15.03.2024

Монастырь дохиар на горе афон. Дохиар, монастырь, святая гора, афон Монастырь дохиар на афоне


  • Почтовый адрес, индекс – 63087 Дафни Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 2377023245
  • Факс - (+30) 2377023271
  • Телефонный центр -
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 2377023271
  • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310262276
  • Факс –
  • Престольный праздник – Собор Святых Архангелов
  • Дата основания – 1038 год (Дафни), сегодняшнее место – 1044 год
  • Иерархическое место – 10/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Великая Лавра, Дохиар, Ксенофонд, Есфигмен.
  • Общежительный строй монастыря с – 1980 года, Благословение Патриарха Димитрия Α′
  • Игумен – отец Амфилохий (с декабря 2018 года)
  • Количество монахов – 20 монастырских, 2 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – 1 Келий, 0 Кафисм

История и современность

Византийский период

Дохиар, расположенный на юго-западной стороне Афона, впервые упоминается в 1013 году, когда на одном из документов появляется подпись его игумена – Феодулоса. Этот же Феодулос в 1015 году подписывается как «монах Дохиара», а в 1020 как «игумен Дафни». В первом указе Дохиара от 1037 года содержится полная информация о названии монастыря: «на Святой Горе, в честь Святого Николая основанный монастырь, называемый Дафни и прозванный Дохиаром».

По преданию, основателем монастыря считается святой Евфимий, ученик Афанасия Афонского, подписавший Типикон Цимисхия как «Евфимий – монах и игумен». Первое название монастыря происходит, очевидно, от местоположения Дафни. Второе название происходит из должности самого Евфимия в Лавре, на которую он был назначен Афанасием – келарь, что по-гречески звучит как «дохиар».

Между 1037 и 1083 гг. Дохиар для большей безопасности был перенесен на северо-запад и, таким образом, потерял свое второе название «Дафни».

Первыми благодетелями монастыря стали Михаил VII Дука вместе со своей матерью Евдокией (1071-1078) и Никифор Вотаниат (1078-1081). Последний упоминается также как ктитор, так как внес значительный вклад в завершение архитектурного ансамбля монастырского комплекса.

Документы в архивах Великой Лавры, датируемые концом XI и началом XII века, упоминают игумена Дохиара Неофита. Как писал сам Неофит в своем завещании, с обретением должности игумена, он построил ряд зданий, посадил виноградники, соорудил несколько кораблей и всячески украсил монастырь. Он был патрицием и другом императора Никифора. С его слов известно, что должность игумена перешла Неофиту от его дяди Евфимия, удалившегося на остров Кос. Позднее Неофит был избран протом Святого Афона.

В то время как Неофит служил игуменом монастыря Дохиар на территории, принадлежащей монастырю на полуострове Ситония, некий молодой человек по имени Василий нашел клад. Василий принял решение передать сокровища монастырю, но его попутчики, обуреваемые алчностью и желающие завладеть кладом, бросили несчастного в море. Василий был спасен таксиархами и перенесен в келью монастыря на берегу, в место прямо у подножия самого Дохиара, куда впоследствии переместился и весь монастырь. Василий обосновался в обители и сменил свое имя. Монах Варнава стал приемником Неофита и сменил его на посту игумена Дохиара.

В истории монастыря было множество взлетов и падений. По-видимому, первые два века с момента его основания можно считать временем подъема и расцвета благодаря щедрым пожертвованиям и многочисленным обретенным землям. Затем следовал период спада, когда обитель не единожды была разграблена, подвергалась набегам болгар, арабов и турок и даже разрушена Каталонцами. Помощь от императора Иоанна V Палеолога и Стефана Душана помогла монастырю восстановить свои силы, но в XV веке его ожидал новый спад.

Турецкое владычество

После долгого периода упадка к середине XVI века монастырю удается поправить свое положение благодаря благодетелям, как местным, так и иноземным. Щедрыми пожертвованиями были построены главный храм и трапезная, а также отреставрированы другие здания. Несмотря на то, что турки отобрали земли, принадлежавшие Дохиару на полуострове Халкидики и на острове Тасос, монахам удалось вернуть право их владения. Перепись 1808 года относит к Дохиару 79 монахов, из которых 46 жили в его стенах.

Наши дни

Монастырь находится на юго-западной стороне Святой Горы Афон, на небольшом расстоянии от монастыря Ксенофонт. Это первая обитель, которую встречают путники, прибывающие на Афон из Урануполи.

Здания монастыря датируются различными периодами истории, начиная с XI века. Южное крыло окружающей монастырь крепостной стены было построено в XVII веке, также как и четыре последних этажа старый башни; в XVIII веке было завершено строительство северо-восточного крыла и колокольни.

Главный храм, расположенный в центральном дворе, был построен в конце XI века и посвящён Архангелам, хотя изначально он был назван в честь Святого Николая. Строительство сегодняшнего здания завершилось в 1568 году. Несмотря на то, что храм построен в соответствии со святогорским архитектурным типом главных храмов, он обладает некой особенностью за счёт своей высоты. Центральный купол берет свое начало в точке находящейся на высоте 15 м от земли. Возможно, эта особенность обуславливается влиянием румынских архитектурных достижений этой эпохи, а также желанием улучшить освещение храма.

Войдя в храм, чувствуется сильное влияние критской школы, вероятно, самое явное на всей Святой Горе. Неизвестный художник трудился над фресками сразу по окончании строительства храма и завершил свою работу 1568 году, согласно соответствующей памятной надписи. К сожалению, эти фрески были покрыты новыми изображениями в 1855 году. Несмотря на это, всё же прослеживается попытка художника подражать искусству великих критских иконописцев, вследствие чего, можно сделать вывод, что он сам относился к ним. Речь может идти о великом Джорджи или об одном из его учеников. Удивительной работы резной иконостас был создан 1783 году.

В нижней части внешней стены под окнами встроены древние барельефы, изображающие сцену Вознесения Александра Великого на колеснице, запряженной двумя грифонами.

К монастырю относятся 8 часовен. Стоит отметить часовню Богородицы Горгоэпикоос, получившую свое название от одноимённой иконы, которая здесь хранится. Святой источник архангелов Михаила и Гавриила также украшен примечательными фресками. За территорией монастыря находятся ещё четыре часовни.

Трапезная пристроена к западному крылу и была расписана фресками в 1700 году. Ее длина составляет 26 м, что делает ее одной из самых просторных трапезных на Святой Горе. Среди прочих изображений здесь присутствуют сцены из Откровения.

К монастырю относятся также 2 кельи в Карьесе, одна из которых, Всех Святых, используется как представительство.

Реликвии: Храм Архистратигов выше всех афонских церквей и облицован мрамором; в переходе из храма в трапезную находятся изображения трёх первых настоятелей.

Справа от входа в трапезную, в специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (греч. Γοργοϋπηκόος), написанная в X веке во время игуменства Неофита. По преданию, в 1664 году из-за небрежного обращения с этой иконой был поражен слепотой и после покаяния полностью исцелён келарь монастыря Нил. В дальнейшем к этой иконе многократно обращались верующие, жаждущие духовного и телесного исцеления. Чудесным образом возникший колодец (1299 год), называемый «священным».

В монастыре хранятся: частица Животворящего Креста Господня, и глава свщм. Дионисия Ареопагита, первого епископа Афинского (I век), глава св. Митрофана патриарха Константинопольского (IV век), плат с кровью вмч. Димитрия Солунского, и глава новомуч. Георгия Ефесского, и рука мч. Марины, пмч. Параскевы, частицы мощей св. Иоанна Крестителя, вмч. Пантелеимона, свщм. Ермолая, свщм. Харалампия, св. Иоанна Русского, вмч. Никиты и другие.

Путеводитель по монастырю

Поднимаясь по левой дороге от причала, посетитель оказывается у часовни Святого Николая на кладбище, построенной в 1894 году на месте ранее здесь существовавшего, разрушенного храма. От первого храма сохранилась костница, расположенная под нартексом. Храм представляет собой четырехугольник с куполом в форме полусферы. Голубая маковка, похожая на земной шар, который венчает крест, - явное влияние соседнего русского монастыря Святого Пантелеймона. Колокольня, построенная в островном стиле с двумя арками, была построена позднее.

Пройдя под навесом, посетитель оказывается перед проскинитарием с большим деревянным крестом и фреской, изображающей Архангела Михаила, изгоняющего пиратов. Здесь уже совсем недалеко от главного входа в сам монастырь.

Слева и справа от врат находятся крупные изображения архангелов Михаила и Гавриила в полный рост. Недалеко от врат, слева, расположен источник, в украшение которого был включён фрагмент древнего барельефа. Надпись на этом барельефе очень похожа на продолжение надписи на источнике рядом с проскинитарием и крестом. Вместе эти два фрагмента напоминают барельеф, инкрустированный в внешний притвор главного храма монастыря . Полное изображение можно увидеть на саркофаге, выставленном на центральной площади в Иериссосе.

Башня над центральным входом была построена в начале XVII века; она венчает часовню Успения Богородицы и Благовещения Богородицы. Напротив врат располагается беседка, из которой открывается отличный вид, а также часовня Святых Петра, Онуфрия и Макария. На куполе прохода изображается Христос Вседержитель. Другие фрески изображают святого Дионисия Ареопагита, святого Романа, Дионисия Олимпийского и основателей: святого Евфимия и святого Неофита. Это работа иконописца монаха Макария из деревни Галатиста на полуострове Халкидики, 1788 год. На левой стене существует набросок, изображающий пирата с обнаженным мечом.

Внутренний двор монастыря не обладает крупными размерами и вымощен камнем. На мраморной колонне справа от входа виднеется небольшая фреска с изображением Христа. Между лимонными и другими деревьями во дворе можно различить большое количество капителей колонн и других архитектурных деталей. Повсюду стоят горшки с базиликом, цветами и другими растениями. В южной стороне главного храма, рядом с нишей, располагается беседка.

Главенствующее место во дворе занимает главный храм: просторное и высокое здание; основание центрального купола находится на высоте 15 м от земли. Этот храм был сооружён в XVI веке на месте предыдущего храма, построенного в одиннадцатом столетии. Некоторые исследователи считают, что по своим архитектурным особенностям он напоминает храмы Молдавии.

Перед входом в главный храм находится внешний притвор (экзонартекс), пол которого выложен небольшими камушками, а потолок обшит деревом и украшен геометрическим мотивом. Стены притвора расписаны фресками XVIII века, следующими главным прототипам македонской школы, в рамках течения возвращения к традициям Палеологов.

Среди других изображаются: святой Георгий, Архангел Михаил, святой Николай, святой Дмитрий, Богородица Умиление, святой Луп, святой Трифон, святой Феофан. Наверху колонн, у входа, изображается святой Симеон Столпник. Святой Герасим изображается, проявляющим заботу о раненом. В изображении распятого монаха, сражающегося с соблазнами, различимо изображение самого здания. На северной стене в полный рост перед нами предстаёт Архангел Михаил. Именно перед этим изображением упал замертво пират, который собирался ему навредить.

Недалеко у входа находится деревянный трон проигумена, сохранившийся с тех пор, когда этот монастырь был особножительный.

Внешний притвор относительно небольшой. Фреска восточной стены изображает день великого суда. У северной стены находится гробница епископа Молдовлахии Феофана, перед которой всегда горит свеча.

Фреска западной стены повествует о чуде спасения молодого Василия, что привело к посвящению главного храма монастыря архангелам, несмотря на то, что ранее храм был посвящен святому Николаю.

Притвор храма необычно большой и весь украшен фресками. Эти фрески, датируемые 1568 годом, как и фрески главного храма, следуют канонам и относятся руке великого Джорджи. На южной стене изображаются правители Молдовлахии. На северной стене главенствует изображение крупных масштабов и великолепной техники "корень Иессеев", а также изображение Адама, дающего имена животным. Здесь же присутствует довольно редкая сцена жертвы Каина и Авеля.

В юго-восточном углу присутствует изображение Богородицы и девочки. Эту сцену можно также встретить на фресках Феофана в главном храме монастыря . Большая икона Архангела Михаила происходит из старого иконостаса главного храма, переданного монастырю и пострадавшего от многочисленных пожаров.

Главный храм также украшен многочисленными фресками. В сцене Рождества Христова особенно поражает живость и пластичность в передаче фигур пастухов.

Позолоченный деревянный резной иконостас был создан в 1783 году. Над всеми другими изображениями главенствуют фигура Вседержителя на куполе.

В проскинитарии справа - икона Архангелов, а слева . Слева же располагается икона Собор Всех Святых Бесплотных Сил, а справа находится икона святого Николая.

В самом центре храма на полу существует инкрустированный камень округлой формы, в том месте, где был найден Василий.

В северной стороне главного храма пристроена часовня Святых 40 Мучеников, 1636 год. Напротив находится купель. Ее купол поддерживается восьмью колоннами и украшен сценами, имеющими отношение к воде. Неподалеку расположился святой источник Архангелов. Колодец имеет глубину около 20 м. Памятная надпись сообщает, что вода появилась здесь при правлении императора Андроника Палеолога, 1300 год. Вода появилась очень вовремя, так как монахи заболели, употребляя загрязненную воду, спустившуюся с гор. Реконструкция источника была произведена в 1765 году при правлении султана Мустафы.

Также внутри монастыря находятся часовни Святого Георгия, Трех Иерархов, Святых Бессребреников и Святого Николая. За стенами монастыря находится часовня Преображения.

Напротив входа в главный храм обители существует тропа, ведущая в трапезную. По правую руку от тропы, рядом с трапезной, находится проскинитарий Богородице Скоропослушнице. В 1873 году монастырю был подарен серебряный позолоченный оклад, открытая часть которого, предназначенная для лица, не совпадала с изображением. Пришлось написать новые лики, подходящие под отверстия оклада.

Сама фреска находится на западной стене; в 1723 году была построена отдельная часовня Богородице Скоропослушнице на противоположной стороне от тропы, таким образом, чтобы алтарная часть смотрела на восток. Часовня также украшена фресками, 1744 год. Иконостас был создан в 1760 году монахом Рафаилом из монастыря Симонопетра.

Сегодняшняя трапезная была сооружена в 1547 году на месте более ранней, построенной в двенадцатом веке. Трапезная построена в форме буквы Т, и это одна из самых крупных трапезных на всей Святой Горе Афон. Здесь также присутствует большое количество фресок. Фрески конхи (элемент византийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола) (Платитера, Иерархи) датируются 1676 годом, а остальные были созданы в 1700 году. Фрески нижней зоны изображают сцены Апокалипсиса. В верхней зоне изображаются святые и мученики, а также сцены из Акафиста. На северной стене изображаются чудеса святого Николая и Святых Архангелов. Особо стоит отметить фреску Рождества на восточной стене, поперечные перекладины буквы Т: пастух преклоняется перед божественным младенцем. Его голова настолько задрана наверх, что окончание его шляпы дотрагивается до плеч. Эта неестественная поза подразумевает преобразования физического мира, произошедшее благодаря воплощению Спасителя. Такие художественные приемы можно часто наблюдать в работах византийского искусства, но они довольно-таки редки для такого позднего периода.

Между главным храмом и трапезной возвышается колокольня. Согласно соответствующей надписи, она была построена в 1704 году.

В середине восточного крыла возвышается башня, построенная как оборонительное сооружение, но, вследствие особого ландшафта, была наиболее уязвимым для захватчиков местом. Размеры башни составляют 8,5х8,8 м., а ее высота - 20,7 м., 7 этажей. В башне находится часовня Великих Таксиархов и библиотека, где хранятся 395 каталогизированных рукописей, из которых 60 написаны на пергаменте. Здесь же хранится великолепный месяцеслов XII века, украшенный миниатюрами из жизни святых. В архиве монастыря хранятся 60 рукописей Византийской эпохи, с XI по XV век, около 100 документов периода XVI и XVII века, а также большое количество румынских и оттоманских рукописей.

У монастыря Дохиар есть всего одна келья, келья Всех Святых в Карьесе, которая используется как представительство.

Частицы Мощей

Частица Честного и Животворящего Креста Господня, Святого Харалампия и Меркурия, Иоанна Златоуста, Нила Мироточивого, Петра Афонского, Дионисия Олимпийского (Гора Олимп), Мины Калликеладского, Евпла, Якова Перса, Давида Солунского, Марины, Феодоры Солунской, Частица 20 тысяч убиенных в Никомедии, глава новомученика Георгия, глава Святого Филофея. Также храниться платок пропитанный кровью Святого Романа.

В середине пути между монастырями Ксенофонта и Констамонит, на высоте 30 метров находится Монастырь Дохиар. Вначале (10 век) ключник Афанасий Лавриоти Ефтимий построил монастырь в Дафни и посвятил его Святому Николаю. Когда во время одного из набегов пираты разрушили монастырь, сам Ефтимиос со своим племянником Патрикием Николаем восстановили его от самого основания уже на том месте, где он стоит теперь. Император Михаил Дукас и его мать Евдокия обновили монастырь.

Позже монастырь много раз подвергался новым нападениям пиратов, однако вновь был восстановлен в 1570 году от самого основания Роксаной, супругой вождя Молдавии Александра, который выкупил его подворья. В 1653 году к монастырю был присоединен находящийся во Влахии маленький монастырь Эломпозия. В 1821 году были утрачены многие ценные здания.

Соборный храм монастыря посвящен Архангелам. Свой день он празднует 8 ноября. Построен он был в 16 веке, довольно высок и имеет большое основание. Слева от нефа находится могила епископа Молдавии Феофания, который был отлучен от своей митрополии и умер здесь монахом. Фрески Соборного храма выполнены в критской школе. Справа от входа в трапезную и внутри расписанной небольшой церкви находится чудотворная икона Богоматери "Горгоийку" ("Скоропослушницы"), Иерией "просмонариос" (ожидающий) строго несет здесь службу и принимает паломников. В монастыре есть источник Святой воды. Согласно преданию, его нашел Феодул, строитель. Пытаясь найти воду, он начал копать очень глубоко. Тут Архангелы Михаил и Гавриил указали ему на источник святой воды – Айасмос. Монастырь имеет на своей территории 6 пареклисов (часовен) и 4 – вне ее. Снаружи от главного входа в монастырь есть церквушка Святого Онуфрия, где летом, во время жатвы, проводятся воскресные службы.

Библиотека монастыря находится на втором этаже Башни и содержит 65 пергаментных кодексов (11-14 века), 244 кодекса, написанных на бумаге (14-18 века), 4 пакета с нотами церковной музыки (15-19 века), 87 бумажных кодексов с церковной музыкой (15-18 века) и 2000 печатных изданий.

Среди святынь монастыря хранятся: Тщесное Древо, переносные иконы, предметы поклонения, святое облачение (ризы), мощи 45 святых и др.

Монастырь имеет 2 кельи в Кариесе. В одной из них находится представительство.

Смотри также:

Святая Гора – единственная в мире монашеская республика, автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном – Вселенской Константинопольской Патриархии. Нез

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь расположен в юго-западной части Святой Горы, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта. Построенный неподалеку от берега живописной бухты, он имеет пои

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки. Наиболее известными, сохранившимися и по сей день

В лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь Хиландар. Основан он был сербскими царями Рацко и Стефаном I Немани (ег

На вершине одной из гор Афона, на высоте 160 метров, южнее ущелья, в 1 часе ходьбы от моря находится Святой монастырь Зограф. До Кариеса от монастыря 3,5 часа ходьбы. Монастырь был основан в 10 веке т

Монастырь Есфигмен находится в глубоком живописном ущелье на северо-восточной стороне Святого Афона. С двух сторон он сжат горами, чему и обязан своим названием – «сжатый". По преданию, монастырь был

- ">

-

-

Нил прозрел, и молва о всем совершившемся перед иконой быстро разошлась по Афону, привлекая множество иноков на поклонение святыне. В Дохиаре было установлено особое и постоянное чествование прославленной иконы. Проход в трапезу, над которым находилась икона, был закрыт, так что образовалось подобие часовни, а справа от иконы выстроен храм в честь образа." title="чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница»

Как-то ночью трапезарь обители Нил проходил с зажженной лучиной мимо иконы «Скоропослушница» так близко к ней, что копоть от лучины легла на святой лик. Он услышал от иконы голос:

-

Нил сперва испугался, но потом понял, что с ним говорил кто-нибудь из братии, успокоился и продолжал ходить мимо иконы с зажженной свечой и ненамеренно коптить образ. Тогда от образа второй раз раздался голос:

- "Монах, недостойный этого имени, долго ли тебе так беспечно и бесстыдно коптить Мой образ".

При этих словах трапезарь ослеп. Только тогда он понял, чьи это были слова, и принял наказание, как должное. Поутру братия нашла его распростертым перед иконой и узнали о произошедшем. Образу воздали поклонение, зажгли перед ним неугасимую лампаду, а новоизбранному трапезарю было поручено всякий вечер совершать перед иконой каждение фимиамом.

Нил же ежедневно, обливаясь слезами, молил Богоматерь о прощении и решил не отходить от иконы пока не получит исцеления. Молитва его была услышана. Однажды. когда он плакал перед святыней, послышался тихий и милостивый голос:

- "Нил, твоя молитва услышана. Прощаю тебя и вновь даю тебе зрение... Возвести братии обители, что Я - их покров и защита монастыря, посвященного архангелам. Пусть они и все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого Я не оставлю. Всем призывающим Меня буду Я Предстательница, и по ходатайству Моему Сын Мой исполнит прошения их. И будет икона Моя именоваться «Скоропослушницей», потому что всем притекающим к ней буду являть Я милость и услышание скорое".

Нил прозрел, и молва о всем совершившемся перед иконой быстро разошлась по Афону, привлекая множество иноков на поклонение святыне. В Дохиаре было установлено особое и постоянное чествование прославленной иконы. Проход в трапезу, над которым находилась икона, был закрыт, так что образовалось подобие часовни, а справа от иконы выстроен храм в честь образа."/>

чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница»

Как-то ночью трапезарь обители Нил проходил с зажженной лучиной мимо иконы «Скоропослушница» так близко к ней, что копоть от лучины легла на святой лик. Он услышал от иконы голос:

- "Впредь не подходи сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа".

Нил сперва испугался, но потом понял, что с ним говорил кто-нибудь из братии, успокоился и продолжал ходить мимо иконы с зажженной свечой и ненамеренно коптить образ. Тогда от образа второй раз раздался голос:

- "Монах, недостойный этого имени, долго ли тебе так беспечно и бесстыдно коптить Мой образ".

При этих словах трапезарь ослеп. Только тогда он понял, чьи это были слова, и принял наказание, как должное. Поутру братия нашла его распростертым перед иконой и узнали о произошедшем. Образу воздали поклонение, зажгли перед ним неугасимую лампаду, а новоизбранному трапезарю было поручено всякий вечер совершать перед иконой каждение фимиамом.

Нил же ежедневно, обливаясь слезами, молил Богоматерь о прощении и решил не отходить от иконы пока не получит исцеления. Молитва его была услышана. Однажды. когда он плакал перед святыней, послышался тихий и милостивый голос:

- "Нил, твоя молитва услышана. Прощаю тебя и вновь даю тебе зрение... Возвести братии обители, что Я - их покров и защита монастыря, посвященного архангелам. Пусть они и все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого Я не оставлю. Всем призывающим Меня буду Я Предстательница, и по ходатайству Моему Сын Мой исполнит прошения их. И будет икона Моя именоваться «Скоропослушницей», потому что всем притекающим к ней буду являть Я милость и услышание скорое".

Нил прозрел, и молва о всем совершившемся перед иконой быстро разошлась по Афону, привлекая множество иноков на поклонение святыне. В Дохиаре было установлено особое и постоянное чествование прославленной иконы. Проход в трапезу, над которым находилась икона, был закрыт, так что образовалось подобие часовни, а справа от иконы выстроен храм в честь образа.

Расположен в 15 км от Кареи на юго-западе Святой Горы.
Основан в Х веке.
Престольные праздники - архистратига Михаила и иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Настоятель - архимандрит Григорий.
Занимает десятое место в святогорской иерархии. Монастырь Дохиар в настоящее время насчитывает 40 монахов.

Монастырь Дохиар стоит на склоне круто спускающейся к морю горы. Это первый монастырь, который мы видим, проплывая вдоль побережья Афона к Дафне, после пристаней монастырей Хиландара, Зографа и Костамонита.

История основания Дохиара

Основание монастыря связывают со св. Евфимием, учеником и другом св. Афанасия Афонского, в царствование греческого императора Никифора Фоки и вельможей византийского императорского двора Николаем (в иночестве Неофит), племянником Евфимия. Первоначально эта обитель была посвящена св. Николаю Чудотворцу, но впоследствии, по причине чуда, сотворенного силами бесплотными, была переименована в честь св. архангелов Михаила и Гавриила. Осенью 960 года святой старец Евфимий, с общего согласия братии, передал монастырь на попечение Неофиту, а сам через некоторое время мирно отошел ко Господу. Обитель к тому времени выросла численно, и Неофит решил расширить монастырь. Деньги, необходимые для строительства, выделил византийский император Никифор Фока.

Так, в короткое время был воздвигнут белорозовый монастырь, названный Дохиаром. В переводе с греческого на русский «Дохиар» означает «келарь, ключник», т. е. распорядитель съестными запасами и запасами оливкового масла обители, что было послушанием Евфимия во время пребывания его в Великой Лавре Святого Афанасия.

Архангелы и чудо в Дохиаре

Постепенно монастырь приобрел свой нынешний вид. В Х веке он переживает период расцвета, который продолжается довольно долго. Но еще до завершения строительства обители стало понятно, что средств для полного завершения недостаточно. Оставалось одно - молитва о помощи к Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. И Небесная помощь не замедлила явиться. Об этом подробного говорит следующее предание. Напротив Святой Горы, на виду у Дохиара, находился полуостров под названием Лонгос, на котором святой Неофит приобрел метох. Возле него с древних времен стояло каменное изваяние человека. На его голове была выбита таинственная надпись: «Ударивший меня по голове найдет много золота».

Многие долго и усердно били статую по голове, но каменный человек никому до времени не открывал своей тайны, пока в метох не прибыл посланный Неофитом по монастырским нуждам молодой инок Василий. На восходе солнца подошел он к столпу и, умудренный свыше, ударил лопатой по тому месту на земле, где лежала тень от головы каменного человека. Под мраморным камнем Василий увидел медный котел, полный золотых монет.
Удивленный и обрадованный юноша, не искушенный сребролюбием, зарыл клад и поспешил назад в монастырь.

Святой Неофит, узнав о находке, воздал славу и благодарение Господу и на рассвете, ничего не говоря остальной братии, послал вместе с Василием на Лонгос трех монахов.
Посланные иноки перенесли котел с деньгами на лодку и отправились домой. Но чем ближе подплывала лодка к Святой Горе, тем больше помрачал сатана нестойкие души монахов соблазнительным блеском золота. И, наконец, внушил им нечистый завладеть сокровищем, а несчастного юношу утопить.

Темной ночью сопровождающие монахи связали спящего Василия, привязали ему на шею мраморный камень и столкнули в море.

Когда же в темноте подплыли к монастырю, каждый из них зарыл свою часть золота в укромном месте на берегу и улегся спать до рассвета.

Как только Василий был брошен в море, тотчас явились осиянные небесным светом архангелы Михаил и Гавриил и в мгновение ока перенесли его в Дохиар.

Когда настало время утренней службы, один из иноков открыл запертый на ночь храм и, увидев на полу перед Царскими вратами связанного по рукам и ногам спящего Василия, немедля побежал за Неофитом. Разбуженный игуменом Василий поведал правду о том, что случилось. Но почему он не утонул и как оказался в храме, он не знал. Лишь смутно помнил, как неведомые златокрылые орлы подхватили его.

Св. Неофит понял, кто были эти сверкающие орлы, но велел оставить Василия в том же положении, в каком его нашли, и никому не рассказывать о случившемся. Утром сопровождающие Василия монахи, перебивая друг друга, стали рассказывать игумену о том, что Василий все выдумал о кладе, и устыдившись своей лжи, убежал в неизвестном направлении.

Св. Неофит, делая вид, будто верит их словам, сказал: «Благословен Бог! Пойдемте в церковь и помолимся Богу. И Он, как благий и сильный, пошлет нам Свою богатую милость известными Ему судьбами».

Вся братия вошла в храм и увидела на полу связанного Василия. Страх и ужас объял помраченных бесом монахов, а когда юноша при всех повторил, что с ним произошло, они с плачем повалились ниц, горько раскаялись в своем грехе и рассказали, где утаили погубившее их золото.

Игумен и братия хвалили и благодарили Господа и славили Архангелов. В благодарность за это сверхъестественное чудо братия решила Соборный храм Дохиара посвятить божественным архангелам Михаилу и Гавриилу.

На согрешивших монахов святой игумен наложил строгую епитимию и как святотатцев, убийц и лжецов на пять лет прогнал из монастыря. Пробыв этот долгий срок без причастия, в слезах и покаянии в келии Всех Святых, которая находится на берегу между Дохиаром и Костамонитом, игумен вновь принял иноков в братство обители, где они и предали души простившему их Господу.
Найденное золото было истрачено на завершение строительства, росписи храмов и другие монастырские нужды. Место на полу, где лежал связанный Василий, отметили черным камнем, а вся чудесная история обретения клада была запечатлена на фресках собора. Впоследствии Василий был пострижен в монахи с именем Варнава и стал игуменом Дохиара после Неофита.

Упадок и обновление Дохиара

Пиратские набеги ХIII–XIV веков прервали развитие Дохиара. И несмотря на то, что в XIV веке монастырь получил помощь от византийского императора Иоанна V Палеолога (1332–1391 гг.) и короля Сербии Стефана Уроша IV Душана (1308–1355 гг.), упадок монастыря продолжался.

В XVI веке священник о. Георгий из Адрианополя, пришедший в монастырь, передал монастырю все свое имущество. Ему удалось найти поддержку у господаря Молдовлахии Александра и его супруги Роксандры (1568 г.), которая выкупила монастырские владения, захваченные турками, и возвратила их монастырю. А в 1578 году господарь Александр начал обновление монастыря.

Затем появились и другие покровители, которые посылали монастырю крупные денежные средства и дарили ему значительные земельные владения, благодаря чему монастырь смог несколько подняться. Тогда же была построена его южная часть и восстановлена высокая башня (начало XVI в.).
В течение XVIII века была построена звонница и завершены северо–восточная часть и почти все другие сооружения монастыря.

В годы Национально–освободительной революции 1821–1829 годов монахи Дохиара приняли участие в вооруженном сопротивлении, войдя в состав тысячного святогорского отряда. После поражения восстания в Северной Греции, для получения амнистии обитель была вынуждена отправить в Константинополь в качестве заложника о. Гавриила, уплатить двойные налоги за время восстания и на свои средства содержать разместившийся в обители турецкий гарнизон. Поскольку Дохиар не имел возможности платить жалованье начальнику гарнизона, его заставили продать в 1832 году подворье в Эрмилии. Из 150 монахов, проживавших в обители до восстания, осталось только 38. А за время турецкого нашествия Дохиар лишился всех не вывезенных ценностей (серебряных рак и мощевиков), подворья были разграблены, а скот отобран.

Монастырский собор: уникальные фрески

В плане монастырь представляет собой неправильный четырехугольник. Он окружен высокими стенами с башней, в верхней части которой находятся кельи. Соборный храм свв. Архангелов (византийского стиля) находится в нижней части двора, близ обращенного к морю западного крыла монастыря. Колонны храма, принявшие на себя всю его тяжесть, изготовлены из мрамора. Окна и двери также обложены мрамором. В центре храма - изваяние огромного двуглавого орла, символа Византии. Храмовая утварь и аналои в изобилии инкрустированы перламутром, а вдоль стен расположены древние изящные стасидии. В обширном преддверии собора, которое ведет в трапезную, на стене изображены лики святых основателей Дохиара: Евфимия, Неофита и Варнавы.

На правом столбе, перед клиросом, стоит ктиторская икона, изображающая Собор свв. Архангелов, а на левом - прежняя ктиторская икона св. Николая Чудотворца.

Здесь сосредоточен самый полный цикл фрескописи на всем Афоне. Фрески имеют ярко выраженные черты классической критской художественной школы живописца Джорджи (1568 г.) и интересны как с точки зрения иконографии, так и художественной манерой.

Резной деревянный иконостас храма был создан в 1783 году. Таким же выдающимся произведением искусства резьбы по дереву можно считать и сень над святым престолом.

В этом соборе слева от притвора находится гробница епископа Молдовлахии Феофана, который, лишившись кафедры, прибыл сюда и умер, будучи монахом Дохиарского монастыря.

Часовни и иконы Дохиара

Монастырь располагает еще 12 часовнями на своей территории и 3 за ее пределами. Наиболее значительная из них - часовня Богородицы Скоропослушницы напротив входа в собор, справа при входе в алтарную часть. Такое название часовня получила от находящейся здесь одноименной чудотворной иконы Богородицы, которая считается одной из наиболее известных и почитаемых икон на Афоне. Мало кто знает, но чудотворная икона Скоропослушницы написана не на доске, а является фреской и написана на стене в переходе между Соборным храмом и трапезной монастыря. С ней связано предание.

В 1664 году Пресвятая Богородица наказала в сонном видении монастырскому келарю Нилу не проходить мимо иконы с факелом, чтобы икона не чернела от дыма. Но монах не послушался и был наказан неожиданной слепотой. Вся братия монастыря молилась Богородице за возвращение зрения монаху Нилу. И зрение ему после покаяния было возвращено. С того момента и до наших дней один из монахов заботится исключительно об этой чудотворной иконе. В 1873 году на эту святую икону возложена изящная серебропозолоченная риза, сделанная в Москве стараниями русских благотворителей.

Другие часовни

Другие часовни: Успения Пресвятой Богородицы, Благовещения Пресвятой Богородицы, Божией Матери Скоропослушницы, св. архангела Михаила, трех Святителей, свв. 40 мучеников, свв. бесср. Космы и Дамиана, св. мч. Никиты, прпп. Онуфрия Велико­­го и Петра Афонского, св. вмч. Георгия.

Монастырские святыни

Внутри монастыря в юго-западном углу Соборного храма размещен колодец, называемый «священным». Считается, что он чудесно неиссякаемо питается и поддерживается свв. Архангелами. А первое упоминание о нем датируется 1300 годом в царствование императора Андроника ІІ Палеолога Старшего (1260–1332 гг.).

Из регалий, кроме иконы Богородицы Скоропослушницы, монастырь располагает частью Животворящего Древа Креста Господня, многими частями реликвий святых, священными ризами и утварью, а также златоткаными тканями, деревянными и проволочными крестами, дископотирами и т. п.

Здесь имеются части мощей следующих святых: свщмч. Харалампия, свв. мчч. Ми­ны, Кирика, Меркурия, свт. Иоанна Зла­то­устого, прп. Нила Мироточиво­го, прп. Пет­ра Афонского, св. Ахиллия, св. вмч. Пантелеймона, прп. Да­вида Со­лунского, прп. Филофея, часть от мощей св. Иоанна Предтечи, св. Марии Маг­далины, св. Дионисия Ареопагита, св. Мины Калликелада, св. вмц. Мари­ны, св. мч. архидиакона Евила, св. Иа­ко­ва Пер­ся­нина, прп. Павла Фивейского, св. ап. Андрея, св. вмч. Феодора Страти­ла­та, прп. Дионисия Олимпийско­го, прп. Фео­дора Начертанного, св. Василия Амасий­ского, св. Космы бесср., св. Иоанна Милостивого, св. Феодора Тирона, св. мц. Параскевы и другие. На показ выносят и часть того камня, с которым был брошен отрок–послушник Василий в море.

Расположенная на последнем этаже высокой башни библиотека содержит 545 рукописей, 62 из которых - пергаментные. Среди них выделяются некоторые иллюстрированные рукописи и в особенности Месяцеслов с замечательными миниатюрами. В этой библиотеке, кроме отдела рукописей, хранится также более 5 000 печатных книг, среди которых выделяются некоторые архетипы и палеотипы.

Недалеко от монастыря находится источник Архангела, называемый «Агиасма».

В Карее монастырь располагает кельей Всех Святых, где находится его представительство. Примыкающая к западной стороне монастыря трапезная считается одной из самых просторных на Афоне (ее длина 27 метров). Она была построена архиепископом Охридским Прохором и расписана фресками в XVII и XVIII веках.

Дохиар (греч. Μονή Δοχειαρείου) — православный греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон в Греции, десятый в иерархии афонских монастырей. Основан в X веке.


Монастырь находится на юго-западном побережье полуострова Афон, между садов и рощ, к северу на расстоянии четверти часа ходьбы от Ксенофонта. В 1990 году в обители проживали 32 монаха; в 2011 году — около 50 иноков.

Название монастыря (Дохиар — келарев) происходит от того, что его основателем был игумен Евфимий, бывший также келарем лавры св. Афанасия. Главный храм в Дохиаре основан во имя Архангелов при императоре Никифоре Фоке, другом Св. Афанасия Евфимием и его родственником великим патрикием двора Николаем. Евфимий сперва построил церковь и при ней скит на месте пристани Дафни, а потом, удалившись к северу, на месте Дохиара соорудил храм Св. Николая. Патрикий Николай, давший средства на сооружение Дохиара, был пострижен в нём с именем Неофит, и после Евфимия стал игуменом. Посвящение монастыря архангелам последовало вследствие чудесного спасения небесными силами послушника с камнем на шее из моря; спасённый архангелами потом был пострижен с именем Варнавы и стал игуменом после Неофита. Он докончил строительство монастыря после нахождения клада.





В XIV веке монастырь развивался благодаря помощи императора Иоанна Палеолога и сербского короля Стефана Душана. В XVI веке монастырь был возрождён после турецкого погрома валахским господарем.

Храм Архистратигов выше всех афонских церквей и облицован мрамором; в переходе из храма в трапезную находятся изображения трёх первых настоятелей.



Справа от входа в трапезную, в специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (греч. Γοργοϋπηκόος), написанная в X веке во время игуменства Неофита. По преданию, в 1664 году из-за небрежного обращения с этой иконой был поражен слепотой и после покаяния полностью исцелён келарь монастыря Нил. В дальнейшем к этой иконе многократно обращались верующие, жаждущие духовного и телесного исцеления.

Чудесным образом возникший колодец (1299 год), называемый «священным».





В монастыре хранятся: частица Животворящего Креста Господня, и глава свщм. Дионисия Ареопагита, первого епископа Афинского (I век), глава св. Митрофана патриарха Константинопольского (IV век), плат с кровью вмч. Димитрия Солунского, и глава новомуч. Георгия Ефесского, и рука мч. Марины, пмч. Параскевы, частицы мощей св. Иоанна Крестителя, вмч. Пантелеимона, свщм. Ермолая, свщм. Харалампия, св. Иоанна Русского, вмч. Никиты и другие.



© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав