20.06.2020

Субъекты международного права: понятие и виды. Международный договор и международный обычай как источники международного права. Субъекты международного права: понятие, элементы международной правосубъектности, виды Федеративные государства как субъекты ме


А). Дискуссионность вопроса.

Во внутреннем праве государств вопрос о субъектах этого права решен давно и не вызывает особых споров 1 .

В международном праве вопрос о субъектах данного права всегда вызывал и продолжает вызывать споры, в ходе которого его участники продолжают стоять на непримиримых позициях 2 .

В отечественной науке на протяжении длительного времени доминировало мнение, что свойствами международной правосубъектности обладают только государства 3 .

Изменение во второй половине ХХ в. характера и структуры международных отношений, и как следствие - необходимость признания качества международной правосубъектности и за другими международными образованиями. К началу 60-х годов возобладало мнение: качествами субъекта международного права обладают лишь три коллективных образования - государства, международные организации, борющиеся за независимость нации.

Возобновление в последнее время теоретических споров в отечественной литературе. Рост числа сторонников точки зрения, что в свете происходящих радикальных изменений в практике международных отношений круг субъектов международного права и международных правоотношений расширился. К данным субъектам стали относить не только крупные коллективные образования - международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, но и других юридических лиц, а также индивидов.

Возникшая проблема признания / непризнания за юридическими и физическими лицами свойства субъектов международного права вновь обострила спор среди ученых-международников относительно содержания международной правосубъектности.

Перспективность предложений (профессор Г.В. Игнатенко) о необходимости признания как свершившегося факта расширения субъектов международного права. Использование таких предложений в процессе корректировки отечественной доктрины по данному вопросу 4 .

Спор о соотношении категорий «субъект международного права» и «субъект между-народного правоотношения», об их совпадении / несовпадении; являются ли все участники международных правоотношений субъектами международного публичного права?

Общая теория права: доминирующее мнение - субъект права есть физическое лицо или коллективное образование, участвующие или могущие участвовать в правоотношении, наделенные для этого определенными юридическими правами и обязанностями. Проведение различия между субъектами права, наделенных этим статусом правовыми нормами (правом в объективном смысле, т.е. носителей объективных прав), и субъектами правоотношений, реально участвующих в общественных отношениях, регулируемых правом (реализующих право в субъективном смысле, т.е. носителей субъективных прав).



Отсутствие столь однозначных позиций в науке международного права. Традиционный подход в советской и постсоветской научной литературе наиболее полно выражен в академическом «Курсе международного права»: «Субъект международно-правового отношения – лицо, участвующее или могущее участвовать в международно-правовом отношении, – eo ipso является субъектом международного права. … субъекты международного права – это стороны, участвующие или способные участвовать в отношении, урегулированном нормами международного права» 5 . Из этих определений вытекает достаточно широкое понимание объема международной правосубъектности. Под определение «стороны, участвующей или способной участвовать в отношении, урегулированном нормами международного права», может быть подведен широкий круг участников международных общественных отношений. Однако на практике получилось несколько по иному.

Вся советская доктрина международного права практически единодушно пошла по пути ограничения круга потенциальных субъектов. Был определен и основной критерий – участие в создании норм международного права. Субъектами международного права признавались лишь те образования, которые юридически способны создавать нормы права. Господствующее утверждение: «Особенность статуса субъектов международного права в том, что они и создают, и осуществляют нормы международного права» 6 . Такими образованиями считались сначала только государства, а затем - межгосударственные организации, а в период пика национально-освободительной борьбы в 50-70-е годы ХХ века – также и борющиеся за самоопределение нации и народы. И только эти три вида международных образований признавались единственными субъектами международных правоотношений.



Резкая критика позиций западных ученых, признававших субъектами международного права широкий круг физических и юридических лиц – от индивидов до транснациональных корпораций. Объявление этих взглядов антинаучными, враждебными, направленными на размывание суверенитета государств, на создание правовых оснований для «гуманитарной интервенции» крупных империалистических держав во внутренние дела суверенных государств под видом защиты прав человека или защиты прав транснациональных компаний.

Современная отечественная доктрина допускает уже отступление от категоричной привязки круга субъектов к международному правотворчеству 7 . Признается: нормы международных договоров возлагают конкретные юридические права и обязанности и на иных участников международных отношений, не участвующих в создании международно-правовых норм - международные неправительственные организации, международные хозяйствующие объединения, внутригосударственные органы и организации и т. д. Однако продолжается дискуссия: являются ли эти образования субъектами международного права.

Наибольшее число вопросов - в связи с международно-правовой защитой прав человека. Наделение многими международными договорами индивидов конкретными правами как материального, так и процессуального характера, включая право непосредственного обращения за защитой своих прав в международные судебные инстанции и участия в связи с этим в международном судопроизводстве. Естественно, вопросы: каков правовой статус индивида, участвующего в качестве стороны международного судебного разбирательства? Является ли он в данном случае субъектом международного правоотношения? И обязательно ли субъект международного правоотношения должен быть и субъектом международного правотворчества, участвуя в создании норм права? Одинаков ли по объему правовой статус у всех субъектов международных правоотношений и субъектов международного права?

Б). Понятие субъекта международного права.

Определение любого понятия состоит из набора признаков, посредством которых каждый, кто формулирует дефиницию, стремится наиболее точно и лаконично выразить наиболее существенные, на его взгляд, черты исследуемого явления. Естественно, что каждый автор, стремясь максимально точно отразить исследуемые явления объективной действительности, привносит в даваемое им определение свое субъективное его восприятие.

Анализ определений и характеристик, даваемых учеными понятию «субъект международного права», свидетельствует о том, что их авторы приводят самые разные, часто не совпадающие (либо даже взаимоисключающие), признаки (либо их оттенки, полутона), которые, тем не менее, имеют принципиальное значение для понимания исследуемого явления 8 . Субъект международного права (в интерпретации разных авторов) – это:

- лицо

либо

либо

- самостоятельное образование

либо

- участник международных отношений

либо

- член международно-правового сообщества

либо

- сторона международного правоотношения,

который (ое, ая, ые)

- способен участвовать в создании и реализации норм международного права

- способен обладать правами и обязанностями

- способен осуществлять свои права и обязанности по международному праву

- должен быть непосредственно подчинен международному праву

- является носителем международных прав и обязанностей

- должен обладать независимым международным статусом

- участвует или может участвовать в международно-правовом отношении

- вступает или может вступать в международные публичные (междувластные) правоотношения

- наделен нормами международного правами субъективными правами и субъективными обязательствами

- поведение которого прямо регулируется международным правом

- подчиняется непосредственному воздействию международного права

- способен в подлежащих случаях нести международно-правовую ответственность

Согласно общей теории права, любые общественные отношения, урегулированные правом - это правоотношения. Любые правоотношения, - это взаимосвязь их участников; данные отношения всегда ipso facto (в силу самого факта) предполагают наличие сторон, устанавливающих и поддерживающих эту взаимосвязь. В любом правоотношении одна из сторон наделяется правами, а другая – обязанностями. Обе стороны именуются «субъектами права». Отсюда «субъект права» – это лицо, способное обладать правами и обязанностями и их осуществлять, участвующее или могущее участвовать в тех или иных правоотношениях.

Для учебных целей данного курса и на основе доминирующих в литературе позиций можно сделать следующий вывод: субъект международного права - это лицо, способное обладать юридическими правами и обязанностями, юридически способное участвовать или участвующее в тех или иных международно-правовых отношениях.

Центральное положение субъектов в международном праве. В отличие от внутреннего права государств в международном праве субъекты сами определяют направления и формы правового регулирования международных отношений, создают нормы права, являются носителями прав и обязанностей и выступают гарантами их осуществления, реализуют эти нормы и, в случае необходимости, сами же применяют санкции за их нарушение. В свою очередь, само международное право служит интересам субъектов, регулирует отношения между ними, определяет их статус, закрепляет права и обязанности, обеспечивает юридическими средствами сотрудничество субъектов во всех сферах их взаимоотношений.

Для разрешения продолжающего научно-практического спора относительно признания / непризнания юридических и физических лиц субъектами международного права, возможно, на мой взгляд, воспользоваться весьма перспективным предложением профессора Г.В. Игнатенко о разграничении субъектов на две группы: правосоздающие субъекты международного права и правореализующие субъекты международного права.

Рассматривая данное предложение как способное не только разрешить затянувшийся спор, но и содействовать дальнейшему развитию теории международной правосубъектности, считаю возможным несколько уточнить предложенную классификацию.

Универсальные субъекты международного права – это международные властные коллективные образования, являющиеся участниками межгосударственных отношений – государства, межгосударственные организации, межгосударственные органы, государственно самоопределяющиеся народы. Эти субъекты обладают универсальной международной правосубъектностью как в правосоздающем, так и в правореализующем процессах. Данные субъекты могут и фактически участвуют во всех формах и на всех этапах возникновения, изменения и прекращения норм международного права: инициировании создания, разработке, принятии, реализации, обеспечении, изменении и прекращении их действия.

Правореализующие субъекты международного права – это юридические и физические лица, которые на основе международного права и в соответствии с нормами их внутреннего права обладают субъективными правами и обязанностями в области международных отношений. Эти субъекты наделены ограниченной международной правосубъектностью: они могут и фактически участвуют лишь в одной из перечисленных выше семи форм: в реализации норм международного права.

Международная правосубъектность есть юридическая способность лица быть субъектом международного права. Для субъекта международного права присущая ему правосубъектность означает одновременно:

Подчинение непосредственному воздействию международного права,

Обладание субъективными правами и обязанностями,

Способность и возможность участвовать в международных правоотношениях,

Осуществление своих международных прав и обязанностей,

Несение, в случае необходимости, юридической ответственности.

Международная правосубъектность и ее качество не зависят от количества прав и обязанностей, возникающих у лица, от большего или меньшего круга правоотношений, в которых оно участвует или может участвовать. Достаточно наличия одного правоотношения, в котором участвует или может участвовать данное лицо, чтобы оно тем самым приобрело качество правосубъектности.

Универсальным субъектом международного права в международных правоотношениях во всех случаях выступает само коллективное образование (государство, международная организация, государственно самоопределяющийся народ), а не представляющие их органы и должностные лица. Так, например, даже если международные договоры заключаются правительствами или министерствами и официально именуются «межправительственное соглашение», «межведомственный договор», то их участниками и тем самым субъектами международных договорных правоотношений будут все равно выступать сами государства, которые несут полную ответственность за действия своих органов и представителей.

Г). Особенности международной правоспособности и дееспособности.

Правосубъектность включает в себя способность лица как обладать субъективными правами и обязанностями (правоспособность), так и способность эти права и обязанности осуществлять (дееспособность). Совокупность этих элементов иногда именуется «праводееспособностью». Академический Курс международного права утверждает: «Субъекты международного права – коллективные общественные образования – праводееспособны. Однако объем правоспособности, т.е. объем юридических прав и обязанностей, различных конкретных субъектов международного права неодинаков. Международные права и обязанности государств и международных организаций явно неодинаковы. Они различны и у разных международных организаций» 9 . В литературе встречаются различные суждения относительно правовой взаимосвязанности правоспособности и дееспособности. Так, профессор Л.Д. Тимченко утверждает: «В отличие от внутригосударственного права, для субъектов международного права характерно органичное сочетание правоспособности и дееспособности, что вместе образует понятие «правосубъектность». Ограниченно дееспособных или недееспособных субъектов современное международное право не знает» 10 .

Однако вопрос не столь однозначен. Например, в случае введения против какого-либо государства международных санкций или оккупации. При правомерной военной оккупации оккупированное государство полностью управляется публичной властью военной администрации оккупирующей стороны (государства, группы государств или международного сообщества). Естественно, на время оккупации международная дееспособность оккупированного государства приостанавливается. Так, государства, оккупированные в период Второй мировой войны Германией, сохраняли свою правоспособность, временно потеряв дееспособность.

Д). Виды субъектов международного права.

Все субъекты международного права принято делить на первичные и производные. Первичные субъекты - это, прежде всего, государства и в некоторых случаях борющиеся за государственное самоопределение народы и нации. Правосубъектность первичных субъектов не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер. Производные субъекты международного права создаются первичными.Ими могут быть межправительственные организации, межправительственные органы либо государствоподобные образования типа вольных городов. Юридическими источниками для их учреждения являются международные договоры и, как их разновидность - учредительные акты в форме уставов. Производные субъекты имеют ограниченную правосубъектность: ее объем зависит от намерения и желания их создателей.

3.1.1 Основные понятия

Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей; это лицо, поведение которого регулируется международным правом и которое может вступать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления своих претензий в международные органы.

Государства являются традиционными, первичными, основными, первоначальными, универсальными, типичными, суверенными, правосоздающими и правоприменяющими субъектами международного права. Государство в качестве первичного субъекта международного права никем не создается, его появление – это результат естественного исторического процесса. Государство обладает суверенитетом и международной правосубъектностью в силу самого факта своего возникновения.

Нации, борющиеся за независимость (НБН), – это традиционные, первичные, производные, основные, нетипичные, универсальные, потенциально суверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Нации, борющиеся за независимость, также никем не создаются, а возникают в результате исторического развития. Однако НБН должны быть признаны в качестве таковых государствами на международно-правовом уровне, поэтому их международная правосубъектность имеет производный характер. В отличие от государств, которые постоянно функционируют на международной арене, НБН далеко не всегда присутствуют в международной жизни, поэтому они являются нетипичными субъектами международного права.

Государствоподобные образования (ГПО) представляют собой традиционные, вторичные, производные, основные, частично суверенные, нетипичные, универсальные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Государствоподобные образования создаются государствами на основе международного договора, поэтому являются вторичными субъектами. Объем их международной правосубъектности определяется государствами и имеет производный характер. На основе международного соглашения ГПО частично обладают суверенитетом, как и НБН, они не всегда в принципе существуют на международной арене, поэтому также являются нетипичными субъектами.

Международные межправительственные организации (ММПО) – традиционные, основные, типичные, вторичные, производные, отраслевые, несуверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по прямому волеизъявлению государств (производные субъекты).

Международные межправительственные организации не обладают ни территорией, ни населением, поэтому являются несуверенными субъектами и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью. Международные межправительственные организации – постоянные участники международных отношений, их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию. В связи с этим ММВО – типичные субъекты международного права.

Определяющим качеством субъекта международного права служит наличие у него международной правосубъектности. Элементами международной правосубъектности являются:

· участие в процессе создания и применения норм международного права;

· участие в работе международных конференций и членство в международных организациях;

· право на коллективную и индивидуальную самооборону;

· право защищать свои права в международных органах.

3.1.2 Государства – основные субъекты международного публичного права

Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Суверенитет – это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты. Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства. Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового статуса государства составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права). В декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права (невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения принятых на себя обязательств, разрешения международных споров мирными средствами и др.). Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия.

3.1.3 Международная правосубъектность народов (наций)

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.


Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец ХIХ – начало ХХ вв. Особенно динамичное развитие он приобрел после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окончательно завершило свое юридическое оформление в качестве основного принципа международного права. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкретизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится, что все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН.

В современном международном праве имеются нормы, подтверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борющиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения – не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектности наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции. Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектностью могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций – нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с международным правом. Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной направленности оно свою задачу выполнило.

В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав:

· право на самостоятельное волеизъявление;

· право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права;

· право на участие в международных организациях и конференциях;

· право участвовать в создании норм международного права и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.

Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств. Права борющейся нации охраняются международным правом. Нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

3.1.4 Правосубъектность международных организаций

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права. Неправительственные международные организации, такие как Всемирная федерация профсоюзов, и др., учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами

лиц) и являются общественными объединениями «с иностранным элементом». Уставы этих организаций, в отличие от уставов межгосударственных организаций, не являются международными договорами. Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности.

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основными правами международных организаций являются:

· право участвовать в создании международно-правовых норм;

· право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

· право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

· право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

Понятие субъекта международного права непосредственно связано с оценкой предмета международно-правового регули­рования.

Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия в отношениях, ре­гулируемых правовыми нормами. Соответственно носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами, ха­рактеризуются как субъекты права.

В теории международного права получила распространение концепция особого статуса его субъектов. При таком подходе способность участвовать в отношениях, регулируемых междуна­родно-правовыми нормами, рассматривается как предпосылка, но не главная черта субъекта. Основное свойство субъекта - юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязан­ностей, установленных этими нормами. Отличительные черты субъектов международного права, согласно этой концепции, выражаются в том, что они не находятся под чьей-либо властью и юрисдикцией, занимают независимое друг от друга положе­ние.

Такой особый статус признавался прежде всего за государст­вами, поскольку речь шла об участниках межгосударственных отношений, а также за определенными международными (меж­государственными) организациями, государствоподобными об­разованиями, нациями и народами, борющимися против коло­ниализма, за создание собственных государств.

Поскольку физические лица (индивиды) и юридические ли-Ца (хозяйствующие субъекты), находясь под властью и юрис­дикцией соответствующих государств, не обладают независи­мым положением в международных отношениях, их самостоя­тельный международно-правовой статус отрицался.

Современная ситуация, ознаменовавшаяся существенными переменами в самой структуре международных отношений и соответственно в предмете международно-правового регулиро­вания, побудила теорию международного права к совершенст­вованию взглядов при оценке понятия и видов субъектов меж­дународного права.



Нет ничего неожиданного или противоестественного в эво­люции самих международных отношений и перемене подхода к субъектам. Дело в том, что в течение длительного времени ста­тус субъекта признавался только за государствами, а необходи­мым свойством субъекта считался государственный суверенитет (отметим, что еще в начале XX в. на статус субъекта могли пре­тендовать даже не все государства, а только так называемые ци­вилизованные государства или цивилизованные народы).

Не без усилий международным межправительственным ор­ганизациям и особенно борющимся за независимость нациям удалось завоевать «место под солнцем», получить признание в качестве субъектов международного права. Соответственно со­вершенствовалась трактовка понятия субъекта, к которому уже не предъявлялось требование обладания государственным суве­ренитетом. Однако общие условия еще сохранялись.

В настоящее время действующие международно-правовые акты и реальное состояние международных правоотношений обусловливают потребности нового подхода к оценке понятия и категорий (видов) субъектов международного права.

На наш взгляд, есть все основания для того, чтобы распро­странить на международное право понимание субъекта права, принятое в общей теории права, т. е. идентифицировать поня­тие субъекта международного права с юридической возможно­стью участия в правоотношениях, регулируемых международ­но-правовыми нормами, и обладания необходимыми для этого правами и обязанностями. Иначе говоря, освободить понима­ние субъекта международного права от чрезмерных условий, выраженных в требовании особого, полностью самостоятельно­го международно-правового статуса и способности к равно­правному участию в создании норм и к независимому, свобод­ному от чьей-либо юрисдикции их осуществлению.

Если же мы в соответствии с современной трактовкой пред­мета международно-правового регулирования примем характе­ристику субъекта международного права как действующего или возможного участника отношений, регулируемых международ-

§ 1 Понятие и виды субъектов международного права 49

но-правовыми нормами, как носителя установленных этими нормами прав и обязанностей 1 , то признаем и связанную с этим подходом реальность вхождения в сферу такого рода от­ношений новых участников - юридических и физических лиц (индивидов), международных хозяйственных объединений и неправительственных организаций, а также - в пределах, до­пускаемых внутригосударственным конституционным и иным законодательством, - составных частей отдельных, прежде все­го федеративных, государств.

Интересное мнение было высказано еще в 1949 г. в одном из консультативных заключений Международного Суда ООН: «...субъекты права, в той или иной юридической системе, не являются обязательно идентичными, поскольку идет речь об их природе или объеме их прав» 2 . И хотя это суждение в конкрет­ной ситуации относилось к правосубъектности ООН, оно, по существу, имеет общее значение.

0 дифференциации объема и характера прав будет сказано ниже. Что же касается различий природы тех или иных субъек­тов, то в литературе принято деление традиционных субъектов международного права на две основные категории - основные (первичные) и производные (вторичные).

Категорию основных (первичных) субъектов составляют преж­де всего и главным образом государства, обладающие государ­ственным суверенитетом и приобретающие в силу своего воз­никновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую все­объемлющий характер.

Категория производных (вторичных) субъектов - это преиму­щественно международные межправительственные организа­ции. Специфика их юридической природы выражается, во-пер­вых, в том, что они порождены - именно как субъекты междуна­родного права - волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте (следовательно, их право­субъектность является производной, обусловленной), а во-вто­рых, в том, что содержание и объем их правового статуса опреде-

1 См.: Игнатенко Г. В. Теория права и международное право // Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В. М. Ко-рельского, В. Д. Перевалова. М., 2002. С. 524-529.

2 Крылов С. Б. Международный Суд Организации Объединенных Наций. М., 1958. С. 61.

Глава 3. Субъекты международного права

§ 2. Международная правосубъектность

лены в учредительном акте в точном соответствии с предназначе­нием и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализи­рованной). С некоторыми оговорками к этой же категории при­нято относить так называемые государствоподобные образова­ния, т. е. особые исторически сложившиеся политико-религиоз­ные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.

Специальное положение в ряду субъектов международного права занимают нации и народы, борющиеся против колониа­лизма, иностранного господства, за создание собственного го­сударства на базе национального суверенитета.

Вопрос о статусе и видах нетрадиционных субъектов решает­ся, даже при признании их международной правосубъектности, неоднозначно. И все же можно назвать несколько таких субъек­тов. Их участие в правоотношениях, регулируемых международ­но-правовыми нормами, и, следовательно, статус как носителей определенных международных прав и обязанностей представля­ются вполне реальными. Это международные неправительствен­ные организации 1 , международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица и индивиды (физические ли­ца). С учетом полномочий, предусмотренных конституциями от­дельных, прежде всего федеративных, государств, определенным международно-правовым статусом характеризуются составные части"этих государств (по терминологии, принятой в отечествен­ном законодательстве, - субъекты РФ).

Имеется достаточно оснований для разграничения в между­народно-правовой системе правосоздающих субъектов и,право-применяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничи­ваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правопри-меняющие, ибо тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм, и 2) субъекты только правоприменяющие, но не обла-

1 Среди международных неправительственных организаций особое место занимает Международный комитет Красного Креста, на кото­рый международно-правовыми актами - Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительными протоколами к ним 1977 г. - возложены определенные функции, имеющие юридически значимое содержание и признаваемые государствами официальные последствия их реализации.

дающие нормотворческой способностью. Кстати, подобное по­ложение существует и во внутригосударственном праве. К пер­вой категории относятся государства, международные органи­зации, в меньшей мере - государствоподобные образования и борющиеся нации; ко второй - индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйст­венные объединения и неправительственные организации.

Иначе говоря, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы. После разработ­ки, подписания и вступления в силу международного договора к его выполнению и к обеспечению его выполнения - наряду с органами и должностными лицами, участвовавшими в процессе заключения договора, - подключаются органы и должностные лица, функции которых так или иначе связаны с предметом до­говорной регламентации. Если учесть и других участников пра­воприменительного процесса, названных выше, то можно кон­статировать, что договор действует и вне системы государствен­ной власти.

По примеру внутригосударственного права возможно деле­ние субъектов по отраслевому признаку. Если субъекты кон­ституционного (государственного) права - это не то же самое, что субъекты гражданского права, а последние в свою очередь не тождественны субъектам административного или уголовного права (при этом имеются в виду не только и, может быть, не столько категории и наименования, сколько особенности пра­вового статуса), то почему не признать, что субъекты права внешних сношений (дипломатического и консульского пра­ва) - это не то же самое, что субъекты права международных организаций или тем более субъекты международного гумани­тарного права (и здесь решающее значение имеет оценка осо­бенностей правового статуса соответствующих субъектов).

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • соответствующий понятийный аппарат, который позволит правильно использовать полученные знания;
  • понятие, особенности и виды субъектов международного права;
  • понятие и особенности государств как основных субъектов международного права;
  • особенности международной правосубъектности народов, борющихся за государственную независимость;
  • понятие и особенности международной межправительственной организации как производного субъекта международного права;
  • концепции международной правосубъектности иных участников международных отношений;

уметь

  • анализировать, толковать и правильно применять нормы, касающиеся международной правосубъектности;
  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения но поводу субъектов международного права;
  • принимать решения и совершать юридические действия в ситуациях, касающихся прав и обязанностей субъектов международного права в точном соответствии с основными принципами международного права;
  • осуществлять правовую экспертизу международных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы международной правосубъектности;
  • давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам международной правосубъектности;
  • самостоятельно и правильно составлять международно-правовые документы, касающиеся деятельности субъектов международного права;

владеть навыками

  • работы с международно-правовой терминологией по вопросам субъектов международного права;
  • работы с международно-правовыми актами, касающимися вопросов международной правосубъектности;
  • анализа правовых явлений, юридических фактов, международно-правовых норм и правоотношений, касающихся международноправового статуса конкретных субъектов международного права;
  • анализа правоприменительной практики, в том числе урегулирования спорных вопросов, возникающих в связи с международной правосубъектностью;
  • реализации норм международного права о правах и обязанностях субъектов международного права.

Понятие и виды субъектов международного права

Исторически сложилось так, что в концепциях международного права, доминировавших в период до конца XIX – начала XX в., признавалось, что только государства являются единственными субъектами международного права. Это состояние международно-правовой науки соответствовало реальному положению государств в международной системе, начиная с глубокой древности и вплоть до начала XX в., когда международные отношения были преимущественно сферой межгосударственного взаимодействия. Международное право тогда понималось как система юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами. Для межгосударственных отношений было характерно признание принципов независимости и суверенитета государств, над которыми не существовало какой- либо внешней политической власти.

Государства – единственные субъекты международного права в те времена выступали не только творцами международно-правовых норм, на них также возлагалась задача применения и осуществления норм международного права. Степень убежденности и уверенности в правильности данной концепции субъекта международного права проявилась даже в период действия первой универсальной международной межправительственной организации – Лиги Наций. Создание и функционирование Лиги Наций не повлияло па устоявшиеся взгляды относительно характера субъектов международного права, что нашло отражение в решении ее судебного органа по делу о судне "Лотос" (Франция против Турции), принятом в 1927 г. Постоянная палата международного правосудия в этом решении утверждала, что международное право регулирует отношения между независимыми государствами. Юридические нормы, которые обязывают государства, создаются путем волеизъявления государств, которое выражается либо в договорах, либо в общепринятых обычаях.

Традиционная концепция о том, что только суверенные государства являются единственными субъектами международного права, сегодня не имеет под собой никаких убедительных оснований, так как она перестала отражать современную международную практику. Современная межгосударственная система наряду с государствами включает и ММПО, играющие в ней все возрастающую роль. Самое существенное значение для изменения структуры межгосударственной системы после Второй мировой войны имело создание ООН, деятельность которой показала несостоятельность прежней концепции в новых исторических условиях. Международный суд ООН в своем заключении от 11.04.1949 по вопросу о возмещении ущерба, понесенного на службе ООН, использовал прямо противоположный подход по сравнению с позицией Постоянной палаты международного правосудия. Международный суд ООН отметил, что на протяжении всей истории международного права его развитие определялось потребностями международной жизни, а постепенное расширение объема коллективной деятельности государств привело к тому, что в ряде случаев появились примеры действий на международном уровне, совершаемых определенными субъектами, не являвшимися государствами. Кроме того, он указал, что в любой правовой системе субъекты права отнюдь не обязательно должны быть идентичны по своему характеру или по объему своих прав; их правовая природа зависит от потребностей сообщества. Это позволило Международному суду ООН признать, что ООН является субъектом международного права. Позднее международная практика позволила распространить этот вывод на все международные межправительственные организации.

Итак, развитие международного права во второй половине XX в. позволяет утверждать, что под воздействием самых различных факторов изменилась существовавшая в прежние эпохи ситуация. Международное сообщество стало универсальным. Сфера вопросов, регулируемых международно-правовыми нормами, значительно расширилась; вырос объем и масштабы коллективной деятельности государств; на мировой арене появились новые субъекты – международные организации (универсальные и региональные), увеличение количества которых является одним из наиболее характерных фактов современных международных отношений. Все это серьезно повлияло на структуру и функционирование международного права.

Современные государства серьезно отличаются от своих предшественников прошлых эпох, они строят свои отношения с гражданским обществом на иных правовых принципах, изменился и сам характер выполняемых ими функций. Развитие международных отношений и международного права все более ограничивает возможности злоупотреблений государствами своими правами. Концепция верховенства международного права сегодня обязывает их действовать с большим вниманием и предосторожностью. Кроме того, в современных условиях в международных отношениях появились проблемы, которые государства неспособны решать в одиночку своими силами и которые требуют от них осуществления постоянного международного сотрудничества в рамках ММПО. Более того, решение подобных проблем сегодня настоятельно требует участия других субъектов международных отношений – так называемых негосударственных образований (ТНК, МНПО и т.д.), роль которых в международной жизни заметно возрастает.

Нельзя не отметить, что вопросы, которые традиционно не относились к сфере регулирования международного права, как например, обращение государства с его гражданами, сегодня регулируются международно-правовыми нормами, что позволяет предполагать, по меньшей мере, в некотором отношении, что человеческая личность также становится дестинатором международно-правовых норм. Об этом же говорит и становление концепции индивидуальной международной уголовной ответственности, позволяющей международным судебным органам привлекать индивидов к уголовной ответственности на международном уровне.

Усиление данных тенденций в международных отношениях привело к новому пониманию международной правосубъектности, которая сегодня уже не может рассматриваться как исключительная характеристика суверенных государств. Государства сегодня не являются единственными субъектами современного международного права, в отличие от ситуации, которая была в прошлом, так как структуры международного сообщества и международного правопорядка сегодня выглядят более сложными, чем они были в прошлом. Таким образом, наряду с государствами, основными (первоначальными) или первичными субъектами международного права, сегодня появились другие – производные (вторичные) субъекты, созданные суверенными государствами, такие как ММПО. Ко второй категории субъектов международного права относятся другие негосударственные учреждения, которые в конкретных условиях являются дестинаторами международноправовых норм, за которыми международное право признает некоторые нрава и налагает на них определенные обязанности, поэтому они обладают определенным ограниченным объемом международной правосубъектности.

Международная практика подтверждает этот вывод. Достаточно обратиться, например, к Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., которая признает возможность существования международных соглашений между субъектами международного права, которые не являются государствами или ММПО (ст. 3 Конвенции). Таким образом, дана Конвенция допускает, что могут существовать субъекты международного права, отличные от государств и ММПО.

В отечественной науке международного права существует две точки зрения относительно круга производных (вторичных) субъектов международного права. Представители первой точки зрения считают, что субъектом международного права являются лица, не только способные участвовать в международно-правовых отношениях, но и юридически способные к самостоятельным действиям в международных отношениях (включая способность создавать международно- правовые нормы и способность независимо от кого бы то ни было их осуществлять). Они признают в качестве субъектов государства, ММПО, государственно-подобные образования и нации или народы, борющиеся за свою независимость (Г. В. Игнатенко, Д. Д. Остапенко, Г. И. Тункин, О. И. Тиунов и др.). Представители второй точки зрения считают, что субъект международного права должен пониматься в том же смысле, как это принято в общей теории права, т.е. как лицо, обладающее возможностью участия в правоотношениях, регулируемых международным правом. Иными словами, субъект международного нрава – эго носитель международно-правовых прав и обязанностей. При таком подходе количество субъектов международного права значительно расширяется, в их число включаются ТНК, МИПО, индивиды и т.д. (Н. Захарова, Р. А. Мюллерсон, И. П. Блищенко и др.).

Итак, все существующие субъекты международного права могут быть разделены на две большие группы:

  • 1) основные (первоначальные) или первичные субъекты, к которым, прежде всего, относятся государства. Государства в силу своего существования (ipso facto) становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от какой-либо внешней воли, поэтому она носит объективный характер. Па основе их взаимодействия возникает международный правопорядок. Некоторые относят к основным субъектам международного права народы, эволюционирующие в направлении обретения собственной государственности (Ю. Е. Карлов, Ю. М. Колосов), объединяя их с государствами в единую группу суверенных субъектов международного права;
  • 2) производные (вторичные) субъекты, которых иногда именуют несуверенными субъектами международного права, правосубъектность которых носит ограниченный и функциональный характер. Это их качество вытекает из того, что они, либо создаются государствами (как ММПО), либо государства тем или иным способом подтверждают или признают их международную правосубъектность (ТНК или МПК, МИПО, индивиды, некоторые относят к ним народы под колониальным господством и национально-освободительные движения). Их правосубъектность носит ограниченный характер, потому что они создаются или признаются первичными субъектами международного права, которые не наделяют их суверенитетом, дающим полноту международных прав и обязанностей, а лишь признают за ними права действовать в ограниченных, определенных сферах международных отношений. Функциональность их правосубъектности определяется тем, что они наделяются ей для достижения определенных целей и осуществления определенных функций, поэтому в своей деятельности они не могут выходить за пределы предоставленных им прав, а должны стремиться к достижению своих целей теми средствами, которые за ними признаны международным правом или которыми они наделены государствами.

4. Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность

Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Международная правосубъектность – это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Международная правосубьекность государств.

Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективныйхарактер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.

Международная правосубъектность международных межправительственных организаций. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

2.1. Виды и соотношение источников международного частного права В настоящее время под источниками права в юридико-техническом смысле в общей теории права, как правило, понимается совокупность форм и средств внешнего выражения и закрепления правовых норм. Другими

Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 4. Субъекты международного права. Их правосубъектность В эпоху пересмотра старых подходов в международных отношениях, в период выработки научных оценок, соответствующих реалиям современности, необходимо останавливаться и на вопросах, в доктринальном плане вроде

автора Глебов Игорь Николаевич

I ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА С древнейших времен народы стремились найти язык взаимопонимания – язык не диктата, но мира и согласия. Изломы цивилизации в конечном счете привели к появлению особого языка международного общения – международного права. Овеществленный в

Из книги Международное право автора Вирко Н А

1. Понятие международного права, его особенности Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Международное право – система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Норма международного права – правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Термин «источники» в правовой литературе употребляется во многих значениях: как совокупность объективно существующих условий (обстоятельств), порождающих право; как юридические формы, в которых закрепляются правила

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

16. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Участники международных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, непосредственно вытекающие из международного правопорядка, относятся к числу субъектов международного права. Субъект международного права –

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

70. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ К средствам массовой информации относятся радиовещание, телевизионное вещание, распространение тиражированной печатной, звуковой и визуальной продукции (книги, газеты, журналы, грампластинки, компакт-диски,

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

1. Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти Под формами управленческой деятельности обычно понимают способы выражения ее содержания, систему внутренне взаимосвязанных способов осуществления функций управления, определенное

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна

23. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Основными субъектами правоотношений в этой области являются две группы лиц:1) потребители информации;2) производители информации.К потребителям относится широкий круг субъектов, испытывающих потребность в получении

Из книги автора

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА Международное частное право (МЧП) – это совокупность материальных и коллизионных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения в широком смысле слова с иностранным элементом, а также порядок разрешения споров по

Из книги автора

16. Понятие и виды субъектов коммерческого права Субъектами коммерческого права являются главным образом предприниматели, занимающиеся продвижением товарной массы от производителей к потребителям. К предпринимателям относятся как индивидуальные предприниматели, так

Из книги автора

Понятие и виды субъектов гражданского права Субъекты гражданского права – участники гражданских правоотношений, обладающие правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – это способность лица иметь гражданские права и нести

Из книги автора

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА Субъекты трудового права – это участники трудовых и иных тесно с ними связанных отношений, входящих в предмет данной отрасли, которые в соответствии с требованиями законодательства способны совершать действия, порождающие


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав