03.07.2020

Чем занимается сотрудник службы безопасности на предприятии. Создание собственной службы безопасности на предприятии. Кто должен отвечать за безопасность организации


Создание собственной службы безопасности (СБ) начинается с выбора ключевой фигуры -- руководителя, которому можно доверить практически всю информацию о фирме, ее деятельности, сильных и слабых сторонах, возможностях и потенциальных угрозах.

Сосредоточение конфиденциальной информации в узком кругу внутренней СБ, то есть в рамках своего предприятия, -- это безусловный приоритет первой стратегии.

Подбор руководителя СБ представляет собой весьма сложную задачу. Человек на этом посту должен удовлетворять ряд специфических требований.

Во-первых, в настоящее время недостаточно, чтобы он был выходцем из силовых структур и имел там хорошие контакты. В ряде случаев это может нести в себе и угрозы для бизнеса (искусственное создание внешних проблем и демонстрация своих способностей по их решению).

Во-вторых, руководитель СБ должен быть знаком не только с силовыми методами борьбы, но и с маркетингом, экономическими аспектами работы предприятия, источниками экономической информации. Необходимость проведения аналитической работы с целью выявления и оценки рисков бизнеса предполагает наличие у руководителя СБ качеств маркетолога. Ведь самую высокую доходность приносят наиболее рискованные сделки, а риск невозможно оценить без знания специфики и динамики рынка, потребительского спроса, позиций партнеров и конкурентов, влияния факторов законодательства и др.

Руководитель СБ должен владеть современными методами делового маркетинга или, иными словами, экономической разведки и уметь организовать ее проведение в интересах фирмы в рамках действующего законодательства.

Наличие у руководителя СБ вышеперечисленных качеств дает возможность, в случае необходимости, организовать контроль сотрудников своего предприятия (маркетологов, менеджеров по продажам, логистиков, бухгалтеров, юристов и других) с целью оценки их действий в интересах фирмы, а также оценки внутренних факторов риска. Кроме того, желательно, чтобы он располагал формальными и неформальными контактами с ведущими специалистами в соответствующих областях.

Руководитель СБ постоянно использует информацию как важный компонент для решения задач экономической безопасности предприятия. Проведение информационно-аналитической работы предполагает необходимость создания и постоянного обновления собственных информационных ресурсов. Не каждое предприятие, особенно малого и среднего бизнеса, способно организовать процесс сбора данных из различных источников.

Особенности и недостатки

Существует некий барьер создания эффективной собственной службы. Помимо зарплаты персонала, это затраты, связанные с приобретением необходимых информационных ресурсов.

Нужно также помнить о том, что собственная СБ -- это обоюдоострое оружие. Оно может быть использовано как во благо фирмы, так и (при определенных обстоятельствах) во вред, например, в случае возникновения внутреннего конфликта, работы руководителя СБ не в интересах фирмы. Чем больше полномочий у сотрудника, чем более важный пост он занимает, чем большим объемом информации он обладает, тем больше у него возможностей нанести ущерб предприятию. Поэтому целесообразно его участие в программах лояльности предприятия (достойная заработная плата, премирование за решение важных задач, предоставление социального пакета и др.).

К тому же оплата труда руководителя СБ и других сотрудников данного подразделения -- это лишь незначительная часть затрат на обеспечение безопасности. Ведь для эффективной деятельности СБ необходима достоверная информация о конкурентах, партнерах, поставщиках, потребителях, обстановке в регионе. И хотя около 90% сведений можно получить в ходе анализа информации из открытых источников, остаются еще 10%, требующие дополнительных расходов. Как правило, о создании собственной СБ руководители предприятий начинают задумываться при годовом обороте примерно от 5 млн. грн. и численности персонала 20-30 человек. При отсутствии внутренней СБ решение задач по обеспечению экономической безопасности предприятия можно возложить на специализированные фирмы, предоставляющие услуги в этой области.

Передача функций обеспечения ЭБ предприятия в аутсорсинг

Обеспечение безопасности предприятия может осуществляться внешними организациями, профессионально специализирующимися в данной области, в форме абонентского обслуживания или оказания разовых услуг. Такую организацию работ сегодня называют аутсорсингом.

Несмотря на то, что этот сектор растет значительными темпами, руководители многих предприятий все еще стремятся самостоятельно решать возникающие проблемы, в том числе и обеспечивать безопасность своего предприятия.

Сегодня многочисленные охранные фирмы в Украине и России, а также агентства по предоставлению информационно-консультационных услуг в области безопасности бизнеса предлагают аутсорсинг по обеспечению ЭБ. В подавляющем большинстве -- это предприятия, которые профессионально осуществляют физическую охрану объектов и личную охрану руководства, взаимодействуют с правоохранительными органами, а также готовят различные информационные бизнес-справки о деловых партнерах и конкурентах, о положении в отдельных секторах рынка и регионах. Свои услуги по урегулированию правовых вопросов активно предлагают юридические фирмы. Финансовые стороны работы предприятия могут решить независимые финансовые консультанты, аудиторы.

Однако их привлечение для комплексного обеспечения ЭБ содержит очень серьезную угрозу, связанную с возможной утечкой конфиденциальной информации. Чем больше внешних структур обслуживает предприятие, тем выше этот риск. Чем больше людей и организаций посвящены в дела компании, тем труднее контролировать защиту безопасности, и тем выше вероятность ее нежелательного распространения. В стремлении обеспечить ЭБ, частью которой является и защита информации, заказчик открывает свои секреты не одному партнеру (руководителю своей СБ или охранному агентству), а нескольким. Такое сотрудничество -- немногим менее рискованная ситуация, чем нелояльность или чрезмерная дороговизна собственной компетентной службы безопасности.

Услуги аутсорсинга носят индивидуальный характер, что гарантирует дополнительную защиту информации о вас и вашей компании. Если экономическая безопасность предприятия -- это его иммунная система, то предоставление индивидуальных услуг по обеспечению безопасности -- это своего рода «врачебная тайна».

Известно, что именно соблюдение конфиденциальности является одним из уязвимых мест аутсорсинга. И хотя достоинств у этого механизма сотрудничества больше, чем недостатков, защита коммерческой тайны остается под вопросом, а снижение этого риска -- одним из главных факторов успеха партнеров по аутсорсингу.

Чтобысоздать службу безопасности, крупным компаниям достаточно выделить средства из бюджета. Гораздо труднее решить подобную задачу малому и среднему бизнесу.

Собственная служба безопасности малому предприятию кажется излишней роскошью. Однако многие руководители недооценивают важность этой службы. Ведь именно она защитит то, что вы создавали. Задачу по созданию службы безопасности в организации можно упростить, разбив ее на пять этапов.

Как предприятию создать свою службу безопасности

Шаг 1. Определить цель

Прежде всего ответьте на вопрос: зачем предприятию служба безопасности? Потенциальные угрозы различны: от криминальных до неочевидных. Одна из них – хищение имущества компании работниками и недобросовестными контрагентами. Другая – необоснованные претензии налоговых и правоохранительных органов. В некоторых компаниях угрозой может стать даже некомпетентность персонала.

Пример. Служба безопасности мебельной фабрики выявила потенциальную угрозу – рядом открыли АЗС. Заправка не соответствовала нормам безопасности, поэтому вероятность пожара была велика. В этом случае пострадали бы склады и продукция фабрики. Служба безопасности компании собрала материалы, подтверждающие незаконность АЗС, и передала их в органы надзора. В результате заправку закрыли.

Шаг 2. Поставить задачи

После того как вы определите, какие риски грозят компании, оцените последствия. Работу службы безопасности направьте на преодоление конкретных угроз. Число остальных функций минимизируйте.

Расставляя приоритеты, советуйтесь с человеком, которому вы доверите руководство службой безопасности своего предприятия. Так, защита ювелирной компании направлена на пресечение хищений со стороны работников и на предотвращение нападений преступников. IT-компании важно защитить продукты интеллектуального труда от шпионажа и хищения. В первом случае речь пойдет о создании службы охраны, во втором – службы конкурентной разведки.

Пример. Директор предприятия по производству комбикорма для животных создал службу экономической безопасности. За два месяца она выявила схему хищения, которой долго пользовались сотрудники. Водитель, получив материалы от поставщика, по дороге делал остановку, сгружая часть пособникам. На предприятие он завозил на 10–15% меньше материалов. Кладовщик, который был в доле, приходовал материалы в первоначальном объеме, списывая их в производство. Третий участник схемы – сотрудник производства – подписывал бумаги о получении материалов. Дальше материалы перерабатывали в готовый продукт.

Схему раскрыли так: служба безопасности установила сканер на проходной. Обнаружили, что в середине кузова автомобиля есть пустое место. Дальше установили контроль за движением сырья на всех этапах производства, проводили беседы с работниками. Получив доказательства, устроили внезапную ревизию, которая выявила недостачу. После раскрытия схемы экономия на себестоимости продукта составила 10%

Шаг 3. Сформировать отдел

На крупных предприятиях подразделение безопасности отвечает за ряд направлений: юридическая защита, работа с персоналом и т. д. Но в малом и среднем бизнесе это невозможно. Если возложить все задачи на небольшое подразделение, то у него не будет времени на выявление реальных угроз для компании. Оптимальный состав службы безопасности для малых фирм – три человека:

  • начальник службы, лучше бывший оперативный работник;
  • заместитель начальника, например следователь или аналитик;
  • специалист, это может быть аудитор.

Как обманывает служба безопасности: 9 мошеннических схем

Способы обмана собственника бизнеса зависят от размера компании, ее организационной структуры и степени вовлеченности учредителя в дела фирмы.

Как мошенничают самые доверенные люди - сотрудники службы безопасности, узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный директор».

Желание тратить меньше на службу безопасности обоснованно. Она не увеличивает прибыль, а предотвращает потери, которых может и не быть. Однако не экономьте на трех статьях.

  1. Зарплата сотрудников. Доходы специалистов службы безопасности должны соответствовать доходам других сотрудников. Цифра зависит от региона, но не ниже оплаты в правоохранительных органах: от 50 до 120 тыс. руб. – для рядового сотрудника, не менее 200 тыс. руб. – для руководителя службы.
  2. Доступ к информационным системам. Вашей службе безопасности понадобятся системы для проверки контрагентов, например: «Спарк», «Кронус» и т. п. На это нужно 100–300 тыс. руб. в год. Сюда же включите оперативные расходы сотрудников службы, которые составят не менее 100 тыс. руб. в год.
  3. Переподготовка сотрудников. Обучение на курсах дает знание о новых видах угроз, позволяет наладить связи со службами безопасности других компаний. На это заложите 100 тыс. руб. в год.

В целом на содержание службы безопасности придется тратить не меньше 3 млн руб. в год. Оценив затраты, вы, возможно, сделаете вывод, что дешевле отдать функции безопасности на аутсорсинг. Помните: в этом случае полностью контролировать безопасность компании не удастся. Сторонняя организация может создавать проблемы ради увеличения бюджета и расширения штата.

Шаг 5. Найти специалистов

Оценивая кандидата на должность начальника службы безопасности, обратите внимание на его послужной список. Обязанности должны быть аналогичны поставленным задачам.

Для охраны объекта подойдет человек, служивший в отделе вневедомственной охраны в МВД, или бывший сотрудник ФСО. Для защиты коммерческой тайны, предотвращения хищений нужны бывшие оперативные сотрудники МВД, ФСКН, ФСБ. Лучше тот, кто имел опыт руководящей работы, но не занимал высоких постов: руководитель группы, отдела. Выбирая между бывшим оперативником уголовного розыска и сотрудником отдела противодействия экономической преступности, предпочтите второго.

Пример

В компании решили создать службу безопасности. Заместитель директора посоветовал своего друга, который работал начальником отдела в правоохранительных органах. У него было высшее юридическое образование, 15-летний опыт оперативной работы. Приглашенный сотрудник обнаружил:

  • обманные действия поставщиков сырья и покупателей;
  • хищения персонала;
  • нарушения в работе предприятия.

Начальник службы безопасности наладил систему учета материалов, поручил охране проверять грузы и документы. Изменили график дежурства охранников: поставили их на объекты, а не на посты. Контракты на поставку продукции заключали только после проверки фирм. Выявили контрагентов с плохой репутацией. Установили дополнительные видеокамеры, технический контроль по периметру предприятия. Кроме того, служба безопасности провела анализ документов компании. Обнаружили, что на только что построенную газовую котельную нет лицензии. Это позволило избежать претензий со стороны правоохранительных органов.

Дополнительные рекомендации по организации службы безопасности на предприятии

  1. Если у компании небольшой штат, то служба безопасности предприятия может состоять из одного человека. Компания сэкономит на оплате труда. Но останется риск подкупа этого сотрудника недобросовестными конкурентами или криминальными структурами.
  2. Подбирая кандидата на роль начальника службы безопасности, не стоит ограничиваться близкими знакомыми. Не у всякого директора есть друг детства, который служил в МВД. Не все бывшие оперативники в период службы занимались раскрытием преступлений или безопасностью объектов. Подобранный по такому принципу руководитель может неправильно оценить вашу благосклонность и отнесется к порученному делу спустя рукава.
  3. Начальник службы безопасности принимает решения в условиях цейтнота. Например, о приостановке отгрузки товара недобросовестному контрагенту. Наделите начальника службы безопасности полномочиями не ниже заместителя директора.
  4. В контракте с начальником службы безопасности пропишите жесткие штрафные санкции, если он необоснованно воспользуется возложенными на него полномочиями. Поручите руководителям отделов сообщать вам о злоупотреблениях со стороны службы безопасности предприятия. Обяжите начальника службы докладывать о результатах работы и эффективности отдела.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Служба безопасности предприятия выполняет следующие общие функции:

Организует и обеспечивает пропускной и внутри объектовый режим в зданиях и помещениях, порядок несения службы охраны, контролирует соблюдение требований режима сотрудниками, смежниками, партнерами и посетителями;

Руководит работами по правовому и организационному регулированию отношений по защите коммерческой тайны;

Участвует в разработке основополагающих документов с целью закрепления в них требований обеспечение безопасности и защиты коммерческой тайны, в частности, Устава, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положений о подразделениях, а также трудовых договоров, соглашений, подрядов, должностных инструкций и обязанностей руководства, специалистов, рабочих и служащих;

Разрабатывает и осуществляет совместно с другими подразделениями мероприятия по обеспечению работы с документами, содержащими сведения, являющиеся коммерческой тайной, при всех видах работ, -организует и контролирует выполнение требований «ИНСТРУКЦИИ по защите коммерческой тайны»;

Изучает все стороны коммерческой, производственной, финансовой и другой деятельности для выявления и закрытия возможных каналов утечки конфиденциальной информации, ведет учет и анализ нарушений режима безопасности, накапливает и анализирует данные о злоумышленных устремлениях конкурентов и других организаций о деятельности предприятия и его клиентов, партнеров, смежников;

Организует и проводит служебные расследования по фактам разглашения сведений, утрат документов и других нарушений безопасности предприятия;

Разрабатывает, ведет, обновляет и пополняет «Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну» и другие

нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения безопасности и защиты информации;

Обеспечивает строгое выполнение требований нормативных документов по защите коммерческой тайны;

Осуществляет руководство службами и подразделениями безопасности подведомственных предприятий, организаций, учреждений и других в части оговоренных в договорах условиях по защите коммерческой тайны;

Организует и регулярно проводит учебу сотрудников предприятия и службы безопасности по всем направлениям защиты коммерческой тайны, добиваясь, чтобы к защите коммерческих секретов был глубоко осознанный подход;

Ведет учет сейфов, металлических шкафов, специальных хранилищ и других помещений, в которых разрешено постоянное или временное хранение конфиденциальных документов;

Ведет учет выделенных для конфиденциальной работы помещений, технических средств в них, обладающих потенциальными каналами утечки информации;

Поддерживает контакты с правоохранительными органами и службами безопасности соседних предприятий в интересах изучения криминогенной обстановки в районе (зоне).

52. Дискреционное управление доступом. Дискреционная политика безопасности. Матрица доступа. Основные свойства. Достоинства и недостатки. Области применения. Мандатное управление доступом. Мандатная политика безопасности. Метки безопасности. Основные свойства. Достоинства и недостатки в сравнении с дискреционной моделью. Области применения.

Механизмы управления доступом являются основой защиты ресурсов, обеспечивая решение задачи разграничения доступа субъектов к защищаемым информационным и техническим ресурсам - объектам. В качестве субъектов в простейшем случае понимается пользователь. Однако в дальнейшем это понятие будет нами расширено.

На практике наличие механизмов управления доступом необходимо, даже если в системе может находиться только один прикладной пользователь. Это вызвано тем, что, как правило, в системе должен быть также заведен пользователь с правами администратора, который настраивает параметры системы защиты и права доступа к ресурсам защищаемого объекта. При этом у администратора принципиально иные права, чем у прикладного пользователя.

Дискреционная (матричная) модель

Рассмотрим так называемую матричную модель защиты (ее еще называют дискреционной моделью), получившую на сегодняшний день наибольшее распространение на практике. В терминах матричной модели, состояние системы защиты описывается следующей тройкой:

S - множество субъектов, являющихся активными структурными элементами модели;

O - множество объектов доступа, являющихся пассивными защищаемыми элементами модели. Каждый объект однозначно идентифицируется с помощью имени объекта;

М - матрица доступа. Значение элемента матрицы М определяет права доступа субъекта S к объекту О.

Права доступа регламентируют способы обращения субъекта S к различным типам объектов доступа. В частности, права доступа субъектов к файловым объектам обычно определяют как чтение (R), запись (W) и выполнение (Е).

Основу реализации управления доступом составляет анализ строки матрицы доступа при обращении субъекта к объекту. При этом проверяется строка матрицы, соответствующая объекту, и анализируется есть ли в ней разрешенные прав доступа для субъекта или нет. На основе этого принимается решение о предоставлении доступа.

При всей наглядности и гибкости возможных настроек разграничительной политики доступа к ресурсам, матричным моделям присущи серьезные недостатки. Основной из них - это излишне детализированный уровень описания отношений субъектов и объектов. Из-за этого усложняется процедура администрирования системы защиты. Причем это происходит как при задании настроек, так и при поддержании их в актуальном состоянии при включении в схему разграничения доступа новых субъектов и объектов. Как следствие, усложнение администрирования может приводить к возникновению ошибок.

Дискреционная модель управления доступом

Следуя формализованным требованиям к системе защиты информации, основой реализации разграничительной политики доступа к ресурсам при обработке сведений конфиденциального характера является дискреционный механизм управления доступом. При этом к нему предъявляются следующие требования:

Система защиты должна контролировать доступ наименованных субъектов (пользователей) к наименованным объектам (файлам, программам, томам и т.д.);

Для каждой пары (субъект - объект) в средстве вычислительной техники (СВТ) должно быть задано явное и недвусмысленное перечисление допустимых типов доступа (читать, писать и т.д.), т.е. тех типов доступа, которые являются санкционированными для данного субъекта (индивида или группы индивидов) к данному ресурсу СВТ (объекту);

Система защиты должна содержать механизм, претворяющий в жизнь дискреционные правила разграничения доступа;

Контроль доступа должен быть применим к каждому объекту и каждому субъекту (индивиду или группе равноправных индивидов);

Механизм, реализующий дискреционный принцип контроля доступа, должен предусматривать возможности санкционированного изменения правил или прав разграничения доступа (ПРД), в том числе возможность санкционированного изменения списка пользователей СВТ и списка защищаемых объектов.

Право изменять ПРД должно предоставляться выделенным субъектам (администрации, службе безопасности и т.д.);

Должны быть предусмотрены средства управления, ограничивающие распространения прав на доступ;

Многоуровневые (мандатные) модели

С целью устранения недостатков матричных моделей были разработаны так называемые многоуровневые модели защиты, классическими примерами которых являются модель конечных состояний Белла и Ла-Падулы, а также решетчатая модель Д.Деннинг. Многоуровневые модели предполагают формализацию процедуры назначения прав доступа посредством использования так называемых меток конфиденциальности или мандатов, назначаемых субъектам и объектам доступа.

Так, для субъекта доступа метки, например, могут определяться в соответствии с уровнем допуска лица к информации, а для объекта доступа (собственно данные) - признаками конфиденциальности информации. Признаки конфиденциальности фиксируются в метке объекта.

Примечание

В связи с использованием терминов «мандат», «метка», «полномочия» многоуровневую защиту часто называют соответственно либо мандатной защитой, либо защитой с метками конфиденциальности, либо полномочной защитой.

Права доступа каждого субъекта и характеристики конфиденциальности каждого объекта отображаются в виде совокупности уровня конфиденциальности и набора категорий конфиденциальности. Уровень конфиденциальности может принимать одно из строго упорядоченного ряда фиксированных значений, например: "конфиденциально", "секретно", "для служебного пользования", "несекретно" и т.п.

Основу реализации управления доступом составляют:

Формальное сравнение метки субъекта, запросившего доступ, и метки объекта, к которому запрошен доступ.

Принятие решений о предоставлении доступа на основе некоторых правил, основу которых составляет противодействие снижению уровня конфиденциальности защищаемой информации.

Таким образом, многоуровневая модель предупреждает возможность преднамеренного или случайного снижения уровня конфиденциальности защищаемой информации за счет ее утечки (умышленного переноса). То есть эта модель препятствует переходу информации из объектов с высоким уровнем конфиденциальности и узким набором категорий доступа в объекты с меньшим уровнем конфиденциальности и более широким набором категорий доступа.

Практика показывает, что многоуровневые модели защиты находятся гораздо ближе к потребностям реальной жизни, нежели матричные модели, и представляют собой хорошую основу для построения автоматизированных систем разграничения доступа. Причем, так как отдельно взятые категории одного уровня равнозначны, то, чтобы их разграничить наряду с многоуровневой (мандатной) моделью, требуется применение матричной модели.

С помощью многоуровневых моделей возможно существенное упрощение задачи администрирования (настройки). Причем это касается как исходной настройки разграничительной политики доступа (не требуется столь высокого уровня детализации задания отношения субъект-объект), так и последующего включения в схему администрирования новых объектов и субъектов доступа.

Мандатная модель управления доступом

Основу реализации разграничительной политики доступа к ресурсам при защите секретной информации является требование к реализации, помимо дискреционного, мандатного механизма управления доступом. Требования к мандатному механизму состоят в следующем :

Каждому субъекту и объекту доступа должны сопоставляться классификационные метки, отражающие их место в соответсвующей иерархии (метки конфиденциальности). Посредством этих меток субъектам и объектам должны назначаться классификационные уровни (уровни уязвимости, категории секретности и т. п.), являющиеся комбинациями иерархических и неиерархических категорий. Данные метки должны служить основой мандатного принципа разграничения доступа.

Система защиты при вводе новых данных в систему должна запрашивать и получать от санкционированного пользователя классификационные метки этих данных. При санкционированном занесении в список пользователей нового субъекта ему должны назначаться классификационные метки. Внешние классификационные метки (субъектов, объектов) должны точно соответствовать внутренним меткам (внутри системы защиты).

Система защиты должна реализовывать мандатный принцип контроля доступа применительно ко всем объектам при явном и скрытом доступе со стороны любого из субъектов:

субъект может читать объект, только если иерархическая классификация в классификационном уровне субъекта не меньше, чем иерархическая классификация в классификационном уровне объекта. При этом иерархические категории в классификационном уровне субъекта должны включать в себя все иерархические категории в классификационном уровне объекта;

субъект осуществляет запись в объект, только если классификационный уровень субъекта в иерархической классификации не больше, чем классификационный уровень объекта в иерархической классификации. При этом все иерархические категории в классификационном уровне субъекта должны включаться в иерархические категории в классификационном уровне объекта.

Реализация мандатных ПРД должна предусматривать возможность сопровождения, изменения классификационных уровней субъектов и объектов специально выделенными субъектами.

В СВТ должен быть реализован диспетчер доступа, т.е. средство, во-первых, осуществляющее перехват всех обращений субъектов к объектам, а во-вторых, разграничивающее доступ в соответствии с заданным принципом разграничения доступа. При этом решение о санкционированности запроса на доступ должно приниматься только при одновременном разрешении его и дискреционными, и мандатными ПРД. Таким образом, должны контролироваться не только единичный акт доступа, но и потоки информации.

Выбор модели

Следуя формализованным требованиям к системе защиты информации, основой реализации разграничительной политики доступа к ресурсам при обработке сведений конфиденциального характера является дискреционный механизм управления доступом, а секретных сведений - мандатный механизм управления доступом.

Как было показано ранее, в теории защиты информации известны и иные модели управления доступом. Причем нами были рассмотрены лишь основные из них. Однако, ввиду их более теоретического, нежели практического интереса, а также с учетом ярко выраженной практической направленности книги на рассмотрении данных подходов мы останавливаться не станем. Мы будем рассматривать решения, реализованные на практике встроенными и добавочными средствами защиты.

При этом в данной работе рассматриваются две основных модели, нашедших отражение в соответствующих нормативных документах в области защиты информации и реализуемых на практике современными ОС и добавочными средствами защиты. Это дискреционная и мандатная модели управления доступом.

Дальнейшее описание дискреционного и мандатного механизмов управления доступом представим в виде рассмотрения формализованных требований к соответствующим механизмам защиты.

Требования непосредственно к дискреционному и мандатному механизмам

При защите секретной информации используется и дискреционная и мандатная модели управления доступом. Требования к реализации мандатной модели в рамках защиты секретной информации были приведены выше. Что касается требований к дискреционному механизму, то при защите секретной информации следует придерживаться тех же требований, что и для защиты конфиденциальной информации. Однако в дополнение к последним добавляется еще пара требований:

Система защиты должна содержать механизм, претворяющий в жизнь дискреционные ПРД, как для явных действий пользователя, так и для скрытых, обеспечивая тем самым защиту объектов от НСД (т.е. от доступа, недопустимого с точки зрения заданного ПРД). Под «явными» подразумеваются действия, осуществляемые с использованием системных средств - системных макрокоманд, инструкций языков высокого уровня и т.д. Под «скрытыми» - иные действия, в том числе с использованием злоумышленником собственных программ работы с устройствами.

Дискреционные ПРД для систем данного класса являются дополнением мандатных ПРД.

Кроме того, отдельно сформулированы требования к управлению доступом к устройства

Понятие безопасности многогранно. В условиях конкурентной борьбы и криминализации рынка наряду с традиционными задачами охраны объектов у службы безопасности (СБ) появились новые задачи детективного характера, в том числе противодействие экономическому шпионажу, выявление ненадежных деловых партнеров и многое другое. В статье в структурированной форме представлены задачи и функции СБ, дано представление о методах и средствах ее деятельности, описаны виды организации подразделений охраны, нормативно-правовые аспекты охранной деятельности.

Виды охраны. Правовые основы охранной деятельности

Система защиты представляет собой совокупность сил и средств для обеспечения требуемого уровня безопасности объекта. В ней можно выделить следующие структурные компоненты (рис. 1):

Комплекс организационных мероприятий;

Инженерно-технические средства защиты;

Действия сотрудников СБ.

Рис. 1. Обобщенная структура системы защиты

Организационная поддержка функционирования системы защиты включает в себя комплекс мер по управлению службой безопасности, а также регламентирующие эти меры организационно-распорядительные документы. Инженерно-технические средства защиты предназначены для выполнения следующих задач:

Обеспечение санкционированного доступа;

Обнаружение проникновения нарушителя на объект;

Создание препятствий нарушителю при движении к цели акции;

Контроль проноса запрещенных предметов и т.п.

Задача обеспечения безопасности объекта возлагается на специально создаваемое структурное подразделение – СБ. Формы организации этой структурной единицы могут быть разными в зависимости от формы собственности объекта, его важности, количества сотрудников, а также прочих факторов. Охрана объекта может осуществляться:

Войсковой охраной (подразделением внутренних войск МВД России);

Отрядом ведомственной охраны;

Подразделением вневедомственной охраны МВД России, а также военизированным или сторожевым подразделением при органах внутренних дел;

Частным охранным предприятием.

Рассмотрим правовую базу каждого из видов охраны (табл. 1).

Таблица 1. Правовая база охранной деятельности


  1. Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1.
  2. Закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ.
  3. Закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ.
  4. Постановление Правительства РФ «Об организации ведомственной охраны» от 12 июля 2000 года № 514.
  5. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1.
  6. Постановление Правительства РФ «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года № 587.
  7. «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» от 14 августа 1992 года № 589.
  8. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ.
  9. Закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ.
  10. «Положение о ведомственной охране Министерства (ведомства)».

Внутренние войска

Охрана важных государственных объектов осуществляется внутренними войсками МВД России. Федеральный закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ определяет правовые основы деятельности частей и подразделений внутренних войск по охране таких объектов. Порядок выполнения военнослужащими внутренних войск служебно-боевых задач, организации и несения караульной службы определен в «Уставе гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации».

Ведомственная охрана

Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определяет Федеральный закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ. В нем определены основные требования к работникам ведомственной охраны, их права и обязанности, порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью. Защита объектов иных форм собственности осуществляется в соответствии с заключенными договорами. На основании указанного закона федеральные органы исполнительной власти, министерства и ведомства, имеющие право на создание ведомственной охраны, разрабатывают «Положения о ведомственной охране» подведомственных им объектов. Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, определен Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 года «Об организации ведомственной охраны».

Основными задачами ведомственной охраны являются:

Защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;

Обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Структура и полномочия органов ведомственной охраны, нормы численности работников, а также порядок организации их деятельности определяются «Положением о ведомственной охране».

Вневедомственная охрана

В соответствии с «Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ» (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года) при органах внутренних дел создаются подразделения вневедомственной охраны. Основными задачами вневедомственной охраны являются:

Охрана имущества собственников на договорной основе;

Участие в инспектировании ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;

Организация и проведение испытаний средств охранной сигнализации, выдача сертификатов;

Технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации.

Кроме того, при органах внутренних дел существуют военизированные и сторожевые подразделения, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. До принятия закона о вневедомст­венной охране на них распространяется действие Федерального закона «О ведомственной охране».

Частные охранные предприятия

В соответствии с Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1 частным охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

Защита жизни и здоровья граждан;

Охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке:

Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Охранная деятельность таких предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (приложение 1 к Постановлению Правительства «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года с последующими изменениями).

Широко применяется и смешанный вид охраны, например объект может охраняться ведомственной охраной и внутренними войсками, внутренними войсками и собственной службой безопасности.

Дальнейшее описание ведется применительно к СБ, которая может быть организована на базе ведомственной охраны, частного охранного предприятия а также вневедомственной охраны.

Служба безопасности: задачи и функции

В соответствии с законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года: «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз внутреннего и внешнего характера». Угроза безопасности – потенциальная возможность действия, способного причинить ущерб интересам объекта. СБ является структурным подразделением предприятия, предназначенным для обеспечения защиты предприятия от прогнозируемых угроз.

Рассматривая безопасность как комплексное понятие, можно выделить следующие его составляющие:

Физическую безопасность;

Безопасность внешней деятельности;

Информационную безопасность;

Психологическую безопасность.

Задачи СБ по обеспечению безопасности показаны на рис. 2. В свою очередь, выполнение каждой задачи обеспечивается следующими функциями.

Рис. 2. Задачи СБ по обеспечению безопасности





















Служба безопасности

Составляющие

Безопасности

Физическая безопасность

Безопасность внешней деятельности

Информационная безопасность

Психологическая безопасность

Задачи СБ

По обеспечению безопасности

Охрана имущества

И сотрудников предприятия

Защита коммерческих интересов предприятия

Защита конфиденци-альной информации

Выявление неблагонадежных сотрудников

Функциями СБ по обеспечению физической безопасности являются:

Обнаружение проникновения нарушителя на охраняемую территорию;

Охрана имущества предприятия;

Защита персонала предприятия от преступных посягательств;

Обеспечение пропускного режима, разграничение доступа на объект;

Организация инженерно-технической защиты охраняемых зданий, помещений.

Безопасность внешней деятельности обеспечивается комплексом мер по выявлению и локализации угроз, затрагивающих коммерческие интересы предприятия.

В том числе, сюда входит:

Изучение криминальных аспектов рынка;

Противодействие экономическому шпионажу;

Выявление ненадежных деловых партнеров, сбор информации о лицах, заключающих контракты с предприятием;

Борьба с недобросовестной конкуренцией;

Выявление фактов незаконного использования товарных знаков и т.п.

Мероприятия по обеспечению информационной безопасности направлены на предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта и включают в себя:

Организацию конфиденциального делопроизводства;

Ограничение круга лиц, работающих с конфиденциальными документами;

Организацию ведения конфиденциальных переговоров;

Расследование обстоятельств разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну и т.д.;

Мероприятия по противодействию техническим способам несанкционированного съема информации;

Мероприятия по защите информации, циркулирующей в компьютерах, вычислительных сетях.

Психологическая безопасность достигается комплексом мер по выявлению неблагонадежных сотрудников предприятия, в том числе:

Выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (в рамках полномочий СБ);

Выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем психологического тестирования;

Профилактические мероприятия по формированию правосознательного поведения сотрудников.

Служба безопасности: структура, методы и средства деятельности

Структура и состав СБ определяются реальными потребностями предприятия и зависят от многих факторов: важности (потенциальной опасности) объекта, формы собственности, рода деятельности, количества сотрудников, места расположения и т.п. Типовая структура СБ приведена в табл. 2.

Таблица 2. Типовая структура СБ





























Подразделение СБ Внутренняя структура Функции
1. Отдел физической охраны и режима
1. Группа охраны

2. Группа сопровождения

3. Тревожная группа

4. Группа инженерно-технической защиты

5. Группа режима

6. Бюро пропусков

1. Обеспечение физической безопасности людей

И мат. ценностей

2. Обеспечение пропускного и внутриобъектового режима

2. Отдел безопасности

Внешней деятельности

1. Разведывательная группа

2. Контрразведывательная группа

3. Аналитическая группа

Сбор и анализ разведывательной информации
3. Отдел защиты информации 1. Группа технической защиты информации

2. Группа конфиденциального делопроизводства

Предотвращение утечки конфиденциальной информации

С охраняемого объекта

4. Отдел психологической безопасности Проверка благонадежности сотрудников, защита

От «внутреннего» нарушителя

Отдел физической охраны и режима

Охрана и режим – традиционные виды охранной деятельности. Основная задача отдела – обнаружение несанкционированного доступа на территорию объекта, а также осуществление контрольно-пропускного режима. Основными методами деятельности являются:

Патрулирование (периодический обход территории);

Выставление постов (пост – это участок местности, порученный часовому для охраны и обороны);

Контрольно-пропускные функции (операторы КПП);

Сопровождение (охрана физических лиц).

К техническим средствам относятся все приспособления, повышающие эффективность охранной деятельности, в том числе:

Технические средства охраны (датчики охранной сигнализации, периметровые системы охраны, средст­ва теленаблюдения, средства тревожно-вызывной сигнализации и т.д.);

Средства управления доступом (турникеты, кодонаборные устройства, тамбур-шлюзы, металлодетекторы и т.п.);

Инженерные средства защиты (периметровые заграждения, физические барьеры, решетки, строительные конструкции зданий, сооружений и т.п.);

Оружие, средства индивидуальной защиты и т.д.

Отдел безопасности внешней деятельности

Задача отдела – сбор и анализ разведывательной информации. К методам деятельности относятся:

Замаскированный опрос сотрудников;

Изучение документов;

Негласное наведение справок;

Скрытое наблюдение и т.д.

К техническими средствам сбора информации относятся:

Средства негласного съема информации;

Средства скрытого видеонаблюдения;

Средства компьютерного шпионажа и т.п.

Наличие этого отдела в структуре СБ зависит, прежде всего, от степени вовлеченности предприятия в конкурентную борьбу, прогнозирования угроз его экономической безопасности.

Отдел защиты информации

Задача отдела – предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта. Все меры по защите информации можно разделить на две группы:

Организационные;

Технические.

Организационно защита охраняемых сведений обеспечивается комплексом мероприятий по работе с бумажными носителями информации и персоналом, в том числе:

Ведением конфиденциального делопроизводства;

Ограничением круга доступа лиц, допущенных к работе с документами;

Установлением определенного порядка ведения телефонных переговоров, применения радио- и телеграфной связи на предприятии;

Воспитательно-профилактической работой с сотрудниками предприятия;

Совершенствованием внутриобъектового и пропускного режима.

К техническим мероприятиям по предотвращению утечки информации можно отнести:

Периодические испытания выделенных помещений на наличие средств негласного съема информации;

Реализацию набора механизмов по защите компьютерной информации от несанкционированного доступа.

Отдел психологической безопасности

Задача отдела – выявление неблагонадежных сотрудников. К основным методам работы относятся:

Профилактическая работа с персоналом (вывешивание стендов, бюллетеней, разъяснительная работа);

Личная беседа с сотрудником, опрос;

Психологическое тестирование;

Психофизиологические исследования.

В качестве материально-технического обеспечения технологий оценки персонала применяется аппаратура для психофизиологических исследований с использованием полиграфа.

Нормативное обеспечение деятельности

Все нормативные документы по охране объектов можно разделить на три вида:

Документы федерального уровня;

Документы ведомственного уровня;

Документы локального уровня.

Во-первых, это федеральные нормативно-правовые акты (законы, постановления Правительства), являющиеся правовой базой создания СБ ().

Во-вторых, существуют документы ведомственного уровня, такие как упомянутое выше «Положение о ведомственной охране Министерства». Они регулируют вопросы организации охранной деятельности в отрасли.

В-третьих, в качестве «бумажного обеспечения» деятельности СБ на объекте должен быть разработан комплект организационно-распорядительных документов локального уровня (табл. 3). Их состав и содержание не регламентированы, а определяются исходя из практических потребностей.

Таблица 3. Комплект организационно-распорядительных документов локального уровня, регламентирующих деятельность СБ






















































Название Содержание
1 Положение о СБ предприятия (Устав СБ) См. в тексте
2 Комплект положений о подразделениях СБ Определяет задачи и функции подразделения, его место в составе СБ, внутреннюю организацию. На основе положения составляется штатное расписание подразделения
3 Комплект должностных инструкций персонала СБ Определяет права и обязанности персонала СБ, а также вопросы его ответственности
4 Инструкция по организации охраны предприятия Определяет предметы защиты, способы охраны (посты, рубежи защиты, порядок патрулирования территории) и т.д.
5 Инструкция по защите информации Определяет основные организационно-технические мероприятия по защите информации на объекте
6 Инструкция об организации пропускного режима Регламентирует порядок пропуска сотрудников и транспортных средств через КПП, виды пропусков, порядок их оформления и хранения
7 Инструкция об организации внутриобъектового режима Определяет правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности на территории объекта
8 Инструкция по организации эксплуатации технических средств и систем охраны Регламентирует порядок проведения техобслуживания и ремонта технических средств, ведения учетной документации, вопросы хранения, консервации и списания
9 Инструкция о действиях в нештатных ситуациях Определяет порядок действий персонала СБ при нападении нарушителей, а также в других чрезвычайных ситуациях (пожар, авария, стихийные бедствия и пр.)

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность СБ, является Положение о службе безопасности (Устав). В нем должны быть отражены следующие вопросы:

Нормативно-правовое обеспечение деятельнос­ти СБ;

Задачи и функции;

Организационно-штатная структура;

Кадровые ресурсы, сотрудники СБ, их права и обязанности;

Взаимодействие с правоохранительными органами;

Порядок применения физической силы, огнестрельного оружия, специальных средств;

Материально-техническое обеспечение;

Финансовое обеспечение;

Контроль деятельности СБ.

В заключение коснемся вопросов контроля за обеспечением безопасности на объекте. Контроль – одна из функций управления, необходимая для оценки качества работы. Применительно к СБ качество работы оценивается числом отраженных угроз к общему числу реализованных угроз за определенный интервал времени. Конкретно это выражается через:

Число пресеченных попыток проникновения на охраняемую территорию;

Число пресеченных попыток нарушений пропускного режима;

Число пресеченных попыток хищения конфиденциальной информации,

Число своевременно выявленных и локализованных угроз безопасности внешней деятельности предприятия.

Отметим, что в полном объеме описанная структура СБ реализуется, как правило, на крупных или ведущих активную коммерческую деятельность объектах. На средних и малых объектах она корректируется с учетом реальных потребностей предприятия.

  • Корпоративная культура

Ключевые слова:

1 -1

Серьезно ошибаются те, кто считает, что безопасность бизнеса зависит лишь от высоких заборов и надежной охраны. Истинная безопасность не может быть столь очевидной. Здесь абсолютно неуместны одноразовые действия либо решительные наскоки, которые обеспечат моментальный результат. Какой комплекс мер необходимо предпринять, чтобы обеспечить максимально возможную безопасность своей компании, расскажем в статье.

Вы узнаете:

  • Какие виды угроз безопасности компании существуют.
  • Что такое политика безопасности компании и какие вопросы она включает.
  • Как организовать службу безопасности компании.
  • Какие вопросы можно передать на аутсорсинг.
  • Что такое экономическая и финансовая безопасность и как их обеспечить.

Что значит комплексная безопасность компании

Безопасность компании подразумевает системные мероприятия по предупреждению, выявлению и исключению опасных ситуаций, чреватых потерей финансовых средств или занимаемой позиции на рынке.

К указанным обстоятельствам относятся покушения на:

Комплексная безопасность предприятия – это объединение нескольких подсистем защиты для формирования общей концепции управления, контроля и анализа рисков. Такие системы имеют минимум лишних элементов единой функциональности, что вызывает повышенные эффекты синергии.

Материал для скачивания:

Вопросы корпоративной безопасности компании (или бизнеса) актуальны для любой структуры, несмотря на вид ее деятельности, местонахождение и численность персонала. Для их решения применяют разные способы. В одних случаях этим занимается сам владелец компании либо генеральный директор, в других привлекаются обученные специалисты или служба безопасности. Иногда предприятия прибегают к аутсорсинговым услугам охранных фирм.

Главная цель системы комплексной защищенности – обеспечить возможности для эффективного развития компании в нестабильной ситуации (внутренней или внешней), вовремя выявлять и пресекать потенциальные угрозы, охранять всеми дозволенными способами корпоративные интересы, здоровье и жизнь трудящихся.

Материал по теме из электронного журнала:

Основные угрозы безопасности компании

Угрозы безопасности компании – это фактически или потенциально возможные действия, события, явления или процессы, способные навредить ее функциональности. Для принятия любых мер по исключению негативных событий следует понять суть того, что представляет опасность для предприятия.

Корпоративные угрозы бывают двух видов:

  • Внешние угрозы, к которым относят:
  • действия по подрыванию бизнес-репутации компании, краже принадлежащих ей изобретений или хищению коммерческой тайны;
  • поведение отдельных лиц или рейдерских компаний, имеющее целью захват управления или имущества объекта нападения;
  • greenmail (от английского green – деньги, blackmail – шантаж) – финансовый шантаж (или экономический террор) по отношению к компании;
  • поступки физических лиц, вызванные личной неприязнью к предприятию, его руководству или персоналу и нацеленные на нанесение ущерба имуществу организации или ее доброму имени;
  • незаконные действия сотрудников государственных органов или силовых структур.
  • Внутренние угрозы безопасности компании включают:
  • нарушение персоналом правил трудового распорядка;
  • проступки работников, причиняющие предприятию материальный ущерб или нарушающие его бизнес-репутацию;
  • некачественный отбор сотрудников и т. п.

Материал для скачивания:

Свою классификацию имеют и угрозы для предпринимательства, куда входят:

  • умышленные (кражи, взломы, нападения, вторжения, демпинг, бесчестная конкуренция, шантаж, промышленный шпионаж, заведомо неверное оформление документации);
  • непредумышленные (технические, природные);
  • экономические (непогашение кредитов, кража финансовых средств, мошенничество);
  • информационные (разглашение конфиденциальной информации, ее уничтожение или неофициальное искажение, порча технического оборудования для приема, использования, хранения и передачи данных, др.);
  • случайная некомпетентность (халатность, неопытность пользователя, ошибки при разработке ПО и др.);
  • юридические (неосведомленность или сознательное нарушение закона, несоблюдение юридических основ организации и управления бизнесом);
  • объективные (экономические кризисы, инфляция, конкуренция, др.);
  • фальсификация платежных документов, подделка финансовой отчетности и др.

По уровню допустимости угрозы рассматривают как:

  • реальные, когда вероятность можно подсчитать (допустим, экспертным способом, на основе статистики, методом группового SWOT анализа, др.);
  • потенциальные (возможные).

По каждой обнаруженной угрозе безопасности компании руководитель должен выяснить ее уровень в денежном (или материальном) выражении. Необходимо оценить потенциальный ущерб от исполнения любой угрозы. В основном под потерями можно подразумевать произведение величины возможного ущерба (в денежном выражении) и его вероятности.

Политика безопасности компании как составляющая нормативного регулирования

Политика компании в области безопасности - это единые ориентиры для принятия решений и ведения действий, упрощающих выполнение задач. Для определения этих ориентиров нужно, прежде всего, наметить цели обеспечения защищенности компании (главная цель уже определялась выше). В качестве целей можно установить:

  • укрепление рабочей дисциплины и ;
  • охрана интересов и законных прав организации;
  • равнение на мировые стандарты и лидирующие позиции в создании и освоении передовых технологий и производимой продукции;
  • реализация производственных программ;
  • содействие государственным структурам для достижения целей компании;
  • исключение зависимости от нерадивых и случайных бизнес-партнеров.

В первую очередь следует сделать аудит информационных процессов компании, определить крайне важные сведения, которые требуют защиты. Экспертиза информационных процессов должна завершиться составлением списка конфиденциальных данных предприятия и участков, где они используются, перечня допущенных лиц и последствий утечки (искажения) секретных сведений.

Далее становится понятно, что, от кого и как следует защищать, потому что в подавляющем большинстве эпизодов нарушителями вольно или невольно будут сотрудники предприятия. Фактически эту закономерность изменить нельзя, нужно принять ее как данность. Для каждой угрозы безопасности существует вероятность ее исполнения. Если умножить допустимость этого события на вызванный им ущерб, можно определить риск угрозы. Затем переходят к созданию стратегии безопасности.

Следом за анализом ситуации приступают к разработке «Политики безопасности компании» как основного документа для ее защиты от угроз, который утверждается руководителем предприятия. По своей структуре он может содержать такие разделы:

  • Описание ситуации в области безопасности компании:
  • мониторинг состояния конкурентной среды;
  • анализ хозяйственного положения предприятия, потенциала его ресурсов, уровня защищенности охраняемых объектов и др.;
  • обнаружение фактических и потенциальных угроз, экономических рисков, их распределение по рейтингу опасности и времени наступления либо сумме возможного ущерба;
  • установление причин и условий появления опасностей;
  • прогностика возможных отрицательных последствий некоторых угроз (включая экономические), расчет потенциального ущерба;
  • описание проблемной ситуации.
  • Определение целевой установки обеспечения безопасности:
  • подготовка политики безопасности компании;
  • формулирование ее целей;
  • постановка задач для их выполнения и реализации выбранной стратегии.
  • Построение системы безопасности компании:
  • определение функций СБ организации и ее базовых принципов;
  • выбор объектов безопасности и изучение уровня их защиты;
  • основание органов (назначение субъектов) для защиты от рисков;
  • разработка способов поддержания безопасности;
  • образование организационной структуры для управления СБ компании.
  • Разработка методов оценки состояния безопасности компании:
  • выбор базовых критериев и показателей уровня безопасности;
  • определение методики для оценки состояния защищенности компании;
  • создание системных методов анализа хозяйственных рисков.
  • Расчет сил и средств, необходимых для обеспечения безопасности:
  • определение потребности в материально-технических ресурсах, средствах охраны и защиты потенциально небезопасных объектов;
  • расчет и будущих расходов на их содержание и стимулирование;
  • расчет финансовых затрат на организацию безопасности компании;
  • соотнесение будущих расходов с потенциальным уроном от влияния угроз и бизнес-рисков.
  • Разработка мер по реализации основных положений концепции безопасности компании:
  • выбор условий, необходимых для внедрения концепции;
  • привлечение ресурсных источников обеспечения;
  • выделение средств на осуществление намеченных мероприятий;
  • создание специального подразделения по безопасности, формирование системы управления безопасностью компании;
  • установка средств технической защиты;
  • контроль над выполнением концепции безопасности;
  • развитие СБ, ее своевременная адаптация к изменчивым условиям, модернизация форм и методов функционирования системы.

Разработка безопасности компании представляет собой одновременную подготовку технической и организационно-правовой документации. При составлении стратегии следует брать за основу принцип рациональной достаточности с сохранением адекватности действий.

Политика может предусматривать сдачу мобильных телефонов на входе для всех посетителей фирмы (иногда это встречается в отдельных организациях). Вопрос в том, станет ли кто-то выполнять данное предписание? Как его отслеживать? И каковы будут последствия для имиджа компании? Понятно, что это условие практически невыполнимо. Иное дело, когда запрещается использование мобильных телефонов сотрудниками в офисах фирмы, если, конечно, количество стационарных аппаратов удовлетворяет все потребности в связи. Принцип разумной достаточности предполагает, что расходы на обеспечение информационной безопасности компании не должны превышать сумму возможного урона от ее утечки.

10 принципов обеспечения безопасности компании

Система безопасности является продуктом уникальным. К примеру, СБ транспортного предприятия, коммерческой или производственной фирмы существенно различаются. Но всё же существуют общие базовые нормы, которые можно брать за основу при создании какой-либо концепции. Перечислим 10 принципов обеспечения безопасности компании.

  1. Комплексность. Администрация компании должна учитывать все потенциальные угрозы, чтобы спланировать высокоэффективную систему безопасности.
  2. Своевременность . Все мероприятия по созданию безопасности прежде всего должны иметь целью предупреждение возможных угроз и разработку действенных мер по недопущению посягательств на ценности компании.
  3. Непрерывность. Меры по защите безопасности организации должны быть постоянными. Самым продуктивным является неизменный цикл из цепочки: планирование – реализация – проверка – совершенствование – планирование – и т. д.
  4. Законность. Обеспечение экономической безопасности компании не может выходить за рамки правового поля и должно основываться на легитимных способах выявления и пресечения .
  5. Плановость. Работа по укреплению защищенности должна проводиться по специальным планам, намеченным для каждого подразделения и некоторых сотрудников организации.
  6. Целесообразность. Администрации компании необходимо сравнивать масштабы вероятного ущерба с расходами на безопасность (условие «эффективность – стоимость»).
  7. Дублирование. Все способы защиты следует дублировать, чтобы при выпадении одного звена системы использовать запасной механизм.
  8. Специализация. Для решения вопросов безопасности не нужно задействовать потенциал лишь штатных сотрудников. С финансовой позиции для многих предприятий выгоднее использовать при разработке и внедрении СБ профильные фирмы, работники которых имеют соответствующую подготовку, практический опыт и официальную лицензию на оказание услуг.
  9. Совершенствование. Все меры и средства защиты нужно постоянно корректировать и дополнять (модифицировать), опираясь на ежедневный опыт компании, следить за появлением передовых технических новинок и поправок к нормативам.
  10. Централизация управления. Охрана безопасности компании, как самостоятельная система, должна проводиться согласно общим утвержденным принципам. Первый руководитель обязан ориентироваться в ситуации при любых условиях, так как решающее слово всегда будет за ним.

Организация эффективной службы безопасности компании: пошаговая инструкция

Иметь собственное подразделение защиты для небольшого бизнеса, конечно, роскошь. Но большинство руководителей преуменьшают его важность, поскольку именно эта структура обезопасит то, что вы создали.

Образование службы безопасности можно упростить путем дифференцирования задачи на пять частей.

Шаг 1. Выбор цели.

Вначале задайте себе вопрос, зачем компании служба безопасности. Возможные угрозы разнообразны: от неявных до криминальных. Одна из таковых – безосновательные претензии налоговиков и правоохранителей. Другая – и непорядочными контрагентами. Иногда угрозой может выступать даже безграмотность персонала.

Пример: однажды сотрудники отдела безопасности мебельной фабрики заметили потенциальную угрозу – открытую неподалеку АЗС. Так как она не отвечала нормам безопасности, риск возгорания был высок. При этом пострадали бы складские помещения и товары фабрики. Служба безопасности компании (далее СБК) собрала доказательства незаконного возведения заправки и подала их в надзорные структуры. В итоге АЗС была закрыта.

Шаг 2. Постановка задач.

После определения рисков, вероятных для организации, нужно оценить последствия. Ориентируйте работу СБК на устранение выявленных угроз. Все остальные функции минимизируйте.

При расстановке приоритетов согласуйте их с тем, кому вы доверите безопасность своего предприятия. К примеру, защита ювелирной фирмы нацелена на исключение хищений персоналом и вторжения налетчиков. Для IT-компаний актуальна сохранность интеллектуальных ценностей от кражи и шпионажа. В первом примере требуется организация службы охраны, во втором – необходим отдел конкурентной разведки.

Пример: руководитель завода по изготовлению сельскохозяйственного комбикорма сформировал службу экономической безопасности. В течение двух месяцев она раскрыла схему хищения, давно практикуемую работниками. Получая у поставщика материалы, водитель делал остановку по пути, сгружая часть сообщникам. На завод он привозил товара на 10–15 % меньше. Далее кладовщик, участвующий в деле, оформлял доставку в исходном объеме, а затем списывал на производство. Третье звено преступной схемы – работник цеха – подписывал документы о получении материалов. Потом они перерабатывались в окончательный продукт.

Чтобы раскрыть этот сценарий, на проходной был установлен сканер. С его помощью в центре кузова автомобиля нашли пустое место. Затем ввели контроль за прохождением сырья по всему циклу производства, беседовали с сотрудниками. Собрав доказательства, устроили нежданную проверку и обнаружили недостачу. После разоблачения схемы себестоимость продукта уменьшилась на 10 %.

Шаг 3. Формирование отдела.

В больших компаниях подразделение безопасности курирует несколько направлений: правовую защиту, работу с персоналом и др. Однако для небольшого бизнеса это нереально. Если поручить все задачи компактному отделу, ему не хватит времени на нахождение явных для предприятия угроз. Самый приемлемый состав СБ для мелких фирм – 3 сотрудника: начальник (в идеале – бывший оперативник), его заместитель (допустим, следователь, аналитик) и специалист (возможно, бывший аудитор).

Шаг 4. Расчет бюджета.

Разумеется, желание сэкономить на службе безопасности компании вполне резонно. Она не приносит дохода, а предупреждает убытки, которые не вполне реальны. В любом случае не стоит экономить на 3 статьях:

  • оплата труда сотрудников. Доходы специалистов по безопасности должны отвечать заработку остального персонала. Его размер зависит от региона, однако не должен быть ниже зарплат в силовых структурах (50 000–120 000 руб. – рядовым сотрудникам, от 200 000 руб. – руководству);
  • доступ к системам информации. Для службы безопасности потребуется оборудование по проверке контрагентов типа «Кронус», «Спарк» и др. На это ежегодно будет уходить по 100 000–300 000 руб. Туда же включаются текущие расходы работников отдела, а это примерно от 100 000 руб. в год;
  • переобучение сотрудников. Курсы переподготовки дают информацию о современных видах угроз, помогают наладить коммуникации с коллегами из служб других компаний. На данные расходы отведите в бюджете 100 000 руб. на год.

В общем на годовое содержание собственной службы безопасности потребуется не менее 3 000 000 руб. Вероятно, при таких расходах вы решите, что выгоднее прибегнуть к услугам аутсорсинга. Но знайте, что при этом вам не удастся всецело контролировать надежность компании. В целях расширения штата и повышения бюджета сторонняя организация, возможно, будет создавать проблемы.

Шаг 5. Поиск профессионалов.

Рассматривая соискателя на должность руководителя службы безопасности компании, изучите его послужной список. Учтите, что должностные функции будущего работника должны отвечать поставленным задачам.

На место начальника охраны объекта нужен бывший сотрудник вневедомственной охраны при МВД либо человек, ранее служивший в ФСО. Для обеспечения безопасности коммерческой тайны, предупреждения краж потребуются бывшие оперативники МВД, ФСБ, ФСКН. В идеале – люди с опытом руководящей работы на должностях среднего звена: начальник отдела или руководитель группы. Если у вас есть два кандидата в лице бывшего сотрудника уголовного розыска и работника ОБЭП, выбирайте второго.

Пример: на предприятии решено было создать собственную службу безопасности. Заместитель директора предложил своего друга, служившего начальником отдела в органах охраны правопорядка. Кандидат имел высшее юридическое образование и стаж оперативной работы 15 лет. Новый сотрудник тут же выявил ряд правонарушений: мошенничество поставщиков сырья и некоторых покупателей, кражи среди персонала и нарушения в деятельности компании.

Новый начальник СБК отрегулировал систему учета материалов, инициировал постоянную проверку грузов и документации. Сменился график выходов для охранников: они были распределены по объектам, а не постам. Договоры на любые поставки оформляли только после тщательной проверки фирм. Были обнаружены контрагенты с негативной . На предприятии появились видеокамеры слежения, установлен технический контроль его периметра.

В довершение всего служба безопасности компании проанализировала всю документацию. В ходе проверки было выявлено отсутствие лицензии на недавно возведенную газовую котельную. Это помогло избежать проблем.

Рассказывает практик

В маленькой компании служба безопасности может быть в лице одного человека

Сусликов Алексей,

старший инспектор службы корпоративной защиты компании «Газпром добыча Ямбург», Новый Уренгой; полковник полиции в отставке

Для предприятия с небольшим штатом служба безопасности может состоять из одного человека. Это сэкономит фонд , зато будет возможна вероятность подкупа данного лица криминальными структурами и непорядочными конкурентами.

Подыскивая претендента на должность начальника СБК, не ограничивайтесь только кругом своих знакомых. Не каждый директор имеет друга в лице сотрудника МВД. Точно так же не все бывшие опера в годы службы специализировались на раскрытии экономических преступлений или охране безопасности объектов. Руководитель, выбранный по этому принципу, может неверно понять ваше благоволение и будет работать спустя рукава.

Начальник подразделения безопасности компании всё решает в условиях цейтнота, то есть очень быстро. Допустим, вопросы прерывания отгрузки продукции недобросовестным контрагентам. Предоставьте начальнику СБК широкие полномочия на уровне заместителя директора.

В трудовом договоре с ним установите строгие штрафные санкции за превышение возложенных полномочий. Поручите начальникам отделов докладывать вам о беззакониях службы безопасности, а ее руководителя обяжите подавать отчеты о своей деятельности и продуктивности работников.

Изменится ли качество безопасности компании, если передать ее на аутсорсинг?

Создание своей системы безопасности компании - оптимальный вариант для больших организаций, таких как:

  • нефтяные корпорации;
  • заводы;
  • банки и др.

Сотрудники службы безопасности будут постоянно держать на контроле и обстановку внутри компании, и внешние угрозы. Основным преимуществом данного подхода будет присутствие профессиональной охраны, которую вы сами подобрали и которая подчиняется лично вам. Минусами можно считать только затратность содержания собственной СБК, поскольку кроме оплаты труда работников вам придется приобретать и современные защитные системы, и оружие, выделять средства на промышленную разведку и др.

Для большинства организаций своя служба безопасности, как правило, нужна для престижа, нежели вызвана необходимостью.

Многие компании создают систему защиты, объединяя собственные и сторонние ресурсы. Подобная политика оправданна. Привлечение профильных фирм, ведущих деятельность такого рода, дает вам максимальный результат при наименьших вложениях, что выгодно отличает этот подход в сравнении с организацией СБК с нуля.

Чаще всего по договору аутсорсинга функции охраны объектов и персональной защиты руководителей компании делегируются специализированным агентствам.

Поэтому выбор фирмы, которой вы доверите охрану бизнеса, - вопрос серьезный. Для его решения эксперты советуют:

  • собрать рекомендации своих знакомых и ;
  • проверить стаж работы охранного агентства на рынке профильных услуг;
  • посмотреть объекты, которые обслуживает это предприятие;
  • пообщаться с первыми лицами охраняемых предприятий и выяснить, удовлетворяет ли их качество безопасности компании;
  • узнать численность штата охранной фирмы. Если там работает с десяток человек, они не смогут быстро найти замену даже одному отсутствующему охраннику. Следует уточнить уровень подготовки штатных работников такого ЧОПа;
  • выяснить, является ли ЧОП членом какого-то профессионального сообщества. Они зачастую сотрудничают с юридическими фирмами. К тому же Ассоциация охранных структур имеет собственного страховщика. Охранные предприятия, входящие в единую ассоциацию, оказывают друг другу помощь. Если вблизи вашего объекта находится ГБР другого ЧОПа, она оперативно прибудет на место происшествия по сигналу тревоги;
  • охранная фирма должна сотрудничать с правоохранительными органами для получения необходимой информации о будущем партнере (сотруднике);
  • побеседовать с первым руководителем выбранного вами ЧОПа. Если он поведает о трудностях, которые встречались на пути компании, и как он их преодолел, то ему можно доверять и не сомневаться в его честности и стремлении сотрудничать. И наоборот, если вы слышите, что на обслуживаемых объектах не отмечено ни единой кражи и нарушений, хорошо подумайте, нужно ли связываться с этой фирмой. Вероятнее всего, они не говорят вам о настоящем положении дел.

Одновременно нужно учитывать, что по закону этот вид предпринимательства требует лицензии (ФЗ № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.92).

Очень часто созданием и поддержкой работоспособности технических систем охраны и видеонаблюдения занимаются специалисты, приглашенные со стороны. Кроме того, для разработки способов и мер по корпоративной безопасности компании целесообразно привлекать и профессионалов в юриспруденции.

Что до полного делегирования посторонней организации аналитических функций, то это не только неразумно, но даже опасно. Очень много звеньев контроля попадает в руки фирм, не управляемых руководством. Чтобы отважиться на подобный шаг, нужна стопроцентная уверенность в высоком профессионализме и большой лояльности специалистов такого рода структур.

Рассказывает практик

К выбору ЧОПа нельзя подходить формально

Игорь Горский ,

директор по развитию группы компаний «Бекар», Санкт-Петербург

Всем руководителям организаций, связанных с клиентами, я советую выбирать службу безопасности, где даже в конфликтных ситуациях с уважением относятся к посетителям (охрана не должна отталкивать приходящих в ваш офис). Хотя, если служба СБК работает профессионально, для нее не составит труда урегулировать любой инцидент.

Мы обращаемся в специализированные организации по принципу аутсорсинга: гораздо выгоднее платить тем, у кого охранная технология давно отработана. К подбору ЧОПа нужно подходить обдуманно, потому что в присутствии этих лиц могут обговариваться будущие сделки, партнеры и другое. Следует наводить точные справки, беседовать с клиентами и знакомыми. В последнее время расценки на услуги ЧОПа не очень высоки. По этой причине мы не организуем собственную службу безопасности, а для перевозки денег используем услуги инкассаторов.

Внутренний и внешний аудит безопасности компании

Какой бы эффективной ни была корпоративная СБК, зачастую и она может допускать ошибки. Уязвимые места в системе безопасности компании – сомнительные новые сотрудники, излишняя самостоятельность персонала или, наоборот, его безынициативность и некомпетентность, недостаток технического оснащения – все эти факторы когда-нибудь вызовут проблемы. Ими могут стать: утечка конфиденциальной информации о деятельности компании, обычная кража, успешная операция коммерческого шпионажа.

Главное то, что даже идеальная охрана может иногда ошибаться, защищая предприятие привычным способом и оставляя без внимания слабые места системы. Именно обнаружение недоработок в деятельности СБК и подготовка плана ее совершенствования возлагается на аудит безопасности компании.

Аудит безопасности предприятия – процесс независимой, полной и объективной проверки защищенности хозяйствующего субъекта, оценки состояния дел по охране бизнеса на каждом его участке. Цель аудита – получение беспристрастного профессионального вывода об уровне безопасности юридического лица, о его максимально уязвимых местах и недоработках в концепции защиты компании.

Материал для скачивания:

Есть два вида аудита – внешний и внутренний. Это вовсе не предполагает их поочередное проведение. Просто внешний аудит требует разовой или эпизодических проверок службы безопасности, в то время как внутренний аудит осуществляется постоянно и продолжительно.

На стадии (вернее, в процессе) внутреннего аудита СБК обследуют:

  • квалификацию работников;
  • прошлую жизнь и эпизоды биографии, способные оказывать влияние на сотрудника;
  • степень профессиональной подготовки;
  • виды и качество профилактических мероприятий службы безопасности;
  • методы сотрудничества СБК с остальными подразделениями организации (уровень доверия, отношение к работе, способы получения охранниками информации и проведение других мероприятий).

Внутренний аудит безопасности компании выполняется для выявления и исправления ошибок в организации СБ и защиты от потенциальных рисков, вызванных некомпетентностью работников службы, их недостаточными связями с другими подразделениями.

Внешний аудит охранной системы представляет собой комплекс мер по проверке эффективности ее реакции на возникающие угрозы. Начиная с обнаружения спецсредствами жучков до попыток вторжения на охраняемую территорию, от изучения режима денежных перевозок и перемещения товаров до оценки оснащения технической системы по контролю доступа.

Дополнительно проверяются и анализируются внеслужебные связи сотрудников (могут ли они оказывать влияние на отношение охранника к работодателю). Завершением работы становится отчет, описывающий уязвимые места в СБ и методы их устранения.

Проведение проверки своими силами невозможно, поскольку аудитор, прежде всего, оценивает ситуацию извне, в то время как сотрудник видит ее изнутри, ориентируясь на свою позицию в штатном расписании, на расположение к сослуживцам и компании вообще.

Иногда мероприятия по аудиту безопасности компании оказываются безрезультатными. Давайте рассмотрим причины этого явления.

  • Нехватка реально квалифицированных специалистов.

Как правило, опытные уникумы вкалывают (в полном смысле слова) на предприятии по 12 часов в сутки. Нужно заметить, что любой профессионал и мастер своего дела, прежде всего, человек. Поэтому руководство компании, где он работает, обязано мотивировать его постоянно. Если аудитор утратит интерес к своей деятельности, ошибки неизбежны.

Как этого не допустить? Выбирая исполнителя, обращайтесь в большие компании, где штат предусматривает несколько сотрудников, способных в трудную минуту заменить работягу.

  • Необъективность или неуважительность между заказчиком и исполнителем.

Обращаясь к специалисту, не нужно его унижать. Доверяйте фирме, согласившейся на аудит безопасности вашей компании. Бывают заказчики, которые одновременно обращаются в несколько организаций, а потом, выбрав лучший отчет одной из них, не платят денег остальным.

Как этого не допустить? Найти компанию, которая вас устраивает, и уважительно относиться к ее работникам.

  • Услуги нелицензированных фирм.

Во избежание безуспешных обследований либо новых хищений и взломов выбирайте исключительно компании, имеющие сертификат на осуществление этой деятельности.

  • Экономия бюджета предприятия.

Финансовая безопасность компании

Одним из главных элементов хозяйственной защищенности является финансовая безопасность компании. Она считается ведущей в составе компонентов экономической охраны, так как структура и объем финансового потенциала имеют огромное значение для достижения стратегических целей любой организации.

С учетом своей функции и роли показатели финансовой безопасности подразделяют на такие виды:

  • Платежеспособность . Это степень обеспечения компании средствами, скорость возобновления его возможности рассчитываться по своим обязательствам при потере финансового контроля, уровень его автономности при самом плачевном исходе, гибкость управления собственным капиталом и прочие материальные факторы.
  • Финансовая стабильность . К этой группе относятся объемы внутренних денежных средств, доля заемного капитала в структуре общего, индекс независимости на рынке финансов.
  • Бизнес-активность . Суммарный оборот денег, его устойчивость и скорость.
  • Рентабельность . Это материальные показатели, состояние производственных фондов, капиталовложения (краткосрочные и долгосрочные), индекс чистой прибыли.

Существует такое понятие как пороговое значение – предельно допустимые величины, нарушение которых вызывает финансовую нестабильность, мешает нормальному развитию воспроизводства, способствует возникновению негативных, разрушающих тенденций. Система количественных показателей-индикаторов заранее предупреждает о грядущей опасности, чтобы вовремя принять меры по ее недопущению.

Следует заметить, что максимальный уровень финансовой безопасности компании создается, когда все комплексные показатели не превышают рамки своих пороговых величин, а предельные значения одного из них достигаются без нанесения вреда другим. Нарушая лимиты пороговых цифр, организация подрывает свою устойчивость, налаженную динамику саморазвития, жизнеспособность на внутреннем и внешнем рынках, превращается в объект агрессивного поглощения.

Материал для скачивания:

Степень указанной защиты определяется способностью администрации компании на соответствующих уровнях принять следующие меры:

  • обеспечить стабильное развитие ее экономики;
  • сгладить отрицательное влияние последствий кризиса, предотвратить умышленные действия конкурентов, а также прочих недружелюбных структур;
  • не допустить сделок с активами компании, грозящих потерей собственности;
  • создать рациональную систему учета денежных потоков и поднять эффективность контроля;
  • устранить проявления халатности, пресечь мошенничество и намеренные действия сотрудников по отношению к контрагентам, другие финансовые махинации;
  • продумать и ввести регулярный мониторинг финансового положения компании для ранней диагностики критических ситуаций и признаков банкротства.

Работа в этих направлениях поможет вам сформировать запас прочности своей финансовой системы для преодоления последствий кризиса.

Главная роль в организации финансовой безопасности компании отводится специальной службе. Она проводит регулярный мониторинг экономической ситуации и реагирует на любые ее изменения. Спецслужба готовит документы для принятия решений руководства по тем или другим проблемам, после чего отслеживает их выполнение. Она анализирует критерии, по которым выявляется нарушение финансовой безопасности. Если такие моменты обнаружены в деятельности, это доводится до руководства.

Еще один структурный компонент – информационная служба. Она проводит всеобъемлющий контроль, находит уже имеющиеся угрозы и намечает риски для финансовой стабильности. Данные, собранные из разных источников, используются для подготовки комплексных мероприятий по устранению опасных факторов и негативных последствий всех видов угроз. Таким способом финансовая безопасность компании реализуется глобально.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав