10.10.2019

Операция "рельсовая война". Смотреть что такое "Операция «Рельсовая война»" в других словарях


Одним из самых эффективных средств борьбы советских партизан с немецкими оккупационными войсками во время Великой отечественной войны была Рельсовая войны. Эти действия подразумевали под собой нарушение функционирования железнодорожного сообщения, что приводило к затруднению перевозки военной техники и солдат противника. Апогеем таких действий стали события, проводимые советскими партизанами в период 3.08. – 15.09.1943 получивших в истории название «Операция» Рельсовая война». Данная операция проводилась на оккупированной территории современной Украины, России, Белоруссии.

Основная задача операции состояла в оказании помощи советским войскам в окончательном разгроме нацистских войск в ходе Курского сражения и дальнейшего продвижения наступления, путем препятствию подвоза материального обеспечения для усиления обороноспособности немецких войск и перенос основных сил немцев для охраны железной дороги.

Для проведения операции «Рельсовая война» были привлечены партизанские соединения Украины, Белоруссии и России. Одним из разработчиков операции стал П. Пономаренко, приказ о начале операции был отдан 14.07.1943 года. Партизанские соединения были обеспечены взрывчаткой и подрывной техникой и другими боеприпасами. Всего в операции было задействовано более ста тысяч партизан, которые развернули активную деятельность в тылу немецких армий «Юг», «Центр» и «Север». Операция «Рельсовая война» растянулась по фронту на тысячу километров и в глубину более чем на семьсот пятьдесят километров. Сама операция была тщательно разработана, у каждого отряда была конкретная цель, все действия был расписаны до минуты. Своеобразной «репетицией» операции стал массовый подрыв рельсов орловскими партизанами 22 июля 1943 года.

С первого дня операции партизаны развернули широкую подрывную деятельность. Одновременно на многих участках железной дороги прогремели взрывы, причем немцы, не ожидавшие столь масштабных действий, к восстановлению железной дороги начали только через три дня. Только за первые сутки было уничтожено более сорока тысяч рельсов. Успех операции был колоссальным, так за период июля-сентября 1943 года партизанам удалось уничтожить 1529 железнодорожных эшелонов и 115 мостов. Партизанам только в Белоруссии удалось взорвать три бронепоезда противника и уничтожить более 810 эшелонов немцев. Партизаны смогли уменьшить пропускную способность железнодорожного покрытия на 71%. Некоторые участки железной дороги были полностью разрушены, так грузы с Ковеля на Бердичев теперь оккупанты могли везти только через Одессу. Партизанам удалось надолго парализовать железнодорожное сообщение на таких важных узловых станциях как Ковель, Сарненск, Шепетовка, Здолбуновск. Всего по плану операции предусматривалось уничтожение 230 тысяч рельсов, то есть 1330 км железнодорожных путей в одну колею, план был выполнен почти на 100%.
Результатами операции стало резкое сокращение подвоза противнику материального обеспечения и живой силы. Для хотя бы частичного восстановления разрушенного железнодорожного покрытия, немецким войскам пришлось преобразовать двупутные участки в однопутные, сваривать подорванные рельсы. На оккупированные территории в срочном порядке привозились рельсы из Германии и Польши, а это в свою очередь увеличило напряженность транспортировки. Для охраны дорог немцам пришлось прилечь дополнительные силы, что затрудняло перегруппировку и снабжение отступающих войск.

Большой вклад в провидение операции «Рельсовая война» внесли такие советские партизаны как С. Ковпак, А. Федоров, Ф. Лысенко., В. Яремчук, и еще пяти подрывникам в ходе операции было присвоено звание Героя Советского Союза.

Провести на железнодорожных коммуникациях врага масштабные партизанские операции во время ВОВ предложил полковник Старинов, диверсант-подрывник. Его идеи нашли поддержку у начальника ЦШПД (Центрального штаба по генерал-лейтенанта Пономаренко, который и преподнес их Сталину и получил одобрение на их воплощение.

Масштабная партизанская диверсия получила название "Операция Рельсовая война". Провести ее было решено перед важнейшим стратегическим сражением на Накануне этой битвы соотношение сил противников было приблизительно равным. Исход же сражения в большой степени зависел от того, насколько успешно будет проведен маневр войсками, использованы резервы и, самое главное, обеспечены условия для снабжения армии всем необходимым.

"Рельсовая война" - это было подготовленное мероприятие. В центрах подготовки и партизанских школах увеличилось количество обучаемых специалистов-подрывников и инструкторов.

Для выведения из строя всей железнодорожной инфраструктуры врага в том масштабе, в котором было запланировано, требовалось огромное количество взрывателей и самой взрывчатки, которой не было у партизан. Снабжение отрядов осуществлялось при помощи сил дальней авиации.

"Рельсовая война" планировалась к осуществлению на фронте, протяженность которого составляла тысячу километров с севера на юг и семьсот пятьдесят километров с запада на восток вглубь. Провести диверсию предполагалось в три этапа, каждый из которых должен был длиться пятнадцать-тридцать суток.

"Рельсовая война" началась в 1943-м году, 3-го августа. По коммуникациям противника одновременно нанесли удар семьдесят четыре тысячи партизан.

Пономаренко, воспользовавшись идеями Старинова, впоследствии разработал свой собственный план проведения подрывных мероприятий. Пономаренко считал, что рискованные удары по эшелонам противника нецелесообразны. По его мнению, достаточно было наносить точечные удары по самой железной дороге, подрывая рельсы при помощи небольших зарядов. Таким образом, планировалось создать дефицит железнодорожного полотна у немцев и коллапс транспортной системы перед Курским сражением.

Старинов же, в свою очередь, отстаивал свою точку зрения, утверждая, что именно эшелоны врага имеют стратегическое назначение. Притом, что разрушенные рельсы достаточно просто восстановить в сравнении с восполнением ущерба от крушения железнодорожного состава. Это привело бы к гораздо более масштабным разрушениям и перерывам в движении.

В результате, Старинов был отправлен в украинский штаб, а Пономаренко продолжал воплощать в жизнь свой план.

Не обошлось без традиционного советского формализма. Пономаренко установил для партизанских отрядов определенный план по числу подорванных рельс. Необходимо отметить, что такой подход принес больше вреда. В приказе упоминалось о подрыве не только основных, но и запасных, а также плохо или вовсе не охраняемых путей. В результате многие командиры предпочли взрывать малозначительные пути, неэксплуатируемые ветки.

При этом немцы достаточно быстро научились восстанавливать "точечные повреждения", которые, надо сказать, были обычно не более 30-35 сантиметров. Они изобрели "рельсовый мостик", который накладывался на разрушенный участок. Нехватку полотна гитлеровцы компенсировали с использовавшихся редко бельгийских, голландских веток.

Таким образом, "Рельсовая война" на первом этапе нанесла по разным оценкам больше ущерба самой Красной армии, нежели немцам.

При проведении второго и третьего этапа руководство партизанского движения учло ошибки. В этот раз осуществляли не одиночные "точечные" подрывы, а взрывали рельсы на больших участках, разрушали шпалы. В декабре 1943-го года завершился третий этап.

Несмотря на совершенные ошибки, "Рельсовая война" позволила сократить основной грузопоток, который шел с Европы на Восток, более чем на 30%.

Операция «Рельсовая война» кодовое наименование операции советских партизан проводившейся с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР, БССР и части УССР. Содержание 1 Цель операции 2 Подготовка операции … Википедия

Рельсовая война действия партизан с целью нарушения работы железнодорожного транспорта противника и вывода из строя перевозимых по железной дороге живой силы, техники и материальных средств. Содержание 1 Рельсовая война в годы Великой… … Википедия

- («Рельсовая война»,) 1) действия партизан в тылу противника с целью нарушения работы его ж. д. транспорта и вывода из строя перевозимых по железной дороге живой силы, боевой техники и материальных средств. 2) Наименование крупной операции … Большая советская энциклопедия

"Рельсовая война" - РÉЛЬСОВАЯ ВОЙНÁ , 1) действия партизан с целью нарушения работы ж. д. транспорта пр ка и вывода из строя перевозимых по ж. д. живой силы, техники и материальных средств. 2) Кодовое наименование крупной операции, проведённой сов. партизанами 3 авг … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Великая Отечественная война Дата сентябрь ноябрь 1943 Место Белорусская ССР, Ленинградская область, Калининская область … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт (значения). Операция «Концерт» Великая Отечественная война Дата 19 сентября конец октября 1943 … Википедия

Основная статья: Великая Отечественная война Операция Барбаросса Великая Отечественная война Вторая мировая война … Википедия

Великая Отечественная война Вторая мировая война … Википедия

Вторая мировая война Великая Отечественная война Дата 9 сентября ноябрь 1941 Место Московская область … Википедия

Книги

  • Вторая Мировая. Курская дуга. Рельсовая война (DVD) , Деникина Анна, Филипп Сергей. Вторая Мировая. Курская дуга. Рельсовая война Документальный фильм В истории Великой Отечественной Курская битва отмечена особо. Ее называют поворотным пунктом входе войны, после которого…
  • Рельсовая война , Тамоников А.. Беда грозит русскому городу Черенску. Группа террористов, финансируемая турецким эмиссаром «Аль-Каиды», готовит чудовищный теракт - взрыв железнодорожного состава, перевозящего нефть. Взрыв…

3 августа 1943 года началась операция «Рельсовая война». Около 100 тыс. советских партизан приступили к уничтожению железнодорожных коммуникаций и подвижного состава на оккупированных нацистами территориях СССР. Диверсионная деятельность позволила сократить объём железнодорожных перевозок противника на 40% уже к осени. С сентября 1943-го по август 1944 года были проведены ещё два этапа операции - «Концерт» и «Багратион». По оценкам экспертов, «Рельсовая война» сыграла принципиально важную роль в поддержке наступления советских войск, переломившего ход Великой Отечественной войны. Как советские партизаны сорвали планы гитлеровцев - в материале RT.

  • Немцы осматривают взорванный партизанами эшелон.
  • РИА Новости

Переломный момент

Лето 1943 года стало своего рода моментом истины в Великой Отечественной войне. Нацисты потерпели болезненные поражения под Москвой и под Сталинградом, однако германская военная машина продолжала функционировать, и гитлеровцы рассчитывали перехватить инициативу под Курском.

Советское командование благодаря согласованным действиям спецслужб было хорошо информировано о планах вермахта. Поэтому для Москвы не стало неожиданностью, что гитлеровцы сосредоточили в районе Курска около 900 тыс. живой силы, а также большие объёмы бронетехники, артиллерии и авиации. В ответ советская сторона соорудила восемь рубежей обороны, а также привела в боевую готовность около 1,3 млн солдат и офицеров.

При этом оставался шанс, что, не справившись с задачей по прорыву советской обороны, нацисты попытаются перебросить на Восточный фронт резервы, которые бы позволили им если не добиться преимущества под Курском, то хотя бы остановить потенциальное контрнаступление Красной армии. Каждый лишний полк, передислоцированный из Европы летом—осенью 1943 года, мог дорого обойтись советским войскам. Чтобы максимально затруднить для вермахта железнодорожные перевозки по территории СССР, командование решило мобилизовать партизан.

К тому времени у них уже был некоторый опыт нанесения ударов по железнодорожным коммуникациям противника, но в 1943-м подобные атаки стали происходить систематически. Идею массированного уничтожения вражеских эшелонов и блокирования таким образом транспортных коммуникаций поддерживал полковник Илья Старинов.

Илья Старинов родился в 1900 году в селе Войново Орловской губернии. В 1918-м был призван в РККА, попал в плен, бежал, был ранен. После выздоровления его перевели в сапёрную роту инженерного батальона, в составе которой он принимал участие в разгроме белых в Крыму. Это назначение во многом определило дальнейшую судьбу Старинова. В 1921 году молодой красноармеец поступил в Воронежскую школу военно-железнодорожных техников и спустя год стал начальником подрывной команды 4-го Коростенского краснознамённого железнодорожного полка. После обучения в Ленинградской школе военно-железнодорожных техников Старинова повысили до командира роты.

В 1920—1930-е годы он, как военспец по подрывному делу, готовил специалистов по установке минно-взрывных заграждений, а затем и будущих диверсантов. В 1933-м был переведён на службу в Главное разведывательное управление при Генштабе, а затем поступил в Военно-транспортную академию. После её окончания стал заместителем военного коменданта станции Ленинград-Московская.

Однако административная работа была Старинову не по душе. В 1936-м он добился направления в Испанию, где лично готовил масштабные диверсионные операции против франкистов и проводил минно-взрывную подготовку бойцов-республиканцев. По возвращении на родину Старинов стал начальником центрального научно-испытательного полигона железнодорожных войск, а затем принял участие в советско-финской войне. В 1940-м он получил назначение на должность начальника отдела минирования и заграждений Главного военно-инженерного управления.

  • Илья Старинов
  • Wikipedia

С началом Великой Отечественной войны Старинов руководил работой по устройству заграждений и минированию сначала на Западном, а затем на Юго-Западном фронте. Благодаря оставленным Стариновым и его подчинёнными «сюрпризам» в Харькове был ликвидирован ряд высокопоставленных немецких офицеров. В ноябре 1941-го Илья Старинов был назначен заместителем начальника штаба инженерных войск Красной армии, а затем, сменив ещё несколько «диверсионных» постов, включая командование бригадой инженерного спецназа, в мае 43-го стал заместителем начальника Украинского штаба партизанского движения.

За годы службы Старинов накопил богатейший личный опыт диверсионной работы с использованием взрывчатки. Кроме того, он обобщал и анализировал все ключевые эпизоды деятельности своих подчинённых. Старинов постоянно выступал за то, чтобы нарастить поставки партизанам мин и взрывчатки для организации масштабных диверсий на железных дорогах.

«Рельсовая война»

Летом 1943 года, в преддверии Курской битвы, идеи Старинова приняло на рассмотрение высшее военное руководство страны. Однако в них были внесены некоторые коррективы, которые, как потом отмечал в своих воспоминаниях Старинов, он воспринял негативно. Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты.

В июне 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар.

14 июля Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о проведении операции «Рельсовая война», и 3 августа Центральный штаб партизанского движения приступил к её реализации. К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 тыс. человек. Она проводилась на территории БССР, УССР и оккупированных областей РСФСР.

В первую же ночь операции было взорвано 42 тыс. рельсов, а за всё время её проведения — около 215 тыс. из 11 млн, находившихся на оккупированных территориях. Кроме того, только на землях Белоруссии партизаны пустили под откос 836 гитлеровских эшелонов и 3 бронепоезда. Объём перевозок врага к осени сократился на 40%. Пропускная способность железных дорог снизилась, на их оборону нацистскому командованию пришлось бросить дополнительные силы, которые так и не попали на фронт.

«Действия партизан серьёзно осложнили жизнь немецкому командованию. Так, в тылу группы армий «Центр» с 3 по 6 августа (в разгар советского . — RT ) сообщение по железным дорогам было полностью прекращено. Генерал Курт фон Типпельскирх, возглавлявший на тот момент 12-й корпус группы армий «Центр», вспоминал впоследствии, что действия партизан стали одним из ключевых факторов, нарушивших взаимодействие между группами армий «Юг» и «Центр», в особенности — на участке 2-й армии», — рассказал RT учёный секретарь Музея Победы, кандидат исторических наук Сергей Белов.

«Концерт» и «Багратион»

Уже 11 августа 1943 года гитлеровская ставка отдала приказ создать систему оборонительных сооружений в районе Днепра. 26 августа советские войска начали реализацию комплекса взаимосвязанных стратегических операций, известного как битва за Днепр. Нацисты изо всех сил стремились остановить советское наступление на украинском Левобережье и дать время своим инженерным подразделениям подготовить новые оборонительные рубежи на Днепре.

Первый этап «Рельсовой войны» завершился 15 сентября. Но давать передышку немецким транспортникам было непозволительно. Вторая стадия операции получила название «Концерт». В ней участвовало уже 193 партизанских подразделения, насчитывавшие порядка 120 тыс. человек. Рельсовый «Концерт» должен был начаться 19 сентября, но доставку взрывчатки осложняли плохие метеоусловия, и старт операции перенесли на 25-е число.

«Концерт» охватил практически весь фронт, за исключением Карелии и Крыма. Партизаны стремились обеспечить советским войскам условия для наступления в Белоруссии и в битве за Днепр. На протяжении сентября—октября 1943 года партизанам удалось уничтожить ещё 150 тыс. рельсов. Только на территории Белоруссии они пустили под откос свыше тысячи поездов. Однако затем операция была остановлена из-за нехватки взрывчатки.

  • Подрывник закладывает взрывчатку под рельсы
  • РИА Новости
Операция «Рельсовая война»
Основной конфликт: Великая Отечественная война
Дата 3 августа - 15 сентября
Место Белорусская ССР , Ленинградская область , Калининская область , Смоленская область , Орловская область , Украинская ССР
Итог Цели операции достигнуты
Противники

СССР СССР

Германия Германия

Командующие
Потери

неизвестно

Цель операции

Подготовка операции

Центральный штаб партизанского движения привлёк к выполнению операции белорусских, ленинградских, калининских, смоленских, орловских и часть украинских партизан (всего 167 бригад и отдельных отрядов).

Центральный штаб партизанского движения ошибочно предполагал, что противник испытывает недостаток рельсов, хотя в реальности у немцев был излишек рельсов .

14 июля Ставкой ВГК был отдан приказ на проведение операции. Местные штабы партизанских движений и их представительства на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны обеспечивались взрывчаткой и минно-подрывной техникой, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Активно велась разведка железнодорожных коммуникаций.

Ход операции

За первую ночь операции было взорвано 42 тысячи рельсов. Действия, в которых участвовало около 100 тысяч партизан, развернулись в тыловых районах групп армий «Центр » и «Север » (протяжённость по фронту около 1000 километров, в глубину 750 километров). Одновременно вели активные боевые действия украинские партизаны в тылу группы армий «Юг» . Немецкое командование в течение некоторого времени не могло организовать противодействия партизанам.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав