Одним из конкурентных способов закупки по 44-ФЗ является запрос предложений. Данный вид закупки появился только в 44-ФЗ, хотя заказчики по 223-ФЗ довольно часто используют такой способ закупки при определении поставщика. По данным официального портала закупок доля запроса предложений по 44-ФЗ среди всех конкурентных закупок.
Запрос предложений по 44-ФЗ
Запрос предложение по 44-ФЗ – это конкурентный способ закупок, который вывешивается на общероссийском портале закупок (далее, — ЕИС), где победителем признается участник закупок, сделавший наилучшее окончательное предложение согласно установленным требованиям заказчика. Проведение запроса предложений по 44-ФЗ имеет свою ключевую особенность, которая отличает его от процедуры открытого конкурса. Дело в том, что участник закупки может изменить свое ценовое предложение при проведении процедуры закупки, через механизм «переторжки» или как его еще называют подача окончательного предложения.
Порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ
Статьей 83 Закона № 44-ФЗ регламентирован порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ. Согласно этой статье заказчик должен опубликовать извещение о проведении запроса предложений не позднее 5 дней до даты окончания сроков подачи заявок. Далее заказчик, в течение 1 рабочего дня рассматривает и оценивает поданные заявки, затем оглашает лучшее предложение и вывешивает протоколы в ЕИС. Затем, участники закупки в течение следующего рабочего дня подают окончательные предложения, которые в этот же день заказчик рассматривает и оглашает победителя. После публикации протоколов проведения запросов предложений в ЕИС заключается контракт. На данный этап отводится от 8 до 20 дней.
Сроки проведения запроса предложений по 44-ФЗ могут составлять всего 15 дней. Помимо извещения о проведении запроса предложений заказчик обязан подготовить документацию о проведении запроса предложений. Здесь стоит обратить внимание, что заказчик может использовать данный вид определения поставщика в ограниченных законом случаях.
Проведение запроса предложений по 44-ФЗ
Как Вы могли убедиться, запрос предложений имеет сходства как с конкурсом, так и с аукционом. Подготовка заявки на участие в запросе предложений может вызвать сложности не только у начинающих участников закупок, но также и у опытных пользователей. Именно поэтому наши специалисты готовы оказать Вам услуги по подготовки и подаче документов на участие в запросе предложений. Мы гарантируем профессиональную подготовку документации в сжатые сроки.
Запрос предложений по 44 ФЗ - это конкурентная процедура определения поставщика. Информация о такой госзакупке доводится до неограниченного круга лиц в соответствии с размещенными в ЕИС извещением и документацией. Рассказываем, как проводится электронный запрос предложений в 2019 году.
Выявляем основания для проведения запроса предложений
Заглянем в ст. 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ: запрос предложений в электронной форме начинается с публикации в ЕИС извещения, а победителем процедуры становится участник, который предложит заказчику наилучшие условия по конкретной закупке.
В ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ указывается ряд случаев, при которых можно осуществлять такую закупочную процедуру:
- если необходимо заключить контракт на поставку спортивных товаров — инвентаря, оборудования, экипировки, которые необходимы для подготовки и дальнейшего участия сборных команд Российской Федерации в Олимпиаде, Паралимпиаде;
- если организации-заказчику необходимо закупить товары, работы, услуги (ТРУ), которые были предметом контракта, расторгнутого согласно ч. 9, ч. 15 ст. 95 44-ФЗ;
- если нужно приобрести лекарственные препараты с целью назначения пациентам по результатам прохождения врачебной комиссии;
- если заказчику необходимо закупить услуги по защите интересов РФ с привлечением российских или иностранных специалистов при подаче физическими или юридическими лицами исков к России в заграничные судебные органы или международные суды;
- если организации нужно приобрести ТРУ по факту признания несостоявшимися ряда других электронных процедур на основании ч. 4 ст. 55.1 (конкурс) и ч. 4 ст.71 (аукцион) 44-ФЗ;
- при приобретении изделий народных художественных промыслов, которые зарегистрированы в особом порядке, установленном Правительством РФ;
- при обеспечении госзаказа непосредственно у физических лиц, являющихся собственниками с целью обеспечения нужд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
44-ФЗ запрещает отмену запроса предложений в электронной форме (ч. 5 ст. 83.1 44-ФЗ)! Не допускается также внесение изменений в ранее размещенное извещение. Следовательно, специалисты заказчика должны быть предельно внимательными при подготовке документации и извещения к закупке данным способом.
Готовим документацию
Если организация-заказчик проводит запрос предложений в электронной форме, документация должна быть размещена в ЕИС совместно с извещением и проектом контракта. Срок размещения строго регламентируется в ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ. например, в запросе предложений в электронной форме сроки размещения извещения не должны превышать 5 рабочих дней до даты проведения.
За 5 рабочих дней до проведения закупки размещаются не только извещение, но и документация запроса предложений, в форме электронного аукциона закупочную документацию, для сравнения, нужно опубликовать за 7 дней, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., и не позднее чем за 15 дней, если НМЦК — свыше 3 млн руб.
А вот так выглядит образец документации «запрос предложений в электронной форме»:
В извещении на закупку, среди прочего, необходимо указать сведения в соответствии с ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ:
- адрес электронной площадки;
- в электронной форме;
- требования, которым должны соответствовать потенциальные поставщики, и список документов и регистров, которые они должны предоставить в составе заявки;
- сроки процедуры — дата и время окончания подачи заявок и дата окончания периода их рассмотрения и оценки.
Направляем приглашения
Отличительной чертой электронного запроса предложений является возможность заказчика разослать , которые потенциально способны выполнить предмет госзаказа с учетом всех требований закупочной документации (ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ).
Такие потенциальные участники запроса предложений в электронной форме должны соответствовать следующему условию — иметь в течение предшествующих процедуре 18 месяцев заключенные контракты по такому же предмету заказа. При этом такие контракты не должны быть расторгнуты по причине нарушения исполнителем своих обязательств и договорных условий.
Когда основание проведения электронной процедуры — закупка ТРУ в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 83.1 (расторжение контракта по нормам ч. 9, 15 ст. 95 44-ФЗ), заказчик вправе отправить приглашения об участии для тех потенциальных поставщиков, которые были участниками госзакупки, по факту проведения которой и был расторгнут контракт. При этом их заявки не должны быть отклонены закупочной комиссией госзаказчика. Направить приглашение таким участникам можно не позже 5 рабочих дней до момента, когда будет проведен запрос предложений в электронной форме (образец заявки участника можно также скачать на нашем сайте).
Рассматриваем полученные заявки
Далее рассмотрим, как проходит процедура рассмотрения и оценки заявок от потенциальных исполнителей заказа. Согласно нормативам 44-ФЗ, все заявки должны быть направлены заказчику оператором электронной площадки в срок не позже 1 рабочего дня после окончания подачи заявок на участие в госзакупке (ч. 15 ст. 83.1).
После получения всех заявок начинает свою работу закупочная комиссия. Члены комиссии рассматривают заявки и проводят анализ и оценку на соответствие запросов от участников закупки требованиям и условиям закупочной документации.
Члены комиссии вправе отстранить участника, отклонив его заявку, только на основании положений ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ, если:
- потенциальный поставщик не соответствует требованиям, указанным в извещении и в документах закупки;
- участвующий в госзакупке в составе документации предоставил недостоверные сведения;
- содержание заявки не соответствует нормативам, установленным действующим законодательством, согласно ст. 14 44-ФЗ.
Примером несоответствия заявки положениям ст. 14 44-ФЗ могут быть закупаемые лекарственные препараты из , приобретаемые с целью удовлетворения государственных и муниципальных потребностей. Такие участники отстраняются согласно п. 1 ПП РФ № 1289 от 30.11.2015 (исключение — п. 5 ПП РФ № 1289).
Все отстраненные комиссией заявки не подлежат дальнейшему изучению и анализу.
Члены комиссии не вправе отстранять участников за отсутствие документов, указанных в п. 5 ч. 9 ст. 83.1 (исключение — запреты по нормам ст. 14 44-ФЗ).
Также не допускается отстранение участника, если в составе его заявки не предоставлена документация, подтверждающая право потенциального поставщика на преимущества для предприятий уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов, согласно п. 4 ч. 9 ст. 83.1, статьи 28, 29 44-ФЗ. Об этом говорится в ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ.
После получения и рассмотрения заявок члены комиссии проводят их дальнейшую оценку в соответствии с критериями электронной процедуры, которые были указаны в извещении и закупочной документации (ч. 19 ст. 83.1 44-ФЗ)
Составляем протоколы проведения и выписку
Итак, открытый запрос предложений в электронном виде проведен, все заявки получены и рассмотрены комиссией. Далее необходимо составить протокол проведения процедуры (ч. 19 ст. 83.1 44-ФЗ).
В протокол проведения запроса предложений в электронной форме включаются следующие сведения:
- все данные и основания отклонения заявок, а следовательно, отстранения участников процедуры;
- сведения о заявке, в которой указаны наилучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- все условия исполнения контракта в том случае, если на участие в электронном запросе предложений подали только одну заявку.
Неотъемлемым приложением протокола является таблица, аккумулирующая оценочную информацию обо всех участниках госзакупки.
В выписку вносятся данные об отстраненных участниках с указанием причин для их отклонения, а также условия исполнения контракта из наилучшей заявки или же контрактные условия из единственной. Участник, подавший единственный запрос, в выписке не указывается.
Срок ее размещения — не позже момента окончания рассмотрения и анализа поданных заявок (ч. 20 ст. 83.1). При этом сам протокол проведения надлежит опубликовать вместе с итоговым протоколом в соответствии с ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ.
Рассматриваем окончательные предложения участников
Комиссия рассматривает окончательные предложения на участие в электронной процедуре только на следующий рабочий день после их отправления (ч. 23 ст. 83.1). Если окончательное представление потенциального поставщика хуже, чем первоначальные условия, приведенные в его запросе, то оно отклоняется. В таких случаях и в случае, когда участник не направил окончательное, первоначальное условие и признается окончательным для такого участника.
Победителем запроса предложений в электронной форме признается тот участник, чье окончательное предложение является наилучшим, в соответствии с критериями и требованиями закупки, приведенными в закупочной документации и извещении (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ).
В том случае, когда несколько окончательных предложений содержат одинаковые условия, победитель определяется по сроку подачи запроса — тот потенциальный поставщик, чья заявка поступила раньше, и является в данной ситуации победителем.
Составляем итоговый протокол
После подведения всех результатов необходимо составить итоговый протокол (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ). В таком протоколе указываются следующие данные:
- условия, приведенные в окончательных условиях всех участников;
- решение, принятое по факту рассмотрения и оценки окончательных запросов;
- порядковые номера, распределенные комиссией после анализа окончательных предложений;
- итоги изучения таких регистров, направленных участниками процедуры.
Размещаем протоколы
Согласно нормативам, приведенным в ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ, в Единой информационной системе в день составления и утверждения результирующего протокола размещаются сразу оба регистра: и протокол подведения, и итоговый протокол.
Запрос предложений по 44-ФЗ - это одна форм закупок, где победителем становится поставщик, направивший окончательное лучшее предложение, в отличие от электронного аукциона по 44-ФЗ , где побеждает лучшая цена. В этом плане запрос предложений больше напоминает открытый конкурс по 44-ФЗ .
Действующим законодательством четко оговорены ситуации, когда государственный заказчик имеет право организовать закупки путем запроса предложений, исходя при этом из требований 44-ФЗ. Их количество невелико и включает в себя следующие случаи:
при поставке спортинвентаря, оборудования и экипировки для проведения Олимпийских и Паралимпийских игр и участия в них отечественных спортсменов;
лечение российских граждан в зарубежных государствах, а также приобретение установленных врачебной комиссией лекарственных препаратов для лечения конкретного больного;
в случае расторжения контракта на осуществление госзакупки по 44-ФЗ, когда решение об этом принято в одностороннем порядке непосредственно заказчиком;
при повторном признании конкурса или электронного аукциона несостоявшимся;
при осуществлении закупок, когда приобретаются изделия какого-либо народного художественного промысла;
во время проведения закупок, связанных с защитой интересов России в различных судебных инстанциях, находящихся в международной юрисдикции, или судах зарубежных стран.
Запрос предложений по 44-ФЗ - это одна форм закупок, где победителем становится поставщик, направивший окончательное лучшее предложение, в отличие от электронного аукциона по 44-ФЗ , где побеждает лучшая цена. В этом плане запрос предложений больше напоминает открытый конкурс по 44-ФЗ .
Действующим законодательством четко оговорены ситуации, когда государственный заказчик имеет право организовать закупки путем запроса предложений, исходя при этом из требований 44-ФЗ. Их количество невелико и включает в себя следующие случаи:
при поставке спортинвентаря, оборудования и экипировки для проведения Олимпийских и Паралимпийских игр и участия в них отечественных спортсменов;
лечение российских граждан в зарубежных государствах, а также приобретение установленных врачебной комиссией лекарственных препаратов для лечения конкретного больного;
в случае расторжения контракта на осуществление госзакупки по 44-ФЗ, когда решение об этом принято в одностороннем порядке непосредственно заказчиком;
при повторном признании конкурса или электронного аукциона несостоявшимся;
при осуществлении закупок, когда приобретаются изделия какого-либо народного художественного промысла;
во время проведения закупок, связанных с защитой интересов России в различных судебных инстанциях, находящихся в международной юрисдикции, или судах зарубежных стран.