04.03.2020

Право на занятие педагогической деятельностью устанавливается. Особенности регулирования труда педагогических работников. К педагогической деятельности не допускаются лица


Конституция РФ устанавливает право граждан на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на отдых, что подразумевает под собой право работающего по трудовому договору на установленную законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, а также ежегодный оплачиваемый отпуск.

Непосредственное регулирование трудовых отношений с участием педагогических работников устанавливается Трудовым кодексом РФ и Ф.З « об Образовании».

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В каждом образовательном учреждении согласно законодательству имеются свои профессиональные требования, например такие как:

к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, что подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и квалификации;

на педагогическую работу в учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;

к педагогической деятельности в образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, что подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации;

к педагогической деятельности в учреждения начального профессионального и средне специального профессионального образования допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации;

к педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, что подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации;

к педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования детей допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников;

на педагогическую работу в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же в общеобразовательной школе-интернате, принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

Для лиц, принимаемых на должности учителя-дефектолога или учителя-логопеда, обязательным является высшее профессиональное образование в области дефектологии.

Квалификационные характеристики должностей работников образования не только предусматривают наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и содержат четкие требования к профилю полученной специальности по образованию.

Существуют требования, предъявляемые к педагогическим работникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Так, согласно положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии имеются специальные образовательные учреждения. В данных учреждениях образовательный процесс осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Имеется ряд запрещающих ограничений по осуществлению педагогической деятельности. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.

В трудовом кодексе ч.2 ст. 331 более четко, чем в прежней, изложены юридически важные ограничительные обстоятельства и состав лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью.

Теперь в перечень лиц, которым педагогическая деятельность запрещена, отнесены:

лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям);

подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Согласно трудовому законодательству претендент на педагогическую деятельность по требованию работодателя обязан предоставить справку об отсутствии таких противопоказаний.

Получается, что работодатель обязан требовать от каждого устраивающегося на педагогическую работу лица соответствующей справки об отсутствии у него судимости за преступления такой степени тяжести?

Работодатель, на которого ложится ответственность за несоблюдение законодательства о труде, в том числе за прием на работу лиц, судимых за тяжкие и особо тяжкие преступления, обязан обратиться в МВД России за получением соответствующей информации. Такая процедура при установлении ее законом увеличит срок приема на работу этих лиц как минимум на полтора -- два месяца. В случае же приема на работу без обращения в МВД России работника нужно, видимо, предупредить о том, что это будет сделано параллельно с оформлением его на работу, а при подтверждении такого факта может последовать его увольнение по п. 11 ст. 77 ТК РФ с учетом требований, содержащихся в абз. 6 ст. 84 ТК РФ, а также в ч. 2 ст. 331 ТК РФ.

При сокрытии работником при приеме на работу решения суда или непредставлении трудовой книжки, в которой содержится запись, лишающая его права занимать определенные должности или заниматься педагогической деятельностью, что неизбежно приведет к последующему увольнения по п. 11 ст. 77 ТК РФ с учетом требований, содержащихся в абз. 2 ст. 84 ТК РФ, в случае обнаружения этого факта. Все вышеизложенные ограничения касаются, как работника, так и работодателя, совмещающего организационно-распорядительную работу с педагогической деятельностью. Кроме того, на руководящих лиц учебного заведения, исполняющих функции работодателя, также распространяется запрещение исполнения ими этих функций вследствие их дисквалификации или иного административного наказания, исключающего возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Получается, что при предоставлении работодателю документов, не содержащих никаких компрометирующих записей (в частности, работник предъявил подложную трудовую книжку без указанных записей), работодатель все равно обязан убедиться как в органах медицины, так и МВД России, что у данного лица нет противопоказаний к занятию данной деятельностью.

Личность педагога во все времена оставалась основным инструментом воспитания и образования детей. Профессионал высокого уровня в какой-либо специальности не способен донести свои обширные знания до учеников без желания и умения сделать это.

Профессиональная непригодность проявляется в разных сферах работы педагога. Часто ее оценка становится субъективной. Однако есть категория граждан, разрешить которой общаться с детьми и заниматься их образованием просто недопустимо. Личность учителя накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка и при негативном влиянии может причинить непоправимый вред.

Поэтому государство законодательно оградило учащихся от лиц, которые могут нанести моральный, физический и психологический ущерб, и лишило таких людей права на занятие педагогической деятельностью.

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность - процесс передачи духовных и прикладных знаний в результате сознательного образования и воспитания. Компетентность педагога складывается из его теоретической и практической готовности к своей профессии. Она требует организаторских, аналитических, коммуникативных, проективных умений и навыков.

О необходимости педагогической деятельности говорят, когда обществу требуется передать знания и опыт от поколения к поколению. Социум предъявляет высокие требования к личности педагога, его культуре, моральным качествам, физическому и психическому здоровью.

Учитель должен любить детей и хотеть заниматься их воспитанием. Он владеет знаниями по возрастной психологии и имеет представление о планировании воспитательного и образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ученика. Будучи профессионалом в определенной научной сфере, учитель разбирается в своем предмете и может передать эти знания детям на всех этапах обучения.

Но иногда такой дипломированный преподаватель лишается права работать педагогом или не может быть трудоустроен в образовательное учреждение.

Статья 331 ТК РФ

Новая редакция статьи уточняет, кто имеет право работать в педагогике.

Допуск производится при наличии образовательного ценза. Это уровень профессионального образования и квалификации педагога, соответствующий требованиям учебного заведения для должности, на которую претендует кандидат. От соблюдения образовательного ценза освобождаются специалисты - практики, приглашенные для проведения занятий.

Эта статья касается заключения трудового договора с педагогом в учреждениях, упомянутых в утвержденном перечне.

Она также указывает, что к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права преподавать;
  • судимые по определенным уголовным статьям;
  • судимые по тяжким статьям за любые правонарушения;
  • недееспособные и лица с определенными заболеваниями.

Отдельно оговаривается возможность возврата к педагогической деятельности для лиц, имеющих погашенную судимость за преступления, не представляющие опасность для общества.

Кого лишают права быть педагогом

Руководство образовательного учреждения отстраняет педагога от работы, когда суд в качестве основного или дополнительного вида наказания лишает его права на занятие педагогической деятельностью на определенный срок.

Преподаватель не может быть допущен до работы, если правоохранительные органы уведомили администрацию ОУ о том, что он подвергся уголовному преследованию за преступления против:

  • жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
  • половой свободы и неприкосновенности;
  • семьи и несовершеннолетних;
  • здоровья населения;
  • общественной нравственности;
  • основ конституционного строя и безопасности государства;
  • мира и безопасности человечества;
  • общественной безопасности.

Временное отстранение от работы может произойти по инициативе руководства ОУ до выяснения обстоятельств противоправного действия преподавателя, то есть до наступления административной или уголовной ответственности. Но лишить его права быть педагогом можно только на основании судебного решения, вступившего в силу на законных основаниях.

Кого не примут на работу преподавателем

Государство постановило, что к педагогической деятельности не допускаются лица с криминальным прошлым. Справку об отсутствии судимости сейчас в обязательном порядке запрашивают у каждого, кто устраивается на работу в сферу образования.

По закону, на работу в сферу образования не примут:

  • если имеется неснятая или непогашенная судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • если была судимость за преступления против личности;
  • если ранее было лишение права заниматься педагогической деятельностью;
  • если официально установлен факт недееспособности;
  • если имеются заболевания из перечня, указанного в федеральном законе.

За определенные преступления граждане РФ имеют пожизненный запрет на любую работу в образовательных учреждениях.

Что такое уголовное преследование

Факт уголовного преследования становится для человека препятствием непреодолимой силы при трудоустройстве в сферу образования. О факте преследования говорят, когда в отношении конкретного человека возбуждено уголовное дело.

Оно может быть закрыто по объективным причинам. Также законом предусмотрены случаи, когда преступление переквалифицируется из уголовного в административное.

Есть разница между "преследованием" и "делом". Уголовное дело может продолжаться, так как имело место преступление, но подозреваемый освобождается от преследования по причине его невиновности. Только суд признает гражданина РФ виновным или снимает с него уголовное преследование. Поэтому судебное решение является основанием для запрета заниматься педагогической деятельностью или для восстановления преподавателя в своих правах.

Недееспособность педагога

Недееспособность устанавливается судом по заявлению родственников при участии представителя органов опеки. Гражданин может быть признан недееспособным в полной мере или частично. Несовершеннолетние до 16 лет считаются полностью недееспособными по возрасту, с 16 до 18 лет - частично, судебного подтверждения этого факта не требуется.

Частичная недееспособность с обязательным назначением опекуна признается судом в случае употребления гражданином наркотиков или алкоголя в такой степени, что это влечет за собой значительное ухудшение финансового состояния семьи и угрожает жизни и здоровью детей зависимого.

Если у человека развилось психическое расстройство и он не может адекватно воспринимать реальность, нести ответственность за свои поступки, то он может быть признан недееспособным в полной мере. Суд в этом случае отправляет гражданина, в отношении которого подано заявление, на обязательную психиатрическую экспертизу для получения от врачебной комиссии справки о его состоянии.

При приеме на работу педагога администрация ОУ не может требовать предоставить справку о дееспособности и не имеет права сделать соответствующий запрос в суд или психиатрическую клинику. При выявлении факта сокрытия частичной или полной недееспособности, установленной в суде, трудовой договор расторгается, потому что к педагогической деятельности не допускаются лица с психическими отклонениями.

Заболевания, несовместимые с работой в сфере образования

ТК РФ в 2006 году было дополнено положением о том, что к работе в образовательных учреждениях не допускаются лица с заболеваниями, указанными в утвержденном перечне.

На сегодняшний день этот список законодателями не создан, поэтому руководствуются перечнем психиатрических заболеваний, при которых противопоказана деятельность, связанная с повышенной опасностью, и инструкцией Минздрава СССР о запрете на работу с детьми для лиц с открытой формой туберкулеза.

Для выявления непригодности по психиатрическим причинам профессиональные педагоги должны раз в 5 лет проходить освидетельствование. Остальные заболевания, в том числе инфекционные и заразные, выявляются во время ежегодного осмотра, результаты которого вносятся в личную медицинскую книжку сотрудника.

Исключения для судимых по решению комиссии

Если судимые преподаватели считают, что их прошлое никак не повлияет на работу с детьми, их уголовное наказание не предполагало пожизненное лишение права заниматься педагогической деятельностью и отсутствует непогашенная судимость, то есть возможность разрешить им работать в сфере образования. Этот вопрос рассматривается в индивидуальном порядке по личному заявлению.

Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации населенного пункта изучает все обстоятельства потери права работать с детьми и оценивает степень опасности заявителя для общества в данный момент. Если человек был осужден за преступление на сексуальной почве или любое тяжкое, его заявление не может быть принято и рассмотрено комиссией, так как по закону к педагогической деятельности не допускаются лица, потерявшие на это право пожизненно.

Через 30 дней письменный ответ выдается на руки. В случае отказа бывший педагог может оспорить решение комиссии в суде.

Правовой статус педагога

Правовым статусом педагога называется принятая законодательством система прав и свобод, которая включает в себя:

  • трудовые права, социальные гарантии и компенсации;
  • академические права и свободы;
  • обязанности и ответственности;
  • ограничения.

Особое положение педагогов в обществе и престиж их труда признается государством. Для повышения значимости образования, подъема уровня преподавания и культуры педагогам предоставляется ряд академических прав и свобод, в том числе выбор форм преподавания, проявление творчества, разработка учебных программ, защита профессиональной чести и достоинства, участие в научных и образовательных объединениях.

Требования к педагогам

Требования к педагогу не ограничиваются профессиональными. Общество ждет от него высоких моральных качеств, интеллигентности, культурности, эрудированности и коммуникабельности.

В то время как вся педагогическая деятельность классифицируется и подвергается оценке по строго установленной системе, часть ее основана на умении творить и импровизировать в процессе обучения. С талантом воспитателя и творца рождаются не все. Зато можно развить у себя требуемые педагогические способности:

  • организаторские;
  • научно-познавательные;
  • дидактические;
  • коммуникативные;
  • перцептивно-суггестивные;
  • исследовательские.

Большую роль в образовании и воспитании играют человеческие качества педагога, такие как душевная чуткость, доброжелательность, оптимизм, трудолюбие и терпение. Ученики, их родители и руководство ОУ требуют от учителя только положительных качеств личности.

Должности работников в образовательной сфере

Должности работников образования распределяются по трем уровням:

  1. Руководители: директора, начальники, заведующие.
  2. Педагоги: учителя, преподаватели, психологи, логопеды, методисты и другие.
  3. Вспомогательный персонал: дежурный, секретарь, помощник воспитателя и т. п.

Вспомогательный персонал не обязан иметь педагогическое образование.

В зависимости от уровня занимаемой должности работники должны соответствовать определенным требованиям в плане квалификации, что проверяется регулярными аттестациями.

Аттестация преподавателей

Работники сферы образования, которые относятся к группе педагогов, периодически проходят проверку на соответствие занимаемой должности. Это называется аттестацией педагогов.

Цели аттестации:

Задача руководства ОУ - провести аттестацию педагогов в открытой форме с соблюдением условий гласности и коллегиальности для объективности оценки и исключения дискриминации.

Преподаватель, желающий пройти аттестацию для повышения квалификации, подает заявление в любое время, когда посчитает себя готовым к этому. Аттестация в обязательном порядке проводится каждые 5 лет, даже если педагог не выразил своего желания.

  1. Выполнение обязанностей, связанных с конкретной должностью.
  2. Соответствие уровня знаний установленным требованиям.
  3. Уровень профессиональной подготовки и стаж работы.

Отказ педагогу в устройстве на работу

Для трудоустройства в образовательное учреждение соискатели обращаются непосредственно к работодателю или в службу занятости. Наличие вакансии и направление на собеседование от кадрового агентства не гарантируют получения работы. В этом случае кандидат на вакантную должность имеет право запросить у работодателя отказ в письменном виде.

Если трудоустройство не состоялось по субъективным причинам и с нарушением ТК РФ, это можно обжаловать в суде. Все причины отказа, не связанные с деловыми качествами кандидата, могут быть оспорены.

Правомерными считаются все причины, предусмотренные ст. 331 ТК РФ.

Нельзя отказывать в заключении трудового договора:

  • гражданам при согласованном ранее переводе из другого ОУ;
  • молодым специалистам при наличии заявки в учебном учреждении, которое их распределило;
  • инвалидам, направленным на вакантные места в счет квоты.

Нарушение Трудового кодекса РФ при трудоустройстве

Руководитель ОУ не имеет права принять на работу лицо, которое:

  • не соответствует вакантной должности по образовательному цензу или уровню квалификации;
  • является лишенным права заниматься педагогической деятельностью;
  • не имеет справки о прохождении предварительного медосмотра;
  • не предоставило справку об отсутствии судимости;
  • имеет или имело в прошлом судимость за определенные правонарушения;
  • имеет непогашенную или неснятую судимость за тяжкие преступления;
  • не представило полный пакет документов для трудоустройства.

Нарушить закон при трудоустройстве может и соискатель, если предоставит поддельные документы об образовании или не соответствующую действительности справку об отсутствии судимости. Педагог также несет ответственность за сокрытие факта своей полной или частичной недееспособности или наличия заболевания как при устройстве на работу, так и во время осуществления образовательной педагогической деятельности.

Вопрос об особой роли педагога в развитии человеческой личности и современного общества обсуждался ещё в 1966 году в Париже на специальной межправительственной конференции о статусе учителей. На этой конференции были приняты Рекомендации 1 , которые стали ориентиром для многих стран при формировании законодательства по вопросам туда педагогических работников и были направлены на решение таких вопросов, как:

Подготовка к профессии учителя;

Усовершенствование работы учителей и их профессиональная подготовка, условия работы и продвижения по службе;

Реализация прав и обязанностей учителей;

Создание условий, необходимых для обеспечения эффективного процесса обучения;

Проблемы социального страхования учителей 2 .

С учётом этого документа разрабатывался и Закон Российской Федерации «Об образовании» 3 , принятый в 1992 году (ныне утратил силу).

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 4 .

По сравнению с Законом «Об образовании» 1992 года содержание статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года отражает детальную проработку мер социальной поддержки всех участников образовательного процесса. Закон об образовании в Российской Федерации направлен на защиту интересов человека, семьи, общества и государства 1 .

Основные принципы и гарантии конституционных прав граждан в сфере образования в полной мере включены в данный Закон. Впервые на законодательном уровне государством признаётся особый статус педагогических работников. Существенно, что все права и меры социальной поддержки педагогов закрепляются за ними вне зависимости от места работы 2 .

Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных Федеральным законом «Об образовании», организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

Образовательные организации могут образовываться в форме учреждений, основные положения о которых содержатся в ст. ст. 123.21-123.23 Гражданского кодекса РФ 3 . Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение) (ст. 123.21 ГК РФ).

Для системы общего образования характерно многообразие правовых статусов педагогов. Их содержание существенно зависит от типа и вида образовательной организации, от категории детей, с которыми работает педагог, от статуса учредителя, отраслевой принадлежности образовательного учреждения, от внедрения инновационных технологий, квалификационной характеристики должности педагогического работника.

Объём основных прав и свобод педагогического работника, гарантированных Конституцией РФ, дополняется нормами гражданского, трудового, административного, пенсионного, санитарного и образовательного законодательства.

Трудовым кодексом РФ 1 предусмотрены ограничения на занятие педагогической деятельностью.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (ст. 331 ТК).

Ст. 351.1 Трудового кодекса РФ содержит ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. К трудовой деятельности в вышеуказанной сфере не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

В Государственную Думу РФ депутатом ГД РФ А.С. Старовойтовым был внесен проект Федерального закона N 618149-6 "О внесении изменений в статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации" 1 .

Целью законопроекта является недопущение лиц, совершивших действия, направленные на реабилитацию нацизма (если эти действия установлены в законном порядке), к воспитанию и обучению других людей, в том числе несовершеннолетних.

Также законопроектом предлагается не допускать указанных лиц к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Мы считаем, что данный законопроект должен быть принят Государственной Думой, так как педагогический работник играет особую роль в формировании личности и моральных качеств человека. Педагогические работники, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления предусмотренные ст. 354.1 Уголовного кодекса РФ 2 (реабилитация нацизма), не должны допускаться к трудовой деятельности, связанной с преподавательской и воспитательной работой.

Нормы гражданского, административного права и актов в сфере образования определяют общие границы реализации правового статуса 3 .

Конкретное наименование должности педагога зависит от типа образовательного учреждения. Наиболее распространенные наименования должностей педагогов – воспитатель, учитель, преподаватель. Кроме того, к педагогам относятся классные воспитатели, инструкторы, тренеры, музыкальные руководители, вожатые, методисты, мастера производственного обучения, логопеды и др. Существуют должности, которые в своем наименовании содержат слово «педагог»: социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.

Перечень должностей, относящихся к категории педагогических работников, утверждён Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» 1 .

Согласно названному Постановлению Правительства РФ к педагогическим работникам причислены: руководители, деятельность которых непосредственно связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом. Это директор школы, лицея, колледжа, ректор вуза, заведующий детским дошкольной образовательной организацией, их заместители по воспитательной или учебной работе и другие руководители (кроме тех, чей труд не связан непосредственно с воспитанием или обучением, например, главный бухгалтер, главный инженер, заместитель по хозяйственной части и пр.).

Педагогический работник должен иметь определённый образовательный ценз, который установлен квалификационными характеристиками.

Уровень образования педагогов ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им.И. А. Куратова» соответствует требованиям, предъявляемым к педагогическим кадрам п. 7.15 ФГОС СПО и включенным в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих 1 .

Квалификационные требования предусматривают не только наличие у педагогических работников определённого уровня профессионального образования, но и определённые требования к профилю полученной специальности по образованию 2 .

Педагог должен иметь не просто высшее или среднее профессиональное образование, а образование соответствующего уровня по направлению подготовки «Образование и педагогика». Также он может иметь образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, - высшее или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Установление образовательного ценза делает обязательным предъявление лицом, претендующим на педагогическую работу, документа об образовании, квалификации или наличии специальных знаний при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

Особенности правового регулирования труда педагогов обусловлены несколькими обстоятельствами – особой ролью педагога в жизни общества, спецификой трудовой деятельности, связанной с нервными нагрузками и повышенными трудозатратами, необходимостью повышения престижа преподавательской работы 1 .

Ведущей целью кадровой политики ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И. А. Куратова» является выполнение задач, стоящих перед колледжем, путем создания оптимальной системы управления. Одной из основных функций отдела кадров является осуществление по подбору, расстановке специалистов.

Статус педагога должен гарантировать право педагогических работников на безопасные и здоровые условия труда, на медицинское обслуживание, достойное пенсионное обеспечение с сохранением права на досочное назначение трудовой пенсии, санаторно-курортное лечение и многое другое. То есть, необходим гарантированный социальный пакет 2 .

Таким образом, существует ряд особенностей регулирования труда педагогических работников, законодательно закрепленных дополнительных условий и требований, которым должны отвечать лица, допускаемые к педагогической деятельности. Педагог обладает определенными правами и обязанностями, а также несет ответственность, присущую только этой категории работников.

Татьяна Сердюкова
Реферат «Педагогические работники. Право на занятие педагогической деятельностью. Правовой статус педагогических работников»

Введение

Я считаю, что педагог - это одна из самых востребованных и почетных профессий в наше время. Анализируя представленные в работе статьи , я пришла к выводу, что государство уделяет особое внимание педагогическим работникам и их деятельности . Педагогическим работникам предоставлен особый статус в обществе , и это говорит о важности данной сферы деятельности .

Во время изучения данной темы, мной были рассмотрены следующие документы :

Федеральный закон "Об образовании в РФ" №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статья 46 ; статья 47 ) ;

"Трудовой кодекс Российской Федерации" № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года (ред. от 3 июля 2016 года) - статья 331 .

Педагогические работники

Педагогический работник – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность , и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельность .

Для того, чтобы раскрыть данную тему, мной был проанализирован Федеральный Закон "Об образовании в РФ" и выделена следующая статья :

Статья 46 . Право на занятие педагогической деятельностью

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица , имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках , и (или) профессиональным стандартам.

2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций , осуществляющих образовательную деятельность , должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Также, о праве на занятие педагогической деятельностью упоминается в статье 331 ТК РФ :

Статья 331 . Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица , имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.12.2014 N 443-ФЗ)

К педагогической деятельности не допускаются лица :

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи ;

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 489-ФЗ, от 13.07.2015 N 237-ФЗ)

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 489-ФЗ)

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ)

Лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы, семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав , созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности .

(часть третья введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 489-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 237-ФЗ)

Правовой статус педагогических работников указан в статье 47 Федерального Закона "Об образовании в РФ". Мной выделены следующие пункты статьи :

Статья 47 . Правовой статус педагогических работников . Права и свободы педагогических работников , гарантии их реализации

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод , трудовых прав , социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности . Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы , меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда .

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами :

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность ;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм , средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) ;

4) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности , участие в экспериментальной и международной деятельности , разработках и во внедрении инноваций;

5) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность , в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

6) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления , в порядке, установленном уставом этой организации;

7) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

8) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

9) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников .

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии :

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени ;

2) право педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Заключение

В процессе анализа статей , приведенных в данной работе мной были сделаны следующие выводы :

право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с образованием не ниже среднего профессионального;

К педагогической деятельности допускаются лица не имеющие судимости и не имеющие заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения;

В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе ;

педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности .

Я считаю, что приведенные выше выводы являются плюсами для педагогических работников , общества, государства.

Список литературы :

1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статья 46 ; статья 47 ) ;

2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года (ред. от 3 июля 2016 года) - статья 331 .

К педагогической деятельности не допускаются лица:

Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних установлены частью первой статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации кроме прочего для лиц, имевших судимость за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 данного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей этой статьи.


Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2010 N 127-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лазарева Сергея Федоровича на нарушение его конституционных прав положением части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации"
Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Дополнить пункт 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2580; 2000, N 12, ст. 1291), абзацем третьим следующего содержания.



© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав