

Тихий океан

Выйдя из пролива, Магеллан 15 дней шел на север, дойдя до 38°ю.ш., где повернул на северо-запад , а 21 декабря 1520 года, дойдя до 30°ю.ш., повернул на северо-запад .

Магелланов пролив. Эскиз карты Пигафетты. Север внизу.

Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тыс. км. Такие огромные размеры нового океана оказались неожиданными для моряков. При планировании экспедиции исходили из предположения, что Азия находится сравнительно близко от Америки. Кроме того, в то время считалось, что основную часть Земли занимает суша, и только сравнительно небольшую - море. Во время пересечения Тихого океана стало ясно, что это не так. Океан казался бескрайним. В южной части Тихого океана находится множество обитаемых островов, на которых можно было бы получить свежие припасы, но маршрут флотилии прошел в стороне от них. Не готовая к такому переходу, экспедиция испытывала огромные лишения .

«В продолжение трёх месяцев и двадцати дней , - отмечал в своих дорожных заметках летописец экспедиции Антонио Пигафетта, - мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы питались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями, которые сожрали самые лучшие сухари. Она сильно воняла крысиной мочой. Мы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловью кожу, покрывающую грот-грей, чтобы ванты не перетирались; от действия солнца, дождей и ветра она сделалась неимоверно твёрдой. Мы замачивали её в морской воде в продолжение четырёх-пяти дней, после чего клали на несколько минут на горячие угли и съедали её. Мы часто питались древесными опилками. Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать» .

Кроме того, на кораблях свирепствовала цинга. Погибло, по разным источникам, от одиннадцати до двадцати девяти человек . К счастью для моряков, за все время плавания не было ни одной бури и они назвали новый океан Тихим.

Во время плавания экспедиция дошла до 10 °C.ш. и оказалась заметно севернее Молуккских островов, к которым стремилась. Возможно, Магеллан хотел убедиться, что открытое Бальбоа Южное море является частью этого океана, а, возможно, он опасался встречи с португальцами, которая для его потрепанной экспедиции закончилась бы плачевно. 24 января 1521 года моряки увидели необитаемый остров (из архипелага Туамоту). Высадиться на него не представлялось возможности. Через 10 дней был обнаружен еще один остров (в архипелаге Лайн). Высадиться тоже не удалось, но экспедиция наловила акул для пропитания .

6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам из группы Марианских островов . Он был населен. Лодки окружили флотилию, началась торговля. Вскоре выяснилось, что местные жители воруют с кораблей все, что попадется под руку. Когда они украли шлюпку, европейцы не выдержали. Они высадились на остров и сожгли селение островитян, убив при этом 7 человек. После этого они забрали лодку и захватили свежие продукты. Острова были названы Воровскими (Ландронес). При уходе флотилии местные жители преследовали корабли на лодках, забрасывая их камнями, но без особого успеха .

Через несколько дней испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов , которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Опасаясь новых столкновений, он ищет необитаемый остров. 17 марта испанцы высадились на острове Хомонхом. Переход через Тихий океан закончился .

Смерть Магеллана

На острове Хомонхом был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке. Круг замкнулся. Впервые человек обошёл землю .

Началась оживлённая торговля. За железные изделия островитяне легко отдавали золото и продукты. Впечатлённый силой испанцев и их оружием, властитель острова раджа Хумабон соглашается отдаться под покровительство испанского короля и вскоре крестится под именем Карлос. Вслед за ним крестится его семья, множество представителей знати и простых островитян. Покровительствуя новому Карлосу-Хумабону, Магеллан пытался привести под его власть как можно больше местных правителей .

Смерть Магеллана

Памятник Лапу-Лапу на острове Себу

Вот что написал о смерти адмирала историограф экспедиции, Антонио Пигафетта :

…Островитяне по пятам преследовали нас, выуживая из воды уже однажды использованные копья, и таким образом метали одно и то же копье пять-шесть раз. Узнав нашего адмирала, они стали целиться преимущественно в него; дважды им уже удалось сбить шлем с его головы; он оставался с горстью людей на своем посту, как подобает храброму рыцарю, не пытаясь продолжать отступление, и так сражались мы более часу, пока одному из туземцев не удалось тростниковым копьём ранить адмирала в лицо. Разъярённый, он тотчас же пронзил грудь нападавшего своим копьём, но оно застряло в теле убитого; тогда адмирал попытался выхватить меч, но уже не смог этого сделать, так как враги дротиком сильно ранили его в правую руку, и она перестала действовать. Заметив это, туземцы толпой ринулись на него, и один из них саблей ранил его в левую ногу, так что он упал навзничь. В тот же миг все островитяне набросились на него и стали колоть копьями и прочим оружием, у них имевшимся. Так умертвили они наше зерцало, свет наш, утешение наше и верного нашего предводителя.

Завершение экспедиции

В результате поражения погибло девять европейцев, но ущерб репутации был огромен. Кроме того сразу же дала себя знать потеря опытного руководителя. Вставшие во главе экспедиции Жуан Серран и Дуарте Барбоза вступили в переговоры с Лапу-Лапу предлагая ему выкуп за тело Магеллана, но тот ответил, что тело не будет выдано ни при каких условиях. Неудача переговоров окончательно подорвала престиж испанцев, и вскоре их союзник Хумабон заманил их на обед и устроил резню, убив несколько десятков человек, в том числе почти весть командный состав . Кораблям пришлось срочно отплыть. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов .

Там были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный маршрут. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только два корабля. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме , а «Виктория » - на запад в обход Африки . «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии . «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила маршрут. Экипаж был пополнен некоторым числом островитян-малайцев (почти все из них погибли в дороге). На корабле вскоре стало не хватать провизии (Пигафетта отмечал в своих записях: «Кроме риса и воды, у нас не осталось съестного; из-за недостатка соли все мясные продукты попортились» ), и часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

9 июля 1522 года изношенный корабль с измождённым экипажем подошёл к островам Зелёного мыса, португальскому владению. Не сделать здесь остановки было невозможно по причине крайнего недостатка питьевой воды и провизии. Здесь Пигафетта пишет:

«В среду, 9 июля, мы добрались до островов Святого Иакова и тут же отправили лодку к берегу за провизией, придумав для португальцев историю, будто мы потеряли нашу фок-мачту под экватором (на самом же деле мы потеряли её у мыса Доброй Надежды), и за это время, что мы её восстанавливали, наш капитан-генерал уехал с двумя другими кораблями в Испанию. Расположив их таким образом к себе, а также отдав им нашего товару, нам удалось получить от них две груженные рисом лодки… Когда наша лодка снова подошла к берегу за рисом, были задержаны тринадцать человек экипажа вместе с лодкой. Опасаясь того, чтобы некоторые каравеллы не задержали также и нас, мы в спешном порядке направились дальше»

Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию - он лишь хотел найти западный маршрут к Молуккам и возвратиться назад, вообще для любого коммерческого рейса (а рейс Магеллана был таким) кругосветное путешествие бессмысленно. И только угроза нападения португальцев заставила один из кораблей продолжать следовать на запад, причём если бы «Тринидад» проделал свой маршрут благополучно, а «Виктория» была бы пленена, никакого кругосветного путешествия не было бы.

Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей . Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

Потерянный день

Кроме того, как обнаружилось, участники экспедиции «потеряли день » . В те времена ещё не было понятия о разнице между местным и Всемирным временем, так как самые далёкие торговые экспедиции проходили в обоих направлениях практически по одному и тому же маршруту, пересекая меридианы сначала в одном направлении, потом в обратном. В этом же случае, впервые зафиксированном в истории, экспедиция вернулась в начальный пункт, так сказать, «не возвращаясь», но двигаясь только вперёд, на запад.

На кораблях с христианским экипажем, как полагается, для поддержания порядка вахт , счисления движения, ведения записей, но, в первую очередь, для соблюдения церковных католических праздников , велось счисление времени . Хронометров в те времена не было, моряки пользовались песочными часами (от этого на флоте и был счет времени по склянкам). Начало счёта суточного времени было в полдень . Естественно, каждый ясный день моряки определяли момент полудня, когда Солнце было в самой верхней точке , то есть пересекало местный меридиан (с помощью компаса или по длине тени). От этого вёлся и счет дней календаря , в том числе воскресных дней, пасхалий и всех прочих церковных праздников . Но ведь каждый раз моряки определяли время местного полудня, соответствующего меридиану, на котором в этот момент находилось судно. Корабли плыли на запад, вслед за движением Солнца по небосводу, догоняя его. Поэтому, будь у них современный хронометр или простые часы , настроенные на местный полдень порта Санлукар-де-Баррамеда , моряки бы заметили, что их день чуть длиннее обычных 24 часов и их местный полдень всё больше и больше отстаёт от родного испанского, переходя постепенно на испанский вечер, ночь, утро и снова день. Но, поскольку хронометра у них не было, плавание их было чрезвычайно неспешным и с ними случались более важные и страшные происшествия, то об этой «мелочи» со временем никто просто не думал. Церковные праздники эти отважные испанские моряки отмечали со всей тщательностью, как ревностные католики , но, как оказалось, по своему собственному календарю . В итоге, когда моряки вернулись в родную Европу, оказалось, что их корабельный календарь отстал от календаря родины и Церкви на целые сутки. Это произошло на островах ЗелёногоМыса. Вот как описал это Антонио Пигафетта:

… мы подошли наконец к островам Зеленого Мыса. В среду, 9 июля, мы добрались до островов Святого Иакова [Сантьяго] и тут же отправили лодку к берегу за провизией […] Мы поручили нашим людям, отправившимся на лодке к берегу, расспросить, какой это был день, и они узнали, что у португальцев был четверг, что нас весьма удивило, так как у нас была среда, и мы никак не могли понять, отчего могла произойти такая ошибка. Я чувствовал себя хорошо все время и делал отметки каждый день без перерывов. Как выяснилось впоследствии, тут не было никакой ошибки, ибо мы шли все время по направлению к западу и вернулись к тому же пункту, куда двигалось и солнце, и таким образом выиграли двадцать четыре часа, в чем никаких сомнений быть не может.

Оригинальный текст (итал.)

Al fine, costretti dalla grande necessità, andassemo a le isole de Capo Verde.

Mercore, a nove de iulio, aggiungessemo a una de queste, detta Santo Iacopo e subito mandassemo lo battello in terra per vittuaglia […]

Commettessimo a li nostri del battello, quando andarono in terra, domandassero che giorno era: me dissero come era a li Portoghesi giove. Se meravigliassemo molto perchè era mercore a noi; e non sapevamo come avessimo errato: per ogni giorno, io, per essere stato sempre sano, aveva scritto senza nissuna intermissione. Ma, come dappoi ne fu detto, non era errore; ma il viaggio fatto sempre per occidente e ritornato a lo stesso luogo, come fa il sole, aveva portato quel vantaggio de ore ventiquattro, come chiaro se vede.

То есть они неправильно праздновали воскресенья , святую Пасху и прочие праздники .

Таким образом было открыто, что при путешествиях вдоль параллелей , то есть в плоскости суточного вращения Земли вокруг своей оси, время как бы меняет свою длительность. Если двигаться на запад , за Солнцем , догоняя его, день (сутки) как бы удлиняется. Если же двигаться на восток , навстречу Солнцу, отставая от него, сутки, наоборот, укорачиваются. Для преодоления этого парадокса позже была разработана система часовых поясов и понятие линии перемены дат . Эффект смены часовых поясов теперь испытывает каждый, кто предпринимает дальние, но быстрые, путешествия в широтном направлении на самолётах или скоростных поездах.

Примечания

  1. , с. 125
  2. , с. 125-126
  3. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  4. , с. 186
  5. КАПИТУЛЯЦИЯ
  6. , с. 188
  7. , с. 192
  8. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  9. , с. 126-127
  10. , с. 190
  11. , с. 192-193
  12. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  13. , с. 196-197
  14. , с. 199-200
  15. , с. 128
  16. , с. 201-202

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав