30.08.2019

Герб швеции описание. Герб Швеции – история и основные элементы. Большой герб с мантией


Тре крунур (три короны) – это национальный символ Швеции, который есть на государственном гербе и состоит из трех корон. В верхнем ряду две и в нижнем – одна. Этот символ используется шведскими монархами, риксдагом, правительством и посольствами Швеции по всему миру, но также его можно увидеть и в другие местах – на самом верху Стокгольмской ратуши и на форме сборной Швеции по хоккею.

Стокгольмская ратуша

Название «Тре крунур» также носил деревянный замок шведских королей, на месте которого сейчас находится королевский дворец в Стокгольме. Замок сгорел во время пожара 1697 года. Он стал местом пребывания шведских королей после того, как Густав I Васа разорвал Кальмарскую унию и сделал Швецию самостоятельным государством.

Герб Швеции

На гербе Швеции символ «тре крунур» изображается на лазоревом поле. Этот символ появился на печати Магнуса I, а основным символом Швеции стал чуть позже. Затем датская королева создала Кальмарскую унию, объединив Данию, Швецию и Норвегию, и три короны уже изображались на гербе Кальмарской унии. После распада Кальмарской унии в 1523 году три короны снова появились на гербе Швеции.

При Густаве Васа случился конфликт с датским королем из-за этого символа, когда в 1550-е годы датский король Кристиан III поместил на своем гербе три короны. Так как три короны были символом Швеции с XIV века и использовались датскими монархами только во времена Кальмарской унии, Густав Васа интерпретировал этот жест как намерение завоевать Швецию и возродить союз. Кристиан III объяснил это тем, что если во времена унии символ использовался для обоих государств, то он тоже может использовать его в своей символике. В Швеции, напротив, этот символ воспринимали как исключительно шведский. Это привело к затяжному дипломатическому конфликту между двумя государствами.

Три короны на здании Посольства Швеции в Москве

Есть разные версии, объясняющие его символику. Например, говорят, что короны символизируют трех королей-волхвов, чей культ был очень популярен в Западной Европе в средние века или Святую Троицу. С момента создания Кальмарской унии (1397 год) короны стали символизировать единство трех скандинавских королевств – Швеции, Дании и Норвегии. А после восшествия на престол Густава Вазы – его пышный «тройной» титул Король Шведов, Готов и Вендов.

Есть и другие варианты объяснения этого символа. Например, Юнас Петри Клинт в XVI веке утверждал, что это символ трех богатств Швеции – гор, лесов и воды. Иоханнес Шефферус предполагал, что три короны символизируют трех скандинавских языческих богов: Тора, Одина и Фрея.

Три короны также изображаются на гербе российского города Выборга, который до 1721 года принадлежал Швеции.

С 1982 года использование трех корон как символа Швеции защищено законом.

Эрика III, который можно считать первым официальным символом страны. В 1224 году на нем впервые появились три леопарда, которые располагались один над другим, что было похоже на датский герб. После смерти (в 1249 году) короля Эрика прямых наследников не осталось. Ярл Биргер из дворянского рода Фолькунгов, как ближайший помощник покойного правителя, добился престола для своего малолетнего сына Вальдемара, приходящегося племянником Эрику по женской линии.

Золотой лев

Ярл Бингер, правивший Швецией в качестве опекуна сына до 1266 года, на своем родовом гербе имел изображение золотого льва на лазоревом фоне поверх трех левых серебряных перевязей. После перехода всей полноты власти к совершеннолетнему Вальдемару новый король в качестве своего герба использовал герб дяди Эрика III, на котором были три льва. В 1225 году родной брат Вальдемара Маргус Биргер сверг его с трона, получив прозвище Защитник Крестьян. Он, в отличие от предшественника, решил сохранить приверженность родовой геральдике рода Фолькунгов, но на новом гербе появились коронованные львы.

Три короны

Три золотые короны - самая известная во всем мире особенность, по которой узнают герб Швеции. Что означает этот геральдический элемент и каково его назначение? Споры об этом не прекращаются по сей день, и гипотезы выдвигаются самые разные. Интересно то, что короны имеются на самой старой из известных королевских печатей. Три короны как один из основных элементов герба ввел король Альберт Мекленбургский (1363-1389). Одна из версий связывает появление на гербе этих деталей с самым распространенным в то время культом Трех Королей - Волхвов, принесших дары младенцу Христу. Этот культ приобрел силу и широкое распространение после того, как Фридрих Барабаросса в 1164 году перенес мощи волхвов из Милана в Кельн. Вторая версия относит три короны к символу Святой Троицы.

Есть версии, трактующие короны как обычный геральдический элемент. Некоторые исследователи утверждают, что они похожи на венец мекленбургского родового герба, усиленного священным числом, или же это знаки владения Мекленбургом, Финляндией и Швецией. Другая версия говорит о том, что короны - это не что иное, как герб легендарного воплощающего все священного рыцарства, или просто один из гербов королей Древней Ирландии.

Государственный герб Швеции используется как основной символ государства. В определенных случаях большой государственный герб необходим при проведении официальных мероприятий в парламенте и правительстве, армии и зарубежных шведских дипломатических представительствах.

Большой герб

Большой государственный герб Швеции может использоваться как основа личных гербов членами Все изменения и дополнения, касающиеся главного символа страны, утверждаются только главой государства.

Большой государственный герб представляет собой разделенный золотым крестом на четыре части щит лазоревого цвета с гербом королевского дома в середине.

На первой и четвертой частях щита находятся три открытые золотые короны (две сверху и одна снизу). Вторая и четвертая части щита включают шесть левых серебряных и лазуревых скосов и коронованного золотого льва в червленом окружении.

Центральный щит рассечен на четыре части. В первой - герб дома Ваза: два правых серебряных и лазоревых скоса и золотой сноп на червленом поле. На второй части щита изображен герб рода Бернадоттов: серебряный трехарочный висячий мост с двумя башнями, на котором находится держащий золотые перуны в лапах орел, сверху -

Щит держат в лапах два коронованных стерегущих льва с червленым вооружением и раздвоенными хвостами. Львы стоят на золотом основании. Вверху щита находится королевская корона, окруженная знаками Серафимов.

Большой герб Швеции в качестве фона использует пурпурную мантию на горностае, с золотыми кистями, шнурами и бахромой.

Существует упрощенный вариант большого герба, на котором отсутствуют орденские знаки, львы-щитодержатели, мантия и основание.

Малый герб

Малый Государственный герб Швеции состоит из лазоревого цвета щита с королевской короной вверху и тремя открытыми золотыми коронами (две поверх одной). Дополнительно щит может окружаться по периметру орденскими знаками Серафимов.

Открытые три золотые короны без королевской короны и щита - это упрощенный малый герб Швеции. Фото хоккейной команды этой страны, где на свитерах игроков изображен такой малый герб, сделало три короны одним из самых узнаваемых мировых символов.

Шведские организации и компании, желающие использовать элементы государственного герба в своей символике, обязаны получить на это специальное разрешение Государственного геральдического совета.

Корона

Шведская королевская корона

Щитодержатели

Золотые стерегущие коронованные львы с червлёными языками

Ордена

Государственный герб Швеции (швед. Sveriges riksvapen ) - один из главных государственных символов страны. Oфициально существует в двух вариантах - большой (швед. stora riksvapnet ) и малый (швед. lilla riksvapnet ) . Большой герб одновременно является гербом главы государства и состоит из нескольких частей. Малый герб является гербом собственно Швеции и представляет собой лазоревый щит , с тремя золотыми открытыми коронами , две над одной, увенчанный шведской королевской короной. Три короны на синем поле появились в Швеции в XIV веке при короле Альбрехте Мекленбургском . Впервые изображение трех корон появилось на гербе ирландского королевства Манстер .

Описание

Построение и использование герба Швеции регулирует Закон (1982:268) о Государственном гербе Швеции, который гласит:

1 § Швеция имеет два герба: большой Государственный Герб, который также является личным гербом главы государства, и малый Государственный герб.

Государственный герб используется как символ шведского государства. Помимо главы государства большой Государственный герб в определённых случаях может использоваться парламентом, правительством, шведскими зарубежными представительствами и вооружёнными силами.

С позволения главы государства, прочие члены королевской семьи могут использовать большой Государственный герб в качестве личного герба, с внесением в него определённых изменений и дополнений, определённых главой государства.

2 § Большой Государственный герб представляет собой лазоревый щит, разделённый на четыре части золотым крестом, имеющим в середине герб королевского дома.

Щит поддерживают два золотых коронованных стерегущих льва с раздвоенными хвостами и червленым вооружением, стоящие на золотом основании .

Фоном для Большого герба служит пурпурная на горностае мантия, с золотой бахромой, шнурами и кистями.

Большой Государственный герб может существовать и без орденских знаков, щитодержателей , основания и мантии .

3 § малый Государственный герб представляет собой коронованный королевской короной лазоревый щит , с тремя открытыми золотыми открытыми коронами , две над одной. Щит может быть окружен знаками ордена Серафимов .

Малым Государственным гербом также будут являться три открытых золотых короны, две над одной, без щита и королевской короны.

Власти, использующие малый Государственный герб и имеющие его изображения, символизирующие их статус, предварительно должны получить разрешение на использование малого Государственного герба от государственного совета по геральдике.

Напишите отзыв о статье "Герб Швеции"

Примечания

Ссылки

  • (швед.)
  • (швед.)

См. также

Отрывок, характеризующий Герб Швеции

– Нет, он не дурак, – обиженно и серьезно сказала Наташа.
– Ну так что ж ты хочешь? Вы нынче ведь все влюблены. Ну, влюблена, так выходи за него замуж! – сердито смеясь, проговорила графиня. – С Богом!
– Нет, мама, я не влюблена в него, должно быть не влюблена в него.
– Ну, так так и скажи ему.
– Мама, вы сердитесь? Вы не сердитесь, голубушка, ну в чем же я виновата?
– Нет, да что же, мой друг? Хочешь, я пойду скажу ему, – сказала графиня, улыбаясь.
– Нет, я сама, только научите. Вам всё легко, – прибавила она, отвечая на ее улыбку. – А коли бы видели вы, как он мне это сказал! Ведь я знаю, что он не хотел этого сказать, да уж нечаянно сказал.
– Ну всё таки надо отказать.
– Нет, не надо. Мне так его жалко! Он такой милый.
– Ну, так прими предложение. И то пора замуж итти, – сердито и насмешливо сказала мать.
– Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу.
– Да тебе и нечего говорить, я сама скажу, – сказала графиня, возмущенная тем, что осмелились смотреть, как на большую, на эту маленькую Наташу.
– Нет, ни за что, я сама, а вы слушайте у двери, – и Наташа побежала через гостиную в залу, где на том же стуле, у клавикорд, закрыв лицо руками, сидел Денисов. Он вскочил на звук ее легких шагов.
– Натали, – сказал он, быстрыми шагами подходя к ней, – решайте мою судьбу. Она в ваших руках!
– Василий Дмитрич, мне вас так жалко!… Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить.
Денисов нагнулся над ее рукою, и она услыхала странные, непонятные для нее звуки. Она поцеловала его в черную, спутанную, курчавую голову. В это время послышался поспешный шум платья графини. Она подошла к ним.
– Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, – сказала графиня смущенным голосом, но который казался строгим Денисову, – но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа.
– Г"афиня, – сказал Денисов с опущенными глазами и виноватым видом, хотел сказать что то еще и запнулся.
Наташа не могла спокойно видеть его таким жалким. Она начала громко всхлипывать.
– Г"афиня, я виноват перед вами, – продолжал Денисов прерывающимся голосом, – но знайте, что я так боготво"ю вашу дочь и всё ваше семейство, что две жизни отдам… – Он посмотрел на графиню и, заметив ее строгое лицо… – Ну п"ощайте, г"афиня, – сказал он, поцеловал ее руку и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты.

На другой день Ростов проводил Денисова, который не хотел более ни одного дня оставаться в Москве. Денисова провожали у цыган все его московские приятели, и он не помнил, как его уложили в сани и как везли первые три станции.
После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень.
Соня была к нему нежнее и преданнее чем прежде. Она, казалось, хотела показать ему, что его проигрыш был подвиг, за который она теперь еще больше любит его; но Николай теперь считал себя недостойным ее.
Он исписал альбомы девочек стихами и нотами, и не простившись ни с кем из своих знакомых, отослав наконец все 43 тысячи и получив росписку Долохова, уехал в конце ноября догонять полк, который уже был в Польше.

После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на cтанции не было лошадей, или не хотел их смотритель. Пьер должен был ждать. Он не раздеваясь лег на кожаный диван перед круглым столом, положил на этот стол свои большие ноги в теплых сапогах и задумался.
– Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете? – спрашивал камердинер.
Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и всё продолжал думать о том же – о столь важном, что он не обращал никакого.внимания на то, что происходило вокруг него. Его не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции.
Смотритель, смотрительша, камердинер, баба с торжковским шитьем заходили в комнату, предлагая свои услуги. Пьер, не переменяя своего положения задранных ног, смотрел на них через очки, и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его. А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь в уединении путешествия, они с особенной силой овладели им. О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его.

Знамя, упавшее с неба

Леопард на гербе Дании появился около 1190 года при Кнуде VI Вальдемарссоне, почти одновременно с леопардами Ричарда Львиное Сердце. Следовательно, перед нами один из старейших государственных символов. Леопарды датского короля были лазоревыми в золотом поле, украшенном червлеными сердцами. Это изображение сохранялось в гербе Дании при всех правителях. Дошло оно и до наших дней, и в современном государственном гербе Королевства Дания занимает первое поле.

Деление щита на датском гербе особенное. Оно произведено не при помощи линий, а при помощи креста. Это не случайно. Ведь крест — его называют Даненброг — считается одной из национальных эмблем датчан. Иногда изображения крестовых знамен чеканили на монетах датские короли, например Регнальд Готфредссон в десятом или Вальдемар Великий в двенадцатом столетии.

Однако легенда связывает появление Даненброга (так называют не только крест, но и знамя с крестом) с другим правителем — королем Вальдемаром II Победителем. Если верить преданию, красное знамя с белым крестом упало с неба к его войскам в критический момент битвы с эстами в 1219 году и помогло одержать победу. Об этом сказано даже в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

С XV столетия герб датских королей представлял собой соединение гербов союзных королей Дании, Швеции, Норвегии и Вандалии. В центре помещался щиток с их династическими гербами. Позднее в серединном щитке по очереди появлялись то датские леопарды, то династические ольденбургские и дельменгорстские знаки, и в зависимости от этого перестраивался весь геральдический щит.

В XVIII веке датский герб принял вид, близкий к современному: щиток с династическим гербом наложен на большой щит с гербами королевств, входящих во владения датской короны. Геральдический щит поддерживают бородатые дикари с дубинами, изображения которых появились в датском гербе в 1449 году. По правде говоря, никто не дает этому объяснения: считается, что дикарей «занесла» в датский герб династия Ольденбургов, таким образом заявившая о своем древнем происхождении. Щит был увенчан короной и окружен цепями высших государственных орденов — Слона и Даненброга.

В 1960 году определены Большой и Малый государственные гербы Датского королевства. Малый герб представлял собой собственно герб Дании, в котором леопарды были окончательно заменены «леопардовыми львами». Большой герб Дании имел сложную структуру и пышные украшения. Он употреблялся королевским семейством, двором и гвардией.

Вступившая на престол в 1972 году королева Маргарита II отреклась от всех не подкрепленных реальной властью титулов, кроме датского королевского. Из герба исчезли эмблемы германских владений — гербы королевств Готов и Вендов. Леопардовые львы Шлезвига сохранились, так как часть Шлезвига вернулась Дании в 1920 году.

Второе поле с тремя коронами датчане объясняют как эмблему Кальмарской унии, в которую объединялись скандинавские королевства с 1 397 по 1523 год. При Маргарите II сложной формы «орденский» крест Даненброга был заменен прямым «знаменным».

Огонь вулканов и вода гейзеров

В 1918 году Исландия была провозглашена независимым королевством в унии с Данией. В 1944 году островное государство вышло из унии и объявило себя суверенной республикой. Тогда и был создан исландский герб. Геральдический щит несет рисунок национального флага и поддерживается сразу четырьмя щитодержателями. Они же духи-хранители Исландии. Согласно древним сагам они должны охранять остров от датских королей. Символика цветов исландского флага — червленый огонь вулканов, серебряная вода гейзеров, лазурь моря и неба.

Три короны

В Швеции львы сохранились только в большом королевском гербе. И идет эта традиция опять же с незапамятных времен. Львы-щитодержатели закрепились в гербе с конца XVI века и изображаются с раздвоенными хвостами. Обратим внимание на двух других львов, помещенных во втором и третьем полях щита, разделенного большим крестом. Это так называемые готские львы. Они изображены поверх серебряных потоков в лазоревом поле

История их появления такова. Сначала в гербе короля Эрика III около 1224 года появилось сразу три леопарда, один под другим, как на датском. Этот герб принял наследовавший Эрику III племянник Вальдемар, который принадлежал к другому роду — Фолькунгов. Отец Вальдемара ярл Биргер имел другой родовой герб — льва поверх трех левых перевязей. Как видим, он весьма напоминает изображения во втором и третьем полях щита на современном королевском гербе Швеции. Все дело в том, что короля Вальдемара сверг с трона его родной брат Магнус, получивший прозвище Защитника Крестьян, который в отличие от своего предшественника сохранил верность родовому гербу Фолькунгов, но лев с тех пор стал коронованным.

На старейшей из известных печатей Магнуса Защитника Крестьян вверху и по сторонам королевского щита имеются три короны. В XIV веке, при короле Альберте Мекленбургском, три короны стали основным символом Швеции.

Существует несколько толкований этой геральдической эмблемы. Некоторые соотносят появление трех корон с распространенным в Европе культом Трех Королей — волхвов, приносивших дары младенцу Иисусу Христу. Этот культ оживился после переноса в 1164 году Фридрихом Барбароссой их мощей из Милана в Кёльн. Другие видят в шведских коронах символ Святой Троицы. Но есть и чисто геральдические толкования. Отдельные знатоки геральдики усматривают в этой эмблеме либо венец из родового мекленбургского герба, усиленный священным числом три, либо легендарный герб короля Артура, воплощающего нравственные идеалы рыцарства, либо какой-нибудь «баснословный герб» одного из древнеирландских королей.

Три короны неожиданно обрели новый смысл, когда скандинавские королевства объединились в одно государство — Кальмарскую унию. Шведские короны занимали тогда вторую четверть общего герба союзных королей, и этот символ стал выражать единство Дании, Швеции и Норвегии.

Собственно шведский герб сложился еще в годы Кальмарской унии. При Карле Кнутссоне, провозгласившем себя королем Швеции в 1448 году и правившем с перерывами до 1470 года, геральдический щит разделили на части золотым крестом. По легенде эта эмблема появилась в XII веке. Если верить преданию, шведский король Эрик IX перед походом на язычников-финнов увидел в небе крестообразное золотистое сияние. Однако истоки символа куда древнее. В описании жизни римского императора Константина Великого говорится, что перед битвой со своим соперником полководцем Максентием он видел на небе знамение — составленный из звезд сияющий крест. Этот знак Константин приказал изобразить на оружии и знаменах своих войск, что будто бы и помогло выиграть решающую битву у Мильвийского моста. Карл Кнутссон ввел в шведский герб и срединный щиток с изображением собственного родового герба — золотую ладью в черном поле.

В 1523 году Кальмарская уния распалась. В Швеции королем стал Густав Ваза, и в срединный щиток вместо ладьи был помещен новый династический герб — сноп. В шведском языке родовое прозвище «Ваза» созвучно слову, обозначающему сноп, связку прутьев, пучок растений и тому подобное.

Густав Ваза принял тройной титул — «Король Шведов, Готов и Вендов», возможно, в подражание чрезвычайно пышным титулам датских королей. В соответствии с этим значение трех корон дома Фолькунгов было в очередной раз переосмыслено. И именно так стали объяснять происхождение трех корон на гербе Швеции.

При Густаве Вазе или при его сыне Эрике XIV переменились и первоначальные цвета герба. Вместо черного пучка в золотом поле появился золотой сноп в лазорево-серебряно-червленом поле, дважды скошенном справа. Постепенно менялись и очертания снопа, который в конце концов стал напоминать вазу с ручками.

Позднее на шведском престоле королевские династии долго не задерживались. Большой герб все время оставался неизменным, менялись только династические эмблемы в щитке: палатинов Рейнских, ландграфов Гессен-Кассель и, наконец, герцогов Голштейн-Готторпских...

В 1810 году последний из династии шведских Готторпов усыновил наполеоновского маршала Жана Батиста Бернадота, принца де Понтекорво. Спустя восемь лет маршал занял шведский трон, приняв имя Карла XIV Иоанна. В знак преемственности, а не в знак родства, которого не было, в срединном щитке королевского герба снова появился герб династии Ваза, а рядом — принцев Понтекорво — в лазури над серебряным потоком (волнистой оконечностью) серебряный мост о трех арках и с двумя башнями, а над мостом наполеоновский орел с двумя перунами.

Спустя некоторое время наполеоновский орел на шведском гербе превратился в ворона. Трудно сказать, случайно или намеренно возникла эта путаница. Слово «corvo» по-итальянски означает «ворон», а «ропте corvo» переводится как «горбатый мост».

Законом от 15 мая 1908 года было закреплено официальное изображение большого и малого гербов Швеции. Место ворона в гербе Понтекорво снова занял наполеоновский орел...

Лев Святого Олафа

Около 1200 года появился свой герб у правителя Норвегии: золотой в червленом поле коронованный лев Святого Олафа с боевым топором в передних лапах. Это изображение почти в точности воспроизведено на современном гербе Норвегии. На остроконечном «варяжском» щите красного цвета под королевской короной без драгоценных камней шествует лев с секирой е лапах.

Норвежский королевский герб, подобно датскому, украшен династической символикой. Здесь мы видим такой же щит, но корона над ним с драгоценными камнями. Из-под нее выпущена мантия с горностаевой подкладкой: Щит окружен цепью со знаком ордена Святого Олафа, основанного королем Оскаром I в 1847 году.

Заносящий меч и попирающий саблю

Первыми герцогами Финляндии были шведские принцы из рода Фолькунгов. В их родовом гербе присутствовал лев. Первый герб Финляндии был пожалован в 1557 году шведским королем Густавом Вазой своему сыну Иоанну вместе с титулом Герцога Финляндии. Этот герб был составлен из гербов двух важнейших провинций герцогства: Северной Финляндии (Сатакунты) и Южной Финляндии, или собственно Финляндии. На гербе последней, кроме всего прочего, был изображен черный медведь, заносящий меч. Позже появился единый герб, обозначавший все шведские восточные владения, включая Финляндию и Карелию. Таким гербом украшена гробница Густава Вазы в городе Упсала. Это коронованный щит с золотым коронованным львом в червленом поле. Правая передняя лапа льва закована в латы и заносит меч, задними лапами лев попирает брошенную кривую саблю. Червленое поле усыпано серебряными розами — на гробнице Густава их девять. Надо полагать, лее взят из шведского королевского герба, а его жест заимствован из герба Северной Финляндии или княжества Карельского, где изображалась десница с занесенным мечом.

Когда Иоанн Ваза взошел на шведский престол, то с титулом «Король Шведов, Готов и Вендов и прочая» соединил свой прежний титул «Великий Князь Финляндии и Карелии» (по-латински Финляндию именовали великим герцогством, а по-шведски — великим княжеством). Иоанн III из соображений престижа включил в королевский герб закрытую корону.

В таком виде герб Финляндии сохранялся до конца столетия, а в начале XVII века жест льва несколько изменился: он стал попирать лезвие сабли правой задней лапой, а левой передней закогтил рукоять меча. Исчезла с головы льва и корона. Вскоре куда-то подевались и латы, а хвост льва оказался раздвоен. Но зато сохранились десять серебряных роз.

Подобным образом выглядел герб Финляндии, когда великокняжеский престол заняли русские Романовы. Правда, при Александре II была введена в герб специальная финляндская великокняжеская корона. Выглядела она несколько нелепо: с двухглавым орлом на переднем зубце, с высокими «вспомогательными» зубцами, но зато без боковых. Сами подданные эту корону упорно не желали признавать, под любым предлогом заменяя ее великогерцогской. Вне зависимости от официально утвержденного герба «русской Финляндии» финны придерживались своих традиций и повсеместно употребляли герб с изображением, повторяющим щит с гробницы Густава Вазы, но с закрытой короной.

Декларация независимости Финляндии, провозглашенная в декабре 1917 года, и утвержденная в июле 1919 года конституция закрепили этот вариант. Но в 1920 году корона перестала венчать щит, и герб курьезным образом лишился символа суверенности как раз тогда, когда Финляндия действительно стала суверенной.

21.02.2015

Гербу Швеции с тремя золотыми коронами уже более 700 лет. Изображение трёх корон входит в сложный состав государственного герба Швеции в его большой версии, тогда как в малой на голубом фоне расположены три золотые короны: одна под двумя. Не существует единого мнения по поводу появления символа в шведской геральдике. Версий очень много.

Символ трёх корон - один из самых старых изображений на монархических гербах. Считается, что впервые три короны украсили герб королевства Манстер в Ирландии. Интересно, что три золотые короны украшали герб легендарного короля Артура из Камелота, как символ его превосходства над другими королями. По мифологической версии, рыцари Круглого Стола побывали в Швеции и объединили племена, воюющие друг с другом. Некоторые историки высказывают предположение, что три короны представляют трёх богов, почитаемых в Упсале до введения христианства. Три короны могли символизировать и три области Уппланда, которые имели право участвовать в выборах короля. Две версии связаны с периодом правления Магнуса II.

Согласно первой версии, в 1320 году Магнус был избран королём Швеции, в 1319 году был провозглашён королём Норвегии как внук Хокона V, в 1330 году приобрёл у Дании район Сконе (теперь южная часть Швеции) и выбрал изображение трёх корон как символ принятого титула «Король Швеции, Норвегии и Сконе». Вторая версия гласит, что король Магнус Эрикссон принял композицию из монарших корон в 1336 году после паломничества в Кёльн, откуда привёз священные реликвии, связанные с культом трёх Волхвов, принесших дары новорожденному Христу. Хотя эту традиционную гипотезу опровергает тот факт, что монеты с тремя коронами чеканились в Швеции значительно раньше.

Традиционное объяснение, принимаемое большинством, следующее. В XIV веке, король Швеции Финляндии и Мекленбурга Альберт III утвердил три короны как основной государственный символ, который был нанесён на печать короля и символизировал три области, которые входили в состав тогдашней Швеции - Свеаланд, Готланд и Остеринд. Некоторые исследователи склонны связывать геральдический символ с учением о Святой Троице. Есть и совсем экзотическое мнение о том, что три короны символизируют союз трёх стихий, представленных в изобилии в природе страны, - гор, леса и воды.

Под влиянием политической конъюнктуры значение символа в разные исторические периоды неоднократно переосмысливалось. Объединение скандинавских государств в Кальмарскую унию в конце XIV века наполнило изображение новым смысловым содержанием - единство Швеции, Дании и Норвегии. Три короны украшали королевский герб Эрика Померанского XII, управлявшего объединёнными государствами с 1412 по 1439 годы. После распада унии занявший трон Густав Ваза изменил герб, но три короны остались и уже символизировали власть над шведами, готами и вендами.

Впоследствии все короли, довольно часто сменявшие друг друга на шведском престоле, вносили изменения в оформление герба. Окончательный вариант Большого и Малого государственных гербов Швеции был утверждён 15 мая 1908 года. Современное толкование изображения - суверенитет страны и монархическая форма правления.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав