25.08.2023

Дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты. Соотношение дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала Дипломатические привилегии


права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, главам и сотрудникам этих представительств на основе взаимности для эффективного выполнения ими дипломатических функций.

В международном праве различают:

1) привилегии и иммунитеты дипломатического представительства: неприкосновенность помещений и архивов, имущества и корреспонденции, средств передвижения, свобода сообщения со своим правительством и свобода передвижения сотрудников представительств на территории государства пребывания (за исключением закрытых зон, въезд в которые запрещается или ограничивается по соображениям государственной безопасности), а также освобождение от налогов, таможенных досмотров и пошлин и т. д.;

2) привилегии и иммунитеты главы и персонала дипломатического представительства: неприкосновенность личности, жилища, имущества, личных бумаг и корреспонденции дипломатов; иммунитет от уголовной, гражданской и административной юрисдикции; освобождение от налогов и повинностей и таможенные привилегии.

Привилегии и иммунитеты предоставляются с момента прибытия на территорию государства пребывания и прекращаются с момента выезда с его территории. Это правило действует и в случаях вооруженного конфликта между государствами и разрыва дипломатических отношений между ними.


Контрразведывательный словарь. - Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского . 1972 .

Смотреть что такое "Дипломатические привилегии и иммунитеты" в других словарях:

    Дипломатические привилегии и иммунитеты - (англ. diplomatic privileges and immunities) в международном праве права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, специальным миссиям … Энциклопедия права

    Дипломатические привилегии и иммунитеты - (англ. diplomatic privileges and immunities) в международном праве права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, специальным миссиям, представительствам государств при международных межправительственных… … Большой юридический словарь

    ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ - права и преимущества, предоставляемые в соответствии с международным правом, на основе соглашений государств дипломатическим представительствам (посольствам, миссиям, представительствам в других государствах и при международных организациях), их… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Дипломатические привилегии и иммунитеты - совокупность особых прав и преимуществ, предоставляемых иностранным дипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам для того, чтобы обеспечить им выполнение предусмотренных международным правом функций без контроля со стороны властей… … Пограничный словарь

    Права и преимущества, предоставляемые представителям государств в органах и на конференциях ООН, а тж. постоянным представителям государств при ООН. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. предусматривает для… … Юридическая энциклопедия

    ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ ПРИ ООН - права и преимущества, предоставляемые представителям государств в органах и на конференциях ООН, а т.ж. постоянным представителям государств при ООН. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г предусматривает для… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России Содиков Шарбатулло Институт дипломатической защиты в международном праве. Введение Актуальность темы исследования. Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц в настоящее… … Википедия

    Дипломатическое право - одна из подотраслей права внешних сношений, одной из основных отраслей международного права, представляющей собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений. Дипломатическое право регулирует… … Википедия

Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как сово­купность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрисдикции, предоставляются как зарубежным органам внеш­них сношений, так и их главам и сотрудникам. Соответствен­но различаются привилегии и иммунитеты дипломатического

§ 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты

представительства и привилегии и иммунитеты дипломатиче­ских агентов.

Привилегии и иммунитеты дипломатического представитель­ства. Дипломатическому представительству как органу аккре­дитующего государства на территории государства пребывания в соответствии с международным правом и национальным за­конодательством предоставляются особые льготы, преимуще­ства.

В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатиче­ских сношениях помещения представительства неприкосновен­ны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти по­мещения без согласия главы представительства. Как сами по­мещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аре­сту и исполнительным действиям.

Эти конвенционные нормы воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР 1966 г., которое в опреде­ленной мере продолжает регламентировать поведение россий­ских правоохранительных органов. Это учтено (к сожалению, не во всем) в ряде специальных законов. Так, в Законе РСФСР «О милиции» 1991 г. при закреплении в ст. 11 права сотрудни­ков милиции беспрепятственно входить в помещения, занимае­мые предприятиями, учреждениями и организациями, и прово­дить осмотр в одном случае (п. 25) сделана важная оговорка: «кроме иностранных дипломатических представительств», в другом (п. 18) такая оговорка отсутствует, хотя регулируются сходные ситуации.

Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. Это преимущество отличается от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограниче­но на основании судебного решения.

Согласно Конвенции государство пребывания должно раз­решать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержа­нию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необхо­димо согласие государства пребывания.

В соответствии с международным правом ТмК РФ преду­сматривает таможенные льготы для дипломатических предста­вительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предна­значенных для официального пользования представительств товаров с освобождением от таможенных платежей (ст. 299).

В отношении помещений представительства - как собст­венных, так и наемных - предусмотрено освобождение от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания.

Представительству и его главе принадлежит право пользо­ваться флагом и эмблемой своего государства на принадлежа­щих им помещениях и средствах передвижения.

Конвенция возлагает на государство пребывания специаль­ную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все над­лежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвраще­ния всякого нарушения спокойствия представительства или ос­корбления его достоинства. Это обязательство учтено в Феде­ральном законе «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» 1995 г. В перечне ее обязанностей - обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на тер­ритории РФ (п. «н» ст. 12).

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не со­вместимых с его функциями.

Привилегии и иммунитеты главы дипломатического предста­вительства и дипломатических агентов. Конвенция содержит общие для всех дипломатических агентов, включая главу ди­пломатического представительства, нормы относительно при­вилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована непри­косновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судеб­ное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть ос­нованием ареста, заключения под стражу или содержания под стражей.

Государство пребывания обязано относиться к главе дипло­матического представительства с должным уважением и прини­мать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо по­сягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом

§ 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты 317

его частная резиденция пользуется той же неприкосновенно­стью и защитой, что и помещения представительства.

Воплощением и конкретизацией этой общей нормы являют­ся обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в том числе дипломатиче­ских агентов, 1973 г.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголов­ной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ дипломатические представители иностранных государств пользуются иммунитетом. Вопрос об иммунитете от админист­ративной юрисдикции затрагивается в ст. 2.6 КоАП РФ.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяет­ся на случаи:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребыва­ния, если только дипломат не владеет им от имени аккредитую­щего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отка-зополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций.

В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессио­нальной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Наше законодательство - упомянутое выше Положение о дипломатических и консульских представительствах 1966 г. - несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяет­ся на случаи, когда глава представительства и члены диплома­тического персонала вступают в гражданско-правовые отноше­ния как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или дея­тельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.

Глава 13. Право внешних сношений

Дипломатический агент не обязан давать показания в ка­честве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие показа­ния он не обязан для этого являться в судебные или следст­венные органы.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, вклю­чаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкрет­ные виды обслуживания, налогов на наследство и частное не­движимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобожда­ется от таможенного досмотра, если нет оснований предпола­гать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен. Соответствующие положения закреплены в ст. 300 ТмК РФ 2003 г.

Указанными в Венской конвенции привилегиями и имму­нитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами госу­дарства пребывания.

Дипломатические курьеры при исполнении своих обязанно­стей пользуются личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты распро­страняются на членов административно-технического и обслу­живающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: «если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно»).

Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты «предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффектив­ного осуществления функций дипломатических представи­тельств как органов, представляющих государства». Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатиче­ских агентов может отказать только само аккредитующее госу­дарство.

Совершение дипломатическим агентом серьезного право­нарушения может стать основанием для объявления его неже-

§ 5. Консульские учреждения

лательным лицом (persona поп grata). В таком случае аккреди­тующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобо­ждает его от юрисдикции аккредитующего государства.

§ 5. Консульские учреждения

Консульские учреждения как зарубежные представительства имеют существенное отличие от дипломатических представи­тельств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает не­сколько административно-территориальных единиц государства пребывания.

Консульские отношения возникают с установлением дипло­матических отношений, а при их отсутствии на основе специ­ального соглашения заинтересованных государств. Согласие го­сударства пребывания необходимо для открытия консульского учреждения.

Консульские функции выполняются как рассматриваемыми специальными консульскими учреждениями, так и дипломати­ческими представительствами, в составе которых создаются консульские отделы.

Предусмотрены четыре вида консульских учреждений: гене­ральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. В консульских отношениях РФ, как и ранее СССР, наиболее распространены генеральные консульства. В настоя­щее время в различных регионах России функционируют гене­ральные консульства: в Санкт-Петербурге - США, ФРГ, Вели­кобритании, Финляндии, ЮАР, КНР, Японии, Казахстана, Ку­бы, Эстонии, Франции и ряда других стран; в Екатеринбурге - США, Великобритании, Чехии, Болгарии, Кыргызстана; в Тю­мени - Украины; в Новосибирске - ФРГ; в Иркутске - Мон­голии; в Хабаровске - КНР; во Владивостоке - США, Японии и т. д.

В составе посольств иностранных государств в Москве рабо­тают консульские отделы.

Порядок формирования. Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребыва­ния. При этом назначаемому консулу выдается специальное

Глава 13. Право внешних сношений

удостоверение о его полномочиях - консульский патент. Кон­сульский патент выдается главой государства, главой прави­тельства или министром иностранных дел представляемого го­сударства. В Российской Федерации выдача консульского па­тента производится МИДом России.

Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула - консуль­скую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятель­ность консула.

Заведующий консульским отделом при дипломатическом представительстве не нуждается в получении консульского па­тента и консульской экзекватуры. Его назначение происходит в порядке, установленном для дипломатического персонала.

Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслужи­вающего персонала.

Консульские функции. Их условно можно разделить на две категории. К первой относятся аналогичные или близкие функ­циям дипломатических представительств (имеются, естествен­но, различия в масштабах деятельности). Это защита интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государствами; выяснение всеми закон­ными путями условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству.

выдачу паспортов гражданам представляемого государства и виз (иных документов) лицам, выезжающим в представляемое государство;

оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, обеспечение надлежащего пред­ставительства своих граждан в судебных и иных учреждениях государства пребывания;

оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам;

выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административ­ного характера.

Перечень названных и ряда других функций, содержащих­ся в Венской конвенции о консульских сношениях, дополня-

§ 5. Консульские учреждения

ется в двусторонних консульских конвенциях, а также - при­менительно к консульским учреждениям РФ - в Положении о Консульском учреждении Российской Федерации 1998 г. Здесь, в частности, названы такие функции, как осуществле­ние в пределах своей компетенции решения вопросов право­вой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам о соблюдении законодательства государства пребывания; введе­ние в установленном порядке учета находящихся в пределах консульского округа граждан РФ; принятие мер по розыску пропавших без вести в пределах консульского округа граждан РФ; оказание содействия гражданам РФ, находящимся в пре­делах консульского округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме; содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа; обеспечение безопасности кон­сульского учреждения, его сотрудников и членов их семей, принятие необходимых мер по обеспечению безопасности граждан РФ в условиях чрезвычайных ситуаций в пределах консульского округа; принятие мер по учету, обеспечению сохранности, благоустройству российских воинских и граж­данских захоронений, установленных на них.памятников, па­мятных знаков и мемориальных сооружений в пределах кон­сульского округа; участие в подготовке и обеспечении межго­сударственных обменов и визитов официальных делегаций; участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров РФ с государством пребывания; формирование банков данных по законодательству государст­ва пребывания и фирмам государства пребывания, заинтере­сованным в сотрудничестве с российскими партнерами, ока­зания на платной основе информационно-консультационных услуг, не запрещенных законодательством государства пребы­вания; выполнение иных функций в соответствии с законода­тельством РФ, международными договорами РФ, другими применимыми нормами международного права и с соблюде­нием законодательства государства пребывания.

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений. Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содер­жатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях. В Российской Феде­рации эти вопросы регламентируются также Положением о ди-

Глава 13. Право внешних сношений

§ 6. Торговые представительства

пломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г.

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенно­стью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвен­ции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства «в случае пожа­ра или другого стихийного бедствия, требующего безотлага­тельных мер защиты».

Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.

Связь консульского учреждения со своим правительством и дипломатическим представительством своей страны на терри­тории государства пребывания осуществляется на тех же усло­виях и теми же средствами, что и дипломатического представи­тельства.

Консульское учреждение освобождается на основе взаим­ности от всех общегосударственных и местных налогов и сбо­ров.

Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобожде­нием от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства.

На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и устанавливается эмблема представляемого государства.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц. Во­прос о характере иммунитетов главы консульства и других кон­сульских должностных лиц решается не единообразно. Широ­кое распространение получили нормы, предусматривающие ог­раниченное (функциональное) освобождение указанных лиц от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрис­дикции в отношении действий, совершаемых ими при выпол­нении консульских функций, т. е. в том, что касается служеб­ной деятельности. В ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях сформулирована норма, которая гласит:

«1. Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании по­становлений компетентных судебных властей в случае соверше­ния тяжких преступлений.

2. За исключением случаев, указанных в п. 1 настоящей ста­тьи, консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения

личной свободы, иначе как во исполнение судебных постанов­лений, вступивших в законную силу».

Следует иметь в виду то обстоятельство, что данное положе­ние неоднозначно отражено в двусторонних консульских кон­венциях. Некоторые из них особо регламентируют статус главы консульского учреждения, предоставляя ему иммунитеты, ана­логичные иммунитетам дипломатических агентов. В ряде кон­венций все консульские должностные лица приравниваются по характеру иммунитетов и привилегий к дипломатическим аген­там. Однако в большинстве двусторонних консульских конвен­ций воспроизводятся основные положения ст. 41 Венской кон­венции о консульских сношениях.

Консульские должностные лица, включая главу консульско­го представительства, могут быть приглашены для дачи свиде­тельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае от­каза к ним не могут применяться меры принуждения или нака­зания. В ряде двусторонних консульских конвенций этот во­прос решен таким же образом, как в Венской конвенции о ди­пломатических сношениях.

Вопрос 23. Дипломатические привилегии и иммунитеты.

Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой права и преимущества, которые предоставляются дипломатическому представительству как таковому, а также его главе и дипломатическому персоналу. С определенными ограничениями они могут быть распространены на административно-технический и обслуживающий персоналы.

Эти привилегии и иммунитеты складывались постепенно, на основе существовавших в различных странах обычаев и по мере развития дипломатических институтов. Так, такой личный иммунитет, как неприкосновенность посла, считался его неотъемлемым правом с давних времен. В наше время привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические представительства, их главы и сотрудники, регулируются как двусторонними соглашениями, так и многосторонними конвенциями. К их числу относится Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г . Она может служить образцом для современного понимания дипломатических привилегий и иммунитетов.

Венская конвенция 1961 г. устанавливает две категории дипломатических привилегий и иммунитетов: относящиеся к дипломатическому представительству как таковому и личные, т.е. относящиеся к главам и персоналам представительств.

Конвенция устанавливает, что помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства. При этом под помещениями представительства понимаются здания или часть зданий, используемых для целей представительства, включая резиденцию главы представительства и обслуживающий их земельный участок.

На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры защиты помещений представительства от вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства. Предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенностью пользуется также официальная корреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Конвенция подтвердила существовавший ранее порядок сношения представительства со своим правительством с помощью дипломатических курьеров и закодированных или шифрованных депеш. Она предусматривает возможность таких сношений представительства с другими представительствами и консульствами аккредитующего государства. Представительству разрешаете устанавливать и эксплуатировать с согласия государства пребывания радиопередатчик.

В случае разрыва дипломатических отношений между государствами, либо окончательного, либо временного отозвания представительства и даже в случае вооруженного конфликта государство пребывания должно уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами.

Специальная статья конвенции устанавливает право представительства и его главы пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения. В соответствии с принятым в России порядком он поднимается по праздничным и другим, предусмотренным этим положением дням, над помещениями российских посольств, консульских учреждений и консульских отделов посольств, если последние территориально размещены в другом отдельном здании. Флаг поднимается также на автомашине главы представительства и катере (в портовых городах).

Помещение представительства не может быть использовано для насильственного задержания какого-либо лица. Оно не может быть использовано и для предоставления убежища. Исключение из этого правила составляют латиноамериканские страны, которые заключили между собой специальные конвенции, позволяющие использовать помещения дипломатического представительства для предоставления политического убежища.

Конвенция подтверждает установившуюся международную практику освобождения дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания (плата за электроэнергию, газ, воду, телефон и т.п.). Представительство освобождается также от таможенных пошлин при провозе предметов, предназначенных для официального пользования. Это может быть мебель, телефонное оборудование, радиопередатчик, пишущие машинки и другое имущество. Средства передвижения, принадлежащие посольству (автомобили, катера), снабжаются специальными номерными знаками.

Что касается личных привилегий и иммунитетов, то важнейшим из них является личная неприкосновенность. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Одновременно Конвенция предусматривает, что частная резиденция (квартира) дипломата пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Равным образом пользуются неприкосновенностью его бумаги, корреспонденция и, за некоторым исключением, имущество.

Дипломат пользуется также иммунитетом от уголовной и, за рядом исключений, от гражданской и административной юрисдикции страны пребывания. Однако этот иммунитет дипломатического сотрудника отнюдь не освобождает его от юрисдикции своего государства. Дипломатический агент (т.е. глава представительства и члены дипломатического персонала) не обязан давать показания в качестве свидетеля. В отношении дипломатического агента не могут приниматься какие-либо исполнительные меры, нарушающие неприкосновенность его личности или его резиденции.

Исключение составляют вещные иски, относящиеся к частному недвижимому имуществу в стране пребывания, если только дипломат не владеет ими от имени аккредитующего государства; иски, касающиеся наследования как частного лица; иски, относящиеся к профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой в стране пребывания за пределами официальных функций.

Следует помнить, что привилегии и иммунитеты, предоставляемые дипломату, отнюдь не освобождают его от обязанности уважать законы и постановления страны пребывания; он не имеет права вмешиваться в ее внутренние дела. Нарушение этого требования может привести к объявлению его персоной нон грата и выдворению.

Важной привилегией дипломатических работников является освобождение их от общегосударственных и местных налогов, за исключением специально оговоренных, в частности, косвенных, включаемых в плату за услуги и цены на товары. Дипломатические сотрудники освобождаются от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от военных повинностей.

Глава представительства и его дипломатические сотрудники имеют право беспошлинного ввоза предметов, предназначенных для личного обзаведения, а их личный багаж освобождается от досмотра, с той, если нет оснований для предположений о содержащихся в нем предметах, не дозволенных к провозу. Вскрытие багажа в таких случаях является правомерным действием таможенных властей.

Эти иммунитеты и привилегии главы дипломатического представительства и его дипломатического персонала распространяются и на членов их семей: жен, несовершеннолетних сыновей и незамужних дочерей.

Одной из привилегий сотрудников представительства является возможность свободного передвижения по территории страны пребывания. Исключения составляет въезд в зоны, которые обозначены как запретные по соображениям безопасности.

Ряд привилегий и иммунитетов с некоторыми оговорками и изъятиями распространяется также на административно-технический и обслуживающий персоналы представительств.

Венская конвенция предусматривает, что в случае вооруженного конфликта государство пребывания должно оказать необходимое содействие лицам, пользующимся привилегиями и иммунитетами, не являющимися его гражданами, а также членам семей таких лиц, независимо от их гражданства, для скорейшего выезда. Оно должно предоставить в их распоряжение соответствующие транспортные средства для перевозки их самих и принадлежащего им имущества.

В Конвенции закрепляется установившийся в международной практике порядок, при котором дипломату и членам его семьи предоставляются привилегии и иммунитеты государствами, через территорию которых они следуют к месту назначения и обратно. Эти государства не должны также препятствовать проезду через их территорию административно-технического и обслуживающего персонала представительства.

Характерной особенностью дипломатических иммунитетов является то, что лица, на которые они распространяются, не могут отказаться от них по своему желанию. Право отказа от иммунитетов принадлежит аккредитующему государству, причем такой отказ должен быть явно выражен.

Государства, вступающие в дипломатические отношения, могут договориться о расширении на взаимной основе привилегий и иммунитетов, в частности, о распространении их на административно-технический персонал и иных лиц, не являющихся, однако, гражданами страны аккредитования.

Иммунитеты и привилегии, которыми пользуются сотрудники дипломатических представительств, достаточно широки. Делается это с целью обеспечения нормальной работы представительств. Положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. закрепляют общепринятую практику в области привилегий и иммунитетов и аккумулируют ряд положений, содержащихся в аналогичных документах. Ее положения в той или иной форме повторяются в других соглашениях такого рода: Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., заключенная в Вене (положения Конвенции 1975 г. используются в практике ООН).

54. ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Работники дипломатических представительств пользуются определенными иммунитетами и привилегиями, т. е. льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.

Иммунитет – это изъятие представительства и его сотрудников из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Привилегии – это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются.

Иммунитеты и привилегии предоставляются с целью создания наиболее благоприятных условий для осуществления своих функций дипломатическим представительством.

Различают иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и непосредственно самих сотрудников дипломатических представительств.

Дипломатические представительства обладают следующими привилегиями и иммунитетами:

1) неприкосновенность помещений представительства, т. е. никто не может проникнуть на территорию представительства, иначе как с согласия главы представительства;

2) помещение представительства, а также находящееся там имущество, включая средства передвижения, пользуются комплексом иммунитетов (от обыска, ареста, исполнительных действий и т. д.);

3) представительство освобождается от всех налогов, существующих на территории государства, на котором оно расположено;

4) архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Это правило распространяется также на официальную корреспонденцию и дипломатическую почту, которая не подлежит вскрытию и задержанию; 5)сотрудники представительства имеют право свободно передвигаться в стране пребывания.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и льготами:

1) личность дипломатического сотрудника неприкосновенна. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме;

2) частные помещения дипломатического сотрудника пользуется той же неприкосновенностью, что и помещения дипломатического представительства;

3) дипломатический сотрудник пользуется иммунитетом от уголовного преследования страны пребывания;

4) дипломатический сотрудник также пользуется иммунитетом от административной и гражданской ответственности страны пребывания. Кроме вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический сотрудник выступил в качестве исполнителя завещания, наследника, попечителя или отказополучателя, а также исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического сотрудника за пределами его профессиональных функций.

Кроме всего вышесказанного, необходимо отметить, что член семьи дипломатического представителя, являющийся гражданином государства пребывания, не пользуется дипломатическими иммунитетами и привилегиями.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 300. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства иностранного государства 1. Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

Статья 301. Перемещение товаров членами административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства Члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие

Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Статья 302. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала На основе специального соглашения с иностранным

Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 300. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства иностранного государства 1. Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

Статья 301. Перемещение товаров членами административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства Члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 302. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала На основе специального соглашения с иностранным

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Тема 10. Дипломатиччские привилегии и иммунитеты «Грин-Пис» – межправительственная организация. На ее примере мы и рассмотрим действие привилегий и иммунитета в международном праве. В международных отношениях гражданско-правового характера дипломаты и

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 300. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства иностранного государства 1. Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

СТАТЬЯ 301. Перемещение товаров членами административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства Члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие

Из книги автора

СТАТЬЯ 302. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала На основе специального соглашения с иностранным

Из книги автора

53. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА Дипломатическое представительство – орган одного государства, находящийся на территории другого государства, предназначенный для официальных сношений между этими государствами.Существуют два типа

Из книги автора

56. КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представительств следующие:1) консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими

Из книги автора

Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за

Из книги автора

25. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ИММУНИТЕТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ Правоспособность международных межправительственных организаций определяется их уставами, соглашениями о штаб-квартире и другими международными договорами. Они выступают в

Из книги автора

Из книги автора

120. Материальные и социальные льготы и привилегии прокурорских работников Учитывая высокую общественную значимость и сложность работы сотрудников органов прокуратуры, государство законодательно закрепляет за ними ряд льгот и привилегий, определенных Федеральным

Протокол и этикет дипломатического и делового общения Кузьмин Эдуард Леонидович

§ 17. Дипломатические привилегии и иммунитеты

Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой совокупность особых прав и преимуществ, которыми обладают дипломатические представительства и их персонал в странах пребывания. Предоставляя такие права и преимущества, выводя тем самым иностранных дипломатов из-под своей юрисдикции, государства действуют на началах взаимности, руководствуются принципами суверенитета иравенства субъектов международного права, стремятся обеспечить диппредставительствам наиболее благоприятные условия для выполнения возложенных на них функций и задач.

В течение длительного времени дипломатические права и привилегии определялись обычными нормами, которые сложились главным образом на основе многолетнего применения отдельных правил, установленных Протоколами Венского (1815) и Аахенского (1818) конгрессов. Со второй половины XIX века предпринимались неоднократные попытки кодификации соответствующих норм частными лицами и организациями; попыталась, но, увы, безуспешно внести свою лепту иЛига Наций. И лишь только усилия Комиссии международного права ООН, вплотную занявшейся этой проблемой в50-е годы, привели к позитивным результатам. В итоге принятая в 1961 году Венская конвенция о дипломатических сношениях стала универсальным международно-правовым документом, в котором нашли наиболее полное отражение объем и характер дипломатических иммунитетов и привилегий. Позже были приняты и некоторые другие соглашения, относящиеся к регулированию международных отношений: в1963 году - Венская конвенция о консульских сношениях, а в1975 году - Венская конвенция о представительстве государств вих отношениях с международными организациями универсального характера.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. все иммунитеты и привилегии подразделены на две категории:

- относящиеся к дипломатическому представительству (неприкосновенность помещений, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции иархивов; фискальный иммунитет; право на беспрепятственные сношения представительства с центром идругими представительствами своего государства; таможенные и иные привилегии);

- к дипломатическому персоналу и членам их семей (неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные привилегии; освобождение от личных повинностей). Допускаются, однако, некоторые изъятия. Так, вещный иск может быть предъявлен по поводу недвижимого имущества, которым дипломат или член его семьи владеют лично. Можно предъявить иск по наследственному делу, в котором дипломат или член его семьи выступает в качестве наследников, а также иск по поводу профессиональной или коммерческой деятельности, которой они занимаются в целях получения личной выгоды.

Дипломатический персонал имеет право свободного передвижения по территории государства пребывания с учетом правил о так называемых закрытых зонах, если таковые существуют. Рядом стран установлен уведомительный порядок передвижения, требующий подачи в МИД соответствующей ноты, вкоторой указываются время и маршрут поездки.

Государство пребывания обязано обеспечить эффективную внешнюю охрану помещений дипломатического представительства; не допускается вступление властей (следователи, судебные исполнители, пожарная инспекция и т. п.) в эти помещения без согласия главы представительства. Важно подчеркнуть, что гражданско-правовой статус здания и земельного участка, занимаемого представительством (аренда или собственность), не влияет на обладание иммунитетами и привилегиями.

Средства передвижения представительства (оснащены специальными номерами) пользуются иммунитетом от ареста, реквизиции, обыска и т. п. Однако задержание, к примеру, находящегося в них преступника не является нарушением дипломатического статуса, так как возможные принудительные действия будут направлены в этом случае против соответствующего лица, а не средства передвижения. Абсолютной неприкосновенностью пользуется дипломатическая почта; она не ограничивается также ни весом, ни количеством мест. Однако если для доставки корреспонденции используются обычные каналы, то должны строго соблюдаться действующие в этом случае специальные соглашения между заинтересованными государствами. При их нарушении почта может быть задержана и даже вскрыта.

Дипломатический багаж (предметы, предназначенные для официального пользования представительства, а также для личного пользования дипломата или членов его семьи) не облагается таможенными сборами и пошлинами. Личный багаж может быть досмотрен лишь в присутствии заинтересованного лица или его представителя при наличии серьезных оснований подозревать наличие в нем предметов, запрещенных к ввозу и вывозу. Правда, жизнь вносит коррективы и в эту, казалось бы, незыблемую норму дипломатической практики. В настоящее время во многих странах, ввиду нарастающей угрозы терроризма и ради обеспечения безопасности полетов, авиакомпании иногда производят досмотр багажа дипломатов и членов их семей и даже их личный досмотр.

В Целях повышения гарантий неприкосновенности личности дипломатов и членов их семей в 1973 году была принята Конвенция о предотвращениии наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (вступила в силу в 1977 г.)

Лица из состава административно-технического персонала, не являющиеся гражданами государства пребывания или не проживающие внем постоянно, не будучи дипломатами, пользуются тем не менее вместе с членами своих семей неприкосновенностью личности, жилища, фискальным иммунитетом, иммунитетом от уголовной юрисдикции, а от гражданской и административной - только в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Не облагаются таможенными пошлинами адресованные указанным лицам предметы первоначального обзаведения.

Вместе с тем член семьи дипломата, являющийся гражданином государства пребывания, не пользуется дипломатическими иммунитетами и привилегиями.

Что же касается лиц из обслуживающего персонала, то они пользуются иммунитетом лишь вотношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей иосвобождаются от налогов, сборов ипошлин на заработок, получаемый ими по службе. Причем и эти ограниченные иммунитеты не предоставляются гражданам государства пребывания или лицам, постоянно проживающим внем.

В Российской Федерации, как и в других странах, принцип неприкосновенности иностранного дипломата вступает в силу со времени его прибытия в страну и сохраняется даже при разрыве (приостановке) дипломатических отношений. Нарушение личной неприкосновенности, нападение на дипломата рассматриваются как серьезнейший инцидент, чреватый самыми негативными последствиями для отношений между государствами. Не допускаются и какие-либо дискриминационные меры в отношении предоставления дипломатических привилегий и иммунитетов.

Вопрос об ответственности дипломата за совершенное им преступление решается по дипломатическим каналам. Иностранный дипломат может быть объявлен «нежелательным лицом» («персоной нон грата») и выдворен за пределы России. Ответственность за свершенное он несет по законам своей страны. В собственных интересах дипломат может на добровольной основе давать свидетельские показания в устной или письменной форме. Это может, например, иметь место, когда в отношении дипломата совершен недружественный акт, когда он оказался вовлеченным в дорожно-транспортное происшествие или иной какой-то инцидент. Отказ от иммунитета от юрисдикции осуществляется аккредитующим государством и всегда должен быть определенно выраженным.

В подтверждение принадлежности иностранцев к дипломатическому персоналу Протокольный департамент МИД РФ выдает дипломатам и членам их семей идентифицирующие их дипломатические карточки - специальные документы, в которых удостоверяется, что их владельцы пользуются всеми привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Положением о дипломатических и консульских представительствах, действующим в нашей стране. Основанием для выдачи карточки служат дипломатический паспорт, выданный аккредитующим государством, и указанный в нем ранг. В знак подтверждения особого статуса транспортных средств дипкорпуса в Российской Федерации органами внутренних дел выдаются особые номерные знаки: СМД - главам дипломатических миссий, Д - дипломатическим сотрудникам, Т - административно-техническому и обслуживающему персоналу посольств в Москве.

Венской конвенцией 1961 года возложен и ряд обязанностей на дипломатические представительства и его сотрудников в отношении государства пребывания. Представительство должно использовать свои помещения только для официальных целей и вести все официальные отношения с государством пребывания через министерство иностранных дел и другие ведомства, в отношении которых будет достигнута соответствующая договоренность. Обязанности персонала состоят в том, чтобы уважать законы и постановления государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела. Дипломат не может заниматься в стране пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Конвенция о специальных миссиях 1969 года (Советский Союз не подписал ее в свое время), международный обычай, а также специальные соглашения между заинтересованными сторонами регламентируют вопросы привилегий и иммунитетов глав государств и иных лиц высокого ранга, других представителей и членов выезжающих за границу специальных миссий. Уставом ООН, Конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера и рядом других международно-правовых документов регулируются особенности правового статуса, иммунитеты и привилегии международных организаций, их должностных лиц и служащих.

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Привилегии См. также «Справедливость» В этом мире люди ценят не права, а привилегии. Генри Луис Менкен Рядом с большими воротами всегда есть крохотная калитка. Владислав Гжегорчик Оборот «иметь привилегии» редко встречается в первом лице единственного числа. Лешек

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Индия. Юг (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав