26.09.2019

Елена Равноапостольная: жизнеописание, церковное почитание. Равноапостольные Константин и Елена. День равноапостольных царя константина и матери его, царицы елены


Среди обширного пантеона христианских святых одними из наиболее почитаемых являются равноапостольные Константин и Елена. Их роль в распространении истинной веры неоценима. Именно поэтому они удостоились столь великой чести быть поставленными в один ряд с апостолами - ближайшими учениками и последователями Христа.

Служанка, породившая императора

Полное имя царицы Елены - Флавия Юлия Елена Августа. Известно, что родилась она в середине III века в городе Дрепан, в Малой Азии, но точная дата её появления на свет не установлена. Детство будущей царицы прошло весьма скромно - она прислуживала на принадлежавшей отцу конной станции. Там, среди прочих путешественников, ей встретился её будущий муж Констанций Хлор, ставший впоследствии

Плодом их любви стал сын, появившийся на свет 27 февраля 272 года и получивший при рождении довольно пространное имя - Флавий Валерий Аврелий Константин. В мировую историю этот ребёнок вошёл как Великий, повелением которого христианство стало официальной религией Римского государства.

Императорский венец, принесший Риму свободу вероисповедания

Когда сыну едва исполнилось пятнадцать лет, семейная жизнь Елены расстроилась. Констанций оказался довольно ветреным супругом и разошёлся с ней, отдав предпочтение молодой падчерице правившего в то время императора Максимиана. Однако, как это нередко случается, будучи плохим мужем, он оказался хорошим отцом и, взойдя на римский престол, обеспечил будущее своего сына, сделав его правителем значительной части страны. Его резиденцией стал город Тревир (современный немецкий город Трир), и Елена Равноапостольная переехала жить поближе к сыну.

В 306 году произошло важное событие - умер император, и Константин стал его преемником, провозглашённым многотысячной римской армией. Известно, что одним из его первых деяний было установление в Риме и подвластных ему странах свободы вероисповедания и прекращения всех преследований на религиозной почве. Благодаря этому после трёхвековых гонений христианство, наконец, вышло из катакомб.

Звёздный час Елены

Исторические материалы свидетельствуют о том, что Елена Равноапостольная на протяжении всей своей жизни относилась с большим уважением к тем, кто, несмотря на смертельную опасность, исповедовал Христа, но сама приняла крещение, когда ей было уже за шестьдесят. К этому времени она была провозглашена «августой», то есть царствующей особой, и поселилась в обширном римском поместье расположенном рядом с Латеранским дворцом, ставшим впоследствии резиденцией римских пап.

Уже на закате своих дней святая Елена Равноапостольная совершила главное дело своей жизни - паломническую где предприняла раскопки непосредственно на самой Голгофе. Её цель была, по возможности, отыскать материальные свидетельства событий, происшедших там три века назад.

Ответ на вопрос, что подтолкнуло женщину в столь почтенном возрасте отправиться на поиски Креста Господня и прочих святынь, повествует Священное предание. В нём рассказывается о том, как в ночном видении услышала святая Елена голос, повелевший ей отправиться в Иерусалим, и там, очистив от земли место распятия и погребения Иисуса Христа, явить миру, обретённые на нём бесценные сокровища. Утром следующего дня святые Константин и Елена долго молились, чтобы Господь ниспослал Свою Благодать для исполнения столь важной миссии.

Нелёгкая задача

Как повествует легенда, в столице древней Иудеи благочестивую царицу ожидали большие трудности. Дело в том, что в течение столь продолжительного времени место казни и последующего воскресения Христа было скрыто под толстым слоем земли и мусора, намеренно свозимых туда нечестивцами, и найти его было невозможно. Наконец, после долгих расспросов местных жителей, от одного старого еврея удалось узнать точное расположение Голгофы. После этого святая Елена равноапостольная приказала начать раскопки.

Когда верхние слои земли были удалены, и обнажилась вершина горы, перед глазами присутствовавших предстал не один крест, а три, ведь в день казни, как известно, вместе с Христом были распяты и два разбойника. Предстояла нелёгкая задача - определить, на каком же из них принял страдания Иисус.

Проверка святыни на истинность

То, что последовало далее, стало ещё одним подтверждением мудрости, которой обладала царица Елена. Когда все в полном недоумении ожидали её решения, с местом раскопок поравнялась траурная процессия, впереди которой несли гроб с телом умершей женщины. Зная, что только один из трёх крестов обладает Божественной силой, Елена обратилась с просьбой к родным почившей остановиться и приказала слугам поочерёдно коснуться мёртвого тела каждым из трёх крестов. Как только очередь дошла до того, который являлся истинной святыней, и на него была возложена рука покойной, та сразу воскресла, чем вызвала всеобщую радость и ликование.

Обретение Гроба Господня

Кроме животворящего Креста Господня, святая Елена Равноапостольная, как свидетельствует предание, обрела четыре гвоздя, которыми было прибито тело Спасителя и ту самую дощечку - титло, на котором собственноручно начертал «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Была ею обнаружена и пещера, в которую положили снятое с креста тело Иисуса. Именно благодаря трудам святой Елены христиане всего мира могут сегодня воочию наблюдать, как в окне кувуклии, возведённой над Гробом Господним появляется свет нисшедшего по случаю Пасхи Благодатного огня.

В память этого величайшего события был установлен праздник, получивший название «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня». Каждый год 27 сентября православная церковь отмечает годовщину того дня, когда в 326 году царица Елена Равноапостольная открыла миру величайшие святыни христианства.

Завершение великой миссии

Обретя Животворящий Крест, императрица повелела разделить его на две равные части, одну из которых, помещённую в серебряную раку, она оставила в Иерусалиме местному епископу Макарию I, оказавшему ей существенную помощь во время раскопок. Другую же часть Креста, а вместе с ней и гвозди, отправила в Рим своему сыну. Там этот фрагмент Креста был вмонтирован в скульптуру императора Константина, установленную на одной из площадей столицы.

Закончив свою миссию, святая равноапостольная царица Елена вернулась в Рим, основав по пути несколько, существующих и поныне, монастырей. Наиболее известным из них является Ставровуни на Кипре. В дар этим обителям она оставляла частицы святынь, обретённых ею в Иерусалиме.

Судьба мощей святой Елены

Совершив таким образом главное дело своей жизни, царица Елена Равноапостольная вернулась в Рим, где вскоре мирно отошла ко Господу. Точная дата её смерти, как и место погребения не установлены. По одним сведениям, она была похоронена в Трире, где ей принадлежало богатое поместье, по другой - в Риме. Некоторые же историки утверждают, что её останки были перевезены в Палестину.

В целом же история, связанная с её мощами, довольно длинная и запутанная. Согласно ряду источников, император Константин поместил её тело в гробницу, сделанную для него самого, уступив матери также и собственный саркофаг. Затем есть свидетельства, что мощи были переправлены во Францию, где в течение нескольких веков хранились в Шампани, а оттуда во времена попали в Париж, где и по сей день хранятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль.

Святые, равные апостолам

За выдающиеся заслуги в деле распространения христианства Константин и Елена были причислены к лику равноапостольных святых. Следует заметить, что за всю мировую историю христианства такой чести были удостоены лишь пять женщин. Почитание её на Востоке началось вскоре после кончины, в Западной же церкви он был установлен не ранее IX века. В наши дни православная церковь отдаёт дань памяти обретения ей Животворящего Креста Господня 19 марта. Кроме того, 3 июня в церквях вспоминаются равноапостольные Константин и Елена.

Посмертное почитание матери и сына

Эти святые, стяжавшие себе немеркнущую славу, стали одними из наиболее почитаемых в христианском мире. Именем равноапостольной Елены назван один из пределов возведённого крестоносцами в середине XII века на том месте, где в 326 году она проводила раскопки. Кроме того, на разных континентах построены в её честь, и в честь её сына множество храмов. Один из них - храм равноапостольных Константина и Елены был возведён в Коканде, но после Октябрьской революции, и установления советской власти в республиках Средней Азии, был навсегда закрыт. Ныне на его месте находится мечеть.

Имеется и совсем недавно учреждённый приход этих равноапостольных святых в Москве, в районе Митино. Несмотря на то что освящён он был лишь в 2004 году, уже успел заслужить добрую славу как один из вновь образованных духовных центров столицы. Его святыней является икона «Елена Равноапостольная», перед которой всегда можно видеть тех, кто в молитвах поверяет ей своё самое сокровенное.

Память правителя Римской империи равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены православная церковь чтит ежегодно 3 июня. Будучи воспитанным матерью-христианкой и отцом, не позволяющим преследовать приверженцев христианской религии, Константин с детства впитал особое уважение к вере. Став правителем, он направил все свои усилия, чтобы свобода исповедания веры в Христа была провозглашена во всех странах, подвластных ему.

Царица Елена, мать Константина, также совершила огромное множество благих дел для Церкви, она строила храмы и, по настоянию сына, даже привезла из Иерусалима тот самый Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса Христа, за что также была удостоена именования Равноапостольной.

Красивый день добра и мира -
Святых Елены, Константина.
Они всю жизнь дарили свет,
Для всех молили меньше бед.

Давайте будем помогать
Друг другу и добра желать.
И может в день святой и ясный,
Мир станет чуточку прекрасней.

В этот день тебе, Елена,
От души хотим желать
Быстро, весело, с задором
Все невзгоды устранять.

Чтобы счастье наполняло
Дни твои все до краёв,
Ну, а всё, о чём мечтала,
Исполнялось бы без слов.

Сегодня славим Константина,
И мать - прекрасную Елену.
Их вера, сила, доброта
Уже столетия - нетленны.

Пускай святые вам помогут,
Когда другой надежды нет.
Пусть сохранять вас от печали,
От боли, горестей и бед.

В день святой Елены, в праздник Константина
Радость поспешит пусть в ваш красивый дом.
Станет веселее жизни всей картина,
Чтоб такой остаться навсегда потом!

Я вас поздравляю и желаю счастья,
Веру в душах свято, бережно хранить,
Чтобы все прекрасно стало получаться,
Вам в добре, уюте, славном мире жить!

С Днем святых Елены, Константина,
Святых, прекрасных женщины, мужчины.
Пускай же в этот день и остальные
Преодолеть все беды будут силы.

Не знать ни трудных жизненных преград,
Не знать тоски, печали, грусти и утрат,
Пускай ключом бьет жизненный родник,
Пускай прекрасным будет каждый новый миг.

Константина и Елену
Нынче вспоминаем.
Вам здоровья и добра
В этот день желаю.

Пусть святые защитят,
Силы вам подарят.
С их заступничеством беды
Пусть вас не ударят.

С днём святых друг другу верных
Константина и Елены!
Поздравляю род людской
И совет даю простой:

Будьте счастливы, любимы,
Не злобливы, не ранимы,
Чтобы зло вас не касалось,
А вот солнце улыбалось!

В День Константина и Елены
Скажу вам пару добрых фраз:
Любовь и счастье драгоценны,
Пускай хранят Святые вас!

Достатка, мира вам и лада
Желаю в этот день святой!
Пусть эта радостная дата
Подарит встречу вам с мечтой!

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305- 306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равпоапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Вот как описывает благочестивую жизнь царя Константина и матери его царицы Елены церковный историк Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской:

О ЖИЗНИ БЛАЖЕННОГО ВАСИЛЕВСА КОНСТАНТИНА

ГЛАВА 41. О постройке церквей в Вифлееме и на горе Елеонской.
Окончив дело здесь, (василевс) весьма благолепно украсил и другие места, отмеченные двумя таинственными пещерами. Одному воздал он подобающую честь, как месту первого богоявления Спасителя и рождения Его во плоти 1; другое почтил, как стоящий на вершине горы памятник вознесения Его на небо 2. Щедро украшая сии места, он увековечивал этим и память своей матери, которая оказала столько благодеяний человеческому роду.
ГЛАВА 42. О том, что эти церкви построила мать Константина, василиса Елена, когда она приходила туда для поклонения.
Ибо признав своим делом воздать Всецарю - Богу долг благочестивого своего расположения, также вознамерившись молитвами возблагодарить Его за своего сына, такого василевса, и за свое потомство - боголюбивых кесарей, детей его, эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток и с царской заботливостью обозревала дивную землю, восточные эпархии, города и селения, с той целью, чтобы совершить должное поклонение стопам Спасителя, по слову пророка: поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его (Пс. 131, 7), - и плод собственного благочестия оставила грядущему потомству.
ГЛАВА 43. Еще о церкви вифлеемской.
В то же время воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы 3. Кроме того, мать василевса, в память вознесения Спасителя всех на небо, воздвигла высокие здания на горе Елеонской: самую вершину этой горы увенчала она священным домом церкви и храмом. Там, в той самой пещере, по свидетельству предания, Спаситель всех посвящал своих учеников в неизглаголанные тайны. Василевс и на том месте почтил Великого Царя различными дарами и украшениями. Эти-то достойные вечной памяти, святые и прекраснейшие храмы, как знаки благочестивого расположения, воздвигнуты Богу Спасителю над двумя таинственными пещерами боголюбивой матерью боголюбивого василевса, августейшей Еленой, по царственному соизволению ее сына. Немного спустя, старица пожала и достойные плоды своего благочестия, ибо все время своей жизни до глубокой старости провести во всяком благополучии, делами и словами принося обильные плоды спасительных заповедей, эту благоустроенную, беспечальную свою жизнь она и после вела в совершенном здравии души и тела, а потому, еще здесь получая от Бога награду за добрые дела, удостоилась благочестивой кончины.
ГЛАВА 44. О великодушии и благотворительности Елены.
Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями, как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; ее десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.
ГЛАВА 45. О том, с каким благоговением Елена являлась в церквях.
Но прославляясь такими делами, Елена не забывала и служить Богу. Всегда видели, как она ходила в Божью церковь и украшала молитвенные дома блистательными драгоценностями, не оставляя без внимания храмов и в городах самых малых. Видели, как эта дивная жена, в скромной, но благоприличной одежде, смешивалась с толпой народа и свое благоговение перед Богом выражала всякими богоугодными делами.
ГЛАВА 46. О том, как она, прожив восемьдесят лет и распорядившись, скончалась.
Совершив уже довольно долгий путь (земной) жизни, (василиса) призвана была к лучшему наследию почти на восьмидесятом году своей жизни. Перед своей кончиной она сделала духовное завещание, распорядилась и объявила последнюю свою волю в пользу единственного сына, василевса, автократора монарха, и своих внуков, детей его, кесарей. Тогда же между своими внуками разделила она и собственное имение, которое было у нее по всей Ойкумене. Распорядившись таким образом, она окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына. Людям благомыслящим казалось, что эта преблаженная жена не в самом деле умерла, а только изменилась и переложилась от жизни земной к жизни небесной, что ее душа, принятая Спасителем, преобразилась в существо нетленное и ангельское.
ГЛАВА 47. О том, как Константин похоронил свою мать и сколь много он уважал ее еще при жизни.
И тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город 4 и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от нее преемственную и дивную отрасль, (то есть за Константина), которого надобно ублажать как по другим причинам, так и ради уважения его к родительнице; ибо из не благочестивой василевс сотворил ее столь благочестивой, что в правилах благочестия она казалась наставленной Самим общим всех Спасителем, и облек ее такими царскими почестями, что у всех народов и во всем войске она называлась августой и василисой, и ее лик изображался на золотых медалях. Сверх того, Константин дал ей право употреблять по собственному ее желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет и как покажется ей наилучшим, так что и в этом отношении сын сделал участь ее превосходной и завидной. Посему, рассматривая качества, увековечивающие память Константина, мы по справедливости должны обратить внимание и на то, что, почитая свою мать от избытка благочестия, он исполнял божественные законы, предписывающие иметь должное уважение к родителям 5. Такие прекрасные дела и таким образом василевс совершил не в одной Палестине, он и во всех эпархиях сооружал новые церкви, давая им вид гораздо превосходнее того, в котором они находились прежде.
______________
1 Имеется в виду Вифлеем (Мф. 2.1). Евсевий, говоря о рождении Спасителя, следует традиции Древней Церкви, в которой и Рождество и Крещение Господне воспринимались в значительной степени как одно событие, даже при праздновании не различались два праздника, а праздновался один - Богоявление.
2 Вознесение Господне произошло в Вифании (Лк. 24,50), на горе Елеонской.
3 В это время, когда иконостас в современном виде еще не сложился, вместо него использовалась завеса или занавес, который часто был расшит различными изображениями.
4 Тело св. царицы Елены, по свидетельству Никифора (L.8. cap. 30), из Палестины перенесено сперва в Рим, а потом, через два года в Константинополь. Елена скончалась за двенадцать лет до смерти Константина, то есть в 327 году. - прим. переводчика.
5 Имеется в виду одна из десяти заповедей, данных еще Моисею. (Исх. 20,12).

(Евсевий Памфил. Жизнь Константина. Перев. СПб. Духовной Академии. - М.,1998).

Тропарь, глас 8:

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи; егоже спасай всегда в мире, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3:

Константин днесь, с материю Еленою, Крест являют всечестное древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание:

Величаем вас, / святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, / и чтим святую память вашу, / вы бо святым Крестом / всю вселенную просветили есте.

Молитвы святым равноапостольным Константину и Елене

Молитва первая:

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

Молитва вторая:

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Церковь св.равноапп.Константина и Елены. Пос.Ленинское. Ленингр

03 июня 2014
3 июня - день памяти святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены

Сегодня мы совершаем праздник в честь святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Император Константин Великий правил Римской империей в первой половине IV века. За выдающиеся заслуги перед Святой Церковью, перед верой христианской, этот царь вместе со своей матерью – царицей Еленой, был причислен к лику святых и даже именуется равноапостольным .

Царь Константин был сыном одного из правителей тогдашней Римской империи, которая была в то время поделена на четыре области. Его отец управлял Британией. И вот, после смерти своего отца он был провозглашен императором. В то время множество врагов было у святого царя Константина, и он был единственным правителем в тогдашней Римской империи, который покровительствовал христианской вере. Другие правители тогдашней Римской империи, естественно, начали войну. Происходили военные действия, и перед решающей битвой царь Константин созерцал на небе видение Креста и надпись: ”Сим побеждай”. Т. е. Силой Креста Бог дарует ему победу.

300 лет Церковь христианская испытывала жесточайшие гонения. И вот Промысел Божий приводит царя Константина к христианской вере, потом устраивает так, что царь Константин становится правителем всей Римской империи, и Западной, и Восточной. В 313 году он издает Миланский Эдикт “О веротерпимости”, где прекращает гонения на христиан, и христианская вера получает свободу. В этом было промыслительное значение и чуда вид?ния Креста на небе, и последующей победы царя Константина, и его правления над Римской империей.

И мы также знаем, что в 325 году Православную Церковь терзала ересь Ария, который называл Христа творением, отрицал единосущие Сына Божия Богу Отцу. И вот, в 325 году, чтобы утвердить Православную веру, святой равноапостольный царь Константин созывает в Никее I-й Вселенский Собор , на котором был составлен наш Символ Веры до слов “... и в Духа Святаго.” Таким образом, мы видим, что Церковь не напрасно прославила императора Константина как равноапостольного, подчеркнув тем самым, что труды этого царя и его матери подобны Апостолам.

А мать святого царя Константина, когда сын ее воцарился над Римской империей, отправилась на Святую Землю, в Палестину, и там очищала от языческих капищь святые места, связанные с жизнью Сына Божия. Вместе со своим сыном, царем Константином, она устроила на месте смерти и воскресения Христа величественный храм Воскресения Господня. Святая царица Елена обрела Животворящий Крест возле Голгофы, тот, на котором был распят Сын Божий. И вот, за свою веру, за воспитание такого великого сына – царя Константина, за вот такую ревность к святым местам на Святой Земле, в Палестине, царица Елена тоже причислена церковью к лику равноапостольных.

Мы видим, дорогие братья и сестры, как Церковь Христова прославляет тех людей, которые строили и благоговейно относились к святыням. Святые Константин и Елена – строители православных храмов. И Церковью они прославляются наравне с Апостолами. Из нас, конечно же, мало найдется храмоздателей. Но все мы призваны к благоговейному отношению к святыни храма! Без сомнения, Бога чтить нужно, в первую очередь, внутренне. Но внутреннее содержание нашей души обязательно выражается и внешне. Господь сказал: "Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое" (Мф.12:35). Так вот, в этот святой день, вспоминая память этих великих святых, нам нужно задуматься немного о внутреннем и внешнем содержании нашего жизненного пути.

Христос заповедал нам исполнять Свои Божественные заповеди. Новый Завет, в отличии от Ветхого – это обновление духа. В Ветхом Завете все значение, весь упор делался на внешней религиозности, хотя и там были пророки, которые говорили, что Бог ищет сердца человеческого, ищет духа, ищет любви человека к Богу. Были пророки, но в целом Закон Моисеев носил обрядовый, внешний характер. И представители ветхозаветной религии, в особенности в лице духовенства, фарисеев, книжников, исполняли ветхозаветный закон только внешне. Они приносили жертвы, совершали какие-то внешние обряды, омовения, внешне посещали Иерусалимский храм, синагогу, но сердце их далеко отстояло от Бога. И мы знаем, что Господь уподоблял ветхозаветных учителей “гробам окрашенным”, которые внутри исполнены всякого греха, зловония страстей, а снаружи вроде бы выглядят ничего, неплохо. Такова была ветхозаветня религиозность в своем подавляющем большинстве. Конечно, были истинные праведники и в Ветхом Завете, но их было очень мало.

Когда же пришел Христос, то Он открыл, что истинная вера, истинное познание Бога совершается внутри. Спаситель говорит: “Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их” (Мф.23:26). Т. е. Господь Иисус Христос в Своем Евангельском учении весь смысл, весь упор делает во внутреннем перерождении человека, в обновлении духа, нашего сердца и наших мыслей. Господь учит о любви к Богу и ближнему, но при этом не отрицает и внешнего закона. Потому что, естественно, вера человека, его стремление к Богу, всегда, так или иначе, проявляются и во внешней форме. Но самое главное хранится в душе, в сердце чистом, верующем, смиренном, благоговейном и в нелицемерной любви к ближним. В противном случае остается одно лицемерие, театр, остается то, что Христос назвал “фарисейством”, т. е. одним только внешним служением Богу.

Мы призваны к внутреннему перерождению, к обновлению нашей души в духе христианской веры. Однако у нас есть и внешние какие-то обычаи, правила, обряды. Но вот, к сожалению, греховность, болезнь души человека такова, что мы зачастую недостаточно внутренне обновляемся, недостаточно боремся за чистоту своего сердца, своих мыслей. С большим трудом происходит в нас внутреннее перерождение, обновление нас в радости, в любви, в мире, в терпении, в смирении, в нелицемерной вере, в помощи другим людям. В этих внутренних добродетелях с трудом мы преуспеваем.

Но если мы посмотрим на внешние какие-то обычаи, добродетели, то тоже, к сожалению, мы увидим, что весьма много у нас и чисто внешних упущений. Например, с болью, бывает, видишь, что весьма, весьма мало людей умеет правильно перекрестится. К великому сожалению, нередко можно увидеть верующего человека, который вместо того, чтобы благоговейно наложить крестное знаменье, делает какой-то бессмысленный жест: крестит, например, свой живот или свою грудь, или как будто что-то смахивает со своей груди. Производит какое-то торопливое, бессмысленное движение. И вот это и есть крестное знаменье? Естественно, сердце пастыря не может равнодушно на это смотреть. И вот таких, чисто внешних, упущений у нас действительно очень много.

Во, например, возьмем добродетель благоговейного отношения к святыне православного храма. Как мы ее исполняем на деле? Храм – это место святое, где присутствует Сам Бог, где совершаются страшные таинства, где дышит Дух Святой. В храме поются величественные гимны и псалмы, читается Священное Писание, здесь мы можем получить надежду на спасение. И что же мы видим? Не все с благоговением, со страхом Божьим, действительно относится к храму, чувствуя святость этого места. Нападает какое-то окамененное нечувствие на сердце, какая-то духовная болезнь. Человек как будто забывает, где он находится. Он не чувствует святыни, когда он слышит слова молитв и священных гимнов – он воспринимает это совершенно равнодушно, как будто это что-то пустое, то, что его абсолютно не касается ни в коей мере. И вот это как раз проявление, с одной стороны, внутренней духовной болезни, а с другой стороны, внешней. Это очень страшно. Каждый из нас – и каждый священнослужитель, и каждый низший служитель в храме, который исполняет то или инное послушание, служение, и каждый рядовой верующий и мужчина, и женщина – ответственны за святыню богослужения, за святыню храма. Мы не должны равнодушно смотреть на какое-то бесчинство, творящееся в храме, на какой-то шум и помехи богослужению. Душа каждого человека должна болеть за святыню храма. И мы в первую очередь должны молиться об этом. Мы также должны уметь подсказать ближнему, который забыл, что он находится в храме, который ведет себя в храме, как в магазине, или как на базаре, или где-то в музее – мы должны уметь такому человеку с любовью, с христианской кротостью и смирением посоветовать, указать ему, напомнить ему, что он находится в святом месте, где совершается молитва Богу, где Господь нас принимает, принимает наше моление, наше покаяние, и здесь негоже безобразничать или шуметь.

Таким образом, и чисто внешних недостатков и внутренних у нас конечно очень много. Но нам нужно помнить слова Евангелия, что Господь Иисус пришел в мир грешных спасти и не отчаиваться. Мы должны стремиться исполнять заповеди Божьи, должны стремиться внутренне обновиться: избавиться от греховных мыслей, от недолжных чувств, стремлений, постараться исправить свою жизнь, удалить из нее все нечистое, греховное. С другой стороны, мы должны постараться и внешнюю нашу религиозную жизнь тоже совершать в соответствии с уставом церковным, в соответствии с традициями Церкви. Внутреннее важнее внешнего, однако и внутренне без внешнего не мыслится. Бывает, когда человек стоит благоговейно в храме и молится, то невольно и на душу его начинает действовать его внешнее поведение. Человек совершит какой-то внешний жест: благоговейно поклонится Богу, со страхом Божьим приложится к образу, к иконе, или на себя наложит крестное знаменье с благоговением – и вот этот внешний жест оказывает внутреннее влияние и на его душу. Здесь все взаимосвязанно.

И вот в этот святой день, по молитвам святых царей Константина и Елены да дарует нам милосердный, благий Господь утверждаться и в святых Христовых Евангельских заповедях и во внешних уставах церковных. Аминь. Христос воскресе! Воистину воскресе!

3 июня - день памяти святых царя Константина и его матери царицы Елены. В Православной Церкви великие мать и сын прославлены как равноапостольные - столь значим их подвиг проповеди Евангелия и обращения в веру народов. Константин родился в сербском городе Ниш, в 272 году. Елена - в Дрепане (Малая Азия), впоследствии переименованном в честь нее в Еленополис. Год рождения самой Елены точно не установлен…

Амвросий Медиоланский писал, что Елена была дочерью трактирщика и познакомилась с будущим императором Констанцием Хлором, отцом Константина, когда тот, еще молодой офицер, объезжал лошадей, а она подавала ему вино.

Когда Константину был 21 год, его отец развелся с Еленой, чтобы жениться на дочери императора Максимиана и укрепить свое положение при дворе. Он стал цезарем провинции Галлия Белгика. В 306 году, после его смерти, Константин был провозглашен императором этой провинции.

В 312 году Константин вступил в борьбу за власть с узурпатором Максенцием. Накануне решающей битвы он увидел сон: ему необходимо начертать изображение христианского креста на стягах, и тогда он одержит победу («и сим победиши»). Так и вышло. Константин стал императором западной части Римской империи. Полностью объединить земли ему удалось в 321 году.

В 313 году в Милане на свадьбе своей сестры уверовавший во Христа Константин огласил эдикт, которым легализовал христианство на территории Римской империи. В качестве почетного гостя на пир был приглашен и император Диоклетиан, ярый гонитель христиан. Впрочем, он не приехал.

Елена, находясь в Трире, отдала часть своего дома христианской общине города, чтобы там устроили церковь. Она стала одной из древнейших официальных церквей, наряду с храмом Гроба Господня и храмом Рождества в Вифлееме. Константин даровал своей матери титул императрицы. Первые найденные монеты с ее изображением датируются 318 годом.

Святая Елена стала христианкой в 60 лет. В 326 году она совершила паломничество в Иерусалим, где предприняла археологические изыскания, обнаружив Крест Господень, гвозди и табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». На момент этого путешествия ей было около 80 лет.

В 325 году Константин созвал Первый вселенский собор, где был сформулирован Символ веры христиан. На этом соборе император лично приветствовал исповедников веры, пострадавших в годы гонений, целуя их раны. В 320 году он перенес столицу Римской империи в новый город - Константинополь, который впоследствии стал центром Восточной империи - Византии.

Константин всю жизнь мечтал принять крещение в Иордане, но крестился незадолго до смерти в своей резиденции близ Константинополя. Умер он в 337 году. Точная дата смерти Елены неизвестна

Благодарим Тимофея Китниса за помощь в подготовке материала
Рисунки Елены Поповской


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав