20.06.2020

Саудовская аравия унитарное или федеративное. Классификация унитарных государств. Примеры суверенных стран с унитарным устройством


Унитарная страна – это государство, в котором его составные части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
Классификацию унитарных стран можно провести по различным основаниям: географическим, политическим, юридическим, экономическим, религиозным, историческим и т.д.
По географическим признакам унитарные страны делятся на следующие виды:
1. По отношению к материку:
1.1. Унитарные страны, расположенные в Евразии.
1.2. Унитарные страны, расположенные в Африке.
1.3. Унитарные страны, расположенные в Северной Америке.
1.4. Унитарные страны, расположенные в Южной Америке.
1.5. Унитарные страны, находящиеся на острове.
2. По отношению к части света:
2.1. Унитарные страны, относящиеся к Азии.
2.2. Унитарные страны, относящиеся к Европе.
2.3. Унитарные страны, относящиеся к Австралии и Океании.
2.4. Унитарные страны, относящиеся к Африке.
2.5. Унитарные страны, относящиеся к Америке.
3. По отношению к экватору:
3.1. Унитарные страны, расположенные в Северном полушарии.
3.2. Унитарные страны, расположенные в Южном полушарии.
3.3. Унитарные страны, расположенные в Северном и Южном полушарии.
4. По отношению к Гринвичскому меридиану:
4.1. Унитарные страны, расположенные в Восточном полушарии.
4.2. Унитарные страны, расположенные в Западном полушарии.
4.3. Унитарные страны, расположенные в Западном и Восточном полушарии.
5. По отношению к Мировому океану:
5.1. Унитарные страны, имеющие выход к Мировому океану.
5.2. Унитарные страны, которые не имеют выход к Мировому океану.
6. По национальному составу населения:
6.1. Однонациональные унитарные страны.
6.2. Двунациональные унитарные страны.
6.3. Многонациональные унитарные страны.
7. По урбанизационному признаку:
7.1. Унитарные страны, где преобладает городское население.
7.2. Унитарные страны, где преобладает сельское население.
8. По половому составу населения:
8.1. Унитарные страны, где преобладает мужское население.
8.2. Унитарные страны, где преобладает женское население.
9. По расовому признаку:
9.1. Унитарные страны, где преобладают монголоиды.
9.2. Унитарные страны, где преобладают европеоиды.
9.3. Унитарные страны, где преобладают представители австрало-негроидной расы.
9.4. Унитарные страны, где ни одна из рас не преобладает.
10. По площади:
10.1. Унитарные государства, являющиеся странами-гигантами.
10.2. Крупные унитарные страны.
10.3. Унитарные страны средних размеров.
10.4. Малые унитарные страны.
10.5. Унитарные страны, являющиеся микрогосударствами.
По форме государственного устройства в мире существуют федеративные и унитарные страны. В настоящее время унитарных стран больше, чем федеративных.
Унитарные страны расположены в Северном или Южном полушарии, но в мире есть унитарные государства, которые находятся и в Северном, и в Южном полушарии. Например, экватор пересекает такие унитарные страны, как Индонезия, Кения, Эквадор, Демократическая Республика Конго, Перу.
Унитарные страны расположены на всех материках, кроме Австралии и Антарктиды. На территории Австралии унитарных государств нет, так как на данном материке находится только одна страна – Австралия, которая по форме государственного устройства является федеративным государством. Что же касается Антарктиды, то на этом материке государств нет согласно Договору об Антарктике от первого декабря 1959 года. Следовательно, на данном материке не может быть ни унитарных, ни федеративных стран.
Очень много унитарных стран расположено на территории Евразии. Например, на территории Европы находятся такие унитарные страны, как Эстония, Албания, Финляндия, Швеция, Болгария и другие. А на территории Азии расположены такие унитарные страны, как Северная Корея, Китай, Афганистан, Азербайджан, Вьетнам и другие.
Унитарные страны имеются не только на территории Евразии, но и в Африке. Например, Алжир, Ангола, Буркина-Фасо, Тунис, Нигер и другие.
Северная Америка может похвастаться такими унитарными странами, как Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Белиз и другие.
А на территории Южной Америки находятся такие унитарные государства, как Уругвай, Парагвай, Чили, Гайана, Боливия и другие.
Унитарные страны расположены не только на материках, но и на островах. Например, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Филиппины, Мадагаскар, Гаити и другие.
По отношению к Мировому океану можно выделить унитарные страны, имеющие выход к Мировому океану, и унитарные страны, у которых выхода к Мировому океану нет. Например, такие унитарные страны, как Монголия, Армения, Казахстан, Венгрия и Словакия не имеют выхода к Мировому океану. Китай, Чили, Камбоджа, Вьетнам и Южная Корея имеют выход к Тихому океану. К Индийскому океану имеют выход такие унитарные страны, как Мозамбик, Йемен, Оман, Бангладеш, Саудовская Аравия и другие. А такие унитарные страны, как Сенегал, Либерия, Гайана, Ангола и Намибия имеют выход к Атлантическому океану. Среди унитарных стран есть и такие, которые имеют выход к двум океанам. Например, Никарагуа, Панама, Египет, Израиль и Коста-Рика.
Что касается национального состава унитарных стран, то надо отметить, что стопроцентных однонациональных государств в мире не бывает. По большому счёту, все страны мира до единого надо отнести к многонациональным государствам. Если учитывать, что численность какого-либо народа в стране составляет 90 % и более, то по этому критерию к однонациональным унитарным странам можно отнести, например, Японию, Исландию, Бангладеш, Северную Корею, Албанию.
А такие унитарные страны, как Иран, Казахстан, Испания, Мьянма, Турция, следует отнести к категории многонациональных государств.
По урбанизационному признаку среди унитарных стран есть государства, где преобладает городское население, и государства, где доля городского населения на низком уровне. Городское население преобладает в таких унитарных странах, как Чили, Швеция, Исландия, Япония, Дания и другие.
Сельское население преобладает в таких унитарных государствах, как Папуа – Новая Гвинея, Восточный Тимор, Камбоджа, Бутан, Экваториальная Гвинея и другие.
По расовому составу населения есть унитарные страны, где в численном составе населения преобладают представители какой-либо расы, и унитарные страны, где ни одна из рас не преобладает. В большинстве унитарных стран преобладают представители какой-либо расы. Например, представители монголоидной расы преобладают в таких унитарных странах, как Япония, Южная Корея, Вьетнам, Таиланд, Лаос и другие.
Представители европеоидной расы преобладают, например, в европейских унитарных странах, Уругвае, Израиле, арабских унитарных странах, Турции.
Представители австрало-негроидной расы преобладают в основном в африканских унитарных странах, расположенных южнее Сахары.
А если взять унитарную страну Чили, то надо отметить, что в данном государстве ни одна из рас не преобладает, так как более 60 % населения приходится на метисов и их потомков. Примерно такая же картина и в других латиноамериканских унитарных государствах: Эквадор, Перу, Гондурас, Сальвадор, Гватемала.
По половому признаку в одних унитарных странах преобладает мужская часть населения, а в других – женская часть населения. Например, в большинстве европейских унитарных стран женщин больше, чем мужчин. Мужская часть населения преобладает в основном в азиатских и некоторых африканских унитарных странах. Например, Иран, Китай, Ирак, Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты.
В мире выделяют только семь государств, являющихся по площади странами-гигантами, из которых только Китай является унитарным государством.
К крупным по площади унитарным странам можно отнести государства, чья площадь составляет более одного миллиона квадратных километров. Например, Ангола, Боливия, Перу, Алжир, Саудовская Аравия.
К унитарным государствам средних размеров можно отнести такие страны, как Турция, Чили, Мозамбик, Мадагаскар, Франция и другие государства.
К малым по размеру унитарным странам можно отнести такие государства, как Израиль, Гамбия, Бутан, Шри-Ланка, Белиз и другие страны.
Среди унитарных стран есть и микрогосударства. Например, Монако, Сингапур, Ватикан, Сан-Томе и Принсипи, Андорра.
В юридическом отношении унитарные страны можно классифицировать по отношению к понятию «анклав». В данном направлении в мире существуют унитарные страны, являющиеся анклавами, и унитарные страны, которые анклавами не являются. Большинство унитарных стран анклавами не являются. Например, анклавом не являются такие унитарные страны, как Монголия, Франция, Польша, Финляндия, Швеция и другие. Среди унитарных стран являются анклавами Лесото, Сан-Марино и Ватикан. Отмечу, что в мире стран, которые являются анклавами, всего три, и, как Вы поняли, Уважаемые читатели, все эти три государства являются унитарными.
По отношению к понятию «анклав» унитарные страны можно классифицировать и по наличию или отсутствию анклава на территории какого-либо унитарного государства. Например, на территории Голландии имеется анклав Барле, являющийся территорией Бельгии.
По отношению к понятию «полуанклав» в мире существуют унитарные страны, являющиеся полуанклавами, и унитарные страны, которые полуанклавами не являются. Большинство унитарных стран полуанклавами не являются. Например, Греция, Норвегия, Марокко, Ливия и Сальвадор полуанклавами не являются, а Португалия относится к полуанклавам, так как на суше граничит только с Испанией. Среди унитарных стран полуанклавами также являются Папуа – Новая Гвинея, Гаити, Доминиканская Республика, Ирландия, Южная Корея.
По отношению к понятию «эксклав» существуют унитарные страны, у которых имеются эксклавы, и унитарные страны, у которых эксклавов нет. Например, эксклавы имеют такие унитарные страны, как Азербайджан, Узбекистан и Таджикистан. Нахичеванская Автономная Республика является эксклавом Азербайджана.
По отношению к понятию «полуэксклав» существуют унитарные страны, у которых имеются полуэксклавы, и унитарные страны, у которых полуэксклавов нет. Например, африканская страна Ангола имеет полуэксклав – провинция Кабинда.
В правовом отношении унитарные страны также можно классифицировать по форме государственного правления. В этом направлении существуют три вида унитарных стран:
1. Унитарные страны, являющиеся монархией.
2. Унитарные страны, являющиеся республикой.
3. Унитарные страны, являющиеся государством со смешанной формой государственного правления.
Например, Иордания, Оман, Свазиленд, Швеция и Саудовская Аравия являются монархией, а Чехию, Исландию, Колумбию, Финляндию и Суринам можно отнести к республикам.
В политическом отношении в мире существуют унитарные страны, которые являются субъектами территориального спора, и унитарные страны, которые субъектами территориального спора не являются. Большинство унитарных государств субъектами территориального спора не являются. Например, не являются субъектами территориального спора такие унитарные страны, как Монголия, Швеция, Казахстан, Алжир, Тунис.
Но в мире немало унитарных государств, которые являются субъектами территориальных споров. Например, автономный город Сеута является объектом территориального спора между Марокко и Испанией. Кроме Испании и Марокко, субъектами территориального спора среди унитарных стран являются также Китай, Южная Корея, Вьетнам, Тайвань, Мадагаскар, Маврикий, Иран, Бруней, Филиппины и другие
Также существуют унитарные страны, которые в прошлом были субъектами территориального спора. Например, пустыня Атакама в прошлом была объектом территориального спора между Боливией и Чили.
В политическом отношении унитарные государства также можно классифицировать и по партийному признаку.
В историческом отношении можно выделить унитарные страны, возникшие давно, и унитарные страны, возникшие недавно. В мире существуют унитарные страны, которые в недавнем прошлом были федеративными государствами. Например, Ливия, Мали, Камерун, Уганда и Танзания.
В историческом отношении также можно выделить унитарные страны, существующие в настоящее время, и бывшие унитарные страны, которые в настоящее время являются федеративными. Например, до 2007 года Непал был унитарным государством.
В экологическом отношении можно выделить унитарные страны, где имеются особо охраняемые природные территории, и унитарные страны, где данные территории отсутствуют. Стоит отметить, что на территории большинства унитарных стран существуют особо охраняемые природные территории. Например, особо охраняемые природные территории существуют в таких унитарных государствах, как Япония, Китай, Финляндия, Казахстан, Дания и другие.
В религиозном отношении можно выделить унитарные страны, где среди верующих преобладают представители какого-либо вида религии, и унитарные страны, где ни одна из религий не преобладает. Например, ислам преобладает в таких унитарных странах, как Иран, Бангладеш, Индонезия, Алжир, Нигер и другие.
В экономическом отношении можно выделить развитые и развивающиеся унитарные страны. К развитым унитарным странам относятся такие государства, как Франция, Новая Зеландия, Япония, Швеция, Израиль и другие страны. Развивающимися унитарными странами являются, например, Афганистан, Гайана, Гамбия, Камбоджа, Намибия.
Данную работу я посвятил классификации унитарных государств. Отмечу, что я продолжу работу по изучению данной тематики.

- (от лат. unitas – единство) – одна из форм территориально политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико правовой статус входящих в государство… … Политология. Словарь.

Форма государственного или национально госу дарственного устройства, при котором территории государства подразделя ется на административно территориальные единицы (области, круга, районы, департаменты и т.п.). В УНИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ, в отличие… … Финансовый словарь

Форма административно территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть (Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия). Краткий географический словарь. EdwART. 2008 … Географическая энциклопедия

Государство, предоставляющее минимальную хозяйственную самостоятельность регионам. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

унитарное государство - Государство, на территории которого нет федеративных единиц (штатов, земель и пр.), но часть властных полномочий передана административно территориальным единицам: департаментам, областям, районам, например Франция или Польша … Словарь по географии

См. Унитаризм … Юридический словарь

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Современная энциклопедия

Форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно территориальные единицы (районы, области и т. д.) … Большой Энциклопедический словарь

Унитарное государство - (от лат. unitas единство; англ. unitarian/unitary state; фр. unitaire) в конституционном праве форма государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, округа,… … Энциклопедия права

Унитарное государство - УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно–территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - простое по составу, единое цельное государственное образование, состоящее из административно территориальных единиц (департаменты, провинции, округа, области, кантоны и т.д.), не имеющих каких либо суверенных прав и подчиненных центральным… … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Украйна. А была ли Украина? , Терещенко Анатолий Степанович. В современных украинских энциклопедиях говорится примерно так: Украина - самостоятельное унитарное государство восточных славян, расположенное в центре Европы. Обязательно подчёркивается -…
  • Украйна А была ли Украина , Терещенко А.. В современных различных украинских энциклопедиях говорится примерно так, - Украина самостоятельное унитарное государство восточных славян, расположенное в центре Европы. Обязательно…

Франция,Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее боль­шинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.

Для стран с унитарной формой государственного устройства (такие государства называются простыми или слитными) характерно наличие следующих основных признаков:

1. Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений.

2.Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция ко­торых распространяется также на территорию всей страны. Функциональная, предметная и территориальная компетенция высших органов государственной власти и подчиненной им центральной администрации ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов.

    Единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность. Никакие админи­стративно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут.

    Единая система права. Местные органы управления обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоуста­навливающая деятельность носит сугубо подчиненный характер.

    Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы, создаваемые в административно-территориальных единицах, представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.

    Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Созда­ваемые в этих административно-территориальных единицах местные органы управления в той либо иной степени подчинены центральным органам государственной власти и центральной администрации. Их правовой статус определяется правовыми нормами, входящими в единую общегосударственную систему права.

Таким образом, унитаризм предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой либо косвенный контроль над муниципальными органами, создаваемыми в административно- территориальных единицах.

Исторически унитаризм был прогрес­сивным явлением, ибо он пришел на смену феодальной разд­робленности и партикуляризму. Унитаризм вызывался по­требностями единого рынка, удобствами осуществления государ­ственной админи страции и не ставился в связь с национально­этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств - государства мононациональные. Однако имеются и исключения из этого правила (Испания).

Присущая унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени :

1)В некоторых странах вообще отсутствуют муниципальные органы и адми­нистративно-территориальные единицы управляются назна­чаемыми агентами центральной власти.

2)В других странах местные выборные органы самоуправления создаются, но они поставлены под прямой (Франция, Турция, Япония) или косвенный (Вели­кобритания, Новая Зеландия) контроль центральной адми­нистрации.

Различия в степени и формах контроля со стороны центральной администрации над местными органами само­управления дают определенные основания для деления унитарных государств на:

а) централизованные (Франция, Турция, Япония) и

б) децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия), однако это деление носит сугубо формальный характер.

В настоящее время существует несколько унитарных госу­дарств (Великобритания, Испания, Италия, Дания, Финляндия), государственное устройство которых характеризуется наличием админи стративной автономии для некоторых структурных под­разделений территории.

В состав унитарной Великобритании входят Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер), которые пользуются ограниченной автономией.

За Шотландией согласно Акту об унии 1707 года сохранена привилегия иметь собственную правовую и судебную систему, собственную церковь. В обеих палатах британского пар­ламента за Шотландией резервируются места. Согласно Акту об управлении Ирландией 1920 года Северной Ирландии пре­доставлены права полуавтономной территории, представляющей собой юридически интегральную часть Великобритании.Автономные органы Северной Ирландии обладают ограниченными правами при решении местных вопросов. Исполнительная власть осуществляется губернатором, который назначается британской короной. Имеется кабинет, состоящий из восьми министров во главе с премьер-министром. Парламент Северной Ирландии состоит из двух палат: палаты общин и сената.

Определенные элементы областной автономии имеются в Финляндии. В основных административно-территориальных единицах этой страны - провинциях - отсутствуют какие-либо выборные органы местного самоуправления. Главой провин­циальной администрации является назначаемый президентом республики губернатор. В особую автономную единицу выделены Аландские острова, населению которых, согласно закону о самоуправлении Аландских островов 1957 года, предоставлено право избирать провинциальное собрание.

Федеративное государство.

Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание унитаризма, федерация до настоящего времени является достаточно распространенной формой госу­дарственного устройства и существует в ряде зарубежных стран (США, Канада, Республика Аргентина, Бразилия, Республика Венесуэла, Мексиканские Соединенные Штаты, ФРГ, Австрия, Швейцария, Индия, Федерация Малайзия, Австралийский Союз и др.). В 1988 году бельгийский парламент принял решение о пересмотре конституции, в соответствии с которым Королевство Бельгия преобразуется в федеративное государство, состоящее из Фландрии, Валонии и Брюсселя как самостоятельного региона.

Введение федеративной формы государственного устройства должно быть осуществлено в три этапа.

Федерация представляет собой сложное (союзное) госу­дарство, состоящее из государственных образований, облада­ющих юридической и определенной политической самостоя­тельностью. Составляющие федеративное государство государст­венные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, госу­дарства) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федера­тивная форма государственного устройства обладает следующими характерными признаками, отличающими ее от унитаризма:

1.В отличие от унитарного государства территория федера­тивного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации.

В некоторых федерациях наряду с госу­дарственными образованиями имеются такие территориальные единицы, которые не являются субъектами федерации:

1) В США в самостоятельную единицу выделен Федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица страны - Вашингтон. Территория Бразилии состоит из штатов, Федерального округа и двух особых территорий.

В Индии наряду с 25 штатами имеются 7 союзных территорий.

Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, ибо они не обладают суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой в сфере как внут­ренних, так и внешних отношений. 2)Субъекты федерации юри­дически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или союзного зако­нодательства центральная власть имеет право применения принудительных мер по отношению к субъекту федерации.

Это право центральной власти может быть закреплено в конституции (Индия, Аргентина, Венесуэла и др.), но и в тех случаях, когда подобных норм в конституции нет, центральная власть всегда имеет возможность силой принудить субъект федерации к повиновению.

3) Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза. Однако вопреки широко рас­пространенному мнению вряд ли можно считать отсутствие права сецессии обязательным признаком федерации. История знает целый ряд случаев, когда сецессия осуществлялась фактически (Гражданская война в США, сецессия Сенегала из Федерации Мали, сецессия Сингапура из Федерации Малайзия, сецессия Бангладеш из Пакистанской федерации); еще больше было неудачных попыток осуществления сецессии. Нет никаких органических причин, которые исключали бы юридическое закрепление права сецессии в конституции.

2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью , т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции. Следует сразу же оговорить, что некоторые федерации не наделяют субъекты учредительной властью.

Наделение субъектов федерации учредительной властью обычно закрепляется в соответствующих положениях союзной конституции. Однако федеративные конституции устанавливают принцип субординации, согласно которому конституции субъек­тов федерации должны полностью соответствовать союзным конституциям. Так, ст. 28. 1 Основного закона ФРГ гласит: «Конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе настоящего основного закона».

Принцип соответствия конституций субъектов федерации союзной конституции неукоснительно соблюдается и в тех случаях, когда в отдельных государственных образованиях со­храняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию (в Баварии и Гессене конституции были приняты в 1946 г., в Рейнланд-Пфальце, Сааре и Бремене - в 1947 г., в штате Массачусетс действует конституция, принятая в 1780 г., в штате Нью-Гэмпшир - в 1783 г.).

3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Эти акты действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций. Соответствующие нормы содержатся в конституциях. Так, ст. 31 Основного закона ФРГ постановляет. «Федеральное право имеет перевес над правом земель». Более детально это положение регулируется в ст. 75 конституции Федерации Малайзия: «Если какой-либо закон государства про­тиворечит федеральному закону, то преимущественную силу имеет федеральный закон, а закон государства в той части, в которой он противоречит федеральному закону, является недей­ствительным» .

Следует иметь в виду также и то, что в пределах субъектов федерации действуют общесоюзные законы. Кроме того, феде­ральные законодательные органы могут, как правило, принимать законы специально для определенных членов федерации.

4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституция союза и соответ­ствующего государственного образования определяет порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации.

Обычно независимо от числа членов федерации судебная система строится по единому образцу. Наиболее типичный пример в этом отношении - судебная система 50 американских штатов.

Высшей судебной инстанцией штата является верховный суд штата, состав которого либо избирается населением, либо назначается губернатором с согласия сената штата. Верховный суд штата главным образом занимается рассмотрением апелляций на решения нижестоящих судов. Подобно Верховному суду США верховные суды отдельных штатов обладают также правом конституционного надзора. Они не только могут отменить любой закон штата под предлогом его несоответствия конституции штата, но и ревизовать конституцию штата. Верховный суд штата может признать недействительным любой раздел конституции штата на том основании, что он противоречит федеральной конституции.

В крупных штатах создаются промежуточные апелляционные суды, которые рассматривают жалобы на решения судов первой инстанции по менее важным делам. Наиболее важными судами первоначальной юрисдикции, рассматривающими дела с участием присяжных заседателей, являются окружные суды штатов. Они в свою очередь располагают апелляционной юрисдикцией в отношении решений низших судов (единоличные мировые судьи, полицейские суды, муниципальные суды).

    Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образо­вания. Система двойного гражданства закрепляется конституци­ями большинства федеративных государств. В США двойное гражданство закрепляется разделом вторым статьи 4 и разделом первым XIV поправки к конституции. Соответствующие положения содержатся в конституциях ФРГ, Швейцарии, Австрии. Конституции некоторых федераций (Индия, Малайзия и др.) признают только союзное гражданство.

Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства является, по сути дела, обычной юридической фикцией, так как этот институт на практике никаких правовых последствий не порождает.

    Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Исключения из этого общего правила появились только после второй мировой войны в связи с образованием молодых государств.

Впервые однопалатная система при федеративной форме государственного устройства была введена конституцией Исламской Республики Пакистан 1956 года, но она просуществовала лишь до ок­тябрьского переворота 1958 года. Конституция Пакистана 1962 года восстановила федеративную форму государственного устройства и однопалатный парламент. Согласно Конституции 1973 года федеральный парламент Пакистана состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Однопалатная система была установлена конституцией Федеративной Республики Камерун 1961 года. Конституция 1972 года отменила федерацию.

В настоящее время во всех федерациях применяется би­камерализм. Нижняя палата рассматривается как орган обще­союзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации (принцип формирования: равного и неравного представительства):

*Согласно принципу неравного представительства норма пред­ставительства субъекта федерации в верхней палате устанав­ливается в зависимости от численности населения . Так, каждая земля ФРГ располагает в бундесрате не менее чем тремя голосами; земли с населением свыше двух миллионов жителей имеют четыре голоса, а земли с населением свыше шести миллионов жителей - пять голосов. Число представителей, посылаемых землями Австралии в союзный совет, колеблется от 3 до 12. В Канаде установлены следующие нормы представительства провинции в сенате: Онтарио и Квебек - по 24, Новая Шотландия и Нью- Брансуик - по 10, Манитоба, Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван и Ньюфаундленд - по 6, остров Принца Эдуарда - 4. Норма представительства штатов Индии в совете штатов колеблется от 1 (Гоа, Манипур, Сикким и др.) до 34 (Уттар- Прадеш), норма представительства союзных территорий от 1 (Пондичери) до 3 (Дели).

*Принцип равного представительства на практике приводит к тому, что преобладающее влияние в верхних палатах получают малонаселенные и обычно политически и экономически отсталые субъекты федерации.

По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (сенаты США, Мек­сики, Венесуэлы, Австралийского Союза) и назначаемые (сенат Канады, бундесрат ФРГ).

Все вышеперечисленные признаки федерации отличают ее как от унитаризма, так и от конфедерации, которая не представляет собой формы государственного устройства, а является формой объединения суверенных государств.

7.Разграничение полномочий между федерацией и субъектами:

1)принцип «дуалистического федерализма»- конституция устанавливает сферу исключительной компетенции союза, давая перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативные акты. Все остальные полномочия относятся к ведению субъекта. Например, США.

2) принцип двух исключающих компетенций- устанавливается перечень

Полномочий союза и субъектов федерации. Например, Канада.

Устанавливаются две сферы компетенции: компетенция союза и конкурирующая компетенция. Например, ФРГ.

Три сферы полномочий: союза, субъекта, совместная компетенция союза и субъекта. Например, Индия.

Автономия

В некоторых зарубежных странах в том либо ином виде существует административная автономия, предоставляемая их структурным подразделениям, обладающим существенными национальными, этническими, географическими или истори­ческими особенностями.

В настоящее время к числу этих стран относятся Дания, Испания, Финляндия, Португалия, Шри-Ланка и Индия. Обычно это страны с унитарной формой государственного устройства.

Общие положения об автономии устанавливаются конститу­циями соответствующих стран. Кроме того, их парламенты принимают специальные законы об автономном статусе конкретных территориальных подразделений.

Автономные обра­зования наделяются более широкими правами, чем муни­ципальные органы обычных административно-территориальных единиц. Создаваемые в автономных образованиях предста­вительные учреждения и органы управления более самостоя­тельны по отношению к центральной власти, чем обычные муниципалитеты. Таким образом, создаются чисто юридические гарантии того, что управление автономными образованиями будет осуществляться с учетом присущих им определенных специфи­ческих особенностей. Следует иметь в виду, что, как правило, объем полномочий автономных образований значительно меньше, чем у субъектов федерации.

Структура органов управления автономными образованиями мало чем отличается от обычной структуры органов власти и управления субъектов федерации. Обычно автономное образование избирает свой представительный орган и формирует органы управления. Как правило, центральная власть имеет в автономном образовании своего представителя, наделенного конт­рольными полномочиями.

Так, например, на Фарерских островах, которые получили автономный статус в рамках Датского ко­ролевства в 1948 году, местное население избирает свой мини­парламент - лигтинг, который осуществляет «законодательную власть» и формирует свой исполнительный орган. Центральное правительство представляет наместник, назначаемый королевой по представлению совета министров. Наместник осуществляет контроль за исполнением на Фарерских островах законов датского парламента, возглавляет местную полицию и осуществляет некоторые другие административные функции.

С 1979 года статус автономного образования получила Гренландия. В 1984 году был избран местным населением представительный орган - ландстинг. Исполнительные полно­мочия осуществляются губернатором, который назначается в том же порядке, что и наместник на Фарерских островах.

В Финляндии автономными правами наделены Аландские острова, населенные преимущественно шведами. Законодательные полномочия осуществляются ландстингом, а исполнительные губернатором, назначаемым президентом республики.

Статья 2 Конституции Испании 1978 года «признает и га­рантирует право на автономию национальностей и регионов...». Процесс реального воплощения в жизнь этих конституционных предписаний формально завершился в 1983 году, когда были созданы четыре «национальных области» (Страна Басков, Каталония, Андалусия и Галисия) и 13 исторических областей. Правовой статус автономных сообществ на основании пред­писаний Главы третьей конституции определяется органическим законом, который принимается центральным парламентом для каждого сообщества (области) в отдельности. Проекты этих законов разрабатываются областными ассамблеями. Националь­ные области наделяются более широкими полномочиями, чем исторические.

Деятельность областных властей поставлена под контроль правительства, конституционного суда и некоторых других органов центральной администрации. «Автономизация» Испании была осуществлена под сильным влиянием Итальянской конституции 1947 года, которая предусматривает наделение всех областей общим и специальным автономным статусом.

Согласно принятой в 1956 г. 7-й поправке к Конституции, Индия допускает ограниченную автономию для семи союзных территорий.

Конфедерация.

Конституционному праву и международному праву известно по­нятие «конфедерация». Объединение государств в конфедеративный союз не ведет к созданию нового государства; это международно-пра­вовое объединение. Поэтому словосочетание «конфедеративное госу­дарство» просто не имеет права на существование.

Разумеется, конфедерация может быть первым шагом на пути к более тесному единству, тогда на смену конфедерации приходит фе­деративное государство (это имело место в Швейцарии, бывшей сна­чала конфедерацией, затем она стала федерацией, сохранив прежнее название «Швейцарская Конфедерация»). Однако известны и такие примеры, когда конфедерации существовали недолго, к более тесно­му единству не привели и распадались (например, конфедерация Се­негала и Гамбии - Сенегамбия, просуществовавшая восемь лет и уп­раздненная в 1989 г.).

Для истории нашего государства вопрос о конфедерации интере­сен по двум периодам:

во-первых, некоторые исследователи считают: когда на террито­рии бывшей Российской Империи образовались независимые республики и в них победила советская власть, отношения между совет­скими республиками в период 1919-1922 гг. были конфедеративны­ми, а затем на смену им пришло создание Союза ССР; т.е. здесь можно говорить как бы о переходе от конфедерации к федерации (мы кос­немся данного вопроса далее);

во-вторых, М.С. Горбачев и его сторонники, пытаясь сохранить Союз ССР в 1990- 1991 гг. и разрабатывая Союзный договор, который взамен Договора 1922 г. должен был сохранить и укрепить СССР, в по­следних вариантах этого документа фактически превращали союзное государство в конфедерацию - оно лишь формально оставалось еди­ным государством, а наделе превращалось в международно-правовое объединение союзных республик, подтверждая это даже своим новым названием ССГ - Союз Суверенных Государств; в данном, случае можно говорить об обратном процессе - переходе от федерации к конфедерации.

УНИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА.

ВИДЫ

Унитарные государства - простые, единые (целостные) государства, административно-территориальные единицы которых (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, обладающих политико-территориальной самостоятельностью (напр., Франция, Украина).

Основные признаки унитарного государства :

1. Единая конституция.

2. Единая система высших органов государственной власти – юрисдикция главы государства, правительства, парламента распространяется на территорию всей страны.

3. Единое гражданство.

4. Единая государственная символика.

5. Единая система законодательства и судебная система.

6. Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

7. В международных отношениях выступает в единственном числе.

Принцип унитаризма (фр. unitarism от лат. unitas – единство) означает такое построение государства, при котором верховная суверенная власть полностью сосредоточена в центре, а составные части государства не имеют признаков политико-территориальной самостоятельности.

В свою очередь унитарное бывает:

1. Простое или сложное . Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Польша, Болгария), а с автономией (одной или несколькими) – сложным (Великобритания, Грузия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Португалия, Украина, Финляндия, Шри-Ланка, Дания). В децентрализованных государствах (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия) на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы, местные органы власти избираются населением и обладают правом самостоятельно решать большинство вопросов местной жизни.

АВТОНОМИЯ (от греч. autonomia – самоуправление) – это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.

Автономии имею внутреннее самоуправление, как правило, в сфере административной деятельности. Они могут располагать определенной самостоятельностью и в сфере законодательства. В таком случае законы принимаются парламентом автономии в пределах своей компетенции (главным образом в порядке делегирования ему законодательных полномочий центральным законодательным органом в случае, предусмотренных конституцией).

2. Централизованное (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан) – управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками.

3. Относительно централизованное (Франция) – управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

Сложные государства делятся на следующие типы:

Федерация;

Конфедерация – объединение независимых государств для достижения определенной цели на определенной цели на определенное время, которое не обладает государственным суверенитетом;

Империя – историческая форма насильственного объединения метрополии и колоний (Британская империя);

Сообщество – объединение независимости государств по экономическим мотивам (напр., Европейское сообщество);

Содружество – объединение независимых государств, имеющих много общего в социально-экономическом и культурном развитии (напр., СНГ).

форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе суверенных государственных образований (республик, штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т.п.); в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

от франц. "unitaire" - единый) - единое, слитное государство, составные части которого не обладают политической автономией, т.е. признаками государственного суверенитета. Главная особенность У.г. в том, что оно состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих государственно-правовыми признаками (единая конституция и правовая система, единая, или одноуровневая, система власти, единые вооруженные силы, финансовая система, единое гражданство и др.). В У.г. статус административно-территориальных единиц, их границы определяются и изменяются актами центральной власти (при этом может учитываться мнение населения и органов соответствующих территорий). В отличие от федеративного государства, в У.г. все уровни власти включены в единую общегосударственную администрацию (хотя степень централизации и децентрализации функций и полномочий может быть различной). Как правило, в У.г. в административно-территориальных единицах наряду с органами, избираемыми населением (представительная власть и глава администрации), есть назначаемый государством (президентом, правительством, министерством внутренних дел) представитель (правительственный комиссар, префект и др.), который обладает надзорно-контрольными функциями и решает координационные, согласовательные и интегративные задачи. Это - классическая форма. В современном государствоведении она получила название централизованного У.г. - государства, в котором нет места местной автономии (местному самоуправлению). Управление на местах осуществляют назначенные центральной властью чиновники (страны Тропической Африки). Как правило, в У.г. в большинстве случаев у центральной власти существует право на приостановление действия актов органов представительной и исполнительной власти административно-территориальных единиц, которые она находит нецелесообразным, а также на отмену актов этих органов, которые являются незаконными, при условии, что орган сам не отменяет акт. В федеративном же государстве центр может ставить перед субъектом федерации вопрос о нецелесообразности и тем более о незаконности его акта. Вопрос о нецелесообразности акта решает сам издавший его орган. Спор по поводу конституционности или законности акта субъекта федерации передается в конституционный суд или в высший суд общей юрисдикции. Однако и субъект федерации вправе оспаривать конституционность акта органа федерации в федеральных судах. При этом если указанные меры оказываются недостаточными, центральная власть правомочна применить к территории принудительные меры, как то: приостановление деятельности, роспуск органа представительной власти административно-территориальной единицы, смещение с должности главы исполнительной власти, введение чрезвычайного положения на территории административно-территориальной единицы и создание временной администрации. В большинстве федеративных государств центральная власть такими прерогативами не располагает.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав