26.09.2019

Тема занятия: Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Совершенствование мыслительных операций. Цель. Руководство по развитию концентрации


Филиал МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №3 Высокогорского муниципального района РТ»- «Пановская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей нач. классов Мусина Н.Р.

___________

Протокол № 1

«Согласовано»

Зам. и.о. зав.филиалом по УР

Багавиева.Т. А.

______________

«Утверждаю»

И.о заведующей филиалом:

Тумакова И. А.

__________

Приказ № 239

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содомовой Елены Владимировны

«Конструируем и моделируем»

1 класс

2016-2017

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена для развития познавательных способностей.

Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 6 лет.

Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Основные цели программы:

  • Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации

  • Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

  • Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Основные принципы распределения материала:

  1. системность: задания располагаются в определённом порядке;
  2. принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
  3. принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  4. увеличение объёма материала;
  5. наращивание темпа выполнения заданий;
  6. смена разных видов деятельности.

Особенности данной программы в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Курс включает: 1 занятие в неделю, 31 занятие в 1 классе

Тематический план:

Наименование разделов и тем

Количество часов

1 класс:

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Развитие мышления.

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Итого:

1 класс (31 ч)

Графический диктант

Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

Тренировка внимания (5 ч)

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

Тренировка слуховой памяти (4 ч)

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Тренировка зрительной памяти (4 ч)

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

Поиск закономерностей (4 ч)

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Задания по перекладыванию спичек (4 ч)

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, в которую заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 31. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.

Календарно-тематическое планирование занятий

факультативного курса «Развитие познавательных способностей»

1 класс

№ п/п урока

Развиваемые способности

Кол-во час.

Дата

Примечание

I четверть (7 часов)

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок).

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кенгуру».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кот».

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Корабль».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления . Графический диктант «Самолет».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Жираф».

II четверть (8 часов)

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Носорог».

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Собака».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Верблюд».

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант « Ящерица ».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Лошадь».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Робот».

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Олень».

III четверть (9 часов)

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рыба».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Баран».

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Курица».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Пеликан».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Осел».

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Журавль».

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Гусь».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Козел».

IV четверть (7 часов)

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Петух».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Цветок».

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Космический корабль».

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рак».

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Список литературы:

Для учителя:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).

Для ученика:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.)

Занятие клуба «Умники и умницы» в 1-Г классе.
6 февраля 2013год.
МОУ «СОШ №6» г.Луга Ленинградской области.
Учитель высшей категории: Гарига Татьяна Николаевна.
Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.
Сенека младший – римский философ и писатель.Тема: Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие концентрации внимания. Цели: Создать условия для формирования навыков творческого мышления; развития концентрации внимания, ориентирования в пространстве; формирования и развития коммуникативных умений; учить объективно оценивать свою работу. Оборудование: тетради, карточки, план занятия. I . Мотивационно-организационный момент. -Ребята, сейчас у нас занятие кружка «Юные умники и умницы». -Скажите, пожалуйста, какие цели мы обычно ставим на занятии нашего кружка? (Развивать внимание, память, речь, учиться ориентироваться в пространстве, учиться думать, мыслить, рассуждать, общаться) 1.Первый этап нашего занятия «Мозговая гимнастика» - Давайте с вами встанем и сделаем полезные упражнения. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд. «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох. «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 сек., затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек., смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз. 2. Разминка: основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмоpa. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности. - Кем (чем) они были раньше?

Цыплёнок - ….
Лошадь - ….
Корова - ….
Дуб - …
Рыба - ….
Лёд - …
Мужчина - …

- Отвечайте, кто это? Что это?
Маленькая, серая, пугливая …
Красный, спелый, гладкий …
Холодный, белый, пушистый …
Учитель: На все вопросы мы нашли ответы. Молодцы! Но, если кому-то было трудно, не унывайте, у вас ещё будет возможность исправить положение.
II . Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. 1. Работа в парах. Составление загадок.
Учитель: Начнём занятие с работы в парах. На партах лежат полоски со словами. Из них вы должны составить загадки и загадать их остальным ребятам.

Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
Нос крючком, глаза большие
И большая голова.
Ночью тёмною решила
Поохотиться она.

Всю ночь летает -

мышей добывает.

А станет светло -

спать летит в дупло.

У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. Не рада солнечным лучам,
Охотиться лишь по ночам.
У ней большая голова,
Глаза-два блюдца, кто она?

Дети составляют загадки, затем читают их классу. Вместе отгадывают и замечают, что все загадки про сову.

Появляется Сова. – Уф-уф-уф! Устала что-то! Здравствуйте, ребятишки! Доброго дня и всем взрослым!
- Здравствуй, Совушка-Мудрая головушка!
Сова: - Куда это я попала?
- На заседание клуба «Умники и умницы».
Сова: - Значит, туда, куда надо! Не один день я из лесу наблюдала за вами. Видела, как вы ума-разума набираетесь. И захотелось поближе познакомиться, а заодно и узнать, заслуживаете ли вы называться умниками и умницами. Для начала расскажите, что обо мне знаете. (Дети рассказывают, что сова днём спит, а ночью охотится; питается мышами, приносит пользу.)
Сова: - Молодцы! А хотите узнать ещё больше? Если сегодня хорошо поработаете, то многое ещё узнаете про наше совиное племя.
Ученик: - Тётушка Сова, а ведь совы днём спят. Как же Вы прилетели к нам?
Сова: - Ох, и любопытный же ты! Прилетела я к вам ночью. Успела разложить каждому из вас задание на парты.
2. Буквенная абракадабра.

1-ое задание моё таково . Узнайте, все ли совы днём спят, а ночью охотятся. Разберитесь в АБРАКАДАБРЕ, а я отдохну.

Учитель: - Догадались, как выполнять, подобрали ключик?
(Дети находят слова: МАЛАЯ, СНЕЖНАЯ, БОЛЬШАЯ СЕРАЯ СОВЫ.)
Слайды №№ 2,3,4.
Учитель: - Правильно отгадали. Посмотрите на этих сов на слайдах. Именно они охотятся днём. Остальные же совы активны ночью, а днём видят не далее 50 см. Но зато слух у сов отменный: стоит мышке в кромешной тьме пошевелиться, и она сразу окажется в когтях совы.
3. Угадай, чьи лапы?

Сова: - Порадовали вы меня! А вот и второе задание . Как вы знаете, живу я в лесу, у меня много друзей. Кто они? Я предлагаю угадать по нижним конечностям. Угадайте, чьи лапы изображены.

(Дети называют
лягушку, петуха, рысь, собаку, страуса, гуся, цаплю, корову, сову. )
4. Расшифруй слова.

Сова: – И с этим справились. Ну, если вы такие умные, скажите, кого ещё из нашего совиного племени вы знаете. Дети называют филина. А, задумались? Ну, тогда за дело! Если постараетесь, то узнаете названия и других сов.
3-е задание. Расшифровать при помощи кода названия видов сов.

(Это сплюшка, филин, сипуха. )
Учитель: - Слышали вы такие названия? Есть ещё и другие. На слайдах вы видите много разных сов.
Слайды №№ 5,6,7.
Все они водятся в нашей Ленинградской области. А вот в Лужском районе обитает филин, мохноногий сыч, воробьиный сычик. Слайды №№ 8-14.
- Но, скажите, хоть кто-нибудь из вас видел сову в природе? Почему? Да, их осталось мало! Некоторых (ястребиная сова) до 20 особей. (
Беседа о необходимости охранять сов, не забирать домой вывалившихся из гнёзд птенцов.)
III . Весёлая переменка.
Физминутка. Зарядка «Солнышко».(Аудиозапись и презентация.)
IV . Логически-поисковые задания.
5. Найди дорогу в лабиринте.

Сова: - Уф-уф-уф! Разбудили вы меня. Да и как можно спать, если вы такие активные и весёлые. Расскажу вам одну историю. Однажды разбудил меня плач девочки. Как её зовут, запамятовала, но помню, что шла к бабушке с пирожками. (Дети подсказывают – Красная Шапочка .) Да, правильно – Красная Шапочка. Заблудилась она. Дала я ей подсказку, но не поняла она ничего в маршрутном листе. Помогите девочке найти дорогу к бабушкиному дому.


Учитель: - С чего начнём? (
С изучения подсказки .)
6. Магические треугольники.

Сова: - Молодцы! Накормили бабушку пирожками. А я тоже проголодалась. Как вы думаете, сколько мышек я съедаю за сутки? (Дети предполагают: 10, 20.) Я могу съесть 9,10 мышек. А воробьиный сычик – 7или 8. Попытайтесь в следующем задании набрать нужное количество мышек за три раза.


7. Грамматические примеры. Выполни действия

Сова: - Да, с математикой вы дружите. А попробуйте решить грамматические примеры. Должны получиться важные слова.

(Дети читают получившиеся слова: учение, путь, умение. )
Учитель: - Правильно. Попробуйте составить пословицу из этих слов.
Учение – путь к умению.
- А какие ещё пословицы о знаниях вы знаете?
Знание – к мудрости ступенька.
Много учиться – всегда пригодится!
Век живи, век учись.
Сова: - Да, не зря вас умниками величают. Всё-то вы знаете, всё-то умеете. А не скажете, почему меня МУДРОЙ-то зовут? (Дети говорят, что у сов умный вид, глаза выразительные. )
Учитель: - Сова – единственная птица с почти человеческой физиономией, с глазами, смотрящими вперёд, а не по бокам, и лицевым диском. Глаза, подобные звёздам. Голова поворачивается на 270градусов, можно видеть всё вокруг себя, не поворачивая туловища.
Слайд № 15.
Сова: - Ой, захвалили меня. Скажу вам по секрету: самые умные птицы – вороновые. Это вороны, галки, сороки, грачи, сойки. (
Показ птиц на слайдах ). Слайды №№ 16-19. Они могут логически мыслить и даже умеют считать до 7.
8. Найди и прочитай слова в таблице.

Учитель: - Давайте найдём названия разных птиц в таблице.


(Дети находят слова: клёст, орёл, жаворонок, королёк, соловей. ) Слайды №№ 20-24.
V . Графический диктант.

Учитель: - Дорогая Совушка-Мудрая головушка! Ребята рады, что ты пришла к нам на занятие. И хотят нарисовать ГРАФИЧЕСКИ твой портрет.


Графический диктант. От начальной точки 1клетка вправо, 1 вверх, 1вправо,3вверх,1в правый нижний угол,2вправо,1 в правый верхний угол,3 вниз,1 вправо,1вниз,5 вниз,1 в левый верхний угол,1 влево, 1 вверх,1 влево, 2 вниз,2 влево,2 вверх,1 влево,1 вниз,1 влево,1 в левый нижний угол, 5 вверх. Дорисовать глаза, клюв, лапки.
Сова: - Спасибо, ребятки. Портрет получился точный. И, в целом, вы меня сегодня очень порадовали. Надеюсь, когда вырастете, то мы обязательно увидимся в знаменитом клубе «Что? Где? Когда?». И кто-нибудь из вас непременно получит в награду хрустальную сову, а кто-то и бриллиантовую. (На слайдах показ этих наград. )
Слайды №№ 25-28.
VI . Итог. Рефлексия.

Учитель: - Попрощаемся с Совушкой и будем ждать её в гости на другие занятия. А сейчас пришло время оценить свою работу на уроке. Слайд № 29. Напоминаю:
Как мы работали на занятии?


- ОТЛИЧНО;

- ХОРОШО ;

- НЕ ВСЕ ЗАДАНИЯ ХОРОШО ВЫПОЛНИЛ;

- НЕ ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ, ТАК, КАК ХОТЕЛ.

Учитель: - Меня порадовал тот факт, что есть ребята, которые критически отнеслись к своей работе на занятии. Значит, в следующий раз они постараются, и у них всё получится.
- А гостям в память о нашем занятии мы подарим эмблему нашего клуба, на обратной стороне которой написаны слова мудрой китайской пословицы: «Знание – это сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает».

КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Курс: «Развитие познавательных способностей».

Класс: 3 «Б».

Тема: «Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи».

Планируемые результаты

Личностные: определяют и высказывают под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют УУД.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя, проговаривают последовательность действий, отличают верно выполненное задание от неверного, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют рисунок на основе текста задачи.

Предметные: обобщают, делают несложные выводы.

Форма занятия: практикум.

Триединая цель: развитие внимания посредством работы с текстовой информацией.

Задачи

Воспитательные: воспитывать способность определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Развивающие: способствовать развитию у обучающихся УУД.

Регулятивных УУД: умения определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, отличать верно выполненное задание от неверного, совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательных УУД: умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рисунок на основе текста задачи.

Коммуникативных УУД: умения донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушать и понимать речь других.

Образовательные: совершенствовать умения обобщать, делать несложные выводы.

Принципы организации внеурочной деятельности:

соответствие возрастным особенностям обучающихся;

преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

опора на ценности воспитательной системы школы;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

Принципы воспитания (по классификации В. А. Сластёнина):

Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности;

Принцип природосообразности воспитания;

Принцип культуросообразности воспитания;

Принцип деятельностного подхода;

Принцип личностного подхода;

Принцип персонализации педагогического взаимодействия;

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода;

Принцип индивидуально-творческого подхода;

Принцип обучения и воспитания детей в коллективе;

Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой;

Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

Методы воспитания (по классификации В.А. Сластёнина, Г.И. Щукиной):

методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение);

методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности (упражнение, педагогическое требование, переключение в деятельности);

методы стимулирования деятельности (поощрение);

методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения (педагогическое наблюдение).

Методы обучения

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: беседа; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой;

по источнику получения знаний: словесные; наглядные; практические: практические задания;

по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частично - поисковый.

Дидактические средства : тетрадь на печатной основе, наглядный материал (приложения).

Список информационных источников :

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-025287-4.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» в МАОУ «СОШ № 34» (Составитель:

А.В. Борщенкова).

О. А. Холодова. Методическое пособие «Развитие познавательных способностей» юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. 3 класс.

О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2 / О.Холодова. -5- е изд., перераб.-М.:Росткнига, 2010. - 64 с.

Макет доски

20 апреля.

Ход внеурочного занятия

Этапы деятельности

Методы, приемы работы на занятии

Деятельность учителя

Основные виды деятельности обучающихся

Планируемый результат (с учетом формирования УУД)

1. Вводная часть.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, проверить готовность к занятию, сформулировать с обучающимися цель занятия.

Упражнение, беседа, объяснение.

Игра «Шифровка»

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Алексеевна. Сегодня я проведу у вас внеурочное занятие. Для начала давайте проверим готовность к занятию. Я буду называть действия, а вам нужно его выполнить. Приготовились. Положите тетрадь на печатной основе на дневник. Положите пенал справа от тетради на печатной основе. Уберите всё лишнее с парты. Если готовы, тогда присаживайтесь.

Для того чтобы нам подготовиться к занятию, я предлагаю выполнить вам упражнения. Они помогут организму лучше работать.

Хорошо, молодцы. Мы с вами выполнили упражнения и теперь нам будет легко заниматься.

Сейчас для того чтобы определить тему занятия, я предлагаю выполнить вам интересное задание. На карточке зашифровано слово, для того чтобы его расшифровать, вам дан ключ (приложение 1). Каждой букве соответствует символ. Вам нужно заменить символ на букву. Поднимите руки те, кому непонятно задание. Хорошо, тогда приступайте.

Какое у вас получилось слово? (Внимание). А зачем нам быть внимательными? Нужно ли развивать внимание? Как вы думаете, какую можно поставить цель занятия? Что мы с вами будем тренировать? Цель занятия: тренировать внимание.

А для того чтобы нам с вами тренировать внимание, нужно выполнять различные задания и упражнения.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к занятию, выполняют упражнения, декодируют информацию, отвечают на вопросы, формулируют цель занятия.

Обучающиеся демонстрируют

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя, проговаривают последовательность действий. Познавательные УУД: перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывают информацию из одной формы в другую (декодирование).

Коммуникативные УУД: умеют донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.

2. Основная часть.

Задача:

Упражнение, переключение в деятельности, демонстрация, иллюстрация, объяснение, педагогическое требование.

Приём «Инсерт».

Предлагаю начать с разминки. Откройте тетрадь на печатной основе, на странице номер 10. Работая в парах, я прошу вас ответить на вопросы. Но отвечать вы будете не как обычно. Читая вопрос, я прошу вас отметить на полях одним из знаков (приложение 2):

Поставить знак «-», если вы не знаете ответ на этот вопрос; знак «+», если знаете ответ, знак «?», если хотелось бы больше узнать.

Готовы? Давайте проверим. С какими вопросами испытали трудности? Что бы вам хотелось узнать? О чем?

Молодцы, мы с вами справились с заданием.

А теперь давайте поиграем в игру на внимание. Сейчас на доске я размещу изображения (приложение 3). Вам нужно запомнить их и нарисовать в тетрадях как можно точнее. Кому непонятно? Будьте внимательны. Закончили? Проверьте себя. Поднимите руки те, кто все фигуры зарисовал так, как на изображении. Молодцы, вы очень внимательные.

Слушают и воспринимают инструкции учителя, работают в парах, отвечают на вопросы, выполняют знаково - символические действия, определяют границы знания и незнания, вступают с учителем в диалог, задают вопросы, запоминают рисунки и воспроизводят их по памяти в рабочей тетради, осуществляют самопроверку.

Регулятивные УУД: проговаривают последовательность действий, отличают верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные УУД: умеют донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.

Физминутка

Задача: снять мышечное напряжение обучающихся, выполнить коррегирующую гимнастику для глаз.

Упражнение, переключение в деятельности, демонстрация.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте встанем и выполним гимнастику для глаз.

Отдохнули, присаживайтесь.

Слушают и воспринимают инструкции учителя, выполняют упражнения.

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других.

2. Основная часть.

Задача: используя различные приемы работы, создать условия для формирования у обучающихся метапредметных умений.

Упражнение, решение задач, работа с книгой, объяснение, разъяснение, разъяснение, проблемный, частично-поисковый методы.

Сейчас я предлагаю выполнить задание номер 6. Вам необходимо составить слова, выполняя математические действия. Поднимите руки те, у кого есть какие-либо вопросы. Приступайте к выполнению задания.

Теперь давайте решим задачу № 9. Прочитайте её про себя. А теперь прочитайте вслух. Сможем ли мы сразу решить задачу? Предлагаю изобразить задачи в виде рисунка. У меня для вас заготовлены карточки, я буду отмечать на доске (приложение 5), а вы у себя на карточках (приложение 4).

Сколько было деревьев? (3). Они у нас отмечены. Что говорится о галках на трех деревьях? (Их было 36). Как мы можем показать, что на трех деревьях было 36 галок? (Отметим дугой). Отметьте сверху дугой и подпишите количество галок. Что говорится про первое дерево? (Перелетело с него 6 галок). Как это покажем? (Стрелкой). Подпишем количество галок. Что говорится про второе дерево? (4 галки перелетели на третье дерево). Как покажем? (Стрелкой). Подпишем. Что еще нам известно? (Известно, что стало поровну галок на каждом дереве). Хорошо.

Что мы можем узнать, зная, что всего было 36 галок и на каждом дереве поровну? (Узнаем сколько галок стало на каждом дереве). Как это сможем узнать? (36:3=12). А как звучит вопрос задачи? Что нужно узнать? (Сколько галок первоначально сидело на каждом дереве). Можем ли мы узнать, сколько галок было на первом дереве? Как? (Мы знаем, что с него улетело 6 галок и после этого их стало 12, значит, нужно к 12 прибавить 6, получится 18). Подпишите на дереве, что галок было 18. Можем ли узнать, сколько галок было на 3 дереве? Как? (Мы знаем, что на 3 дерево прилетело 4 галки и после этого их стало 12, поэтому нужно из 12 вычесть 4, получится 8). Подпишите на дереве, что их стало 8. Что теперь можем узнать? (Сколько галок было на втором дереве. Для этого из 36 нужно вычесть 18, получится 18. И из 18 вычесть 8, получится 10). Скажите, сколько галок сидело на каждом дереве первоначально. (18, 10, 8).

Решили задачу? (Да).

Пример оформления

Выполняют задание самостоятельно, восстанавливают деформированные слова, отвечают на вопросы, проверяют правильность выполненного задания, читают текст задачи про себя и вслух, перерабатывают информацию, выполняют рисунок к задаче, использую знаково-символические действия, рассуждают, выполняют математические действия деления, сложения, вычитания.

Регулятивные УУД: отличают верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывают новые знания: находят ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют рисунки на основе текста задачи.

Коммуникативные УУД: умеют донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.

3. Заключительная часть (Подведение итогов. Рефлексия).

Задача: совместно с обучающимися подвести итоги деятельности, оценить эмоциональный настрой обучающихся в течение занятия.

Беседа, поощрение.

Прием «Слон».

Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги. Какие задания вам больше всего понравились? Какие вызвали затруднения? Для чего мы выполняли эти задания? Каким было ваше настроение в течение занятия? А сейчас я предлагаю вам на листочках нарисовать слона.

Учитель интерпретирует результаты для оптимизации дальнейшей работы (уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот - знания, которые вы приобретаете; голова - это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова - автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие - неуверенность).

Ребята, я благодарю вас за занятие. Вы старались, хорошо работали и мне было очень приятно с вами заниматься. Занятие окончено. До свидания.

Отвечают на вопросы, оценивают свое эмоциональное состояние, выполняют рисунок, прощаются с учителем.

Регулятивные УУД: совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД: перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: умеют донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.

Приложение 1

Задание: расшифруйте слово, используя ключ.

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия г. Сафоново Смоленской области

Конспект учебного занятия

внеурочной деятельности

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Тимофеева Марина Николаевна,

учитель начальных классов

г. Сафоново

Тема занятия: Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Предмет: внеурочная деятельность «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».

Тип занятия: комбинированное (с использованием презентации на необходимых этапах урока).

Форма организации обучающихся на занятии : индивидуально - групповая.

Цель занятия: развитие у детей познавательных способностей (внимания, восприятия, воображения, различные виды памяти и мышления); совершенствование навыков решения нестандартных задач; развитие логического мышления, формирование вычислительных навыков обучающихся, воспитание познавательного интереса к предмету.

Задачи урока:

    формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;

    совершенствовать мыслительные операции;

    развивать аналитические способности, устную речь, умение решать нестандартные задачи;

    развивать навыки контроля и самоконтроля;

    формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Элементы содержания : упражнения для развития памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения, разгадывание загадок.

Технологии, применяемые на уроке: системно-деятельностный подход, работа в малых группах, применение ИКТ технологий, технология ТРИЗ, технология использования в обучении игровых методов, технология развития творческих способностей, технология коллективного взаимообучения, здоровьесберегающие технологии.

Ожидаемые результаты:

Формирование УУД

Личностные результаты:

    определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

    в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

Самооценка своей работы;внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

Метапредметные:

Регулятивные УУД :

    определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

    проговаривать последовательность действий;

    учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

    учиться работать по предложенному учителем плану;

    учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    учиться планировать учебную деятельность на уроке, умение действовать по образцу, алгоритму, памятке.

Познавательные УУД:

    ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

    перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

    формулировать выводы из изученного материала;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД :

    донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    учитьсяставитьвопросы и обращаться за помощью;

    совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке в группе и следовать им;

    учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Методическое обеспечение: Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: В 2 –х частях, часть 1/ О. А. Холодова – М.:Издательство РОСТ, 2017. учащихся 2 класса Москва: РОСТ книга, 2018 год. – 56 с.

Ход учебного занятия

    Оргмомент (мотивация учебной деятельности)

Цель : создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определённого положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

    Психологический настрой

Перед началом занятия в классе звучит веселая мелодия.

Добрый день, ребята. Я очень рада видеть вас. Разрешите мне начать наше внеклассное занятие! Давайте встанем вкруг порадуемся этому дню, встрече с одноклассниками, поделимся хорошим настроением:

Пусть наша добрая улыбка, (руки к губам)

Согреет всех своим теплом, (руки к сердцу).

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед)

Делится счастьем и добром (руки в стороны).

Молодцы! Улыбка дарит хорошее настроение всем. Итак, начнём наше занятие.

Эмоциональная подготовка к занятию

Слайд 1

Регулятивные УУД:

обеспечение учениками организации их учебной деятельности;

эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование

    Мозговая гимнастика

Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов.

1.«Мозговая гимнастика»

Ребята, мне нужна ваша помощь. Кто из вас напомнит, а с чего мы начинаем обычно наши занятия?

Для чего мы ее выполняем?

«Качания головой» (стимулирует мыслительные процессы) - дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

«Ленивые восьмёрки» (обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания) - по 3 раза каждой рукой и вместе рисуем восьмёрки в горизонтальной плоскости.

Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!» (для улучшения зрения) - указательный палец правой руки держим перед носом на расстоянии 25-30 см, смотрим на палец 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, затем правый глаз, а потом смотреть на палец двумя глазами.

2 .Вводная беседа

Ребята, у нас сегодня гости! Это …весёлый добрый озорной гость. (Звучит музыкальный фрагмент из м/ф «Малыш и Карлсон»).

О ком это я? (На магнитной доске открывается плакат с изображением Карлсона).

- Его друг Малыш ужу учится в школе, умеет читать писать решать примеры и задачи. Карлсон тоже хочет научиться многому. Он просит нас помочь ему в этом.

- Вы согласны помочь Карлсону?

Так давайте поможем ему научиться:

    рассуждать, думать, размышлять, исследовать, узнавать.

Ответы детей.

Выполнение упражнений вместе с детьми.

В течение 2 минут дети выполняют качания головой, «ленивые восьмёрки», моргания, «вижу палец».

О Карлсоне

Регулятивные УУД: действия под руководством учителя.

Личностные УУД:

Познавательные УУД: планирование учебного сотрудничества.

    Определение и осознание обучающимися темы и задач занятия

Цель: мотивирование (самоопределение) обучающихся к учебной деятельности.

1.Определение темы и задач занятия

Рассмотрите задания сегодняшнего занятия.

Открывают тетради, рассматривают задания.

Какие задачи вы поставите себе на сегодняшнем уроке?

Итак, тема нашего занятия…

Какими вы постараетесь быть на занятии?

Ответы детей.

Я хочу развивать: зрительное внимание, память, логическое мышление, сообразительность;

быстроту реакции, умение рассуждать и анализировать.

Развитие внимание, памяти, логического мышления и умения рассуждать.

Я буду внимателен. Я всё запомню. Я возьму с собой хорошее настроение.

Познавательные УУД: целеполагание.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества, высказывание своего мнения, учёт разных мнений.

IV . Разминка

Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции.

1. Деление детей на группы

Сегодня на занятии вы будете решать интересные задания, развивающие ваше внимание, память мышление, сообразительность и воображение. А Карлсон будет учиться у вас. Ведь он вас считает всезнайками.

А вы знаете, кто такой всезнайка? (Человек, который знает много обо всем на свете.)

Кто считает себя всезнайкой? Поднимите руку.

Как много у нас всезнаек.

Сладкоежка Карлсон принёс на наше занятие конфеты, загадки. Конфеты будут для вас вкусным талисманом, и его вы съедите в конце нашего путешествия.

А кто знает, что такое талисман?

(По суеверным представлениям - предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу и наделяющий чудодейственной силой. Служит также оберегом.)

Угощаю детей конфетами «Ласточка» и «Королёк» так, что бы образовались 2 команды. Заранее предупреждаю, что нужно прочитать название конфеты. Читая, дети замечают, что у многих конфеты с одинаковым названием.

Объединяю детей, образуя группы - команды.

Давайте назовём названия команд. Оно будет совпадать с названием ваших конфет.

Каждой группе - команде присваивается название и вручается их символ рисунок птицы.

Учитель коротко делает сообщение о этих птицах.

Ребята, у нас образовались 2 команды. Назовите правила работы в командах (группах).

Ещё Карлсон принёс на наше занятие тайные конверты. Их вы будете получать за правильно выполненные задания .

Внутри каждого конверта – сюрприз.

Удачи, вам, ребята.

    Разминка

С чего мы начнем работать?

С какой целью мы проводим разминку?

Учитель загадывает загадку каждой команде по очереди. Загадка 1 . Ученики получают тайный конверт с сюрпризом.

Вопросы разминки задаются по очереди командам.

    Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь?

    Ночная птица с круглыми глазами. Кто это?

    По нему можно перейти реку не замочив ног.

    В какую посуду нельзя налить воды? По-гречески - алфавит, по-русски - ...?

    Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена.

    Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. Что это?

    Домашняя птица, которая может нести золотые яйца.

    Наибольшее двузначное число.

А наименьшее?

В конце проводится самооценкаработы с помощью карточек красного, жёлтого и зелёного цветов.

У вас на столе карточки 3-х цветов.

«Ласточка»

«Королёк»

Правила работы в группе

Слушаю, что говорят другие.

Делаю выводы об услышанном, задавай вопросы.

Говорю спокойно ясно, только по делу.

Помогаю товарищам, если они об этом просят.

С разминки.

Мы тренируем быстроту реакции, развиваем сообразительность.

Есть у каждого своя,

Чистотой блестеть должна,

На уроке без неё

Не напишешь ничего. (Парта)

Пух, лист, горсть песка.

В полную.

Зелёный – получилось всё отлично

Красный – только часть заданий выполненаверно.

Жёлтый – хорошо

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;

толерантность к чужим ошибкам и другому мнению;

Р егулятивные УУД: выполнение работы в соответствии с заданным планом; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция в случае затруднения, коррекция.

Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества,

умение выражать свои мысли, учёт разных мнений.

V . Тренировка концентрации внимания и зрительной памяти

Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания, развитие умений и навыков индивидуальной работы.

Загадка 2 . Ученики получают тайный конверт с сюрпризом.

Задание 1. Прочитайте задание.

Что мы сейчас будем делать?

Проводится самопроверка выполненной работы. Приложение 1.

Загадка 3 Ученики получают тайный конверт с сюрпризом.

Задание 2. Не водя рукой по схемам, а лишь отслеживая глазами линии, связывающие цифры вверху с буквами внизу, выпишите буквы по порядку, и вы сможете прочитать четыре слова, которые образуют русскую загадку.

Самопроверка. Приложение 2.

Загадка 4 .

О ком эта загадка? Как можно быстрее отгадайте её.

тайный конверт с сюрпризом.

Задание 3 . Сосчитайте голубей.

Проверка:

Как считали голубей?

Самопроверка выполненной работы. Приложение 3.

Загадка 5 . Разгадав загадку, ученики получают тайный конверт с сюрпризом.

Задание 4 . Посмотрите на нарисованный квадрат. В одной из клеток стоит машина. Это гараж. Я рассказываю, как она едет, а вы, не прикасаясь рукой к таблице, лишь глазами отслеживаете её путь. В последней клетке поставьте цифру один, затем два и так далее. Каждый раз машина начинает свой путь из гаража.

Самопроверка.

Приложение 5

Пишем белым мы по ней

И стираем без затей

Для учителя она

Необходима и важна. (Доска)

- З апомните как можно точнее увиденные, изображения и зарисуйте в рамках.

Как только работа будет выполнена, учениками всей группы сигнализируют, показывая «Звёздочку» (после выполнения каждого задания) .

Я и туча, и туман,

И река, и океан,

И стекаю, и бегу,

Я стеклянной быть могу.(Вода)

Их на окошко, полку ставят,

От холода и ветра берегут.

Весну зимой они нам дарят,

Потому что зеленеют и цветут. (Цветы)

Замечаем, что у каждого голубя на рисунке по одному глазу: удобно сосчитать глаза - столько же будет и голубей.

Ответ: 12 голубей.

На стене – озерцо.

В Озерце моё лицо.

Рисует Водичка

Весёлое Личико.(Зеркало)

Маршрут первый : 2 клетки вниз, 1 влево, 3 вверх, 2 вправо, 2 вниз - ставьте цифру 1.

Маршрут второй : 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево - цифра 2.

Маршрут третий : 1 вверх, 2 влево, 1 вниз,1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 3 вверх - цифра 3.

Познавательные УУД: составление, понимание и объяснение алгоритма при работе с конкретным заданием.

Коммуникативные УУД: активное участие в обсуждениях, возникающих на уроке; ясное формулирование ответов на вопросы других учеников и педагога.

Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

VI . Веселая переменка

Цель : развитие двигательной сферы детей в виде динамической паузы, умения выполнять несколько различных заданий одновременно, укрепление мышц шейного отдела

    Кинезиологическое упражнение «Я хороший» (Одновременное поглаживание головы правой рукой, круговые вращения по туловищу левой рукой, затем поменять руки).

    «Напиши» своё имя носом.

Выполнение упражнений вместе с учителем.

Регулятивные УУД: действия под руководством учителя

Личностные УУД: овладение приемами здоровьесбережения.

VII . Логически-поисковые задания

Цель: обучение учащихся умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь.

Что мы сейчас будем делать?

Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развивать логику?

Ребята, пришло время учиться рассуждать и решать логические задачи. Но сначала отгадаем загадку.

Загадка 6 .

Задание 5 . Если бы собака была легче жука и тяжелее слона, то кто был бы легче всех? Ответ: слон. Если бы лошадь была ниже кролика и выше жирафа, то кто был бы выше всех? Ответ: кролик. Миша жил немного ближе к школе, чем Коля, и намного дальше от нее, чем Витя. Кто жил от школы дальше всех? Ответ: Коля.

Самопроверка. Приложение 4.

Загадка 7 . Разгадав загадку,ученики получают тайный конверт с сюрпризом.

Задание 6 . Маша нанизала на нитку 20 бусинок так, что каждая четвёртая бусинка большая, а остальные - маленькие. Сосчитай, сколько больших и сколько маленьких бусинок на нитке? Приложение 6.

Задание 7. Надо найди закономерность и вписать номер нужной фигуры. Назовите номер подходящего самолетика.

Самопроверка. Приложение 7.

А теперь вскройте все полученные вами конверты и составьте слово из букв.

Одной ручкой-всех встречает,

Другой ручкой -всех провожает.

Никого не обижает, а её все толкают. (Двери)


Круглое, румяное

С дерева достану я,

На тарелку положу,

«Кушай мамочка»-скажу! (Яблоко)

Ответ: №6.

Слова «Молодцы», «Спасибо».

Познавательные УУД: общеучебные : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Регулятивные УУД:: участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения задания; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

VIII . Итог занятия. Рефлексия.

Цель : осознание учащимися учебной деятельности, самооценке результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

Понравилось ли вам занятие?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Как вы думаете, чему вы научили нашего гостя, Карлсона, в течение урока?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем еще надо поработать?

-Покажите, какое у вас настроение.

Смайлики : весёлый и грустный.

- А теперь я скажу своё мнение.

- Вы работали очень хорошо, много выполнили заданий в течение урока. Даже, если у кого-то из вас не получилось выполнить правильно, это не беда. На следующем уроке обязательно всё получится!

Вы все молодцы. Отличная работа. Всем спасибо!

- А теперь пришла пора угоститься вашими сладкими талисманами, которые сопровождали нас весь урок.

Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.

Переменку веселитесь,

И начнем урок опять.

Ответы детей.

Ученики показывают «весёлый» смайлик.

Личностные УУД:

самооценка понимания причин удач и неудач (успехи и неуспехи в УУД).

Познавательные УУД: контроль, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция; оценка, прогнозирование.

Приложение 1

Запомни увиденные изображения и зарисуй как можно точнее.

Приложение 2

Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, выпиши буквы по порядку. Если ты всё сделал верно, у тебя получилась загадка.

Как можно быстрее отгадай её.

Приложение 3

Сосчитай голубей.


Приложение 4

Учись рассуждать.

А).Напиши, кто был бы легче всех, если бы собака была легче жука и тяжелее слона?_____________________________

Б). Подумай, если бы лошадь была ниже кролика и выше жирафа, то кто был бы выше всех? _____________________________

В).Миша жил немного ближе к школе, чем Коля, и намного дальше от неё, чем Витя. Напиши, кто жил от школы дальше всех?

_____________________________

Приложение 5

Посмотри на квадрат. В одной из клеток стоит машина. Не прикасаясь рукой к таблице, а лишь следя глазами, узнай её путь.

Приложение 6

Выбери нужную фигуру из 7 пронумерованных.

Умники и умницы 2 класс

Занятие 2.

Презентацию подготовила:

Романова Лариса Викторовна

МБОУ СОШ №276,

г.Гаджиево,

Мурманской области


Р а з м и н к а

Назови всегда твёрдые согласные звуки?

Ж, Ш, Ц.


Р а з м и н к а

Вспомни, название компонентов при сложении?

Слагаемое, слагаемое, сумма.


Р а з м и н к а

У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?


Р а з м и н к а

Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе?


Р а з м и н к а

В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить?


Р а з м и н к а

Самый смешной артист цирка?

Клоун


Р а з м и н к а

Воздушное пространство, где летают птицы?

Небо


Р а з м и н к а

Вытянутый круг?

Овал


Р а з м и н к а

Надутая домашняя птица?

Индюк


Р а з м и н к а

Цепочка верблюдов, движущаяся в пустыне?

Караван




КАБАЧОК


КОЛОДЕЦ

Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определи, какие буквы соответствуют числам. Причитай слова.


Сосчитай зонтики


Путь первый:

1 клетка вверх,


Посмотри на квадрат. В одной из клеточек сидит бабочка Слушая рассказ о её полёте и, не прикасаясь рукой к таблице, а лишь следя глазами, узнай, в какую клетку она перелетела. Нарисуй её там.

Путь второй:

2 клетки вправо,


Посмотри на квадрат. В одной из клеточек сидит бабочка Слушая рассказ о её полёте и, не прикасаясь рукой к таблице, а лишь следя глазами, узнай, в какую клетку она перелетела. Нарисуй её там.

Путь третий:

1 клетка влево,


В очереди за мороженым стоит 13 человек. Федя стоит седьмым от начала очереди. Догадайся, каким по счёту он стоит от конца очереди?


ЛОГИЧЕСКИ – ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Лестница состоит из 15 ступенек. Подумай, на какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы?


ЛОГИЧЕСКИ – ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ

КАМЕНЬ ВОДА ПЕСОК


ЛОГИЧЕСКИ – ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Прочитай анаграмму. Какое слово соответствует ей по смыслу? Поставь рядом с зашифрованным словом подходящий значок.

ЗАВОД БОЛЬНИЦА ШКОЛА

АЧВР

ВРАЧ


ЛЁД -

ЛЁ Н

СЛОГ -

СЛО Н

СОК -

СО Н

СЫР -

СЫ Н

РАМА -

РА Н А


Замени одну букву из согласных в слове на букву «Н» и получи новое слово.

СЕЛО -

СЕ Н О

КОРА -

Н ОРА

СОЛЬ -

Н ОЛЬ

МИЛА -

МИ Н А


Лиза, Галя и Нина живут в разных домах. Первый дом высокий каменный, второй – высокий деревянный, третий – невысокий каменный. Подпиши, кто в каком доме живёт, если Галя и Нина живут в высоком, а Нина и Лиза - в каменном.

НИНА

ЛИЗА

ГАЛЯ


Впиши номер нужной фигуры


М о л о д ц ы!

С п а с и б о з а у р о к!


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав