24.10.2023

Брам стенга. Парусный моделизм Рангоут и такелаж грузовых судов


БРАМ-СТЕНЬГА

брам-ст`еньга, -и

Орфографический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БРАМ-СТЕНЬГА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БРАМ-СТЕНЬГА
    брам-стеньги, ж. третье снизу колено составной мачты парусного судна. Сравни: стеньга, топ …
  • БРАМ-СТЕНЬГА в Энциклопедическом словарике:
    брам-стеньги, ж. Третье снизу колено составной мачты парусного судна.||Ср. СТЕНЬГА, ТОП …
  • БРАМ-СТЕНЬГА
    бра`м-сте"ньга, бра`м-сте"ньги, бра`м-сте"ньги, бра`м-сте"ньг, бра`м-сте"ньге, бра`м-сте"ньгам, бра`м-сте"ньгу, бра`м-сте"ньги, бра`м-сте"ньгой, бра`м-сте"ньгою, бра`м-сте"ньгами, бра`м-сте"ньге, …
  • БРАМ-СТЕНЬГА
    (гол. bramsteng) мор. третье снизу колено составной мачты парусного судна, считая стеньгу вторым, а мачту (первое снизу колено) - …
  • БРАМ-СТЕНЬГА
    [гол. bramsteng] мор. третье снизу колено составной мачты парусного судна, считая стеньгу вторым, а мачту (первое снизу колено) - …
  • БРАМ-СТЕНЬГА
  • БРАМ-СТЕНЬГА в Словаре русского языка Лопатина:
    брам-ст`еньга, …
  • БРАМ-СТЕНЬГА
    брам-стеньга, …
  • БРАМ в Словаре Даля:
    мор. частица, придаваемая к названиям предметов третьего порядка или яруса корабельного вооружения, как стень или марса к вооружению второго, а …
  • БРАМ в Литературной энциклопедии:
    Отто — немецкий историк литературы и режиссер. Основные труды по истории немецкой лит-ры: «Das deutsche Ritterdrama des 18 …
  • СТЕНЬГА
    (от нидерл. steng) продолжение верхнего конца судовой мачты, служащее для крепления радиоантенн, сигнальных реев, судовых огней, гафелей, парусов. Продолжение стеньги …
  • БРАМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Brahm) Отто (1856-1912) немецкий режиссер. Основоположник немецкого сценического натурализма; с 1889 возглавлял литературно-театральное общество "Свободная сцена", в 1894-1904 - Немецкий …
  • СТЕНЬГА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от голл. steng), часть судового рангоута, служащая продолжением верхнего конца мачты. На С. закрепляют радиоантенны, сигнальные реи, гафели, …
  • БРАМ
    слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям и такелажу, принадлежащим брам-стеньге. Брам-бакштаги, Б.-брасы, Б.-булиня, Б.-ванты, Б.-штовы, Б.-гордени, Б.-лисели, Б.-стаксели, Б.-стеньги, Б.-такелаж, …
  • БРАМ- в Энциклопедическом словарике:
    первая составная часть сложных слов, обозначающих названия предметов и приспособлений, отно-сящихся к третьему снизу колену мачты парусного судна, напр. брам-рей. …
  • СТЕНЬГА в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. мор. Второе снизу колено составной мачты парусного судна.||Ср. БРАМ-СТЕНЬГА, ТОП …
  • БРАМ-... в Энциклопедическом словарике:
    Первая составная часть сложных слов, обозначающих названия предметов и приспособлений, отно-сящихся к третьему снизу колену мачты парусного судна, напр. брам-рей.||Ср. …
  • СТЕНЬГА
    СТ́ЕНЬГА (от голл. steng), продолжение верх. конца судовой мачты, служащее для крепления радиоантенн, сигнальных реев, судовых огней, гафелей, парусов. Продолжение …
  • БРАМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Brahm) Отто (1856-1912), режиссёр, основоположник нем. сценич. натурализма. С 1889 возглавлял лит.-театр. об-во "Свободная сцена", в 1894-1904 - Нем. …
  • БРАМ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям и такелажу, принадлежащим брам-стеньге. Брам-бакштаги, Б.-брасы, Б.-булиня, Б.-ванты, Б.-штовы, Б.-гордени, Б.-лисели, Б.-стаксели, Б.-стеньги, …
  • СТЕНЬГА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сте"ньга, сте"ньги, сте"ньги, сте"ньг, сте"ньге, сте"ньгам, сте"ньгу, сте"ньги, сте"ньгой, сте"ньгою, сте"ньгами, сте"ньге, …
  • СТЕНЬГА в Новом словаре иностранных слов:
    (гол. steng букв. шест) мор. второе снизу колено составной мачты …
  • БРАМ в Новом словаре иностранных слов:
    (гол. bram-) мор. первая составная часть сложных слов, обозначающих названия предметов и приспособлений, относящихся к третьему снизу колену мачты …
  • СТЕНЬГА в Словаре иностранных выражений:
    [гол. steng букв. шест] мор. второе снизу колено составной мачты …
  • БРАМ в Словаре иностранных выражений:
    [гол. bram-] мор. первая составная часть сложных слов, обозначающих названия предметов и приспособлений, относящихся к третьему снизу колену мачты парусного …
  • СТЕНЬГА в словаре Синонимов русского языка.
  • СТЕНЬГА
  • БРАМ- в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • СТЕНЬГА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    стеньга, …
  • СТЕНЬГА в Орфографическом словаре:
    ст`еньга, …
  • СТЕНЬГА
    (от нидерл. steng), продолжение верхнего конца судовой мачты, служащее для крепления радиоантенн, сигнальных реев, судовых огней, гафелей, парусов. Продолжение стеньги …
  • БРАМ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Brahm) Отто (1856-1912) , немецкий режиссер. Основоположник немецкого сценического натурализма; с 1889 возглавлял литературно-театральное общество «Свободная сцена», в 1894-1904 - …
  • БРАМ
    (гол. bram) (мор.). Первая часть составных названий предметов и приспособлений, относящихся к третьему ярусу парусного вооружения судна, напр. брам-стеньга, …
  • СТЕНЬГА
    стеньга ж. Верхняя часть мачты, являющаяся ее продолжением выше …
  • БРАМ- в Толковом словаре Ефремовой:
    Первая часть сложных слов, вносящая значение: относящийся к третьему снизу колену мачты парусного судна (брам-рей, брам-стеньга, брам-штанга и …
  • СТЕНЬГА
    ж. Верхняя часть мачты, являющаяся ее продолжением выше …
  • БРАМ- в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    Первая часть сложных слов, вносящая значение: относящийся к третьему снизу колену мачты парусного судна (брам-рей, брам-стеньга, брам-штанга и …
  • СТЕНЬГА
    ж. Верхняя часть мачты, являющаяся ее продолжением выше …
  • БРАМ- в Большом современном толковом словаре русского языка:
    Первая часть сложных слов, вносящая значение: имеющий отношение к третьему снизу колену мачты парусного судна, связанный с ним (брам-р"ей, …
  • ПАРУСНЫЕ СУДА
  • ПАРУСА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ПАРУСНЫЕ СУДА*
  • ПАРУСА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ФОР-СТЕНЬГА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Стеньга …
  • БОМ-БРАМ-СТЕНЬГА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    бом-брам-стеньги, ж. (мор.). Третья стеньга снизу, продолжение брам-стеньги. См. (бом) и …
  • ФОР-СТЕНЬГА в Толковом словаре Ефремовой:
    фор-стеньга ж. Стеньга …
  • ФОР-СТЕНЬГА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Стеньга …
  • ФОР-СТЕНЬГА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Стеньга …
  • ШТАГОВЫЙ ОГОНЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    фонарь (белый огонь), поднимаемый на стоянке на фок-штаге или …
  • ФАРДУНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    снасти стояч. такелажа, поддерживающие стеньги сзади; от топа последних протягиваются под некоторым уклоном до палубы, где и крепятся втугую. Смотря …


Источник: Центральный морской клуб ДОСААФ РСФСР. Издательство ДОСААФ. Москва, 1987

§1. Рангоут.

Рангоутом называется все деревянные, а на современных судах и металлические детали, служащие для несения парусов, флагов, подъема сигналов и т.п. К рангоуту на парусном корабле относятся: мачты, стеньги, реи, гафеля, гики, бушприты, утлегари, лисель-спирты и выстрела.

Мачты.

Салинги и эзельгофты, в зависимости от их места, принадлежности к той или иной мачте также носят свои названия: фор-салинг, фор-брам-салинг, эзельгофт мачтовый. фор-стень-эзельгофт, крюйс-стень-эзельгофт, бушпритный эзельгофт (соединяющий бушприт с утлегарем) и т.д.

Бушприт.

Бушприт - это горизонтальный или несколько наклонный брус (наклонная мачта), выступающий с носа парусного судна, и служащий для вынесения прямых парусов - блинда и бом-блинда. До конца XVIII века бушприт состоял только из одного дерева с блинд-стеньгой (), на которых на блинда-рее и бом-блинда-рее ставились прямые паруса блинд и бом-блинд.
С конца XVIII века бушприт удлиняется с помощью утлегаря, а затем и бом-утлегаря (), а паруса блинд и бом-блинд на нем уже не ставятся. Здесь он служит уже для выноса штагов фок- мачты и её стеньг и для крепления носовых треугольных парусов - кливеров и стакселей, которые улучшали ходкость и поворотливость корабля. Одно время треугольные паруса сочетались с прямыми.
Сам бушприт крепили на носу судна при помощи ватер-вулинга из крепкого троса, а позже (XIX век) и цепей. Для вязки вулинга основной конец троса крепили на бушприте, затем трос пропускали в отверстие в княвдигеде, вокруг бушприта и т.д. Обычно ставили 11 шлагов, которые затягивали посередине поперечными шлагами. От сползания шлагов и штагов по бушприту на нем делалось несколько деревянных наделок - бис ().
Буштриты с утлегарем и бом-утлегарем имели вертикальный мартин-гик и горизонтальные блинда-гафели для разноса стоячего такелажа утлегаря и бом-утлегаря.

Реи.

Рей - это круглое веретенообразное рангоутное дерево, равномерно суживающееся к обоим концам, называемым ноками ().
У обоих ноков делаются заплечики, вплотную к которым наколачиваются огоны пертов, стропы блоков и т.п. Служат реи для крепления к ним прямых парусов. Реи своей серединой крепятся к мачтам и стеньгам таким образом, чтобы их можно было поднимать, опускать и поворачивать в горизонтальном направлении для постановки парусов в наиболее выгодное положение относительно ветра.
В конце XVIII века появились добавочные паруса - лисели, которые ставились по бокам основным парусов. Их крепили к маленьким реям - лисель-спиртам, выдвигаемых к бортам судна по основному рею через бугеля ().
Реи также принимают названия в зависимости от принадлежности их к той или другой мачте, а также от места расположения на мачте. Так, названия реев на различных мачтах, считая их снизу вверх, следующие: на фок-мачте - фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей; на грот-мачте - грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей; на бизань-мачте - бегин-рей, крюйсель-рей, крюйс-брам-рей, крюйс-бом-брам-рей.

Гафели и гики.

Гафель - это специальный рей, укрепленный наклонно в верхней части мачты (сзади неё) и поднимаемый вверх по мачте. На парусных судах служил для крепления верхней кромки (шкаторины) косого паруса - триселя и косой бизани (). Пятка (внутренний конец) гафеля имеет деревянные или металлические обшитые кожей усы, придерживающие гафель около мачты и охватывающие ее наподобие ухвата, оба конца которого соединены между собой бейфутом. Бейфут может быть из растительного или стального троса, обшитого кожей или с надетыми на него шариками, так называемыми ракс-клотами.

Для постановки и уборки парусов на судах с косым вооружением и косого паруса бизани гафель поднимается и опускается при помощи двух снастей бегучего такелажа - гафель-гарделя, поднимающего гафель за пятку, и дирик-фала, поднимающего гафель за нок - внешний тонкий конец ().
На судах с прямым вооружением косые паруса - трисели подтягиваются (при их уборке) к гафелю гитовыми, гафель же не опускается.
Гики служат для растягивания нижней шкаторины косых парусов. Гик подвижно скреплен пяткой (внутренним концом с мачтой при помощи вертлюга или усов, как и у гафеля (). Внешний конец гика (нок) при поставленном парусе поддерживается парой топенант, укрепленных с одной и другой сторон гика.
Гафели и гики, вооруженные косым парусом на бизани, начали употребляться в русском флоте примерно со второй половины XVIII века, а в петровские времена на бизани подвешивался наклонно латинский рей (рю), для несения латинского треугольного паруса. Такой рей подымался в наклонном положении так, что один нок (задний) был высоко задран вверх, а другой опущен почти до самой палубы ()
Ознакомившись с каждым рангоутным деревом в отдельности, теперь перечислим все рангоутные деревья согласно месту их нахождения на парусном корабле, с полным их наименованием ():
I - княвдигед; II - гальюн; III - крамбол; IV - фальшборт, поверх него - матросские койки; V - фока-руслень и вант-путенсы; VI - грота-руслень и вант-путенсы; VII - бизань-руслень и вант-путенсы; VIII - правая раковина: IX - балконы; X - майн-вельс-бархоут; XI - чанель-вельс-бархоут: XII - шир-вельс-бархоут; XIII - шир-стрек-бархоут; XIV - перо руля.

Рис. 9. Рангоут трёхдечного 126-пушечного линейного корабля середины XIX в.
1 - бушприт; 2 - утлегарь; 3 - бом-утлегарь; 4 - мартин-гик; 5 - блинда-гафели; 6 - бушпритный эзельгофт; 7 - гюйс-шток; 8 - фок-мачта; 9 - топ фок-мачты; 10 - фор-трисель-мачта; 11 - стеньги; 12 - мачтовый эзельгофт; 13 - фор-стеньга; 14 - топ фор-брам-стеньги; 15 - фор-салинг; 16 - эзельгофт фор-стеньги; 17 - фор-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с фор-бом-брам-стеньгой; 18-19 - топ фор-бом-брам-стеньги; 20 - клотик; 21 - фока-рей; 22 - фор-марса лисель-спирты; 23 - фор-марса-рей; 24 - фор-брам-лисель-спирты; 25 - фор-брам-рей; 26 - фор-бом-брам-рей; 27 -фор-трисель-гафель; 28 - грот-мачта; 29 - топ грот-мачты; 30 - грот-трисель-мачта; 31 - грот-марс; 32 - мачтовый эзельгофт; 33 - грот-стеньга; 34 - топ грот-стеньги; 35 - грот-салинг; 36 - эзельгофт грот-стеньги; 37 - грот-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с грот-бом-брам-стеньгой; 38-39 - топ грот-бом-брам-стеньги; 40 - клотик; 41 - грота- рей; 42 - грота-марса-лисель-спирты; 43 - грот-марса-рей; 44 - грот-брам-лисель-спирты; 45 - грот-брам-рей; 46 - грот-бом-брам-рей; 47 - грот-трисель-гафель; 48 - бизань-мачта; 49 -топ бизань-мачты; 50 - бизань-трисель-мачта; 51 - крюйс-марс; 52 - мачтовый эзельгофт: 53 - крюйс-стеньга; 54 - топ крюйс-стеньги; 55 -крюйс-салинг; 56 - эзельгофт крюйс-стеньги; 57 - крюйс-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с крюйс-бом-брам-стеньгой; 58-59 - топ крюйс-бом-брам-стеньги; 60 - клотик; 61 - бегин-рей; 62 - крюйс-марса-рей или крюйсель-рей; 63 - крюйс-брам-рей; 64 - крюйс-бом-брам-рей; 65 - бизань-гик; 66 - бизань-гафель: 67 - кормовой флагшток.

§2. Основные пропорции рангоутных деревьев линейных кораблей.

Длина грот-мачты определяется длиной корабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам. Длина фок- мачты 8/9, а бизань мачты 6/7 длины грот-мачты. Длина топов грот- и фок-мачт 1/6, а топа бизань-мачты 1/8-2/13 их длины. Наибольший диаметр мачт находится у опердека и составляет у фок- и грот-мачт 1/36, а у бизань-мачты 1/41 их длины. Наименьший диаметр находится под топом и составляет 3/5-3/4, а у шпора 6/7 наибольшего диаметра.
Длина грот-стеньги равняется 3/4 длины грот-мачты. Длина топов стеньг составляет 1/9 всей длины стеньги. Наибольший диаметр стеньг приходится у мачтовых эзельгофтов и равняется для грот и фор-стеньг 6/11 диаметра грот-мачты, а для крюйс-стеньги 5/8 диаметра бизань-мачты. Наименьший диаметр под топом - 4/5 наибольшего.
Длина брам-стеньг, сделанных в одно дерево с бом-брам-стеньгами и их флагштоками (или топами), составляется из: длины брам-стеньги, равной 1/2 своей стеньги, бом-брам-стеньги - 5/7 своей брам-стеньги и флагштока, равного 5/7 своей бом-брам-стеньги. Наибольший диаметр брам-стеньги у стень-эзельгофта - 1/36 ее длины, бом-брам-стеньги - 5/8 диаметра брам-стеньги, а наименьший диаметр флагштока - 7/12 диаметра брам-стеньги.
Длина бушприта - 3/5 длины грот-мачты, наибольший диаметр (у фальшборта над форштевнем) равен диаметру грот-мачты или меньше него на 1/15-1/18. Длины утлегаря и бом-утлегаря - 5/7 длины бушприта, наибольший диаметр утлегаря - 8/19, а бом-утлегаря -5/7 диаметра бушприта находится на 1/3 от их нижних концов, а наименьший - у ноков - 2/3 наибольшего диаметра.
Длина грота-рея равна ширине корабля, умноженной на 2 плюс 1/10 ширины. Общая длина обоих ноков 1/10, а наибольший диаметр - 1/54 длины рея. Длина грот-марса-рея 5/7 грота-рея, ноки - 2/9, а наибольший диаметр - 1/57 длины грот-марса-рея. Длина грот-брам-рея 9/14 грот марса-рея, ноки - 1/9 и наибольший диаметр - 1/60 этого рея. Все размеры фока-рея и фор-марса - рея составляют 7/8 величины грота и грот-марса-рея. Бегин-рей равен грот-марса-рею, но длина его обоих ноков - 1/10 длины рея, крюйсель-рей равен грот-брам-рею, но длина его обоих ноков - 2/9 длины рея, а крюйс-брам-рей равен- 2/3 грот-брам-рея. Все бом-брам-реи равны 2/3 своих брам-реев. Блинда-рей равен фор-марса-рею. Наибольший диаметр реев - на их середине. Реи от середины к каждому концу разделяются на четыре части: на первой части от середины - 30/31, на второй - 7/8, на третьей - 7/10 и в конце - 3/7 наибольшего диаметра. Бизань-гик равен длине и толщине фор- или грот-марса рея. Его наибольший диаметр - над гакабортом. Бизань-гафель длиной 2/3, а толщиной 6/7 гика, его наибольший диаметр у пятки. Длина мартин-гиков 3/7, а толщина 2/3 утлегаря (их было до второй четверти XIX века два).
Грот-марс имеет длину 1/4 длины грот-стеньги, а ширину 1/2 ширины корабля. Фор-марс равняется 8/9, а крюйс-марс 3/4 грот-марса. Грот-салинг имеет лонго-салинги в 1/9 длины его стеньги, а краспицы - 9/16 ширины марса. Фор-салинг равняется 8/9, а крюйс-салинг - 3/4 грот-салинга.

§3. Стоячий такелаж рангоута.

Бушприт, мачты и стеньги на парусном судне закрепляются в определенном положении с помощью специальных снастей, называемых стоячим такелажем рангоута. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.
Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. Ранее его делали из толстого растительного троса, а на современных парусных судах - из стального троса и цепей.
Вантами называются снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги c боков и несколько сзади. В зависимости от того, какое рангоутное дерево ванты удерживают, они получают дополнительные названия: фок-ванты, фор-стень-ванты, фор-брам-стень-ванты и т.д. Ванты служат также и для подъема личного состава на мачты и стеньги при работе с парусами. С этой целью поперек вант на определенном расстоянии друг от друга укрепляются пеньковые, деревянные или металлические выбленки. Пеньковые выбленки привязывались к вантам выбленочным узлом () на расстоянии одна от другой 0,4 м.

Нижние ванты (пеньковые) делались на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр на линейных кораблях достигал до 90-100 мм, Стень-ванты делались тоньше, а брам-стень-ванты ещё тоньше. Выбленки были тоньше своих вант.
Стеньги и брам-стеньги дополнительно удерживаются с боков и несколько сзади фордунами. Фордуны также называют по мачтам и стеньгам, на которых они стоят. Например, фор-стень-фордуны, фор-брам-стень-фордуны и т.д.
Верхние концы вант и фордунов крепятся на мачте или стеньге при помощи огонов (петель), надеваемых на топы мачт, стеньг и брам-стеньг (). Ванты, стень-ванты и брам-стень-ванты делаются парными, т.е. из одного куска троса, который затем складывается и делается огон по толщине того топа, на который он накладывается. Если количество вант с каждого борта нечетное, то последняя ванта к корме, в том числе и фордуны, делаются разбивными (). Число вант и фордунов зависит от высоты мачты и грузоподъемности судна.
Ванты и фордуны набивали (обтягивали) тросовыми талями на юферсах - особых блоках без шкивов с тремя отверстиями для тросового талрепа, при помощи которого набивают (натягивают) ванты и фордуны (). На современных парусных судах такелаж обтягивается металлическими винтовыми телрепами.
В прежние времена на всех военных парусных кораблях и крупных купеческих судах в целях увеличения угла, под которым нижние ванты и фордуны идут к мачтам, с внешней стороны борта корабля, на уровне палубы, укреплялись мощные деревянные площадки - руслени ().

Рис. 11. Обтягивание вант юферсами.

Раскреплялись ванты вант-путенсами, выкованными из железных полос. Нижний конец вант-путенсов крепился к борту, а к их верхним концам крепились юферсы так, что последние почти соприкасались своей нижней частью с русленям.
Верхние юферсы ввязывают в ванты и фордуны с помощью огонов и бензелями (марками) (). Коренной конец талрепа крепят в отверстие вант-юферса при помощи талрепного кнопа, а ходовой конец талрепа после обтяжки вант, сделав несколько шлаков вокруг них, крепят на ванте при помощи двух-трех бензелей. Основав талрепы между всеми юферсами нижних вант, привязывали к ним поверх юферсов железный прут - ворст (), который не давал юферсам перекручиваться, удерживая их на одном уровне. Ванты стеньг оборудовали так же, как и нижние ванты, но юферсы их были несколько меньше размером.
Снасти стоячего такелажа, поддерживающие рангоутные деревья (мачты и стеньги), в диаметральной плоскости спереди, называют штагами, которые, как и нижние ванты, делались из толстого троса. В зависимости от того, к какому рангоутному дереву относятся штаги, они имеют также свои наименования: фока-штаг, фор-стень-штаг, фор-брам-штаг и т.д. Огоны у штагов делают такими же, как и у вантов, но размеры их больше (). Набивают штаги талрепами на штаг-блоках ().
К стоячему такелажу относятся и перты - растительные тросы на реях (см. ), на которые встают матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец пертов крепится к ноку рея, а другой посередине. Перты поддерживаются подпертками - отрезками троса, прикрепленными к рею.

Теперь посмотрим, как будет выглядеть стоячий такелаж полностью на парусном 90-пушечном двухдечном линейном корабле конца XVIII и начала XIX веков с полным его наименованием (): 1 - ватер-штаги; 2 - мартин-штаг; 3 - мартин-штаг от бом-утлегаря (или нижний бакштаг); 4 - фока-штаг; 5 - фор-лось-штаг; 6 - фор-лось-стень-штаг (служит леером фор-стеньги-стакселя); 7 - фор-стень-штаг; 8 - кливер-леер; 9 - фор-брам-стень-штаг; 10 - бом-кливер-леер; 11 - фор-бом-брам-стень-штаг; 12 - грота-штаг; 13 - грот-лось-штаг; 14 - грот-лось-стень-штаг; 15-грот-стень-штаг; 18 - бизань-штаг; 19 - крюйс-стень-штаг; 20 - крюйс-брам-стень-штаг; 21 - крюйс-бом-брам-стень-штаг; 22-ватер-бак-штаги; 23 - утлегарь-бакштаги; 24 - бом-утлегарь-бакштаги; 25 - фок-ванты; 26 - фор-стень-ванты; 27-фор-брам-стень-ванты; 28 - фор-стень-фордуны; 29 - фор-брам-стень-фордуны; 30 - фор-бом-брам-стень-фордуны; 31 - грот-ванты; 32 - грот-стень-ванты; 33 - грот-брам-стень-ванты; 34 - грот-стень-фордуны; 35 - грот-брам-стень-фордуны; 36 - грот-бом-брам-стень-фордуны; 37 - бизань-ванты; 38 - крюйс-стень-ванты; 39 - крюйс-брам-стень-ванты; 40 - крюйс-стень-фордуны; 41 - крюйс-брам-стень-фордуны; 42 - крюйс-бом-брам-стень- фордуны.

§4. Порядок накладывания, места тяги и толщина пенькового стоячего такелажа.

Ватер-штаги толщиной 1/2 бушприта проводятся в отверстие в передней кромке княвдигеда, крепятся там и поднимаются к бушприту, где тянутся тросовыми талрепами, основанными между юферсами. Ватер-бакштаги (по одному с каждого борта) закладываются гаками за обуха, вбитые в корпус под крамболами, и тянутся у бушприта подобно ватер-штагам.
Затем накладываются ванты, которые делаются парными, толщиной в 1/3 их мачты. Каждый конец, назначенный на пару вант, складывается пополам и у сгиба при помощи наложения бензеля делается сгон. На топ мачты надевается сначала огон передней правой, потом передней левой пары вант и т.д. Если количество вант нечетное, то последняя делается разбивной, т.е. одинарной. Тянутся ванты тросовыми талрепами, основанными между юферсами, ввязанными в нижние концы вант, и юферсами, скрепленными у русленей с вант-путенсами. Фока- и грот-штаги делаются толщиной 1/2, бизань-штаги - 2/5 своих мачт, а лось-штаги - в 2/3 своих штагов, (пеньковые тросы измеряются по окружности, а рангоутные деревья - по наибольшему диаметру).
Надеваются они на топы мачт так, что охватывают огонами лонго-салинги. Фока-штаг и фок-лось-штаг тянутся тросовыми талрепами на бушприте, грота-штаг и грот-лось-штаг - на палубе по сторонам и впереди фок-мачты, а бизань-штаг разветвляется на лапки и крепится на палубе по бокам грот-мачты либо проходит через коуш на грот-мачте и тянется на палубе.
Стень-ванты толщиной 1/4 своих стеньг тянутся на марсовой площадке талрепами, основанными между юферсами, ввязанными в стень-ванты, и юферсами, скрепленными с путенс-вантами. Стень-фордуны толщиной 1/3 своих стеньг тянутся на русленях подобно вантам. Стень-штаги имеют толщину 1/3, а лось-стень-штаги - 1/4 своих стеньг, фор-стень-штаг проводится в шкив с правой стороны бушприта, а фор-лось-стень-штаг - с левой. Грот-стень-штаг и грот-лось-стень-штаг проводятся через шкивы блоков на фок-мачте и тянутся гинцами на палубе. Крюйс-стень-штаг проходит через шкив блока на грот-мачте и тянется на марсе.
Стоячий такелаж утлегаря и бом-утлегаря делается толщиной 1/4 своих рангоутных деревьев. Каждый мартин-штаг проводится последовательно в отверстия своего мартин-гика (их два), где удерживается кнопом, затем в шкив блока на ноке утлегаря, в шкив на мартин-гике и на бушприте и тянется на баке. Утлегарь-бакштаги (по два с каждой стороны) привязываются серединой конца за нок утлегаря, их концы проводятся в коуши близ ноков блинда-рея и тянутся на баке. Также накладываются и тянутся бом-утлегарь-бакштаг. Мартин-штаг от бом-утлегаря крепится серединой конца за нок бом-утлегаря. и пройдя через шкивы на мартин-гике и бушприте, тянется на баке.
Брам-ванты и брам-фордуны делаются толщиной 2/5, а брам-штаги - 1/2 своих брам-стеньг. Брам-ванты проводятся через отверстия в краспицах салинга, подтягиваются к стеньге и спускаются по стень-вантам на марс, где и тянутся талрепами через коуши на их концах. Фор-брам-штаг проводит в шкив у нока утлегаря и тянется на баке, грот-брам-штаг проходит в шкив на фор-стеньге, а крюйс-брам-штаг - в шкив на топе грот-мачты и оба тянутся на палубе.
Бом-брам-такелаж проводится и тянется подобно брам-такелажу.

§5. Бегучий такелаж рангоута.

Бегучим такелажем рангоута называют все подвижные снасти, при посредстве которых выполняются работы, связанные с подъемом, выбиранием, травлением и поворачиванием рангоутных деревьев - реев, гафелей, выстрелов и т.п.
К бегучему такелажу рангоута относятся гардели, драйрепы. фалы, брасы, топенанты, шкоты и др.
На кораблях с прямым парусным вооружением гардели служат для подъема и спуска нижних реев с парусами (см. ) или гафелей (его пятки); драйрепы для подъема марса-реев, а фалы - для подъема брам-реев и бом-брам-реев, а также косых парусов - кливеров и стакселей.
Снасть, с помощью которой поднимается и поддерживается нок гафеля, называется дирик-фалом, а снасть, которая поднимает гафель за пятку по мачте, называется гафель-гарделем.
Снасть, которая служит для поддержания и выравнивания ноков реев, называется топенантами, а для поворачивания реев - брамсами.
Теперь познакомимся со всем бегучим такелажем рангоута, с его полными наименованиями, согласно его места нахождения на корабле ():

Снасти, служащие для подъема и спуска реев: 1 - гардель фока-рея; 2 - фор-марса-драйреп; 3 - фор-марса-фал; 4 - фор-брам-фал; 5 - фор-бом-брам-фал; 6 - гардель грота-рея; 7 - грот-марса-драйреп; 8 - грот-марса-фал; 9 грот-брам-фал; 10 - грот-бом-брам-фал; 11 - гардель-бегин-рея; 12 - крюйс-марса-фал; 13 - крюйс-марса-драйреп; 14 - крюйс-брам-фал; 15 - крюйс-бом-брам-фал; 16 - гафель-гардель; 17 - дирик-фал.
Снасти, служащие для поддержания и выравнивания ноков реев: 18 - блинда-топенанты; 19 - фока-топенанты; 20 - фор-марса-топенанты; 21 - фор-брам-топенанты; 22 - фор-бом-брам-топенанты; 23 - грота-топенанты; 24 - грот-марса-топенанты; 25 - грот-брам-топенанты; 26 - грот-бом-брам-топенанты; 27 - бегин-топенанты; 28 - крюйс-марса-топенанты; 29 - крюйс-брам-топенанты; 30-крюйс-бом-брам-топенанты; 31 - бизань-гика-топенанты; 31а - шкентель бизань-гика-топенантов.
Снасти, служащие для ворочания реев: 32 - блинда-трис (брам-блинда-рея); 33 - фока-брасы; 34 - фор-марса-брасы; 35 - фор-брам-брасы; 36 - фор-бом-брам-брасы; 37 - грот-контра-брасы; 38 - грота-брасы; 39 - грот-марса-брасы; 40 - грот-брам-брасы; 41 - грот-бом-брам-брасы; 42 - бегин-брасы; 43 - крюйс-марса-брасы; 44 - крюйс-брам-брасы; 45 - крюйс-бом-брам-брасы; 46 - эринс-бакштаги; 47 - завал-тали; 48 - бизань-гика-шкот.

§6. Проводка бегучего такелажа, показанного на .

Фока и грота-гардели основываются между двух или трехшкивными блоками, два укрепляются под марсом и два - около середины рея. Бегин-гардель основывается между одним трехшкивными блоком под марсом и двумя одношкивными блоками на рее. Ходовые концы гарделей крепятся на кнехтах.
Фор- и грот-марса-драйрепы крепятся серединой конца за топ стеньги, их ходовые концы проводятся каждый в свои блоки на рее и под салингом, а в их концы вплесниваются блоки. Марса-фалы основываются между этими блоками и блоками на русленях. Их лопари тянутся через бортовые кнехты. Крюйсель-марса-драйреп берется коренным концом за середину рея, а ходовой проводится через шкив в стеньге под салингом и в его конец вплеснивается блок марса-фала, который основывается мантылем - на левом руслене крепится коренной конец, а на правом - тали.
Брам- и бом-брам-фалы берутся коренным концом за середину своего рея, а ходовым проводятся в шкив своей стеньги и тянутся гинцами: брам-фалы на палубе, а бом-брам-фалы на марсе.
Гафель-гардель основывается между блоком на пятке гафеля и блоком под крюйс-марсом. Дирик-фал коренным концом крепится за топ крюйс-стеньги, а ходовым проводится через блоки на гафеле и топе мачты. Их ходовые концы крепятся на кнехтах.
Блинда-топенанты основываются между блоками на обеих сторонах бушпритного эзельгофта и на ноках блинда-рея, а их лопари тянутся на баке. Фока и грота-топенанты основываются между трех- или двухшкивными блоками, а бегин-топенанты - между двух- или одношкивными блоками на обеих сторонах мачтового эзельгофта и на обоих ноках реев. Их ходовые концы, проведенные через «собачьи дыры» крепятся на кнехтах. Марса-топенанты серединой конца крепятся за топ стеньга, а ходовые концы, взятые полуштыком за передние стень-ванты, проводятся в блоки на ноках рея, в нижние шкивы комель-блоков. через «собачьи дыры» и крепятся рядом с нижними топенантами. Брам- и бом-брам-топенанты надеваются очком на ноки рея и, проведенные через блоки на своих стеньгах, тянутся: брам-топенант на палубе, а бом-брам-топенанты на марсе. Гика-топенанты берутся серединой конца за нок гика, проводятся с обеих его сторон, как показано на рисунке, и тянутся хват-талями у пятки гика.
Фока-брасы крепятся серединой конца за топ грот-мачты, проводятся, как видно на рисунке, и тянутся на кнехтах грот-мачты. Грота-брасы основываются между блокам у борта на юте и на ноках грота-рея и тянутся через бортовые кнехты. Грот-контра-брасы основываются поверх фока-брасов между блоками на фок-мачте и ноках рея и тянутся у фок-мачты. Бегин-брасы коренными концами берутся за задние грот-ванты, а ходовые проводятся через блоки на ноках рея и на задних грота-вантах и крепятся на кафель-планке у борта. Марса-брасы крепятся серединой конца за топ стеньги, проводятся в вантах, как показано на рисунке, и тянутся на палубе. Фор- и грот-брам-брасы крепятся серединой конца за брам или бом-брам-стеньгу и проводятся в блоки на ноках реев и в блоки подле коренного конца и тянутся по палубе. Крюйс-брам-брасы и все бом-брам-брасы надеваются очком на ноки своих реев, проводятся, как показано на рисунке, и тянутся на палубе.

More meanings of this word and English-Russian, Russian-English translations for the word «БРАМ-СТЕНЬГА» in dictionaries.

  • БРАМ-СТЕНЬГА — стеньга является продолжением мачты, а брам-стеньга - продолжением стеньге.
  • БРАМ-СТЕНЬГА — topgallant (mast)
  • БРАМ-СТЕНЬГА — жен. topgallant
  • БРАМ-СТЕНЬГА — ж. мор. topgallant (mast)
    Русско-Английский словарь
  • БРАМ-СТЕНЬГА — ж. мор. topgallant (mast)
  • БРАМ-СТЕНЬГА — рангоутное дерево, служащее продолжением вверх стеньги.
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • БРАМ-СТЕНЬГА — жен. topgallant ж. мор. topgallant (mast)
  • СТЕНЬГА — (голл. steng) съёмное рангоутное дерево, являющееся продолжением судовой мачты. далее идёт брам-стеньга, а дальше бом-брам-стеньга.
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • СТЕНЬГА — Topmast
  • СТЕНЬГА — topmast
    Англо-Русско-Английский словарь общей лексики - Сборник из лучших словарей
  • СТЕНЬГА — мор. topmast
    Русско-Английский словарь общей тематики
  • СТЕНЬГА — ж. мор. topmast
    Русско-Английский словарь
  • СТЕНЬГА — ж. мор. topmast
    Russian-English Smirnitsky abbreviations dictionary
  • БРАМ — слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • СТЕНЬГА — рангоутное дерево, служащее продолжением мачты и идущее вверх от нее.
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • БРАМ — (Brahm, Otto) (1856-1912), немецкий театральный критик, режиссер. Настоящее имя - Отто Абрахамзон (Abrahamson). Родился 5 февраля 1856 в Гамбурге. Учился …
    Русский словарь Colier
  • СТЕНЬГА — жен. мор. topmast topmast
    Большой Русско-Английский словарь
  • СТЕНЬГА — стеньга topmast
    Русско-Английский словарь Сократ
  • TOPGALLANT
  • ROYAL — 1. прил. 1) царский, королевский; монарший Syn: regal 2) а) находящийся под покровительством английской короны; королевский (в названиях вооруженных …
    Большой Англо-Русский словарь
  • МООЛЕНААР, БРАМ — Bram Moolenaar
    Русско-Американский Английский словарь
  • БРАМ-ФАЛ — снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи.
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • БРАМ-ГИНЦЫ — маленькие тали, ввязываемые в брам-фал.
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • ГРОТА-БРАМ-СТЕНЬГА — вторая по счету стеньга второй мачты (грота), если считать от палубы вверх.
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • БОМ-БРАМ-СТЕНЬГА — рангоутное дерево, служащее продолжением вверх брам-стеньги.
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • TOPMAST — стеньга(голл. - steng) - съёмное рангоутное дерево, являющееся продолжением судовой мачты. Далее идёт брам-стеньга, а дальше бом-брам-стеньга.
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • TOPGALLANT MAST — брам-стеньга брам стеньга
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • ROYAL MAST — бом-брам-стеньга- стеньга, продолжающая брам-стеньгу. бом брам стеньга
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • TOPMAST — сущ. стеньга (голл. - steng) - съёмное рангоутное дерево, являющееся продолжением судовой мачты. Далее идёт брам-стеньга, а дальше бом-брам-стеньга.
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • TOPGALLANT — сущ. 1) мор. брам-стеньга 2) перен. верх, высшая точка; зенит (морское) брам-стеньга верх, высшая точка, зенит (чего-л.) topgallant мор. брам-стеньга …
    Новый большой Англо-Русский словарь
  • TOPMAST — сущ.; мор. стеньга (морское) стеньга topmast мор. стеньга
    Большой Англо-Русский словарь
  • TOPGALLIANT MAST — брам-стеньга
    Большой Англо-Русский словарь
  • ROYAL MAST — мор. бом-брам-стеньга (морское) бом-брамс-стеньга
    Большой Англо-Русский словарь
  • POLE — I сущ. Pole поляк; полька а) житель Польши б) человек польского происхождения the poles мн.; коллект. ≈ поляки II 1. …
    Большой Англо-Русский словарь
  • ЭЗЕЛЬГОФТ — деревянная или металлическая соединительная обойма с двумя отверстиями. одним отверстием надевается на топ мачты или стеньги, а во второе выстреливается …
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • САЛИНГ — деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения стеньги с ее продолжением - брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса …
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • КРЕНГЕЛЬС — кольцо, свитое из прядей троса. кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж.
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • TOPGALLANT YARD — брам-рей- рей, поднимаемый на брам-стеньге и несущий брамсель. брам рей
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • TOPGALLANT STAY — брам-штаг- штаг, поддерживающий брам-стеньгу.
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • TOPGALLANT LIFT — брам-топенант- брам-топенанты закрепляли на ноке рея при помощи огона, затем проводили через блок или через коуш в огоне брам-вант, далее …
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • TOPGALLANT BACKSTAY — брам-бакштаг- бакштаг, поддерживающий брам-стеньгу. брам бакштаг
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • ROYAL YARD — бом-брам-рей- рей, поднятый на бом-брам-стеньгу и несущий бом-брамсель.- четвертый снизу рей на мачте. бом брам рей
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • ROYAL STAY — бом-брам-штаг- штаг, поддерживающий бом-брам-стеньгу.
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • ROYAL BACKSTAY — бом-брам-бакштаг- бакштаг, поддерживающий бом-брам-стеньгу. бом брам бакштаг
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • MAIN ROYAL STAYSAIL — грот-бом-брам-стаксель- стаксель, фаловый угол которого поднят на грот-бом-брам-стеньгу.
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • HOOP HEAD — эзельгофт- деревянная или металлическая соединительная обойма с двумя отверстиями. Одним отверстием надевается на топ мачты или стеньги, а во второе …
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • FORE TOP MAST — 1) фор стеньга 2) фор стеньга
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • FORE ROYAL YARD — фор-бом-брам-рей бом брам рей
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • CROSS-TREES — салинг- деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения стеньги с ее продолжением - брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для …
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов

Брам - стеньги

Уже говорилось, что ставили лишь тогда, когда нижний такелаж был закончен.

. Для установки стеньги использовали трос-«реп» , коренной конец которого крепили на топе брам-стеньги, затем трос вдоль брам-стеньги опускали вниз и в шпоре проводили.через шкив стень-вынтрепа. Затем «реп» снова вели вверх, принайтовывали к брам-стеньге и по левой стороне проводили через , заведенный гаком на брам-эзельгофте. На палубе «реп», шедший от топа стеньги, вели через канифас-блок и несколькими шлагами укладывали на шпиль. Когда топ стеньги проходил через отверстие эзельгофта, то верхний найтов на брам-стеньге распускали и тем самым освобождали часть «репа», привязанного к стеньге. Освобожденный трос подвязывали на правой стороне эзельгофта. При подъеме все найтовы постепенно снимали, и стеньга занимала свое место. Затем стеньгу на фиксировали с помощью , а стень-вынтреп снимали, так как его использовали только при подъеме стеньги и вообще не носили.

Кренгельс-строп. До начала установки такелажа на стеньгу укладывали кренгельс-строп (рис. 386). Это было кольцо из троса, которое надевали на топ стеньги и опускали на ее заплечики. Кольцо должно было предохранить ванты и штаг от перетирания об острые края заплечиков.

. Затем ставили ванты - первую пару снова на правый борт. Приблизительно до 1720 г. применяли две ванты. Позже, когда суда стали нести три ванты, задняя пара состояла из ванты и . Как и нижние ванты, брам-ванты в огоне были оклетневаны. Это относилось и к части, проходившей в отверстии салинга.
В креплении этих вант в течение века происходят значительные изменения. Р. С. Андерсон для XVII и начала XVIII вв. приводит крепление с юферсами или коушами. Такое крепление просуществовало еще несколько десятилетий. По Стилу (1794 г.) и Леверу (1811 г.), брам-ванты вели через отверстие во внешней части краспиц, затем над «верхним» ворстом на стень-вантах и рядом с вантами вниз на марс. На конце брам-ванты находился коуш. Другой коуш был соединен с путенс-вант-юферсом стень-вант и их найтовили друг с другом (рис . 387, 388). Когда началось это изменение и когда оно вошло в жизнь, к сожалению, точно установить нелегко, возможно, в последние 10-15 лет века. Тем более, что Фалконер (во 2-м издании 1815 г.) указывает, что значительные нововведения в такелаже в основном произошли за последние 30 лет.


В верхней части передней пары вант примерно в 1790 г. для проводки брам-топенантов были подвязаны коуши или блоки. Иногда брам-ванты вели вниз не к соответствующим стень-вантам, а после прохождения отверстия в краспице к юферсам стень-вант на противоположную сторону. Это должно было снять
давление на и такелаж подветренного борта держать набитым (рис. 389). По Леверу , в этом случае брам-ванты выполняли те же функции, что и бентинк-ванты на мачте. . В первые 15 лет века на брам-вантах не было выбленок. Позже до 50-х годов большие суда часто имели выбленки, которые во второй половине века снова исчезли. Если же их несли, то только на нижних 6-7 футах.

.

Они являлись частью задней пары вант. Левер указывает, что военные суда имели два фордуна. Как правило же, в течение, рассматриваемого века применяли только один фордун на стороне и лишь большие суда имели два. Их крепили вместе со стень-фордуном на «фордунной скамеечке» (маленький руслень) или на обухах, поставленных выше или ниже «скамеечки». Обычно эти фордуны стояли на юферсах (рис. 390).


На малых судах применяли коуши, причем брам-фордуны крепили к стень-фордунам так же, как брам-ванты к юферсам стень-вант (рис. 392). На торговых судах эти фордуны иногда несли летучими. Для этого двухшкивный блок на длинном стропе был закреплен на обухе на «скамеечке» или гаком в стенке борта, а одношкивный блок на нижнем конце фордуна.
«Флагшток-фордун», или бом-брам-фордун, проводили через двухшкивный блок с длинным стропом, через одношкивный блок брам-фордуна, снова через двухшкивный блок и укладывали внутри борта. В этом случае бом-брам-фордун являлся частью брам-фордуна и натяжение на фордунах распределялось равномерно (рис. 391).


. Этот штаг в отличие от нижних не имел ни огона, ни . был сплетен непосредственно на штаге и оклетневан. Ставили его на огонах вант на топе брам-стеньги (рис. 393).

Рис. 390. Крепление фордунов на «фордунной скамеечке». Справа налево: стень-фордун, брам-фордун и бом-брам-фордун
Рис. 391. Крепление фордунов на «фордунной скамеечке». Брам- и бом-брам-фор-дуны торгового суда «летучие»
Рис. 392. Крепление брам-фордуна на малых судах
Рис. 393. Верх брам-штага
Рис. 394. Фор-брам-штаг на утлегаре
Рис. 395. Альтернативная проводка фор-брам-штага с трехщкивным блоком
Рис. 396. Крепление фор-брам-штага на блинда-стеньге
Рис. 397. Фор-брам-краг-штаг с тремя бло-ками
Рис. 398. Крепление грот-брам-штага (светлое) вместе со стаксель-леером (темное)
Рис. 399. Английское крепление грот-брам-штага, после 1735 г.
Рис. 400. Крепление грот-брам-штага на континентальных судах
Рис. 401. Английский крюйс-брам-штаг, черный до 1780 гм светлый - после 1780 г.


Фор-брам-штаг.
Проведенный к ноку утлегаря штаг шел или через средний коуш (рис. 394), или через блок брам-краг-штага (рис. 397), или через средний шкив трехшкивного блока, пристропленного на ноке утлегаря (рис. 395). В первом случае штаг заканчивался талями, во втором - найтовом на юферсах и в третьем - найтовом на коушах, которые крепили на вулинге бушприта, на фор-краг-штаге или обухе в носу. На малых судах штаг вели без талей через направляющую обойму бушприта к месту крепления на баке. В конце столетия в редких случаях фор-брам-штаг, как и кливер-леер, ставили на «кливер-ринге».

В период блинда-стеньги штаг проводили через блок на эзельгофте блинда-стеньги и в конце ввязывали блок. С помощью талей штаг набивали на марсе блинда-стеньги. Для этого трос крепили на обухе кницы блинда-стеньги или вант-путенсе на правой стороне, затем проводили через блок штага и на левой стороне найтовили (рис. 396).

Грот-брам-штаг. Этот штаг вели через блок на задней стороне топа фор-стеньги и оттуда на марс. На конце грот-брам-штага находились тали, нижний блок которых в начале века был подвязан к краспице, а верхний был лонг-такель-блоком (рис. 398). После 1735 г. этот штаг, часто без талей, крепили непосредственно к краг-стропу блока грот-стень-штага (рис. 399). Приблизительно в 6 футах ниже топа грот-стеньги в грот-брам-штаг был вплеснен стаксель-леер. Его вели через блок на задней краспице фор-стеньги и вниз к марсу, где конец шлагом огибал заднюю краспицу и крепился полуштыками. До 1710 г. этот леер не был известен (рис. 398).

Крюйс-брам-штаг.

Введенный не ранее 1760 г. этот штаг нижним концом проводили через рым или блок на задней части грот-стень-эзельгофта и крепили к крагу грота-штага. После 1780 г. его вели через коуш на топе грот-стеньги или на салин-ге. На конце он имел коуш, который с помощью талрепа найтовили к коушу на салинге (рис. 401).

Флагшток-штаг.

Прямо под клотиком флагшток-, или бом-брам-штаг, крепили петлей на соответствующей стеньге. Чтобы воспрепятствовать сползанию петли, к стеньге были принагелены клампы (рис. 402). В начале века фор-бом-брам-штаг вели через блок на топе блинда-стеньги и набивали юферсами, поставленными на ее марсе (рис. 404). После введения утлегаря штаг вели через коуш на ноке утлегаря, поставленный впереди брам-краг-штага, и крепили на фор-краг-штаге (рис. 403). От грот-мачты штаг вели через блок поверх брам-такелажа на фок-мачте и с помощью коушей найтовили на краспице фор-салинга (рис. 405). Штаг бизань-мачты проводили как и штаг грот-мачты, но в употребление он вошел только в начале XIX в.
  1. брам-стенга

    БРАМ -СТЕНГА , брам -стенги , ·жен. (мор.). Вторая стеньга снизу, продолжение стеньги; см. брам - и стеньга.

    Толковый словарь Ушакова
  2. стенга

    СТЕНГА , стенги , ·жен. (·голланд. steng) (мор.). Вертикальный брус, наращиваемый на мачту и составляющий продолжение ее в высоту.

    Толковый словарь Ушакова
  3. стенга

    СТЕНГА ж. морск. пасынок волжск. второе колено мачты, первая наставка ее в вышину, от марса
    стеньбакштаг, стеньфардунн (см. ванты, бакштаг и пр.). Стеньвынтреп, снаряд, для подъема (выстрела) и спуска стенги . Стенговой ко стенге относящ.

    Толковый словарь Даля
  4. стенга

    сте́нга
    морск., стар. стенг , начиная с 1714 г.; см. Смирнов 282. Сюда же многочисленные производные

  5. БРАМ

    БРАМ (Brahm) Отто (1856-1912) - немецкий режиссер. Основоположник немецкого сценического

    Большой энциклопедический словарь
  6. Брам

    БРАМ Отто (Brahm, 1856–1912) - немецкий историк литературы и режиссер. Основные труды по истории

    Литературная энциклопедия
  7. Брама

    (брана)
    Декорированные ворота монастырской или церковной ограды (в юго-западных областях).
    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

    Архитектурный словарь
  8. брама

    бра́ма
    "городские, крепостные ворота", смол. (Добровольский), заимств. из польск. brama "ворота", которое ввиду наличия ra считается заимств. из чеш.; см. Бернекер 1, 74; Брюкнер 38, где оно связывается с боро́ться, забороло и родственными.

    Этимологический словарь Макса Фасмера
  9. брама

    сущ., кол-во синонимов: 6 баржа 13 божество 103 брана 2 брахма 9 ворота 24 дебаркадер 5

  10. Брам

    (Brahm)
    [псевдоним; настоящая фамилия Абрахамзон (Abrahamsohn)] Отто (5.2.1856, Гамбург, - 28.11.1912, Берлин), немецкий театральный деятель, критик и режиссёр. Изучал литературу и философию в Берлинском, Гейдельбергском и других университетах. В 80-х гг.

    Большая советская энциклопедия
  11. брам-

    брам -
    Первая часть сложных слов, вносящая значение: имеющий отношение к третьему снизу колену мачты
    парусного судна, связанный с ним (брам -рей, брам -стеньга, брам -штанга и т.п.).

    Толковый словарь Ефремовой
  12. Брам

    Слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям и такелажу, принадлежащим брам -стеньге. Брам -бакштаги

  13. Брама

    См. Браманизм.

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  14. брам

    БРАМ морск. частица, придаваемая к названиям предметов третьего порядка или яруса корабельного
    вооружения, как стень или марса к вооружению второго, а бом и бом-брам - четвертого яруса. Стеньга
    первое продолжение, наставка мачты в вышину, или второй ярус; брам -стеньга третий, бом-брам -стеньга
    четвертый. Брам -такелаж м. вся оснастка брам -стеньги, особенно стоячая, смоленая. Брамсель м. прямой
    парус на брам -рее и на брам -стеньге, принадлежащий к третьему ярусу парусности; брам -фал, подъемна

    Толковый словарь Даля
  15. брама

    I.
    БРАМА ы, ж. brame. техн. Листовой слиток, сляб. Сл. 1948?
    II.
    БРАМА См. Браматпутра.

  16. брами

    сущ., кол-во синонимов: 2 препарат 952 расаяна 32

    Словарь синонимов русского языка
  17. брама

    БРАМА ж. смол. польск. ворота погостные, городские, крепостные и пр., стар. Брана. Пойдем за браму , у поля.

    Также см. барма

    Толковый словарь Даля
  18. брам

    БРАМ См. Брахман.

    Словарь галлицизмов русского языка
  19. брам

    брам -стеньга, брам -такелаж.

  20. брам-

    к третьему ярусу парусного вооружения судна, напр. брам -стеньга, брам -такелаж.

    Толковый словарь Ушакова
  21. Брама

    орф.
    Брама , -ы (устар. к Брахма)

  22. брама

    Брама устар. м.
    см. брахма

    Толковый словарь Ефремовой
  23. брама

    ”, к которой всё возвращается, верховное божество индуистской троицы – Брама , Вишну и Шива (см. также Тримурти)

    Большой словарь иностранных слов
  24. фор-стенге Толковый словарь Даля
  25. кейзер-флаг

    КЕЙЗЕР-ФЛАГ морск. подымается на грот-брам -стенге , для означенья присутствия на корабле Великого князя.

    Толковый словарь Даля
  26. брам-стеньга

    Брам -стеньга, брам -стеньги, брам -стеньги, брам -стеньг, брам -стеньге, брам -стеньгам, брам -стеньгу брам -стеньги, брам -стеньгой, брам -стеньгою, брам -стеньгами, брам -стеньге, брам -стеньгах

    Грамматический словарь Зализняка
  27. Брам Отто

    (Brahm) - немецкий писатель (род. в 1856 г.), основатель общества "Freie Bühne". В 1890 г. основал газету под тем же названием, орган натуралистов. В 1894 г. руководил в Берлине театром "Deutsches Theater".

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  28. Брам-фал

    Снасть бегучего такелажа брам -реев, с помощью которой поднимают и спускают брам -реи. Кроме того, ею же поднимают реи под бом-салинг при постановке брамселей.

    Морские узлы. Справочник
  29. Брама, Брахма

    БРАМА , точнее БРАХМА (brahman, им. пад. brahma) - одно из трех важнейших божеств индийской

    Литературная энциклопедия
  30. брам-трап

    сущ., кол-во синонимов: 1 лестница 19

    Словарь синонимов русского языка
  31. брам-фал Словарь синонимов русского языка
  32. брам-стеньга

    Брам /-сте́ньг/а.

    Морфемно-орфографический словарь
  33. брама вирадж

    Санскр.) То же самое: Брама , разделяя свое тело на две половины, мужскую и женскую, создает
    в них Вак и Вирадж. В более ясных терминах и эзотерически, Брама , Вселенная, дифференцируясь, создала

    Теософский словарь
  34. Брам Отто

    Брам Отто (Brahm)
    (1856-1912), режиссёр, основоположник немецкого сценического натурализма

    Большая биографическая энциклопедия
  35. бом-брам

    Бом-брам . см. бом-.

    Толковый словарь Ушакова
  36. брам-шкот

    сущ., кол-во синонимов: 1 шкот 10

    Словарь синонимов русского языка
  37. брам-рей

    орф.
    брам -рей, -я

    Орфографический словарь Лопатина
  38. Брама симптом

    (G. Bram, р. 1883 г., американский эндокринолог)
    отсутствие смыкания век при смехе, в результате чего глаза остаются широко открытыми; наблюдается при диффузном токсическом зобе.

    Медицинская энциклопедия
  39. брам-гордень

    сущ., кол-во синонимов: 1 снасть 100

    Словарь синонимов русского языка
  40. брам-стеньга

    орф.
    брам -стеньга, -и

    Орфографический словарь Лопатина
  41. Брама Иосиф

    В 1796 г. им изобретен гидравлический пресс, получивший вскоре широкое применение. В 1806 г. Брама

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  42. Брам-бакштаги

    Снасти стоячего такелажа, поддерживающие сзади стеньги.

    Морские узлы. Справочник
  43. Брам-гинцы

    Маленькие тали, ввязываемые в брам -фал.

    Морские узлы. Справочник
  44. Брам-стеньга

    Рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.

    Морские узлы. Справочник
  45. брам-стеньга

    [гол.] – третье колено составной мачты, считая стеньгу вторым, а мачту – первым

    Большой словарь иностранных слов
  46. брама вак

    Санскр.) Мужской и женский Брама . Вак называется иногда также женским логосом; ибо Вак буквально означает Речь. (См. "Ману", кн. I, и "Вишну Пурана".)

    Теософский словарь
  47. брама праджапати

    Санскр.) "Брама Прародитель", буквально: "Владыка Тварей". В этом аспекте Брама есть синтез Праджапати или творящих Сил.

    Теософский словарь
  48. брам-стеньга

    сущ., кол-во синонимов: 1 колено 20

    Словарь синонимов русского языка
  49. брам-рей

    [гол.] – мор. третий снизу рей (см.)

    Большой словарь иностранных слов
  50. брам-топ

    См. брам

    Толковый словарь Даля
  51. брам-такелаж

    См. брам

    Толковый словарь Даля
  52. Брама Сомай

    можно считать зародышем теперешней Брамы Самай. Следующая выписка из дарственной записи на дом
    время Брама Самай покоится не следующих основаниях: 1) Книга природы и созерцание являются основанием
    блаженства; очисти свое сердце, будь благочестив и ты увидишь Невидимого. 14) Между последователями Брамы
    и прогрессистов. Последние, составившие особое общество “Индийская Брама Сомай”, сделали за последнее время значительные успехи в деле распространения своего учения.

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  53. Брамем-Мур

    (Bramham Moor)
    Восстание Нортумберленда
    Место сражения 20 февр. 1408, когда верховный шериф Йоркшира сэр Томас Рокби нанес поражение графу Нортумберленду, организовавшему новый мятеж на севере. Граф был убит, а мятеж подавлен.
    См. Шрюсбери, Хомилдон-Хилл.

    Энциклопедия битв мировой истории
  54. брам-гинцы

    сущ., кол-во синонимов: 1 тали 4

    Словарь синонимов русского языка
  55. брам-драсс

    сущ., кол-во синонимов: 1 парус 54

    Словарь синонимов русского языка
  56. грот

    или насадка грот-мачты: грот-стенга ; вторая: грот-брам -стенга ; третья, грот-бом-брам -стенга ; кончик ее, грот
    по мачте, стенге и пр., к которой они принадлежать, напр. грот-ванты, грот-стен-ванты, грот-брам -ванты
    мачте: грот, на стенге грот-марсель, на брам -стенге грот-брам -сель; названия эти отвечают реям (см
    по лееру и получают название по мачте, стенге , брам -стенге и пр., к которой примыкают одним боком
    грот-марс; вторая, на стенге , грот-салинг; третья, грот-бом-салинг; поперечные деревья или реи

    Толковый словарь Даля
  57. бом-брам-стеньга

    БОМ-БРАМ -СТ’ЕНЬГА, бом-брам -стеньги, ·жен. (мор.). Третья стеньга снизу, продолжение брам -стеньги. см. бом- и стеньга.

    Толковый словарь Ушакова
  58. фор-бом-брам-стеньга Толковый словарь Даля
  59. фор-брам-фал Толковый словарь Даля
  60. Брам-шкотовый узел

    Так же, как и шкотовый узел, свое название он получил от наименования снасти - брам -шкот, которой
    ввязывают одинарные шкоты нижних парусов, то брам -шкотовым узлом ввязывают брамшкоты и бом-брам
    шкоты, брам -фалы и бом-брам -фалы, а также брам -гитовы.
    Брам -шкотовый узел надежнее шкотового
    также дважды.
    Во времена парусного флота брам -шкотовый узел находил широкое применение при работе
    со снастями. Он применялся тогда, когда нужно было какую-нибудь снасть взять концом в огон, например брам


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав