28.07.2019

Оформление земель общего пользования в снт изменения. Общее имущество СНТ, ОНТ, ДНТ (земли, дороги). Самовольное занятие. Оформление земель общего пользования в собственность СНТ


Оставьте заявку на бесплатный кадастровый аудит (БКУ) по вашему СНТ + получите достойное ценовое предложение на коллективное межевание ЗОП и дачных участков, а также оформление дачных строений.

Сегодня в личном пользовании граждан находится огромное количество земельных наделов в Москве и Московской области (районах МО). Практически никто не задавался вопросом: нужно ли межевание земель общего пользования СНТ? Но далеко не на все из них у владельцев имеются документы, соответствующие современному законодательству. Это не является нарушением, но может серьезно усложнить или сделать невозможным проведение имущественных сделок с недвижимостью. Чтобы иметь право распоряжаться своей землей, необходимо оформить на нее кадастровый паспорт. Это требование распространяется на все виды местности, в том числе и на ту, которая является владением садоводческих некоммерческих товариществ. Процесс межевания земель общего пользования СНТ практически ничем не отличается от аналогичной процедуры, которая проводится с дачами, участками полей и на других территориях.

Особенности межевания земель в СНТ в Москве и Московской области

В свое время территория садоводческих некоммерческих товариществ делилась и выдавалась в пользование без проведения геодезических работ на местности и их документального оформления. В документации указывались только общие сведения, которые касались приблизительного расположения на местности, границ и площади. Отсутствие межевания в садоводческом товариществе приводит к тому, что видимые границы теряются, возникают споры и разногласия. Чтобы упорядочить и узаконить права собственников, осуществляется такая процедура, как межевание земель общего пользования СНТ.

Что представляет собой эта процедура?

Межевание территории СНТ преследует цели установления верных географических координат, поворотных точек и точных линий, определяющих границы участка земель общего пользования (дороги, проходы, стоянки для техники, подсобные помещения и водоемы). Межевание в садоводческом товариществе проводят специализированные землеустроительные компании, имеющие соответствующие лицензии. Для того, чтобы снять все территориальные вопросы и недоразумения раз и навсегда, рекомендуется провести геодезические и картографические работы на всей площади СНТ.

Межевание ЗОП в СНТ согласно закону является обязательным мероприятием. Это забота правления дачного кооператива. Но, следует быть готовым к тому, что это долго и дорого. Чтобы заказать подобную услугу потребуется провести собрание пайщиков, на котором принять соответствующее решение и собрать взносы. В противном случае государство в лице одного из своих институтов может аннулировать СНТ как таковое, лишив его права на недвижимость. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо обратиться в нашу компанию и заказать данную услугу.

Зачем нужно межевание в СНТ?

У многих землевладельцев возникает вполне понятный вопрос о необходимости проведения дорогостоящих геодезических работ на местности. Дело в том, что начиная с 2020 года эта процедура становится обязательной. Таким способом государство планирует привести в порядок и систематизировать Земельный кадастр. В этом обширном реестре имеются данные практически о всех земельных наделах. Но в большинстве случаев отсутствуют их точные географические и цифровые координаты. Территорию, которая не имеет точных границ может стать предметом споров с соседями, или государством, если участок граничит с запретными землями. Целесообразнее собрать пакет документов для межевания границ земельного участка в СНТ и провести эту процедуру.

Также точные данные о границах упростят отношение будущих соседей. Решение территориальных споров. Не редкими бывают случаи, когда хитрые соседи увеличивают свой надел путем переноса забора, захватывая часть общего проезда или соседнего участка. Особенно часто так бывает, когда владельцы долго не посещают свои владения. Восстановить справедливость можно с помощью межевания в СНТ, цена которого намного ниже, чем у земли, присвоенной злоумышленниками. Не обойтись без услуг геодезистов и при установке общего ограждения участка СНТ. Не лишним будет документально оформить границы, чтобы защитить общий участок от возможного захвата застройщиками.

Закажите бесплатную консультацию по межеванию земель общего пользования в СНТ

Какая документация необходима для межевания?

Сначала проводится общее собрание и заключается договор на межевание земель СНТ в Москве и Московской области. Затем в назначенный день приезжает одна или несколько бригад геодезистов и делается съемка территории кооператива. Далее составляется межевой план, на обратной стороне которого подписывается акт согласования границ. Этот документ является основанием для проведения всех дальнейших действий. Границы участка измеряются с точностью до сантиметра, что достигается использованием передового геодезического оборудования американского или японского производства.

Документы для межевания земельного участка в СНТ нужны следующие:

Свидетельство о праве на владение участком.

Бумага об истории возникновения такого права. Это может быть свидетельство о получении земли, постановление местной (городской/поселковой/районной) администрации, договор дарения, мены, купли продажи.

Общая схема СНТ заверенная правлением дачного кооператива.

Протокол собрания или иной документ, подтверждающий правомочия председателя

Как правило, на проведение работ на местности и подготовку документов уходит не более месяца. Еще 30 дней требуется на согласование границ, путем подачи объявления в газету. Цена межевания в СНТ зависит от нескольких факторов. В нее входят услуги транспортные расходы, работа геодезистов и кадастрового инженера. Немаловажное значение имеет удаленность и конфигурация участка. Чем больше в нем будет линий и поворотных точек, чем дальше он будет расположен от центра Москвы, чем более застроен, чем больше деревьев и кустарников, тем выше будет стоимость работ.

Наши лицензии и документы:







Если вам не нужна статья излагающая полный перечень аналитических материалов, вы можете посмотреть статью в упрощенном читательском варианте

04.07.2016 О чем эта статья

Полноценный аналитический материал о том, кому принадлежит земля в СНТ, нужна ли она в собственности, или лучше пусть она будет принадлежать администрации. Какие у садоводов права на эти земли и как ими воспользоваться?

ЗОП - что это?

Речь в этой статье пойдет о землях общего пользования (далее ЗОП), находящихся в коллективной совместной собственности граждан, земельном налоге на ЗОП с таким видом собственности о том, как он исчислялся и уплачивался ранее и как происходит это сейчас на практике и по закону согласно гл. 31 Земельный налог НК РФ.

Почему собственность коллективная

Почему коллективная совместная, а не совместная собственность, которая предусмотрена ГК РФ.
Для этого надо вернуться в недалекие 90-е годы, когда началась повальная приватизация. Большинство садовых объединений, которым были выделены земельные наделы на разных правах владения, воспользовались таким правом приватизировать земельные участки. Личные участки граждан закрепили за каждым гражданином с получением свидетельства о собственности индивидуально для каждого, ЗОП оформили в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РСФСР, который на то время имел юридическую силу, а именно ст. 8 указывала кому можно оформить в собственность земельные наделы с такой юридической формой содержания, включая и земли общего пользования садоводческих товариществ.

Земли разделу не подлежат

«Земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. В коллективную совместную собственность граждан могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ - по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ. Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат.» (ст.8 ЗК РСФСР)

Земельные участки, зарегистрированные в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР принадлежат гражданам, а ни в коей мере ни юридическому лицу. Свидетельство имеющиеся в наличии у садового товарищества, подтверждает наличие права на земельный участок у граждан. То что написано с аббревиатурой СТ, это юридическая ошибка или безграмотность чиновников (как ни назови), но тем не менее это накладывает свои определенные отпечатки а иногда и трудности, но не исключает право собственности граждан.

Подробно о документах

С введением нового Земельного Кодекса РФ, какие документы сегодня имеют юридическую силу равную с регистрацией в ЕГРП.

В федеральном законе 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» который принят 25 октября 2001 года есть п. 9 ст. 3. В котором говорится
"Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едино государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении правил введения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Форма документа, удостоверяющего право на землю, менялась несколько раз, но всегда выданные ранее документы признавались действительными и сохраняли свою юридическую силу. Действует или нет ранее выданный документ нужно определять по 2-м критериям
а) форма документа должна быть утверждена нормативным актом;
б) документ должен быть выдан в период, когда его разрешалось выдавать.

Посмотрим, что из выше перечисленных документов имеют юридическую силу

1. Свидетельство на право собственности на землю, утвержденное постановлением правительства РФ от 19 марта 1992 года за номером 177, выдавалось до 27 октября 1993 года.
Новая форма свидетельства на право собственности на землю утверждена указом президента РФ № 1767 от 27 октября 1993 года и выдавалась до вступления в действие в регионах России федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В некоторых субъектах РФ этот закон вступил в действие 1 января 2000 года, так как процесс создания учреждений юстиции (регистрационных палат) для регистрации прав затянулся на два года.

2. Свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей; свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей; договор аренды земельного участка
утверждены постановлением правительства РФ от 19 марта 1992 года за номером 177 и выдавались до вступления в действие в конкретном регионе федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с этим федеральным законом права на землю удостоверяются

3. Свидетельством о государственной регистрации прав, выдаваемые учреждениями юстиции (регистрационными палатами)

Ниже приведены ссылки на законодательство, которое указано выше и из которых следует, согласно каких документов закреплялось право на землю за гражданином или юридическим лицом, и которые имеют равную юридическую силу с гос. регистрацией в ЕГРП.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117;fld=134;dst=4294967295
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=399;fld=134;dst=100014
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=21758;fld=134;dst=100066
Из Федерального закона № 122-ФЗ «о государственной регистрации недвижимости» (п.1 ст. 6.) так же видим, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Именно по желанию самих граждан, а не по воле ФНС, ФРС и прочих.

Это касается не только участков, которые в собственности, но и находящиеся на другом вещном праве.

Исходя из выше изложенного, следует, что земля принадлежит гражданам на праве коллективной совместной собственности, свидетельства о регистрации права собственности, которых сегодня имеют равные права с регистрацией в ЕГРП.

Хотя Гражданский и Земельный кодексы, не предусматривают наличие такой собственности, а только совместную и долевую это не значит, что ваши земельные наделы вне закона. См. выше ФЗ № 137-ФЗ.

Нужно ли менять старое свидетельство с формой собственности коллективная совместная.
Нет, не стоит и даже опасно, принимая решение о переоформлении земель общего пользования из коллективной совместной собственности в собственность юридического лица, каждый гражданин-садовод отказывается от своей доли в общем имуществе товарищества и передает ее в собственность юридического лица. Объединение граждан -коллектив это одни права, а организация – юр. лицо другие.

Именно юридическое лицо легкая добыча рейдеров.

Почему нельзя зарегистрировать ЗОП или получить новое свидетельство взамен старого образца, как указано в ГК РФ - совместную или долевую собственность.

Потому, что нормы ФЗ №66-ФЗ после принятия закона N 93-ФЗ от 30.06.2006, предусматривают оформление ЗОП только на юридическое лицо в соответствии со ст. 14 указанного закона, земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

Поэтому если вы захотите переоформить сегодня надел получите, только собственность юр. лица, т. е. то, что я писала выше самолично отдадите ЗОП организации юридическому лицу, а не объединению граждан.

Земля в собственности Юридического лица СНТ

Что плохого, если граждане собственники ЗОП решили передать свои земли в частную собственность юридического лица. Передавая земли в собственность юридического лица, вы навсегда привязываете себя к членству, тем самым лишаясь собственности.

Если вы выходите из членов по своему желанию или вас исключают по решению ОС, то вы уже не будете иметь свое влияние на судьбу ЗОП, так как вы уже не являетесь членами объединения. Если же ЗОП остаются в совместной собственности граждан, то выходя из членов объединения, вы все равно остаетесь собственником ЗОП до тех пор, пока вы являетесь владельцем своего индивидуального участка, Пока вы не совершили условий по сделкам (например продажа, дарение, наследство), т. е. пока у вашего ЗУ не появился новый хозяин, к которому по закону перейдет ваша доля в ЗОП и личный участок, и который в последующем будет оплачивать земельный налог на часть отошедшей ему доли в ЗОП и за личный участок.

Абзац пункта 4 статьи 14 ФЗ №66-ФЗ о закреплении земель общего пользования за юридическим лицом противоречит Конституции РФ согласно которой, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Нельзя заставить стать членом СНТ

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. (ст. ст. 30 и 35)
Верховенство Конституции и основанных на ней федеральных законов является одним из важнейших принципов всего конституционного права, а следовательно, и всего законодательства в России. Акты, не соответствующие Конституции, подлежат отмене в установленном порядке. В случае явного противоречия между Конституцией и законом исполнению подлежит Конституция. Это - важнейшее выражение ее верховенства (Ст.4)
Теперь рассмотрим как должны начислять земельный налог ФНС на коллективную совместную собственность и почему они так старательно продолжают истребовать оплату земельного налога с юр. лица.

Для этого вернемся опять к Налоговому Кодексу гл. 31. ст. 392 в которой говорится об особенностях определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности.

Несмотря на то, что земельному налогу исполнилось 5 лет т. е. с тех пор как вступила в силу гл. 31 НК РФ «земельный налог», практически ничего не изменилось.

ФНС принципиально (потому что ей так удобно) ссылаясь на то, что юридическое лицо собирает членские взносы и за счет их производит оплату. Так же истребует декларации по земельному налогу с юридического лица, хотя это и не правомерно, тем самым избавляя себя от хлопот, а граждан толкает в долговую яму.

Ошибки председателей СНТ

Председатели же по старинке не отказываются от противоправных действий и несут поголовно декларации от юр. лица (организации) у которого данной базы для начисления не существует, так как нет собственности, а значит и нет начисления налога. Все это налагает определенные последствия такие как незаконное начисление штрафов за своевременно не представленные декларации и начисление пеней за не уплаченный вовремя земельный налог.

Почему продолжают начислять по старинке.

Для этого вспомним, как начислялся налог на землю до вступления гл. 31 НК РФ.
В соответствии с Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю (ст. 6), земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.

Из закона видим, что начисление земельного налога производится со всей площади земельного участка кооператива и товарищества, в т. ч. и с площадей земель общего пользования.

Принимались так же местные законы о плате на землю в которых было прописано, что члены садоводческих, товариществ после выдачи свидетельств на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками могут уплачивать земельный налог через правления кооперативов, товариществ, для чего правления представляют решения общего собрания членов кооператива, товарищества о централизованной уплате земельного налога и расчеты земельного налога (включая земельные участки членов кооперативов, товариществ) государственным налоговым инспекциям того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных кооперативов и товариществ, и уплачивают налог в соответствующий местный бюджет."

Если члены объединений, указанных выше имеют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами, и каждый член объединения уже тогда должен был уплачивать налог самостоятельно.
Выплаты производились юридическим лицом, поэтому возмещение каких-либо расходов юридического лица их членами в виде уплаты взносов не может рассматриваться в качестве уплаты налога." Задолженность по налогу фактически остается за гражданином.

Членские взносы по своей структуре согласно ст. 1 ФЗ №66-ФЗ являются собственностью юридического лица, поэтому любые выплаты за счет членских взносов считаются выплатами юридического лица, а значит не списывают задолженность с гражданина.

Поэтому если принимались такие решения общим собранием, то их следует отменить в обязательном порядке. Последствия такой оплаты в будущем не заставят себя ждать.

Если юридическое лицо ликвидируют например за долги, то земли заберут в первую очередь если даже они и находились в собственности граждан, НО земельный налог УПЛАЧИВАЛО много лет ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, а не граждане сособственники ЗОП. Соответственно суд имеет право принять это во внимание.

Что изменилось с принятием гл. 31 Земельный налог

Для этого обратимся к Налоговому кодексу. Кто является налогоплательщиком п. 1. ст. 388 налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Что является объектом налогообложения

Согласно п. 1. Ст. 389 объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Определены налогоплательщики и земли, которые облагаются земельным налогом.
Определяем базовый элемент, т. е. согласно п. 1 ст. 390, рассматриваемой главы налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со Ст. 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость

п. 2. этой же ст. говорит, что Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным кодексом РФ. Определили, что базой для налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог и кадастровую стоимость ЗУ, которая определяется согласно Земельного кодекса.
Если обратимся к п. 1 ст. 391, который определяет налоговую базу, то увидим, что она очень сильно разнится с определением, в Законе РФ "О плате за землю", где налогооблагаемой базой являлся весь землеотвод, включая личные участки граждан со ссылкой предоставленных для садоводства. Согласно пункта 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка отдельно и зависит от его кадастровой стоимости.

А в п. 2. налоговая база определяется так же отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, которыми налогоплательщиками признаются разные лица.
Определили, что качестве объекта налогообложения выступает земельный участок, а налоговая база определяется как кадастровая стоимость этого участка.

Налогоплательщики юридические лица определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Это значит, что сами заполняют декларацию, и самостоятельно предъявляют ее в налоговые органы согласно срокам определенным в гл. 31 НК РФ.

Если юридическое лицо согласно установленным срокам не предоставил декларацию, да еще и вовремя не успел уплатить налог, то налоговые органы обязаны начислять штрафы и пени.
В отличии от юридического лица согласно ст. 397 физические лица, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления направленного налоговым органом. Только после получения на руки гражданин сможет уплатить земельный налог и никак иначе.

Из п. 2 этой статьи следует, что налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Внимание: ст. 397 гл. 31 НК РФ дополнена нормой о том, что направление налогового уведомления по земельному налогу физическому лицу допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Ранее аналогичная норма содержалась в статье 17 Закона РФ "О плате за землю", который не применяется после вступления гл. 31 «Земельный налог» НК РФ. В связи с тем, что налоговые органы за всё время действия главы 31 НК РФ не проявляли должной расторопности и по многим земельным участкам своевременно не начисляли земельный налог, возникла правовая неопределённость о предельном сроке для привлечения налогоплательщиков к уплате земельного налога за предшествующие налоговые периоды. Теперь эта неопределённость устранена. Не более 3-х лет.

Напомню, что согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ обязанность по уплате земельного налога (а также налога на имущество физических лиц и транспортного налога) возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления. Поэтому, если налоговый орган не направляет налогоплательщику налоговые уведомления (причины такого бездействия правового значения не имеют), никакой задолженности по уплате налога, пеней и штрафов у налогоплательщика в связи с данным обстоятельством не образуется.

Уклонение от уплаты налога на общие земли

Если владелец участка долгое время его не регистрирует, то это считается уклонением от уплаты земельного налога. В Письме Минфина России от 24.05.2007 № 03-05-07-02/57 разъясняется, что в случае отсутствия правоустанавливающих документов надо обратиться в территориальный орган Росрегистрации для оформления права на фактически используемый участок в законном порядке. При этом факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок, не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога. Более того, если земельные участки долго не регистрируются, то такие факты в соответствии с действующим законодательством рассматриваются как уклонение от уплаты налога со всеми вытекающими отсюда последствиями – налоговой ответственностью по ст. 122 НК РФ (Письмо Минфина России от 29.12.2007 № 03-05-05-02/82).

Президиум ВАС подтверждает позицию, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого имеет заявительный характер, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога (постановления от 12.07.2006 № 11403/05, № 11991/05). Впоследствии данная позиция находила свое отражение при рассмотрении споров на уровне федеральных арбитражных судов – постановления ФАС ЗСО от 11.03.2008 № Ф04-1521/2008 (1742-А27-26), ФАС СЗО от 21.02.2008 № А56-19016/2007, ФАС ВСО от 28.11.2007 № А19-4107/07-43-Ф02-8860/07, ФАС ПО от 07.08.2007 № А57-14463/2006.

Пункт 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (НК РФ) предусматривает обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Для того чтобы налогоплательщик выполнял эту обязанность, законодатель должен четко определить все элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты согласно п. 6 ст. 3 и п. 1 ст. 17 НК РФ.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Пункт 4. Ст. 391 поясняет, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Еще раз напоминаю, что если налоговый орган именно по этой причине не направляет налогоплательщику налоговые уведомления (причины такого бездействия правового значения не имеют), никакой задолженности по уплате налога, пеней и штрафов у налогоплательщика в связи с данным обстоятельством не образуется. Основание п. 4. ст. 391 и п. 4. ст. 397

Можно ускорить это событие, тем, что граждане подают в налоговые органы заявление с приложением копий документов на земельный участок (договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство право на наследование и другие правоустанавливающие документы).

Обязанность гражданина заплатить в бюджет указанные налоги возникает только после получения уведомления из ИФНС (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ).

В письме Минфина России от 2 декабря 2008 г. № 03-05-04-02/71, которое Федеральная налоговая служба довела до сведения ИФНС письмом от 17 декабря 2008 г. № ШС-6-3/935@, также уточняется срок уплаты налога. Он должен составлять не менее одного месяца со дня получения налогоплательщиком уведомления (п. 6 и 8 ст. 58 Налогового кодекса РФ). Это правило действует и для случаев, когда инспекторы направили уведомление с опозданием .

Исходя из толкования Налогового кодекса (п. 2 ст. 392 гл. 31 Земельный налог) следует, что за земли находящиеся в совместной собственности налог гражданами уплачиваются согласно налоговым уведомлениям, которые им направила ФНС. Граждане получают налоговые уведомления на уплату авансовых платежей в течение календарного года, а по его окончании на уплату оставшейся части годовой суммы земельного налога.

Сроки уплаты налога

Сроки уплаты налога устанавливаются в каждом муниципальном образовании
При получении налогового уведомления обратите внимание на правильность указания в уведомлении площади земельного участка, соответствия доли указанной в правоустанавливающих документах и в налоговом уведомлении, ФИО собственника, землевладельца или землепользователя. Налог садовода согласно всех перечисленных правил должен выглядеть примерно так:

  • Налог на индивидуальный участок кадастровый № 001 = 180 руб.
  • Налог на ЗОП кадастровый № 002 = 9 рублей.
  • Итого следует к уплате за 2009 год по сроку = 189 рублей.
Пример 1.

Собственник личного участка, кадастровая стоимость которого составляет 120 000 руб., а ставка земельного налога - 0,15%. Кадастровый № 001

Расчет суммы земельного налога следующий:
120 000 х 0,15: 100 = 180 руб. или (120 000 х 0,15 %) = 180 руб

Пример 2.

По участкам, находящимся в совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в РАВНЫХ ДОЛЯХ. (НК РФ)

Для примера предположим, что объединение состоит из 4-х человек являющимися сособственниками ЗОП (Иванов, Петров, Сидоров, Гаврилов)

Кадастровая стоимость земельного участка составляет 24 000 руб. кадастровый № 002
Налоговая база определяется в части доли, закрепленной за:

  • Ивановым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
  • Петровым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
  • Сидоровым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
  • Гавриловым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
Сумму земельного налога следует уплатить из расчета применяемой налоговой ставки за земли, (для садоводческих, огород, и дачных) 0,15% в части доли земельного участка, закрепленной за:
  • Ивановым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
  • Петровым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
  • Сидоровым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
  • Гавриловым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
Почему раздельный расчет сумм на ЗОП и личный участок

Разные кадастровые номера на ЗОП и личные участки граждан, а иногда может быть и разная кадастровая стоимость. Если же продолжать платить «котловым методом» т. е. согласно поданной декларации от имени юридического лица, то это повлечет задолженность по уплате земельного налога у гражданина. Плательщиком, а значит и собственником этих средств, как имущества будет являться СНТ- юр. лицо..

НО НК РФ так же указывает в частности в статье 8, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме ОТЧУЖДЕНИЯ принадлежащих им на праве СОБСТВЕННОСТИ, хозяйственного ведения или оперативного управления ДЕНЕЖНЫХ средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Таким образом, налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам. (СНТ здесь выступает в качестве третьего лица).

Из пункта 1 ст. 45 НК следует, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Под налоговым законодательством подразумевается НК РФ.

Кто же должен уплачивать земельный налог на ЗОП в совместной собственности.

Как уже говорилось выше, граждане выплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Из всего сказанного следует, что земельный налог за земли общего пользования,
находящиеся в общей совместной собственности граждан объединения (членов объединения и не являющимися таковыми, но земли ранее были предоставлены и на их долю) подлежит уплате физическими лицами – гражданами этого объединения (как членов так и не членов такого объединения)

Предоставление Декларации по земельному налогу и его оплата СНТ в случае ЗОП, находящихся в коллективной совместной собственности, неправомерно. В обязанности юридического лица НК РФ не вменяется оплата земельного налога за налогоплательщика гражданина.
НК РФ не возлагает по земельному налогу функций налогового агента. Только агенты, признанные согласно НК РФ считаются таковыми.

Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Из этого следует, что налоговыми агентами могут быть как юридические, так и физические лица. Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те, организации или физические лица, которые являются источниками выплат средств налогоплательщику, то есть от которых налогоплательщик получает доход. Причем эти обязанности могут быть возложены на источник выплаты только законодательством о налогах и сборах.(В нашем случае НК).

В частности, обязанности налогового агента не могут возлагаться на лицо на основании каких-либо нормативных актов, писем министерств и ведомств. Удержание налога производится из выплачиваемых налогоплательщикам денежных средств, а обязанность по перечислению удержанного налога - за счет средств налогоплательщиков.

Примеры таких наиболее распространенных выплат с участием налогового агента.
Это выплата заработной платы физическому лицу (налоговый агент по уплате налога на доходы физических лиц - (НДФЛ).

В платежном поручении в правом верхнем окошечке предусмотрен код налогового агента. (02)
Выплата дивидендов организациями (налоговый агент по уплате налога на прибыль организаций)
Выплаты связанные с арендой государственного или муниципального имущества (налоговый агент по уплате НДС).

На практике в соответствии с НК их не так-то и много

Садоводческие объединения могут выступать в роли агента только в части уплаты НДФЛ, так как НК дает прямое указание на это. Что касается земельного налога, то по закону у него нет прав налогового агента, и как третье лицо он тоже не имеет права участвовать в оплате налога, так как налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам, о чем я уже писала выше.

Для любого суда незаконность оплаты земельного налога таким способом будет очевидна.

Тем более, по обращению суды признают незаконность требований налоговых органов оплаты земельного налога и предоставления деклараций юридическим лицом, когда налогоплательщиками по зем. налогу на ЗОП являются физические лица в соответствии с НК РФ.
Что нужно сделать, что бы налоговые органы взимали налог с ЗОП, находящихся в коллективной совместной собственности с каждого гражданина, а не с юридического лица.

Нужно обратится в свою налоговую службу по месту нахождения объединения, зарегистрированного в качестве юр. лица с письмом, в котором следует сообщить, что ЗОП принадлежат гражданам на праве совместной собственности и попросить их на основании свидетельства на ЗОП и согласно гл. 31 Земельный налог НК РФ производить начисление земельного налога, на каждого владельца личного участка. Приложить копию свидетельства на ЗОП, список граждан, являющихся сособственниками ЗОП. ФНС сама начисляет налог и рассылает налоговые уведомления.

Каждый обратившийся в ФНС налогоплательщик имеет право получить консультацию и помощь в письменном виде.

Председателю нужно прекратить подавать декларации иначе начисление налога будет происходить в соответствии с декларацией. Задолженность будет числится за юр. лицом согласно этой декларацией, а за гражданами в соответствии с ЗК РФ и НК РФ.

Дополнять бухгалтерскую и налоговую отчетности, сопроводительным письмом, в котором обязательно сообщать, что на балансе организации отсутствуют земли, ЗОП столько то га находятся в собственности садоводов - физических лиц.

Что следует предпринять, если в налоговых органах до сих пор нет документов, затерялись при передачи в или вообще не были переданы регистрирующими органами.
Если вы сделали запрос в налоговые органы и получили ответ, что каких-то документов нет в наличии, то следующим этапом пишите запрос в Роснедвижимость.

Нужно приложить ксерокопии паспорта, правоустанавливающие документы на землю, в заявлении указать причины по которым вы обратились в орган.

Будет лучше, если председатель сам сделает все запросы начиная с налоговой и дальше.
Это значительно ускорит сбор документов и начисление земельного налога.

А как уплачивать земельный налог на ЗОП, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения
Что касается ЗОП, которые находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, то за них начисление земельного налога производит объединение - юридическое лицо, как и прежде из членских взносов согласно утвержденной сметы ОС в которой обязательно должна присутствовать графа Земельный налог.

По вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год"; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014 года; опубликован в Бюллетене Верховного Суда РФ", N 1, январь, 2015 года:

2.4. Общее имущество садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

При рассмотрении споров об устранении препятствий в пользовании общими землями садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения подлежит доказыванию не только факт нарушения ответчиком действующего законодательства, но и то, что такое нарушение привело к существенному ущемлению прав истца в отношении принадлежащего ему имущества.

Пример. СНТ "Л" обратилось в суд с иском к Б. об обязании освободить земли общего пользования.

В силу статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2).

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Согласно пункту 3 статьи 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

При разрешении спора судом установлено, что Б. является членом СНТ "Л", ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 800 кв. м. Ответчик самовольно увеличила площадь земельного участка, изменила его границы и начала вести строительство на землях, ей не принадлежащих. В частности, на землях общего пользования СНТ ею возведен забор, фундамент, чем перекрыт проезд к пожарному водоему садоводческого товарищества и разворотной площадке автотранспорта. Неоднократные требования об освобождении земель общего пользования оставлены ответчиком без удовлетворения.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования СНТ, суд правильно исходил из того, что действия ответчика по самовольному возведению жилого дома на общих землях товарищества не соответствуют и 34 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", а также нарушают права других членов данного товарищества.

Устройство асфальтового покрытия дороги за счет личных средств членов товарищества само по себе не влечет возникновения у них права собственности на дорогу как объект недвижимости, расположенный на землях общего пользования, являющихся собственностью товарищества.

Пример. Группа граждан обратилась в суд с иском к М., товариществу личных подсобных хозяйств (ТЛПХ) о признании права общей долевой собственности на объект недвижимости - дорогу, указав, что они являются членами товарищества, построили без участия остальных членов товарищества за счет личных средств дорогу с асфальтобетонным покрытием , в связи с чем у них возникло на нее право общей долевой собственности. Просили определить доли в праве общей долевой собственности на дорогу пропорционально размеру вклада каждого в строительство дороги.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения кассационным определением, исковые требования удовлетворены.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобы ТЛПХ, Т. (член ТЛПХ), отменила состоявшиеся судебные постановления, а дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судом установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права на основании распоряжения главы района ТЛПХ на праве собственности принадлежит земельный участок.

Между одним из истцов и строительной организацией заключен договор подряда, по условиям которого последняя выполнила по заказу Н., действующего от имени остальных истцов, устройство асфальтового покрытия дороги.

Согласно техническому паспорту, выданному позднее БТИ, в ТЛПХ имеется дорога с асфальтобетонным покрытием.

В силу статьи 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Согласно пункту 1 статьи 130 Кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Соответственно, право собственности, в том числе право общей собственности на сооружение - дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если она создана именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована в качестве объекта недвижимости.

Это судебными инстанциями учтено не было. Обстоятельства того, был ли построен истцами объект недвижимости, т.е. была ли построена дорога с соблюдением соответствующих норм и правил или же дорога представляет собой элемент благоустройства и предназначена для обеспечения в пределах территории товарищества потребностей его членов в проходе, проезде, предметом исследования и оценки суда не являлись.

Между тем Т. в надзорной жалобе указывала на то, что на территории ТЛПХ уже существовала дорога, строительство которой было осуществлено ранее, истцами же было осуществлено лишь покрытие ее новым асфальтовым полотном.

При этом из договора подряда, положенного судом в обоснование вывода о том, что истцами осуществлено строительство дороги, также следует, что подрядчик принял обязательство выполнить лишь устройство асфальтового покрытия дороги. Доказательств наличия обязательства подрядчика осуществить строительство дороги как объекта недвижимости не имеется.

При таких обстоятельствах покрытие асфальтового полотна дороги за счет личных средств истцов само по себе не влечет возникновения у них права собственности на дорогу как объект недвижимости, расположенный на землях общего пользования, являющихся собственностью ТЛПХ; наличие технического паспорта на сооружение "дорога и трасса водопровода с водонапорной станцией", на который ссылается суд, также не влечет возникновения на сооружение права собственности конкретных физических лиц.

Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

Согласно пункту 4 статьи 14 указанного федерального закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

Принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов в силу подпункта 10 пункта 1 статьи 21 названного федерального закона отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных).

Таким образом, вопрос об использовании имущества садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (имущества общего пользования), в том числе об использовании земельного участка, находящегося в его собственности, должен решаться общим собранием членов такого объединения.

Однако обстоятельства, связанные с тем, принималось ли собранием ТЛПХ решение об использовании общего имущества товарищества - земельного участка, находящегося в собственности ТЛПХ, для строительства дороги как самостоятельного объекта недвижимости или о передаче этого земельного участка в собственность истцов, судом также не исследованы.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 4-В12-13.

Право на получение причитающейся доли в имуществе общего пользования предоставляется лишь при реорганизации или ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Пример. СНТ "И" на основании актов о приеме законченных строительством объектов зарегистрировало право собственности на водопроводные сети, разведочно-эксплуатационную скважину на воду, на воздушные линии электропередачи. На основании свидетельства о праве собственности на землю СНТ "И" зарегистрировало право собственности на земельный участок, расположенный на территории товарищества.

Решением общего собрания СНТ в связи с неуплатой целевых и членских взносов А. исключена из членов товарищества.

А. обратилась в суд с иском к СНТ "И" о признании недействительными и об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о государственной регистрации права собственности на водопроводные сети, скважину, воздушные линии электропередачи и земельный участок, о признании за ней права собственности на 1/242 доли в праве общей совместной собственности на указанные объекты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" имущество общего пользования может находиться как в совместной собственности членов некоммерческих объединений граждан, так и в собственности такого объединения.

Как можно оформить земли общего пользования в СНТ в собственность, стоит знать тем, кто имеет право на имущество, относящееся к категории общего в дачном товариществе. Когда вопрос касается недвижимого имущества, то подходить к его решению нужно с определенными знаниями. Процесс, направленный на оформление земель общего пользования, расположенных в дачных товариществах, в личную собственность имеет некоторые нюансы, на которых нужно заострить свое внимание.

Законодательная база

Земля и прочее имущество в садоводческом товариществе, которое находится в общей собственности, так называемое ЗОП в СНТ, регламентируются законом, принятым на федеральном уровне в 1998 году под номером 66. Ее можно охарактеризовать как имущество, к которому относятся и земельные наделы, имеющие своей целью обеспечить потребности жителей в садоводстве, огородничестве либо садовом объединении, которое выступает как некоммерческое. Потребность может быть выражена в снабжении водой и ее отведении, проходе, проезде, оснащении электроэнергией, снабжении газом, теплом. Кроме того, сюда относят функции охраны и организации отдыха и прочих потребностей жителей. К ним также можно отнести:

    башни, обладающие водонапорной функцией;

    дороги, заборы и ворота, которые находятся в общей собственности;

    площадки, предназначенные для занятия спортом и детских игр;

    сооружения, наделенные противопожарной функцией;

    площадки, на которых происходит сбор мусора, и прочее.

Получается, что в собственность СНТ включается все имущество, которое располагается на его территории. Исключением является земля, которая прошла процедуру приватизации, и все строения, которые на ней расположены. То есть, право собственности в отношении указанного имущества принадлежит отдельным гражданам, у муниципалитета не получится ее захватить.

Важно! В каждом товариществе, на территории которого осуществляется садоводческая деятельность, должны быть в наличии правоустанавливающие документы на имущество общего пользования. В качестве такого документа может быть рассмотрен акт, вынесенный органами муниципальной власти, который закрепляет в себе факт передачи земель общего пользования в собственность. Также это может быть акт, устанавливающий правило, что земля предоставляется гражданам на основании права бессрочного пользования.

В том случае, если в документе поставлены фразы, касающиеся передачи земельных наделов на праве собственности, то не потребуется соблюдать порядок переоформления документации на землю, находящуюся в общем пользовании жителей товарищества. При этом нужно обратить внимание на то, что если поставить в документе любую другую фразу, то товариществу садоводов нужно будет заняться процедурой переоформления и регистрации прав на земельные наделы, находящиеся в общем пользовании.

Если вы ознакомлены с генеральным планом населенного пункта либо правилами, установленными в сфере пользования землей или осуществления застройки, то это может прояснить картину. В частности, данный вид документации в настоящее время принят не во всех субъектах, то есть вы можете ее не найти в своем регионе. Однако имейте в виду, что в качестве установленных решениями проектного характера целей использования земли, расположенной неподалеку от садоводческого товарищества некоммерческого, выступает ее целевое назначение, которое отличается от цели претворения в жизнь садово-огороднического хозяйства. Либо когда земельными наделами интересуются строительные компании, выступающие крупными застройщиками, то имеется большая вероятность, что земли садоводства будут захвачены в массовом режиме, также наделы будут выкупаться за совсем небольшие суммы.

Также нужно отметить, что тот, кто нацелен приватизировать земельный участок, расположенный в садоводческом, огородническом, дачном товариществах, которые имеют некоммерческий характер, может воспользоваться тем, что наделы не имеют четко установленных границ, и увеличить полагающийся ему участок, размер которого должен быть равен 6 сотками. В частности, ее размер может быть увеличен за счет того, что уменьшается площадь надела, расположенного по соседству с вашим, кроме этого, данная процедура может сказаться на ширине дорожного полотна, площадок, отведенных для разворота, мест, имеющих своим назначением сбор мусора, и прочее. Стоит отметить, что решение рассматриваемого вопроса может быть осуществлено в соответствии с законами. Для этого нужно будет поставить землю, находящуюся в общем пользовании на учет, носящий кадастровое назначение, при этом земля отображается с четко установленными границами. Некоторые задумываются о том, можно ли провести указанную процедуру самостоятельно, на что следует сказать, что сделать это можно только с участием специалистов, что связано с необходимостью проведения геодезических работ и формирования надела согласно тому, как это прописано в генеральном плане либо в плане, согласно которому производится организация и застройка земли. Имеет значение, чтобы не было спорных ситуаций, которые относятся к границам земельных наделов, расположенных в общем пользовании. Это закрепляется актом, в котором проводится согласование установленных границ, подписываемым всеми, кто имеет права на смежные земли.

Оформление документации

Как гласит законодательство в законе, принятом на федеральном уровне в 2001 году под номером 137, – в том случае, когда земельный надел был передан в собственность садоводства, огородничества либо некоммерческого дачного объединения жителей до конца октября 2001 года, то земля предоставляется на правах собственности членам указанного объединения на безвозмездной основе. При этом важным моментом является то, чтобы целью использования участка, который предоставлен в общее пользование, выступает ведение садоводческих, огороднических либо дачных работ.

Вопрос, который касается приобретения такого надела в собственность рассмотренным объединением, решается путем проведения собрания, на котором должны присутствовать все члены товарищества. Далее происходит подача заявления в органы муниципалитета, чем занимается лицо, которое наделено председательскими функциями. При этом обратите внимание на то, что к данному заявлению необходимо будет приложить некоторые документы. В частности, схема, которая указывает на расположение земли на плане, имеющем кадастровое назначение. Однако в том случае, когда имеется утвержденный план, в соответствии с которым проведена процедура межевания территории, где располагается интересующий нас участок земли, то представлять схему не нужно будет. Это же правило распространяется на ситуации, когда имеется проект, согласно которому производится организация и застройка территории товарищества либо когда подробно описано место расположения данного участка земли. Это описание должно быть отображено в государственном кадастре недвижимого имущества.

Кроме этого, требуется представление выписки, которая делается из решения, принятого на общем собрании участников товарищества огородников, дачников или членов некоммерческого дачного объединения. Решение должно касаться приобретения прав, касаемо участка земли, который относится к общему пользованию. Требуются документы, носящие учредительный характер. То есть, посредством таких документов должно образовываться товарищество.

Указанные документы представляются в орган местного самоуправления, который после их получения производит рассмотрение. Срок для этого установлен равный двум неделям. По окончании этого периода муниципалитет принимает решение, которое может касаться предоставления земельного надела в собственность граждан либо содержать мотивированный отказ. После получения этого решения лицо, которое наделено председательствующими функциями, либо иное уполномоченное на то лицо, должно обратиться в орган, занимающийся государственной регистрацией прав собственности, относительно имущества. Обращение происходит посредством подачи соответствующего заявления. Для его подачи нужно будет заплатить государственную пошлину, размер которой равен 22 тысячам рублей.

Законодатель четким образом определил, что переоформить право бессрочного пользования относительно земельного участка членами дачного или огороднического товарищества не ограничено сроками. Также обратите внимание, что в суде часто возникают спорные ситуации, которые касаются того, какое количество членов должно включаться в объединение. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда членами товарищества была нанята бригада, проводящая работу по асфальтированию дорожного полотна, по окончанию работ эти лица подали иск в суд с просьбой закрепить за каждым из них право долевой собственности относительно указанного объекта. Однако в данном случае судьей был вынесен мотивированный отказ. В таком случае необходимо обратить внимание на то, что в законе указано на создание новой вещи, а не использования уже имеющейся. В рассмотренной ситуации дорога уже имелась, а члены товарищества лишь проложили асфальт. Суд указал на то, что в заключенном договоре между дачниками и строительной фирмой в обязанности последней входит укладка асфальта, а не создание дороги.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Оперируют понятием «земельный участок общего пользования»;

ГК РФ Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

  1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых «законом» и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
  2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
  • градостроительный кодекс использует термин «территории общего пользования».
  • СПРАВКА: Хотя ГК и ЗК применяют одну и ту же формулировку, смысл, вкладываемый в нее, различен. Земельный кодекс перечисляет объекты улично-дорожной сети, а также пляжи и водные объекты. ГК говорит о любых не огороженных территориях, отнесенных к публичной собственности, причем к их числу стоит относить также леса, болота, луга, где разрешается сбор ягод и грибов.

    Больше информации о праве использования земель лесного и водного фонда, находящихся в собственности государства, найдете в .

    В Градостроительном кодексе приведено определение территорий общего пользования, а для пояснения включен неисчерпывающий перечень, перекликающийся с перечнем из ч. 12 ст. 85 ЗК.

    Резюмируя обзор понятий, нужно отметить, что правильнее говорить не о землях, а о земельных участках общего пользования.

    Они могут входить, как сказано в ст. 85 ЗК, в любые территориальные зоны, то есть в общественно-деловые, жилые, производственные и так далее.

    Это естественно, ведь во всех этих зонах должны быть улицы.

    Однако при обращении к ГрК всплывает еще одно противоречие в понятиях: территориальными зонами названы зоны, для которых устанавливаются градостроительные регламенты, а ч. 4 ст. 36 ГрК устанавливает, что на участки в рамках территорий общего пользования градостроительные регламенты не действуют. То есть по ГрК общественные земли не входят ни в какие территориальные зоны.

    Содержание права общего пользования землей

    ГК РФ указывает на две составляющих права пользования землями общего пользования:

    • возможность пребывания на таких участках;
    • возможность сбора имеющихся природных объектов.

    Однако эти правомочия могут ограничиваться нормативными актами или решением собственника, то есть публичного образования.

    СПРАВКА: Проход по улицам, проезд по автомобильным дорогам, отдых на лавочке в парке – это реализация рассматриваемого права общего пользования земельными участками. А платный вход в парк, платная автодорога, перекрытое движение по улицам и площадям – это возможные ограничения, которые устанавливает собственник.

    В теории все кажется понятным, но любое гражданское право проявляет себя в возможности его судебной защиты. А при попытке защитить рассматриваемое правомочие от посягательств других лиц человек может столкнуться с тем, что его не признают надлежащим истцом.

    Например, если на улице установлен торговый киоск, пешеход, которому этот киоск мешает, вряд ли сможет обратиться в суд с иском о демонтаже торгового павильона, так как не сможет представить доказательств наличия у него того субъективного права, которое нарушено.

    За незаконную торговлю привлекут только к административной ответственности из-за нарушения правил получения разрешения на торговлю и самовольного занятия земли.

    Прохожий же не сможет отстоять свои интересы в судебном порядке. Немаловажен и еще один юридический аспект. Некоторые специалисты приписывают конструкции общего пользования землями не гражданско-правовую, а эколого-правовую природу. То есть это правомочие признается разновидностью права природопользования, а не самостоятельным вещным правом.

    Объекты и субъекты использования земель общего пользования

    В отношении объектов права важно определиться, требуется ли их кадастровый учет или объектами могут выступать любые публичные земли. И ГК, и ЗК говорят об индивидуально-определенных вещах – участках, которые должны иметь границы, сформированные в ходе межевания.

    ВАЖНО! Закон о кадастровой деятельности отвечает утвердительно на вопрос о том, должна ли дорожная сеть и остальные подобные элементы городской планировки быть зарегистрированы в качестве публичной собственности. В ходе комплексных кадастровых работ проводится формирование участков, занятых этими объектами, их и постановка на .

    В то же время, если учитывать эколого-правовой характер общего пользования землей, то объектами могут выступать любые земли, не важно, зарегистрированы ли они. В этом есть своя логика, потому что при прогулках по городским территориям или сельским просторам мы не совершаем никакого распоряжения землями, поэтому регистрация не играет здесь никакой роли.

    Субъектами права вступают только граждане, а не другие участники гражданского оборота – юридическим лицам такая возможность не предоставляется, что связано с самим характером рассматриваемых правоотношений.

    Статья 262 ГК: сфера действия

    Комментарии к ч. 1 ст. 262 ГК сходятся в более широком толковании понятия земельных участков общего пользования, чем приведенное в статье 85 ЗК.

    ГК очевидно включает в число таких земель и лесные угодья, которые не регулируются ЗК.

    Комментаторы приводят ссылки на ст. 11 Лесного кодекса , которая позволяет свободно находиться в лесах и собирать там не древесные ресурсы.

    Особое внимание комментаторов уделяется пределам осуществления права. Публичное образование не может ограничивать доступ на участок произвольно. Различные законы содержат ограничения разной степени конкретики. Так, в Лесном кодексе запрещается сбор видов, включённых в Красные книги.

    СПРАВКА: Ч. 2 ст. 262 содержит норму, не связанную с правом общего пользования на землю. В ней говорится о праве прохода через чужой участок, если он не огорожен.

    Аренда: противоречивая практика

    Статья 85 ЗК содержит запрет на приватизацию земли общего пользования. Арбитражные суды трактуют эту норму по-разному:

    • одни пишут, что аренда таких земель недопустима в силу запрета приватизации (ФАС СЗО, СКО, Дальневосточного округа);
    • другие считают, что нельзя передавать их в частную собственность, а в аренду не запрещено (ФАС Центрального, Поволжского округа).

    Возможность законно поставить киоск на бульваре зависит от региона, в котором находится объект.

    Самозахват: куда обращаться

    В случае самовольного захвата земель можно жаловаться:

    Как мы видим, с общественными землями немало юридических проблем. В разных законах в это понятие вкладывается различный смысл. Неоднозначен запрет на приватизацию – суды по-разному трактуют возможность их передачи в аренду. В любом случае, понятно, что на эти участки должна быть зарегистрирована публичная собственность. Иначе дело обстоит с общим имуществом СНТ – там общая земля закрепляется за СНТ и право использования земель для садоводства бесплатно для членов садоводства и платно для тех, кто не входит в объединение.


    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав