16.01.2024

Сколько детей умерло на уроках физкультуры. Почему на физкультуре массово умирают дети. Обратная сторона проблемы


211 российских школьников умерли в прошлом учебном году

Цифра, которую озвучила министр образования Ольга ВАСИЛЬЕВА, шокирует: это же семь классов по 30 с лишним человек! Что происходит? Учителя дают непосильные нагрузки? Или дети настолько слабы, что падают замертво на километровом кроссе?

По мнению главы образовательного ведомства Елены Васильевой , главная причина смерти детей во время уроков - отсутствие у школьных медработников сведений о состоянии здоровья учащихся. Закон о защите персональных данных не разрешает заглядывать в медкарты, где прописаны ребячьи диагнозы. Да, дети приносят справки от педиатра с указанием рекомендованной группы здоровья, но откуда взялись эти ограничения, педагоги знать не знают, если родители не скажут. Но те не торопятся сообщать, что у их чада, например, эпилепсия.

В нашем городе ребенок умер на тренировке в бассейне, - рассказал папа юного спортсмена. - У него был порок сердца, но мать скрыла это. Ведь плавать полезно! Мальчику было десять лет.

В закон о защите персональных данных собираются вносить поправки. Поможет ли это? Вряд ли, считают эксперты.

Главное в занятиях спортом - не перегибать палку. Фото с сайта mozgo-pit.ru

Шокирующие цифры смертей на турнике или во время игры в баскетбол связаны не с тем, что учителя не имеют данных о здоровье школьников, а с тем, что в образовательных учреждениях вообще нет медиков, - убеждена президент Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова . - Школы нанимают в поликлинике врача, который приходит раз в неделю и обслуживает многотысячные комплексы: раздает направления на прививки. Не дай бог что случится - лицам без соответствующего образования запрещено проводить медицинские манипуляции. Нужно вызывать скорую помощь. То есть ребенок будет умирать, но к нему никто не притронется, чтобы избежать ответственности. Медики же, прибыв на место, не имеют права госпитализировать ребенка и вообще лечить без присутствия его официального представителя - кроме случаев, когда есть явная угроза здоровью и жизни. С одной стороны, ставить в известность родителей школьника правильно, но с другой - теряется драгоценное время.

Сексологи предложили запретить девочкам лазить по канату - от греха подальше. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

Поколение хлюпиков

В свете пугающих новостей о гибели ребят невольно задаешься вопросом: что вообще происходит? В нашем детстве тоже была «физра», но никто не умирал - или нам не рассказывали?

В 1980-х годах хронические заболевания имели 7,4 процента первоклассников, сейчас с букетом болячек приходят 14,7. Выросла учебная нагрузка, меньше современных школьников соблюдают рациональный режим дня, зато около трети каждый день от одного до трех часов сидит за компьютером. Относительно здоровых детей сегодня - не более десяти процентов, - говорит кандидат медицинских наук, преподаватель курса гигиены детей и подростков Омской государственной медицинской академии Лидия Демакова .

Ребята, занимающиеся в спортивных секциях, перед соревнованиями обязательно проходят осмотр врача. Перед уроками физкультуры этого не делают. Но физрук может неверно оценить возможности подопечного. Или следовать пожеланию родителей, которые хотят, чтобы сын или дочка росли сильными, ловкими да умелыми.

Почему еще погибают школьники, которые находятся на попечении педагогов? Есть случаи, когда дети друг друга толкнули, поиграли в опасную игру, похулиганили. Неудачное падение - и ребенок без сознания на полу. Здесь всегда виноваты будут учитель и директор школы, которые не обеспечили безопасность на уроках и переменах. Но несчастные случаи тем и плохи, что непредсказуемы.

Летальные исходы не исключены на уроке химии - если у ребенка аллергия на определенные препараты.

Многие ЧП объясняются так называемым эффектом внезапной смерти. То есть ребенок выглядел абсолютно здоровым. И норматив, который ему задали, он выполнял и перевыполнял не раз. Но что-то пошло не так.


Приобщаться к здоровому образу жизни нужно с детского сада

Опасный синдром

Есть внешние признаки, по которым можно определить, что человек рискует внезапно умереть. Речь идет о врожденной генетической патологии.

Если сын или дочь имеют астеническое телосложение - невысокий, худой, с длинными руками и пальцами, узкой грудной клеткой - будьте особенно внимательны, - предупреждает педиатр Галина Новицкая . - У таких детей часто встречается искривление позвоночника и гипермобильность суставов. Малыш с легкостью встает на мостик, закидывает ногу за голову и растягивается на шпагат. Но прежде чем давать гуттаперчевым мальчику или девочке серьезные физические нагрузки, необходимо сделать как минимум УЗИ сердца, чтобы удостовериться, что нет порока развития митрального клапана, аневризмы аорты. Эти причины чаще всего объясняют внезапные смерти подростков. Не менее тревожна аномалия развития со стороны альвеол и бронхов. Но такие дети, как правило, выявляются при плановых обследованиях.

Не отмахивайтесь от жалоб ребенка на здоровье. Особенно от проблем кардиологического профиля. Боли в области сердца, головные боли, гипотония - не шутки. Донесите до своих чад, что, если они им стало нехорошо на уроке физкультуры, не надо бежать кросс или подтягиваться через силу.

Бег - атлетическое упражнение, которое напрямую влияет на сердце. Неважно, какую дистанцию вы бежите - один километр или десять, важно, на каком пульсе. Для взрослых эта цифра - не более 120 - 130 ударов в минуту, для детей - до 140 - 150, - делится опытом марафонец Семен Марутин . - Даже самый неподготовленный человек пробежит на низком пульсе десять километров, но может умереть на двухсотметровке. Если вы только начинаете, обязательно купите пульсометр. Либо следуйте правилу: можете спокойно разговаривать на бегу? Значит, пульс у вас низкий. На нем и бегайте, это безопасно.

ЦИТАТА

Уинстон ЧЕРЧИЛЛЬ:

- Своим долголетием я обязан спорту. Я им никогда не занимался.

Статистика, объявленная главой Минобрнауки, поразила многих пользователей социальных сетей. «211 детей за год в России погибли на уроках физкультуры. Не от терактов, не от бомбардировки, а просто в школе на уроке физкультуры», – удивляется на своей странице в Фейсбуке Шамиль Гадисов. Его реакцию разделяет Ольга Степаненко: «211 детей! На минуточку, это нормальная численность одной сельской школы. Представьте, за год умерла одна школа. Была-была и вдруг не стало».

«Это все что нужно знать о школе сегодня, – считает врач одного из медицинских центров Анна Злобина. – Мне приходится смотреть много школьников и писать рекомендации по занятиям физкультурой. Очень многим детям нужна ЛФК-лечебная физкультура. Раньше это было на базах детских поликлиник. Теперь только платно и еще нужно найти, где есть и еще туда доехать после уроков. Тупая бессмысленная физкультура вместе со своими нормативами, отнимающая время, здоровье и даже жизнь. А ведь можно было бы организовать все это с пользой для детей. И если ребенок посещает профессиональную спортивную секцию, ему на физкультуре в школе делать нечего, эти часы он проводит впустую».

«Новость – кошмар, – пишет Марта Чуйченко. Она вспоминает, как для нее урок физкультуры закончились травмой и многомесячным лечением, – Не понимаю чиновников, которые принимают единые стандарты для школ по физкультуре. Не понимаю учителей, которые заставляют учеников выполнять программу. После урока в девятом классе, несколько месяцев проходила с воротником Шанца, потому боялась отказаться делать кувырки из-за плохой оценки и уже и так сложившейся репутации неспортивной девочки. На выпускном единственной четверкой (“скажи спасибо не три”) в дипломе была физкультура. После окончания школы отношения со спортом по понятным причинам не складывались долгое время. И после этого говорят, что развивают в стране физкультуру и спорт?»

Ирина Анюхина считает , что уроки физкультуры не учитывают состояние здоровья современных подростков.

«Данных о здоровье ребенка у учителя нет, а нормативы – есть! И от учителя требуют их выполнения! Может, пора уйти от нормативов, которые, кстати, много лет не менялись и не учитывают состояние здоровья современных детей, а сделать уроки физкультуры действительно уроками культурных занятий подвижными групповыми играми или индивидуальными физическими упражнениями по возможностям и интересам детей? А то ведь ГТО уже скоро обяжут пенсионеров сдавать..».

Даниил Александров уверен , что причина смертей на уроках не в защита персональных данных детей, а в том, что «физруки не интересуются их здоровьем, а врачей в школах нет, и даже помощь оказать некому».

«Когда я учился в третьем классе, никакой защиты персональных данных не было. Я был не очень спортивным мальчиком, в первую очередь из-за полного равнодушия к физическим радостям. Бегал на троечку, чтобы не трогали. Но однажды физрук вместе с одноклассниками как-то обидно меня поддели, и я побежал 2 км вокруг Опочининского садика на пятёрку. И пробежал. На финише меня вырвало. Меня отправили в медкабинет, и я там вырубился. К счастью, тогда не было не только персональных данных, но и ненужного паникёрства. Медсестра привела меня в чувство и отправила домой. Кажется, история на том и кончилась. Родители ничего не узнали, физрук меня больше не подначивал, а я не бегал на пятёрку. И сейчас я жив и здоров».

Причиной также может быть переполненность классов в школах, считает Юлия Кишкович. «Классов, чтобы впихнуть детей, ещё хватает, а вот спортзалов – нет. Плюс ещё сделали три физкультуры в неделю. Поэтому в зале занимаются два класса, а иногда и три. И это не всегда равновозрастные дети. У нас, например, занимались второклашки и старшая школа, 9 или 10 класс. А как они занимались? Да играли в вышибалы, например».

«Претензии должны быть не к физкультуре, а к тому, как проводится осмотр и допуски детей к ней», а не на учителей, отмечает Артем Патрикеев.

«Один парень умер на кикбоксинге – извините, а на какой физкультуре проводится кикбоксинг? Эта смерть явно к физкультуре не относится. Другой умер после соревнований по баскетболу. Обычно соревнования проводятся не на уроке, а вне его. То есть опять же, эту смерть тогда трудно прикрутить к физкультуре. А теперь смотрим, отчего умирали дети – от того, что у них были диагнозы, которые или никто не заметил, или о которых никто не сообщил».

Антон Родионов. Фото Анны Даниловой

Врач -кардиолог, доцент лечебного факультета Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Антон Родионов

Умирают не от физкультуры, а от нераспознанной болезни

«Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды.

Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!»

Внезапные смерти молодых людей – редкая, но тем не менее достаточно изученная и хорошо известная проблема. В качестве ведущей причины внезапной смерти рассматривают так называемые кардиомиопатии – заболевания миокарда, в основе которых лежит генетическая поломка, реже перенесенная инфекция. Непосредственной причиной гибели пациентов, как правило, служит желудочковая тахикардия, переходящая в фибрилляцию желудочков – смертельная аритмия, при которой сердце перестает сокращаться, и прекращается кровоснабжение головного мозга. Действенным способом реанимации в этой ситуации может быть только дефибрилляция (нанесение электрического разряда).

Несмотря на то, что в мире внезапные смерти чаще описаны у спортсменов и у школьников на уроках физкультуры, следует понимать, что умирают не от занятий физкультурой, а от нераспознанного заболевания. Большая физическая нагрузка просто может в какой-то момент стать тем пусковым механизмом, который запустит аритмию.

Если, скажем, взять и завтра запретить физкультуру в школе, то внезапная смерть всё равно рано или поздно произойдет, но это случится во время игры во дворе, во время активной работы на дачном участке, в походе или при любой другой интенсивной физической активности. Кстати, не надо думать, что на уроках физкультуры умирают только ослабленные и нетренированные дети, посещающие занятия из-под палки и не выполняющие школьные нормативы. Пациентом со смертельным заболеванием вполне может оказаться внешне спортивный и выносливый молодой человек или девушка.

Как своевременно распознать заболевание? Увы, эта проблема до сих пор не решена во всём мире. Обычный осмотр врачом с выслушиванием (аускультацией) сердца и стандартная электрокардиограмма сплошь и рядом не выявляют патологии. У некоторых людей признаки заболевания можно выявить при проведении эхокардиографии (ультразвуковое исследование сердца), но, во-первых, и нормальный ультразвук не дает 100% уверенности в отсутствии болезни, во-вторых, ни одна страна в мире не сможет обеспечить массовое обследование всех детей – не хватит ни врачей, ни аппаратуры, да и стоимость такой регулярной «диспансеризации» будет запредельная. Надежные генетические маркёры болезни тоже отсутствуют. Таким образом, надо признать, что на сегодняшний день надежных методов скрининга внезапной смерти у молодых людей не существует.

Тем не менее в этой ситуации можно дать две практические рекомендации:

  1. Если в семье зарегистрированы случаи внезапной сердечной (или необъяснимой) смерти, необходимо тщательно обследовать кровных родственников.
  2. Школы (а также и другие места массового скопления людей – вокзалы и аэропорты, самолеты и поезда, музеи и стадионы) необходимо оснащать автоматическими наружными дефибрилляторами (АНД). Эти устройства, которые могут использоваться неспециалистами, способны автоматически распознавать смертельные нарушения ритма и выполнять дефибрилляцию.

За минувший год в школьных спортзалах скончались 211 детей – такую страшную статистику обнародовала в начале октября министр образования Ольга Васильева. При этом речь идёт не о гибели в результате травм, а о внезапной смерти с виду здоровых детей, которые до этого ни на что не жаловались. Почему школьники всё чаще умирают после элементарных физических нагрузок?

Нынешний учебный год начался с трагедии: в сентябре во время физкультуры внезапно потерял сознание и впоследствии скончался школьник из Ульяновской области. Похожая история следом произошла в Сибири. 17 октября в одной из школ Железнодорожного района Красноярска на уроке физкультуры умер 10-летний ребёнок. Мальчику стало плохо во время бега. Вызвали «скорую», ребёнку пыталась помочь школьный врач, но спасти его не удалось. По предварительным данным, школьник скончался из-за проблем с сердечно-сосудистой системой.

Министерство образования возлагает вину на родителей. Там считают, что главная причина в их нежелании сообщать об имеющихся у детей болезнях, из-за чего у школ нет полных и достоверных сведений о состоянии здоровья детей. При этом в ведомстве подчёркивают: практически каждый современный школьник имеет одну-две хронические болезни. Причину этого чиновники видят в недостаточной физической активности детей из-за чрезмерного увлечения компьютерами, телевидением, сидячего образа жизни, раннего пристрастия к курению и неправильного питания.

О здоровье детей учителя сейчас действительно знают мало или почти ничего.

С 2012 года медицинские карты в школах принимают только в том случае, если об этом попросят сами родители. После заявления Васильевой о смерти 211 детей Минздрав предупредил: с 1 января 2018 года вступит в силу приказ, согласно которому результаты регулярных профилактических осмотров детей будут направляться сотрудникам школы. Причём с рекомендацией, насколько интенсивно конкретному ребёнку можно заниматься физкультурой.

Ренат АКЧУРИН, руководитель отдела сердечно-сосудистой хирургии НМИЦ кардиологии, академик РАН:

– Болезни сердца – это не удел старшего поколения. Дети с сердечными проблемами встречаются сейчас так же часто, как и взрослые. Но ребята в отличие от взрослых не всегда могут объяснить, что с ними происходит. Если у ребёнка наблюдаются периодические приступы слабости, возникает желание прилечь после активной физической или умственной нагрузки, отмечаются синюшность кожных покровов, одышка или отёчность, если ребёнок хотя бы один раз терял сознание – его срочно надо вести к врачу.

Медосмотр для галочки

Однако школьные профилактические осмотры – тема особая. Чтобы пройти настоящую, а не для галочки диспансеризацию, нужен день, а то и два-три. Судите сами: только для расшифровки кардиограммы в поликлинике требуются сутки. Со своей стороны, школы, проводя эти осмотры, стремятся свести «прогулы» уроков к минимуму. К тому же после оптимизации во многих районных поликлиниках остались далеко не все специалисты. Потому и проводятся подобные мероприятия зачастую формально. В прошлом году в лицее, где тогда училась моя дочь, вообще объявили, что диспансеризацию можно проходить по желанию. Это желание изъявили порядка 10 человек, которые утром со школьной медсестрой пошли в районную поликлинику, сдали там кровь, были осмотрены терапевтом и окулистом, после чего «осмотр» закончился. В результате всё чаще встаёт вопрос о том, чтобы родители обследовали детей сами, причём в платных медучреждениях, потому что, повторюсь, районные поликлиники стремительно «оптимизируют» специалистов.

Однако многие ли смогут позволить себе обратиться в платную клинику? К тому же для настоящего полноценного осмотра порой требуется глубокое исследование. Ведь школьники умирают на физкультуре не от проблем со зрением или слухом, а по причине серьёзных заболеваний, о которых их родители даже не подозревали.

По словам заместителя директора по научной работе Института кардиохирургии им. В.И. Бураковского НЦССХ им. А.Н. Бакулева, профессора, академика РАН, известного российского кардио­лога Юрия Бузиашвили , прежде всего стоит обратить внимание на шумы в сердце, которые диагностируют у очень большого процента новорождённых. Раньше это было редкостью, а сейчас это выявляют едва ли не у каждого пятого малыша. Ребёнок с такой патологией должен быть обязательно поставлен на учёт у кардиолога и регулярно проходить обследования у квалифицированного специалиста. «На базе НЦССХ им. А.Н. Бакулева мы проводим мониторинг состояния детей со всего постсоветского пространства. Если бы вы знали, сколько врачебных ошибок приходится выявлять, сколько врождённых пороков сердца мы находим», – признаётся профессор.

Тем не менее профессор Бузиашвили полагает, что причину смертей детей на уроках физкультуры невозможно определить однозначно. «В каждом случае имела место конкретная причина или совокупность причин, связанных со здоровьем определённого ребёнка. Наша задача сейчас – предотвратить подобные трагедии и определить меры профилактики. Первое, что должно насторожить и родителей, и учителей, – это отставание ребёнка на физкультуре, его вялость, апатия, нежелание много двигаться. Такой ребёнок в обязательном порядке должен быть обследован. Ведь детям от природы присуща физическая активность», – считает он.

К тому же, добавляет Юрий Бузиашвили, не все дети одинаково переносят проблемы, сопровождающие переходный возраст: «У ребят есть особенность – адаптация к быстрому взрослению. Не все одинаково переносят гормональную перестройку организма. Тут я снова повторюсь: необходимы регулярные медицинские и профилактические осмотры. Если родители видят, что за год их ребёнок вырос на 10–20 сантиметров, необходимо задуматься: все ли его органы нормально адаптировались к столь быстрому росту и взрослению?»

«Креативная» физкультура

Учесть стоит ещё такой момент. Приказ Минздрава «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» содержит рекомендуемые нормативы, по которым на одного врача должно приходиться в школах – 1 тыс. учеников, а на одну медицинскую сестру – от 100 до 500 учеников. Согласно этому же приказу при школах должны быть медицинские кабинеты. При этом за их финансирование отвечают не органы здравоохранения, а органы образования. Однако в редкой школе у врача или медсестры есть все необходимые медикаменты. К тому же, как правило, в школах нечасто можно встретить по-настоящему хорошего врача или опытную медсестру, имеющую навыки оказания помощи в экстренных ситуациях. Вот и вызывают школьные медики «скорую», которая когда ещё приедет…

Вопросы вызывает и учебная программа. Как известно, школам сейчас предоставлена большая самостоятельность в выборе, причём коснулось это не только математики, литературы и физики с химией, но и физкультуры. Каждый учит детей быть спортивными по-своему. Кто-то практикует закаливание, выводя учеников в майках и трико на занятия физкультурой на улице при +10 0С, кто-то вводит экзотические виды спорта, вовлекая в это и мальчиков, и девочек. К тому же недавно вернулась система ГТО, нормативы которой по замыслу чиновников должны сдавать все школьники. Да, физические нагрузки необходимы. Но для того, чтобы спорт не превращался в смертельные игры, необходимо, на мой взгляд, разработать единые стандарты физических нагрузок для школ, завести медицинскую базу данных на каждого без исключения ребёнка и сделать медосмотры не формальностью, а реальностью, причём регулярной.

КСТАТИ

Если верить международной статистике, особенно часто проблемы со здоровьем встречаются у детей-спортсменов. 38% всех спортивных травм и заболеваний, связанных с этим, приходятся на возраст от 6 до 12 лет. У мальчиков в возрастной группе от 12 до 17 лет самые большие риски. На их долю приходится 17% всех травм и заболеваний, большая часть которых требует врачебной помощи и лечения.

Отчего смерть подстерегает на школьном стадионе

Только в 2016 году на уроке физкультуры погибли 211 школьников! Такую шокирующую статистику обнародовала министр образования. Ольга Васильева И речь идет не о гибели в результате травмы, а о внезапной смерти с виду здоровых детей, которые до этого ни на что не жаловались. Нынешний учебный год вновь начался с трагедий: в сентябре во время физкультуры потерял сознание и впоследствии скончался школьник из Ульяновской области, похожая история случилась и в Красноярском крае. Почему внешне здоровые дети все чаще погибают после элементарных физических нагрузок, есть ли вина в этом родителей и школы?

Оценивая причины роста детской смертности во время уроков физкультуры, министр образования возложила вину за это на политику защиты персональных данных в стране. «Персональная защита данных к чему привела - у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок", - уточнила Васильева. При этом министр пояснила, что ее ведомство уже договорилась с медиками о том, что школам будут сообщать группу здоровья каждого ученика. Но она будет добиваться того, чтобы педагогов ставили в известность о конкретных диагнозах школьников. Однако медики и учителя видят причины увеличения внезапной детской смертности, в том числе и на уроках физкультуры совсем в других факторах.

Я работаю учителем физкультуры в московской школе уже без малого 25 лет, - говорит Наталья. - Никакой проблемы из-за защиты персональных данных в столичных учебных заведениях нет. Нам сообщают группу здоровья и заболевания, которые выявлены у ребенка. Другое дело, что если в начале моей работы из класса 2-3 человека имели 2-ю группу здоровья, а остальные - 1-ю, то теперь все с точностью до наоборот. Естественно, чем больше детей со слабым здоровьем, тем выше потенциальный риск внезапной смерти ребенка во время физических нагрузок. В нынешней ситуации со здоровьем детей учителям физкультуры приходится подходить к ученикам индивидуально, в зависимости от здоровья и физических возможностей. При этом никто из нас не застрахован от подобной трагедии. Лично я на каждом собрании прошу всех родителей сообщать мне лично о любых новых заболеваниях, выявленных у ребенка, или просто об их наблюдениях и опасениях. Другое дело, что немало родителей могут даже не заметить ухудшение их самочувствия.

Во всех развитых странах количество внезапной смерти детей и подростков, в том числе и на уроках физкультуры, в последние годы значительно увеличилось. Половина всех случаев гибели детей приходится именно на внезапную смерть, в той же Америке ее жертвами становится 5-7 тысяч школьников ежегодно.

По мнению, врачей причина этого кроется в медицинском прогрессе и стремительно возросшей нагрузке на современных детей.

На мой взгляд, если министерство образования хочет хоть немного сократить количество случаев внезапной смерти детей на уроках физкультуры, им стоит заняться пересмотром собственной деятельности в сфере школьного образования, - считает врач-педиатр Татьяна Карлович. - Среди моих пациентов много детей, которых я наблюдаю долгие годы, с рождения до подросткового возраста. Сейчас дети, по сравнению с советскими временами находятся в постоянном стрессе, у них более сложная программа, огромное количество дополнительных занятий и почти нет свободного времени. Раньше серьезная нагрузка на школьника ложилось лишь в 10-11 классе перед поступлением в институт, теперь же подобное состояние дети испытывают с самого нежного возраста. Кроме того, поколение современных детей с точки зрения здоровья, значительно более слабое, чем предыдущие. Причина этого кроется, во-первых, в медицинском прогрессе, когда стали спасать и ставить на ноги ранее безнадежных малышей. А во-вторых, в стремительно ухудшившейся экологической ситуации и некачественном питании. В первую очередь в ответе за жизнь ребенка, безусловно, его родители. Им необходимо по мере возможности ограждать детей от излишних нагрузок, почаще вывозить их за город, следить за питанием, давать витамины. Большинство случаев внезапной смерти обычно кроется в сердечных патологиях. В связи с этим нужно раз в год самостоятельно посещать кардиолога и проводить все необходимые анализы, не дожидаясь обязательной диспансеризации, которая проводится всего 4 раза за время обучения в школе.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав