13.08.2019

Смежные права и их защита. Гражданское право Государственное образовательное учреждение


Достоинство, назначение произведения, способ его выражения значения не имеет. Оно может быть обнародованным и необнародованным, выраженным как письменно, так и устно (например, публично исполнено или произнесено), или в иной объективной форме - объемно-пространственной, в виде изображения, звуко- или видеозаписи.

Самые распространенные объекты авторских прав: литературные, драматические, сценарные, хореографические, музыкальные произведения, фотографии, фильмы, произведения архитектуры, переводы, сборники (как результат составительства), программы для ЭВМ (перечень открыт), независимо от их регистрации и соблюдения каких-либо формальностей. По желанию правообладателя возможно проведение регистрации программ для ЭВМ и баз данных.

Официальные документы, законы, судебные решения, государственная символика, фольклор, информационные сообщения не защищаются авторским правом.

1.​ Личные неимущественные права

​ право на неприкосновенность произведения и защита его от искажений - не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение его при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

​ право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить или дать согласие на действия, которые впервые сделают его доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа или исполнения, сообщения в эфир, по кабелю и др.

2.​ Исключительное право на произведение

Автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, после чего произведение переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами.

3. Иные права

​ право на вознаграждение за служебное произведение,

​ право на отзыв - право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения об этом;

​ право следования - право на часть цены оригинала при публичной продаже;

​ право доступа к произведениям изобразительного искусства - право требовать у собственника оригинала возможность создания копии.

1. автор - гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Если произведение - результат совместного творческого труда, то граждане признаются соавторами (как, например, братья А. и Б. Стругацкие).

2. правообладатель - физическое или юридическое лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Изначально правообладатель - это автор. Но поскольку исключительное право может переходить к другим лицам по договору или иным основаниям, то гражданин, чьим творческим трудом создано произведение, останется автором, а правообладателем будет другое лицо (гражданин, организация), к которому перешло исключительное право.

1.​ Гражданско-правовые

​ Признание права

Можно защищать как личные неимущественные права, так и исключительное право.

В частности, признание авторства может использоваться как самостоятельный путь защиты, либо наряду с другими, как необходимое условие для достижения успеха при их применении. Иногда без доказывания права авторства невозможно предъявление и иных требований.

Пример из судебной практики: Истцом заявлены требования о признании отсутствующим у ответчика авторского права на бланки медицинской карты и сертификата о профилактических прививках. В удовлетворении требования отказано, так как на авторство дизайна спорной полиграфической продукции претендует третье лицо. При этом, истцом, не заявляющим своего авторства на спорные бланки, избран ненадлежащий способ защиты права. (Постановление Федерального АС Уральского округа от 02.07.2013 N Ф09-5928/13 по делу N Ф09-4277/2012).

Способ 1.Прибегнуть к презумпции авторства.

Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения считается его автором, если не доказано иное. Однако, если авторство оспаривается, способ будет явно слабоват, и возникнет необходимость прибегнуть к иным вариантам доказывания.

Способ 2. Предоставление доказательств авторства.

А именно - любых документов и информации, которые подтверждают создание произведения творческим трудом именно данного лица - наброски, черновики, переписка, договоры, исходные материалы, документы о депонировании произведения, свидетельские показания и т.д.

Способ 3. Назначение экспертизы.

Сложно, дорого, не быстро.

Могут быть применены лингвистическая, компьютерная, речеведческая, искусствоведческая и иные виды экспертиз. Они будут решать вопрос о сходстве, тождестве, различиях произведений. Имеем в виду, что подтверждение тождества образца и спорного произведения будет иметь доказательственное значение лишь в том случае, если право авторства на образец не вызывает сомнений. Также перед экспертом можно поставить вопрос, является ли произведение результатом переработки или оно самобытно и т.п.

​ Восстановление положения, существовавшего до нарушения авторского права

В общем-то, это задача каждого из способов. Поэтому данный способ имеет общий характер.

​ Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения

Требования предъявляются к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут их пресечь. Самый распространенный пример - требование о запрете распространения контрафактных экземпляров или о запрете использования произведения любым способом.

​ Компенсация морального вреда

Претерпевать моральный вред могут только физические лица, в связи с чем данный способ защиты подходит только для граждан. Статья 151 Гражданского кодекса определяет моральный вред как физические или нравственные страдания, которые причинены действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации должны учитываться требования разумности и справедливости.

Пример из судебной практики. Истец ссылается на то, что ответчик, разместив на своем сайте фотографию истца, осуществил неправомерное использование его произведения, поскольку согласия на такое размещение истец ответчику не давал. Требование частично удовлетворено. Ответчик допустил нарушение исключительного права истца на произведение, а также нарушение личных авторских прав истца в отношении принадлежащего ему произведения, однако истец не представил суду подтверждений значительности своих нравственных страданий по поводу допущенного ответчиком нарушения его личных авторских прав. (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.1015 по делу № 33-13414).

​ Публикация решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя

​ Возмещение убытков

Требование предъявляется к лицу, неправомерно использовавшему произведение без заключения лицензионного договора с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему исключительное право, что причинило ущерб, привело к упущенной выгоде.

​ Изъятие контрафакта

При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.

​ Выплата компенсации

У правообладателя есть альтернатива - при нарушении исключительного права в качестве способа защиты выбрать либо возмещение убытков, либо выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Не так давно были внесены изменения в п. 3 ст. 1252 ГК РФ, позволяющие суду снизить общий размер компенсации ниже низшего предела (10 тыс. руб.). Такое правомочие суд может реализовать при условии, что одним действием нарушены права сразу на несколько результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат одному и тому же правообладателю. Обращаем внимание, что суд может снизить итоговый размер компенсации не более, чем на пятьдесят процентовминимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.

Поскольку доказывать размер убытков достаточно сложно, выплата компенсации очень популярный и распространенный метод.

2.​ Использование технических средств и копирайта

В самом общем смысле можно говорить о самозащите права.

Это использование технологий, технических устройств или их компонентов, контролирующих доступ к произведению, предотвращающих либо ограничивающих совершение третьими лицами действий, которые нарушают авторские права.

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы "C" в окружности;

имени или наименования правообладателя;

Этому знаку (копирайту) придается исключительно информационное значение. Его наличие не доказывает авторство, не свидетельствует о регистрации авторских прав, а предупреждает о их наличии.

3.​ Административно-правовые способы

Условием привлечения к такому виду ответственности является преследование виновным лицом цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение авторских прав.

В качестве административного правонарушения норма указанной статьи называет также ввоз, продажу, сдачу в прокат, иное незаконное использование экземпляров произведений, если они являются контрафактными либо на них указана ложная информация об изготовителях, местах производства, правообладателях.

С помощью указанных мер ответственности можно защититься от присвоения авторства, принуждения к соавторству и других нарушений.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик - до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к уголовной ответственности

Уголовная ответственность установлена ст. 146 УК РФ:

​ За плагиат (присвоение авторства),

причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.), в том числе, объявление себя автором чужого произведения, выпуск его под своим именем, издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания последних;

​ За незаконное использование объектов авторского права,

совершенное в крупном размере, в том числе: воспроизведение, продажа, прокат, публичный показ, обнародование, распространение в сети Интернет, перевод, переработка, модификация и иные действия, совершенные на бездоговорной основе;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров произведений

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

5.​ Привлечение нарушителя к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Можно использовать такой способ только в случае, если вы осуществляете предпринимательскую деятельность. Одним из проявлений недобросовестной конкуренции будет продажа, обмен или иное введение вашим конкурентом в оборот товара с нарушением авторских прав.

В этом случае можно обратиться с заявлением в управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ), которая обладает полномочиями по привлечению к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Установленные размеры штрафов на недобросовестную конкуренцию достаточно весомы - для юридических лиц штраф составит от ста до пятисот тысяч рублей.

В связи с чем, данный способ защиты может оказаться весьма эффективным в борьбе с недобросовестным конкурентом.

6.​ Регистрация и депонирование

В течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных правообладатель может по своему желанию зарегистрировать их в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте).

Депонирование произведения представляет собой процедуру, при которой лицо, заявляющее об авторстве конкретного произведения, предъявляет его в организацию, осуществляющую депонирование и получает документ, содержащий информацию о предъявленном произведении и дате предъявления.

Какая-либо проверка авторства не производится, поэтому
поэтому указанный документ удостоверяет лишь то, что в указанное время указанное лицо подало заявку о депонировании, владело экземпляром произведения и утверждало свое авторство на него.

Услуги по депонированию произведений предлагают многие организации.

Нужно помнить, что полученные свидетельства в случае наличия судебного спора об авторстве не будут весомым доказательством. Для доказывания своего права придется прибегнуть к одному из способов, указанных нами выше, в том числе, предъявить доказательства создания и работы над произведением.

Речь идет о круге лиц, кто вправе воспользоваться вышеуказанными способами защиты.

Кроме авторов и иных правообладателей, это, например, организации по управлению правами на коллективной основе. Права авторов музыкальных произведений, к примеру, защищает Российское авторское общество.

Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134 Гражданского кодекса), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Территория защиты

В 1995 году Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений - ключевому международному соглашению в этой области. Участниками конвенции являются 167 стран, администрируется Всемирной организацией интеллектуальной собственности . Произведения российских авторов охраняются во всех государствах, присоединившихся к Бернской конвенции, в соответствии с законодательством соответствующего государства, равно как произведения иностранных авторов подлежат правовой охране в нашей стране.

Как нам кажется, за последние годы наша страна значительно продвинулась в вопросах защиты авторских прав, борьбы с «пиратством». Хотя, несомненно, есть пути для совершенствования. Растет уровень правосознания в гражданском обществе, связанный с охраной авторских прав. Полагаем, что арсенал средств защиты прав авторов и иных правообладателей достаточно широк и предоставляет определенный уровень защиты при условии их своевременного и правильного использования.

Права авторов, их содержание и осуществление. Автору произведения литературы, науки и искусства принадлежат следующие права: право авторства (на авторство), право на имя, на опубликование и иное использование произведения, на неприкосновенность произведения, на вознаграждение за использование произведения другими лицами (п. 2 ст. 135 Основ гражданского законодательства).

Основное право лица, занимающегося научной или художественной деятельностью,- право на авторство. Оно является основополагающим в том комплексе прав, которыми обладает автор.

В юридической литературе высказываются предложения о необходимости закрепления этого права автора в законе.

С целью индивидуализации лиц, создающих произведения литературы, науки и искусства, им предоставляется право на имя. Автор может выпустить в свет произведение под собственным именем, под псевдонимом или анонимно. Он реализует право на имя в случаях использования его произведения, когда вступает в договорные отношения с другими лицами и организациями.

Закон разрешает всеми дозволенными способами опубликование, воспроизведение и распространение произведения. Под опубликованием понимается всякое сообщение произведения неопределенному кругу лиц любым установленным законом способом, т.е. путем издания, публичного исполнения, публичного показа, передачи по радио, телевидению и т.д.

Право автора на воспроизведение означает возможность размножения произведения с помощью снятия с него копий или иным способом. И опубликование, и воспроизведение осуществляются на основе договора, который заключает автор с организацией (издательством, театром, киностудией и т.д). Воспроизведение, как и опубликование произведения, требует согласия автора.

Исключение из правила об использовании произведения на основе договора закреплено в законе. Статья 492 ГК предусматривает случаи использования произведения без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения, а ст. 495 ГК - использование произведения без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения (ст. 138 Основ).

Сложившаяся в последние годы практика издания произведений за счет средств автора предоставила ему возможность самому распространять свои произведения. Поэтому сами собой отпали утверждения ученых-юристов о том, что автор не обладает правом на распространение своего произведения, так как не располагает печатными средствами, бумагой и т.д.

Право на неприкосновенность произведения означает запрет внесения изменений в само произведение, его название и в обозначение имени автора без его согласия при любом способе использования (издание, публичное исполнение, публичный показ и т.д.).

Статья 480 ГК запрещает без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Упоминается лишь один из способов использования произведения - издание, но этот порядок должен сохраняться при всех иных способах использования произведения.

Пределы неприкосновенности произведения не могут быть безграничными. Автор, вступая в договорные отношения с издательством, театром и другими организациями-пользователями, допускает, что в ходе подготовки произведения к выпуску в свет будут вноситься определенные поправки. Редактор или режиссер, совершенствуя произведение, не вправе нарушать замысел автора, особенности его стиля и т.д. Вносимые ими в произведение исправления должны согласовываться с автором.

Особенности авторского вознаграждения определяются спецификой творческого труда. Факт создания произведения еще не порождает у автора возможности реализовать право на вознаграждение. Осуществление данного права связано с использованием произведения другими лицами, иными словами, когда установлена общественная полезность произведения.

Ставки авторского вознаграждения за использование произведений учитывают вид, характер произведения, его объем, сложность, количественные критерии. При издании научного или художественного произведения вознаграждение выплачивается, исходя из ставки за один авторский лист. Поэтические произведения оплачиваются по ставкам за одну строку. Отдельные произведения - рассказ, эпиграмма, стихотворение до 30 строк - оплачиваются аккордно, т.е. за произведение в целом.

ведения (художественная проза, одноактная пьеса, литературно-критические, литературоведческие работы, научно-популярная, учебная литература и т.д.).

При издании произведения литературы, науки и искусства автор получает 100% авторского вознаграждения. Каждое последующее издание обычно оплачивается в уменьшенном размере: второе и третье издание литературно-художественного произведения - в размере 60% от первого издания; четвертое - 40%; пятое - 30% и т.д.

При издании переработанного автором произведения авторское вознаграждение выплачивается в следующем порядке: новый материал оплачивается, как первое издание - 100%, ранее опубликованный материал - в процентном исчислении с учетом порядкового номера издания.

Отпадение государственной монополии в издательском деле привело к утрате обязательной силы типовых авторских договоров и предусматривавшихся ранее ставок авторского вознаграждения. Однако многие издательства ориентируются на прежние принципы исчисления авторского вознаграждения, одновременно дополняя их современными (например, возможностью получения автором части дохода, полученного издательством от распространения тиража его произведения). Аналогичным в принципе образом строится расчет авторского вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкально-драматических, музыкальных и других произведений. Одни ставки применяются при оплате публичного исполнения произведения, созданного по заказу зрелищного предприятия, другие - публичного исполнения уже опубликованных произведений.

За произведение, выполненное по заказу, либо за право первой постановки неопубликованного произведения автору выплачивается единовременное вознаграждение. Кроме того, зрелищное предприятие, публично исполняющее произведение, выплачивает автору вознаграждение в виде определенного процента от суммы валового сбора, поступившего от продажи билетов. Публичное исполнение уже опубликованных произведений оплачивается в виде процентов от поспектакльных сборов.

Рассмотренные выше права авторов произведений литературы, науки и искусства делятся на личные и имущественные. Личные права охватывают право на авторство, на авторское имя, на неприкосновенность произведения и имени автора, право на опубликование. Имущественным считают право на воспроизведение и распространение произведения, на авторское вознаграждение.

Приведем несколько примеров. Право автора на имя, которое является личным правом автора, в определенных случаях затрагивает его имущественные интересы. Если не указан один из соавторов, то он лишается авторского вознаграждения. Лицо, выдавая чужое произведение за свое, нарушает право на авторство и право на имя действительного автора, а

Право на неприкосновенность произведения тоже может порождать для автора имущественные последствия. Например, искажение театром пьесы при постановке может снизить посещаемость зрелищного учреждения или привести к исключению пьесы из репертуара театра. В свою очередь это приведет к уменьшению размера вознаграждения или прекращению его выплаты.

Практически трудно выделить личные и имущественные права в чистом виде, поскольку одно и то же принадлежащее автору право может охранять его имущественный и неимущественный интересы*.

Срок действия авторского права установлен в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти (считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора), что соответствует требованиям международных конвенций. Ранее после смерти автора его право действовало в течение 25 лет (а до 1973 года - лишь в течение 15 лет).

137 Основ гражданского законодательства).

Основные способы защиты авторских прав. При нарушении личных неимущественных прав автор может требовать восстановления нарушенного права путем внесения соответствующих исправлений, сообщения в печати или иным способом о допущенном нарушении.

Пресечение действий, нарушающих права автора, достигается запрещением выпуска произведения в свет либо прекращением его распространения. Независимо от требований автора, связанных с защитой его личных неимущественных прав, согласно ст. 499 ГК, может ставиться вопрос о защите имущественных прав автора.

Нарушение имущественных прав (ст. 500 ГК) может быть связано с нарушением других имущественных прав автора. Например, права собственности на объект, в котором материализовано произведение (картина, рукопись, клавир и т.п.). Возмещение стоимости утраченной или поврежденной вещи не лишает автора права на возмещение убытков, связанных с нарушением авторского права.

Из общих мер защиты гражданских прав не применяется к авторским правам присуждение к исполнению обязанности в натуре. Невозможно заставить автора написать произведение по договору заказа, если он не выполнил взятого на себя обязательства. Право на авторство, право на авторское имя, на неприкосновенность произведения защищаются независимо от истечения срока исковой давности.

В исковом заявлении указывается, какие права автора нарушены (личные неимущественные или имущественные). Исковые требования неиму-

~ " ~ ----,.,..„"пт-ftrwvrwt ППЯНЯ. С. 107.

* См.: Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. С. 107.

щественного характера связаны с восстановлением личных прав автор?, а исковые требования имущественного характера - со взысканием авторского вознаграждения или убытков. Возможны иски, в которых одновременно заявлены требования о восстановлении личных неимущественных и имущественных прав.

Нарушение имущественных интересов автора в ряде случаев не затрагивает его личных прав. Оно возможно при правомерном использовании организацией произведения, а также при бездоговорном использовании. В первом случае речь идет об определении вознаграждения ниже предусмотренного, несоблюдении порядка и сроков выплаты вознаграждения и т.д.; во втором - об отказе организации выплатить автору причитающийся ему гонорар.

Права авторов внутри страны и за ее пределами до 1990 года охранялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП). Оно было создано в 1973 году по инициативе творческих союзов, Академии наук СССР, Агентства печати "Новости" и других организаций. Охраняя права и законные интересы авторов и их правопреемников, ВААП обеспечивало их представительство, принимало необходимые меры по предотвращению нарушений или восстановлению нарушенного права. ВААП вело дела авторов в административных и судебных органах, выполняло функции по сбору и выплате авторского вознаграждения.

Вместе с тем, ВААП обладало монополией на заключение договоров с зарубежными партнерами и на представительство интересов авторов, нередко без их на то согласия. Фактически оно выполняло функции органа государственного управления в сфере авторских отношений. Поэтому происходящие в стране процессы радикального обновления существенно отразились на его деятельности. В настоящее время оно преобразовано в Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС) при Президенте РФ.

РАИС является федеральным ведомством, разрабатывающим и осуществляющим государственную политику в сфере охраны авторских и смежных прав*. РАИС отказалось от многих монопольных функций, сохранив за собой, в частности, функции содействия обладателям авторских прав в реализации их правомочий, включая право на обращение в суд и на заключение договоров об использовании авторских прав в РФ и за рубежом исключительно по поручениям авторов или иных правообладателей, а также получение и выплату авторского вознаграждения за публичное использование (исполнение) некоторых произведений и авторского вознаграждения, поступающего из-за рубежа в валюте. РАИС вправе издавать инструкции и разъяснения по еди; ообразному применению авторского права, обязательные для всех ве".шств, организаций и иных пользователей произведений.

* См. п 1. Положения о Российском агентстве интеллектуальной собственности при Президенте Российской Федерации, утвержденного распоряжением Президента РФ от 15 июля 1992 г.- В: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 29. Ст. 1768.

Несколько по-иному новое законодательство определяет права автора произведения. Ранее ему принадлежали только неимущественные права и личные имущественные права. В настоящее время круг этих прав расширился и детализировался.

Особое внимание ГК РФ уделяет праву авторства и праву автора на имя (ст. 1265). Право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (п. 1 ст. 1287 ГК РФ), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Праву автора на неприкосновенность произведения и защите произведения от искажений посвящена . По новому законодательству не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения). При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом (ст. 1268 ГК РФ). При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков (ст. 1269 ГК РФ). Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение в соответствии с новым законом.

Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляров трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Нормативные и иные официальные акты, литература

1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений // Сборник нормативных актов "Права на результаты интеллектуальной деятельности". Составитель В.А. Дозорцев. М., 1994. (Далее – сборник B.А.Дозорцева)

3. Соглашение СНГ от 24 сентября 1993г. о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав //Сборник В.А.Дозорцева

5.Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" // СА РФ, 1996, № 3

6. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999г. № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» // ВВАС РФ, 1999, № 11

7. Гаврилов Э. Судебные споры по вопросам интеллектуальной собственности //Хозяйство и право, 2000, № 2.

9. Подшибихин Л., Леонтьев К. Реализация положений Бернской конвенции в России // Российская юстиция, 1001, № 4

11. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.,1996.

12.Силонов И. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторского права и смежных прав. //Хозяйство и право, 2000, № 9.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАКТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ

1. Гражданское право в правовой системе России.

2. Принципы современного гражданского права.

3. Обычаи делового оборота как источник гражданского права.

4. Свобода гражданско-правового договора.

5. Осуществление и защита субъективных гражданских прав.

6. Правовое положение несовершеннолетних по гражданскому и семейному законодательству.

7. Правоспособность юридических лиц: тенденции развития в условиях перехода к рыночной экономике.

8. Реорганизация юридических лиц.

9. Банкротство.

10. Хозяйственное товарищество как юридическое лицо.

11. Гражданско-правовое положение общества с ограниченной ответственностью.

12. Акционерное общество в гражданском обороте.

13. Гражданско-правовой статус производственного и потребительского кооператива.

14. Юридическая личность некоммерческой организации.

15. Статус унитарного государственного предприятия.

16. Российское государство и его субъекты в гражданском обороте.

17. Недвижимое имущество как объект гражданского правоотношения.

18. Правовое регулирование рынка ценных бумаг.

19. Вексель в гражданском обороте.

20. Акции: правовая природа, виды, обращение.

21. Средства индивидуализации юридического лица и их правовая охрана.

22. Честь, достоинство и деловая репутация под защитой гражданского права.

23. Юридические факты в гражданском праве.

24. Санкции в гражданском праве.

25. Ограниченные вещные права юридических лиц.

26. Правовой режим имущества супругов.

27. Право государственной собственности при переходе к рыночной экономике.

28. Ипотечное кредитование.

29. Поручительство и банковская гарантия как способы обеспечения обязательств.

30. Права потребителей в торговом обслуживании.

31. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг).

32. Санкции в законодательстве о защите прав потребителей.

33. Правовое положение потребителей в сфере бытового обслуживания (на примере 1-2 договоров).

34. Защита прав потребителей в транспортном обслуживании.

35. Договор энергоснабжения в системе договоров купли-продажи.

36. Принцип надлежащего исполнения в отношениях поставки.

37. Рентный договор в системе обязательственного права.

38. Правовые вопросы финансовой аренды.

39. Строительный подряд в современных условиях.

40. Подряд в системе смежных обязательств.

42. Аренда транспортных средств.

43. Права граждан на жилище: от отношений найма к отношениям собственности.

44. Правовое положение членов семьи нанимателя и постоянно проживающих с ним лиц по жилищному законодательству и Гражданскому кодексу РФ.

45. Приватизация жилых помещений: теория и практика.

46. Правовое положение члена семьи и собственника жилого помещения.

47. Право на квартиру в жилищно-строительном кооперативе.

48. Договоры поручения, комиссии и агентирования в сфере предпринимательской деятельности.

49. Договор банковского счета.

50. Договор банковского вклада.

51. Способы обеспечения банковского кредитования.

52. Аккредитив как форма безналичных расчетов.

53. Страхование ответственности и рисков по гражданскому праву.

54. Договор личного страхования (на примере 1-2 договоров).

55. Деликтная ответственность юридического лица.

56. Моральный вред: проблемы в правоприменительной практике.

в объективном смысле - совокупность норм гражданского права (гражданско-правовой институт), регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

в субъективном смысле - это субъективное право автора или иного правообладателя по использованию произведения науки, литературы или искусства.

  • являются результатом творческой деятельности;
  • существуют в какой-либо объективной форме.

Понятие творчества в законе не раскрывается. Считается, что творческой является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием самостоятельного результата науки, литературы или искусства. В литературе указывается, что показателем творческого характера служит новизна либо оригинальность произведения. Об оригинальности как признаке творческого характера свидетельствует и арбитражная практика. Если произведение содержит как оригинальные, так и неоригинальные элементы, то на последние исключительные права автора не распространяются.

Для охраноспособности произведения авторским правом не имеет значение его назначение и достоинства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). В связи с этим можно говорить о том, что авторское право распространяется на любые оригинальные творческие результаты. Однако произведению будет предоставляться правовая охрана лишь при условии, если оно отвечает второму критерию — выраженности в какой-либо объективной форме.

ГК РФ (п. 3 ст. 1259) предусматривает примерный перечень объективных форм произведения:

  • письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т. п.);
  • устная (публичное произнесение, исполнение и т. п.);
  • звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т. п.);
  • объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и др.).

Данный перечень не является исчерпывающим, может дополняться с учетом развития науки и искусства.

Как правило, объективная форма произведения выражается с помощью материальных носителей (бумага, дискета, видеокассета, холст и др.). В связи с этим следует отметить, что на материальный носитель может существовать и в большинстве случаев существует вещное право — право собственности, не зависящее от авторских прав на произведение, выраженное в этом носителе.

Авторские права на произведение возникают независимо от того, было оно обнародовано или нет (п. 3 ст. 1259). Под обнародованием понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения являются его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т. п.

В законе (п. 1 ст. 1259) дается лишь примерный перечень объектов авторского права, в том числе: литературные произведения; драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические карты и др., планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и другим наукам.

Производными являются самостоятельные произведения, органически связанные с другими произведениями и служащие их внешней формой (обзоры, переводы, аннотации, рефераты, резюме, обработки, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и искусства).

Составными произведениями являются произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов (сборники, антологии, базы данных).

Объектами авторского права не являются: официальные документы (законы, судебные решения, иные судебные и административные документы и их официальные переводы); государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. п.); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (п. 6 ст. 1259).

Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты (п. 5 ст. 1259). Данное положение имеет очень большое значение, поскольку в соответствии с ним объектом правовой охраны выступают элементы не содержания, а формы произведения. Например, в произведении художественной литературы к элементам формы относятся: язык, художественные образы, последовательность изложения, а к элементам содержания — тема, сюжет, идейные достоинства и т. п. При этом содержание произведения всегда облечено в определенную форму, через которую оно и выступает.

Соответственно автор произведения не приобретает исключительных прав на использование темы, сюжета и т. п. Другие лица могут, используя тот же сюжет, тему, создать собственное независимое произведение. Такое произведение не будет носить производный характер.

В соответствии со ст. 1256 ГК РФ авторское право распространяется на все обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, независимо от гражданства их авторов и их правопреемников. На обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся за пределами России, авторское право признается только за авторами — гражданами РФ и их правопреемниками. За гражданами других государств авторское право на такие произведения признается в соответствии с международными договорами РФ. СССР (и Россия как его правопреемник) является участником ряда двусторонних соглашений по взаимной охране права интеллектуальной собственности либо только авторского права (в частности, с Австрией, Арменией, Венгрией, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией и Китаем). Такими соглашениями для авторов — граждан договаривающегося государства устанавливается национальный правовой режим.

Произведение также считается обнародованным путем опубликования в РФ, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ.

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства (авторы, в том числе соавторы, составители сборников), их правопреемники (наследники, лица, приобретшие исключительные нрава по авторскому договору) или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. В качестве авторов могут выступать только физические лица, в качестве иных субъектов авторского права и физические, и юридические лица.

Авторское право возникает у создателя произведения в силу факта его создания и не требует регистрации или иного специального оформления (п. 4 ст. 1259). Вместе с тем автор или иной владелец авторских прав имеет возможность в целях обеспечения в дальнейшем доказательств добровольно зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественной организации, а в некоторых случаях в государственной организации. Наиболее часто регистрация осуществляется в Российском авторском обществе.

Обладатель авторских прав, имеющий исключительные права на использование произведения, в соответствии со ст. 1271 Г К РФ вправе, но не обязан использовать знак охраны авторского права (так называемый «копирайт»), помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности Copyright; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения (например, () Коллектив авторов, 2008).

Проставление знака «копирайт» не влечет каких-либо правовых последствий (таких, как обладание правами или признание прав за лицом, чей «копирайт» указан в книге). Знак охраны призван лишь оповещать возможных пользователей об обладателе исключительных прав на произведение, о том, когда произведение было впервые опубликовано.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (ст. 1258 ГК РФ). Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Автору сборника и других составных произведений (составителю) в соответствии с п. 2 ст. 1260 ГК РФ принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составитсль- ство). Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий в соответствии с п. 7 ст. 1260 принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.

Переводчикам и авторам других производных произведений в соответствии с п. 1 ст. 1260 принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку. Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Авторами аудиовизуального произведения в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ являются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

Заключение договора на создание аудиовизуального произведения может повлечь за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Переход таких прав устанавливается в порядке ст. 1240 ГК РФ, закрепляющей специфику использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.

Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения (и. 1 ст. 1295 ГК РФ). Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства) — п. 1 ст. 1265 ГК РФ; право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя) — п. 2 ст. 1265; право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование) - ст. 1268 ГК РФ; право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений (право на неприкосновенность произведения) — ст. 1266 ГК РФ.

Автор в соответствии со ст. 1269 ГК РФ имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений, программ для ЭВМ, произведений, вошедших в сложный объект, данные правила не применяются.

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

  • воспроизводить произведение, т. е. изготавливать экземпляры произведения (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения путем продажи или иного отчуждения (право на распространение);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • импортировать оригинал и экземпляры произведения в целях распространения (право на импорт);
  • осуществлять прокат оригинала или экземпляров произведения (право на прокат);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение, переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на перевод или иную переработку);
  • право на практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного и садово-паркового проекта (право на практическую реализацию);
  • право на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения , если иное не предусмотрено в договоре (ст. 1294 ГК РФ).

Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

Автор произведения изобразительного искусства также вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (так называемое право доступа) - ст. 1292 ГК РФ. При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

В соответствии со ст. 1293 ГК РФ в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный сап он, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ.

Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.

Ограничения авторских прав

Закон с учетом принципа сочетания частных интересов автора и общественных интересов устанавливает возможность определенного ограничения исключительных авторских прав.

Прежде всего следует отметить, что в соответствии со ст. 1273 ГК РФ допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение в личных целях правомерно обнародованного произведения. Данное правило не применяется к воспроизведению произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; воспроизведению баз данных или существенных частей из них; воспроизведению программ для ЭВМ; репродуцированию книг (полностью) и нотных текстов; видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; воспроизведению аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

ГК РФ предусмотрен и ряд других случаев использования произведения без согласия автора и выплаты ему вознаграждения (ст. 1274-1280). В частности, допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

  • цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  • использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
  • воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
  • воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;
  • воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
  • воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-то- чечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

Существуют и иные ограничения, в том числе предусматривающие выплату авторского вознаграждения.

Срок действия авторского права

В соответствии со ст.1281 ГК РФ исключительное авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общее правило о сроке действия авторского права.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лег после смерти последнего автора, пережившего других соавторов, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок действия прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на четыре года.

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, которым на территории РФ никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т. п.).


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав