03.03.2020

Правопреемство в международном праве современные проблемы. Признание и правопреемство в международном праве. Киевский институт внутренних дел


Под международным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права, (правопредшественника) к другому (Правопреемника) вследствие возникновения или прекращения существования государства или изменения ее территории.

Международное правопреемство касается абсолютно разных сфер деятельности, начиная от варианта, когда берут в аренду интернет магазин и заканчивая продуктов и услуг, которые потребляются во всем мире.

Правопреемство считается одним из древнейших институтов международного права. Гуго Гроций в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полного правопреемства. Эмерик где Ваттель в книге «Право народов» отмечал, что государство-преемник обязано выплачивать долги другим государствам. Правопреемстве возникает:

При распаде федерации;

При других территориальных изменениях (распаде государства на два и более государства, слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого)

При социальных революциях;

При распаде колониальной системы. Объектами правопреемства могут быть:

Территория;

Договоры;

Государственная собственность;

Государственные архивы;

Государственные долги;

Членство в международных организациях. Существуют следующие виды правопреемства:

Полное - универсальное - когда к правопреемнику переходят все права и обязанности правопредшественника (например, Украина является полным правопреемником СССР)

Неполное (частичное) - когда к правопреемнику переходит часть прав и обязанностей или только права или обязанности (например, Украина является частичным правопреемником СССР по вопросам ядерного оружия)

Отсутствие правопреемства (tabula rasa - чистая доска) - когда новый субъект международного права отказывается от всех прав и обязанностей правопредшественника, в том числе не связывает себя его обязательствам по международным договорам (после разделения английским правительством в 1947 году Индии на 2 доминиона - Индийский Союз и Пакистан - Индия объявила о принятии на себя всех долгов, принадлежащих территории Пакистана, хотя обсудила возможность следующих регрессных требований к Пакистана).

Несмотря на то, что основными субъектами международного права являются государства, в международном праве речь идет прежде всего об их правопреемстве. В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух «универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года / далее: Венская конвенция 1978 года / (Украина присоединилась к данной конвенции. 17 сентября 1992) и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года / далее: Венская конвенция 1983 года / (Украина присоединилась к данной конвенции 17 ноября 1992). Эти конвенции пока не вступили в силу,. поэтому их нормы применяются в качестве международных обычаев.

Этот раздел международного права - не только один из наиболее важных, но в силу разных обстоятельств и наименее разработанных. Можно, конечно, сослаться на то, что в 1978 г. в Вене была принята международная Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, но, как мы увидим ниже, этого недостаточно. Тем более, что и в научном плане проблема эта далеко не исследована. А жизнь со всей очевидностью показывает, что вопросы правопреемства - не только и далеко не теоретические.

Обычно вопрос о правопреемстве в международном праве возни­кает при появлении новых субъектов в международных отношениях, когда имеющиеся в наличии государства либо делятся (СССР, Юго­славия, ЧССР), либо соединяются (Египет и Сирия в 1958-1961 гг.), либо воссоединяются (Германия в 1990 г.). Более ранние примеры - распад Нидерландов в 1831 г., когда образовалась Бельгия и Голлан­дия; в 1919 г. на месте Австро-Венгрии образовались Австрия, Вен­грия и Чехословакия; в 1918 г. Черногория и Сербия слились с Хор­ватией и образовали новый субъект международного права - Югославию. В этих случаях изменялись состав населения и террито­рия государства, но оставалась неизменной социально-экономическая сущность государств; не менялась в принципе и внешняя политика этих новых субъектов международного права. Но в 1917 г. в России произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Воз­никла РСФСР, которая по всем государственным параметрам отлича­лась от монархической Российской империи, возник новый тип госу­дарства и, соответственно, - новые социально-политические режимы на Украине, в Закавказье, Средней Азии. Но не успели они еще занять свое место в сообществе субъектов международного права, еще бурли­ли в мире страсти относительно их признания, как 30 декабря 1922 г. было объявлено о создании СССР. Нетрудно видеть, сколько между­народно-правовых проблем возникло в связи с этим процессом. Что должны были эти новые субъекты, а затем и единый СССР, перенять в порядке преемства и в каком объеме от старого субъекта - царской России? О том, сколь трудно решать правовые вопросы преемства, мы представляем хотя бы потому, что США пошли на признание СССР

только спустя 11 лет (1933 г.) после его образования. Многим запад­ным государствам было очень непросто признать право нового госу­дарства на пересмотр того, что ему досталось в наследство от старого. И речь шла не только о международных договорах или внешней по­литике России, но и о сугубо материальных понятиях - долги, собст­венность, права иностранных лиц (физических и юридических) на территории бывшей России.

Спустя какое-то время, с 1949 г., все почти зеркально повторилось в отношении Китая. И его также долго не признавали, и с ним не хо­тели иметь дела западные государства.

Немалые политические и правовые страсти кипели в 1950-е - 1960-е годы в связи с процессом деколонизации и выходом на миро­вую арену десятков новых государств. И там вопросы решались слож­но и по-разному. Но при всем этом, при всех спорах, нельзя не при­знать, что в жизни получилось так, что новые государства в принципе отстаивали свое право на то, чтобы в процессе правопреемства иметь возможность свободно разобраться в совокупности прав и обяза­тельств, которые им достались в наследство. Конечно, не этого хотела западная правовая доктрина. В ней широко использовались, да и сей­час используются, цивилистические конструкции. А традиционное определение правопреемства в гражданском праве говорит, что при­обретенные членами гражданского общества права и обязанности передаются друг другу в порядке, установленном внутренним зако­ном. Суть его упрощенно сводится к тому, что, принимая на себя в силу преемства права, субъект гражданского права принимает и обя­зательства, а отношения между одним и другим в случае спора уста­навливает суд.

При переносе этого подхода в международное право получалась следующая схема: если новое государство принимает всю совокуп­ность прав прежнего субъекта, то оно принимает и все его обязатель­ства; в случае несогласия тех субъектов международного права, кого это касается, спор передается в судебную инстанцию. В принципе с такой логикой можно было бы согласиться, но мешает одно сущест­венное обстоятельство - кто судьи? Не секрет, что в мире господству­ет правовая доктрина Запада. И сейчас все международные судебные инстанции повязаны теорией и практикой западных стран. Можно еще как-то обращаться в эти инстанции по спорам в делах торговых, когда участники спора заранее знают, в каком правопорядке они ра­ботают и какой суд компетентен в их деле. Можно в силу этих же соображений соглашаться на иностранную подсудность в вопросах рыболовства или мореплавания. Но кто может судить государство? Только тот судебный орган, юрисдикцию которого стороны в споре

(государства) признают. И в этом суть проблемы: вы не можете при­нудить государство к судебному разбирательству, оно может только само на это согласиться. Здесь прямая аналогия с дипломатическим правом. Если вы признаете неподсудность представителя государства (посольства), если вы ему предоставляете полный набор иммунитетов на вашей территории, то вы не можете не признать этого же за самим государством на его собственной территории. И так же, как мы гово­рим участнику гражданской или иной сделки с посольством - будь осторожен, помни, что твой контрагент не обычный субъект правоот­ношений, так и в отношениях с государством нужно постоянно по­мнить о его суверенных правах обеспечивать свои национальные интересы любыми действиями, которые не противоречат общепри­знанным нормам международного права. Конечно, государтво может не знать свои права по международному праву должным образом, может оно и ошибаться или «закрыть глаза» кое на что по политичес­ким соображениям, но от этого объем его прав не становится меньше. Возьмем последний пример из жизни России. 12 июня 1990 г. Рос­сия объявила о своей независимости. Внешне это событие выглядит внутренним, но... что значит независимость? Это прежде всего означает, что появился новый субъект международного права. Своим поведением западные страны признали этого субъекта. Но это, опять-таки, означает, что они признали его право свободно определиться относительно той части международных обязательств СССР, которые могли прийтись на долю России. По здравой логике, Россия должна была приостановить выполнение любых своих обязательств перед контрагентами СССР на время, необходимое для того, чтобы определиться. То, что Россия про­сто объявила себя правопреемницей СССР, диктовалось не междуна­родным правом, а политическими соображениями. Это обошлось для нее потерей нескольких миллиардов долларов.

Запад, со своей стороны, тоже совершает правовые ошибки. Его лидеры путают право с политикой. Так, например, они заявляют, что займы предоставляются России под условие развития рыночных структур, под частный бизнес. А это дает основание в будущем оспо­рить необходимость возврата этих займов, если рыночные структуры себя не оправдают. Займы, если они условны, и погашаются под усло­вие.

Или не погашаются вообще.

В 1906 г. Россия получила от Франции огромный заем в 2,25 млрд франков. Этим займом Франция «перекупила» Россию от Германии. Внешней политике России было задано профранцузское (а значит, антигерманское) направление, в результате чего в XX в. были развя­заны две мировые, трагичные для России войны. Но Франция оба раза была спасена. А для чего нужен был этот заем России?

Царский министр Витте писал: «Вследствие войны и затем смуты (имеется в виду русско-японская война 1904-1905 гг. и революция в России 1905 г. - Ю.И.) финансы, а главное, денежное обращение на­чали трещать. Я ясно увидел, что для того, чтобы Россия пережила революционный кризис и дом Романовых не был потрясен, необходи­мо... добыть посредством займа большую сумму денег...».

Против этого французского займа в то время высказалось боль­шинство русского общества, и не только революционные, но и вообще оппозиционные монархии группы. Против этого была в массе своей и печать. В Манифесте революционных организаций в декабре 1905 г. в этой связи было сказано: «Мы решаем не допустить уплаты долгов по займам, которые царское правительство заключило, когда явно и открыто вело войну со всем народом» 2 .

Но тогда Франция хотя бы умолчала о цели займа, не вела речь об условиях типа - подавите революцию и смените ориентацию внеш­ней политики с Германии на Францию. Внешняя легитимность займа сохранялась. А сейчас России предоставляются займы условные со всеми вытекающими из этого последствиями.

Итак, цивилистический подход Запада к этой проблеме не привил­ся. Против были как социалистические, так и развивающиеся госу­дарства. Но к 1975 г., по крайней мере в Европе, было похоже, что проблема правопреемства себя исчерпала. В Хельсинки в 1975 г. ев­ропейские государства по сути заявили об отсутствии друг к другу принципиальных политических, материальных и правовых претен­зий. Вслед за этим утихли споры ученых, и этот раздел международ­ного права был как бы предан забвению и изъят из учебных курсов вузов. Это оказалось ошибкой. Спустя всего 15 лет проблема право­преемства государств заговорила о себе в связи с распадом системы социалистических государств. А в научно-практических кругах к этому оказались не готовы. В особенности это относится к МИД Рос­сии, которое в своих заявлениях и аргументах, связанных с возникно­вением новых (в том числе в социально-экономическом смысле) го­сударств, вообще избегало упоминаний о правопреемстве. Отсюда проистекало и очевидное неумение обеспечить как политические, так и экономические итнересы России в связи с выводом наших войск из дальнего и ближнего зарубежья и возникновением многих государств, на территории которых остались как миллионы российских граждан, так и большая собственность. Так что же все-таки правопреемство?

Правопреемство государств - это переход прав и обязанностей от одного государства к другому. Оно возникает в следующих случаях.

1. При социальных революциях, когда происходит смена социально-экономической формации. Это имело место в течение пяти лет с 1917 г. на территории бывшей Российской империи и Монголии. После Второй мировой войны произошла смена общественного строя в странах Восточной Европы, Китае, на Кубе, во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, Северной Корее, ряде стран Африки.

В последние годы прошла еще одна, но уже обратная волна замены общественного строя в той же Восточной Европе и в ряде стран на территории бывшего СССР. И хотя процесс этот еще не завершен, но необъятным стало число проблем, связанных с правопреемством даже независимо от социально-экономической формации.

2. При образовании нескольких государств на территории их пред­шественника. Другими словами, вне политической и социально-эко­номической привязки. Возникло новое государство - возникает про­блема правопреемства. То, что мы в рамках СНГ «разошлись по любви», еще не означает, что не было проблем. Их просто «положили
под сукно», до лучших времен, когда внутренняя жизнь в странах
СНГ и Прибалтике стабилизируется. Хотелось бы надеяться, что ответственные лица России это понимают и должная правовая подго­товка в этой связи ведется.

3. При образовании нового государства путем объединения двух
или более государств. Наглядный пример - воссоединение Германии.
Наша страна при этом понесла гигантские убытки в связи с потерей
торгово-экономического партнера в лице ГДР. Мало того, что были
сорваны действующие контракты между сторонами, но нам пришлось
в очень неблагоприятных условиях перестраивать свою экономику с
учетом фактора отсутствия ГДР. Представьте себе, что было бы, если,
скажем, произошла обратная ситуация - Финляндия присоединилась
к СССР в порядке восстановления своих былых связей с Россией.
Вряд ли бы для нас это прошло ipso facto (в силу самого факта) без
претензий Запада.

4. При возникновении новых независимых государств в результате
национально-освободительной борьбы. Примеры этого мы видим в лице десятков государств Азии и Африки, освободившихся от колониального господства. Сейчас на наших глазах ведет борьбу за свое освобождение Абхазия. И в этой борьбе нет ничего необыкновенного, ибо современная доктрина признает принцип самоопределения в
качестве основного принципа международного права. Он закреплен
в Уставе ООН (ст. 1 (2), 22 и др.); подтвержден в Декларации о
предоставлении независимости колониальным странам и народам (рез.

1514 (XV) и в ряде других резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Особенность этого принципа состоит в том, что признается его активный характер. Речь идет не только о декларировании этого принципа, но об обеспечении средств его осуществления. В этом принципе признается законность борьбы, которую ведут народы за свое освобождение, независимо от того, кто их угнетает.

Иногда задают вопрос: как совместить этот принцип с принципом сохранения территориальной целостности государств? Ответ: первый принцип относится к внутренним событиям, второй - к внешним.

Из Устава ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их не­зависимости и суверенитета, различных резолюций Генеральной Ас­самблеи вытекает не только полная правомерность борьбы народов за свое освобождение, но и обязанность других государств содействовать этой борьбе.

Применение силы для удержания народов в угнетенном состоя­нии является нарушением Устава ООН и общепризнанных принци­пов международного права. С другой стороны, вооруженная и любая иная борьба народов против оккупантов составляет правомерное действие, так как она ведется против института угнетения, который недвусмысленно осужден в международных документах. Примене­ние силы в данном случае не ограничивается Уставом ООН, по­скольку речь идет не о применении силы в международных отно­шениях (как это предусматривает п. 4 ст. 2 Устава ООН), а о внутринациональном действии. Судя по политике России в отноше­нии других стран СНГ и народов самой России, она полностью при­знает принцип самоопределения народов. Правда, тогда не очень по­нятна ее позиция по той же Абхазии, Приднестровью или Крыму. Ведь и там народы должны иметь возможность самоопределиться. Правовая позиция России должна быть заявлена более четко. Дру­гое дело, что в силу каких-то политических соображений на ней можно пока не настаивать.

5. При территориальных изменениях.

Правопреемство государств, как уже указывалось, влечет за собой конкретные, в том числе материальные, последствия. Решаются такие серьезные вопросы, как пересмотр международных договоров, их де­нонсация; отношение к иностранным долгам и кредитам; членство в международных организациях; проведение национализации или при­ватизации, правопреемство собственности.

Помимо правопреемства государств, и значительно чаще, возника­ет проблема правопреемства правительств.

Правопреемство правительств - это переход прав и обязанностей от одного правительства к другому при внутренних изменениях в го­сударстве. Такое изменение может происходить конституционным и неконституционным путем. В первом случае особых проблем не воз­никает, поскольку меняется не суть правительства, а только личности, из которых оно состоит. Во втором - дело сложнее, ибо новое прави­тельство пришло к власти, нарушив внутренний правопорядок. Оно - результат внутренней политической борьбы, которая не может не от­разиться на внешней политике. Новое правительство, даже оставаясь в рамках одной итой же социально-экономической формации, может по-иному отнестись к международным договорам, которые были за­ключены до него, может пересмотреть участие своего государства в тех или иных союзах, может вообще занять принципиально иную по­зицию по основным международным проблемам.

Естественно, другие государства обязаны учесть факт смены пра­вительства, определить свое отношение к нему и прежде всего решить для себя вопрос: признать такое правительство или повременить, а если признать, то в какой форме.

Признание в международном праве - это дипломатический акт, которым существующие государства заявляют о признании ими вновь возникшего государства или пришедшего к власти правительства.

Признание государства означает, что признающие государства считают новое государственное образование суверенным государст­вом, полноправным участником международных отношений.

Признание правительства означает, что признающие его государ­ства считают его представляющим суверенное государство и намере­ны поддерживать с ним нормальные отношения.

Международное право исходит из того, что признание прави­тельств, так же как и признание государств, является суверенной пре­рогативой каждого государства, т.е. государство по своему усмотре­нию решает, признавать или не признавать новое правительство. «Признание нового государства или нового правительства существу­ющего государства является односторонним актом, которым призна­ющее государство может либо осуществить, либо отказать в нем», - говорилось в Меморандуме Генерального секретаря ООН о междуна­родной практике по этому вопросу, представленном 8 марта 1950 г. председателю. Совета Безопасности.

Не имеется также каких-либо международно-правовых норм отно­сительно времени, порядка, формы или способов признания, а также уровня, на котором о признании может быть заявлено.

Практика СССР в отношении признания правительств, пришед­ших к власти путем переворотов или иным неконституционным обра-

зом, показывает, что наш подход к решению вопросов признания всег­да был гибким, учитывающим политическую направленность проис­шедшей смены правительства и другие обстоятельства каждого кон­кретного случая.

О нашем признании в 1959 г. правительства Кубы было заявлено в телеграмме председателя Президиума Верховного Совета СССР на имя временного президента Республики Куба. В этой телеграмме ука­зывалось, что «Правительство СССР... настоящим заявляет о своем официальном признании временного правительства Республики Куба».

Иногда в ответ на просьбу о признании нового правительства мы ограничивались сообщением о намерении сохранять существующие отношения, не заявляя прямо, что признаем это правительство. Так, в 1955 г., когда в Аргентине в результате переворота было создано новое правительство, обратившееся к иностранным государствам с просьбой о признании, посольство СССР в Буэнос-Айресе нотой от 27 сентября 1955 г. сообщило, что Советский Союз, рассматривая происшедшие в Аргентинской Республике политические события как внутреннее дело Аргентины, будет продолжать существующие дипломатические отношения между Аргентинской Республикой и СССР.

Нота аналогичного содержания была направлена МИД СССР по­сольству Нигерии в Москве 27 января 1966 г. в связи с военным пере­воротом в этой стране и приходом к власти военного правительства.

Соображения о том, что смена правительства - это внутреннее дело страны, было высказано в отношении Ирака в связи с приходом там к власти в 1963 г. нового правительства. Однако в этом случае было прямо указано, что мы признаем новое правительство. «Совет­ское правительство будет и впредь поддерживать дипломатические отношения с Иракской Республикой в интересах дальнейшего разви­тия дружбы и всестороннего сотрудничества, сложившихся между на­шими странами, и признает новое правительство Ирака, - говорилось в заявлении советского посла в Багдаде. - Советское правительство исходит из того, что народ каждого государства вправе решать вопрос о правительстве и форме правления и что уважение суверенных прав является главным принципом отношений между государствами».

В случае с Сирией в 1963 г. вопрос о признании правительства си­рийцами не ставился и мы не делали заявления о признании. Дело ограничилось следующим. 10 марта 1963 г. премьер-министр нового правительства Сирийской Арабской Республики направил послу СССР в Дамаске письмо, в котором сообщил состав этого правитель­ства и подтвердил желание правительства «поддерживать существую-

щие между нашими странами дружественные отношения на основе уважения принципов ООН». Посол СССР направил премьер-мини­стру САР ответное письмо, в котором сообщил, что Советское прави­тельство приняло к сведению информацию, содержащуюся в письме председателя Совета Министров САР, и «со своей стороны выражает готовность поддерживать и развивать дружественные отношения между нашими странами в интересах наших народов и укрепления мира».

В 1968 г. в связи с переворотом в Мали главы иностранных дип­ломатических представительств в Бамако были созваны представите­лями нового правительства и проинформированы о происшедших из­менениях. В устном обращении к ним содержалась просьба довести эту информацию до сведения своих правительств, а вопрос о призна­нии не ставился. В связи с этим СССР, как и другие государства, каких-либо заявлений о признании не делал.

В октябре 1969 г., после военного переворота в Сомали, посол СССР заявил в беседе с представителями Высшего революционного совета, что Советское правительство будет и дальше укреплять дру­жественные отношения и всестороннее сотрудничество с СДР.

Несколько особо в нашей практике решения вопросов о призна­нии стоит случай с Ганой, где в феврале 1966 г. в результате государ­ственного переворота был смещен дружественный к СССР президент Нкрума и к власти пришел Национальный совет освобождения, кото­рый обратился 28 февраля 1966 г. ко всем дипломатическим предста­вительствам иностранных государств с просьбой о признании. Вместе с тем тогда же и в последующие дни со стороны ганских властей был предпринят ряд недружественных акций в отношении СССР: требо­вание о сокращении численности персонала советского посольства, объявление ряда его сотрудников персонами нон-грата, требование об отзыве из Ганы советских специалистов и т.д. В этих условиях только 16 марта 1966 г. посол СССР посетил Национальный совет освобож­дения и заявил, что Советский Союз намерен продолжать поддержи­вать существующие межгосударственные отношения с Ганой. А в ответ на нотификацию МИДа Ганы о том, что все главы дипломати­ческих представительств в Аккре должны представить новые вери­тельные грамоты, адресованные председателю Национального совета освобождения Дж. Анкра и что он выразил желание «принять неофи­циально в своем рабочем кабинете...

глав миссий для вручения ими новых верительных грмот», советское посольство, возглавлявшееся поверенным в делах, не предприняло требуемых действий. Новые ве­рительные грамоты были вручены новым советским послом в Гане в 1968 г.

В дальнейшем, когда в январе 1972 г. в Гане произошел новый переворот и к власти пришел Совет национального спасения во главе с полковником А. Ачампонгом, посольство Республики Гана в Москве направило 17 января 1972 г. ноту, в которой сообщался состав Совета и выражалась надежда на «укрепление и дальнейшее развитие сердеч­ных отношений», существующих между Ганой и СССР. 26 января 1972 г. Совет опубликовал в Аккре заявление, в котором говорилось: «Поскольку все представленные здесь страны продолжают поддержи­вать нормальные отношения с новым правительством, то тем самым подразумевается, что они признают Совет национального спасения». 31 января 1972 г. МИД СССР направил посольству Ганы в Москве ответную ноту, в которой выражалась готовность и впредь развивать с Ганой дружественные отношения, но не затрагивался вопрос о при­знании нового правительства страны.

Касаясь вопроса о значении приведенных выше юридических актов, в которых прямо не говорилось о признании правительств, сле­дует отметить, что само по себе выражение с нашей стороны намере­ния продолжать ранее установившиеся отношения, включая диплома­тические, юридически означало, что мы признаем соответствующие правительства, какова бы ни была конкретная политическая цель от­сутствия прямого указания на признание. Аналогичное юридическое значение по существу имело и само по себе продолжение таких отно­шений. В международной политике считается, что сохранение дипло­матических отношений с государством, в котором появилось новое правительство, означает, что это правительство признается. Такого рода признание в международно-правовой литературе иногда называ­ют признанием путем конклюдентных действий, т.е. действий, свиде­тельствующих о признании. На подобного рода действия обращалось внимание Бумедьена, возглавившего в 1965 г. правительство Алжира. В послании, которое ему было направлено по истечении некоторого периода, когда мы занимали выжидательную позицию и не делали за­явлений о признании, в то время как ряд других государств уже при­знал его правительство, говорилось: «Перед нами вопрос о признании или непризнании не возникал. Мы исходим из того, что отношения между СССР и АНДР не прерывались, и это подтверждается такими известными фактами, как прием специального представителя Револю­ционного совета Алжира Бен Яхьи в Москве на самом высоком уров­не, встречи и беседы посла СССР в Алжире с министром иностранных дел АНДР, прием министром иностранных дел СССР поверенного в делах Алжира в Москве».

В связи с военным переворотом в Уганде и приходом к власти пра­вительства генерала Амина посольство СССР в Кампале сделало 4 апреля 1971 г. заявление о том, что «существующие дипломатические отношения между Советским Союзом и Республикой Угандой не пре­рвались и поэтому в данном случае вопроса о признании перед совет­ской стороной не возникает».

Заявления о признании делаются обычно в тех случаях, когда речь идет не просто о появлении нового правительства, но и об изменении формы правления в государстве, как, например, о переходе от монар­хии к республике. В 1962 г., после свержения монархического режима и создания Йеменской Арабской Республики, нами было сообщено, что «Правительство Союза Советских Социалистический Республик, неизменно руководствуясь принципом самоопределения народов и глубоко уважая справедливые национальные чаяния Йеменского на­рода, настоящим заявляет о своем признании правительства Йемен­ской Арабской Республики». В сентябре 1969 г., после свержения мо­нархии в Ливии и прихода к власти Революционного совета, объявившего о создании Ливийской А]»абской Республики, посол СССР в Ливии посетил члена Революционного совета и сообщил ему в устной форме, что «Советское правительство... официально призна­ет Ливийскую Арабскую Республику...». Это юридически означало, что официально признается и правительство ЛАР, каковым являлся Революционный совет.

Признание правительства по своей форме подразделяется на де-факто и де-юре. В первом случае признание как бы подразумевается, но оно не оформляется должным образом. И прежде всего с этим пра­вительством не установлены (или не восстановлены) дипломатичес­кие отношения, хотя по другим линиям связи между государствами могут быть активными. Наглядный пример - отношения СССР с Ис­панией в последние годы франкистского режима: в Барселоне нами было создано торговое представительство, которое фактически играло роль посольства. И все об этом знали.

А признание де-юре - это юридический акт, сообщающий о нала­живании отношений между государствами в полном объеме. Имеем при этом в виду, что такой акт может иметь различную форму, а не сводиться лишь к заявлению о признании.

Акт признания по существу проясняет вопрос об объеме право­преемства нового государства (правительства). Вы признаете новое правительство тогда, когда вы убедитесь, что оно в основном приняло обязательства предшественника в отношении вашей страны. Запад­ные страны отказывали новой России в признании потому, что их ин­тересы после революции 1917 г. пострадали. И мы по тем же причи­нам не признавали в Чили правительство Пиночета после переворота в сентябре 1973 г. То же самое мы проявили в отношении режима

Франко в Испании, хотя такой же режим Гитлера в Германии мы при­знали и имели с ним активные отношения.

Но даже не признавая какой-то режим, мы никогда не отрицали его права самому определять объем прав и обязанностей, которые он принимает на себя в порядке преемства. И дело даже не в том, что после 1917 г. Советская Россия сама определила свое отношение к царскому наследию, освободив себя от большого числа неравноправ­ных договоров с западными странами. В основе такой позиции лежит трезвый расчет: отношения с другим государством могут быть устой­чивыми и добрыми лишь тогда, когда они равноправны. Сколько чер­нил было пролито в доказательство того, что в рамках СЭВ СССР якобы эксплуатирует своих партнеров. А что оказалось на деле: СЭВ закрыли, партнеры обособились друг от друга, но официально нашей стране серьезных претензий заявлено так и не было. Правоп­реемство наследия СЭВ прошло бесспорно. Это может означать одно - взаимоотношения сторон были равноправными и справедли­выми.

Наша международно-правовая доктрина исходит из того, что нель­зя принуждать государства принимать невыгодные для себя обяза­тельства. С одной стороны, это было следование сложившейся прак­тике Советского государства. 26 октября 1917 г., в первый же день своего создания, в Декрете о мире новое российское правительство заявило об отказе как от тайной дипломатии, так и от неравноправных договоров. «Все содержание... тайных договоров, - говорилось в Дек­рете, - поскольку оно направлено... к доставлению выгод и привиле­гий русским помещикам и капиталистам... правительство объявляет безусловно и немедленно отмененным».

И оно действительно ликвидировало неправоправные договоры с Китаем, Турцией, Ираном и Афганистаном, как и договоры России с третьими странами, касающиеся упомянутых государств. Принцип равноправия государств стал основным в советской внешней полити­ке. И когда после Второй мировой войны СССР по двум соглашениям с Китаем и Финляндией обеспечил себе на их территории военные базы сроком на 50 лет, это было как бы исключением из правила. Это исключение просуществовало только до 1955 г., когда СССР односто­ронне отказался от этих баз и вновь подтвердил свое стремление к равноправному сотрудничеству с другими странами. И если потом в каких-то случаях советская внешняя политика не была в этом деле последовательной, то делалось это под ширмой новой секретности, ко­торая в научной общественности никогда не приветствовалась.

Другое, что влияло на развитие нашей доктрины, - это общест­венная и государственная идеология социального равенства. Требуя

равенства для субъектов внутреннего правопорядка, вы неизбежно перенесете это требование и на международный правопорядок.

И третий существенный фактор - заявленный во внешней поли­тике принцип интернационализма. Одно поколение советских людей приходило на смену другому, а принцип интернационализма (проле­тарский, социалистический) оставался, и он влиял на все сферы жизни нашего общества. Этот принцип часто входил в конфликт с национальными интересами, которыми в конце концов жертвовали. У нас уже выработалась привычка радеть за других. Отсюда появи­лись и большой долг других государств перед нами, и неумение наше этот долг взыскать, и простодушный отказ от наших прав в ближнем и дальнем зарубежье.

Запад таких послаблений не знает. И когда речь идет о правопре­емстве, его государственная и научная доктрина требует одного: неза­висимо от процессов, происходящих в государстве, его новое дееспо­собное правительство в полной мере ответственно по обязательствам своего предшественника.

На стыке советской и западной доктрин при участии развиваю­щихся государств формировался общий подход к проблеме правопре­емства. С учетом принятой в рамках ООН Венской конвенции 1978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров его можно свес­ти кратко к следующему.

1. Если государство разделилось (СССР), то договор, который на­ходился в силе в отношении его, действителен и для преемников. Но упомянутая Конвенция в ст. 35 содержит исключения:

а) государство-преемник или другое государство-участник договорились об ином;

б) установлено, что договор относился лишь к той территории, которая отделилась;

в) из договора явствует или иным образом установлено, что его
применение в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом из­менило бы условия этого действия.

Нетрудно заметить компромиссный характер формулировки дан­ной статьи.

2. При возникновении нового государства в результате реализации права народа на самоопределение Конвенция предусматривает осво­бождение нового независимого государства от договоров государства-предшественника. Часть III Конвенции содержит пятнадцать статей (16-30), регулирующих правопреемство новых независимых госу­дарств в отношении договоров. Именно в связи с этим выше мы вели речь о возможности для России свободно пересмотреть прежние обя­зательства Советского Союза.

3. При объединении государств (ФРГ и ГДР) в одно всякий дого­вор, находящийся в силе в момент такого объединения в отношении любого из них, продолжает действовать в отношении государства-преемника. Исключение (ст. 31) предусмотрено в случае, если из догово­ра явствует или было иным образом установлено, что дальнейшее
применение договора будет несовместимо с объектом или целями
этого договора либо коренным образом изменит условия его действия.

4. Правопреемство при отделении от государства его части и образования нового государства регулируется Конвенцией по принципу, что договоры касательно целого действуют и на его часть. В то же время, если договор, заключенный с государством, касался только от делившейся от него части, то он и остается в силе только для этой
части, теряя действие в отношении того, что осталось от цельного го­сударства. Исключения по ст. 34 предусматриваются на случаи иной
договоренности и на несовместимость договора с объектом, целями
или условиями его действия.

5. При переходе части территории государства под суверенитет
другого государства:

а) договоры государства-предшественника утрачивают свою силу
на данной территории с момента цессии (передачи);

б) договоры государства-преемника приобретают силу на данной
территории;

в) договоры с третьими государствами относительно границ пере­ходящей территории остаются в силе (ст. 15).

Исключения: идентичны тому, о чем шла речь выше.

6. Правопреемство при социальной революции - это переход не­
которых международных прав и обязательств от старого государства
к новому. Происходит коренной пересмотр этих прав и обязательств,
поскольку возник качественно новый субъект международного права.
Так было и в период Французской буржуазной революции 1789 г., и
Октябрьской социалистической революции в России в 1917 г.

Происходящие при социальной революции коренные социально-экономические и политические изменения дают новому государству основания для пересмотра международных прав и обязательств пра­вительства свергнутого строя. При этом аннулируются те из них, ко­торые противоречат основам государства нового исторического типа. В принципе это положение в международном праве не оспаривается. Различия имеют место относительно объема пересматриваемых обя­зательств, поскольку здесь имеет место тесная увязка права и по­литики.

Так, и в России, и на Кубе послереволюционное правопреемство во многом определялось той военно-политической борьбой, которая была им навязана западными странами: чем ожесточеннее был импе­риалистический нажим, тем радикальнее шел отказ от внешних обя­зательств старого строя. Советское государство, к примеру, отказалось от всех неравноправных и тайных договоров царской России, от со­глашений, направленных на продолжение Первой мировой войны и раздел территорий побежденных держав; оно аннулировало иностран­ные займы, которые носили антинародный характер и которыми фи­нансировалась политика старого государства, и отказалось от уплаты долгов по ним. Вместе с тем были сохранены соглашения по гумани­тарным, административным и техническим вопросам и некоторые другие международные обязательства. Правопреемство как результат катаклизмов, через которые прошло государство, открывает перед новым правительством благоприятные возможности в чем-то улуч­шить свое международное и связанное с этим внутреннее положение. Но необходимы умение и профессионализм, чтобы этими возможнос­тями распорядиться. Советская Россия в свое время этим воспользо­валась полностью. Но бывает и иначе. К примеру, возьмем более позд­ний период нашей истории.

В мае 1992 г. в преамбуле советско-польского договора стороны осудили сталинизм и убийство поляков в Катыни, якобы совершенное КГБ. Оставим в стороне тот факт, что участие в этом деле КГБ далеко не доказано. Посмотрим на главное. Речь идет об исторической, поли­тической оценке событий, не имеющих характера юридического факта, поскольку они не влекли за собой правовых последствий. Да, сталинизм был, и можно спорить о его недостатках; да, убийство в Катыни тоже было, и этот акт можно исследовать, но это дело исто­риков. Они должны выяснить огрехи и преступления прошлой поли­тики, чтобы подобное не повторялось в будущем.

Другое дело, когда вы исторические оценки внедряете в официаль­ный правовой документ, в котором каждая фраза несет смысловую нагрузку и юридические последствия. После такой преамбулы поля­кам только остается поручить какому-то НИИ подсчитать ущерб Польши От сталинизма и катынского преступления и предъявить его России к оплате. И даже если вы такой счет отвергнете, его наличие может отравить атмосферу двусторонних отношений на долгие време­на.

И, кстати, те же поляки, у которых, видимо, договорно-правовая служба посильнее российской, проявляют завидную осторожность в переговорах с соседней Литвой. Они хотели бы подписать принципи­альный договор об основах двусторонних отношений. Литовцы, однако, настаивают на включении в договор положения про осуждение польской оккупации г. Вильно с 1920 по 1939 г. Поляки категоричес­ки против. Они понимают, что это даст литовцам основу для возмож­ных материальных претензий к Польше в будущем.

Следует помнить, что физический факт, каким бы серьезным он ни был, не влечет за собой правовых последствий до тех пор, пока он не стал элементом правоотношений, не признан в качестве юридичес­кого.

Проблема правопреемства в международном праве, пожалуй, одна из сложнейших, и она, как правило, не только связана с материальны­ми интересами государства, но и влечет за собой серьезные полити­ческие последствия. Разрешенная неверно, она может стать сродни хронической болезни. Не подписав мирный договор с Японией в Сан-Франциско в 1950 г., мы упустили возможность закрыть проблему Курильских островов. Вместо этого мы получили длительный истори­ческий спор и упущенную выгоду нормализованных отношений с Японией.

Нет необходимости подчеркивать, что в настоящее время, когда европейская система государственных структур пришла в состояние нестабильности и неопределенности (не исключая, кстати, и Западной Европы), вопросы правопреемства будут становиться все актуальнее и острее.

И обязанностей от одного государства к другому. Кодификация института правопреемства в международном праве произведена в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.).

Объектами правопреемства государств являются государственная территория (границы), государственная собственность, государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.

Правопреемство при возникновении нового государства в результате социальной революции. В этом случае к государству преемнику полностью переходит территория государства-предшественника, а также государственная собственность игосударственные архивы. Венская конвенция 1983 г . устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересыкредиторов государства. По общему правилу в случае социальной революции государство-преемник наследует долги государства-предшественника.

Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило, согласно которому новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника. Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Аналогично решается вопрос о членстве в международных организациях.

Возникновение нового государства в результате деколонизации. В соответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип tabula rasa («чистой доски»), по которому новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии . Государственная собственность полностью переходит в распоряжение нового государства. Государственные архивы - это часть государственной собственности,правила их правопреемства аналогичны правопреемству государственной собственности. Архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости с учетом равного права всех на информацию. Бывшаяметрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения.

Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что это обязательство бывшей метрополии.

Правопреемство при объединении государств имеет место тогда, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Государственная собственность и государственные архивы переходят новому государству. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что долги всех государств-предшественников переходят к государству-преемнику. Вопросы участия в международных договорах и членства в международных организациях решаются односторонним волеизъявлением нового государства.


Правопреемство при частичных изменениях государственной территории. На переданной территории начинают действовать международные договоры того государства, к которомуона перешла (то же самое относится к членству в международных организациях). Государственные долги, как правило, за каждым государством остаются собственные. Если долг касается передаваемой территории, то этот вопрос решается наоснове взаимной договоренности государств. Судьба государственной собственности и архивов передаваемой территории решается по взаимнойдоговоренности между двумя государствами.

Правопреемство при разделении государства и образовании на его территории двух и более независимых государств. Венская конвенция 1978 г. содержит общее правило: когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, то международные договоры сохраняют свою силу и длянового государства, и для того, из состава которого оно выделилось. Что касается членства в международных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован. Международная практика показывает, что «материнское» государство продолжает свое членство в организациях, а отделившееся государство вступает в них как новый субъектмеждународного права. Государственная собственность (идвижимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части) поступает в распоряжение нового государства.

Государственные архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому государству в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию. Государственный долг должен быть поделен между «материнским» государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях.

Понятие правопреемства. Основания возникновения вопроса о правопреемстве. Виды и объекты правопреемства. Особенности правопреемства в связи с распадом СССР.

Понятие правопреемства

Международное правопреемство есть переход и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории. Пределы правопреемства определяются суверенной этого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Правопреемство считается древнейшим институтом международного права.

Науке международного права известны следующие теории правопреемства государств:

  1. теория универсального правопреемства;
  2. теория частичного правопреемства;
  3. теория правопреемственности;
  4. теория «неправопреемственности»;
  5. теория tabularasa («чистой доски»);
  6. теория континуитета.

Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, которые переходят к его правопреемнику прав.

Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении государственного строя. Новое юридическое лицо принимает на себя права и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.

Согласно теории «неправопреемственности» обязанности государства-предшественника не передаются государству-правопреемнику. Права же переходят в руки лица, стоявшего во главе государства.

В соответствии с теорией tabularasa («чистой доски») новое государство не связано международными договорами государства-предшественника.

По теории континуитета , наоборот, все существующие договоры остаются в силе. В случае континуитета нет необходимости признания со стороны иностранного государства и международной организации в качестве субъекта международного права. Достаточно признания факта правопродолжателя государства-предшественника. Например, 25 декабря 1991 г. страна - председатель ЕС (тогда Нидерланды) опубликовала заявление, в котором констатировалось, что с этого дня Россия считается имеющей международные права и несущей международные обязательства бывшего СССР, включая вытекающие из Устава ООН.

Основания возникновения вопроса о правопреемстве

Вопрос о правопреемстве встает в следующих случаях:

  • при распаде государства на два и более государств;
  • при слиянии государств при вхождении территории одного государства в состав другого;
  • при социальных революциях;
  • при определении положений от метрополий и образовании новых независимых государств.

Международная жизнь богата примерами объединения и разъединения (распада) государств. Например, согласно ст. 1 Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 г. объединенная Германия включает территории бывших ГДР, ФРГ и всего Берлина. В соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств 1991 г. прекратил свое существование Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность и в результате на его территории возникли двенадцать независимых государств.

Правопреемство теснейшим образом связано с проблемой идентичности и непрерывности субъектов международного права.

Государство-правопреемник наследует в основном все международные права и обязанности своих предшественников. Разумеется, эти права и обязанности наследуют и третьи государства.

Вопрос о правопреемстве тесно связан с основными принципами и институтами современного международного права, а именно с правом международных договоров, ответственностью государств, членством в международных организациях, и т. д.

Виды и объекты правопреемства

В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах:

  1. Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. (далее - Венская конвенция 1978 г.);
  2. Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 г. (далее - Венская конвенция 1983 г.).

Виды правопреемства государств включают:

  • правопреемство государств в отношении договоров;
  • правопреемствогосударств в отношении государственной собственности;
  • правопреемство государств в отношении государственных архивов;
  • правопреемство государств в отношении государственных долгов.

Объектом правопреемства выступают:

  • международные договоры;
  • государственная собственность, долг, архивы;
  • границы;
  • членство в международных организациях.

Вопросы правопреемства других субъектов международного права детально не регламентированы. Они разрешаются на основе специальных договоров. Многие аспекты правопреемства межправительственных организаций предусматриваются в их учредительных актах и соглашениях о штаб-квартире.

Правопреемство государств в отношении международных договоров

Согласно ст. 17 Венской конвенции 1978 г. новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств. Данное требование не применяется, если из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении нового независимого государства было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия. Если же участие в многостороннем договоре любого другого государства требует согласия всех его участников, то новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника этого договора только при наличии такого согласия.

Делая уведомление о правопреемстве, новое независимое государство может - если это допускается договором - выразить свое согласие на обязательность для него лишь части договора или сделать выбор между различными его положениями.

Уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора делается в письменной форме.

Двусторонний договор, являющийся объектом правопреемства государств, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, когда:

  1. они явственно об этом договорились, или
  2. в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность.

Правопреемство в отношении государственной собственности

Переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение прав этого государства и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику. Датой перехода государственной собственности государства-предшественника является момент правопреемства государства. Как правило, переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации.

Согласно ст. 14 Венской конвенции 1983 г. в случае передачи части территории другому государству переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения передача части территории государства может быть решена двумя способами:

  1. недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику;
  2. движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику.

Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

В случае если государство разделяется и прекращает свое существование и части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников, то недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого оно находится. Если же недвижимая собственность государства-предшественника находится за пределами его территории, то она переходит к государствам-преемникам в справедливых долях.

Правопреемство в отношении государственных архивов

Согласно ст. 20 Венской конвенции 1983 г. государственные архивы государства-предшественника есть совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства государства принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Датой перехода государственных архивов государства-предшественника является момент правопреемства государств. Переход государственных архивов происходит без компенсации.

Государство-предшественник обязано принимать все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственных архивов, которые переходят к государству-преемнику.

Когда государство-преемникявляется новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходят к новому независимому государству.

Если два или несколько государств объединяются и образуют одно государство-преемник, государственные архивы государств-предшественников переходят к государству-преемнику.

В случае разделения государства на два или несколько государств-преемников и если соответствующие государства-преемники не условились иначе, то часть государственных архивов, находящихся на территории данного государства-преемника, переходит к этому государству-преемнику.

Вопросы, связанные с возвращением документов, с порядком обмена копиями и расчетов за предоставление копий, в каждом конкретном случае должны быть предметом двусторонних соглашений.

Правопреемство в отношении государственных долгов

Государственный долг означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Переход государственных долгов влечет за собой прекращение обязательств государства-предшественника и возникновение обязательств государства-преемника в отношении государственных долгов, которые переходят к государству-преемнику. Датой перехода государственных долгов является момент правопреемства государств. Правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязательств кредитора.

Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственного долга государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемникув справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.

Если государство-преемник является новым независимым государством, никакой государственный долг государства-предшественника не переходит к новому независимому государству, если соглашение между ними не предусматривает иное.

Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Если же государство разделяется и прекращает свое существование и части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников и если государства-преемники не условились иначе, государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом. Например, в 1905 г. Норвегия и Швеция отделились друг от друга, каждая из них сохранила свой личный долг.

Последствия изменения суверенитета для гражданства жителей (территории, затрагиваемой правопреемством) представляют собой одну из наиболее сложных проблем в области о правопреемстве государства.

Хотя гражданство в основном регулируется внутренним правом государства, оно имеет прямое отношение к международному правопорядку. Не случайно Совет Европы 14 мая 1997 г. принял Европейскую конвенцию о гражданстве, содержащую, в частности, положения, касающиеся утраты и приобретения гражданства в случаях правопреемства государств. Другой орган Совета Европы - Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) - принял в сентябре 1996 г. Декларацию о последствиях правопреемства государств для гражданства физических лиц.

Комиссия международного права ООН разработала «Проект статей о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств». Основные положения этого документа сводятся к следующему.

Любое лицо, которое на дату правопреемства государств имело гражданство государства-предшественника, независимо от способа приобретения этого гражданства имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств. Причем не имеет значения, приобрели ли они гражданство государства-предшественника по рождению, в силу принципа jussoti (права почвы) или jussanguinis (право крови), либо путем натурализации, либо даже в результате предыдущего правопреемства государств.

Затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры для недопущения того, чтобы лица, которые на дату правопреемства государств имели гражданство государства-предшественника, стали лицами без гражданства в результате такого правопреемства. Во всякий международный договор, предусматривающий передачу территории, должны включаться постановления, которые гарантировали бы, что никакое лицо не станет в результате такой передачи.

Каждое государство обязано без неоправданной задержки принять законодательство, касающееся гражданства и других связанных с ним вопросов, возникающих в связи с правопреемством государств. Именно так обстояло дело в случае возникновения ряда новых независимых государств. Например, одновременно с разделением ЧССР Чешская Республика 29 декабря 1992 г. приняла Закон о приобретении и потере гражданства, а Хорватия с провозглашением своей независимости 28 июня 1991 г. приняла Закон о гражданстве.

Предоставление гражданства в связи с правопреемством государств происходит на дату правопреемства государств. То же самое касается приобретения гражданства вследствие осуществления оптации, если в период между датой правопреемства государств и датой осуществления такой оптации затрагиваемые лица оказались бы лицами без гражданства. Государство-преемник не обязано предоставлять свое гражданство затрагиваемым лицам, если они имеют свое обычное место жительства в другом государстве и также имеют гражданство этого или любого иного государства. Государство-преемник не предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства в другом государстве, против воли затрагиваемых лиц, если только они в противном случае не станут лицами без гражданства.

Когда приобретение или утрата гражданства в связи с правопреемством государств влияют на единство семьи, затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры к тому, чтобы эта семья оставалась единой или воссоединилась (принцип единства семьи).

Когда часть или части территории государства отделяются от этого государства и образуют одно или несколько государств-преемников, в то время как государство-предшественник продолжает существовать, государство-преемник предоставляет свое гражданство:

  1. затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории;
  2. имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника.

Особенности правопреемства в связи с распадом СССР

Россия в 1991 году провозгласила себя правопродолжателем СССР. Президент РФ в своем послании от 24 декабря 1991 г. информировал Генерального секретаря ООН о том, что членство СССР в ООН, в том числе в Совете Безопасности, во всех других органах и организациях системы ООН, «продолжается» при поддержке стран СНГ Российской Федерацией и что она в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. В послании выражалась просьба вместо названия «Союз Советских Социалистических Республик» использовать наименование «РФ» и рассматривать послание как «свидетельство полномочий представлять Россию в органах ООН всем липам, имевшим в то время полномочия представителей СССР в ООН». Перед этим, имея в виду упомянутое решение СНГ, Европейское сообщество и его государства-члены приняли «к сведению, что международные права и обязательства СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН», будут продолжать осуществляться Россией. Генеральный секретарь ООН разослал обращение Президента России всем членам ООН и, учитывая мнение юридического советника ООН, исходил из того, что это обращение носит уведомительный характер, констатирует реальность и не требует формального одобрения со стороны ООН.

МИД РФв январе1992 г. заявил, что РФ продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом ССР, и просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо бывшего СССР.

Движимая и недвижимая собственность бывшего Союза ССР за пределами его территории, инвестиции, находящиеся за рубежом, были распределены в соответствии со следующей шкалой фиксированных долей в процентах на основе единого агрегированного показателя: Азербайджанская Республика - 1,64; Республика Армения - 0,86; Республика Беларусь - 4,13; Республика Казахстан - 3,86; Республика Кыргызстан - 0,95; Республика Молдова - 1,29; РФ - 61,34; Республика Таджикистан - 0,82; Туркменистан - 0,70; Республика Узбекистан - 3,27; Украина - 16,37. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,7.

Каждая сторона - участник Соглашения 1992 г. имеет право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение причитающейся и отошедшей к ней фиксированной долей от всей собственности бывшего СССР, а также правом на ее выделение в натуре.

В соответствии с РФ от 8 февраля 1993 г. РФ как государство - продолжатель Союза ССР приняла на себя вес права на недвижимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности.

Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. предусматривает переход под юрисдикцию государств - участников СНГ государственных архивов и других архивов союзного уровня, включая государственные отраслевые архивные фонды бывшего Союза ССР, находящиеся на их территории. Стороны данного Соглашения имеют право на возвращение тех фондов, которые образовались на их территории и в разное время оказались за их пределами.

В случае, когда отсутствует возможность физического выделения комплекса документов, каждое государство - член СНГ имеет право доступа к ним и получения необходимых копий.

В соответствии с Договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г. бывшие союзные республики приняли на себя обязательство участвовать в погашении и вести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга СССР в долях, согласованных сторонами. Доля России составляет 61,34%, Украины - 16,37, Республики Беларусь - 4,13, Узбекистана - 3,27, Казахстана - 3,86%. Доля остальных республик составляет от 1,62 до 0,62%. Каждая из сторон несет раздельную в отношении других сторон ответственность по выплате причитающейся ей доли долга. Государства-участники взаимно гарантируют, что после полного погашения какой-либо из сторон суммы долга, причитающейся этой стороне, они не будут предъявлять к этой стороне никаких претензий по оставшейся непогашенной части долга.

Стороны договорились, что моментом правопреемства в соответствии с Договором является 1 декабря 1991 г.

(0 Rating)
  • 11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • 12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм
  • 13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
  • 14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.
  • 15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
  • 16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации
  • 18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств
  • 19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
  • 21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности
  • 22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
  • 23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего ссср
  • 24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
  • 25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
  • 26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
  • 27. Процедура разрешения споров в рамках оон.
  • 28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
  • 29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.
  • 30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
  • 31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
  • 32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.
  • 33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.
  • 34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. И факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм
  • 35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
  • 36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
  • 37. Совет по правам человека оон: правовой статус, состав, компетенция.
  • 38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.
  • 40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
  • 41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.
  • 42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.
  • 43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.
  • 44. Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции. Консульский округ.
  • 45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.
  • 46. Международная организация труда (мот). Конвенции мот по охране трудовых и социальных прав человека.
  • 47. Оон: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава оон. Система оон.
  • 48. Генеральная Ассамблея оон: состав, виды сессий, структура, порядок работы, юридическая сила решений.
  • 49. Совет Безопасности оон: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.
  • 50. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда
  • 51. Специализированные учреждения оон: понятие, виды, связь с оон. Направления деятельности. Примеры
  • 52. Правовой статус Комиссии международного права оон, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права
  • 54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
  • 55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
  • 56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений
  • 58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. Вто и Россия.
  • 59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках вто. Разрешение международных инвестиционных споров
  • 60. Виды территорий в международном праве
  • 61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы
  • 62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф
  • 63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм
  • 65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
  • 66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления
  • 68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство рф о континентальном шельфе
  • 69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам
  • 70. Международно-правовая борьба с пиратством
  • 71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района
  • 73. Международная организация гражданской авиации (икао): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты
  • 75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.
  • 77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
  • 78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.
  • 80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
  • 81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
  • 82. Преступления против гражданской авиации.
  • 83. Интерпол: история создания, структура и основные направления деятельности. Рф и Интерпол.
  • 85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде
  • 87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
  • 88. Статус военнопленных и порядок обращения с ними.
  • 90. Запрещенные методы и средства ведения войны.
  • 23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего ссср

    М/н правопреемство - переход прав и обязанностей от одного субъекта МП к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории (пределы правопреемства определяются суверенной волей государства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП).

    Правопреемство государств - смена одного государства другим в несении ответственности за м/н отношения какой-либо территории. Причем в процессе правопреемства следует различать государство-предшественник (т.е. государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника). Понятие "момент правопреемства " означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются:

    1) объединение государств;

    2) разделение государства;

    3) отделение от государства части территории;

    4) передача части территории одного государства другому.

    Теории правопреемства государств:

    1) теория универсального (полного) правопреемства (государство - ю/л, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, переходящих к его правопреемнику);

    2) теория частичного правопреемства (государство - предшественник сохраняет договорные права и обязанности, которые не предполагают сохранение суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией; государство - преемник не наследует таких прав и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении);

    3) теория правопреемственности (ю/л государства аннулируется при изменении государственного строя; новое ю/л принимает на себя права и обязанности прежнего лица, как будто они были его собственными);

    4) теория неправопреемственности (обязанности государства - предшественника не передаются государству - правопреемнику; права переходят в руки лица, ставшего во главе государства);

    4) теория tabula rasa (новое государство не связано м/ни договорами государства - предшественника);

    5) теория континуитета (все существующие договоры остаются в силе).

    Пример применения теории континуитета.

    Россия в 1991 провозгласила себя правопродолжателем СССР (Президент РФ информировал Генерального секретаря ООН о том, что членство в ООН, в том числе в СБ ООН, во всех других органах и организациях ООН, продолжается РФ при поддержке стран СНГ, РФ в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства).

    Перед этим СНГ, Европейское сообщество и его государства - члены приняли к сведению , что м/н права и обязательства СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться РФ.

    Генеральный секретарь ООН разослал обращение Президента РФ всем членам ООН (исходил из того, что оно носит уведомительный характер, констатирует реальность и не требует формального одобрения со стороны ООН).

    Вопрос о правопреемстве возникает (при территориальных изменениях (распад или слияние государств); при социальных революциях; при образовании новых государств в результате отделения колоний от метрополии).

    Правопреемство связано с проблемой идентичности и непрерывности субъектов МП (государство - преемник наследует в основном все м/н права и обязанности своих предшественников).

    Вопрос о правопреемстве связан с правом м/н договоров, ответственностью государств, членством в м/н организациях, правосубъектностью.

    Основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах (Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983).

    Правопреемство государств в отношении м/н договоров.

    Новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств.

    Указанное требование не применяется , если из договора явствует, что его применение в отношении нового государства несовместимо с объектом и целями этого договора или изменило бы условия его действия.

    Если участие в многостороннем договоре любого другого государства требует согласия всех его участников , то новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника договора только при наличии такого согласия.

    При уведомлении о правопреемстве новое государство может выразить свое согласие на обязательность для него части договора или седлать выбор между различными его положениями (если это допускается договором).

    Уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора делается в письменной форме (практически все многосторонние м/н договоры СССР представляют интерес для государств - участников СНГ (эти договоры не требуют совместных решений или действий, вопрос об участии в них решается странами СНГ самостоятельно)).

    Двусторонний договор, являющийся объектом правопреемства, считается находящимся в силе (если новое государство и вторая сторона договорились об этом или в силу поведения считаются выразившими такую договоренность) (ряд двусторонних договоров СССР затрагивает интересы двух и более участников СНГ (такие договоры требуют принятия решения или действий со стороны тех участников СНГ, к которым они применимы)).

    Правопреемство в отношении государственной собственности.

    Переход государственной собственности государства - предшественника влечет прекращение прав этого государства и возникновение прав государства - преемника на государственную собственность, которая к нему переходит (дата перехода собственности - момент правопреемства государства).

    При передаче части территории переход государственной собственности регулируется соглашением между предшественником и преемником.

    При отсутствии соглашения передача части территории может происходить двумя способами:

    1) недвижимая государственная собственность, находящаяся на территории, являющейся объектом преемства, переходит к государству - преемнику;

    2) движимая государственная собственность, связанная с деятельностью государства - предшественника в отношении данной территории переходит к государству - преемнику.

    При разделении территории государства и образовании нескольких государств - преемников недвижимая государственная собственность предшественника переходит к преемнику, на территории которого находится (если она находится за пределами территории предшественника - переходит к преемникам в справедливых долях).

    Движимая государственная собственность предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства , переходит к соответствующему преемнику (иная движимая - в справедливых долях).

    Движимая и недвижимая собственность СССР за рубежом, зарубежные инвестиции были распределены в соответствии со шкалой фиксированных долей (каждая сторона Соглашения о разделе собственности СССО за рубежом 1992 имеет право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение фиксированной долей и право на выдел ее в натуре).

    Правопреемство в отношении государственных архивов.

    Государство - предшественник обязано принимать все меры по предотвращению ущерба или уничтожению государственных архивов , переходящих к государству - преемнику.

    При разделе государства на несколько государств часть архивов, находящихся на территории государства - преемника, переходит к нему (если преемники не условились иначе).

    Правопреемство в отношении государственных долгов.

    Переход государственных долгов влечет прекращение обязательств государства - предшественника и возникновение обязательств государства - преемника (правопреемство не затрагивает прав и обязательств кредиторов).

    При переходе части территории этим соглашением регулируется переход государственного долга (при отсутствии такого соглашения государственный долг переходит в справедливой доле с учетом переходящего имущества, прав и интересов).

    Если преемник - новое независимое государство, государственный долг к нему не переходит (если соглашение между ними не предусматривает иное).

    При разделе государства на несколько государств государственный долг переходит к ним в справедливых долях с учетом переходящего имущества, прав и интересов (если они не условились иначе) (каждая из сторон несет раздельную ответственность по выплате своей доли дога).

    Правопреемство в отношении гражданства ф/л.

    Европейская конвенция о гражданстве 1997 (содержит положения, касающиеся утраты и приобретения гражданства в случаях правопреемства государств) (принята Советом Европы).

    Декларация о последствиях правопреемства государств для гражданства ф/л 1996 (принята Европейской комиссией за демократию через право (орган Совета Европы)).

    Лицо, которое на дату правопреемства имело гражданство государства - предшественника имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств (независимо от способа приобретения гражданства).

    Затрагиваемые государства должны принимать меры для недопущения того, чтобы лица, имевшие гражданство государства - предшественника стали лицами без гражданства в результате правопреемства (обязаны принять законодательство о гражданстве и других связанных с ним вопросах).

    При отделении части территории государства и образовании новых государств при сохранении предшественника государство - преемник предоставляет свое гражданство (лицам, имеющим обычное место жительства на его территории; лицам, имеющим надлежащую правовую связь административно-территориальным образованием предшественника, которое стало частью преемника).

    "

    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав