23.06.2020

Мелких чиновников загонят в кабалу, или Чем обернётся объявленное масштабное сокращение госслужащих. В россии хотят сократить число госслужащих, чтобы увеличить зарплату оставшимся В России хотят сократить число госслужащих, чтобы увеличить зарплату остав


Чиновников в России развелось, конечно, как говорится. немерено.

По некоторым данным, их аж... полтора миллиона! Цифра кажется огромной, но есть подозрения, что она занижена. По другим данным, чуть ли не 2 человека из 100 в России являются чиновниками. При СССР было даже гораздо меньше в пересчёте на 100 человек - примерно 0,73, то есть меньше в разы, чем теперь.

В 2017 году было точно подсчитано, : порядка 57 тысяч человек. На 4,2 миллиона это очень даже немного. Примерно как при СССР - 0,73%. Но некоторые считают, что и это много. В разных странах, особенно в Европе, чиновников гораздо меньше, но в Канаде и в Китае - больше, чем у нас, на душу населения.

Правда, тут есть проблема: чиновничий аппарат имеет обыкновение разрастаться. Говорят, что на одну новую чиновничью единицу на самом верху необходимо ввести не менее пяти таких единиц в регионах - для работы по тому направлению, которое будет закреплено за этой новой единицей.

Вообще, дублирующих функций очень много. Так, например, значительное число вопросов и проблем решается теперь бесконтактно через сайт госуслуг или через МФЦ. Раньше все эти услуги предоставлялись чиновниками, теперь - нет. По логике, что должно было произойти? Правильно: сокращение. Причём резкое. Однако этого не произошло. Как-то то ли в 2014, то ли в 2015 году сократили в основном вакантные должности - так на этом и остановились.

Между тем, как это ни парадоксально, .

Однако в последнее время началось . После начавшихся в 2014 году санкций и кризиса государство опрометчиво поощряло "охоту на ведьм" - то бишь на чиновников. В результате и пенсионный возраст им повысили раньше, и зарплаты не индексировали несколько лет, и в народном восприятии опустили ниже плинтуса - как когда-то учителей и врачей. Теперь мы имеем полуразрушенные образование и медицину. А если разрушат ещё и госуправление, то и атомной бомбы не надо.

Об исходе чиновников я сказал не зря. Уходят самые грамотные, но явно недооценённые. Человек стремится весь свой талант, все свои силы отдавать работе, а психологически ему бывает очень тяжело: начальник самодур, задания подчас глупые и бездумные, зарплаты катастрофически не хватает. К тому же подрабатывать нельзя, потому как госслужба накладывает ряд ограничений. И когда наступает край, этот грамотный специалист находит другое место работы - даже иногда не с большей зарплатой, но с меньшим, простите за выражение, геморроем.

Нет, без него дело не валится. Но часто тот объём работы, который, грамотно организуя процесс, выполнял один человек, теперь могут выполнить лишь двое, трое, пятеро... Вот и одна из причин раздувания чиновничьих штатов - низкая квалификация поступающих на госслужбу и слабая работоспособность. А работу нужно делать - значит, нужно больше людей.

Задача ясна - следует удержать на госслужбе и привлечь на неё самых грамотных, самых образованных, креативных и полезных людей. Тех, которые будут работать эффективно, качественно и во благо общества. Напрасно думать, что таких нет. Их очень много. Но это дорогие специалисты. Люди готовы работать на государство, однако не готовы при этом постоянно думать о том, где бы раздобыть ещё денег, чтобы прокормить семью. Причём такие люди, как правило, не считают возможным из моральных принципов брать взятки. Хотите посмеяться? Да в моём кругу общения масса таких людей, в том числе из бывших чиновников. Которые просто не выдержали нынешнего такого к себе отношения, ушли с госслужбы и занимаются либо своим бизнесом, либо устроились на место с гораздо более достойной оплатой труда.

Итак, государство, затеивая очередную реформу с сокращением госслужащих, понимает, что дальше такое положение терпеть нельзя, что оно ведёт к разрушению системы.

Появился огромный пласт мелких чиновников, которые вместе с другими россиянами буквально голодают. Не могут себе позволить ни качественной пищи, ни хорошей одежды, ни отдыха даже на отечественном на побережье, ни хорошего лечения. То есть это - фактически нищенствующие чиновники. И таких из тех 57 тысяч в Ростовской области едва ли не больше половины.

Итак, правительство задумало резко повысить зарплаты чиновникам - до конкурентоспособного уровня. Какой уровень считать, допустим, для Ростовской области конкурентоспособным? Обычно берут 2-2,5 уровня средней заработной платы. То есть для Дона это порядка 70-85 тысяч рублей. Подавляющему большинству наших чиновников такая зарплата и не снилась, невзирая на разные там перепадающие премии и выплаты.

Однако денег на механическое повышение такой ораве чиновников у государства нет. Да и зачем повышать всем, если надо повысить самым достойным - с тем чтобы они работали боле эффективно? И это правильно. То есть нужно сократить бесполезный "балласт", а из сэкономленных денег повысить оплату труда оставшимся.

Но это в идеале. А теперь давайте подумаем, как может осуществляться эта реформа.

Судя по разрозненным заявлениям разных представителей высшей элиты, можно сформировать три направления возможных изменений.

1. Механическое сокращение. В 2020 году, например, придёт разнарядка сократить 5 процентов. в следующем году ещё 10, через год - ещё 10.

Москва не может указать регионам, кого сокращать, - просто отдаст на откуп.

    Но вспомните, как сокращали личный состав того же МВД. В результате, грубо говоря, контора осталась на месте, а участковых посокращали. Что произошло? Выросла бытовая преступность, что бы там ни давали в сводках.

    Тут будет то же самое.

    Например, приходит разнарядка сократить в каком-нибудь управлении 20%. Как поступят? Наташу не трогаем - она знакомая Ивана Ивановича. Петя - прокурорский протеже. За Олега просил Николай Евгеньевич. А Маша - вообще приближённая Самого. Кого сокращать? Да Колю, Васю и Марью Петроввну. А кто ж тогда работать будет? Да ладно - там посмотрим!

    В результате прибавку к зарплате получат совсем не те, ради кого задумывалась реформа. Цели достигнуты не будут, система госуправления войдёт в ступор.

    2. Выборочное сокращение тех, кто по определению не должен быть госслужащим. Это, в общем, обслуживающие специалисты: бухгалтерии, хозотделы, канцелярии, отделы документооборота, отделы по работе с обращениями граждан и т.п. То есть те должности, где по большей части нужна механическая работа, не требующая высокого уровня квалификации. Нет сомнений, что и среди этих должностей есть люди высочайшей работоспособности и квалификации, их нахождение на госслужбе можно было бы оставить на усмотрение начальства.

    Что значит такое выведение из состава госслужащих этого персонала?

    У чиновников, как известно, есть не только основные выплаты, но и стимулирующие. Это квартальная и годовая премии, выплаты на лечение, к отпуску,так называемая материальная помощь. И хотя эти выплаты не столь велики и составляют примерно процентов 20 от дохода, тем не менее, в случае вывода большой группы чиновников за штат, экономия получается солидная.

    Однако кто ж пойдёт на такое преступление в отношении той же бухгалтерии! 🙂

    Так что этот вариант, который является наиболее рациональным, вряд ли пройдёт.

    3. Предлагался и ещё один вариант. На госслужбе оставить только должности от начальника отдела и выше. То есть руководителей. А всех остальных, инспекторов, специалистов первой категории, ведущих, главных, экспертов, консультантов, перевести на аутсорсинг. Естественно, с лишением всех стимулирующих выплат. Сокращение - налицо (ибо это до 70-80%, так сказать, личного состава), экономия - огромная. Руководству можно повысить зарплату в разы. Да и отчитаться о сокращении чиновников наверх - мол, план перевыполнили!

    Но подумайте: может ли работать начальник отдела без отдела? Естественно, что все люди останутся на месте - просто им платить будут меньше. Но по статистике - всё красиво: зарплата госслужащих выросла и теперь вполне себе конкурентоспособна. А нищих госслужащих вообще нет.

    Вот только те, кто на аутсорсинге, тоже должны будут получать зарплату, только из другого источника. А это значит, что расходы на госуправление всё равно вырастут, причём значительно. При явной дискриминации низших должностей.

    Те, кто попал под сокращение, вообще лишатся прав. Это если сейчас на госслужбу устраивают конкурсы, подбирают и ждут специалиста иногда по нескольку месяцев. А в случае принятия такого варианта неугодного могут уволить за час, а на завтра принять другого - благо, конкурс проводить не надо.

    Ситуация будет усугубляться тем, что многие уже бывшие чиновники, в силу своей инертности, будут держаться за любую работу, терпеть гонения и самодурство начальства, прозябать на мизерные зарплаты и - работать всё менее и менее эффективно. А начальник, хоть он распрекрасный, не сможет наладить эффективную работу подразделения, где люди думают только о том, где бы взять денег на пропитание.

    Этот последний вариант, если будет реализован, приведёт к полному краху госслужбы.

    Нет, сокращать чиновничий аппарат, несомненно, надо. Но, учитывая нашу ментальность, трудно предположить, что такое сокращение пойдёт на пользу делу. С водой, как обычно, выплеснут и ребёнка.

    Вот не верю я во все эти затеи...

    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

За этот же срок под сокращение подпадут 10% служащих центрального аппарата. По словам Нестеренко, изменения призваны высвободить ресурсы для пересмотра системы оплаты труда. Она подчеркнула, что после сокращений размер фонда оплаты труда останется прежним.

Нестеренко напомнила, что перед правительством стоит задача повысить зарплаты служащих до конкурентного уровня в экономике. Соответствующее поручение правительству президент РФ Владимир Путин дал еще в 2012 году.

Главная цель планируемой реформы - поднять постоянную часть оплаты труда до 60% от фонда оплаты труда, а оставшиеся 40% будут направлены на финансирование стимулирующей части. Сейчас данная «пирамида» перевернута, добавила Нестеренко.

Сокращение части госслужащих и рост зарплат оставшихся – это лишь первый шаг разрабатываемой реформы госуправления. Как отметила Нестеренко, в настоящее время Минфин создает специальный реестр полномочий госорганов. С его помощью можно будет эффективно выявить дублирование функций, а также разделить административно-властные и гражданско-правовые полномочия.

О необходимости сокращения аппарата чиновников говорилось еще в 2014 году, а до этого в 2010-м. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин на заседании Совета по цифровой экономике, прошедшего в прошлом году, заявил о том, что к 2024 году штат госслужащих можно сократить на одну треть за счет цифровизации.

При этом, по данным Минфина, к примеру, только в 2017 году госслужащих стало больше на 0,4% (около 5,2 тыс. человек), а их общая численность составила 1,2 млн. человек без учета гражданских служащих силовых ведомств и спецслужб, а также сотрудников федеральных бюджетных и казенных учреждений. Если посчитать и их, то получится 2,1 млн. – это больше, чем в Советском Союзе в пик расцвета бюрократии. Сейчас Минфин предложил сократить число чиновников уже в третий раз за 10 лет.

Предыдущие попытки существенного успеха не имели, поскольку сокращали отдельные должности, обычно вакантные и непрестижные, или занятые пенсионерами. А надо было резать целые институты и структуры, на что никогда не решались. И пока не ясно, какими сейчас критериями при сокращении штатных единиц будут руководствоваться в министерствах и ведомствах.

Сокращение госслужащих с ростом зарплат оставшихся чиновников даст эффект только при неустанном контроле за работой госслужащих и, прежде всего, муниципального уровня, на котором во многих городах общим местом стало использование служебного положения в корыстных целях.

К тому же любое массовое сокращение целесообразно только при тотальном развитии больших трудоемких производств, способствующих расширению рынка труда в целом, а с этим в России ситуация по большому счету все еще не сдвинулась с места. Так что в любом случае одним лишь сокращением госслужащих принципиальных управленческих проблем не решить.

Власти пообещали в ближайшие два года сократить количество госслужащих – в территориальных органах под сокращение попадут 15% сотрудников, в центральном аппарате – 10%. Об этом объявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко: нужно «вывести систему отплаты труда на госслужбе на конкурентный уровень» (цитата по «Интерфаксу»).

В 2010 г. Минфин предложил ограничить индексацию зарплат бюджетников размером инфляции и сократить 20% федеральных чиновников – 120 000 человек – и так сэкономить для бюджета 43 млрд руб. Дмитрий Медведев (тогда президент) предложение поддержал, подписав указ о поэтапном сокращении госслужащих на 20% в 2011–2013 гг.

В 2014 г. Медведев (председатель правительства) поручил Минфину подготовить новые предложения о сокращении госслужащих на 10%. В конце 2015 г. он подписал и постановление о сокращении 10% госслужащих с 1 января 2016 г.

В 2016 г. численность чиновников действительно сократилась, рассказывала летом 2017 г. Татьяна Голикова, тогда председатель Счетной палаты, но оригинальным способом: сокращали исключительно низовое звено. Начальников стало больше: заместителей руководителей федеральных органов – на 18%, директоров департаментов – на 21%, начальников управлений – на 13%. В территориальных органах чиновников в целом стало меньше на 11,9%, а начальников – больше на 8,4%.

В 2017 г. чиновников снова стало больше – по данным Минфина, в конце года в госсистеме работали 1,2 млн россиян, за год их количество увеличилось на 0,4% (примерно 5200 человек). Но министерство учитывает не все категории работников, например не считает гражданских служащих силовых ведомств. По данным Росстата, который считает и их, в 2017 г. на госслужбе были заняты 2,2 млн человек – на 1,2% больше, чем в 2016 г.

Сокращение госслужащих – популярное среди населения решение, в действительности оно «демонстрируется», но не реализуется, чиновников перераспределяют, объяснял экономист Дмитрий Некрасов.

Сокращение госслужащих напоминает качели, сравнивает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов: «Сначала объявляется административная реформа, сокращение чиновников, их пытаются сократить, а потом появляются новые законы и новые функции министерств и ведомств – и под эти функции они всегда просят дополнительных сотрудников. И численность чиновников опять начинает разрастаться». Нигде в мире эта проблема не решена, считает он.

Фотогалерея

В России ключевая проблема – обилие региональных и муниципальных чиновников, но сокращать их – вне функций Минфина, указывает Сафонов. Одна из немногих эффективных мер – отдать часть функций на аутсорсинг, как делают во многих странах, говорит эксперт.

Аутсорсинг входит в планы Минфина, раскрыла Нестеренко: сокращение служащих – только первый шаг в реформе госуправления, потом Минфин хочет сформировать реестр полномочий и функций государственных органов, чтобы выявлять их дублирование и даже часть передавать на сторону. Без оптимизации невозможно поднять зарплату госслужащих до конкурентной, объяснила Нестеренко, такую задачу Медведев поставил еще в 2012 г., решения приняты.

По данным Росстата, в 2018 г. гражданский служащий в федеральных госорганах в среднем получал 126 600 руб. в месяц, на 5,4% выше, чем в 2017 г. Но зарплаты госслужащих одной категории могут различаться в 2–3 раза, говорила в январе 2018 г. Голикова.

Зарплата чиновников во всем мире меньше зарплат в корпорациях, указывает Сафонов, ничего страшного в этом нет: для работы на госслужбе есть другая мотивация – гарантия найма на долгое время. Поднять зарплаты до рыночных все равно не получится – слишком дорого, считает он: «Да и должен ли президент получать столько же, сколько топ-менеджер? Наверно, это не его цель».

Представитель Минтруда отказался от комментариев. Его коллега из Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Уже в 2020 году количество сотрудников территориальных органов власти в РФ сократится на 5%, а в 2021 году - на 10%. Под сокращение попадут и 10% служащих центрального аппарата. Такие данные озвучила первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко.

По словам представителя финансового ведомства, на этот шаг власти идут в связи с тем, чтобы изыскать ресурсы для изменения системы оплаты труда. Она особо отметила, что размер фонда оплаты труда при этом не пострадает.

А кто от этого пострадает прежде всего? Да те же самые уборщицы, электрики, потому как в нашем отечестве уже не в первый раз предпринимается попытка сократить чиновников, и всегда они кончались сокращениями уборщиков, билетёров и т. п.

Чем вертикализм власти консолидированнее, тем больше вертикаль даёт поручения своим низовым ответвлениям и тем больше людей должны эти сигналы принимать, реализовывать и отчитываться о проделанной работе.

Сергей Булкин/сайт

Вертикаль нуждается в кадрах
Как пояснил сайт экономист Дмитрий Орешкин, этот закон проверен эмпирически - и в советские времена он работал, и в постсоветские. Чем сильнее государственно-монополистическая вертикаль, тем больше чиновников должно реализовывать её полномочия. Это, кстати, касается также европейских и американских политиков и управленцев.

Когда к власти приходят более левые правительства - они раздувают управленческий аппарат, так как им надо контролировать процессы, соблюдать справедливость, регулировать, распределять ресурсы между трудящимися. Когда приходят более правые - они его, наоборот, сокращают, потому что полагают, что этим должна заниматься частная инициатива , - отметил эксперт.

В данном же случае позиция Минфина - чисто советская, поскольку вертикаль будет и не может не укрепляться. И начинается публичная борьба с бюрократизацией и одновременным расширением бюрократических штатов.

Я отчётливо помню, как Борис Грызлов более 10 лет назад, будучи лидером „Единой России“, говорил о том, что у нас на 100 тысяч человек ежегодно растёт чиновничий аппарат и надо это остановить. С тех пор число чиновников только прирастало. И то же говорит Минфин , - рассказал Орешкин.

Конечно, это неприятно для чиновников и бюджетников, но на самом деле в них нуждается сама вертикаль и, прежде всего, внизу. Спускаются распоряжения Владимира Путина образца 2012 или 2018 года - и те, и другие невыполнимы, но надо писать отчёты, почему они не были выполнены, представлять красивую картинку. А вот для этого, уверен Орешкин, требуются квалифицированные люди, а избавиться от них нельзя.

Со временем, конечно, от переизбытка чиновников придётся избавляться, но не потому, что кто-то работает неэффективно, а потому, что наступила цифровая эпоха, поэтому многие функции могут быть заменены технологиями и пусть со сбоями, но работающими сервисами.

Видимо, это ждёт и тот же центр „Мои документы“. Это удачное современное решение по сравнению с прежним, советским, но лет через пять всё это придётся как-то роботизировать, переходить на искусственный интеллект , - предположил экономист.

Однако опыт показал, что за счёт сокращения сотрудников территориальных органов власти или центрального аппарата врачам, учителям, научным сотрудникам удалось немного повысить зарплаты. Проблема же в том, что когда идут сокращения, то сокращают не того, кто просиживал штаны, а того, кто чем-то занимался. И этот процесс двусторонний - вертикаль нуждается в кадрах, особенно, на местах, а с другой стороны, идёт развитие технологий.

Сергей Булкин/сайт

Процесс будет идти
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов считает, что мера, предложенная Минфином, полностью ложится в комплекс, который применялся в системе высшего образования, здравоохранения, даже среднего школьного образования, когда количество сотрудников уменьшали, нагрузку на них поднимали, а вместе с этим у них повышалась и оплата труда.

Иногда и ставка тоже повышалась - так, чтобы в отчётных документах она выглядела замечательно высокой, а количество людей на эту ставку может быть два человека, а может - три , - заявил Колташов.

По его словам, проблема в том, что в результате экономика всё равно получает негативные сигналы, поскольку люди теряют места, а аналогичные должности они не находят, а это, как правило, люди, которым сложно устроиться на работу.

Слабым местом этой политики, считает он, является то, что в стране реально есть дефицит учителей и врачей, если исходить из потребностей общества, а не из штатных расписаний.

Alexander Legky/Global Look Press

Хорошо, если бы высвободившиеся деньги пошли на создание новых рабочих мест, например, в системе школьного образования. Вопрос касается кадров, поскольку сокращения для людей некомфортны, а управленческие структуры раздуты, работа персонала там является малополезной для общества, - сказал он.

А вот труд в социальной системе, в системе образования является общественно полезным, и вопрос в том, будут ли туда переброшены ресурсы или всё будет опять размазано по тарелке - будут повышены ставки оплаты труда, поскольку чиновники на нижних этажах системы получают зачастую достаточно мало.

Но что бы ни говорил Минфин, процесс будет идти, поскольку иначе не выполнить распоряжения или же придётся фальсифицировать их выполнение. А этим должны заниматься квалифицированные люди. Легко сказать и очень сложно сделать.

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав