03.03.2020

Понятие и виды органов государства. Государственные органы Украины


Важным и неотъемлемым элементом структуры государственного аппарата является орган. Именно от уровня развития государственных органов, их взаимодействия, четкости полномочий зависит уровень развития и эффективность государственного аппарата.

Орган - это структурный элемент аппарата государства, созданный государством или избран непосредственно народом коллектив государственных служащих (или один государственный служащий), которые наделены государственно-властных полномочиями и необходимыми материально-техническую средствами для выполнения задач и функций государства.

Органы государства имеют определенные признаки, которые отличают их от государственных предприятий, учреждений, а также от негосударственных структур. Основными среди них являются:

является структурным элементом аппарата государства;

имеют определенную экономическую и организационную обособленность и самостоятельность;

создается государством или избирается непосредственно народом;

наделены нормативно закрепленными государственно-властных полномочиями;

характеризуются соответствующей организационной структурой;

имеют территориальные границы деятельности;

осуществляют свои функции от имени государства;

используют символы государства в официальном порядке;

имеют соответствующую компетенцию, принимают юридически обязательные нормативные и индивидуальные акты;

характеризуются определенными особенностями подчинения в процессе взаимодействия с другими государственными органами и учреждениями;

опираются в процессе реализации полномочий в организационную, материальную и принудительную силу государства;

обеспечивают государственно-властных полномочий путем применения средств воспитания, убеждения, поощрения, а в определенных случаях - меры принуждения;

характеризуются особым порядком образования, видами деятельности, характером и объемом полномочий, формами и методами выполнения функций.

К каждому государственного органа входят лица, которые осуществляют руководство, в соответствии с возложенными на них обязанностей и предоставления им полномочий, а также специалисты и другие лица, которые обеспечивают технические условия осуществления руководящих управленческих функций.

Государственные органы могут быть классифицированы по различным критериям. В зависимости от способа образования, времени функционирования и т.д., различают следующие виды органов государства:

1) по месту в системе государственного аппарата:

первичные, формируются непосредственно народом как источником власти и имеют представительный характер;

вторичные, формируются первичными органами, происходят от них и подотчетны им;

2) по способу образования:

выборные, избираемые населением или представительными органами;

назначаемые, назначаемых главой государства или вышестоящими органами;

унаследованные, которые передаются монархом в наследство;

3) по времени функционирования:

постоянные, которые создаются без ограничения срока действия для выполнения основных задач государства;

временные, которые создаются для решения неотложных задач, вызванных чрезвычайными обстоятельствами;

4) по способу принятия решений:

единоличные, в которых решения принимаются руководителем лично, который несет за него персональную ответственность;

коллегиальные, в которых решения принимаются после обсуждения путем голосования (простым или квалифицированным большинством голосов);

5) по территориальными границами деятельности:

центральные, решение которых распространяются на всю территорию и население страны;

федеральные (характерно для федеративного государства), решение которых распространяются на ее субъектов;

местные, решение которых распространяются на определенную административно-территориального единицу;

законодательные органы, которые имеют представительный характер и правотворческие функции;

исполнительные органы, которые осуществляют виконавчорозпорядчи функции;

судебные органы, которые имеют независимый характер, подчиняются только закону и осуществляют функции правосудия;

контрольнонаглядови органы, осуществляющие контрольнонаглядови функции;

В систему государственных органов Украины относятся:

1) орган законодательной власти - Верховная Рада Украины;

2) глава государства - Президент Украины;

3) органы исполнительной власти, которые делятся на:

выше (Кабинет Министров Украины);

центральные (министерства, государственные комитеты, центральные - органы исполнительной власти со специальным статусом)

местные (областные, районные, городов Киева и Севастополя государственные администрации, главы местных государственных администраций, отделы и управления областных и районных государственных администраций, администрация государственных предприятий, учреждений);

4) органы судебной власти - Конституционный Суд Украины и суды общей юрисдикции;

5) органы местного самоуправления, в которые входят:

сельский, поселковый, городской совет;

сельский, поселковый, городской голова;

исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета;

районные и областные советы;

органы самоорганизации населения;

6) контрольнонаглядови органы, к которым относятся:

Генеральная прокуратура и ее органы на местах;

налоговые администрации, санитарные, контрольноревизионной и другие государственные инспекции.

Как отмечалось выше, один из важнейших принципов организации и деятельности государственного аппарата являются принципы разделения властей. Согласно ему предполагается, что для четкого функционирования государства в нем должны существовать независимо друг от друга, законодательная, исполнительная и судебная власть. В настоящее время по указанному принципу построены конституции многих государств.

Законодательная власть - это одна из ветвей государственной власти, наделенной полномочиями по принятию, изменению или отмене законов.

Органами законодательной власти является парламенты, которые в разных странах называются по-разному: в США - Конгресс, в Англии - парламент, в России - Федеральное Собрание и тому подобное. Парламент может быть однопалатным (Италия, Швеция) или двухпалатным (в федеративных государствах - Россия, США, Германия, а также в некоторых унитарных государствах - Франция, Польша).

Согласно Конституции Украины единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины. Верховная Рада - парламент однопалатный, что обусловлено унитарным характером Украины. Верховная Рада Украины формируется путем выборов народных депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе или иметь другой представительский мандат.

Основными функциями Верховной Рады Украины являются:

1) представительная, то есть народ передает власть своим представителям и уполномочивает их осуществлять государственную власть, представлять весь украинский народ и выступать от его имени;

2) законодательная, то есть наличие законодательных полномочий по внесению изменений в Конституцию Украины, принятие законов, внесение в них изменений, отмены или приостановления их действия, а также толкования их положений;

3) учредительная, то есть участие парламента в формировании органов исполнительной и судебной власти, формировании собственных парламентских структур, назначение или избрание на должности, освобождение от должностей других органов государственной власти;

4) контрольная, то есть осуществление законодательным органом контроля за деятельностью подотчетных ему государственных органов - правительства, министерств, ведомств, прокуратуры и т.д., а также контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и их защита.

Каждая функция имеет свой особый порядок, специальную процедуру осуществления.

Конституция Украины закрепляет за Верховной Радой широкий круг полномочий в различных сферах управления.

Важнейшими полномочиями Верховной Рады Украины являются:

1) в законодательной сфере. Внесение изменений в Конституцию Украины, принятие законов, утверждение государственного бюджета Украины;

2) во внешнеполитической сфере. Объявления по представлению Президента Украины состояния войны и заключение мира, ратификация и денонсация международных договоров;

3) в формировании органов исполнительной власти. Назначение по представлению Президента Украины Премьер министра Украины и других высших должностных лиц;

4) в формировании органов судебной власти. Назначение трети состава Конституционного Суда Украины, избрание судей общей юрисдикции;

5) в осуществлении парламентского контроля. Контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины, должностных лиц исполнительной власти, проверка исполнения законов, бюджетнофинансовий контроль, парламентские расследования и тому подобное.

6) смещении Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента).

Верховная Рада Украины в соответствии с Конституцией Украины осуществляет и другие полномочия.

Законодательная власть, в силу своего представительского мандата, является наиболее политизированным институтом власти в отличие от других ветвей власти - исполнительной и судебной, в отношении которых существует прямая конституционный запрет создания ячеек политических партий и осуществления политической активности. Поэтому в органах законодательной власти - парламентах, предусматривается создание фракций политических партий, парламентского большинства и меньшинства и тому подобное.

Исполнительная власть - это одна из ветвей государственной власти, единая система виконавчорозпорядчих органов, осуществляющих непосредственное управление государственными делами.

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое в разных странах называется по-разному: в США - Администрация Президента, в Италии - Совет Министров, в России - Правительство, в Швейцарии - Федеративная совет, в Японии - Кабинет. Возглавляет правительство его глава (во Франции - Премьер министр, в Германии - канцлер, в Норвегии - Государственный министр). В президентских республиках (США), где эта должность отсутствует, главой правительства является непосредственно президент. Вместе с главой правительства в его состав входят вицепремьер, министры, возглавляющие отдельные министерства.

Согласно Конституции Украины субъектами исполнительной власти в Украине является:

1) органы общей компетенции - высшие органы в системе органов исполнительной власти;

2) органы специальной компетенции - центральные органы исполнительной власти;

3) местные органы исполнительной власти.

В своей совокупности эти субъекты образуют единую систему органов исполнительной власти. Возглавляет систему органов исполнительной власти Кабинет Министр Украины - высший коллегиальный орган исполнительной власти, ответственный перед Президентом Украины и Верховной Радой Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины. В своей деятельности Кабинет Министров руководствуется Конституцией, законами и актами Президента Украины. Кабинет Министров Украины, в пределах своей компетенции, издает постановления и распоряжения, подписывает Премьер министр и обязательные к исполнению.

Второе, после Кабинета Министров, место в исполнительной вертикали власти занимают центральные органы исполнительной власти, в которые входят:

1) министерства;

2) государственные комитеты (государственные службы);

3) центральные органы исполнительной власти со специальным статусом (Антимонопольный комитет, Фонд госимущества, Управление государственной охраны, СБУ и т.д.).

Центральные органы исполнительной власти могут иметь свои территориальные органы, которые образуются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, установленном законодательством, а также образовывать совещательные и консультативные органы, состав и положение о которых утверждается Кабинетом Министров Украины.

Важную роль в системе органов исполнительной власти играют местные государственные администрации, которые осуществляют исполнительную власть в областях и районах, районах Автономной Республики Крым, в городах Киеве и Севастополе. Они наделении правом представлять интересы государства и принимать от его имени распоряжения, действующие на территории соответствующей административно-территориального единицы. В своей деятельности местные государственные администрации руководствуются Конституцией, законами, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины и органов исполнительной власти высшего уровня.

Место исполнительной власти в системе государственной власти определяется, прежде всего, целью ее деятельности - обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина. Цель, в свою очередь, требует четкого определения сути исполнительных и распорядительных функций, которые присущи только исполнительной власти и не совпадают с функциями других ветвей власти.

Основной функцией исполнительной власти является выполнение законов и других нормативно-правовых актов законодательной власти и Президента Украины. Важным направлением деятельности исполнительных органов является осуществление распорядительных функций, то есть органы исполнительной власти для выполнения актов законодательной власти, указов и распоряжений Президента Украины от своего имени выдают управленческие акты, дают соответствующие распоряжения.

Исполнительная власть имеет универсальный характер, ее органы непрерывно действуют на всей территории государства, опираясь при этом на человеческие, материальные и финансовые ресурсы.

Судебная власть - одна из ветвей государственной власти, действующей самостоятельно, независимо от законодательной и исполнительной власти, и реализуется путем осуществления правосудия.

Итак, основной функцией судебной власти является осуществление правосудия.

Правосудие - это особый вид государственной деятельности, которую проводит суд путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях административных, уголовных, гражданских и хозяйственных дел.

Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных.

Правосудие, в отличие от деятельности органов исполнительной власти, осуществляется единолично судьей или судебной коллегией в строго определенной законом процессуальной форме. Правосудие - это исключительно судебная деятельность.

Согласно Конституции Украины, суды является самостоятельной ветвью власти и действуют независимо от законодательной и исполнительной власти. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается. Судебная деятельность распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Свои функции суды осуществляют руководствуясь только законом. Какое-нибудь вмешательства в их деятельность является недопустимым и влечет предусмотренную законом ответственность.

В Украине правосудия базируется на соответствующих принципах, к которым необходимо отнести:

правосудия исключительно судами;

независимость судов и подчинение их только закону;

государственный язык судопроизводства;

законность;

равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом;

обеспечение доказанности вины;

состязательность сторон и свободы в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности;

поддержание государственного обвинения в суде прокурором;

обеспечение обвиняемому права на защиту;

гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами;

обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения

обязательность решений суда.

Согласно Конституции и Закона Украины "О судоустройстве Украины" судебную систему Украины составляют:

1) Конституционный Суд Украины;

2) суды общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции в Украине строится по принципам территориальности и специализации, ее составляют:

1) местные суды;

2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украины;

3) высшие специализированные суды (Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины);

4) Верховный Суд Украины.

Кроме правосудия судебная власть в правовом государстве осуществляет функцию защиты прав и свобод человека и гражданина путем их обеспечения и восстановления, а также функцию сдерживания двух других ветвей власти путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ними.

4. Соотношение органов государства и органов местного самоуправления

Государственный механизм действует и развивается не изолированно от институтов гражданского общества. В системе социального управления, наряду с органами государственной власти, на основе централизации решают вопросы общегосударственного значения, на уровне административно-территориального единиц функционирует система самоуправления на основе относительной автономии органов местного самоуправления. Взаимодействие механизма государства с органами местного самоуправления способствует расширению демократической основы государственной власти и реализации конституционного права граждан на участие в управлении государственными делами прежде всего из-за их деятельность в органах самоуправления.

Самоуправление является одной из форм организации человеческого общежития, основанного на принципах свободы, равенства и непосредственного участия в управлении. При самоуправлении объект и субъект управления совпадают, что дает возможность населению управлять собственными делами, совместно принимать решения и совместно действовать с целью их реализации.

Среди различных уровней самоуправления наиболее распространены местные.

Местное самоуправление - это одна из форм народовластия в Украине, суть которой выражается в самостоятельном решении населением вопросов местного значения в пределах Конституции и законов Украины.

Местное самоуправление имеет специфическую правовую форму в каждом государстве и зависит от ее устройства, исторических, национальных и других особенностей.

Конституция Украины признает и гарантирует местное самоуправление как институт социального управления и гражданского общества. Она закрепляет возможность представительства местных интересов в органах самоуправления, устанавливает собственную материальную, финансовую и организационно-правовых базу местного самоуправления.

Органы местного самоуправления - это выборные или сформированы другим способом органы населения определенной территории, деятельность которых направлена на решение вопросов местного значения в пределах установленной компетенции.

В органы местного самоуправления Конституция Украины относит: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы; районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов.

Органы государства и органы местного самоуправления имеют общие черты, а именно:

1) они предусмотрены Конституцией Украины;

2) формируются в установленном законом порядке путем избрания или назначения;

3) осуществляют совместные функции по управлению обществом путем установления и обеспечения деятельности субъектов;

4) функционируют на основе принципа распределения полномочий и определенным образом взаимодействуют в процессе осуществления своих полномочий;

5) в соответствии с предоставленными полномочиями принимают решения нормативного характера, которые определенным образом обеспечиваются и гарантируются;

6) имеют четко определенную компетенцию в соответствующей сфере и формы и методы осуществления полномочий.

Однако, между органами государства и органами местного самоуправления есть и определенные различия, а именно:

1) органы государства формируются путем выборов, назначаются или утверждаются, а органы местного самоуправления - избираемые населением определенной административно-территориального единицы;

2) действие нормативно-правовых актов органов государства распространяется на всю территорию государства, а действие нормативно-правовых актов органов местного самоуправления только на соответствующую территорию;

3) органы государства действуют на основе конституционно закрепленного принципа разделения властей, а органы местного самоуправления могут, по взаимному согласию, перераспределять между собой отдельные полномочия на основании договора;

4) в органах государства решения принимаются коллегиально или единолично руководителем, а в органах местного самоуправления - исключительно путем голосования;

5) органы государства осуществляют полномочия непосредственно, а органы местного самоуправления как непосредственно, так и через избираемые органы;

6) органы государства действуют от имени государства, а органы местного самоуправления являются представителями интересов территориальных общин;

7) органы государства состоят из коллективов служащих, а органы местного самоуправления - из представителей территориальной общины, деятельность которых не имеет профессионального характера;

8) финансовую базу органов государства составляет государственный бюджет, а органы местного самоуправления - местный бюджет и внебюджетные поступления;

9) органы государства могут делегировать отдельные исполнительные полномочия органам местного самоуправления, а последние не могут делегировать свои полномочия государственным органам.

Таким образом, органы государства и органы местного самоуправления действуют параллельно на основе взаимодействия и взаимного дополнения и тем самым обеспечивают наиболее целесообразный уровень упорядочения общественных отношений и обеспечение функционирования гражданского общества.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав