24.11.2023

Яначек композитор. Знаменитый моравак леош яначек. Яначека в литературе


Известен во всём мире, как знаменитый чешский композитор, но только сам он считал себя, в первую очередь, мораваком. Ведь родился Яначек в самом центре моравского региона Лашско – в .

В его биографии нет белых пятен, о нём можно прочитать на многих сайтах, посвящённых композиторам. Но есть в его жизни нюансы, о которых в официальных биографиях не пишут, но именно они помогают понять Яначека, как композитора и человека.

Здание бывшей школы в Хуквалдах, где родился Леош Яначек.

3 июня 1854 года в небольшой деревеньке Хуквалды в комнатке при простенькой сельской школе родился будущий композитор . Он был девятым ребёнком в семье, при этом не последним. Отец его Иржи Яначек был школьным учителем и регентом в сельском храме св. Максимилиана. Жизнь школьного учителя не была устлана розами, хлопот хватало и с учениками, и с хозяйством. Единственным утешением были пчёлы и музыка. В качестве дирижёра церковного хора Иржи Яначек не мог проявить себя в полной мере, так как для исполнения какой-нибудь торжественной мессы с инструментальным сопровождением клирос местного костёла был слишком тесен. И тогда он искал какой-нибудь другой ближайший храм. Чаще всего это был костёл в Рыхалтице, где регентом был его приятель, с которым его связывала не только любовь к музыке, но и увлечение пчеловодством. Для придания блеска своим выступлениям Иржи Яначек часто приводил с собой дочку Леонору, игравшую на альте, и сына, обладавшего красивым дискантом. Этим маленьким сыном был .

Леош рос в общении с музыкой, природой. Семья была бедной, но всё-таки фрукты из школьного сада, мёд с отцовской пасеки и домашние гуси, куры, утки всегда были в наличии. А после торжественной литургии в рыхалтицком храме для музыкантов организовывали не менее торжественный обед. К сожалению, дружба двух регентов неожиданно закончилась, а с ней и походы в Рыхалтице на торжественные мессы. Дети очень переживали, и чтобы не остаться на Пасхальной мессе без литавров (в Хуквалдском костёле литавров не было), отправились ночью в Рыхалтице литавры «одолжить». Благополучно дотащив литавры до Хуквалд, они столкнулись с непониманием отца, и были побиты палочками от литавр. Этот разбойничий налёт на костёл в Рыхалтице, ночной поход с литаврами вблизи кладбища стал для Леоша Яначека самым романтическим воспоминаем детства, а любовь к литаврам осталась на всю жизнь. «В каждом моём сочинении литавры получают особое соло», – писал он.


Старобрненский августианский монастырь.

1865 год стал переломным в судьбе Леоша Яначека. Ему было одиннадцать лет, и отец, видя его необыкновенную музыкальную одарённость, решил отправить его учиться в профессиональную школу. Выбор был из двух школ: архиепископская хоровая школа в Кромнержиже, где Иржи Яначек также регентовал и был в хороших отношениях с архиепископом, или августианский монастырь в Брно, где руководителем хора в музыкальной школе при монастыре был Павел Кржижковский. Когда-то Кржижковского, рано лишившегося отца, взял под своё покровительство Иржи Яначек, выучил его музыке и помог встать на ноги. Кржижковского считают основоположником хоровой музыки на Моравии. К тому времени, когда Иржи Яначек думал, куда отправить сына учиться, Кржижковский был уже известным композитором. И отец сделал выбор в пользу Брно и Кржижковского.

Школа при августианском монастыре в Старом Брно была основана в 1648 году графиней Сибилой Поликсеной Монтани и была создана по подобию типичных итальянских консерваторий. Напомню, что консерватории изначально имели совсем не те функции, к которым мы привыкли. Это была школа для бедных детей или вообще сиротский приют, где детям давали разностороннее образование, в том числе и музыкальное.

Учеников в школе было немного, не более 13 человек. Они должны были быть безукоризненных нравов, получали бесплатное образование, питание, жильё и медицинское обслуживание. По праздникам их наряжали в торжественные красные, расшитые золотом, одежды, а обычная форма была голубой с синим, за что в Брно их прозвали «голубочками».

Учились там только особо одарённые дети, которые уже при поступлении умели играть на нескольких музыкальных инструментах. Детей принимали от 9 до 12 лет. За плату брали на обучение детей свыше нормы, но тоже только одарённых. «Голубочки» были известны всему городу. Ни один концерт, церковный хор или музыкальное представление не обходилось без них. Существовал учебный оркестр, а хор был просто уникальным. Самую крупную Коронационную мессу Керубини они разучивали 5 дней. Увертюру к опере «Оберон» Вебера и квинтет Моцарта играли с листа.

В школе давали очень серьёзную музыкальную подготовку. Занятия вокалом, хор, игра на музыкальных инструментах, причём каждый должен был уметь играть на всех духовых инструментах. Но при этом в программу школы входила философия, логика, грамматика, языки, математика и другие предметы. Выпускники школы становились потом успешными музыкантами в оркестрах, оперных театрах, а также многие стали композиторами, учителями музыки и руководителями музыкальных коллективов.

Требования в школе были суровыми. Каждый день подъём в 5 утра, молитва и занятия, в 7 – месса, потом завтрак и уроки в школе, в 12 часов – обед, небольшая прогулка и занятия, с 6 до 7 вечера – репетиция хора, потом опять занятия и молитва перед сном.

В 1866 году популярность в западных странах стала набирать так называемая цецилианская реформа, которая пересматривала подход к церковной музыке. Проще говоря, торжественные инструментальные мессы с литаврами отходили в прошлое, в католические храмы возвращались грегорианские хоры. Так и в школе при августианском монастыре перестали изучать духовые инструменты, делая всё больше упор на хоровое пение.


Монастырь в Велеграде, где проходили торжества, посвящённые 1000-летию прихода св.Кирилла и Мефодия на Моравию.

Не только получил в школе прекрасное образование и основы самодисциплины, но и смог выработать свою жизненную позицию, в первую очередь, обусловленную его моравским происхождением, позицию принадлежности с славянским корням. Он стал сторонником кирилло-мефодиевской идеи, символа возрождения Моравии. Для Моравии, где культ святого Вацлава не был никогда так силён, как в Чехии, именно стали символами патриотического, религиозного и культурного возрождения. «Голубочки» должны были петь в Велеграде на торжествах, посвященных тысячелетию прихода святых братьев на Моравию, и Яначек с таким трепетом ожидал поездки в Велеград, что даже попросил своего дядю купить ему славянский национальный костюм.

После окончания школы, повинуясь желанию своего отца стать учителем, Яначек заканчивает Славянский институт в Брно. А когда Кржижковский по просьбе архиепископа уезжает в Оломоуц руководить хором кафедрального собора, регентом в школе августианского монастыря он оставляет восемнадцатилетнего Леоша. Перед Яначеком открылась дорога к концертной деятельности в Брно.

В то время на всплеске патриотизма на Моравии стали в большом количестве создаваться различные общества рабочих, ремесленников, где изучали чешский язык, историю Моравии и обязательно пели. Так в 1873 году сообщество ремесленников, преимущественно ткачей, «Святополк» приглашает Яначека в качестве хормейстера. Конечно же, хор «Святополка» сразу поднялся на более высокий исполнительский уровень. Регулярно Яначек дополнял хор мальчиками из хоровой школы. Кроме приобретённого опыта хормейстера, в это время он пишет свои первые произведения для хора на основе моравских народных песен. Но чувствуя нехватку теоретических знаний, в 1874 году Яначек решил отправиться в Пражскую органную школу.

У него был всего один год отпуска, который дали ему в Славянском институте. За этот год Яначек хотел закончить сразу два курса. Учился он с утра до ночи, не было времени подрабатывать, давать уроки, чем всегда зарабатывали студенты. Поэтому денег катастрофически не было ни на еду, ни на дрова, чтобы отапливать свою коморку, которую он снимал у дворника, не было денег, чтобы взять в прокате пианино. Он играл на столе по нарисованным клавишам. Но через год, сдав экзамены, он вернулся в Славянский институт в Брно уже настоящим учителем музыки. Опять началась хормейстерская деятельность в «Святополке» и в хоровой школе, а также появились новые произведения для хора. Через некоторое время Яначека пригласили руководить хором в другое городское общество «Беседа». Общество было более богатое, поэтому Яначек озаботился созданием оркестра, выступив даже с инициативой создать специальную школу, но пока заключил договор только с несколькими музыкантами. Для своего оркестра Яначек начинает писать инструментальную музыку.

Почувствовав, что ему опять не хватает знаний, Яначек опять решил оставить свою хормейстеркую деятельность и отправиться учиться. Более всего ему в то время нравился Антон Рубенштейн , и Яначек написал ему письмо. Вот только письмо не нашло адресата и через несколько месяцев вернулось нераспечатанным. И в 1879 году он решает отправиться в Лейпцигскую консерваторию. Но к этому времени в его жизнь вошла любовь. Её звали Зденка Шульцова, дочь Эмиля Шульца, начальника Яначека в Славянском институте.

В Лейпциге Яначек хотел за год закончить сразу три курса, но уже за первые полгода он так разочаровался в учителях, что в январе сбежал оттуда. И отправился доучиваться в Вену. Но и там он не нашёл с учителями общего языка. В Вене его творчества попросту не замечали. В отчаянии он уехал в июне из Вены, даже не получив диплом. И отправился к своему дяде в Моравскую Словакию. Только Моравия давала ему жизненные силы и желание творить.

Леош Яначек и Зденка Шульцова

После возвращения в Брно Яначек приступил к своим обычным обязанностям учителя и хормейстера. В это же время должна была состояться его свадьба. Надо сказать, что хотя отец его будущей жены был директором Славянского университета, а вот мать была немкой, поэтому родным языком её был немецкий, дома говорили на немецком, училась Зденка тоже на немецком. Мало того, мать Зденки вообще придерживалась мнения, принятого во всех немецких кругах того времени, что чешский язык годится только для служанок. Ну можете себе представить, с какой силой столкнулись здесь два мировоззрения – матери Зденки и Яначека, который не переносил всё немецкое, потому что для славян немцы были поработителями.

В Брно Яначек принципиально не посещал немецкие концерты и оперы, а так как городским транспортом управляли немцы, то он даже не пользовался трамваем. Родители Зденки были против этого брака, но девушка была непреклонна, отвечая, что «лучше она будет несчастлива с Яначеком, чем счастлива с кем-то другим».

Свадьба состоялась, и молодожёны отправились в путешествие по Чехии и Моравии. А через два года Зденка родила дочь Ольгу. У Яначека был в ту пору кризис, он ждал сына, и расстроился из-за дочери. Да ещё решил взять в их маленькую квартирку свою мать, чтобы Зденка за ней ухаживала. Зденка обиделась и ушла к родителям. Два года длился их разрыв, но потом Яначек решил всё начать сначала, начал ухаживать за женой, видеться с ребёнком, и в конце концов супруги примирились.

Через несколько лет в 1888 году у супругов родился долгожданный сын Владимир, тоже получивший русское имя. Радости Яначека не было предела, Владимир был красивым весёлым ребёнком и подавал надежды музыкальной одарённости. Но в октябре 1890 года Ольга заболела скарлатиной. Её организм справился, но заразился маленький Владимир, болезнь дала осложнение, начался менингит, и в два с половиной года ребёнок умер. Вместе с этим рухнули мечты Зденки о семейном счастье. Яначек замкнулся, и с головой ушёл в работу.


Леош Яначек на фестивале Моравский год в Брно.

К тому времени он уже инициировал открытие в Брно органной школы, которая базировалась тогда в помещении Славянского института, а когда в Брно открылся первый Чешский национальный театр, начал издавать газету «Музыкальные страницы», которая пропагандировала чешскую музыку и драматургию. Ну и не переставал, конечно, писать музыку. Появилось у него и ещё одно увлечение. Яначек всегда проявлял интерес к моравским народным песням, но после знакомства с этнографом Франтишком Бартошом, начались их совместные этнографические экспедиции по различным регионам Моравии. Дело в том, что Чехия всегда испытывала на себе большее влияние немецкой культуры, и чешский фольклор практически не существовал, а вот Моравия смогла сохранить свой национальный славянский колорит.

Благодаря этим экспедициям были написаны «Лашские танцы», да и все последующие произведения Яначека всегда носили ярко выраженный национальный моравский колорит. Яначек основал этнографический союз музыкантов Моравии, и к 1995 году подготовил выступление моравских фольклорных коллективов на этнографической выставке в Праге.

В 1896 году Леош Яначек решил отправиться в Россию, в Нижний Новгород на художественно-промышленную выставку. Эта поездка так укрепила его в идеях панславизма, что он решил основать в Брно «Русский кружок», выучить русский язык, и позже множество своих произведений создал на основе русской литературы, например, оперу «Катя Кабанова» по драме А.Н. Островского «Гроза».

Дочь Леоша Яначека Ольга.

Русским языком Яначек занимался и со своей дочерью Ольгой. Она не имела большого музыкального дарования, но обладала прекрасной памятью, и родители хотели, чтобы она стала учительницей русского языка. Ольга в результате перенесённых в детстве ангин, имела очень слабое здоровье. Ангины дали осложнение, и у девочки развился ревматизм суставов и порок сердца. Её берегли, не разрешали кататься на коньках, плавать, всё время кутали. Она выросла красивой изящной девушкой, и однажды на балу познакомилась со студентом-медиком Ворелем. Девушка им увлеклась, но родители не одобрили её выбора. А чтобы Ольга отвлеклась, решили отправить её в Петербург, где жил брат Яначека Франтишек. Он был инженер, и переехал в Петербург, так как ему предложили там неплохие условия на заводе. Ольга должна была не только отвлечься, но и попрактиковаться в русском языке. Поездка оказалась для девушки роковой. Она заболела там тифом. И хотя уже шла на выздоровление, и родители смогли перевезти её на Моравию, но слабое здоровье оказалось окончательно подорвано, и на пороге своей двадцать первой весны Ольга умерла.

Здоровье самого Яначека тоже оставляло желать лучшего, и он часто проводит время на своём любимом курорте Лугачовице. Летом 1903 года там знакомиться с Камиллой Урвалковой, молодой женой лесника. До конца своей жизни он испытывал к ней платонические чувства, посвятил оперу и многие произведения. А Зденка продолжала его любить и всегда поддерживать.


Лисичка- Быстроушка в Хуквалдах

К 1920 году Яначек завершает обустройство собственного дома в Хуквалдах. По состоянию здоровья ему нужен был покой, который Хуквалды могли обеспечить. Была у него здесь небольшая вилла с садом, а вокруг горы и хуквалдский лес. Именно здесь появилась задумка написать оперу про лисичку. Тогда в газете выходила повесть Рудольфа Тесноглидка «Лисичка-Быстроушка». Сначала она была, правда «Быстроножка», но наборщик в типографии ошибся, а автору понравилось, он не стал исправлять, так лисичка в повести и стала называться Быстроушкой. На основе этой повести Яначек написал либретто и музыку. Появилась опера из жизни обитателей хуквалдского леса. Кстати, если вы отправитесь к крепости Хуквалды, то по дороге встретите памятник хуквалдской лисичке, которую прославил Яначек.

Конечно, жить постоянно в Хуквалдах не мог, он приезжал сюда отдыхать, продолжая свою преподавательскую, композиторскую и концертную деятельность. Летом 1928 года он отправился в Хуквалды вместе с Камиллой Урвалковой, её супругом и ребёнком. Он показывал своим гостям окрестности, рассказывал об этнографических особенностях моравских регионов, а ребёнок Камиллы заблудился в лесу. Забыв свой возраст Яначек бегал по лесу, а потом уставший и разогретый уселся на скамейке несмотря на то, что дул сильный ветер. Мальчик через некоторое время благополучно вернулся, а вот маэстро заболел, но первые дни пытался скрывать простуду от своих гостей. Только когда ему стало совсем плохо, Яначек пригласил врача, который констатировал начало воспаления лёгких. В Остраву его привезли уже с температурой 40. Через два дня 12 августа 1928 года Леоша Яначека не стало.

Вся Моравия оплакивала своего «великого моравака» и подлинного моравского композитора Леоша Яначека . И сейчас почти в каждом городе есть улицы и площади, названные его именем, в Брно его имя носит музыкальное училище, Академия музыки, театр, Международный музыкальный конкурс и многое другое. А в Хуквалдах каждый год проходит Международный фестиваль классической музыки «Яначковы Хуквалды».

Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке

С каждым годом имя чешского композитора Леоша Яначека все чаще появляется на оперных и концертных афишах, и в этом можно увидеть одно из самых важных проявлений справедливого приговора истории. Яначеку было за пятьдесят, когда, ютясь в моравском захолустье габсбургской Австро-Венгрии, он переходил от надежды к отчаянию, в который раз перелистывая страницы своих партитур. Как о несбыточном счастье мечтал он услышать их в реальном, а не в воображаемом звучании.

Композитор родился 3 августа 1854 года в краю густых лесов и старинных замков, в небольшой горной моравской деревушке Гуквальды. Он был девятым из четырнадцати детей учителя средней школы. Его отец, кроме других предметов, преподавал музыку, был скрипачом, церковным органистом, руководителем и дирижером хорового общества. Мать также обладала незаурядными музыкальными способностями и познаниями. Она играла на гитаре, хорошо пела, а после смерти мужа исполняла партию органа в местном костеле. Детство будущего композитора было бедным, но здоровым и привольным. Он навсегда сохранил душевную близость к природе, уважение и любовь к моравским крестьянам, которые были воспитаны в нем с малых лет.

Лишь до 11 лет прожил Леош под родительским кровом. Его музыкальные способности и звонкий дискант решили вопрос о том, куда следует определить ребенка. Отец отвез его в Брно к Павлу Кржижковскому - моравскому композитору и собирателю фольклора Леош был принят в церковный хор Старобрненского августинского монастыря. Мальчики-певчие жили при монастыре на казенный счет, посещали общеобразовательную школу и проходили музыкальные дисциплины под руководством строгих наставников-монахов. Композицией с Леошем занимался сам Кржижковский.

Воспоминания о жизни в Старобрненском монастыре нашли отражение во многих сочинениях Яначека (кантаты «Амарус» и «Вечное Евангелие»; секстет «Юность»; фортепианные циклы «Во мгле», «По заросшей тропе» и др.). Атмосфера древней моравской культуры, осознанная в те годы, воплотилась в одном из шедевров композитора - «Глаголической мессе» (1926).

Здесь, в центре Моравии, в городе Брно, Яначек начинает и свою служебную деятельность по окончании педагогического учебного заведения: он становится учителем, продолжая традиции деда, отца и матери. В 1873–1876 годах Яначек стал хормейстером хорового общества ремесленников «Святоплук». Мечты о дальнейшем музыкальном образовании остаются мечтами на долгие годы. Только в 1878 году ему удается вырваться в мир «большой музыки», в Лейпциг и Вену. До этого он за один год прошел двухлетний курс игры на органе в Пражской школе органистов В воображении он видел себя в Петербурге в классе Антона Рубинштейна. В реальности же он постигает тайны «композиторской кухни» в немецких консерваториях.

Но все же в главном деле своей жизни - творчестве - настоящего большого руководителя у него не было. Все, чего он достиг, было завоевано не благодаря школе и многоопытным советчикам, а совершенно самостоятельно, путем трудных исканий, подчас методом проб и ошибок.

С конца 1870-х годов Яначек руководит Моравским певческим обществом. В 1881 году он создает Органную школу в Брно. Около сорока лет он бессменно руководил ею, воспитывал здесь не только органистов, но и музыкантов более широкого профиля дирижеров, регентов, композиторов. На базе школы Яначека в 1919 году выросла Консерватория, в 1947 году реорганизованная в Академию искусств имени Яначека.

Огромная занятость могла только затруднить процесс творчества, но не убить потребность создавать музыку. Яначек был прирожденным композитором.

Наиболее ранние из известных сочинений датированы концом 1870-х годов: шестичастная Сюита для струнного оркестра, «Идиллия» для того же состава; «Зденкины вариации» для фортепиано, очевидно, связанные, как показывает их название, со Зденкой Шульц, ставшей вскоре женой композитора. В этих сочинениях, как и в хоровой «Осенней песне» на стихи Ярослава Вархлицкого, в «Думке» для скрипки и фортепиано заметны типичные черты композитора-романтика, идущего стезей, проложенной Шубертом, Мендельсоном, Брамсом, но при этом сохраняющего черты национальной самобытности.

Долгие годы композитор трудился и боролся в провинциальной безвестности. Пражская профессиональная среда его долго не признавала, только один Дворжак ценил и любил своего младшего коллегу. В то же время укоренившееся в столице позднеромантическое искусство было чуждо моравскому мастеру, опиравшемуся на народное творчество и на интонации живой звучащей речи. С 1886 года композитор вместе с этнографом Ф. Бартошем каждое лето проводил в фольклорных экспедициях. Он опубликовал множество записей моравских народных песен, создал их концертные обработки, хоровые и сольные. Высшим достижением были симфонические «Лашские танцы» (1889). Одновременно с ними вышел знаменитый сборник народных песен (свыше 2000) с предисловием Яначека «О музыкальной стороне моравских народных песен», ныне считающимся классическим трудом в фольклористике. Его оперные опыты были более трудными.

Сюжет его первой оперы - «Шарка» корнями уходит в народные легенды о чешских девах-воительницах, хранящих обычаи матриархата, унаследованные от княгини Либуше, первой правительницы Чехии. Написанная в традициях романтической оперы, с эмоциональной приподнятостью, обилием хоровых и ансамблевых эпизодов, «Шарка» целиком базируется на мелодической основе чешского фольклора. Увы, с «Шарки» начинается список сочинений Яначка, на десятилетия заточенных в его рабочей комнате.

Следом Яначек написал этнографические балет «Ракош Ракочи» (1890) и оперу «Начало романа» (1891), в которых обильно цитировались народные песни и танцы. Балет даже ставился в Праге во время Этнографической выставки в 1895 году. Эти произведения были временным этапом в творчестве Яначека. Композитор шел по пути создания большого правдивого искусства. Им двигало стремление противопоставить отвлеченности, жизненность, древности - сегодняшний день, выдуманной легендарной обстановке - конкретность народного быта, обобщенным героям-символам - простых людей с горячей человеческой кровью.

Этого удалось достигнуть лишь в третьей опере «Йенуфа» (по драме Г Прейссовой, 1894–1903 годы) «Йенуфа», или «Ее падчерица», - социальная драма. Она написана горячо, в ней страстно обличается зло. Но Прейссова не избежала множества натуралистических деталей в обрисовке быта, в раскрытии душевного мира героев Яначек вторгается в работу Прейссовой и добивается создания выразительного либретто с четкой драматургической структурой.

Композитор убежденно следовал основной идее не допустить в музыке сентиментальности и мелодраматизма Ему, свободно владеющему тайнами мелодического письма, легко было бы наполнить музыку «сладкозвучием», создать, как любил выражаться Даргомыжский, «льстивые для уха мелодии» Именно этого он избегал

Из-под пера непризнанного композитора, нарушившего к тому же привычные нормы «оперности», обратившегося к острой манере письма, родилось произведение огромной силы социального обличения и одновременно - огромной силы художественного воздействия, произведение, в полном смысле слова новаторское Именно потому оно произвело отрицательное впечатление на благодушно-либеральное руководство Пражского театра, в результате отклонившего «Йенуфу». Понадобилось 13 лет борьбы, чтобы великолепное произведение, сегодня идущее в театрах всего мира, попало наконец на столичную сцену. В 1916 году опера имела оглушительный успех в Праге, а в 1918 году в Вене, что открыло безвестному 64-летнему моравскому мастеру путь к мировой славе.

В период творческой катастрофы Яначек пережил жесточайший удар судьбы - смерть дочери, девушки редкой красоты и редких душевных достоинств. До этого Яначек потерял горячо любимого сына. Дети были названы русскими или, как говорил Яначек, «пушкинскими именами» - Ольга и Владимир. Только необоримая воля к жизни, к творчеству, участие в борьбе за национальное освобождение Чехии от габсбургского орла не дали талантливому музыканту склонить голову и предаться отчаянию. Отголоски события этих черных лет слышны в фортепианном цикле «По заросшей тропе».

В начале XX века у Яначека отчетливо проявляются социально-критические тенденции. Композитор пишет фортепианную сонату «С улицы» и помечает ее датой 1 октября 1905 года, когда австрийские солдаты разгоняли в Брно молодежную демонстрацию, а затем - трагические хоры на стихи рабочего поэта Петра Безруча - «Кантор Гальфар», «Маричка Магдонова», «70 000» (1906). Особенно драматичен хор «Маричка Магдонова» о гибнущей, но не покорившейся девушке, вызывавший всегда бурную реакцию зала. Когда композитору после одного исполнения этого сочинения сказали «Да это же настоящий митинг социалистов!» - он ответил «Именно этого я и хотел». К тому же времени относятся первые наброски великолепной симфонической рапсодии «Тарас Бульба», полностью завершенной композитором в разгар Первой мировой войны, когда правительство Австро-Венгрии гнало чешских солдат воевать против русских.

Последнее десятилетие жизни и творчества композитора (1918–1928) можно назвать лирико-философским, им созданы самая лирическая из его опер «Катя Кабанова» (по «Грозе» Островского, 1921 год), поэтичная философская сказка для взрослых - «Приключения лисички-плутовки» (по новелле Р. Тесноглидека, 1924 год), а также оперы «Средство Макропулоса» (по одноименной пьесе К. Чапека, 1925 год) и «Из мертвого дома» (по «Запискам из мертвого дома» Ф. Достоевского, 1928 год).

В «Кате Кабановой» нерушимым осталось темное царство Кабанихи и Дикого, хотя много бытовых подробностей не вошло в оперу. Сохранив зловещий фон царства изуверской жестокости и тьмы, композитор выткал на нем пленительный образ Катерины. Основной мелодический рисунок он поручил флейте с ее чистым, пасторальным тембром Большой монолог Катерины и две сцены с Борисом могут быть отнесены к лучшим страницам оперной лирики нашего века.

Интересно, что две оконченные и две неоконченные оперы Яначка непосредственно связаны с русской литературой. Первые две - «Катя Кабанова» (по «Грозе» Островского) и «Из мертвого дома» (по Достоевскому), вторые две - «Анна Каренина» и «Живой труп». В обращении Леоша Яначека к русской литературе нет ничего удивительного. Это - одно из выражений его любви к России, к русской культуре, к русскому языку, который он изучил Леош Яначек дважды ездил в Россию, с восторгом вслушивался в музыку русской речи, наслаждался звенящими потоками русского хорового пения Музыка Глинки, Даргомыжского, «кучкистов», Чайковского постоянно питала творческое воображение композитора.

В то же плодотворное десятилетие возникли великолепная «Глаголическая месса», два оригинальных вокальных цикла («Дневник исчезнувшего и Прибаутки»), замечательный хор «Безумный бродяга» (ст. Р. Тагора) и Симфониетта для духового оркестра. Симфониетта, длящаяся около 25 минут, стала самым популярным из сочинений Яначека в репертуаре большинства оркестров мира.

Последние десять лет жизни Яначек провел в Праге, куда переехал в 1918 году, заняв место профессора консерватории. До конца дней своих, а он скончался 12 августа 1928 года, Яначек не выпускал из рук карандаша, оставаясь человеком, которому, по выражению Б. В. Асафьева, «до самой смерти удалось быть в числе молодых».

Смерть настигла Яначека неожиданно: во время отдыха летом в Гуквальдах он простудился и умер от воспаления легких. Хоронили его в Брно. Собор Старобгженского монастыря, где он учился и мальчиком пел в хоре, был переполнен толпами взволнованных людей. Казалось невероятным, что ушел тот, над кем годы и старческие недуги словно были не властны. Современники не до конца поняли, что Яначек - один из основоположников музыкального мышления и музыкальной психологии XX века. Его речь с сильным местным акцентом казалась чересчур резкой для эстетов, оригинальные творения, философские взгляды и теоретическое мышление подлинного новатора воспринимались как курьез. При жизни он снискал репутацию недоучки, примитива, местечкового фольклориста. Лишь новый опыт современного человека к концу столетия открыл нам глаза на личность этого гениального художника, и начался новый взрыв интереса к его творчеству. Теперь прямолинейность его взгляда на мир не нуждается в смягчении, острота звучания его аккордов не требует шлифовки. Современный человек видит в Яначеке своего соратника, глашатая общечеловеческих принципов прогресса, гуманизма, бережного уважения законов природы.

С каждым годом имя чешского композитора Леоша Яначка все чаще появляется на оперных и концертных афишах, и в этом можно увидеть одно из самых важных проявлений справедливого приговора истории. Яначку было за пятьдесят, когда, ютясь в моравском захолустье габсбургской Австро-Венгрии, он переходил от надежды к отчаянию, в который раз перелистывая страницы своих партитур. Как о несбыточном счастье мечтал он услышать их в реальном, а не в воображаемом звучании.

Сейчас каждому, кто знает музыку Яначка, ясно, что место его - рядом со Сметаной и Дворжаком. Но какой длинный и трудный путь должен был пройти автор "Йенуфы", чтобы подняться на этот почетный пьедестал.

Б. В. Асафьев писал о нем: "По возрасту своему - Леош Яначек родился в 1854 году - он был едва ли не старшим среди самых ярких явлений только что миновавшей поры цветения чешской музыки, а по неутомимому стремлению к тому, чтобы дважды не ступать на одну и ту же ступень при творческом восхождении, ему до самой смерти удалось быть в числе молодых".

Автор девяти опер, множества хоровых, симфонических, камерных произведений, кантат; неутомимый собиратель народных песен и танцев; музыкант-ученый, опубликовавший несколько интереснейших исследований о народной музыке, речевых интонациях, психологии творчества; журналист, чьи статьи, вышедшие отдельным изданием, составили солидный том в четыреста страниц, Леош Яначек принадлежал к потомкам той когорты деятелей национального возрождения, которых в Чехии называли "будителями". Ибо они поставили перед собой цель - разбудить тех, в ком уснуло чувство национальной гордости.

Яначек происходил из семьи, несколько поколений которой были учителями. А в условиях чешской культуры учитель, не занимавшийся музыкой,- явление редчайшее. Одиннадцати лет он стал учеником Павла Кржижковского, образованного музыканта, страстного собирателя моравского фольклора. Для этого музыканта процесс постоянного общения с народным творчеством был совершенно естествен, как естественно было наследовать от родителей-органистов любовь к этому инструменту.

Здесь, в центре Моравии, в городе Брно, Яначек начинает свою служебную деятельность по окончании педагогического учебного заведения: он становится учителем, продолжая традиции деда, отца и матери. Мечты о дальнейшем музыкальном образовании остаются мечтами на долгие годы. Только в 1878 году ему удается вырваться в мир "большой музыки", в Лейпциг и Вену. До этого он за один год прошел двухлетний курс игры на органе в Пражской школе органистов, В воображении он видел себя в Петербурге в классе Антона Рубинштейна. В реальности же он постигает тайны "композиторской кухни" в немецких консерваториях. В это неполное двухлетие, проведенное за рубежом, Яначек полностью систематизирует свои знания.

Жизнь потребовала от вернувшегося на родину молодого музыканта не матрикулов и дипломов, а практической, насущной музыкальной деятельности. Ей он и отдался со всем свойственным ему пылом. С конца 70-х годов он руководит Моравским певческим обществом, любовно разучивая с хором и солистами музыку Моцарта, Гайдна, Бетховена, чешских классиков - Франтишка Мичи, Йозефа Мысливечка, а рядом с ними - музыку Антонина Дворжака, только недавно начавшего свой творческий путь. Пройдет несколько лет, и Яначек найдет в Дворжаке человека, которому доверит самые сокровенные замыслы, чье мнение сочтет неоспоримым. Подобно Сметане, подобно Дворжаку, Яначек посвящает значительную часть своего времени музыкально-организаторской деятельности, понимая, как важно отразить в музыке чувства национальной гордости, протеста; как важно воспитать кадры отечественных музыкантов. В 1881 году Яначек создает Органную школу в Брно. Около сорока лет он бессменно руководил ею, воспитывал здесь не только органистов, но и музыкантов более широкого профиля: дирижеров, регентов, композиторов. На базе школы Яначка в 1919 году выросла Консерватория, в 1947 году реорганизованная в Академию искусств имени Яначка.

Огромная занятость могла только затруднить процесс творчества, но не убить потребность создавать музыку, потому что это была потребность неодолимая. Яначек был прирожденным композитором.

Наиболее ранние из известных нам сочинений датированы концом 70-х годов: шестичастная Сюита для струнного оркестра, "Идиллия" для того же состава; "Зденкины вариации" для фортепиано, очевидно, связанные, как показывает их название, со Зденкой Шульц, ставшей вскоре женой композитора. В этих сочинениях, как и в хоровой "Осенней песне" на стихи Ярослава Вархлицкого, в "Думке" для скрипки и фортепиано заметны типичные черты композитора-романтика, идущего стезей, проложенной Шубертом, Мендельсоном, Брамсом, но при этом сохраняющего черты национальной самобытности.

Довольно скоро специфические особенности чешской, моравской, лашской музыки берут верх над традициями немецких романтиков. Важным событием творческой биографии Яначка становится встреча с собирателем моравского фольклора, крупным ученым Франтишком Бартошем, вскоре перешедшая в дружбу. Каждый из них нашел в другом единомышленника и, объединив свои усилия, в 1890 году они выпустили сборник, включающий 174 народных напева. Придавая должное значение записям и систематизации народных мелодий, Яначек, при всей увлеченности этим важным делом, отдавал себе отчет в том, что всего важней для него сочинение музыки. На перекрестке двух магистралей его творческого пути - фольклористской и композиторской - в 1887 году возникает опера "Шарка". Ее сюжет корнями уходит в народные легенды о чешских девах-воительницах, хранящих обычаи матриархата, унаследованные от княгини Либуше, первой правительницы Чехии. На тему легенды о Шарке - так зовут одну из главных героинь эпопеи о чешских амазонках,- написано много музыки, в том числе - симфоническая поэма Сметаны, опера Зденка Фибиха (1850-1900), появившаяся через десять лет после оперы Яначка. Трехактная опера Яначка - первое крупное его произведение. Написанная в традициях романтической оперы, не без влияния драматургической канвы ряда эпизодов "Кольца нибелунга", с эмоциональной приподнятостью, обилием хоровых и ансамблевых эпизодов. "Шарка" целиком базируется на мелодической основе чешского фольклора. Увы, с "Шарки" начинается список сочинений Яначка, на десятилетия заточенных в его рабочей комнате.

Следующая опера, одноактная - "Начало романа", имеет преходящее значение. Но работа над ней свела композитора с писательницей Габриэлой Прейссовой, глубоко изучившей жизнь, быт, нравы моравской деревни. Яначек с увлечением прочитал ее "деревенскую драму" "Йенуфа" и тотчас же загорелся желанием писать оперу. Так началась работа над произведением, вырвавшим автора из безвестности.

Чешский композитор, дирижер, педагог Леош Яначек родился в 1854 году. Музыкальное образование получил в консерваториях Праги, Вены, Лейпцига. Его стиль оформился под влиянием народного фольклора и чешских классических традиций. Значительное воздействие оказало на него и русское искусство: несколько раз приезжал в Россию и даже изучил русский язык. Композитор прекрасно знал русскую литературу. Он написал симфоническую рапсодию «Тарас Бульба» (по Н. Гоголю), оперы «Катя Кабанова» (по «Грозе» А. Островского) и «Из мертвого дома» (по Ф. Достоевскому), а также трио и квартет, в которых отразились впечатления от «Крейцеровой сонаты» Л. Толстого. В конце 1890-х годов по инициативе Яначека в Брно был основан «Русский кружок», ставший центром изучения классической литературы и искусства России.

Свою творческую деятельность Яначек начал на родине, в Брно (Моравия). Композитор внимательно изучал моравский фольклор, он выпустил сборник, в который вошли обработки народных мелодий. Кроме того, музыкант являлся организатором «Моравских народных праздников» (1895), помогавших распространять лучшие произведения народного песенного творчества. В этот же период Яначек преподавал музыку в учительском институте.

Известность в Чехии пришла к композитору в 1904 году, а в 1916 году, после успешной премьеры оперы Яначека «Ее падчерица» в Пражском театре, о музыканте узнали в других странах.

Необыкновенно активный и деятельный, Яначек принимал участие в международных фестивалях, музыкальных праздниках. Он был талантливым педагогом и после окончания Второй мировой войны занимался преподавательской деятельностью в Брно, а позднее – в Праге. Композитор являлся членом многих зарубежных академий и общественных организаций.

Яначек работал в самых разных жанрах, он создавал оперы, симфонические и камерные произведения, хоры, обработки народной музыки. Кроме того, композитор написал целый ряд теоретических трудов.

Первый успех Яначеку принесли «Лашские танцы» для симфонического оркестра (1889 – 1890), отразившие воспоминания детства и юности музыканта. Характерные черты этого произведения – тонкий юмор, очаровательные лирические эпизоды, в которых звучат интонации моравских песенных мелодий. Хотя «Лашские танцы» написаны в романтическом стиле, они свидетельствуют о яркой индивидуальности композитора, самостоятельности его мышления. Весь цикл, представляющий собой картинки народной жизни, состоит из шести частей: два «Стародавних» танца (комический и лирический), «Праздничный», «Дымак» и «Пилки» (оба представляют собой веселые жанровые танцевальные сценки), живой и энергичный «Челаденский» танец.

В 1918 году Яначек завершил работу над симфонической рапсодией «Тарас Бульба». О замысле этого произведения, задуманного еще в 1905 году, композитор писал: «Из-за слов „Не найдутся на свете такие огни, такие муки, которые сломили бы силу русского народа“ – из-за этих слов, падающих в горячие искры, в пламень костра, на котором окончил свою жизнь прославленный атаман казацкий Тарас Бульба (третья часть и заключение), сочинил я эту рапсодию по повести, написанной Н. В. Гоголем».

Рапсодия, состоящая из трех картин («Смерть Андрея», «Смерть Остапа» и «Смерть Тараса»), поражает своей мощью и драматизмом, хотя ее стиль, несколько изощренный и экспрессивный, не совсем соответствует ясности и величавой простоте эпического произведения Н. Гоголя. Лишь завершающие эпизоды рапсодии, в которых слышатся торжественные звучания колокола, переносят слушателя в образный мир, созданный великим русским писателем.

В 1919 году Яначек начал работу над вторым произведением на сюжет из русской литературы – оперой «Катя Кабанова» (1921), в основе которой лежат речевые и песенные интонации. Написано это произведение в декламационно-речитативной манере.

В некоторых эпизодах оперы есть элементы, напоминающие о русском песенном творчестве (оркестровое вступление, песня Кудряша и др.). И все же основу произведения составляет речевая, а не песенная интонация. Его гармония тональна, ей свойственно использование быстро меняющихся сочетаний и внезапных сдвигов, и в то же время – применение статичных конструкций, опирающихся на одну и ту же гармонию.

Создавая свою оперу, Яначек не избежал влияния экспрессионизма, что особенно заметно в глубоко лиричной партии Катерины Кабановой. В произведении все находится в подчинении сценическому действию, из-за чего исчезают некоторые особенности оперного жанра, но психологизм и искренность в передаче чувств персонажей выделяют «Катю Кабанову» среди других опер, построенных на речитативно-декламационных свойствах. Вызывает восхищение необыкновенно выразительная и красивая музыка произведения.

В 1923 году появилось сочинение для детей – чудесная опера-сказка «Приключения лисички-плутовки». Простая и удивительно трогательная история рассказывает о жизни лисички, ее отношениях с лесными зверями и домашними животными. В опере, полной лирических мотивов и тонкого юмора, отразилось любовно-поэтическое отношение автора к природе. Партитура «Приключений лисички-плутовки» очень изящна и колоритна.

В 1925 году Яначек написал оперу «Средство Макропулоса» (1925). Это самая сложная по музыкальному языку и замыслу работа композитора, отразившая экспрессионистические тенденции, хорошо заметные уже в «Кате Кабановой». Автор использует необычные, не характерные для его прежнего творчества мистико-психологические мотивы. Главная героиня оперы открыла для себя волшебную тайну эликсира жизни и смогла продлить свое существование на земле на триста лет. Но в результате она лишь поняла всю бессмысленность и пустоту земного бытия.

Экспрессионистические черты прослеживаются в музыке благодаря таким средствам, как напряженность диссонирующих гармоний, изломанность мелодических линий, причудливость оркестрового письма. Иногда Яначек облекает драматизм и мистицизм в форму гротеска. Несмотря на свою необычность, опера с ее причудливой и в то же время прекрасной музыкой привлекла внимание любителей искусства.

Не лишена экспрессионистических черт и последняя опера Яначека – «Из мертвого дома», написанная в 1928 году. Композитор сам создал для нее либретто по роману Ф. Достоевского и постарался отразить в своем сочинении высокий гуманизм, свойственный творчеству великого русского писателя. И в этом произведении музыкант обратился к прежнему приему мелодического воплощения речевых интонаций. Драматическая напряженность достигается благодаря чередованию диалогов персонажей с хорами. К сожалению, завершить работу над партитурой оперы музыкант не успел, и после смерти Яначека она была закончена его учениками Б. Бакалой и О. Хлубной.

Среди наиболее известных оркестровых произведений композитора можно выделить симфониетту (1926), состоящую из пяти частей. Каждая из них предназначена для особого оркестра. Музыка этого произведения проникнута радостным и светлым чувством, в ней много веселого юмора, фантазии и выдумки. Особая роль здесь отведена торжественным фанфарам, написанным композитором к спортивному празднику для молодежи. Они прекрасно сочетаются с моравскими песенными мелодиями. Благодаря своей ясной и чистой красоте симфониетта вошла в число самых популярных произведений современного симфонического репертуара.

С большим успехом Яначек работал и в жанре камерной музыки. Стиль зрелого композитора проявился в двух струнных квартетах, первый из которых создан в 1923 году. В него вошли фрагменты написанного ранее фортепианного трио, посвященного «Крейцеровой сонате» Л. Толстого. Однако, в отличие от повести русского писателя, проникнутое драматизмом произведение чешского композитора завершается не трагедией, а восхитительным гимном, воспевающим любовь.

Тонким лиризмом отмечен второй струнный квартет, названный «Интимные письма» (1928). Этому произведению присущи такие качества, как быстрая смена метра и темпа, свобода построения формы, внезапность сопоставлений, что придает квартету характер импровизации.

В творческом наследии Яначека большое количество фортепианных пьес, восхищающих слушателя мелодичностью и лирическим очарованием. Единственным исключением стала полная драматизма соната «1. Х. 1905 года», посвященная памяти рабочего, погибшего при разгоне демонстрации в Брно.

В один ряд с этим произведением можно поставить трагическую, пронизанную скорбным чувством хоровую поэму «Маричка Магдонова» (1906), которую композитор написал, вдохновленный стихотворением поэта П. Безруча, повествующего о горестной участи крестьянской девочки. Произведение основано на распевных речевых интонациях, сочетающихся с элементами старинных причитаний.

Помимо «Марички Магдоновой», Яначек создал еще целый ряд хоров a cappella, в которых центральное место занимают острые социальные темы («Семьдесят тысяч», 1909).

В области камерной вокальной лирики Яначека интересен песенный цикл «Записки исчезнувшего» для тенора, альта и трех женских голосов в сопровождении фортепиано (1919). В него включены миниатюры, восхищающие мастерством вокальной декламации и выразительности партии фортепиано. Интонации моравского песенного творчества переплетаются в этом произведении с фольклорными цыганскими мелодиями. «Записки исчезнувшего» повествуют о трагической любви девушки-цыганки и молодого крестьянина.

Дарование композитора проявилось и в многочисленных обработках народных песен («Народные ноктюрны» для двух голосов и фортепиано, 1906; «Двадцать шесть народных баллад», 1909 – 1916; «Шесть народных песен» для голоса с фортепиано; «Детванские песни», 1916; «Пять моравских песен» для мужского хора в сопровождении фортепиано, 1917).


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав