03.03.2020

Система оповещения пожаре 2 типа. Система оповещения и управления эвакуацией (соуэ). Назначение, организация и порядок задействования локальных систем оповещения


  • 1-й тип характеризуется наличием звукового способа оповещения (звонки, тонированный сигнал и др.);
  • 2-й тип характеризуется наличием звукового способа оповещения и световых указателей «Выход». Оповещение должно производиться во всех помещениях одновременно;
  • 3-й тип характеризуется речевым способом оповещения (запись и передача специальных текстов) и наличием световых указателей «Выход». Регламентируется очерёдность оповещения: сначала обслуживающего персонала, а затем всех остальных по специально разработанной очерёдности;
  • 4-й тип характеризуется речевым способом оповещения, наличием световых указателей направления движения и «Выход». Должна обеспечиваться связь зоны оповещения с диспетчерской. Регламентируется очерёдность оповещения: сначала обслуживающего персонала, а затем всех остальных по специально разработанной очерёдности;
  • 5-й тип характеризуется речевым способом оповещения, наличием световых указателей движения и «Выход». Световые указатели направления движения должны быть с раздельным включением для каждой зоны. Должна обеспечиваться связь зоны оповещения с диспетчерской и координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре. Регламентируется очерёдность оповещения: сначала обслуживающего персонала, а затем всех остальных по специально разработанной очерёдности. Обеспечивается полная автоматизация управления системой оповещения и возможность реализации множества вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения.

Для организации системы оповещения и управления эвакуацией в ИСО «Орион» можно применить следующие устройства:

    Исполнительные выходы прибора «Сигнал-20М» с контролем целостности линии. К выходам этого устройства возможно подключать световые и звуковые оповещатели;

    Исполнительные выходы БПК с контролем целостности линии из состава блочно-модульного ППКУП. Такие выходы имеют блоки: «Сигнал-20П», «Сигнал-10», «С2000-4». К выходам данных устройств возможно подключать световые и звуковые оповещатели;

    Релейные блоки «С2000-КПБ» и «С2000-СП2 исп.02» с контролем целостности линии. К выходам данных блоков также можно подключать световые и звуковые оповещатели. «С2000-КПБ» могут использоваться в случае, если исполнительных выходов прибора физически не хватает для подключения всех используемых в системе оповещателей, указателей и т.п. «С2000-СП2 исп.02» используется в адресно-аналоговых системах на базе контроллера «С2000-КДЛ».

    Адресные оповещатели охранно-пожарные звуковые «С2000-ОПЗ» и световые табличные «С2000-ОСТ». Они подключаются непосредственно в ДПЛС контроллера «С2000-КДЛ» без дополнительных релейных блоков, но требуют отдельного питания 12 – 24 В.

    Радиоканальные релейные блоки с контролем целостности линии «С2000Р-СП», используемые в адресно-аналоговых систе- мах на базе контроллера «С2000-КДЛ» и радиорасширителя «С2000Р-АРР32».

    Радиоканальные оповещатели светозвуковые «С2000Р-Сирена» и световые табличные «С2000Р-ОСТ», используемые в адресно-аналоговых системах на базе контроллера «С2000-КДЛ» и радиорасширителя «С2000Р-АРР32».

    Блок речевого оповещения «Рупор», который предназначен для трансляции предварительно записанной речевой информации. Имеет два параллельных канала оповещения по 20 Вт, рассчитанных на подключение недорогих низкоомных акустических модулей. В память прибора можно записать до 255 различных сообщений общей продолжительностью до 340 секунд. Может запускаться централизованно командой по интерфейсу RS-485 или локально. Запуск речевого оповещения локально производится при нарушении одного из четырёх входов прибора. К каждому из входов возможно привязать своё речевое сообщение. Прибор поддерживает настройку таких параметров, как задержка оповещения, пауза между речевыми сообщениями, преамбулы речевого сообщения, время оповещения, приоритеты оповещения для сообщений.

    Блок речевого оповещения «Рупор исп. 01», предназначенный для трансляции предварительно записанной речевой информации. Имеет один канал оповещения мощностью 12 Вт, рассчитанный на подключение недорогих низкоомных акустических модулей. В память прибора можно записать до 127 различных сообщений общей продолжительностью до 80 секунд. Запускается прибор централизованно командой по RS-485 интерфейсу. Прибор поддерживает настройку таких параметров, как пауза между речевыми сообщениями, преамбулы речевого сообщения, приоритеты оповещения для сообщений.

    Блок речевого оповещения «Рупор исп.02». предназначенный для трансляции предварительно записанной речевой информации. Имеет один канал оповещения мощностью до 40 Вт (при напряжении питания 18 – 24 В), рассчитанный на подключение недорогих низкоомных акустических модулей. Питание прибора от внешнего источника напряжением 24 В или 12 В. При напряжении питания 12 В максимальная мощность составит 36 Вт при сопротивлении АС – 4 Ом и 18 Вт при АС – 8 Ом. В память прибора можно записать до 128 различных сообщений общей продолжительностью до 84 секунд. Запускается блок централизованно командой по RS-485 интерфейсу. «Рупор исп.02» поддерживает настройку таких параметров, как пауза между речевыми сообщениями, преамбулы речевого сообщения. Блок оборудован линейным входом внешнего оповещения и входом запуска внешнего оповещения, что позволяет использовать модуль для трансляции сигналов ГО и ЧС. Также «Рупор исп.02» поддерживает подключение блоков расширения «Рупор-БР».

    Блок речевого оповещения «Рупор исп.03», который предназначен для трансляции предварительно записанной речевой информации. Имеет один канал оповещения мощностью 40 Вт, рассчитанный на подключение недорогих низкоомных акустических модулей. В память прибора можно записать до 255 различных сообщений общей продолжительностью до 84 секунд. Запускается централизованно командой по интерфейсу RS-485. Питание осуществляется от сети 220 В, имеется возможность установки АКБ 7 или 9 А*ч. Блок поддерживает настройку таких параметров, как задержка оповещения, пауза между речевыми сообщениями, преамбулы речевого сообщения, время оповещения, приоритеты оповещения для сообщений. Блок оборудован двумя линейными входами для внешнего оповещения и входами запуска внешнего оповещения, что позволяет использовать модуль для трансляции сигналов от ГО и ЧС и других источников. Также «Рупор исп.03» поддерживает подключение блоков расширения «Рупор-БР».

    Блок расширения «Рупор-БР» предназначен для ретрансляции речевой информации, поступающей от «Рупор исп.02» и «Рупор исп.03». Блоки расширения подключается к блоку речевого повещения двумя парами проводов, по одной из которых передается линейный звуковой сигнал, а по второй сигналы о неисправностях блоков расширения. Всего к одному блоку речевого оповещения можно подключить до 16 блоков расширения. «Рупор-БР» имеет один канал оповещения мощностью до 40 Вт и рассчитан на подключение низкоомных аккустических модулей. Питание осуществляется от сети 220 В, имеется возможность установки АКБ 7 или 9 А*ч.Б.

    Блок речевого оповещения «Рупор-300», который предназначен для воспроизведения записанных в его память или трансляции внешних речевых сообщений о действиях, направленных на обеспечение безопасности и оповещения при возникновении пожара и других чрезвычайных ситуаций. Имеет один канал оповещения мощностью 300 Вт, рассчитанный на подключение высокоомных акустических модулей (с входными трансформаторами, рассчитанными на напряжение не менее 100 В). Канал оповещения может иметь произвольную топологию за счет использования интеллектуальных адресных оконечных модулей контроля «Рупор-300-МК», каждый из которых устанавливается в конце ответвления или линии. В память блока можно записать до 255 различных сообщений общей продолжительностью до 400 секунд. Запускается «Рупор-300» централизованно командой по интерфейсу. Блок поддерживает настройку таких параметров, как преамбула речевого сообщения, пауза между речевыми сообщениями, речевое сообщение, приоритет оповещения для сообщений. Кроме того, блок оборудован двумя линейными входами внешнего оповещения и входами запуска внешнего оповещения, что позволяет использовать блок для трансляции сигналов ГО и ЧС других источников. Помимо оповещения о пожаре, «Рупор-300» может осуществлять трансляцию фоновой музыки, служебных и рекламных сообщений по расписанию с нужной периодичностью. Для этого модуль подключается через Ethernet к компьютеру с бесплатным ПО «Аудио сервер». Также по сети Ethernet может осуществляться ретрансляция звука, полученного блоком по одному из линейных входов на другие блоки «Рупор-300».

    Комплект аналоговых расширителей «Рупор-АР» предназначен для удалённого подключения источника аналогового звукового сигнала (ГО и ЧС, микрофон, линейный выход персонального компьютера и др.) к нескольким блокам речевого оповещения («Рупор-200», «Рупор-300», «Рупор исп.02», «Рупор исп.03») с возможностью удалённого управления запуском внешнего оповещения. Комплекс состоит из входного модуля «Рупор-АР-МВ» и модулей расширения «Рупор-АР-МР». Модули объединяются витой парой, максимальная длина линии связи – 3500 м. К одному «Рупор-АР-МВ» может быть подключено до 40 «Рупор-АР-МР».

    Комплекс технических средств обеспечения связи с помещением пожарного поста-диспетчерской «Рупор-Диспетчер». Комплекс предназначен для создания систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) 4-го и 5-го типов и обеспечивает следующие функции:

  • Реализацию двунаправленных каналов связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской при организации СОУЭ 4-го и 5-го типов согласно ;
  • Автоматический контроль исправности линий связи с пожарным постом-диспетчерской на КЗ и ОБРЫВ;
  • Визуальное отображение информации о состоянии линий связи и передачу этой информации на сетевой контроллер ИСО «Орион»

ВНИМАНИЕ! Совместно с блоками «Рупор», «Рупор исп.01», «Рупор исп.02» и «Рупор-БР» рекомендуется применять следующие оповещатели производства ЗАО НВП «Болид»:

Совместно с «Рупор-300»:

Для большинства небольших объектов требованиями СП предусмотрена установка СОУЭ 1-го и 2-го типов. Требования по выбору типа системы СОУЭ приведены в разделе 7, таблице 2 СП 3.13130.2009. Наиболее эффективным решением для управления оповещением в подобных системах является применение приборов или БПК, имеющих исполнительные релейные выходы с контролем линии на КЗ и обрыв. Для самых малых объектов может быть использован прибор «Сигнал-20М» в автономном режиме (пример СОУЭ первого и второго типов приведен на рис.)


В остальных случаях система строится базе блочно-модульного ППКУП. При этом пульт «С2000М» выполняет функции индикации состояний и событий системы; организации взаимодействия между компонентами ППКУП (управления контролируемыми выходами различных БПК по факту возникновения событий «Пожар»); ручного управления. Если БПК не способны обеспечить управление требуемым числом оповещателей, либо не имеют собственных контролируемых выходов (например, «С2000-КДЛ»), то СОУЭ реализуется с помощью отдельных блоков, таких как «С2000-КПБ» и «С2000-СП2 исп.02». Блок «С2000-КПБ», начиная с версии 3.02, позволяет контролировать исправность линий оповещения при подключении к ним нескольких табло выход в нормально включенном состоянии. При организации радиоканального расширения адресно-аналоговой системы на базе «С2000-КДЛ» средствами «С2000Р-АРР32» СОУЭ организуется с помощью светозвуковых радиоканальных оповещателей «С2000Р-Сирена» и радиоканальных световых табличных оповещателей «С2000Р-ОСТ» или радиоканального релейного блока «С2000Р-СП» с контролем исправности выходных цепей.
Дополнительно в системе могут быть установлены блоки индикации «С2000-БКИ» и «С2000-ПТ» для наглядного отображения состояния адресных оповещателей и выходов, используемых в системах СОУЭ, а также дистанционного управления ими с поста дежурного. Пример СОУЭ первого и второго типов на базе блочно-модульного ППКУП с адресно-аналоговой СПС приведен на рис.


Системы 3-го типа устанавливаются на объектах в тех случаях, когда требуется речевое оповещение и, возможно, существует необходимость в раздельном оповещении в нескольких зонах. В этом случае СОУЭ строится уже на базе блочно-модульного ППКУП (рис. – пример с адресно-аналоговой СПС).

При этом пульт «С2000М» выполняет функции индикации состояний и событий системы; организации взаимодействия между компонентами ППКУП (управления контролируемыми выходами различных БПК по факту возникновения событий «Пожар», а также запуском речевого оповещения блоков «Рупор», «Рупор исп.01», «Рупор исп.02», «Рупор исп.03» и «Рупор-200»); ручного управления. Блоки «Рупор», подключенные к пульту «С2000М», также могут запускаться по релейным сигналам от автономных ППКП. Обратите внимание, в соответствии с общей идеологией ИСО «Орион», система речевого оповещения получается распределённой и не требует прокладки проводов большого сечения для трансляции речевой информации из одного помещения по всему объекту, как в случае традиционных (стоечных) систем. Благодаря возможности синхронного запуска приборов семейства «Рупор», для озвучивания одной зоны большой площади можно использовать несколько приборов речевого оповещения. Общая мощность блоков «Рупор исп.02» и «Рупор исп.03» может увеличена за счет использования блоков расширения «Рупор-БР». Дополнительно в системе могут быть установлены блоки индикации «С2000-БКИ» и «С2000-ПТ» для наглядного отображения состояния адресных оповещателей, выходов, используемых в системах СОУЭ, и блоков речевого оповещения, а также управления ими с поста дежурного.


Кардинальное отличие систем 4-го и 5-го типов от рассмотренных выше заключается в необходимости разделения здания на зоны пожарного оповещения и обеспечения обратной связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской. Для реализации указанного требования компанией «Болид» был разработан комплекс технических средств «Рупор-Диспетчер». Основным элементом комплекса являются базовые блоки переговорного устройства «Рупор-ДБ», каждый из которых может обслуживать до 12 абонентских блоков «Рупор-ДТ».
В соответствии с требованиями нормативов комплекс осуществляет автоматический контроль исправности линий связи между базовым и абонентскими блоками (эту функцию выполняет входящий в состав комплекса прибор «Сигнал-20М» или БПК «Сигнал-20П»). В зависимости от требований конкретного объекта приборы из состава комплекса могут образовывать как полностью автономную систему, так и входить в состав ИСО «Орион» (блочно-модульного ППКУП). В первом случае для отображения состояния линий связи между блоками переговорных устройств используются встроенные индикаторы прибора «Сигнал-20М».

На больших объектах, как правило, комплекс противопожарных мероприятий подразумевает наличие различных систем: автоматической пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, водяного или газового пожаротушения, дымоудаления. Для упрощения координированного управления всеми системами здания при пожаре целесообразно оснастить пожарный пост-диспетчерскую ЦПИУ «Орион» или компьютером с программным обеспечением АРМ «Орион Про».
При использовании комплекса средств обратной связи совместно с АРМ «Орион Про» для отображения состояния линий связи между блоками переговорных устройств лучше применить специализированные устройства индикации, такие как «С2000-БИ». Пример на рис.



В соответствии с требованиями системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Управление звуковыми и световыми оповещателями для систем оповещения 1 и 2 типов и их электропитание в ИСО «Орион» осуществляется от приборов пожарной сигнализации, БПК или релейных блоков. Для этих целей в приборах предусмотрены выходы, через которые оповещатели получают напряжение питания постоянного тока для своей работы. Кроме этого, в соответствии с требованиями линии связи с оповещателями контролируются на обрыв и короткое замыкание. Схемы подключения оповещателей приведены в документации на конкретные приборы. Таким образом, бесперебойное питание световых и звуковых оповещателей осуществляется за счет бесперебойного питания приборов, БПК и релейных блоков.
Блоки речевого оповещения «Рупор», «Рупор исп.03» и «Рупор-300» и блок расширения «Рупор-БР» питаются от сети переменного тока 220В, а блоки «Рупор исп.01» и «Рупор исп.02» от источника постоянного тока 12 В (в диапазоне от 10 до 15 В), или 24 В (в диапазоне от 20 до 30 В) (рис. 12-14). Бесперебойное питание блоков «Рупор», «Рупор исп.03», «Рупор-БР» и «Рупор-300» может осуществляться от устройств АВР шкафов пожарной автоматики для зданий, спроектированных по 1 категории электроснабжения. При отсутствии АВР, может использоваться резервированное электропитание (рис. 12 - 15). В конструкции «Рупор», «Рупор исп.01» и «Рупор исп.03», «Рупор-БР», «Рупор-300» предусмотрена установка аккумуляторных батарей:

  • «Рупор» - одна АКБ 7 Ач или две АКБ 4,5 Ач;
  • «Рупор исп.01» - одна АКБ 7 Ач;
  • «Рупор исп.03» и «Рупор-БР» - одна АКБ 7 или 9 Ач;
  • «Рупор-300» - две АКБ 17 Ач.

Время работы технических средств оповещения от резервного источника постоянного тока в дежурном режиме должно быть не менее 24 часов, в тревожном режиме - не менее 1 часа.
Для выбора типа резервированного источника питания серии РИП можно воспользоваться рекомендациями для пожарной сигнализации (стр. 37). А также программной «Ваттметр ИСО Орион», которая позволяет подобрать необходимый источник резервированного питания, исходя из заданных параметров системы..

Нормами предусмотрено пять типов СОУЭ в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1. Способы оповещения:

звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.)

речевой (передача специальных текстов)

световой:

а) световые мигающие указатели

б) световые оповещатели “Выход”

в) статические указатели направления движения

г) динамические указатели направления движения

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения

3. Обратная связь зон оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

4. Возможность реализации нескольких вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения

5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

Примечания:

1. + требуется; * допускается; – не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3–5 типов в отдельных зонах оповещения.

3. В зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) глухие и слабослышащие люди, требуется использование световых или световых мигающих оповещателей.

4. СОУЭ 3- 5 типов относятся к автоматизированным системам.

Определение типов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначения

Тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

Таблица 2

Группа зданий, комплексов и сооружений (наименование нормативного показателя)

Значение нормативного показателя

Наибольшее число этажей

Тип СОУЭ

Примечания

1. Предприятия бытового обслуживания, банки (площадь пожарного отсека, м 2)

Помещения площадью более 200 м 2 , размещаемые в составе торговых и общественных центров или в общественных зданиях другого назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения

Более 2500

2. Парикмахерские, мастерские по ремонту и т.п., размещаемые в общественных зданиях (площадь, м 2)

300 и более

3. Предприятия общественного питания (вместимость, чел.)

Не требуется

Более 1000

Размещаемые в подвале (цоколе)

4. Бани и банно-оздоровительные комплексы (кол-во мест, чел.)

Встроенные бани (сауны) рассматриваются как самостоятельные зоны

20 и более

5. Предприятия торговли (магазины, рынки) (площадь пожарного отсека, м 2)

Торговые залы площадью более 100 м 2 в зданиях иного назначения рассматриваются как самостоятельные зоны

Более 3500

Торговые залы

Без ест. освещения

6. Дошкольные учреждения (число мест)

В дошкольных учреждениях оповещается только служебный персонал. При размещении в одном здании дошкольных учреждений и начальной школы (или) жилых помещений для персонала общей вместимостью более 50 чел., они выделяются в самостоятельные зоны оповещения. В школе оповещается сначала персонал, затем учащиеся

Специальные детские учреждения

7. Школы и учебные корпуса школ-интернатов (число мест в здании, чел.)

Более 1600

Специальные школы и школы-интернаты

Спальные корпуса школ-интернатов и других детских домов (число мест в здании)

8. Учебные корпуса средних специальных и высших учебных заведений

Помещения аудиторий, актовых залов собраний и других зальных помещений с числом мест более 300, а также расположенных выше 6-го этажа с количеством мест менее 300 рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения

9. Зрелищные учреждения (театры, цирки и др.):

круглогодичного действия (наибольшая вместимость зала, чел.)

сезонного действия:

а) закрытые

600 и более

б) открытые

800 и более

10. Здания, крытые и открытые сооружения физкультурно - оздоровительного и спортивного назначения (число мест)

Более 1000

11. Лечебные учреждения (число койкомест):

Помещения лечебных, амбулаторно - поликлинических учреждений и аптек, расположенных в зданиях иного назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения

60 и более

психиатрические больницы

амбулаторно - поликлинические учреждения (посещения в смену, чел.)

90 и более

12. Санатории, учреждения отдыха и туризма при наличии в спальных корпусах пищеблоков и помещений культурно-массового назначения

10 и более

13. Детские оздоровительные лагеря:

круглогодичного действия

летние IV- V степени огнестойкости

14. Библиотеки и архивы:

при наличии читальных залов (кол-во мест более 50 чел.)

хранилища (книгохранилища)

15. Учреждения органов управления, проектно- конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания

16. Музеи и выставки (число посетителей)

Более 1000

17. Вокзалы

18. Гостиницы, общежития и кемпинги (вместимость, чел.)

19. Жилые здания:

секционного типа

Не требуется

коридорного типа

20. Производственные здания и сооружения категория здания)

А, Б, В, Г, Д

1-й тип СОУЭ допускается совмещать с селекторной связью.

Территории объектов по взрывопожарной и пожарной опасности (производства, склады, базы и т. п.)

Примечания:

1. Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания.

2. Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.

3. На объектах, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4- го или 5- го типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.

4. В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с физическими недостатками (слабовидящие, слабослышащие), СОУЭ должна учитывать эти особенности.

Инструкция о мерах пожарной безопасности.

На каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.). Руководители предприятий обязаны разработать, согласовать с ГПС МЧС России и утвердить инструкции о мерах пожарной безопасности для всего предприятия в целом, а также для отдельных его объектов и вывесить их на видном рабочем месте.

В инструкциях о мерах пожарной безопасности должны быть отражены следующие вопросы:

Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;

Порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

Места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;

Порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

Порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения);

Предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

Обязанности и действия работников при пожаре, в том числе:

Правила вызова пожарной охраны,

Порядок аварийной остановки технологического оборудования,

Порядок отключения вентиляции и электрооборудования,

Правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики,

Порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.

Кроме того для каждого цеха (участка) должны быть разработаны цеховые инструкции о мерах пожарной безопасности. Эти инструкции разрабатываются на основе объектовой инструкции и правил пожарной безопасности. В цеховых инструкциях должны быть отражены особенности пожарной опасности цеха.

Инструкция о мерах пожарной безопасности утверждается соответствующим начальником и вывешивается на видном месте.

План (схема) эвакуации.

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

План эвакуации состоит из:

Графической части;

Текстовой части;

Журнала отработки плана эвакуации.

Графическая часть . Вычерчиваются планы здания, которые не должны загромождаться второстепенными деталями; сплошными стрелками указывают основные рекомендуемые пути эвакуации; пунктирными стрелками указывают запасные пути эвакуации. На планах эвакуации условными знаками должно быть показано размещение огнетушителей, пожарных кранов, телефонов, мест включения систем пожарной автоматики и др.

Текстовая часть, как правило, выполняется в виде таблицы (№ п/п, перечень и порядок действий, исполнитель), но может оформляться и в виде инструкций или памяток о действиях при пожаре.

В текстовой части должен быть отражен порядок:

1) оповещение о пожаре;

2) организации эвакуации;

3) проверки численности эвакуированных с места пожара людей;

4) проверки срабатывания систем пожарной автоматики и действий персонала в случае отказа систем пожарной автоматики;

5) тушения пожара первичными средствами пожаротушения;

6) эвакуации и охраны эвакуированного имущества.

Назначить исполнителей следует исходя из организационных и физических возможностей людей. Необходимо предусмотреть дублирование исполнителей. При отработке плана эвакуации следует проводить хронометраж.

Под таблицей должны быть подписи лиц, составивших план эвакуации и подписи сотрудников, ознакомленных с ним.

Журнал отработки плана эвакуации. Согласно ППБ 01-03, планы эвакуации должны отрабатываться не реже 1 раза в полгода, что должно фиксироваться в журнале отработки плана эвакуации. В журнал заносятся: дата проведения учения, вводная информация (например, срабатывание систем пожарной автоматики или обнаружения пожара (признаков пожара) сотрудником), общее время эвакуации, хронометраж отдельных этапов эвакуации, а также выявленные недостатки и положительные примеры действий людей при пожаре. На основе разбора тренировки по эвакуации, принимаются корректирующие меры по совершенствованию процесса эвакуации и повышению уровня пожарной безопасности здания.

Планы эвакуации составляются исходя из особенностей поведения людей при пожаре, объемно-планировочных решений здания (размеры и тип эвакуационных путей и т.п.), плотности людских потоков, сложившегося режима эксплуатации здания, наличия и работоспособности систем противопожарной защиты.

В приложении приведен пример оформления плана (схемы) эвакуации людей в случае пожара.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: «Действия при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре и при эвакуации. Обязанности граждан по соблюдению правил пожарной безопасности. Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности»

Обеспечение безопасности людей при пожаре. Действия персонала в случае возникновения пожара

На случай возникновения пожара в производственных, административных, общественных и других зданиях и помещениях должна быть обеспечена возможность безопасной эвакуации людей.

Безопасность людей на случай пожара должна обеспечиваться:

Конструктивно-планировочным решением зданий и помещений, гарантирующим возможность осуществления быстрой эвакуации людей и ограничивающим распространение пожара;

Неприменением горючих материалов, а также материалов, способных распространять горение по поверхности и выделять удушающие газы, для отделки стен и потолков на путях эвакуации людей;

Постоянным содержанием в надлежащем состоянии специального оборудования, способствующего успешной эвакуации людей в случае пожара или аварийной ситуации (системы экстренного оповещения, аварийное освещение, знаки безопасности);

Ознакомлением всех работающих с основными требованиями пожарной безопасности и мерами личной предосторожности, которые необходимо соблюдать при возникновении пожара, а также планом эвакуации людей из помещения;

Исправным освещением в ночное время путей эвакуации (коридоров, лестничных клеток, вестибюлей и т. п.);

Установлением со стороны администрации систематического контроля за строжайшим соблюдением мер предосторожности при ремонтных работах, эксплуатации электроприборов, электроустановок и отопительных систем.

Каждый гражданин при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) должен:

Незамедлительно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

Принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

Лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, по прибытии к месту пожара должны:

Сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану, поставить в известность руководство и дежурные службы объекта;

В случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасание, используя для этого имеющиеся силы и средства;

Проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

При необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), остановить работу транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрыть сырьевые, газовые, паровые и водяные коммуникации, остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

Прекратить все работы в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

Удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

Осуществить общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

Обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

Одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;

Организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

Сообщать подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведения о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах, необходимые для обеспечения безопасности личного состава.

По прибытии пожарного подразделения руководитель организации (или лицо, его замещающее) информирует руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых веществ, материалов, изделий и других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара, а также организовывает привлечение сил и средств объекта к осуществлению необходимых мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

Правила пожарной безопасности определяют порядок действий персонала и пожарной охраны при возникновении аварий и пожаров.

При авариях необходимо:

Вызвать на место аварии пожарную охрану, сообщить в скорую медицинскую помощь и инспекцию Госгортехнадзора;

Вызвать при выбросах и открытом фонтанировании скважины отряд по предупреждению возникновения и по ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов;

Подготовить к действию средства пожаротушения;

Прекратить на месте аварии и смежных участках работы с применением открытого огня и другие опасные работы (очистка, ремонт и монтаж оборудования; бурение; ремонт, освоение и эксплуатация скважин, находящихся или могущих оказаться на загазованной и залитой горючей жидкостью территории и т.п.), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации аварий;

Удалить из опасной зоны всех рабочих и ИТР, не занятых аварийными работами; доступ лиц к месту аварии должен производиться только с разрешения ответственного руководителя работ о ликвидации аварий;

Принять меры к локализации и ликвидации аварии с применением средств защиты и искробезопасных инструментов;

Удалить по возможности ЛВЖ и ГЖ из емкостей и аппаратов, расположенных в зоне аварийного режима, понизить давление в технологических аппаратах;

Принять меры к обеспечению бесперебойного водоснабжения для целей защиты от воспламенения объекта аварии и тушения возможного пожара;

Запретить на месте аварии и на смежных участках проезд всех видов транспорта, кроме пожарных и аварийных служб, с соблюдением мер пожарной безопасности;

Включить аварийную вентиляцию и усиленно проветрить загазованное помещение.

Аварийное положение может быть отменено после ликвидации аварии, тщательного обследования технологического состояния оборудования и коммуникации на месте аварии, анализов на отсутствие взрывоопасных концентраций горючих газов и паров.

По прибытии пожарной охраны к месту аварии руководитель работ по ликвидации аварии кратко информирует начальника пожарного подразделения:

О пострадавших при аварии;

О возможности взрыва, пожара, отравлений как последствиях аварии;

О месте, размере и характере аварии и мерах, принятых по ее ликвидации;

О необходимых действиях со стороны пожарной охраны по предупреждению пожара, взрыва и о действиях по ликвидации аварии.

Старший начальник подразделений пожарной охраны, прибывший к месту аварии, обязан:

Получить от руководителя работ по ликвидации аварии информацию по вопросам, перечисленным выше;

Принять необходимые меры к спасению и защите людей, если им угрожает опасность, проверить точность сведений о числе людей, оставшихся в опасной зоне, дополнительно разведать места аварий по согласованию с руководителем работ по ликвидации аварий;

Подготовить силы и средства для своевременной ликвидации пожара, который может возникнуть в результате аварии;

Следить за соблюдением противопожарного режима во время ведения работ по ликвидации аварии;

Обеспечить выполнение согласованных с руководителем работ ликвидации аварии действий со стороны пожарной охраны по предупреждению и тушению пожара.

Если в период ликвидации аварии возник пожар, то непосредственное руководство по тушению пожара осуществляет начальник подразделения пожарной охраны (пожарной части). При этом он обязан поддерживать постоянную связь с ответственным руководителем работ по ликвидации аварий и систематически информировать его о ходе работ по тушению пожара.

Каждый рабочий и служащий предприятия, заметивший пожар, обязан:

Немедленно вызвать пожарную охрану;

Вызвать к месту пожара старшего начальника объекта;

Принять меры по ликвидации пожара первичными и стационарными средствами пожаротушения.

Старший начальник объекта, прибывший к месту пожара, убедившись, что пожарная охрана вызвана, обязан:

Немедленно сообщить о пожаре руководству предприятия организовать встречу пожарной части и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара и введения в действие средств тушения;

Удалить из опасной зоны рабочих и ИТР, не занятых ликвидацией пожара;

Отключить при необходимости электроэнергию, остановить агрегаты, перекрыть коммуникации, остановить систему вентиляции и выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению распространения пожара;

Прекратить работы на объекте в пожароопасной зоне, кроме работ, связанных с ликвидацией пожара.

Общее руководство по тушению пожара по прибытию пожарной охраны осуществляет старший начальник объекта, который обязан:

Немедленно организовать в случае угрозы для жизни людей их спасение и эвакуацию, используя для этого имеющиеся силы и средства.

Руководитель работами по тушению пожара обязан:

Ввести при необходимости в действие стационарные средств тушения пожара;

Обеспечить защиту людей, принимающих участие в тушении пожара, от возможных поражений электрическим током, отравлений и ожогов;

Охлаждать водой одновременно с тушением пожара технологическое оборудование и строительные конструкции от воздействия высоких температур;

Соблюдать технику безопасности при тушении пожара.

По прибытию пожарной охраны старший начальник объекта, руководивший до этого тушением пожара, обязан:

Сообщить старшему начальнику пожарной охраны необходимые сведения об особенностях горящего объекта и о ходе тушения пожара;

Обеспечить безопасность работ пожарных подразделений от воздействия электроэнергии и других факторов.

Старший начальник прибывших пожарных подразделений, в зависимости от обстановки пожара, организует штаб тушения пожара.

В состав штаба необходимо включить ответственных представителей предприятия (объекта) - главного инженера, главного механика, руководителя объекта и других, в зависимости от создавшейся обстановки.

Представители предприятия, входящие в штаб тушения пожара, обязаны проводить:

Консультации по особенностям горящего объекта, технологии, опасности воздействия высокой температуры на технологическое оборудование, продукты аппаратов и емкостей, находящихся в опасной зоне и др.;

Обеспечение работ по отключению и переключению коммуникаций согласно указаниям руководителя тушения пожара;

Обеспечение рабочей силой и ИТР для выполнения работ, связанных с тушением пожара;

Обеспечение автотранспортом и техникой для выполнения работ по тушению и предотвращению распространения пожара;

Корректировку действий служб и отдельных лиц, выполняющих работы по тушению пожара.

По каждому происшедшему на объекте пожару администрация обязана выяснить все обстоятельства, способствовавшие возникновению и развитию пожара (загорания), и осуществить необходимые профилактические меры.

Существуют правила СП 3.13130.2009, которые разделяют все системы оповещения и управление эвакуацией на 5 типов. В первых 2 используется только звук, а 3 — 5 типы оснащены еще речевым сообщением.

Наиболее простыми являются системы 1 и 2 типов . При возникновении ЧС или срабатывании противопожарной сигнализации запускается вой сирены. Одновременно с этим начинаются эвакуационные мероприятия.

Системы оповещение 3 типа оборудуется заранее записанным текстовым сообщением. Текст может быть различным, в зависимости от ситуации, но он всегда начинается со слова: «Внимание!».

Системы 4 типа имеет ряд особенностей. Для начала объект следует разделить на зоны предварительного уведомления, которые обычно совпадают с пожарными отсеками, имеющими противопожарные перекрытия. Предусмотреть возможность обратной связи в установившихся зонах. Системы оповещения приводятся в действия в автоматическом режиме или могут иметь полуавтоматическое управление. Они должны срабатывать четко по предусмотренному алгоритму.

  1. Сначала эвакуироваться должны люди, где возник очаг возгорания, поэтому первыми срабатывают системы, расположенные на этом участке.
  2. Оповещаются граждане, находящиеся на верхних этажах
  3. Последними ставятся в известность люди на нижних этажах.

Предусматривается и внесение изменений в работу с помощью консолей с микрофоном и систем обратной связи.

Самыми сложными в применении считаются системы 5 типа. Для них предусмотрены те же требования, что и к 3-4 типам, но дополнительной функцией является возможность организовать несколько различных вариантов эвакуации из каждой зоны.

Самыми распространенными являются системы оповещения 1,2,3-го типа. В небольших 1-2 этажных организациях, включая культурные объекты (музеи, кинотеатры, выставочные залы) эффективно с оповещением справляется установка системы 2 типа. В офисных помещениях от 6 этажей и выше устанавливается 3 тип.

Е.А.Пешков

Противопожарная подготовка

Методическое пособие к лекции № 9

Материалы к занятиям по темам:

Требования к системам оповещения о пожаре для объектов энергетики.

2.Цвета сигнальные и знаки безопасности. Изменения №1 ГОСТ Р 12.4.026-2001

3.Требования к планам эвакуации людей при пожаре. Новые требования Правил противопожарного режима в РФ, внесенные постановлением Правительства РФ от 17.02.2014 г., №113 .Проект гл. 8 «Планы эвакуации» СП 3.13130.2009

Пути эвакуация, эвакуационные и аварийные выходы.

4.1 Расчет времени эвакуации людей из здания.

Санкт- Петербург

Требования к системам оповещения о пожаре для объектов теплоэнергетики.

В каком случае требуется система оповещения о пожаре?

123-ФЗ Статья 84. Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях

1. Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:

1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;

2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;

3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;

4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;

5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;

6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;

7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.

2. Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей.



Комментарий. Если не требуется план эвакуации можно предположить, что не требуется и система оповещения так, как в отсутствии плана эвакуации СОУЭ нечему соответствовать.

3. Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.

4. В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.

5. При разделении здания и сооружения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания и сооружения.

6. Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

7. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания и сооружения. Комментарий автора. В проекте СОУЭ должен быть расчет времени эвакуации .

8. Технические средства, используемые для оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей из здания и сооружения при пожаре, должны быть разработаны с учетом состояния здоровья и возраста эвакуируемых людей.

Какой должен быть сигнал СОУЭ?

9. Звуковые сигналы оповещения людей о пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.

10. Звуковые и речевые устройства оповещения людей о пожаре не должны иметь разъемных устройств, возможности регулировки уровня громкости и должны быть подключены к электрической сети, а также к другим средствам связи. Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания и сооружения.

11. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

12. <Вступает в силу по истечении двух лет после дня официального опубликования, т.е. с 13.07.2014>:Здания медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.

С мая 2009 года введен в действие Свод правил СП 3.13130.2009 Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Свод правил - документ, носящий рекомендательный характер. Однако в практической деятельности при разработке технических заданий на проектирование СОУЭ следует учитывать его требования.

Требования НПБ 104-03 и СП 3.13130.2009

(извлечение)

Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее-СОУЭ) должны проектироваться с целью реализации планов эвакуации (п.3.2 НПБ 104-03) .

СП 3.13130.2009 п.3.1 СОУЭ должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.2 Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных

на каждом этаже зданий планах эвакуации людей.

А. Пинаев
к.т.н., директор ОДО «Авангардспецмонтаж»,

В. Коротков
ТИП ЗАО «НПП «Иста-См»

Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 5-го типа вызывают постоянные дискуссии и рассуждения на тему, что это такое и каковы способы их реализации. Во многом это обусловлено отсутствием технически четкой и корректной нормативной базы. Ни НПБ 104-95, ни НПБ 104-2003, ни СП 3.13130.2009 не отвечают на поставленные вопросы. Например, в СП 3.13130.2009, кроме таблицы 1 и некоторых упоминаний в тексте («...п. 5.1...В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности», «...п. 3.3...В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения»), больше ничего о 5-м типе оповещения и его реализации не говорится.

Единственной попыткой на нашей памяти каким-либо образом это конкретизировать было ПОСОБИЕ к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в общественных зданиях», но документ 1992 года имеет неопределенный статус, отсутствует в нормативной базе, да и просто устарел.

Наверняка у каждого специалиста, связанного с проектированием систем оповещения, существует и собственное видение проблемы.

Нам бы хотелось высказать свои соображения, основанные на многолетнем опыте проектирования, исследованиях проблематики, включая анализ реальных пожаров и учений подразделений МЧС по эвакуации людей из крупных административных и общественных зданий.

Напомним, что системы оповещения 5-го типа предполагают множественность алгоритмов эвакуации и полную автоматизацию этих процессов. Поскольку речь идет об автоматизации, то нелишне отметить, что аксиомой любого управления является наличие трех базовых составляющих:

Достоверная и оперативная информация (входная величина);

Эффективные управляющие воздействия (выходная величина);

Модель реакции на входные воздействия.

Соответственно, автоматическая система управления должна предполагать автоматизацию получения информации, ее обработки и формирования управляющих воздействий.

Рассмотрим каждую из трех составляющих по порядку.

1. Получение достоверной информации о развитии ЧС и, в част-

ности, пожара основывается на использовании данных от пожарных из-вещателей: температуры, плотности дыма, концентрации опасных веществ, скорости изменения этих показателей. Необходимо иметь в виду, что состояние извещателей не всегда достоверно характеризует потенциальную угрозу, например, показания дымовых извещателей, размещенных на пути потока дымовоздушной смеси в открывшийся клапан вентиляции, дадут совершенно искаженное представление о реальной ситуации. Кстати, это одна из наиболее часто встречающихся ошибок проектирования, когда предполагается, что по сработавшим дымовым извещателям можно определить безопасный путь эвакуации.

По результатам неоднократно проводимых экспериментов и учений подразделений МЧС по эвакуации людей из административных и общественных зданий установлено, что при возгорании в коридоре длиной 60-80 м срабатывание дымовых из-вещателей происходит за 10-15 с с интервалом 2-3 с. Ну и куда отправлять людей, если время эвакуации намного больше времени срабатывания всех извещателей? Какова должна быть реакция автоматической системы управления на подобную динамику изменения ситуации? Может, ей вообще следует выключиться?

Очевидно, что для получения объективной оценки происходящего необходима либо комплексная оценка совокупности показателей, либо принципиально иные ее способы.

В качестве альтернативы можно было бы выделить показатели, в наиболее явном виде отражающие обстановку на путях эвакуации. Такими показателями могут являться величина нейтральной зоны и динамика ее изменения. Напомним, что под нейтральной зоной понимается область, безопасная для человека, ограниченная снизу температурой или ПДК опасных газов, а сверху слоем дыма. По мере развития пожара размеры этой области уменьшаются. Понятие нейтральной зоны широко используется при анализе развития пожара и оценке его последствий, но законодательно определение величины зоны и ее использование техническими средствами пожарной сигнализации не предполагается и не регламентируется. Соответственно, никто не будет ставить адресные дымовые извещатели вверху, а максимально-дифференциальные и газовые на высоте 60-80 см от пола.

В зависимости от конкретных объектов и ситуации, к информативным входным данным могут быть отнесены и другие параметры: результаты видеонаблюдения, данные от систем контроля и управления доступом и т.п.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1. Способы оповещения:

звуковой

(сирена, тонированный сигнал и др.)

(передача специальных текстов)

световой:

а) световые мигающие оповещатели

б) световые оповещатели «Выход»

в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения

г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения

3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

4. Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения

5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

П р и м е ч а н и я:

1. «+» - требуется; «*» - допускается; «-» - не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5-го типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

2. Трудности достоверной оценки ситуации усугубляют небогатый арсенал возможных управляющих воздействий. По сути, они сводятся к управлению световыми эвакуационными указателями и речевым сообщениям с полным отсутствием обратной связи между событиями, воздействиями и их последствиями. Необходимо отметить невысокую эффективность обоих воздействий с точки зрения процесса управления, поскольку речевые оповещения способны только подать команду на начало эвакуации (далее оператор и сам с трудом может понять, что происходит), а световые эвакуационные указатели стандартно включаются (а чаще - постоянно включены) над всеми выходами. Обилие фонограмм и большая длительность их звучания, реализуемые в аппаратуре управления, являются скорее маркетинговыми инструментами, чем технически обоснованными решениями. Если в аппаратуре предусматривается 40 и более фонограмм, то кто и по каким критериям должен их выбирать и какова необходимость трансляции неповторяющегося текста в течение 5 мин., если, к примеру, время эвакуации 2 мин.? Кто это будет дослушивать?

С точки зрения микрофонных сообщений и включений нужного направления указателей, то на удалении оператор, даже если он профессионально подготовлен, не в состоянии принять объективные решения. Например, фраза «выход влево» для людей, вышедших из комнат по разные стороны коридора, дает столь же разные указания. Если же использовать обратную связь зоны оповещения с диспетчерской для корректировки указаний, то исчезает смысл термина «полная автоматизация» и система реально является 4-го типа.

Уже многократно говорилось о низкой информативности световых эвакуационных указателей - их недостаточной видимости из-за особенностей установки (за счет увеличения плотности дыма вверху они быстро перестают восприниматься), а яркость свечения не нормируется и, соответственно, минимальна. Отсутствует динамика показаний - свечение постоянное, не пульсирующее, что психологически воздействует на человека, полагающего, что он брошен и должен ориентироваться самостоятельно, только по собственной субъективной оценке обстановки. Имеет смысл на особо ответственных объектах устанавливать указатели на уровне или невысоко от уровня пола с динамической индикацией типа «бегущая стрелка».

Практически забыты в нормативных документах световые мигающие оповещатели. В СП 3.13130.2009 п. 2.7 их смешали со световыми эвакуационными указателями. А ведь задачи у них разные: световые оповещатели (КРАСНОГО ЦВЕТА) должны продублировать речевое (или звуковое) оповещение о пожаре для людей с ограниченными возможностями по слуху, а это, практически, все общественные и административные здания;световые эвакуационные знаки (ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА) должны показывать направление к эвакуационному выходу (Е01-16) и сам эвакуационный выход (Е22-23), по ГОСТ Р 12.4.026-2001. Необязательность применения световых мигающих оповещателей (табл. 1, СП 3.13130.2009) и отсутствие единых технических требований к ним на практике оборачиваются неприменением их и, тем самым, снижением возможностей оповещения на начальном этапе.

3. Касаясь моделей, реализуемых в аппаратуре управления, то следует отметить, что отсутствие методов получения достоверной информации и эффективных способов влияния на управляемый процесс лишает необходимости разрабатывать математические модели для автоматического управления. Фактически, все существующие системы автоматизированного (не автоматического) управления эвакуацией основаны на выборе из фиксированного набора эвакуационных алгоритмов одного или нескольких вариантов, которые принимаются оператором или автоматически, на основе ограниченного набора информации, поступившей на момент возникновения ЧС. Парадокс заключается в том, что управление при ЧС, являющееся весьма динамичным процессом, принимается как статичный процесс, не развивающийся во времени, т.е. в предположении, что дальнейшее развитие ситуации прогнозируемо. Единожды выбранный вариант эвакуации, как правило, полагается неизменным на всех последующих стадиях развития ситуации.

Таким образом, после команды на начало эвакуации управление этими процессами прекращается. Как правило, основная масса посетителей и персонала успевает покинуть опасную зону, а оставшиеся, потеряв ориентацию на толпу, в дыму лишаются возможности найти безопасный выход. И для этих оставшихся работа системы управления эвакуацией может быть единственным шансом на спасение.

Возвращаясь к заглавию статьи и резюмируя вышесказанное, следует признать, что полноценная реализация СОУЭ 5-го типа в настоящее время невозможна, это обусловлено как отсутствием нормативной базы, определяющей порядок получения достоверной информации о ситуации (проектирования соответствующей ПС), так и отсутствием нормативной базы, определяющей порядок реализации (проектирования) управляющих воздействий и, как следствие, необходимых технических средств. Чаще всего под СОУЭ 5-го типа у нас понимают СОУЭ 4-го типа, с фантазийными и не всегда безопасными «наворотами» проектировщиков.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав