24.06.2023

Презентация на тему налоги и бюджет. Урок по экономике на тему "налоги". Чем же отличаются налоги прямые от косвенных


Эпиграф к уроку:

“Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины”.

П.– А. Гольбах.

Цели урока:

образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие : формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

План урока:

  1. Понятие и сущность налогов.
  2. Структура налога.
  3. Виды налогов
  4. Функции налогов.

Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, набор слов для составления определения, картинки логического ряда, рисунки учащихся, выдержки из школьных сочинений, карточки-задания с упражнениями, цветные жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 3 группы.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. (Демонстрация слайда 1 ). На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Учащимся предлагается составить это определение из набора слов.

Выслушиваются определения, составленные каждой группой.

Налогипериодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде, на те подсказки, которые даны на доске (на доску вывешиваются картинки-подсказки логического ряда из Приложения 5) , и сформулируйте 5 признаков налога.

Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.

Учитель: Зная признаки налога, (продолжение демонстрации слайда 2) , мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

  • часть доходов граждан или предприятий;
  • носит обязательный и принудительный характер;
  • выплата периодическая;
  • выплата в пользу государства;
  • размер и порядок уплаты определяются законом.

Учитель , обращая внимание учащихся на доску, где закреплены картинки – рисунки из Приложение 6 .

Взгляните на доску. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…

Как вы думаете, что общего во всем этом?

Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги.

Учитель: На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются (демонстрация слайда 3 ):

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.

Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.

Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.

Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м.

Для того чтобы понять, какие бывают базы и ставки налогов, выполним упражнение №1, где приведены примеры налогов, как современных, так и очень древних. (Приложение 1 ) У каждой группы свои примеры.

Учитель: А теперь вновь вспомним историю. (Демонстрация слайда 4 ).

“1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”

Вопрос класс у: Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым?

Ответ: Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.

Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы (демонстрация слайда 5 ) – прямые и косвенные.

Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.

Разделение налогов на прямые и косвенные появилось уже в древности. Взгляните на список “Основных видов налогов в Римской империи” (упражнение 2 ). (Приложение 2 ). Только основных налогов у римлян было больше 40, а всего их было больше 170. В этом списке у вас подчеркнуто по 2 налога – 1 прямой и 1 косвенный. Попробуйте определить, какой налог прямой, какой – косвенный.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. То есть, мы видим, что есть еще одна классификация налогов (демонстрация слайда 6) . Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет города Ярцево).

По ходу определения функций налогов идет демонстрация слайда 7.

Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание, что думают о налогах младшие школьники. (Демонстрация слайда 8)

Перед вами отрывки из детских сочинений. (Читаем тексты на слайде). Куда же должны направляться налоги по мнению детей? (Выслушиваются ответы ).

Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы )

Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы )

Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах. (Демонстрация слайда 9 )

Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий жетон : Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Подводятся итоги работы групп.

Домашнее задание: § 28 (учебник “Экономика”, И.В. Липсиц), синквейн на тему “Налоги”. (Примеры синквейнов, составленных учащимися на слайде 10) .

16.1. Государственные финансы. Государственный бюджет.

16.2. Налоги и налоговая система.

16.3. Классификация налогов. Виды налогов в России.

16.1. Государственные финансы. Государственный бюджет.

Финансы - денежные средства, рассматриваемые в процессе создания и движения; формируются в ходе производства, распределения и перераспределения ВВП (валового внутреннего продукта) страны. Финансы страны - совокупность финансов всех секторов экономики в их взаимодействии между собой и остальными странами мира. Современная рыночная экономика не может функционировать без хорошо организованной финансовой системы. В современных условиях понятием ≪финансы≫ определяют всю систему экономических отношений, связанную с образованием, распределением и перераспределением денежных ресурсов. Условно можно выделить государственные финансы, финансы предприятий,

фирм, корпораций и финансы населения (физических лиц).

Государственные финансы - это часть финансовой системы общества, охватывающая движение денежных средств, необходимых государству для осуществления его функций. Финансы предприятий, фирм, корпораций - это денежные активы, образующиеся, распределяющиеся и использующиеся в процессе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов:

Финансы населения - это часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

Государственные финансы - сложная система, включающая четыре основных звена:

1) государственный бюджет;

2) местные финансы;

3) финансы государственных предприятий;

4) финансы специальных общественных фондов.

Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финансовой системой (рис. 16.1).

Рис. 16.1. Схема финансовой системы

Финансовая система России включает:

1) государственную бюджетную систему;

2) внебюджетные специальные фонды;

3) государственный кредит;

4) фонды имущественного и личного страхования;

5) финансы предприятий различных форм собственности.

Первые четыре блока этой системы - централизованные и используются для регулирования экономических процессов на макроуровне. Финансы предприятий - децентрализованные и используются для регулирования экономических процессов на микроуровне.

Государственные специальные внебюджетные фонды России составляют Пенсионный фонд, Фонд специального страхования, Фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР и региональные внебюджетные экономические фонды (в частности, фонды развития жилищной сферы).

Через государственные финансы перераспределяется значительная часть НД нашей страны (примерно 1/3).

Главное звено в этой системе - государственный бюджет.

Его главные задачи состоят в том, что:

1) деньги необходимо в определенном порядке и полностью собирать;

2) деньги надо рационально распределять по различным фондам;

3) деньги нужно эффективно и в полном объеме использовать по прямому назначению.

Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Государственный бюджет - это годовой финансовый план государственных расходов и источников их финансового покрытия, имеющий силу закона. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, муниципальным законодательным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

В соответствии с российским законодательством бюджетная система страны - совокупность бюджетов трех уровней:

федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований (местного). В государственную бюджетную систему РФ (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда занятости, Фонда социального страхования, Фонд имущественного страхования);

2) бюджеты субъектов Федерации (краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; окружные бюджеты автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и бюджет территориальных государственных фондов);

3) местные бюджеты (городские, районные, сельские).

Все эти бюджеты функционируют автономно по принципубюджетного федерализма, т.е. за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, финансируемые за счет соответствующих бюджетов.

В Бюджетном кодексе определены основные принципы

бюджетной системы России:

1) единство бюджетной системы;

2) полнота бюджетной системы;

3) самостоятельность бюджетов;

4) гласность бюджетов;

5) сбалансированность бюджетов;

6) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и единых форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса. Принцип полноты предполагает, что в каждом звене бюджетной системы имеется место отражения доходов в их полном объеме. Самостоятельность различных звеньев бюджетной системы предполагает наличие собственных источников доходов у каждого из звеньев системы и права самостоятельно определять напряжение и объемы производственных расходов в соответствии с закрепленными полномочиями. Гласность означает необходимость публикации утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании для широкой общественности.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны. Примерная структура государственного бюджета России. Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако при принятии бюджета планируемое поступление и расходы не совпадают.

Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (излишек), превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (недостаток). Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто - из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства.

4-е изд., перераб. и доп. - М.: 201 6. - Т .1 - 363с., Т.2 - 418с.

В учебнике в полном соответствии Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 080105 «Финансы и кредит» раскрываются все обязательные термины и понятия по дисциплине «Бюджетная система». В основу положены фундаментальные категории бюджета - доходы, расходы, сбалансированность. Важное место отведено значению бюджета как макроэкономическому регулятору, а также ключевым вопросам бюджетной реформы, включая бюджетирование, ориентированное на результат, и аудит эффективности.

Том 1.

Формат: pdf

Размер: 90,5 Мб

Скачать: Rghost

Том 2.

Формат: pdf

Размер: 24 Мб

Скачать: Rghost

ТОМ 1.
Слова благодарности 7
Предисловие А. Л. Кудрина 9
Предисловие к четвертому изданию 11
Предисловие к третьему изданию 14
Введение 17
Раздел I. Роль бюджета в исторической ретроспективе
Глава 1. Бюджетные реформы М. М. Сперанского 23
Выводы 34
Вопросы для самоконтроля 34
Глава 2. «План финансов» и манифест от 2 февраля 1810 г 35
Выводы 39
Вопросы для самоконтроля 39
Раздел II. Управление бюджетами
Глава 3. Правовые основы бюджетной системы 43
Выводы 58
Вопросы для самоконтроля 58
Глава 4. Бюджетное устройство 60
4.1. Бюджетная система Российской Федерации 61
4.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 70
Выводы 75
Вопросы для самоконтроля 76
Глава 5. Бюджетная классификация 77
5.1. Понятие бюджетной классификации 78
5.2. Классификация доходов бюджетов 80
5.3. Классификация расходов бюджетов 84
5.4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов 89
Выводы 92
Вопросы для самоконтроля 93
Раздел III. Политика формирования доходов бюджетов
Глава 6. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов 97
6.1. Формирование доходной части бюджетов 98
6.2. Нормативы распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации 108
Выводы 114
Вопросы для самоконтроля 115
Глава 7. Методология прогнозирования доходов 116
Выводы 125
Вопросы для самоконтроля 125
Глава 8. Федеральные налоговые доходы 126
8.1. Налог на добавленную стоимость 127
8.2. Акцизы 132
8.3. Налог на доходы физических лиц 136
8.4. Налог на прибыль организаций 145
8.5. Налог на добычу полезных ископаемых 151
8.6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 154
8.7. Водный налог 156
8.8. Государственная пошлина 157
8.9. Специальные налоговые режимы 158
8.9.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) 158
8.9.2. Упрощенная система налогообложения 163
8.9.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности 166
8.9.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции 169
8.9.5. Патентная система налогообложения 170
Выводы 171
Вопросы для самоконтроля 171
Глава 9. Региональные налоговые доходы 172
9.1. Транспортный налог 173
9.2. Налог на имущество организаций 174
9.3. Налог на игорный бизнес 175
Выводы 176
Вопросы для самоконтроля 177
Глава 10. Местные налоговые доходы 178
10.1. Земельный налог 179
10.2. Налог на имущество физических лиц 180
Выводы 184
Вопросы для самоконтроля 184
Глава 11. Неналоговые доходы бюджетов 185
Выводы 192
Вопросы для самоконтроля 192
Раздел IV. Финансовое обеспечение государственных обязательств
Глава 12. Общая характеристика расходов бюджетов 195
12.1. Основы осуществления и разграничения расходных обязательств 196
12.2. Реализация расходных обязательств в бюджетном процессе 211
12.3. Действующие и принимаемые расходные обязательства 220
12.4. Исполнение расходных обязательств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств 223
12.5. Исполнение бюджета по расходам 228
12.6. Формирование и исполнение расходов федерального бюджета 230
12.7. Основные параметры расходов федерального бюджета 236
12.8. Повышение эффективности бюджетных расходов 241
Выводы 245
Вопросы для самоконтроля 247
Глава 13. Финансирование государственной инвестиционной политики 248
13.1. Приоритетные национальные проекты 250
13.2. Государственные корпорации 257
13.3. Особые экономические зоны 270
13.4. Федеральные целевые программы 276
13.5. Ведомственные целевые программы 282
13.6. Бюджетные инвестиции 285
Выводы 290
Вопросы для самоконтроля 291
Глава 14. Расходы на обеспечение государственных функций и социально-ориентированные расходы 292
Выводы 310
Вопросы для самоконтроля 310
Раздел V. Сбалансированность бюджетов: профицит и дефицит

Глава 15. Использование профицита и формирование финансового резерва 313
Выводы 321
Вопросы для самоконтроля 322
Глава 16. Дефицит бюджета и источники его финансирования 323
Выводы 337
Вопросы для самоконтроля 337
Глава 17. Управление государственным долгом 338
Выводы 356
Вопросы для самоконтроля 357
Глава 18. Внешние долговые требования Российской Федерации 358
Выводы 362
Вопросы для самоконтроля 363

ТОМ 2.
Раздел VI. Бюджетный федерализм
Глава 19. Правовые основы межбюджетных отношений в Российской Федерации 9
Выводы 20
Вопросы для самоконтроля 21
Глава 20. Финансовая поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 22
20.1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета 23
20.2. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации 35
20.3. Межбюджетные трансферты из местных бюджетов 37
Выводы 39
Вопросы для самоконтроля 40
Глава 21. Реформа межбюджетных отношений 41
Выводы 66
Вопросы для самоконтроля 68
Раздел VII. Бюджеты государственных внебюджетных фондов
Глава 22. Общая характеристика государственных внебюджетных фондов 71
Выводы 75
Вопросы для самоконтроля 76
Глава 23. Пенсионный фонд Российской Федерации 77
Выводы 85
Вопросы для самоконтроля 86
Глава 24. Фонд социального страхования Российской Федерации 87
Выводы 93
Вопросы для самоконтроля 94
Глава 25. Фонды обязательного медицинского страхования 95
Выводы 108
Вопросы для самоконтроля 109
Раздел VIII. Бюджетный процесс
Глава 26. Участники бюджетного процесса и их полномочия 113
Выводы 132
Вопросы для самоконтроля 132
Глава 27. Порядок составления, рассмотрения иутверждения бюджетов 134
27.1. Составление проектов бюджетов 136
27.2. Рассмотрение и утверждение бюджетов 141
27.3. Составление, рассмотрение и утверждение федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период 143
Выводы 156
Вопросы для самоконтроля 157
Глава 28. Исполнение бюджетов 159
Выводы 171
Вопросы для самоконтроля 171
Глава 29. Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности 172
Выводы 181
Вопросы для самоконтроля 181
Раздел IX. Экономическая и контрольная работа государственных органов
Глава 30. Работа органов по обеспечению доходов и расходов бюджетов 185
Выводы 199
Вопросы для самоконтроля 199
Глава 31. Органы, осуществляющие бюджетный контроль 201
Выводы 225
Вопросы для самоконтроля 225
Глава 32. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства 226
Выводы 230
Вопросы для самоконтроля 231
Раздел X. Совершенствование бюджетного процесса
Глава 33. Этапы реформирования государственных финансов 236
33.1. Реформирование бюджетного процесса 239
33.2. Реструктуризация сети бюджетных учреждений 250
Выводы 255
Вопросы для самоконтроля 256
Глава 34. Повышение эффективности - цель бюджетной реформы 257
Выводы 266
Вопросы для самоконтроля 266
Глава 35. Региональный аспект бюджетной реформы 267
Выводы 278
Вопросы для самоконтроля 279
Глава 36. Итоги бюджетной реформы и направления ее дальнейшего осуществления 280
Выводы 288
Вопросы для самоконтроля 288
Раздел XI. Мировой опыт управления государственными финансами
Глава 37. Международный опыт бюджетных реформ 292
37.1. США 294
37.2. Новая Зеландия 304
37.3. Великобритания 307
37.4. Австралия 316
37.5. Швеция 321
37.6. Франция 324
Выводы 333
Вопросы для самоконтроля 334
Глава 38. Построение системы государственного аудита в зарубежных странах 335
38.1. Европейская счетная палата 337
38.2. Великобритания 342
38.3. Новая Зеландия 346
38.4. Франция 352
38.5. Швеция 355
Выводы 358
Вопросы для самоконтроля 359
Раздел XII. Предпосылки теории государственных финансов

Глава 39. Классические теории государства 363
Вопросы для самоконтроля 383
Глава 40. К науке государственных финансов 384
Выводы 393
Вопросы для самоконтроля 393
Глоссарий 395
Список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов 410
Нормативные акты 410
Литература 414
Источники в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 417

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Апастовская средняя школа Апастовского района Республики Татарстан Урок по обществознанию. Налоги и бюджет. Учитель: Насибуллина Гульнур Хайдаровна

Налоги как источник доходов государства. Ты можешь и не заметить, что у тебя всё идёт хорошо, но налоговая служба напомнит. Пьер Данинос.

Налоговая система – совокупность налогов, форм и методов их построения и взимания, определяемая законодательством государства. Налог как финансовая система. Элементы налога.

Экономическая сущность налога: Часть валового внутреннего продукта. Часть себестоимости продукта. Часть прибыли. Часть личного дохода работника. Методы налогообложения. Прямое. Косвенное. Двойное. Налоговая декларация.

Функции налогов. Фискальная. Регулирующая. Контрольная. Социальная.

Прямые налоги: Платит сам налогоплательщик из своей прибыли независимо от статуса его лица (юридического или физического). Виды: Налог на прибыль. Налоги на имущество. Налоги на доход. Ресурсные платежи.

Косвенные налоги: Платит потребитель продукции, выпускаемой и продаваемой на рынке товаров, работ и услуг. Виды: Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Таможенные пошлины. Налог на операции с ценными бумагами.

Виды налогов: Федеральные налоги. Региональные налоги. Местные налоги.

Федеральные налоги: Налог на добавленную стоимость. Акцизы на отдельные группы и виды товаров. Подоходный налог. Таможенная пошлина. Гербовый сбор. Налог на наследуемое и даримое имущество.

Региональные налоги: Налог на имущество предприятий. Лесной налог. Сбор с юридических лиц на нужды образовательных учреждений.

Элементы налога. Носитель налога – лицо, с которого удерживается налог. Источник налога – доход, из которого уплачивается налог. Налогоплательщик Объект налога: доход, имущество, товары.

Налоговые системы. Пропор- циональная Прогрес- сивная Регрес – сивная

Бюджет. Доходы: налоги, сборы. Расходы: социальные выплаты и гарантии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Урок по теме сопровождается слайдовой презентацией, раскрывает понятия "бюджет семьи", "расходная и доходная части бюджета", привлекает учеников к активному участию в формировании семейного бюджета....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЕФЕРАТ

на тему: «Бюджет и налоги»

Введение

На протяжении тысячелетий налог был неотъемлемой частью доходов разных государств. Правительства многих стран давно пришли к выводу, что одним из самых простых и удобных способов смягчения неравенства в доходах является установление для самых богатых граждан более высоких ставок изъятия доходов в пользу государства.

Такой механизм сокращения различий в доходах получил название прогрессивного налогообложения.

Прогрессивное налогообложение доходов -- система изъятия доходов граждан в пользу государства, при которой доля изымаемых доходов прогрессивно возрастает по мере увеличения абсолютной величины дачных доходов гражданина.

Для решения проблемы суммарных доходов во всем мире давно применяется специальная процедура -- ежегодное составление декларации о суммарных доходах. Заполнять этот документ должны все россияне, которые получали заработки в нескольких местах, и особенно если их суммарный заработок превысил установленный государством порог. Этот документ представляется в налоговую службу, и недостающая сумма (то есть недоплата) вносится гражданином в казну государства дополнительно.

В данном реферате рассмотрены понятия, а также приведены примеры разных стран и государств.

1 . Понятие о бюджете

Бюджет - так называли портфель, в котором министр казначейства Англии носил деньги и свои отчеты. С течением времени это слово стало означать «отчет министра казначейства перед парламентом». Современное понятие «бюджет» означает: смета доходов и расходов.

Бюджет - оценка соотношения будущих доходов и расходов в течение определенного периода времени. Бюджеты обычно используются в случаях, когда необходимые и желательные расходы должны быть тщательно оценены в сравнении с предполагаемыми доходами. Бюджеты применяются для оценки состояния дел семей, деловых предприятий, государственных финансов. Теория и практика бюджета постоянно совершенствуются.

Например, в США с 1968 г. принята концепция унифицированного бюджета, который включает финансовые ресурсы федеральных и доверительных фондов. Федеральные фонды формируются главным образом за счет налогов и займов. При этом формирование федеральных фондов по закону не ограничено выполнением определенных задач. Доверительные фонды, например, фонд по безработице, формируются за счет определенной категории налогов и других поступлений; средства этих фондов расходуются на определенные цели или программы. Балансы доверительных фондов включают операции с министерством финансов и инвестиции в ценные бумаги США.

Основной источник поступлений в бюджеты промышленно развитых стран составляют налоги. Их доля в совокупных бюджетных поступлениях достигает 90%, а в валовом внутреннем продукте колеблется примерно от 30% в США до 50% в Дании. Для России эти показатели в 1 квартале 1996 г. составили соответственно 85 и 12%. При этом в России основное налоговое бремя ложится на прибыль предпринимателей, поскольку доходы подавляющей части населения настолько малы, что не обеспечивают общечеловеческие стандарты жизни. В странах с развитой рыночной экономикой основная тяжесть налогов приходится на население. Если принять всю сумму налоговых поступлений за 100%, то индивидуальный подоходный налог составил в США 36,2%, в Японии - 24%, в Англии - 20,6%, в Германии - 29%; налог на корпорации составил соответственно 8,1: 22,9; 10,6: 5,0%. Взносы в фонд социального обеспечения составляют: в США для служащих- 11,1%, для предпринимателей - 16,6%: в Японии - соответственно 10,2 и 14,8%; в Англии -8,3 и 9,4% : в Германии -16,1 и 19,1%. Помимо прямых налогов широко применяется система косвенного налогообложения.

Бюджет потребительский - баланс денежных доходов и расходов семьи, характеризующий сложившийся уровень жизни различных групп населения. Он показывает все доходы по источникам поступлений и расходы по их назначению, а также источники и размеры приобретения продовольственных и непродовольственных товаров и услуг.

Изучение динамики потребительского бюджета по различным категориям населения позволяет судить об изменении жизненного уровня. Для обоснования социальной политики государства (установления размеров пенсий, пособий, стипендий и т.п.) рассчитывается нормативный и фактический средний, а также минимальный потребительские бюджеты. Последний позволяет определить минимум заработной платы, который в данных экономических условиях необходим для нормального воспроизводства населения.

Так что же такое бюджет?

Бюджет бывает:

Семейный;

Предприятия;

Отрасли;

Государства.

Государственный бюджет - это план и расписание государственных доходов и расходов, то есть план ведения хозяйства за текущий год. Бюджет имеет силу закона. Он утверждается законодательным органом и состоит из 2 частей: доходной и расходной.

Доходную часть бюджета мы уже рассмотрели(см. выше), теперь посмотрим что в себя заключает расходная часть:

Развитие различных отраслей;

Создание инфраструктуры;

Оплата труда врачей, учителей, работников, создающих нерыночные товары;

Выплата процентов по государственному долгу;

Развитие науки;

Развитие национальной культуры;

Трансфертные расходы;

2 . Понятие о нало гах

Налог как способ изъятия и перераспределения дохода возникает вместе с государством. Однако теоретическое обоснование государственного налогообложения началось лишь с середины XVIII в. в связи с потребностями формирующегося буржуазного общества и развивающейся буржуазной государственности. Родоначальником науки о налогах считается английская классическая школа политической экономии. Эта школа раскрыла понятие налога, определила место налоговой политики государства в хозяйственной жизни и сформулировала основные принципы налогообложения, которые позднее были дополнены и развиты. Согласно теоретическим выкладкам английской классической школы налог - это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает его размер и порядок уплаты.

Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц. При этом государство должно руководствоваться определенными принципами:

а) всеобщности (каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своей платежной способности, т.е. пропорционально доходу, которым он пользуется под покровительством государства);

б) определенности (налогоплательщику должны быть известны время, место, способ и размер платежа);

в) удобства взимания налога для плательщика (удобным способом, в удобное время, когда плательщик располагает максимумом средств);

г) дешевизны взимания (вводить налоги, сбор которых минимизирует издержки);

д) выбора объектов обложения, которые в наибольшей степени способствуют развитию хозяйства (или в наименьшей степени его стесняют);

е) справедливости обложения.

Важнейшие теоретические положения и принципы налогообложения получили законодательное, а зачастую и конституционное закрепление во многих странах Западной Европы. Устанавливая основы налогообложения, законодатель определял условия последующего налогового нормотворчества, ограничивая таким образом возможные налоговые притязания государства.

В России принципы налогообложения закреплены Конституцией РФ и Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ »-Среди этих принципов следует выделить: а) всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы -- ст. 57 Конституции); б) верховенство представительной власти в их установлении (ст. 57, 71, 76,105,106 Конституции, ст. 1 Закона): в) прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции); г) однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогообложения -- ст. 6 Закона); д) очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени -- ст. 22 Закона); е) временное ограничение налоговых притязаний (ст. 24 Закона); ж) определенность налогообложения (согласно ст. 11 Закона в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты о конкретных налогах устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется); з) приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом (ст. 23 Закона).

Налоги выполняют две функции: фискальную и социально-экономическую. Исторически первой была фискальная функция налогов, отражающая интересы государственной казны. Она состоит в формировании денежных доходов государства, которое, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своих функций и возложенных задач, в период становления буржуазного государства (в основном с полицейскими функциями) эта направленность налогов признавалась единственной. К концу XIX в. в эпоху больших социальных потрясений формируется новая концепция теории налогов, рассматривающая их как социальный регулятор, орудие социальных реформ, направленных на постепенное выравнивание уровня доходов населения. Во второй половине 30-х гг. XX в. появляется концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики, обеспечения стабильного экономического роста и сглаживания социального напряжения -- налоги выполняют социально-экономическую (вторую) функцию. С середины XX в. Регулирующая функция налогов получает всеобщее признание и широкое применение. Таким образом, экономическая функция налогов состоит в регулировании (поощрении или сдерживании) темпов развития общественного производства воздействии на политику капитальных вложений, платежеспособный спрос населения. Мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов постоянно развиваются вместе с развитием государства. Обеспечивая поступление денежных средств в бюджет, налоги являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов.

Налоговая система России только формируется с учетом зарубежного опыта, поскольку отечественного опыта налогообложения в условиях перехода от государственной экономики к рыночной нет. Концепция ее построения базируется на формировании целостной системы, охватывающей обложение доходов, имущества и потребления и способствующей становлению рыночного хозяйства.

«Обкатку» система проходит в сложных условиях спада производства, ослабления центральной власти, быстрого расслоения населения, борьбы между предпринимательскими группировками и прочих, которые подвергают ее опасности превращения в систему пособий, возложения на налоги не свойственных им функций, развала ее целостности. Опыт функционирования налоговой системы в 90-х гг. вскрыл существенные ее недостатки: многочисленность налогов, надуманность отдельных налогов (сбор за местную символику, три сбора с ипподромов, сбор за киносъемку и др.), нестабильность налогового законодательства, доминирование политики над экономикой, убийственную для экономического развития общую сумму налоговых отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды.

Объединение налогов в систему предполагает возможность классификации по разным основаниям, что позволяет анализировать систему с разных позиций. Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» все налоги подразделяются на виды (исходя из государственного устройства РФ): федеральные, налоги субъектов РФ (их все чаще называют региональными), местные. Такое деление позволяет, например, определить долю налогов каждого вида в общей сумме налоговых поступлений и соотнести ее (через расходы) с объемом функций органов власти каждого уровня, а также степень централизации управления в стране.

В 1998 году государственная налоговая инспекция (ГНИ) была преобразована в Министерство по налогам и сборам. Также имеется налоговая полиция, предназначенная для пересечения преступлений, в том числе с теневой экономикой (укрывательство доходов).

Кроме налогов и бюджета существуют внебюджетные фонды (места сосредоточения финансовых средств, предназначенных для строго определенных целей):

1) фонд заработной платы (ФЗП);

2) пенсионный (28% + 1% ФЗП);

3) обязательного медицинского страхования (5,4% ФЗП);

4) занятости (2% ФЗП).

ФЗП - сумма всех начисленных затрат.

Налоги бывают:

1. На добавленную стоимость (10-20%);

2. На прибыль - НДС (35%);

3. На прибыль перекупщика (45%);

4. На прибыль банка (43%);

5. На тотализаторы;

6. На имущество;

7. Подоходный (на совокупный доход за год физического лица).

3 . Взаимо связь между бюджетом и налогами

Для пополнения бюджета государство должно иметь постоянный источник доходов, то есть бюджета. По этой причине и создана налоговая инспекция.

Налог в основном создается за счет производственного сектора, то есть отчисления от производства является определенной частью бюджета.

А отчисления от сельского хозяйства является основной частью бюджета.

В любой экономике стремление к развитию государства есть ничто иное, как стремление к развитию производства и сельского хозяйства для того, чтобы все время увеличивать поступления в бюджет. Мы не можем расходную часть увеличить, пока не увеличим доходную часть. Поступления идут от производства, но основным источником является сельское хозяйство, так как это самый надежный и своевременный источник. А доходы от других элементов (банки, предприятия, лотереи, и т. п.) - это не стабильные доходы, случайные доходы. При случаях упадка производства или сельского хозяйства, то идет моментальный спад налогов, спад экономического потенциала страны, падение бюджета, а бюджет строит основу всей экономики.

Из этого делаем вывод, что роль налогов очень велик, а также что между собой тесно связаны производство, налоги, бюджет.

Список литера туры

1. Горлов А.В. 100 вопросов и ответов по экономике. М.: 2006;

2. Липсиц С.К. Экономика. М.: 2007;

3. Райзберг С.Г. Введение в экономику. М.: 2007.

Подобные документы

    Структура доходов бюджета. Источники заемных средств, используемых для пополнения бюджета. Налоговые доходы бюджетов разных уровней. Межбюджетные отношения в бюджетной системе Российской Федерации. Сравнительный анализ налоговых поступлений в бюджеты.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2014

    Понятие и экономическая природа доходов бюджета как разновидности отношений между государством и предприятием, пути и источники их формирования. Классификация доходов бюджета, их виды и особенности. Система доходов консолидированного бюджета РФ.

    контрольная работа , добавлен 31.03.2010

    Экономическая роль и основные функции бюджета, анализ его налоговых доходов и направления их совершенствования. Характеристика основных налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. Анализ динамики бюджетных доходов государства за 2007-2009 гг.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2010

    Сущность и функции налогов, их роль в формировании бюджета страны. Динамика налоговых поступлений в бюджет Нижегородской области. Анализ поступлений в консолидированный бюджет РФ. Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

    Прибыль как источник поступления доходов в бюджет государства через систему налогообложения. Рассмотрение структуры получаемых доходов и динамики формирования прибыли. Характер операционной деятельности предприятия, соотношение доходов и расходов фирмы.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2009

    Роль бюджета государства в регулировании социально-экономических процессов, взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы государства. Источники формирования доходов и расходов бюджета. Направления расходования средств федерального бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2015

    Адресность и целевой характер бюджетных средств. Государственное регулирование экономики с помощью доходов бюджета и льгот. Манипулирование ставками налогов как обязательный элемент налоговой политики развитых стран. Основы теории государственных доходов.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Местный бюджет в системе бюджетного устройства Российской Федерации. Анализ показателей Федерального бюджета. Оценка налоговых доходов регионального бюджета. Распределение доходов между бюджетами России. Расчет поступлений в бюджет от уплаты НДФЛ.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2012

    Местные бюджеты и их роль в экономике. Налоги как основа доходов местных бюджетов. Характеристика муниципального района и сельского поселения. Динамика налоговых поступлений в бюджет сельского поселения. Прозрачность финансовой поддержки субъектов РФ.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2013

    Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание, состав, структура и динамика. Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета. Структура поступлений доходов в Федеральный бюджет по видам налогов в 2007 году (в %).


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав