22.09.2019

Почему стоит работать гейм-дизайнером


Гейм-дизайнер (game designer, геймдиз) - это создатель игр в широком смысле этого слова. Его можно назвать продюсером игр, ответственным за игровой дизайн проекта.

Гейм-дизайнер (game designer, геймдиз) — это создатель игр в широком смысле этого слова. Его можно назвать продюсером игр, ответственным за игровой дизайн проекта. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Чтобы быть создателем игр, необходимо любить игры и понимать их; необходимо находить удовольствие в анализе игры, разбиении игры на мельчайшие части и понимании того, как эти части образуют целое.

Любой проект начинается с ИДЕИ. А в игровом бизнесе гениальная идея и фантазия гейм-дизайнера являются определяющим фактором. Гейм-дизайнер не просто генерирует какие-то идеи и разные фичи, но и досконально продумывает способы их реализации, учитывая интересы целевой аудитории. Идею игры гейм-дизайнер формирует в концепцию, составляя первичный концепт-документ, в котором четко излагает краткое описание игрового процесса и особенности игры. На основании концепт-документа создается дизайн-документ («диздок» на жаргоне разработчиков игр). На этом же этапе решается вопрос финансирования проекта. Затем гейм-дизайнер собирает команду специалистов, которые на основе «диздока» создадут игру. В процессе разработки игры гейм-дизайнер контролирует работу команды, чтобы технические спецификации соответствовали основной идее игры. Дизайн-документ в процессе работы корректируется в зависимости от предложений разработчиков. В тестировании игры гейм-дизайнер также принимает активное участие.

Таким образом, гейм-дизайнер решает следующие задачи :

  • разработка идейной основы игры;
  • составление концепции проекта;
  • составление и редактирование дизайн-документа («диздока»);
  • при необходимости корректировка идейной основы игры;
  • контроль над процессом разработки в части игрового дизайна;
  • участие в составлении технической спецификации игры.

Индустрия компьютерных игр развивается стремительными темпами. Профессия гейм-дизайнера становится все более востребованной и высокооплачиваемой, а в России это связано с острой нехваткой квалифицированных разработчиков игр.

Особенности профессии

В современном мире разработка компьютерных игр - это четко отлаженный поэтапный процесс. В игровом бизнесе существует два типа компаний: разработчик (developer) и издатель (publisher). Часто бывает так, что разработчик и издатель совпадают. Это идет на пользу процессу разработки игры: разработчику не надо будет убеждать издателя в целесообразности капиталовложений.

Этапы создания типичной компьютерной игры:

  • Первый этап разработки игр называется Pre-production или подготовка к производству . Он включает в себя составление концепт-документа, подбор средств для реализации проекта, составление плана работ, работу с художниками для определения графического стиля игры, решение финансовых вопросов.
  • На втором этапе - Pre - alpha - составляется и утверждается подробный дизайн-документ, в котором детально расписана вся игра. Это основной документ, которым руководствуются в работе все специалисты. План работ согласовывается с компанией-издателем. Как правило, все современные игры разрабатываются для конкретного издателя, который вкладывает в разработку свои средства. На этом этапе в работу включается сценарист.
  • Третий этап - альфа-версия - ключевой этап в создании игры, в процессе которого разработчики занимаются реализацией плана, заполняют игру содержанием. Гейм-дизайнер ведет постоянную работу с дизайнерами уровней и художниками/моделлерами, контролируя соответствие концепции и обеспечивая целостность и единый художественный стиль игры. При этом необходимо уделять внимание и деталям, которые делают игровой мир живым. На этом этапе периодически анализируются текущие результаты разработки: работающая демо-версия игры, первый уровень. Эти промежуточные результаты используются в рекламе новых игровых проектов: демо-версии публикуют на игровых сайтах.
  • На четвертом этапе , который называют бета-версия , игра должна быть практически готова и полностью функционировать. Гейм-дизайнер принимает активное участие в тестировании, работает с дизайнером миссий. По результатам тестов на этом этапе в игру вносятся необходимые изменения.
  • И, наконец, финальный аккорд - релиз (англ. release ), то есть выпуск . После создания, тестирования и отладки игры наступает долгожданное время ее выпуска. Интерес к этому событию усиленно подогревается издателем игры посредством рекламы. На этом этапе гейм-дизайнер активной работы не ведет.
  • Последний и неизбежный этап - поддержка. Компьютерные игры, даже после тестирования и многократной отладки, часто выходят с ошибками. Разработчики оставляют возможность исправлять ошибки на выпущенных играх, устанавливая патчи (от английского слова «patch» - заплатка).

Специфика работы специалистов по созданию игр:

Чтобы создать качественную современную компьютерную игру требуется не один год упорной работы. Поэтому над созданием игр работает одновременно несколько производственных команд, каждая из которых выполняет работу в своей собственной сфере. В создании компьютерной игры, кроме программиста участвуют и представители других профессий. Программист является центральным звеном всей разработки.

Занимается написанием программного кода игры, с помощью которого реализуется игровая физика и искусственный интеллект игры. Программист должен иметь богатый опыт работы в области информатики и разработки.

Это самая творческая профессия. В некоторых играх, таких как Myst, аниматор играет даже более важную роль, чем программист. Аниматор - это человек с хорошим воображением, современным мышлением и множеством идей. Во все времена одним из критериев оценки игры была ее графическая составляющая. Аниматоры сегодня имеют в своем арсенале самое современное аппаратное и программное обеспечение (в частности, технологию Motion Capture), которое дает возможность записывать реальные движения человека и переносить их потом на игровых персонажей.

, музыканты, работают над звуковым оформлением игры, пишут и исполняют музыку, читают тексты персонажей. Без достойной музыки и качественного озвучивания, как и без хорошей графики, современная игра не будет успешной. Музыкальное и звуковое сопровождение, конечно, не являются главным, но попробуйте поиграть в Need For Speed: Underground 2 без звуков и музыки - большая часть очарования этой игры исчезнет.

Сценарий игры обязательно присутствует в ролевых и приключенческих играх, а также в играх смешанных жанров. Но даже в FPS-играх требуются качественные и интересные тексты. Этим занимаются сценаристы и режиссеры.

Дизайнер игры занимается программированием игрового дизайна, уделяя особое внимание сюжетным линиям, структуре игры и правилам.

Дизайнеры уровней. После того, как программисты, аниматоры, художники, музыканты выполнят основную работу по созданию персонажей игры, игровых интерьеров, звуков, в работу включаются дизайнеры уровней. Если даже игра представляет собой один большой уровень без явного разбиения на части, дизайнерам приходится немало поработать над созданием игровой вселенной.

Тестер - испытатель игры занимается поиском различных ошибок и несоответствий в игре, анализируя детали игры. Любая игра перед выходом в свет должна быть протестирована.

Плюсы и минусы профессии

Профессия гейм-дизайнера чрезвычайно интересная и сложная, требующая полной самоотдачи. Авралы и ненормированный рабочий день - обычные будни. К плюсам можно отнести востребованность и высокую оплату труда.

Место работы

Компании, занимающиеся производством компьютерных игр.

Важные качества

  • любовь к играм;
  • широкий кругозор;
  • богатая фантазия;
  • хорошее воображение;
  • художественный вкус;
  • объективность и гибкость мышления;
  • навыки организатора, аналитика, психолога, игрока, технического писателя;
  • усидчивость;
  • умение работать в команде;
  • умение понятно излагать свои мысли людям разного мышления (художникам и программистам).

Обучение на гейм-дизайнера (образование)

До недавнего времени в России не существовало образовательных программ для подготовки специалистов в сфере разработки игр. Пройти обучение можно на курсах

Зарплата на 04.04.2019

Россия 25000—150000 ₽

Москва 70000—180000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Гейм-дизайнеры могут начать свою карьеру в любительских проектах или с позиции тестера. При приеме на работу кандидату на должность гейм-дизайнера дают тестовое задание, уникальное для каждой студии. Как правило, это часть работы, которую предстоит выполнять в дальнейшем. Для выполнения задания дается несколько дней. После успешного выполнения задания кандидат либо проходит собеседование, либо выполняет дополнительное тестовое задание.

Гейм-дизайнеру желательно иметь высшее образование — техническое в области программирования. Высоким спросом на рынке труда пользуются гейм-дизайнеры с дополнительными полезными навыками — рисование, знание языков программирования и скриптовых языков, 3д-моделлирование.

Знаменитые и великие разработчики компьютерных игр:

Том Холл, Джон Ромеро, Пауль Джаквейс, Тим Виллитс и Ричард Бейли Грей aka Levelord, Джуд Адамсон, работавшая над эффектами в фильмах Pig in the City, Stuart Little, The Sixth Day, Cats & Dogs, Harry Potter и Scooby-Doo.

Видео о том, как стать гейм-дизайнером

Индустрия компьютерных игр являет собой широкое поле для реализации творческого потенциала. Создание любой игры начинается с идеи и завершается готовым проектом со своей игровой логикой, сюжетом, персонажами, разнообразными графическими элементами. Чтобы интересная задумка стала в итоге успешно реализованным проектом, над созданием игры должна потрудиться команда специалистов

Профессии в индустрии компьютерных игр


Сценарист – человек с богатой фантазией и знанием основ драматургии, обычно литератор или журналист по образованию. Основной задачей сценариста является продумывание деталей сюжета компьютерной игры: особенности, предыстория, задействованные персонажи, возможные ходы и их последствия, диалоги и множество прочих нюансов, необходимых для того, чтобы игра была увлекательной.

Дизайнер – в его обязанности входит проектирование окружающей среды, зданий, артефактов, персонажей. Дизайнер зачастую является одновременно и художником. Продумывая в деталях определенный образ, он тут же воссоздает его в 3D-редакторе.

Программист – берет на себя технические моменты. При помощи языка программирования он заставляет дизайнерские образы действовать в соответствии с четко продуманным сценарием.

Музыкант – придает игре драматизма и эмоциональности, создавая звуковые эффекты для различных ситуаций.

Естественно, перечень профессий может варьироваться. В некоторых ситуациях один-два человека могут брать на себя все функции по созданию и продвижению игры (в частности, когда речь идет о начинающих гейм-дизайнерах), в других же над созданием работает команда из более сотни человек, каждый из которых имеет свои узкоспециализированные обязанности. Тем не менее, если Вы решили, что работа в индустрии компьютерных игр – Ваше призвание, то в независимости от выбранной профессии, придется освоить хотя бы азы каждой из них. Ведь создание игры это командный процесс, где каждый несет ответственность не только за свою работу, но и за конечный результат.

Как стать гейм-дизайнером

Для того, чтобы начать карьеру в индустрии, в первую очередь, нужно любить компьютерные игры. Без страсти подходить к такому делу сложно, да и, скорее всего, бессмысленно. Ведь для того, чтобы создавать интересные, претендующие на успех игры, надо хорошо ориентироваться в том, что уже есть, чувствовать каждую игру, понимать ее преимущества и недостатки. И, конечно же, по-настоящему хотеть сделать что-то новое, лучшее.

Для того, чтобы стать гейм-дизайнером, не обязательно иметь специальное образование, а вот быть талантливым 3D-дизайнером обязательно. Здесь нужна хорошая практика. Вы должны не только продумать образ в мельчайших деталях, но и суметь его технически правильно воссоздать. Помимо этого, не обойтись без знания хотя бы основ программирования (чем глубже эти познания, тем большие перспективы для Вас). И конечно же – способность продуцировать идеи, разворачивать их в сценарии для своих будущих проектов.

Чтобы интересным идеям было откуда браться, нужно читать книги. Из литературы можно почерпнуть много увлекательных сюжетов, неоднозначных персонажей. «Властелин колец», «Алиса в стране чудес», «Обитаемый остров» это далеко не полный список успешных игр, сюжеты которых основаны на хороших книгах.


Важным источником вдохновения является, безусловно, и коммуникация. Побольше общайтесь с геймерами, заходите на форумы. Очень часто можно услышать «было бы круто, если бы…», которое породит в Вашей голове идею для серьезного, интересного проекта компьютерной игры.

В профессии гейм-дизайнера удача играет далеко не последнюю роль, но если Вы решительно настроены получить работу в отрасли, надо брать ситуацию в свои руки.

С чего начать


Здесь есть два основных варианта.

Вариант первый. Следует внедриться в компанию по производству компьютерных игр. Сразу Вас гейм-дизайнером никто не возьмет, но главное ведь начать с чего-то. Копирайтер Лора Кэмпо, например, по велению случая, начала сотрудничать с небольшой компанией по производству компьютерных игр. Это дало ей возможность познакомиться с индустрией изнутри, многое узнать о работе гейм-дизайнеров и, как результат, самой получить работу сценариста-дизайнера компьютерных игр.

Работая в компании, будьте всегда в курсе происходящего, наблюдайте за профессионалами, за их работой, а свободное время посвящайте развитию собственных способностей. Необходимо приложить все усилия, чтобы быть замеченным, знакомиться с как можно большим количеством людей, в частности с теми, с кем можно серьезно обсудить дальнейшую реализацию своего потенциала и связанных с ним интересных идей.

Вариант второй. Начните разрабатывать игры самостоятельно. Если у Вас есть хорошая идея для компьютерной игры, пробуйте ее осуществить. Разобраться в нюансах поможет специальная литература, множество советов можно найти и в интернете. И даже если первые игры не получатся такими, какими бы Вам хотелось их видеть (а скорее всего, именно так оно и будет), расстраиваться тут нечему, ведь это, так или иначе, станет важным опытом для дальнейшего Вашего развития как гейм-дизайнера.

Преуспевающий разработчик компьютерных игр Аллен Герриот начал писать несложные игры для своих друзей, еще учась в школе. После выпуска он устроился на работу в специализированный магазин ComputerLand. И свою первую серьезную игрy Akalabeth: World of DoomАллен начал продавать в магазине, где и работал. Таким образом, разработчик Ultima, Lineage и Tabula Rasa начал свою профессиональную карьеру.

Хорошие возможности для самореализации дают встроенные в некоторые современные игры редакторы, которые позволяют создавать собственные уровни. Можно просмотреть в интернете уроки с общими рекомендациями и приступать к созданию нового уровня своей любимой игры.

Каким бы способом Вы не создавали свои игры, их необходимо показывать, распространять как можно шире по просторам интернета. Предлагайте людям попробовать Ваши проекты, высказать свое мнение о них. И старайтесь максимально совершенствовать их, ведь это ваше портфолио.

Если чувствуете, что у Вас получилась хорошая коммерческая вещь, ее нужно предлагать компаниям, которые работают в соответственном направлении. В качестве альтернативы можно также предложить распространять игру самостоятельно как условно-бесплатную, либо разместить ее на сетевых серверах с платой за загрузку и активно продвигать на разных сайтах и форумах.

Чтобы построить карьеру в индустрии компьютерных игр необходимо все время развиваться, упорно работать и стучаться в как можно большее количество дверей, и тогда Вам обязательно откроют.

Гейм-дизайнер (game designer, геймдиз) - это создатель игр в широком смысле этого слова. Его можно назвать продюсером игр, ответственным за игровой дизайн проекта. Профессия гейм-дизайнера находится на стыке творческих идей и технического документирования.

Чтобы быть создателем игр, необходимо любить игрыи понимать их; необходимо находить удовольствие в анализе игры, разбиении игры на мельчайшие части и понимании того, как эти части образуют целое.

Любой проект начинается с ИДЕИ. А в игровом бизнесе гениальная идея и фантазия гейм-дизайнера являются определяющим фактором. Гейм-дизайнер не просто генерирует какие-то идеи и разные фичи, но и досконально продумывает способы их реализации, учитывая интересы целевой аудитории. Идею игры гейм-дизайнер формирует в концепцию, составляя первичный концепт-документ, в котором четко излагает краткое описание игрового процесса и особенности игры. На основании концепт-документа создается дизайн-документ («диздок» на жаргоне разработчиков игр). На этом же этапе решается вопрос финансирования проекта. Затем гейм-дизайнер собирает команду специалистов, которые на основе «диздока» создадут игру. В процессе разработки игры гейм-дизайнер контролирует работу команды, чтобы технические спецификации соответствовали основной идее игры. Дизайн-документ в процессе работы корректируется в зависимости от предложений разработчиков. В тестировании игры гейм-дизайнер также принимает активное участие.

Таким образом, гейм-дизайнер решает следующие задачи:

  • разработка идейной основы игры;
  • составление концепции проекта;
  • составление и редактирование дизайн-документа («диздока»);
  • при необходимости корректировка идейной основы игры;
  • контроль над процессом разработки в части игрового дизайна;
  • участие в составлении технической спецификации игры.

Индустрия компьютерных игр развивается стремительными темпами. Профессия гейм-дизайнера становится все более востребованной и высокооплачиваемой, а в России это связано с острой нехваткой квалифицированных разработчиков игр.

Особенности профессии

В современном мире разработка компьютерных игр – это четко отлаженный поэтапный процесс. В игровом бизнесе существует два типа компаний: разработчик (developer) и издатель (publisher). Часто бывает так, что разработчик и издатель совпадают. Это идет на пользу процессу разработки игры: разработчику не надо будет убеждать издателя в целесообразности капиталовложений.

Этапы создания типичной компьютерной игры:

  • Первый этап разработки игр называется Pre-production или подготовка к производству . Он включает в себя составление концепт-документа, подбор средств для реализации проекта, составление плана работ, работу с художниками для определения графического стиля игры, решение финансовых вопросов.
  • На втором этапе - Pre - alpha - составляется и утверждается подробный дизайн-документ, в котором детально расписана вся игра. Это основной документ, которым руководствуются в работе все специалисты. План работ согласовывается с компанией-издателем. Как правило, все современные игры разрабатываются для конкретного издателя, который вкладывает в разработку свои средства. На этом этапе в работу включается сценарист.
  • Третий этап – альфа-версия – ключевой этап в создании игры, в процессе которого разработчики занимаются реализацией плана, заполняют игру содержанием. Гейм-дизайнер ведет постоянную работу с дизайнерами уровней и художниками/моделлерами, контролируя соответствие концепции и обеспечивая целостность и единый художественный стиль игры. При этом необходимо уделять внимание и деталям, которые делают игровой мир живым. На этом этапе периодически анализируются текущие результаты разработки: работающая демо-версия игры, первый уровень. Эти промежуточные результаты используются в рекламе новых игровых проектов: демо-версии публикуют на игровых сайтах.
  • На четвертом этапе, который называют бета-версия , игра должна быть практически готова и полностью функционировать. Гейм-дизайнер принимает активное участие в тестировании, работает с дизайнером миссий. По результатам тестов на этом этапе в игру вносятся необходимые изменения.
  • И, наконец, финальный аккорд – релиз (англ. release ), то есть выпуск . После создания, тестирования и отладки игры наступает долгожданное время ее выпуска. Интерес к этому событию усиленно подогревается издателем игры посредством рекламы. На этом этапе гейм-дизайнер активной работы не ведет.
  • Последний и неизбежный этап - поддержка. Компьютерные игры, даже после тестирования и многократной отладки, часто выходят с ошибками. Разработчики оставляют возможность исправлять ошибки на выпущенных играх, устанавливая патчи (от английского слова «patch» – заплатка).

Специфика работы специалистов по созданию игр:

Чтобы создать качественную современную компьютерную игру требуется не один год упорной работы. Поэтому над созданием игр работает одновременно несколько производственных команд, каждая из которых выполняет работу в своей собственной сфере. В создании компьютерной игры, кроме программиста участвуют и представители других профессий. Программист является центральным звеном всей разработки.


Программист занимается написанием программного кода игры, с помощью которого реализуется игровая физика и искусственный интеллект игры. Программист должен иметь богатый опыт работы в области информатики и разработки.

Аниматор - это самая творческая профессия. В некоторых играх, таких как Myst, аниматор играет даже более важную роль, чем программист. Аниматор - это человек с хорошим воображением, современным мышлением и множеством идей. Во все времена одним из критериев оценки игры была ее графическая составляющая. Аниматоры сегодня имеют в своем арсенале самое современное аппаратное и программное обеспечение (в частности, технологию Motion Capture), которое дает возможность записывать реальные движения человека и переносить их потом на игровых персонажей.

Композиторы, музыканты, актеры, звукорежиссеры работают над звуковым оформлением игры, пишут и исполняют музыку, читают тексты персонажей. Без достойной музыки и качественного озвучивания, как и без хорошей графики, современная игра не будет успешной. Музыкальное и звуковое сопровождение, конечно, не являются главным, но попробуйте поиграть в Need For Speed: Underground 2 без звуков и музыки – большая часть очарования этой игры исчезнет.

Сценарист . Сценарий игры обязательно присутствует в ролевых и приключенческих играх, а также в играх смешанных жанров. Но даже в FPS-играх требуются качественные и интересные тексты. Этим занимаются сценаристы и режиссеры.

Дизайнер игры занимается программированием игрового дизайна, уделяя особое внимание сюжетным линиям, структуре игры и правилам.

Дизайнеры уровней. После того, как программисты, аниматоры, художники, музыканты выполнят основную работу по созданию персонажей игры, игровых интерьеров, звуков, в работу включаются дизайнеры уровней. Если даже игра представляет собой один большой уровень без явного разбиения на части, дизайнерам приходится немало поработать над созданием игровой вселенной.

Тестер – испытатель игры занимается поиском различных ошибок и несоответствий в игре, анализируя детали игры. Любая игра перед выходом в свет должна быть протестирована.

Плюсы и минусы профессии

Профессия гейм-дизайнера чрезвычайно интересная и сложная, требующая полной самоотдачи. Авралы и ненормированный рабочий день – обычные будни. К плюсам можно отнести востребованность и высокую оплату труда.

Место работы

Компании, занимающиеся производством компьютерных игр.

Важные качества

  • любовь к играм
  • широкий кругозор
  • богатая фантазия
  • хорошее воображение
  • художественный вкус
  • объективность и гибкость мышления
  • навыки организатора, аналитика, психолога, игрока, технического писателя
  • усидчивость
  • умение работать в команде
  • умение понятно излагать свои мысли людям разного мышления (художникам и программистам).

Где учат

До недавнего времени в России не существовало образовательных программ для подготовки специалистов в сфере разработки игр.

  • В настоящее время существует Образовательный центр Scream School - первый в России факультет «Разработка компьютерных игр» с обучением по специальностям «Гейм-дизайн» и «3D-графика». Программа обучения включает весь процесс создания игры и возможность получить специальность по профессиям, связанным с компьютерной графикой: гейм-дизайн, художник/моделлер, дизайнер уровней. Образовательный процесс состоит из четырех семестров и строится на двух различных программах обучения, в зависимости от той специализации, которую выбирает студент. В рамках дипломного проекта на взаимодействии студентов обеих специальностей разрабатывается игра, которая становится основным продуктом их портфолио.
  • Центр АРТЕСН предлагает обучение по курсам:

«Разработка компьютерных игр», «Разработка компьютерных игр в Adobe Flash» (для слушателей с навыками объектно-ориентированного программирования на JavaScript).

Программа обучения предусматривает изучение базовых концепций компьютерных игр, дизайн и трехмерное моделирование игр в 3DsMAX, а также практический блок по разработке игры. По окончании курса выдается международный сертификат от международной корпорации АРТЕСН.

В зарубежных странах выбор образовательных учреждений для игровой индустрии значительно шире.

  • Первое в мире учебное заведение, которое начало заниматься подготовкой дипломированных специалистов в области разработки компьютерных игр DigiPen Institute of Technology в Ванкувере. С 1998 года действует крупнейший филиал в Редмонде, штат Вашингтон, США. Официальный сайт: www.digipen.edu

В настоящее время институт готовит две категории специалистов: по программированию видеоигр (степень бакалавра Real Time Interactive Simulation) и 3D-моделлеров (Applied Arts in 3D Computer Animation). Срок обучения - 4 года, есть ускоренный двухлетний курс. Выпускники института работают сегодня в компаниях Valve Entertainment, Sony, DreamWorks Interactive, Sierra, Humongous Entertainment, Monolith, Microsoft и многих других. DigiPen ежегодно набирает определенное количество студентов-иностранцев. Никаких особых требований к поступающим не предъявляется. Экзамены надо сдавать на английском. Стоимость 2-летнего курса обучения для иностранцев составляет примерно $30 600. А как интересно заканчивается церемония выдачи дипломов! Game Over!

Картинка принадлежит http://www.arnoudvandenheuvel.nl

Как попасть в индустрию разработки игр в качестве гейм-дизайнера, если нет опыта и ни в одном нашем ВУЗе нет такого предмета? На самом деле — очень просто, но все потребует много терпения и времени. Времени, которое будет потрачено на самообразование непосредственно в боевых условиях. Скорее всего, это будет весьма тяжело, но в то же время — интересно. До конца этот путь пройдут немногие, но кто пройдет будет очень востребован. К слову, однажды мы искали геймдиза целых три или четыре месяца, когда нашли, я еще месяца три его натаскивал, прежде чем он начал показывать действительно хорошие результаты (сейчас он работает в одной большой компании и сделал прекрасную игрушку, которая успешно растет).

Я считаю, что как и , самое сложное тут — это начать. Когда сделан первый первый шаг, дальше уже будет гораздо проще. Каким может быть первый шаг?

Шаг 1: читаем книги

Для начала, можно прочитать несколько книг по гейм-дизайну. Некоторые переведены, некоторые — нет, читать надо уметь и так, и так. Если вы не знаете английский достаточно для того, чтобы читать на нем литературу или документацию, то вашим первым шагом должен быть английский. Если когда-нибудь ко мне будет устраиваться геймдиз без знания английского, то он на работу принят не будет. Просто потому, что мы (наверное вообще практически все) все делаем игры для многих рынков, не только для России. Очень много полезных блогов, пост-мортемов, обсуждений, статей выходит на английском и они тоже никогда не будут переведены на русский. Поэтому, знание английского на уровне беглого чтения — must have.

Кроме того, мое мнение, что геймдиз должен понимать основы режиссуры, которая дает понимание того, как мыслит и чувствует зритель (в нашем случае — игрок). В отличие от режиссуры, гейм-дизайн сложнее технически потому, что игрок может влиять на игровые события. Однако, его восприятие и эмоции работают точно также, как и в кино, создавая эмоциональные крайности, драматургия никуда не исчезает.Например, даже в простенькой аркаде все правила перипетии работают: интро — завязка, уровень — это драматическая ситуация, вызов (в драматургии — движение к несчастью). Игрок преодолевает сложности, проходя уровень и, таким образом, двигаясь к счастью. Когда уровень пройден, то наступает следующий перелом в сюжете: игрок получает награду (очки, бонусы) и положительные эмоции (а вместе с ними и положенную порцию допамина). Если все выстроено правильно, то в прохождение игры приведет к катарсису, что и есть основная задача драматургии. Более подробно об этом я расскажу в одной из следующих статей, посвященных драматургии в играм.

На (вдумчивое) чтение пяти-шести книг (допустим, три по гейм-дизайну, одну по драматургии и одну по сценарному делу) вам должно хватить пары месяцев. Воспринимайте это время как инвестиции в свое будущее и карьеру. Если бы сейчас я вернулся на пятнадцать лет назад, я бы начал именно с этого. Но тогда подобных книг не было и все приходилось постигать самому. Не упустите это преимущество нашего времени, оно может сэкономить вам не один год и избавит не от одного десятка граблей.

Шаг 2: стажируемся

Вопрос в том, кем устраиваться и куда. Вариантов тут несколько, выбирать можно из того, что ближе и понятнее.

Самый простой вариант — стать тестером . Тестеры с головой всегда нужны. Если тестер еще и понимает в гейм-дизайне и владеет английским, умеет грамотно и четко излагать свои мысли, то он вообще на вес золота. Кстати, тут можно очень хорошо набить руку в написании технической документации, постановке задач (потребуется позже) и вникнуть в то, из чего состоит игра, что хорошо, что — плохо, как реагируют пользователи на ту или иную фичу и во многое другое. В этом варианте важны две вещи: а) работать не удаленно, а в коллективе разработчиков, общаться, слушать и впитывать; б) работать в успешном коллективе, не стартапе, не в команде новичков. Первое думаю очевидно, второе — учиться надо у тех, кто знает, что делает и почему, кто может ответить на вопросы или аргументировать свою позицию по принятым решениям.

Вариант сложнее (или следующий шаг) — стать скриптером или дизайнером уровней . Скриптеры много где нужны, но тут требуется больше технический, чем гуманитарный склад ума. Я работал и тем, и тем (начинал как раз с этого) и для меня это была довольно неприятная рутина. Притом, я получил полезный опыт и не могу жалеть о паре лет, потраченных на это. Что мне это дает сейчас: я могу оценить сложность создания того или иного уровня, оценить сильные и слабые стороны, могу понять как можно его сделать лучше и более играбельным, более или менее динамичным. Знание процесса скриптования сейчас дает мне возможность понимать, как работают те или иные механизмы, я могу более-менее разобраться в логике скриптов (не самых сложных, но LUA вполне), оценить временные затраты на создание того или иного скрипта. Понимание работы скриптов дает и понимание работы более сложных, низкоуровневых алгоритмов, понимание того, как вообще устроена игра с технической стороны и что возможно реализовать, а что — нет. Поэтому, если есть возможность поработать со скриптами и уровнями в течение полугода-года, то я рекомендую также поработать в этой области. Устроиться на скриптера, и на дизайнера уровней достаточно просто, особенно после работы тестером.

Следующий шаг, это уже стажировка у гейм-дизайнера . Если вы прошли два предыдущих шага, то этот можно пропустить. Если нет, то это будет самым сложным и болезненным этапом в вашей карьере, которая тут же может и закончиться. Из сотни ваших гениальных идей (всех без исключения) в проект попадет одна, и то если повезет. В основном, вы будете выполнять роль секретаря-грязечерпателя. Все самое нудное и рутинное будете делать вы, причем даже если вы не согласны с идеей или фичей, вам придется ее документировать, прорабатывать и, вероятно, балансировать. В общем, если вы переживете этот период — вы в деле. Если нет, то ваше желание стать геймдизом недостаточно сильно и, наверное, вам следует поискать себе другую работу (может быть и в индустрии игростроя, а может и вообще где-то в другом месте).

Шаг 3: устраиваемся на работу по специальности

Собственно, это — последний шаг в обучении и первый в работе. Все предыдущее было обучение и подготовка. Тут вы уже окажетесь бою и самое сложное, с чем вы столкнетесь — это ответственность. Здесь скорее всего вам придется самостоятельно отвечать и за успешность фич, и за их провал. Я бы посоветовал сперва устроиться младшим геймдизом или геймдизом в компанию, где есть продюсер и который будет курировать вашу работу, предохраняя от критических ошибок. Что я крайне не советую на этом этапе — это собирать свою команду, делать свой собственный проект или устраиваться на работу в стартап (даже с хорошим инвестированием). Патронаж на ранних этапах нужен, даже если вы с какими-то решениями не согласны.

Что НЕ надо делать

Подытожу, что я считаю вредным или опасным для человека, который хочет стать гейм-дизайнером:

  1. Игнорировать свое незнание английского, если оно присутствует, и ничего не делать для исправления ситуации;
  2. Плохая грамотность, орфография, приводящая к тому, что в игре появляются низкокачественные тексты (недопустимо);
  3. Нежелание читать книги по гейм-дизайну и, не менее важно — по драматургии и сценарному делу;
  4. Непонимание того, как устроена игра на низком уровне (результат отсутствия опыта работы со скриптами или кодом);
  5. Неумение оценить сложность предлагаемых фич или механик (результат отсутствия опыта работы с графикой, уровнями, скриптами);
  6. Устройство на работу сразу же на должность геймдиза (чревато фейлом, увольнением и последующим разочарованием);
  7. Формирование своей команды без опыта (гарантированный фейл и потеря своего времени, а также времени команды);
  8. Устройство на работу в стартап или команду, дебютирующую в игровой индустрии (в случае, если это устройство не с целью получения какого-то конкретного опыта).

Fini

Как упоминалось ранее, гейм-дизайнер выступает связующим звеном между всеми участниками команды, которая работает над созданием игры. Для того, чтобы эффективно взаимодействовать с другими сотрудниками, нужно хотя бы в общих чертах понимать суть работы каждого из них и возможности специалистов – без этого не обойтись при постановке задач и реализации общего проекта. Давайте вкратце рассмотрим ключевые должности, с которыми тесно сотрудничает гейм-дизайнер:
  • Программист . Отвечает за создание программного кода, с помощью которого игровой баланс и физика воплощаются в самой игре.
  • Художник . Занимается рисованием персонажей, текстур, игровых элементов.
  • Аниматор . Отвечает за движения персонажей и других объектов в игре. Часто должность совмещена с художником.
  • Дизайнер уровней . Занимается проработкой каждого этапа в игре: графические элементы, расположение бонусов, позиции персонажей и многое другое.
  • Звукорежиссер . Обеспечивает качественный звук, который способствует созданию соответствующей игровой атмосферы. Сотрудничает с композитором и актерами, отвечающими за озвучку игры.
  • Сценарист . Работает над сюжетной линией игры в соответствии с исходным планом.
  • Тестировщик . Выполняет проверку на наличие ошибок, обеспечивает участников команды расширенными отчетами по результатам тестирования для исправления всевозможных багов.
Будьте готовы к тому, что порой вам придется брать на себя обязанности того или иного специалиста за неимением в команде последнего. Кроме того, случается и так, что ведущий программист или художник-аниматор видит игру совсем по-другому и даже склонен игнорировать исходную концепцию, созданную гейм-дизайнером, полагая, что так будет лучше для проекта. В этом случае очень важно вернуть сотрудника «на путь истинный» независимо от его статуса в команде. Дело в том, что, если допустить импровизацию, скажем, в программном коде, оригинальный замысел будет утрачен вместе со всеми расчетами игровой физики и баланса. Тогда в лучшем случае у вас, к искреннему удивлению всей команды, получится игра другого жанра, а в худшем – абсолютно неиграбельный проект, который нанесет значительный урон репутации компании.

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав