11.09.2019

Платит ли рпц налоги государству. Какие налоги платит религиозная организация


Благосостояние православной церкви держится не только на немалой помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы - есть у РПЦ и свой бизнес. Но куда тратится заработанное, по-прежнему секрет

​Половину февраля предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл провел в дальних странствиях. Переговоры с папой римским на Кубе, Чили, Парагвай, Бразилия, высадка на остров Ватерлоо близ антарктического побережья, где российские полярники со станции Беллинсгаузен живут в окружении папуанских пингвинов.

По сравнению с этим прямым налогом, влияние перераспределения косвенных налогов значительно более мягкое. Например, НДС является бременем на потребление каждого. Хотя бенефициары тратят меньшую часть своих доходов на потребление, они по-прежнему потребляют больше, чем работники с низким доходом, и поэтому несут большую долю бремени: лучшие 10 процентов получателей дохода платят 20 процентов косвенных налогов - для сравнения: их доля в подоходном налоге составляет 46 процентов. Участие бенефициаров в государственном финансировании было бы еще больше, если бы не кто-то припарковал свои деньги на счетах черных денег за границей.

Для путешествия в Латинскую Америку патриарх и примерно сто человек сопровождения пользовались самолетом Ил-96-300 с бортовым номером RA-96018, который эксплуатирует Специальный летный отряд «Россия». Это авиапредприятие подчиняется управлению делами президента и обслуживает первых лиц государства ().


Доходы достигают записей

Средством против уклонения от уплаты налогов, безусловно, является более эффективный поиск. В этом случае повышение налогов неэффективно. Тем не менее, широко распространено то, что государство должно обременять «богатых» дополнительным налогом на имущество. Эта оценка также основана на том факте, что многие считают, что так называемый налог на удержание в размере 25 процентов является слишком низким для налогового дохода по сравнению с трудом. Но мир выглядит по-разному с точки зрения операционной мощности. «Дивиденд» в размере 25 процентов плюс надбавка за солидарность также выплачиваются по дивидендам, но сама компания ранее платила налоги.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на российской станции Беллинсгаузен на острове Ватерлоо (Фото: Пресс-служба патриархии РПЦ/ТАСС)

Власти предоставляют главе РПЦ не только авиатранспорт: указ о выделении патриарху госохраны стал одним из первых решений президента Владимира Путина. Три из четырех резиденций — в Чистом переулке Москвы, Даниловом монастыре и Переделкино — предоставлены церкви государством.

Это увеличивает налог на распределенную прибыль почти до 50 процентов. Если налог будет добавлен, бремя может даже подняться до более чем 90 процентов. Одним из аргументов по восстановлению налога является необходимость консолидации государственных бюджетов. Но общественная рука страдает от многих, но не из-за отсутствия дохода.

Что такое церковный налог? Церковный налог является финансовым вкладом членов церкви в их церковь. Это не государственная субсидия, а средство самофинансирования церкви ее членами. Сбор налогов уплачивается государственными налоговыми органами и не является подарком. Церковный налог обычно составляет девять процентов от налога на заработную плату и подоходного налога. Он собирается и распространяется в Церкви через финансовый офис. Государство получает от двух до четырех процентов налоговых поступлений за эту услугу.

Однако одной помощью государства и крупного бизнеса доходные статьи РПЦ не ограничиваются. Церковь и сама научилась зарабатывать.

РБК разбирался, как устроена экономика РПЦ.

Многослойный пирог

«С экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных агентов. Ими являются каждый приход, монастырь, священник», — писал в своей книге «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» социолог Николай Митрохин.

С каких это пор церковный налог?

Их имущество пошло на компенсацию суверенным князьям, которые должны были отдать свои товары во Францию. В свою очередь, отдельные страны должны были взять на себя обязательства по обеспечению церквей. Век, большинство немецких стран решили передать эту прямую обязанность отдельным членам церкви. Таким образом, церковный налог не был привилегией для церквей, но страны освобождались, обременяя членов церкви.

Какова юридическая основа церковного налога сегодня?

Право взимать церковные налоги закреплено в Конституции. «Религиозные общества, являющиеся органами публичного права, имеют право взимать налоги на основе буржуазных налогоплательщиков в соответствии с положениями национального законодательства». Более того, договорные соглашения между государством и религиозными общинами содержат положения о церковном налогообложении. Наконец, отдельные федеральные государства регулируют конкретные вопросы реализации в конкретных законах о церковном налоге. Церковные налоговые законы земель являются рамочными законами, которые заполняются церквями через их собственное церковное налоговое законодательство.

Действительно, в отличие от многих общественных организаций, каждый приход регистрируется как отдельное юрлицо и религиозное НКО. Доходы церкви за проведение обрядов и церемоний не подлежат налогообложению, не облагаются налогом и поступления от продажи религиозной литературы и пожертвования. По итогам каждого года религиозные организации составляют декларацию: согласно последним данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви составили 5,6 млрд руб.

Кому разрешено взимать церковный налог?

Право взимать церковные налоги с членов не является особым правом католической церкви. Основной закон предусматривает, что все религиозные общины обладают этим правом налогообложения при условии, что они признаны в качестве органа, регулируемого публичным правом.

Кто должен платить церковный налог?

Епископство может попросить оплатить церковные налоги, которые принадлежат ему. Поэтому два критерия являются решающими для церковного налогообложения во всех церковных налоговых законах: членство в церкви и место жительства члена церкви. В Германии церковные налоги выплачиваются только членам церкви, которые облагаются заработной платой или подоходным налогом.

Весь годовой доход РПЦ Митрохин оценивал в 2000-х годах приблизительно в $500 млн, сама же церковь о своих деньгах говорит редко и неохотно. На Архиерейском соборе 1997 года патриарх Алексий II докладывал, что основную часть денег РПЦ получила от «управления своими временно свободными средствами, размещения их на депозитных счетах, приобретения государственных краткосрочных облигаций» и других ценных бумаг и от дохода коммерческих предприятий.

Есть ли члены католической церкви, которые не платят церковный налог?

Да, потому что только треть католиков платят церковный налог. Кто не платит подоходный налог и подоходный налог, также не является налогоплательщиком церкви. Это относится к малообеспеченным, пенсионерам, безработным, детям, студентам и студентам.

Церковь заслуживает безработных

Нет, церковь не получает церковного налога от безработных. Поскольку безработные и получатели социального обеспечения обычно не платят государственные налоги, они не платят церковный налог.



Три года спустя архиепископ Климент в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» в первый и последний раз скажет, из чего складывается церковная экономика: 5% бюджета патриархии — отчисления епархий, 40% — спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.

Государство также достойно церковного налога?

Церковь платит государству от двух до четырех процентов налоговых поступлений в обмен на сбор церковных налогов. Обработка церковного налога не является основным профицитом для государства. Это снижает общие затраты на управление финансами. Это решение гораздо более экономично для церкви, чем создание собственного налогового органа.

Как оценивается церковный налог в Германии?

В настоящее время церковный налог является излишком для заработной платы или налоговой базы для церковного налога, поэтому годовой подоходный налог. В дополнение к подоходному налогу и его особым формам подоходного налога и подоходного налога на основной капитал основная налогооблагаемая сумма также предоставляется в качестве основы для оценки в большинстве церковных налоговых законов. Налоговая ставка в настоящее время составляет восемь процентов в Баварии и Баден-Вюртемберге, в других федеральных землях она составляет девять процентов от налога на заработную плату и подоходный налог.

Сейчас спонсорских пожертвований стало меньше, а отчисления из епархий могут составлять треть или около половины общецерковного бюджета, объясняет протоиерей Всеволод Чаплин, до декабря 2015 года руководивший отделом по взаимоотношениям церкви и общества.

Имущество церкви

Уверенность обычного москвича в быстром росте числа новых православных церквей вокруг не сильно противоречит истине. Только с 2009 года по всей стране построили и восстановили более пяти тысяч храмов, — эти цифры озвучивал в начале февраля на Архиерейском соборе патриарх Кирилл. В эту статистику попали как церкви, построенные с нуля (главным образом в Москве; о том, как финансируется эта деятельность, — ), так и отданные РПЦ по закону 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».

Действительно ли церковный налог?

Основой для расчета церковного налога в Германии является государственная заработная плата и подоходный налог. Церковный налог взимается в качестве дополнения к государственной заработной плате и подоходному налогу. Таким образом, церковный налог во многом предполагает принципы налога на доходы и заработную плату, в частности также принцип налогообложения в соответствии с эффективностью. На практике это означает, что только те члены Церкви, которые в состоянии это сделать, могут платить церковные налоги из-за своего экономического потенциала.

Согласно документу, Росимущество передает РПЦ объекты двумя способами — в собственность или по договору безвозмездного пользования, объясняет Сергей Аноприенко, начальник управления по размещению федеральных органов власти Росимущества.

РБК провел анализ документов на сайтах территориальных органов Росимущества — за последние четыре года православная церковь получила свыше 270 объектов имущества в 45 регионах (выгрузка производилась до 27 января 2016 года). Площадь недвижимости указана только у 45 объектов — в общей сложности около 55 тыс. кв. м. Самый большой объект, ставший собственностью церкви, — ансамбль Троице-Сергиева пустынь.

Существуют ли альтернативы церковному налогу, взимаемому в Германии?

В Германии члены церкви финансируют свою церковь главным образом за счет церковного налога. Ситуация аналогична в Австрии, где есть церковный налог. В немецкоязычных кантонах Швейцарии взимается церковный налог. Налоговые решения также доступны в Италии и Испании. Но они принципиально отличаются от таковых в Германии. Это государственные налоги, а не - как в Германии - чисто церковные налоговые взносы от членов церкви. Кроме того, подавляющее количество церковных финансов осуществляется за счет дохода от собственности, например, в англиканской церкви в Великобритании.



Разрушенный храм в урочище Курилово в Шатурском районе Подмосковья (Фото: Илья Питалев/ТАСС)

В случае передачи недвижимости в собственность, объясняет Аноприенко, приход получает прихрамовый участок земли. Строить на нем можно только церковные помещения — лавку утвари, дом причта, воскресную школу, богадельню и проч. Воздвигать объекты, которые могут использоваться в хозяйственных целях, нельзя.

Наконец, вполне возможно и полное церковное финансирование со стороны государства. Ни одна из других систем церковного финансирования, введенная в Европе, не может гарантировать обслуживание Церкви на уровне, который является обычным в Германии. Церковь в Германии, как и почти любая другая в Европе, обязалась служить обществу.

Каковы преимущества церковного налога?

Немецкая церковная система управления просто. Церковь сохраняет свою независимость. Принятие государственной налоговой системы обеспечивает далеко идущую безопасность планирования. Церковь экономит расходы, оплачивая на договорной основе государство за сбор церковных налогов. Отдельная система сбора данных будет дороже.

В безвозмездное пользование РПЦ получила порядка 165 объектов, а в собственность — около 100, следует из данных на сайте Росимущества. «Ничего удивительного, — объясняет Аноприенко. — Церковь выбирает безвозмездное пользование, поскольку в этом случае может пользоваться государственным финансированием и рассчитывать на субсидии на восстановление и содержание храмов от властей. Если имущество будет в собственности, вся ответственность ляжет на РПЦ».

Кто решает об использовании церковного налога?

Важные решения о церковном налоге возлагаются на специальный церковный совет. Следовательно, епископ не одинок, «имеющий право лишить себя». Этот комитет кодекса обычно называют церковным советом. Такие органы отнюдь не новы и должны обеспечить участие членов церкви в использовании церковного налога. Церковный налоговый совет принимает решение о размере церковного налога, час на церковную ставку налога, а также на бюджет соответствующей епархии. Оба решения связаны друг с другом. Бюджетное решение является основой, отчасти в качестве обоснования налогового решения.

В 2015 году Росимущество предложило РПЦ взять 1971 объект, однако пока поступило всего 212 заявок, говорит Аноприенко. Глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) убеждена: церкви дают только разрушенные здания. «Когда закон обсуждался, мы пошли на компромисс, не стали настаивать на реституции утраченного церковью имущества. Теперь нам, как правило, не предлагают ни одного нормального здания в крупных городах, а только руинированные объекты, которые требуют больших затрат. Мы взяли много разрушенных храмов в 90-е, и сейчас, понятное дело, хотели получить что-нибудь получше», — говорит она. Церковь, по словам игуменьи, будет «биться за нужные объекты».

Почему церковный налог не идет прямо в муниципалитеты?

Такая система привела бы к церковному сообществу, где многие семьи с высоким доходом имели бы больше денег, чем сообщество, в котором живут многие безработные. Администрация церковного налога епископством и его распределение по тем же ключам гарантируют адекватную основную структуру для каждого муниципалитета, независимо от церковных налоговых поступлений в его районе.

Каковы общие церковные налоговые поступления в Германии?

Как используются доходы архиепископства Фрайбург

В случае расходов епископство в целом и совокупность церковных общин рассматриваются отдельно. Доля епархии составляет 55%, церковные общины составляют 45%. Самый большой пункт в обоих случаях - пастырское обслуживание, в общей сложности 46%. Второй пункт - это расходы на социальные услуги, составляющие в общей сложности 17%, из которых самым крупным является финансирование детских садов.

Самая громкая битва — за Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге



Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (Фото: Рощин Александр/ТАСС)

В июле 2015 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой отдать знаменитый Исаакий в безвозмездное пользование. Это ставило под вопрос работу расположенного в соборе музея, последовал скандал — СМИ писали о передаче памятника на первых полосах, петиция с требованием не допустить передачу собора собрала свыше 85 тыс. подписей на change.org .

Примерно 11% приходится на инвестиции в церковное сообщество. К ним относятся структурные меры для церквей, приходских центров и детских садов. Это не только сохраняет здания, которые являются домашними для членов Церкви, но также является деятельностью по формированию города и общественному строительству для всех граждан. Благодаря этим многочисленным инвестициям, Церковь также является надежным партнером местного среднего бизнеса и ремесленников. 6% от общего бюджета архиепископии Фрайбурга расходуется на школы, религиозное образование в государственных школах и приверженность искусству, сохранению памятников и науке.

В сентябре власти решили оставить собор на городском балансе, однако Николай Буров, директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» (входят еще три собора), по-прежнему ждет подвоха.

Комплекс не получает денег из бюджета, 750 млн руб. ежегодного содержания зарабатывает сам — на билетах, гордится Буров. По его мнению, РПЦ хочет открыть собор только для богослужений, «ставя под угрозу свободное посещение» объекта.

Что относительно прозрачности в церковных бюджетах?

Поддержка крупных церковных организаций является частью сверхдиоценовых задач 4%. Таким образом, деньги приносят пользу людям из развивающихся стран. До сих пор церковные бюджеты, а также государственные бюджеты в основном использовались системой бухгалтерского учета, которая показывает бюджет с доходами и расходами, но не дает полного обзора общих активов. В течение ряда лет муниципалитеты, а также епархии стали все активнее применять систему, которая используется в экономической жизни. Преимущество этой системы заключается в обеспечении большей прозрачности, например, путем проведения соответствующей оценки финансового бремени, а также оценки активов.

«Все продолжается в духе «лучших советских» традиций — храм используется как музей, музейное руководство ведет себя, как настоящие атеисты!» — парирует оппонент Бурова, протоиерей Александр Пелин из Петербургской епархии.

«Почему музей главенствует над храмом? Все должно быть наоборот — сначала храм, поскольку так изначально задумывалось нашими благочестивыми предками», — возмущен священник. Церковь, не сомневается Пелин, имеет право на сбор пожертвований с посетителей.

Бюджетные деньги

«Если вас содержит государство, вы с ним тесно связаны, вариантов нет», — размышляет священник Алексей Уминский, настоятель храма Троицы в Хохлах. Нынешняя церковь слишком близко взаимодействует с властью, полагает он. Впрочем, его взгляды не совпадают с мнением руководства патриархии.

По подсчетам РБК, в 2012-2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.


Рядом с торговым домом «Софрино» на Пречистенке — один из филиалов группы телекоммуникационных компаний «АСВТ». Фирмой на 10,7% как минимум до 2009 года также владел Пархаев. Соучредитель компании (через ЗАО «Руссдо») — сопредседатель Союза православных женщин Анастасия Оситис, Ирина Федулова. Выручка АСВТ за 2014 год — свыше 436,7 млн руб., прибыль — 64 млн руб. Оситис, Федулова и Пархаев не ответили на вопросы для этой статьи.

Пархаев же числился председателем совета директоров и владельцем банка «Софрино» (до 2006 года назывался Олд-банк). ЦБ отозвал лицензию этой финансовой организации в июне 2014 года. Судя по данным СПАРК, владельцы банка — ООО «Алемаж», ООО «Стек-Т», ООО «Элбин-М», ООО «Сиан-М» и ООО «Мекона-М». По данным ЦБ, бенефициаром этих компаний является Дмитрий Малышев , экс-председатель правления банка «Софрино» и представитель Московской патриархии в органах государственной власти.

Сразу после переименования Олд-банка в «Софрино» фирма «Жилищно-строительная компания» (ЖСК), учрежденная Малышевым и партнерами, получила несколько крупных подрядов РПЦ: в 2006 году ЖСК победила в 36 конкурсах, объявленных Минкультуры (ранее — Роскультура) на восстановление храмов. Общий объем контрактов — 60 млн руб.

Биография Пархаева с сайта parhaev.com сообщает следующее: родился 19 июня 1941 года в Москве, работал токарем на заводе «Красный пролетарий», в 1965 году пришел работать в патриархию, участвовал в восстановлении Троице-Сергиевой лавры, пользовался расположением патриарха Пимена. Деятельность Пархаева описывается не без живописных деталей: «Евгений Алексеевич обеспечивал стройку всем необходимым, <…> решал все проблемы, и на строительную площадку шли машины с песком, кирпичом, цементом, металлом».

Энергии Пархаева, продолжает неизвестный биограф, хватает и на то, чтобы руководить, по благословению патриарха, гостиницей «Даниловская»: «Это современная и удобная гостиница, в конференц-зале которой проводятся поместные соборы, религиозные и миротворческие конференции, концерты. Гостинице был нужен именно такой руководитель: опытный и целеустремленный».

Суточная стоимость одноместного номера «Даниловской» с завтраком в будние дни — 6300 руб., апартаментов — 13 тыс. руб., в числе услуг — сауна, бар, прокат машин и организация праздников. Доход «Даниловской» в 2013 году - 137,4 млн руб., в 2014-м — 112 млн руб.

Пархаев — человек из команды Алексия II, который сумел доказать свою незаменимость патриарху Кириллу, уверен собеседник РБК в компании-производителе церковной продукции. Бессменный руководитель «Софрино» пользуется привилегиями, которых лишены даже видные священники, подтверждает источник РБК в одной из крупных епархий. В 2012 году в интернет попали фотографии с юбилея Пархаева — праздник с помпой отметили в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. После этого гости юбиляра на теплоходе отправились на дачу Пархаева в Подмосковье. На фотографиях, подлинность которых никто не оспаривал, — внушительный коттедж, теннисный корт и пристань с катерами.

От кладбищ до футболок

В сферу интересов РПЦ входят лекарства, ювелирные украшения, сдача конференц-залов в аренду, писали «Ведомости» , а также сельское хозяйство и рынок ритуальных услуг . Согласно базе СПАРК, патриархия является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба»: сейчас компания закрыта, однако действует учрежденная ей «дочка» — ОАО «Ритуальная православная служба» (выручка за 2014 год — 58,4 млн руб.).

Екатеринбургская епархия владела крупным гранитным карьером «Гранит» и компанией по обеспечению безопасности «Держава», Вологодская епархия имела завод железобетонных изделий и конструкций. Кемеровская епархия является 100-процентным владельцем ООО «Кузбасская инвестиционно-строительная компания», совладельцем «Новокузнецкого компьютерного центра» и агентства «Европа медиа Кузбасс».

В Даниловском монастыре Москвы расположены несколько торговых точек: монастырская лавка и магазин «Даниловский сувенир». Купить можно церковную утварь, кожаные бумажники, футболки с православными принтами, православную литературу. Финансовые показатели монастырь не раскрывает. На территории Сретенского монастыря есть магазин «Сретение» и кафе «Несвятые святые», получившее название в честь одноименной книги настоятеля, епископа Тихона (Шевкунова). Кафе, по словам епископа, «денег не приносит». Основной источник доходов монастыря — издательство. Монастырю же принадлежат земли в сельхозкооперативе «Воскресение» (бывший колхоз «Восход»; основная деятельность — выращивание зерновых и бобовых культур, животноводство). Выручка за 2014 год — 52,3 млн руб., прибыль — около 14 млн руб.

Наконец, с 2012 года структурам РПЦ принадлежит здание гостиницы «Университетская» на юго-западе Москвы. Стоимость стандартного одноместного номера — 3 тыс. руб. В этой гостинице расположен паломнический центр РПЦ. «В «Университетской» есть большой зал, можно проводить конференции, расселять людей, которые приезжают на мероприятия. Гостиница, конечно, дешевая, там селится совсем простой народ, очень редко — епископы», — рассказал РБК Чаплин.

Церковная касса

Протоиерей Чаплин не смог воплотить в жизнь свою давнюю идею — банковскую систему, исключающую ростовщический процент. Пока православный банкинг существует только на словах, патриархия пользуется услугами самых обычных банков.

До последнего времени у церкви были счета в трех организациях — Эргобанке, Внешпромбанке и банке «Пересвет» (последним структуры РПЦ еще и владеют). Зарплаты сотрудников синодального отдела патриархии, по данным источника РБК в РПЦ, переводились на счета в Сбербанке и Промсвязьбанке (пресс-службы банков не ответили на запрос РБК; источник, близкий к Промсвязьбанку, сообщил, что в банке, в том числе, держат средства церковные приходы).

В Эргобанке обслуживались более 60 православных организаций и 18 епархий, включая Троице-Сергиеву лавру и Подворье патриарха Московского и всея Руси. В январе у банка отозвали лицензию из-за обнаруженной в его балансе «дыры».

Церковь согласилась открыть счета в Эргобанке из-за одного из его акционеров — Валерия Мешалкина (около 20%), объясняет собеседник РБК в патриархии. «Мешалкин — церковный человек, православный бизнесмен, много помогавший храмам. Считалось, что это гарантия, что с банком ничего не случится», — описывает источник.



Офис Эргобанка в Москве (Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС)

Валерий Мешалкин — владелец строительно-монтажной компании «Энергомашкапитал», член попечительского совета Троице-Сергиевой лавры, автор книги «Влияние святой горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы». Мешалкин не ответил на вопросы РБК. Как сообщил источник РБК в Эргобанке, деньги со счетов структуры РПЦ успели вывести до отзыва лицензии.

В оказавшемся не менее проблемным 1,5 млрд руб. РПЦ, рассказали РБК источник в банке и подтвердили два собеседника, близких к патриархии. В январе у банка также отозвали лицензию. По словам одного из собеседников РБК, председатель правления банка Лариса Маркус была близка к патриархии и ее руководству, поэтому церковь выбрала этот банк для хранения части своих денег. По данным собеседников РБК, помимо патриархии, средства во Внешпромбанке держали несколько фондов, выполняющих поручения патриарха. Крупнейший — Фонд святых равноапостольных Константина и Елены. Источник РБК в патриархии рассказал, что фонд собирал деньги на помощь пострадавшим в конфликтах в Сирии и Донецке. Информация о сборе средств есть и в интернете .

Учредителями фонда являются уже упоминавшиеся в связи с РПЦ Анастасия Оситис и Ирина Федулова. В прошлом — как минимум до 2008 года — Оситис и Федулова были акционерами Внешпромбанка.

Однако основной банк церкви — московский «Пересвет». На счетах банка по состоянию на 1 декабря 2015 года размещались средства предприятий и организаций (85,8 млрд руб.) и физических лиц (20,2 млрд руб.). Активы на 1 января — 186 млрд руб., из которых больше половины — кредиты компаниям, прибыль банка — 2,5 млрд руб. На счетах некоммерческих организаций — свыше 3,2 млрд руб., следует из отчетности «Пересвета».

Финансово-хозяйственное управление РПЦ владеет 36,5% банка, еще 13,2% у принадлежащей РПЦ компании ООО «Содействие». Среди других владельцев — ООО «Внуково-инвест» (1,7%). Офис этой компании расположен по тому же адресу, что и «Содействия». Сотрудник «Внуково-инвест» не смог объяснить корреспонденту РБК, есть ли связь между его компанией и «Содействием». В офисе «Содействия» телефоны не отвечают.

АКБ «Пересвет» мог бы стоить до 14 млрд руб., а доля РПЦ в размере 49,7%, предположительно, — до 7 млрд руб., посчитал для РБК аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Инвестиции и инновации

О том, куда инвестируются средства РПЦ банками, известно не​много. Но точно известно, что РПЦ не чурается венчурных инвестиций.

«Пересвет» вкладывает деньги в инновационные проекты через компанию «Сберинвест», в которой банку принадлежит 18,8%. Финансирование инноваций долевое: 50% денег дают инвесторы «Сберинвеста» (в их числе «Пересвет»), 50% — госкорпорации и фонды. Средства на проекты, софинансируемые «Сберинвестом», находили в Российской венчурной компании (пресс-служба РВК отказалась назвать объем средств), фонде «Сколково» (в разработки фонд вложил 5 млн руб., сообщил представитель фонда) и госкорпорации «Роснано» (на проекты «Сберинвеста» выделено $50 млн, рассказал сотрудник пресс-службы).

В пресс-службе госкорпорации РБК пояснили: для финансирования совместных со «Сберинвестом» проектов в 2012 году был создан международный фонд «Наноэнерго». По $50 млн в фонд вложили «Роснано» и «Пересвет».

В 2015 году «Фонд Роснано Капитал С.А.» — дочерняя компания «Роснано» — обратилась в Окружной суд Никосии (Кипр) с требованием признать банк «Пересвет» соответчиком по делу о нарушении инвестиционного соглашения. В исковом заявлении (есть в распоряжении РБК) говорится, что банк в нарушение процедур перевел «$90 млн со счетов «Наноэнерго» на счета российских компаний, аффилированных со «Сберинвестом». Счета этих компаний были открыты в «Пересвете».

Суд признал «Пересвет» одним из соответчиков. Представители «Сберинвеста» и «Роснано» подтвердили РБК наличие тяжбы.

«Это все ерунда какая-то, — не унывает в беседе с РБК член совета директоров «Сберинвеста» Олег Дьяченко. — С «Роснано» у нас неплохие энергетические проекты, все идет, все движется — полностью вышел на рынок завод композитных труб, на очень высоком уровне диоксид кремния, перерабатываем рис, получаем тепло, вышли на экспортную позицию». В ответ на вопрос, куда ушли деньги, топ-менеджер смеется: «Вы же видите, я на свободе. Значит, деньги не пропали». Дьяченко верит, что дело будет закрыто.

В пресс-службе «Пересвета» не ответили на неоднократные запросы РБК. Так же поступил председатель правления банка Александр Швец.

Доходы и расходы

«С советских времен церковная экономика непрозрачна, — объясняет настоятель Алексей Уминский, — строится по принципу дома быта: прихожане отдают деньги за какую-то услугу, а как они распределяются, никого не интересует. И сами приходские священники точно не знают, на что идут собранные ими деньги».

Действительно, подсчитать церковные расходы невозможно: РПЦ не объявляет тендеры и не фигурирует на сайте госзакупок. В хозяйственной деятельности церковь, утверждает игуменья Ксения (Чернега), «подрядчиков не нанимает», справляясь собственными силами — продукты поставляют монастыри, свечи плавят мастерские. Многослойный пирог делится внутри РПЦ.

«На что тратит церковь?» — переспрашивает игуменья и отвечает: «Содержатся духовные семинарии по всей России, это достаточно большая доля расходов». Еще церковь оказывает благотворительную помощь сиротским и иным социальным учреждениям; все синодальные отделы финансируются из общецерковного бюджета, добавляет она.

Патриархия не предоставила РБК данные о расходных статьях своего бюджета. В 2006 году в журнале «Фома» Наталья Дерюжкина, на тот момент бухгалтер патриархии, оценивала затраты на содержание Московской и Санкт-Петербургской духовной семинарий в 60 млн руб. в год.

Подобные расходы актуальны до сих пор, подтверждает протоиерей Чаплин. Еще, уточняет священник, нужно платить зарплату светскому персоналу патриархии. В общей сложности это 200 человек со средней зарплатой в 40 тыс. руб. в месяц, утверждает источник РБК в патриархии.

Эти траты ничтожны на фоне ежегодных отчислений епархий в Москву. Что же происходит со всеми остальными деньгами?

Спустя несколько дней после скандальной отставки протоиерей Чаплин завел аккаунт в Facebook, где написал: «Понимая все что угодно, считаю сокрытие доходов и особенно расходов центрального церковного бюджета совершенно безнравственным. Ни малейшего христианского оправдания такому сокрытию не может быть в принципе».

Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги — на церковные нужды, упрекнул корреспондента РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

На что живут другие церкви?

Публиковать отчеты о доходах и расходах у церкви, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, не принято.

Епархии Германии

Исключением в последнее время стала Римская католическая церковь (РКЦ), частично раскрывающая доходы и расходы. Так, епархии Германии стали раскрывать свои финансовые показатели после скандала с епископом Лимбургским, для которого в 2010 году начали строить новую резиденцию. В 2010 году епархия оценила работы в €5,5 млн, однако тремя годами позже стоимость выросла почти в два раза — до €9,85 млн . Во избежание претензий в прессе многие епархии стали раскрывать бюджеты. Согласно отчетам, бюджет епархий РКЦ состоит из доходов от собственности, пожертвований, а также церковного налога, который взимается с прихожан. По данным 2014 года, самой богатой стала епархия Кельна (ее доход — €772 млн, поступления от налога — €589 млн). Согласно плану на 2015 год, общий объем расходов епархии оценивался в 800 млн.

Банк Ватикана

Теперь публикуются и данные о финансовых операциях Института религиозных дел (IOR, Istituto per le Opere di Religione), более известного как Банк Ватикана. Банк был создан в 1942 году для управления финансовыми ресурсами Святого престола. Свой первый финансовый отчет Банк Ватикана опубликовал в 2013 году. Согласно отчету, в 2012 году прибыль банка составила €86,6 млн, годом ранее — €20,3 млн. Чистый процентный доход равнялся €52,25 млн, доход от торговой деятельности — €51,1 млн.

Русская православная церковь за границей (РПЦЗ)

В отличие от католических епархий, отчеты о доходах и расходах РПЦЗ не публикуются. По словам протоиерея Петра Холодного, долгое время бывшего казначеем РПЦЗ, экономика зарубежной церкви устроена просто: приходы платят отчисления епархиям РПЦЗ, а те переводят деньги в Синод. Процент ежегодных отчислений для приходов — 10%, из епархий в Синод переводят 5%. Самые обеспеченные епархии — в Австралии, Канаде, Германии, США.

Основной доход РПЦЗ, по словам Холодного, приносит сдача в аренду четырехэтажного здания Синода: оно расположено в верхней части Манхэттена, на углу Park Avenue и 93-й улицы. Площадь здания — 4 тыс. кв. м, 80% занимает Синод, остальная часть сдается частной школе. Ежегодный доход от аренды, по оценкам Холодного, — около $500 тыс.

Помимо этого, доход РПЦЗ приносит Курская Коренная икона (находится в Знаменском соборе РПЦЗ в Нью-Йорке). Икону возят по всему миру, пожертвования идут в бюджет зарубежной церкви, поясняет Холодный. Также Синоду РПЦЗ принадлежит свечной завод под Нью-Йорком. В Московский патриархат РПЦЗ деньги не перечисляет: «Наша церковь гораздо беднее российской. Хотя нам принадлежат невероятно ценные участки земли — в частности, половина Гефсиманского сада, — это никак не монетизируется».

При участии Татьяны Алешкиной, Юлии Титовой, Светланы Бочаровой, Георгия Макаренко, Ирины Малковой

Споры о том, необходимо ли церкви платить налоги ведутся уже более 10 лет. Многие активисты, считающие, что РПЦ чрезмерно активно пропагандирует свои ценности, пытаются опорочить образ этой религиозной организации тем, что она собирает большое количество взносов с граждан и делит между собой. Разберемся, платит ли церковь в России основные налоги.

Доходы церкви

Согласно данным из официальных источников, церковь живет на самообеспечении, так как по Гражданскому кодексу она относится к некоммерческим предприятиям (статья 117). Основной целью такой организации не является получение прибыли. Ее доходы складываются из:

  • прибыли за продажу свечей, утвари и книг;
  • пожертвований;
  • платы за требы и поминовения;
  • тарелочно-кружечного сбора.

Кроме того, под контролем православной церкви находится несколько коммерческих предприятий, о них они так же получают доходы. Это не запрещено ФЗ № 125, а именно его статьей 23. На эти деньги содержится более 19 тысяч приходов.

Мы говорим только об основной церкви, но подобные доходы и льготы имеет практически каждая религиозная организация в нашей стране. Сюда относятся приходы других конфессий, культы и секты.

Мнение большинства

Большинство считает, что взносы в казну государства религиозные организации не делают. Таким образом, у подобных компаний на счетах находятся миллиардные состояния, которые никем не контролируются.

Осуждаются не только налоговые льготы, имеющиеся у церквей, но и другие послабления, которыми наградило их государство:

  • освобождение от платы за коммунальные услуги;
  • бесплатная подача электроэнергии.

Политика РПЦ в разных вопросах тоже вызывает немало споров. В некоторых храмах можно встретить объявления о необходимости покупать свечи именно у них, другие якобы поставить перед иконами нельзя. Пока есть такие прецеденты, споры вокруг экономического положения церкви будут вестись. Стоит отметить, что вопрос налогообложения религиозных организаций стоит остро уже не один десяток лет. Активисты считают, что раз такие сообщества находятся в государстве, то они должны жить и вести деятельность по его правилам.

В истории РПЦ уже встречались случаи, когда священнослужители утрачивали льготы. Яркий пример тому – табачный скандал, после которого Алексий II попросил отменить таможенную льготу для церкви. Неизвестно, не отменятся ли под давлением общества и налоговые послабления. Стоит отметить, что не все граждане России настроены против церкви и послаблений для нее. Некоторые считают, что государству не стоит брать с религиозных предприятий деньги, так как долгие годы они находились на самообеспечении.

Как дела обстоят на самом деле

Сложившийся миф, что религиозные организации живут за счет государства, можно развеять, если подробно изучить Налоговый кодекс. Действительно, у церкви есть несколько послаблений, но она является исправным налогоплательщиком. Разберем подробно каждый вид взносов, который ее касается:

  1. При расчете налога на прибыль не учитываются средства, полученные церковью целевые поступления, то есть доходы от продажи книг, утвари и совершения обрядов. Действительно налоговая база становится значительно меньше, но полностью от уплаты взносов в бюджет РПЦ и подобные ей предприятия не освобождаются. Полностью платятся пошлины с доходов коммерческих дочерних компаний. Вычитаются из базы и полученные от юридических и физических лиц добровольные пожертвования. Таким образом, религиозные организации платят подоходные взносы, но не в полном объеме. Регулируется это статьей 251 НК РФ. К слову, большинство их дочерних компаний, находятся на упрощенном налогообложении.
  2. Часть операций церкви облагается НДС. В бухгалтерии они проводятся на отдельном счете. Большинство же продаж в церковной лавке не входит в круг действия этой пошлины. Не нужно платить НДС с реализации населению книг, утвари, масла, крестов, свечей и крестильных наборов. Эта льгота прописана в 21-й главе НК, а именно в статье 149.
  3. Имущественные налоги так же платятся не в полном объеме. Не нужно вносить взносы в бюджет со зданий, которые используются для религиозных целей: храмы, монастыри, приходы, школы.
  4. Никаких льгот нет на акцизные товары, например, вино, которое производят в монастырях, облагается сборами в полном объеме.
  5. От уплаты земельного налога религиозные объединения освобождены, то есть они не отдают государству ежегодно деньги за владение участками под церквями, монастырями и другими зданиями, в том числе и коммерческими.
  6. Льгот по транспортному налогу у религиозных предприятий нет, так как этот взнос является региональным.

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав