30.09.2019

`Я сам строю свою жизнь` Программа по формированию жизненных ценностей у подростков. Методические разработки для специалистов центра


Юлия Федорова
Конспект игрового занятия для школьников «Ценности жизни»

Цель : формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности .

Задачи :

1. Сформулировать собственные жизненные ценности .

2. Объяснить, как эти ценности влияют на вашу жизнь .

3. Задуматься о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей .

Целевая аудитория : несовершеннолетние в возрасте 10-16 лет.

Ожидаемый результат : воспитанники закрепят знания о человеческих ценностях , особенно важных и необходимых.

Используемый материал : по 10 жетонов для каждого участника, карточки с названиями ценностей , CD – проектор, ноутбук, слайд-шоу презентация “Жизненные ценности” .

План занятия :

1. Приветствие : упражнение «Здравствуй, сегодня ты…»

2. Вводная часть : просмотр видиоролика,

3. Основная часть : игра «На что потратить свою жизнь »

4. Заключительная часть : беседа «Ценности жизни »

5. Подведение итогов.

6. Рефлексия : упражнение «Пожелание»

“Без ценностей человек уносится потоком,

как дерево в бушующих водах моря”

О. Винсент Думинуко (итальянский философ)

1. Приветствие : Упражнение «Здравствуй, сегодня ты…»

Воспитанники сидят в кругу. Ведущий держит в руках предмет (мяч, шарф, яблоко) .

Сейчас я предлагаю поздороваться друг с другом. Но, здороваться мы будем не просто так, а следующим образом. Вы видите у меня в руках мяч. Сейчас мы будем перебрасывать его друг другу. При этом надо будут поздороваться с тем, кому мы бросаем этот мячик, назвать его имя и отметить, то необычное и интересное, что вы в нем сегодня заметили, может что – то изменилось в его внешности, или одежде, или в поведении?

Ваше обращение обязательно должно начинаться словами : «Здравствуй…., сегодня ты…» . Например : «Здравствуй Даша. Сегодня у тебя красивая прическа. Это тебе очень идет».

2. Вводная часть : просмотр видеоролика «Наши жизненные ориентиры . На что потратить эту жизнь

Беседа по ролику :

Вам понравился ролик?

Какие чувства он вызывает?

Сегодня речь пойдет о ценностях нашей жизни . И тема нашего занятия «Ценности жизни » .

Что такое ценности ?

Ценность - это важность , значимость, полезность чего либо.

Виды ценности :

здоровье,

материальная обеспеченность,

благополучие близких,

признание (уважение окружающих, популярность,

интересная работа,

качественное образование,

развлечения, отдых, хобби,

творчество

На что бы вы променяли свою жизнь ?

3. Основная часть : Игра «На что потратить свою жизнь » .

Сегодня мы проведем игру, которая называется “На что потратить свою жизнь ?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.

Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!

(Раздайте каждому учащимся жетоны. Заранее заготовьте достаточное количество карточек с названиями ценностей .)

Правила игры : Слайд.

1. Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор : “потратить” жетоны или “сэкономить”.

2. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

3. Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

4. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.

5. Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей :

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

(Покажите классу слайды с названиями двух первых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности .)

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка (юноша, на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж, действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем) . (2 жетона)

а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.

а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой . (2 жетона)

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи , за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

а) Семь дополнительных лет жизни . (3 жетона)

б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры

Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы :

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

(Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения : “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”. Спросите учащихся, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.)

Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает . Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни , позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях .

4. Заключительная часть занятия

Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать : “Я отдал жизнь недаром : я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно” . Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то . Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали : “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.

И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать : у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни ! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном : не продавайте свою жизнь дешево . Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

5. Подведение итогов

1. Что вы узнали о своих жизненных ценностях благодаря игре ?

2. Что, по-вашему, люди ценят из того, что для вас не представляет интерес?

3. Какие из ваших ценностей , на ваш взгляд, не являются ценностями для других ?

4. В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека ?

(В иерархии ценностей , т. е. в порядке их распределения по важности. Например, каждый из нас в той или иной степени ценит свободу. Если, однако, “жизнь в мире и согласии с окружающим” для вас важнее, чем свобода, вы согласитесь на рабство (на потерю свободы, лишь бы обрести мир и согласие. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих .)

6. Рефлексия : Упражнение «Пожелание» : воспитанники пишут на листах бумаги какое-либо пожелание и кладут их в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг любуются множеством пожеланий. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и таким образом получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Используемая литература

1. Хаткевич О. А. Переходный возраст. – Минск : Изд. ООО “Красико - принт”, 2003

2. И. С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками : занятия , игры, тесты. – Москва : Изд. “Первое сентября”, 2003

Занятие с элементами тренинга для учителей

«Ценность моей жизни».

Формирование умений ставить и достигать дальние, средние и близкие цели в своей жизни - одна из важнейших задач. Научиться решать эту жизненную проблему спасет от саморазрушения.

Осознание ценности человеческой жизни и здоровья.

Постановка жизненных целей и приоритетов.

Самовыражение и повышение самооценки.

Развитие эмпатии.

Создание в коллективе атмосферы принятия и понимания.

Выработка умения планировать позитивный образ своего будущего.

Приветствие.

Знакомство с группой. Называете своё имя и качество присущее вам на первую букву вашего имени.

Тренинг «Приветствие». Встаём в круг, здороваемся взглядом, с Японским почтением - наклоном, локтями, коленками, плечиками.

Тренинг «Сплочённость» Встать в колонну (ни говоря, ни слова) по возрасту: от младшего к старшему.

Тренинг «Я»

Кто сегодня проснулся с улыбкой, скажите – я.

Кто позавтракать успел, скажите – я.

Кто не опоздал на работу, похлопайте себе.

У кого есть дети, крикнете – ура.

У кого есть любимый человек, скажите – да.

Кто спешит домой с работы, крикните - есть куда.

Продолжим наше знакомство, изучая, что является вашими жизненными ценностями. Перечисляем их. (Дети, семья, работа, здоровье…)

Методика «колесо жизни».

Цель: выявить жизненные ценности и степень их удовлетворённости.

Возле каждой ценности напишите процент вашей удовлетворённости этой ценностью. Затем начертите круг. Поделите его на количество ваших ценностей. И закрасьте, как в диаграмме процент удовлетворённости. У вас получилось колесо. Можно на таком колесе отправляться в путь?

Мы свами находимся в постоянном стрессе. Нас преследует физический стресс, (коллективное давление), химический стресс (работа с риском для жизни), физиологический стресс (Вынужденная изоляция) работа в условиях дефицита времени. Всё это отражается на нашей психике.

Давайте определим психологический возраст каждого из нас. Для этого необходимо ответить на два вопроса.

1До скольких лет хотите прожить?

2На сколько процентов вы удовлетворены жизнью?

Количество желаемых прожить лет делим на 100, и умножаем на процент удовлетворённостью жизнью. Что у вас получилось?

Почему мы так часто не удовлетворены своей жизнью, часто нас гложет прошлое, мы не можем себя простить за какие то поступки. Сей час, мы попытаемся примерить своё внутренне « я» с самим собой.

Методика письмо прошлому – письмо из прошлого.

Пишем письмо прошлому.

Дорогое прошлое! Спасибо что ты было у меня. Благодаря тому, что произошло со мной, я получила хороший уроки мудрости любви, понимания. Мы с тобой многому научились. Благодаря тебе я есть то, что есть. И я этим довольна.

Юность как переходный период

Наиболее простая и понятная схема развития человека такова: его жизненный цикл включает в себя три переходных периода. В первый раз мы изменяем биологический и социальный статус, когда переходим из грудного возраста в детский, затем — когда превращаемся из детей во взрослых, и наконец, когда из взрослого возраста переходим в старческий.

Каждый переходный период несет в себе свои сложности. Мы переживаем по поводу того, что теряем часть достижений предыдущего периода, и при этом не уверены, что в полной мере доросли до требований новой фазы жизненного цикла и сможем научиться всему необходимому для того, чтобы справиться с новой реальностью. В каждый переходный период мы переживаем внутренний конфликт между потребностью развиваться и желанием оставить все, как было раньше, в старые добрые времена. И поскольку наше реальное положение не соответствует статусу, к которому мы стремимся, то наше самоуважение находится под угрозой.

Подростковый кризис, сопровождающий переход от детства к взрослой жизни, проходит наиболее остро, так как в этом возрасте дети впервые начинают осознанно постигать и определять весь потенциал своей личности, создавать свой образ «Я», не имея при этом возможности соотнести его с уже сформировавшимся представлением о себе, как это могут в последующих кризисных ситуациях делать взрослые.

В частности, для чувства собственного достоинства подростков весьма болезненным является осознание факта, что по сравнению с ними родители гораздо более взрослые и компетентные. Подростки должны подтвердить себе и другим свой собственный статус самостоятельного человека. Они должны привыкнуть к тому, что теперь их жизнь гораздо более сложна и беспокойна. Они не могут уже так, как в детстве, опираться на социальный престиж родителей. Они не уверены в том, что им удастся справиться с трудностями взрослой жизни, и осознают, что нет никаких гарантий того, что когда-либо они смогут насладиться плодами взрослой жизни. Довольно часто они испытывают досаду по поводу возникающего в этой связи чувства страха; с другой стороны, именно это чувство является той «занозой», которая заставляет их продвигаться дальше по сложному пути психологического развития.

Дилемму переходного состояния подростка можно сформулировать следующим образом: в первую очередь он стремится стать взрослым и лишь во вторую — остаться подростком.

Каждый подросток неизбежно сталкивается с жизненными трудностями, которые ставят его перед необходимостью решать следующие задачи:

  1. Он должен развить бóльшую независимость. Это значит, что необходимо научиться самостоятельно принимать решения; пересмотреть и расширить свою систему ценностей и соотнести ее с важнейшими целями общества; найти, помимо родителей, новые источники личного и профессионального признания, например, среди сверстников, учителей, других взрослых; научиться ставить реалистичные цели в учебе и работе. Подросток должен научиться справляться со всевозможными трудностями, мириться с многочисленными противоречиями собственного положения, самокритично судить и оценивать себя, отказаться от снисхождения, проявляемого по отношению к детям.
  2. Он должен развивать в себе готовность взрослеть шаг за шагом и становиться все более уверенным в себе, осознавая и оценивая свой личностный потенциал.
  3. Он должен поставить долгосрочные цели в личной и профессиональной жизни и твердо идти к ним.
  4. В своих действиях он должен научиться руководствоваться собственным мнением и собственной ответственностью.
С необходимостью решать эти задачи в большей или меньшей степени придется столкнуться всем подросткам, и хорошо, если мы, взрослые, можем помочь им в этом. Точкой соприкосновения может служить пробуждающийся у подростков интерес к собственной личности и к своим чувствам.

Таким образом, подростковый возраст — это не только время переживания кризиса, но и время повышения собственной самооценки. Вновь, как в кризисе раннего детства, актуальными становятся проблемы зависимости и независимости, самоутверждения и подчинения, эротики и сексуальности.

Все взрослые, работающие с подростками, должны четко представлять, что процессы развития у них происходят не сами по себе, а под влиянием требований значимых близких людей и референтной среды. Общий знаменатель всех этих требований выглядит примерно следующим образом: «Привыкай к тому, что ты сам за себя отвечаешь, что ты должен суметь на определенном этапе сам себя прокормить. Развивай с этой целью все свои способности». Чтобы удовлетворить этим требованиям, подросток должен снизить для себя значимость родителей и ослабить внутренние связи с ними. Новые ориентиры он находит вне семьи: в школе, среди одноклассников и учителей, среди сверстников, с которыми он общается в свободное время. При этом происходит примерка перенятых у родителей жизненных норм и проверка их применимости. В дальнейшем подросток либо отказывается от них, либо видоизменяет или расширяет их.

В связи с этим психологические интерактивные упражнения чрезвычайно способствуют развитию подростков. Благодаря тому, что важные жизненные вопросы поднимаются в кругу сверстников, при этом обсуждаются различные случаи, мнения и цели, у подростка появляется возможность сравнить свою точку зрения с позицией других. Он не только сталкивается с привычными и понятными ему взглядами, но и получает возможность спросить себя: что еще возможно в этой ситуации, что применимо в жизни, что я хочу и что я могу?

Основные разделы этой книги содержат описание психологических процедур, направленных на решение некоторых жизненно важных проблем подросткового и юношеского возраста.

Ценности, цели и интересы

Ребенок обычно разделяет ценности и жизненные установки родителей из чувства преданности, так как именно в семье он чувствует себя защищенным и любимым. Принятие родительских ценностей является своеобразным актом благодарности, скрепляющим связь между «всемогущими» родителями и «несовершенным» ребенком.

В подростковом возрасте ребенок начинает пересматривать свои взгляды на родителей. Они теряют в его глазах свой ореол, подросток начинает видеть их и слабые, и сильные стороны. Критике подвергаются и семейные ценности: подросток должен найти свои собственные обоснования для их сохранения. На смену моральному абсолютизму ребенка постепенно приходит более гибкое сознание подростка, воспринимающего собственные интересы так же серьезно, как и требования других. Чем человек становится старше, тем больше он стремится к равному партнерству в межличностных отношениях. Поэтому подростки отказываются от свойственного детям эгоизма и ожидания, что мгновенно и в одностороннем порядке будут удовлетворяться только их желания. Подростки становятся чрезвычайно чувствительны к неискренности и нечестности, они постоянно перепроверяют, насколько люди соответствуют тому, что они говорят, насколько реальные поступки следуют провозглашаемым ценностям.

Содержащиеся в данной главе упражнения частично основаны на анализе системы ценностей — методике групповой работы, разработанной в США сторонниками гуманистически ориентированной педагогики. Описываемые процедуры поочередно выдвигают на передний план один из трех важнейших аспектов процесса ценностного анализа. В большинстве упражнений речь идет о проверке и выборе ценностей, то есть о выработке у подростков умения видеть различные ценностные альтернативы, тщательно анализировать их и выбирать некоторые из них. В других упражнениях во главу угла ставится тренировка умения отстаивать перед другими определенную ценность и обосновывать ее значимость. И во всех упражнениях ставится вопрос о том, насколько подростки уже действуют или готовы действовать в соответствии с определенными ценностями и к каким последствиям это может привести. Так как выработка системы ценностей является одной из важнейших задач подросткового возраста, тут есть специально подобранные упражнения по этой теме.

Упражнение: Чай вдвоем

Цели: Выполняя это увлекательное упражнение, подростки смогут подумать о том, какие люди им интересны, на какие темы они любят разговаривать, чему бы хотели научиться у значимых для них людей и, в конце концов, что они могут дать другим.
Возраст участников: с 14 лет.
Продолжительность: примерно 45 минут.
Материалы: Рабочий листок «Чай вдвоем».
Инструкция: Сегодня я хочу предоставить вам возможность мысленно пообщаться с самыми разными людьми. Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас на это есть полчаса.

Пожалуйста, вернитесь в круг. Решите для себя, с кем из выбранных вами семерых людей вам хотелось бы поужинать больше всего, и расскажите нам об этом. Кто хотел бы начать?

Подведение итогов:

  • Легко ли мне было выбрать семерых человек?
  • Кто мне пришел на ум первым, а кто последним?
  • Сложно ли мне было выделить то, что может быть привлекательным для моих гостей?
  • Чем я руководствовался при составлении меню?
  • Какие люди вызывают у меня любопытство, и как я удовлетворяю свое любопытство?
  • Кто в моей семье самый любознательный?
  • Чему меня научили мои родители в этом плане?
  • Хотел бы я когда-нибудь стать знаменитым? В какой области?
  • Какие преимущества и недостатки есть в том, чтобы быть знаменитым?
  • Научился ли я чему-либо новому в ходе этого упражнения?
  • Что бы я еще хотел сказать?
Комментарий: Это очень увлекательное упражнение. Вы можете обогатить его, если предоставите подросткам возможность сыграть того или иного из своих гостей. Другой подросток должен в таком случае исполнить роль принимающей стороны. Это позволит участникам не только лучше понять и почувствовать других, но и пообщаться с известной личностью и, может быть, позаимствовать некоторые из ее черт.

Рабочий листок
Чай вдвоем

Представь себе, что у тебя есть семь талонов, по которым ты сможешь оплатить ужин на двоих в любом ресторане мира. У тебя есть возможность на каждый день недели пригласить любого человека — он может быть знаменитостью, а может быть просто твоим знакомым.
Кого ты выберешь? Начни с воскресенья и расскажи, кого бы ты пригласил и почему ты хотел бы поужинать с этим человеком. Скажи, что тебя привлекает в твоем госте. Что бы ты хотел узнать о нем? Чему бы ты хотел у него научиться? Чему бы он мог научиться у тебя? О чем бы ты хотел с ним поговорить? Скажи еще, где бы ты хотел поужинать и что бы ты заказал? Потом подумай о понедельнике и т.д.

    Воскресенье.................................
    Понедельник.................................
    Вторник...................................
    Среда.....................................
    Четверг...................................
    Пятница...................................
    Суббота....................................
Упражнение: Нужные мне люди

Цели: Все мы в той или иной степени нуждаемся в том, что предоставляют нам другие люди: в определенных услугах, товарах, в эмоциональной близости, в обмене опытом и т.п. Иногда мы воображаем, что нам кто-то нужен для достижения цели, а на самом деле мы могли бы прекрасно справиться сами. В других случаях нам действительно кто-то нужен, так как соответствующие «товары» важны для нас и мы не в состоянии их самостоятельно раздобыть, а эмоциональные отношения могут устанавливаться только между по меньшей мере двумя людьми. Это простое упражнение помогает участникам осознать, какие категории людей важны для них по той или иной причине.
Возраст участников: начиная с 14 лет.
Продолжительность: примерно 35 минут.
Материалы: Рабочий листок «Нужные мне люди».
Инструкция: Я хотел бы с помощью этого упражнения дать вам возможность осознать, в каких людях вы действительно нуждаетесь. Каждый из нас имеет дело со многими людьми, которые в разной степени важны для него. В каких-то людях я нуждаюсь редко, в каких-то — часто, и лишь один человек мне нужен постоянно: я сам.
Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас есть на это 30 минут.

Подведение итогов:

  • Легко ли мне было выделить шесть основных групп?
  • Получаю ли я от людей, относящихся к важным для меня категориям, то, что мне хочется от них получить?
  • Каким ценностям соответствует каждая из шести выбранных мной категорий?
  • Как я справляюсь с ситуациями, когда рядом нет значимых для меня людей или категорий людей?
  • Могу ли я иногда быть один?
  • Что является самым важным из того, что мне нужно в жизни?
Комментарий: Следите за тем, чтобы подростки четко осознавали, какие ценности символизирует для него каждая группа людей. Например, булочник, у которого подросток каждое утро покупает булочку с шоколадом, может ассоциироваться, скорее, с исполнением прихоти, чем с утолением голода.

Рабочий листок:
Нужные мне люди

Ниже ты найдешь перечень различных категорий людей, достаточно значимых для мира, в котором мы живем. Прочитай этот список и подчеркни, пожалуйста, те, которые важны для тебя. Когда ты это сделаешь, составь из выбранных тобой категорий последовательность, нумеруя их по убывающей важности и занося соответствующее число в скобки.

(...) Деятели искусства
(...) Родители
(...) Пилоты
(...) Автомеханики
(...) Пекари
(...) Уборщицы
(...) Врачи
(...) Аптекари и фармацевты
(...) Нефтяники
(...) Сапожники
(...) Продавцы
(...) Футболисты
(...) Адвокаты
(...) Актеры
(...) Музыканты
(...) Судьи
(...) Политики
(...) Священники
(...) Бабушки и дедушки
(...) Шахтеры
(...) Работники милиции

(...) Двоюродные братья и сестры
(...) Психологи
(...) Учителя
(...) Крестьяне
(...) Инженеры
(...) Опекуны
(...) Забойщики скота
(...) Медсестры
(...) Водители автотранспорта
(...) Сотрудники уголовного розыска
(...) Обслуживающий персонал в гостиницах
(...) Ученые
(...) Бездомные
(...) Социальные работники
(...) Тюремные служащие
(...) Воспитатели в детских садах
(...) Владельцы ресторанов
(...) Братья и сестры
(...) Прочие родственники
(...) Правительственные чиновники

Из составленной последовательности выбери шесть наиважнейших категорий, запиши их здесь еще раз и укажи, какими благами тебя обеспечивают представители данных групп. Опиши, с какими последствиями тебе придется столкнуться, если не будут удовлетворены эти твои потребности.




    4. ....................................
    5. ....................................
    6. ....................................
Упражнение:Нужные мне вещи

Цели: Продуманное отношение к имуществу является одним из показателей личностной зрелости. С самого момента появления человечества имущество относится к средствам, обеспечивающим выживание, и в то же время оно делает наше существование приятнее. Непростая задача каждого человека заключается в том, чтобы понять, чем стоит владеть, что для него значит собственное имущество, какую цену он должен за него заплатить, что он должен делать для сохранения этого имущества и как он может справиться с неизбежным риском возможных потерь.
Выполняя это упражнение, подростки смогут уделить этим темам больше внимания, чем обычно.
Возраст участников: начиная с 14 лет.
Продолжительность: примерно 35 минут.
Материалы: Рабочий листок «Нужные мне вещи».
Инструкция: В жизни нам необходимы отношения с другими людьми и в каком-то смысле — с имуществом. В этом упражнении я хотел бы предложить вам обратить внимание на то, какие вещи вы считаете важными и что они для вас значат. Я подготовил Рабочий листок, который вам надо заполнить. На это у вас есть 30 минут.
Теперь остановитесь и вернитесь в большой круг. К чему вы пришли?

Подведение итогов:

  • Насколько мне понравилось это упражнение?
  • С кем я разговариваю на тему имущества?
  • Какое имущество является самым важным для моего отца?
  • Какое — для моей матери?
  • Достаточно ли у меня имущества для удовлетворения моих потребностей? Или его у меня слишком много? Или слишком мало?
  • Как бы выглядела жизнь, если бы каждый человек владел только тремя самыми важными для него вещами?
  • У кого из моих знакомых, по моему мнению, образцовое отношение к имуществу?
  • Кто в группе обладает потребностями, схожими с моими?
  • Что бы я еще хотел сказать?
Комментарий: Вы можете разнообразить упражнение: можно предложить нескольким добровольцам идентифицировать себя с какими-нибудь предметами и выступить перед группой от имени той или иной вещи. Например, участник может сказать: «Я пылесос. Я заглатываю крошки и грязь, забочусь о том, чтобы пол в твоей комнате был все время чистым. Тебе не нужно подметать. Нажми на кнопку — и я буду готов взять эту работу на себя».

Рабочий листок:
Нужные мне вещи

Ниже ты найдешь список вещей, которые многие люди считают важными, чтобы жить, быть успешными, счастливыми и хорошо себя чувствовать. Подчеркни те вещи, которые ты сам считаешь важными, и составь из них последовательность, нумеруя вещи по убывающей важности и занося соответствующее число в скобки:

(...) Самолет
(...) Топор
(...) Футбольный мяч
(...) Кровать
(...) Мотоцикл
(...) Теннисная ракетка
(...) Обувь
(...) Веник
(...) Календарь
(...) Мобильный телефон
(...) Стиральная машина
(...) Часы
(...) Пылесос
(...) Картины
(...) Музыкальный инструмент
(...) Удочка
(...) Книги
(...) Телевизор
(...) Собственный дом

(...) Тонометр
(...) Радиоприемник
(...) Своя комната
(...) Телефон
(...) Ручка
(...) Велосипед
(...) Библия
(...) Лопата
(...) Яхта
(...) CD/МР3-плейер
(...) Зубная щетка
(...) Компьютер
(...) Одежда
(...) Украшения
(...) Фотографии
(...) Нож
(...) Автомобиль
(...) Письменный стол

Теперь сосредоточься на трех самых важных вещах и попробуй вкратце описать, что они для тебя значат. При этом учитывай следующие вопросы:

  • Какую потребность удовлетворяет эта вещь?
  • Какие чувства она в тебе вызывает?
  • Откуда эта вещь взялась?
  • Что тебе надо сделать, чтобы ее заполучить?
  • Какую цену тебе надо заплатить, чтобы получить ее в безраздельное пользование?
  • Как бы ты отреагировал на ее потерю?
  • Что бы смогло ее заменить?
Запиши сюда названия трех самых важных вещей:
1. ....................................
2. ....................................
3. ....................................

Школа и учеба

Школа является прежде всего учреждением, прививающим подросткам определенные жизненные взгляды, систему ценностей и образ поведения с целью сохранения культурной преемственности. Кроме того, она содействует интеллектуальному и личностному развитию подростков. При этом она помогает подросткам на этапе ослабления их внутренних связей с родителями. Будучи источником новых знаний и умений, новых способов решения проблем, школа подрывает монополию родителей на всезнание и истину. В распоряжении подростка появляется посторонний взрослый — учитель, которого подросток может любить или ненавидеть, который может стать для него примером для подражания, или наоборот, отвержения.

Школа выполняет еще одну психологическую функцию: она предоставляет подростку своеобразную площадку для тренировки воли. В редчайших случаях подростки играючи проходят институт школы; как правило, они должны приложить усилия, чтобы вписаться в конкретную школу с ее традициями, нормами и правилами, чтобы получать знания и умения — в том числе в областях, к которым у них нет естественного интереса. Они вынуждены общаться с разными людьми — в том числе и с теми, кто им несимпатичен, а иногда и просто противен.

Наконец, перед школой стоит задача передать подростку достаточно специальных знаний, которые позволили бы ему подготовиться к профессиональной деятельности. Школа — это своеобразный трамплин от промежуточного статуса подростка к статусу взрослого, обладающего экономической самостоятельностью.

Для подростков учитель и одноклассники являются важнейшими партнерами в учебном процессе. Учителя они воспринимают в трех ролях: как помощника в освоении нового психологического статуса, как друга и как противника. Обычно учитель занимает значимое место в жизни подростка и существенно влияет на нее. Его авторитет возникает позже авторитета матери и отца, и взаимоотношения с ним даются подросткам легче, если учителю удается не занимать родительскую позицию в общении с ними; если он уважает достоинство и чувства подростков; если он не использует свои более обширные и глубокие знания и более высокое социальное положение для дисциплинарного воздействия на подростков.

Учителя могут добиться лучших результатов в своей работе, когда им удается выработать совместно с учениками рациональные и функциональные правила игры на основе взаимных обязательств и когда они сами являют собой достойный пример. Подростки оценивают взрослых по их делам не менее, чем по их словам.

Чтобы воздать должное той важной роли, которую играют учителя в жизни подростков, в этой главе мы привели ряд упражнений, в которых речь идет о взаимоотношениях между учителями и учениками, о взаимных ожиданиях и об обратной связи.

Помимо взаимодействия с учителями, для каждого подростка очень важной является и сфера взаимодействия с одноклассниками. К сожалению, атмосфера в школе, особенно в старших классах, пропитана соперничеством и неприязнью в не меньшей степени, чем пониманием и поддержкой. Так как признание и принятие сверстниками очень важны для развития самооценки подростка, мы приводим здесь ряд упражнений, направленных на поддержку отдельных участников группы.

И наконец, целый ряд упражнений посвящен самой учебе. По сравнению с детьми подростки мотивированы в учебе не столько стремлением кому-то понравиться, сколько желанием развивать свои способности, самостоятельно определять цели и качество обучения и решать интересующие их задачи. Предлагаемые упражнения помогают подросткам лучше осознать свое внутреннее отношение к учебе, понять, что для них наиболее важно в учебном процессе, и выработать стремление докапываться до истины.

Работа и досуг

Как и учеба в школе, работа большинства подростков имеет все еще некоторый переходный характер. Часто подростки работают не в той области и не на том уровне профессиональной компетенции, к которой они стремятся. Конечно, в глазах подростка работа по сравнению с учебой обладает рядом преимуществ. Например, за работу подросток получает деньги, и таким образом в собственном сознании является более самостоятельным, нежели его сверстники, занятые только учебой. Кроме того, трудовая деятельность часто дает подростку больше, чем это могла сделать школа, достоверной информации о его профессиональных возможностях, на работе он получает трезвую оценку своих деловых качеств, сильных и слабых сторон своей личности. Первый трудовой опыт позволяет ему внести коррективы в свои дальнейшие профессиональные планы, понять свои требования к коллегам и руководителям. Разочарования и успехи, большие затраты времени на работу заставляют подростка более тщательно, нежели это было в школе, определить собственное отношение к труду, профессиональные надежды и ожидания.

Подобранные в данной главе упражнения предназначены в первую очередь для тех подростков, которые сразу после школы приступили к трудовой деятельности в качестве практикантов или учеников. Они дают им возможность прояснить свое отношение к работе, рассмотреть типичные проблемы, возникающие в ходе трудовой деятельности.

Небольшое количество упражнений затрагивает вопросы распределения времени и организации досуга.

Упражнение: Успех и провал

Цели: Упражнение дает участникам возможность рассмотреть четко ограниченную по времени часть своей трудовой жизни и осознать свои успехи и неудачи. Это упражнение является прекрасной разминкой для любого семинара, посвященного проблемам трудовой сферы. Оно дает участникам группы возможность познакомиться друг с другом и установить контакт.
Возраст участников: с 18 лет.
Продолжительность: примерно 40 минут.
Инструкция: В начале нашей работы я хочу предоставить вам возможность познакомиться друг с другом и одновременно подумать о теме, которая касается трудовой деятельности и затрагивает всех нас. В первой части упражнения каждому из вас предстоит обменяться мнениями с другим членом группы. Осмотритесь, определите, кто вызывает ваше любопытство, и спросите этого человека, готов ли он поговорить с вами.
Я прошу пары разойтись по комнате и расположиться так, чтобы вы друг другу не мешали. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Какого наибольшего профессионального успеха я достиг за последний год и какова моя самая серьезная профессиональная неудача?» Каждый из вас должен говорить примерно десять минут, рассказывая при этом о непосредственных обстоятельствах и причинах своего успеха и неудачи: что произошло, что он сделал, что он при этом чувствовал, какие последствия для него это имело и т.д. Партнер должен слушать и спрашивать, если чего-то не понял. Одновременно он может делать для себя пометки. Впоследствии часть полученной информации надо будет сообщить другим членам группы — но только ту часть, которую вы сочтете возможным огласить. Через десять минут поменяйтесь ролями, чтобы второй из вас мог рассказать о себе. Понятно? Тогда начинайте. (20 минут )
Теперь вернитесь в общий круг. Начинаем вторую часть упражнения. По очереди каждый должен представить своего партнера группе и в течение двух-трех минут рассказать, что он о нем узнал. Постройте свое выступление так, чтобы не представить своего партнера в невыгодном свете. В заключение тот участник, о котором шла речь, может что-нибудь добавить к сказанному или исправить неточности. Затем другой участник представит своего партнера и так далее.
А теперь, когда мы кое-что узнали о каждом, можно вкратце обменяться мнениями.

  • На что вы обратили внимание прежде всего?
  • Есть ли что-то общее в том, что мы услышали?
  • Есть ли у вас вопросы?
  • Как вы теперь себя чувствуете?
Упражнение: Желание перемен

Цели: В ходе этого упражнения подростки смогут выяснить, что им в профессиональной жизни мешает и чего им недостает с точки зрения их интересов. В итоге они смогут преобразовать свои жалобы в пожелания и требования и впоследствии подумать о том, каким образом они могут достичь желаемого. При этом необходимо, чтобы подростки научились применять широкий спектр критериев, постоянно задавая себе вопрос: «Получаю я на своей работе то, чего хочу? Все ли у меня в порядке?»
Кроме того, они должны своевременно научиться извлекать из негативного опыта положительные выводы и разрабатывать конкретные шаги по формулированию своих требований и по мере возможности — по их реализации.
Возраст участников: с 16 лет.
Продолжительность: примерно 90 минут.
Материалы: Рабочий листок «Желание перемен».
Инструкция: Сегодня я хочу попросить вас еще раз поразмышлять о тех проблемах, с которыми вы сталкиваетесь в ходе повседневной трудовой жизни. Когда люди работают вместе, постоянное возникновение трений и конфликтов неизбежно: мы получаем не то, чего ожидали, с нами обращаются не так, как нам хотелось бы, работа не доставляет нам удовольствия и т.д.
Решающим является то, как мы с этими проблемами обходимся. Мы можем их вытеснить и сделать вид, что их не существует. Мы можем поговорить о них с посторонними и пожаловаться. Однако эти классические маневры не помогают нам в решении самих проблем. Из нашего возмущения и разочарования полезно сформулировать свои запросы и требования, предъявлять их и отстаивать.
Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы сейчас должны заполнить. У вас на это есть 30 минут.
Теперь разделитесь на группы из четырех человек. Проинформируйте друг друга о ваших записях. Сосредоточьтесь преимущественно на последнем этапе задания, а именно на том, как вы будете представлять свои требования и отстаивать их. Обсудите преимущества и недостатки различных способов ведения переговоров, принимая во внимание позицию противоположной стороны в переговорах. Каковы интересы этой стороны? В чем заключается ее уязвимость? Какое у нее есть поле для маневра в ходе переговоров? Подумайте также о том, что вы можете ей предложить взамен, если она пойдет навстречу вашим требованиям. На обсуждение вам отводится один час.
Запишите на видном месте вопросы. Перед тем как приступить к подведению итогов, сделайте перерыв.
Подведение итогов:

  • Понравилось ли мне это упражнение?
  • Как часто я заявляю о своих пожеланиях и требованиях на работе?
  • С чем мне пришлось столкнуться в результате этого?
  • Как я выдвигаю свои требования?
  • Насколько я учитываю интересы других в ходе переговоров?
  • Есть ли в моем окружении человек, с которого я хотел бы брать пример и у которого я мог бы научиться искусству ведения переговоров?
  • Что еще я хотел бы сказать?
Комментарий: На стадии подведения итогов можно провести короткую ролевую игру, предоставив участникам возможность потренироваться в искусстве ведения переговоров.

Рабочий листок:
Желание перемен

Выполнение этого задания поможет тебе подумать о том, что тебя не устраивает на работе, и выработать свою позицию по отношению к этому. За разочарованием и раздражением обычно стоят какие-то требования. Очень важно понять и сформулировать их для себя.
Подумай о том, что тебя не устраивает в твоей нынешней работе и напиши, чем ты недоволен, чего тебе не хватает.

1. Отношения с начальством
а)
б)
в)

2. Отношения с коллегами
а)
б)
в)

3. Условия труда
а)
б)
в)

4. Организация рабочего времени
а)
б)
в)

5. Организация работы в целом
а)
б)
в)

6. Оплата труда:
а)
б)
в)

7. Стиль общения, в том числе и со мной
а)
б)
в)

8. Система поощрения:
а)
б)
в)

9. Сфера моих обязанностей:
а)
б)
в)

10. Если вы считаете, что у вас есть проблемы еще в какой-то сфере, заполните следующий пункт:
а)

б)

в)

По каждой из десяти проблемных сфер выбери то, что тебе кажется наиболее важным и серьезным и запиши это в слудющею таблицу. Затем против каждой проблемы сформулируй, чего бы ты хотел.

Подумай о том, что ты можешь предпринять, чтобы некоторые из твоих желаний реализовались. Выбери одну или две проблемы и спланируй конкретные шаги по достижению желаемого. С кем и как ты будешь разговаривать? Что будешь делать и в какой последовательности?

Проблема. . . . . . . . .
1.
2.
3.

Проблема. . . . . . . . .
1.
2.
3.

Упражнение: Работа и любовь

Цели: Это увлекательное упражнение обращает внимание молодых людей на то, что нередко люди смешивают свою личную жизнь и работу, хотя для нормальной самореализации важно, чтобы обе эти сферы были полноценно представлены в жизни человека. Иногда люди становятся трудоголиками и любят работу больше, чем близких, иногда люди выстраивают личные отношения в соответствии с рабочей логикой, стремясь к господству и контролю. А некоторые стараются на рабочем месте создать семейную атмосферу любви и принятия. За это нам приходится дорого расплачиваться, а люди, с которыми нас сталкивает работа и любовь, оказываются обманутыми в своих ожиданиях.
Это упражнение поможет подросткам научиться разделять работу и личную жизнь, осознать собственную позицию в этом вопросе и увидеть пути достижения равновесия.
Возраст участников: с 18 лет.
Продолжительность: примерно два часа.
Материалы: бумага и карандаш.
Инструкция: Я хотел бы пригласить вас поразмышлять сегодня вместе со мной над важной темой: умеем ли мы разделять работу и личную жизнь? Работа, как ничто другое, показывает, что мы собой представляем, и определяет тем самым нашу личность. Наша личная жизнь, особенно любовные отношения, позволяет нам на время изменить границы нашей личности, соединиться с другими и быть счастливыми.
Работа и любовь во многом отличаются друг от друга. Чтобы мы смогли более или менее ясно выделить эти различия, я хотел бы сначала объяснить, что я имею в виду под обоими понятиями. Когда мы будем размышлять о работе, я предлагаю ориентироваться на труд плотника, так как в этом ремесле наглядно отражаются важнейшие свойства работы. Когда же мы будем рассуждать о любви, я предлагаю думать об отношениях между мужчиной и женщиной или же об отношениях между близкими друзьями, которые в присутствии друг друга чувствуют себя счастливыми и обогащенными.
Сначала группа определяет свойства, присущие работе, затем — любви. Запишите два списка на доске. Попробуйте вместе с группой разработать некое типичное разделение, при котором противостояние работы и любви будет выглядеть примерно следующим образом:

Этот список приведен в качестве примера, участники вашей группы могут предложить другие варианты. Вам необязательно включать в список все, что говорят участники. Прежде всего помогите им определить характерные особенности этих жизненных сфер.

Подобное сравнение подготовит группу к тому, чтобы перейти к описанию определенных жизненных позиций в системе координат «работа-любовь». Нарисуйте следующую систему координат с равными по длине осями.

  • Положение А. Трудоголик, который любит только то, что он может контролировать, и который избегает отношений, основанных на любви, сопряженных с риском ухода или потери возлюбленного.
  • Положение Б. Труднодостижимое равновесие между напряженной работой и полноценной любовью.
  • Положение В. Человек, который ищет удовлетворение прежде всего в любви и испытывает трудности во всем, что связано с деловыми отношениями.
  • Положение Г. Человек, который не может реализовать себя ни в работе, ни в любви.
Поясните группе этот график и попросите участников отметить на своей системе координат ту точку, в которой, по их мнению, находятся в настоящее время они сами. Затем попросите их отметить желаемое положение, которого они хотели бы достичь через десять и через двадцать лет. Все три точки должны быть подписаны, чтобы было понятно, к какому периоду жизни они относятся.

Разбейтесь на группы по четыре человека и обменяйтесь мнениями. Обратите при этом внимание на следующие вопросы:

  1. Насколько я удовлетворен тем положением, которое занимают работа и любовь в моей жизни в настоящее время?
  2. Какой пример мне дали мои родители?
  3. Хотел бы я что-либо изменить в ближайшем будущем?
На обсуждение вам отводится 30 минут.
Теперь вернитесь в общий круг, чтобы мы могли подвести итог упражнению.

Подведение итогов:

  • Понравилось ли мне упражнение?
  • Что до настоящего момента оказывало влияние на мое представление о работе и любви?
  • Что я узнал дома относительно работы и любви?
  • Знаю ли я человека, который может служить для меня примером сочетания обеих областей существования?
  • Узнал ли я что-либо новое о себе самом?
  • Что бы я еще хотел сказать?

Конспект тренингового занятия с младшими подростками на тему "Семейные ценности"

Описание материала: предлагаю конспект занятия для младших подростков на тему "Семейные ценности" Данное занятие проводится в тренинговой форме. Происходит формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях. Конспект будет интересным не только для педагогов-психологов, но и для учителей среднего звена, классных руководителей, родителям и конечно, молодым специалистам.

Цель: формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях.
Задачи: обсуждение с учащимися что такое семья, семейные ценности;обучение учащихся способам взаимодействия в семье; воспитание любви к семье; сплочение класса; создание благоприятного психологического климата.

I. Вступление
Приветствие участников. Сообщение о цели и содержании данного занятия.
Разминка для тренинга “Зоопарк”
Ведущий выдает участникам тренинга карточки с названиями животных: собака, ворона, лев, кошка, баран, гусь, змея и т.д. Должно быть по 2 одинаковые карточки на 1 одного животного. Задание для участников: Сейчас каждый из вас получил карточку с названием животного, и через минуту вам предстоит изобразить этого животного - звуками, жестами, движениями. У каждого животного есть своя пара - найдите свою пару.

II.Основная часть:
Обсудить с учащимися что такое семья, семейные ценности. Учимся искать компромисс. Обучение социально-приемлемому способу взаимодействия в семье. Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний; отреагирование болезненных воспоминаний.

Упражнение «Мозговой штурм».
Ведущий на доске записывает ассоциации. Вызывающие словом «семья». затем идет индивидуальная работа, учащиеся выбирают для себя пять самых важных слов, характеризующих «семью», записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом семья. Затем работа продолжается в группах.
Упражнение «Скульптура семьи».
Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде живой скульптуры, выбирая других участников группы на роли ее членов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в семье.
Можно привести примеры: силу и контроль можно выразить, поместив властных членов семьи выше слабых. Если мама обладает властью, ее можно попросить встать на стол. Члены семьи, лежащие на полу, изображают бессилие. Близкие или холодные отношения можно отразить при помощи расстояния между членами семьи. В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульптуре его собственное место. Это не всегда возможно, когда число членов семьи превышает число членов группы.
Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так.
После этого ведущий предлагает скульптору перестроить скульптуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью.
Упражнение «Семейные истории».
Материалы: листы бумаги для рисования и цветные фломастеры
Участникам раздаются бумага и маркеры.
Лист бумаги делится пополам темной линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит на листе, то есть в семье.
Ребятам говорится, что в каждой семье случаются как хорошие события, так и плохие, и их просят нарисовать на одной половине листа счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на другой - несчастливое воспоминание.
Когда группа закончит рисовать, предложите каждому участнику по кругу представить свою историю, изображенную на картинке.

III.Заключительная часть.
Упражнение «Дерево семейных ценностей»
Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться). Задача участников – ранжировать ценности: – в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях. - в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться. - в крону – желаемые, но не обязательные ценности.Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.
Перечень возможных семейных ценностей: Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.

Рефлексия : Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Обратная связь. Ритуал прощания.

Педагог-психолог Центра Осипова Елена Егоровна представляет упражнение «Мои ценности», которое она использует в работе с кандидатами в замещающие родители в рамках образовательной программы «Школа опекунов» по теме «Особенности ребенка, разлученного с семьей».

Для проведения упражнения слушателям группы необходимо пояснить смысл названия. Самое главное в нашей жизни — способность и возможность быть самим собой. Без этого можно жить, но нельзя быть счастливым и нельзя полноценно развиваться. Важнейший аспект в умении быть собой — это способность выстраивать и сохранять близкие отношения, быть привязанным к кому-то, любить. Особое значение привязанности имеют в жизни ребенка. Он не может вырасти полноценной личностью, членом общества, если с самого рождения не будет вовлечен в близкие, эмоциональные отношения с другими людьми.

Утрата близких отношений — это травма, боль от которой постепенно проходит, но память о ней остается, и в дальнейшем может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на семейные и дружеские связи человека.

Воспитатель (замещающий родитель) должен уметь обеспечить потребности ребенка, и среди них две важнейшие: потребность в идентичности и потребность в привязанности.

Упражнение «Мои ценности» (работа в большой группе).

Цели: формирование представления о чувствах ребенка, которого вынуждают отказаться от чего-то важного для него; осознание значимости потери идентичности для человека.

Инструментарий: набор карточек для каждого человека в группе (каждая ценность написана на отдельной карточке), спокойная музыка.

Продолжительность упражнения: 45-60 мин.

Ход упражнения:

Попросить участников обратиться к списку ценностей:

1. Люди

Среди людей, важных для меня, наиболее значимы...

2. Группы людей

Я считаю себя участником, членом следующей группы людей...

3. Религия и/или убеждения

4. Места

Места, которые важны для меня, это...

5. Дела

Следующие дела, виды деятельности дают мне смысл и цель в жизни...

6. Удовольствия

Я получаю удовольствие от...

7. Желания

8. Прошлое

События из моего прошлого, которые важны для меня...

Индивидуальная работа каждого участника группы. Слушателям дать 1 минуту для ознакомления со списком ценностей. Объяснить, что они должны закончить предложения, описывая важную для них информацию. То, что они напишут, будет сохранено в тайне, и никто другой об этом ничего не узнает.

Необходимо предупредить участников, что упражнение может вызвать эмоции, но важно закончить каждое предложение. По каждому заголовку объяснить, что имеется в виду. Затем дать участникам время на то, чтобы записать свои ответы. Это должно быть сделано быстро, без долгих раздумий. (Во время заполнения карточек ведущий может включить спокойную музыку). Можно обратить внимание группы на тот факт, что в жизненной суете мы не обращаем внимание на то, что нас поддерживает, что нам ценно, а сейчас есть возможность подумать об этом.

  • Выполнив первое задание участникам необходимо разложить ценности по значимости для себя лично: от наиболее важных к наименее важным. Далее они должны представить себе, что кто-то очень могущественный вошел в их жизнь и решил, что они должны чего-то лишиться в своей жизни. Необходимо убрать ценность, с которой они на данный момент готовы расстаться. Для убедительности происходящего проговорите, что этот человек очень могуществен, и бороться с ним бесполезно, по сути, как и в жизни с некоторыми событиями. Важно убедиться, что все отложили какую-либо ценность.
  • Выполнив второе задание, участники снова должны исключить из ценностей еще что-то, т.к. могущественный человек снова пришел в их жизнь. На этот раз у них нет никакого выбора, и они должны отложить пункт, обозначенный словом «Удовольствия».
  • Сделайте паузу, окиньте группу невозмутимым взглядом и скажите: «Кстати, те, у кого не карие глаза, должны лишиться еще одной ценности. Я намеревалась сказать об этом еще в самом начале».
  • Некоторые участники могут отказаться расставаться с ценностью, выражать недовольство, проявлять агрессию в адрес ведущего. Обратите их внимание, что так иногда реагирует и ребенок или подросток, но такое поведение часто характеризуют как «плохое».
  • Можете с помощью образа «могущественного человека» убрать еще 1-2 ценности.

Обсуждение в общей группе.

  • Спросить каждого участника: «Что вы чувствовали, когда приходилось расставаться с какой либо ценностью? Какие чувства испытываете сейчас, когда у вас осталось не так много ценностей?». Обратите внимание на физиологическую реакцию на происходящее «Что чувствует ваше тело - руки, ноги, голова?». (Чаще всего люди отмечают неприятные ощущения в груди - холод, тяжесть). Обращайте внимание на невербальное проявление волнения - манипулируют руками, потирают затылок, прячут взгляд. Когда участники говорят о чувствах, возможны слезы. В любом случае поблагодарите за открытость и переходите к следующему участнику.
  • После всех высказываний о чувствах, ощущениях на настоящий момент времени, обратите внимание участников, что именно это, по сути, происходит с ребенком, которого отрывают от кровной семьи . Подчеркните, что сопротивление покушению на ценности, на идентичность является естественной реакцией нормального человека. В таких случаях важно помнить, каково ребенку чувствовать это.
  • Подчеркните, что люди отличаются между собой тем, что для них является важным. Например, у некоторых людей нет никаких религиозных убеждений, и они чувствуют, что мало потеряют, отказавшись от них. А для другого человека это было бы ужасной потерей.
  • Некоторые участники могут задать вам вопрос, почему вы попросили участников с не карими глазами вычеркнуть дополнительный пункт. Некоторые люди не видят в этом требовании ничего особенного. Тем не менее, вам всегда следует объяснять, что это разделение людей по какому-либо формальному признаку может ощущаться как проявление несправедливости.
  • Сообщите группе, что в их жизни ничего не изменилось, и все ценности возвращаются к ним. Можно взять отложенные карточки, соединить их с оставшимися.
  • Спросите, изменились ли ощущения после того, как ценности вернулись. Обратите внимание на физиологическую реакцию на происходящее «Что теперь чувствует ваше тело - руки, ноги, голова? Изменились ли ощущения?». Как правило, все участники отмечают облегчение.

Вывод: разлучение с семьей, с тем, что ценно для ребенка, негативно сказывается не только на его физиологическом состоянии, но и на психическом.

  • упражнения состоит в том, что участникам упражнения легче освоить понятие «психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав