1. Основные положения действующего законодательства РФ об охране труда 2. Нормативно правовые акты об охране труда и ответственность за их
выполнение 3. Права и гарантии прав работников на труд в условиях, соответствующих
требованиям охраны труда 4. Особенности охраны труда женщин и молодежи
5. Компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, порядок их предоставления
6. Коллективные договоры и соглашения по охране труда: содержание, порядок оформления и регистрация
7. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
8. Общественный контроль за охраной труда
Основные положения действующего законодательства РФ об охране труда
Основные законы об охране труда:
1. Конституция РФ
2. Трудовой кодекс РФ
3. Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях »
4. Федеральный закон от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
5. Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ « О пожарной безопасности »
6. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ Глава 59
7. Кодекс об административных правонарушениях. В редакции Федерального закона от 20.12.2001 № 196-Фз Статьи 5.27-5.29, 33
8. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ. Статья 143 (Нарушение правил охраны труда)
ОХРАНА ТРУДА - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая: правовые, социально-
экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Основные положения трудового кодекса
Обозначена сфера действия и основные направления государственной политики в области охраны труда;
Предусмотрено управление охраной труда как на государственном уровне, так и на уровне предприятий;
Определены полномочия в области охраны труда органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
Установлены права и гарантии прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
Установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников;
Определена ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем;
Предусмотрено предоставление работникам компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;
Определены основные функции и ответственность органов
государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
Определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять
общественный контроль за охраной труда;
Нормативные правовые акты об охране труда
Наименование вида нормативного правового акта
Межотраслевые правила по охране труда Межотраслевые типовые инструкции по охране труда
Отраслевые правила по охране труда Типовые инструкции по охране труда
Правила безопасности Правила устройства и безопасной эксплуатации Инструкции по безопасности
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда
Строительные нормы и правила Своды правил по проектированию и строительству
Государственные санитарно- эпидемиологические правила и нормативы:
Санитарные правила,
Гигиенические нормативы,
Санитарные правила и нормы,
Санитарные нормы
Сокращенное
ПОТ РМ ТИ РМ ПОТ РО
ИБ ГОСТ Р ССБТ
Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ
Минздрав России
Федеральные органы исполнительной власти
Ростехнадзор России Госатомнадзор России
Госстандарт России
Госстрой России Госстрой России
Минздрав России
Виды ответственности должностных лиц за нарушение требований трудового права
1. Дисциплинарная |
Замечание |
За совершение работником |
ст. ст. 192 – 194 |
дисциплинарного |
Трудового кодекса РФ |
||
Увольнение по соответствующим |
проступка |
||
основаниям |
|||
2. Материальная |
Материальное взыскание |
За нанесение |
Раздел ХI Трудового |
кодекса РФ |
|||
результате противоправного |
|||
поведения |
|||
3.Административная |
Предупреждение |
За совершение |
Кодекс об |
Административный штраф |
административных |
административных |
|
Лишение специального права, |
правонарушений |
правонарушениях РФ |
|
предоставленного лицу |
|||
Дисквалификация |
|||
Административное приостановление |
|||
деятельности |
|||
4. Уголовная |
За деяния, содержащие все |
Уголовный кодекс РФ |
|
признаки преступления |
|||
Исправительные работы |
|||
Ограничение свободы |
|||
Лишение свободы на определенный |
|||
Лишение права занимать |
|||
определенные должности |
Права и гарантии прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
Каждый работник имеет право на:
Рабочее место , соответствующее требованиям охраны труда;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте;
отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности;
обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;
запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте:
обращение по вопросам охраны труда в органы государственной власти Российской Федерации;
Личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра;
Компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Особенности охраны труда женщин и молодежи
Нормы по охране труда женщин можно разделить на две группы: нормы, распространяющиеся на всех женщин ; нормы, распространяющиеся на беременных женщин и матерей ,
имеющих детей, или лиц с семейными обязанностями.
По отношению ко всем работающим женщинам действуют следующие нормы
Ограничивается применение труда женщин: на тяжелых работах;
на работах с вредными и (или) опасными условиями труда на подземных работах за исключением нефизических работ и работ по санитарному и бытовому обслуживании (ст. 253 ТК РФ).
Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
Правительство Российской Федерации установило предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную:
при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) - 10 кг ; постоянно в течение рабочей смены - 7 кг .
Для беременных женщин и женщин, имеющих детей действуют следующие нормы
Запрещается беременных женщин: направлять в служебные командировки; привлекать к сверхурочным работам; привлекать к работам в ночное время;
привлекать к работам в выходные и нерабочие праздничные дни.
Сохраняется средний заработок по месту работы за беременными женщинами при прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях. Отпуск: по беременности и родам женщинам по их заявлению и на основании выданного листа нетрудоспособности предоставляется продолжительностью:
70 (в случае многоплодной беременности 84 ) календарных дней до родов ; 70 (в случае осложненных родов 86 , при рождении двух или более детей - 110 ) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному
социальному страхованию в установленном федеральными законами размере (ст. 255 ТК РФ).
Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя (ст. 260 ТК РФ); по уходу за ребенком женщине предоставляется по ее заявлению до достижения ребенком возраста 3-х лет.
Дополнительные перерывы для кормления ребенка, помимо перерыва для отдыха и питания, предоставляются работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полугора лет: не реже чем через каждые 3 часа и продолжительностью не менее 30 минут каждый.
Особенности охраны труда молодежи
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста (статья 63 ТК РФ 16 лет;
14 лет , для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства; не достигшими возраста 14 лет в организациях кинематографии, театральных и концертных
организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении, экспонировании произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства.
Запрещается (ст. 265 ТК РФ) применение труда лиц до 18 лет: на работах с вредными или опасными условиями труда; на подземных работах;
на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию: игорный бизнес; работа в ночных кабаре и клубах;
производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами.
привлекать работников в возрасте до 18 лет к работам:
сверхурочным (за исключением творческих работников, профессиональных спортсменов и др.),
в ночное время,
в выходные и нерабочие праздничные дни и
направлять в служебные командировки (статья 268 ТК РФ)
Подростки не должны назначаться на работы, заключающиеся исключительно в переносе или передвижении тяжестей , весом свыше 4,1 кг .
1. Основные положения действующего законодательства РФ об охране труда 2. Нормативно правовые акты об охране труда и ответственность за их
выполнение 3. Права и гарантии прав работников на труд в условиях, соответствующих
требованиям охраны труда 4. Особенности охраны труда женщин и молодежи
5. Компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, порядок их предоставления
6. Коллективные договоры и соглашения по охране труда: содержание, порядок оформления и регистрация
7. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
8. Общественный контроль за охраной труда
Основные положения действующего законодательства РФ об охране труда
Основные законы об охране труда:
1. Конституция РФ
2. Трудовой кодекс РФ
3. Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях »
4. Федеральный закон от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
5. Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ « О пожарной безопасности »
6. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ Глава 59
7. Кодекс об административных правонарушениях. В редакции Федерального закона от 20.12.2001 № 196-Фз Статьи 5.27-5.29, 33
8. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ. Статья 143 (Нарушение правил охраны труда)
ОХРАНА ТРУДА - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая: правовые, социально-
экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Основные положения трудового кодекса
Обозначена сфера действия и основные направления государственной политики в области охраны труда;
Предусмотрено управление охраной труда как на государственном уровне, так и на уровне предприятий;
Определены полномочия в области охраны труда органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
Установлены права и гарантии прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
Установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников;
Определена ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем;
Предусмотрено предоставление работникам компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;
Определены основные функции и ответственность органов
государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
Определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять
общественный контроль за охраной труда;
Нормативные правовые акты об охране труда
Наименование вида нормативного правового акта
Межотраслевые правила по охране труда Межотраслевые типовые инструкции по охране труда
Отраслевые правила по охране труда Типовые инструкции по охране труда
Правила безопасности Правила устройства и безопасной эксплуатации Инструкции по безопасности
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда
Строительные нормы и правила Своды правил по проектированию и строительству
Государственные санитарно- эпидемиологические правила и нормативы:
Санитарные правила,
Гигиенические нормативы,
Санитарные правила и нормы,
Санитарные нормы
Сокращенное
ПОТ РМ ТИ РМ ПОТ РО
ИБ ГОСТ Р ССБТ
Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ
Минздрав России
Федеральные органы исполнительной власти
Ростехнадзор России Госатомнадзор России
Госстандарт России
Госстрой России Госстрой России
Минздрав России
Виды ответственности должностных лиц за нарушение требований трудового права
1. Дисциплинарная |
Замечание |
За совершение работником |
ст. ст. 192 – 194 |
дисциплинарного |
Трудового кодекса РФ |
||
Увольнение по соответствующим |
проступка |
||
основаниям |
|||
2. Материальная |
Материальное взыскание |
За нанесение |
Раздел ХI Трудового |
материального ущерба в |
кодекса РФ |
||
результате противоправного |
|||
поведения |
|||
3.Административная |
Предупреждение |
За совершение |
Кодекс об |
Административный штраф |
административных |
административных |
|
Лишение специального права, |
правонарушений |
правонарушениях РФ |
|
предоставленного лицу |
|||
Дисквалификация |
|||
Административное приостановление |
|||
деятельности |
|||
4. Уголовная |
За деяния, содержащие все |
Уголовный кодекс РФ |
|
Обязательные работы |
признаки преступления |
||
Исправительные работы |
|||
Ограничение свободы |
|||
Лишение свободы на определенный |
|||
Лишение права занимать |
|||
определенные должности |
Права и гарантии прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
Каждый работник имеет право на:
Рабочее место , соответствующее требованиям охраны труда;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте;
отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности;
обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;
запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте:
обращение по вопросам охраны труда в органы государственной власти Российской Федерации;
Личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра;
Компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Особенности охраны труда женщин и молодежи
Нормы по охране труда женщин можно разделить на две группы: нормы, распространяющиеся на всех женщин ; нормы, распространяющиеся на беременных женщин и матерей ,
имеющих детей, или лиц с семейными обязанностями.
По отношению ко всем работающим женщинам действуют следующие нормы
Ограничивается применение труда женщин: на тяжелых работах;
на работах с вредными и (или) опасными условиями труда на подземных работах за исключением нефизических работ и работ по санитарному и бытовому обслуживании (ст. 253 ТК РФ).
Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
Правительство Российской Федерации установило предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную:
при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) - 10 кг ; постоянно в течение рабочей смены - 7 кг .
Для беременных женщин и женщин, имеющих детей действуют следующие нормы
Запрещается беременных женщин: направлять в служебные командировки; привлекать к сверхурочным работам; привлекать к работам в ночное время;
привлекать к работам в выходные и нерабочие праздничные дни.
Сохраняется средний заработок по месту работы за беременными женщинами при прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях. Отпуск: по беременности и родам женщинам по их заявлению и на основании выданного листа нетрудоспособности предоставляется продолжительностью:
70 (в случае многоплодной беременности 84 ) календарных дней до родов ; 70 (в случае осложненных родов 86 , при рождении двух или более детей - 110 ) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному
социальному страхованию в установленном федеральными законами размере (ст. 255 ТК РФ).
Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя (ст. 260 ТК РФ); по уходу за ребенком женщине предоставляется по ее заявлению до достижения ребенком возраста 3-х лет.
Дополнительные перерывы для кормления ребенка, помимо перерыва для отдыха и питания, предоставляются работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полугора лет: не реже чем через каждые 3 часа и продолжительностью не менее 30 минут каждый.
Особенности охраны труда молодежи
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста (статья 63 ТК РФ 16 лет;
14 лет , для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства; не достигшими возраста 14 лет в организациях кинематографии, театральных и концертных
организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении, экспонировании произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства.
Запрещается (ст. 265 ТК РФ) применение труда лиц до 18 лет: на работах с вредными или опасными условиями труда; на подземных работах;
на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию: игорный бизнес; работа в ночных кабаре и клубах;
производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами.
привлекать работников в возрасте до 18 лет к работам:
сверхурочным (за исключением творческих работников, профессиональных спортсменов и др.),
в ночное время,
в выходные и нерабочие праздничные дни и
направлять в служебные командировки (статья 268 ТК РФ)
Подростки не должны назначаться на работы, заключающиеся исключительно в переносе или передвижении тяжестей , весом свыше 4,1 кг .
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Лекция № 1 Основные документы, регламентирующие охрану труда.
система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. ОХРАНА ТРУДА (ОТ) - это
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. Федеральный закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999г. № 181-ФЗ в редакции от 10.01 2003г. № 15-ФЗ Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ в редакции от 25.07.2002г. № 116-ФЗ. Федеральный закон РФ « Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1 в редакции от 02.12.2000г. № 139-ФЗ и от 10.01.2003г. № 15 Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ в редакции от 30.12 2001г. № 196-ФЗ и от 10.012003г. № 15 Федеральный закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998г. « 125-ФЗ в редакции от 26.11.2002г. № 152-ФЗ в редакции от 22.04.2003г. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195 в редакции от 31.12.2002г. №187-ФЗ. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. № 63-ФЗ в редакции от 08.04.2003г. № 45-ФЗ. Постановление Правительства РФ «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» от 23.05.2000г. №399 . ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
В России государственный контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти (в пределах своих полномочий).
Статья 37 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Конституция РФ о труде и занятости
Цель трудового законодательства: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основные задачи трудового законодательства: создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); разрешению трудовых споров. ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ
Лекция № 2 Рабочее время и время отдыха
Рабочее время Рабочий день - это установленная законом продолжительность рабочего времени в течение суток. Согласно ст. 95 ТК рабочий день равен семи часам при шестидневной рабочей неделе (пяти часам накануне выходных и праздничных дней) и восьми часам при пятидневной рабочей неделе. Рабочая смена - это продолжительность рабочего времени, которое работник должен отработать согласно графику сменности в течение суток. По длительности рабочая смена может быть больше рабочего дня, но необходимо, чтобы в течение недели или месяца установленная законом норма рабочего соблюдалась. Рабочая неделя - это установленная законом продолжительность рабочего времени в часах в рамках календарной недели. Недельная норма не должна превышать 40 часов Сокращенное рабочее время несовершеннолетние: с 16 до 18 лет подростки могут работать шести часов в день (36 часов в неделю), подростки с 15 до 16 лет, а также учащиеся с 14 до 16 лет, работающие в период каникул, - четыре часа в день (24 часа в неделю). Для учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, рабочее время не может превышать половину указанных по их возрасту норм (т. е. 18 или 12 часов в неделю) занятые на работе с вредными условиями труда. В зависимости от степени вредности для здоровья устанавливается или 36-часовая, или 24-часовая рабочая неделя. работники, чья работа связана с повышенным умственным, эмоциональным и нервным напряжением (преподаватели, учителя, врачи, воспитатели и др.). У этих категорий работников в основном рабочая неделя составляет 36 часов работники-инвалиды I и II групп - 35 часов в неделю. - это установленный законом отрезок времени, в течение которого работник должен выполнять свои трудовые функции.
Неполное рабочее время это рабочее время, устанавливаемое по соглашению сторон, продолжительность которого меньше нормального рабочего времени (40 часов в неделю), с оплатой, пропорциональной отработанному времени. Уменьшение рабочего времени Уменьшение числа рабочих дней в неделю 1. Состояние беременности 2. Наличие у женщины детей в возрасте до 14 лет 3. В отношении лица, осуществляющего уход за больным членом семьи Ненормированный рабочий день Устанавливается в отношении лишь некоторых категорий работников, которые по распоряжению работодателя обязаны в случае необходимости выполнять эпизодически работу сверх нормальной продолжительности, как правило, без дополнительной оплаты или отгула. Речь идет о работниках с ответственным характером труда или о лицах, рабочее время которых не поддается учету (руководителях, начальниках и т.п.)
Время отдыха время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ) Перерывы в течении рабочей смены для отдыха и питания (не более 2 часов и не менее 30 минут) Ежегодный оплачиваемый отпуск Нерабочие праздничные дни Ежедневный (междусменный) отдых Выходные дни
Лекция № 3 Охрана труда работников в возрасте до 18 лет
ОХРАНА ТРУДА МОЛОДЕЖИ - система сохранения жизни и здоровья работающих в возрасте до 18 лет. Глава 42 ТК РФ устанавливает ограничения и запреты на применение труда несовершеннолетних работников в отдельных сферах. Установление таких ограничений и запретов призвано обеспечить охрану здоровья и нравственного развития работников моложе 18 лет, в частности запрещается физически тяжелый труд и труд в опасных и вредных условиях.
Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применять труд лиц моложе 18 лет, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163. В него включены 43 вида производств и 2198 видов работ в них.
В частности, Перечень содержит ограничения по следующим видам работ: - работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную; - легкая промышленность; - пищевая промышленность; - полиграфическое производство; - транспорт; - связь; - сельское хозяйство; - учреждения здравоохранения, ветеринарные учреждения, фармацевтические фабрики; - производство учебно-наглядных пособий; - работы, выполняемые в различных отраслях экономики. и т.д.
Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 4 апреля 1997 г. N 5, в соответствии с которым, безопасными для подростков видами деятельности являются те, которые соответствуют их возрастным и функциональным возможностям, не оказывают неблагоприятного влияния на их рост, развитие и состояние здоровья, исключают повышенную опасность травматизма для подростков и окружающих, учитывают повышенную чувствительность организма подростков к действию факторов производственной среды.
При прохождении производственной практики (производственного обучения) учащиеся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования, достигшие 16-летнего возраста, могут находиться на работах, включенных в Перечень, не свыше четырех часов в день при условии строгого соблюдения на этих работах действующих санитарных правил и норм и правил по охране труда.
Работников, не достигших возраста 18 лет, запрещено направлять в служебные командировки, привлекать к работе в ночное время, к сверхурочной работе, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 96, 268 ТК РФ). Ежегодный основной оплачиваемый отпуск - 31 календарный день в удобное для работника время (ст. 267 ТК РФ). Отпуск может быть предоставлен до истечения 6 месяцев непрерывной работы в данной организации (ст. 122 ТК РФ). Замена отпуска денежной компенсацией не допускается (ст. 126 ТК РФ).
Подростки не должны назначаться на работы, заключающиеся исключительно в переносе и передвижении тяжестей, весом свыше 4,1 кг. Перемещение тяжести подростками не должно занимать более 1/3 рабочего дня.
Характер работы, показатели тяжести труда Предельно допустимая нагрузка юноши девушки 14 лет 15лет 16лет 17лет 14 лет 15лет 16 лет 17 лет Подъем и перемещение груза вручную постоянно в течении рабочей смены (кг) 3 3 4 4 2 2 3 3 Подъем и перемещение груза вручную в течении не более 1/3 рабочей смены: постоянно (более 2-х раз в час) 6 7 11 13 3 4 5 6 При чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) 12 15 20 24 4 5 7 8 Предельная норма перемещения тяжести для несовершеннолетних
Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медосмотру. Медосмотры осуществляются за счет средств работодателя (ст. 266 ТК РФ).
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Организация работы по охране труда. Основные термины и определения в области охраны труда Лекция № 4.
Организация работы по охране труда. Специалистом по организации работы по охране труда на предприятии является инженер по охране труда.
Организация работы по охране труда. Осуществление контроля охраны труда на предприятии можно разделить на множество этапов. Данные этапы необходимо рассматривать с учетом специфики организации. Их можно описать следующим образом:
Организация работы по охране труда. 1-Й ЭТАП – организация работы по охране труда на предприятии. 2-Й ЭТАП – порядок обучения на предприятии безопасным методам работы, проведение инструктажей по охране труда, проверка знаний по вопросам охраны труда. 3-Й ЭТАП – порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников предприятия 4-Й ЭТАП – разработка и наличие инструкций по охране труда. 5-Й ЭТАП – планирование мероприятий по охране труда
Организация работы по охране труда. 6-Й ЭТАП – организация работы по обеспечению электробезопасности на предприятии 7-Й ЭТАП – порядок обеспечения работников предприятия средствами индивидуальной защиты 8-Й ЭТАП – организация на предприятии санитарно-бытового обеспечения работников 9-Й ЭТАП – расследование и учет несчастных случаев на производстве
Организация работы по охране труда. 10-Й ЭТАП – аттестация рабочих мест по условиям труда 11-Й ЭТАП – предоставление компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда 12-Й ЭТАП – порядок организации контроля соблюдения законодательства об охране труда на предприятии 13-Й ЭТАП – порядок организации работ повышенной опасности на предприятии 14-Й ЭТАП – организация работы по обеспечению пожарной безопасности
Основные термины и определения в области охраны труда Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. (ТК РФ).
Основные термины и определения в области охраны труда Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию или снижению трудоспособности. (ТК РФ) Заболевания, возникающие под действием вредных производственных факторов, называются профессиональными.
Основные термины и определения в области охраны труда Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме. (ТК РФ) Травма является результатом несчастного случая на производстве Несчастный случай – это случай воздействия опасного производственного фактора на работающего при выполнении им трудовых обязанностей
Основные термины и определения в области охраны труда Производственная санитария - это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов. Техника безопасности - система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Ответственность за нарушение требований охраны труда Лекция № 5
В статье 419 ТК РФ установлены виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: « Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами».
Дисциплинарная ответственность - статья 90, 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного проступка, на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям. Дисциплинарный проступок – это неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором, локальными нормативными актами работодателя.
Материальная ответственность сторон трудового договора предусмотрена разделом 11 ТК РФ. В соответствии со статьей 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой д е йствительный ущерб Прямой действительный ущерб, согласно ТК РФ, – это реальное уменьшение либо ухудшение состояния имеющегося имущества работодателя. Согласно статье 241 ТК РФ работник несет материальную ответственность в пределах своего среднемесячного заработка. Руководитель организации несет, как правило, полную материальную ответственность.
Гражданско-правовая ответственность - одна из форм государственного принуждения, состоящая во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, влекущих для правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего.
Административная ответственность Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена статей 5.27 КоАП РФ. Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организаций, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Нарушение законодательства в об охране труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц. В любом случае здесь речь идет об умышленной форме вины.
Административная ответственность Согласно статье 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, в случае если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. Частью 1 статьи 5.27 предусмотрены в виде административного наказания либо административный штраф, либо административное приостановление деятельности.
Административная ответственность Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей – причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ.
Уголовная ответственность Уголовным Кодексом РФ предусмотрена ответственность за действия, которые грубо попирают положения законодательства о труде и охране труда, либо которые повлекли за собой значительные негативные последствия, например причинение вреда здоровью, либо гибель людей. К уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица. За нарушение законодательства об охране труда должны быть в первую очередь привлечены лица, отвечающие в организации за обеспечение охраны труда на участке работ, где произошел несчастный случай.
Уголовная ответственность Статья 143 УК РФ: «Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ ЛЕКЦИЯ № 6
1. Технические причины – не зависят от уровня организации предприятия ВКЛЮЧАЮТ: несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки оборудования, инструментов и т.д, несовершенство предохранительных устройств и т.п., недостаточный учет требований охраны труда и т.п.
2 . Организационные причины –зависят от уровня организации предприятия ВКЛЮЧАЮТ: недостатки в содержании проходов, территорий и т.п., нарушения правил эксплуатации оборудования, недостатки в организации рабочих мест, недостатки в обучении рабочих безопасным методам труда, слабый технический надзор за опасными работами
3. Санитарно-гигиенические причины ВКЛЮЧАЮТ: повышенное содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ, недостаточное освещение, повышенные уровни шума, вибрации и т.п., неудовлетворительное содержание помещений, нарушение правил личной гигиены и т.п.
4. Личностные причины СВЯЗАНЫ С: монотонностью труда, недоброжелательными отношениями в коллективе, болезнями, утомляемостью, нервным напряжением, стрессовыми ситуациями, ослаблением самоконтроля
5. Экономические причины ВКЛЮЧАЮТ: стремление к сверхурочным работам, нарушение сроков выдачи зарплаты, недостатки в жилищных условиях
6. Субъективные причины ЭТО: личная недисциплинированность работника, невыполнение инструкций по ОТ, нахождение в состоянии алкогольного опьянения, в болезненном состоянии и т.п.
Причины осознанного нарушения правил безопасности Экономия сил Экономия времени Безнаказанность Привычка работать с нарушениями Стремление следовать групповым интересам и нормам Ориентация на идеалы Самоутверждение в собственных глазах Переоценка собственного опыта Стрессовое состояние Склонность к риску
ПРОФИЛАКТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЗАБОЛЕВАНЙИ МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА: Законодательные Организационные Технические Медико-профилактические Экономические
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ГИГИЕНЫ ТРУДА качественная и количественная оценка воздействия условий труда на организм, на основе которой производится разработка и внедрение мероприятий, способных обеспечить максимальную производительность труда при отсутствии вредного влияния на здоровье работающих Вопросы профилактики профессиональных заболеваний решает ГИГИЕНА ТРУДА ГИГИЕНА ТРУДА – это раздел профессиональной медицины, изучающей влияние на организм человека трудового процесса и факторов производственной среды.
Слайд 2: 1. Законодательные основы охраны труда
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип означает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда. В последние годы идет активное формирование и укрепление государственной политики в этой области. В правовом регулировании охраны труда, этой важнейшей сферы трудовых отношений, наметились новые тенденции. Так, 6 августа 1993 г. был принят очень важный документ - «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (с последующими изменениями и дополнениями)». Новым этапом развития указанного института трудового законодательства явилось принятие Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации», в 1998 г. Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». И наконец, принятие 30 декабря 2001 г. важнейшего законодательного акта в сфере регулирования трудовых отношений - Трудового кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 февраля 2002 г.
Слайд 3
В Трудовом кодексе РФ отражены следующие вопросы: охрана труда (раздел X), труд женщин, труд молодежи. Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в Федеральном законе РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», принятом 23 июня 1999 г. К этим принципам относятся: признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности; государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности; обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда; обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда; гарантирование компенсаций за вред, причиненный работникам; Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (TK РФ).
Слайд 4: 2. Государственные нормативные требования по охране труда в России
Правительством РФ 12 августа 1994 г. принято постановление № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации», которым утвержден перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации. Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Слайд 5
Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда: Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ); Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ), которые утверждают федеральные органы исполнительной власти; Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН); Строительные нормы и правила (СНиП); Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), которые утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией; Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М), которые утверждает Минздравсоцразвития России; Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания), которые утверждают Минздравсоцразвития России и федеральные органы надзора; Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти; Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти; Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
Слайд 6
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда. Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда. Отраслевые нормы и правила действуют в отдельной отрасли хозяйства и содержат требования по охране труда, специфические только для данной отрасли. Типовые инструкции разрабатываются научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими институтами, предприятиями и т.д. по указанию соответствующих министерств. Инструкции, разрабатываемые на каждом предприятии руководителями цехов, участков, отделений, в отличие от типовых, учитывают специфику каждого отдельного предприятия и его подразделения.
Слайд 7: 3. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда
В зависимости от характера нарушения и последствий предусмотрены три формы ответственности (дисциплинарная, административная, уголовная). Дисциплинарная - замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Возможно лишение премии. Административная - применяется за нарушения, где не предусмотрена уголовная ответственность и, влечет за собой наложение в соответствии с ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» Кодекса об административных правонарушениях РФ административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Слайд 8
Уголовная ответственность определяется судом. В соответствии со ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. В некоторых случаях возможна и материальная ответственность, которая имеет два вида: материальная ответственность работника за нанесенный им ущерб предприятию (работодателю); материальная ответственность предприятия (работодателя) перед работником за нанесенный ему ущерб на работе. Отраслевые нормы и правила действуют в отдельной отрасли хозяйства и содержат требования по охране труда, специфические только для данной отрасли.
Слайд 9: 4. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования »
С 1 июля 2009 г. введен межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования» (взамен ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»), в котором разработаны требования к системам управления охраной труда в соответствии с общепризнанными международными принципами на основе широкомасштабного подхода, который предполагает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда и здоровья работников в организации. Положительное воздействие внедрения системы управления охраной труда (СУОТ) на уровне организации выражается как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности, что в настоящее время признано правительствами, работодателями и работниками.
10
Слайд 10
Требования к системам управления охраной труда разработаны Международной организацией труда (МОТ) - специализированным учреждением ООН, международной организацией, занимающейся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 г. участниками МОТ являются 182 государства. С 1920 г. штаб-квартира организации - Международное бюро труда находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии. В МОТ действует трехсторонний принцип представительства, который предусматривает наряду с представительством правительств стран-членов также представительство профсоюзов и организаций предпринимателей этих стран. Этот трехсторонний подход предполагает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Добровольно принимаемые требования к СУОТ отражают ценности и средства МОТ, позволяющие обеспечивать безопасность и здоровье работников. Практические рекомендации, содержащиеся в стандарте ГОСТ 12.0.230-2007, предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление ОТ. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил или утвержденных стандартов.
11
Слайд 11
На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение СУОТ способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда. На национальном уровне стандарт служит: 1) для установления национальных основ СУОТ, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами; 2) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране труда в организациях, направленных на соблюдение норм и иных нормативных правовых актов, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда; 3) руководящими указаниями для развития национальных и специальных корпоративных стандартов по СУОТ для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности. На уровне организации стандарт предназначен: 1) служить руководящими указаниями по объединению элементов СУОТ в организации в качестве составной части общей политики и системы управления; 2) способствовать активизации всех работников организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
12
Слайд 12
Система СУОТ состоит из следующих подсистем (блоков): политика, организация, планирование и применение, оценка, действие по совершенствованию (рис. 2.1).
13
Слайд 13
Блок «Политика» включает политику организации в области охраны труда, выполнение которой организация принимает на себя: обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве; соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять; обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах СУОТ; непрерывное совершенствование функционирования СУОТ. Участие работников и их представителей является ключевым элементом СУОТ в организации. Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия, в процессе возможных аварий. Работодатель должен также обеспечивать создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой.
14
Слайд 14
В блоке «Организация» должны быть четко установлены структуры и процессы в организации: управления охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях; определения и доведения до работников организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или оптимизируют опасности и риски безопасности труда; проведения, при необходимости, эффективного и оперативного наблюдения (надзора) за безопасностью и охраной здоровья работников; сотрудничества, передачи и обмена информацией между работниками, включая их представителей, при применении СУОТ данной организации; соблюдения принципов построения СУОТ, содержащихся в национальном стандарте, специальных стандартах или в программах по охране труда, выполнение которых организация принимает на себя; установления и выполнения ясной политики по охране труда и измеряемые цели; установления эффективных мероприятий по определению, устранению или ограничению опасностей и рисков, способствующих сохранению здоровья в течение трудового процесса; разработки программ профилактики заболеваний и оздоровления работников; обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников и их представителей в выполнении политики в области охраны труда; предоставления необходимых условий и ресурсов для лиц, ответственных за обеспечение охраны труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, для правильного выполнения ими своих функций; обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников, их представителей, а также комитета (комиссии) по охране труда (при их наличии).
15
Слайд 15
На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по: развитию, применению, периодическому анализу и оценке СУОТ; периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования СУОТ; содействию в участии всех работников организации в работах по обеспечению безопасности труда. Работодатель должен быть достаточно компетентным (или иметь возможность стать им) в области охраны труда для определения и оптимизации опасностей и рисков, связанных с работой, и применения СУОТ. Документация по охране труда может включать: сведения, вытекающие из применения СУОТ; сведения о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах, связанных с работой; требования национальных законов или иных нормативных правовых актов по охране труда; данные о воздействиях вредных производственных факторов на работников и о наблюдениях (надзоре) за производственной средой и за состоянием здоровья работников; результаты текущего и реагирующего наблюдения функционирования СУОТ.
16
Слайд 16
Блок «Планирование и применение» должен содержать вопросы анализа, планирования, разработки и применения СУОТ в организации. В процессе исходного анализа оценивают существующую в организации СУОТ и соответствующие мероприятия. Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. Они должны: определить действующие национальные законы и правила, национальные и специальные стандарты, программы по охране труда и другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя; определить, предусмотреть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда; определить достаточность планируемых или действующих мер защиты для устранения, предупреждения и снижения опасностей и рисков; провести анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья работников. Результат исходного анализа должен: быть документально оформлен; стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда; определить базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного совершенствования СУОТ в организации.
17
Слайд 17
В процессе планирования определяется цель планирования СУОТ в организации, которая заключается в разработке на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда, которые будут применяться на тех или иных уровнях системы управления. Комплекс мероприятий включает: как минимум, соответствие условий труда требованиям национальных законов и иных нормативных правовых актов; основные элементы СУОТ в организации; непрерывное совершенствование деятельности по охране труда. Мероприятия по планированию ОТ в организации должны включать разработку, развитие и функционирование всех элементов СУОТ (рис. 2.1). Блок «Планирование и применение» содержит также цели в области охраны труда, предупредительные и контролирующие меры по предотвращению опасностей.
18
Слайд 18
Опасности и риски для безопасности и здоровья работников должны быть определены и оценены на постоянной основе. Предупредительные и контролирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке приоритетности: устранить опасности/риски; ограничить опасности/риски в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер; минимизировать опасности/риски путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами; работодатель - бесплатно предоставить СИЗ, включая спецодежду, в случае невозможности ограничения опасностей/рисков средствами коллективной защиты и принять меры по обеспечению их использования и обязательного технического обслуживания.
19
Слайд 19
Изменения в организации должны быть под строгим контролем. Влияющие на охрану труда изменения (прием на работу, применение новых технологических и трудовых процессов или организационных структур) и внешние изменения (например, в результате совершенствования национальных законов и иных нормативных правовых актов, слияния компаний, развития знаний по охране труда и технологии) должны быть оценены, а соответствующие предупредительные меры выполнены еще до введения изменений в практику. Перед любым изменением или применением новых приемов труда, материалов, процессов, оборудования должны быть выполнены определение опасностей и оценка рисков на рабочих местах. Такая оценка должна быть сделана с учетом обсуждения с участием работников, их представителей и комитета (комиссии) по охране труда, где это необходимо. При выполнении решений об изменениях следует обязательно обеспечивать качественное и своевременное информирование и подготовку всех работников организации, которых затрагивает это решение.
20
Слайд 20
Данный блок также содержит вопросы предупреждения аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидации их последствий. Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в области охраны труда. Все мероприятия разрабатывают в соответствии с размером и характером деятельности организации. Они должны: гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние системы связи и координация обеспечат при возникновении аварийной ситуации защиту всех людей в рабочей зоне; предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам и аварийным службам и обеспечивать надежную связь с ними; предусматривать оказание первой медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; предоставлять необходимую информацию всем работникам организации на всех уровнях и возможность их подготовки, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий.
21
Слайд 21
Блок «Оценка» содержит наблюдение, измерение результатов деятельности в области ОТ, их проверку. Наблюдения и измерения результатов деятельности следует: использовать как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда выполняются, а риски оптимизируются; включать как текущее, так и реагирующее наблюдение и не опираться только на статистику несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и инцидентов; фиксировать в записях. Наблюдение должно обеспечивать: обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда; информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков; основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и ограничения рисков, так и самой системы управления охраной труда. Реагирующее наблюдение должно включать определение, уведомление и расследование: несчастных случаев, профзаболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности), инцидентов на производстве; других потерь, например имущественного ущерба; неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков СУОТ; программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.
22
Слайд 22
Расследование возникновения и первопричин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве должно выявлять любые недостатки в СУОТ и быть документально оформлено. Результаты таких расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда там, где он существует, а комитет должен сформулировать рекомендации. Проверка включает оценку элементов СУОТ в организации или ее подсистем и должна охватывать: политику в области охраны труда; участие работников (или) их представителей; обязанности и ответственность; компетентность и подготовку; документацию системы управления охраной труда; передачу и обмен информацией; планирование, развитие и функционирование СУОТ; предупреждающие и контролирующие меры; управление изменениями;
23
Слайд 23
предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидацию их последствий; материально-техническое снабжение; подрядные работы; наблюдение и измерение результатов деятельности; расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности охране здоровья; проверку; анализ эффективности управления охраной труда руководством; предупреждающие и корректирующие действия; непрерывное совершенствование; любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости.
24
Последний слайд презентации: Тема 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА
Блок «Деятельность по совершенствованию» включает предупреждающие и корректирующие действия, которые являются следствием наблюдения и оценки результативности системы управления охраной труда, проверок СУОТ и анализа эффективности СУОТ руководством. Эти мероприятия должны включать: определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий систем управления охраной труда; инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий, включая внесение изменений в саму СУОТ. Следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов СУОТ и СУОТ в целом. Эти мероприятия должны учитывать: цели организации по охране труда; результаты определения и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков; результаты наблюдения и измерения результатов деятельности; расследования несчастных случаев, профзаболеваний и инцидентов на производстве, результаты и рекомендации проверок/ аудитов; выходные данные (выводы) анализа эффективности СУОТ руководством; предложения по совершенствованию, поступающие от всех работников организации, включая комитеты (комиссии) по охране труда там, где они существуют; изменения в национальных законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях; новую информацию в области охраны труда; результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья.
3. Служба охраны труда СОЗДАЕТСЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ С ЧИСЛОМ РАБОТНИКОВ: - Свыше 50 человек – обязательно, в качестве отдельного подразделения; - От 20 до 50 человек – функции Службы может выполнять одно лицо (в т.ч. по совместительству/совмещению); - Меньше 20 человек – функции Службы может выполнять внештатный специалист (по договору).
5. Средства индивидуальной защиты: - Специальная одежда, спецобувь и иные средства инд. защиты – на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными температурными условиями; - Спец.мыло на дом и на работе, смывающие и обезвреживающие средства – на работах, связанных с загрязнением; - Бесплатное молоко – на работах с вредными условиями; - Лечебно-профилактическое питание – на работах с особо вредными условиями труда; - Газированная соленая вода – работникам горячих цехов.
7.1. Кто обязан проходить обучение? - Работники, занятые на работах с повышенной опасностью или там, где есть необходимость в профессиональном доборе – 1 раз в год; - Руководители предприятий, руководители и специалисты службы по вопросам охраны труда и члены комиссии по вопросам охраны труда - 1 раз в три года.
7.2. Кто проводит обучение? - Главный научно-методический центр Госгорпромнадзора – для руководителей, специалистов службы ОТ и членов комиссии по ОТ предприятий с численностью работников более 1000 человек; - Отраслевые учебные центры (учреждения) - для руководителей, специалистов службы ОТ и членов комиссии по ОТ предприятий с численностью работников менее 1000 человек, а также для должностных лиц малых предприятий; - Предприятие самостоятельно или субъект хозяйствования, занимающийся обучением – для работников, занятых на опасных работах или работах с профессиональным добором.
8. Медицинские осмотры КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МЕДОСМОТР: - Лица до 21 года; - Лица, занятые на тяжелых работах; - Лица, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда; - Лица, занятые на работах, где есть необходимость в профессиональном доборе.
20
Слайд подготовлен ЮК «Правовая помощь». КОНТАКТЫ: КИЕВ, УЛ. ФРУНЗЕ (044) , +38(067) Сайт компании САЙТ КОМПАНИИ: