Человек рождается, и с первым кормлением, с первыми материнскими прикосновениями и улыбками он начинает впитывать эмоции и чувства родных ему людей - будь то их искренняя радость при виде младенца или скрытое раздражение от его действий. Мать, угадывая желания ребенка, берет его на руки, разговаривает с ним - так начинается их общение.
Маленький ребенок абсолютно зависим от взрослых, он не может выжить без чувства безопасности, которое дают ему близкие люди. Именно поэтому он испытывает инстинктивную жизненную потребность принадлежать к семье, в которой родился. Ребенок должен чувствовать себя частью своей семьи. Создать понимающие и гармоничные отношения непросто. Еслиродители росли в доброжелательной атмосфере, то они, скорее всего,примут своих детей такими, какие они есть, и те всю жизнь будут чувствовать себя в «безопасном тылу». Но если в детстве человек страдалот невнимательности отца и матери, тогда в отношениях со своимидетьми он, скорее всего, будет воспроизводить жесткий стиль отношений, который когда-то испытал на себе.Ребенок чувствует любовь родителей и откликается на любые словаи действия родителей, приспосабливаясь к тому образу, который диктует ему семья.Безоговорочная любовь, которую дети питают к своим родителям,опирается на детскую логику: принадлежать к семье - значит быть похожим на тех, из кого она состоит.
Первые 6 месяцев ведущей формой общения является эмоционально-личностное общение (рис.1).В среднем к двум месяцам у ребенка возникает комплекс оживления, что знаменует собой переход от новорожденности к младенчеству.Л. С. Выготский считал комплекс оживления, который проявляетсяв зрительном и слуховом сосредоточении, улыбках, гулении, в оживлении моторики ребенка в ответ на появление взрослого, признакомсоциальной ситуации «Мы», в которой ребенок связан со взрослым.Внутреннее противоречие этой ситуации, по мнению Л. С. Выготского, состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом и неимеет средств специфического воздействия на него, кроме плача и двигательной активности.
В первые месяцы у ребенка возникает чувство привязанности к взрослому, которое делает его очень восприимчивым к общению. Любовь родителей к их детям не инстинктивна, и дети также не инстинктивно «влюбляются» в своих родителей сразу после рождения. Новорожденный и родители настраиваются друг на друга, обмениваясь взглядами, улыбками, голосовыми знаками. Таким образом, в первое полугодие жизни ребенка ведущим видом его деятельности являетсянепосредственно-эмоциональное общение .
Рис. 1. Эмоционально-личностное общение
Почему именно эмоционально-личностное общение должно быть ведущим на ранних стадиях развития ребенка?
Малыша привлекают только личность взрослого и его отношение к нему. Никакие качества взрослого он еще не выделяет. Ему все равно, какими знаниями обладает взрослый, как он выглядит и во что одет. Несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами, эмоциональностью взрослого. Средства общения носят экспрессивно-мимический характер. Внешне это выглядит как обмен взглядами, улыбками, как гуление со стороны ребенка и ласковый разговор со стороны взрослого, из которого младенец улавливает только внимание и доброжелательное отношение к себе.
Элементы эмоционального общения взрослого с младенцем следующие:
♦ происходит зрительный контакт «глаза в глаза»;
♦ произносятся ласковые слова;
♦ поются колыбельные песни;
♦ родители нежно прикасаются к младенцу.
Нередко одно появление матери поднимает настроение малыша.
Эмоциональное общение способствует хорошему настроению ребенка. Расположение духа ребенка и находящегося рядом с ним взрослого,как правило, взаимообусловлено. Спокойный ребенок , уход за которым не осложняет жизнь родителей, может способствовать формированиюдоброго и мягкого к нему отношения. В то же время взрослый чащеулыбается приятным, спокойным, улыбчивым детям. С другой стороны, раздражительный ребенок может нервировать родителей. Все этоне случайно. Замечено, что у живо реагирующих на окружающую обстановку детей обычно эмоционально реагирующие матери.Мать обычно отвечает за психическое развитие ребенка, и только от ее мудрости, умений и психического здоровья зависит психическое здоровье ее детей, их успехи и неудачи.
Потребность в общении у младенца возникает под воздействием опре-
деленных условий. Он испытывает острую нужду в уходе, в заботе взрослого, то есть у ребенка ведущей является потребность устранить дискомфорт и удовлетворить органические потребности. Поэтому новорожденный подает сигналы в виде крика, гримас, аморфных движений. Причем эти сигналы не адресованы конкретному взрослому, но воспринимает их в первую очередь самый близкий человек - его мать. Все ее действия направлены на ребенка, все ее поведение обусловлено его желаниями.
К 3 месяцам ребенок воспринимает лишь экспрессивную сторону
♦ улыбается;
♦ вокализирует;
♦ активно реагирует на происходящее вокруг него.
Несмотря на это, мать общается с ребенком так, как будто тот может адекватно реагировать на ее воздействие. Это выражается в том, что она:
♦ разговаривает с ним;
♦ ищет ответные знаки на свое обращение;
♦ удовлетворяет его потребности;
♦ оценивает его поведение: поощряет, порицает и т. д.
Самое обидное для испытывающего потребность в общении младенца, если взрослые не обращают на него внимания. Даже гнев мамы они воспринимают с радостью, так как чувствуют обращенность к себе. Потребность во внимании взрослого - основная потребность в общении - остается на всю жизнь. Мать должна чаще улыбаться, разговаривать с ребенком, ласкать его. Смысл любых слов доходит до ребенка в последнюю очередь. А вот сдвинутые на переносице брови, кулаки, грозное выражение лица для него очень показательны. Даже такие слова, как «Я люблю тебя», мало что значат. По крайней мере они не сопоставимы с грозным выражением лица.
Мать сразу начинает чувствовать любовь к своему малышу. У малыша же теплые чувства к ней формируются в течение первого года жизни. В этот период у младенца появляется доверие к ней и формируется привязанность к любимому человеку. Доверие появляется в процессе теплого, эмоционального общения. Ребенок утверждается в таком отношении к окружающему миру и спокойнее переносит возникающие маленькие неудобства (рис. 2).
Рис. 2. Фазы привязанности малыша ко взрослому
От 3 до 6–7 месяцев мать и ребенок существуют в диадном единстве (нормальный симбиоз) : ребенок не отделяет себя от матери и не воспринимает ее отдельно. Это важный этап в становлении отношений: в это время начинают возникать представления о своем физическом «Я», проявляться удовольствие или неудовольствие. Благодаря удовлетворению физических потребностей у младенца формируется его первый эмоциональный опыт.
В обобщенном виде процесс общения взрослого с младенцем можно представить в виде схемы (рис. 3).
Рис. 3. Общение с младенцем
Эмоциональное общение может быть оптимальным и чрезмерным
Рис. 4. Оптимальное и чрезмерное эмоциональное общение
Вторая половина младенчества характеризуется тем, что ребенку уже мало, чтобы взрослый лишь демонстрировал ему свою любовь, нежность, сопереживал ему и т. п. Теперь он требует перехода к другому виду общения.
Первые 6 месяцев ведущей формой общения является эмоционально-личностное общение .
Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него внимания или уходит по своим делам - громко и обиженно плачет. Самое обидное для младенца, у которого уже есть потребность в общении, - когда взрослые не обращают на него внимания, просто не замечают. Даже недовольство взрослого, его гнев они воспринимают радостно, потому что в этом - внимание к ребенку, обращенность к нему. Потребность во внимании взрослого - первая и основная потребность в общении - остается у ребенка на всю жизнь.
Эмоционально-личностное общение
Потребность в общении у младенца возникает под воздействием определенных условий. Он испытывает острую нужду в уходе, в заботе взрослого, то есть у ребенка ведущей является потребность устранить дискомфорт и удовлетворить органические потребности. Поэтому новорожденный подает сигналы в виде крика, гримас, аморфных движений. Причем эти сигналы не адресованы конкретному взрослому, но воспринимает их в первую очередь самый близкий человек - его мать. Все ее действия направлены на ребенка, все ее поведение обусловлено его желаниями.
В первые месяцы у ребенка возникает чувство привязанности к взрослому, которое делает его очень восприимчивым к общению.
Новорожденный и родители настраиваются друг на друга, обмениваясь взглядами, улыбками, голосовыми знаками.
Если же на первом году жизни ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (оторванность от матери, занятость родителей), это так или иначе даст о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, жестокими и агрессивными.
Что касается средств общения, то они на данном этапе носят исключительно экспрессивно-мимический характер. Внешне такое общение выглядит как обмен взглядами улыбками, вскрики и гуление ребенка и ласковый разговор взрослого, из которого младенец улавливает только то, что ему нужно, - внимание и доброжелательность.
К 3 месяцам ребенок воспринимает лишь экспрессивную сторону речи:
· улыбается;
· вокализирует;
· активно реагирует на происходящее вокруг него.
Несмотря на это, мать общается с ребенком так, как будто тот может адекватно реагировать на ее воздействие. Это выражается в том, что она:
· разговаривает с ним;
· ищет ответные знаки на свое обращение;
· удовлетворяет его потребности;
· оценивает его поведение: поощряет, порицает и т. д.
Дж. Брунер отмечает, что уже в доречевой период у ребенка формируется несколько способов общения. Первоначально это «требующий способ» - врожденные реакции дискомфорта, требования без пауз, предполагающих ответ. Затем - «просящий способ», при котором крики менее настоятельны и появляются паузы во время ожидания ответа. Затем - «обменивающий способ», когда вокализация используется, чтобы привлечь внимание матери к объекту. Наконец, «взаимодействующий» способ, при котором в совместной деятельности наблюдается разделение позиций.
Эмоциональное общение может быть оптимальным и чрезмерным
Итак, первой в онтогенезе возникает ситуативно-личностная форма общения, которая остается главной и единственной от одного до шести месяцев жизни.
В этот период общение младенца со взрослым протекает вне какой-либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка. Для ситуативно-личностного общения характерны потребность во внимании и доброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно-мимические средства общения.
Общительность как социально-психологическое качество имеет свою эмоциональную сторону. Партнеры по общению практически постоянно «говорят» друг другу о своем эмоциональном состоянии, сами часто этого не осознавая. Эмоциональный обмен информацией возникает как результат потребности в выражении чувств, а также как проявление ожиданий почувствовать эмоциональное состояние партнера по общению. Основу этой потребности составляют коммуникативные и альтруистические (бескорыстные) эмоции.
Среди коммуникативных эмоций выделяют: желание делиться мыслями, переживаниями, чувства симпатии, уважения, расположения. Выражение этих чувств и потребности в их переживании сигнализируют партнеру о стремлении войти с ним в контакт.
К альтруистическим эмоциям относят бескорыстную» потребность приносить людям радость, потребность в сочувствии и сопереживании партнеру, потребность в оказании помощи и т. д.
Индивидуальные способы удовлетворения потребности в выражении чувств формируются под влиянием гласно или негласно существующих в обществе социальных ограничений, сложившегося стиля отношений, национальных и региональных традиций, а также экспрессивных способностей человека. Принято считать, что жители стран Скандинавии неулыбчивы и холодны в сравнении с населением Средиземноморского бассейна. Однако это вовсе не даст оснований полагать, что у шведов или норвежцев отсутствует потребность в эмоциональном проявлении своих чувств. Реакции хоккейных болельщиков во время матчей, национального клуба «Трэ Крунур» как раз свидетельствуют об обратном. Нередко за недружелюбным выражением лица может скрываться добрый и отзывчивый человек, который в силу сложившихся веками представлений о воспитанности, не считает нужным демонстрировать свое отношение к окружающим. Таким образом, способ выражения внутреннего состояния зависит не только от чувств, но и от арсенала средств экспрессии, которыми располагает индивидуальность.
Различают три основные причины неадекватной эмоциональной экспрессии. Одна из них - стремление отвергать либо игнорировать свои или чужие переживания, если они окажутся неприятными или нежелательными. Советы типа: «Успокойся, не расстраивайся, не нервничай» сводятся в общении к желанию избавиться от отрицательных: эмоций, исходящих от партнера, и при постоянном употреблении приводят к ограничению или искажению его» экспрессии.
Вторая причина связана с нежеланием партнеров обсуждать возникающие у них взаимные чувства. Например, ограничение и искажение экспрессии может быть вызвано барьером страха потерять контроль над развитием отношений с партнером. Ожидание иронии или пренебрежения по поводу открытого выражения чувств перед собеседником порождает скованность и дискомфорт в общении.
В-третьих, неадекватная эмоциональная экспрессия может явиться следствием неосознанности человеком своих чувств, следствием неприятия их в себе. Если один из партнеров подавляет в себе чувство, то он будет стараться его скрыть, а эмоциональная реакция будет искаженной.
Несмотря на обилие экспрессивных средств передачи информации, люди стараются передавать свои чувства в неявной, опосредованной форме. Этой цели служат различные речевые приемы, которые камуфлируют истинные переживания партнеров. Е. Мелибруда классифицирует их на группы.
Риторические вопросы , задаваемые одним из партнеров по общению, могут свидетельствовать об эмоциях возмущения, раздражения, досады и о желании вызвать у противоположной стороны ожидаемую реакцию. Например: «Ваша группа когда-нибудь перестанет опаздывать на занятия?» или «Как Вы смеете нарушать установленный график учебного процесса?»
Приказы и запреты ограничивают действия партнера, которые могут вызвать у собеседника нежелательные для него переживания. К таким приемам прибегают лица, обладающие правом контролировать поведение другого: старшие по возрасту, родители, педагоги, лечащие врачи, официальные лица, наделенные властью. Это может проявляться в репликах типа: «Прекратите шуметь в последних рядах!»; «Вы обязаны немедленно извиниться передо мной».
Ругань и проклятия - одна из форм переживания гнева и злости, но истинный их смысл заключается в сокрытии определенных чувств от других людей и в искажении чувств в сознании бранящегося. Например, испытывая чувство вины, человек разряжает внутреннее напряжение в словах, скрывающих от других его настоящие переживания. Вместо своих реальных чувств он демонстрирует замещающий их суррогат.
Выговоры и претензии используются общающимися для выражения недовольства, вызова жалости к себе, сочувствия. В них обычно содержатся неправомерные обобщения, начинающиеся со слов: «никогда», «всегда», «опять» и т. д. Обобщающее заявление «Вы всегда небрежно выполняете задания», как правило, вызывает протест со стороны партнера, на что следует ответ: «Не всегда, а только в этот раз». Выговоры и претензии отражают аккумулированные чувства, разряжающиеся на собеседника при, удобном случае. Они далеко не всегда адекватны реальной ситуации.
Ирония и сарказм используются общающимися сторонами для дискредитации партнера, провоцирования у него чувства стыда и неловкости. Говорящий иронией маскирует свои чувства и с ее помощью вытесняет истинные переживания, отвлекает от них внимание собеседника. Досада и раздражение педагога по поводу невыполненного обучаемым поручения могут быть выражены такими словами: «Я уверен, что не пройдет и года, как Вы все же справитесь с этим заданием».
Похвалы и порицания являются речевой формой эмоциональной экспрессии. В них содержатся наблюдения за другим человеком, выражающиеся в гиперболизации его качеств. За фразами: «Ваше поведение невыносимо» или «Самый рациональный вариант решения предложил Ковалев» скрывается стремление говорящего в скрытой форме выразить свое отношение к адресату.
Описание искаженных эмоциональных реакций было бы неполным, если не упомянуть об употреблении людьми сравнений для обозначения своих чувств и физического состояния, например: «У меня такое ощущение, словно я обидел невинного ребенка» или «Я чувствую себя как загнанная лошадь». Прибегнув к таким сравнениям, человек контекстуально требует от партнера вчувствования в метафорически описанную ситуацию, т. е. требует сопереживания с ним.
Барьеры общения
Смысловой барьер в общении - это несовпадение смыслов происходящих событий для участников взаимодействия и в частности смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия .
К примеру, смысловой барьер во взаимоотношениях взрослых и ребенка возникает вследствие того, что ребенок, понимая правильность требований взрослых, не принимает этих требований, потому что они чужды его опыту, взглядам и отношениям. Зачастую смысловой барьер появляется вследствие неверной тактики воспитательных воздействий по отношению к ребенку.
Преодоление смысловых барьеров оказывается возможным, если педагог знает и принимает во внимание психологию учащегося, учитывает его интересы и убеждения, возрастные особенности, прошлый опыт, считается с его перспективами и трудностями.
Главная задача, решение которой необходимо для налаживания должного взаимопонимания детей и взрослых, может быть сформулирована следующим образом: научить детей пользоваться языком взрослых и научить взрослых понимать язык детей. Здесь имеется в виду не задача развития речи ребенка, о чем говорилось выше, не увеличение его словарного запаса или усвоение норм произношения и правописания. Использование и развитие языка не ограничивается формированием значений. Помимо общепринятой системы значений, слова, как и другие факты сознания человека, имеют личностный смысл, некоторую особую значимость, индивидуальную для каждого. Соотношение значений и личностного смысла было глубоко исследовано в трудах А.Н. Леонтьева. «В отличие от значений личностные смыслы... не имеют своего "надындивидуального", своего "не психологического" существования. Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. Личностный смысл и создает пристрастность человеческого сознания». Личностный смысл, т.е. особую значимость для человека приобретает то, что связывает цели деятельности с мотивами ее осуществления , то, в чем оказываются запечатленными его потребности.
Одно и то же слово, действие, обстоятельство может иметь различный смысл для разных людей. Замечание учителя школьнику: «Опять ты подрался с Петровым на перемене» - имеет одно и то же значение для обоих. На уровне значений никаких затруднений во взаимопонимании общающихся нет: и тот, и другой понимают, о чем идет речь. Но личностный смысл их может быть разным. Для учителя драка в школе - нарушение дисциплины. Для ученика, быть может, это еще одна попытка пресечь издевательства Петрова над ним как более слабым.
У взрослых есть все основания добиваться, чтобы ребенок овладевал не только общеизвестными значениями слов, но и системой принятых ими личностных смыслов, ориентированных на соответствующие нравственные и мировоззренческие ценности. Это желание оправдано задачей найти общий язык с детьми, без чего трудно договориться и избежать конфликта. Не теряя из виду эту цель (усвоение детьми языка взрослого с проникновением в систему его личностных смыслом), взрослому следует пытаться проникнуть в глубины личностных смыслов ребенка. Важную роль при этом имеет умение поставить себя на место того, с кем общаешься, идентифицироваться с ним. Неумение и нежелание педагога проникать в систему личностных смыслов школьника - возможное основание межличностных конфликтов в сфере педагогического общения.
1. Дайте определение понятию общения в психологии.
2. Назовите основные стороны общения.
3. Каковы основные функции общения?
4. Какие виды и формы общения Вы знаете?
5. Опишите основные механизмы общения. Что такое каузальная атрибуция?
По определению Леонтьева - это та деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.
Неразрывно с теорией ведущего типа деятельности связана теория периодизации развития. В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает:
1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого;
2) раннее детство с предметной деятельностью;
3) дошкольное детство с игрой;
4) школьный возраст с учением;
5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками;
6) юношество.
Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так:
1. Этап раннего детства (младенчество и ранний возраст - после 1 года);
2. Этап детства(дошкольного возраста и младший школьный возраст);
3. Этап отрочества (подростковый возраст и ранняя юность)
На каждом возрастном этапе психического развития ведущий вид деятельности имеет двойственную природу: с одной стороны ведущий вид деятельности имеет место быть в силу готовности психики ребенка к такой деятельности (например, врожденные безусловные рефлексы новорожденного позволяют ему взаимодействовать с матерью), с другой - ведущий вид деятельности одного этапа готовит «почву» для перехода ребенка на следующий, более высший, этап психического развития (например, игра развивает воображение, мышление и т.д., которые необходимы будут ребенку на этапе учебной деятельности).
Предметная деятельность – ведущая деятельность раннего возраста. К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Предпосылки ее формировались в младенческом возрасте.
Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Открытие назначения предметов и отличает предметную деятельность ребенка раннего возраста от манипулятивной деятельности младенца. Функции же вещей и предметов открывает ребенку взрослый человек. Именно он, взрослый, может дать знания о назначении предметов и показать приемы их использования, участвуя в деятельности ребенка на правах организатора, помощника и старшего партнера.
Важная роль в овладении предметной деятельностью принадлежит деловому общению, которое способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте. В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные предэталоны. Именно в предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления в простейших формах.
Специальные исследования (П. Я. Гальперин, С. Л. Новоселова и др.) показывают, что вначале мышление отстает от практической деятельности не только по общему развитию, но и по составу специальных операций, так как оно развивается из этой деятельности, перенимая от нее приемы и возможности.
В процессе предметной деятельности активно развиваются мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения.
Работы Д. Б. Эльконина (1960), М. М. Кольцовой (1978) позволили выделить три основные ступени в развитии обобщений в возрасте от 1 года до 2,5 года.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Существует два вида эмоционального общения: положительное и отрицательное.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Это различные способы эмоциональной поддержки своего собеседника.
- ПОДДАКИВАНИЕ
Например: «да, да, ты прав; а как же иначе».
- КОМПЛИМЕНТЫ (двух видов)
1. «Минус-плюс» сначала маленький отрицательный, а затем огромный положительный.
Например, «Пожалуй, я не могу сказать, что ты сегодня был внимательный, но ты очень способный». Но отрицательного в комплименте должно быть меньше, а положительного больше.
2. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. Но необходимо соблюдение следующих правил:
Чтобы он выглядел не искусственно, необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.
Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы его сравниваем.
Например, «Ты нравишься мне своим постоянством! Ты никогда не приходишь вовремя!» Т.е. по форме – это комплимент, а по содержанию – критика.
- ОТВЕТ НА КОМПЛИМЕНТ
«Меня радуют твои успехи!», «Как хорошо, что ты у меня есть!»…
- ДРУЖЕСКИЕ ЖЕСТЫ И МИМИКА
Например, хлопок по плечу, обнимание, подмигивание ребенку, поведение заговорщиков…
- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАСТУПНИЧЕСТВО
Например, когда в семье живет несколько поколений: «Чего вы к ребенку пристали? Он все делает правильно. Ты – умница, пусть родители вспомнят, как сами учились!»…
- ПОХВАЛА (НЕ ЗА ВНЕШНОСТЬ)
«Воспитательница сказала, что ты сегодня сделал красивую поделку!»…
- ПРОЯВЛЕНИЕ НЕЖНОСТИ
«Как мы счастливы, что у нас растет такой сын!»…
- ПРОЯВЛЕНИЕ ЖАЛЕНИЯ (НЕ ЖАЛОСТИ)
«Ах ты, бедный!»…
- УСПОКАИВАНИЕ
«Не волнуйся, дорогой!»…
- ПРОЯВЛЕНИЕ СОДРУЖЕСТВА
«Ничего, мы это преодолеем!»…
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕНИ ПАРТНЕРА В ОБЩЕНИИ
Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.
«Сережа, ты меня удивляешь!», «Саша, мы гордимся тобой!»…
- ВНУШЕНИЕ РЕБЕНКУ СОЗНАНИЯ ЕГО ЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ
Необходимо это делать не наигранно и искренне.
Лучше всего обращаться с просьбой к человеку и к ребенку в том числе, начиная с такой фразы: «Извините за беспокойство!» Это даст вам выгодное положение в общении с взрослым человеком, т.к. человек почти всегда занят или хочет, чтоб так думали другие. С ребенком это может выглядеть так: «Прости, сынок! Но мы хотели бы тебя кое о чем спросить…»
Общение протекает благоприятно, и собеседники чувствуют себя комфортно, если число посланных «поглаживаний» соответствует числу полученных. Если их недостаточно или слишком много – возникает ощущение дискомфорта, неловкости, недосказанности.
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ (УКОЛ)
«Укол» это способ эмоционального общения, который направлен на наказание собеседника.
- ВЫРАЖЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНОЙ ХОЛОДНОСТИ.
«Это тебя должно волновать, а не меня!», «Я тебя не люблю, ты мне надоел!»…
- ВЫРАЖЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНОГО БЕЗРАЗЛИЧИЯ К СВОЕМУ ПАРТНЕРУ ПО ОБЩЕНИЮ.
«Меня это не касается!», «Это твои проблемы!», «Сам натворил, сам разбирайся!»…
- ВЫРАЖЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ.
«Еще чего! Этому лентяю я помогать не собираюсь, я с таким не дружу!»…
- ВЫРАЖЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПРЕЗРЕНИЯ.
«Ты такой же дурак, как и твой отец!», «Как же я его ненавижу!», «Еще молоко на губах не обсохло!»…
- НАСМЕШЛИВЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
«Да что её слушать! Она нам напридумывает!», «Ну и бестолочь же ты!», «Это и дураку понятно!»…
- ВЫСОКОМЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
«Ты ничего не знаешь и не понимаешь!», «Я зарабатываю, мне и решать!»…
- ПРОЯВЛЕНИЕ ЕХИДСТВА.
«Ты еще короче платье надень!», «У тебя что, руки не туда пришиты?»…
- ГРУБЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
«Отстань!», «Сгинь с моих глаз!», «Дурак!»…
- УНИЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЖЕСТОВ, МИМИКИ, ПОЗЫ.
«У тебя не все дома!»…
- СТРЕМЛЕНИЕ ОТМЕТИТЬ ПОСТУПКОМ НА ЗЛО, ПРИЧИНЯЕМОЕ В ОБЩЕНИИ.
Желание наказать, как правило, воспитатель много раз сильнее полученной обиды. Поэтому нужно учить своего ребенка защищаться от «уколов» и не допускать «уколов» по отношению к ребенку.