20.09.2019

Светлая неделя в народной традиции. Градовая среда - что нельзя делать


Святая Пасха самым торжественным образом празднуется во всех христианских странах. Для православных Пасха, пожалуй, самый любимый церковный праздник. Может быть, потому, что другие праздники (например, Рождество) очень серьезные и торжественные, а на Пасху всегда весело, да и весна на дворе. Кроме того, Пасху отмечали не только верующие. Это всенародный праздник, берущий начало с дохристианских времен. И в советские времена люди пекли куличи, красили яйца, готовили пасху.

Христианская Пасха именуется от греческого "пасхейн" - страдать. К достойной встречи Пасхи люди готовятся шестью неделями Великого поста (во время поста из рациона исключаются в основном продукты животного происхождения – мясо, молоко, масло, сыр, яйца, иногда – рыба). Пост начинается в чистую среду и заканчивается в великую субботу, в день, предшествующий светлому Христову воскресенью. От первого до последнего дня пост посвящается воспоминаниям о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне.

Неделя, предшествующая Пасхе, начиная с Вербного воскресенья и до светлого Христова воскресения, называется страстной. В дни страстной недели службы в церквах напоминают и рассказывают верующим о последних днях жизни Христа на Земле. Великий четверг, или, как его иначе называют, великоденный четверг, напоминает о последнем причастии. В пятницу Христос был распят на кресте, а в светлое Христово воскресенье отмечается воскрешение Иисуса Христа.

Сначала день Пасхи связывали с "Тайной Вечерей" и последовавшими затем страданиями Христа, а с V века её стали праздновать как светлый и радостный праздник "Воскресения Христова".

Служба воскресению Христову отчасти начинается на вечерне перед литургией Великой субботы, во всём же торжестве и праздности – на утрене, проспать которую считалось непростительным грехом.

Утренняя служба в церквах на Пасху, во время которой прихожане вместе встречают восход солнца, уходит своими корнями в традиции древних языческих весенних празднеств, проводившихся в честь восходящего светила. В день Пасхи в обычае носить новую одежду как символ новой жизни. Эта традиция происходит от первых христиан, крестившихся на рассвете первого пасхального дня новообращённых в свою веру. Те, кто подлежал крещению, приходили в этот день в церковь, нарядившись в новые белые рубахи.

В старину в России на все дни недели, начиная с понедельника, для простого народа устраивались качели, карусели, балаганы, где выступали комедианты, и другие зрелища. Прочее население наносило поздравительные визиты родным и знакомым и каталось в экипажах. Каждый город или село оглашалось колокольным звоном до вечерен. Всем желающим было позволено упражняться в мастерстве колокольного звона.

Раньше во время Пасхи занимались всевозможными играми, сегодня же пасхальное шествие лишь дань традиции. Что касается возникшего относительно недавно обычая посещать кладбища в первый день Святой Пасхи, считают, что этот обычай удалён от церковного сознания, т.к. этим нарушается традиция священных обрядов. В день Пасхи положено праздновать и прославлять Светлое Христово Воскресенье. Эту весть о том, что "смерть поглощена победою", мы во вторник второй недели праздника сообщаем нашим усопшим, соединяясь с ними в общей радости. Родные могилы по обычаю нужно посещать в воскресенье, следующее за пасхальным (на Красную горку), во вторник утром или в понедельник вечером побывать на заупокойном богослужении, молитвенно вспомнив родных и близких в светлый праздник Радуницы.

– самый продолжительный в году праздник. Каждый день пасхальных праздников имел свой обряд.

Понедельник и вторник – "купальные". Обливали водой тех, кто проспал утренний молебен.

Среда – "градовая". "В среду на Светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило".

Четверг – Пасха усопших, поминовение почивших родственников.

Пятница – "прощённый день". Родственники и друзья просили прощения друг у друга. Тесть и тёща звали в гости молодых, обвенчавшихся до Пасхи.

Суббота – хороводница.

Воскресенье – Красная горка. Обычно играли свадьбы, гуляли молодые. Это светлая пасхальная неделя (Светлая седмица). В течение всей пасхальной седмицы царские врата, северные и южные двери в алтаре не затворяются. По народным верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай, и всякий умерший в это время попадает прямо туда.

В празднике проходили 40 дней до Вознесения. Этим днём и заканчивались пасхальные торжества. Затем следует будничная Фомина неделя.

Наступления Пасхи христиане всего мира ждут с нетерпением. Этот праздник особенный, ведь он знаменует Воскресение Христово. Заканчивается Великий пост, а празднования продлятся ровно 40 дней, ровно столько Христос оставался среди верующих со дня воскрешения и до вознесения. Пасхальная неделя, начинающаяся сразу за Пасхой, именуется Светлой Седмицей, эти дни считаются главными в течение всего празднования. В это время верующие обмениваются крашеными яйцами, приветствуя друг друга словами «Христос Воскрес!».

В течение Светлой Пасхальной недели во всех храмах проводятся праздничные богослужения и не смолкает звон колоколов. В народе проводятся массовые гуляния, игры, встречи с родными или близкими, сопровождающиеся праздничными трапезами.

Пасхальная неделя

В 2017 году Пасха выпадает на 1 мая, а празднования Светлой Седмицы продлятся до Фомина воскресенья, то есть вплоть до 8 мая.

Среди названий Пасхальной недели можно встретить такие: Великая, Красная, Велико-Денская и Светлая. Издавна православный люд считал, что после Воскресения Христа солнце неделю не заходило за горизонт, а закатилось только на Красную горку, поэтому вся первая Пасхальная неделя считалась одним днем, в который народ радовался и праздновал.

В дореволюционной России вся неделя была выходной, работать в это время было не принято. Светлая Пасхальная неделя - время свершения благих дел, щедрых даров и великодушных поступков.

Традиции Пасхальной недели по дням

Христианский праздник тесно переплетен с древними славянскими обычаями, знаменующими начало весеннего равноденствия. Именно поэтому религиозные и языческие традиции слились воедино на время празднований Светлой Седмицы. Дни Пасхальной недели:


Названия дней во многих областях отличались, так у восточно-украинских народов и даже поляков понедельник называли поливаным, у гуцулов он именовался волочильным, а у сербов - водяным. Белорусы называли среду ледовым днем, а пятницу - прощеньем.

Православные обычаи

Среди верующих христиан почти все обычаи Светлой недели живы до сих пор:

Кроме соблюдения этих традиций в течение Пасхальной недели еще поминают усопших. Происходит это дважды: в понедельник и четверг. Эти события вовсе не считаются грустными, не противоречат праздничному настроению. Верующие считают, что души умерших вернулись к живым вместе радоваться празднику на эти дни, надеясь на свое воскресение. Поминовение умерших происходит только на кладбище, где на могилах оставляют снедь, впоследствии собираемую проходящими нищими.

В такие дни запрещается стирать и шить, иначе можно замутить перед умершими воду или зашить им глаза.

Обряды пасхальной недели

Пасха - праздник обновления, возрождения, потому на Светлую неделю выпадает множество обрядов с традициями, которые связаны с заключением брака, молодежных гуляний, смотрин. В разных деревнях отличались сами обряды:

  • В одних девушки, наряженные в свои лучшие платья, соревновались в ловкости, сбивая длинной расписной жердью деревянные фигуры. Именно самую ловкую и меткую и высматривали себе парни со всей округи.
  • В других областях наряженные девицы собирались на церковной площади, чтобы покрасоваться, а после катались верхом по всему селу.

Пасхальная неделя также привлекала молодежь возможностью совершить некий магический обряд, призванный ускорить замужество, например, гадания.

Многие верят, что рожденный во время пасхальной недели младенец будет наделен богатырским здоровьем, удачей и многого добьется в жизни.

Игры и забавы

Всю Светлую Пасхальную неделю люд веселился, каждый день ходили в гости, собирались с близкими за праздничной трапезой, а потом пели, танцевали, водили хороводы, всячески веселились, просто радовались. Среди расхожих пасхальных забав, к сожалению, утраченных или забытых сегодня:


Кстати, считалось, что во время катания на качелях ветер сдувает грехи с человека.

Завершение Светлой недели

Последний день пасхальной недели называют по-разному. Чаще всего его именуют:

  • Фомино воскресенье, связано оно с тем, что впервые воскресшего Христа увидел апостол Фома, но не поверил, что узрел чудо.
  • Антипасха, то есть день, подобный Пасхе, такой же радостный, праздничный. Этим воскресеньем праздничная литургия служится последний раз, а алтарные врата в храмах закрываются.
  • Красная горка, названная так, поскольку все гулянья происходили на оттаявших пригорках или красивых (красных) горках. Именно этот день оповещает всех, что наконец-то пришла весна.

Пик празднований пасхальной недели приходится именно на это воскресенье. Днем проводится множество игр, повсеместно собираются шумные веселые толпы, поют и забавляются все - от мала до велика. Среди праздников пасхальной недели Красная горка в народе пользуется славой свадебного дня, молодежь стремится именно в это время вступить в брак, поскольку по народному поверью, кто женится на Красную горку, тот не разведется вовек.

Незамужняя молодежь со всей округи обязательно участвовала в гуляниях и играх, а отказ мог привлечь несчастье.

За первой пасхальной неделей следует Фомина неделя, а сами праздники еще продолжаются, но традиции и обряды уже значительно будут отличаться от Светлой Седмицы.

Страстная неделя 2016 года подходит к середине. Начинается Страстная Среда, которая считается одним из самых важных дней перед наступлением Пасхи.

Ежегодно празднование Пасхи выпадает на разные даты, поэтому Страстная седьмица тоже сдвигается. Но правила ее остаются неизменными.

Недельный период перед наступлением Пасхи сопоставим с самым строгим постом . В это время старались избегать шумных гуляний и проводили досуг в уединении. В гости друг к другу ходили только по острой необходимости.

В дни Страстной недели, особенно в Великую Среду, было принято подавать милостыню и одаривать нуждающихся , чтобы не предаваться греху сребролюбия. В 2016 году у любого из нас есть возможность посодействовать благому делу: собирает пожертвования на восстановление храма. Принимайте посильное участие в благом деле, и в Страстную Среду бескорыстный поступок будет особенно кстати.

Считается, что во время Страстной недели открывается проход между миром живых и мертвых . Поэтому в этот период души усопших родственников могли навестить своих близких и еще раз попрощаться с ними. Двери домов иногда оставляли открытыми, чтобы покойные могли посмотреть, как живется другим членам семьи в их отсутствие.

Также эта неделя связана со свадебными обрядами , но, конечно, не напрямую, так как Страстная Среда не очень-то подходит для гаданий на суженого. В это время девушки подготавливали новые одежды, чтобы произвести впечатление на молодых людей.

Великая среда в Библии

В Библии с этим днем связано два особых события. В среду Иуда решился предать Иисуса Христа . Священные писания говорят о выборе между любовью к Богу и желанием иметь материальные ценности. Иуда предал своего учителя за 30 серебряников и за это поплатился своей жизнью. Великая Среда призывает тщательно следить за своими мыслями и научиться делать правильный выбор. Мы собрали для вас все факты предательства Иуды , среди которых попадаются и довольно неожиданные.

Второе событие, которое описывается в Библии, связано с грешницей Марией Магдалиной . Ночь на среду Христос провел в Вифании, и все люди приходили к нему с мольбами об исцелении их близких. Но одна женщина была абсолютно здорова физически. Она припала к ногам Иисуса и просила о своем духовном исцелении. И в благодарность за исполнение своей просьбы бывшая блудница возлила миро на голову Всевышнего. Ученики сразу же стали обвинять ее во всех грехах, поскольку такой ритуал проводили только над усопшими, и только один Учитель поблагодарил грешницу за такой подарок.

Страстная неделя считается временем обновления перед приходом всего нового и радостного. Но если вы хотите изменить свою жизнь к лучшему, не обязательно дожидаться особого праздника: 7 простых шагов помогут стать счастливым и привлечь изобилие. Любите друг друга, доверяйте миру и не забывайте нажимать на кнопки и

27.04.2016 09:00

Как провести Чистый четверг Страстной недели с пользой для души и тела? Что принято делать в этот день, ...

Наши советы помогут правильно подготовиться к Пасхе. Вы узнаете, какие испытания выпадают нам на последнюю, ...

После наступления великого праздника всего христианского народа Пасхи, начинается пасхальный период, продолжающийся до дня Вознесения. В общем, этот период составляет всегда 40 дней. Первая неделя пасхального периода называется Светлой. Каждый день этой недели также имеет название Светлого, и сопровождается определенными традициями и обычаями. Многие современные люди желают больше узнать о старых традициях празднования больших славянских и церковных событий, поэтому тщательно изучают информацию об особенностях каждого дня Пасхальной или Светлой недели.

Особенности Светлой недели

Одной из главных особенностей этого периода была традиция поминать всех умерших предков. Но эта традиция была сугубо славянской, поскольку церковь не приветствовала мыслей о смерти и усопших в период празднования Воскресения Христова. Предки же считали, что в это время все духи умерших возвращаются на землю для празднования прихода весны и наступления Пасхи. Так, поминальным днем практически на всей территории страны на протяжении многих лет считался первый понедельник после наступления Пасхи. Первый день после Пасхи считался необычайно важным, поэтому предки в обязательном порядке ходили на кладбище, приглашая всех усопших родственников вернуться к праздничному столу. Считалось, что все родственники в загробном мире слышат приглашение, и приходят к праздничному столу, вкушают разные вкусности за одним столом с живыми, посещают литургию в церкви. Запрещалось в поминальный день шить, оставляя глаза умерших открытыми, стирать, чтобы вода перед приходом предков была не мутной. Также нельзя было горевать и плакать, навевая на вернувшихся для радости родственников печаль. Предки должны были насладиться радостью воскресения Иисуса Христа, поверить в возможность своего воскресения. Из домов родственников души умерших выходили на второй поминальный праздник Радуницу, а земной мир они оставляли только на Вознесение.

На протяжении Светлой недели принято было заключать браки, обещающие всегда быть свежими и полными радостных чувств. Также в это время парни и девушки выходили на гуляния. Считалось, что неделя после Пасхи является лучшим временем для новых знакомств, и поиска своей второй половины. Во многих губерниях девушки соблюдали различные обряды, чтобы привлечь новых кавалеров. В одних местах они собирались перед церковью в лучших одеждах, стараясь сразить наповал молодых парней своей красотой. В других местах девушки устраивали своеобразные девичники, выходя на поляны для традиционной жарки яиц. Естественно, парни не могли оставить без внимания этого гуляния, поэтому втайне наблюдали за молодицами. В третьих местах девушек приглашали на забавные игры, предлагая проявить свою ловкость и смекалистость.

На протяжении всей Светлой недели проводились шумные гуляния. Люди посещали хороших друзей и родственников, угощали гостей вкусностями и изысканными блюдами. Только излишне усердствовать с изысканностью блюд в этот период не разрешалось. Также воспрещались любые драки во время празднования. Нужно было отдыхать весело, прилично и достойно. В период пасхальной недели люди массово выходили на улицы, устраивали разные конкурсы и забавы, заводили песни, хвастались расшитыми нарядами и прочее.

Поливальный понедельник

В понедельник, следующий за Пасхой, крестникам надлежало навещать своих крестных родителей. Внуки радостно бежали в гости к бабушкам, одаривая их вкусными гостинцами. Всем гостям и приглашенным также выдавались презенты в качестве крашеных яиц или пирогов. Односельчане навещали друг друга, даря всем встречным крашеные яйца с лучшими пожеланиями.

Также в понедельник молодые пани ходили по домам односельчан, поздравляя всех с пришедшим праздником. За такое поздравления юноши получали презенты в виде денег, хлебцев и крашеных яиц. Все собранные средства молодежь разделяла между собой, и использовала преимущественно на запланированные гуляния и приглашения девушек.

Название дня произошло от другой традиции. В этот день молодицы прятали крашеное яичко, а их парни должны были найти тайник, встретив небольшое сопротивление. После получения трофея парни вели девушек к водоемам, чтобы облить водой, желая красоты и здоровья. Так и появилось название «поливальный».

Вторник – «Купалища»

Предки были очень набожными людьми, поэтому в обязательном порядке посещали важные богослужения. Если кто пропускал утреннюю службу, его принято было обливать холодной водой. Этот обычай происходит с давних времен, и связан с почитанием богини Земли и Плодородия.

Вечером все жители села собирались в кабаках петь песни и слушать музыку, проводя, таким образом, святки. Это время считалось наиболее веселым и праздничным, поэтому повсеместно проходили молодежные гуляния и народные забавы. Боле взрослое поколение отправлялось в лес, собирать цветы рясты. После обнаружения находки, растение весело топталось с пожеланиями и в следующем году участвовать в веселых гуляниях.

Градовая среда

Среда, следующая за Пасхой, называлась «градовой» или «ледовой». Принято было ставить в церквях свечи от внезапного выпадения града. Со среды начинались веселые хороводы, продолжающиеся до Троицы. Такие хороводы водили ежедневно.

Навский четверг

Люди посещали могилки родственников, оставляя на них крашеные яйца. На следующий день оставленные яички собирали нищие, используя по своему усмотрению. Принято было изначально посетить церковь, а после сразу идти на кладбище с традиционным набором продуктов. В набор входили яички, куличи, хлебцы и вино. Заниматься домашними делами строго запрещалось. Женщинам следовало одеть передника, а мужчинам – повязаться вышитыми лоскутами, выполненными в виде ленты.

Еще одним забавным обычаем четверга пасхальной недели было «вождение кобылы». Брали длинную палку, приделывали ей голову, а область седла покрывали старыми тряпками. На рукотворную лошадь могли сесть все желающие прокатиться. Один из мужчин рядился в разноцветные одежды, изображая цыгана, и водил бутафорскую лошадь по всему селению. Если кобыла падала или переворачивалась, цыган должен был укусить ее за ухо и продолжить шествие. Умелые цыганы заставляли лошадку не только идти без происшествий, но также вставать на дыбы, танцевать, лягать красивых представительниц женского пола.

Прощеная пятница

В пятницу тести и тещи должны были приглашать всех родственников зятя на свежее пиво. Иногда средства на изготовление свежего пива собирали обе семьи. Когда пиво разливалось, приходили все желающие, чтобы попробовать остатки. Все участвующие в этой необычной церемонии после первого глотка пива должны были сказать определенную фразу, желая мира и взаимопонимания всему семейству.

Суббота – «Хороводница»

Субботу принято было называть «Хороводницей». Она считалась пиком разгула молодежи. В Сибири в субботу принято было ходить с колоколами, «прощаясь». Поскольку всю пасхальную неделю церковные колокола били практически без остановки, вечером в субботу они переставали звонить.

Еще одной интересной традицией считалось «ублажение гордых». В обед субботы в дом молодой семьи приезжали все родственники жены. Если родня молодого мужа была довольна молодой невесткой, ее родственникам старались угодить, выполняя самые разнообразные пожелания. В других областях молодожены обязательно должны были наведаться в субботу к родне недавней невесты. Их встречали большим застольем. При этом к тестю и теще приезжали не только молодожены, но и родственники молодого супруга. Застолье было продолжительным и очень веселым, поэтому получило название «вьюнин». Этот обряд выступал своеобразным завершением послесвадебного периода для молодых. Их переставали называть молодоженами, начинали относиться, как к обычной семье. До «вьюнин» молодой супруг не имел права надолго покидать дом, оставляя молодую жену в одиночестве. После традиционного застолья, заслуженный муж получал право надолго отлучаться по разным делам для содержания семьи. Молодая жена после застолья получала все обязанности по ведению хозяйства. До «вьюнин» она могла выполнять лишь часть домашней работы, в остальном ей помогала родня мужа. Кроме всего прочего, в субботу после Пасхи во многих городах проводилось традиционное прощание с русалками.

Светлая седмица (Пасхальная неделя) — праздничная неделя, продолжительностью семь дней, включающий в себя Пасхальное воскресенье и шесть последующих дней до .

Другие названия недели: Пасхальная, Христовочка, Проводная, Гремяцкая неделя, Красная неделя, Червоные святки, Святая неделя, Светлая, Великоденская, Великая, Радостная, Славная, Гревицкая неделя, Великоночные святки.

Седмица - сплошная: поста в среду и пятницу нет, и даже готовящимся к Причащению нельзя самовольно налагать на себя пост.

Светлая седмица дата в ближайшие годы:

В 2019 году с 28 апреля по 4 мая.
В 2020 году с 19 по 25 апреля.
В 2021 году с 2 по 8 мая.

В православии во всю Светлую седмицу после богослужения проводятся крестные ходы, на которых верующие поют праздничные песнопения и священник всех кропит святой водой. Во время крестного хода звучит праздничный колокольный звон. Православные христиане в этот период вместо как утренних, так и вечерних молитв читают Пасхальные часы.

Традиции и обычаи

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами. Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении Светлой Пасхальной Седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата - образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей - они закроются только в Светлую Субботу перед 9-м часом.

В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола.
На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).

Начиная со дня верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!»

До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны.
- На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв.
- Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен.
Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу.
В ожидании этих благодатных посещений, а позднее - в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь.
В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.

В Светлую неделю, которая считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Со Светлой недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Светлая неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест. Это происходило по-разному в разных деревнях. Например, в Печорском уезде Архангельской губернии девушки, надев самый красивый наряд, выходили на сельскую улицу для игры в бачу. Бача представляла собой длинную, украшенную росписью палку, которой надо было сбить установленную на земле деревянную фигурку. Игра собирала большое количество людей, желавших посмотреть на девушек. В Орловской губернии девушки, надев первый раз женскую одежду - понёву, отправлялись на луг жарить яичницу и веселиться без участия парней. В Рязанской губернии девушки, вступившие в брачный возраст, приглашались на площадь перед церковью. Там они стояли некоторое время всем напоказ, а затем катались по селу на лошадях.

При этом их «предлагали» в невесты каждому встретившемуся мужчине. В Пасхальную неделю девушки coвершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в Великдень первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол. Во время Светлой недели во многих областях устраивались смотры молодоженов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус. Во Владимирской губернии, например, молодожены подходили к собравшимся у их дома замужним женщинам и давали им в качестве «вступительного» пирог и яйца. В Костромской губернии замужние женщины, собравшись группой, приходили к дому молодоженов и требовали, чтобы новобрачная их впустила. Та открывала им дверь и говорила: «Соседушки, голубушки, меня любите и жалуйте, к себе примите в подруженьки». После этого все входили в дом и угощались праздничной едой.

Вся Светлая неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого общедеревенского разгула с драками, характерного для престольных праздников, в эти светлые, как их называли люди, дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. В Светлую неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.

В Библии повествуется, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин.
«...Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».

Согласно Священному писанию, в первый день после воскресения Иисус явился своим ученикам и в течение 40 дней рассказывал им о Царстве Небесном, после чего вознёсся небо.

Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Иоан. 20:19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу.

  • В понедельник после Великодня крестники ходили в гости к крёстным родителям, внуки - к бабушкам, неся им гостинцы - пироги и крашенки. Такой же гостинец («волочебный») им давали и с собой. Селяне ходили друг к другу, христосовались и обменивались крашенками или писанками.
  • На Украине компании парней по обычаю ходили от дома к дому и поздравляли с праздником, за что получали яйца, праздничный хлеб, деньги. Все деньги шли в казну молодежных групп и расходовались, как правило, на проведение осенью и зимой молодёжных праздников с приглашением девчат.
  • На Гуцульщине девка в этот день дарит своему парню крашенку или писанку (пасхальное яйцо). Не даёт сама, а прячет за пазуху, а парень отнимает у неё, слегка поборовшись. Достав яйцо, ведёт девку к воде, обливает водой «на красу и здоровье», бывает, что и искупает полностью. Вероятно от этого обычая, известного и в других регионах Украины, а также Польши, понедельник назывался «поливаный».
  • В Чехии рано утром в пасхальный понедельник (чеш. Červené pondělí) парни выходят с «помлазкой» - пасхальной плёткой. Ищут девчат, которые прячутся или делают вид, что хотят спрятаться. Парни стегают девчат берёзовой метёлкой, можжевельником или плёткой из молодых прутьев вербы, украшенной лентами (говорят, что это омолаживает и оздоравливает). Девушки откупаются крашенками, писанками, угощением.
  • Сербы Побусный или Водяной понедельник (серб. Побусани понедаљак, Водени понедељак) посвящают поминовению предков и наведению порядка на могилах. В этот день относят на могилы и раздают нищим крашеные яйца.

Вторник — «Купалища»

Во вторник Светлой Седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

Со вторником в народе связано имя «купалища». В старину существовал обычай обливать в этот день холодной водой тех, кто проспал заутреню. Густинская летопись рассказывала об этом обычае - как о пережитке древнего язычества, связывая его с обоготворением Матери - Сырой Земли.

В некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась «хороводница». Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.

На Украине на третий день «Великодних святок» селяне собирались в корчме «на музыку», чтобы проводить святки. Эти три дня Великоденских праздников были счастливым временем «гостеваний», молодёжных игр и забав. Взрослые искали в эти дни цветы ряста, а найдя - топтали их приговаривая: «Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать».

Градовая среда, Хороводница

Четвёртый день Великодня в Белоруссии назывался «градовой средой» «ледовым днём». В этот день в церкви ставили свечки от градобития. Со Светлой середы начинаются по некоторым местам весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня - каждый вечер.

В юго-восточной Болгарии в этот день совершался обряд Мара Лишанка, с целью вызвать дождь и защитить поля от града.

Навский четверг

Первый четверг после Пасхи. В Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень - пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины - рушники, и каждый - ленту».

В четверг девушки кликали Весну, исполняя на пригорках специальные песни с призывом весны.

В Павловском районе Воронежской области был обычай «водить кобылу»: «На четвёртый день пасхальной недели „водили кобылу“. На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган „грыз“ ей ухо и она вставала». У умелых коневодцев (парней, изображавших кобылу) лошадь «умела» танцевать и вставать на дыбы, она лягала всех подряд, а особенно девок. Сходные ритуальные действия совершались в других районах области на Троицу, а в иных местах на зимние святки.

Празднование заканчивалось, но ещё стояли на столах куличи (паски), крашенки и звучало всюду «Христос воскрес!» Так дозволялось отмечать в течение 40 дней - до самого Вознесения.

Пятница - прощёный день

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память — иконы Божией Матери «Живоносный Источник». По традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства - крестный ход на водоемы или водные источники. Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая.

Празднуется память — Иконы Божией Матери «Почаевской».

В Белоруссии на прощёный день (белор. Прашчэнне) в Красную (белор. Чырвоную, Вялiкую, Велiкодную) пятницу деревенские девушки умывались на рассвете холодной водой, чтобы в течение всего года быть красивыми и здоровыми. Верили, что «калi гарох пасеяць у Вялiкую П’ятнiцу, та ён вельмi добрэ зародзiць». Тесть и тёща приглашали зятя и его родню на «молодое пиво».

На прощёный день в Тульской губернии тесть и тёща также «сзывают зятниных родных» на молодое пиво. В Костромской и Вологодской губерниях варили пиво в складчину. При сливании пива в лагуны сходились молодые и старые распивать остаток. Каждый из них, отведывая пиво, обязан был говорить: «Пиво не диво, и мёд не хвала, а всему голова, что любовь дорога».

Суббота - Хороводницы

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.
В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).
В субботу Светлой седмицы перед 9-м часом впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

Субботу также в народе называли «хороводницей», так как она была разгаром молодёжного веселья. В этот же день в некоторых сибирских деревнях ходили «с колоколами прощаться», так как неумолкавший всю неделю пасхальный колокольный звон вечером этого дня смолкал.

В пасхальную субботу во Владимирской губ. существовал обычай «ублажать гордых»: в середине дня родственники молодой посещали дом новобрачных, при этом родственники молодого, если молодуха была «подходящая к дому», старались во всём им угождать и ублажать их желания. В Ярославской губ. молодые по обычаю должны были погостить этот день у родителей молодухи. После посещения их дома «окликальщиками» молодые выезжали в гости вместе с родителями и ближней родней молодого. В доме тестя для них готовили угощение, а само застолье называлось «вьюнинами». «Вьюнины» были важным переходным моментом в жизни молодожёнов, они символически завершали обрядность послесвадебного периода. До них молодой не покидал жены, а после - мог надолго уезжать из дома, уходить на отхожие промыслы. После празднования на молодую ложился полный груз хозяйственных обязанностей, от которых её частично освобождали в предшествующий период.

В этот день - самый разгар молодого веселья. В Черниговской губернии к этому дню приурочивается обычай изгнания или «провожания» русалок.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав