13.08.2019

Использование произведения без разрешения автора. Когда разрешения можно не спрашивать? Научные и культурные цели


В Законе содержится указание на то, что «автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом» (п. 1 ст. 16 Закона), т. е. формально для любого использования произведения требуется согласие автора или иного лица, к которому перешли соответствующие исключительные права, относящиеся к тому или иному виду использования.

Закон не ставит решение вопроса о необходимости получения разрешений от правообладателей и заключения с ними договоров в зависимость от того, осуществляет ли пользователь предпринимательскую деятельность, преследует ли он какую-либо коммерческую цель, приносит ли использование произведений доход или прибыль.

Следует учитывать ряд обстоятельств, значительно ограничивающих область применения данного правила.

Во-первых, речь идет только о так называемых охраняемых произведениях, т. е. таких, которые получают охрану на территории Российской Федерации в соответствии с внутренним законодательством и международными договорами. Охрана имущественных прав на произведения в любом случае ограничена (см.: Сроки действия авторского права).

Во-вторых, несмотря на приведенную выше формулировку, возможности автора или его правопреемников по определению условий использования произведений ограничены действием иных положений Закона, существованием других законодательных актов, общими требованиями гражданского законодательства о добросовестности и разумности (например, автор не может требовать, чтобы на его произведение смотрели только левым глазом).

В п. 2 ст. 16 Закона приводится перечень отдельных видов действий (воспроизведение, распространение экземпляров, публичное исполнение, перевод и т. д.), для совершения которых необходимо получать разрешение у автора или его правопреемников. Некоторые предоставленные правообладателям права разбросаны также по иным статьям Закона.

Несмотря на бурные теоретические споры на практике обычно исходят из того, что имущественные авторские права распространяются только на эти специально предусмотренные Законом действия. Однако для описания таких действий в Законе использованы столь широкие формулировки, что существует возможность в той или иной мере подвести под них почти любой случай использования произведения. Сам Закон предусматривает ряд весьма существенных ограничений авторских прав и исключений из них.


С учетом анализа положений Закона можно выделить следующие случаи законного использования произведений:

1) использование произведений на основании разрешения обладателей исключительных прав в отношении соответствующих способов использования;

2) использование произведений на основании лицензионных соглашений, заключаемых с организациями по коллективному управлению авторскими правами (см.: Коллективное управление авторскими и смежными правами);

3) использование произведений без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения – в случаях, специально предусмотренных Законом;

4) свободное использование произведений, т. е. их использование без получения разрешения от правообладателей и без выплаты им вознаграждения – в случаях, когда Законом установлены соответствующие ограничения авторских прав или когда произведения не охраняются (например, в связи с истечением срока действия авторских прав на них).

Использование произведения с согласия правообладателя и с выплатой вознаграждения

Согласно общему правилу правомерное использование произведений должно осуществляться с согласия обладателей исключительных прав, относящихся к соответствующему способу использования произведения.

Такое согласие (разрешение) желательно оформлять путем заключения договора в письменной форме с соблюдением всех требований, установленных для авторских договоров (см.: Переход и передача авторских прав).

Использование произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения

В специально установленных Законом случаях допускается использование произведения без согласия правообладателей, но предусматривается необходимость выплаты им особого вознаграждения.


(См. подробнее: Право на дополнительное вознаграждение.)

В настоящее время в подавляющем большинстве случаев дополнительное вознаграждение в России не собирается, что объясняется как невозможностью эффективного воздействия на неплательщиков (например, в виде запрета использования произведений, поскольку сам Закон разрешает осуществлять такое использование без согласия правообладателей), так и отсутствием необходимых организационных усилий по созданию и поддержке систем реализации таких прав на коллективной основе.

Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений)

Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения допускается только в специально предусмотренных законодательством случаях ограничений исключительных прав. Основные ограничения установлены ст. 18–25 Закона, положения которых далеко не всегда могут быть истолкованы однозначно.

Интересно отметить, что, если в Закон не будут внесены новые изменения, то большинство установленных Законом ограничений авторских прав после 1 сентября 2006 г. оказываются неприменимыми при использовании произведений в Интернете или иных цифровых сетях в связи с вступлением в силу положений, относящихся к новому праву на доведение до всеобщего сведения, к которому рассматриваемые ограничения не применяются.

Для практических целей может быть предложен следующий перечень допускаемых Законом случаев свободного использования охраняемых произведений.



Копирование гражданами полностью книг и нотных текстов (разумеется, отследить случаи подобного копирования чаще всего невозможно);

«копирование» (строительство) зданий без согласия обладателей прав на произведение архитектуры;

Воспроизведение компьютерных программ и баз данных, кроме случаев, специально предусмотренных ст. 25 Закона.


Допускается только при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 19 Закона. Так, обязательно должны указываться имя автора и источник.

Многие понятия (например, «цитирование», «иллюстрация» и др.) не имеют общепризнанных определений. Объемы допускаемого свободного использования отчетливо в Законе не определены, судебная практика не развита. Представляется возможным рекомендовать придерживаться ограниченного толкования любых установленных Законом ограничений авторских прав.


Ограничения авторских прав распространяются только на отдельные случаи копирования произведений библиотеками, архивами и образовательными учреждениями (п. 2 ст. 19 и ст. 20 Закона). Во всех остальных случаях использование произведений должно осуществляться ими на общих основаниях, т. е. в соответствии с договором, заключенным с правообладателем, или лицензионным соглашением, заключенным с организацией по коллективному управлению авторскими правами.


Данное ограничение авторских прав действует в отношении произведений архитектуры, скульптур, картин и иных произведений изобразительного искусства, которые постоянно расположены на улицах, в парках и иных местах, открытых для свободного посещения, и могут случайно попасть в объектив кинокамеры или фотоаппарата. Иной подход формально сделал бы невозможным почти любую кино– или фотосъемку в современном городе.

Однако данное ограничение не применяется, если охраняемый авторским правом объект является основной частью изображения или его изображение используется для коммерческих целей. В этих случаях для использования произведения необходимо получать согласие от правообладателей.


На практике подобное ограничение применяется в отношении любых действий, совершаемых в рамках гражданского или уголовного судопроизводства, а также для целей рассмотрения административных дел.

В подобных случаях действие публичного права подавляет действие частного права. Правоохранительные органы в соответствии с регламентирующими их деятельность законодательными актами могут воспроизводить или иным образом использовать произведения при выполнении своих функций.


Радио– и телевещательные организации, получившие право на передачу в эфир каких-либо произведений, вправе, уже не спрашивая согласия у правообладателей, делать для своих передач так называемые записи краткосрочного пользования, «эфемерные записи», таких произведений. Предполагается, что создание подобных «эфемерных записей» произведений является необходимым для нормального осуществления вещания. Отсутствие такого исключения сделало бы незаконным преобразование формата записи, отложенную трансляцию и т. д.

Хотя в Законе речь идет только об организациях эфирного вещания, на практике подобные действия часто совершают и организации кабельного вещания.

Дополнительно можно отметить, что создание и хранение российскими вещательными организациями записей передач является обязательным в силу действия законодательства о средствах массовой информации и законодательства об обязательном экземпляре документов.


Особые ограничения авторских прав устанавливаются в отношении компьютерных программ и баз данных. Допускается, в частности, внесение в компьютерную программу изменений, необходимых для ее функционирования, а также создание резервной копии такой программы.

Вопросам охраны прав на компьютерные программы посвящен также отдельный Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который предусматривает аналогичные исключения.

Особенности использования произведений при коллективном управлении имущественными авторскими правами

При некоторых видах использования произведений вместо договора с каждым из правообладателей могут заключаться особые лицензионные соглашения с организациями по коллективному управлению авторскими правами (авторскими обществами).

Закон предусматривает возможность применения системы так называемых расширенных лицензий, при которых такие организации могут действовать от имени всех правообладателей, независимо от наличия у них договора с каждым из них. В таких случаях фактически имеет место использование произведения с подразумеваемым согласием правообладателя и выплатой вознаграждения через организацию по коллективному управлению.

(См. подробнее: Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами.)

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что срок действия авторских прав всегда определяется в календарных годах, т. е. при его определении имеет значение только год, в котором произошло то или иное событие, послужившее началом для отсчета срока, вне зависимости от того, в какой день и в каком месяце оно имело место. Его окончание всегда будет приходиться на 31 декабря последнего года срока действия авторских прав. После истечения такого срока произведения переходят в так называемое общественное достояние и могут свободно использоваться всеми желающими.

Понятие «срок действия авторского права» – условно, поскольку отдельные личные неимущественные права (моральные права) действуют бессрочно. Даже после перехода произведения в общественное достояние при его использовании должно указываться имя его автора, авторство не должно присваиваться другими лицами, в произведение не должны вноситься искажения, способные нанести ущерб чести и достоинству умершего автора.


Охрану личных неимущественных прав после смерти автора вправе осуществлять специально назначенное автором лицо, наследники автора или специально уполномоченный орган Российской Федерации, который в настоящее время не определен.

Осуществление расчета сроков действия имущественных авторских прав, особенно после внесения последних изменений в Закон (в 2004 г.), оказывается очень непростой задачей ввиду наличия большого числа оснований, в связи с которыми срок может оказаться больше или меньше стандартного.

Можно рекомендовать следующий алгоритм определения срока охраны имущественных авторских прав, который для удобства разбит на несколько частей, в зависимости от вопросов, на которые необходимо найти ответы. Предлагаемый алгоритм, разумеется, имеет упрощенный характер и не может охватывать абсолютно все случаи (так, из рассмотрения исключается ряд случаев, относящихся к необнародованным произведениям), но на практике он представляется вполне применимым.



Примечания

1. Следует учитывать дополнительные сложности, которые могут возникать в тех случаях, когда произведения могут одновременно претендовать на охрану как непосредственно на основании закона, так и в соответствии с международным договором. Например, если произведение российского автора впервые было опубликовано за рубежом в одной из стран – членов Бернской конвенции, то именно та страна будет считаться страной происхождения такого произведения. В связи с этим появится возможность сразу двух вариантов подсчета срока. Как представляется, применяться должен наиболее длительный из них, однако судебная практика по данному вопросу пока отсутствует.

2. Особый порядок подсчета срока действия авторских прав установлен для созданных в период существования СССР аудиовизуальных произведений и ряда иных произведений, авторские права на которые в соответствии с действовавшим до 1992 г. законодательством закреплялись за государственными организациями.

В соответствии с общим правилом имущественные авторские права на произведение действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. До внесения в 2004 г. изменений в Закон срок действия авторских прав составлял время жизни автора и 50 лет после его смерти, что полностью соответствовало требованиям Бернской конвенции.

Установленный в настоящее время более длительный срок отражает общую тенденцию увеличения срока действия авторских прав в развитых странах мира, в том числе в странах ЕС, США, Японии.

Наряду с общим правилом в российском законодательстве существует множество оснований для применения более длительных или более коротких сроков.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ все приведенные далее правила исчисления и продления срока применяются только в тех случаях, когда на день вступления в силу указанного Федерального закона (26 июля 2004 г.) не истек ранее предоставлявшийся 50-летний срок действия авторских прав. Таким образом, если какие-либо произведения по состоянию на указанную дату уже не охранялись, то их охрана не восстанавливается, даже если формально из приведенных далее правил расчета срока действия авторских прав следует иное.

В свою очередь, определение того, истек ли срок действия авторских прав на произведение к 2004 г., требует отдельной проверки, алгоритм которой приведен далее.



Для проверки того, охранялось ли произведение в 2004 г., необходимо проверить, не истек ли по состоянию на 2004 г. ранее предоставлявшийся срок действия авторских прав, который определялся точно так же, но вместо упоминания о 70 годах в ст. 27 Закона содержалось указание на 50 лет.

Произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, и не прошло 50 лет после года обнародования;

Иностранные правообладатели оказались в настоящее время в несколько более привилегированном положении по сравнению с наследниками российских авторов.

Охрана прав на иностранные произведения предоставляется в России на основании международных договоров, в частности Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, в которой участвует подавляющее большинство стран мира. При этом права на иностранные произведения в большинстве случаев охраняются на протяжении 70 лет после смерти авторов произведений, если в стране их происхождения не установлены более краткие сроки охраны.


В соответствии с законодательством, действовавшим в период существования СССР, особые авторские права в отношении таких произведений закреплялись за государственными организациями и действовали бессрочно, переходя к правопреемникам таких организаций, а в случае их ликвидации – к государству.

С 1993 г. срок действия авторских прав юридических лиц был ограничен 50 годами со дня (года) обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, то со дня создания произведения. В 2004 г. этот срок был продлен до 70 лет после года обнародования произведения или года его создания, если оно не было обнародовано.

Некоторые примеры расчетов

Автор романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков умер в 1940 г. Роман впервые был опубликован уже после смерти писателя в 1966–1967 гг. (издание осуществлялось частями в виде журнальных публикаций), следовательно, срок действия авторских прав на это произведение истекает только в 2037 г. Срок действия авторских прав на некоторые другие произведения М.А. Булгакова истечет еще позже, поскольку только после смерти писателя были опубликованы его произведения «Собачье сердце» (1987), «Театральный роман» (1965) и др.

Писатель И.Э. Бабель, автор сборников новелл «Конармия» (1926), «Одесские рассказы» (1931), пьес «Закат» (1928), «Мария» (1935), был репрессирован и погиб в 1940 г., а затем посмертно реабилитирован в 1954 г. Поскольку авторские права на его произведения по состоянию на 2004 г. еще не перешли в общественное достояние (к 2004 г. не закончились 50 лет с момента реабилитации), то его авторские права до сих пор охраняются и будут действовать до 31 декабря 2024 г.

Проиллюстрировать разницу в подходах можно на примере охраны авторских прав писателя А.Н. Толстого, умершего в 1945 г. Его произведения в соответствии с ранее действовавшим законодательством перестали охраняться еще в период существования СССР. Однако согласно установленным Законом в 1993 г. новым правилам исчисления сроков авторские права А.Н. Толстого должны были охраняться до конца 1999 г. с учетом предусмотренного законом в то время общего правила об окончании срока действия авторских прав через 50 лет после смерти автора и продления срока их действия в данном случае на 4 года в связи с работой автора в период Великой Отечественной войны. Наследникам А.Н. Толстого в середине 1990-х гг. удалось успешно отстаивать свои права в судебном порядке.

При отсутствии сделанной при последнем продлении сроков оговорки о том, что истекшие к 2004 г. сроки охраны не восстанавливаются, авторские права А.Н. Толстого действовали бы до 2019 г. Принятая оговорка привела к тому, что, поскольку срок действия авторских прав на его произведения истек еще в 1999 г., они по-прежнему находятся в общественном достоянии.

Произведения умершего в 1956 г. английского писателя Алана Милна, автора книг о Винни-Пухе и его друзьях, будут охраняться в России, как минимум, до 2026 г.

Общественное достояние

По окончании срока действия авторских прав произведения переходят в общественное достояние, т. е. могут использоваться любыми лицами без получения согласия от наследников или иных правопреемников авторов и без выплаты им вознаграждения.

Закон предусматривает возможность установления Правительством Российской Федерации особых отчислений за отдельные случаи использования перешедших в общественное достояние произведений, однако в настоящее время размер и формы таких отчислений не установлены.


Вечное бремя. Рисунок Оноре Домье. 1867

Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях

Развитие российского сегмента сети Интернет и иных цифровых сетей обусловило попытку описать с правовой точки зрения новые виды использования произведений и объектов смежных прав, которые стали возможны в новых технологических условиях.

Следует сразу отметить, что использование произведений в цифровых сетях, в том числе в Интернете, с точки зрения российского законодательства, не может рассматриваться как их распространение, поскольку под распространением экземпляров произведений в законе понимается только передача уже созданных, конкретных экземпляров на материальных носителях, например, продажа отдельной книги или всего выпущенного тиража издания, сдача в прокат видеокассеты и т. д.

Все эти примеры подразумевают передачу конкретного материального носителя, а не сообщение произведений с помощью передачи сигналов по каким-либо сетям. При таком сообщении на принимающей стороне создается новая копия произведения и не происходит передачи (распространения) ранее существовавшего экземпляра.

Разумеется, огромное влияние на развитие охраны авторских и смежных прав в российском Интернете и иных цифровых сетях оказали разработанные Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС / WIPO) и принятые в 1996 г. новые международные договоры – Договор ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП / WCT) и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ / WPPT). Отчасти благодаря их влиянию на протяжении последних лет широкое признание получил подход, основанный на выделении трех этапов процесса использования произведений и объектов смежных прав в цифровых интерактивных сетях.


Каждому из этих этапов соответствовало вполне определенное правомочие, законодательно закрепленное за правообладателем в Законе.

Затрагиваемые на каждом из этапов использования произведения в цифровой сети виды исключительных прав приведены в таблице.


Примечание

В большинстве случаев на этапе загрузки произведения на компьютер представителя публики имеет место воспроизведение в личных целях, которое вообще не подпадает под действие предусмотренных законом исключительных прав.

До принятия в 2004 г. изменений к Закону контроль за использованием произведений в цифровых сетях, в том числе в Интернете, осуществлялся преимущественно на основании имеющейся у правообладателей возможности разрешать или запрещать воспроизведение охраняемых объектов, а также их сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Аналогичный подход имел место и в отношении смежных прав. При всех недостатках такого подхода он вносил какую-то определенность в складывающиеся правоотношения.

В 2004 г. в Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми авторам, исполнителям и производителям фонограмм предоставлено особое исключительное право на доведение до всеобщего сведения, призванное отразить особенности использования произведений и объектов смежных прав в интерактивном режиме в Интернете и иных цифровых сетях. Все относящиеся к данному праву положения Закона вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Право на доведение до всеобщего сведения должно стать аналогом предусмотренного ст. 8 Договора ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП / WCT) права делать произведения доступными для публики («the making available to the public of their works»), являющегося одной из разновидностей общего права на сообщение произведения для всеобщего сведения по проводам или беспроводными средствами, которому, собственно, и посвящена ст. 8 ДАП («any communication to the public of their works, by wire or wireless means»).

В отношении исполнений и фонограмм аналогичное право предусмотрено ст. 10 и 14 Договора ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ / WPPT). Россия готовится присоединиться к этим международным договорам, что, возможно, повлечет внесение новых изменений в Закон.

В настоящее время возникают весьма серьезные споры относительно случаев, к которым применимо право на доведение до всеобщего сведения лиц, которым оно принадлежит, возможных ограничений данного права, порядка его реализации и т. д.


Коллеги, к чему спорить за стенами суда? Рисунок Оноре Домье. 1845

По общему правилу, авторское право возникает с момента создания произведения и действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, причём счёт лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти. После окончания срока защиты авторских прав произведение переходит в общественное достояние. Иными словами, с этого момента каждый желающий может использовать произведение по своему усмотрению, не нарушая, однако, "вечных" прав – авторства, на имя и на защиту репутации.

Использование произведения кем-либо помимо автора возможно на различных основаниях. Существует три вида договоров, на основе которых может осуществляться передача имущественных прав: авторский, трудовой и лицензионный. Каждый из них имеет свою сферу применения.

Авторский договор заключается между автором по поводу использования его конкретного произведения и любым иным лицом. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права. Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Авторский договор заключается в письменной форме. В устной форме может заключаться авторский договор об использовании произведений в периодической печати (если речь не идет о произведении, созданном журналистом в рамках исполнения его трудовых функций).

При заключении договора необходимо со всей тщательностью отнестись к выполнению, казалось бы, излишних формальностей. Если право авторства носит характер презумпции, то права наследника или опекуна нуждаются в подтверждении: к договору нужно приложить весь пакет соответствующих документов (их нотариально заверенных копий). Существенно и то, что наследников авторского права может быть несколько, и отсутствие договора хотя бы с одним из них будет свидетельствовать о непередаче права пользования.

По трудовому договору переходят права на служебное произведение. Служебным произведением Закон называет произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (ст. 14 ч. 1). На практике это означает, необходимость существования документа, определяющего создание произведения как служебную обязанность автора. Обычно такими документами являются трудовой договор и положение об обязанностях лица, занимающего данную штатную единицу. Часто, впрочем, ни один из этих документов не содержит прямого указания на необходимость создания произведений. Так, в положении о должности пресс-секретаря может быть лишь указана его обязанность информировать прессу, а способы, которые он для этого использует, работодателя могут совершенно не интересовать. Создание произведений (пресс-релизов), или, тем более, их оригинальность никаким документом не будут предусмотрены. Тем не менее, очевидно, что оригинальные произведения, созданные с целью информирования прессы, то есть целью, обозначенной в положении (инструкции и т.д.), будут произведениями служебными.

Если задание начальства выходит за пределы служебных обязанностей подчиненного, то ситуация осложняется. Здесь возможны два варианта юридически корректного поведения. Либо сотрудник принимается на временную работу по совместительству, с ним заключается еще один трудовой договор, предусматривающий характер выполняемого труда, и тогда его произведение будет служебным. Либо сотрудник выступает как независимое от работодателя лицо, с ним заключается гражданский авторский договор, и тогда его произведение служебным являться не будет. Во всех иных случаях ни само задание, ни использование работодателем произведения сотрудника не могут считаться законными.

Специфика служебного произведения состоит в том, что права на него делятся между автором-работником и работодателем. Все имущественные права с момента передачи произведения работодателю принадлежат ему. Более того, помимо работодателя и без его согласия никто не может использовать служебное произведение. То есть, если автор по каким-то причинам, решит произведение работодателю не передавать, и предпочтет быть уволенным за неисполнение служебных обязанностей, получается, что данное произведение никогда и никем уже не может быть использовано – опять же, кроме бывшего работодателя, если автор вдруг передумает. Автор же сохраняет за собой неимущественные права, – например, право представляться автором и даже требовать при всяком использовании указания его имени.

Непростым является также вопрос о выплате авторского вознаграждения за использование служебного произведения. Практика, здравый смысл, советское законодательство и многие юристы исходят из того, что это вознаграждение включается в установленную трудовым договором заработную плату или тождественно ей. Действующий Закон утверждает иное: "Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем" (п. 2 ст. 14). Закон не указывает, о каком именно договоре идет речь, так что можно предположить, что имеется в виду как трудовой, так и иной договор. Иными словами, если в трудовом договоре предусмотрены все виды использования произведения, к которым будет прибегать работодатель, то авторское вознаграждение будет выплачиваться в рамках заработной платы, установленной тем же договором. Однако если работодателю придет в голову новый способ применения произведения, то ему придется заключать с работником новый договор, напоминающий авторский. А именно: в нем будет указан способ и территория использования произведения, а также размер и порядок выплаты вознаграждения. Тем не менее, отличия от авторского договора будут принципиальны. Если основным содержанием авторского договора является передача права, то основным содержанием данного – установление вознаграждения. Автору не нужно передавать работодателю право на тот или иной вид использования, он не может запретить работодателю любое использование произведения, поскольку это право уже принадлежит работодателю в силу Закона (п. 2 ст. 14). Если автора не устраивают предлагаемое работодателем вознаграждение, и он намерен отстаивать свои права даже в суде, то целесообразно не подписывать никакого договора, зафиксировать факт бездоговорного использования его произведения и обратиться в суд с требованием выплаты причитающейся суммы.

Положения статьи 14 "Авторское право на служебные произведения" не распространяется на создание периодических изданий. Отличия в правовом режиме газетной статьи, созданной штатным журналистом (и являющейся, конечно, служебным произведением), состоят в следующем (ч. 2 ст. 11):

    не только работодатель (издатель), но и автор-журналист вправе использовать произведение по собственному усмотрению;

    зато журналисту не полагается никакого дополнительного вознаграждения за использование издателем его произведения не предусмотренным трудовым договором способом.

Лицензионный договор заключается при переходе авторских прав к пользователю от организации, ранее получившей их от автора. В частности, пользователь может получить лицензию у Российского Авторского Общества, создание которого одобрено Указом Президента РФ от 7 октября 1993 № 1607 "О государственной политике в области авторского права и смежных прав".

Наконец, существует предусмотренный законом закрытый список случаев для иных способов использования (т.н. ограничения имущественных прав – статьи 18-26).Рассмотрение всех этих случаев заняло бы слишком много места, поэтому перечислим только те, которые имеют непосредственное отношение к связям с общественностью и смежным видам деятельности.

1. Ограничения имущественных прав при воспроизведении. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения:

    в личных целях;

    архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения.

2. Ограничения имущественных прав при использовании произведения средствами массовой информации. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

    воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения обнародованных в СМИ статей по текущим вопросам в случаях, когда такое воспроизведение не было специально запрещено автором;

    воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;

    воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.

3. Иные случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения:

    при обязательном указании имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования;

    допускается публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний;

    с соблюдением ряда условий организация эфирного вещания может делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир.

Санкции за нарушение норм законодательства об авторских и смежных правах содержатся как в самом Законе, так и в иных нормативных актах. Через суд и иные правоохранительные органы правообладатели могут требовать:

1) признания прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению, в том числе конфискации и уничтожения или передачи потерпевшему контрафактных (изготовленных или распространяемых с нарушением Закона) экземпляров, а также оборудования, с помощью которого они были произведены;

3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав;

5) выплаты компенсации вместо возмещения убытков или взыскания дохода

а) в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей,

б) в двукратном размере стоимости экземпляров произведений,

в) в двукратном размере стоимости прав на использование произведений, обычно устанавливаемой при схожих обстоятельствах.

Указанные в пунктах 3, 4, 5 меры применяются по выбору правообладателя.

Уголовный кодекс устанавливает также, что нарушения авторских и смежных прав, повлёкшие крупный ущерб наказываются также штрафом и даже лишением свободы. Отягчающим обстоятельством является неоднократное совершение нарушений группой лиц по предварительному сговору (ст. 146). Кодекс об административных правонарушениях содержит введённую после принятия Закона об авторском и смежных правах статью 150.4, которая за незаконное использование в коммерческих целях произведений или фонограмм предусматривает ответственность в виде наложения штрафов и конфискации контрафактных экземпляров, уничтожения или изменения знаков защиты авторского или смежных прав.

Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме, суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

Выводы:

Защита авторских и смежных прав в России благодаря системе международных договоров и Закону "Об авторском и смежных правах" имеет солидную юридическую базу. Четко определены как права авторов, так и ответственность правонарушителей. Тем не менее, именно в этой сфере правонарушения имеют массовый характер. На наш взгляд, причиной этого являются не столько отдельные недостатки действующего законодательства, сколько отсутствие в общественном сознании уважения к интеллектуальной собственности, зачастую безвольность авторов при защите собственных прав.

Вопросы:

Как устранить необходимость указывать имя специалиста по связям с общественностью на созданных им произведениях?

На основании каких договоров могут переходить авторские права?

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 1274 ГК РФ. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;

4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;

5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, учреждениях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями и учреждениями или содержащимися в данных учреждениях;

7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ часть 4 в действующей редакции

Комментарии к статье 1274 ГК РФ, судебная практика применения

В п. 20 "Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2017)", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017 года содержатся следующие разъяснения:

Условия использования произведений без согласия автора и выплаты вознаграждения

Любые произведения науки, литературы и искусства, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения в целях цитирования при соблюдении условий, установленных в подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ.

Подробнее см. разъяснения во вложении ниже

В п. 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015 года), приведена следующая правовая позиция:

Воспроизведение на лекции глав чужого произведения является нарушением прав автора

"Воспроизведение правомерно опубликованного произведения для удовлетворения профессиональных потребностей без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения законом не предусмотрено. Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав и не исключает применение в отношении его мер, направленных на защиту таких прав". При этом отмечено следующее.

Учитывая разъяснения, содержащиеся в п. 34 постановления Пленума N 5/29 и п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", для признания воспроизведения, осуществляемого исключительно в личных целях, необходимо наличие совокупности таких признаков, как некоммерческий характер использования (использование, не приносящее доход) и аудитория последующего использования произведения, а именно потребности пользователя или круга его семьи. Отсутствие одного из этих признаков свидетельствует об иных, не личных целях воспроизведения.

Использование ответчиком напечатанной (воспроизведенной) книги в процессе повседневной трудовой преподавательской деятельности для чтения лекций нельзя считать личным использованием, поскольку в данном случае она используется не для собственных (семейных, бытовых) потребностей и не для решения своих личных дел в процессе работы, а для потребностей обучающихся. Профессиональная деятельность преподавателя не является его личной сферой, не является и деятельностью в личных целях, так как в процессе обучения между преподавателем и обучающимися складываются не личные связи, а отношения по обучению, конечным результатом которых является передача преподавателем знаний обучающемуся...

В печатном воспроизведенном экземпляре книги В. в разделе о рекомендуемой литературе называется книга, содержащая произведения истца. Между тем чужие использованные страницы из этого произведения и имя истца в книге В. не указаны, не поставлены кавычки, а объем заимствования не оправдан целью цитирования, при этом ответчиком были нарушены правила цитирования. Указание в качестве "рекомендации прочитать", по мнению заявителя, нельзя рассматривать как цитирование, сноски или информацию об использовании самим ответчиком рекомендуемой читателям литературы. Кроме того, правила цитирования не допускают, чтобы сноска на используемое произведение давалась не в том месте, где приведена цитата, а в другом месте текста".

Разъяснения утратившего силу Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 2009 года

В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", ныне утратившего силу , содержались следующие разъяснения:

Создание произведения в жанре пародии либо карикатуры на основе другого произведения допускается без согласия автора

В силу пункта 3 статьи 1274 ГК РФ допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры. В связи с этим автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ. В случае, если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе защищать их в порядке, установленном статьей 152 Кодекса.

Вложения:

В п. 20 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017 года содержатся следующие разъяснения:

20. Любые произведения науки, литературы и искусства, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения в целях цитирования при соблюдении условий, установленных в подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ.

Обществом на сайте в сети Интернет, посвященном вопросам архитектуры, градостроительства и охраны наследия, опубликован ряд еженедельных обзоров блогов, которые являются обзорными авторскими творческими произведениями на темы архитектуры, урбанистики и охраны наследия. Эти произведения созданы конкретными авторами, чьи имена указаны для каждой публикации. Обзоры включали в себя в виде цитат фотографии и фрагменты текста различных материалов, публикуемых в сети Интернет. Обществом в числе прочих были размещены фрагменты блога предпринимателя с 22 фотографиями, исключительные авторские права на которые принадлежат предпринимателю.

Считая, что при размещении фотографий обществом были нарушены права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с иском о взыскании компенсации, исчисленной исходя из 20 000 рублей за каждое фотографическое произведение.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано. Суд, руководствуясь ст. 10 и подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ , признал правомерным использование обществом спорных обнародованных фотографий в порядке цитирования в информационных целях, а также пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя признаков злоупотребления правом на защиту исключительных прав.

Постановлением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения постановлением Суда по интеллектуальным правам, решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены частично. Суд исходили из того, что спорный случай не относится к виду свободного использования произведений, предусмотренному подп. 1 и 2 п. 1 ст. 1274 ГК РФ, поскольку использование фотографий, полностью выраженных в графической форме, не является цитированием и цитирование может быть применено только к тексту или высказываниям.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила постановления суда апелляционной инстанции и Суда по интеллектуальным правам и оставила в силе решение суда первой инстанции по следующим основаниям.

Из содержания подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ следует, что любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения при наличии четырех условий: использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях; с обязательным указанием автора; источника заимствования и в объеме, оправданном целью цитирования.

При этом цитирование допускается, если произведение, в том числе фотография, на законных основаниях стало общественно доступным.

Таким образом, выводы судов о возможности цитировать только литературные произведения не соответствуют положениям подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ.

Судом первой инстанции установлено, что 22 спорные фотографии, исключительные права на которые принадлежат предпринимателю, были использованы в 14 еженедельных обзорных статьях в информационных целях в порядке цитирования, в том числе фоторепортажей предпринимателя, размещенных им в своем блоге.

При этом на сайте предпринимателя была размещена информация о возможности свободного использования его фотографий в некоммерческих целях с указанием автора и ссылки на сайт предпринимателя.

Придя к выводу о том, что объем цитирования фотографий предпринимателя является допустимым и оправданным целям обзоров о содержании различных публикаций на архитектурные темы, данных обществом, в обзоре указан автор и дана ссылка на источник заимствования (сайт предпринимателя), что является допустимым случаем свободного использования произведений в силу подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Определение N 305-ЭС16-18302

Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (статьи 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279), а также в иных случаях, предусмотренных настоящей главой.

Консультации юриста по ст. 1306 ГК РФ

    Алла Дмитриева

    Что такое свободное воспроизведение фонограмм?

    • Ответ юриста:

      По общему положению, это использование объектов смежных прав (одним из которых является право на фонограмму) без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Допускается: в личных целях, но только с правомерно обнародованным произведением и с учетом действующих положений законодательства (ст. 1273 ГК РФ) ; в информационных, научных или культурных целях, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования (ст. 1274 ГК РФ) ; исполнение во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером церемонии (ст. 1277 ГК РФ) и т. д. См. ст. ст. 1279, 1325, 1343, 1344 ГК РФ.

    Марина Зайцева

    в настоящее время частенько на рабочих местах работодатели устанавливают камеры видеонаблюдения. а если работник, оставшись один, одной рукой стихи строчил- это может, и неплохо. но а если он, забыв о камерах другой рукой ХЕР *****л и это увидел работодатель, то это есть нарушение трудовой дисциплины?

    • Ответ юриста:

      нельзя снимать людей без их согласия, т. е. в данном случае – охранников, продавцов и т. п. , но только если речь идет о их частной жизни, если же речь идет о нерадивом исполнении профессиональных обязанностей, снимать можно. Т. е. если вы делаете фото низко наклонившейся продавщицы в короткой юбке – вы вмешиваетесь в ее частную жизнь и делать этого не вправе; а если Вы делаете фото того, как продавщица переклеивает этикетки на просроченном товаре, чтобы ввести в заблуждение потребителей – делать это вы имеете полное право. Данные принципы основаны на Конституции РФ, согласно ст. 29 которой Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (кроме государственной и коммерческой тайны) и согласно ст. 24 которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Впрочем, часто магазины утверждают, что все что у них есть – это объекты авторского права и снимать их нельзя. Вот пример такого объявления: Уважаемые Торговые Агенты и посетители!! ! Доводим до Вашего сведения, что в ОРГАНИЗАЦИИ прайс-лист, политика ценообразования, оформление торговых залов являются авторскими работами сотрудников компании, собственностью – коммерческой тайной владельцев торговой марки ОРГАНИЗАЦИИ В соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральными Законами РФ: 1. «Об информации, информатизации и защите информации» . 2. «О коммерческой тайне» . 3. «Об авторском и смежных правах» ЗАПРЕЩЕНО** Фото и видеосъемка объектов авторских и смежных прав и сотрудников компании; аудиозапись; переписывание ассортимента и цен, являющихся коммерческой тайной организации. Руководство магазина оставляет за собой право на ВЫДВОРЕНИЕ из торгового зала лиц, занимающихся фото и видеосъемкой, аудиозаписью, а так же сотрудников конкурирующих и др. организаций, переписывающих товарный ассортимент и цены (занимающихся коммерческим шпионажем) без дополнительного уведомления вплоть до вызова охраны. Просим Вас соблюдать установленные правила. Администрация ОРГАНИЗАЦИИ * логотипы ОРГАНИЗАЦИИ являются зарегистрированными товарным и знаками и охраняются законодательством РФ. ** Разрешение на проведение фото и видеосъемки, аудиозаписи и копирование (переписывание) цен на ассортимент продукции можно получить у администрации компании по письменному запросу. Оставляем за собой право отказать в таком разрешении. __________________ Однако, в данном случае магазин не прав. Хотя ценники, к примеру, можно признать объектами авторского права (особенно, если они содержат логотип магазина) , тем не менее, не всякое воспроизведение объектов авторских прав является противоправным. Так, допускает свободное использование (без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения) произведения в информационных, научных, учебных и культурных целях. Тем более разрешается это делать в целях сбора необходимых доказательств для защиты своих прав потребителя (в том числе – в органах полиции, прокуратуры и суде) . Кроме того, часто магазин ссылается на право частной собственности как основание для запрета фото- и видеосъемки. Однако ст. 10 ГК РФ запрещает злоупотребление правом в любых формах. Вводя подобные запреты, магазин препятсятвует гражданам в сборе доказательств о нарушенных их потребительских правах. Подобными запретами магазин покрывает свою противоправную деятельность, поскольку несоотвествие ценников фактическим продажным ценам – это введение потребителей в заблуждение на грани с мошенничеством.

    Станислав Попугаев

    Разрешена ли трансляция видео с лицензионных носителей в здании Негосударственного пенсионного фонда. В отделе для заключения договоров НПО, где бывает много народу установлен телевизор для трансляции роликов о НПФ, возможно ли не нарушая законодательства транслировать там же мультфильмы, юмористические ролики или что-то подобное? Возможно ли это с лицензионных дисков или же с флешки?

    • На ЧАСТНОЙ. ВАШЕЙ территории вы можете транслировать что угодно НО бесплатно!!!

    Евдокия Кузнецова

    • Я чту закон, поэтому указываю источник процитированных мною слов, но, как мне кажется, далеко не все понимают, что цитирование без указания источника - это серьёзное нарушение закона. Я не особенно интересуюсь "золотыми вопросами" на...

    Антон Урядкин

  • Вадим Хахамович

    плата за использование фонограмм, музыки в кафе и ресторанах. за использование музыки в кафе организация платит в РАО (авторское право), должна ли организация платить и зи использование смежных прав? и на каком основании

    • Ответ юриста:

      Фонограмма, т. е. любая звуковая запись исполнения или иных звуков - это объект смежного права. Как правило она создается на обнародованное музыкальное произведение после его перехода в общественное достояние. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в том случае, когда оригинал или экземпляр правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения (ст. 1325 ГК РФ) . Исключительное право на фонограмму принадлежит ее изготовителю независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. При использовании фонограммы лицом, не являющимся ее изготовителем, должны соблюдаться права авторов произведений и права исполнителей. Иными слова, использование фонограммы в коммерческих целях допускается с выплатой вознаграждения ее правообладателя. Получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) в РФ в соответствии со ст. 1321 и 1328 ГК РФ .

    • А еще надеялась, что умные в Думе сидят. Оказывается- народ прав. дураки-дураками! Ответственность за несанкционированное скачивание всегда существовала, просто иногда более понятно прописывают, чтобы тупым тоже понятно было. Антон Шумских...

  • Валерия Максимова

    Про авторское право. Ситуация: я какое-то время проработал дизайнером в фирме, делающей сайты. Потом я от туда уволился, через какое-то время сделал свой сайт, в котором выложил портфолио -- в том числе и скриншоты нарисованных мной сайтов для этой фирмы. Сегодня я получил письмо от директора той фирмы с требованием убрать работы, сделанные в период моей работы у него для этой фирмы, со своего сайта, с ссылкой на часть 4 ГК РФ .Вопрос: насколько законно его требование и есть ли способ оставить эти работы в моём портфолио? В коммерческих целях эти работы не используются, они просто размещены для того, чтобы дать потенциальным клиентам и работодателям представление об их уровне. Спасибо!з.ы. со времени моего увольнения до получения письма прошло 2 года, если это имеет какое-то значение.

    • Ответ юриста:

      Попробуйте мотивировать свои возражения этой нормой:Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;2) воспроизведения баз данных или их существенных частей;3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов;5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

    Евдокия Максимова

    Господа юристы и просто знающие закон, подскажите пож-та.... В нашем ВУЗе в библиотеке запретили ксерокопировать учебники и книги, ссылаясь на закон о защите авторских прав. Правомерны ли такие действия? (И если можно по конкретнее, привелите ссылку из документа, пож-та.)При этом статьи из журналов разрешают ксерокоприровать.

    • Ответ юриста:

      Вступившая в силу IV часть Гражданского кодекса Российской Федерации запретила библиотекам делать копии произведений в ЦИФРОВОМ формате, а также запрешено репродуцирование книг полностью (ст. 1273 ГК РФ) . НО, в статье 1275 указано: "Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли: ...2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) - библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.2. Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой) , оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.Принисите в бибилиотеку IV часть ГК и проведите мини лекцию))

    Алена Кудрявцева

    снял фильм, и хочу его сделать официальным... как это возможно сделать?

    • Сомневаюсь, что любительское кино можно протолкнуть в кинотеатры, тем не менее умные мудаки устраивают фестивали любительского кино, стремитесь попасть туда

    Раиса Медведева

    использование логотипа других компаний на сувенирах. скажите пожалуйста такой вопрос - мне нравятся самолеты Владивосток авиа, так могу ли изготавливать модели самолетов в данной окраске, без согласования с компанией?

    • Для своего личного пользования можете хоть подпись президента подделать, а в прочих целях надо знать, какие части дизайна защищены. Просто цвет использовать скорее всего можно, а вот именно логотип - другое дело.

    Любовь Маркова

    смежные права тест

    • ебу дал сука

    Дмитрий Мячков

    что вы думаити о тех чиновниках которые приняля вот эти поправки

    • пашли они нахер. качали и будем качать

    Евгений Краснощек

    Нужна информация о Законе Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах. Вопрос о авторских правах. Допустим есть радио станция, и эта станция крутит музыку очень популярную. И на сайте этой радио станции есть список исполнителей, что будет играть и в какое время в эфире. Будет ли считаться не правомерное использование материала без согласия автора. эта статья

    • А на фиг Вам эта информация? Вынужден Вас огорчить - данный закон утратил силу в связи с вступлением в силу части 4 Гражданского Кодекса РФ .. . (ФедеральныЙ закон от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3) - Так что теперь все об авторских и смежных правах ищите в ГК РФ .

    Владимир Белоконев

    музеи мне как наследнику должны выплачивать компенсацию???. Суть вопроса такова: прадед мой был личность творческая работы его представлены во многих музеях Москвы и Питера, мне подсказали, что музеи мне как наследнику должны выплачивать компенсацию. Так ли это

    • Ответ юриста:

      Прадед.. . Сколько лет прошло после смерти? Срок охраны не истек? Вы не написали, о каких произведениях идет речь. Это картины, книги, скульптура, фото, декоративно-прикладные произведения? 1. Надо точно знать, какие права были переданы музеям. Нужно смотреть договоры. 2. Если оригиналы выставлены в музеях, но оставались собственностью автора (маловероятно, но вдруг?) , то после смерти автора все права на них перейдут наследникам и наследники могут распоряжаться произведениями и изменить при желании договор с музеем на их использование. 3. Если оригиналы произведений были ПРОДАНЫ или безвозмездно переданы музею в собственность, то надо определить, передавалось ли при этом исключительное право (только на основании договора в письменной форме!) Если нет договора о передаче исключительного права, то по закону РФ при отчуждении автором оригинала произведения исключительное право сохраняется за автором (ст. 1291 ГК РФ) . При этом музей вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать оригинал произведения и и публиковать в каталогах и изданиях, а также передавать для демонстрации на других выставках. Однако в этом случае вы наследуете исключительное (имущественное) право, которое кроме вышеописанного права свободно демонстрировать произведение на выставках и печатать в каталогах, которое не требует разрешения в силу ст. 1291, включает использование иными способами, которые являются самостоятельными и требуют разрешения правообладателя, в частности, создание копий, сообщение в эфир или по кабелю (телевидение) , доведение до всеобщего сведения (интернет) , переработку (различные производные произведения) . Например, создание коллажей из фото - это переработка. Музей должен просить у вас разрешения на такие действия и тут возможна компенсация. Хотя если произведения отчуждались музеям предыдущими наследниками до вас, то исключительное право перешло музею на основании п. 2 ст. 1291 и этот вопрос закрыт. Таким образом, пойдете вы к юристу или сами будете решать вопрос, надо для начала понять, на каких условиях произведения попали в музеи, какие у музеев права. Нужны договоры. Кстати, договор об отчуждении исключительного права должен быть в письменной форме. Если у вас их нет в наличии, требуйте у музея подтверждения их прав на произведения (исключительных или неисключительных) . Если их нет вообще и произведения в музей передавал сам дедушка, то можно уверенно заявлять, что вы наследница исключительного права на произведения (с ограничением абзаца 2 п. 1. ст. 1291) и у вас должны получать разрешение на создание копий, публикации в инете, показ по телевидению, другое использование, не являющееся демонстрацией на выставках (например, включение как иллюстрацию) . Это относится и к произведениям, переданным в музей во времена СССР (если исключительное право еще действует - 70 лет со дня смерти автора) . В любом случае, перешли права к музею или остались за автором, вы наследуете право следования (ст. 1293 ГК РФ - при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи) Размер компенсации в данном случае определяет правительство РФ. Говорят, что в РФ прецедентов применения права следования пока не было, но в законе это написано, а закон есть закон. Еще у вас есть право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ) . Вы можете запрещать искажения и защищать честь и достоинство автора.

    Клавдия Воробьева

    что вы думаите о тех чиновниках которые приняли вот эти поправки

    • Данная норма направлена не против тех, кто качает контент из Сети и смотрит его сугубо на своём домашнем компьютере. Она будет применяться к тем, кто пишет указанный контент на болванки без лицензии на такую деятельность, а потом получает...

    Олег Одинцов

    могу ли я привлечь к ответственности человека, который под своим именем выкладывает в социальную сеть мои песни?

    • Ответ юриста:

      Можете. И знайте, что 1. оформлять авторские права не надо. Ни регистрировать, ни получать какие-то документы. Никаких формальностей, потому что авторское право возникает в момент создания произведения (песни) . "Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей" (ч. 4 ст. 1259 ГК РФ) . 2. "само по себе авторское право, нарушается.. " не только если человек использует их для коммерческих целей. Если человек присвоил себе Ваши песни, то это нарушение личных неимущественных прав автора. Плюс к тому же он их выложил в соцсеть, а это еще дополнительное нарушение, а именно исключительных прав автора. Первое, что можете предпринять - потребовать у пользователя и администрации сайта удалить песни с сайта. Если реакции нет, то можно подавать в суд иск о нарушении авторских прав.

    Даниил Берденниов

    • Ну слова-то вы переделали, а музыку-то просто слямзили. Исключительное право на фонограмму 1. Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму в соответствии со статьей 1229 настоящего...

    Борис Раскошных

    Депутаты хотят ограничить смежные права музыкантов из-за претензий Земфиры. а лицо не треснет?

    • Этих правообладателей надо самих заставить слушать свое

    Полина Давыдова

    Авторское право. Здравствуйте!Есть идеи создать сайт с пословицами, поговорками, загадками, частушками, тостами, поздравлениями и тд.Наполнение сайта планируется брать из различных книг.В книгах написано: "Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения редакции.... "Можно ли как-то безболезненно использовать материалы из книг?Ведь пословицы, тосты и тд составляли явно не издатели.. .Подскажите, пожалуйста, как быть?Спасибо!

    • Ответ юриста:

      пословицы, поговорки, загадки и частушки и т. п. можете тиражировать сколько Вашей душе угодно. Это произведения народного творчества и авторским правом не охраняютсяГражданский кодекс Российской ФедерацииСтатья 1259. Объекты авторских прав 6. Не являются объектами авторских прав:3) произведения народного творчества (фольклор) , не имеющие конкретных авторов;

    Валентина Васильева

    • Ответ юриста:

      Само по себе скачивание песни из Интернета ничьих прав затронуть не может и юридической ответственности не влечет. Другое дело - воспроизведение этой (скаченной) песни.В соответствии со статьей 1273 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ правомерно обнародованного произведения.Если же Вы захотите публично воспроизвести песню (например, на дискотеке) , то Вам необходимо будет получить согласие автора или иного правообладателя.Ответственность за нарушение этого правила будет зависеть от наличия у Вас цели получения дохода при воспроизведении песни. Если такая цель была, то Вы можете понести ответственность по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения) .Если же цели извлечения дохода нет, то ни административной, ни уголовной ответственности за такое нарушение авторских прав не будет.

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно - точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
Комментарий к статье 19
1. Рассматриваемая статья содержит шесть различных случаев свободного использования произведений, разных по своим сферам, условиям применения и мотивам введения.
Их объединяет лишь то, что все они касаются свободного и безвозмездного использования произведений, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования. Обычно при этом указывается и название произведения.
2. Само выражение "без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения", употребляемое в данной статье, а также в ст. 16, 18, 20, 21, 22, 24 и 25 Закона, берет начало в ГК РСФСР 1964 года (ст. 492). Это выражение не очень точное, ибо автор может дать согласие на использование в любом случае и без выплаты вознаграждения.
Под "автором" в данном случае подразумевается владелец исключительных авторских прав.
3. Данная статья требует обязательного указания имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
Под источником заимствования можно понимать либо название произведения (особенно если это произведение издавалось или иным образом публично использовалось многократно), либо точное указание на время и место обнародования или опубликования произведения.
Таким образом, термин "источник заимствования" может быть истолкован по-разному.
4. На практике возникают вопросы, как следует оценивать различные случаи свободного использования произведений, которые подпадают под положения отдельных подпунктов ст. 19, но не содержат требуемого по Закону полного указания имени автора и источника заимствования: нарушены ли здесь и личные, и имущественные авторские права, или мы имеем дело только с нарушением личных прав?
Однозначного ответа на этот вопрос Закон не дает, а потому следует дополнительно учитывать такие факторы, как объем использования, наличие или отсутствие признаков плагиата, вина пользователя, практика того или иного свободного использования.
В частности, можно считать допустимым и не нарушающим законодательство использование в литературном произведении короткой цитаты типа "все прошло, как с белых яблонь дым" с указанием за ней в скобках фамилии Есенина и даже без такого указания - но тогда эта цитата должна обязательно приводиться в кавычках.
5. В подпункте 1 упоминается о возможности свободного цитирования из произведений как в оригинале, так и в переводе.
В других подпунктах специально не оговаривается возможность свободного использования произведений в переводе. Но из этого не следует делать вывод, что подп. 2 - 6 не предусматривают свободного использования произведений в переводе. Для ответа на этот вопрос необходимо определять суть и смысл того или иного случая свободного использования.
6. В подпункте 1 говорится о двух различных способах свободного использования - о цитировании и о включении материалов в обзоры печати.
Включение материалов в обзоры печати не есть цитирование. В этом отношении текст Закона следует считать неточным.
Эта неточность объясняется тем, что российское законодательство следует за текстом Бернской конвенции (ст. 10).
Цитирование есть включение произведения (или чаще всего его отрывка) в другое произведение. С другой стороны, обзор печати - это подборка произведений, чаще всего, это составное произведение.
7. При отсутствии подп. 1 цитирование нарушало бы указанные в п. 2 ст. 16 авторские права на воспроизведение и распространение либо авторские права на публичное исполнение, передачу в эфир, на сообщение по кабелю.
Обычно цитирование осуществляется в отношении литературных произведений, однако допускается цитирование из музыкальных произведений в музыковедческой литературе.
Включение в аудиовизуальные произведения фрагментов из других аудиовизуальных произведений, если эти фрагменты выделены из общего контекста аудиовизуального произведения, следует рассматривать как цитирование, несмотря на непривычность термина "цитирование" для аудиовизуальных произведений.
Вопрос о том, может ли рассматриваться как "цитата" включение произведения искусства или фотографии в коллаж, на практике, пока, не возникал. Не следует исключать, что на него может быть дан положительный ответ, если только такое действие будет признано соответствующим какой-либо цели, указанной в подп. 1.
8. В подпункте 1 отмечается, что цитирование допускается в определенных целях. Среди них не указана цель художественного воздействия, эстетического восприятия произведения читателем, зрителем, слушателем.
Следовательно, недопустимы - без согласия автора - "художественные" цитаты в музыке, изобразительном искусстве, художественной литературе. Так, если бы произведения М.Ю. Лермонтова охранялись, В. Катаев должен был бы получить согласие на включение его стихотворения в роман "Белеет парус одинокий".
Однако в научно - художественной литературе свободное цитирование допустимо.
9. Объем цитирования определяется его целью: если критикуется одна строка песни, нельзя цитировать всю песню целиком и т.п.
10. Обзоры печати чаще всего излагают существо различных газетных и журнальных статей (п. 4 ст. 6); тогда они представляют собой независимое произведение, а не производное произведение. В таком случае они используются свободно, без необходимости учета нормы подп. 1.
И лишь если обзор печати представляет собой производное произведение или даже сборник (п. 3 ст. 7, см. также комментарий к нему), для его свободного воспроизведения требуется применение подп. 1.
11. Подпункт 1 устанавливает возможность только свободного воспроизведения обзора печати. Передача такого обзора в эфир под эту норму не подпадает.
12. В подпункте 2 свободное использование определяется его целью. Цель эта - учебная. Это первое ключевое слово для применения данной нормы.
Учебная цель может частично совпадать с целью просвещения, образования, с научной целью. Тем не менее полного совпадения нет.
13. В подпункте 2 под свободным использованием в отношении изданий имеется в виду воспроизведение и распространение, в отношении радио- и телепередач - передача в эфир и сообщение по кабелю, в отношении звуко- и видеозаписей - воспроизведение, распространение, передача в эфир и сообщение по кабелю.
Исходя из общего смысла этой нормы, произведение может свободно использоваться и в переводе, однако переработка может осуществляться только с согласия автора.
14. Норма подп. 2 содержит и второе ключевое слово, которое определяет условие применения этой нормы: произведение или отрывок из него могут свободно использоваться "в качестве иллюстраций", т.е. с включением в какое-то иное произведение: в учебник, телепередачу, в звуковую передачу учебного характера.
Очевидно и то, что слово "иллюстрация" употребляется не в узком, прямом значении этого слова. "Иллюстрация" в данном контексте это не только графика, фото, репродукция произведения изобразительного искусства, но и иллюстративное использование литературного произведения.
Поскольку произведение, свободно используемое согласно подп. 2, должно служить иллюстрацией, т.е. включаться в какое-то иное учебное произведение, данный случай не распространяется на хрестоматии.
15. Различные случаи использования, подпадающие под нормы подп. 3, объединяет текущий, актуальный характер используемых произведений.
Здесь предмет свободного использования - опубликованные в газетах и журналах статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, а также переданные в эфир произведения такого же характера.
Под "статьями" следует понимать любые прозаические произведения; стихотворные произведения в это понятие не включаются. Под эту норму не подпадают и рисунки, фотографии.
Более сложно определить, что подразумевается под "переданными в эфир произведениями такого же характера". Конечно, они также включают в себя только произведения текущей тематики и касаются статей. Но ограничиваются ли эти произведения статьями? Не входят ли сюда и фотографии, рисунки, карикатуры, диаграммы, относящиеся к злободневным экономическим, политическим, социальным проблемам? На этот вопрос следует дать положительный ответ.
16. В соответствии с подп. 3 произведение может быть свободно использовано в газете (но не в журнале!), передано в эфир, сообщено по кабелю.
17. Норма, содержащаяся в подп. 3, применяется только в тех случаях, когда такое воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором.
Лучше, если такой запрет будет выражен прямо и недвусмысленно, например таким образом: "Использование настоящего произведения (статьи, сообщения, фотографии) на основе подпункта 3 статьи 19 Закона об авторском праве запрещается".
Запрет может касаться лишь некоторых способов использования, указанных в подп. 3.
18. Пользователи должны учитывать и косвенные запреты: проставление знака охраны авторского права либо помещение надписи "эксклюзивное интервью", "только для "Общественного российского телевидения" и т.д.
Однако косвенные формы запрета могут вызвать споры.
19. Подпункт 4 устанавливает свободное использование для целей информации.
Под содержащуюся здесь норму подпадают публично произнесенные политические речи, обращения, доклады и иные аналогичные произведения. Под "аналогичными" понимаются интервью политических деятелей, приветственные обращения к конференциям, съездам и т.п.
Чисто научные доклады, даже если они произносятся политическими деятелями, выходят за рамки этой категории.
Кроме литературного текста указанные произведения включают в себя диаграммы, рисунки, чертежи, схемы и т.п.
Вообще произведения, относящиеся к этой категории, характеризуются следующими двумя признаками: 1) они публично произнесены; 2) они относятся к политике.
20. Произведения, указанные в подп. 4, могут быть свободно воспроизведены в газетах (не в журналах!), переданы в эфир, сообщены по кабелю, но только "в объеме, оправданном информационной целью". Как правило, это должно быть использование отдельных отрывков, но нельзя исключить и использование произведения целиком.
21. Вторая фраза подп. 4 не добавляет каких-либо новых норм и не несет юридической нагрузки, так как первая фраза не касается права на публикацию таких произведений в сборниках.
22. Подпункт 5 относится к произведениям, которые случайно или попутно включены в состав других произведений.
Эти последние произведения условно названы "обзорами текущих событий". Значит, это какие-то актуальные, злободневные произведения. Это могут быть действительно обзоры текущих событий в виде аудиовизуальных произведений (хроника дня и т.п.), звукозаписей. Но сюда же относятся, как это прямо указано в подп. 5, фотографии с места события, происшествия и т.п.
В "обзоре текущих событий" (включая в это понятие и фотографии) случайно или попутно может быть использовано какое-либо произведение, например звучать "фоновая" музыка, на заднем плане иметься изображение картины или скульптуры и т.п.
Подпункт 5 как раз и устанавливает свободное использование для тех произведений, которые попутно попали в "обзоры текущих событий".
23. Подпункт 5 ограничивает свободное использование таких произведений информационной целью.
24. О второй фразе подп. 5 см. п. 21 комментария к настоящей статье.
25. Исходя из общего контекста подп. 5, следует считать, что он устанавливает право свободного использования произведений (так как они указаны в п. 22 комментария к данной статье) при воспроизведении, передаче в эфир и сообщению по кабелю "обзоров текущих событий".
Иными словами, в начале подп. 5, вероятно по техническим причинам, пропущены слова "передача в эфир" и "по кабелю".
Иначе никак нельзя объяснить смысл этой нормы.
26. В соответствии с подп. 6 любое обнародованное произведение может быть выражено в такой внешней форме, которая позволяет слепым людям воспринимать это произведение, и затем оно может быть свободно воспроизведено в этой форме.
27. При использовании данной нормы необходимо соблюдать два дополнительных условия.
Во-первых, такое использование произведения должно производиться без извлечения прибыли, т.е. продажная цена не может быть выше себестоимости.
Во-вторых, это правило не относится к произведениям, специально созданным для слепых.
Разумеется, произведение не может перерабатываться для свободного использования для слепых людей, однако, перевод его на другой язык возможен.
28. Термин "воспроизведение", применяемый в подп. 3, 4, 5 и 6, включает в себя и "распространение".
29. Поскольку свободное использование, предусмотренное подп. 1, 4 и 5, обосновывается одними и теми же интересами - интересами информации, а подп. 3 - сходными интересами - интересами ознакомления с текущими событиями, нельзя исключить, что некоторые случаи использования одновременно будут подпадать под два или большее число подпунктов данной статьи.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав