13.10.2019

Что ребенку необходимо для хорошей адаптации к школе


Первое сентября – важный день в жизни каждого ребенка. Однако, радость от первого похода в школу чаще всего идет рука об руку с волнением. И это неслучайно – с началом школьного обучения в жизни ребенка начинается новый этап. Уроки, домашние задания, новые друзья… Как понять, успешно ли проходит адаптация ребенка к школе, предупредить возможные проблемы и оказать ему посильную помощь?

Школьная адаптация и ее особенности

Под школьной адаптацией принято понимать формирование у ребенка новых привычек, позволяющих ему успешно приспособиться к школьной жизни и ее ключевым особенностям. А именно – новому режиму дня, возросшей интеллектуальной нагрузке, детскому коллективу и т.д. Хорошую школьную адаптацию распознать просто: ребенок, с легкостью адаптировавшимися к школьному обучению, с удовольствием посещает ее и охотно делится с родителями впечатлениями о каждом новом учебном дне. Он не испытывает дискомфорт в общении с педагогами и легко находит новых друзей. Трудности в адаптации ребенка могут выдавать следующие сигналы.

  1. С момента поступления в школу физическое самочувствие ребенка резко ухудшилось; он стал чаще болеть и жаловаться на свое состояние без видимых на то причин
  2. Ребенок не смог найти в классе ни одного нового друга
  3. Вы часто замечаете, что ребенок вернулся из школы переутомленным и подавленным. Или, напротив – излишне расторможенным и возбужденным
  4. Ребенок прямым текстом говорит вам, что ему плохо в школе

Наличие одного или нескольких признаков может стать для родителей сигналом того, что ребенок столкнулся с трудностями в адаптации к школе. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются современные первоклассники и их родители.


Проблемы школьной адаптации и пути их решения

1.Эмоциональный стресс. Наиболее сложным периодом в жизни каждого школьника считаются первые две недели обучения. Именно в этот период нервная система ребенка, не успевшая адаптироваться к новому режиму, может болезненно реагировать на нагрузки. Следствием этого может стать повышенная усталость, раздражительность, сонливость, плаксивость.

Как распознать? Главным признаком психоэмоционального стресса ребенка является ухудшение общего физического состояния – нарушения сна, потеря аппетита, а также частые смены настроения.

Как помочь? Для того чтобы режимные моменты не стали слишком серьёзным стрессом, желательно начать приучать ребенка к ним за несколько месяцев до похода в первый класс. Приучите ребенка ложиться и вставать в одно и то же время, выделите время для прогулок, приема пищи и т.д.

2. Страх перед неудачами. По мере того, как школьная программа будет усложняться, ребенок может начать замечать за собой что далеко не все получается так легко, как вначале. Первые неудачи могут серьезно выбить ребенка из коле, а то и надолго отбить у него делание учиться.

Как распознать? Дети, испытывающие страх перед неудачами, крайне болезненно воспринимают замечания со стороны учителей, они боятся приниматься за новое дело. Ошибка допущенная на письме или при чтении, а также выполнении домашнего задания часто провоцирует у него бурные реакции вплоть до слез.

Как помочь? Старайтесь поощрять каждый, даже самый незначительный успех ребенка – будь то правильно прочитанное слово или аккуратно написанный крючок в прописи. Помните, что каждый новый шаг в освоении новых знаний для первоклассника дается с большим трудом. Не менее важно, чтобы ребенок был уверен – вы любите его вне зависимости от его школьных успехов.

3. Неспособность справиться с повышенной интеллектуальной нагрузкой. Школьное обучения требует от ребенка усидчивости, повышенной концентрации внимания. Все это часто требует навыков, еще не до конца резвившихся у ребенка младшего школьного возраста.

Как распознать? Ребенка, не справляющегося с интеллектуальной нагрузкой, выдает возбудимость, невнимательность, отсутствие интереса к чему-либо. Они могут демонстрировать беспричинное упрямство и негативизм, вплоть до полного отказа от учебной деятельности.

Как помочь? Начало младшего школьного возраста для ребенка отмечается сменой ведущего вида деятельности – на место игровой приходит учебная. Для того, чтобы этот переход стал для ребенка менее болезненным постарайтесь смягчить его, включая в обучение игровые моменты. А также разнообразив процесс заучивания нового материала при помощи наглядных пособий. Это позволит «разгрузить» психику ребенка, превратив скучное обучение в увлекательную и интересную игру.

4.Несформированность познавательной мотивации. Отсутствие понимания важности школьного обучения.

Как распознать? Дети, у которых не до конца сформирована познавательная мотивация не понимают для чего они ходят в школу и зачем им нужно школьное обучение.

Как помочь? К сожалению стоит отметить, что большинство родителей редко уделяют мотивационной готовности ребенка к школе должное внимание. На самом деле уже к моменту поступления в первый класс ребенок должен очень четко понимать, для чего он идет в школу и как ему могут пригодиться полученные знания в будущем.

5.Болезненная адаптация в новом коллективе. Довольно часто дети страдают из-за плохих отношений как с коллективом сверстников, так и учителем.

Как распознать? Ребенок не рассказывает об одноклассниках и о том, как он проводит время с детьми в школе и за ее пределами. А зачастую – жалуется на действия со стороны других детей и педагога.

Как помочь? Для начала определитесь с тем, какие именно проблемы мешают ребенку наладить отношения с одноклассниками. Дети не хотят играть с ним потому, что он задирает и бьет сверстников? Или ваш ребенок, напротив, сам становится жертвой насмешек и издевательств? Затем – подумайте что именно подталкивает ребенка вести себя именно таким образом. Какие его потребности остаются без внимания? Какие просчеты в воспитании вы допустили? Если вам не удается самостоятельно найти ответы на эти вопросы – не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному психологу. Первый класс – это период, когда ребенок начинает приобретать социальную роль, которая может надолго закрепиться и во многом предопределить его будущее.


Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Советы родителям

1. Чаще хвалите ребенка и поменьше критикуйте его. Помните – основная задача сейчас – помочь ему поверить в себя и свои силы

2. Поощряйте ребенка говорить о своей жизни в школе и своем классе. Демонстрируйте искренний интерес к нему

3. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка – темперамент, комфортный для него режим работы и т.д.

4. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми – сравнивать ребенка можно только с самим собой

5. Старайтесь обеспечить ребенку возможность полноценно организовывать свою досуговую деятельность

Простые советы помогут вашему ребенку безболезненно пережить один из самых сложных периодов в его жизни и понять, что школьная жизнь не так сложна, как это может показаться на первый взгляд.

Период адаптации ребенка к школе обычно длится от 4 до 7 недель. В этот период школьник привыкает к особенностям школьного режима. Первокласснику приходится не только вовремя просыпаться и вставать, но также на всех уроках требуется сидеть спокойно, привыкать к тому, что урок длится 45 минут, а дома необходимо выполнять домашние задания. Без должных привычек у ребенка появляются чрезмерная усталость, пропуски занятий. Необходимо, чтобы учителя и родители понятно и четко выражали новые требования к жизни ребенка, постоянно контролировали их выполнение, даже несмотря на то, что большинство детей к 6-7 годам с психофизиологической стороны подготовлены к формированию соответствующих привычек.

В первые несколько месяцев у ребенка происходитадаптация к школьному коллективу , т.е. к учителю, к своим новым товарищам - одноклассникам. Нередко первоклассник теряется в новой для него школьной обстановке, не может сразу познакомиться с детьми, чувствует себя одиноким. При всей возможной приветливости и доброжелательности со стороны учителя, он все-таки выступает как авторитетный и строгий наставник, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Он постоянно оценивает работу детей. Его позиция такова, что ребенок не может не испытывать некоторой робости при общении с ним. Учитель должен предъявлять одинаковые требования ко всем детям и вместе с тем внимательно наблюдать за индивидуальными особенностями выполнения этих требований разными детьми. На основе такого специального изучения детей можно выбирать тот или иной конкретный способ воздействия на них, цель которого состоит в том, чтобы воспитать у всех первоклассников привычку спокойного, выдержанного поведения на уроках, соблюдения общего темпа учебных занятий.

Важная цель воспитательной работы в первые месяцы пребывания ребенка в школе - привить ему чувство того, что класс, а затем и школа - это не чужая ему группа людей, а доброжелательный и чуткий коллектив.

С поступлением ребенка в школу меняетсяположение ребенка в семье . Появляются новые обязанности и новые права. У первоклассника должно быть свое учебное место, там где он сможет в спокойной обстановке выполнять домашние задания. Члены семьи должны с пониманием отнестись к новому режиму дня ребенка.

К трудностям в адаптации ребенка к школе относится и возникающий иногда страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо, опасения, что ребенок в школе будет простужаться и болеть. В других случаях некоторые родители, наоборот ожидают от ребенка чрезмерно высоких результатов, достижений, поэтому всякий раз, когда он с чем-то не справляется, чего-то не умеет, активно демонстрируют свое недовольство им, тем самым порождают в нем чувство неуверенности в себе, тревожности, страха и нежелания учиться.

18. Психологическая характеристика учебной деятельности.

Ребенок действительно становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию, Он включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него, что происходит благодаря изменению социальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - 10 или 11 лет жизни. Естественно, она имеет определенную структуру. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина.

Первый компонент - мотивация. Учебная деятельность полимотивирована - она побуждается и направляется разными учебными мотивами.

Д.Б. Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Второй компонент - учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи. Развивающее обучение предполагает совместное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи данного класса, учебная работа становится более продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают связь между изменениями формы и значения.

Учебные операции входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности.

Каждая учебная операция должна быть отработана.

Четвертый компонент - контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством учителя.

Последний этап контроля - оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать.


Этот страх многие передают своим детям, которым только предстоит узнать, что такое школа. А ребёнок рассматривает предстоящие изменения в своей жизни как что-то интересное и неизведанное. Ведь по своим физиологическим особенностям ребёнок в этом возрасте любознательнее, чем мы с вами, взрослые. Так давайте же разберёмся, как нам ещё до школьных дней не погасить ту искорку интереса в детской душе. У нас впереди целое лето.

, сравнивать школьную систему с детсадовской, проводя параллели между личными качествами ребенка и его будущими неудачами в школе. Сами того не осознавая, взрослые своими страхами и напутствиями «из лучших побуждений», создают для ребенка негативную программу его школьной жизни. У каждого взрослого имеется свой (удачный или менее успешный) школьный опыт, а ребенок приобретёт свой собственный. Обязанность родителей – защищать и помогать ребенку в преодолении трудностей на этом пути. Ведь бывали весёлые моменты среди школьных будней! Ваши рассказы об этом пойдут только на пользу, помогут несколько снять напряжение у ребенка перед неизвестным будущим. Смешные истории известных писателей, таких как, В. Драгунский, В. Голявкин, Э. Успенский, тоже будут вам помощниками.

Домашняя система подготовки действует с учетом личных качеств ребенка, и в этом ее преимущество. Всем знакомо чувство, когда после длительного отдыха приходится перестраивать свой режим дня и менять привычки в спешном порядке. Это всегда дается с большим трудом и вызывает естественное отторжение к нагрянувшим переменам. Если же начинать , можно избежать стресса и принять перемены в позитивном ключе. Также и с подготовкой ребенка к школе, лучше начинать ее уже с первого месяца летнего отдыха.

:

Ø организованность;

Ø развитие навыков коммуникабельности;

Ø самостоятельность;

Ø развитие учебных навыков;


Дети проходят эту стадию с неодинаковой скоростью, у многих пик кризиса выпадает на первые месяцы обучения в школе или как раз на летние месяцы. Ребенку сложно контролировать свои эмоции по поводу поступления в школу, а они довольно разнообразны. Часто встречаются ситуации, когда дети начинают активно протестовать против своего взросления, это проявляется и в поведении (подражание малышам ясельного возраста), так и в физиологии (недержание мочи и кала, проблемы с речью и. т. п). Родителям не следует стыдить непоседу, тем более в присутствии посторонних, ставить ему в пример детей своих знакомых. Каждый проходит эту стадию по-разному, но, чтобы

Ø

Игры – это замечательный способ лучше узнать собственного ребенка. Можно завести хорошую вечернюю традицию настольных игр образовательного направления для детей 6-7 лет. Играть лучше всей семьей, чтобы создать дух соперничества. Для развития словарного запаса ребенка можно периодически играть с ним в «слова», это также развивает сообразительность. Интерес к предстоящей учебе можно подогреть ролевыми играми в школу. Примеряя на себя роль учителя, ребенок показывает свои знания взрослым, а в роли ученика приобретает новые знания гораздо легче, чем в настоящей школе.

Для этого подойдут ролевые игры в магазин, хождение по настоящим магазинам с целью обучения счету. Бытовая математика хорошо осваивается везде в бытовых ситуациях: сосчитать количество ягодок на виноградной кисти, бельевых прищепок на верёвке, поделить поровну между членами семьи конфеты, пельмени и т.п. Арифметические задачки про пироги или куски пирога, которые нужно разделить поровну между всеми членами семьи, помогут ребенку легко решать абстрактные задачи по математике за весь курс начальной школы.

Можно выделить для этого по 15-20 минут ежедневно. Лучше начинать с первого летнего месяца, ведь для закрепления устойчивых привычек требуется, как минимум, двадцать один день. Действуя в согласии с темпераментом ребенка, методично и целенаправленно, можно достичь хороших результатов к сентябрю.

Ø

Это чувство очень важно для того, чтоб ребенку было легче привыкнуть к школьному распорядку. Конечно, ориентироваться по минутам семилетке еще сложно, поэтому на помощь придут «особенные часы». Это часы с циферблатом, на которых вместо цифр будут картинки с изображением действий, которые нужно делать в это время суток. При изготовлении таких часов можно проявить творческие способности, идеи легко найти в интернете. Чтобы часы работали, в них можно вставить настоящий механизм, и периодически обращать внимание ребенка на движение стрелок по кругу. Если он интересуется значением цифр в часах, можно рассказать ему основы, научить определять время в часах и минутах. С целью приучения ребенка к организованности, можно ознакомить его с тематическими сказками, например, можно почитать ему «Сказку о потерянном времени» Е.Шварца.

Ø

Вот этот момент самый трудный и необходимый для развития в ребёнке самостоятельности и навыка самообслуживания, так необходимого в школьной жизни.

В 6-7 летнем возрасте ребенку уже по силам выполнять некоторые домашние поручения. Нужно выделить круг обязанностей, которые ребенок должен делать самостоятельно. Пусть сначала это будет одно-два дела, но надо следить за тем, чтобы их выполнение вошло у ребенка в привычку. Хорошо, если у ребенка в этом возрасте есть домашнее животное. Тогда можно поручить ему право ежедневно кормить своего питомца и следить за состоянием его жилища (лотка, туалета). Убирать испражнения животного ребенку необязательно, но он, как хозяин, может следить за ситуацией и вовремя сообщать взрослому о необходимости уборки.

Также, необходимо выделить ребенку ту зону, за которую он ответственен при уборке в доме. Это может быть уголок с его игрушками, где он устанавливает свой порядок, в который нельзя вмешиваться. Не столь важно, насколько чисто будет в этой зоне, хотя приучать ребенка к чистоте и аккуратности тоже нужно, но это придет со временем. Основная задача – сформировать у ребенка чувство ответственности за вещи, находящиеся в зоне его внимания. Личный пример тоже важен, поэтому родителям нужно и самим грамотно распределить домашние обязанности между собой и не лениться их выполнять в срок.

Подготовьте психологически своего ребёнка для успешности обучаемости в школе. В остальном вам помогут учителя.

Успехов вам, дорогие родители!!!

Учитель начальных классов высшей категории

МБОУ СШ №4 г. Вязьмы Смоленской области

Максимова Валентина Сергеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку легче адаптироваться к школьной жизни.

В конце мая проходят выпускные в детских садах, впереди звонкое лето. Но тревожатся родители будущих первоклассников, их пугает неизвестность: как мой сынок или доченька адаптируются в условиях школы? Родители испытывают естественное волнение, связанное со вступлением ребенка в ряды первоклассников. Современная школа вызывает страх. Последнее время у всех на устах ФГОСЫ, ТЕСТЫ, МОНИТОРИНГИ, ЭКЗАМЕНЫ и прочие «страшилки» типа: «Школа – не садик, там тебя заставят подчиняться, там всё строго!» Эти свои сомнения и страхи многие взрослые передают своим детям и внукам, которым только предстоит узнать, что такое школа.
Этот страх многие передают своим детям, которым только предстоит узнать, что такое школа. А ребёнок рассматривает предстоящие изменения в своей жизни как что-то интересное и неизведанное. Ведь по своим физиологическим особенностям ребёнок в этом возрасте любознательнее, чем мы с вами, взрослые. Так давайте же разберёмся, как нам ещё до школьных дней не погасить ту искорку интереса в детской душе. У нас впереди целое лето.

Нельзя настраивать ребенка негативно , сравнивать школьную систему с детсадовской, проводя параллели между личными качествами ребенка и его будущими неудачами в школе. Сами того не осознавая, взрослые своими страхами и напутствиями «из лучших побуждений», создают для ребенка негативную программу его школьной жизни. У каждого взрослого имеется свой (удачный или менее успешный) школьный опыт, а ребенок приобретёт свой собственный. Обязанность родителей – защищать и помогать ребенку в преодолении трудностей на этом пути. Ведь бывали весёлые моменты среди школьных будней! Ваши рассказы об этом пойдут только на пользу, помогут несколько снять напряжение у ребенка перед неизвестным будущим. Смешные истории известных писателей, таких как, В. Драгунский, В. Голявкин, Э. Успенский, тоже будут вам помощниками.

На что нужно обратить особое внимание?

Домашняя система подготовки действует с учетом личных качеств ребенка, и в этом ее преимущество. Всем знакомо чувство, когда после длительного отдыха приходится перестраивать свой режим дня и менять привычки в спешном порядке. Это всегда дается с большим трудом и вызывает естественное отторжение к нагрянувшим переменам. Если же начинать подготовку к предстоящим переменам заблаговременно и постепенно , можно избежать стресса и принять перемены в позитивном ключе. Также и с подготовкой ребенка к школе, лучше начинать ее уже с первого месяца летнего отдыха.

Подготовка ребенка к школе ведется по нескольким направлениям :

  • организованность;
  • развитие навыков коммуникабельности;
  • самостоятельность;
  • развитие учебных навыков;

Акцентировать внимание нужно на развитие личностных качеств ребенка. Учителя начальных классов отмечают, что современные дети меняются очень быстро, отличаются большой мобильностью в образовании, и очень быстро могут заполнить прорехи в своих знаниях. А вот научить ребенка общению с другими детьми, развить в нем лучшие личностные качества, которые помогут успешному обучению и адаптации в школьной среде – это задача родителей, а не учителей. В домашней обстановке можно развить у ребенка самостоятельность, чувство времени, умение отстаивать свои интересы и многие другие навыки, которые помогут ему в преодолении кризисного первого года обучения.
В возрасте 6-7 лет в организме ребенка происходят значительные физиологические и психологические изменения. Дети проходят эту стадию с неодинаковой скоростью, у многих пик кризиса выпадает на первые месяцы обучения в школе или как раз на летние месяцы. Ребенку сложно контролировать свои эмоции по поводу поступления в школу, а они довольно разнообразны. Часто встречаются ситуации, когда дети начинают активно протестовать против своего взросления, это проявляется и в поведении (подражание малышам ясельного возраста), так и в физиологии (недержание мочи и кала, проблемы с речью и. т. п). Родителям не следует стыдить непоседу, тем более в присутствии посторонних, ставить ему в пример детей своих знакомых. Каждый проходит эту стадию по-разному, но, чтобы помочь дошкольнику перейти на новую ступень развития, нужно приучать его к новшествам постепенно. В основе желания навсегда остаться в беззаботном детстве, лежит неуверенность и страх перед будущим. Поэтому не нужно лезть к ребенку с бесконечными «надо», лучше расширить круг его обязанностей, но при этом оставлять место для его интересов. Иногда можно подурачиться вместе с ним, больше уделять времени совместным играм, общению в кругу семьи.
Итак, постепенно, ненавязчиво готовим ребёнка к новому статусу его жизненного, пусть ещё недлинного, пути:

  • Увлекательные игры на закрепление полученных знаний и освоение новых.

Игры – это замечательный способ лучше узнать собственного ребенка. Можно завести хорошую вечернюю традицию настольных игр образовательного направления для детей 6-7 лет. Играть лучше всей семьей, чтобы создать дух соперничества. Для развития словарного запаса ребенка можно периодически играть с ним в «слова», это также развивает сообразительность. Интерес к предстоящей учебе можно подогреть ролевыми играми в школу. Примеряя на себя роль учителя, ребенок показывает свои знания взрослым, а в роли ученика приобретает новые знания гораздо легче, чем в настоящей школе.

Для этого подойдут ролевые игры в магазин, хождение по настоящим магазинам с целью обучения счету. Бытовая математика хорошо осваивается везде в бытовых ситуациях: сосчитать количество ягодок на виноградной кисти, бельевых прищепок на верёвке, поделить поровну между членами семьи конфеты, пельмени и т.п. Арифметические задачки про пироги или куски пирога, которые нужно разделить поровну между всеми членами семьи, помогут ребенку легко решать абстрактные задачи по математике за весь курс начальной школы.

Можно выделить для этого по 15-20 минут ежедневно. Лучше начинать с первого летнего месяца, ведь для закрепления устойчивых привычек требуется, как минимум, двадцать один день. Действуя в согласии с темпераментом ребенка, методично и целенаправленно, можно достичь хороших результатов к сентябрю.

  • Развивать у ребенка чувство времени.

Это чувство очень важно для того, чтоб ребенку было легче привыкнуть к школьному распорядку. Конечно, ориентироваться по минутам семилетке еще сложно, поэтому на помощь придут «особенные часы». Это часы с циферблатом, на которых вместо цифр будут картинки с изображением действий, которые нужно делать в это время суток. При изготовлении таких часов можно проявить творческие способности, идеи легко найти в интернете. Чтобы часы работали, в них можно вставить настоящий механизм, и периодически обращать внимание ребенка на движение стрелок по кругу. Если он интересуется значением цифр в часах, можно рассказать ему основы, научить определять время в часах и минутах. С целью приучения ребенка к организованности, можно ознакомить его с тематическими сказками, например, можно почитать ему «Сказку о потерянном времени» Е.Шварца.

  • Распределение домашних обязанностей.

Вот этот момент самый трудный и необходимый для развития в ребёнке самостоятельности и навыка самообслуживания, так необходимого в школьной жизни.

В 6-7 летнем возрасте ребенку уже по силам выполнять некоторые домашние поручения. Нужно выделить круг обязанностей, которые ребенок должен делать самостоятельно. Пусть сначала это будет одно-два дела, но надо следить за тем, чтобы их выполнение вошло у ребенка в привычку. Хорошо, если у ребенка в этом возрасте есть домашнее животное. Тогда можно поручить ему право ежедневно кормить своего питомца и следить за состоянием его жилища (лотка, туалета). Убирать испражнения животного ребенку необязательно, но он, как хозяин, может следить за ситуацией и вовремя сообщать взрослому о необходимости уборки.

Также, необходимо выделить ребенку ту зону, за которую он ответственен при уборке в доме. Это может быть уголок с его игрушками, где он устанавливает свой порядок, в который нельзя вмешиваться. Не столь важно, насколько чисто будет в этой зоне, хотя приучать ребенка к чистоте и аккуратности тоже нужно, но это придет со временем. Основная задача – сформировать у ребенка чувство ответственности за вещи, находящиеся в зоне его внимания. Личный пример тоже важен, поэтому родителям нужно и самим грамотно распределить домашние обязанности между собой и не лениться их выполнять в срок.

Подготовьте психологически своего ребёнка для успешности обучаемости в школе. В остальном вам помогут учителя.

Успехов вам, дорогие родители!!!

Учитель начальных классов высшей категории

МБОУ СШ №4 г. Вязьмы Смоленской области

Максимова Валентина Сергеевна


Первый год в школе - это сложный период в жизни ребенка. Он вступает в новую, взрослую жизнь. Для родителей этот период не менее сложный. От них требуется максимальное участие в жизни малыша, грамотный психологический подход. В первом классе у ребенка формируется отношение к школе и вообще к процессу обучения. Чтобы малыш наиболее легко прошел адаптацию, необходимо учитывать его психическое и физиологическое состояние ежедневно.

Поступление в школу ставит перед ребенком ряд задач, выполнение которых требует от него концентрации физических и умственных сил. Учебный процесс пока непривычен для малыша, многие его стороны представляют для него большие трудности. Если в детском саду занятия длились 15-20 мин, то на уроке в школе это время увеличивается до 40-45 мин. Ребенку сложно высидеть урок, сложно не отвлекаться от занятий, сложно сдерживать эмоции. Он попадает в новый коллектив, ему нужно познакомиться с одноклассниками и учителями, установить с ними контакт. Требования школьной дисциплины отличаются от требований, которые предъявлялись к малышу в детском саду, у него появляются новые обязанности. Для того чтобы ребенок привык к школьному процессу, адаптировался к новым условиям, нужно время. Если адаптация пройдет успешно, то малыш втянется в учебу, и ему с легкостью будут даваться школьные знания. Он научится соответствовать школьным требованиям.

Как показывает опыт, не все первоклассники легко переносят адаптацию. Многие, даже обладая высоким уровнем интеллектуального развития, не могут справиться со школьной нагрузкой. Особенно тяжело проходит адаптация у детей, поступивших в школу в шестилетнем возрасте. Для них большую сложность представляет социальная адаптация, поскольку формирование личности у ребенка происходит только к семи годам. Шестилетний малыш пока не способен признать школьный режим, принять нормы школьного поведения, возложить на себя в полном объеме все школьные обязанности. В возрасте семи лет ребенок уже может произвольно регулировать собственное поведение, лучше адаптируется в социуме, вот почему специалисты рекомендуют отдавать ребенка в школу в возрасте семи лет, а не шести.

Очень важно помочь ребенку адаптироваться в новых условиях, безболезненно перейти от игровой формы деятельности к учебной. Сложно дается адаптация гиперактивным детям. Они неусидчивы, часто вскакивают с места, выкрикивают, перебивают учителя. Их расторможенность мешает учителю и остальным детям заниматься. К таким малышам учителю очень сложно найти подход, между ними возникает психологическая дистанция. С одноклассниками гиперактивным детям тоже сложно подружиться. Они вспыльчивы, иногда агрессивны, часто затевают драки. Однако ругать и наказывать гиперактивных малышей нельзя, им необходима помощь психолога.

У некоторых малышей встречаются другие проблемы с нервной системой. Они постоянно отвлекаются, им не хватает усидчивости, чтобы высидеть целый урок. Для решения проблемы ученику можно предложить индивидуальный график работы, чтобы он мог быстрее и легче адаптироваться к школе. К сожалению, большинство учителей хотят больше успеть на уроке, дать как можно больше материала, им не хватает времени, чтобы помочь отстающим ученикам. В таких случаях необходимо вмешательство родителей, которые могут корректно указать учителю на проблемы своего малыша и подсказать, как лучше с ним обращаться.

Некоторые дети просят разрешить им брать в школу любимые игрушки . Не нужно им это запрещать. Главное, объяснить малышу, что нельзя играть на уроке. А если во время перемены с ребенком будет частичка дома, то он легче перенесет адаптацию. Любимая игрушка дает чувство защищенности, особенно если ребенок застенчив и робок.

Начало обучения практически всем детям дается нелегко. В первое время малыши могут жаловаться на головные боли, усталость. Дети могут капризничать, часто плакать, плохо спать и отказываться от еды. Иногда могут возникнуть психологические трудности, например, страх, перепады настроения, нежелание идти в школу, неверное представление о своих способностях, может снизиться самооценка. В период адаптации снижаются защитные функции организма, дети начинают часто болеть.

Родителям надо набраться терпения и постараться избегать конфликтов с ребенком, его нужно поддержать в трудный для него период, а наказания и порицания только усугубят ситуацию. Ребенку будет еще тяжелее, если он и дома не встретит понимания и поддержки.

Адаптация к школе - это сложный многоплановый процесс. Он состоит из физиологической и социально-психологической адаптации. Составляющие адаптации связаны между собой. Любая из них способна оказать влияние на здоровье ребенка, его успеваемость в учебе, взаимодействие малыша со сверстниками и педагогами.

Как правило, в первый класс малыши приходят, уже имея за плечами определенный багаж знаний, полученных еще на занятиях в детском саду. Несмотря на это, первые полгода в школе являются самыми трудными для ребенка. Это объясняется разницей подачи информации детям. В дошкольных учреждениях малыши постигают знания ненавязчиво, в основном в игровой форме, в привычных для них видах деятельности. В школе все по-другому. Дети обязаны осознать учебную задачу.

Даже если ребенок проявляет интерес к учебе, необходима достаточная учебная мотивация. Он должен быть достаточно развитым и обладать ведущими качествами личности.

Период адаптации сопровождается изменениями в поведении детей. Это может проявляться в повышенной возбудимости малыша, проявлении агрессивности либо, напротив, вылиться в депрессивное состояние, заторможенность, чувство страха перед школой. Именно эти изменения в поведении отражают особенности психологической адаптации.

Если ребенок хорошо подготовлен к поступлению в школу , адаптация проходит для него в более легкой форме. Такие дети, как правило, в течение двух месяцев осваиваются в школьном пространстве, устанавливают дружеские контакты с одноклассниками, находят общий язык с учителями. Их поведение отличается доброжелательностью, спокойствием, хорошим настроением. Учебный процесс дается им относительно легко, они без проблем выполняют требования учителя, следуют школьным правилам. Иногда у них могут возникать некоторые сложности, например в контактах с другими детьми, поскольку школьные правила для них пока еще новы. Однако спустя некоторое время они осваиваются в школе и преодолевают все возникшие сложности.

У многих детей процесс адаптации затягивается на полгода. Они не могут включиться в учебный процесс, часто отвлекаются на уроках, играют, болтают с соседом по парте, не реагируют на замечания учителя, мешают работе класса. У таких детей возникают проблемы с усвоение учебного материала. Некоторые малыши проявляют отрицательные эмоции, они часто обижаются, плачут, плохо себя ведут.

Есть дети, которые в течение всего первого года обучения так и не проходят адаптацию к школе. Эти малыши составляют группу риска сточки зрения школьного невроза. Они могут часто и продолжительно болеть.

Родителям необходимо помочь своему ребенку принять позицию школьника. Можно проводить с малышом ненавязчивые беседы на тему школы, объяснить ему, почему необходимо учиться, зачем соблюдать школьные правила. Дома следует смоделировать игровые ситуации, которые научат малыша соблюдать школьные правила. Можно предложить ребенку самому придумать новые правила и проиграть их.

Если ребенок в первом классе отличается плохой успеваемостью, постоянными нарушениями школьной дисциплины, высокой конфликтностью с учителями и сверстниками, то ему ставится педагогический диагноз школьной дезадаптации . Бывают случаи скрытой дезадаптации, которая проявляется не на уровне школьной успеваемости и дисциплины, а в психологических переживаниях ребенка.

Дезадаптация может проявляться в активной и пассивной формах. Активная форма выражается в форме протеста, враждебности, отрицания. При пассивной форме у ребенка наблюдается повышенная тревожность, он пытается избежать сложностей, становится неуверенным в собственных силах и возможностях. В некоторых случаях у малыша могут проявляться соматические заболевания, он жалуется на усталость, головную боль, его может тошнить. В некоторых случаях появляются тики и заикание.

То, как пройдет адаптация у ребенка, во многом зависит от его самооценки . Формирование самооценки у малыша начинается еще в раннем возрасте в семье. Он узнает, что его любят, как его воспринимают окружающие. Уже в раннем детстве у человека закладываются ощущения успешности или неудачи. Появление такого свойства личности у ребенка, как рефлексия - осознание своего положения, позволяет ему оценить себя как хорошего либо плохого ученика. Эта оценка складывается из отношения к нему окружающих людей-родственников. одноклассников, учителей. В процессе адаптации у первоклассника формируется чувство компетентности либо неполноценности.

Помочь первокласснику преодолеть адаптацию к школе должны педагог и родители. Малыш в это время нуждается в чуткости и понимании, ему нужны любовь родителей, внимание учителей, в некоторых случаях и помощь психологов. Общаясь с ребенком дома, родителям следует обращать внимание на все его достижения, следует оценивать его поступки, а не его самого. Если у малыша что-то не получается, необходимо поддержать его, объяснить, что все неудачи временны, скоро у него начнет все получаться. Не стоит ругать ребенка за то, что у него возникают трудности в учебе, - это может резко снизить его учебную активность.

Если малыш часто болеет, то в школе может быстро утомляться, поэтому учебный процесс будет даваться ему тяжело, а нагрузка покажется слишком сложной. Таким детям нужно особое внимание родителей и педагогов. Надо найти возможность, чтобы снизить для них психологическую нагрузку, связанную с адаптацией. Желательно, чтобы после занятий такие малыши проводили время дома, а не в группе продленного дня. Им будут полезны дневной сон и прогулки на свежем воздухе. И. конечно, нельзя забывать о психологической поддержке. Ребенок должен чувствовать, что, несмотря на неудачи в школе, дома его по-прежнему любят и ценят.

Сложнее переносят адаптацию дети, которые до поступления в школу не посещали детский сад. У этих малышей мало опыта общения со сверстниками, поэтому им сложно взаимодействовать с одноклассниками и учителями, так как они ждут, что в школе к ним будут относиться так же, как дома. Попадая в новую для себя обстановку, они не понимают, почему учителя не выделяют их среди других детей, а относятся ко всем одинаково, а сверстники не хотят признавать в них лидера и уступать в чем-либо. Это может привести ребенка к стрессовой ситуации, что влечет за собой нежелание ходить в школу, жалобы на то, что его все обижают.

Многие родители неадекватно реагируют на такого рода жалобы своего малыша. Они начинают думать, что их ребенка действительно обижают одноклассники, а учитель недолюбливает и относится предвзято. Прежде всего необходимо выяснить причины сложившейся ситуации. Малышу нужно показать, что его понимают, посочувствовать и вместе с тем попытаться проанализировать возникшую проблему. Ребенок не имел возможности научиться правильно общаться в коллективе, так как привык быть дома с родственниками. Конечно, сейчас ему сложно найти контакт с одноклассниками.

Его нужно научить , подсказать, как себя вести в той или иной ситуации, чтобы обзавестись друзьями, завоевать симпатию и признание. Он чувствует себя в школе таким одиноким и беззащитным, нужно показать ему искреннюю веру в его возможности. Если ребенок сможет поверить в себя, то справится и со всеми трудностями.

Почти все дети хотят начать учиться, ждут с нетерпением момента, когда смогут называть себя учениками. Как правило, все первоклассники хотят хорошо учиться, соответствовать школьным требованиям и выполнять школьные правила. В первый месяц практически у всех детей очень высокая мотивация к обучению. Задача учителя - поддержать на этом этапе малышей, дать им почувствовать радость от достижения успеха, помочь в преодолении трудностей, справиться со своими страхами.

Ребенок попадает в новую для себя среду . Он пока не знаком со школьными правилами и нормами поведения, не привык к новому режиму дня. Все это до него нужно донести, показать, научить. И это задача не только учителя, но и родителей. Они могут дома объяснить малышу, как правильно вести дневник и тетради, разобрать с ним различные ситуации, которые могут возникнуть в школе. Например, что делать, если на уроке малышу захочется в туалет.

Еще один важный момент - ребенок должен понять, что ошибки не являются преступлением с последующим наказанием. На ошибках учатся, это обычное явление в учебном процессе, поэтому не стоит бояться ошибиться. Учеба для того и существует, чтобы на собственных ошибках научиться не допускать их в будущем.

Если первый месяц сопровождается сильной мотивацией к учебе, то к началу второго месяца обычно происходит эмоциональный спад. Малыши начинают уставать, им не нравится рано вставать на занятия, долго сидеть за партой, учить уроки. Возникают первые трудности, однако именно они и учат малыша учиться. В это время ребенку нужно помочь справиться с трудностями. Здесь на первый план выходит учитель. Он становится для детей авторитетом, они копируют его, ссылаются на его слова в любых ситуациях. Часто учитель остается кумиром малышей вплоть до третьего-четвертого класса. У многих родителей этот факт может вызывать уколы ревности, однако стоит относиться к этому спокойно. Это вовсе не означает, что ребенок переключает свою любовь к родителям на учителя. Просто в жизни малыша наступает очередной психологический период, меняющий его социальную роль.

Можно сделать так, чтобы процесс учебы доставлял ребенку удовольствие и приносил радость. Если дома остались старые альбомы и тетради, в которых ребенок рисовал и писал раньше, можно сравнить их с новыми и отметить достижения. Этот процесс сравнения можно взять за привычку, тогда у малыша выработается стремление к постоянному самосовершенствованию. новым достижениям. Он будет видеть, чего добился, эмоционально переживать успех, что повысит его уверенность в себе. Ощущая моральную поддержку близких, ребенок начинает чувствовать свою ответственность по отношению учебе. При правильной мотивации со стороны родителей к концу первого года у первоклассника формируются пунктуальность, обязательность, познавательностъ. Только после того, как заканчивается адаптационный период, с него можно начинать требовать выполнения обязательств и строгого соблюдения школьных правил.

Если у ребенка при поступлении в школу возникает дезадаптация, то со временем она не исчезает, а превращается в комплексы. Его начинают считать асоциальным, на него навешивается ярлык неудачника. Вот почему так важно помочь малышу на самом старте школьной жизни.

Нельзя ругать ребенка за неудачи, нужно помнить, что все они преодолимы. Обсуждая успеваемость малыша, не нужно сравнивать ее результаты с эталоном или с результатами других детей. Сравнивать ребенка можно только с его собственными прошлыми результатами, отмечать любые улучшения. Если он не успевает в учебе, необходимо помочь ему найти вид деятельности, в котором он будет успешен и сможет себя реализовать. Это могут быть спорт, музыка, рисование или что-то другое. Тогда, отмечая его успехи на другом поприще, можно подчеркнуть, что раз он достиг хороших результатов здесь, то сможет научиться и всему остальному.

Не нужно заострять внимание на школьных оценках. Ребенок не должен думать, что его любят за хорошую успеваемость. Он должен понимать, что близкие его ценят, несмотря ни на что, принимают таким, какой он есть. Родители должны проявлять искренний интерес к школьной жизни ребенка, не акцентируясь только на оценках. Школьная жизнь насыщена другими интересными событиями - праздниками, мероприятиями, экскурсиями, о которых первоклассник с удовольствием расскажет.

Нужно поощрять занятия малыша теми видами деятельности, в которой он наиболее успешен, это позволит поднять его самооценку и обрести веру в себя. Если родителям удастся снизить у малыша чувство тревоги, то ему легче будет работать на уроках и он быстрее добьется успеха.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав