28.06.2020

Основные отрасли прокурорского надзора. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора. Соотношение основных направлений деятельности органов прокуратуры и отраслей прокурорского надзора Понятие и основные направления прокурорского надзора


По своей сути ПН является одной из функций ПРФ. Как специфический вид государственной деятельности он един. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Данные различие обусловлены особенностями законодательства, за которым надзирают органы прокуратуры, различием поднадзорных субъектов и рядом других факторов. Поэтому в теории ПН принято выделять отрасли ПН.

______________________________________________________________

В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия «отрасль ПН». Так, С.Г. Березовская под отраслью ПН понимает специализированное организационно-правовое направление деятельности органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора, а также специфическими задачами и полномочиями прокурора. Б.М. Спиридонов считает, что отрасль ПН – это регулируемая нормами права специализированная деятельность органов прокуратуры, имеющая родовой объект надзора, а также специфические задачи и полномочия».

С учетом изложенных подходов под отраслью прокурорского надзора необходимо понимать относительно самостоятельно направление деятельности органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора, определенным объемом полномочий прокурора, необходимым ему для решения специфичных задач, характерных для данной части ПН.

Таким образом, основными критериями деления ПН на отрасли выступают: объект, предмет надзора, задачи и полномочия прокурора.

Необходимо отметить, что современная юридическая литература вместо термина отрасль ПН чаще использует такие понятия как: вид прокурорского надзора, надзорная подфункция, направления прокурорского надзора. Действующий ФЗОП не содержит подобных понятий, а использует лишь общий термин «функция» для определения обязанностей, возложенных на прокуратуру.

Под объектом ПН понимается деятельность органов государства и негосударственных органов по исполнению требований законов. Иногда под понятием «объект ПН» понимается совокупность государственных и негосударственных органов, в отношении которых прокуратура осуществляет надзорные функции. Для определения границ объекта ПН используется понятие пределы ПН, под которыми понимаются правовые требования по исполнения определенного по характеру законодательства тем или иным кругом государственных и негосударственных органов. Пределы ПН позволяют определить предмет ПН, под которым понимается часть объекта ПН. Предметы каждой отрасли находят свое непосредственное закрепление в нормах ФЗОП (ст.ст. 21, 26, 29, 32).

Например, одной из отраслей ПН является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Объектом надзора в данном случае будет выступать деятельность указанных органов по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия. Пределы надзора определяются нормами уголовно-процессуального законодательства, а также ФЗ «Об ОРД» и ФЗОП. Предмет надзора закреплен в ст.29 ФЗОП и включает в себя: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность принимаемых данными органами решений.


Другим важным критерием деления ПН на отрасли выступает характер полномочий прокурора. Иногда для дифференциации отраслей ПН вводят такие дополнительные критерии как вид выносимых актов и методы осуществления надзора.

Таким образом, основными критериями деление прокурорского надзора на отрасли выступают:

1. объект надзора (предмет);

2. совокупность полномочий прокурора;

3. совокупность выносимых актов прокурорского реагирования;

4. методы надзорной деятельности.

1. Виды отраслей прокурорского надзора.

С учетом выше названных критериев (объект, предмет, полномочия, задачи, выносимые акты и методы надзора) на сегодняшний день можно выделить следующие отрасли ПН:

1. надзор за исполнением законов действующих на территории РФ, всеми федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Ранее данная отрасль надзора именовалась «общим надзором». Сейчас законодательство не использует данного термина, однако на практике его еще применяют.

2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными выше органами;

3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

4. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

5. надзор за исполнением законов судебными приставами

Выделение надзора за исполнением законов судебными приставами в самостоятельную отрасль ПН на сегодняшний день довольно проблематично. Основные трудности заключаются в том, что действующий ФЗОП не определил ни предмет надзора, ни полномочия, ни совокупность актов прокурорского реагирования. Поэтому некоторые авторы не рассматривают надзор за исполнением законов судебными приставами в качестве самостоятельной отрасли ПН. Другая группа ученых считает надзор за исполнением законов судебными приставами отдельной отраслью ПН – надзор за исполнительным производством. Пробел в урегулировании полномочий прокурора и определении предмета надзора предлагается устранить путем применения аналогии закона, а именно ст.ст. 21-25 ФЗОП, регулирующих «общий надзор».

На наш взгляд рассматривать надзор за исполнением законов судебными приставами в качестве самостоятельной отрасли ПН не следует. На сегодняшний день служба судебных приставов является структурным подразделением МЮ РФ, которое в свою очередь является ФОИВ. ФОИВ являются объектом «общего надзора». Поэтому надзор за исполнением законов судебными приставами является одним из направлений деятельности ПН в рамках «общего надзора».

  1. Соотношение понятий отрасль и направление деятельности.

Как было отмечено выше, одной из функций (основным направлением деятельности) прокуратуры РФ является осуществление ПН. Прокурорский надзор, являясь комплексным понятием, включает в себя отрасли ПН. Каждая отрасль ПН включает в себя несколько направлений деятельности (подотраслей), под которыми понимается осуществление надзора за исполнением конкретного закона или нескольких законов, регулирующих общественные отношения в определенной сфере.

Так, например, в рамках «общего надзора» на сегодняшний день можно выделить такие направления деятельности (подотрасли) как: осуществление надзора за исполнением закона в социальной сфере; осуществление надзора за исполнением за исполнением законов в экономической сфере; осуществление надзора за исполнением закона в оборонной сфере; осуществление надзора за исполнением закона в административно- юрисдикционной сфере и т.п..

В свою очередь каждое направление деятельности состоит из поднаправлений. Например, надзор за исполнением законов в социальной сфере предполагает осуществление надзора за исполнением законодательства о здравоохранении, за исполнением законодательства о безопасности труда, за исполнением пенсионного законодательства и т.п..

Особое место среди направлений деятельности прокуратуры занимают так называемые приоритетные направления деятельности . Эти направления деятельности включают в себя осуществление прокурорского надзора за наиболее важными на данный момент времени общественными отношениями, а также законами, которые наиболее часто нарушаются. Указанную категорию надзорных отношений в науке ПН принято выделять в отдельное понятие.

На сегодняшний день можно выделить следующие приоритетные направления деятельности ПРФ:

1. надзор за законодательством о приватизации государственной и муниципальной собственности;

2. надзор за исполнением земельного законодательства;

3. надзор за исполнением законодательства по борьбе с наркоманией;

4. надзор за исполнением законодательства по борьбе с коррупцией и организованной преступностью;

5. надзор за исполнением законодательства по борьбе с терроризмом;

6. надзор за законностью правовых актов, издаваемых органами представительной и исполнительной власти субъектов федерации, с целью обеспечения централизации федеральной власти и борьбе с сепаратизмом;

7. надзор за исполнением экологического законодательства.

От отраслей и направлений деятельности необходимо отличать участки деятельности (работы) органов прокуратуры, которые выделяются с учетом специфических задач, решаемых ими. Под участком деятельности необходимо понимать самостоятельный вид прокурорского надзора, характеризующуюся определенным предметом и спецификой методов ее осуществления независимо от его отраслевой принадлежности. Участок характеризуется:

1) наличием особого предмета надзора;

2) специфичными методами надзорной деятельности;

3) наличием аналогичных вопросов во всех отраслях ПН и основных направлениях деятельности ПРФ;

4) особой значимости указанных вопросов для общества и государства, которые устанавливают дополнительные гарантии соблюдение законности при их решении.

Основное отличие понятия «участок работы прокуратуры» и «приоритетное направление деятельности» прокуратуры заключается в том, что участки работы существуют всегда или в течение продолжительного периода времени, а приоритетные направления надзора определяют на данный момент времени.

Основными участками работы прокуратуры (видами ПН) являются: прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних; а также рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.

Например, надзор за исполнением законов о несовершеннолетних проводится во всех отраслях ПН: в сфере «общего надзора», надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, при осуществлении уголовного преследования, при отбывании наказания несовершеннолетними правонарушителями и в иных отраслях ПН.

Для реализации задач, стоящих перед определенными участками надзорной работы в органах прокуратуры создаются специализированные отделы и группы

Прокурорский надзор -- специфическая деятельность органов прокуратуры, которая осуществляется от имени государства и состоит в проверке точности исполнения законов, действующих на его территории. Прокурорский надзор - самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурор, осуществляющий надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов представительной, исполнительной или судебной власти, а в их совокупности, объединяемых общей системой государства, приводя интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных и физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского надзора определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции Республики Беларусь и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных нарушений .

Органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Республики Беларусь. Имея функциональное отношение к каждой ветви власти, они, тем не менее, не относятся ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в системе государственного устройства, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.

Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» следует понимать: а) специфический вид государственной деятельности; б) самостоятельную отрасль юридической науки в учебную дисциплину. При изучении курса прокурорского надзора необходимо изучить основные понятия и терминологию прокурорского надзора. Целями прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона; обеспечение единства и укрепления законности; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства. На достижение этих целей направлена деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности: 1) прокурорский надзор; 2) уголовное преследование; 3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конституции Республики Беларусь, Законе о прокуратуре, иных нормативных правовых актах, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора.

Перед прокуратурой стоит задача основополагающего характера: осуществление надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории Республики Беларусь законов органами местного самоуправления, местными исполнительно-распорядительными органами, министерствами и комитетами, иными органами государственного и хозяйственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями вне зависимости от их подчиненности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Эта задача, сформулированная в Законе о прокуратуре, охватывает в целом всю деятельность прокуратуры по отраслям надзора и основным направлениям деятельности прокуратуры.

Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора, прокуроры следят за тем, чтобы все перечисленные органы государственной власти и управления, общественные объединения, должностные лица и граждане действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины.

В юридической литературе среди ученых в области прокурорского надзора нет единого мнения в отношении понятий «направления прокурорского надзора», «отрасль прокурорского надзора». Закон о прокуратуре называет направления прокурорского надзора. Видные ученые в области прокурорского надзора В.И. Басков, Ю.Э. Винокуров называют направления прокурорского надзора отраслями прокурорского надзора, а деятельность внутри направления (отрасли) подотраслью - участок прокурорской деятельности.

Отрасль прокурорского надзора -- это специализированное, организационно-правовое направление деятельности органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора,* а также специфическими задачами и полномочиями прокурора.

Правильная организация и надлежащая постановка надзора в каждой отрасли предполагает точное знание того, что подлежит проверке, какие акты, действия (бездействия), правонарушения и каких субъектов должны находиться в поле зрения прокурора для принятия мер к выполнению и своевременному устранению нарушений закона, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности. Понятие отрасли прокурорского надзора характеризуется и особыми задачами каждой отрасли. Это значит, что общие задачи прокуратуры, предусмотренные Законом о прокуратуре, реализуются через осуществление конкретных задач в рамках каждой отрасли прокурорского надзора.

Предметная (отраслевая) компетенция прокурора (органа прокуратуры) -- это сфера надзорной или иной функциональной специализации работников органа прокуратуры, в которой в соответствии с установленным в прокуратуре распределением обязанностей, в том числе и путем выделения в составе аппаратов органов прокуратуры определенных структурных подразделений, реализуются задачи прокуратуры по определенным видам (сферам) деятельности и выполняющим их государственным и другим органам с использованием установленных полномочий прокуратуры. Общепризнанно, что различают следующие направления (отрасли) прокурорского надзора.

Надзор за исполнением законов. Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подчиненными Правительству Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, другими юридическими лицами, должностными лицами и гражданами.

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Предметом надзора является соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Надзор за исполнением законодательства при производстве предварительного следствия и дознания. Предметом надзора является соответствие правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц при производстве предварительного следствия и дознания УПК.

Надзор за соответствием закону судебных решений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении. Предметом надзора является соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, хозяйственным (экономическим) спорам, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных решений и иных актов, подлежащих исполнению .

Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. Предметом надзора является соблюдение законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности; учреждениями, исполняющими принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей, а также соблюдение прав осужденных, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей, и выполнение ими своих обязанностей. Задачи отраслей прокурорского надзора вытекают из решений высших органов государственной власти и управления. Они находят свое конкретное выражение в приказах и инструкциях Генерального прокурора и методических письмах республиканской прокуратуры, одобренных коллегией прокуратуры Республики Беларусь.

Понятие отрасли прокурорского надзора включает в себя в качестве неотъемлемого признака наличие у прокурора в каждой отрасли (сфере) особых полномочий. Эти полномочия тесно связаны с положением прокурора, осуществляющего надзор в той или иной отрасли, и различаются по характеру. Например, прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельностью, обладает, как отмечалось, такими властно-распорядительными полномочиями, которыми не наделены прокуроры, действующие в сфере общего надзора. В каждой отрасли прокурорского надзора прокурор вступает в правоотношения с различными органами, общественностью, должностными лицами и гражданами, осуществляя свою функцию надзора за точным и единообразным исполнением законов.

Учет особенностей такой работы в каждой отрасли (сфере) является необходимым условием повышения эффективности прокурорского надзора и одновременно предпосылкой повышения результативности деятельности органов и должностных лиц по точному исполнению законов. Отрасли прокурорского надзора не изолированы друг от друга. Они неразрывно связаны между собой, представляя лишь различные направления единой прокурорской деятельности, через которые практически реализуется или осуществляется конституционная функция прокуратуры - надзор заточным и единообразным исполнением законов.

Ни одна отрасль прокурорского надзора не может рассматриваться вне связей и взаимоотношений с другими отраслями, в отрыве от задач прокуратуры в целом.

Говоря об отраслях прокурорского надзора, нельзя смешивать понятия «отрасль надзора» и «участок работы». Они выделяются с учетом специфических задач, решаемых органами прокуратуры, и соотносятся между собой как частное к целому. Так, задачи усиления охраны прав несовершеннолетних обусловливают, к примеру, выделение надзора за исполнением законов о несовершеннолетних в самостоятельный и очень важный участок прокурорской деятельности. Участком деятельности прокуратуры является работа с предложениями, обращениями, жалобами и заявлениями граждан, организаций и должностных лиц.

Особенности, специфика задач надзора за точным исполнением законов в Вооруженных Силах обусловили выделение военной прокуратуры в самостоятельное специализированное подразделение единой системы органов прокуратуры. То же самое можно сказать о транспортной прокуратуре.

Основные направления деятельности (функции) прокуратуры. Понятие и виды (отрасли) прокурорского надзора

Цель прокурорской деятельности определяется в ч.1 ст. 1 Закона о прокуратуре. Ею является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Исходя из этого, под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц - прокуроров - по обеспечению точного исполнения и единообразного применения Конституции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечение виновных к ответственности.

При характеристике прокурорского надзора необходимо помнить о некоторых существенных факторов. Во-первых, этот вид надзора распространяется на Конституцию РФ и все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам. В этом принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов осуществляемого государственными органами надзора и контроля (административного, экологического, санитарного и т. д.). Во-вторых, несмотря на то, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и законов подавляющим большинством должностных лиц и государственных органов, при определенных обстоятельствах руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также гражданами, она не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти и, соответственно - высшими должностными лицами государства. Исключены из числа объектов прокурорского надзора все суды, в том числе Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, но не иные структуры, в наименовании которых имеется слово "суд" (третейский суд, суд чести, товарищеский суд и т. д.). В-третьих, сам по себе прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской деятельности.

Это направление Закон о прокуратуре (ч. 2 ст. 1) подразделяет на четыре отрасли прокурорского надзора:

  • * надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • * надзор за соблюдением указанными в предыдущем абзаце органами, организациями и должностными лицами прав и свобод человека и гражданина;
  • * надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • * надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме отраслей прокурорского надзора выделяются также другие направления деятельности прокуратуры:

  • * уголовное преследование лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;
  • * координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. конституционный суд правоохранительный

К другим направлениям деятельности прокуратуры относятся также: участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами и внесение представлений с целью устранения допущенных судами ошибок; надзор за исполнением законов судебными приставами; участие в правотворческой деятельности, а также в международном сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью.

Отрасль прокурорского надзора - это его относительно самостоятельная часть. Характеризующаяся специфическими для конкретной отрасли надзора предметом и полномочиями прокурора. На передний план закон выдвинул надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ч. 2 ст. 1, ст. 21-25 Закона о прокуратуре). Сделано это не случайно. Данная отрасль является наиболее объемной. Исторически сложилось так, что её принято называть общим надзором.

Осуществляя свою деятельность в рамках данной отрасли надзора, прокуратура не может подменять иные государственные и негосударственные органы, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную деятельность. Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

  • 1. Пн как одна из функций прокуратуры (вид самостоятельной государственной деятельности)
  • Осуществляется только специально созданным органом – прф (ст.1);
  • Осуществляется от имени Российской Федерации на всей её территории (п.1ст.1 фзоп);
  • Ему присущи своеобразные правовые средства выполнения поставленных перед ним задач;
  • Осуществление данного вида государственной деятельности имеет исключительно правовой аспект, т.Е. Всегда влечет правовые последствия.
  • 2. Пн как отрасль юридической науки
  • 7. Соотношение пн с другими видами контроля и надзора
  • 8. Понятие и признаки отрасли прокурорского надзора
  • 9. Приоритетные направления прокурорской деятельности
  • 10. Правовые средства прокурорского надзора: понятие и виды
  • 11. Учреждение прокуратуры в России
  • 1. Периоды и Этапы:
  • Дореволюционный период.
  • 1864 – 1917 – Прокуратура после реформы 1864
  • Советский период
  • Прокуратура Российской Федерации
  • 13. Система, структура и состав органов прокуратуры
  • 14. Специализированные прокуратуры: структура и компетенция
  • 15. Содержание организации работы в прокуратуре
  • 16. Коллегии и совещания в прокуратуре
  • 17. Планирование в органах прокуратуры
  • 18. Учет и отчетность
  • 19. Контроль и проверка исполнения
  • 20. Понятие и специфика надзора за исполнением законов и законностью издаваемых актов
  • 21. Полномочия прокурора за исполнением законов и законностью издаваемых актов
  • 22. Акты прокурорского надзора за исполнением законов
  • 1. Протест
  • 2. Требования
  • 3. Представление
  • 23. Прокурорские проверки в рамках осуществления надзора за исполнением законов и законностью издаваемых актов
  • 24. Деятельность прокурора в сфере административной юрисдикции.
  • 25. Деятельность прокурора в сфере противодействия коррупции.
  • 26. Понятие, специфика и задачи надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
  • 27. Правовые средства надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
  • 28. Рассмотрение и разрешение жалоб и иных обращений в органах прокуратуры
  • 29. Понятие, специфика, значение и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
  • 30. Правовые средства прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
  • 31. Понятие, значение и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование в форме дознания
  • 32 Правовые средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование в форме дознания.
  • 33. Понятие и специфика осуществления прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов предварительного следствия
  • 34. Правовые средства прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов предварительного следствия
  • 35. Понятие, предмет, пределы и специфика надзора за исполнением законов в местах изоляции от общества и при исполнении уголовных наказаний.
  • 36. Правовые средства прокурорского надзора за исполнением законов в местах изоляции от общества и при исполнении уголовных наказаний.
  • 37. Понятие, значение и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
  • 38. Понятие, значение и задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
  • 39. Понятие, задачи, значение участия прокурора в рассмотрении дел судами
  • Раздел 4 закона «о прокуратуре»
  • 40. Значение и содержание участия прокурора в рассмотрении уголовных дел
  • Часть 3 ст. 37 упк рф устанавливает, что в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
  • 41. Подготовка прокурора к поддержанию гос. Обвинения в суде
  • 1) Исследование материалов дела. Этапы:
  • 2) Уточнение правовой оценки и квалификации
  • 3) Анализ доказательств.
  • 3) Проверять исполнение законов
  • 42. Участие прокурора в стадии назначения судебного заседания
  • 43. Поддержание прокурором государственного обвинения
  • 44. Участие прокурора в судебных прениях
  • 45. Участие прокурора в апелляционном и кассационном пересмотре уголовных дел
  • Часть 2 ст. 407 упк рф устанавливает обязательное участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами надзорной инстанции.
  • Часть 3 ст. 413 упк рф к вновь открывшимся обстоятельствам относит:
  • Часть 4 ст. 413 упк рф к новым обстоятельствам относит:
  • 46. Задачи, формы, направления и основания участия прокурора в гражданском судопроизводстве
  • 47. Правовое положение, основания, формы и задачи участия прокурора в арбитражном судопроизводстве
  • 48. Понятие, специфика и принципы координационной деятельности
  • 49. Пн за процессуальной деятельностью дознавателей
  • 50. Пн за процессуальной деятельностью следователей
  • 8. Понятие и признаки отрасли прокурорского надзора

    По своей сути ПН является одной из функций ПРФ. Как специфический вид государственной деятельности он един. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Данные различие обусловлены особенностями законодательства, за которым надзирают органы прокуратуры, различием поднадзорных субъектов и рядом других факторов. Поэтому в теории ПН принято выделять отрасли ПН. В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия «отрасль ПН». Так, С.Г. Березовская под отраслью ПН понимает специализированное организационно-правовое направление деятельности органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора, а также специфическими задачами и полномочиями прокурора. Б.М. Спиридонов считает, что отрасль ПН – это регулируемая нормами права специализированная деятельность органов прокуратуры, имеющая родовой объект надзора, а также специфические задачи и полномочия».

    С учетом изложенных подходов под отраслью прокурорского надзора необходимо понимать относительно самостоятельно направление деятельности органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора, определенным объемом полномочий прокурора, необходимым ему для решения специфичных задач, характерных для данной части ПН.

    Таким образом, основными критериями деления ПН на отрасли выступают: объект, предмет надзора, задачи и полномочия прокурора.

    Необходимо отметить, что современная юридическая литература вместо термина отрасль ПН чаще использует такие понятия как: вид прокурорского надзора, надзорная подфункция, направления прокурорского надзора. Действующий ФЗОП не содержит подобных понятий, а использует лишь общий термин «функция» для определения обязанностей, возложенных на прокуратуру.

    Под объектом ПН понимается деятельность органов государства и негосударственных органов по исполнению требований законов. Иногда под понятием «объект ПН» понимается совокупность государственных и негосударственных органов, в отношении которых прокуратура осуществляет надзорные функции. Для определения границ объекта ПН используется понятие пределы ПН, под которыми понимаются правовые требования по исполнения определенного по характеру законодательства тем или иным кругом государственных и негосударственных органов. Пределы ПН позволяют определить предмет ПН, под которым понимается часть объекта ПН. Предметы каждой отрасли находят свое непосредственное закрепление в нормах ФЗОП (ст.ст. 21, 26, 29, 32).

    Например, одной из отраслей ПН является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Объектом надзора в данном случае будет выступать деятельность указанных органов по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия. Пределы надзора определяются нормами уголовно-процессуального законодательства, а также ФЗ «Об ОРД» и ФЗОП. Предмет надзора закреплен в ст.29 ФЗОП и включает в себя: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность принимаемых данными органами решений.

    Другим важным критерием деления ПН на отрасли выступает характер полномочий прокурора. Иногда для дифференциации отраслей ПН вводят такие дополнительные критерии как вид выносимых актов и методы осуществления надзора.

    Таким образом, основными критериями деление прокурорского надзора на отрасли выступают:

      объект надзора (предмет);

      совокупность полномочий прокурора;

      совокупность выносимых актов прокурорского реагирования;

      методы надзорной деятельности.

      Виды отраслей прокурорского надзора.

    С учетом выше названных критериев (объект, предмет, полномочия, задачи, выносимые акты и методы надзора) на сегодняшний день можно выделить следующие отрасли ПН:

      надзор за исполнением законов действующих на территории РФ, всеми федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Ранее данная отрасль надзора именовалась «общим надзором». Сейчас законодательство не использует данного термина, однако на практике его еще применяют.

      надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными выше органами;

      надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

      надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

      надзор за исполнением законов судебными приставами

    Выделение надзора за исполнением законов судебными приставами в самостоятельную отрасль ПН на сегодняшний день довольно проблематично. Основные трудности заключаются в том, что действующий ФЗОП не определил ни предмет надзора, ни полномочия, ни совокупность актов прокурорского реагирования. Поэтому некоторые авторы не рассматривают надзор за исполнением законов судебными приставами в качестве самостоятельной отрасли ПН. Другая группа ученых считает надзор за исполнением законов судебными приставами отдельной отраслью ПН – надзор за исполнительным производством. Пробел в урегулировании полномочий прокурора и определении предмета надзора предлагается устранить путем применения аналогии закона, а именно ст.ст. 21-25 ФЗОП, регулирующих «общий надзор».

    На наш взгляд рассматривать надзор за исполнением законов судебными приставами в качестве самостоятельной отрасли ПН не следует. На сегодняшний день служба судебных приставов является структурным подразделением МЮ РФ, которое в свою очередь является ФОИВ. ФОИВ являются объектом «общего надзора». Поэтому надзор за исполнением законов судебными приставами является одним из направлений деятельности ПН в рамках «общего надзора».

    Соотношение понятий отрасль и направление деятельности.

    Как было отмечено выше, одной из функций (основным направлением деятельности) прокуратуры РФ является осуществление ПН. Прокурорский надзор, являясь комплексным понятием, включает в себя отрасли ПН. Каждая отрасль ПН включает в себя несколько направлений деятельности (подотраслей), под которыми понимается осуществление надзора за исполнением конкретного закона или нескольких законов, регулирующих общественные отношения в определенной сфере.

    Так, например, в рамках «общего надзора» на сегодняшний день можно выделить такие направления деятельности (подотрасли) как: осуществление надзора за исполнением закона в социальной сфере; осуществление надзора за исполнением за исполнением законов в экономической сфере; осуществление надзора за исполнением закона в оборонной сфере; осуществление надзора за исполнением закона в административно- юрисдикционной сфере и т.п..

    В свою очередь каждое направление деятельности состоит из поднаправлений. Например, надзор за исполнением законов в социальной сфере предполагает осуществление надзора за исполнением законодательства о здравоохранении, за исполнением законодательства о безопасности труда, за исполнением пенсионного законодательства и т.п..

    Страница 1 из 2

    Отрасли прокурорского надзора

    По своей сущности прокурорский надзор как специфи­ческий вид государственной деятельности един. Это един­ство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры.

    Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого проку­рорского надзора порождены:

      1. особенностями законодатель­ства, за исполнением которого осуществляется надзор;
      2. раз­личием субъектов, исполняющих это законодательство;
      3. различием в полномочиях прокуроров.

    Необходимость выделения и некоторого правового, органи­зационного и методического обособления в едином проку­рорском надзоре основных направлений (отраслей) проку­рорского надзора порождена также потребностью в специализации прокурорских кадров.

    В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре согласно п. 2 ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" выделяются следую­щие основные направления (отрасли) прокурорского надзо­ра :

      • надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов;
      • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
      • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
      • надзор за исполнением законов судебными приставами;
      • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

    Надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов

    Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует прежде всего отметить чрезвычайную ши­роту предмета надзора. В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, а так­же законность издаваемых правовых актов. Их многочис­ленность и разнообразие не позволяют хоть в какой-то мере назвать их основные виды. Поэтому в ст. 21 ФЗ о предмете надзора этой отрасли надзора сказано лишь в самой общей форме: «соблюдение Конституции Российской Федерации» и «исполнение законов, действую­щих на территории Российской Федерации».

    Более подробно в ФЗ "О прокуратуре" характеризуется предмет надзора в части субъектов, исполняющих законы:

      1. федеральные министерства;
      2. государственные комитеты;
      3. службы и иные федеральные органы исполнительной власти;
      4. представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
      5. органы местного самоуправления;
      6. органы военного управления;
      7. органы контроля;
      8. должностные лица вышеперечисленных структур;
      9. субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
      10. органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

    В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматрива­емой отрасли прокурорского надзора в ее пределах на прак­тике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли), например, надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере испол­нения законодательства о несовершеннолетних, в сфере природоохранного законодательства и т.д.

    Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществ­лять надзор за законностью правовых актов, Закон о проку­ратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым долж­ны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются субъектами ис­полнения законов, перечисленными в той же ст. 21 Закона о прокуратуре. При этом следует иметь в виду, что проверке законности подлежат только правовые акты, т.е. акты, по­рождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения , которыми могут быть приказы, указания, распоряжения, инструкции, положения, постанов­ления, уставы и т.п.

    Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

    Надзор в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, госу­дарственными комитетами, службами и иными федераль­ными органами исполнительной власти, представительны­ми (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органа­ми военного управления, органами контроля, их должност­ными лицами, а также органами управления и руководите­лями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определя­ется сферой общественных отношений, связанных с права­ми и свободами граждан.

    В предмет данной отрасли прокурорского надзора вхо­дит соблюдение норм Конституции РФ, определяющих пра­ва и свободы граждан и исполнение большого числа зако­нов, объединенных сферой регулирования наиболее важных прав и свобод человека и гражданина. В их числе могут быть названы трудовые, избирательные права, право на со­циальную защиту и обеспечение, равенство прав мужчины и женщины и ряд других. Непосредственно исполняют эти нормативные акты организации, учреждения, их должностные лица, а также руководители коммерческих и некоммер­ческих организаций и их органы управления.

    Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следу­ет особо подчеркнуть ее приоритетность как отражение и важный путь реализации государственной политики в обла­сти защиты прав и свобод человека и гражданина в Россий­ской Федерации.

    Надзор за исполнением законов органами, осуще­ствляющими оперативно-розыскную деятельность, доз­нание и предварительное следствие

    Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключитель­ной важностью для каждого гражданина и государства дея­тельности органов, осуществляющих оперативно-розыск­ную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее ре­гулирующих. Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред. Вот по­чему государство сочло необходимым закрепить в Законе о прокуратуре деятельность прокуроров по надзору за испол­нением законов, названными органами в самостоятельную отрасль надзора, подчеркивая тем самым ее особую важ­ность.

    Данное направление прокурорского надзора призвано обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступле­ний, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок уп­равления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляю­щих оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие, своевременного и полного рассле­дования, установления размеров причиненного ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым защищая интересы государства.

    Важно отметить, что осуществление прокурорского над­зора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан.

    Надзор за исполнением законов судебными приставами

    Надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление.

    Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение как судебных актов, так и актов других органов, служба судебных приставов-исполнителей выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти.

    Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы по своим функциям разделены на две категории:

      1. судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
      2. судебные приставы-исполнители.

    Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора.

    Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава федеральным законам и инструкциям, а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.

    Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является:

      • надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;
      • надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями;
      • надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.

    Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение - выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации.

    Основной задачей рассматриваемого направления прокурорского надзора является обеспечение законности в деятельности судебных приставов, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, отно­сительно которых были приняты судебные акты.

    В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов. Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать. Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству.

    Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

    Выделение этой отрасли из еди­ного прокурорского надзора, как и в предыдущем случае, объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступле­ния, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности органов, исполняющих эти зако­ны.

    Режим законности распространяется не только на дозна­ние, предварительное следствие и оперативно-розыскную де­ятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры нака­зания, также имеют права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются специальным законода­тельством, прежде всего нормами УИК РФ. Соблюдение ад­министрацией органов и учреждений, применяющих назначен­ное судом наказание, этих прав и свобод лиц, отбывающих наказание или иные меры принудительного характера, не ме­нее важно, чем соблюдение прав и свобод законопослушных граждан. Вот почему в условиях строительства правового го­сударства прокурорский надзор в этом направлении приобре­тает особо актуальное значение, ибо отражает политику госу­дарства в рассматриваемой сфере общественных отношений.

    Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих права и свободы не только осужденных, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в случае их за­держания или заключения под стражу. Так как при этом вина указанных лиц еще не установлена судом, прокурор­ский надзор должен выступать гарантией законности осу­ществленного ограничения свободы этих граждан. В этом также просматривается двуединая задача прокурорского надзора - обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства. Данная деятельность прокурора является час­тью рассматриваемой отрасли прокурорского надзора.

    Rating: (0 Rating)


    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав