23.06.2020

Конституционно-правовые институты: понятие, особенности и виды. Конституционно - правовые институты Основными институтами конституционного права рф являются


Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституци­онно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков. Конституционное право Российской Федерации является еди­ной отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.

Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее су­веренитета, верховенства федеральной Конституции. Совокуп­ность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законода­тельстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной от­расли конституционного права отдельного субъекта.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действую­щего механизма правового регулирования общественных отноше­ний в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законо­дательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права.

Отрасль права - не простая совокупность норм. Между норма­ми существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми свя­зями, которые существуют между ее нормами и определяют ос­новы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе от­расли отражаются основные линии взаимодействия и связи кон­ституционно-правовых норм.



Конституционное право, как и другие отрасли права, вы­страивается в систему институтов. Институты - это правовые образования-подсистемы отрасли права, структурирующие правовые нормы в группы или комплексы, регулирующие оп­ределенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последова­тельности, которая задается их юридическими свойствами.

Большинство государствоведов склонны представлять сис­тему институтов, основываясь на структуре Конституции Рос­сии. Такой подход не лишен оснований, так как на самом деле Основной закон Российского государства структурируется в разделы и главы, регулируя в них определенные, взаимосвя­занные конкретными признаками общественные отношения.

Основные институты, определенные Конституцией РФ следующие:

2. основы правового статуса человека и гражданина;

4. система государственной власти;

5. система местного самоуправления.

Особенность представленных институтов заключается в том, что они носят комплексный, интегрированный характер, и их единство обусловлено общностью правовых норм, на ос­нове которой они объединяются.

В приведенной классификации каждый из выделяемых ин­ститутов отличается значительной широтой охвата и разнооб­разием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы или подинституты. Ряд ученых, например, А.А. Безуглов и С.А. Солдатов , предлагают называть институты, определяемые Конституцией РФ, комплексными или генеральными, которые в свою вклю­чают несколько более узких конституционно-правовых инсти­тутов. Представляется, однако, что для удобства оперирова­ния терминологией целесообразнее использовать схему: ин­ституты и подинституты .

Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты как основы кон­ституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти. Некоторые государствоведы последний из названных институтов стремятся дифференцировать при решении научной задачи структуриро­вания отрасли конституционного права на институты. Например, по мнению М.В. Баглая , система российского конституционного права включает в себя следующие основ­ные правовые институты с их основными внутренними под­разделениями (подсистемами):

1. основы конституционного строя;

2. основные права и свободы человека и гражданина;

3. федеративное устройство государства;

4. избирательная система (избирательное право);

5. президентская власть;

6. законодательная власть;

7. исполнительная власть;

8. судебная власть и прокуратура;

9. местное самоуправление;

10. порядок внесения поправок и пересмотр Конститу­ции.

В приведенной классификации лишь институт системы го­сударственной власти подразделяется на подсистемы, осталь­ные, структурированные Конституцией РФ, представлены без градации. М.В. Баглаем особо выделяется также порядок вне­сения поправок и пересмотр Конституции РФ, который по степени значимости может быть вполне отнесен к основам конституционного строя и в рамках данного института интег­рироваться с основами государственного строя.

Основы конституционного строя можно подразделить на: 1) основы общественного строя и 2) основы государственно­го строя, либо представить в виде четырех элементов как:

систему основ политической; экономической; социальной; духовно-культурной жизни общества.

Институт основы правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты как:

· гражданство;

· основные личные права и свободы человека и гражданина;

· основные политические права и свободы человека и гражданина;

· основные экономические права и свободы человека и гражданина;

· основные социальные права и свободы человека и граж­данина;

· основные духовные и культурные права и свободы чело­века и гражданина;

· основные обязанности человека и гражданина.

Названные подинституты можно в свою очередь диффе­ренцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей на две группы: 1) права, свободы и обязанности, которыми обладают толь­ко граждане, и 2) те из них, которыми обладает любой человек, включая иностранцев и лиц без гражданства.

Возможны и другие градации. Например, как замечают АА. Безуглов и С.А.Солдатов , основные права свободы и обя­занности человека можно рассматривать как комплексный правовой институт, включающий в себя:

а) институт основных прав;

б) институт основных свобод;

в) институт основных обязанностей.

Система государственной власти может быть дифференци­рована на следующие подинституты:

· глава государства;

· парламент;

· правительство;

· судебная система и прокуратура.

Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как:

· правовые принципы федеративных отношений;

· правовой статус Федерации;

· правовой статус субъектов Федерации;

· правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.

Самым компактным по структуре является институт системы местного самоуправления , но и его можно структуриро­вать на подинституты, выделив, в частности:

· основы местного самоуправления;

· самоуправление населения;

· статус муниципальных образований;

· система органов местного самоуправления.

Вышеприведенный структурный анализ обнаруживает тот факт, что использование лишь структуры российской Консти­туции не позволяет охватить все институты конституционного права в их целостном виде. Наряду с рассмотренными выше, в системе российского конституционного права сформировались, по меньшей мере, еще и такие элементы как институт прямой демократии , подинститутами которого являются референдум, выборы, народное обсуждение важных вопросов и др., и инсти­тут системы общественной власти (система органов, статус и порядок деятельности общественных объединений).

Исходя из изложенного, уместно расширить систему ин­ститутов, структурируемых Конституцией РФ, и представить институты конституционного права России, по меньшей мере в следующем виде :

1) основы конституционного строя Российской Федерации;

2) основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации;

4) прямая демократия в Российской Федерации;

5) система общественной власти в Российской Федерации;

6) федеративное устройство Российской Федерации;

7) система государственной власти Российской Федера­ции;

8) система местного самоуправления в Российской Феде­рации.

По мнению Конюховой И.А ., такая система институтов позволяет более емко и ком­плексно охватить все содержание конституционного права России.

Каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования и норм, объединяемых в его рамках.

Институт основ конституционного строя Российской Федерации отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими институтами. Его нормы носят базовый характер для всей российской правовой системы, так как за­крепляют концептуальные идеи, основополагающие для дан­ного общества и государства. Содержание данного института полностью определено Конституцией России.

Сущностное содержание правового воздействия основ кон­ституционного строя влияет на все сферы общественных от­ношений, все стороны социальной реальности. Нормы данно­го института являются определяющими для всех других ин­ститутов конституционного права, направляют конституцион­но-правовое регулирование, предопределяют содержание всех других отраслей права.

Никакие другие положения Конституции России не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном федеральной Конституцией, а их пересмотр требует принятия нового основного закона Рос­сийского государства (ст.ст. 16 и 135 Конституции РФ). Таким образом, правовые положения, объединяемые данным институтом, обладают особой, наиболее высокой юридической си­лой по сравнению с положениями, объединяемыми другими институтами. Нормы данного института по своим функциям являются опре­деляющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.

В целом, институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфичес­кие черты . Нормы этого института:

1. воздействуют на общественные отношения путем установле­ния определенных начал устройства общества и государства;

2. как правило, не порождают конкретных правоотношений;

3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут проти­воречить никакие другие положения Конституции РФ;

4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;

5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Консти­туции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;

6. устанавливаются преимущественно в конституционной форме;

7. являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;

8. предполагают для практической и правовой реализации со­держащихся в них целей «включение» всех отраслей права;

9. призваны обеспечить системное закрепление концептуаль­ных идей, основополагающих для данного общества и государства.

Общерегулятивный характер имеют нормы, объединенные в институт основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации . Эти нормы реализуются по преимущест­ву вне конкретных правоотношений. Одной из сторон правоот­ношений выступает личность- человек и гражданин. В отноше­нии этих норм также действует особый режим охраны. Положе­ния, составляющие основы правового статуса личности не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конститу­ции России (ст.ст. 64, 135 Конституции РФ.). Непосредственная реализация конституционных прав и обязанностей осуществля­ется путем применения норм других отраслей права (трудовое, гражданское, семейное и другие отрасли права).

Нормы института конституционного права, закрепляющие ос­новы правового статуса человека и гражданина:

1. воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неот­чуждаемыми прав человека;

2. реализуются по преимуществу вне конкретных правоотно­шений;

3. входят в сферу взаимоотношений государства и личности;

4. включают в качестве субъекта права человека (гражданина), как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;

5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;

6. предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудо­вых, гражданских, семейных и др.).

Федеративное устройство Российской Федерации - ин­ститут, который объединяет нормы, регулирующие государст­венное устройство. Для данного института присущ специфи­ческий круг субъектов, их особая правоспособность. Имеются характерные черты и в составе норм данного института. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ раз­граничение предметов ведения и полномочий между федеральны­ми органами и органами субъектов РФ осуществляется Конститу­цией РФ, Федеральным и иными договорами. Некоторые особенности присущи соотношению федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов РФ по юриди­ческой силе. В предусмотренных Конституцией РФ случаях пос­ледние имеют приоритет перед федеральными законами (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ). Для норм данного института предусмот­рен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возника­ющих в процессе правоприменения, - путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд Российской Федерации.

Институты прямой демократии в Российской Федерации, системы общественной власти в Российской Федерации, системы государственной власти Российской Федерации и системы местного самоуправления в Российской Федерации также имеют свои особенности. Нормы данных институтов обладают свойством преимущественно прямого регулирую­щего действия и реализуются в конкретных правоотношениях. У данной группы институтов нормы российской Конституции по объему незначительны, но играют определяющую роль для текущего законодательства, регулирующего механизм реали­зации прямой демократии и разнообразных форм общественной власти, организации и деятельности государственной вла­сти и местного самоуправления.

Нормы института, который определяет систему органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:

1. это нормы преимущественно прямого регулирующего дейст­вия; они реализуются в конкретных правоотношениях;

2. в качестве субъектов возникающих на их основе правоотно­шений выступают органы государства и органы местного самоуп­равления в их статусе органов народовластия;

3. преобладающая часть данных норм устанавливается на осно­ве Конституции России в актах текущего законодательства, де­тально определяющих порядок образования органов, их компетен­цию, формы деятельности;

4. для норм этого института характерно специфическое, отлич­ное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Рос­сийской Федерации, а также на территориях, в которых осущест­вляется местное самоуправление.

Между конституционно-правовыми институтами существу­ет такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм дру­гого, определяют их направленность и содержание . Иногда од­на и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Например, полномочия Президента РФ назначать всероссийский референдум представ­ляют собой норму, входящую одновременно в два института: институт главы государства и институт прямой демократии.

Нормы института, закрепляющего основы конституцион­ного строя, занимают верхнее место в иерархии институтов конституционного права. В них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

Следующее верхнее положение занимает институт, уста­навливающий основы правового статуса человека и гражда­нина, его основные права, свободы и обязанности. Такое по­ложение этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государ­ственных и общественных структур и основной обязанностью государства.

Институт федеративного устройства создает предпосылки для организационного построения системы государственных органов. Нормы этого института устанавливают существую­щие в Российской Федерации государственно-территори­альные образования, разграничивают власть между Федераци­ей и ее субъектами, исходя из чего, строится система органов государства.

Для лучшего понимания системы отрасли конституционно­го права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с отраслью конституционного законодательства. Эти два право­вых явления связаны между собой, но не совпадают полностью. Для системы отрасли конституционного права характе­рен более высокий, чем для системы конституционного зако­нодательства уровень обобщения правовых норм. По структу­ре отрасль конституционного права шире одноименной отрас­ли законодательства. Источником права помимо законода­тельства являются правовые обычаи, решения судебной вла­сти Отрасль конституционного права образуется не только на формально-юридическом уровне, но и как система фактиче­ских конституционно-правовых отношений. Вместе с тем именно признание наличия одноименной отрасли законода­тельства служит в качестве одного из определяющих основа­ний для констатации факта существования полноценной от­расли конституционного права.

Конституционно-правовые институты отличаются друг от друга по следующим основаниям:

1. по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осу­ществляться в формах закрепления, установления, регулирова­ния, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;

2. по особенностям механизма действия конституционно-пра­вовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотно­шения общего характера;

3. по характеру направленности конституционно-правового ре­гулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения;

4. по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы дру­гих - всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотно­шений, конкретное выражение их правообязанностей;

5. по способу правовой защиты действия конституционно-пра­вовых норм, формам и методам ответственности правообязан-ных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - кон­кретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;

6. по специфике форм выражения охватываемых данным инсти­тутом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по пре­имуществу конституционную форму выражения, в других - пре­обладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;

7. по видовому характеру норм соответствующего конституци­онно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;

8. по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конститу­ционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционно-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосред­ственно в рамках конституционно-правового регулирования;

9. по целенаправленности правового регулирования. В рамках об­щего назначения отрасли конституционного права правовое регу­лирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот ре­зультат, который должен быть достигнут действием данной груп­пы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется законо­мерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституци­онно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не форму­лируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;

10. по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового ин­ститута показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;

11. по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, ко­торым подчинено совокупное действие всех норм данного инсти­тута.

Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.


В системе конституционного права принято также выделять следую­щие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1. основы конституционного строя;

2. основы правового статуса человека и гражданина;

3. федеративное устройство государства;

4. систему органов государственной власти и органов местно­го самоуправления.

По мнению, Козловой Е.И. и Кутафина О.Е. , такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, кото­рые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отно­шений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздей­ствия, его характеру.

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм. Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.

В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права. Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений - объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:

1. Институт основ конституционного строя . Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на пединституты: основные принципы отношений человека и государства:

основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.

2. Институт нрав и свобод человека и гражданина . Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:

1) гражданство;

2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;

3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства . Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов - адресатов норм института федеративного устройства - состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления . Структура института включает следующие части:

1)Президент РФ;

2) Федеральное Собрание Российской Федерации;

3) Правительство РФ:

4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;

5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

6. Институт местного самоуправления . Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации и др.).

7. Институт Конституции . Конституция - самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.

Вопрос 4: Конституционно-правовые отношения, их правовое и социальное содержание

Конституционно-правовое отношение - возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

2) специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

3) специфика объектов конституционно-правовых отношений;

4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта Российской Федерации, население муниципального образования.

2. Государство и ею территориальные единицы: Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления.

3. Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти * Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией. Компетенция государственного органа - это совокупность предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа.

* В ряде субъектов Федерации наряду с органами местного самоуправления на местном уровне действуют местные органы государственной власти (например, Удмуртская Республика).

4. Органы местного самоуправления.

5. Общественные и религиозные объединения - корпоративные субъекты, представляющие собой общности граждан, объединившихся по какому-либо признаку или для достижения определенных совместных целей.

6. Физические лица (индивиды) - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

7. Члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления - депутаты, члены избирательных комиссий и др.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага - собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага - жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

Содержание конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание - это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в юридическом содержании конституционно-правового отношения - это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность - предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов конституционно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать Конституцию и законы), обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон).

Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений необходимы юридические факты - жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть либо события, либо действия.

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Например, рождение человека становится основанием возникновения у него личных прав - права на жизнь, на личную неприкосновенность, достоинство личности и др.

Действия как волевое поведение людей, внешнее выражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерное действие - это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъектов. Неправомерное действие - это волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически. К таким юридическим состояниям относится, например, состояние гражданства. Следует отметить, что правовые состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Конституционно-правовые отношения, как правило, возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав. Фактический состав - система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство Российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий.

Классификация конституционно-правовых отношений проводится по нескольким основаниям.

1. По способу индивидуализации субъектов конституционно-правовые отношения разделяются на общие и конкретные. Общими правоотношениями являются правоотношения, основанные на таких общих правах и обязанностях. субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. Субъектами таких правоотношений выступают все субъекты в рамках правовой системы, каждый находится в отношении с каждым. Положение каждого субъекта общего правоотношения отличается особым юридическим состоянием, особыми юридическими позициями в отношении других субъектов. Например, право на охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит каждому человеку, всякий обязан не противодействовать другому в реализации этого права.

Конкретные правоотношения - это отношения, субъекты (хотя бы одна из сторон правоотношения) которых определены путем поименной индивидуализации. Конкретные правоотношения разделяются на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях поименно определены все субъекты (например, правоотношение между Государственной Думой и Президентом РФ по даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ). В абсолютных правоотношениях поименно определена одна сторона - носитель субъективного права. Все другие лица являются носителями юридической обязанности не препятствовать осуществлению управомоченным лицом своего права. Абсолютным, например, является правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 105 Конституции РФ, которая устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, только Государственная Дума выступает носителем права принимать федеральные законы. Все остальные государственные органы и должностные лица не вправе нарушать это право каким-либо образом и обязаны соблюдать его.

2. В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения, последние разделяются на регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные отношения возникают вследствие правомерного поведения их субъектов на основе действия регулятивных норм, через них реализуются их права и обязанности. Охранительные отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных юридических норм, через них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

3. Регулятивные отношения в зависимости от характера прав и обязанностей субъектов и разновидностей регулятивных конституционно-правовых норм разделяются на правоотношения активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обязанность совершить определенные действия (например, правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, содержанием которого является обязанность Председателя Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представить Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти). Конституционно-правовые отношения пассивного типа складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются пассивной обязанностью обязанного субъекта соблюдать права другого лица (в случае действия управомочивающих норм примером может быть уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) или соблюдать установленный запрет (в отношении, основанном на запрещающей норме, например, норме ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд).

Конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, например, на материальные и процессуальные, на временные и постоянные (правовые состояния), по конституционно-правовым институтам, на основе которых они воаникают, и т. д.

3. федеративное устройство

Таким образом:

4. По субъектному составу:

Института кп: особенности норм

1. Нормы этого института воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал общественных и государственных устройств.

2. Не порождают конкретных правовых отношений.

3. Определяют сущностное содержания правового воздействия на все сферы общественного отношения(ему никто не могут противоречить)

4. Адресованы всем субъектам права

5. Способ защиты этих норм- служит режимом охраны конституции, конституционного строе т.е. они могут быть изменены только новым принятием конституции.

6. Среди норм 1 института преобладают: нормы принципов,дефенинции,цели.

7. Для практической реализации целей норм 1 института необходимо включение всех отраслей права,

8. Они обеспечивают системное закрепление,концептуальных идей,которые являются основой для данного государства.

9. Они определяющие для всех других институтов конституционного права.

1. воздействует на общественное отношение в основном путем правозглашения, признания государством естественными и не очуждаемыми права человека

2. реализуются преимущественно в не конкретных правоотношениях

3. входят в сферу взаимоотношений между человеком и государством и личностью.

4. Эти нормы включают в качестве субъекта -права отношения гражданина, человека как такового вне связи с каким либо особым статусом.



5. Особая охрана норм предполагает принять новую конституцию при изменениях

6. преполагает подключение многих отраслей права

1. федеративное устройство имеет особенности того что кп отношения регулируют отношения субъектов с особой правоспособностью.

2. Нормы являются не только конституционными но и договорными

3. защита норм осуществляется путем согласования или конституционным судопроизводством.

1. Нормы преимущественного прямого действия и они реализуются в конкретных правовых отношениях

2. в качестве субъектов выступают органы государства и субъекты местного самоуправления.

3. Преобладающая часть норм, данного института устанавливаются на основе конституции,но в вахтах текущего законодательства, которые определяют порядок норм и тд…

4. Спецификой является то,что есть соотношение норм общих федералей и норм действующих на территории всех субъектов на территории РФ.

1. Понятие кп

2. Предмет и метод кп

3. Особенности предмета кп

4. База кп

5. Кп регулироемое в общих чертах

6. Соотношение кп с другими отраслями

7. Система кп

8. Обенности правовых норм по институтам

9. Признами отличия свойства

10. Классификация кп норм

Лекция № 2

Тема: «КП»

Совокупность юридических особенностей придает определенной группе кп норм качество элемента отрасли. Анализ предполагает не только выявление особенностей, но и обоснования их соотношения этих элементов и места в системе кп.

1. Нормы занимают первое место в системе данной отрасли. В ней закреплены исходные чала правового регулирования которые осуществляются нормами других кп институтов.

2. Основы правового статуса человека и гражданина.

3. Закрепляет федеративное устройства государства и создает предпосылки для организационного построения системы органом государственной власти. Нормы этого института устанавливают национально-государственная и государственно-территориальное образование,в соответствии с которым строится система органов государства.



4. Закрепляет систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

Соотношение системы отрасли конституционное право с системой конституции. Система отрасли обхватывает всю совокупность конституционно-правовых норм. А система конституции лишь часть этих норм.

Субъекты кпо

· депутаты

· органы гос власти

К субъектам относятся:

· органы государства

· президент

· органы местного самоуправления

· политические партии

· общественные организации

основания для осуществления различий норм составляющих институты права

Лекция № 4

Уставы

Уставы по субъектам

Уставы и конституции по субъектам

Законы субъектов постановления и иные нпа которые принимаются законодателем и исполнителем законодательной власти

Лекция № 5

1. Понятия источников кп и их система

2. Конституция РФ как главный источник кп

3. Законы РФ как источники кп

4. Иные источники кп

Тема: «Конституционное развитие России »

Первая конституция России 1918г. До этого конституции не было,но был манифест царя в 1905г. (О формировании некоторых свобод и о государственной думе)

в тоже время ученые говорят,что на самом деле конституционализм зарождался очень давно(Древняя Россия) когда было осуществлено объединения российских княжеств.

2 элемента:

Народ (участие) - в форме вече.

Князья не имели развитого государственного аппарата и князьям приходилось считаться со своим народом.

Таким образом, первые древние отношения определялись 2 условиями:

· слабостью княжеской власти

· наличие личной свободы у княжеских поданных.

Участие в вече - это не обязательство (участие право личной свободы)

Вече - пережиток первобытного общества.

БЛОК 1

1. Россия как демократическое государство: Статья: 1 2 3 12 Гл2 Гл 8

Местное самоуправление - это самоорганизация граждан,по месту их жительства для решения вопросов местного значения.

Формы :

1. Местный референдум

2. Территориальное-общественное самоуправление

3. представители демократии

2. Россия как федеративное государство: Статья 5 Гл 3

1. Состав субъекта РФ Ст 65

2. Порядок принятия федерации и образование новых субъектов ст 65 +ФКЗ

3. Основы статуса каждого из вида субъектов (6 видов) ст 66

4. Порядок изменения статуса субъекта ст 66

5. Вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами федерации ст 67

6. Государственный язык и право республик на установление своего государственного языка ст 68

7. Гарантии прав коренных малочисленных народов ст 69

8. Государственный ст 70 +фкз о гербе флаге гимне

9. Предметоведение РФ ст 71

10. Предметы совместног о ведения РФ и ее субъектом ст 72

11. Порядок действий федерального закона,Верховенство ФЗ ст 76

12. Основы формирования системы органов гос власти,субъектов РФ ст 77

13. Основы деятельности федеральных органов исполнительной власти а территории субъектов ст 78

14. Право РФ на участие в межгосударственных объединениях ст 79

3. Россия как правовое государство

1. высший приоритет прав и свобод человека и гражданина. Ст 2 гл 2 и тд

2. полная независимость суда ст 2

3. верховенство конститутции по отношению ко всем нпа

4. признание и приоритет международного права и иные черты

4. Россия как социальное государство

1. Ст 7 Классическое определение социального государствах

5. Россия как светское государство

1. Государство и церковь отделены друг от друга

2. В таком государстве все религии равноправны. Ст 14 ст 28 +Фз о свобод совести и вероисповедании

6. Россия как государство с республиканской формой правления

1. Россия президенско -парламенская республика

Статья 80 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.(ст.100)

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

В процессе международных договоров

В контактных с лидерами инородных государств

Статья 92 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Статья 93 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Пробелы в конституции:

Отрешение от должности: инпичмент (ст93)

· 1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

· 2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

· 3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

2.Федеральное собрание - парламент РФ. Правовая основа (Гл.5, ФЗ о порядке формирования совета Федерации 2001г., регламент государственной думы и совета государства, ФЗ о статусе)

Статус Федерации

Статья 102 Конституции РФ

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации*(20);

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации*(21);

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103 Конституции РФ

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой*(22);

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Законодательная деятельность парламента:

Первой из них является стадия реализации права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Министерства, ведомства, политические партии и иные общественные объединения, не обладающие правом законодательной инициативы, могут вносить законопроекты только посредством указанных выше субъектов законодательной инициативы

Следующей стадией является предварительное рассмотрение законопроекта. При поступлении законопроекта Совет Государственной Думы направляет его в комитет палаты, соответствующий профилю представленного проекта и назначает данный комитет ответственным по законопроекту.

Если законопроект направляется в несколько комитетов, Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов один ответственный по законопроекту. Законопроекты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов направляются каждому из субъектов России для дачи предложений и замечаний по существу законопроектов

Третья стадия законодательного процесса включает в себя сложную процедуру рассмотрения законопроекта в Государственной Думе. В палате сложилась и нашла свое закрепление в Регламенте практика рассмотрения проектов законодательных актов в три чтения.

Первое чтение проводится в палате при поступлении законопроекта и сводится в основном к обсуждению депутатами вопроса о целесообразности принятия закона по данному вопросу. В результате обсуждения Государственная Дума вправе принять одно из следующих решений:

Одобрить законопроект и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений;

Отклонить законопроект;

Принять закон в окончательной редакции;

Направить законопроект на всенародное обсуждение.

Второе чтение начинается с доклада представителя ответственного комитета Государственной Думы. Он сообщает депутатам результаты рассмотрения законопроекта в комитете и работы с поступившими поправками.

Затем выступают представитель инициатора законопроекта, а при необходимости, представители Президента России и Правительства Российской Федерации в парламенте страны. В прениях по законопроекту могут участвовать и депутаты Государственной Думы.

Третье чтение состоит в принятии закона. Это - четвертая стадия законодательного процесса. С учетом того, что Конституция России предусматривает принятие федеральных законов (по вопросам, указанным в ст. 3, 25, 37, 41, 49, 50 и др. Конституции), а также федеральных конституционных законов (ст. 56,65, 66, 70,118,128 Конституции), порядок их принятия в соответствии с Основным законом РФ и Регламентом палаты существенно отличаются. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов Государственной Думы.

Принятые Государственной Думой законы передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Лекция № 13 (Дорохов) 02.06.2017г.

Конституция Ст 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. 2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. 3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Порядок формирования правительства:

· Избранный на должность президента -президент одним из первых актов вносит предложение в гос. Дума кандидатуру в гос. Правительство получает согласие и назначает на должность председателя правительства РФ

· Тот вносит предложение президенту по кандидатурам заместителя председателя правительства и членов правительства.

· Президент рассматривает данные кандидатура и назначает на должность заместителя председателя правительства и членов правительства

Основные полномочия правительства: (ст 114) +ФЗК о правительстве РФ 1997года

Конституция ст 114:

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Структура правительства:

· Председатель правительства

· заместители,включая 2 первых

· Президиум6 председатели + помощники=1 первый заместитель

· аппарат правительства

Основной формат работы правительства:

Заседание правительства. Согласно конституции не реже 1 раза в месяц.

С участием президента

Структура иных федеральных органов исполнительной власти:

· Федеральное министерство - статус - фм -это основной федеральный орган исполнительной власти, по руководству делами и обеспечения нормы творчества в отрасли,в области деятельности. Действует с положениями в министерстве,его функциями и задачами, согласно указу президента

Виды:

1. министерство подведомственные президента - силовые министерства(их 5)

Иностранных дел

Внутренних дела

Юистиций

2. Министерство подведомственные правительства:

3. все остальные правительства

Лекция № 14 (Дорохов) 02.06.2017г.

· Федеральные службы-это федеральный орган исполнительной власти, по обеспечение контроля и надзора в области в отрасли деятельности, а также выполнение иных специальных функций в области обороны, безопасности обеспечения общественного порядка. Борьбы с преступностью.(орган специальной компетенции)

Виды:

· Федеральные агентства - это

Виды

· подведомственные президентом

· подведомственные правительству

· подведомственные министерством (самые многочисленные)

Требования кп судье(ст 8 фкз о конституционном судье РФ) найди в инете

Гражданин Рф

Не моложе 40 лет

С безупречной репутаций

Имеет высш юр образование

Стаж не менее 15 лет

Обладает признаной высокой квалификации в области права - это когда по жизни:ученная степень, наличие собст научной школы,автор научных монографий и тд.

Плономочия кп суда:

· разрешение дел фз иных нпа президента РФ совета федерации и гос думы и правительства РФ

· конституции республик уставов субъектов иных нпа субъектов Рф

· договоров между органами гос валсти РФ и ораганами субъектов РФ и договоров между органами гос валсти субъектов РФ

· Невступивших в силу международных дороворов в РФ

2. разрешает споры о копитенции:

между фед органами гос власти

между фед органами и органами субъектов

между высш гос орагами субъектов рф

3.кп суд рассматривет жалобы на нарушение прав и свобод граждан

4.Проверка конституциооности законов и их применении п запросам судов

Институты: (элементы системы кп)

1. основы конституционного строя

2. основы правового статуса человека и гражданина (совокупность прав и обязанностей)

3. федеративное устройство

4. система гос власти и система местного самоуправления

Таким образом: каждый элемент,является элементом системы общества права и характеризуется особыми правовыми чертами,которые присуще нормам именно данного института.

Основания для различения институтов:

1. По специфики правового развития на ту или иную сферу общественного отношения:

2. По особенностям механизма действия кп нормативные и по способам реализации кп норм:

3. По степени конкретной направленности кп регулирования:

4. По субъектному составу:

5. По способу правовой защиты (формам и методам ответственности защиты) :

6. По специфики форм выражения правовых норм данного института:

7. По видовому характеру норм соответствующего института:

8. По степени масштабности, включённости других отраслей права

9. По цели направленности правового регулирования

10. По функциям присуще каждому правовому института

11. По принципам,которые свойственные каждому из правовых институтов.

Конституционное право состоит из большого числа многообразных правовых норм, между которыми существуют сложные системные связи. Эти связи обусловливают возможность объединения правовых норм в правовые институты.

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство России;

4) система органов государственной власти;

5) местное самоуправление.

1) Конституционный строй можно определить как порядок общественных отношений, при котором соблюдается конституция.

В Конституции РФ содержится специальная глава (глава 1), посвященная основам конституционного строя, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. К основам конституционного строя относятся следующие характеристики.

а) Демократизм. В Конституции РФ (ст. 3) указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ может осуществлять свою власть непосредственно (через сходы, референдумы, выборы), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа в Российской Федерации являются референдум и свободные выборы.

Референдум - это всенародное голосование граждан по вопросам государственного значения. Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти посредством выделения из своей среды представителей путем голосования для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Захват и присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

6) Федерализм. По форме государственного устройства Россия представляет собой федерацию, то есть сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Статья 5 Конституции РФ указывает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

в) Правовое государство. Статья 1 Конституции РФ характеризует Россию как правовое государство, то есть такое государство, в котором осуществляется разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, признается верховенство закона, обеспечиваются принципы демократии и законности, правовая защищенность человека и гражданина, взаимная ответственность человека и личности. Данную характеристику Российского государства можно считать целью, программным заявлением.

г) Республиканская форма правления. По форме правления Россия является республикой, то есть государством, в котором все высшие органы государственной власти избираются, а граждане обладают личными и политическими правами.

д) Признание человека и его прав высшей ценностью.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ признание, уважение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

е) Суверенность России, то есть верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

ж) Разделение властей. В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Реализация данного принципа позволяет избежать монополизации власти, ее концентрации «в одних руках».

з) Социальное государство. Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что наше государство является социальным, то есть таким государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (охрана труда, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственная поддержка семьи и т.д.).

и) Свобода экономической деятельности, провозглашённая статьей 8 Конституции РФ, предполагает, что каждый вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

к) Местное самоуправление гарантируется статьей 12 Конституции РФ. Под ним понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

л) Идеологическое и политическое многообразие. Статья 13 Конституции РФ гласит, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

м) Статья 14 определяет Россию как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Закрепление в Основном Законе государства основ конституционного строя имеет важное значение. Этим подчеркиваются особая значимость, верховенство и обязательность основ конституционного строя для всех субъектов правоотношений.

Основы конституционного строя могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией РФ (для этого потребуется принять новую Конституцию РФ). Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст.16 Конституции РФ).

Основы правового статуса человека и гражданина. Правовой статус человека - это система признанных и гарантируемых государством (в законодательном порядке) прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права.

Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - говорится в ст.2, - обязанность государства».

Конституция РФ ввела термин права и свободы человека и гражданина, подчеркивая тем самым, что исходными являются права человека, которые присущи каждому от рождения и не зависят от наличия гражданства той или иной страны.

Понятие основ правового статуса человека и гражданина включает в себя следующие элементы.

а) Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ закрепляет базовые принципы института гражданства (то, что гражданство является неделимым и равным независимо от оснований его приобретения, невозможность лишения гражданства и др.), детально же вопросы гражданства регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

б) Конституционные принципы статуса личности.

Равноправие граждан. Содержание данного принципа

наиболее полно характеризует часть 2 ст.6 Конституции РФ: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».

Неотчуждаемость основных прав и свобод, которые принадлежат каждому от рождения (ст.17 Конституции РФ). Этот принцип означает также, что никто не может быть лишен своих конституционных прав и свобод.

Непосредственное действие основных прав и свобод. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это означает, что они могут быть реализованы, безусловно, уже в силу того, что зафиксированы в Конституции РФ.

Гарантированность основных прав и свобод. Конституционные права и свободы не просто закрепляются в Конституции. Их реализация обеспечивается экономическими, политическими, социальными, правовыми гарантиями. Статья 2 Конституции РФ закрепляет общее положение о том, что признание, соблюдение и защита основных прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Запрет на ограничение конституционных прав и свобод. Данный принцип в общем виде сформулирован в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, которая устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Возможность международной защиты прав и свобод. Статья 46 Конституции РФ закрепляет, что каждый вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если исчерпаны все имеющиеся

внутригосударственные средства правовой защиты. Наиболее известным из таких органов является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

в) Права, свободы и обязанности человека и гражданина делятся на следующие группы.

Личные (гражданские) права и свободы составляют основу правового статуса личности, обеспечивают защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей. Мысли, социальные связи и прочее) от неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем людям независимо от наличия или отсутствия гражданства РФ. К ним относят: право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного языка; свобода передвижения и выбора места жительства; свобода совести и вероисповедания, право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой; свобода мысли и слова; право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь.

Политические права и свободы обеспечивают участие личности в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации. Они включают в себя: право на объединение; свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций; право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), доступа к государственной службе; право обращений в органы государственной власти и местного самоуправления («право петиции»); свобода информации и средств массовой информации.

Экономические, социальные и культурные права и свободы обеспечивают реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, принадлежат каждому человеку и не зависят от гражданства. Эту группу составляют: свобода предпринимательства; право частной собственности; право на труд и его оплату, право на отдых, право на забастовку; право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода творчества; право на участие в культурной жизни.

Составной частью правового статуса личности, наряду с правами и свободами, являются обязанности. Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина: соблюдать Конституцию РФ и законы; уважать права и свободы других лиц; обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях;

обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; платить законно установленные налоги и сборы; защита Отечества. Отметим, что конституционные обязанности (за исключением защиты Отечества, которая является почетным долгом и обязанностью только граждан РФ) возлагаются на всех людей, находящихся на территории России.

Федеративное устройство России характеризует ряд принципов.

Государственная целостность Российской Федерации обеспечена целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установление на территории отдельных субъектов Российской Федерации таможенных границ, пошлин, сборов, каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции России и федеральных законов на территории всех субъектов Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава России или иного изменения статуса без согласия Российской Федерации.

Единство системы государственной власти проявляется в единстве природы власти (источник, цели деятельности), однотипности в организации власти на федеральном и региональном уровнях, иерархии и взаимодействии различных органов государственной власти.

Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации. Все народы в Российской Федерации пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает, что они равны во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других областях. Народы Российской Федерации пользуются правом на самоопределение, однако этот принцип не может трактоваться как возможность выхода какой- либо территории из Российской Федерации. Народы, реализуя данный принцип, могут изменить статус субъекта РФ, на территории которого проживают, объединиться с другим субъектом РФ или разъединиться на несколько территорий, создать национально-культурную автономию, но все в существующих границах Российской Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Под предметами ведения понимаются сферы общественных отношений, по которым соответствующие органы государственной власти осуществляют правовое регулирование, а под полномочиями - права и обязанности соответствующего органа власти, которыми он наделен для реализации задач и функций по предметам совместного ведения.

Конституция Российской Федерации закрепляет:

предметы исключительного ведения Российской Федерации (статья 71 Конституции РФ: федеративное устройство и территория Российской Федерации, федеральная государственная собственность и управление ею, финансовое, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, федеральный бюджет и др.);

предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции РФ: природопользование, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, защита прав национальных меньшинств, социальная защита, осуществление мер по борьбе с катастрофами и др.);

предметы собственного ведения субъектов Российской Федерации (конкретно в Конституции РФ они не названы, статья 73 определяет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти).

4) Система органов государственной власти. Российская Федерация осуществляет свою власть через систему государственных органов.

Государственный орган - юридически оформленная, организационно обособленная часть (звено, элемент) механизма государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно­властными полномочиями (компетенцией) (например, министерства, управления, департаменты, органы прокуратуры, охраны общественного порядка, суды и т.д.).

Государственные органы в Российской Федерации в целом составляют единую систему государственной власти. Под системой государственной власти понимают совокупность ее федеральных и региональных органов власти, осуществляющих в присущих им формах функции единой государственной власти.

К федеральным органам государственной власти относятся следующие

Президент Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ является главой государства (ст. 80). Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации.

Сущность Федерального Собрания как законодательного органа состоит в том, что одна из его палат - Государственная Дума - принимает, а другая - Совет Федерации - одобряет принятые федеральные законы.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть. Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

Руководство отдельными отраслями государственной, хозяйственной, социально-культурной жизни осуществляют федеральные органы исполнительной власти: министерства,

комитеты, службы, агентства.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется следующими органами:

Конституционный Суд Российской Федерации (орган конституционного контроля);

Верховный Суд Российской Федерации (и нижестоящие суды общей юрисдикции);

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (и нижестоящие арбитражные суды).

В главу 7 Конституции РФ «Судебная власть» включена также статья о Прокуратуре Российской Федерации, основная функция которой - надзор за исполнением законов на территории России.

Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации включает в себя следующие органы:

Глава субъекта Российской Федерации (в Нижегородской области - Губернатор Нижегородской области);

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (в Нижегородской области - Законодательное Собрание Нижегородской области);

Органы исполнительной власти (в Нижегородской области - Правительство Нижегородской области, которое возглавляется Губернатором Нижегородской области, включающее в себя министров министерств Нижегородской области (образования, здравоохранения, имущественных отношений и др.);

Органы судебной власти (мировые судьи; в ряде субъектов РФ созданы также конституционные (уставные) суды субъектов РФ, в Нижегородской области такой орган отсутствует).

5) Местное самоуправление - это основанное на принципах демократии управление делами муниципального образования (города, поселка, района и проч.), реализуемое силами самих граждан. В Конституции РФ есть специальная глава 8 «Местное самоуправление», в которой определяются в самом общем виде формы, уровни, задачи, функции, полномочия местного самоуправления. В развитие конституционных положений принят Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который установил территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления в Российской Федерации.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления.

Важно отметить, что в соответствии со ст.12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и, следовательно, не могут рассматриваться как структурные подразделения государственной системы управления.

Рассмотрим понятие и виды .

Институт права представляет собой совокупность норм, которые закрепляют и регулируют определенную сферу общественных отношений, составляющих часть предмета отрасли права. Например, нормы, которые устанавливают основы конституционного строя, формируют , называемый «Основы конституционного строя»; установления, регламентирующие права и свободы личности, создают конституционно-правовой институт прав и свобод.

Отрасль конституционного права состоит из системы простых и сложных конституционно-правовых институтов .

Простым называется институт, в котором нельзя выделить положения, регулирующие иные отношения, чем те, которые данными нормами урегулированы. Например, институт запроса депутата к органам прокуратуры.

Простые институты объединяются в сложные. Например, институты основных прав и свобод человека, основных обязательств, правового положения иностранных граждан объединяются в сложный институт, который называется «Основы правового положения человека и гражданина».

Как правило, правовой результат достигается действием широкой совокупности конституционно-правовых установлений. Подобные совокупности близких правовых норм называются .

Границы понятия «конституционно-правовой институт » как в теории, так и на практике весьма подвижны. Оно может отражать и узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и широкую их группу, вплоть до достаточно крупных правовых образований, принимаемых за основные элементы системы отрасли конституционного права.

Главным принципом объединения норм в правовой институт является однородность регулируемых ими отношений . Это приводит к правовому единству соответствующих положений определенного образования, общей для них правовой специфики.

Имеются точки зрения, что конституционно-правовыми институтами являются только комплексы норм, выступающие как элемент системы конституционного права. Только подобные комплексы можно называть конституционно-правовыми институтами. Однако поскольку в теории отсутствует понятие, обозначающее более узкий круг взаимосвязанных норм, то применяют также расширительное толкование и использование данного понятия. Например, существует институт гражданства, хотя его нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.

В конституционно-правовом институте объединяются нормы различных видов. В него могут входить правовые нормы Конституции и текущего законодательства, то есть нормы, которые обладают разной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут присутствовать нормы, которые отличаются по территории действия, по степени определенности правового предписания и т.д.

В качестве примера можно привести институт гражданства . Его образуют нормы, которые содержатся в Конституции РФ, в федеральных законах; в нем присутствуют положения диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.

Установление принадлежности нормы к определенному правовому институту необходимо, поскольку не каждая отдельно взятая норма демонстрирует все свойства, характерные ему в целом. Однако их следует учитывать для правильного понимания механизма её реализации.

Таким образом, конституционно-правовой институт - это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, которая составляет часть предмета конституционного права.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав