03.07.2023

Основные положения государственной протокольной практики российской федерации. История дипломатического протокола в россии Особенности протокольной практики государств в военное время


1. Президент Российской Федерации.
2. Председатель Правительства Российской Федерации.
3. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Лица, занимавшие должность Президента Российской Федерации.
6. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации.
7. Председатель Верховного Суда Российской Федерации.
8. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
9. Генеральный прокурор Российской Федерации.
10. Патриарх Московский и всея Руси. [РПЦ МП?]
11. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.
12. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.
13. Заместители Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - помощники Президента Российской Федерации.
14. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
15. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации
16. Лица, занимавшие должность Председателя Правительства Российской Федерации.
17. Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
18. Заместители Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместители Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
19. Помощники Президента Российской Федерации , руководитель протокола Президента Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации.
20. Федеральные министры .
21. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
22. Председатель Центрального банка Российской Федерации.
23. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах .
24. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации .
25. Председатель Счетной палаты Российской Федерации.
26. Президент Российской академии наук.
27. Руководители депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председатели комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации.
28. Советники Президента Российской Федерации.
29. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров), руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных федеральным министерствам.
30. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
31. Чрезвычайные и полномочные послы Российской Федерации в иностранных государствах, постоянные представители Российской Федерации при международных организациях .
32. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
33. Постоянные члены Священного синода Русской православной церкви, руководители других конфессий - члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.
34. Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации, кавалеры орденов Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Георгия, лица, удостоенные звания Героя Российской Федерации, кавалеры ордена "За заслуги перед Отечеством" I и II степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве.
35. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, первые заместители Председателя Центрального банка Российской Федерации.
36. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, заместители Председателя Центрального банка Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
37. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
38. Лица, замещающие высшие должности федеральной государственной службы, председатели совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации.
39. Руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
40. Аудиторы Счетной палаты Российской Федерации.
41. Кавалеры ордена "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве.

Применительно к поездкам Президента Российской Федерации в субъекты Российской Федерации. В иных случаях занимают позицию после пункта 28 в порядке перечисления субъектов Российской Федерации в Конституции Российской Федерации.
Применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 13.
Министр иностранных дел Российской Федерации применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимает позицию после пункта 12, иные федеральные министры применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 15.
Применительно к поездкам Президента Российской Федерации в федеральные округа занимают позицию после пункта 13.
Применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 15.
Применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимают позицию после пункта 19.

"Протокольное старшинство при проведении в РФ официальных мероприятий" утверждено указом Президента.

1. Президент РФ.
2. Председатель Правительства РФ.
3. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
4. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
5. Лица, занимавшие должность Президента РФ.
6. Председатель Конституционного Суда РФ.
7. Председатель Верховного Суда РФ.
8. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ.
9. Генеральный прокурор РФ.
10. Патриарх Московский и всея Руси. [РПЦ МП?]
11. Руководитель Администрации Президента РФ.
12. Секретарь Совета Безопасности РФ.
13. Заместители Руководителя Администрации Президента РФ - помощники Президента РФ.
14. Заместитель Председателя Правительства РФ.
15. Высшие должностные лица субъектов РФ
16. Лица, занимавшие должность Председателя Правительства РФ.
17. Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
18. Заместители Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, заместители Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

19. Помощники Президента РФ , руководитель протокола Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ.
20. Федеральные министры .
21. Председатель Центральной избирательной комиссии РФ.
22. Председатель Центрального банка РФ.
23. Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах .
24. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров), руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ .
25. Председатель Счетной палаты РФ.
26. Президент Российской академии наук.
27. Руководители депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, председатели комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ.
28. Советники Президента РФ.
29. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров), руководство которыми осуществляет Правительство РФ, руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных федеральным министерствам.
30. Уполномоченный по правам человека в РФ.
31. Чрезвычайные и полномочные послы РФ в иностранных государствах, постоянные представители РФ при международных организациях .

32. Члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
33. Постоянные члены Священного синода РПЦ, руководители других конфессий - члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
34. Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, кавалеры орденов Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Георгия, лица, удостоенные звания Героя РФ, кавалеры ордена "За заслуги перед Отечеством" I и II степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве.
35. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ, первый заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, первый заместитель Генерального прокурора РФ, первые заместители Председателя Центрального банка РФ.
36. Заместители Председателя Верховного Суда РФ, заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители Генерального прокурора РФ, заместители Председателя Центрального банка РФ, заместитель Председателя Счетной палаты РФ.
37. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

38. Лица, замещающие высшие должности федеральной государственной службы, председатели совещательных и консультативных органов при Президенте РФ.
39. Руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
40. Аудиторы Счетной палаты РФ.
41. Кавалеры ордена "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве.

Применительно к поездкам Президента РФ в субъекты РФ. В иных случаях занимают позицию после пункта 28 в порядке перечисления субъектов РФ в Конституции РФ.
Применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 13.
Министр иностранных дел РФ применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимает позицию после пункта 12, иные федеральные министры применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 15.
Применительно к поездкам Президента РФ в федеральные округа занимают позицию после пункта 13.
Применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 15.
Применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимают позицию после пункта 19.

Действующая российская протокольная практика основывается на исторических традициях российской государственности и дипломатической службы. Правила дипломатического протокола формировались на протяжении длительного исторического периода и впоследствии стали нормой межгосударственных отношений. Вместе с тем именно в протоколе находят отражение современные тенденции развития общества и мировой политики.

Протокол в эпоху Ивана Грозного

История протокола в России уходит корнями в XVI век, когда в 1549 г. царем Иваном Грозным было учреждено первое внешнеполитическое ведомство государства российского, получившее название Посольский приказ. На него были возложены общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатическая работа, в том числе отправка русских миссий за границу и прием иностранных представительств.

Послами назначались люди, пользовавшиеся доверием царя и Боярской думы. Посланники же были преимущественно из числа дворян и дьяков и посылались по менее важным делам.

Иностранные посольства, прибывавшие в Россию, находились на полном государственном обеспечении русских властей. Послы считались гостями государя. С 1549 по 1559 гг. Москву посетило 32 посольства иностранных государств. Обслуживали их пребывание специальные чины Посольского приказа.

Особым действом считался въезд иностранного посла в Москву. Посольский поезд во главе с «болшим» послом и процессия «встречников» съезжались в установленном месте. Обычно иностранных послов встречали приставы с небольшой свитой, которые обеспечивали им охрану, снабжение и ночлег. Общение приставов с послами проводилось с целью сбора сведений о внутреннем положении той страны, которую представляло то или иное посольство, а также о намерениях и полномочиях послов. Приставы поддерживали постоянную связь с Посольским приказом и сообщали ему собранные сведения.

Посольское шествие на аудиенцию к государю обставлялось с еще большей торжественностью, чем въезд в столицу. Через несколько дней после первой аудиенции проводилась вторая - царь сообщал послам, что он ознакомился с содержанием «верющей грамоты» и объявлял, какие бояре назначены «в ответ».

В своей книге «История Государства Российского» Н.М.Карамзин пишет, что еще в далеком 1553 г. произошла первая встреча русских с англичанами. Иван Грозный устроил им тогда пышный прием, показав богатство и величие Руси. Золотая посуда, золотые одежды и трон государя произвели на гостей грандиозное впечатление - англичане были поражены пышностью и богатством.

Протокол в XVII веке

Некоторые древние посольские обычаи оставались неизменными вплоть до конца XVII столетия. Так, двусторонние договоры по-прежнему скреплялись присягой, крестным целованием и приложением печати.

Во второй половине XVII века в Москве появились постоянные иностранные дипломатические представители. Первое упоминание о «посольском посланнике» относится к 1673 году. В 1702 г. в посольских списках значатся уже шесть резидентов «чужестранных государей»: датский, прусский, польский, баварский, сербский и валашский.

В XVII веке перемены в протоколе стали заметнее. Посольский этикет постепенно приближался к дипломатическому церемониалу. По мере укрепления на престоле династии Романовых он развивался в сторону усиления зрелищной составляющей - церемонии становились все более пышными.

Протокол в период царствования Петра I и Елизаветы I

При Петре I Посольский приказ был переименован в Посольскую походную канцелярию, а в 1720 году - в Государственную Коллегию иностранных дел. Коллегия управлялась государственным канцлером или министром иностранных дел.

Именно в эпоху Петра I в России были утверждены новые нормы протокола, приближенные к западным стандартам. Так, в 1717 г. появилось первое печатное пособие по вопросам этикета «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению». В 1722 г. Петр I утвердил указ о чинах русских дипломатических представителей при иностранных дворах - высшим чином для российского дипломата стал ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Дальнейшее развитие российский протокол получил в период пребывания у власти Елизаветы I. В 1747 г. был разработан общегосударственный акт, получивший название «Церемониал о послах чужестранных государей при императорском всероссийском дворе». В нем был детально описан порядок приема иностранных послов, привилегии и иммунитеты, учет принципа взаимности, правила нанесения визитов и вручения «верющих грамот». За соблюдением всех вышеперечисленных норм следил Церемониальный департамент во главе с обер-церемониймейстером.

Протокол в XIX-начале XX века

В 1815 г. на Венском конгрессе был определен класс глав диппредставительств: послы, посланники и поверенные в делах. Помимо этого, была упорядочена система протокольного старшинства.

В 1827 г. был издан свод протокольных правил «Высочайше утвержденные этикеты при Императорском российском дворе».

Новые структурные изменения нашли свое отражение в документе «Учреждение Министерства иностранных дел» (пришедшем на смену упраздненной Коллегии иностранных дел), утвержденном императором Николаем I в 1846 году. Возглавлял МИД государственный канцлер или вице-канцлер, при нем состояли советники Министерства и чиновники особых поручений. Церемониальный департамент был переименован в Церемониальную экспедицию. В 1838-1846 гг. данное подразделение функционировало как Департамент церемониальных дел, а в 1846-1856 гг. получило название Экспедиция церемониальных дел.

К 1913 г. в России существовала разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств. Если в 1758 г. в мире действовало 11 российских загранучреждений, в 1868 г. - 102, в 1897 г. - 147, в 1903 г. - 173, то к началу Первой мировой войны Россия поддерживала дипотношения уже с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.

История протокола в советский довоенный период

К 20-м гг. XX века международные протокольные нормы широко использовались в российской дипломатической службе. Визиты вежливости иностранных дипломатов официальным лицам страны пребывания являлись достаточно распространенной практикой среди дипкорпуса в Москве.

Примечательно, что с 1921 г. иностранным дипломатам стали выдаваться дипломатические карточки. В 1937 г. была утверждена инструкция Народного комиссариата иностранных дел (НКИД) СССР «О порядке прописки членов дипломатического корпуса в СССР и сотрудников иностранных посольств и миссий», которая регулировала вопросы регистрации дипломатов и членов персонала диппредставительств.

В 1924 г. Постановлением Президиума ЦИК Протокольный отдел НКИД выработал общую линию по вопросам взаимодействия с иностранными диппредставителями.

Протокол в период Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны советская сторона уделяла повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности дипкорпуса. Оказывалась необходимая помощь в строительстве собственных бомбоубежищ на территории диппредставительств.

Несмотря на все тяжбы войны и бытовые неурядицы, продолжалась активная дипломатическая работа. Развивались отношения между странами антигитлеровской коалиции, в Москву приезжали многочисленные иностранные делегации, в том числе на самом высоком уровне, что требовало тщательного соблюдения всех протокольных формальностей. Главы иностранных диппредставительств на постоянной основе поддерживали контакты с советским руководством.

Протокол в послевоенный период

Начиная с середины 50-х гг., представительской работе с иностранными делегациями в Москве стало уделяться значительно больше внимания. По линии территориальных отделов МИД активно организовывались совместные мероприятия с посольствами. Наряду с официальными завтраками и обедами практиковалось совместное посещение театров, концертов, выставок, экскурсии, коллективные выезды за город и другие мероприятия.

В период пребывания у власти Н.С.Хрущева в 50-60-е гг. становится обязательной практика протокольных визитов советским руководителям, организации банкетов в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца с исполнением государственных гимнов и концертами мастеров искусств, а также официальные посещения спектаклей в Большом театре.

К началу 60-х гг. был представлен новый церемониал вручения верительных грамот, который предусматривал обмен речами с их переводом на русский и иностранный языки. Протокольный отдел МИД составил подробную памятку о «порядке аккредитования в СССР главы иностранного дипломатического представительства в ранге посла или посланника». Этот церемониал вручения верительных грамот сохранялся с некоторыми изменениями практически вплоть до появления поста Президента в 1990 году.

18 апреля 1961 г. была подписана «Венская конвенция о дипломатических сношениях, которая стала результатом многолетней работы комиссий и комитетов ООН по кодификации посольского права. Этот основополагающий документ, без сомнения, можно назвать «кодексом дипломатической жизни».

В 1976 г. Министерством иностранных дел были разработаны Основные положения протокольной практики СССР. Согласно данному документу, именно на Протокольный отдел МИД возлагались функции единого государственного протокола в стране. Были установлены единые правила приема иностранных делегаций и проведения протокольных мероприятий. Визиты глав государств, правительств и мининдел стали подразделяться на официальный, деловой, неофициальный и визит проездом.

В 60-70-е гг. Протокольным отделом было инициировано предложение ввести в советский протокол такую норму, как направление коллективного поздравления дипкорпуса главе государства по случаю национального праздника и особо торжественных юбилейных дат.

Период перестройки в протокольном плане был отмечен значительными преобразованиями. Так, в 1989 г. Протокольный отдел МИД был переименован в Управление государственного протокола, а затем в Службу государственного протокола. После избрания М.С.Горбачева на пост Президента СССР в 1990 г. в рамках Управления делами Президента был создан Протокольный отдел. Данное нововведение стало, по сути, историческим событием, с учетом того, что до этого всеми вопросами протокола на государственном уровне ведал исключительно МИД СССР.

Протокол в современной России

В начале 1995 г. Служба государственного протокола была преобразована в Департамент государственного протокола и в том же году утверждено положение о ДГП. Таким образом, задачи и функции Департамента, сфера его компетенции, права и обязанности получили законодательное оформление.

Современная российская протокольная практика приема зарубежных государственных деятелей на высшем и высоком уровне определяется Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 года. Данный документ не только регулирует проведение мероприятий по приему высоких иностранных гостей, но и определяет протокольное старшинство официальных должностных лиц.

На настоящем этапе ДГП активно проводит информационную работу по актуальным вопросам, входящим в компетенцию Департамента, осуществляет аккредитацию дипломатических и административно- технических сотрудников посольств иностранных государств в Российской Федерации. Важнейшей частью повседневной деятельности ДГП также является взаимодействие с аккредитованным в Москве дипкорпусом по различным направлениям.

В наши дни в дипломатическом протоколе все более четко прослеживается тенденция демократизации протокольных норм - на передний план выходят компоненты делового порядка и политическая целесообразность того или иного протокольного мероприятия. Современный российский дипломатический протокол приводит действующие правила и нормы в полное соответствие с политическими реалиями международной жизни.

Протокол по самой своей природе иерархичен. Любая государственная церемония или дипломатический раут связаны с необходимостью соблюдения определенного протокольного порядка или, другими словами, протокольного старшинства, которое есть у каждого государства и прописывается в законодательстве.

Приглашенным на государственный акт или официальное мероприятие главам дипломатических представительств предоставляется в соответствии с этим принципом приоритетное почетное место в непосредственной близости от главы государства или правительства, если они участвуют в этой церемонии.

Вопрос о том, кто занимает более высокое положение, имеет первостепенное значение для протокольной службы любого государства. В советские времена эта проблема стояла особенно остро, поскольку какого-либо официального норматива, с одной стороны, здесь не существовало, а с другой - при проведении любого мероприятия всегда приходилось учитывать особую иерархию партийной номенклатуры.

Иностранные послы, будучи в соответствии с международным правом, представителями главы своего государства, всегда ревностно относились к вопросам протокольного старшинства и весьма болезненно реагировали на все случаи, когда считали, что их права в какой-то степени ущемлены. Поскольку никакого официального документа о протокольном старшинстве при проведении мероприятий с участием высших должностных лиц не существовало, от дипкорпуса постоянно поступали запросы о порядке старшинства членов правительства и ответственных работников НКИД.

Из устных разъяснений, которые давал на этот счет шеф протокола, протокольное старшинство применительно к международной деятельности выглядело в первые годы после революции следующим образом: Председатель ЦИК, Председатель Совнаркома, Народный комиссар по иностранным делам, прочие наркомы, секретарь ЦИК, зам. Наркоминдел СССР, наркомы РСФСР, другие замнаркомы СССР, члены коллегии наркоматов СССР, члены Реввоенсовета, замнаркомы РСФСР. Среди заведующих отделами Наркоминдела приоритет отдавался зав.политическим отделом, зав. делами данной страны, зав. протокольным отделом, а для остальных руководителей протокольное старшинство определялось длительностью пребывания в соответствующей должности.

Вопрос о протокольном старшинстве, о месте иностранных послов и посланников в церемониальном плане стоял достаточно остро, и до конца 30-х годов здесь возникали постоянные трения между протоколом Наркоминдела и дипкорпусом из-за амбиций ряда глав миссий. Дуайен дипкорпуса германский посол граф Ранцау в 1927 году, ссылаясь на 300-летнюю практику, отстаивал, в частности, точку зрения, что “послы в силу своего исключительного положения” обязаны наносить первые визиты лишь главе государства, главе правительства и руководителю иностранного ведомства, а остальные “даже самые важные сановники страны, включая министров”, должны, мол, первыми наносить визит послам. Такой же принцип, считал он, должен быть положен и в основу рассадки на протокольных мероприятиях. Однако при этом дипкорпус в Москве не всегда учитывал другое правило, закрепленное в протокольной практике, в соответствии с которым, исходя из принципа международной вежливости, послы добровольно уступают свое место главе правительства, министру иностранных дел, а в ряде случаев и другим высшим должностным лицам страны своего пребывания.

В этом отношении представляет интерес прецедент во время поездки наркома Чичерина в Берлин. Протокольный отдел германского МИД в связи с обедом у министра Штреземана в неофициальном порядке запросил советского посла Крестинского, не согласится ли он “уступить свое место наркому и сидеть не справа, а слева от хозяйки”, поскольку имеет право на место перед Министром иностранных дел”.

Тем не менее разный подход к этой норме международной вежливости со стороны глав иностранных миссий в Москве в 30-е годы стал причиной протокольного конфликта. Тот же Крестинский пять лет спустя, возвратившийся к этому времени в Москву и занявший пост заместителя Наркоминдела, оказался “протокольной жертвой” амбициозных представителей московского дипкорпуса. В 1932 году на обеде в британском посольстве ему было предоставлено место за столом только после четырех послов.

Аналогичные казусы возникали не только с послами, но и с иностранными посланниками. В ряде случаев они заявляли протест, если члены коллегии НКИД занимали по сравнению с ними более высокое место, мотивируя это тем, что члены Коллегии представляют только “одно ведомство”, в то время как посланники - свое правительство. Так называемая обеденная проблема к середине 30-х годов приобрела такую остроту, что шеф протокола НКИД поставил перед дуайеном вопрос о ненормальности сложившегося положения с точки зрения норм международной вежливости, когда официальных представителей НКИД в иностранных представительствах в буквальном смысле слова “загоняют в конец стола”.

В этой связи зав. протоколом обратился к дуайену с просьбой не приглашать его на обеды, устраиваемые в иностранных миссиях, “на которых представителю НКИД не может быть предоставлено удовлетворительное место, ибо нынешнее отношение дипкорпуса ставит меня, как шефа протокола, в определенно неудобное положение”.

Отстаивая престиж ведомства иностранных дел и достоинство его руководящих сотрудников, зав. протоколом НКИД обосновывал свой демарш тем, что в столь деликатной проблеме необходимо руководствоваться в первую очередь нормами международной вежливости, а не чисто формальным подходом. “Правила куртуазии” исходят из общепринятого принципа различного отношения к вопросу старшинства между лицами, занимающими одно и то же положение (соответственно дипломатический ранг) при проведении протокольных мероприятий в “своем доме” и в “чужом доме”. “С точки зрения общепринятой практики в иностранных домах при равенстве чинов представителей местного правительства садят во всяком случае выше иностранных, напротив, в местных домах лучшие места предоставляются иностранным дипломатам. В обоих случаях исходят из принципа куртуазии”.

Эту точку зрения отстаивал и признанный авторитет в области протокола Ф.Ф.Молочков, который дважды возглавлял протокольный отдел Министерства иностранных дел. Со ссылкой на автора книги “Дипломатический протокол” Ж. Серре, он в одной из своих работ приводит примеры из протокольной практики Франции и Германии, подтверждающие правомерность именно такого подхода к проблеме старшинства в протокольной практике.

С первых шагов на международной арене НКИД СССР весьма щепетильно относился ко всем вопросам, связанным с соблюдением протокольного старшинства в отношении советских дипломатических представителей за рубежом. Так, например, в феврале 1924 года внимание советского полпреда в Италии было обращено на необходимость строгого соблюдения протокольного правила, в соответствии с которым “послы делают визиты послам, но не посланникам, ожидая визитов последних. Если Вы первыми сделаете им визиты, Вы этим самым до известной степени уменьшите свой ранг в глазах Ваших коллег и Мининдела”.

В ноябре 1933 года в связи с установлением дипломатических отношений с США советским полпредам в Англии, Франции, Германии и Польше было направлено указание завязать контакты с американскими представителями, содержавшие одновременно и практический совет, касающийся соблюдения норм протокола: “Рекомендуем нанесение первого визита разрешать в зависимости от старшинства, а именно, нашим Полпредам и Поверенным в делах надлежит сделать первый визит в тех случаях, когда они младше американца. В противном случае должны ожидать его визита. Если бы, однако, со стороны представителя САСШ такого визита не последовало, целесообразно в зависимости от обстановки дать ему в деликатной форме намек о своевременности подобного визита”.

Таким образом, в отношении одного из важнейших принципов протокола, - теории протокольного старшинства - протокольная практика советского государства с самого начала строилась на основе неукоснительного и строгого соблюдения этой общепризнанной международной норм.

ПРОТОКОЛЬНОЕ СТАРШИНСТВО РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(согласно указам Президента РФ от 12.11.2008 № 1600
и от 06.08.2011 № 1056)

1. Президент РФ

2. Вновь избранный и не вступивший в должность Президент РФ

3. Председатель Правительства РФ

4. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ

5. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ

6. Лица, занимавшие должность Президента РФ

7. Председатель Конституционного Суда РФ

8. Председатель Верховного Суда РФ

9. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ

10. Генеральный прокурор РФ

11. Патриарх Московский и всея Руси

12. Руководитель Администрации Президента РФ

13. Секретарь Совета Безопасности РФ

14. Первые заместители Председателя Правительства РФ, первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ

15. Заместители Председателя Правительства РФ, Заместители Руководителя Администрации Президента РФ

16. Лица, занимавшие должность Председателя Правительства РФ

17. Первый заместитель Председателя СФ ФС РФ, Первый заместитель Председателя ГД ФС РФ

18. Заместители Председателя СФ ФС РФ, заместители Председателя ГД ФС РФ

19. Помощники Президента РФ, помощники Президента РФ – начальники управлений Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ

20. Федеральные министры*

21. Председатель Центральной избирательной комиссии РФ

22. Председатель Счетной палаты РФ

23. Председатель Центрального банка РФ

24. Президент Российской академии наук

25. Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах

26. Руководители федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ

26 .1 Председатель Следственного комитета РФ

27. Руководители фракций в ГД ФС РФ, председатели комитетов и комиссий палат ФС РФ

28. Высшие должностные лица субъектов РФ

29. Советники Президента РФ

30. Руководители федеральных служб и агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ

31. Руководители федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам

32. Уполномоченный по правам человека в РФ

32.1 Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка

33. Чрезвычайные и полномочные послы РФ в иностранных государствах, постоянные представители РФ при международных организациях*

34. Члены СФ ФС РФ, депутаты ГД ФС РФ

35. Постоянные члены Священного синода Русской православной церкви, руководители других конфессий – члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ

36. Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, кавалеры орденов Св.ап.Андрея Первозванного, Св.Георгия, лица, удостоенные звания Героя РФ, кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве

37. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ, первый заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, первый заместитель Генерального прокурора РФ, первые заместители Председателя Центрального банка РФ

38. Заместители Председателя Верховного Суда РФ, заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители Генерального прокурора РФ, заместители Председателя Центрального банка РФ, заместитель Председателя Счетной палаты РФ

39. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ

40. Лица, занимающие высшие должности федеральной государственной службы, председатели совещательных и консультативных органов при Президенте РФ

41. Руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

42. Аудиторы Счетной палаты РФ

43. Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве

ПРИМЕЧАНИЕ:

* Министр иностранных дел Российской Федерации применительно к мероприятиям, относящимся
к международным контактам, занимает позицию после пункта 12

* Чрезвычайные и полномочные послы РФ в иностранных государствах, постоянные представители РФ
при международных организациях применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимают позицию после пункта 19

Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации - утверждены Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 г. № 1183.

Раздел V. Протокольное старшинство при проведении в Российской Федерации официальных мероприятий

1. Президент Российской Федерации.
2. Председатель Правительства Российской Федерации.
3. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Лица, занимавшие должность Президента Российской Федерации.
6. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации.
7. Председатель Верховного Суда Российской Федерации.
8. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
9. Генеральный прокурор Российской Федерации.
10. Патриарх Московский и всея Руси.
11. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.
12. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.
13. Заместители Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - помощники Президента Российской Федерации.
14. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
15. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации
16. Лица, занимавшие должность Председателя Правительства Российской Федерации.
17. Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
18. Заместители Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместители Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
19. Помощники Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации.
20. Федеральные министры.
21. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
22. Председатель Центрального банка Российской Федерации.
23. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах.
24. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
25. Председатель Счетной палаты Российской Федерации.
26. Президент Российской академии наук.
27. Руководители депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председатели комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации.
28. Советники Президента Российской Федерации.
29. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров), руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных федеральным министерствам.
30. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
31. Чрезвычайные и полномочные послы Российской Федерации в иностранных государствах, постоянные представители Российской Федерации при международных организациях.
32. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
33. Постоянные члены Священного синода Русской православной церкви, руководители других конфессий - члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.
34. Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации, кавалеры орденов Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Георгия, лица, удостоенные звания Героя Российской Федерации, кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве.
35. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, первые заместители Председателя Центрального банка Российской Федерации.
36. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, заместители Председателя Центрального банка Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
37. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
38. Лица, замещающие высшие должности федеральной государственной службы, председатели совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации.
39. Руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
40. Аудиторы Счетной палаты Российской Федерации.
41. Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве.

Применительно к поездкам Президента Российской Федерации в субъекты Российской Федерации. В иных случаях занимают позицию после пункта 28 в порядке перечисления субъектов Российской Федерации в Конституции Российской Федерации.
Применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 13.
Министр иностранных дел Российской Федерации применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимает позицию после пункта 12, иные федеральные министры применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 15.
Применительно к поездкам Президента Российской Федерации в федеральные округа занимают позицию после пункта 13.
Применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 15.
Применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимают позицию после пункта 19.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав