04.09.2023

Кто проверяет декларации о доходах. Камеральная проверка: что выявляют налоговики в сданной отчетности. Как отправить НДС-пояснения при наличии нескольких адресов


Каждая поступившая налоговикам декларация подвергается камеральной проверке — одной из форм налогового контроля. Декларация 3-НДФЛ не исключение. Отраженные в ней сведения и приложенные документы подлежат проверке с учетом следующих условий по срокам:

  • контрольные процедуры могут продолжаться любое количество времени (например, 1 день или 3 недели), но не могут выходить за пределы 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ);
  • начальная дата проверки 3-НДФЛ совпадает с моментом ее получения инспектором.

Какими путями 3-НДФЛ может попасть в инспекцию, см. в материалах:

  • ;
  • .

Срок проверки налоговой декларации 3-НДФЛ внутри 3-месячного периода может зависеть от нескольких факторов:

  • объема отраженных в отчете данных;
  • количества подтверждающих документов;
  • наличия в представленных данных противоречий, несоответствий с имеющимися у инспектора данными и (или) ошибок;
  • загруженности налогового инспектора и т. д.

Кем устанавливается начальная дата проверки 3-НДФЛ и где зафиксирован день ее окончания

В отношении сроков проверки и даты ее завершения в п. 2 ст. 88 НК РФ определено следующее:

  • Для начала отсчета длительности проверочных процедур не нужны какие-либо разрешения и дополнительные согласования с начальством и иными инстанциями. Проверка считается начавшейся с даты поступления 3-НДФЛ в инспекцию.
  • О факте завершения проверки 3-НДФЛ можно узнать, не посещая налоговую инспекцию. На сайте ФНС (www.nalog.ru), в личном кабинете налогоплательщика — физического лица, во вкладке «Жизненные ситуации» предусмотрена возможность отражения информации о протекании камеральной проверки 3-НДФЛ и сроке ее окончания.

Как удаленно взаимодействовать с налоговиками при подаче 3-НДФЛ, см. в материале «Порядок заполнения декларации 3-НДФЛ в личном кабинете» .

Полномочия налоговой инспекции по продлению срока проверки 3-НДФЛ

Обозначенный в п. 2 ст. 88 НК РФ срок камеральной проверки 3-НДФЛ не может превышать 3 месяцев.

Однако в случае уточнения сведений, указанных в первоначально поданной 3-НДФЛ (отправки налогоплательщиком уточненной декларации), проверка первичного отчета моментально прекращается и начинаются новые контрольные процедуры уже в отношении вновь поступившего отчета.

Поскольку количество корректировок 3-НДФЛ законом не регламентировано, общий срок проверки 3-НДФЛ (при подаче нескольких уточненок) может значительно превысить 3-месячный.

Иные основания для продления периода проверки 3-НДФЛ в НК РФ отсутствуют.

Подробности о причинах и схемах уточнения первоначальных сведений в 3-НДФЛ см. в материале «Каков код корректировки для налоговой декларации 3-НДФЛ?» .

Итоги

Срок проверки 3-НДФЛ может быть различным (от 1 дня до нескольких недель), но не может превышать 3 месяцев.

Если налогоплательщик обнаружил в указанных в 3-НДФЛ сведениях неточности или ошибки, он может откорректировать их с помощью уточненной декларации. В этом случае проверка первоначальной декларации прекращается, а уточненный отчет подвергается контрольным процедурам с самого начала в полном объеме.

Камеральная проверка представляет собой установление правильности предоставленных данных только по декларации и прилагающимся к ней справкам и документам и только в месте нахождения налогового органа. Подробнее о декларации и порядке её заполнения читайте .

Под данными, которые содержатся в отчетной форме, статьей 229 НК РФ подразумеваются суммы доходов, полученные за тот год, за который подается отчетность, а также вычеты и налоги, которые были удержаны из доходов отчитывающегося лица.

Проводится такая процедура для того, чтобы выявить возможные ошибки и неточности в предоставленных налогоплательщиком сведениях и дать ему возможность исправить найденные недочеты и предъявить верные сведения.

В каких ситуациях она проводится?

Обстоятельства, которые составляют повод для осуществления камеральной проверки декларации 3 НДФЛ, представляют собой обращение в налоговую инспекцию гражданина:

  • с целью предъявления права на различные вычеты;
  • для получения обратно излишне уплаченных сумм налога на доходы физлиц;
  • для отчета о доходах за истекший год.

Для проведения указанной процедуры нужна сама форма 3 НДФЛ, а также обосновывающие указанные в ней цифры документы. Если каких-то справок, платежных документов и т. д. не хватает, то налоговая инспекция запрашивает их у налогоплательщика. Кроме того, налоговый орган может запрашивать объяснения по нуждающимся в разъяснении вопросам у налогоплательщика. То, как проводится процедура рассматриваемой проверки поданной документации, описано в статье 88 НК РФ .

Сроки проведения проверки НДФЛ-3 декларации

Отчет по получению дохода физлицами сдается по общему правилу до 30 апреля года, следующего за тем, за который отчитывается налогоплательщик. А вот для предоставления вычета и излишних сумм налога срок сдачи декларации не важен.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ на установление корректности сведений, отраженных в отчетности, отводится три месяца. Процедура считается начатой с того момента, как специалист налоговой инспекции получает от гражданина заполненную декларацию.

Момент получения отчетности различается в зависимости от того, каким способом специалист службы получает декларацию:

  1. лично в руки – момент фактической передачи;
  2. по электронной почте – момент отправки электронного письма;
  3. по обычной почте – момент отправки письма.

Что именно уточняется во время этой процедуры?

В процессе проведения указанной процедуры в отношении 3 НДФЛ выявляют возможные недочеты в:

  • самой декларации;
  • составе предоставленного пакета документов (все ли необходимые документы приложены);
  • соответствии данных, указанных в форме 3 НДФЛ данным, которые приложены к ней (например, 2 НДФЛ – справке от работодателя о доходе, полученном у него физлицом);
  • применении ставок налога и его исчислении;
  • применении налоговых вычетов.

ВАЖНО! Если в процессе установления корректности данных будут обнаружены, ошибки, неточности, несовпадение предоставленных сведений, недостающие данные, то налогоплательщик должен за пять рабочих дней (в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 88 НК РФ) внести коррективы в декларацию.

Как проверить налоговую декларацию? Пошаговая инструкция

В этом разделе подробно будет рассказано, как проверить НДФЛ-3 декларацию.

Моментом начала процедуры считается момент предоставления специалисту налогового органа отчетной формы с соответствующими подтверждающими содержащиеся в ней данные документами. О начале проверки никаких специальных уведомлений налогоплательщику не направляется.

Также не требуется и никаких распоряжений или приказов о произведении камеральной проверки, ответственное лицо налоговой инспекции проводит ее без указания от руководства.

Ответственный специалист проверяет содержащиеся в декларации данные и, в случае выявленных несоответствий, обязывает налогоплательщика устранить найденные нарушения не более чем за 5 рабочих дней. Для этого проверяющий связывается с гражданином, подавшим декларацию, либо по телефону, либо в письменном виде.

Поиск ошибок и несоответствий данных в декларации производится частично в автоматизированном режиме, поскольку проверяется специальной программой. Далее процедура осуществляется вручную путем логического сверения данных.

Если в процессе установления корректности данных обнаружены недочеты, то возможно принятие решения о проведении проверки с выездом.

Поэтому в конце камеральной проверки оформляется перечень лиц, в отношении которых принято такое решение.

Так, алгоритм камеральной проверки отчетной представляет собой следующую последовательность:


Как узнать статус операции, в том числе по ИНН?

Чтобы подавший гражданин мог отслеживать статус ее проверки, он может:

  1. зарегистрироваться на странице налоговой службы https://www.nalog.ru и по своему ИНН выяснять статус проверки (с этой целью нужно зайти в раздел «Статус проверки 3 НДФЛ»), этот путь является наиболее удобным;
  2. взять при подаче налоговой декларации номер того отдела или специалиста, который будет заниматься его декларацией, и уточнять статус проверки по телефону;
  3. обратиться лично в налоговую инспекцию по месту жительства;
  4. написать запрос в официальной форме в налоговую инспекцию.

Так гражданин в любой момент сможет узнать, на каком этапе находится камеральная проверка поданной им отчетности.

Если найдены нарушения, чем это грозит?

Результаты проведенной проверки могут выражаться в следующем:


Если отказано в вычете или возврате сумм налога, нужно выяснить, почему. Обычно это происходит из-за недостачи каких-либо документов. Гражданин, подавший декларацию, может быть не согласен с вынесенным решением, тогда нужно подать письменное заявление о несогласии с результатом проверки.

Если принято решение предоставить вычет или вернуть излишне оплаченную сумму налога, то в течение месяца с окончания проверки (3 месяца) денежные средства должны поступить на счет, который указал гражданин в своем заявлении.

Если в течение этого срока деньги не поступают, то гражданин вправе потребовать возмещения процентов за незаконное пользование его средствами.

Если обнаружены ошибки в декларации, то может быть принято решение и о проведении выездной проверки. Если же налогоплательщик сам обнаруживает ошибку в своей декларации до того, как о ней сообщает налоговая инспекция, то имеет смысл сразу же подать откорректированную декларацию. В этом случае налогоплательщик не будет нести ответственности за неправильно поданные сведения.

Следует помнить о том, что камеральной проверке подвергается любая поданная в налоговую инспекцию декларация. Все подаваемые в налоговую службу данные, независимо от целей, должны быть тщательно проверены на наличие возможных неточностей или несоответствий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Начало весны – традиционное время для подачи деклараций о доходах. В числе прочих в обязательном порядке о своих заработках будут сообщать государственные служащие. Проверка доходов чиновников в плановом порядке ведется уже несколько лет. С 2009 года проверкам подвергаются еще две категории граждан – сотрудники милиции и прокуратуры, а также – выборных учреждений (муниципальных советов).

Еще одна группа специалистов – должностные лица, не являющиеся чиновниками (работники больниц, школ, вузов), – пока не охвачена вниманием, но не исключено, что за нее тоже возьмутся.

Стоит отметить, что нынешний закон отнюдь не запрещает чиновнику или силовику иметь материальных благ на сумму в миллион раз больше, чем может позволить его скромная зарплата. Конвенция ООН о противодействии коррупции была принята Россией в 2003 году и ратифицирована в 2006-м — полностью, кроме 20-го пункта, который дает определение понятию «незаконное обогащение». Это снимает с силовиков обязанность – устанавливать, почему тот или иной народный слуга вдруг оказался подозрительно богат.

Ни прокуратура, ни Росфинмониторинг не подсчитывают, сколько на самом деле стоит заявленный в декларации особняк или автомобиль и тем более – не сравнивают его с зарплатой. Как ни странно – даже при таких мягких требованиях: сообщать о нажитом имуществе, но не объяснять его происхождение, — у нас остается немало служащих, которые уклоняются от этой обязанности. За точным ее соблюдением в городе следит специальная структура – отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Санкт-Петербурга. «Город 812» побеседовал с его руководителем Светланой ЯКОВЛЕВОЙ.

— Кто должен проверять сведения о доходах госслужащих и своевременность их подачи?
— Своевременность подачи сведений проверяет кадровая служба государственного органа. Все служащие должны вовремя предоставить всю информацию о своем имуществе и имуществе ближайших родственников – супругов и несовершеннолетних детей. И первое, что делают кадровые службы, – проверяют полноту представленных сведений. Также сверяют их с данными прошлого года. Если выяснится, что у чиновника была, например, машина, а теперь ее нет, как нет никаких сведений о том, что он получил какой-то доход от ее продажи, – это становится поводом для проверки полноты представленных сведений.
Другим таким поводом по закону могут быть сведения, поступившие от политических партий, общественных организаций, общественной палаты, правоохранительных и государственных органов.

— И много было таких сигналов?
— За последние годы – ни одного.

— В каких случаях проверкой сведений о доходах служащих занимается не кадровая служба госоргана, а прокуратура?
— Мы можем провести проверку на основе анализа состояния законности, а также по конкретному сигналу. В принципе, любой гражданин, зная, например, что его сосед по даче имеет царский особняк, и, возможно, скрывает это от кадровой службы, может написать такое заявление к нам. Мы проверим, было ли служащим указано это имущество. Также граждане могут обратиться к какому-нибудь депутату или общественнику, и, как я уже говорила, по запросу политической партии, общественной организации проверку будет проводить кадровая служба.

— Какие у прокуратуры есть возможности для проверок достоверности сведений?

— Мы проверяем достоверность указанных служащими сведений через регистрирующие органы: машины – через ГИБДД, недвижимость – через Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, наличие долей коммерческих организаций, участие в их руководстве – через федеральную налоговую службу. Сложнее выявить наличие долей акций, поскольку по законодательству нет их единого учета. У нас в городе есть наиболее крупные реестродержатели, у них мы информацию и запрашиваем.

— Что обычно скрывают госслужащие?
— Именно эту сторону своей жизни – по поводу доли в коммерческой структуре или даже владения какой-то фирмой – чаще всего скрывают наши государственные и муниципальные служащие. Большинство выявленных нами нарушений связано именно с непредоставлением сведений об акциях и долях участия в коммерческих организациях, а не с владельцами лишних квартир.
Хотя с недвижимостью тоже бывают казусы – например, один специалист из администрации Невского района указал в декларации садовый участок площадью 58,1 кв. м, а в действительности площадь составляла 1180 кв. м.

— А машины какие скрывают?
— В основном отечественного производства. Из современных – про которые уж точно не забудешь, могу привести в пример Lexus и Chevrolet Lacetti.

— Сколько забывчивых служащих вы обнаружили и откуда они оказались?
— Из государственных служащих — выявлено шесть случаев в Курортном районе, в Калининском и Фрунзенском по пять, в Московском и Кировском по четыре. В Смольном выявили нарушителей в Комитете по внешним связям и Комитете финансового контроля. Муниципальными служащими нарушения допущены, например, в Калининском и Кировском районах.
Всего к дисциплинарной ответственности привлечено 159 лиц: 45 государственных служащих и 68 муниципальных служащих.

— Это только чиновники?
— Нет, с прошлого года мы начали проверять еще сотрудников милиции, выявили 7 заместителей начальников РУВД и начальников структурных подразделений ГУВД, представивших недостоверные сведения, им объявлены замечания.

— А работников других госструктур, которые являются должностными лицами, но не чиновниками, например, руководителей вузов, больниц, проверяете?
— В настоящее время это не предусмотрено. Если законодатели расширят список проверяемых категорий, будем проверять. Мы от работы никогда не отказываемся.

— Но проверяете вы все-таки госслужащих не всех, а выборочно? По какому принципу отбираете, кого проверять?
— В зависимости от результатов проведенных анализов. Например, в прошлом году была выборочная проверка всех членов комиссий по размещению государственного заказа. Трое служащих понесли дисциплинарную ответственность. В ряде случаев не было доказано, что служащий предоставил заведомо неверные сведения, потому что речь шла об имуществе его жены. И его от ответственности освободили.

— А как можно не знать, чем владеет жена?
— Если речь идет о квартире в общедолевой собственности, то такие оправдания, конечно, смешны. Но если дело в акциях, то все возможно — супруга могла про них и не говорить.
Кстати, если гражданин вдруг осознает, что что-то не указал, он в любой момент может прийти в кадровую службу и попросить дополнить свой материал. Мало ли, жена вдруг вспомнила, как когда-то на нее была зарегистрирована фирма… Главное, чтобы это произошло до того, как об этом узнает прокуратура или кадровая служба.

— Кадровые службы госорганов обязаны проверять достоверность деклараций служащих этих органов. Что происходит, если они не заметили обмана, а вы заметили?
— Если они плохо провели проверку, тогда уже их сотрудники получат дисциплинарное взыскание. Как это произошло недавно с двумя кадровиками-милиционерами, которые не выявили, что сотрудник РУВД получил доход от продажи машины. К тому времени, когда выяснилось, что кадровики схалтурили, срок давности привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности истек. Зато для них самих он еще действовал. В итоге наказали не того милиционера, который скрыл доход, а тех, кто не захотел это выявить.

— Неужели дисциплинарное взыскание – так серьезно? Понятно, что участкового милиционера могут снять с очереди на жилье, но остальным-то чего бояться?
— Наши госслужащие переживают, что мы выявляем у них нарушения. Это отражается на их репутации. Я же вижу их реакцию, когда опрашиваем в прокуратуре, когда потом рассматриваем наши представления. Дисциплинарка за предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе – это клеймо, которое может здорово навредить всей дальнейшей карьере. У чиновников раз в три года проходит переаттестация – и вот, приходится все это время носить за собой шлейф дисциплинарного нарушителя. А можно и вовсе потом переаттестацию не пройти. Не попасть в кадровый резерв. Лишиться премии. А милиционеру не дадут очередное звание.

— Но уголовная-то ответственность возможна?

— Полученная информация накапливается и используется для выявления фактов конфликта интересов. Взять, к примеру, ту же ситуацию с комиссией по госзаказу. Если выяснится, что госконтракт был заключен с фирмой, принадлежащей хотя бы частично родственнику ответственного чиновника, – эту информацию будут реализовывать. Причем, когда идет речь о наличии у служащего конфликта интересов, проверяются все родственники: и родители, и братья, и совершеннолетние дети. Но это уже оперативные мероприятия.

— Сейчас чиновник обязан помнить обо всем своем имуществе? Даже если оно не приносит никаких дивидендов? Например, есть у человека акция родного колхоза, который приватизировали в 1993 году…
— Такие случаи – с акциями, полученными за приватизационные чеки, не выявлялись, и их возможность крайне редка. Если коммерческая организация ликвидирована, налоговый орган нам так и сообщает. Чаще чиновники утверждают, что фирма фактически не действует. Но это не основание, чтобы сведения о ней не указывать в кадровую службу. Такие аргументы мы не принимаем.

Нина Астафьева

Недавно Национальное агентство по вопросам предупреждения коррупции (НАПК) и Министерство юстиции наконец-то пришли к соглашению по поводу того, каким должен быть порядок проведения контроля и полной проверки так называемых электронных деклараций чиновников.

НАПК своим решением от 10 февраля 2017 года № 56 утвердил Порядок проведения контроля и полной проверки декларации лица, уполномоченного на исполнение функций государства или местного самоуправления (далее - Порядок). 13 февраля 2017 года Министерство юстиции его зарегистрировало, а 17 февраля Порядок вступил в силу как нормативно-правовой акт.

Порядок определяет, каким образом должны проводиться предусмотренные статьями 48 и 50 Закона Украины "О предупреждении коррупции" контроль деклараций и их полная проверка.

Проведение контроля деклараций регламентировано разделом ІІ Порядка и сводится к формальным процедурам, которые осуществляются в автоматическом режиме средствами программного обеспечения Реестра.

В то же время полная проверка декларации, регламентированная разделом ІІІ Порядка, предусматривает необходимость осуществления должностными лицами НАПК более широкого перечня действий, необходимых для достижения целей проверки.

Напомним, что полная проверка электронной декларации состоит в выяснении достоверности задекларированных сведений, выяснении точности оценки задекларированных активов, проверке на наличие конфликта интересов, проверке на наличие признаков незаконного обогащения.

Прежде всего следует отметить, что в процесс проведения полной проверки Порядком вводится стадия принятия НАПК решения о проведении полной проверки или об отказе в ее проведении. Появление этой стадии интересно тем, что любое решение субъекта властных полномочий можно обжаловать в суд в порядке административного судопроизводства, и решение НАПК о проведении полной проверки декларации не является исключением. Предусматривается, что на практике таким правом часто будут пользоваться адвокаты чиновников, чьи декларации НАПК соберется проверять.

И хотя абзац 8 пункта 2 раздела ІІІ Порядка содержит положение о том, что обжалование решения о проведении проверки не приостанавливает проведения полной проверки декларации, однако положений статьи 117 Кодекса административного судопроизводства Украины относительно возможности принятия мер обеспечения административного иска, в частности путем приостановления действия решения субъекта властных полномочий, никто не отменял. А потому указанные положения пригодятся в случае необходимости заблокировать или отсрочить проверку декларации.

Это же в полной мере касается и стадии принятия НАПК решения о результатах полной проверки декларации.

Сам механизм проверки предусматривает анализ сведений об указанных в декларации объектах декларирования и сопоставление их со сведениями об этих объектах, содержащимися в соответствующих государственных реестрах и базах данных. Кроме того, НАПК имеет право обратиться с запросами о предоставлении информации или копий документов в государственные органы, органы местного самоуправления, к субъектам хозяйствования независимо от форм собственности, а также к самому декларанту для предоставления объяснений и/или копий подтверждающих документов.

Субъект декларирования, в свою очередь, не обязан предоставлять НАПК свои объяснения или документы, однако имеет право сделать это, если считает нужным (абзац 3 пункта 12 раздела ІІІ Порядка).

Заслуживает отдельного внимания также перечень тех объектов, в отношении которых может осуществляться проверка. Так, согласно пункту 5 раздела ІІІ Порядка НАПК при проведении полной проверки декларации проводит проверку всех сведений, отраженных в декларации.

Также абзацем 3 пункта 9 этого раздела предусмотрено, что во время проверки НАПК имеет право требовать и получать только документы (их копии) и информацию относительно сведений, которые отражены субъектом декларирования в соответствующих разделах декларации.

То есть проверку можно осуществить только в отношении того имущества, которое декларант отразил в своей декларации, требовать документы и информацию относительно другого имущества НАПК не уполномочено.

Например, если в средствах массовой информации распространяются сведения о якобы принадлежности определенному чиновнику-декларанту недвижимого имущества за границей через ряд офшорных структур, однако чиновник не отразил сведения об этом объекте в декларации, НАПК согласно требованиям Порядка не имеет права требовать и получать документы и информацию о таком объекте, а поэтому и не будет иметь возможности проверить эти сведения.

Одним из вопросов, вызывающих наибольший интерес в связи с полными проверками деклараций чиновников, является возможность привлечения к уголовной ответственности за незаконное обогащение.

Действительно, одной из целей полной проверки декларации является выявление признаков незаконного обогащения субъекта декларирования. Подавляющим большинством граждан понятие "незаконное обогащение" воспринимается на бытовом уровне: у чиновника есть много денег и ценного имущества, которое он точно не мог приобрести за свою небольшую зарплату. Поэтому такой чиновник должен нести уголовную ответственность за незаконное обогащение. Вроде бы все очевидно и достаточно просто.

На самом же деле все выглядит иначе. Прежде всего следует отметить, что и в теории уголовного права, и согласно нормам действующего Уголовного кодекса любое преступление, а точнее, его объективная сторона, предусматривает совершение лицом деяния (действия или бездействия). Причем деяние должно быть вполне четким и конкретным, это акт поведения лица, произошедший в определенное время в определенном месте при определенных обстоятельствах.

Не является исключением и такое уголовное правонарушение, как незаконное обогащение. Диспозиция статьи 368-2 УК Украины определяет незаконное обогащение как приобретение лицом, уполномоченным на исполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере, законность оснований приобретения которых не подтверждено доказательствами, а так же передача им таких активов любому другому лицу. То есть статья предусматривает ответственность за конкретные деяния - приобретение в собственность активов и передачу активов, а не за факт наличия у лица таких активов.

При таких обстоятельствах, для того чтобы установить состав преступления незаконного обогащения, недостаточно только установить наличие активов и отсутствие доказательств их законного приобретения. Прежде всего необходимо установить наличие самого деяния - приобретения в собственность или передачу активов, когда такое деяние имело место, где и при каких обстоятельствах оно произошло.

Установление наличия деяния, а также других признаков состава уголовного правонарушения незаконного обогащения относится к компетенции следственных органов. К полномочиям НАПК относится только выявление признаков незаконного обогащения, то есть таких фактов, которые потенциально могут указывать на наличие уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с пунктом 17 раздела ІІІ Порядка признаками незаконного обогащения являются:

1) установление факта отражения в декларации недостоверных сведений относительно активов на сумму, превышающую тысячу необлагаемых минимумов доходов граждан, если при проверке не установлены основания возникновения прав на такие активы, или такие основания содержат признаки правонарушения;

2) выявление факта передачи таких активов.

Возникает вопрос, как быть с теми активами, основания возникновения прав на которые не установлены (декларант не может объяснить, откуда взял миллион долларов наличности), однако все сведения о них отражены в декларации достоверно и правильно? Формально согласно пункту 17 Порядка наличие таких активов не может считаться признаком незаконного обогащения, поскольку сведения о них отражены в декларации достоверно.

Вообще понятие "основания возникновения прав на активы", которое употребляется в Порядке, достаточно формальное. Ни Закон Украины "О предупреждении коррупции", ни Порядок не обязывают декларанта доказывать честность и законность приобретения актива. Например, основанием приобретения судьей (прокурором, депутатом, министром и т. п.) права собственности на трехэтажный жилой дом площадью 850 кв. м является договор купли-продажи или дарения этого дома. Такой договор будет подписан сторонами и удостоверен нотариально, никаких признаков правонарушений не будет содержать, а следовательно, основания считать факт приобретения в собственность дома незаконным обогащением отсутствуют. Выяснять источники происхождения средств, уплаченных за дом, НАПК не имеет права.

Такая же ситуация и с денежными средствами. Копия расписки или договора займа на определенную сумму средств формально будет основанием возникновения права на эти средства.

Таким образом, анализируя действующее законодательство об электронных декларациях и порядок их проверки, можно утверждать, что на сегодняшний день оно является несовершенным и в полной мере не выполняет задач разоблачения коррупционеров и предупреждения коррупции.

Президент Дмитрий Медведев определился, кто должен проверять декларации о доходах чиновников - отделы кадров.Для этого силами уже имеющихся кадровиков создаются специальные отделы. Сами проверки будут выборочными - по запросам налоговой, правоохранительных органов, партий и общественных организаций. СМИ в этот список не вошли. Результаты проверки могут стать основанием для увольнения или отказа в приеме на работу. Эксперты предполагают, что данная мера по борьбе с коррупцией затронет лишь чиновников малого и среднего звена.

Дмитрий Медведев подписал два указа, регулирующие порядок проверки полноты и достоверности сведений о доходах и имуществе, предоставляемых федеральными государственными служащими, руководителями госкорпораций и членами их семей (опубликованы сегодня на сайте kremlin. ru ).

Проверять декларации чиновников будут по месту их работы - в отделах кадров будут созданы специальные подразделения, которые помимо «проверки предоставляемых сведений» будут участвовать «в иных мероприятиях по противодействию коррупции». Несмотря на новые обязанности и полномочия, увеличениештата кадровых служб указами не предусматривается.

Проверки будет производиться лишь выборочно - на основании письменных запросов от налоговой службы, правоохранительных органов, руководящих органов политических партий и всероссийских общественных организаций, Общественной палаты РФ. При этом информация анонимного характера основанием для проверки не является (тексты указов см. в доп.материалах - и ).

Кадровые службы могут проводить проверку самостоятельно или направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение оперативно-розыскных мероприятий. "По результатам проверки кадровая служба информирует руководителя органа власти", - пояснил глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин.

Если в ходе проверки были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков совершенных преступлений или административного правонарушения, "то такая информация передается в органы власти в соответствии с их компетенцией", поясняет Нарышкин. На основании этой информации руководитель госоргана может принимать решение об отстранении сотрудника с должности и увольнении сотрудника со службы. Если лицо претендует на занятие и замещение соответствующей должности на государственной службе, то руководитель принимает решение о том, что такое лицо не может быть принято на работу.

«Чиновники - тоже люди»

Еще в мае в рамках своей антикоррупционной программы президент Дмитрий Медведев подписал ряд указов, согласно которым определенные категории чиновников должны отчитываться в своих доходах и имуществе. Наиболее влиятельных чиновников федеральной власти обязали делать это публично и декларировать не только свои доходы и имущество, но и членов их семей. Ранее новый подход Дмитрий Медведев продемонстрировал на собственном примере, обнародовав информацию о своих доходах и имуществе, а также оформив д екларацию о доходах на супругу и сына.

За президентом последовали и другие высшие чиновники государства. Однако после того как в прессе были опубликованы данные ряда госруководителей, чьи доходы явно не соответствовали указанным в декларациях суммам, стало очевидно, что подаваемые чиновниками сведения неплохо было бы и перепроверить. Хотя бы выборочно.

Уже в июне президент сообщил, что готовится указ о проверке данных, предоставляемых госслужащими в налоговые органы о своих доходах и имуществе.Как подчеркнул Медведев, « по этим декларациям должны проводиться проверки, хотя бы выборочно».« Это должно делаться строго в правовых рамках, без ущерба для прав людей. Чиновники - тоже люди», - сказал Медведев (цитата по РИА Новости). Вместе с тем, отметил он,« это должно делаться эффективно и показательно».

«Профилактическая» мера

Практически сразу же, как зашел вопрос о необходимости публиковать декларации, стало очевидно, что уполномоченныхзаниматься их проверкой органов нет, и вопрос о механизме проверки какое-то время оставался открытым. В целом, в проверке сведений заинтересованы сразу несколько служб – налоговая, прокуратура, административные департаменты министерств и ведомств. Дело осложняется еще спецификой документооборота в различных ведомствах – в зависимости от ведомства данные о доходах и имуществе поступают в администрацию президента, аппарат правительства или кадровые службысоответствующих министерств и ведомств.

Ранее при обсуждении пакета антикоррупционных мер долгое время велись споры о том, нужно ли создавать единый госорган для борьбы с коррупцией, рассматривался также вопрос о создании антикоррупционных служб во всех органах исполнительной власти, которые занимались бы урегулированием конфликтов интересов и в том числе проверкой деклараций. В итоге было решено отказаться от идеи создания отдельного федерального органа по борьбе с коррупцией.

В рамках борьбы с коррупцией данный механизм работать будет, отмечают эксперты, однако отдача от нее будет «не совсем адекватна ожиданиям».По словам главы Национального Антикоррупционного Комитета (НАК) Кирилла Кабанова, ситуация с контролем достоверности деклараций кадровыми службами схожа с «эффективностью системы собственной безопасности". Случаи выявления нарушений у крупных чиновников единичныи не системны. "Здесь существует та же система коррупционных рисков. Кадровые службы будут заслоном скорее для чиновников малого и среднего уровня», - заявил Кабанов RB .ru .

Самой большой проблемой,по мнению эксперта, остается инфантильность и в какой-то мере цинизм населения, которое по большому счету, считает невозможным изменить ситуацию с коррупционностью госслужащих. Также сильно вредит борьбе с коррупцией практически отсутствие у российских чиновников рисков связанных с сохранением собственной репутации.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав