06.09.2019

Внесение МКД в реестр лицензий: важные нюансы для УО и жилищных объединений. Внесение МКД в реестр лицензий: важные нюансы для УО и жилищных объединений Реестры лицензий субъектов федерации управляющих компаний


Статья 200. Прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или её аннулированием

  • проверено сегодня
  • кодекс от 12.01.2019
  • вступила в силу 01.09.2014

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 30.06.2015 01.09.2014

Лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьёй 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьёй 199 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трёх рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или её аннулированием устанавливается Правительством Российской Федерации.

Лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьёй 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:

В течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о её аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.

В случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трёх дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса.


УО обязаны направлять в жилищные инспекции сведения об изменении перечня МКД, которыми они управляют. Сообщать о добавившихся новых домах и домах, которые больше не находятся в их управлении. Все просто, но на практике остается много вопросов, в частности неразбериха с датами и схемами договорных отношений.

В этой статье рассмотрим нюансы внесения МКД в реестр лицензий и в лицензии на управление МКД. Материал будет полезен и жилищным объединениям, которые смогут разобраться, где заканчивается ответственность УО по договору управления МКД.

Отдельная проблема возникла в отношении договоров управления МКД, заключенных между УО и жилищными объединениями.

В чем суть проблемы

ТСЖ вправе заключить договор управления МКД. Это предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ. В данном случае ТСЖ, ЖК, ЖСК осуществляют контроль за выполнением УО обязательств по такому договору (ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ).

В свою очередь, УО в течение трех рабочих дней со дня заключения договора управления обязана разместить эти сведения в ГИС ЖКХ, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Значит, МКД, в котором есть и ТСЖ, и УО, «попадает» в лицензию УО на управление МКД? Разбираемся дальше.

Кто принимает решение о внесении МКД в реестр лицензий

Решение о включении МКД в реестр лицензий субъекта РФ принимает лицензирующий орган (жилищная инспекция). Лицензиат подает заявление и необходимые документы, а лицензирующий орган рассматривает их и принимает решение. Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации установлены приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр.

К сведению

От того, внесен ли МКД в реестр лицензий субъекта РФ, зависит, например, право УО выставлять платежные документы. Но в случае договора управления между УО и жилищным объединением УО обязана собирать с собственников платежи за ЖКУ в силу закона (ч. 6.1 ст. 155 ЖК РФ). Даже в том случае, если МКД не включен в реестр лицензий.

К заявлению о внесении изменений в реестр, помимо прочих документов, нужно приложить копию договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в МКД. А в случае выбора УО по результатам открытого конкурса - копию договора управления, подписанного самой УО. Обратите внимание: договор, заключенный между УО и жилищным объединением, приказом не предусмотрен.

Кроме того, к заявлению нужно приложить копию протокола общего собрания в МКД или протокола открытого конкурса по отбору УО. Собственники не подписывают договор управления, если он заключается между УО и жилищным объединением. Получается, что нет ни договора, подписанного собственниками, ни протокола общего собрания в МКД. Тем более нет протокола открытого конкурса по отбору УО. Что же станет основанием для включения МКД в реестр лицензий субъекта РФ?

Практика показывает, что после заключения договора управления МКД с ТСЖ, ЖК, ЖСК директора целого ряда УО подают в лицензирующие органы заявления о включении данного дома в лицензию. В ряде субъектов РФ жилищные инспекции принимают позицию УО и включают сведения как в реестр лицензий, так и в лицензию УО. Давайте согласимся с этой позицией инспекторов и рассмотрим несколько сценариев развития событий.

Какие могут быть последствия некорректного внесения МКД в реестр лицензий

Включили МКД в лицензию УО - и в отношении УО осуществляется лицензионный контроль. А в отношении ТСЖ осуществляется жилищный надзор, ведь оно должно контролировать УО и нести ответственность перед собственниками помещений в МКД. Это законно?

Собственники помещений вносят плату за ЖКУ на счет УО, если между УО и жилищным объединением заключен договор управления. Это указано в ч. 6.1 ст. 155 ЖК РФ. УО со своего счета перечисляет деньги сторонним организациям. Исключение - решение общего собрания платить за ЖКУ непосредственно РСО, как это предусмотрено ч. 7.1 указанной статьи.

Наступает проверка соблюдения жилищного законодательства. Не используем термины «лицензионный и жилищный контроль», поскольку точно не знаем, кого будут проверять - УО или жилищное объединение. Если взять за основу решение общего собрания о создании ТСЖ, то проверять нужно выполнение ТСЖ своих обязательств. Административная ответственность лежит в рамках жилищного надзора. Но мы помним, что органы ГЖН включили МКД в лицензию УО. Значит ли это, что вся административная ответственность перешла на УО, в отношении которой жилищный надзор заменен на лицензионный контроль? Или она каким‑то образом разделена между ТСЖ и УО?

В данной ситуации видится два скрытых умысла. Один - это желание контрольного органа улучшить статистику по сумме штрафов. В рамках лицензионного контроля, под который попадает деятельность УО, штрафы в разы выше. Второй - желание УО при проведении проверки «перекинуть» административную ответственность на ТСЖ. Схема проста: ТСЖ получает меньший штраф за то же нарушение, а УО возмещает ему сумму штрафа и не несет ответственности за некачественную работу.

Также усматривается желание УО увеличить обслуживаемые площади, с тем чтобы при отрицательном развитии ситуации не лишиться лицензии как таковой.

От редакции

В ситуации, когда ТСЖ, ЖК, ЖСК заключают договор управления с УО, собственники помещений в МКД не выбирают УО и не утверждают условия договора. УО отбирается на усмотрение ТСЖ, ЖК, ЖСК, которые затем осуществляют контроль за выполнением работ и оказанием услуг.

Указания на то, что данная схема управления МКД рассматривается как смена способа управления МКД, ЖК РФ не содержит.

Очевидно, что собственники помещений в МКД выражают доверие такому способу управления МКД, как управление товариществом или кооперативом, и, соответственно, осуществляют взаимодействие в рамках управления МКД с правлением ТСЖ, ЖК, ЖСК.

На заметку

Ответственность за МКД между УО и жилищным объединением можно определить в договоре управления

Законодательство позволяет заключать договор управления между ТСЖ и УО. При этом ТСЖ должно «осуществлять контроль». Но какой контроль? Как осуществлять? И кого накажет орган госжилнадзора, если выявит, например, ненадлежащее содержание общего имущества? Ответы на эти вопросы нужно включать в условия договора управления. Договор станет главным аргументом и в отношениях УО с жилищным объединением, и при проверке жилищной инспекцией.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

В соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2015, № 27, ст. 3967, № 48, ст. 6724) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса.

Министр М.А. Мень

Порядок
и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации
(утв. Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. № 938/пр)

1. Настоящий Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр).

2. Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:

а) адрес многоквартирного дома;

б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;

в) копию договора управления многоквартирным домом;

г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).

3. К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:

а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;

б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;

в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;

г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;

д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).

4. Рассмотрение заявления и документов, указанных в настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.

5. В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям и настоящего Порядка;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;

в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.

д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2015, № 27, ст. 3967, № 48, ст. 6724).

6. По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с настоящего Порядка.

7. По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:

а) о внесении изменений в реестр;

б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;

в) о приостановлении рассмотрения заявления.

8. Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в настоящего Порядка.

9. Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются:

а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным и , и настоящего Порядка;

б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с настоящего Порядка.

10. Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:

а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления;

б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.

11. Копия решения органа государственного жилищного надзора в течение трех дней со дня его принятия направляется лицензиату по адресу, указанному им в заявлении.

12. После устранения лицензиатом выявленных нарушений , и настоящего Порядка, послуживших основаниями отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов, повторное обращение лицензиата с заявлением о внесении изменений в реестр осуществляется в общем порядке.

13. В случае отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления в связи с его несоответствием требованию, установленного настоящего Порядка, повторное обращение с заявлением о внесении изменений в реестр осуществляется в общем порядке с предоставлением вступившего в силу судебного акта, подтверждающего право лицензиата управлять многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.

14. В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.

15. При приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:

а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;

б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов.

16. В случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в настоящего Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в настоящего Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней.

17. По результатам рассмотрения материалов, указанных в настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого лицензиата соответствующее решение из предусмотренных и настоящего Порядка.

Обзор документа

Утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий региона. Речь идет о лицензиях на управление многоквартирными домами.

Изменения вносятся органом государственного жилищного надзора региона. Это делается на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления. Приведены требования к его содержанию и список прилагаемых документов (копии протокола общего собрания собственников, протокола конкурса по отбору управляющей организации, договора управления, акта приема-передачи документов, связанных с управлением, и др.).

Заявление рассматривается в течение 10 рабочих дней. Копия соответствующего решения направляется лицензиату в течение 3 дней.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав