15.10.2019

Восточные славяне и этнический состав древнего населения Восточной Европы. Восточные славяне в древности: появление, расселение, быт


Существует несколько версий происхождения славян. Во время огромное количество племен центральной и восточной Европы направилось на запад. Различные гипотезы говорят о том, что славяне произошли от антов, венедов и склавенов в V-VI вв. Со временем эта большая масса разделилась на три группы: западную, южную и восточную. Представители последней расселилась на территории современной России, Украины и Белоруссии.

Восточные славяне не были единым народом. Это было невозможно из-за различий в климате и условий проживания. Было 15 племенных союзов Невзирая на относительное родство и близкое соседство, их отношения не всегда были дружелюбными.

Для удобства классификации исследователи часто группируют племенные союзы восточных славян. Таблица поможет разобраться в многочисленных названиях этих прообразов государств. В IX-X вв. все они объединились в Русь под предводительством

Северные племенные союзы

На самом севере этой ойкумены проживали словене. В историографии также закрепилось определение «ильменские» - по названию озера, вокруг которого они селились. Позже здесь появится крупный город Новгород, ставший наравне с Киевом одним из двух политических центров Руси. Этот племенной союз восточных славян был одним из самых развитых благодаря торговле с соседними народами и странами на берегах Балтийского моря. Известны их частые конфликты с варягами (викингами), из-за чего на княжение был приглашен князь Рюрик.

Южнее обосновался другой племенной союз восточных славян - кривичи. Они селились в верховьях нескольких крупных рек: Днепра, и Волги. Их главными городами были Смоленск и Изборск. В Полоцке и Витебске жили полочане.

Центральные племенные союзы

На крупнейшем притоке Волги - Оке - проживали вятичи. Это был самый восточный племенной союз восточных славян. От вятичей остались археологические памятники ромено-борщевской культуры. В основном они занимались земледелием и торговлей с волжскими булгарами.

К западу от вятичей и к югу от кривичей жили радимичи. Они владели землей в междуречье Десны и Днепра в современной Белоруссии. От этого племени почти не осталось письменных источников - только упоминания более развитых соседей.

Дреговичи жили еще западнее радимичей. К северу от них начинались владения дикого народа литвы, с которым у славян были постоянные конфликты. Но даже такая взаимосвязь оказывала большое влияние на дреговичей, которые переняли многие балтские привычки. Даже их язык изменился и позаимствовал новые слова у северных соседей.

Западные племенные союзы

На крайнем западе проживали волыняне и белые хорваты. О них даже упоминал византийский император Константин Багрянородый (в своей книге «Об управлении империей»). Он считал, что именно этот племенной союз восточных славян являлся предком балканских хорватов, живших на границах с его государством.

Волыняне также известны как бужане, получившие свое название по реке Они упоминались в Повести временных лет.

Южные племенные союзы

Причерноморские степи стали домом для уличей и тиверцев. Эти племенные союзы оказались на южных рубежах Жили они в степи и постоянно воевали с местными кочевниками тюркского происхождения - печенегами и половцами. В этом противостоянии славянам победить не удалось, и во второй половине X века они окончательно покинули Причерноморье, осев в землях волынян и перемешавшись с ними.

На юго-востоке славянской ойкумены проживали северяне. От остальных соплеменников они отличались узкой формой лица. На них большое влияние оказали степные соседи-кочевники, с которыми северяне взаимно ассимилировались. До 882 года эти племена были данниками хазар, пока Олег не присоединил их к своей державе.

Древляне

В лесах между Днепром и Припятью поселились древляне. Их столицей был Искоростень (сейчас от него осталось городище). У древлян была развита система взаимоотношений внутри племени. По сути, эта была ранняя форма государства со своим собственным князем.

Некоторое время древляне спорили со своими соседями-полянами за главенство в регионе, и последние даже платили им дань. Однако после того как Олег объединил Новгород и Киев, он подчинил себе и Искоростень. Его преемник князь Игорь погиб от рук древлян, после того как потребовал от них излишки дани. Его жена Ольга жестоко отомстила восставшим, предав огню Искоростень, который потом так и не восстановили.

Названия племенных союзов восточных славян часто имеют аналоги в разных источниках. Например, древлян также описывают как дулебский племенной союз, или дулебов. От них осталось Зимновское городище, которое в VII веке было уничтожено агрессивными аварами.

Поляне

Среднее течение Днепра облюбовали поляне. Это был самый сильный и влиятельный племенной союз. Отличные природные условия и плодородная почва позволили им не только кормить себя, но и успешно торговать с соседями - снаряжать флотилии и т. д. Именно по их территории проходил путь «Из варяг в греки», который давал им большую прибыль.

Центром полян стал Киев, находившийся на высоком берегу Днепра. Его стены служили надежной защитой от врагов. Кто был соседями племенных союзов восточных славян в этих краях? Хазары, печенеги и другие кочевники, желавшие обложить оседлый народ данью. В 882 году новгородский захватил Киев и создал единое восточнославянское государство, перенеся сюда свою столицу.

Каковы веки, таковы и человеки.
Русская пословица

Цели урока: Уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; уметь определять по карте территорию древних славян; уметь охарактеризовать особенности занятий; отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития.

План урока:

  1. Славянские племена.
  2. Расселение восточнославянских племён.
  3. Занятия. Развитие хозяйства восточных славян

Основные понятия: союзы племен, родовая община, соседская община, путь «из варяг в греки»

Ход урока

I. Фронтальная беседа по основным вопросам темы предыдущего урока

II. Изучение нового материала

Объяснение учителя.

Первые упоминания о славянах относится к I–II векам н.э. Тацит, Плиний, Птолемей сообщают, что славяне населяли бассейн Вислы.

Итак, кратко суть проблемы происхождения славян можно свести к следующим положениям:

  1. Славяне являются коренным населением Восточной Европы. Они имеют единый корень и ведут своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности и являются неотъемлемой частью её.
  2. Славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже н.э. и не имеют единого корня, то есть основа славянской общности полиэтнична.
  3. Было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Тем не менее, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает определённой роли других народов в славянском этногенезе (в происхождении славян).

Славяне – часть индоевропейской общности, они имеют единый этнический корень и являются коренным населением Восточной Европы.

Славянский язык относится к индоевропейской языковой системе. Сформировавшись около V-IVтыс. до н.э., эта языковая группа в IV-III тыс. до н.э. переживала время распада, связанного с расселением индоевропейских племён. Расселение это пришлось на время неолита – нового каменного века. Не случайно историки говорят о неолитической революции , то есть о переходе человека от охоты и собирательства к производственному хозяйству – земледелию и скотоводству. Неолитические племена стали более независимы от природы, мобильными. В поисках новых мест обитания они покидали свою прародину и расходились по территории Азии и Европы. В ходе развития из индоевропейцев выделились восточная (индийцы, иранцы, армяне) и древнеевропейская языковые группы. Последняя послужила основой возникновения западноевропейской (германской, французской, итальянской) и славянской групп.

Наши предки называли себя славянами , также и словенами. от каких же слов пошло название «славяне» и «словены»? (Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово» )

К VII-IX восточная ветвь славянства населяла значительную часть великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Черного моря. Размещение восточнославянских племён подробно описано летописцем Нестором (Все исторические произведения Древней Руси начинались со слов «В лето…», позже их слали называть летописями.) . Причём, расселение племён, данное в Повести Временных Лет подтверждается археологическим материалом.

Работа с учебником: Учащиеся (работа по группам ), пользуясь картой и учебником, составляют таблицу

Расселение восточнославянских племён

Название племенного союза Место расселения
Поляне Среднее течение Днепра (Киев)
Древляне В бассейне реки Припять, город Искоростень (северо-запад Киева)
Дреговичи На территории современной Беларуси (левобережье Припяти)
Полочане Среднее течение Западной Двины при впадении в реку Полот, главный город Полоцк (бассейн Западной Двины)
Ильменские славене (или словене) Вокруг озера Ильмень. Главный город Новгород
Северяне В бассейнах рек Десна, Сейм и Сулла. Город Чернигов (левобережье Днепра)
Радимичи По рекам Сож и Сейм (между Днепром и Сожжем)
Кривичи Верховья Западной Двины и Днепра, главный город Смоленск (верховья Волги, Днепра, Двины)
Вятичи В лесных чащах междуречья Оки, Клязьмы и Волги, города Ростов и Суздаль (район Оки и Москвы-реки)
Волыняне (бужане) По реке Буг (верховья южного Буга)
Уличи Нижнее Преднепровье, побережье Черного моря (Поднестровье)
Тиверцы Между реками Днестр и Прут (Поднестровье)
Белые хорваты Закарпатье

Вывод: Зона расселения восточных славян была лишена естественных границ, поэтому была «открыта» как вторжениям, так и культурным влияниям и воздействиям соседних народов.

Напоминаем, что после второго общественного разделения труда на смену родовой общине приходит соседская (территориальная)

Запись в тетрадях:

Родовая община – коллектив кровных родственников, которые имеют общую собственность и вместе ведут хозяйство.

(Пояснение учителя : Одной из причин перехода к соседской общине была смена подсечного земледелия пахотным .

Пахотное земледелие – вид земледелия, не требовавший трудоемкой работы по обработке земли, так как земля была уже расчищена предшествующими поколениями, но восстановившая плодородность. Такой участок могла обработать одна семья)

Запись в тетрадях:

Соседская община – более дробное объединение, основанное на выделении из рода отдельных малых семей.

(Пояснение учителя :В обществе постепенно усиливается значение отдельной личности, отдельной семьи. Зарождалось право частного владения, частной собственности.)

Запись в тетрадях:

Частная собственность – форма собственности, при которой средства производства и продукты труда принадлежат частным лицам.

Занятия. Развитие хозяйства восточных славян


Среднее Поднепровье – наиболее благоприятный регион для хозяйственной деятельности. Но в то же существовали различия в системе земледелия восточных славян живущих на юге и на севере.

Работа с учебником: Учащиеся (работа по группам – юг и север, в конце урока обмениваются подобранными данными, окончательно формирую таблицу – задание на дом ), используя материал учебника составляют таблицу

Развитие хозяйства восточных славян

Поселения Юг Север
Был недостаток воды и постоянные опасности, люди селились крупными массами, скучивались в огромные сёла.
На Юге было много городов, служивших центрами торговли
Болотистая и лесистая местность, было мало сухих мест. Преобладали сёла с незначительным населением (3-4 двора).
Городов было мало
Земледелие В южных районах плодородных земель было больше, и свободные участки просто засевали. Когда через несколько лет земля истощалась перебирались на новый участок. Позднее, в VII-VIII вв., появилось пашенное земледелие с двупольем и даже трехпольем.
Перелог:
2-3 года пользовались землёй, а когда почва истощалась, переходили на другое место
Большие лесные массивы препятствовали земледелью.
Подсечно-огневая система:
1 год: вырубали лес
2 год: высохшие деревья сжигали и, сеяли зерно прямо в золу, используя её как удобрение. Через 2-3 года земля истощалась, приходилось переходить на новый участок.
с/х культуры земледельческие: рожь, пшеница, ячмень, просо
огородные: репка, капуста, свёкла, морковь, редька, чеснок
технические: лён, конопля
Орудия Соха, рало, плуг с железным лемехом Топор, мотыга, соха, заступ
Скотоводство С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне выводи виней, коров, мелкий рогатый скот.
Волы Лошади
Промыслы Собирательство и охота продолжают играть существенную роль в жизни славян. Основные промыслы: лыкодерство, зверогонство, солеварение, бортничество, охота и рыболовство Хлебопашцам севера побуждения расширять пахоту не было, т.к. земля была бедной, вспахивать её было тяжело, были сильно удалены от крупных рынков. В восполнение скудного заработка от хлебопашества жители обращались к промыслам: лыкодерство, зверогонство, солеварение, бортничество, охота и рыболовство
Торговля Главным в хозяйстве была внешняя торговля.
Торговали хлебом, воском, мёдом, мехом с Римом и Византией
Слишком удалён от приморских рынков, внешняя торговля не стала движущей силой народного хозяйства
Путь «из варяг в греки» (конец IX в.)
По Днепру возле Смоленска волоком до Ловоти в оз. Ильмень в Волхов в оз. Нево в Варяжское (Балтийское) море до Рима до Царьграда (Константинополь – Византия) Понтийское (Русское, Черное) море.
Внутренний рынок был развит слабо, в основном происходил обмен сельскохозяйственной продукции на ремесленные изделия

Работа с картой: Покажите на карте торговый путь «из варяг в греки».

Домашнее задание

ЗАДАНИЕ А

  1. Сформировать таблицу «Развитие хозяйства восточных славян»
  2. Внимательно прочитать таблицы, выбрать главное и выучить .

ЗАДАНИЕ Б

Ответить на вопросы и выполнить задание письменно .

  1. Древние русичи приветствовали друг друга: «Ой ты гой еси…» Чего желали они таким образом?
  2. Как в Древней Руси называли Балтийское море?
  3. Славянские племена дреговичей жило на болоте, поляне – в полях, а глее жили древляне ?
  4. Территорию современной Московской области заселяли древляне или вятичи?
  5. Какому крупнейшему летописцу принадлежат слова, которым уже более восьми веков: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…»?
  6. Что в старых русских пословицах означало число «семь» ?
  7. Древние авторы словом «Русь» называли государственное образование, сложившееся в районе
    1. Волги
    2. Прикарпатья
    3. Среднего Преднепровья
  8. Основным занятием восточных славян в VI-IX вв. являлось
    1. земледелие
    2. ткачество
    3. бортничество
    4. прядение

Первые свидетельства о славянах.

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до нашей эры. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до нашей эры.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. нашей эры. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве » упомянул «время Бусово».

Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток.

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. «Умом гордые» и телом великие авары-обры исчезли бесследно. «Погибоша аки обре» - эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.

Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат , а в районе Алтая - Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава - Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.


Восточные славяне в VI в . неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».

Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытнообщинного строя.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VI вв. н.э. Летопись рассказывает, что один из Полянских князей Кий вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и нарекли его Киевом в честь старшего брата.

Затем Кий ходил к Царю-городу, т.е. в Константинополь, был там принят императором с большой честью, а возвращаясь обратно, осел со своей дружиной на Дунае, основал там «градок», но впоследствии вступил в борьбу с местными жителями и вновь вернулся на днепровские берега, где и скончался. Эта легенда находит известное подтверждение в данных археологии, которые говорят о том, что в конце V - VI в. на Киевских горах уже существовало укрепленное поселение городского типа, бывшее центром Полянского союза племен.

Происхождение восточных славян.

Европу и часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших на одном языке, имевших во внешнем облике много общих черт. Эти племена находились в постоянном движении, передвигаясь и осваивая новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдельных языков.

Примерно 2 тысячи лет до нашей эры из индоевропейских племён выделились балто-славянские. Они заселили часть территории Центральной и Восточной Европы. В V веке до нашей эры эти племена разделились на балтов и славян. Славяне освоили территорию от среднего течения Днепра до реки Одер.

В V веке славянские племена мощными потоками устремились на восток и на юг. Они дошли до верхнего течения Волги и до Белого озера, до берегов Адриатики, проникли на Пелопоннес. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви - восточную, западную и южную. Восточные славяне заселили в VI - VIII веках обширную территорию Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, то есть большую часть Восточно-Европейской равнины.

Хозяйство восточных славян.

Главным занятием восточных славян было земледелие. Основная часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому, прежде чем пахать землю, необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся на поле пни сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ей забрасывали и выжигали новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зоне Приднепровья, богатой плодородными землями.

Вначале славяне жили в землянках, затем стали строить дома - в этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги, дым уходил через отверстие в крыше или стене. У каждого дома обязательно имелись хозяйственные постройки, они делались плетневые, саманные или из подобных материалов и ставились на дворе либо свободно, разбросано, либо по периметру четырехугольного двора, образуя внутри открытое пространство.

В славянских поселках дворов было немного: от двух до пяти. Они обносились земляными валами для защиты от врагов.

Как уже упоминалось ранее, основным занятием славян конечно же было земледелие. Археологические находки позволяют утверждать, что они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу и т.д. Из технических культур славяне разводили лен и коноплю.

Другим важным занятием славянских племен было скотоводство. Скотоводство восточных славян было органически связано с земледелием. Скотоводство давало мясо, молоко; скот использовали как тягло на пашне (в нечерноземной зоне - лошади, в черноземной - волы); без навоза невозможно было вести полевое земледелие в нечерноземной зоне, от скота получали и шерсть и кожи. Восточнославянские народы разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, птицу. Меньше разводили уток и гусей, но почти обязательно в каждом хозяйстве держали кур.

Немаловажное значение имели рыбалка и охота, тем более, что в густых лесах водилось множество пушных зверей, мех которых использовался для изготовления одежды, а также шел на продажу.

В качестве оружия славяне использовали луки, копья, мечи, палицы (палки с тяжелыми набалдашниками и шипами). Пущенные из тугих луков каленые стрелы могли настигнуть неприятеля даже на большом расстоянии. Для защиты славяне использовали шлемы и прочные "рубашки" из мелких металлических колец - кольчуги.

Важную роль в жизни восточных славян играло также бортничество - сбор меда диких пчел.

Но помимо земледелия славяне занимались и обработкой металла (кузнечное дело), производством керамических изделий. Не чужды им были также ювелирное, камнерезное, столярное ремесла. Находившиеся в наиболее удачных (с точки зрения возможности торговли) местах поселения превращались в города. Также становились городами и княжеские крепости. Древнейшими городами Руси являлись: Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск, Переславль, Ладога, Ростов, Белоозеро, Псков, Любеч, Туров. По мнению ученых, к началу IX в. на территории Руси насчитывалось около 30 городов.

Город возникал обычно на холме или на месте слияния двух рек, что было связано с торговлей. А торговые связи между славянскими и соседними племенами были достаточно отлаженными. С юга гнали на север скот. Прикарпатье снабжало всех солью. На север и северо-запад из Приднепровья и Суздальской земли шел хлеб. Торговали мехами, полотном, скотом и медом, воском и рабами.

Основных торговых путей, проходивших через Русь, было два: по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил великий водный путь "из варяг в греки", соединявший Балтийское море с Черным; а через Карпаты торговые пути вели в Прагу, в германские города, в Болгарию, в страны мусульманского мира.

Быт и нравы восточных славян.

Славяне отличались высоким ростом, крепким телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенно выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза.

Поселения восточных славян располагались преимущественно по берегам рек и озёр. Обитатели этих поселений жили семьями, в домах-полуземлянках, площадью 10 - 20 кв.м. Стены домов, скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева. В домах устраивали несколько выходов, а ценные вещи прятали в землю, потому что в любой момент могли нагрянуть неприятели.

Восточные славяне были добродушны и гостеприимны. Каждый странник считался дорогим гостем. Хозяин делал все возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанье и напитки. Так же славяне были известны как храбрые воины. Трусость считалась у них наибольшим позором. Славянские воины прекрасно плавали и могли долго находиться под водой. Они дышали через выдолбленный тростник, верхушка которого выходила на поверхность воды.

Вооружение славян составляли копья, луки, стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. Мечи и другое железное оружие было редкостью.

Славяне почтительно относились к родителям. Между селами они устраивали игрища - религиозные праздники, на которых жители соседних сел умыкали (похищали) себе жен по уговору с ними. В то время у славян было многоженство, невест не хватало. Чтобы задобрить род, у которого умыкали невесту, ее родственникам давали вено (выкуп). Со временем умыкание невесты было заменено обрядом хождения зятя по невесту, когда невесту выкупали у ее родственников по взаимному договору. На смену этому обряду пришел другой - привод невесты к жениху. Родственники жениха и невесты становились свояками, т. е. своими друг для друга людьми.

Женщина занимала подчиненное положение. После смерти мужа одна из его жен должна была быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной - пиршеством и воинскими играми.

Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.

Духовный мир восточных славян.

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца - Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии - Перун, богом ветра - Стрибог, покровителем скота - Велос (Волос). Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь - Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признали повелителем Вселенной одного бога - Перуна, бога грома, молнии, войны.

В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах - капищах, богам приносились жертвоприношения - требы.

Большое развитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи, родоначальником жизни - Родом и с его Роженицами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще «чур», по церковнославянски - «щур».

Сохранившееся и поныне выражение «чур меня» означает «храни меня дед». Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не всего рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили лешие, в реках - водяные, русалки.

У славян были свои языческие праздники, связанные со временами года, с земледельческими работами. В конце декабря - колядовали ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны - масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы - проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.

Общины земледельцев.

Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т.е. объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина, обладавший большой властью. По мере расселения славян на обширных пространствах родовые связи стали распадаться. Кровнородственную сменила соседская (территориальная) община - вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между отдельными семейными хозяйствами. На общий совет - вече - сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. Во время нападений инородных племён славяне собирали народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, стони, тысячи).

Отдельные общины объединялись в племена. Племена, в свою очередь, составляли племенные союзы. На территории Восточно-Европейской равнины проживало 12 (по некоторым источниками - 15) восточнославянских племённых союзов. Наиболее многочисленными были поляне, обитавшие по берегам Днепра, и ильменские славяне, жившие на берегах Ильменского озера и реки Волхов.

Религия восточных славян.

У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников - умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» - умерших насильственной или преждевременной смертью (к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых («мертвяков» - отсюда происходят много суеверий связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:

Почитание "родителей" - это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники - Масленица отсюда и родительская суббота), Радуница, Троица и другие. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура), восклицания такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).

- «Нечистые мертвецы». Во многом, это были люди, которых боялись при жизни, и не перестали боятся и после их смерти. Интересен обряд «обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» - русалка.

Формирование политических объединений

В античное время у славян не было возможности проводить независимую внешнюю политику, действуя на международной арене под собственным именем. Если у них и существовали крупные политические объединения, они остались неизвестны письменным цивилизациям той эпохи. Археологические исследования не подтверждают существование на землях восточных славян до VI века значимых протогородских центров, которые могли бы свидетельствовать об укреплении власти местных князей среди оседлого населения. Восточнославянские племена в ареале своего обитания на юге соприкасались и частично вовлекались в область распространения археологической Черняховской культуры , которую современные археологи склонны ассоциировать с расселением готов в северном Причерноморье.

Сохранились смутные сведения о войнах в IV веке славян с готами. Великое переселение народов со 2-й половины IV века привело к глобальным миграциям этнических групп. Славянские племена на юге, подчинённые ранее готами, покорились гуннам и, вероятно, под их протекторатом, начали расширять область своего обитания к границам Византийской империи на юге и германским землям на западе, вытесняя готов в Крым и Византию.

В начале VI века славяне стали совершать регулярные набеги на Византию, в результате чего о них заговорили византийские и римские авторы (Прокопий Кесарийский , Иордан). В эту эпоху у них уже существовали крупные межплеменные союзы, которые формировались преимущественно по территориальному признаку и были чем-то большим, нежели обычное родоплеменное сообщество. У антов и карпатских славян впервые возникли укрепленные городища и другие признаки политического контроля над территорией. Известно, что авары, которые сначала покорили причерноморские (антов) и западнославянские племена, долго не могли разрушить некий союз «склавинов» с центром в Закарпатье, а их вожди не только вели себя гордо и независимо, но даже казнили за дерзость посла аварского кагана Баяна. Вождь антов Мезамир также был убит во время посольства к аварам за дерзость, проявленную перед лицом кагана.

Основаниями для славянской гордости были , очевидно, не только полный контроль над своей и прилегающими также славянскими территориями, но и их регулярные, опустошительные и преимущественно безнаказанные набеги на задунайские провинции Византийской империи, в результате которых карпатские хорваты и другие племена, по-видимому, входившие в союз антов, частично или полностью переселились за Дунай, обособившись в ветвь южных славян. Дулебы также расширили пределы контролируемых ими территорий на запад до современной Чехии и на восток — до Днепра. В конце концов, авары подчинили и антов, и дулебов, после чего вынудили воевать с Византией в своих интересах. Их племенные союзы распались, об антах с VII века больше не упоминалось, а от дулебов, по предположению некоторых современных историков, отделилось несколько других славянских союзов, в том числе поляне.

Позднее часть восточнославянских племён (поляне, северяне, радимичи и вятичи) платили дань хазарам. В 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммед в ходе победоносной войны с Хазарией дошёл до некой «славянской реки» (очевидно, Дона) и захватил в плен 20 000 семей местных жителей, среди которых были славяне. Пленники были угнаны в Кахетию, там они подняли восстание и были перебиты.

«Повесть временных лет» перечисляет двенадцать восточнославянских племенных союзов, которые к IX веку существовали на обширной территории между Балтийским и Чёрным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, дулебы (позднее известные как волыняне и бужане), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.

В VIII веке с началом эпохи викингов в Восточную Европу начали проникать варяги. К середине IX в. они обложили данью не только Прибалтику, первой подвергшуюся регулярным нашествиям, но и многие территории между Балтийским и Чёрным морями. В 862 году, согласно летописной хронологии ПВЛ, предводитель руси Рюрик был призван на княжение одновременно чудью (финно-угорскими народами, населявшими Эстонию и Финляндию), весью и обоими славянскими племенами, обитавшими с ними по соседству: псковскими кривичами и словенами.

Рюрик обосновался среди славянских сел в крепости, близ которой позже возник Великий Новгород. Его легендарные братья получили княжения в племенном центре веси Белоозере и центре кривичей Изборске. К концу своей жизни Рюрик расширил владения своего рода до Полоцка, Мурома и Ростова, а его преемник Олег к 882 году захватил Смоленск и Киев. Титульным этносом нового государства сделался не какой-либо из славянских или угро-финских народов, а Русь, варяжское племя, об этнической принадлежности которого идут споры.

Русь выделялась как отдельный этнос ещё при ближайших преемниках Рюрика, князьях Олеге и Игоре, и постепенно растворилась в славянском народе при Святославе и Владимире Святом, оставив свое имя восточным славянам, которым они теперь отличались от западных и южных (подробнее см. статью Русь). Одновременно Святослав и Владимир завершили объединение восточных славян в своем государстве, присоединив к нему земли древлян, вятичей, радимичей, Туров и область Червенской Руси.

Восточные славяне и их ближайшие соседи

Продвижение славян по бескрайним просторам Восточной Европы и их освоение носили характер мирной колонизации.

Колонизация - заселение, освоение пустующих или редко заселённых земель.

Переселенцы жили по соседству с местными племенами. У финно-угорских племён славяне заимствовали названия многих рек, озёр, селений. Вслед за финнами они стали верить в злых духов, волшебников. Славяне также переняли у лесных жителей веру в волхов, кудесников. Совместная жизнь с финно-уграми приводила и к изменению внешнего облика славян. Среди них стали чаще встречаться люди с более плоскими и круглыми лицами, высокими скулами, широкими носами.

Большое влияние на славян оказывали и потомки ираноязычного скифо-сарматского населения. Многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке (бог, боярин, хата, собака, топор и другие). Некоторые славянские языческие божества - Хорос, Стрибог - носили иранские имена, а Перун имел балтское происхождение.

Однако не со всеми соседями у славян были дружеские отношения. В славянских преданиях рассказывается о нападении тюркоязычных кочевников-аваров на славянское племя дулебов, жившие в Прикарпатье. Перебив почти всех мужчин, авары впрягли в телегу вместо коней дулебских женщин. В VIII веке восточнославянские племена полян, северян, вятичей и радимичей, живших близко к степям, покорили хазары, заставив их платить дань - «по горностаю и белке от дыма», то есть с каждого дома.

Славяне обособились из индоевропейской общности.

Скифо-сорматская теория происхождения славян. Предки славян жили изначально в передней Азии, затем по Черноморскому побережью двинулись на север.

Славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Первые свидетельства о славянах – начало I тысячелетия н.э. (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н.э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н.э.)

В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.), славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Далее разделяются на южных, восточных и западных славян (6-9 века нашей эры). Часть славян осталась в Европе (западные славяне) – формируются чехи, поляки, словаки. Вторая группа – южные – болгары, сербы, хорваты, черногорцы. Восточные славяне – ушли на северо-восток, Восточно-Европейская равнина: русские, украинцы, белорусы.

Территория восточных славян в VI-IX вв. – от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы этап на пути складывания государственности восточных славян.

Восточнославянские племена того времени: поляне, северяне, древляне, дреговичи, радимичи, ильменские словене и др. Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений. В центре их повествования – земля полян. Земля полян, как указывают летописцы носила название "русь". Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне.

Великий водный путь "из варяг в греки" был своеобразной "столбовой дорогой", связывавшей Северную и Южную Европу. Наиболее развитые земли славянского мира Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Славяне торговали мехом, воском и медом, путь "из варяг в греки" был стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства.

Основным занятием восточных славян было земледелие. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество. Ведение хозяйства требовало огромных затрат труда. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община (общинников объединяла общность территории и хозяйственной жизни).

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов. В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких как путь "из варяг в греки" или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Например, Киев (конец V-VI вв.), Новгород (IX век), Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. В IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Во главе племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях вечевых сходах. Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. Дружинники собирали с покоренных племен дань, "полюдье" с каждого двора.

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Славянские боги олицетворяли разнообразные силы природы. Важнейшие боги: Перун бог грома, молнии, войны; Сварог бог огня; Велес покровитель скотоводства; Мокошь оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл бог подземного мира. Бог солнца у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину. Военные походы на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. Племенные княжения часто объединялись в крупные союзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.

Норманская теория. Сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером.

В конце IX века собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (Киевская Русь).

Противник этой теории – М.В. Ломоносов. "Норманисты" исходят из положения об отсталости русского народа, неспособности к самостоятельному историческому творчеству.

Варяжские дружины были на службе у славянских князей, однако нет следов заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. У восточных славян государственность сложилась до призвания варягов. Призвание варягов, если оно было, говорит лишь о происхождении княжеской династии.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или Киевской Руси) – закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у славянских племенных союзов, живших на пути "из варяг в греки".

Предпосылки для образования государства:

Социально экономические:

Родовая община уступает место территориальной (соседской) общине.

Разделение труда, отделение ремесла как отдельного вида деятельности.

Процесс социального расслоения, формирование социальных групп

Рост городов и внешней торговли.

Политические: большие племенные союзы. По арабским источникам: поляне (южный, во главе с Киевом) – «Куяба». Северный – Славия (Новгород). Артания (Чернигов или Рязань).

Восточнославянские племена

БУЖА?НЕ – восточнославянское племя, жившее на р. Буг.

Большинство исследователей полагает, что бужане – это другое название волынян. На территории, заселенной бужанами и волынянами, обнаружена единая археологическая культура. «Повесть временных лет» сообщает: «Бужане, сидевшие по Бугу, после стали зваться волынянами». По мнению археолога В. В. Седова, часть дулебов, которые обитали в бассейне Буга, сначала называлась бужанами, затем волынянами. Возможно, бужане – название лишь части племенного союза волынян. Е. Г.

ВОЛЫНЯ?НЕ, велыняне – восточнославянский союз племен, заселявший территорию по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять.

Предками волынян, предположительно, были дулебы, а их более раннее название – бужане. Согласно другой точке зрения, «волыняне» и «бужане» – названия двух различных племен или племенных союзов. Анонимный автор «Баварского Географа» (1-й пол. 9 в.) насчитывает у волынян 70 городов, а у бужан – 231 город. Арабский географ 10 в. аль-Масуди различает волынян и дулебов, хотя, возможно, его сведения относятся к более раннему периоду.

В русских летописях волыняне впервые упоминаются под 907 г.: они участвовали в походе князя Олега на Византию как «толковины» – переводчики. В 981 г. киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскую и Червенскую земли, где жили волыняне. Волынский

г. Червень стал с тех пор называться Владимиром-Волынским. Во 2-й пол. 10 в. на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество. Е. Г.

ВЯ?ТИЧИ – восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по р. Москва.

Согласно «Повести временных лет», родоначальником вятичей был Вятко, пришедший «от ляхов» (поляков) вместе с братом Радимом – родоначальником племени радимичей. Современные археологи не находят подтверждения западнославянского происхождения вятичей.

Во 2-й пол. 9–10 вв. вятичи платили дань Хазарскому каганату. Долгое время они сохраняли независимость от киевских князей. В качестве союзников вятичи участвовали в походе киевского князя Олега на Византию в 911 г. В 968 г. вятичи потерпели поражение от киевского князя Святослава. В нач. 12 в. Владимир Мономах воевал с вятичским князем Ходотой. В кон. 11– нач. 12 вв. среди вятичей насаждалось христианство. Несмотря на это, они долгое время сохраняли языческие верования. В «Повести временных лет» описан погребальный обряд вятичей (сходный обряд был и у радимичей): «Когда кто-то умирал, устраивали по нем тризну, а затем раскладывали большой костер, возлагали на него умершего и сжигали, после чего, собрав кости, вкладывали их в маленький сосуд и ставили на столпах при дорогах». Этот обряд сохранялся до кон. 13 в., а сами «столпы» в некоторых местностях России встречались вплоть до нач. 20 в.

К 12 в. территория вятичей находилась в Черниговском, Ростово-Суздальском и Рязанском княжествах. Е. Г.

ДРЕВЛЯ?НЕ – восточнославянский племенной союз, занимавший в 6–10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига.

Согласно «Повести временных лет», древляне «произошли от тех же славян», что и поляне. Но в отличие от полян, «древляне жили зверинским образом, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и брака у них не бывало, но умыкали девиц у воды».

На западе древляне граничили с волынянами и бужанами, на севере – с дреговичами. Археологи обнаружили на землях древлян захоронения с трупосожжениями в урнах в бескурганных могильниках. В 6–8 вв. распространились погребения в курганах, в 8–10 вв. – безурновые захоронения, а в 10–13 вв. – трупоположения в курганах.

В 883 г. киевский князь Олег «начал воевать против древлян и, покорив их, возложил дань на них по черной кунице (соболь)», а в 911 г. древляне участвовали в походе Олега на Византию. В 945 г. князь Игорь по совету дружины пошел «к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его», однако не удовлетворился собранным и решил «пособирать еще». Древляне, посовещавшись со своим князем Малом, решили убить Игоря: «если не убьем его, то всех нас погубит». Вдова Игоря, Ольга, в 946 г. жестоко отомстила древлянам, предав огню их столицу г. Искоростень, «городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань», а вся земля древлян была присоединена к киевскому уделу с центром в г. Вручий (Овруч). Ю. К.

ДРЕГО?ВИЧИ – племенной союз восточных славян.

Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей (В. В. Седов и др.), в 6–9 вв. дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна р. Припять, в 11–12 вв. южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная – в водоразделе рек Друть и Березина, западная – в верховьях р. Неман. Соседями дреговичей были древляне, радимичи и кривичи. «Повесть временных лет» упоминает дреговичей вплоть до сер. 12 в. По данным археологических исследований, для дреговичей характерны земледельческие поселения, курганы с трупосожжениями. В 10 в. земли, населенные дреговичами, вошли в состав Киевской Руси, а позднее вошли в Туровское и Полоцкое княжества. Вл. К.

ДУЛЕ?БЫ – племенной союз восточных славян.

Обитали в бассейне Буга и правых притоков Припяти начиная с 6 в. Исследователи относят дулебов к одной из самых ранних этнических групп восточных славян, из которой позднее образовались некоторые другие племенные союзы, включая волынян (бужан) и древлян. Археологические памятники дулебов представлены остатками земледельческих поселений и курганными могильниками с трупосожжениями.

Согласно летописным данным, в 7 в. дулебы подверглись нашествию аваров. В 907 г. дружина дулебов участвовала в походе князя Олега на Константинополь. По мнению историков, в 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси. Вл. К.

КРИ?ВИЧИ – племенной союз восточных славян 6–11 вв.

Занимали территорию в верховьях Днепра, Волги, Западной Двины, а также в районе Чудского, Псковского озер и оз. Ильмень. «Повесть временных лет» сообщает, что городами кривичей были Смоленск и Полоцк. Согласно этой же летописи, в 859 г. кривичи платили дань варягам «из заморья», а в 862 г. вместе со словенами ильменскими и чудью пригласили на княжение Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. Под 882 г. в «Повести временных лет» помещен рассказ о том, как Олег ходил на Смоленск, на кривичей, и, взяв город, «посадил в нем мужа своего». Как и другие славянские племена, кривичи платили дань варягам, ходили вместе с Олегом и Игорем в походы на Византию. В 11–12 вв. на землях кривичей возникли Полоцкое и Смоленское княжества.

Вероятно, в этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских (эсты, ливы, латгалы) племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением.

Археологические раскопки показали, что первоначально специфическими погребениями кривичей были длинные курганы: невысокие валообразные насыпи длиной от 12–15 м до 40 м. По характеру могильников археологи выделяют две этнографические группы кривичей – смоленско-полоцкие и псковские кривичи. В 9 в. длинные курганы сменились круглыми (полусферическими). Умерших сжигали на стороне, причем большинство вещей сгорало на погребальном костре вместе с умершим, и в захоронения попадали лишь сильно поврежденные вещи и украшения: бусы (синие, зеленые, желтые), пряжки, привески. В 10–11 вв. у кривичей появляется трупоположение, хотя вплоть до 12 в. сохраняются черты прежнего обряда – ритуальный костер под захоронением и курган. Инвентарь погребений этого периода достаточно разнообразен: женские украшения – браслетообразные завязанные кольца, шейные ожерелья из бус, привески к ожерельям в виде коньков. Встречаются предметы одежды – пряжки, поясные кольца (их носили мужчины). Часто в курганах кривичей встречаются украшения балтских типов, как и собственно балтские захоронения, что свидетельствует о тесной связи кривичей и прибалтийских племен. Ю. К.

ПОЛОЧА?НЕ – славянское племя, часть племенного союза кривичей; жили по берегам р. Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.

Центром земли полочан был г. Полоцк. В «Повести временных лет» полочане несколько раз упоминаются вместе с такими большими племенными союзами, как словене ильменские, древляне, дреговичи, поляне.

Однако ряд историков подвергает сомнению существование полочан как отдельного племени. Аргументируя свою точку зрения, они обращают внимание на то, что «Повесть временных лет» никак не связывает полочан с кривичами, во владения которых входили их земли. Историк А. Г. Кузьмин предположил, что фрагмент о племени полочан появился в «Повести» ок. 1068 г., когда киевляне изгнали князя Изяслава Ярославича и посадили на княжеский стол полоцкого князя Всеслава.

В сер. 10 – нач. 11 вв. на территории полочан образовалось Полоцкое княжество. Е. Г.

ПОЛЯ?НЕ – племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева.

С полянами связана одна из версий происхождения Руси, упоминаемая в «Повести временных лет». Ученые считают «поляно-русскую» версию более древней, чем «варяжская легенда», и относят ее к кон. 10 в.

Древнерусский автор этой версии считал полян славянами, пришедшими из Норика (территория на Дунае), которые стали первыми называться именем «русь»: «Поляне яже ныне зовомая русь». В летописи резко противопоставляются обычаи полян и других восточнославянских племен, объединяемых под именем древлян.

В Среднем Поднепровье близ Киева археологами обнаружена культура 2-й четв. 10 в. с характерным славянским погребальным обрядом: для курганов была свойственна глиняная подмазка, на которой разжигали костер и сжигали покойников. Границы культуры простирались на западе до р. Тетерев, на севере – до г. Любеч, на юге – до р. Рось. Это и было, очевидно, славянское племя полян.

Во 2-й четв. 10 в. на этих же землях появляется другой народ. Ряд ученых местом его первоначального расселения считает Среднее Подунавье. Другие идентифицируют его с ругами-русами из Великой Моравии. Этот народ был знаком с гончарным кругом. Умерших хоронили по обряду трупоположения в подкурганных ямах. В курганах часто находили нательные кресты. Поляне и русы со временем смешались, русы стали говорить на славянском языке, а племенной союз получил двойное именование – поляне-русь. Е. Г.

РАДИ?МИЧИ – восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам в 8–9 вв.

Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. Согласно «Повести временных лет», родоначальником племени был Радим, пришедший «от ляхов», т. е. польского происхождения, вместе со своим братом Вятко. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения – прах хоронился в срубе – и схожие височные женские украшения (височные кольца) – семилучевые (у вятичей – семилопастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра. В 9 в. радимичи платили дань Хазарскому каганату. В 885 г. эти племена были подчинены киевским князем Олегом Вещим. В 984 г. войско радимичей было разбито на р. Пищане воеводой киевского князя Владимира

Святославича. Последний раз они упоминаются в летописи под 1169 г. Затем территория радимичей вошла в Черниговское и Смоленское княжества. Е. Г.

РУ?СЫ – в источниках 8–10 вв. название народа, участвовавшего в образовании Древнерусского государства.

В исторической науке до сих пор продолжаются дискуссии об этническом происхождении русов. Согласно свидетельствам арабских географов в 9–10 вв. и византийского императора Константина Багрянородного (10 в.), русы являлись социальной верхушкой Киевской Руси и главенствовали над славянами.

Немецкий историк Г. З. Байер, приглашенный в Россию в 1725 г. для работы в Академии наук, считал, что русы и варяги – это одно норманнское (т. е. скандинавское) племя, принесшее славянским народам государственность. Последователями Байера в 18 в. были Г. Миллер и Л. Шлецер. Так возникла норманнская теория происхождения русов, которую до сих пор разделяют многие историки.

Опираясь на данные «Повести временных лет», одни историки полагают, что летописец отождествлял «русов» с племенем полян и выводил их вместе с другими славянами с верховьев Дуная, из Норика. Другие считают, что русы – это варяжское племя, «призванное» на княжение в Новгород при князе Олеге Вещем, давшее имя «Русь» Киевской земле. Третьи доказывают, что автор «Слова о полку Игореве» связывал происхождение русов с Северным Причерноморьем и бассейном Дона.

Ученые отмечают, что в древних документах название народа «русь» было различно – руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы. Это слово переводят как «красный», «рыжий» (из кельтских языков), «светлый» (из иранских языков), «ротс» (от шведского – «гребцы на весельных ладьях»).

Некоторые исследователи считают русов славянами. Те историки, которые считают русов балтийскими славянами, утверждают, что слово «русь» близко к названиям «Рюген», «руяне», «руги». Ученые, считающие русов жителями Среднего Поднепровья, замечают, что в Приднепровье встречается слово «рось» (р. Рось), а название «Русская земля» в летописи первоначально обозначало территорию полян и северян (Киев, Чернигов, Переяславль).

Существует точка зрения, согласно которой русы – это сармато-аланский народ, потомки роксолан. Слово «рус» («рухс») в иранских языках обозначает «светлый», «белый», «царственный».

Еще одна группа историков предполагает, что русы – это руги, жившие в 3–5 вв. по р. Дунай римской провинции Норик и ок. 7 в. переселившиеся вместе со славянами в Приднепровье. Загадка происхождения народа «рус» не решена до сих пор. Е. Г., С. П.

СЕВЕРЯ?НЕ – восточнославянский союз племен, обитавших в 9–10 вв. по рр. Десна, Сейм, Сула.

Западными соседями северян были поляне и дреговичи, северными – радимичи и вятичи.

Происхождение названия «северяне» не выяснено. Некоторые исследователи связывают его с иранским sev, sew – «черный». В летописях северяне именуются также «северъ», «северо». Территория около Десны и Сейма сохранила в русском летописании 16–17 вв. и украинских источниках 17 в. название «Север».

Археологи соотносят северян с носителями волынцевской археологической культуры, которые жили на левом берегу Днепра, по Десне и Сейму в 7–9 вв. Волынцевские племена были славянскими, но их территория соприкасалась с землями, населенными носителями салтово-маяцкой археологической культуры.

Основным занятием северян было земледелие. В кон. 8 в. они оказались под властью Хазарского каганата. В кон. 9 в. территории северян вошли в состав Киевской Руси. Согласно «Повести временных лет», киевский князь Олег Вещий освободил их от дани хазарам и возложил на них легкую дань, сказав: «Я им [хазарам] противник, а вам незачем».

Центрами ремесла и торговли северян были гг. Новгород-Северский, Чернигов, Путивль, впоследствии ставшие центрами княжеств. С присоединением к Русскому государству эти земли по-прежнему именовали «Северской землей» или «Северской украйной». Е. Г.

СЛОВЕ?НЕ ИЛЬМЕ?НСКИЕ – племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около оз. Ильмень, по соседству с кривичами.

По свидетельству «Повести временных лет», словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам – выходцам с Балтийского Поморья. Словенские воины входили в состав дружины князя Олега, участвовали в походе Владимира I Святославича на полоцкого князя Рогволда в 980 г.

Ряд историков считает «прародиной» словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки. Е. Г.

ТИ?ВЕРЦЫ – восточнославянский союз племен, обитавший в 9 – нач. 12 вв. на р. Днестр и в устье Дуная. Название племенного объединения, возможно, происходит от древнегреческого названия Днестра – «Тирас», которое, в свою очередь, восходит к иранскому слову turas – быстрый.

В 885 г. князь Олег Вещий, покоривший племена полян, древлян, северян, пытался подчинить своей власти и тиверцев. Позднее тиверцы участвовали в походе Олега на Царьград (Константинополь) в качестве «толковинов» – т. е. переводчиков, поскольку хорошо знали языки и обычаи народов, живших около Черного моря. В 944 г. тиверцы в составе войска киевского князя Игоря вновь осаждали Царьград, а в сер. 10 в. вошли в состав Киевской Руси. В нач. 12 в. под ударами печенегов и половцев тиверцы отошли на север, где смешались с другими славянскими племенами. Остатки поселений и городищ, которые, по мнению археологов, принадлежали тиверцам, сохранились в междуречье Днестра и Прута. Обнаружены могильникикурганы с трупосожжениями в урнах; среди археологических находок на территорях, занятых тиверцами, отсутствуют женские височные кольца. Е. Г.

У?ЛИЧИ – восточнославянский союз племен, существовавший в 9 – сер. 10 вв.

По сообщению «Повести временных лет», уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. По предположению историка 18 в. В. Н. Татищева, этноним «уличи» происходит от древнерусского слова «угол». Современный историк Б. А. Рыбаков обратил внимание на свидетельство Новгородской первой летописи: «Раньше уличи сидели в низовьях Днепра, но потом переселились на Буг и Днестр» – и сделал вывод, что Пересечен находился на Днепре южнее Киева. Город на Днепре под таким названием упоминается в Лаврентьевской летописи под 1154 г. и в «Перечне русских городов» (14 в.). В 1960-х гг. археологи открыли поселения уличей в районе р. Тясмин (приток Днепра), что подтверждает вывод Рыбакова.

Племена долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти. В 885 г. с уличами воевал Олег Вещий, уже собиравший дань с полян, древлян, северян и тиверцев. В отличие от большинства восточнославянских племен уличи не участвовали в походе князя Олега на Константинополь в 907 г. На рубеже 40-х гг. 10 в. киевский воевода Свенельд три года держал в осаде г. Пересечен. В сер. 10 в. под натиском кочевых племен уличи отошли на север и были включены в состав Киевской Руси. Е. Г.

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 4. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ И ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА И СОЮЗЫ Прародина славян. Славяне являлись частью древней индоевропейской языковой общности. К индоевропейцам относились германские, балтийские (литовско-латышские), романские, греческие, кельтские, иранские, индийские

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Восточнославянские племена О том, какую систему счисления лет приняли в Древней Руси, определив тем самым свое место во времени, мы уже знаем. Вторым, не менее важным признаком цивилизации является определение своего места на Земле. Где обитает твой народ и с кем он

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

IV. Восточнославянские земли и великое княжество Литовское в XIII–XVI вв Возникновение и развитие Великого княжества Литовского (ВКЛ) «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток») - страшная опасность, которая угрожала в XIII в. Руси, дамокловым мечом нависла и над населением

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Италийские племена Население Италии в раннеримские времена было чрезвычайно пест­рым. В долине По и несколько южнее жили племена кельтов (галлов): инсубры, ценоманы, бойи, сеноны.К югу от верхнего По, в Приморских Альпах и на генуэзском (лигу­рийском) побережье находились

Из книги Нашествие. Пепел Клааса автора Максимов Альберт Васильевич

ГЕРМАНСКИЕ ПЛЕМЕНА Бургунды и балтийские острова Бургундия на Черном море Лангобарды Физический тип германцев Вестготы БУРГУНДЫ И БАЛТИЙСКИЕ ОСТРОВА Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс, И в ваших жилах тоже есть огонь. Из песни на слова Ю. Ряшенцева О

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Охотничьи племена По сравнению со своими предками древний охотник в период неолита достиг больших успехов в трудовой деятельности.Так, например, о достижениях в области охотничьего вооружения ярко свидетельствует совершенствование лука, который являлся главным

Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторов

Восточнославянские племена БУЖА?НЕ – восточнославянское племя, жившее на р. Буг.Большинство исследователей полагает, что бужане – это другое название волынян. На территории, заселенной бужанами и волынянами, обнаружена единая археологическая культура. «Повесть

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

Глава IV ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ И ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ЗЕМЛИ § 1. Возникновение и развитие Великого княжества Литовского «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток») - страшная опасность, которая угрожала в XIII в. Руси, дамокловым мечом нависла и над населением

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии] автора Хендерсон Изабель

Из книги Викинги. Походы, открытия, культура автора Ласкавый Георгий Викторович

Приложение 3 Восточнославянские князья VII–IX вв. и династия Рюриковичей до 1066 г. Генеалогия и годы правления (прямое родство указано непрерывной линией, опосредованное - пунктиром; подчеркнуты эквиваленты имен, известные по скандинавским источникам) 1 Е.А.Рыдзевская

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Иллирийские племена Восточное побережье Адриатического моря населяли иллирийские племена. Иллирийцы сравнительно поздно вступили в общение с греческим миром. К тому времени у них уже сложился государственный строй. У иллирийских племен - япидов, либуров, далматов,

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Восточнославянские племена на территории Украины Из 15 крупных племенных объединений (каждое племя занимало площадь 40–60 кв. километров), существовавших в VII–VIII веках, половина связана с территорией современной соборной Украины. В Среднем Поднепровье проживали поляне -

Из книги К вопросу об истории древнерусской народности автора Лебединский М Ю

4. ПЛЕМЕНА ЮГА "В междуречьях нижнего Днепра, Днестра и Прута, а также Прикарпатья антская пражско-пеньковская культура преобразуется к 8-у веку в Луку-Райковецкую. Племенные различия нивелируются и этот район становится этноединым с различными межплеменными

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

САРМАТСКИЕ ПЛЕМЕНА С ослаблением скифского могущества в III веке до н. э. главенствующее положение в Причерноморье переходит к сарматам, ираноязычным племенам. С ними связан целый период древней истории нашей Родины. Ранние античные авторы называли их савроматами (от

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

А) Племена восточнославянские (древние) Белые хорваты. Бужане. Волыняне. Вятичи. Древляне. Дреговичи. Дулебы. Ильменские славены. Кривичи. Полочане. Поляне. Радимичи. Северяне. Тиверцы.

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав