29.09.2019

Гештальт-терапия перлза - теория, техники, основные положения. Краткое введение в гештальт-терапию


Популярным на сегодняшний день направлением в психологическом консультировании является гештальт-терапия. Ее главным разработчиком является Фредерик и Лаура Перлз, а также Пол Гудман. В переводе гештальт-терапия обозначает «целостный образ» — это задача, которую перед собой ставят специалисты при работе с клиентами по основным положениям, техникам и теории г .

Для пояснения того, чем именно занимается гештальт-терапия, интернет-журнал сайт приведет притчу. Долгое время возле своей лачуги сидел бедный человек. Сидел он возле речки, вдоль которой проходил добрый человек. Однажды бедняк попросил доброго человека накормить его. На что добрый человек словил ему рыбы и накормил. В следующий раз ситуация повторилась. Доброму человеку надоело постоянно ловить рыбу, отчего он показал бедняку, как это нужно делать, чтобы в дальнейшем не просить о помощи.

Гештальт-терапия помогает человеку достичь целостного образа за счет и самоосознания. Здесь терапевт не является пассивным участником, он активно вовлекается в процесс, однако не с целью того, чтобы выполнить всю работу за клиента, а для того, чтобы помочь клиенту научиться достигать понимания.

Что такое гештальт-терапия?

Двумя основными проблемами, которые страдают многие современные люди, можно назвать: неспособность справиться с имеющимися проблемами, которые могут тянуться уже долгие годы, и неумение брать на себя ответственность. Гештальт-терапия решает обе данные проблемы. Что это такое? Это метод психологического консультирования, у которого имеются свои задачи и техники.

Главной задачей гештальт-терапии является устранение эмоциональных переживаний, зажимов и страхов, которые мешают в настоящем времени наслаждаться жизнью и достигать поставленных целей. Проводится это благодаря осознанию всех переживаний, которые блокируют человека на пути совершения нужных действий, разрешению проблем, которые могли беспокоить индивида годами, а также взятию ответственности на себя за собственные эмоции и чувства.

Специалист работает с человеком в состоянии «здесь и сейчас», что также является «фишкой» гештальт-терапии. Психотерапевта не волнуют проблемы, прошлое человека или пережитое. Он интересуется лишь тем, что в настоящий момент все еще беспокоит его клиента, оказывает на него влияние, воздействует. Эта проблема могла случиться в прошлом, однако эмоциональные переживания и мысли о ней до сих пор сказываются на поведении .

Прорабатываются лишь те чувства и переживания, которые человек испытывает до сих пор. При разборе случившейся в прошлом проблемы специалист не интересуется, что чувствовал индивид тогда, в прошлом, его волнует лишь то, что человек испытывает сейчас, когда возвращается мыслями к этому событию из прошлого.

Находясь «здесь и сейчас» человек может более спокойно рассказывать о проблеме, которая с ним случилась в прошлом, ведь она уже случилась, осталась в прошлом, сейчас человека она никак не задевает физически. Индивид в ходе работы со специалистом должен осознать, что говорит он о событиях, которые сейчас, в конкретный момент с ним не происходят. Сейчас рядом с человеком нет того врага, который в прошлом его унизил или оскорбил. Сейчас человек не находится в той ситуации, которая с ним случилась в прошлом. А значит, он находится в большей безопасности. Он может более спокойно говорить о том, что случилось. Более того, он осознает, что сейчас в его жизни все спокойно и хорошо, ничего угрожающего не существует.

На ситуацию из прошлого можно посмотреть с разных сторон. Чем больше человек осознает, что проблемы нет сейчас, она находится в прошлом, и он может из-за нее не волноваться так, как это было тогда, когда он непосредственно в ней находился, тем лучше он начинает видеть ее. Можно на нее посмотреть с разных сторон. При этом человеку ничто не угрожает.

В гештальт-терапии практикуется не только рассмотрение конкретной проблемы, которая волнует человека, но еще и гипотетические ситуации, которые еще не произошли или в принципе беспокоят человека. Здесь применяются различные техники, например, метод «пустого стула», когда человек представляет на пустом стуле оппонента, с которым желал бы поговорить, получить от него какой-то ответ, научиться с ним общаться.

Задач у гештальт-терапевта несколько:

  1. Помочь человеку сохранять осознанность и состояние «здесь и сейчас» при рассмотрении волнующей его ситуации, которая может пугать.
  2. Помочь человеку осознать, какие конкретно переживания он испытывает при рассмотрении ситуации.
  3. Разобраться в причинах, почему ситуация вызывает у человека те эмоции, которые он испытывает. На основе этого совместно с клиентом можно разработать план действий по тому, как больше не допускать этих переживаний, как справиться/устранить те чувства, которые уже имеются.
  4. Восстановить внутренний баланс, стать целостной личностью, которая должна жить «здесь и сейчас», а не в прошлом или в будущем.
  5. Помочь клиенту взять ответственность на себя за те переживания, которым он позволяет влиять на его решения и поступки в настоящем времени.

Теория гештальт-терапии

Разработчики гештальт-терапии не считали нужным создавать различные теории, поскольку создавали вполне практичную систему. Гештальт-терапия выступает как метод, когда главной задачей специалиста является сохранение сознания клиента в состоянии «здесь и сейчас» (чтобы он не улетал в прошлое или будущее). Также главный аспект ставится на способности индивида к творчеству.

Однако со временем разработанная методика стала рассматриваться многими психологами, которые подвели к ней множество теоретических баз:

  • Контакт-граница – та линия, на которой человек начинает контактировать с окружающей средой, при этом он может обособляться от мира.
  • Сопротивление – способ взаимодействия индивида с внешней средой. В настоящее время человек контактирует с миром так, как ему доступно, или так, как ему привычно. Если вследствие данного контакта возникают проблемы, значит, методы, которые человек использует, были уместны в прошлом, однако являются неэффективными в настоящем.
  • Осознание истинных своих потребностей. Нередко человек, не имея возможности удовлетворить основную свою потребность, прикрывает ее другой, пытается компенсировать ее чем-то другим. Однако это не позволяет человеку до конца оставаться счастливым, вот почему он продолжает компенсировать основную свою потребность, не будучи полностью удовлетворенным, поскольку даже не осознает ее.

Гештальт-терапия рассматривает индивида как целостную систему. Он не разделяет ее как специалисты в психоанализе, хотя и может рассматривать ее отдельные аспекты. Дело в том, что происходящее в одной сфере жизни человека непосредственно влияет на остальные его аспекты системы. Таким образом, если меняются чувства, то меняется и опыт, убеждения, мировоззрение, поведение и даже цели на будущую жизнь.

Гештальт-терапия не ставит своей целью устранять проблемы, с которыми люди пришли. Она ставит своей задачей устранение тех эмоциональных зажимов, которые мешают человеку в настоящем времени наслаждаться жизнью в полном объеме, а не лишь частично. Здесь акцентируется внимание на том, чтобы осознать настоящие переживания и проблемы, а не уходить в прошлое.

Основоположником уже сформировавшейся гештальт-терапии является Перлз. Он ставит своей главной задачей поддержание гомеостаза – баланса, к которому человек стремится в любую минуту своей жизни. Здесь нужно удовлетворение всех его потребностей, которые позволяют достичь данного уравновешенного состояния, любыми способами.

Гештальт-терапия базируется на 5 основных стержнях:

  1. Отношение фона и фигуры. Фигурой является гештальт – некое целостное существо или сам человек, или его потребность. Фон – это ситуация, которая на данный момент является значимой и интересной для формирования гештальта. Если потребность удовлетворяется, тогда фон исчезает и появляется новый для формирования нового гештальта. Если потребность не удовлетворяется, тогда гештальт остается незавершенным, где человек и застревает. Здесь важно человеку научиться удовлетворять свои потребности, чтобы со временем не уйти в «зону фантазии», откуда и формируются надежды, неврозы и пр.
  2. Осознание и концентрация на настоящем моменте. Если человек способен осознавать собственные потребности в настоящем, то он должен искать методы их удовлетворения в том, что имеется на сегодняшний день. Если он уходит в фантазии, тогда возникают различные аномальные состояния, когда человек начинает ждать, надеяться, агрессировать из-за нереализации желаний и пр.
  3. Противоположности. Это разделение мира и человека на противоположности. Однако человек или мир не могут быть разделены. В гештальт-терапии все воспринимается как единое целое, как черное и белое в совокупности.
  4. Ответственность и зрелость. Здесь Перлз видел человека, который не ждет помощи извне, а пытается найти выход из любой ситуации, исходя исключительно из того, что он сам может для этого сделать.
  5. Функции защиты.

Техники гештальт-терапии

Техники в гештальт-терапии базируются на принципах и играх:

  1. Принципы:
  • «Здесь и сейчас». Осознание своих переживаний, которые присутствуют в настоящем времени, а не в прошлом.
  • «Я – ты». Осознание себя отдельно от других людей, чтобы быть способным с ними контактировать.
  • Субъективизация высказываний. Трансформация субъективных суждений в объективные.
  • Континуум сознания. Устранение контроля с целью простого наблюдения за собственными переживаниями, мыслями, которые происходят в настоящий момент, не подвергая их трактовке и оценке.
  1. Игры.

Зачем нужна гештальт-терапия в итоге?

К гештальт-терапии люди прибегают в случае, когда они желают избавиться от влияния прошлых проблем и возможных будущих событий, из-за которых возникают различные эмоции и мысли, мешающие полноценной настоящей жизни. Гештальт-терапия возвращает человека в настоящий момент, чтобы он наконец-то осознал, что прошлое и будущее его сейчас никак не задевают, поэтому он может сохранять спокойствие и направлять силы на удовлетворение своих потребностей и желаний.

В процессе гештальт-терапии важными становятся эксперименты (игры), в ходе которых человек воспроизводит различным образом волнующие его ситуации, отслеживая собственные эмоции и мысли, чтобы потом понять, как они влияют на его дальнейшее поведение и построение будущего. Только при наличии понимания можно что-то изменить в том направлении, которое выгодно самому человеку.

Также гештальт-терапия способствует выработке умения постоянно сохранять состояние «здесь и сейчас», чтобы не погружаться в воспоминания, которые пугают, или не фантазировать о будущем, которого может не произойти, а жить и искать ресурсы в настоящем моменте.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.r u

Удачи! Да и пребудет с Вами.... :)

Сайт psylib.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия.

Frederick S. Perls, M.D., Ph.D.

Фредерик Перлз

ТЕОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Институт общегуманитарных исследований

УДК 615.8 ББК 53.57 П 2 7

Перлз Ф. Теория гештальттерапии - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 - 384 с.

Фриц Перлз - один из самых эксцентричных и эффективных психотерапевтов нашего столетия. Его работы - это сплав юмора, поэзии и прозрения. В этой книге вы найдете ясное изложение всех основ­ ных идей и методов гештальттерапии.

ISBN 5-88230-091-6

Перевод с английского Влада Кислюк, Александра Корнева, Вероника Петренко.

© Институт общегуманитарных исследований, перевод, редак­ ция, оформление серии, 2004

НОВИЗНА, ВОЗБУЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Введение

Глава 1 Структура развития

1. Граница контакта

Опыт возникает на границе между организмом и его окружением, главным образом - на поверхно­ сти кожи и других органов, отвечающих за сенсор­ ную и моторную реакции. Опыт представляет со­ бой функцию этой границы, и психологически реальны «целостные» конфигурации ее функцио­ нирования: достигаемые цели, выполняемые дей­ ствия. Целостность опыта не включает в себя «все», но является определенной единой структурой; и с психологической точки зрения все остальное (в том числе и само представление об организме и окру­ жающей среде) - это абстракция, предположение или возможность, возникшая в данном опыте, как намек на некий другой опыт. Мы говорим о том, что организм контактирует с окружающей средой, но самой простой и первой реальностью является именно контакт. Вы очень быстро почувствуете это, если, вместо того чтобы просто смотреть на объекты перед собой, осознаете, что эти объекты находятся в поле вашего зрения. А если вы почувствуете, как это поле, так сказать, совпадает с вашими глазами, тогда вы поймете, что в действительности видите свои глаза. Затем обратите внимание, как объекты в этом овальном поле зрения начинают обретать

эстетические качества, связанные с пространством и цветом. То же самое вы можете ощутить и в свя­ зи со звуками «снаружи»: корень их реальности - на границе контакта, и на этой границе они воспри­ нимаются как единые структуры. Это касается и движений: вы осознаёте полет брошенного мяча, расстояние между вами сокращается, и вашему мо­ торному импульсу приходится, так сказать, вырвать­ ся на поверхность, чтобы встретить его. Цель всех практических экспериментов и теоретических об­ суждений, содержащихся в этой книге, состоит в том, чтобы, проанализировать функцию контакти­ рования и повысить осознавание реальности.

Мы используем слово «контакт» - «соприкос­ новение» с объектами, - подразумевая и сенсорное осознавание, и моторное поведение. Предположи­ тельно, существуют примитивные организмы, у ко­ торых осознавание и моторная реакция - это одно

и то же действие; и в организме более высокого уровня при наличии хорошего контакта всегда мож­ но продемонстрировать сотрудничество ощущения

и движения (а также чувства).

2. Взаимодействие организма и среды

В любых биологических, психологических или социологических исследованиях мы должны начи­ нать со взаимодействия организма и среды. Нет смысла говорить, например, о животном, которое дышит, не принимая во внимание воздух и кисло­ род, или говорить о питании, не упоминая пищу, о зрении - не учитывая свет, о движении - без гра­ витации и поддерживающей почвы, о речи - не принимая во внимание говорящего. Ни одна фун­ кция животного не может быть осуществлена без

внешних объектов и окружающей среды; это отно­ сится как к вегетативным функциям, таким как пи­ тание и сексуальность, так и к функциям восприя­ тия, моторике, чувствам и мышлению. Понятие гнева подразумевает фрустрирующий объект; мышле­ ния - наличие затруднений в практике. Назовем это взаимодействие организма и внешней среды, ох­ ватывающее все функции, «полем организм/окру­ жающая среда» (организм/среда), и уясним себе, что-вне зависимости от того, какие теории мы раз­ виваем относительно импульсов, влечений и т.д., мы всегда говорим об этом поле взаимодействия, а не об изолированном организме. Когда орга­ низм способен передвигаться в обширном простран­ стве и имеет сложную внутреннюю структуру (как, например, животное), создается впечатление, что можно говорить о его свойствах или частях (на­ пример, о коже и ее составе), как о чем-то обособ­ ленном; но это всего лишь иллюзия, возникающая оттого, что перемещение в пространстве или какието части тела привлекают к себе внимание на от­ носительно стабильном и простом фоне.

Человеческое поле организм/среда, конечно же, не только физическое, но и социальное. Поэтому, когда мы изучаем человека (это касается челове­ ческой физиологии, психологии и психотерапии), мы должны говорить о поле, в котором взаимодей­ ствуют, по меньшей мере, социально-культурные, био­ логические и физические факторы. Представлен­ ный в этой книге подход является «целостным» в том смысле, что мы стараемся детально рассматри­ вать каждую проблему через призму социально- биологически-физического поля. С этой точки зре­ ния, исторические и культурные факторы, к примеру, не могут рассматриваться в качестве ус-

ловий, усложняющих или модифицирующих бо­ лее простую биофизическую ситуацию; они неотъемлемы от проблемы в том виде, в котором она предстает перед нами.

3. Что является предметом психологии?

Если вдуматься, в двух предыдущих разделах содержатся очевидные вещи, и нет ничего экстра­ ординарного. В них утверждается, (1) что опыт - это, в конечном счете, контакт, происходящий на границе организма и окружающей его среды, и (2) что любая человеческая функция - это социальнокультурное, биологическое и физическое взаимо­ действие в поле организм /среда. Теперь давайте объединим эти два утверждения.

Все биологические и социальные науки имеют дело со взаимодействиями в поле организм/среда, но психология изучает функционирование самой контактной границы в этом поле. Это необычный предмет, и нетрудно понять, почему психологам все­ гда было трудно обрисовать предмет своих иссле­ дований. Когда мы говорим «граница», мы думаем о «границе между одним и другим»; но контактная граница, на которой возникает опыт, не отделяет организм от окружающей среды; она, скорее огра­ ничивает организм, заключает его в себя и защища­ ет, и в то же самое время соприкасается с окружаю­ щей средой. То есть (хотя это может показаться странным) контактная граница, например, чувстви­ тельная кожа, - это не столько часть «организма», сколько орган особой связи организма и окружаю­ щей среды. Вскоре мы постараемся продемонстри­ ровать, что эта особая связь представляет собой глав­ ным образом рост. Человек ощущает не состояние

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга начиналась как рукопись Фредерика С. Перлза. Материал был развит и разработан Паулем Гудменом и получил практическую разработку у Ральфа Хефферлина. В том виде, в каком эта книга существует сейчас, - это результат совместных усилий трех авторов.

Общей была у нас одна цель: развить теорию и создать методики, которые расширили бы границы и область применения психотерапии. У нас было много разногласии; обсуждая их, вместо того, чтобы вежливо скрывать, мы не раз приходили к решениям, которых ни один из нас не мог предвидеть. Многие идеи первоначальной рукописи сохранились, но столь же многое добавилось в результате совместных усилий трех авторов и, что еще важнее, многое получило новое значение в контексте книги в ее окончательном виде.

* * *

Первая половина этой книги приглашает вас погрузиться в себя и предлагает технику для того, чтобы это осуществить. Что может получиться из этой затеи - вот вопрос, который вы сразу зададите; но ответ на него нельзя поднести вам на словесном блюдечке с каемочкой. В действительности наиболее существенная часть ответа невербальна, и такой она и должна оставаться. Если вы получите этот ответ, то лишь проделав такую работу, как здесь описано. Но поскольку мы не можем ожидать от вас, что вы приметесь за работу, которая требует времени и усилий, поверив, что в конце концов овчинка стоит выделки, то попытаемся в этой книге описать общую человеческую ситуацию, а также показать, почему мы уверены в том, что можем дать что-то важное каждому, кто действительно хочет улучшить себя и свое положение.

То, что мы предлагаем вам сделать для самих себя, на первый взгляд может напоминать избитые истины, так как мы хотим помочь вам открыть себя, свою самость и мобилизовать её, сделать более эффективной в удовлетворении своих потребностей в качестве биологического организма и общественного человеческого существа.

Открытие себя может напомнить кому-нибудь старую историю о «вытаскивании самого себя за волосы». Но, как мы понимаем данный термин, - это трудный процесс. Далекий от внезапной вспышки озарения, этот процесс более или менее постоянен и кумулятивен - и не прекращается, пока человек жив. Он предполагает принятие особого отношения к себе и рассмотрения себя в действии. Для того чтобы рассматривать себя в действии - то есть рассматривать себя как действие, требуется техника, совершенно отличная от той, которую вы, может быть, уже испробовали и признали недостаточной - техника интроспекции.

Если открытие себя кажется небесполезным, но пугающим, мы не будем спорить с такой реакцией. Предположение, что у вас есть некое тайное или скрытое «я», что оно значительно хуже вас и лучше оставить его в покое, - не всегда у вас было, и вряд ли стоит навсегда его сохранять. Оно происходит от того, что в прошлом, в момент стресса, вы отвергли некоторую часть себя, доставлявшую вам слишком много беспокойства. В тогдашних обстоятельствах эти части вас были худшими, и чтобы жить в той ситуации, вам надо было от них избавиться. Это похоже на то, как ведет себя дикий зверь, попавший лапой в капкан. В таких условиях лапа становится угрозой и иногда зверь отгрызает ее, чтобы спастись, хотя и остается калекой.

Ваша жизнь сейчас может быть совершенно иной, чем тогда, когда вы отвергли часть себя, но в отличие от лапы зверя, эта часть может быть возвращена. Все ли еще существуют первоначальные причины, по которым вы ее отвергли, или они давно исчезли? Это, по меньшей мере, заслуживает рассмотрения. Мы предлагаем вам метод систематического рассмотрения и реконструкции вашей нынешней ситуации. Вы можете двигаться в своем собственном темпе. Процедуры организованы так, что каждая предыдущая составляет необходимую основу для последующей. Какую работу вы можете проделать за определенный интервал времени, зависит от того, какую часть себя вы отбросили и какова ваша нынешняя жизненная ситуация. В любом случае вы не сделаете ни одного шага быстрее или больше того, что сами хотите.

Мы не предлагаем вам ни «легкого пути к мастерству», ни программы морального усовершенствования, ни правил, обеспечивающих разрушение дурных привычек, которые вы на самом деле хотите сохранить. Мы вообще не собираемся ничего за вас делать. Мы предлагаем вам инструкции, с помощью которых вы - если захотите - можете отправиться в личное приключение и в процессе этого вы, своими собственными активными усилиями, можете сделать что-то для себя, для своей самости - открыть ее, организовать и направить на конструктивное использование в проживании своей жизни.

Парадоксы в этих утверждениях мы разъясним позже. Пока достаточно сказать, что, говоря «Ваше я», вместо того, чтобы просто сказать «Вы», мы бы хотели подчеркнуть особый смысл обладания, кроющийся в притяжательном местоимении «вам»: это ваше «я». Заметьте также, что «Вы», о котором идет речь, - то самое «Вы», которому предстоит делать открытия в течение Вашего «путешествия», и, одновременно, это составная часть «Вашего я». Эта та часть, которая читает эти строки, скорее все-го, проговаривая их про себя.

Не предполагается, что это предприятие будет легким. Может показаться, что выполнить указания легко - так легко, что вполне возможно, к концу вы решите: в этом ничего нет; вы проскочите все это, не получите никаких результатов, которых бы не предвидели заранее, и на этом остановитесь. Если же, с другой стороны, вы более тесно соприкоснетесь с экспериментальными ситуациями, которые создадите, то можете обнаружить, что в некотором смысле это самая трудная и раздражающая работа из всех, с какими вы сталкивались, - но и наиболее удивительная.

На этих страницах мы стараемся разговаривать с вами, как будто мы находимся лицом к лицу. Разумеется, у вас нет возможности, как в обычном разговоре, взять слово - ответить, задать вопрос, добавить подробности относительно своей личной ситуации; и мы, к сожалению, не знаем вас лично. Если бы мы знали касающиеся вас подробности - возраст, пол, образование, работу, ваши успехи и неудачи, ваши планы и ваши страхи, мы кое-что сократили бы или, наоборот, развили подробнее, где-то, может быть, переставили бы акценты, поменяли порядок; но это не изменило бы фундаментальным образом то, что мы хотим передать. Мы полагаем, что практически все, с чем мы будем иметь дело, применимо в той или иной степени, в том или ином отношении, к каждому человеческому существу, живущему в наше время в условиях западной цивилизации. Применить то, что соответствует вашей ситуации, и так, как это вам подходит, - это ваша работа в нашем совместном предприятии.

Поскольку многие наши представления о функционировании самости отличаются от распространенных представлении о человеческой природе, важно отметить, что наши представления не выдуманы за одну ночь. Это соединение нескольких линий, нескольких подходов к человеческой личности.

Как бы то ни было, поскольку терапия психоаналитического типа дорога и требует много времени, мы задались вопросом, нельзя ли это миниатюрное общество из двух человек - врача и пациента - ради достижения многих целей свести к одному человеку - читателю напечатанных инструкций и соответствующей дискуссии. Мы подвергли это проверке год на-зад. Используя материал (представленный здесь в несколько более развернутой форме), мы получили бесспорно положительный ответ на этот вопрос!

Материал был предложен студентам последних курсов психологических факультетов трех университетов. В одном из них, где студенты (различных возрастов: от восемнадцати до приблизительно семидесяти лет) большую часть времени работали, инструкции были розданы просто как часть «домашней работы» по курсу, обычному во всем остальном. Письменные отчеты подавались в течение приблизительно четырех месяцев (длительность семестра). В следующий раз курс был дан в расширенном виде и большему числу студентов. От приблизительно сотни студентов было получено разрешение использовать их отчеты по нашему усмотрению, если это не раскрывает их имен и личности; таким образом, мы получили возможность цитировать подлинные отрывки, чтобы дать представление о том, какого рода и сколь различные реакции вызывает эта программа. Для многих четыре месяца оказались слишком коротким сроком, развитие, начавшееся во время курса, продолжалось в ускоренном темпе, когда работа уже перестала быть частью их «домашнего задания». Есть все основания полагать, что так может быть и в вашем случае.

Часть I ОРИЕНТИРОВАНИЕ СЕБЯ

I. КОНТАКТ С ОКРУЖАЮЩИМ

Эксперимент 1: Чувствование актуального

Наше первое движение направлено на то, чтобы помочь вам усилить чувствование того, что актуально наличествует. Большинство людей согласятся с тем, что временами они лишь наполовину «здесь», что они как бы спят наяву, теряют нить происходящего или каким-либо иным образом ускользают из ситуации в настоящем. Люди также говорят о других: «Он отсутствует, будучи здесь» или вообще: «У него нет правильного контакта».

По мнению Ф. Перлза, целью гештальт-терапии является рост потенциала человека, или повышение его силы и возможностей путем процесса интеграции и развития, и формирование целостной гармоничной личности, способной противостоять любой ситуации. Интеграция помогает личности перейти от зависимости к самостоятельности, от опоры на внешние авторитеты к аутентичным внутренним авторитетам. Наличие внутреннего авторитета означает, что личность уверена в себе. Она обнаруживает, что требуемые возможности находятся внутри нее и что они зависят только от нее.

Социально-культурная среда создает разные концепции и модели желаемого поведения. Для того чтобы быть принятым, индивид, воспринимает различные элементы этих моделей и требований. Делая это, человек часто отказывается от своих чувств, желаний и потребностей, утрачивая при этом связь с природой и руководствуясь, главным образом, расчетом. Он играет перед собой и другими роли, не продиктованные истинными желаниями и переживаниями. Его раздирают внутренние противоречивые требования и ожидания.

Он не умеет устанавливать контакт с самим собой и окружением и значительную часть своей активности уделяет поиску какой-либо опоры вне самого себя, поскольку не верит в способность самостоятельно справиться со своей жизнью. Задача гештальта - в расширении сознания, в большей интеграции, в большей целстности, большей внутриличностной коммуникации. Все что делается с подобными целями, - это гешталът. Все, что делается с другими целями, - нет.

Потенциального клиента великолепно описал Ф. Перлз: " Современный человек живет на низком уровне жизненности. Хотя, в общем, он не cлишком глубоко страдает, но при этом столь же мало знает об истинно творческой жизни. Он превратился в тревожащийся автомат. Он, кажется, nomeрял всю свою спонтанность, потерял способность чувствовать и выражать себя непосредственно и творчески. ".

По мнению Ф. Перлза, чтобы обрести радость творчества и получать удовольствие от жизни, человек нужно уметь прислушиваться к самому себе. Доверяя своему внутреннему голосу можно научиться принимать решения и отвечать за свою жизнь. Другими словами, человек способен сам строить cвою жизнь и эффективно решать свои проблемы, если он полностью осознает то, происходит в нем и вокруг него.

Разработанная Ф. Перлзом гештальт-терапия - это форма экзистенциональной терапии, основанной на той предпосылке, что люди должны найти свой собственный путь в жизни и принять на себя личную ответственность, если они надеются достичь зрелости. Это подход, направленный на развитие самостоятельности личности, обретения подлинной жизненности, способности получать удовольствие от жизни в настоящем. В процессе терапии самым важным вопросом является мобилизация собственных ресурсов - учиться "стоять на собственных ногах", находить правильные формы связи с окружением.

Целью терапевтической работы является снятие блокирования и стимулирование процесса развития, реализация возможностей и целей и, прежде всего" создание внутреннего источника опоры и оптимизация процесса саморегуляции. Основой терапевтического процесса является "осознавание" и "переживания контакта" с самим собой и окружением.

"Большую часть времени мы предпочитаем просчитывать, а не осознавать себя, при этом даже не осознаем, что делаем какой-то выбор. Прием выключения нашего "компьютера" может способствовать контакту с текущими переживаниями, который может вовлечь желания просчета будущего, а может и не вовлечь. И в самом деле, многое в нашем мышлении похоже на репетицию, обусловливает необходимость управлять будущим. В поисках такой обеспеченности" мы можем избегать потерь и болезненности, но, превратившись в "компьютер", мы вообще перестаем полнокровно жить".

Гештальт-терапия стремится побудить человека осознавать собственные эмоции, интонации голоса, движения рук и глаз, понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения. Только тогда он сможет снова установить связь между всеми этими аспектами своей личности и в результате достичь полного осознания собственного "Я".

Сознавание уже само по себе может быть целительным.Ф. Перлз очень доверял "мудрости организма", самостоятельной саморегуляции здорового зрелого человека. Он полагал, что культивирование самосознавания ведет к обнаружению этой саморегулирующейся природы человеческого организма. Способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена - это главный принцип гештальт-терапии.

В гештальт-терапии сознание - это осознание. Аналогично в осознании Дзен, когда в смысл этого слова вкладывается значение не столько умственное, связанное с работой левого полушария, сколько деятельность больше вязанная с правым полушарием. Это то знание своего Я, это та настороженность, это то внимание, это тот поток сознания, который мы исследуем опытным путем ежесекундно.

Это осознание является одновременно физическим, эмоциональным и умственным и проявляется на трех уровнях, соответствующих различным напряжениям поля организм / среда:

Осознание своего Я

Осознание мира, окружающей среды

Осознание того, что находится между ними, т.е., иначе говоря, зоны воображения, фантазии

Процесс развития по Ф. Перлзу - это процесс расширения зон самосознания (self-awareness); основной фактор, препятствующий психологическому росту - избегание осознавания.

Ф. Перлз считал, что когда человек оставляет попытки привести свое поведение в соответствие с заимствованными у "авторитетов" условностями, на поверхность выходят сознаваемые потребности и спонтанный интерес, и он можете обнаружить, кто он есть, и что ему подходит. Это его природа, сердцевина его жизненной силы. Энергия и внимание, которые уходили на принуждение себя из-за ложного чувства "долженствования", часто направлялись против его собственных здоровых интересов. В той мере, в какой он можете вернуть себе эту энергию и по - новому ее направить, будут расширяться сферы влияния жизненного интереса. Лечит сама природа - "natura sanat".

В ценности хорошего здоровья согласно гештальт - терапии входят следующие условия:

Жить "сейчас"

Жить "здесь", в данной ситуации

Принимать себя таким, какой я есть

Воспринимать и взаимодействовать со своим окружением, с таким, какое оно есть, а не с таким, каким бы хотелось, чтобы оно было

Быть честным с самим собой

Выражать то, что ты хочешь, о чем ты думаешь, что чувствуешь, не манипулировать собой и другими при помощи рационализации, ожиданий, судейства и искажений

В полной мере испытать все эмоции, которые возникают, как приятные, так и неприятные

Не принимать тех внешних требований, которые входят в противоречие с собственным лучшим знанием о самом себе

Быть готовым к экспериментированию, открытию новых ситуаций

Быть открытым к изменению, росту

В теории гештальт - терапии "Я" определяется как сложная система контактов, необходимых для адаптации в сложном поле. Гештальт - терапия рассматривает личность или самость (self) не как статическую структуру, а как протекающий процесс. "Я" - не выбор замороженных характеристик ("Я" - это только это, и ничто другое). В норме "Я" гибко и разнообразно в своих способностях и качества, зависящее от частных требований организма и окружения. "Я" не имеет собственной природы, кроме как в контакте или по отношению к окружению. Это может быть описано как система контактов или взаимодействий с окружающей средой. В этом смысле "Я" может рассматриваться как интегратор опыта.

"Я" описывается как система "возбуждения, ориентации, манипуляции, различных идентификаций и отчуждений". Эти общие категории контактных функций описывают основные пути нашего взаимодействия с окружением с целью удовлетворить наши потребности и приспособиться к изменениям окружащей среды. Через возбуждение мы ощущаем наши потребности.

Через ориентацию мы организуем себя для удовлетворения наших нужд в связи с окружающей средой. Через манипуляцию мы действуем, удовлетворяя наши потребности. Через идентификацию мы принимаем в свой организм (делаем своим "Я") то, что можем усвоить, а через отчуждение отбрасываем (делаем "не Я") то, что чуждо нашей природе и что, таким образом, не может быть усвоено.

Полное функционирование приспособления зависит от контактных функций, полностью доступных организму для удовлетворения меняющихся запросов во взаимодействии с окружающей средой. Когда же контактные функции станут недоступны для осознания, организм не сможет больше приспособиться к миру. Чем более ограничены наши способности к контакту, тем больше наше ощущение себя и мира становиться фрагментарным, неорганизованным и таким образом, предметом сопротивления.

С точки зрения Ф. Перлза, изучение способа функционирования личности в окружающей ее среде - это изучение того, что происходит на границе контакта между индивидом и окружающей его средой. Именно на этой границе расположены психологические события: наши мысли, наши поступки, наше поведение, наши эмоции являются формой нашего опыта и встречи этих событий на границе с окружающим миром.

Характер по Ф. Перлзу - это ригидная структура поведения, мешающая творческому приспособлению self, происходить с необходимой гибкостью. Он считал, что если у человека есть характер, значит, он развил в себе ригидную систему. Его поведение становится окаменевшим, предсказуемым, и он теряет способность свободно взаимодействовать с помощью всех своих ресурсов. Ему предопределено реагировать на те или иные события каким-то одним способом, т.к. его характер предписывает вам этот способ. Это кажется парадоксальным, когда Ф. Перлз писал, что подлинно богатый человек, наиболее продуктивный и творческий человек - это человек, не имеющий характера".

Механизмы нарушения и сопротивления. Согласно гештальт-подходу, человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться "мудрости тела", прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, осуществлять свое "Я", реализовывать свои потребности, наклонности, способности - это путь гармоничной, здоровой личности.

Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической психологии, является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего "Я", направляющий все свои усилия на реализацию "Я"-концепции, создаваемой для него другими людьми - прежде всего близкими - и которую он со временем начинает принимать за свое истинное "Я".

Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма. В гештальт-терапии различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция.

При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект - является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения.

Проекция - прямая противоположность интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его "Я"-концепции. Образующиеся в результате проекции "дыры" заполняются интроектами.

Ретрофлексия - "поворот на себя" - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями, или незавершенными гештальтами, часто являются агрессивные чувства. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между "Я" и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: "Я должен заставить себя сделать это".

Дефлексия - это уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции "сглаживания" конфликтных ситуаций и т.п.

Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании границ между "Я" и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих. Слияние хорошо выявляется на занятиях групповой психотерапией у пациентов, полностью идентифицирующих себя с группой; для них характерно при описании собственного поведения употребление местоимения "мы" вместо "я".

Описанные варианты нарушений процесса саморегуляции представляют собой невротические защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного "Я". В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами, или частями, чаще выступают дихотомии: мужское-женское, активное-пассивное, зависимость-отчужденность, рациональность-эмоциональность, эгоистичность-бескорыстие.

Большое значение придается в гештальт-терапии описанному Перлсом конфликту между "нападающим" (top-dog) и "защищающимся" (under-dog). "Нападающий" - это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он должен делать ("Родитель" в терминологии трансактного анализа). "Защищающийся" - зависимая, неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками типа "сделаю завтра", "обещаю", "да, но…", "постараюсь" ("Ребенок" в трансактном анализе).

Основная цель гештальт-терапии состоит в интеграции фрагментированных частей личности. В процессе гештальт-терапии на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлс описывал как "прохождение через слои невроза".

Первый, поверхностный слой, с которым встречается терапевт, - обманчивый слой; он проявляется в стереотипах поведения, ненастоящем реагировании на жизнь. На этом уровне существуют игры и роли, в которых человек теряет себя, живя в фантазиях и иллюзиях. Как только человек пытается осознать обманчивость игр и стать более честным, он переживает неудобство и боль.

Следующий слой - фобический. На этом уровне человек пытается избежать эмоциональной боли, которая ассоциируется с тем, что он начинает видеть различные аспекты самого себя, которые предпочел бы не знать. В этой точке сопротивление принятию себя таким, каков человек есть на самом деле, словно "взрывается". Появляются катастрофические страхи, что другие люди непременно отвергнут невротика.

За фобическим слоем Перлз показывает тупиковый слой, или точку застревания в процессе созревания личности. В этой точке человек ощущает, что не способен выжить самостоятельно, что у него нет внутренних ресурсов, чтобы выйти из тупика без поддержки со стороны окружения. Типичным поведением при этом является манипулирование окружением, чтобы оно видело, слышало, чувствовало, думало, принимало решения за него.

Человек в тупике часто переживает нечто похожее на смерть, чувствует, что он - пустое место, ничто. Чтобы быть живым, необходимо выбраться из тупика. Если человек переживает эти чувства вместо того, чтобы отрицать "мертвость" или убегать от нее, проявляется имплозивный уровень. Перлз пишет, что необходимо пройти через этот уровень, чтобы обрести свое собственное "я". На этом уровне невроза человек обнаруживает свои защитные механизмы и начинает осознавать собственное "я".

На последнем эксплозивном уровне создается взрывное состояние, человек избавляется от обманных ролей и претензий, высвобождает огромный поток энергии, который сдерживался внутри. Чтобы быть подлинным, необходимо достичь этого взрыва, который может быть взрывом в боль или в радость. Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия - это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание.

Перлз описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм - результат работы с лицами, сексуально заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности.

Основным теоретическим принципом гештальт-терапии является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор. Поскольку саморегуляция осуществляется в настоящем, гештальт возникает в "данный момент", то психотерапевтическая работа проводится сугубо в ситуации "сейчас".

Психотерапевт внимательно следит за изменением в функционировании организма пациента, побуждает его к расширению осознания того, что происходит с ним в данный момент, с тем, чтобы замечать, как он препятствует процессу саморегуляции организма, какие блоки он использует для избегания конфронтации со своим настоящим, для "ускользания из настоящего".

Большое внимание психотерапевт уделяет "языку тела", являющемуся более информативным, чем вербальный язык, которым часто пользуются для рационализации, самооправданий и уклонения от решения проблем. Психотерапевта интересует, что делает пациент в данный момент и как он это делает, например, сжимает ли кулаки, совершает мелкие стереотипные движения, отводит в сторону взгляд, задерживает дыхание. Таким образом, в гештальт-терапии акцент смещается с вопроса "почему?" на вопрос "что и как?".

Результатом его размышлений стала книга "Гештальт-терапия", изданная в 1951 г. Первая часть этой книги, представляющая собой практическое руководство по самоисследованию, неоднократно издавалась на русском языке под названием "Практикум по гештальт-терапии".

гештальт терапия перлз терапевтический


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав