20.11.2021

Традиции проведения масленицы на руси для детей. Масленица и масленичная неделя, прощенное воскресенье, история. Название дней масленичной недели


Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины. Масленица в 2018 году начнется 12 февраля, а датой её окончания станет 18 февраля.

Блинная неделя – народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.


Масленица: традиции и обычаи

Существует несколько названий этого праздника:

  • мясопустой Масленицу называют из-за того, что в период празднования воздерживаются от употребления мяса;
  • сырной – потому что на этой недели едят много сыра;
  • Масленицей – потому что употребляют большое количество масла.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Сегодня, как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были:

  • кулачные бои;
  • поедание на время блинов;
  • катания на санях;
  • лазанье на столб за призом;
  • игры с медведем;
  • сжигание чучела;
  • купание в прорубях.

Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.

Наши предки считали, что тот, кто не веселятся на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.

Масленица: что можно и чего нельзя делать?

  1. На Масленицу нельзя употреблять мясную пищу. Разрешено кушать рыбу и молочные продукты. В качестве основного блюда на столе в каждом доме должны быть блины.
  2. Кушать на Масленицу нужно часто и много. Поэтому принято приглашать гостей и не скупиться на угощения, а также самим ходить в гости.


Масленица: история праздника

На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» Православной церкви. В дохристианской Руси празднование называли «Проводы зимы».

Наши предки почитали солнце, как бога. И с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.


Масленица: традиции празднования

В первые три дня праздника шла активная подготовка к торжеству:

  • привозили дрова для костра;
  • украшали избы;
  • строили горы.

Главное празднование проходило с четверга по воскресенье. В дом заходили для того, чтобы угоститься блинами и выпить горячего чая.

В некоторых селениях молодёжь ходила по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Городские жители участвовали в праздничных гуляньях:

  • одевались в лучшие наряды;
  • шли на театральные представления;
  • посещали балаганы, чтобы посмотреть на скоморохов и потехи с медведем.

Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок, которые старались украсить фонариками и флажками. Для катания использовались:

  • рогожи;
  • санки;
  • коньки;
  • шкуры;
  • ледянки;
  • деревянные корыта.

Ещё одним веселым событием было взятие ледяной крепости. Парни строили снежный городок с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: врывались в ворота и лезли на стены. Осаждённые оборонялись как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки.

В Масленицу парни и молодые мужчины показывали свою прыть в кулачном бою. Участвовать в боях могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах.

К бою серьёзно готовились:

  • парились в банях;
  • сытно ели;
  • обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.


Особенности обряда сжигания чучела зимы на Масленицу

Как много лет назад, так и сегодня кульминацией Масленицы считается сжигание чучела. Это действие символизирует наступление весны и окончание зимы. Предваряют сожжение игры, хороводы, песни и пляски, сопровождающиеся угощением.

В качестве чучела, которое приносится в жертву, изготавливали большую смешную и в то же время страшную куклу, олицетворяющую собой Масленицу. Делали куклу из тряпок и соломы. После чего её наряжали в женскую одежду и оставляли на главной улице деревни на время Масленичной недели. А в воскресенье торжественно несли за пределы селения. Там чучело сжигали, топили в проруби или же разрывали на части, а солому, оставшуюся от него, разбрасывали по полю.

Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица: значение каждого дня

Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков:

  1. Понедельник называют «Встреча Масленицы». В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресенья.
  2. Вторник прозвали «Заигрыш». Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья: катались на санях, ледяных горках, каруселях.
  3. Среда – «Лакомка». В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение: «Пришел зять, где сметаны взять? ». Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои.
  4. Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
  5. Пятницу прозвали «Тещины вечерки», потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.
  6. Суббота – «Золовкины посиделки». Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.
  7. Воскресенье – апофеоз Масленицы. Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за обиды, накопившиеся за год.


Пословицы и поговорки на Масленицу

Видео: история и традиции праздника «Масленица»

Самый последний праздник зимы — это так любимая детьми и взрослыми Масленица . Целую неделю, которую еще называют сырной, сыропутной или масленой, празднуют окончание зимы и приход долгожданной весны. Этот праздник пришел к нам из глубины веков. Когда-то, еще до принятия христианства в 988 г., наши предки- язычники обожествляли природу и считали, что она живая и населена добрыми и злыми силами. Поэтому перед различными важными для людей событиями было принято обращаться к силам природы, задабривая их. Конец зимы и начало весны — события, безусловно, особые, потому что от того, какой будет весна, ранней или поздней, теплой или холодной, зависел будущий урожай. Поэтому встретить весну нужно было непременно по-особому. Этому событию и посвящается празднование Масленицы. Это в общем-то праздник языческий, но, поскольку в нем олицетворяется борьба добра со злом, официальная церковь не возражала против его празднования, тем более что отмечается он перед Великим постом, который является серьезным испытанием для людей, и им надо морально к нему подготовиться. Проходит этот праздник в период от 3 февраля до 14 марта и отмечается широко, раздольно, с затеями и забавами.

Смена времен года происходит по воле богов, которых нужно задобрить, как считали язычники. Хочешь, чтобы поскорее пришла весна, покажи, как ты ждешь ее. С давних времен люди были уверены, что весна — начало новой жизни, а Солнце — существо, дающее жизнь и силы всему живому. Призывая Солнце, люди пекли пресные круглые лепешки золотистого цвета, а позже стали печь блины. Древние славяне верили, что, съедая круглый, румяный блин, похожий на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества и приближают весну. Позже, когда на Руси приняли христианство, по православным традициям перед Великим постом запрещалось есть мясо, а молочные продукты еще можно, поэтому пекли блины, обильно смазывая их маслом, заливая сметаной и заедая сыром. С тех пор так и повелось, что на Масленицу самое главное блюдо — блины.

Масленицей называют чучело из соломы, наряженное в женскую одежду, с блинами или сковородой в руках. Блины специально сильно смазывают маслом — умасливают, вот от этих масленых кружочков и родилось название праздника и персонажа. Чучело Масленицы становилось главным героем всей масленой недели: вначале его величали, развлекали, чествовали, а в конце недели — сжигали на костре, прогоняя тем самым последние морозы и зиму.

На Масленицу по улицам с песнями, шутками и прибаутками гуляли ряженые, скоморохи, устраивался своеобразный карнавал. Считалось, чем больше смеешься, чем больше съедаешь блинов, тем сытней и счастливей будет год. На этой неделе в деревнях нужно было все делать шиворот-навыворот: мужчины переодевались в женскую одежду, женщины — в мужскую. Наряжали даже лошадей. Потом ряженые на этих санях катались по улицам, распевая веселые песни под музыку рожков, балалаек и свистулек.

На этой неделе все веселились от души, развлечения были на любой вкус. На ярмарочных площадях строили карусели и качели, показывали свои представления кукольники и скоморохи. В силе и ловкости соревновались все желающие от мала до велика. На верхушку высокого гладкого столба привязывали приз (новые сапоги, мешок с конфетами или орехами), и самый ловкий должен был взобраться наверх, чтобы отвязать приз. Силачи соревновались в кулачном бою.

И взрослые, и дети катались с высоких ледяных горок на санках, лыжах и коньках. Катание с гор было не просто забавой. С этим были связаны разнообразные приметы. Считалось, что у того, кто больше раз скатится с горы или кто дальше проедет, летом уродится больше льна. Существовала даже такая присказка: «Идем кататься на долгий лен». Однако самой распространенной забавой на Масленицу было строительство и штурм снежных городков. У художника В. И. Сурикова есть картина «Взятие снежного городка», на которой как раз и изображена такая забава. Городок строили и взрослые, и дети, и выглядел он как настоящий: были и ворота, в которые можно было проехать верхом, и башни, и теремки. И защищали его тоже по-настоящему. Команда, которая пыталась попасть в городок, штурмовала его несколько раз за игру, забрасывала снежками. А каждому защитнику снежной крепости выдавалась трещотка и метла, с их помощью пытались испугать лошадь и заставить ее повернуть. Игра заканчивалась только тогда, когда нападающие врывались в городок. Потом победители торжественно шли по селу с песнями, а после веселых игр на морозце можно было плотно перекусить — отведать блинчиков с пылу с жару с разными начинками, полакомиться медовыми пряниками, свежими калачами, орехами в сахаре, выпить сбитня (его готовили из меда, хрена, воды и дрожжей) или душистого чая из пузатого самовара.

Название дней масленичной недели

У каждого дня Масленицы имеется свое название. Понедельник — «Встреча», вторник — «Заигрыши», среда — «Лакомка», четверг — «Разгул», пятница — «Тещины вечерки», суббота — «Золовкины посиделки», воскресенье — «Прощеный день». Название каждого дня дает подсказку, что нужно делать в тот или иной день Масленицы.

Так, в понедельник необходимо начинать встречу праздника. Хозяйки приступали к выпечке блинов, дело это было ответственное, считалось настоящим таинством. Накануне вечером хозяйки втайне от Домашних выходили готовить опару во двор при свете месяца, добавляя в тесто снег. При этом следовало произносить «волшебную» присказку: «Месяц, месяц, золотые рожки, загляни в окошко, подуй на опару». В этот день, посещая родных, договаривались о том, кого звать в гости, когда идти в гости, когда устраивать катания на санях с гор. В этот день достраивались ледяные горки, устанавливались качели, карусели на площадях.

Во вторник начинались сами гуляния и игры. Этот день был посвящен молодым юношам и девушкам, которые собирались пожениться или недавно поженились. Этот день был прекрасным поводом познакомиться с будущим женихом или выбрать себе невесту. На «Заигрышах» с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься с горок, поесть блинов. Братья строили для своих сестер горки во дворах, куда приглашали молодых парней и девушек, чтобы под присмотром семьи молодые люди могли познакомиться поближе. Особое внимание в этот день обращали на молодоженов. Недавно поженившиеся пары выезжали на люди в расписных санях, они наряжались в лучшие костюмы и становились рядом на обеих сторонах дороги. Молодые люди должны были показать окружающим, как они любят друг друга (должны были целоваться и обниматься). Этот обычай назывался «Столбы». Прохожие кричали: «Порох на губах!», а молодожены целовались. Для недавних супругов устраивали всевозможные шутливые испытания. Например, могли закидать молодого мужа снегом со словами «Молодых зятьев зарывать пойдем!». Молодая чтобы спасти мужа, должна была его выкупить блинами. Чтобы окончательно «спасти» мужа, жена «зарывальщикам» подносила блины и целовалась с мужем, сколько требовали. «Тетушка, не скупися, от нас откупися», — требовали шутники.

В среду, на «Лакомку», тещи приглашали зятьев на блины, а для забавы зятьев созывали всех родных. В этот день полагалось благодарить тещу за заботу, хвалить ее хозяйственность, петь про нее песни. На ярмарках разыгрывались веселые сценки с медведями и ряжеными, про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще «спасибо» сказал. Существовало поверье, что на «Лакомку» нужно съесть всего вкусного как можно больше, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет».

В ответ на благодарности теща должна была помазать голову зятя маслом, «чтоб был ласковым и к жене также примаслился».

Четверг на «Разгул» был самый сытный и развеселый день, на него приходилось больше всего игр, гуляний, хороводов. Устраивали «масленые поезда»: привязывали к огромным саням столб, набивали на него колесо, а на колесо сажали самого большого шутника и весельчака — гармониста с вином, пирогами, блинами, сластями, стегали коня и отправляли в поездку. За гармонистом с песнями шел остальной народ. В этот же день начинали вывозить чучело Масленицы, колядовать ряженые. Любой мог заглянуть к соседям, знакомым и незнакомым людям, распевая приговорки. Например такие: «Дин-данка, подай- ка блинка, оладышка-поджарышка, нам с другом на парушку. Тетушка, не скупися, масляным кусочком поделися». Или такие: «Трынцы-брынцы, пеките блинцы!»

После таких слов даже незнакомые хозяйки должны были угостить просящих блинами.

В пятницу , на «Тещины вечерки», зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.

Накануне вечером зять должен был вечером лично пригласить тещу, а на следующее утром прислать за ней специальных парадных «позы- ваток». Чем больше оказывалось «званых», тем больше оказывалось теще почестей. Отсюда и поговорка пошла: «У тещи зятек — любимый сынок». Только вот угощение было за счет приходящей стороны. С вечера теща должна была послать в дом зятя и дочери все необходимое для выпечки (от сковородки до масла и муки).

В субботу — «Золовкины посиделки» (золовка — сестра мужа). Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. «Моя золовушка — золота головушка», — так гласит русская народная пословица. Если сестра мужа еще не успела обзавестись семьей, то в гости приглашали незамужних подруг. А если золовка уже была замужем, то невестка собирала замужнюю родню. Иногда невестка со своими родственниками отправлялась прямо в дом сестры мужа. В те времена существовал обычай одаривать золовок приятными мелочами, необходимо было задобрить сестру мужа, чтобы в дальнейшем не возникало никаких ссор и споров. Между прочим, слово «золовка» произошло от слова «зло». Сестры мужа недоверчиво относились к молодой жене своего брата, вели себя с ней достаточно сурово, иногда даже несправедливо. Так что на Масленицу можно было исправить положение, одарив подарками золовок и превратив их из «золовушек — змеиных головушек» в своих подруг.

В последний день Масленицы — воскресенье — доедали блины и сжигали чучело Масленицы, символизирующее уходящую зиму. Разводили огромный костер, в нем сжигали старые вещи (которые больше не понадобятся в этом году) и бросали чучело Масленицы. Вокруг костра становились в хоровод и пели: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло. Масленица загорела, всему свету надоела, прощай, прощай, на тот год нас навещай». В некоторых деревнях в костер бросали последние блины, потому что на следующий день наступал пост, в который ели только нежирную растительную пищу. Пепел Масленицы развеивали по полям — «на богатый урожай». В городе вместо старых ненужных вещей в огне растапливали ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы (снег и лед). Затем все отправлялись в гости к родственникам и знакомым, одаривали их подарками и просили прощение друг у друга за ссоры и причиненные обиды со словами: «Прости меня — Бог простит». Вначале прощения просили младшие, дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, затем за прощением приходили все близкие и родные. Масленица завершалась, люди прощались не только с суровой зимой, но и освобождались от старых обид, скопившихся за целый год. Они были готовы встречать новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Масленица - это древний славянский праздник с массовыми гуляньями в течение целой недели. Этот праздник очень любят на Руси, и именно он символизирует проводы зимы. После него начинается весна и Великий пост перед Пасхой.

Как же празднуют Масленицу? Русь всегда ассоциировали с «широкой русской душой», а празднования любого торжества — всегда длительные и веселые. Не зря возникла поговорка -

«Гуляй, душа, нараспашку!».

Именно Масленица в полной мере характеризует уважение традиций и отношение русского народа к праздникам. Четкой даты проведения Масленицы нет. Обычно она проводится в конце февраля, реже - в начале марта (при поздней Пасхе). Но начинается этот праздник всегда с понедельника.

Масленица не только провожает зиму, но и является последней «сытной» неделей перед тем, как православные христиане начнут поститься. Ведь, Великий пост - это самый строгий пост перед Светлым праздником - Пасхой, поэтому церковь разрешает вдоволь нагуляться и наесться «мяса с сыром» во время этого праздника.

Каждый день Масленицы имеет свое название и четкое значение. Кроме этого, во время масленичной недели выполняются определенные ритуалы и действия, которые тоже привязаны к определенным дням.

Одежда тоже имеет свое назначение в праздник. Большинство людей даже делают костюмы на Масленицу! У женщин обязательный атрибут - это пуховый или расписной платок, у мужчин - меховая жилетка и цветок или лента на шапке.

Основные атрибуты Масленицы - баранки, самовар и упряжка лошадей. Без катания на санях, украшенных бубенцами, лентами и расписными дугами не обходилась ни одна Масленица. Украшают даже лошадей - одевают на них самую лучшую сбрую, вешают яркие помпоны и обязательно колокольчики.

А главная героиня праздника - это чучело Масленицы. Оно символизирует зиму, которое нужно сжечь, чтобы быстрее пришла весна! Сжигают не только куклу зимы, но и старые не нужные вещи для обновления не только природы, но и себя. Так же кидали блины - для поминания усопших родственников.

Но и без героя не обойдется - разбудить медведя на Масленицу , значит пробудить весну! Все желающие переодеваются в костюм медведя или одевают вывернутую дубленку и водят вокруг него хороводы. В это время ряженый имитирует пробуждение медведя и пляшет.

А вот главным символом на Масленицу является - блин , который наделен особым смыслом. Круглый, румяный с маслом и сметаной, он символизирует солнце. И чем вкуснее он будет - тем плодородней будет урожай в году! Чем больше Вы напечете блинов и угостите ими людей, тем богаче будет год. Для того чтобы «умаслить» солнышко пеклись блины по разным рецептам и с множеством начинок.

Но особое значение на Масленицу имеет круг ! Прежде всего, он говорит о круговой смене сезонов и что весна обязательно придет после зимы. Круг — это и символ солнца, которому еще наши предки поклонялись как божеству. Ведь яркое и теплое солнце даст растениям жизнь и порадует народ! Блины и бублики - тоже пекутся в форме круга. И не зря водят хороводы на праздник - ведь он тоже круг!

Круг или колесо всегда украшают на масленицу яркими лентами. Его носят на шесте вместе с чучелом Масленицы всю неделю и даже гадают на нем. Поджигают колесо и катят по дороге - у кого оно прокатится быстрее и ровно, того ждет удачливый год.

Колесо еще и своеобразный аттракцион на Масленицу . Его устанавливают на самый высокий столб, украшают лентами и подвязывают подарки. Кто сможет залезть на него, тот и станет обладателем желанного приза.

Но самое интересное на Масленицу - это массовые гулянья , которые и определяют «дух» русского народа!

Прежде всего — это большая ярмарка, где продаются или обмениваются поделки ручной работы - от свистулек до связанных руками пуховых платков.

Не обходится празднование без танцев, и песен под баян! Какой же праздник без веселья. И обязательно на Масленицу - много шума - зиму нужно напугать, что бы она скорее ушла!

Катания на ледяных горках и игра в снежки - в последний раз зимой добавят особого впечатления на Масленицу.

Что особенно нравится мужчинам в этот праздник - так это кулачные бои . Они устраиваются в виде — «стенка на стенку». В таком развлечении можно не только «отточить» свое мастерство, но и «выпустить пар», а также все огорчения, которые накопились за долгую зиму!

Масленица это не только гулянья и блины, это время которое позволяет людям поближе узнать друг друга, пообщаться с родными, и самое важное - простить все обиды и помириться тем, кто был в соре.


Веселого и сытного праздника!

МАСЛЕНИЦА. Семейная обрядность естественным образом сливалась с обрядностью, так сказать, общей, мирской. Например, в похоронах участвовали не только одни родственники, но и вся деревня. Свадьба также была общественным событием. Обряд рекрутских проводов тем более не умещался в рамках одной семьи; помочи по своей сути не могли ограничиться одной семьей, в святках участвовали все поголовно.

Масленица, как и святки, — одно из звеньев прочной цепи, составленной из общественно-семейных драматизированных обрядов* (*В книге упускаются такие народные действа, как радуница, семик и т.д., поскольку они известны автору только по печатным источникам. В авторскую задачу не входит и описание церковной службы. Нельзя, однако, не отметить того, что православная церковь использовала в своих обрядах почти все виды искусства: архитектуру и живопись, образное слово и музыку).

В годовом цикле таких обрядовых, следовавших один за другим периодов, масленица занимала свое прочное и определенное место. Она же была в некотором роде и продолжением семейных, например, свадебных обрядов. На масленой неделе муж с женой обязательно ехали к родным жены. Поездка на зятевщину, к теще на блины, обставлялась целым рядом приятных условностей. В эту неделю окончательно устанавливались родственные семейные отношения между новобрачными и их близкими.

Но играли (переживали) масленицу не одни новобрачные и их родители, а все — молодые и старые. Масленица отмечалась прежде всего обильной** (** См. полусатирические рассказы Ф. Горбунова) едой, блинами, великопостные строгости опять сменялись полной свободой.
Не напрасно масленица, начиная с четверга, в народе называлась широкой.
Катание на лошадях было главным делом на масленице. Выезд был своеобразным смотром коней и упряжи, здесь же присутствовал и спортивно-игровой смысл.

Повозка и упряжь на Севере, помимо хозяйственной функции, исполняли и эстетическую. Расписная дуга с колокольчиком, сани, медные и даже серебряные бляшки на шлее, хомуте, седелке, плетенные из жгутов кисти украшали выезд, которого ждали целый год после минувшей масленицы.
Все нестарое население увлекалось также самым разным катанием на снегу и на льду*** (***Игра — взятие снежного городка (вспомним картину В. Сурикова) сохранилась только в отдельных деталях, да и то среди детей и подростков).

Катание на санках (салазках, чунках) было любимым детским занятием и не только в масленицу. Из толстых широких досок для детей делали специальные кореги (корежки). Опасности упасть с такой корежки и перевернуться практически не было. Корежки таскали на веревочках самые маленькие. Корега с беседкой называлась козлом. Если днище кореги облить водой и наморозить на нем слой льда, то такая корега особенно стремительно неслась с горы.

Забавой для взрослой холостой и женатой молодежи служили так называемые слеги, на которых катались стоя, парами, держась друг за друга. Длинные, хорошо обтесанные слеги (нечто среднее между бревном и жердиной) клали на гору, обваливали снегом и обливали водой. Всю масленую неделю катались на слегах, визжали и падали, кричали и ухали, проносились по слегам и с песнями. Устоявшая на ногах пара катилась далеко за реку или за деревню.

В конце недели торжественно сжигали масленицу — соломенное, установленное посредине деревни чучело.
Весна была уже не за горами.
Последовательно сменяющиеся трудовые будни и праздники образовывали стройный круглогодовой цикл.
Прожитые годы складывались для человека в отдельные возрастные периоды, совсем непохожие друг на друга, но вытекающие один из другого так же естественно и последовательно, как эпизоды в классической драме. (Василий Белов. Длиною в жизнь)

Начинается за 56 дней до Пасхи

Древнейший истинно народный праздник проводов зимы и встречи весны. Масленичная неделя приходилась на период сыропустной недели перед началом Великого поста. «Разгульная», «широкая» «обильная» Масленица — любимейший зимний праздник русского народа. Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями.
__________
Масленица
Масленица (масленка, масленичная неделя, сырная неделя, сырница, белая мясоедь, мясопуст) — языческий праздник проводов зимы и встречи весны. Первое упоминание о Масленице, с описанием всего происходящего в отпущенное ей время, известно только с ХVI в., хотя Мясопуст упоминался уже в Несторовской летописи при описании эпидемии язвы в Киеве в 1090 году. Существующее название было, вероятно, связано с большим количеством употреблявшейся во время его проведения масляной жирной пищи.

МАСЛЕНИЦА ОТНОСИЛАСЬ К ЧИСЛУ АГРАРНЫХ ПРАЗДНИКОВ, СОСТАВЛЯВШИХ ПОДВИЖНУЮ ЧАСТЬ НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ. СРОК ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАВИСЕЛ ОТ ДАТЫ ГЛАВНОГО ХРИСТИАНСКОГО ПРАЗДНИКА ПАСХИ. ПО ПРАВОСЛАВНЫМ ПАСХАЛИЯМ ПРАЗДНОВАНИЕ МАСЛЕНИЦЫ НАЧИНАЛОСЬ ЗА 56 ДНЕЙ ДО ПАСХИ И ПРИХОДИЛОСЬ НА ВРЕМЯ СЫРОПУСТНОЙ НЕДЕЛИ, ПРЕДШЕСТВОВАВШЕЙ НАЧАЛУ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

Это соответствовало второй половине февраля — началу марта. Среди множества крестьянских календарных праздников Масленица занимала особое место. Она единственная не приурочивалась к конкретным дням христианского календаря и была древнейшим истинно народным праздником, отразившим в себе двойственность крестьянского мироощущения, вобравшего в себя элементы как христианских, так и языческих верований. Как и любое традиционно значимое народное действие, складывавшееся на протяжении не одного столетия, Масленица представляла собой сложный, многоплановый, четко регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих.
Она впитала в себя особенности архаических аграрного и скотоводческого празднований проводов зимы и встречи весны, приуроченных ко времени весеннего равноденствия. В них нашли свое отражение и природные и биологические циклы, которыми издавна определялась жизнь крестьянского общества.
Главной особенностью Масленицы было совершение обрядов, имеющих непосредственное отношение как к зимним, так и к весенним календарным праздникам. Период проведения Масленицы, однако, не соответствовал в данном случае тому времени года, которому она посвящалась.

Так символическая встреча весны, которую в определенной мере обрядовые действия должны были символизировать и приближать, приходилась на время, когда вокруг исполняющих ритуальные действия людей лежал плотный снег, зима не утратила пока окончательно своей силы, а до действительного прихода весны было еще сравнительно далеко. Вероятно, все это можно объяснить тем, что первоначально масленичные действия соотносились с началом Нового года, приходившегося по лунному календарю на март (после церковной реформы ХVI в., оно было отнесено на 1 сентября — по старому стилю летоисчисления), и празднование ее продолжалось более двух недель, захватывая время начала пробуждения в природе.


Тогда же, вероятно, Масленица и стала восприниматься как праздник проводов зимы и встречи весны. Длинная череда постов, введенная христианской церковью до и после ее главного праздника Пасхи, принудила вынести некоторые древние языческие ритуальные действия, не регламентированные жестко по времени церковным календарем и предназначенные стимулировать природу в день солнцеворота, за начало запретного времени. Таким образом, период проведения Масленицы сократился до одной недели, и она оказалась передвинутой в первую неделю облегченного поста, носившую в церковном календаре название,сырной» или,мясопуста» и предстоящую времени Великого Поста.

В сырную неделю мясо употреблять было уже нельзя, а сыр, масло, рыбу и яйца еще можно. Именно это временное положение позволяло исполнять главное правило Масленицы — накрывать обильные сытные столы со всевозможной снедью и употреблять в пищу большое количество разнообразной молочной пищи: сметаны, сливок, творога, коровьего масла, молока, а так же яиц, рыбы, различных круп, пирогов, блинов, кваса, пива и вина. Богатая масленичная еда, ее подчеркнутая избыточность, вероятно, исторически имели непосредственное отношение к магии первого дня Нового года, когда они должны были символизировать собой весь окружающий мир и предназначались, возможно, для разделения его благ между всеми участвовавшими в ритуальных действиях. Помимо обильного угощения обязательным условием Масленицы было исполнение различного рода обрядовых действий, направленных на благо крестьянской общины.


МАСЛЕНИЦА ВОБРАЛА В СЕБЯ ЦЕЛЫЙ ПЛАСТ РАЗНООБРАЗНЫХ РАЗНОВРЕМЕННЫХ ТРАДИЦИЙ, ПРАВИЛ, ОБРЯДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ.
В ней переплелись аграрные и семейные обрядовые действия, отголоски языческих и христианских представлений о человеческом существе и устройстве окружающего мира. Наиболее важными ритуальными элементами, составлявшими суть праздника, были следующие:

1. Поминальные: обряды связанные с поминовением усопших родителей и родственников и употреблением ритуальной пищи: блинов, лепешек, оладий, пирогов, хвороста и пр.

2. Обычаи связанные с молодоженами; смотры молодоженов, гостевание их у родственников и знакомых.

3. Масленичные развлечения: катание с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городков.

4. Проводы Масленицы: зажигание костров, проводы-похороны, масленичные поезда, ряженье.

Масленица издавна была общенародным праздником, не имевшим каких- либо возрастных, социальных, семейных или половых ограничений. Неучастие в празднике могло быть оправдано только увечьем, немощью или болезнью человека. Ее радостно встречали как население сельских окраин, так и жители столицы, больших губернских и малых уездных городов России.
Порядок проведения Масленицы на различных территориях страны имел некоторые свои особенности. В северных губерниях основное внимание при отправлении ритуальных действий уделялось семейной обрядности и, особенно, той ее части, которая непосредственно относилась к молодоженам текущего года и молодежи. В центральных, поволжских и южнорусских губерниях большее развитие получили проводы Масленицы. В городах праздник к концу ХIХ в. уже утратил большую часть своей обрядовой специфики и сохранил в основном свою развлекательную часть.

К Масленице начинали готовиться еще с середины предыдущей недели. В это время хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома — от чердака до погреба: подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, готовили к использованию праздничную посуду, выметали мусор со двора и перед воротами. Закупали для праздника большое количество продуктов: мешки муки разных сортов для блинов, пряженцов и пирогов, бочки соленой рыбы, пряники, конфеты и орехи для детей, собирали молоко, сливки, сметану и коровье масло.

Суббота накануне масленой недели называлась,маленькой масленицей». В этот день принято было поминать умерших родителей. Для них пекли специальное угощение — блины — и клали его на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, раздавали в церквях нищим и монашкам. В воскресенье на заговены перед Великим Постом последний раз ели мясо. Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали разделить семейную трапезу умерших в доме родственников, оставляли для них на всю ночь накрытые большим количеством еды столы.

Праздновать Масленицу начинали с понедельника следующей недели. Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Каждый из них имел собственное название: понедельник — «встреча»; вторник — «заигрыши»; среда — «лакомка»; четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг»; пятница — «тещины вечерки»; суббота — «золовкины посиделки»; воскресенье — «проводы», «проща», «прощенье», «прощеный день», «целовальник».

На основной территории России встреча Масленицы, как правило, не отмечалась специальными ритуалами и не всегда даже происходила в первый день праздника. Но «прихода» ее очень ждали и к нему заранее тщательно готовились: заливали на морозе крутые склоны берегов рек, строили высокие ледяные и снежные катальные горы, снежные крепости и городки, висячие и круглые качели, на ярмарках сооружали балаганы для представлений кукольников.

В отдельных деревнях встреча Масленицы представляла собой особый ритуал. Он состоял в почетном ввозе специально сделанного чучела, олицетворявшего собой праздник, в селение из-за околицы в сопровождении большого количества зрителей и исполнении ряда действий. Иногда несколько парней ввозили в деревню сани, в которых рядом с чучелом Масленицы стояла самая красивая девушка. За ними сзади двигалась еще целая вереница саней и разрисованных салазок с празднично разодетыми девушками. Праздник начинался на высоком месте деревни или на специально возведенной катальной горе.


Первыми встречали Масленицу дети, молодые девушки и парни. Они же являлись и основными исполнителями всех последующих действий. От начинающегося праздника ожидали радости, веселья, обильных трапез и развлечений, поэтому и старались встретить его как можно веселее и приветливее, надеясь, что и Масленица ответит им тем же. Дорогую гостью закликали, окликали, гукали; все действие сопровождалось соответствующими песнями-причитаниями: ,Душа ль ты моя, масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая речь!
Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя масленица, красная краса, русая коса, веточка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовой дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…»(Сахаров И.П., 1990, стр. 329.)
,А мы масленицу дожидали,
В окошечку доглядали,
В окошечку поглядали…
Сыром, маслицем поливали.
На горушку выходили,
Сыр и с маслицем выносили,
Сыром, маслицем поливали,
Чтобы горушки были катливые,
Чтобы девушки были гудливые.»
(Календарно-обрядовая поэзия сибиряков,1981,с. 138.)

Наши девушки игривы.
Молодушки веселые…
Дайте Масленицу нам прогулять,
С ребятами поиграть.
С ребятами поиграть,
С ребятами со холостыми…
У нас седня Масленица,
Масленица, Масленица.
Прилетела к нам ластовица,
Ластовица, ластовица.
Села ж она на колу,
На колу, на колу.
Кидает масло по кому,
По кому, по кому.
У кого нету- скулья тому…
(Русская обрядовая…,1998,с. 34-35.)

В некоторых регионах России перед началом постоянных катаний (см. Катальные горы) на вершине горы кем-либо из участников произносились наговоры: , … Масленица тонка, высока, поджара, на катушку прибежала. Подхватили молодцы, посадили на санки скатили больно далеко, поглянулось очень хорошо…»(Ончуков Н.Е.,1928, стр.122.)

После того, как необходимое число приветствий было пропето, сани с чучелом Масленицы в сопровождении всех собравшихся ее встречать с визгом и хохотом под крики детей: «Приехала Масленица! Пришла Масленица!», -съезжали вниз. Девушки и дети начинали кататься с горки на скамейках, заледеневших лукошках и санках (см. Катальные горы). С этого момента Масленица считалась встреченной, а праздник — начавшимся. Зарождение в день ее встречи нового месяца, когда он,окунул рог в масло», по народному поверью почиталось хорошим предзнаменованием не только на время конкретного праздника, но и сулило богатый урожай и сытую жизнь на протяжении всего предстоящего года.
Если же в этот день мела метель, то такой же ожидали и всю последующую неделю. ,Помело метлой на Масленицу; придет Осударыня Масленица Метельная.» (Демиденко Е.Л., 1985, с. 60). В Сибири и Приангарье во время встречи разыгрывали даже специальное представления, участники которых в игровой форме имитировали сельскохозяйственные работы и подсобные занятия крестьян. Все эти действия сопровождали специальные масленичные песни и комический оркестр. В этот день ходили к родственникам договариваться о порядке посещения друг друга, совместных развлечениях и поездках на ярмарки.

Отмечали встречу Масленицы и жители городов, даже таких, как столичный Петербург. Считалось, что праздник приходит в него через Охту или Ямскую слободу. Родоначальницей же праздника представляли нагруженную всякой снедью, пирогами, блинами и оладьями жительницу этой окраины. ,Насилу дождались такого праздничка, а его дожидали целый годик!»- говорили жители, распевая песни и пускаясь в пляс.

Главным символом праздника являлось масленичное чучело — Масленица женского или мужского пола, одетая в традиционный крестьянский костюм соломенная или деревянная кукла, снежная баба или специально избранный для этой цели человек, наряженный самым фантастическим образом в разномастную старую одежду.

Самыми важными считались последние четыре дня праздника, называвшиеся «широкой» или «разгульной Масленицей». Накануне их следовало обязательно вымыться в бане и смыть с себя все тяготы и несчастья прошедшего года. В домах прекращали какую-либо постоянную работу, начинали ходить в гости к родственникам и знакомым, кататься с гор, развлекаться, ездить по ярмаркам и пр. К этому времени приурочивалось исполнение большого количества инициационных обрядов, связанных в основном с чествованием,новоженов» -молодых супругов, вступивших в брак в этом году. Их валяли в снегу, катали с гор на примороженных шкурах животных и санях, сажали на перевернутые бороны, заставляли,выкупать» друг друга у веселящихся односельчан и пр. Дети и подростки ходили по домам, где жили молодые, распевая специальные песни — колядки и требуя от хозяев угощения за свои старания:

«Погляди на огневку- не найдешь ли гривенку,
Погляди в сундучек_ не найдешь ли пяточе,
Кто не даст полушку- уведем телушку,
Кто не даст денежку- уведем девушку,
Кто недаст лепешку-, разобьем окошки,
Кто не даст пирога,разобьем ворота,
Вот хозяин-господин графин водки выносил,
Стакан водки наливал, песенникам подавал».
(Ончуков Н.Е., 1928, с.125.)

В деревнях и на ярмарках проводились своеобразные «смотры молодоженов», на которых они должны были демонстрировать любовь и привязанность друг к другу, символически закрепляя тем самым в глазах крестьянской общины свой новый статус самостоятельных взрослых семейных людей. Эту же цель преследовали и обязательные, гостевания молодоженов» в домах тестя и тещи с непременным угощением блинами, посещение ими крестных родителей и родственников с обеих сторон. Присутствие там новой образовавшейся брачной пары повышало социальную значимость последних в глазах окружающих, так как подразумеваемая репродуктивная способность и плодовитость молодых супругов, по народным представлениям, сулили успех в сельскохозяйственной и скотоводческой деятельности жителям всей деревни.

Хождение в гости и поглощение большого количества всевозможной жирной масляной пищи, присутствие в масленичной трапезе в качестве обязательного ее компонента блинов, блинчиков, оладий, пряженцов, хвороста, блинных пирогов, одаривание родственников подарками являлось непременным условием правильной и достойной встречи праздника. Для успешного сытого существования людей в наступающем году следовало «потешить масленицу», что означало щедро ее встретить и достойно проводить. «Хоть с себя что заложи, а масленицу проводи» (Соколова В.К., 1979, с. 12.),Масленица объедуха, деньгам прибируха.»(тульск.) Кто не отдавал дань празднику, подвергался всеобщему порицанию; кроме того, считалось, что он остальное время года будет жить в горькой беде и нужде.

Наибольшего размаха достигало развитие праздника в последние два дня. Молодежь каталась с гор на санках, скамейках, ледянках и пр. В это время в деревнях и на ярмарках устраивались «съездки». На льду озер и рек разыгрывались целые баталии по взятию и разрушению «снежных городков», олицетворявших собою, вероятно, уходящую надоевшую голодную зиму. Разгорались многосотенные спортивные состязания, «кулачные бои», в которых в определенной последовательности принимало участие все население мужского пола, за исключением немощных, убогих и стариков, и где одна деревня сражалась с другой. Проливавшаяся здесь кровь должна была окропить землю и способствовать хорошему урожаю.

Воскресенье являлось последним днем праздника. В этот сравнительно короткий отрезок времени совершалось значительное число наиболее значимых ритуальных действий. В разных регионах России они имели разное воплощение.

Большую роль в завершении Масленицы играли очистительные обряды, направленные на избавление живущих в деревне людей от влияния на их судьбы злых разрушительных сил. Они могли исполняться в различных формах: сжигания и потопления, ряженья, сопровождаемого шумом и смехом, то есть любым способом, способным отогнать или обмануть нечистые силы. В северных регионах страны кульминацией праздника являлось зажигание на возвышенном месте, льду озера или реки большого ритуального костра (см. Масленичный костер). В его сооружении участвовали все жители деревни или села, отдававшие для этого старые ненужные вещи: рассохшиеся кадушки, старые развалившиеся сани, обветшалую утварь, солому из старых постелей и пр. В центр кострища вертикально помещали высокий шест с надетым на него колесом или смоляной бочкой.

В южных и центральных губерниях проводы Масленицы представляли сложное многоплановое действие с участием специального масленичного поезда, составленного из лодок, саней и пр. и большого количества ряженых персонажей. Главным действующим лицом в нем являлось одетое в традиционный крестьянский костюм масленичное чучело из соломы или дерева, либо изображавший ее человек. Продвижение поезда по деревне сопровождалось разыгрыванием представлений. Исполнителями в них являлись участники шествия, а зрителями все остальные жители. Масленица была временем, когда происходило разрушение привычных стереотипов человеческого бытия и поведения, когда допускалось то, что было неприемлемым в повседневной обыденной жизни. Все это находило свое отражение в костюмах, поведении и выступлениях участников.
Фантастические костюмы ряженых, чисто изменявшие их внешний облик, применение масок-личин, гримирование лиц сажей, фривольные шутки и действия, производимые ими, шум и веселье — все это в крестьянском сознании ассоциировалось с нарушением границ между реальным и потусторонним мирами и создавало картину присутствия на празднике представителей чуждого человеку мира. Разыгрываемые сцены часто носили мистический характер, но исполнялись и представления, подвергавшие критике и осмеянию реальные события. После объезда деревни Масленицу увозили за околицу и там либо разрушали и разбрасывали по полям, либо топили в реке, либо поджигали. Все участники переодевались в обычную одежду и, очистившись таким образом от чужого влияния, возвращались к привычной жизни.
После этого праздник считался законченным, все его участники расходились по домам для заключительного обрядового действия, из-за которого последний день праздника и получил название — Прощенное воскресенье.

В этот день следовало посетить кладбище и могилы умерших родственников и отнести им поминальное угощение, а также посетить всех родственников, друзей и знакомых и испросить у них прощение за все причиненные в ушедшем году огорчения и обиды. Во время этого ритуала младшие просили прощения у старших, бедные — у богатых. Последними прощали друг друга члены одной семьи. Это происходило уже дома после последнего обильного ужина и вечерней молитвы. Все оставшиеся после празднования Масленицы скоромные угощения подлежали уничтожению или сожжению в предверие Великого Поста. Однако, как правило, их старались срочно доесть. «Бойся Маслена горькой редьки, да пареной репы; пируй- гуляй баба на Маслену, а про Пост вспоминай!»- гласили русские поговорки.

В отдельных местностях в понедельник после масленичной недели принято было справлять «тужилку по честной госпоже Масленице,» на которой ели постные блины с конопляным или подсолнечным маслом.

Сформировавшиеся в далеком прошлом в стройную ритуальную систему все масленичные обрядовые действия имели определенную аграрно-магическую направленность, которая должна была способствовать жизнеспособности и обильности нового урожая, процветанию деревни, успешной хозяйственной деятельностью людей. Она включала в себя обряды, связанные с пробуждением земли и природы; очистительные обряды, направленные на защиту благополучия людей и изгнание враждебных им сил за пределы конкретного жилого пространства и, хотя к ХIХ — началу ХХ в. большая их часть утратила свое истинное ритуальное значение и носила уже почти чисто развлекательный характер, некоторые обряды еще сохраняли ярко выраженный языческий облик.

Пограничная сущность Масленицы, отмечавшей собой рубеж зимы и весны и сытой веселой жизни, с одной стороны, и аскетизм, голодание и покаяние Великого Поста, — с другой, превратили ее в один из обрядов устранения отжившего зла и продуцирования плодородия и изобилия, что во время ее проведения, несомненно, способствовало созданию атмосферы праздничного мироощущения. Масленица была временем, когда все было дозволено. Поэтому она давала большие возможности для выражения общественного мнения в различных формах осмеяния существовавших порядков, поведения отдельных личностей и т.п.
Выработался и специфический язык этого праздника в виде определенных форм и символов, основой для появления которых послужили древние ритуальные языческие действия. Масленичная обрядность с ее первоначальной яркой аграрной направленностью к концу ХIХ в. уже в основном утратила свою строгую обрядовую структуру, но полностью еще сохранила всю присущую празднику игровую сторону.
Веселье как обязательная часть ритуального действия, вероятно, должно было обеспечить всем участникам развлечений и представлений благополучное, сытое, безбедное существование в продолжение всего приближавшегося нового аграрного года. Эротическая окраска многих обрядовых действий и шуток диктовалась их направленностью на повышение плодородия как природы, так и каждого конкретного человека. Исполнение песен, танцев, хороводов, ряженье в маски и нелепые одежды участников проводов масленицы также имело, несомненно, в прошлом магическое значение, утраченное со временем.



материал подготовлен
Соснина Наталия Николаевна

В нашей стране существует огромное количество различных праздников, которые отмечали еще наши предки. Именно таким является и Масленица. В данной статье мы немного окунемся в историю и расскажем о том, что делали на Руси на Масленицу и какие традиции сохранились до сих пор.

Происхождение праздника

В первую очередь следует сказать, что Масленица - это еще языческий праздник, который был известен людям до принятия христианства на Руси. Тогда это был когда блины символизировали именно это небесное тело: желтое и круглое. Это было принятие весны, тепла, возвращение горячего и нежного солнца, которое должно было возродить все растения к жизни. С этот праздник никуда не делся. Но следует отметить, что в церковном календаре такого дня как Масленица не существует. Зато есть некая трансформированная (или в народе - Сырное воскресенье), которая, впрочем, и есть такая вот замаскированная народная Масленица. Однако церковь постаралась искоренить большинство языческих традиций отмечания данного дня, оставив его, в основном, для отдыха и приятного времени общения с Богом. Люди же стараются сохранить те сакральные обычаи и обряды, которые так чтили наши прабабушки.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав