06.09.2019

Сп 15 01 для следственных изоляторов. Учебно-методические. О высоте перегородки в сизо


РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Романенкова Н.С.

при секретаре Александрове В.О.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ресина А.И. о признании частично недействующим приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 161-дсп "Об утверждении норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации",

установил:

в целях обеспечения условий содержания лиц, заключенных под стражу, в соответствии с требованиями Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 161-дсп утверждены Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации (СП 15-01 Минюста России).

Гражданин Ресин А.И., отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 161-дсп "Об утверждении норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации". Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт разрешает размещение жилых помещений (камер для содержания под стражей заключенных) в цокольных и подвальных этажах режимных корпусов следственных изоляторов, что противоречит требованиям статьей 2 , , , Конституции Российской Федерации, статье 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Ресин А.И. извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства юстиции Российской Федерации Михалевич В.И., Буторин Д.Е. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России не содержат положений, разрешающих размещение жилых помещений (камер для содержания под стражей заключенных) в цокольных и подвальных этажах режимных корпусов следственных изоляторов. СП 15-01 Минюста России в государственной регистрации не нуждаются, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, права лиц, содержащихся под стражей, не нарушают.

Выслушав объяснения представителей Минюста России Михалевича В.И., Буторина Д.Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний.

Нормы проектирования разработаны Государственным специальным проектно-изыскательским институтом МВД России на основе СНиПов, ГОСТов, ВСП, ППБ, СанПиНов, одобрены Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

В соответствии с пунктами 1.2 , 1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения.

Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России изданы с грифом "для служебного пользования", поскольку содержат служебную информацию ограниченного распространения, касающуюся особенностей планировочных решений следственных изоляторов и тюрем, устройства камерных помещений, толщины стен, решеток и др., обеспечивающих надлежащие условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Нормы проектирования должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов и тюрем.

Положений, допускающих размещение жилых помещений (камер для содержания под стражей заключенных) в цокольных и подвальных этажах режимных корпусов следственных изоляторов, Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России не содержат, поэтому доводы заявителя о противоречии оспариваемого правового акта законодательству в области обеспечения социально-эпидемиологического благополучия населения и нарушении прав подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, являются несостоятельными.

О высоте перегородки в СИЗО

По делу № 33-7697/12

Принято Красноярским краевым судом

  1. КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
  2. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  3. город Красноярск 17 сентября 2012 года
  4. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
  5. председательствующего Пашковского Д.И.,
  6. судей Малякина А.В., Гареевой Е.Б..
  7. при секретаре Сафине Р.Р.,
  8. рассмотрела в судебном заседании по докладу судьи Гареевой Е.Б..
  9. гражданское дело по иску Харсака Д.С. о возложении обязанности по проведению проектных работ на Федеральное Казенное учреждение «Следственный изолятор №4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю»,
  10. по апелляционной жалобе Харсака Д.С.
  11. на Решение Норильского городского суда Красноярского края от 18 июня 2012 года, которым постановлено:
  12. «Исковые требования Харсака Д.С. удовлетворить.

    Признать высоту перегородки, отделяющей санитарные устройства от остальной части камеры № № Федерального Казенного учреждения «Следственный изолятор №4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» не соответствующей установленным параметрам.

    Возложить на Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» обязанность привести высоту перегородки, отделяющей санитарные устройства от остальной части камеры № № в соответствие с «Нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01», в срок до 01 ноября 2012 года.».

    Заслушав докладчика, судебная коллегия
    Установила:

    Харсак Д.С. обратился с иском к Федеральному Казенному учреждению «Следственный изолятор №4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» о возложении обязанности по устранению недостаточности высоты ограждения туалета, расположенного в камере Следственного изолятора до 2 метров 40 см, мотивируя тем, что в камере следственного изолятора города Норильска, где он содержится в настоящее время санузел обустроен в нарушение установленных норм, поскольку напольная чаша унитаза укреплена на высоте 40 см от пола, а ограждение кирпичной перегородки вокруг унитаза имеет высоту 1 метр 20 см, в связи с чем расстояние от основания унитаза до вершины кирпичной перегородки составляет 80 см, чего недостаточно, потому при отправлении естественных нужд истцом и другими лицами, содержащимися в камере, имеющаяся перегородка не скрывает от обзора. Самовоздвижение ограждения кустарного производства посредством развешивания ширмы для увеличения высоты ограждения администрацией следственного изолятора пресекаются, потому просит обязать ответчика устранить недостаточность высоты уже имеющегося ограждения туалета в камере до 2 м 40 см.

    Судом постановлено приведенное выше Решение.

    В апелляционной жалобе Харсак Д.С. просит Решение суда отменить, поскольку, в своем заявлении он оспаривал нормы проектирования, на которых суд Постановил свое Решение.

    Харсак Д.С., находящийся в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Красноярскому краю, о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции извещен надлежащим образом и заблаговременно – 27 июля 2012 года, правом обеспечить участие в судебном заседании своего представителя не воспользовался. Учитывая характер спорных отношений и значение личных объяснений заявителя для рассмотрения настоящего дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без этапирования Харсака Д.С. в судебное заседание.

    Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие участников процесса, надлежащим образом извещенных о дне и времени рассмотрения дела, проверив материалы дела, Решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

    В соответствии с п.8.66 Норм проектирования следственных
    изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01 от 2001 года в камерных
    помещениях на два и более мест напольные чаши (унитазы) следует
    размещать в кабинках с дверьми, открывающимися наружу кабины должны
    иметь перегородки высотой 1 метра от пола уборной.

    Из материалов дела следует, что Харсак Д.С. на момент постановления решения суда содержался в связи с избранием ему меры пресечения в виде заключения под стражу в ФКУ СИЗО-4 в камере №. Представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что с учетом постамента, на котором располагается унитаз в камере – 40 см от пола, фактически высота перегородки от поверхности этого постамента составляет 80 см, что не соответствует установленным нормам.

    Удовлетворяя требования Харсака Д.С., суд первой инстанции обоснованно исходил из установленных п.8.66 Норм проектирования следственных
    изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01 от 2001 года, признав высоту перегородки, отделяющей санитарные устройства от остальной части камеры № № Федерального Казенного учреждения «Следственный изолятор №4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», где содержался Харсак Д.С. не соответствующей установленным параметрам и обязал привести высоту перегородки, отделяющей санитарные устройства от остальной части камеры № № в соответствие с «Нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01».

  13. Выводы суда первой инстанции в решении мотивированы, соответствуют правильно установленным судом фактическим обстоятельствам по делу, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
  14. Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно применил при рассмотрении заявления Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01, являются несостоятельными, так как данными нормами установлены параметры установки и оборудования санузлов, иных нормативных документов не имеется. Кроме того, является необоснованным довод о том, что заявителем оспаривались данные нормы. Как следует из заявления Харсак Д.С., он просил обязать устранить недостаточность высоты перегородки санузла, а не оспаривал в установленном законом порядке нормативный документ, регламентирующий нормы проектирования следственных изоляторов.
  15. Нарушений ном процессуального и материального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
  16. На основании изложенного и руководствуясь

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Предусматривается исходя из потребности в соответствии с заданием на проектирование.

Следует предусматривать в соответствии с заданием на проектирование при наличии самостоятельного стрельбища либо при удалённости СИЗО от территориального органа ФСИН России более 100 км.

Следует предусматривать при отсутствии ИБП.

Следует оборудовать: мужская - одним унитазом, одним писсуаром, одним умывальником; женская - одним унитазом, одним умывальником.

Следует оборудовать одним унитазом, одним писсуаром, одним умывальником.

Следует оборудовать: общая - одним унитазом, одним умывальником; мужская - одним унитазом, одним писсуаром, одним умывальником; женская - одним унитазом, одним умывальником.

В соответствии с заданием на проектирование допускается вместо помещений аптеки предусматривать помещения аптечного распределительного пункта, состав помещений которого устанавливается заданием на проектирование.

Следует оборудовать одним унитазом, одним умывальником.

В соответствии с заданием на проектирование в составе помещений могут выделяться комнаты учёта: подозреваемых, обвиняемых, осужденных и хозобслуги, а также группы оформления из расчёта 6 м на сотрудника СИЗО, но не менее 10 м.

Следует предусматривать при содержании в СИЗО несовершеннолетних.

Допускается объединять с аппаратной связи.

Следует оборудовать одним унитазом на 25 и одним писсуаром на 18 работников, одним умывальником.

Следует оборудовать одним унитазом на 15 и одним гигиеническим душем на 75 работников, одним умывальником.

Примечания

1 В зале совещаний допускается проводить выездные судебные заседания. В этом случае при зале следует предусматривать: совещательную комнату, комнату участников судебного процесса, комнату свидетелей, комнату секретаря. Необходимость проведения выездных судебных заседаний, состав и площади дополнительных помещений уточняются заданием на проектирование. В зале следует предусматривать место для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных во время проведения судебных процессов из расчёта 1,2 м на человека, огороженное перегородкой из стекла устойчивого к пробиванию.

2 Размещение дизельной мощностью свыше 100 кВт следует предусматривать в отдельно стоящем здании в локальной зоне. Высота помещения дизельной должна быть не менее 3,6 м.

3 Число и площади технических помещений - вентиляционных камер, узлов ввода, электрощитовых, помещений для ИБП и т.п. определяются расчётом согласно действующих нормативно-технических документов.

4 Допускается оборудование ИБП с блоком аккумуляторных батарей устраивать в энергетическом модуле контейнерного типа и располагать вне административного здания. Место расположения модуля необходимо согласовывать со службами режима и охраны территориального органа.

5 Площади помещений и число рабочих мест следует уточнять в зависимости от численности штатов и в соответствии с 5.3. При этом число душевых сеток в душевых при гардеробных следует рассчитывать исходя из числа работающих в смену.

6. По техническому заданию комната обыска с унитазом и умывальником может располагаться в КПП-0.

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Зобова Л.В.Дело № 33 – 4027/2013

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О ЕО П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Мокеевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционнымжалобам Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, Гагарина М*** М*** на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 23 августа 2013 года, которым постановлено:

Исковые требования Гагарина М*** М*** удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области за счет средств казны Российской Федерации в пользу Гагарина М*** М*** в возмещение морального вреда 5 000 руб.

В остальной части иска отказать.

В иске к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, Федеральномуказенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» отказать.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В. по делу, объяснения представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Рабани Д.Г., полагавшего необоснованным взыскание морального вреда в пользу истца, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Гагарин М.М. обратился в суд с иском к УФСИН России по Ульяновской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда.

В обосновании требований указал, что в период с 29.08.2011 года по 24.09.2012 года содержался в камерах № ***, ***, *** СИЗО №1 г.Ульяновска в бесчеловечных и невыносимых условиях, был подвергнут унижающему достоинство человека обращению.

В камерах были нарушены нормы санитарной площади на одного человека, в 503 камере покрытие было бетонным, в дождливую погоду с потолка капала вода, тем самым создавалась влага и сырость.

Незначительный размер оконных рам не в полной мере обеспечивал доступ свежего воздуха. Камеры плохо освещались. Из-за недостаточного размера окон в камеры не поступало достаточного количества дневного света. В результате у него ухудшилось зрение, ему были переданы очки, которыми он пользовался.

В камерах отсутствовала рабочая вентиляция. Из-за духоты стали прогрессировать заболевания: артериальная гипертония, появились боли в области левой почки, поскольку он перенес операцию в областной больнице г.Ульяновска в апреле 2011 года и курс лечения в полной мере не прошел.

Камеры находились в антисанитарных условиях, стены покрывала плесень, обитали клопы, тараканы, мокрицы и крысы. Несмотря на неоднократные обращения никаких мер администрацией учреждения не предпринималось. В связи с антисанитарными условиями его тело покрылось фурункулами.

В камерах отсутствовали необходимые сантехнические удобства, не было горячего водоснабжения, горячая вода для стирки и мытья посуды не выдавалась. Санитарно-гигиенические условия в душе отсутствовали. Постельные принадлежности были в очень плохом состоянии. Унитаз находился не далее 1,5 м. от камерных столов, не был полностью отгорожен, слабый напор воды не позволял смыть нечистоты. Стол не был оборудован скамейками по числу посадочных мест осужденных. В результате он неоднократно подвергался угрозе быть зараженным инфекционными и кожными заболеваниями.

Подобные бесчеловечные и унижающие человеческое достоинство обращения и условия содержания вызвали у него физические и психические страдания, унижение, чувство страха и собственной неполноценности. С учетом изложенного просил суд признать бесчеловечными, унижающими человеческое достоинство условия его содержания в период с 29.08.2011 года по 24.09.2012 года, взыскать с Министерства финансов Российской Федерациикомпенсацию морального вреда в размере 613 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Федеральноеказенное учреждение «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области Николаева Ю.Е., считает решение необоснованным, подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.Просит решение отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гагарина М.М. отказать в полном объеме.

Полагает, что поскольку при рассмотрении дела вина государственных органов (их должностных лиц) судом не установлена, Российская Федерация не может нести ответственность за неправомерные действия учреждений (ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Ульяновской области), соответственно взыскание компенсации морального вреда с Министерства Финансов России за счет средств казны РФ незаконно. Также считает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинения ему физических и нравственных страданий.

В апелляционной жалобе Гагарин М.М. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме. В жалобе ссылается на то, что выводы суда основаны на данных проведенной проверки, представленной представителем УФСИН России по Ульяновской области, которые не соответствуют действительности на момент его содержания в ФКУ СИЗО-1 г.Ульяновска. Указывает, что судом не учтены представленные им свидетельские показания, подтверждающие обоснованность его доводов, и не запрошены материалы, подтверждающие ухудшение его здоровья.

Поскольку Гагарин М.М. отбывает наказание в местах лишения свободы, о рассмотрении дела в Ульяновском областном суде извещен надлежащим образом, гражданский процессуальный кодекс не предусматривает возможность этапирования осужденных в суды для рассмотрения гражданских дел, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствии истца.

В связи с неявкой в заседание апелляционной инстанции представителя Министерства финансов Российской Федерации, УФСИН России по Ульяновской области, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуальногокодексаРоссийской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Рассмотрев доводы жалоб, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом N 103-ФЗ от 15.07.1995 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В силу ст. 15 указанного Федерального закона N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В соответствии с п. 8.64 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01 от 2001 года естественное освещение в камерных помещениях, за исключением карцеров, камер для изоляции буйствующих и камер ШИЗО, следует принимать согласно требованиям СНиП 23-05-95. Размеры оконных проемов должны составлять не менее 1,2 м. по высоте и 0,9 м. по ширине. Оконные переплеты в камерах должны выполняться створными и оборудоваться для вентиляции форточками или фрамугами.

Пунктом 8.66 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01 от 2001 года предусмотрено, что в камерных помещениях на два и более мест напольные чаши (унитазы) следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабины должны иметь перегородки высотой 1 метра от пола уборной. Допускается в камерах на два и более мест в кабине размещать только напольные чаши (унитазы), умывальник при этом размещается за пределами кабины.

Из материалов дела следует, что Гагарин М.М., 17.03.*** года рождения осужден приговором Ульяновскогообластного суда от 13.07.2012 года по ст. ***. Начало срока 13.07.2012. Зачетс 26.08.2011 по 12.07.2012. Приговор вступил в законную силу 05.09.2012.

В ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Ульяновской области Гагарин М.М. содержался с 29.08.2011 года по 23.09.2012 года (в камере № *** в период с 02.09.2011 по 17.10.2011, в камере № ***в период с 17.10.2011 по 28.02.2012, в камере № *** в период с 28.02.2012 по 23.09.2012).

Норма санитарной площади в указанных камерах на одного человека в период содержания истца соответствовала требованиям ч. 5 ст. 23 Федерального Закона от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления".

Так, камера N *** имеет площадь 22,4 кв. м. и рассчитана на 5 человек, то есть на одного человека приходится по 4,48 кв. м; камера № *** площадью 45,7 кв. м рассчитана на 10 человек, то есть на одного человека приходится по 4,57 кв. м; камера N *** площадью 19 кв. м рассчитана на 4 человека, то есть на одного человека приходится по 4,75 кв. м.

Данные обстоятельства подтверждены представленными суду первой инстанции копией технического паспорта камер СИЗО и книги количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО, согласно которым в период содержания истца в вышеуказанных камерах СИЗО превышения количества лиц, содержащихся под стражей, не имеется, нарушений норм санитарной площади в камере в размере 4 кв. м на одного человека допущено не было.

Согласно сведениям, представленным ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Ульяновской области и имеющимся в материалах дела, все перечисленные выше камеры, в которых содержался Гагарин М.М. в период его пребывания в СИЗО, были оборудованы столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; радиаторами системы водяного отопления, системой принудительной вытяжной вентиляции, напольной чашей (унитазом), умывальником, которые размещаются в кабине с дверью, изолированной перегородкой из сотового поликарбоната до потолка, что обеспечивает приватность при справлении естественных нужд. Системы холодного водоснабжения, канализации, вытяжной вентиляции находятся в камерах в исправном состоянии.

Оконные проемы в указанных камерах оборудованы открывающимися форточками, размеры оконных проемов соответствуют п. 8.64 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01 от 2001 года (камера№ *** – одно окно размером 1,57х1,24м., камера № *** – два окна размером 1,29х1,10м., камера № *** – одно окно размером 1,29х1,10м.).

Горячее водоснабжение в режимных корпусах №1 и №2 не предусмотрено. Для санитарно-гигиенических нужд и мытья посуды холодную воду в камерах подогревают кипятильниками, которые подозреваемым и обвиняемым разрешено хранить при себе в соответствии с приложением №2 Приказа Минюста России № 189 от 14.10.2005 года «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Кроме того, в соответствии с п.43 данного Приказа горячая вода для стирки и гигиенических целей, а также кипяченая вода для питья выдавались лицам, содержащимся в СИЗО, ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Дезинсекция и дератизация камер в 2011 -2012гг. проводилисьспециализированно уполномоченной на то организацией на основании заключаемых договоров с ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Ульяновской области в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом было установлено, что полы в камере № *** по состоянию на 03.11.2011 были бетонные, что не соответствует Нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01 от 2001 года.

Пунктом 9.10 данных Норм установлено, что полы в камерных помещениях следует предусматривать дощатые беспустотные с креплением к трапециевидным лагам, втопленным в бетонную стяжку по бетонному основанию. Полы в камерах по периметру помещений следует крепитьдеревянными брусьями на болтах.

С учетом того, что содержание в изоляторе в условиях, не соответствующих установленным нормам, влечет нарушение прав, гарантированных законом, и может быть достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.

При определении размера компенсации морального вреда, судом учтены требования ст. 151 , ст. 1101 ГК РФ, характер нравственных страданий истца, фактические обстоятельства, при которых были нарушены его личные неимущественные права, период, в течение которого истец находился в условиях, не отвечающих установленным законом требованиям, а также требования разумности и справедливости.

Оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме судебная коллегия не усматривает, принимая во внимание, что нарушения прав истца установлены лишь в части.

Доводы жалобы истца об ухудшении его здоровья (снижение зрения, образование фурункулов) в результате ненадлежащих условий содержания его под стражей, подлежат отклонению, поскольку доказательств того, что здоровье истца ухудшилось именно в связи с ненадлежащими условиями содержания в СИЗО-1 г. Ульяновска суду не представлено.

Факты неоказания Гагарину М.М. в условиях СИЗО-1 г. Ульяновска медицинской помощи не установлены.

Руководствуясь положениями ст. ст. 1069 , 1071 ГК РФ суд первой инстанции правильно определил, что причиненный истцу моральный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов РФ.

Доводы жалобы Минфина РФ о том, Минфин не является надлежащим ответчиком по делу, подлежат отклонению, поскольку объектом нарушения являются конституционные права истца, гарантированные государством (принятыми им законами), соответственно, ответственность перед истцом должно нести само государство - Российская Федерация - в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.

Иные доводы апелляционных жалоб судебной коллегией проверены, во внимание не принимаются, поскольку выводов суда не опровергают, а направлены на переоценку представленных по делу доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств, оснований для которой не имеется.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 23 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, Гагарина М*** М*** – без удовлетворения.

Председательствующий


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав