22.09.2019

Проблема детского героизма в русской литературе (по повести А. Гайдара «Тимур и его команда»). Вопрос: тимур и его команда какие поступки тимура и его друзей можно считать выполнением морального долга


Недавно я с большим интересом прочитал книгу Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Писатель прожил очень тяжёлую жизнь, он участвовал в гражданской войне, был человеком храбрым, с чувством собственного достоинства, человеком чести и слова. Поэтому главные герои его произведений смелые, справедливые, всегда готовые прийти на помощь. Повесть «Тимур и его команда», на мой взгляд, самое прекрасное произведение Аркадия Гайдара, оно рассказывает о примерах истинной доброты, искренней дружбы, взаимопомощи и бескорыстия.
Главным героем повести является Тимур – «простой мальчишка», «гордый и горячий», смелый, отзывчивый, решительный в достижении своих целей, благородный в своих побуждениях. Я восхищаюсь этим героем и тем, как он сумел организовать мальчишек на добрые дела. Их команда – это мастерская доброты, где каждый стремится окружить заботой близких, старается помочь и оберечь семьи, в которых отцы и братья ушли в армию. Но больше всего мне нравится то, что ребята скромные, они делают добрые дела тайно, не стремятся к славе, не желают, чтобы их хвалили. И это поведение заслуживает большого уважения. Но дяде Тимура и сестре Жени не нравится тайна, которой окружена их игра. Тимур с ними не согласен, он уверен, что они всё делают правильно, главное чтобы всем было хорошо. И я считаю, что скромность является истинным спутником доброты. Кто-то из известных людей сказал: «Сила добродетели в её скромности». У скромного человека всегда горит большой огонь в душе. Как бы мне хотелось быть «тимуровцем»! Помогать близким, дарить счастье окружающим, быть рядом в трудную минуту.
Но в произведении есть и отрицательные герои – это банда Квакина, которая воровала фрукты, обижала слабых, стирала звезды, которые рисовала команда Тимура на домах, где жили семьи красноармейцев. Но больше всех из банды мне не нравится хулиган по кличке Фигура. Он жестокий, глупый, бессердечный. Фигура готов обидеть слабого, избить младшего. Его за это не любит даже его близкий друг Квакин. Таких людей Тимур не уважает, он старается разрушить «зло». Так в конце повести, «тимуровцы показывают всем жителям посёлка, кто пакостил, хулиганы попали в ловушку и были наказаны.
И даже сегодня, в XXI веке, мы можем встретить «квакиных», которые всегда стремятся обидеть, оскорбить, ударить, совершить гадкий поступок и радоваться этому, но даже такие жестокие люди предпочитают не связываться с активным добром.
Книга понравилась мне тем, что в ней описана настоящая дружба, любовь к окружающим, ребята помогают всем бескорыстно, не зависимо родственники это, друзья или посторонние люди. А ещё эта книга прекрасна тем, что в ней главными героями являются простые девчонки и мальчишки, такие же, как я и мои одноклассники. Я так хочу, чтобы у нас была своя добрая команда!

(по повести А. Гайдара «Тимур и его команда»)

Вся наша жизнь наполнена различными событиями, ситуациями и моментами, когда нас спасает только героизм некоторых людей. Героические лица создают нашу историю, делают значительные повороты, направляют остальных на истинный путь. С самого раннего возраста необходимо прививать ребёнку чувства подлинного героизма, смелости. Кто, какая личность является для детей поистине героической? Героем для детей может быть исполнитель какой-либо кинокартины, родной отец, старший брат, друг, а также различные исторические личности, о достижениях и подвигах которых дети узнают с раннего возраста.

Сегодня гораздо сложнее вызвать интерес школьников к героям литературных произведений - слишком изменилось время. Но романтика, героизм, тайна, самостоятельность по-прежнему имеют ценность для наших учеников. Нужно просто построить понятные им параллели.

Данное исследование посвящено раскрытию проблемы детского героизма в русской литературе (по повести А. Гайдара «Тимур и его команда»).

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Выявить и обозначить роль героических личностей в развитии и воспитании детей;

2. Рассмотреть проблему детского героизма на примере повести А. Гайдара «Тимур и его команда»;

3. Влияние героических литературных образов на жизнь подрастающего поколения (на примере образа Тимура);

С каждым прошедшим годом меняются не только условия, ценности и интересы в жизни, но и те, кто является образцом для подражания и заслуживает восхищения. Сложнее становится и подрастающему поколению в выборе правильного пути достижения каких-либо целей. На уроках детям очень часто приходится приводить в пример каких-либо исторических личностей, литературных героев: Жанну д Арк, Зою Космодемьянскую, Суворова. Очень часто ребята еще в младшем возрасте хотят быть похожим на известного полководца, солдата, спасшего чью-либо жизнь. Героизм, заложенный в этих образах часто становится нравственным идеалом в глазах ребёнка, что благоприятно влияет на становление его личности.

В наше время ребёнок находится на пути сложного выбора, когда можно последовать не подлинному героизму, а ложному. Или же, когда проявлению героического начала многие не верят и не понимают. Подобную ситуацию можно встретить на страницах повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

Книга эта написана в тревожное, предвоенное время, когда вплотную встал вопрос о готовности к военным испытаниям разных поколений нашего общества.

В образе Тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой, социалистической стране. «Простой и милый мальчишка», «гордый и горячий комиссар» сплотил дружный коллектив. Женя, Гейка, Нюрка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков стремятся окружить заботой семьи красноармейцев. Игра, которую ведут Тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к Родине. Сложны отношения Тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их и не во всем верят. Дядю Тимура и сестру Жени смущает тайна, которой окружена эта игра. «Наши игры были просты и всем понятны»,- говорит Георгий Тимуру. Но мечтатель и фантазер Тимур уверен в своей правоте: ведь он хочет, чтобы всем было хорошо, чтобы все были спокойны. Перед его глазами «блестят и мерцают» прямые, острые лучи красных звезд, которые зажжены им на домах тех, кто ушел в Красную Армию. Этот образ - свидетельство живого чувства современности у писателя. Может быть, многие встречались с такими ребятами, как Тимур, но не приглядывались к ним поближе. Гайдар синтезировал в одном герое все наиболее характерное для подростка общества и сделал этот образ новой литературной и жизненной реальностью. Именно поэтому Тимур оказался литературным предшественником многих последующих героев детской литературы .

Иначе создаются в повести образы отрицательных персонажей, например хулигана по кличке Фигура. Автор подчеркивает в нем черты озлобленности, жестокости, глупости. Вот образцы его речи: «Гонцов надо завтра изловить», «Давай-ка сунем ему по разу, вот и заплачет». Этого парня не любит за бессмысленную жестокость и его друг Квакин. Фигура готов избить любого человека, обидеть слабого, залезть в сад девочки, у которой убили отца-пограничника.

Гайдар в образах этих героев показывает ложный героизм, готовность совершить неожиданные и непредсказуемые действия, обладая «храбростью и смелостью». В этом и заключается проблема детского героизма. Автор показывает ложный, показной «героизм» команды Квакина, который ни к каким положительным последствиям не привёл, в противоположность истинному героизму Тимура и его команды.

В повести «Тимур и его команда» воплотились характерные черты дарования А. Гайдара: умение создать романтически-приподнятые реалистические образы подростков; способность показать эмоциональную и воспитательную роль игры в жизни ребят; переключение событий из «детского» мира игры в мир взрослый, большой, настоящий. Повесть «Тимур и его команда» оказала активное воздействие на читателей. По всей Советской стране развернулось тимуровское движение. В годы Великой Отечественной войны тимуровцы помогали семьям воинов Советской Армии.

Аркадий Гайдар знал, что каждый школьник увидит в Тимуре самого себя. И каждый из детей может стать именно таким, как Тимур: решительным, смелым, храбрым, полезным. Стоит только захотеть. Но, к сожалению, среди них есть и такие, как Фигура, Квакин.

Список использованной литературы:

1. Гайдар, А. Рассказы. Повести. М.: Детская литература, 1975.- 384.

2. Гречишникова, А. Аркадий Гайдар / А. Гречишникова. – М.: Детская литература, 1952.- 423 с.

3. Паустовский, К. Встречи с Гайдаром / К. Паустовский. – М.: Просвещение, 1965.- 520 с.

ЦЕЛЬ УРОКА

  1. формирование нравственных идеалов;
  2. сформировать у учащихся умения анализировать поступки героев, осмысливать нравственно-эстетическое содержание повести; воспитание читательской культуры;
  3. формирование и развитие ответственности, гуманных отношений с товарищами, чувства милосердия, любви к Родине.

ОБОРУДОВАНИЕ

Портрет А.Гайдара, выставка книг, средства мультимедиа, иллюстрации к произведению (художников и учащихся)

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Выразительное чтение отрывка из стихотворения Льва Ошанина (читает ученик)

Мир становился чудесным и новым,
Сердцу хотелось взлететь самому,
Когда молодым удивительным словом
Аркадий Гайдар прикасался к нему.

Сейчас мало тех, кто знает писателя Аркадия Гайдара. Его произведения пылятся на книжных полках, его книги не читают. И поэтому многие не знают его знаменитых героев: Тимура, Чука и Гека, пионера Сережу и многих других. Но мы не должны предать забвению имя Гайдара. Давайте вместе будем изучать его произведения, написанные именно для вас, будем учиться у его героев. И пусть каждая встреча с книгами Гайдара будет большим и светлым праздником.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Дорогие ребята! Дома вы прочитали произведения Аркадия Гайдара. Вместе с героями вы совершили путешествие в дальние страны, прошли трудный путь борьбы с несправедливостью, с врагами за светлое будущее на земле. Многие из вас, наверное, подружились с Тимуром, Женей, пионервожатой Наткой и со многими другими героями книг, которые написал замечательный писатель, большой друг детей – Аркадий Петрович Гайдар.

1-ый ученик

Родился Аркадий Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) 22 января 1904 года, в небольшом городке Курской области. Отец его - школьный учитель, мать работала сначала учительницей, позже фельдшером. В 1912 переехали в Арзамас. Именно Арзамас Аркадий Гайдар называл своей родиной, потому что здесь прошло детство, здесь была учёба в реальном училище. Многие впечатления от “арзамасской жизни” потом нашли отражение в его произведениях.

В августе 1914 г его отца забрали в армию. Мать Аркадия осталась одна с четырьмя детьми. В больнице, где она работала, было много забот. На десятилетнего Аркадия легла дополнительная ответственность за сестренок.

Учился Аркадий не очень прилежно. Правда, чаще других получал пятерки по литературе.

Очень любил Гайдар читать. В 1917 году на вопрос анкеты "твое любимое занятие?" ответил коротко и исчерпывающе: "книга". В списке любимых писателей на первом месте его кумир - Гоголь. И еще - Пушкин, Толстой, Гончаров, Писарев, Достоевский, Шекспир, Марк Твен.

2-ой ученик В декабре 1918-го Аркадий Голиков уходит в Красную Армию.
Так заканчивается детство Аркадия Голикова и начинается военная деятельность. Вот так с войны, в неполные пятнадцать лет началась взрослая жизнь Аркадия Гайдара. В декабре 1919 года на Польском фронте, где он командовал взводом, получает ранение в ногу и потому приезжает на побывку домой. В марте 1920 года приезжает в Москву за новым назначением. И он вновь в Красной Армии – командир полка. Но по состоянию здоровья ему дали шестимесячный отпуск. Это было начало прощания с Красной Армией.

Осенью 1932 года Аркадий Гайдар решил поселиться в Москве. В 1938 г Аркадий Гайдар приехал в Клину. Свою знаменитую повесть “Тимур и его команда” Аркадий Петрович написал в Клину, в 1940 г. Еще в Клину написаны “Чук и Гек”, “Судьба барабанщика”, “Дым в лесу”, “Комендант снежной крепости”, “Зимой 41-го” и “Клятва Тимура”. Гайдар мог написать ещё много книг, но со всей страной случилась огромное несчастье – на СССР напала фашистская Германия. И Гайдар не мог остаться в стороне.

Через день Аркадий Гайдар уехал на Юго-Западный фронт в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Он ехал в город, где в 1919 году стал командиром, под стенами которого получил боевое крещение.

Аркадий Гайдар работал ради будущего и в своих книгах всегда обращался к детям. Ребята для него были не только читателями и героями его рассказов и повестей, но и верными товарищами, с которыми он шутил, смеялся и серьезно разговаривал.

К.Паустовский вспоминал: “Мы жили Аркадием Петровичем Гайдаром на одной улице, и надо признаться, что не было случая, когда он, выйдя из дому, не был бы остановлен каким-нибудь мальчиком, а то и целой толпой мальчишек… Это было не просто знакомство, это была какая-то душевная связь, добровольное подчинение младшего старшему и в то же время нечто похожее на игру, в которой царствовал дух дисциплины и уважения…

А все-таки ты с ними играешь, - говорил я Гайдару.

Живу, а не играю, - отвечал он. – Ты не прав”.

Мысль написать “Тимур и его команду” подсказали ему сами дети. Он только подметил её, подхватил и облек в художественную форму.

Что же заставило Аркадия Гайдара быть писателем?

Шесть лет пробыл Аркадий Голиков в Красной Армии. Он полюбил Красную Армию всем своим окрыленным, беспокойным существом, сроднился с военной семьей и думал остаться в ней на всю свою жизнь. Но в 1923 году Гайдар серьезно заболел.

“С тех пор я стал писать, - рассказывал об этом периоде сам Гайдар. – Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно все начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел все же немало”.

А.Гайдар очень бережно работал над словом. Он помнил наизусть все, только что им написанное. Его слова, вроде бы и обыденные, светятся внутри огнем поэзии, хитро укрытой. Читатель доверчиво тянется на этот огонек, невидимо согревающий сердце и тихо зовущий к строгим и славным делам. Вот в чем секрет гайдаровского языка. Простые слова у него становятся крылатыми, ибо в них была мысль высокого полета. Потому что писал он всегда с горячим сердцем и, разговаривая с читателем напрямик, очень уважал своего собеседника.

Ребята! Дома вы прочитали его замечательную повесть “Тимур и его команда”. Вспомните, пожалуйста, что такое повесть (…) Правильно. В свое время эта повесть принесла Гайдару широкую и большую славу, раскатившуюся за пределы нашей страны.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

Вы знаете, кто такой рыцарь? (смелый, благородный, самоотверженный человек, мужчина, юноша) составим с вами такую схему, логическую цепочку. Какой он, рыцарь? (схема составляется на доске и в тетрадях)

Кому из героев характерны эти качества? (Тимуру )

Значит, Тимур – рыцарь. Великодушный рыцарь. Почему? Потому что он обладает высокими душевными качествами, готов бескорыстно жертвовать своими интересами ради других.

В чем же проявлялось великодушие Тимура? (в его желании помочь семьям тех, кто с оружием в руках защищает свою страну) И, внимание, - желание это проявляется не на словах, а на деле.

Какие проблемы беспокоили Тимура и его друзей? (кто-то ворует яблоки в саду красноармейца Крюкова, коза пропала, девчонка плачет в доме №22 и др.)

Помимо решения этих проблем, какие ещё добрые дела совершали они? (кололи дрова, носили воду, перекатывали бревна, сделали качели и др.) Обратите внимание – все это они делали тайно. Им не нужна была слава, им не нужны были громкие слова похвалы, которые мы так любим. Нам есть чему поучиться у героев этой повести.

В этом году мы с вами много говорили о милосердии. Говоря о поступках Тимура и его сверстников, можно ли применить слово “милосердие”? и почему? (милосердие – это готовность помочь кому-либо, что и делает Тимур с друзьями. Они не только помогают физически: носят воду, колют дрова, но и морально, духовно: случай с девочкой, у которой погиб отец. Они помогают именно тем, кто нуждается в помощи.)

Я знаю, что и среди вас есть решительные, честные, самоотверженные мальчики и девочки, те, которые готовы помочь своим близким и посторонним людям несмотря ни на что. Ведь и главный герой повести – не придуманный герой. Аркадий Гайдар знал, что каждый школьник увидит в Тимуре самого себя. И каждый из вас может стать именно таким, как Тимур: решительным, смелым, храбрым, полезным. Стоит только захотеть. Но, к сожалению, среди вас есть и такие, как Фигура, Квакин.

Конечно, Гайдар в своем произведении не навязывает нравоучительность. То есть он не писал о том, что нельзя воровать яблоки, нельзя драться, нельзя быть такими, как Фигура или Квакин. Или о том, что Тимур – хороший мальчик, нужно быть таким, как он. Нет. Автор настолько умело окружил героя какой-то увлекательной таинственностью, наделил Тимура чудесными, живыми чертами, что каждому школьнику хочется быть похожим на него.

Разве не так? Каждому из вас хочется быть лидером (в хорошем отношении) в классе. Кто-то лидерство завоевывает командным голосом (т.е. “горлом берет”). Кто-то своей отзывчивостью, хорошей успеваемостью. Кто-то, наоборот, плохим поведением, силой (потому что все боятся его). А вот Тимур собрал вокруг себя сто и более человек. В чем секрет его успеха? (он все делал не для себя, а ради других. Его уважали за смелость, честность, справедливость). И ещё за все то, что мы с вами показали в логической цепочке.

Даже его недруг Квакин зауважал его. Вспомните эпизод встречи Тимура с Квакиным и Фигурой. Почему Квакин так резко изменился, что даже ударил своего друга Фигуру? Как происходило “перевоплощение”?

(Во-первых, его, наверное, задели слова Ольги. Хотя эти слова были адресованы Тимуру, Квакин понимал, что это относилось к нему, потому что не Тимур лазил в садах, не он обламывал сады “старух и осиротевшей девчурки”.

Во-вторых, Квакин зауважал его за то, что “он смолчал”.

И, в-третьих, за то, что он “гордый. Хочет плакать, а молчит”)

Можно ли из всего вышесказанного сделать какой-либо вывод? (даже хулиган может стать хорошим человеком, но рядом должен быть смелый, честный человек, который был бы примером для подражания)

А для вас Тимур является примером для подражания?

В нашей стране, республике, районе, в нашей школе можно ли найти такого Тимура? (скорее всего, нет) В действительности, конечно, можно и не найти похожего на героя повести Гайдара школьника, но ведь в каждом из вас все равно есть хоть малая частица образа главного героя, живущая в тысячах славных дел, творимых вами. Поэтому многие из вас могут гордиться тем, что вы похожи на Тимура.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Дела, творимые Тимуром и его командой, называют “тимуровским движением”. Сейчас это движение возрождается, только называют его иначе – шефская помощь. Вы знаете, и у нас в школе за каждым классом закреплены участки, где вы помогаете престарелым, больным и одиноким людям. Значит, и вы тоже являетесь “тимуровцами”. Вы, как и герои повести, помогаете нуждающимся. Тем самым вы показываете свое уважение к людям поселка и свою заботу о них, выражаете любовь к родине, поселку.

Аркадий Гайдар очень любил свою родину. Он верил в светлое будущее своей страны, он сам хотел жить в этом будущем. Книги его продолжают жить, будто они написаны сегодня. Герои его книг живут и действую с нами.

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой –
Гайдар её писал;
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Их по поступкам узнают,
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель Большевик
И Гражданин Гайдар.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать небольшое сочинение на темы (по выбору):

  1. Какие полезные уроки я извлек для себя из повести А.Гайдара “Тимур и его команда”?
  2. “Тимуровское движение” и я (примеры из жизни)
  3. Как показана любовь к родине в повести А.Гайдара “Тимур и его команда”?

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав