03.03.2020

Внешние административно правовые отношения. Административно-правовые отношения. По соотношению прав и обязанностей у субъектов


В многообразии административных правоотношений ученые пытаются по различным основаниям выделить те или иные группы, виды таких отношений, т.е. предпринимают попытки классифицировать административно-правовые отношения.

Самая распространенная классификация - по признаку характера отношений, возникающих между субъектами. Данный критерий обусловливает выделение горизонтальных и вертикальных административных правоотношений. Первые из них возникают, как правило, в ситуациях взаимодействия властных структур между собой в условиях, когда между ними отсутствует какая-либо соподчиненность или подконтрольность. Вторые же имеют место в ситуациях, когда одна сторона правоотношения организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта для управляемых субъектов государственного управления.

Как отмечает Д.Н. Бахрах горизонтальные административные правоотношения в 90-х годах ХХ века получили широкое распространение, что проявилось в том числе и в появлении новой разновидности источников административного права - административного договора *(63).

Этот же классификационный критерий лежит в основе подразделения административных правоотношений на субординационные и координационные, получившего широкое распространение в 80-е гг. ХХ века *(64). К субординационным относятся отношения, базирующиеся на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (субординация, соподчинение субъектов правоотношения). Координационные правоотношения характеризуются использованием властных полномочий для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов. В рамках этой классификации выделяют также группу реординационных отношений, к которым относятся, обеспечивающие обратное воздействие управляемого субъекта на управляющий субъект (отношения, возникающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры).

2. По целям административно-правовые отношения традиционно подразделяются на регулятивные и охранительные. Данная классификация подразумевает, что отдельные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с регулированием определенных процессов и явлений в рамках осуществления государственного управления, в то время как другие реализуются в рамках выполнения охранительных функций государства. Думается, что регулятивными все-таки являются скорее нормы, нежели возникающие на их основе отношения.

3. По направлениям деятельности Ю.А. Старилов выделяет:

административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории;

административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;

административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении *(65).

Габричидзе и А.Г. Чернявский выделяют две группы административно-правовых отношений:

отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия ("субъект-объект"), в которой четко проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности;

отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, органически связанные с его осуществлением *(66).

В отношении предложенной классификации можно сказать, что, по нашему мнению, она поясняет и довольно удачно дополняет существующие концепции вертикально-горизонтальных и координационно-субординационных правоотношений, но самостоятельного значения не имеет.

а) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления), возникающие в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Эта группа делится на внешнеуправленческие (в отличие от внутриаппаратных) и организационные отношения.

б) внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности, опосредующие внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности

в) общегосударственные контрольно-организационные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля наделен рядом особенностей (осуществляется в масштабах всего государства, от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам).

г) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления. *(67)

Заключая рассмотрение вопроса о видах административных правоотношений, необходимо подчеркнуть, что, классифицируя правоотношения по тому или иному признаку, нужно помнить о природе и особенностях административных правоотношений в целом. Безусловно, наиболее существенной классификацией из приведенных является первая, предполагающая деление административных правоотношений на вертикальные и горизонтальные (субординационные и координационные), поскольку именно она отражает специфику административно-правовых отношений по сравнению с отношениями, регулируемыми другими отраслями российского права.

Виды административно-правовых отношений:

1. Материальные – общественные отношения в сфере управления, урегулированные материальными нормами административного права;

2. Процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на основе административно-процессуальных норм.

По функциям права:

ü Регулятивные – складывающиеся на основе регулятивных административно-правовых норм;

ü Охранительные – складывающиеся на основе охранительных административно-правовых норм.

По характеру связей между участниками правоотношений:

ü Вертикальные – отношения «власть - подчиненный»;

ü Горизонтальные – отношения между не соподчиненными субъектами административного права.

По характеру юридических фактов:

ü Порожденные правомерными действиями;

ü Порожденные неправомерными действиями;

ü Порожденные событиями.

В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений:

ü Внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определение принципов взаимодействия между управленческими структурами. Отношений между работниками внутри управленческой структуры.

ü Внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления.

В зависимости от способа защиты:

ü Защищаемые в судебном порядке;

ü Защищаемые во внесудебном (административном) порядке.

Административно-правовым правоотношениям присуще широкое разнообразие в зависимости от характера и видов управленческой деятельности, се участников, от того, какие функции государственного управления реализуются, от поставленных перед органами исполнительной власти (местной администрацией) целей и т. д.

По целям административно-правовые отношения подразделяются в первую очередь наохранительные (в том числе деликт- ные) ирегулятивные , что соответственно сказывается на применении различных методов и форм управленческой деятельности. По составу участников административно-правовые отношения можно разграничить на отношения, участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица), отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.

По направлению деятельности выделяются:

§ административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации)общей компетенции, т. е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ; правительства республик - субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская, районная, сельская администрация);

§ административно-правовые отношения исполнительной властиотраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;

§ административно-правовые отношения органовмежотраслевой компетенции надведомствснного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

§ административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельностьаппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.

Наконец, административно-правовые отношения подразделяются на отношения по вертикали и по горизонтали.Вертикальные правоотношения характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения (например, полномочия по изданию административного акта, обязательного для другого субъекта, по применению мер дисциплинарного воздействия или административного принуждения).Горизонтальными отношениями являются такие, субъекты которых находятся на одинаковом организационно-правовом уровне и обладают одинаковым масштабом компетенции и полномочий в той или иной сфере. Эти субъекты прямо не подчиняются друг другу, а вступают в отношения относительного равенства в целях решения управленческого вопроса (например, заключение административного договора субъектами управления; совместная разработка несколькими государственными органами специальной программы). Если один из субъектов горизонтальных правоотношений - гражданин, то он, как правило, реализует в рамках таких правоотношений свои субъективные права. В этом случае государственные и муниципальные органы обязаны признавать конституционные права граждан, соблюдать их и при необходимости эффективно их защищать.

В юридической литературе особо выделяются так называемыевнутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, т. е. отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении. Указанные отношения в большей мере характеризуют организационные начала управления. Вместе с тем имеются ифункциональные внутриорганизационные правоотношения, т. е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются права и свободы граждан, полномочий должностных лиц и компетенция органов управления, устанавливаются обязанности субъектов права, привлекаются к ответственности лица, нарушающие правовые нормы в сфере публичного управления.

В 1980-х гг. активно обсуждались проблемы управленческих правоотношений. Ученые выделяли и анализировали субординационные, координационные и реординационные отношения.

Субординационные отношения - такие, которые базируются на полномочии одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами).

Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами и проч., а также в рамках деятельности самих этих органов). Субординационным и координационным отношениям присуща возможность издания административных актов, которые должны исполняться другими субъектами.

Реординационными отношениями являются такие, которые образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т. е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления).

Административно-правовые отношения - это отношения, возникающие по поводу выполнения административных обязательств публичной администрацией. Характерным признаком административно-правовых отношений является то, что органы публичной администрации выступают в них властной стороной, которая реализует свои исполнительно-распорядительные полномочия. То есть имеет право на принятие властного (обязательного) решения.

1) они являются видом правовых отношений и формой существования социальных отношений. Они возникают, изменяются и прекращаются в сфере публичного администрирования;

2) они формируются в рамках и на основе административно-правовых норм, которые содержат в себе абстрактную конструкцию отношений;

3) отношения объективируются с возникновением юридических фактов, предусмотренных административно-правовыми нормами;

4) одна из сторон административно-правовых отношений всегда является носителем властных полномочий (публичная администрация), без которого существование административно-правовых отношений невозможно;

5) такие отношения могут существовать по принципу "власть - подчинение", когда одна сторона имеет властные полномочия в отношении другого (например, отношения между областной и районными государственными администрациями);

6) административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. При этом согласие или желание второй стороны не является обязательным условием их возникновения, так же, как и наличие или отсутствие у нее властных полномочий. Ярким примером в этой ситуации является реординационные отношения, возникающие по инициативе граждан, в том числе при обжаловании действий и решений публичной администрации;

7) споры между сторонами таких отношений преимущественно решаются в административном порядке, хотя могут быть решены и в судебном (в том числе в порядке административного судопроизводства).

Составными частями административно-правовых отношений является юридическая основа, юридические факты, субъекты и объекты.

Юридическая основа - это административно-правовые нормы - как материальные, так и процессуальные, на основании которых возникают отношения.

Юридические факты - это определенные действия и события, которые служат фактическим основанием для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.

Действия - это факты, которые возникают по воле людей. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм. Неправомерные действия - это правонарушения, проступки, влекущие за собой применение мер принудительного воздействия. Правоотношения, вызванные противоправными поступками, называют деліктними.

События - это явления, не зависящие от воли людей, но приводят к определенным правовым последствиям (наводнения, землетрясения, пожары и т.п.).

Субъекты - это конкретные участники административно-правовых отношений - юридические и физические лица, наделенные правами и обязанностями в сфере управленческой деятельности. Предпосылкой вступления названных субъектов в конкретные административно-правовые отношения является наличие у них правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность - это способность субъекта административных правоотношений иметь права и нести юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Административная правоспособность юридических лиц возникает, как правило, с момента издания акта об их учреждении, а прекращается с их ликвидацией или реорганизацией. У физических лиц административная правоспособность возникает с момента рождения и прекращается с их смертью. Административная правоспособность является основой дееспособности.

Административная дееспособность - это способность своими действиями приобретать и реализовывать права и обязанности в сфере управления. Правоспособность и дееспособность составляют правосубъектность.

Объект - это то, по поводу чего возникают, развиваются и прекращаются административно-правовые отношения.

Особенности административно-правовых отношений:

1) одной из сторон является субъект властных полномочий (между обычными гражданами такие отношения не возникают);

2) стороны в таких отношениях является, как правило, неровными;

3) могут возникать и без согласия сторон.

В связи с многоаспектностью предмета административного права возникает несколько критериев классификации административных правоотношений. Приведем некоторые из них.

1. В зависимости от отраслевой принадлежности выделяют материальные административные правоотношения и процессуальные.

Материальные правоотношения - это отношения пассивного типа. Они выражающие статическую функцию права. Такие отношения складываются на основе уповноважуючих и запрещающих административно-правовых норм, то есть норм материальных. Отношения такого типа, возникнув однажды, могут длительное время оставаться "неподвижными", статичными. Так отношения между гражданином, получившим право на льготы, и органом публичного управления, который предоставляет эти льготы, будут находиться в статическом состоянии (оставаться материальными) до тех пор, пока гражданин не посчитает нужным реализовать данное право.

Процессуальные отношения - это отношения активного типа. Они выражают динамическую функцию права. Для их возникновения нужна процессуальная норма. Такие отношения постоянно находятся в развитии, то есть являются динамическими. Как правило, они складываются в процессе решения управленческих дел (например, дел об административных правонарушениях).

2. По характеру связей между сторонами административно-правовых отношений: вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные - это отношения субординационной характера, то есть отношения власти и подчинения. Они имеют место там, где одна сторона подчинена второй.

Горизонтальные - правоотношения, в которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. Административно-правовым такие отношения делает государственная воля, что требует от субъектов вступить в правовые отношения между собой на паритетных началах. Эта воля всегда выражена в форме административно-правового акта. Таким образом, основанием для возникновения данных отношений является и сама административно-правовая норма. Вследствие этого субъекты (адресаты нормы) не могут отказаться от вступления в правоотношения, а также не могут выйти за рамки наставлений, которыми регламентировано их взаимные права и обязанности.

Одним из видов горизонтальных административных правоотношений является реординационные, возникающие по инициативе физических и юридических лиц в случае их обращения к публичной администрации с целью реализации своего административно-правового статуса. Ярким примером таких отношений, возникающих по поводу предоставления физическим и юридическим лицам административных услуг.

Диагональные - отношения между субъектом и объектом управления, которые находятся в различных областях управленческой системы.

3. В зависимости от выполняемых функций они делятся на регулятивные и правоохранительные.

Регулятивные - те, что связаны с реализацией положительных задач публичного управления. Это организация работы аппарата управления, руководство нижестоящими структурами, удовлетворения запросов граждан и др.

Правоохранительные - отношения, возникающие по поводу ответственности за административные проступки. Они возникают между правонарушителем и правозастосовчим органом (его должностным лицом).

4. По характеру действий обязанного субъекта могут быть активными и пассивными.

Активные - обязанный субъект должен совершить определенные действия (гражданин, которому исполнилось 16 лет, обязан получить паспорт).

Пассивными - обязанный субъект должен воздержаться от совершения определенных действий - совершение правонарушения.

5. В зависимости от административно-правового статуса субъектов, участвующих в правоотношениях, выделяют:

Между подчиненными субъектами публичного управления, находящимися на различном организационно-правовом уровне, т.е. между вышестоящими и нижестоящими органами;

Между непідпорядкованими субъектами одинакового организационно-правового уровня. Это отношения между двумя министерствами, администрациями районов области и т.п. Такие отношения принято называть горизонтальными;

Между органами публичного управления и подчиненными им организационно предприятиями, корпорациями, концернами и т.п. Это отношения между администрацией и непосредственно предприятием;

Между органами публичного управления и предприятиями, учреждениями, организациями, которые им организационно не подчинены (организационно от них независимы). Это, к примеру, отношения между налоговой администрацией И предприятиями;

Между органами государственного управления и структурами местного самоуправления. Такие отношения складываются, например, между государственной администрацией района и исполкомом поселкового совета;

Между органами государственного управления и негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями;

Между органами публичного управления и объединениями общественности.

Итак, механизм административно-правового регулирования состоит из административно-правовых норм, отношений и актов толкования. Административно-правовая норма имеет трехэлементную структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Административно-правовые отношения возникают между субъектами административного права. Акты толкования более подробно выясняют содержание правовых норм.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:

– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

– являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты. Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура административно-правовых отношений:

– объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

– юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный). Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

В юридической литературе встречаются различные подходы к определению видовой классификации административно-правовых отношений Наибольший интерес вызывают следующие основания классификации: по содержанию объекта административно-правового регулирования, соотношению прав и обязанностей сторон и характеру юридических фактов По содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные
Материальные административно-правовые отношения содержат только лишь субъективные права и юридические обязанности участников без указания на порядок их реализации и регулируются материальными нормами административного права. Это отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями органов исполнительной власти, должностными лицами-руководителями и подчиненными работниками управленческого аппарата (администрации), исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами
Например, ст. 27. 3 КоАП гласит, что административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору. Статья 30 .1 КоАП предоставляет право обжалования постановления по делу об административном правонарушении
Указанные нормы содержат всего лишь право на жалобу, не определяя порядок ее подачи, рассмотрения и вынесения решения. Собственно у органа исполнительной власти (должностного лица) возникает обязанность принять жалобу к рассмотрению Подача жалобы в соответствующий орган влечет возникновение административно-процессуальных отношений, является их основанием, но само административное правоотношение, связанное с реализацией права на обжалование, вряд ли можно расценивать как административно-процессуальное
Административно-процессуальные правоотношения - это урегулированные процессуальными нормами общественные отношения, которые складываются между субъектами процессуальной деятельности по поводу реализации принадлежащих им субъективных прав и юридических обязанностей, связанных с осуществлением (применением) административно-материальных норм в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел (административно-правовых споров)
В зависимости от характера административно-процессуальные отношения подразделяются на административно-процедурные и административно-юрисдикционные К первым относятся процедуры подготовки и издания правовых актов управления. Например, органы, выполняющие разрешительные функции, выдают разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, на открытие и функционирование объектов, где обращается это оружие, на создание негосударственных детективных служб
В выделении административно-юрисдикционных отношений за основу взято осуществление правоохранительной функции В основе юрисдикционной деятельности лежит рассмотрение и разрешение административно-правовых споров, правовая оценка поведения лиц, применение мер государственного принуждения. Например, административно-юрисдикционные (процессуальные) отношения возникают при производстве по делам об административных правонарушениях, при рассмотрении и разрешении жалоб. Общим для обоих вариантов административнопроцессуальных отношений является преимущественно внесудебный порядок, индивидуальный характер дел и правовая оценка поведения участников
Различие обоих вариантов в том, что, в отличие от административно-процедурных отношений, отношения юрисдикционного характера возникают на основе административного спора и могут сопровождаться применением мер государственного принуждения Административнопроцедурные отношения не требуют финансовых, трудовых и других отношений По соотношению прав и обязанностей сторон, а также по юридическому характеру взаимодействия административно-правовые отношения делятся на две группы
1. Отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения)
2. Отношения, в рамках которых стороны юридически и фактически равноправны (горизонтальные правоотношения)
Вертикальные административно-правовые отношения возникают между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии у них юридического равенства. Такого рода правовые связи наиболее типичны для сфер государственного управления. Это отношения между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, между соподчиненными структурными подразделениями аппарата органа исполнительной власти, между соподчиненными должностными лицами и т д
Вертикальные административно-правовые отношения возникают и между несоподчиненными участниками. Такие отношения характерны в системе межотраслевого государственного управления (например, в области охраны окружающей среды, налогового законодательства, соблюдения таможенных правил и т п) Особенностью вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления вышестоящего органа государственного управления или должностного лица независимо от желания другого субъекта или даже вопреки его воле
Субъекты исполнительной власти вправе адресовать свои юридически властные требования также предприятиям, учреждениям, общественным объединениям, коммерческим организациям и гражданам, не находящимся в их прямом подчинении Такие отношения именуются горизонтальными. Горизонтальные административно-правовые отношения характеризуются тем, что стороны фактически и юридически равны. В таких отношениях отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой
Вместе с тем правоотношения между органами исполнительной власти и гражданами по реализации ими обязанностей в сфере государственного управления (соблюдать общественный порядок, платить налоги, исполнять воинские обязанности, соблюдать нормы других отраслей законодательства) могут быть вертикально-функциональными, когда возникает необходимость подчинения законным требованиям государственного органа управления Административно-правовые отношения по характеру юридических фактов делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами (деликтами)
Субъекты административного права в любом проявлении социальной деятельности обязаны соблюдать требования административноправовых норм. Примером правомерного факта, порождающего административно-правовые отношения, может служить подача заявления на службу в государственный орган, выполнение гражданами своих полномочий по занимаемой должности, принятие индивидуального управленческого акта в соответствии с требованиями норм административного права и т п Правомерным юридическим фактом является подача заявления о регистрации или выдаче лицензии Характерным для правомерного юридического факта, влекущего и соответствующие административно-правовые отношения, является полное соответствие возможностям, обязанностям и запретам, содержащимся в нормах административного права
Неправомерное действие (бездействие) расценивается как неправомерный юридический факт, влекущий конкретные административно-правовые отношения, состоящие в обязанности компетентного органа государственного управления дать соответствующую правовую оценку правонарушения, а правонарушителя - понести юридическую ответственность Производство по делам об административных правонарушениях, вытекающих из неправомерных юридических фактов, осуществляется в административном либо судебном порядке Административно-правовые отношения также могут инициироваться такими неправовыми юридическими фактами, как дисциплинарные проступки (например, дисциплинарная ответственность работника аппарата органа исполнительной власти за неповиновение или ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей)


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав