23.09.2019

Наталья гончарова пушкина и петр ланской - биография личной жизни, фото. Биография натальи николаевны гончаровой


Наталья Николаевна Гончарова – жена и муза великого русского поэта . Она была одной из красивейших женщин Петербурга. Об этом свидетельствуют и ее портреты, написанные художниками при жизни Натальи. По слухам, сам император был в нее влюблен. До сих пор вокруг ее личности не утихают дискуссии и споры.

Детство и юность

Родилась Наталья Гончарова 8 сентября 1812 года в поместье Кариан Тамбовской губернии, где семья Гончаровых была вынуждена жить из-за Отечественной войны 1812 года. Ее отец Николай Афанасьевич был родом из семьи купцов и промышленников, получившей дворянство во времена правления императрицы .

Он был образован, знал иностранные языки, играл на скрипке и виолончели. Занимал должность секретаря московского губернатора. Мать Наталья Ивановна происходила из старинного дворянского рода Загряжских. В молодости была необыкновенной красавицей. Своей красотой Наташа обязана именно ей.

Позже вся семья переехала в Калужскую губернию, в селе Полотняный Завод жил дед Натальи – Афанасий Николаевич. Он был человеком властным и расточительным, что крайне не нравилось отцу. Но в 1815 году дед отстранил его от управления делами. Родители Натальи решили вернуться в Москву. На тот момент у них на руках было пятеро детей. И Афанасий Николаевич попросил оставить в усадьбе его любимицу Натали.


Как раз в это время у отца Натальи стала прогрессировать душевная болезнь. Некоторые связывали ее с травмой головы, полученной при падении с лошади. Но биографы Натали Гончаровой, изучающие архивы, убеждены, что все-таки он страдал алкоголизмом. В состоянии опьянения он был груб и буен, обижал жену и детей.

Так что, оставшись с дедушкой в селе, Наташа не прогадала, тем более что он ее всевозможно баловал – покупал дорогие платья и шляпки, одаривал ее игрушками и сладостями. Но стоит отдать ему должное, большое внимание он уделял образованию девочки. Она изучала письмо и счет, осваивала французский язык.


Позже, переехав в Москву, Наталья получила достойное домашнее образование. Ей преподавали русскую и мировую истории, русский язык и литературу, географию, а также немецкий и английский языки. К тому времени французским она владела в совершенстве. И даже говорила, что писать по-французски ей намного проще, нежели на русском.

Жена Пушкина

Познакомилась Наталья Гончарова со своим будущем мужем Александром Пушкиным зимой 1829 года. Они оба присутствовали на балу танцмейстера Иогеля в доме на Тверском бульваре. На тот момент девушке было всего 16 лет. Но Пушкин сразу же был сражен ее красотой наповал.


Через пару месяцев он появился на пороге дома Гончаровых, чтобы просить руки их дочери. Но властная мать Натальи заявила, что дочь ее еще слишком молода. Ко всему прочему, она была наслышана о его репутации вольнодумца и политической неблагонадежности. Но категорического отказа все же не дала. Поэтому уже осенью Александр Сергеевич вновь пришел свататься.

Помолвка молодых состоялась 6 мая 1830 года. А венчание, из-за волокиты с приданным, только 2 марта 1831 года. Во время бракосочетания в московской церкви Большого Вознесения у Никитских ворот Пушкин выронил кольцо, а после у него погасла свеча. Как и многие, он посчитал это дурным предзнаменованием. Вскоре супруги переехали в Царское Село, и Александр Сергеевич был счастлив.


В Петербурге красота Натальи произвела впечатление на местное светское общество. Она быстро освоилась, став частой гостьей светских мероприятий. В 1832 году у Пушкиных родилась дочь Мария. В том же году скончался дед Натальи, оставив имение, обремененное долгом в 1,5 млн рублей.

Жизнь в столице была дорога, но из соображений «престижа» Пушкины продолжали жить в большом доме. Наталья любила выходить в свет, а Александр иногда играл в карты и проигрывал. Семья находилась в трудном финансовом положении.

В 1933 году родился их сын Александр. В этом же году Николай I пожаловал Александра Сергеевича в младший придворный чин камер-юнкера, чем Пушкин был крайне опечален. Но он понимал, что Двор хотел, чтобы Наталья Николаевна чаще присутствовала на балах. Тем более, уже тогда ходили слухи, что император к ней неравнодушен. На самом деле поэт даже гордился успехом жены в обществе, тем более что Наталья никогда не давала повода, за ней не было замечено даже кокетства.


В 1935 году Наталья родила сына Григория. В том же году она познакомилась с – французским подданным, кавалергардом, а также приемным сыном посланника Нидерландов Геккерна. Мужчина начал демонстративно ухаживать за Пушкиной. Ей было приятно его внимание, и она любила танцевать на балах, тем более молодая женщина снова забеременела и посещала светские рауты крайне редко.

Но между супругами всегда были доверительные отношения, он был для нее главной опорой, она – его музой. Существует мнение, что Наталья хоть и увлеклась Дантесом, до конца была верна Пушкину. В мае 1836 года она родила дочь Наталью.


Однако многие в смерти великого поэта винят как раз Наталью. Ей в вину ставили свидание с Дантесом на квартире ее троюродной сестры Идалии Полетики, которая, к слову, была в числе главных врагов и гонителей Пушкина. Но подтверждения этой встречи нет. Некоторые полагают, что именно Полетики и придумала этот «план» с Дантесом, таким образом создав травлю вокруг Александра Сергеевича.

В ноябре 1836 года всем друзьям поэта было разослано письмо с оскорбительным содержанием в сторону Натальи и Александра. Пушкин сразу же подумал, что это дело рук Дантеса и тогда впервые вызвал его на дуэль. Но она не состоялась, а Жорж Дантес посватался к сестре Натальи – Екатерине.


В обществе эта новость лишь усугубила ситуацию. Некоторые считали, что Дантес женится на нелюбимой женщине для того, чтобы отвести все подозрения от Натальи. Другие видели в этом поступке только еще один способ сделать Пушкину больно. Ведь все знали, насколько Александр Сергеевич ревнив. Их семья присутствовала на венчании Дантеса и Екатерины, но вот на праздничный обед Пушкины не пошли. Не принимали они молодоженов и в собственном доме. Но на светских мероприятиях все же встречались.

23 января на балу Дантес оскорбил Наталью Николаевну. Пушкин написал Геккерну настолько резкое письмо, что дуэль была неминуема. Но так как Геккерн был иностранным послом, участвовать в дуэли он не мог. Дантес вызвал поэта на дуэль вместо своего отца. 27 января прошла дуэль на Черной речке.


Пушкин был тяжело ранен в живот. На смертном одре он попросил жену вдовствовать 2 года. 29 января он скончался. Наталья тяжело переживала смерть супруга, она заболела и уехала с детьми в имение в Полотняном Заводе. Ей было всего 25 лет, а она уже стала вдовой с четырьмя детьми.

Вышла замуж Наталья Николаевна не через два года, как завещал ей Пушкин, а через семь лет. Ее избранником стал Петр Ланской – генерал-лейтенант, сослуживец ее брата. Он был небогат, но искренне любил Наталью и принял ее детей как своих собственных. В этом браке родились еще три дочери.

Смерть

В 1861 году Наталья Николаевна заболела, каждую весну женщину стали мучить ужасные приступы кашля, которые не давали спать. Доктора посоветовали ей на время поменять климат. Петр Ланской взял отпуск, и они вместе с дочерьми отправились за границу. Семья посетила несколько немецких курортов, но на здоровье Пушкиной-Ланской это никак не повлияло. Всю осень семья прожила в Женеве, зимой переехала в Ниццу. Вскоре женщина пошла на поправку.


Однако врачи ее предупреждали, что «любая простуда унесет ее как осенний листок». В ноябре 1863 года женщина поехала на крестины внука в Москву и простудилась. В обратной дороге ее состояние ухудшилось. Скончалась она на 52-м году жизни от воспаления легких, 26 ноября 1863 года. Ее супруг Петр Ланской пережил ее на 14 лет.

Похоронили Наталью Николаевну Ланскую на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Память

  • 1927 – фильм Владимира Гардина «Поэт и царь», в роли Натальи – Ирина Володко
  • 1981 – фильм Бориса Галантера «И с вами снова я…», в роли Натальи – Ирина Калиновская
  • 1986 – фильм Леонида Менакера «Последняя дорога», в роли Натальи – Елена Караджова
  • 2002 – документальный фильм Галины Самойловой «Три жизни Натальи Гончаровой»
  • 2006 – фильм «Пушкин. Последняя дуэль», в роли Натальи –
  • 2014 – фильм Дениса Банникова «Дуэль. Пушкинъ - Лермонтовъ», в роли Натальи – Светлана Агафошина
  • 2015 – документальный фильм Алексея Пищулина «Пушкина после Пушкина»


27 августа (8 сентября) 1812 г. родилась женщина, сыгравшая роковую роль в жизни А. С. Пушкина, – Наталья Гончарова . Ее личность и у современников, и в наше время всегда вызывала крайне противоречивые оценки: ее называли и злым гением, погубившим великого поэта, и оклеветанной жертвой. О ней судили по тем 6-ти годам, которые она провела в браке с Пушкиным, однако последующие 27 лет ее жизни позволяют составить куда более полное и верное представление о том, какой на самом деле была одна из первых красавиц высшего света начала XIX века.



Перед смертью Александр Сергеевич ее просил: «Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека». Она выполнила его просьбу, но замуж вышла не через два года, а через семь лет. В 25 лет Наталья Пушкина осталась вдовой с 4 детьми. Многие считали ее виновной в смерти поэта и называли легкомысленной и пустой светской красавицей.





Через две недели после смерти Пушкина Наталья с детьми отправилась к брату Дмитрию, в их фамильное имение Полотняный Завод. Там она вела затворнический образ жизни и почти никого, кроме родственников, не принимала. Конечно, после столичного блеска, великосветских балов и приемов эта жизнь казалась ей скучной и однообразной, но приносила внутреннее равновесие: «Иногда такая тоска охватывает меня, что я чувствую потребность в молитве, – признавалась она. – Эти минуты сосредоточенности перед иконой, в самом уединенном уголке дома, приносят мне облегчение. Тогда я снова обретаю душевное спокойствие, которое раньше часто принимали за холодность и меня в ней упрекали».



К ней неоднократно сватались богатые и титулованные женихи, но все они получали отказ: никто из них не был готов принять ее четверых детей. Ей предлагали устроить их в престижные учебные заведения подальше от дома, но она отвечала: «Кому в тягость мои дети, тот мне не муж». Через 2 года Наталья Пушкина снова приезжает в Петербург, но в свете появляется редко и занимается воспитанием детей.





Наталья вышла замуж через 7 лет после смерти Пушкина, в 1844 г. Ее избранником стал небогатый, но искренне любящий ее Петр Ланской – генерал-лейтенант, сослуживец ее брата. На тот момент ей было 32 года, ему – 45. Церемония бракосочетания была тихой и скромной, на свадьбу пригласили только близких родственников. Ее детей он принял, как своих. В этом браке родилось еще трое дочерей. Кроме своих семерых, Наталья нянчила еще 4-х детей родственников. «Мое призвание – быть директрисой детского приюта, – пишет она Ланскому. – Бог посылает мне детей со всех сторон …».





В последние годы жизни Наталья Николаевна часто болела. Она перестала выходить в свет и часто уезжала за границу на лечение. Она скончалась на 52-м году жизни от воспаления легких. Петр Ланской пережил супругу на 14 лет.





Не меньшего внимания заслуживает судьба

Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) - российскаяхудожница, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. Выдающаяся представительница русского авангарда начала 1910-х годов, один из самых ярких сценографов 20 века.

Родилась 16 августа 1881 года в деревне Ладыжино Тульской области. Наталья воспитывалась в семье архитектора. Этот род принадлежал к старинному роду Гончаровых.

Увлекшись искусством, Гончарова начала обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое продолжалось с 1901 по 1909 год. Сначала Наталья занималась преимущественно скульптурой, а впоследствии стала увлекаться живописью. Первым наставником начинающей художницы стал К.А. Коровин. При этом скульптурные работы художницы тоже получили высокую оценку.

Ранними работами Гончаровой стали картины в духе импрессионизма. Эти полотна успешно экспонировались на выставках «Мира искусства» и МХТ. Позднее она получила приглашение от С.П. Дягилева. Он предложил начинающей художнице участвовать в Осеннем Салоне в Париже.

В этот период Гончарова пишет в основном улицы со старинными зданиями, городские парки в технике пастели. Особенности мировосприятия, прослеживающиеся в этих полотнах, явно говорят о влиянии на художницу творчества мастеров группы «Наби». Однако тот нежный лиризм, который отличал работы раннего периода, вскоре уступил место последовательному неопримитивизму.

Еще во время обучения в училище Гончарова знакомится с М.Ф. Ларионовым. Вскоре это знакомство приведет к теплым отношениям, а Ларионов станет супругом художницы. Вместе с ним Гончарова участвовала в различных русских и европейских выставках. Творческий подъем молодой художницы был связан с 1906 годом, когда Гончарова вплотную занялась картинами в духе примитивизма. Художницу привлекает тематика крестьянского искусства. Она стремится познать сущность творчества народа во всей его глубине.

Позднее Гончарова будет работать и в других стилях, активно используя традиции разных эпох. В это время появляются картины «Мать», «Хоровод», «Уборка хлеба», «Евангелисты».

Мать Хоровод Уборка хлеба Евангелисты

В 1913 году Гончарова много работает над иллюстрациями к литературным произведениям, среди которых издания С.П. Боброва, А.Е. Крученых, В.В. Хлебникова. С 1914 года художница оформляет театральные постановки, такие как «Золотой петушок». В поздний период творчества Гончарова создает много работ, поддерживающих идею беспредметного искусства. В это время появляются картины «Лучистые лилии», «Орхидеи».

В 1915 году Гончарова вместе с мужем уезжает во Францию. Здесь жизнь художницы и оборвется 17 октября 1962 года .

Творчество Гончаровой

В 1907-1911 годах живопись Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива.

Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного. В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин). Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее).

Жатва Птица-Феникс Ангелы, мечущие камни на город

Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме - привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество. С начала 1910-х годов Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма («Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань).

После кубофутуристического периода разрабатывала новое направление - изобретенный Ларионовым лучизм.

Но и в «лучистских» полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира («Лучистское построение», масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия, «Лес», масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария).

Начав выставляться с 1904, Гончарова в 1906 была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет». В 1911-1912 - член группы «Ослиный хвост», в 1913 входила в группу «Мишень». Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике». В 1914 Гончарова по заказу С. П. Дягилева создала эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Спектакль имел шумный успех в Париже; в 1915, приняв предложение Дягилева постоянно работать в антрепризе, она вместе с Ларионовым покинула Москву. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939).

Центр французского периода Гончаровой - театр.

Вплоть до смерти Дягилева в 1929 она была одним из ведущих художников его антрепризы («Испания» Мориса Равеля, 1916; «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского, 1923, «Жар-птица» Игоря Стравинского, 1926 и другие спектакли). В 1920-е годы и позднее занималась живописью, иллюстрировала книги и работала как художник-декоратор над театральными постановками. В 1950-е годы Гончарова писала многочисленные натюрморты и полотна «космического цикла». Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х годов - их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Работы Гончаровой представлены во всех крупных музейных собраниях мира.

18 июня 2007 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Сбор яблок» (1909 год) была продана за 4,948 млн фунтов стерлингов (почти 10 млн долларов США), установив таким образом исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.

02 февраля 2010 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Испанка» (1916 год) была продана за 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов или 10 млн 216 тысяч 148 долларов США, таким образом установлен новый исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.

В 2011 году в Москве была проведена пресс-конференция, участники которой, эксперты Ирина Вакар и Андрей Сарабьянов и коллекционер Пётр Авен, заявили о примерно 300-х подделках Натальи Гончаровой, опубликованных в монографии Эндрю Партона «Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой» и первом томе каталога-резоне Дениз Базету «Наталия Гончарова: её творчество между традицией и современностью».

Гончарова Наталья Николаевна (1812-1863) – супруга великого русского поэта Пушкина А. С.

Семья

Наташа появилась на свет 8 сентября 1812 года в Тамбовской губернии. В посёлке Знаменка есть историческая усадьба Кариан, там и родилась девочка, которой суждено было своей красотой покорять окружающих её людей и стать роковой женщиной для её супруга – величайшего поэта России Пушкина А. С.

Предки её отца, Гончарова Николая Афанасьевича, были промышленниками и купцами. Во времена правления Елизаветы Петровны семья Гончаровых получила дворянский титул. В 1789 году Екатерина II подтвердила право семьи Гончаровых на потомственное дворянство, о чём подписала соответствующий указ и выдала его на руки Наташиному дедушке Афанасию Николаевичу Гончарову.

Отец Натальи был в семье единственным сыном, получил достойное образование, отлично владел английским, немецким и французским языками. Николай Афанасьевич был членом петербургской Коллегии иностранных дел, имел чин коллежского асессора, трудился на должности секретаря у московского губернатора.

Мама Наташи – Наталья Ивановна (девичья фамилия Загряжская). Как удалось установить биографам, Наталья Ивановна была незаконнорождённой дочерью Загряжского Ивана Александровича. Когда умерла её родная мать, Эуфрозина Ульрика баронесса Поссе, маленькой Наташе было всего 6 лет, и заботу о ней взяла на себя Александра Степановна, супруга Загряжского. Она приложила все усилия, чтобы рождение девочки узаконить и дать ей все наследственные права. Наталья Ивановна отличалась необыкновенной красотой и служила фрейлиной у императрицы Елизаветы Алексеевны.

Свадьба родителей была очень пышной, вся императорская фамилия присутствовала на церемонии венчания Николая Гончарова и Натальи Загряжской.

Детские годы

В семье Гончаровых всего родилось семь детей, Наташа была пятым ребёнком. Семейство проживало в Москве, но в 1812 году во время Отечественной войны Гончаровы уехали в родовое поместье Загряжских в селе Кариан, где и родилась Наташа.

Детские годы Натальи Гончаровой прошли в Москве. Также она частенько бывала в посёлке городского типа Полотняный Завод, который находился в Калужской губернии и где всем заведовал её дед Афанасий Николаевич (здесь у Гончаровых было обширное родовое имение). Много времени в детстве Наташа проводила и в дворянской усадьбе Загряжских, которая располагалась под Волоколамском в селе Ярополец.

Девочку часто отправляли к бабушкам с дедушками, потому что в семье обстановка была не слишком благополучная. Наташе исполнилось лишь два года, как у её отца врачи диагностировали психическое заболевание. И хотя всем родственникам говорили, что оно вызвано травмой головы после падения с лошади, на самом деле отец очень много пил.

После установки такого диагноза отцу Наталью отправили к деду в Полотняный Завод, где она воспитывалась почти до шести лет. Афанасий Николаевич не чаял души в своей внучке, он выписывал ей из-за границы игрушки и одежду. Именно дед воспитал в маленькой Таше (так её ласково называли родные) невероятную модницу. А разве могло быть иначе, когда из Парижа приходили коробки, перевязанные яркими атласными лентами, внутри которых лежали детские шляпки и платья, расписные книжки, красивые мячики и фарфоровые куклы.

Когда Наташа вернулась в родительский дом в Москву, одну из её кукол, похожих на принцесс из сказок, маменька разбила в ярости. У девочки лишь наполнились слезами огромные карие глаза, но заплакать она не посмела, так как потом могло последовать ещё более жестокое наказание. С тех пор Наташа избегала матери, когда у неё было подобное настроение, ребёнок просто прятался где-нибудь в укромном уголке и пережидал бурю.

На маму, Наталью Ивановну, неудачная семейная жизнь наложила определённый отпечаток, она отличалась тяжёлым характером, была женщиной очень властной и детей своих воспитывала слишком строго, требовала от них беспрекословного подчинения. Быть может, поэтому Наташа Гончарова никогда не любила вспоминать и рассказывать о своём детстве.

Образование

Несмотря на всю строгость, мать детей своих любила и желала им достойного будущего. Старшие братья Натальи, Сергей и Иван, когда выросли, были определены на военную службу, Дмитрий успешно окончил Московский университет. А барышни в семье Гончаровых получили отличное домашнее образование. Девушкам преподавали историю мира и России, русский язык и литературу, географию. Наталья изучала также английский и немецкий языки, а французским владела настолько в совершенстве, что иногда признавалась, ей намного легче писать по-французски, чем по-русски.

Все, кто был знаком с Натальей Гончаровой и оставил потомкам о ней воспоминания, отмечали, что девочка с ранних лет отличалась небывалой красотой. В свет её стали вывозить довольно рано, у Наташи всегда были толпы поклонников. Однако строгая мать и болезнь отца наложили отпечаток на девушку. Наталья была очень застенчивой, скромной и молчаливой. Когда она стала появляться на светских мероприятиях, поначалу из-за молчаливости и застенчивости её считали девушкой небольшого ума. Но так можно было думать ровно до тех пор, пока Гончарова не начинала говорить.

Очень образованная и начитанная девушка могла не только блеснуть своими знаниями в беседе, но и разыграть шахматную партию, прекрасно танцевать, играть на фортепиано, отлично сидеть в седле и управлять лошадьми. При этом из девочек воспитывали хороших будущих матерей и жён, все они умели вести хозяйство, шить, вязать и вышивать.

Но среди своих сестёр Наталья выделялась особенной изящностью, умением держать себя, притягивающей простотой в общении, тактом, манерами, глубокой порядочностью. Многие, кто знал семью Гончаровых, считали Наталью удивительным самородком. Непонятно в кого она получилась такая? Отец – слабохарактерный мужчина, в конце жизни находившийся не в своём уме. Мать многие считали пренеприятной особой, она никогда не отличалась хорошим тоном. А Наташа была без всякой фальши и вдобавок ко всему необычайно красива, эти качества и пленили наповал величайшего поэта России Александра Сергеевича Пушкина.

Пушкин в её жизни

В декабре 1828 года в доме на Тверском бульваре проходили балы танцмейстера Иогеля. Наташе едва исполнилось 16 лет. Такую юную и до безумия красивую на одном из балов её впервые увидел Пушкин. На ней было белое платье и золотой обруч на голове. Она была необыкновенно пропорционально сложена, гармонична, каждое её движение наполнялось грацией. Такая царственная она предстала перед великим поэтом, и он впервые в своей жизни был робок.

А уже спустя четыре месяца Пушкин просил руки Натальи Гончаровой. Однако её мать считала, что Наташа ещё слишком молода для замужества.

Не получив однозначного ответа, поэт уехал на Кавказ в действующую армию.

Он был старше Натальи на 13 лет, не богат, в светском обществе признавался блистательным поэтом и в то же время неблагонадёжным человеком. Вдобавок ко всему Пушкин был на дурном счету у государя. Может быть, и это повлияло на решение матери. Но сама Наташа сумела сломить сопротивление родительницы. Как сказала о ней мать: «Мне показалось, что она увлечена своим женихом» .

В 1830 году Пушкин вернулся в Москву и 6 апреля второй раз просил руки Натальи Гончаровой. В этот раз согласие на брак было получено. Через месяц, 6 мая 1830 года, состоялась помолвка.

Но свадьбу никак не могли вовремя сыграть, как будто что-то постоянно её отодвигало. Даже сам Пушкин писал в письме своей невесте: «Наша свадьба точно бежит от меня». То жених часто ссорился с будущей тёщей, чаще всего причиной споров становилось приданое. Мать не хотела выдавать Наташу замуж без приданого, а денег у Гончаровых не было. То потом умер дядя жениха, и Пушкин уехал в Болдино, чтобы вступить в наследство. Но там ему пришлось задержаться на три месяца из-за эпидемии холеры.

В конце концов, Пушкин принял решение заложить имение Кистенёво, и из этих денег дал Наташиной матери 11 тысяч рублей на приданое. Никогда потом Александр Сергеевич ни единым словом, ни намёком нигде не упоминал, что женился на бесприданнице.

2 марта 1831 года Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова обвенчались в московском храме «Большое Вознесение». Во время венчания Пушкин уронил на пол обручальное кольцо, а потом у него затухла свеча. Жених стал бледным и тихо прошептал: «Это плохие приметы».

Молодожёны сначала поселились в съёмной квартире в Москве. Но потом, не желая, чтобы тёща вмешивалась в их личную жизнь, уехали в Царское село. Молоденькая Наташа стала хозяйкой большого и светлого дома, в котором часто бывали гости. Их надо было встречать, накрывать стол и подавать горячий чай. А по утрам Наталья занималась вышивкой в гостиной, так как с утра Пушкин запирался у себя в кабинете и часов до двух непрерывно писал.

19 мая 1832 года у Пушкина и Гончаровой родилась девочка Мария. За шесть лет супружества Наталья после Марии родила мужу ещё троих детей – двух мальчиков Гришу и Сашу, и одну девочку Наташу.

В 1835 году Наталья Николаевна познакомилась с кавалергардом Дантесом, он начал ухаживать за ней. Хотя до этого никто и никогда не мог назвать её кокеткой, несмотря на то, что Наташа постоянно посещала балы и светские мероприятия. Она просто ни разу не дала повода своему мужу усомниться в её любви и верности. После ухаживаний Дантеса поползли слухи, что у него связь с супругой Пушкина.

Дантес обыграл эти слухи и свои ухаживания тем, что таким образом хотел поближе познакомиться с сестрой Натальи Екатериной, которая впоследствии и вышла за него замуж. Но всё это наложило какой-то чёрный след на счастливой семейной жизни Пушкиных. В начале 1837 года во время одного из балов Дантес оскорбил Наталью. Всему миру известно, чем это закончилось, – Чёрная речка, дуэль, тяжёлое ранение Пушкина и спустя два дня гибель поэта. Перед самой смертью он сказал своей Наталье, что всегда доверял ей и она ни в чём не виновата.

Пушкин умер в пятницу, для Натальи смерть мужа стала тяжелейшим потрясением. Потом до конца своей жизни она по пятницам носила траурную одежду и не принимала пищу. Император назначил вдове пенсию, а также пособие дочерям до замужества, мальчиков записали в пажи и до поступления на службу им выделили 1500 рублей в год.

Наталья Николаевна после всех этих событий тяжело заболела и уехала с детьми в Полотняный Завод, чтобы отдохнуть и подлечиться. Здесь она пробыла до 1839 года.

Второй брак с Ланским

В 1839 году Наталья вернулась с детьми в Петербург. После нескольких лет затворнической жизни в 1843 году она побывала в театре. Там произошла её случайная встреча с Императором, после которой Наташа просто обязана была появляться в обществе Государыни. Она снова вышла в свет и по-прежнему была ослепительно красивой.

В 1844 году Наталья познакомилась с другом её брата – генералом Ланским Петром Петровичем. Ему было 45 лет, и мужчина считал сам себя убеждённым холостяком. Он стал бывать в гостях у Натальи Николаевны, со временем очень привязался к их уютному и тёплому дому, а особенно Петру нравилось общаться с детьми.

16 июля 1844 года Наталья Николаевна и Пётр Петрович венчались. Свадьба была скромной, на ней присутствовали только самые родные и близкие друзья. В этом браке Наташа родила трёх дочерей – Софью, Александру и Елизавету.

Ланской одинаково любил и своих дочерей, и детей Пушкина. Кроме того, Наталья с Петром воспитывали ещё племянника Ланского Павла и сына сестры Пушкина – Лёвушку. После смерти жены Пётр Петрович воспитывал её внуков от первого брака с Пушкиным.

Смерть

Осенью 1863 года Наталья Николаевна ездила в Москву на крестины своего внука. Там она сильно простудилась, а потом в обратной дороге болезнь стала усугубляться. Приехав домой в Петербург, эта простуда вылилась в воспаление лёгких. Умирала она в лихорадочном забытьи. Было хмурое утро, шёл холодный дождь, иногда переходящий в снег, 8 декабря 1863 года в Петербурге ушла из жизни красивейшая из женщин Наталья Николаевна Гончарова.

После смерти Александра Пушкина на его супругу Наталью Николаевну (до брака Гончарову) посыпались оскорбительные упреки в «блестящей пустоте», которая довела до гибели великого поэта. В поэтических кругах и светском обществе к ней стали относиться с презрением.
Некоторые исследователи жизни поэта – Павел Щеголев, Викентий Вересаев – описывали Гончарову как красивую пустышку, эгоистичную и слишком склонную расточать ласки всем окружающим. Щеголев писал, что ей вообще не нужно было обладать никакими достоинствами. Окружающие прощали ей все за неземную красоту.

Наталью Николаевну обвиняли и в романе с императором и в пособничестве Дантесу и Геккерну, которые без ее невольной помощи вообще не смогли бы ничего сделать против Пушкина. В истории сложился достаточно негативный образ этой женщины. Но не все в ее жизни было так просто и однозначно. За образом поверхностной светской красотки скрывалось гораздо больше.

Ранние годы

Наталья Николаевна была самой младшей дочерью Гончаровых (еще одна девочка, Софья, умерла в младенчестве). Воспитывалась она в имении деда Афанасия Николаевича. В зрелом возрасте он был сильно подвержен пьянству, открыто жил с любовницей и проматывал остатки 30-ти миллионного состояния Гончаровых. Зато он обожал внучку и постоянно ее баловал.

Мать к Наталье Николаевне, как и ко всем остальным своим детям, была крайне суровой. Обстановка в семействе была сложной и напряженной. Несмотря на это Наталья Гончарова выросла приятной и открытой девушкой.

Некоторые исследователи предполагают, что она могла получить достаточно неплохое по тем временам образование (сведения о жизни Гончаровой достаточно скудны).

В свет девушку стали вывозить очень рано. Она имела большой успех. Наталья Николаевна нравилась людям не столько своими бездонными глазами и ангельской улыбкой – красавиц в высшем обществе хватало, - сколько подкупающей простотой обращения. Многие, кто знал юную Гончарову, говорил, что она была лишена всякой наигранности и фальши.

«Все в ней было проникнуто глубокой порядочностью», - писала о девушке сестра Павла Нащокина (друга Пушкина), Надежда Еропкина. Так что Александр Сергеевич полюбил Гончарову не только за белоснежные плечи, осиную талию и совершенное лицо. Наталья Николаевна пленила поэта и многими другими своим качествами. Александр Сергеевич продолжал страстно любить «свою мадонну» спустя годы после женитьбы и рождения в браке четверых детей.

Первый муж

С Пушкиным Наталья Николаевна познакомилась на балу. Александр Сергеевич был покорен ее грацией, красотой и искренностью, перед которой поэт всегда преклонялся. Но тогда Гончаровой было всего 16, и ее мать не спешила отдавать дочь замуж. По другой версии, матери Натальи Николаевны не нравились политические взгляды Пушкина, его неблагонадежность и антиправительственные настроения (сама она очень уважала монархию).

Но Пушкин был так сильно влюблен, что заставил себя написать смиренное письмо Николаю I с просьбой разрешить опубликовать «Бориса Годунова» и извещением о своем желании жениться на Гончаровой-младшей. Император сменил гнев на высочайшую милость, и Александра Сергеевича приняли в семье невесты. Пушкин был безмерно счастлив.

Вокруг их брака ходило много несправедливых слухов. О Наталье Николаевне сложилось мнение, что она была ветреной кокеткой. На самом деле, Пушкина была довольно практичной дамой и верной помощницей супруга. Она поддерживала Александра Сергеевича в издательском деле и заодно активно участвовала в тяжбах Гончаровых за наследство. В письмах родственникам Наталья Николаевна писала, главным образом, о деловых моментах и о своей семье. Светские мероприятия в переписке почти не упоминались.

Трагические события

До знакомства с Жоржем Дантесом супругу Пушкина нельзя было упрекнуть в легкомысленном поведении. Бравый военный беззаветно влюбился в Наталью Николаевну, чем немало смутил ее чувства. Но исследователи утверждают, то между ними не было романа в полном смысле слова. Имело место ухаживание со стороны Дантеса, лишь поначалу приятное Пушкиной. Последняя писала воздыхателю, что не может нарушить своего долга перед мужем. Позднее Дантес породнился с Гончаровыми, женившись на сестре Натальи Николаевны. Однако, сплетен это не остановило.

В последнее время перед своей гибелью Пушкин переживал тяжелые времена. Огромные долги кредиторам и неудачи в издательском деле совсем сломили его дух. Наталья Николаевна старалась не беспокоить мужа из-за разных мелочей, в чем сказывается ее забота о любимом человеке. Но как раз в этот момент появляется пасквиль, намекающий на постыдную связь Натальи Пушкиной с Дантесом. Пушкин отреагировал сразу же. Была ли это ревность или «последняя капля» в череде преследовавших поэта неудач, сейчас установить сложно. Многие склоняются к тому, что поэт просто стремился защитить честное имя жены от сплетен.

Второй брак

Наталья Николаевна до последнего мгновения верила, что супруг выживет. После его смерти она тяжело заболела из-за пережитого потрясения. Ее поступки и поведение после гибели супруга красноречиво говорили о любви к Александру Сергеевичу. В дополнение к трагедии на вдову обрушились обвинения общества, которое само же подстегивало скандальные слухи про нее и Дантеса. Пушкина была вынуждена уехать в Полотняный Завод (родовое поместье).

Только спустя 7 лет, когда скандал поутих, она вышла замуж во второй раз. Этот брак Натальи Николаевны оказался куда счастливее первого. Генерал Петр Ланской был не такой видной фигурой, как Пушкин, поэтому охочих разводить вокруг него сплетни не было. Оба были очень бедны, но любили друг друга искренне. Супруг был добр и приятен в общении. Наталья Николаевна вполне счастливо прожила с ним до конца дней. Когда ее не стало, Ланской стал заботиться о детях жены от первого брака и внуках Пушкина.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав