18.10.2019

История казанской иконы божией матери. Сильные молитвы казанской иконе божьей матери


Казанская икона Пресвятой Богородицы – это удивительный чистый и сильный образ. Царица Небесная является великой покровительницей всего русского народа, она оберегает от нашествия недругов, дает силы уберечь от врагов Отечество. В то же время она крепкая защитница православной веры, поддерживает и укрепляет духовные силы всех молящихся.

Искренние молитвы перед Казанской иконой Божией Матери помогут в решении многих жизненных проблем. К ней идут при печалях, унынии, бедствиях, когда уже нет сил противостоять болезням, напастям. По вере через освященное изображение Казанской иконы Пресвятой Богородицы можно излечиться от болезней души и тела. Многие улучшили зрение, даже полностью избавились от слепоты.

Зная, в чем помогает Казанский образ, матери издавна вешали эту святую икону у изголовья кроватки ребенка. Пречистая присмотрит за малышом, убережет его от болезни, всего злого, укажет правильный жизненный путь. Радостные и мудрые родители выносили икону навстречу молодой паре, чтобы благословить с поддержкой Небесной Царицы на долгую, праведную, хорошую совместную жизнь. Если же венчание молодых совершалось в день празднования святого образа, то все радовались – жизнь новой семьи будет долгой, счастливой и благополучной.

История Казанского образа Пресвятой Богородицы

История святой Казанской иконы Богородицы берет свое начало с XVI века. Сегодня обстоятельства ее появления кажутся необычными, удивительными. В 1579 году Казань, благодаря Ивану Грозному, уже 27 лет была в составе России, но ее сложно было назвать русским городом. И даже создание (1553 год) отдельной Казанской епархии, входящей в состав Русской Православной Церкви, не слишком повлияло на расстановку сил: христианских и магометанских.

А тут еще и большой пожар 1579 года. Страшный огонь уничтожил почти половину Казанского Кремля, княжеский дворец, Спасо-Преображенский монастырь с похороненными там христианскими святыми Варсонофием и Гурием, ряды торговцев и людские дома. Мусульмане трактовали событие на свой лад. Всюду злопыхатели, они не забывали упомянуть, что гнев Божий пал на головы христиан. Но, оказалось, что огненная стихия принесла не только потери, страдания, а и великое утешение. Ведь именно в этом городе Матерь Божия укрепила свое царствование, чудесно явив свой святой образ людям.

Обретение чудотворной иконы

После пожара главной заботой многих казанцев стало строительство. Лето не вечно, а с приходом холодов без теплого дома семье не перезимовать.

Среди погорельцев трудился, не покладая рук, царский стрелец Даниил Онучин, чтобы соорудить жилище себе, жене и дочери Матроне, девочке десяти лет. Однажды приснился Матроне удивительный сон. Явилась к ней Божия Матерь и велела пойти в город, поведать архиепископу и воеводам об иконе Богородицы, которая покоится в земле, а затем достать сей чудесный образ. Девчушка попросила родителей помочь, но они не поверили. А Богородица приходила снова и снова. Мать обратилась за помощью священников, но те не сразу послушали. Помогли только настойчивость да обращения к епископу. Предание гласит, что 8 июля Матрона сама откопала обернутый рукавом из вишневого сукна небольшой образ на одном из пепелищ.

Услышав радостную весть, казанские градоначальники, архиепископ прибыли к месту находки. А затем крестным ходом со всеми почестями сопроводили реликвию в храм Николы Тульского. Отслужив молебен, чудесную икону перенесли в Благовещенский собор, где милостью Пречистой случилось чудо исцеления слепцов: Иосиф обрел зрение по дороге к обители, а Никита – непосредственно в храме. Позже заметили, что Богородица являет особую милость к глазам ей молящихся.

Все эти и другие события остались в памяти людей благодаря записям, которые сделал священник Никольского храма Ермолай. Позже он стал Казанским митрополитом и Московским патриархом Ермогеном. Также Ермолай составил службу, приуроченную Казанскому образу с общеизвестным тропарем (церковным песнопением).

Преклонение Казанскому образу Богоматери

Архиепископ и воеводы отправили царю послание с подробным описанием чудесного обретения святого образа и первым точным списком с него. Узнав о милости, явленной Божией Матерью через свой лик, царь Иван Грозный приказал возвести на месте находки образа христианскую обитель. Первыми монахинями Богородицкого женского монастыря (на 40 инокинь) стали Матрона после принятия имени Мавры и ее мать. Праздники Казанского образа Божией матери отмечаются Русской Православной Церковью дважды в год:

  1. 21 июля (8 июля по старому стилю). В день обретения святыни русским народом через девочку Матрону, у которой были видения. Празднование явления образа Богоматери является ежегодным, начиная с XVI века.
  2. 4 ноября (22 октября по старому стилю). Славное освобождение Москвы войском Минина и Пожарского от польско-литовских посягательств (осень 1612 года).


Став митрополитом (1595 год), Ермоген построил в Казани новый собор Успения Пресвятой Богородицы. Количество монахинь увеличили до 64. Слава о ниспосланном Пресвятой Девой чудотворном образе, помощи, которую получают люди по своим молитвам, ширилась очень быстро. Иконе подносили дары простые прихожане и царские особы. Храму жертвовали золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг. Святому лику создали несколько риз: праздничных и на каждый день. Несмотря на разделение, все они были сделаны из драгоценных металлов, щедро украшены бриллиантами, рубинами, сапфирами, низками жемчуга, пр. Императрица Екатерина возложила подарки к Казанской святыне, среди них: золото, драгоценности, бриллиантовая корона самой императрицы и 25 тысяч рублей, предназначенные на возведение нового храма.

Казанская икона – русская помощница в ратном деле

Казанская икона Богоматери получила статус всенародной святыни, ее явление стало знамением, которое Святая Мария дала всей Русской Церкви. И потом многие годы через благодатный лик Богородица являла поддержку и милость России в сложные периоды ее истории:

  • Во времена смуты. Помогла прекратить внутренние распри, создать русское ополчение, а затем освободить Москву от поляков (22 октября 1612 года).
  • Покровительствовала воинам Петра I при битве под Полтавой, помогая победить армию шведов (1709 год).
  • 22 октября – день празднования иконы стал днем победы в битве под Вязьмой. Это переломный момент хода Отечественной войны 1812 года.
  • Укрепляла дух воинов во время Великой Отечественной войны (1941-1945 годов). Везде, где появлялась реликвия, враг не мог продвинуться вперед, пугался устрашающих видений, отказывало немецкое оружие. Москва была спасена благодаря чуду, явленному по молитвам и заступничеством Приснодевы. Освобождение матери русских городов, Киева, состоялось в день празднования Казанского образа Божией Матери.

Списки Казанской святыни

Многие милости и чудеса были явлены через первообретенную икону (оригинал) и многочисленные ее списки (копии). Наиболее прославившимися копиями являются:

  • Петербургский список;
  • Казанская икона в Москве;
  • Каплуновский Казанский образ Богородицы;
  • Казанский Тобольский лик Царицы Небесной;
  • Нижнеломовская
  • Вознесенская;
  • Павловская;
  • Ярославский Казанский образ Богоматери.

Надо заметить, что в отношении святых образов понятие «оригинал» является условным. Пречистая Дева слышит искренние смиренные молитвы независимо от места и образа, которому они произносятся. Разумеется, если только этот лик освящен. Хотя некоторые высказывают мнение, что Богородица пожелала преподнести православным определенный лик, в котором жест, цвет, поворот головы, манера написания – все имеет тайное или явное значение, символ. А при создании списков иконографы часто вносят изменения в композицию изображения, возможно, корректируя и его смысл.

Оригиналом Казанской иконы Богородицы называют небольшой по размеру образ, который был найден девочкой Матроной (1579 году), а затем утрачен в 10-х годах ХХ века. Копии и списки, сделанные с него, имеют большие размеры, могут отличаться яркостью красок (первый образ был достаточно темный, покрытый слюдой), некоторыми композиционными особенностями.

Утрата дарованной Богородицей Казанской иконы

Оригинал чудотворной иконы практически все время (с момента обретения) находился в Богородицком монастыре города Казань. Лишение образа случилось в годы революционной смуты начала ХХ века. Многие люди утратили веру отцов, смирение, поэтому случившиеся должно стать всем серьезным назиданием.

Похищение православной реликвии состоялось ночью с 28 на 29 июня (по старому стилю) 1904 года. Ворами был выбран момент, когда возле святыни никого не было, а монастырского сторожа заперли в подвале церкви. Грабителей в первую очередь привлекло богатое убранство – драгоценные ризы икон (Спасителя и Казанского лика Божией Матери). Благодаря содействию населения преступников быстро задержали и арестовали. Грабеж совершили 28-летний крестьянин Варфоломей Чайкин (Стоян) с Ананием Комовым, их подельниками были Федор Захаров, Николай Максимов, а сожительница Чайкина Прасковья Кучерова со своей матерью покрывали преступников.

В ходе расследования установили, что Чайкин и Комов украли древние святыни в драгоценных окладах. Сняли золото, серебро, камни, чтобы продать, а сами иконы (по свидетельству дочери и матери Кучеровой) разрубили, затем спалили в печи. Народ был возмущен преступлением, всех его участников строго наказали.

До сегодня открылось несколько фактов, позволяющих надеяться, что святая Казанская реликвия не уничтожена.

  • По одной из версий, иконы не были порублены и спалены, вместо этого их дорого продали старообрядцам. Позже образ Богородицы оказался за границей и в конечном итоге был подарен Папе Римскому Иоанну Павлу Со временем Ватикан пожелал вернуть образ России, но только при личной встрече Папы Римского и Святейшего Патриарха Московского Алексия II. Так как подобное является невозможным, передача долго откладывалась. Но 15 августа 2004 года посланник Папы вернул образ на Родину. Исследователи установили, что лик, несомненно, представляет ценность, так как является старинной копией оригинала. Эту икону передали на место утраченной в Казанский монастырь.
  • Согласно другой версии, из-за того что раньше предпринимались попытки украсть образ, игуменья Казанского монастыря тайно подменяла каждую ночь оригинальную святыню ее точной копией, оставляя на месте драгоценный оклад. Таким образом, похищенная и уничтоженная Чайкиным икона была только точным списком. Подлинный же образ сохранился в церкви Ярославских чудотворцев, что на Арском кладбище.

Иконографические каноны Казанского образа Богородицы

Казанский образ Пресвятой Богородицы относят к иконографическому типу изображений Одигитрия (Путеводительница). Большая часть икон этого типа представляет Деву Марию с Богомладенцем на правой руке. Но существуют изводы, на которых Младенец размещен с левой стороны. Казанская икона Божией Матери представляет собой огрудное изображение.

Богородица должна быть одета в голубую тунику – длинная нижняя одежда, в основном с узкими рукавами. Ее цвет символизирует девственную чистоту Приснодевы. Голова и вся фигура Марии покрыта мафорием – это четырехугольный плат, который надевали поверх туники. На мафории должны быть написаны три звезды – символы чистоты:

  • Звезда на правом плече – Дева до Рождества Иисуса.
  • Звезда на голове – Дева в момент Рождества Богочеловека.
  • Звезда на левом плече – Дева после Рождения Сына Божия.

Также три звезды символизируют Святую Троицу (Бога Духа Святого, Бога Отца, Бога Сына). Так как на изображении есть Иисус (третья звезда), он закрывает одну на плече. Вокруг головы Богородицы и Христа написаны нимбы. У Богомладенца нимб с вписанным крестом. Возле фигур присутствуют подписи, выполненные греческими буквами.

Фигура Пресвятой Богородицы изображена фронтально. Голова слегка наклонена вбок к Христу. Этот жест означает одновременно нежность к Сыну, преклонение перед Спасителем, указывающее движение – Христос есть Спасение, Истина и Путь.

Младенец сидит на левой руке Девы Марии, правая скрыта. Правая рука Иисуса Христа поднята в благословляющем жесте, вторая – спрятана под одеждой. Взгляды Пречистой и Спасителя направлены на того, кто молится перед образом. Это создает атмосферу духовной приближенности, внимания к каждому человеку, его просьбам и мольбам.

Образ Богородицы «Казанская» считается одним из самых почитаемых в православной традиции. Икона явила немало чудес исцеления и по праву пользуется огромной любовью и уважением верующих.

История чудесного явления иконы Богородицы

Обретение чудесного образа произошло в городе Казани в конце XVI века. На тот момент коренное население исповедовало в основном ислам, встречались и язычники. Распространение православия среди людей шло очень сложно. Но один случай переломил существующую тенденцию.

Произошёл большой пожар. Третья часть города выгорела дотла. Много человеческих жизней унесла огненная стихия. Были злорадства со стороны противников христианской веры. Поговаривали, что это признак неправильности православия. Однако позже даже татары уверовали в Христа.

Первое обретение иконы

Девятилетняя девочка по имени Матрона, жившая в городе, увидела странный сон. Женщина, похожая на Божию Матерь, явилась ей и сказала найти икону, закопанную на месте сгоревшего дома. Наутро Матрона рассказала обо всём родителям. Но на это никто не обратил особого внимания. Мало ли что могло присниться ребёнку. Тем не менее сон повторился ещё два раза. Испуганная девочка попросила мать пойти с ней на указанное Девой Марией место, и они действительно раскопали икону с ликом Богородицы. Удивительно, что он был абсолютно цел, огонь не нанёс изображению никакого вреда.

Казанская икона Божией Матери

Событие произошло в июле 21 числа. Этот день стал праздничным в православном мире. Даже сегодня историки не могут дать точного ответа, откуда появилась икона под землёй на месте сгоревшей избы. Предполагается, что её могли спрятать исповедники христианства, оберегая святыню от притеснителей православной религии.

Весть о чудесной иконе разнеслась быстро. На место её обретения прибыли представители духовенства во главе с архиепископом Иеремией. Образ торжественно поместили в приходском храме Николы Тульского. Список лика Богородицы переправили в Москву, к нему прилагалось также письмо с описанием чудес, свершившихся с обретением иконы.

Царь Иоанн Грозный повелел построить на том месте, где была найдена святыня, храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Именно в него перенесли впоследствии образ. Чуть позже возвели и женский монастырь. Там, по историческим сведениям, приняли монашеский постриг Матрона и её мать.

На заметку! Когда икона находилась в Никольской церкви, перед ней отслужил первый молебен отец Ермоген, ставший вскоре патриархом. Он стал автором книги, в которой с большой точностью описал все чудеса, свершившиеся у святого образа, очевидцем которых он был.

Значение иконы в истории

Многие важные исторические события связаны с иконой Казанской Богоматери. Ей приписывают помощь в изгнании польских захватчиков из Москвы.

Во время войны с французами покровительства и заступничества у иконы просило всё русское воинство. Итог известен - наполеоновская армия начала отступать и понесла большие человеческие потери. Поэтому из всех известных образов этот особенно распространён в храмах страны, и к помощи Казанской Богородицы прибегают многие миряне по сей день.

Осенний День Казанской иконы Божией Матери – это праздник в честь освобождения Москвы от поляков в 1612 году

История утраты Казанской иконы

Исследователи считают, что оригинал иконы был перенесён Петром I в Петербург. Для него возвели новый собор по приказу императора Павла. До прихода большевиков икона хранилась именно в Казанском соборе. Затем, как известно, начались гонения на православную церковь, массовые изъятия ценностей. Настоятель храма не допустил в 1922 году, чтобы икону забрали. Но через десять лет собор закрыли. Иконостас полностью разобрали, переплавили и продали. Верующие какое-то время прятали святыню на Смоленском кладбище.

Есть другая версия - икону уничтожили похитители, а оклад из серебра продали.

Однако у современных историков появились сомнения относительно подлинности иконы, сохранившейся в кладбищенской церкви. Дело в том, что по описанию отца Гермогена её размеры были несколько иными. К тому же нет ни одного свидетельства современников Петра I, кто подтвердил бы тот факт, что икона была перенесена в Петербург. Поэтому утверждать, что сохранилась оригинальная икона Казанской Богоматери нельзя с твёрдой уверенностью.

Тем не менее по храмам русским разошлось множество копий известной иконы, которые также оказались чудотворными и продолжают помогать верующим.

Новое обретение иконы Казанской Богоматери

В 2004 году в Россию прибыла делегация из Ватикана. Священнослужители привезли список иконы, который проделал непростой путь, прежде чем попасть на русскую землю.

Образ поочередно выкупали заграничные коллекционеры, но в конечном счёте он попал в резиденцию к Папе Римскому. Глава католической церкви принял решение передать реликвию Русской православной церкви.

В какой-то момент даже появилось мнение, что это та самая икона, которую искали наши специалисты. Но после тщательного анализа и сравнения с описаниями прошлых веков, последовал вывод о том, что это копия.

Патриарх Алексий II передает икону Божией Матери «Казанская» верующим

Впрочем, паломники вновь потянулись в Казань, чтобы преклонить голову перед ликом Богородицы, что говорит о значимости списков иконы.

Оригинал и списки Казанской иконы

О том, где находится настоящая икона, явленная в Казани в XVI веке, официально нет никаких данных. Некоторые утверждают, что похищен был список иконы, а оригинал по сей день остаётся на родине. Другие же уверены, что икону похитили в 1904 году и продали за рубеж.

Как бы там ни было, списки чудотворного образа имеют такую же силу и не раз помогали паломникам.

Чудеса иконы Казанской Богоматери

В храмовых книгах есть много записей священнослужителей о случаях чудесного исцеления болящих.

  • Так, одна из историй повествует о том, что некий человек по имени Никита, три года не мог видеть. Он припал к иконе с горячей молитвой и прозрел. Простояв на молебне, он с большой радостью вернулся домой, славя имя Христа и Пречистой Девы Марии.
  • Особенно трогательна история прозрения младенца. Мать принесла своё дитя в храм и долго молилась с ним на руках у образа Богородицы. Когда присутствующие заметили, как малыш начал касаться лица матери, перед его лицом подержали яблоко. Дитя к нему потянулось и все поняли, что младенец прозрел.
  • Известен случай, когда по милости Богоматери получил исцеление молодой человек, страдавший расслаблением. Он не мог двигать конечностями, что доставляло много страданий. Узнав о чудотворной иконе, парень, которого звали Исаак, попросил мать отслужить перед образом молебен. Сам же дома он непрестанно просил Богородицу дать ему возможность увидеть святыню своими глазами. Внезапно парень почувствовал облегчение, и даже смог сам встать на ноги. Взяв две палицы, он направился к монастырю, где пребывал образ, и вместе с матерью припал к лику, благодаря за помощь.

Перечислять можно ещё очень много.

Важно! Милость Господа и Девы Марии безгранична. В этом убедились тысячи людей, побывавших у образа Казанской Богоматери.

День Казанской иконы Божией Матери в 2019 году: история и традиции праздника

Празднование происходит дважды в год: в день обретения иконы и в день освобождения Москвы от поляков.

День Казанской Богоматери - 4 ноября

Праздник берёт своё начало ещё в XVII веке, когда царь Михаил Фёдорович издал указ при поддержке патриарха московского Филарета о ежегодном праздновании установленной даты - 22 октября (4 ноября по новому стилю).

Петербургский список Казанской иконы Богородицы, находящийся в Казанском кафедральном соборе

4 ноября учреждён праздник в честь изгнания поляков из Москвы. По преданию, князь Дмитрий Пожарский перед боем долго и усердно молился перед иконой Казанской Богородицы. В результате русское войско прогнало захватчиков, а образ стал почитаться с ещё большей любовью.

В этот день было принято совершать крестные ходы после Литургии. В наше время их совершают по главным улицам городов или вокруг храма.

Летний праздник иконы Казанской Божьей Матери 21 июля

В этот день принято праздновать обретение святыни на казанской земле. Верующие приходят в церковь на службу, чтобы почтить Богородицу и попросить её защиты и помощи в насущных делах.

Православные традиции празднования

Приближается праздник «осенней» иконы Казанской Богоматери. И в его преддверии многие новообращенные задаются вопросом, как правильно провести этот день.

  • Прежде всего, следует посетить церковную праздничную службу, побывать на Литургии. В конце можно помолиться за родных и попросить для всех здоровья. Также принято в день иконы Казанской Богоматери просить о мире на земле.
  • Обычно в праздничный день в храмах совершается торжественное богослужение с прославлением имени Богородицы. Батюшка даёт наставления прихожанам, напоминает о том, что Пресвятая Дева Мария - это ходатаица перед Господом за весь род людской. По её молитвам можно сподобиться благодати Божьей.
  • Звучат поздравления с тем, что православный народ обрёл в лице Матери Господа надёжную защитницу и явление её святых образов - прямое тому подтверждение.

Список Казанской иконы Богородицы в Казанском соборе на Красной площади (Москва)

Особых предписаний со стороны церкви нет. Но миряне придерживаются мнения, что в этот праздник не стоит заниматься тяжёлой физической работой.

Совет! Лучше посвятить день общению с близкими и размышлениям о своей жизни. Ведь в суете будничных дел людям часто не хватает времени на уединение, в котором можно подумать о происходящем и заглянуть в собственную душу.

Народные приметы

С давних времён Богородица считалась покровительницей женщин. Поэтому в праздник иконы Казанской Богоматери, приходящийся на осеннюю пору, женщины традиционно после церковной службы накрывали стол и приглашали всех родных и близких.

Также в это время было принято готовить зимние запасы. Хозяйки окуривали можжевеловыми ветками погреба, чтобы продукты дольше сохранялись.

На заметку! На день почитания образа приходились свадьбы. Девушки считали, что выйти замуж в это время - хорошая примета.

Некоторые традиции тесно переплелись с язычеством. Женщины считали, что если в этот день посмотреть в берёзовый лист, покрытый инеем, как в зеркало, то кожа станет моложе и красивее. Относительно погоды также возникло немало поверий. Дождь - к добру, солнечная погода - к неприятностям с урожаем.

Сельские жители обходили с образом Богородицы свои поля, посыпали землю солью, чтобы был хороший урожай. Так, православный праздник слился с народными обычаями и стал одним из любимых.

Святыня русского единства - Казанская икона Божией Матери

4 ноября в православной церкви празднуют Праздник Казанской иконы Божией Матери.

Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году: 21 июля – в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани ‑ и 4 ноября, в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 г.

Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в России. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская.

История праздника

Казанская икона Божией Матери имеет очень интересную историю. Она была обретена в 1579 году девятилетней девочкой на пепелище страшного пожара, укоторый ничтожил часть города Казани.

Пожар в Казани начался в доме купца Онучина. После пожара дочери купца Матроне явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится ее чудотворный образ, зарытый в земле.

До сих пор остается тайной, как попала святыня под руины. Предполагают, что она была зарыта тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве.

Сначала на слова девочки не обратили внимания, но когда сон повторился трижды, начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты. Святой образ, несмотря на пожар, выглядел так, как будто только что был написан.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Московский и Всея Руси Гермоген.

Будущий святитель, который погиб от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых, и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

То, что икона чудотворная, стало ясно сразу же, так как уже во время крестного хода зрение вернулось двум казанским слепым. Эти чудеса стали первыми в длинном списке случаев благодатной помощи.

На месте обретения иконы впоследствии был основан женский монастырь, где приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Так что к моменту, когда в России настали сложные времена, икона Казанской Божией Матери была уже не просто известна, но и очень почитаема.

На рубеже 16-17 веков в России произошла вереница трагических обстоятельств и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Эта эпоха глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.

Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразили страну.

По призыву Святейшего патриарха Гермогена русский народ встал на защиту родины. В нижегородское народное ополчение, которое возглавили князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, был прислан из Казани список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы - Казанской.

Ополченцы, узнав о чудесах, совершенных от иконы, взяли ее с собою и постоянно молились перед нею, прося о помощи. Они освободили Китай-город 22 октября (4 ноября по новому стилю), а через два дня взяли и Кремль. На другой же день русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.

Как праздновать

В этот день все люди шли в церкви, где молились за свою родину, за своих близких и родных, чтобы в семьях был мир и покой.

После литургии все верующие отправлялись в крестный ход - с иконами в руках обходили вокруг городов и сел, деревушек, что символизировало защиту поселения от беды. На сегодняшний день ограничиваются ходом по главным улицам или просто вокруг церкви.

Молодым девушкам, ещё не нашедшим суженого, можно попытать счастья на Казанскую и приветить женихов. Согласно поверью, нужно подойти к берёзе, найти на дереве или возле него лист, с обеих сторон покрытый инеем, и посмотреться в него как в зеркало.

А ещё на Казанскую принято играть свадьбы. Согласно народным приметам, семья, созданная в этот день будет счастливой, а семейная жизнь – долгой.

В старину женщины считали, что в этот день Богородица помогает именно им. Существовало множество защитных обрядов, которыми пользовались женщины в этот день.

К примеру, березовый лист дарит красоту и бережет от старости. Для этого рано утром в праздник женщины шли в березовую рощу, где искали листочки, подернутые инеем. Сорвав листок, в него смотрелись, как в зеркало. Считалось, что после этого лицо очистится и помолодеет, и на протяжении всего следующего года женщина будет выглядеть красиво.

Праздник Казанской Божьей Матери: что нельзя делать

Праздник иконы Божьей матери не относится к двунадесятым церковным праздникам, поэтому работать не запрещается. Однако верующие, которые почитают этот святой образ, знают, что в этот день все же лучше пойти в церковь, помолиться, а не затевать срочные и важные дела или стирать и убирать. Считается даже, что тяжелая работа в этот день не дает весомых результатов.

Кроме того, в день почитания Казанской Божьей Матери не рекомендуют ссориться, плакать, грустить или жалеть о прошлом.

В этот праздник принято приглашать к столу гостей, друзей и близких, чтобы разделить с ними пищу в непринужденной, расслабленной обстановке. Благодаря этому люди наполняются радостью и добрым настроением.

О, Пречистая Владычице Богородице, Царице небеси и земли, высшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Ты еси заступница и предстательница наша, ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительнице, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

События из истории иконы

Явление Казанской иконы Божией Матери

1579 год был для Казани тяжелым. Стояла страшная жара и засуха, из-за которой произошел пожар. Половина города сгорела, многие жители потеряли свои дома. В их числе была семья девятилетней девочки Матроны. Ее отец и мать пытались наладить быт в новом жилище. Однажды Матрона увидела сон, в котором Богородица велела ей достать из земли икону и указала место, где она лежит, как раз там, где стоял их сгоревший дом. Родители сначала не послушали дочь, но когда видение повторилось, все-таки пошли на пожарище. Там, где было указано, они нашли образ Божией Матери. Весть об этом чуде разнеслась по всему городу. Воеводы и архиепископ пришли к дому Матроны. Первым достал из земли икону и перенес в кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря простой священник по имени Гермоген. Через несколько лет он стал Патриархом всея Руси.


иконописец Юрий Кузнецов

Явление Казанской иконы Божией Матери помогло людям укрепиться в православной вере. До 1552 года здесь было распространено мусульманство. Казанское ханство совершало набеги на Русь до тех пор, пока царь Иван Грозный не захватил город. После того как Казань вошла в состав России, местные жители стали принимать христианство. После чудесного обретения образа Богородицы в православный храм пришли даже те, кто все еще оставался приверженцем иной веры.

Никому неизвестно, как икона Божией Матери оказалась в земле. Предполагают, что она является списком с иконы, написанной апостолом Лукой. В Казань ее мог привести и закопать либо русский пленный, либо мусульманин, принявший христианство, но вынужденный скрываться.

После того как образ был найден, о случившемся доложили царю Ивану Васильевичу Грозному. Им был издан указ - поставить на месте обретения иконы храм и основать женскую обитель.
Казанско-Богородицкий женский монастырь строился уже при царе Федоре Ивановиче. Первой его инокиней стала та самая Матрона, которая обрела святыню. После пострига она получила имя Мавра и спустя несколько лет стала настоятельницей монастыря.

По просьбе царя Федора Ивановича митрополит Казанский Гермоген написал книгу <Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани>. (Издание: Творенiя святейшаго Гермогена, Патрiарха Московскаго и всея Россiи. Съ приложенiемъ чина поставленiя въ Патрiарха. - Изданiе Церковной Комиссiи по чествованiю юбилейныхъ событiй 1612, 1613 и 1812 годовъ. - М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. С. 1-16.). В ней рассказывается о том, что чудеса от иконы стали происходить сразу после того, как ее извлекли из земли. По дороге в храм прозрел участвовавший в шествии Иосиф, который до этого три года ничего не видел. Также обрел зрение слепец Никита.

Слава о Казанской иконе Божией Матери росла. С образа делались списки и отправлялись по разным епархиям. В 1904 году оригинальный лик был похищен из казанского храма. В настоящее время неизвестно, где он находится.

Особо почитаемые списки с явленной Казанской иконы Богоматери

Широко известны несколько особо чтимых образов Божией Матери <Казанская> - списков с явленной иконы.

Два из них пребывают в Казани, городе, в котором мирно сосуществуют две религии: христианство и мусульманство. Чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери находится в храме во имя Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Несмотря на свои скромные размеры, храм является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани. В сознании верующих это одно из самых намоленных мест древнего города, церковь Ярославских чудотворцев - единственная в городе, не закрывавшаяся в советские годы (в связи с этим с 1938 по 1946 год храм имел статус кафедрального). В Крестовоздвиженском соборе города (бывшем Казанско-Богородицком монастыре) находится еще один Казанский образ Божией Матери, вернувшийся в 2004 году из Ватикана в Россию - <на место своего обретения>.

Особо чтится также чудотворный Казанский образ Божией Матери, хранящийся в Москве. До постройки Казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году московская <Казанская> находилась в приходском храме Пожарских - церкви Введения на Лубянке, затем в 1630 году на средства князя Дмитрия Пожарского, при содействии казны, на Красной площади начали возводить Казанский собор. После разрушения собора в 1936 году и по настоящее время этот чудотворный список хранится в Елоховском Богоявленском соборе города Москвы.

Одной из главных святынь Санкт-Петербурга и его Покровительницей считается Казанская икона Божией Матери, привезенная Петром I из Москвы. Об ее чудотворении стало широко известно, когда икона находилась еще в скромной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Петербургской стороне. Икона странствовала по Санкт-Петербургу и в первой половине XVIII, и в XX веках. В 2001 году Казанский образ Божией Матери вернулся в Казанский собор города, где находится и в настоящий момент. Чтимый список с петербургского образа находится в Свято-Троицком соборе.

В настоящее время трудно восстановить все достоверные исторические факты, связанные с чудотворными образами Божией Матери <Казанская>, однако в церковной истории утвердились некоторые версии.

События из истории <московского> образа Казанской Богородицы

В 1598 году умирает наследник Ивана Грозного - Федор Иванович, прерывается правящая династия России. С этого момента для России наступает <темная полоса> - Смутное время. Государство раздирает политический, экономический, государственный и социальный кризис.

В стране действуют противоборствующие группы, руководимые своекорыстными интересами, усиливают общий хаос ватаги разбойников и мародеров - холопы и слуги, выгнанные из усадеб из-за невозможности их прокормить. С 1607 года начинаются различные интервенции на территорию России, разоряются целые области.

К 1610 году многие русские города находятся под властью поляков, московские бояре присягают польскому королевичу Владиславу, и в сентябре этого года польские войска вступают в столицу. Однако грабежи и насилие польско-литовских отрядов, совершаемые в русских городах, и межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызывают у ряда русских городов отказ на присягу Владиславу.

В 1611 году первое ополчение пытается положить конец интервенции поляков в Москве, но им это не удается. Россия, продолжая сражаться с поляками, одновременно пытается дать отпор татарам, разоряющим Рязанский край, и шведам, захватывающим северные города. Кажется, что православная Русь стоит на краю своей гибели.

Нижний Новгород в то время - один из ключевых стратегических пунктов восточных и юго-восточных районов России. В условиях же ослабления центральной власти, хозяйничанья интервентов этот город становится инициатором всенародного патриотического движения, нижегородцы включаются в освободительную борьбу против интервентов за несколько лет до образования второго ополчения.

Патриарх Гермоген (тот самый, что присутствовал при явлении иконы Божией Матери в Казани), находящийся во время польской интервенции в темнице Чудова монастыря, призывает всех подняться на защиту веры и Отечества. Он тайно отправляет в Нижний Новгород воззвание: <Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за Дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите, :везде говорите моим именем>.

После получения грамоты бесстрашного старца в Нижнем Новгороде возникает новый подъем патриотического движения. Собранное Кузьмой Мининым ополчение возглавляет князь Дмитрий Пожарский. Присоединившиеся к нему казанские дружины приносят с собой список с Казанской иконы Божией Матери и передают князю Дмитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмет ополчение под Свое покровительство.

Казанская икона Божией Матери,
иконописец Юрий Кузнецов

В осажденном Кремле находится в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений. В ночь на 22 октября (по старому стилю) 1612 года ему в видении является преподобный Сергий Радонежский: <Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена>. Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получает исцеление от болезни. Это радостное известие разлетается по войскам ополчения. Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный Казанский образ Божией Матери, ополчение Пожарского и Минина 22 октября 1612 года берет приступом Китай-город. Князь Пожарский вступает в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и клянется построить храм в память этой победы. Спустя несколько дней польский гарнизон капитулирует из Кремля.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с крестным ходом, идут в Кремль, неся Казанскую икону Божией Матери. На Лобном месте крестный ход встречает вышедшего из Кремля архиепископа Арсения, который несет Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молится Небесной Заступнице. В 1613 году избирается законный царь Михаил Романов, и Россия начинает возрождаться.

Царь Михаил Федорович отдает повеление установить второй ежегодный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, назначив его на 22 октября - день освобождения Москвы от иноземных захватчиков (8 июля празднуется день явления иконы в Казани). А в 1649 году по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери становится общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича. Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Богородицы <Казанская> не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.

Согласно Никоновской летописи, князь Дмитрий Пожарский поставил Казанскую икону Божией Матери в своей приходской церкви Введения в храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. Позже стараниями князя на Красной площади был воздвигнут Казанский собор, куда в 1636 году и была перенесена Казанская икона Божией Матери. После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы Божией Матери был перенесен в Богоявленский Елоховский собор, где он находится и в настоящее время.

События из истории <питерского> образа Казанской Богородицы

История <петербургского> Казанского образа Божией Матери тесно связана с именем Петра I. Нововведения Петра тяжело приживались на Руси, не снискали они и особенного одобрения у служителей Церкви. Исключением, пожалуй, были два великих святителя: святой Димитрий Ростовский и святой Митрофан Воронежский, которые горячо поддержали идею обучения русских людей на Западе, но открыто выказывали свое негативное отношение к европейским обычаям, к распространению западных ценностей.

Особенные отношения сложились у царя с Митрофаном Воронежским. Своим нравственным авторитетом, милосердием, молитвой епископ способствовал преобразованиям Петра I, необходимость которых хорошо понимал. Святому Митрофану Воронежскому принадлежат слова, обращенные к Петру: <Возьми икону Казанской Божией Матери - и она поможет тебе победить злого врага. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу. Ты хотел освятить дворец здесь - я сделаю это, если ты удалишь из него идолов. Но он тебе не понадобится. Ты будешь жить в других дворцах, на Севере, и воздвигнешь новую столицу, великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это. Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога>.

(по статье протоиерея Василия Швеца
<Казанская Божья Матерь - благословение России и Петербургу>)


Исполняя пророчество Митрофана Воронежского, в 1703 году Петр I начал строительство Санкт-Петербурга, а в 1709 году накануне Полтавского сражения неоднократно молился о победе над врагом перед чудотворным Казанским образом Божией Матери, так называемой <Каплуновской>. Перед сражением икону носили по всему войску и благословляли ею коленопреклоненных воинов. После одержанной победы икону вернули в село Каплуновка Харьковской области, где она была обретена в 1689 году.

В 1710 году по повелению императора Петра I список с Казанской иконы Божией Матери был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы на Петербургской стороне близ старого Гостиного двора в деревянной часовне.

Первый список с Казанской иконы был привезен в Москву царю Ивану Грозному в 1579 году (вскоре после обретения иконы). Скорее всего, в царских палатах в Москве находись и другие, такие же древние или более поздние списки Казанской иконы как очень чтимой в царской фамилии. Одну из таких копий царская семья могла взять с собой при переселении в новую столицу. Большинство мнений склоняется к тому, что в Петербург была привезена обетная икона, выполненная по заказу вдовствующей царицы Парасковии Федоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича - брата Петра I.

Казанская икона Божией Матери,
иконописец Юрий Кузнецов

С 1737 года Казанская икона Божией Матери находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте. Для прославленной Казанской иконы Божией Матери в 1800 году архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте. М.И. Кутузов, бывший тогда генерал-губернатором Санкт-Петербурга, с большим вниманием следил за началом строительства. В 1811 году Казанская икона Божией Матери была перенесена в Казанский собор. В 1812 году началась Отечественная война. Накануне отъезда в действующие войска главнокомандующий русской армии М.И. Кутузов молился перед чудотворным списком Божией Матери <Казанская> о победе над врагом и за спасение России. А к концу 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе пред Казанской иконой Божией Матери служили первый благодарственный молебен <За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков>.

За разгром армии Наполеона М.И. Кутузов был удостоен ордена Св. Георгия 1-й степени, став первым в истории ордена полным Георгиевским кавалером (награжденным орденами всех четырех степеней). Казанский собор в Петербурге стал храмом - памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас алтаря изготовлен из серебра, отбитого донскими казаками у французов. И перед самим собором стоят скульптурные изображения полководцев Кутузова и Барклая де Толли. Не случайно великий полководец и воин - М.И. Кутузов, приведший русскую армию к победе, завещал похоронить себя в Казанском соборе, в храме, освященном в честь Казанской иконы Божией Матери, которую он так почитал всю жизнь.

В двадцатых годах XX века Казанский собор перешел в подчинение обновленческих структур, Казанскую икону Божией Матери успели перенести в церковь на Смоленском кладбище Васильевского острова. После закрытия Смоленской церкви в августе 1940 года чудотворная икона была доставлена в Князь-Владимирский собор и пробыла в нем до 2001 года. В июле 2001 года святыня вернулась под родные своды Казанского собора.

События из истории <ватиканского> образа Казанской Богородицы

С <ватиканским> образом связана широко нашумевшая в средствах массовой информации история возвращения чудотворной Казанской иконы Божией Матери из Ватикана в Россию в 2004 году. Этот чудотворный образ 11 лет хранился в покоях Папы Римского и был передан патриарху Московскому и всея Руси Алексию II кардиналом Вальтером Каспером, по распоряжению Папы Римского Иоанна Павла II. Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии.

Попытку проследить путь <ватиканского> Казанского образа Божией Матери в своей работе <Казанская икона Божией Матери> делает Владимир Бровко. По словам автора, первый раз эта икона появляется среди других ценнейших произведений искусства, выставленных большевиками для продажи, в 1920 (по некоторым источникам - в 1919) году. В этом году сделка не состоялась, и где была икона следующие годы, неизвестно. По косвенным признакам, ее вывозят из России в 1928 году.

В 1953 году в Англии ее приобретает коллекционер Фредерик Митчелл-Хеджес и начинает активно рекламировать в целях коммерции. В каталогах русских икон этот образ получает название <Казанская Богородица замка Фарлей>, по имени замка, в котором проживал коллекционер.

Первая официальная экспертиза Казанского образа Богородицы предпринимается Сирилом Бантом, специалистом по иконографии из Великобритании. Свою экспертизу и сопутствующие исследования он проводил как минимум 9 лет. <За более чем восемь лет исследования этой иконы я много раз пытался опровергнуть ее возраст, ее ценность и ее идентичность, так как в этом состоит работа хорошего исследователя предметов искусства. Но мои исследования только больше и больше подтверждали невозможность опровергнуть подлинность этой иконы. Эта икона в своей целостности является величественным произведением искусства>. Не раз еще подвергалась Казанская икона Божией Матери экспертизе. Из-за своего темного лика икона приобрела в Англии название <Черной Казанской Богородицы>.

Казанская икона Божией Матери,
иконописец Юрий Кузнецов

Казанскую икону Божией Матери унаследовала приемная дочь коллекционера. Поскольку икона была признана высокочтимым религиозным объектом и считалась экспертами бесценной, мисс Анна Митчелл-Хеджес предложила выкупить икону Американской православной церкви только за стоимость драгоценных камней в окладе (примерно 500 тыс. долларов).

По стечению обстоятельств она так и не была продана и хранилась несколько лет в Америке в сейфе управляющего делами Анны Митчелл-Хеджес. В 1970 году было решено выставить икону на аукцион, где ее могли бы купить частные лица. Ректор Российского католического центра Фатимской Божией Матери в Сан-Франциско, отец Карл Пацельт, создал компанию по сбору средств, которые помогли бы сохранить святыню для всех христиан. В результате образ был выкуплен за три миллиона долларов США и размещен в церкви города Фатима. В 1993 году икону передали Папе Римскому, а спустя несколько лет она вернулась в Россию.

Это случилось после того, как в Ватикан приехала делегация, состоящая из жителей Казани и мэра города. Их принял Папа Иоанн Павел II, признавший после беседы, что Казанская икона Божией Матери является духовной собственностью Русской Православной Церкви.

В 2004 году святой образ был доставлен в Россию. Принимая ее из рук делегатов Римско-католической Церкви, Святейший Патриарх Алексий II сказал: <Сегодня Россия встречает один из чтимых списков Казанской иконы Божией Матери. Этот образ совершил долгий и нелегкий путь по многим странам и городам. Перед ним молились православные верующие, католики, христиане других исповеданий. Долгое время его бережно сохраняли в Ватикане, и это возгревало во многих верующих-католиках любовь к Пречистой Деве Марии, к России и Русской Церкви, к ее культуре и ее духовному наследию. По воле Божией спустя годы этот честный образ возвращается домой>.

Экспертиза, которая проводилась специалистами Министерства культуры России и Церковно-научного центра <Православная энциклопедия> в присутствии представителей Ватикана показала, что икона, хранившаяся у Папы Римского, написана в XVIII веке в Москве или неподалеку от нее.

О роли Казанской иконы Божией Матери в Великой Отечественной войне

Казанская икона Божией Матери,
иконописец Юрий Кузнецов

Православная литература конца XX века рассказывает нам историю, которая связывает Казанскую икону Божией Матери с событиями, произошедшими в ходе Великой Отечественной войны.

В 1941 году Патриарх Антиохии Александр III воззвал ко всем христианам обратиться с молитвой о помощи России.

Митрополит гор Ливанских Илия затворился на трое суток в уединении. Он молился, и Богородица явилась ему в видении. Она передала послание для российского народа: <Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России>.

Митрополит Илия передал эти слова Иосифу Сталину. Главнокомандующий дал обещание и действительно выполнил наказ в точности. В блокадном Ленинграде жители совершили крестный ход с Казанской иконой Божией Матери. Вот как описано это на сайте Князь-Владимирского собора: <Стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, чрез глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города: Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане>.

Богослужения в храме, где хранилась Казанская икона Божией Матери, проходили ежедневно дважды в день - утром и вечером, несмотря на то что люди страдали и погибали от голода. Вместе с ними все тяготы блокады разделял митрополит Ленинградский Алексий. Молитвой и словом он поддерживал прихожан. <Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твердо верим, что его хранит и сохранит покров Матери Божией и небесное предстательство его покровителя св. Александра Невского>, <Не падайте духом. Бодрите других. Наш долг быть твердыми: мы - русские, мы - православные христиане>, - говорил митрополит и молился о даровании победы.

В 1943 году митрополит Алексий и три священнослужителя Князь-Владимирского собора были награждены медалями <За оборону Ленинграда>. Это был первый случай в истории советской России, когда государственные награды получили представители духовенства.

Ленинград отстояли. После того как в Москве отслужили молебен, чудотворный Казанский образ Божией Матери увезли в Сталинград. Перед ним служили молебны и панихиды. Там, где была икона, враг не прошел. После Сталинграда святой образ перемещался по стране вместе с нашими войсками, которые пошли в наступление и освобождали один город за другим.

В октябре 1947 года Сталин пригласил в Москву митрополита гор Ливанских Илию. По совету Патриарха Алексия, ему были переданы в дар Казанская икона Божией Матери, крест и панагия, украшенные драгоценными камнями. По приказу правительства за помощь стране митрополит награждался премией, но Владыка отказался от нее, сказав, что монаху деньги не нужны. Он попросил передать средства на помощь сиротам, а к ним добавил крупную сумму денег, собранных Антиохийской церковью.

Визит митрополита гор Ливанских Илии в Россию действительно произошел. Но было ли ему в начале войны видение Богородицы, передавал ли он указания Сталину, говорить на этот счет с уверенностью нельзя. Сомнения в этом выражают не только историки, но и служители церкви, например, диакон Андрей Кураев в статье <Война: чудо и сказки>. Неоспоримо одно - для русских православных христиан Казанская икона Божией Матери была и остается заступницей и хранительницей мира.

4 ноября Православная Церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери — одного из самых любимых народом чудотворных образов Богородицы.

Празднование Казанской иконы совершается 21 июля - в память о явлении иконы в 1579 и 4 ноября - это праздник в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени. В 1737 году в выстроенный в Санкт-Петербурге собор (Казанский собор) был перенесен чтимый образ Казанской иконы Божией Матери. Казанская икона была в ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским, когда русские войска освободили Кремль и Москву от врага. В память об этом событии на Красной площади был возведен Казанский собор, который был ликвидирован летом 1936 года. Знаменательным событием было отмечено 4 ноября 1993 года, когда в Москве на Красной площади был открыт восстановленный Казанский собор.

История праздника иконы Казанской Божьей Матери вообще очень интересная. Начнем с того, что эта икона явилась совершенно чудесным образом в городе Казане еще в конце VI века. Но это совсем другая история. А нас пока интересует история празднования Казанской Божией Матери 4 ноября.

Что вы знаете про этот праздник и события того времени? А мало что, если честно… Вот и читайте с интересом. Это ведь наша история, наша вера.

Чудо русской истории… От Крещения в водах Днепра до катастрофы 1917 года наше Отечество шло прямым христианским путем. Напоминания свыше о близости к России Царства Небесного давали нашим предкам духовную опору и в повседневных заботах и в делах государевой службы. Несмотря ни на что, это тысячелетнее наследие неотделимо от сегодняшнего дня.

Между тем событийная канва истории России пронизана светом Божия Промысла. Свет этот явлен ослепительно ярко в главных, узловых ее моментах и исходит он от чудотворных икон Царицы Небесной.

Важнейший исторический рубеж в жизни нашего Отечества был ознаменован освобождением Москвы от поляков в 1612 году. Православная рать шла тогда спасать Москву с молитвой Пресвятой Богородице, уповая на помощь от иконы Ее Казанской. С этим событием и связано празднование иконы Богоматери Казанской 22 октября (4 ноября).

Грозному царю Ивану Васильевичу, помазаннику Божию, венчанному на царство в Московском Кремле в 1547 году как императору Третьего Рима, были ниспосланы свыше великие дары ради его священного царского служения. Но на высоте этого служения государь забывал о несовместимости его с низкими земными страстями. Ужасы и неправды правления Ивана IV — вплоть до злодейских убийств святого мученика Митрополита Филиппа, и в прямой связи с этим — падение нравственности в православном народе навлекли Божию кару — пресекся царский род, а затем вся страна была ввергнута в пучину бедствий. Русская земля погрузилась в хаос.

Три года подряд – голод, чума, им на смену пришла нескончаемая гражданская война, получившая в отечественной истории краткое название – «Смута». Самозванцы, четыре крупных – множество мелких, польско-шведская интервенция, нравственный распад нации, и в итоге – полный государственный распад. Если бы его не было, неизвестно, как у нас история повернулась бы.

С 1610 по 1612 год Россия как государство не существовала. Поляков в Москву пустили тогдашние сторонники «общечеловеческих ценностей», Русский Север захватили шведы, по всей стране рассыпались польско-русско-татарские банды, грабившие всех подряд, невзирая на вероисповедание и национальность.

За годы Смуты многие, слишком многие русские люди потеряли способность отличать истинное от ложного, добро от зла, и все это время звучал одинокий обличающий голос святителя Гермогена, с 1606 года – Святейшего Патриарха. Его считали слишком суровым, даже жестким, но если непредвзято оценивать роль Патриарха в тех страшных и позорных событиях, выясняется интересная вещь: человек, когда-то благословивший народ новообретенным образом Казанской Божией Матери не совершил ни единой ошибки в оценке людей и ситуаций, он единственный всегда точно знал, что делать, единственный не соблазнялся даже спасительными, на первый взгляд, компромиссами. Каждый, кто считал себя патриотом, выверял свои поступки по образцу, созданному Патриархом Гермогеном. Подобно набатному колоколу звучал над умирающей страной голос восьмидесятилетнего Святителя, голос, разносимый сотнями переписанных от руки писем.

Иноземцы решили сломить волю древнего старца, большую часть жизни проведшего в подвиге постничества… голодом! Те, кто видели в эти дни заточенного в монастырскую темницу Патриарха (дворянин Роман Пахомов и горожанин Родион Моисеев) говорили, что Святитель молился перед образом Богородицы, и слезы непрерывно текли из старых глаз. 17 февраля 1612 года Святейший Патриарх Гермоген скончался от голода, но его призывы были услышаны. К Москве двинулись силы Второго Ополчения (первое погибло в 1611 году), ведомые простым нижегородским мясником Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, страдавшим от постоянно открывавшихся недолеченных ран.

Есть горькая русская поговорка, говорящая о крайней нужде: «Зарежь – кровь не потечет!». Так могла бы сказать Россия в случае гибели Второго Ополчения. Минин и Пожарский вели последние крохи здоровых сил страны. Гибель шла по пятам – на вождей постоянно устраивались покушения – гибель ждала впереди: предатели казаки сговорились с поляками о совместном ударе в спину ополченцам. Неумолимо сокращались последние часы жизни России – на соединение с засевшими в Москве поляками спешила отборная королевская рать во главе с гетманом Ходкевичем. Слишком много «случайностей» должно было совпасть, чтобы дело священномученика и чудотворца Святейшего Патриарха Гермогена увенчалось успехом…

Еще при жизни Святитель успел распорядиться, чтобы в ополчение была принесена Казанская икона Божией Матери. Перед ней молились Минин и Пожарский, она сопровождала ратников в походе. 14 августа 1612 года ополчение остановилось у Троице-Сергиевского монастыря, поджидая отставших. 18 августа, в день выступления ополчения к Москве, был отслужен молебен, тотчас по окончании которого внезапно переменился ветер: из сильного встречного стал сильнейшим попутным.

Летописный рассказ сообщает, что от ветра в спину всадники едва держались в седлах, но лица у всех были радостные, везде слышались обещания умереть за дом Пречистой Богородицы. Ополчение едва успело подойти к Москве и стать к бою, как появился Ходкевич. 22 августа развернулось сражение, основные события которого происходили недалеко от стен Новодевичьего монастыря. В тяжелейшем бою ополченцы отступали, особенно страшным был удар польской конницы – еще бы, знаменитые «крылатые гусары», лучшая панцирная кавалерия Европы! Но тут не выдержали стоявшие поодаль казаки-предатели, вожаки которых еще не решили, на чьей стороне выступить. Сначала немногие, затем сотня за сотней, не слушая командиров, переходили они на сторону Пожарского, и приток свежих сил решил дело. Ходкевич был разбит и отброшен от Москвы.

Но посмотрите, какое опять получается уникальное пересечение. В Нижнем Новгороде формируется второе ополчение, собирают рати со всей Руси, из северо-восточного региона.

И приходит рать из Казани - приносит с собой список Казанской иконы Божией Матери.

И эта икона становится путеводителем второго ополчения.

Под иконой второе ополчение идет на Москву и одерживает все свои победы. Поэтому, естественно, что 22 октября 1612 года встает вопрос о том, что надо штурмовать Китай-город.

Все, кто сидит в Кремле (а это ведь не только поляки и литовцы, там и шведы, и швейцарцы, и немцы, и каких только наемников там не было) пугается. Главное для ополченцев – взять Китай-город, потому что наиболее крепкая стена в Китай-городе.

А Кремль сдастся сам, там уже нет вопросов. Еды нет. В это же время в Кремле уже ели друг друга…Крыс ели. Ладно крыс, друг друга ели. Дело в том, что когда в Кремль вошли, там был ужас. Стояли бочки с засоленными человеческими руками, ногами, кусками тела. Человечину ели.

У историков есть концепция в связи с этим – куда пропала библиотека Ивана Грозного. Есть мнение, что ее съели во время сидения оккупантского, потому что в основном там был пергамент, а он съедобен. Сохранилось до наших дней послание на пергаменте английской королевы Елизаветы Ивану Грозному – и на нем как будто выгрызенный кусок посередине. То ли сгоревший, то ли выгрызенный. Если крысы сгрызли, то ничего. Бог весть…

Так вот. Ополченцам надо было взять Китай-город. Вся рать второго ополчения молится в ночь на 22 октября Казанской иконе Божией Матери.

И в этом время чудо происходит. Является Божия Матерь и говорит о том, что завтра Москва будет спасена.

22 октября город берется ополчением, через три дня сдается Кремль. Все, смута для Москвы закончилась, Москва освобождена!

Изгнание поляков из Кремля

Кто помог? Казанская икона Божией Матери.

Поэтому первое, что делает Дмитрий Михайлович Пожарский, когда приходит в себя и более или менее налаживает свои дела, – строит на Красной площади Казанский собор.

Поэтому с этого времени Михаил Федорович почитает Казанскую икону наряду с Федоровской иконой, которую он принял, под которой ему было сообщено о том, что он стал царем. И она почиталась хранительницей рода Романовых.

Казанскую икону почитают как великую заступницу Российскую. Строится масса Казанских храмов. И позднее, в 17, 18 и 19 веках, три главных иконы в каждом доме у каждого простого крестьянина – это Спас, Никола Угодник и Казанская Божия Матерь.

Потрясающе, что этот образ стал народным так же, как Никола Чудотворец. Перед ним молился Петр I, готовясь выступить на полтавское сражение; перед ней молился Кутузов.

Казанская икона была удивительна. К сожалению, оригинал ее, видимо, уничтожен. Она хранилась в Казани, в 1904 году ее выкрали и, наверно, тогда же уничтожили. Сохранилась масса списков почитаемых.

Ничто и никто на Земле не живет без воды – озерной, речной, дождевой, родниковой. Нужная всем без изъятия, вода все же бывает разной. Иногда Бог дает источникам целебную силу, и тогда вода не просто питает, но обновляет силы и возвращает здоровье. Эти целебные родники и ключи могут быть горячими, могут обладать особым вкусом, цветом и химическим составом. Зверь – чутьем и человек – умом находят эту воду, а с нею – и милость Создателя. Почему одни родники обычны, а другие чудотворны, знает Тот, Кто создал небо, и землю, и все, что в них.

То же самое видим и в отношении икон. Их много. В храмах и жилищах, большие и маленькие, древние и новые, они смотрят на нас глазами Христа, Богоматери, святых угодников. И через некоторые из них Бог благоволит творить чудеса и являть милость. Так Он решил, и это Он Сам совершил избрание. Почему этот образ, а не иной, и почему сейчас, а не раньше или не позже, тоже – Его воля. Такова икона Казанская.

Ее почитание связывает нас с личностями и событиями. Главная личность – Патриарх Ермоген, защитник Отечества и мученик. Будучи еще просто священником, он стал очевидцем чудес от новоявленной иконы. Стал описателем этих чудес и творцом тропаря Богородице: Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…

А главное событие это смута. Ее не с чем сравнить, разве что с революцией 1917-го и последующей чередой кошмаров. Привычно жалуясь на жизнь и выражая недовольство всем на свете, мы и представить можем с трудом, что такое смута междуцарствия, когда Рюриковичи пресеклись, а Романовы еще не явились, когда огромная страна, как раненный зверь попала в зубы бесчисленных шакалов. Жалости у шакалов нет.

Крестьянин тогда не пашет, потому что урожай все равно отберут. Купец не выходит на дорогу, потому что будет ограблен. Села тогда пустеют и крыши в брошенных домах провисают. Псам в пустых селах и деревнях в это время не на кого гавкнуть. Правители меняются так быстро, что народ не успевает запомнить их имена. Целуя крест на верность то одному, то другому, то третьему, люди совершенно перестают ощущать святость присяги и крестного целования. Все профанируется и обесценивается. Жизнь становится игрушкой, и брошенные трупы никто не хоронит. Первыми развращаются те, кто ближе к власти, кто погружен в интриги. Те, кто сидит на двух стульях и мечтает о короне, но трепещет за собственную шкуру. Они становятся циниками, а беззащитный народ перестает кому-либо доверять. И вот уже ставленники польского короля носят шапку Мономаха, а в Кремле поют Литургию по латыни.

Выход из смуты был чудесен и непредсказуем заранее. Народ организовался, воодушевился и, построившись в полки пошел освобождать Белокаменную – Дом Пресвятой Богородицы. Вожди были самые неожиданные, как неожиданным был когда-то победитель Голиафа – Давид. На хоругвях и иконах Лик Богородицы шел впереди народного войска.

Ермогену, умиравшему от голода в монастырском подвале, явились святые, среди которых был авва Сергий, и сказали, заступлением Богородицы суд об Отечестве переложен на милость.

Здесь очевидно есть какой-то ответ на наши частые вопрошания и недоумения. Ведь есть заморская неволя, есть усталость мужика, есть опустевшие деревни. Есть и цинизм вельмож, не любящих страну, которой правят, и готовых, если надо слушать другую службу на незнакомом языке. (Это – если надо, а так – лучше без служб обойтись)

Но есть и Богоматерь. Есть у людей любовь к Ней. Есть и Ее молитва к Сыну, якоже иногда в Кане Галилейской. Там Она говорила: «Вина у них нет». Ныне говорит, быть может: «Ума у них нет. Силы воли у них нет. Любви у них нет. Вера у них слаба». И как тогда вода стала вкусным вином после просьбы Марии, так и сегодня ничто не помешает трусости измениться в смелость, мелочному эгоизму – в благородство, и глупости – в мудрость.

Если, конечно, Она помолится.

Если, конечно, мы Ее об этом попросим.

Придите, христоименитые людие, к чистому источнику и черпайте, и пейте целебную воду даром. Это не вода из крана, но целебный ключ, начавший бить и не переставший по воле Бога.

Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево. Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Протоиерей Андрей Ткачев

А знаете ли вы?

Что 13 марта 2011 года в Неделю Торжества Православие, по окончании литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл вручил главе Роскосмоса Анатолию Перминову Казанскую икону Божьей Матери.

«Я хотел бы, чтобы этот образ был взят на борт космического корабля во время юбилейного полета. Храни вас Господь», – сказал Предстоятель, благословляя присутствовавших в храме космонавтов.


«Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной, - сказал Патриарх. - В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».

7 апреля 2011 космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию. Сейчас икона хранится в российском сегменте станции.

Существуют и очень интересные приметы на праздник иконы Казанской Божьей Матери.

Казанская без дождя – год будет тяжелым. В народе говорили, что в этот день Богородица молится и плачет обо всех людях. Она вымаливает у Господа Бога прощение для людей и просит, чтобы нам жилось легче, чтобы урожай на следующий год был хорошим, и не было голода. Поэтому на Казанскую всегда идет дождь. Ну, а если на Казанскую нет дождя, то следующий год будет очень тяжелым. А на хороший урожай можно вообще не рассчитывать.

На Казанскую с утра дождь дождит, а к вечеру сугробами снег лежит. Этот день всегда считался рубежом между осенью и зимой. Кроме того, в народе говорили , что до Казанской еще не зима, а после Казанской уже не осень. Каждый крестьянин знал точно, что если в этот день утром пойдет дождь, то к вечеру жди такого похолодания, что дождь постепенно превратится в снег. Конечно, не во всех регионах России снег, выпавший в этот день, оставался лежать долго. Но факт остается фактом, хоть и недолго, но снег будет.

История обретения чудотворного образа

Фильм рассказывает о чудесном обретении в 16 веке на Казанской земле почитаемой святыни - иконы Казанской Божией Матери, и ее последующем таинственном исчезновении в 1904 году, а также дает оригинальную трактовку этих событий.

Фильм «Святое Знамение России» рассказывает о 4-ех наиболее известных списках с иконы Казанской Божией Матери, которые, кстати говоря, тоже творили чудеса. Идея фильма такова: не важно где сейчас находится икона, которая была найдена казанской девочкой Матроной в 16 веке. Чудотворные списки с иконы образуют Святой Покров России, и со временем открываются новые святыни.

Тайна пропавшей иконы. Казанская (2008)

Информация о фильме
Название: Тайна пропавшей иконы. Казанская
Год выхода: 2008
Страна: Россия
Жанр: Документальный
Режиссер: Андрей Грачев

О фильме : Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Она - незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве в тяжелейшие для России годы и испытания.В начале XX века икона пропала при загадочных обстоятельствах, и долгие годы о ее существовании ничего не было известно. Икона Божией Матери появилась в Казани в 1579 году. Ее подлинный возраст и предыдущая история неизвестны. До сих пор никто не знает, кто написал ее и вообще - написана ли она человек


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав